Наказание по уголовному праву рб

Система, виды и цели наказания в уголовном праве

Главная > Реферат >Государство и право

Понятие системы наказаний, принципы её построения. Виды наказаний…………………………………………….4

Характеристика наказаний, связанных с лишением либо ограничением личной свободы осуждённых……………10

Наказания связанные с лишением иных конституционных или общегражданских прав и с имущественным воздействием на осуждённого……………………………19

Цели применения наказаний……………………………..32

Анализ нормы ст. 213 УК РБ………………………………..38

Список использованной литературы………………………..39

В настоящее время право как регулятор общественных отношений играет все большую и большую роль, особенно после отказа от нигилистических воззрений в этой области и начала построения правового государства. Уголовное законодательство — это «цепной пёс» современного общества, который охраняет, защищает, обеспечивает реализацию правовых отношений. Оно способствует тому, чтобы общественные регуляторы работали нормально, были наполнены реальным содержанием и справедливо карает каждого правонарушителя, принуждая его к соблюдению установленных общеобязательных правил поведения.

Вопрос о системе наказаний, возможных мерах государственного принуждения, в этой связи, представляется одним из наиболее важных. За последние годы, в процессе реформы уголовного законодательства, появились новые виды наказаний, некоторые из них (например, ограничение по военной службе, арест, ограничение свободы) уже применяются. некоторые (арест, ограничение свободы) только планируется Назначение, сущность, различные аспекты некоторых наказаний были изменены. Иные виды уголовных наказаний (высылка, ссылка) были исключены еще в начале правовой реформы. Существенно сужены рамки применения высшей меры наказания — смертной казни через расстрел.

В литературе данная тема, в целом, была изучена достаточно хорошо, что связано, в первую очередь, с тем, что система и виды наказаний, в том или ином виде, существовали во всех уголовных законах, хотя и были наполнены различным содержанием. Одновременно, как следует из приведенных выше обстоятельств, значительная часть работ, как монографий, так и учебников, устарела в большей или меньшей степени. Ниже будет показано, что очень немного наказаний не претерпело существенных изменений после принятия нового Уголовного кодекса Республики Беларусь. При этом, следует учитывать, что судебная практика по вновь добавленным видам уголовно-правовой ответственности либо пока вовсе отсутствует (ограничение свободы, обязательные работы, арест), либо еще не осмыслена и не подытожена (например, ограничение по военной службе). Еще должным образом не изучено смещение акцентов с более тяжких видов наказания, связанных с ограничением свободы к более мягким с одной стороны, и наблюдающаяся уже полтора десятилетия тенденция к увеличению средних сроков лишения свободы, с другой.

Все это свидетельствует о том, что необходимы новые теоретические правовые исследования в области системы и видов наказаний. Проделанная мною работа представляет собой одну из попыток изучения и сравнительно-правового анализа с целью более точного и глубокого уяснения смысла и различных аспектов системы и видов наказания.

Необходимо учитывать, что работа по реформированию уголовного законодательства должна вестись постоянно, а в настоящий момент она просто переживает очень активную фазу. Сразу после введения в действие Уголовного кодекса специалисты обнаружили в нем очень много недостатков и пробельностей. Как следствие этого, встал вопрос о внесении изменений и дополнений в текст закона, который постепенно решается Национальным Собранием Республики Беларусь.

При выполнении настоящей работы я пользовался следующими источниками: действующее уголовное законодательство Республики Беларусь (Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс), законодательство БССР советского периода, Постановлениями Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, комментариями к Уголовному кодексу, научной литературой, изучающей законодательство различного времени, монографиями различных авторов по вопросам системы и видов наказания, журналами «Государство и право», «Судебный вестник», «Российская юстиция», «Законность» и другими нормативно-правовыми актами и юридической литературой.

Понятие системы наказаний, принципы её построения. Виды наказаний.

Если мы обратим свое внимание на историю уголовного права, то станет очевидно, что даже в самых первых памятниках права (Законы Ману, Законы царя Хаммурапи и т.п.) можно выделить определенную систему наказаний, хотя авторы этих сводов законов не знали такого понятия и не пытались составить строго определенный перечень возможных видов наказаний. Из этого можно сделать вывод, что система наказаний объективно существует независимо от степени ее формальной определенности в источнике уголовного права и теоретического обоснования в юридической науке.

Вопрос об определении системы наказаний является, наверное, единственным в данной области, который не вызывает сколько-нибудь серьезных разногласий у теоретиков уголовного права. Под системой наказания обычно понимают установленный в уголовном законе исчерпывающий и обязательный для судов перечень видов наказаний, расположенных в определенной последовательности с учетом их сравнительной тяжести 1 .

Разумеется, в связи с изменением характера, сущности общественных отношений в нашей стране, представлений о необходимости или, наоборот, ненужности различных видов наказаний, гуманности и справедливости, система наказаний в отечественном уголовном праве на протяжении веков претерпевала различные изменения.

Формирование новой системы наказаний в белорусском уголовном праве было, в основном, завершено с принятием нового Уголовного Кодекса Республики Беларусь, вступившего в действие 1 января 2001 года со всеми изменениями и дополнениями.

В кодексе достаточно много нововведений, изменений и дополнений. Значительная часть из них касается системы и видов наказаний. Изменена вся последовательность системы наказаний — теперь первыми в списке следуют не смертная казнь (которая ранее в общий перечень наказаний включена не была, но фактически открывала систему наказаний статьей 23 УК РСФСР) и лишение свободы, а общественные работы и другие, более мягкие виды наказаний. По мнению некоторых теоретиков, такое построение перечня будет ориентировать суды на применение более мягкого вида наказания 1 .

В Уголовном кодексе отсутствует законодательное определение системы наказаний, но данная дефиниция определяется самим уголовным правом.

Система наказаний — это совокупность взаимодействующих и объединённых общностью цели элементов, которые предусмотрены уголовным законом в перечне видов наказаний (ст. 48 УК), характеризующих меры уголовно-правового воздействия в качестве уголовных наказаний.

Структурные элементы системы уголовных наказаний раскрываются и характеризуются как внутренняя структура элементов, в совокупности образующих единую систему уголовных наказаний и отношений взаимосвязи между ними, система уголовных наказании формируется на основе определённых принципов. Под принципами построения системы наказаний понимаются отправные (руководящие) нормативы, положения и научные идеи, которыми следует руководствоваться при построении и совершенствовании системы видов наказаний по уголовному праву.

Итак, для построения эффективной системы наказаний необходимо руководствоваться следующими основными принципами:

Принцип гуманизма заключается прежде всего в том,
что при построении системы наказаний необходимо учитывать фактор силы и период времени воздействия наказа­ния. В связи с этим необходимо по возможности избегать включения в перечень наказаний как неоправданно жесто­ких, так и унижающих или позорящих осужденного видов наказания. Вводимые в систему виды наказаний по воз­можности должны наполняться воспитательным (исправи­тельным) содержанием.

Определенность каждого вида наказаний. Сущность
этого принципа заключается в четком установлении в уго­ловном законе для них точных размеров и сроков, а также
объема лишений и ограничений прав и свобод осужденного.

Восстановимость включаемых в систему видов наказа­ний. Согласно этому принципу, осужденный мог бы рассчитывать на возмещение понесенного материального и мораль­ного ущерба (возвращение утраченного, возмещение мате­риального ущерба) в случаях судебной ошибки и реабили­тации. Этому принципу в настоящее время не соответствует включение в систему наказаний смертной казни. Вероятно, поэтому смертная казнь названа в ст. 59 УК РБ исключительной мерой наказания.

Целесообразная и достаточная репрессивность включаемых в систему видов наказаний: они должны быть
направлены на личность виновного, а не на членов его
семьи или близких ему людей. Содержание данного прин­ципа заключается прежде всего в том, что наказание долж­но обеспечивать целесообразное и достаточно эффектив­ное воздействие именно на личность осужденного с учетом содеянного; при этом по возможности нужно либо исключать, либо сдерживать попытки морального и физического унижения близких виновного.

Недопустимость включения в систему видов наказаний,
не имеющих ни размера, ни срока, так как это исключает
возможность индивидуализации наказания судом (ст. 47 УК РБ);

«Экономия» видов наказаний при построении систе­мы. Сущность этого принципа заключается в подборе и
закреплении в УК таких видов наказаний, которые не требуют больших материальных затрат при их исполнении
специальными органами государства;

Учет исторических традиций законодательства, нравственных и религиозных воззрений народа. Этот принцип сводится к требованию сохранять исторически оправдав­шие себя на практике виды наказания, соответствующие ожиданиям людей;

Справедливость при расположении в данной систе­ме отдельных видов наказаний по признаку их тяжести
необходимо тщательно взвешивать и учитывать представления населения о соотносительной их тяжести при определении места каждого вида наказания в системе
видов наказании;

Недопустимость включения в систему таких наказа­ний, которые имеют декларативный характер (они не
воспринимаются в качестве вида наказания ни судьями, ни на­селением и поэтому не применяются на практике);

Использование опыта зарубежных государств;

Построение системы наказаний в соответствии (со­гласии) с общепризнанными принципами и нормами между­народного права. 1

Современное уголовное законодательство Республики Беларусь предусматривает несколько возможных различных наказаний за совершенные преступные деяния. В настоящее время их насчитывается тринадцать, и это позволяет суду выбрать наиболее адекватный вид и меру государственного принуждения в соответствии с принципом индивидуализации уголовной ответственности. Эти возможные виды наказания перечислены в статье 48 УК РБ: общественные работы, штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, ограничение по военной службе, арест, ограничение свободы, направление в дисциплинарную воинскую часть, лишение свободы, пожизненное заключение и, наконец, исключительная мера наказания — смертная казнь. Перечень дополняют дополнительные наказания: лишение воинского или специального звания, конфискация имущества.

На сегодняшний день существует несколько оснований классификаций видов наказаний. Например, по характеру карательного элемента они делятся на наказания, не связанные с лишением или ограничением свободы, наказания, ограничивающие свободу, смертная казнь. Но наиболее часто встречающееся деление связано с возможностью их применения независимо или в зависимости от других. По этому критерию наказания делятся на основные, дополнительные и наказания, которые могут применяться в качестве основных и дополнительных. Такая система несколько неудобная для анализа, поскольку смысл и цели одного и того же наказания, применяемого как основное и как дополнительное (например, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью) различны. Поэтому подробнее мы рассмотрим виды наказаний, классифицируемые по характеру ограничений: связанные с лишением либо ограничением личной свободы осуждённого, с имущественным воздействием, связанные с ограничением иных конституционных или общегражданских прав. 1

Делая выводы по выше рассмотренному вопросу, хотелось бы отметить, что под системой наказаний необходимо понимать совокупность взаимодействующих и объединённых общностью цели элементов, которые предусмотрены уголовным законом в перечне видов наказаний (ст. 48 УК), характеризующих меры уголовно-правового воздействия в качестве уголовных наказаний. Для построения эффективной системы наказаний необходимо руководствоваться рядом принципов, изложенных в данном вопросе. На сегодняшний день существует несколько оснований классификаций видов наказаний. Для удобства раскрытия темы своей курсовой работы, я буду пользоваться классификацией изложенной в учебнике Хомича В.М.

works.doklad.ru

Наказание по уголовному праву рб

Тема 14. Понятие наказания. Система и виды наказаний

  1. Понятие наказания. Виды наказаний.
  2. Наказания, не связанные с лишением или ограничением свободы.
  3. Наказания, связанные с ограничением или лишением свободы.
  4. Исключительные виды (меры) наказания.

1. Понятие наказания. Виды наказаний.

Наказание является формой реализации уголовной ответственности. Наказание — это мера принудительного воздействия на осужденного с целью лишения или ограничения его свободы и иных прав гражданина.

Совокупность видов наказания представляют собой систему наказаний, которая строится по принципу перехода от менее сурового наказания к более суровому. Наиболее мягкими наказаниями признаются те, которые не влекут ограничения или лишения свободы. Самое суровое наказание – смертная казнь. Большое количество видов наказания – особенность белорусского Уголовного кодекса, воспринятая им из советского уголовного законодательства.

Наказания подразделяются на основные и дополнительные. К осужденному можно применить только одно основное наказание – отсюда и его название. Дополнительные наказания применяются вместе с основным (дополняют его).

К основным наказаниям в соответствии со ст. 48 УК относятся:

  1. общественные работы;
  2. штраф;
  3. лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  4. исправительные работы;
  5. ограничение по военной службе;
  6. арест;
  7. ограничение свободы;
  8. лишение свободы;
  9. пожизненное заключение;
  10. смертная казнь.

Дополнительными наказаниями выступают лишение воинского или специального звания и конфискация имущества.

Кроме того, такие наказания, как общественные работы, штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью могут применяться не только как основное, но и как дополнительное наказание. Эти наказания называются смешанными.

2. Наказания, не связанные с ограничением или лишением свободы.

В современных условиях значение наказаний, не связанных с лишением или ограничением свободы, возрастает. Развитые европейские страны значительно увеличили роль денежных взысканий, налагаемых на преступников, а также роль наказаний, связанных с выполнением осужденными общественно-полезных работ. В нашей стране после введения в действие нового Уголовного кодекса возможности использования подобных видов наказания также расширились.

Основные наказания, не связанные с лишением или ограничением свободы.

Общественные работы (ст. 49 УК) заключаются в том, что осужденный в свободное от основной работы или учебы время бесплатно работает в месте, которое определяется органами исполнения наказаний. Виды общественных работ могут быть определены Комитетом по исполнению наказания МВД на основании данных Центров занятости. Как правило, общественные работы связаны с благоустройством населенных пунктов, иной общественно-полезной деятельностью в социальной сфере.

Срок этого наказания измеряется в часах – от шестидесяти до двухсот сорока часов.

Общественные работы не могут назначаться нетрудоспособным осужденным: 1) лицам, не достигшим 16-летнего возраста; 2) женщинам и мужчинам старше 55-ти и 60-ти лет соответственно; 3) беременным женщинам; 4) инвалидам 1 и 11 групп, а также 5) лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком и 6) военнослужащим. Если указанные обстоятельства возникают после назначение общественных работ, то суд освобождает лицо от дальнейшего отбытия наказания.

Злостное уклонение осужденного от общественных работ в соответствии со ст. 419 УК влечет наказание в виде ареста сроком до трех месяцев.

Штраф (ст. 50 УК) представляет собой денежное взыскание. Его размер определяется нормативом минимальной базовой величины, действующим на день вынесения приговора. Размер штрафа устанавливается в пределах от 30 до 1000 минимальных базовых величин.

Если штраф применяется как наказание за преступление, содержащее в своем составе административную преюдицию, то размер штрафа не может быть меньше, чем тот максимальный размер, который предусмотрен в санкции соответствующей статьи Кодекса об административных правонарушениях.

При назначении штрафа обязательно учитывается материальное положение осужденного. В случае невозможности взыскать штраф, он заменяется общественными работами. Если же виновный уклоняется от взыскания штрафа, имея возможность его уплатить, то на основании ст. 418 УК он может быть подвергнут наказанию в виде ареста на срок до трех месяцев.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 51 УК). В большинстве случаев это наказание применяется для запрета занимать должности, связанные с материальной ответственностью, выполнением руководящих, административно-хозяйственных, воспитательных функций, занятия предпринимательской деятельностью или для лишения права управлять транспортным средством. Срок наказания – от одного года до пяти лет.

Этот вид наказания может применяться как основное, так и как дополнительное к любому основному наказанию (кроме общественных работ и штрафа), даже если он не назван в санкции статьи Особенной части. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью начинает действовать с момента вступления в силу основного наказания до его полного исполнения, и сверх того – на срок, указанный в приговоре. Только в случае применения его с исправительными работами срок лишения права исчисляется с момента начала отбытия исправительных работ.

Уклонение от отбывания наказания, предусмотренного ст. 51 УК, влечет для осужденного ответственность по ст. 417 УК и наказание в виде штрафа или ареста до шести месяцев.

Исправительные работы (ст. 52 УК) заключаются в том, что с осужденного производится принудительное удержание части его заработка в доход государства. Размер удержаний устанавливается судом в пределах от 10 до 25 процентов заработка. Срок исправительных работ – от шести месяцев до двух лет.

Исправительные работы не назначаются тем же лицам, которым не могут быть назначены общественные работы, а также иностранным гражданам и не проживающим постоянно в Республике Беларусь лицам без гражданства. При возникновении перечисленных обстоятельств осужденный либо освобождается от отбывания наказания либо наказание заменяется более мягким.

Офицерам и военнослужащим-контрактникам вместо исправительных работ назначается ограничение по военной службе (своего рода исправительные работы для военнослужащих), а военнослужащим срочной службы – арест до шести месяцев.

Ограничение по военной службе (ст. 53 УК) состоит в том, что из денежного содержания военнослужащего производится удержание в доход государства от 10 до 25 процентов заработка. Во время этого наказания военнослужащий не может быть повышен в должности или звании, срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Срок ограничения по военной службе составляет от трех месяцев до двух лет.

Это наказание не может быть назначено беременным женщинам; лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком; лицам, которые имеют выслугу лет для назначения пенсии либо по состоянию здоровья имеют право на увольнение с назначением пенсии, а также при наличии других обстоятельств, являющихся основанием для увольнения с военной службы. Если данные обстоятельства возникают в период отбытия наказания, то суд освобождает лицо от дальнейшего его отбывания или заменяет неотбытую часть наказания более мягким.

Дополнительные наказания, не связанные с лишением илиограничением свободы.

Лишение воинского или специального звания (ст. 60 УК) применяется только за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления. Это наказание не распространяется на почетные звания, государственные награды и т.д.

Конфискация имущества (ст. 61 УК) состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства всего или части имущества, которое находится в собственности осужденного. Конфискация применяется только за тяжкие и особо тяжкие корыстные преступления и только тогда, когда она предусмотрена в санкции статьи Особенной части УК. Она не может быть назначена как дополнительное наказание к другим денежным взысканиям – к штрафу и исправительным работам.

Суд должен указать в приговоре, подлежит ли конфискации все имущество осужденного, либо указать, какие конкретно предметы подлежат конфискации, либо какая часть имущества должна быть конфискована (половина, одна четверть и т.д.).

Конфискация не распространяется на предметы, жизненно необходимые для осужденного и его иждивенцев. Их перечень приводится в Уголовно-исполнительном кодексе.

От конфискации имущества следует отграничивать специальную конфискацию, которая заключается в обращении в собственность государства предметов, изъятых из гражданского оборота, орудий и средств преступления, имущества, добытого преступным путем, не подлежащих возврату вещей, принадлежащих потерпевшему или иному лицу (ч. 6 ст. 61 УК).

3. Наказания, связанные с ограничением или лишением свободы.

Проблема сбалансированности применения к виновным наказаний, как связанных, так и не связанных с лишением свободы, стоит в нашей стране достаточно остро. С одной стороны, не уменьшается доля тяжких и особо тяжких преступлений, рецидивов, что влечет применение суровых мер наказания к лицам, их совершившим. С другой стороны, лишение свободы продолжает применяться без необходимости, обусловленной обстоятельствами совершенного преступления и личностью осужденного. В связи с переполненностью мест лишения свободы органы МВД вынуждены инициировать частые амнистии, которые подрывают авторитет судебной власти и стабильность приговоров.

Общепризнано, что эффективность борьбы с преступностью зависит главным образом не от тяжести наказания, а от неотвратимости уголовной ответственности и ее справедливости. Таким образом, решение задач по борьбе с преступностью зависит в первую очередь от профессионализма правоохранительных, следственных органов и от судебной власти. Кроме соображений справедливости и гуманности по отношению к тем, кто совершил преступление, необходимо учитывать и то, что содержание осужденных требует значительных денежных средств, строительства и модернизации пенитенциарных учреждений, наличия многочисленной охраны и т.п.

Арест как мера уголовного наказания состоит в содержании осужденного в условиях строгой изоляции (ст. 54 УК). Условия строгой изоляции должны обеспечивать специальные пенитенциарные учреждения — арестные дома. Арест может быть назначен на срок от одного до шести месяцев.

Арест не назначается беременным женщинам; женщинам и одиноким мужчинам, имеющим детей до 14-ти лет или детей-инвалидов; инвалидам 1 и 11 группы. Военнослужащие отбывают арест на гарнизонной гауптвахте.

Ограничение свободы заключается в том, что осужденный находится в условиях осуществления за ним надзора, при этом он привлекается к обязательному труду в местах, определяемых органом исполнения приговора (ст. 55 УК). Контроль за условиями проживания осуществляют органы Комитета по исполнению наказания МВД, они же определяют место работы осужденных. В просторечье это наказание называют «химией», «стройками». От исправительных работ оно отличается тем, что при ограничении свободы из заработка осужденного вычитания не производятся, кроме того, исправительные работы предполагают проживание осужденного дома и работу как правило по прежнему месту, а ограничение свободы – проживание в условиях контроля со стороны МВД.

Наказание в виде ограничения свободы назначается с направлением в исправительное учреждение открытого типа. Вместе с тем, с учетом личности виновного, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, наличие у него постоянного места жительства суд может назначить наказание в виде ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа.

Срок ограничения свободы – от шести месяцев до пяти лет.

Это наказание не назначается лицу, не достигшему 18-го возраста ко дню постановления приговора; несовершеннолетним; женщинам и мужчинам старше 55-ти и 60-ти лет; беременным женщинам; инвалидам 1, 11 и 111 групп; военнослужащим срочной службы; лицам, которым назначены принудительные меры безопасности и лечения, больным открытой формой туберкулеза, ВИЧ-инфицированным, больным СПИДом либо не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания; иностранцам и не проживающим постоянно в Беларуси лицам без гражданства. В случае возникновения в период отбывания лицом наказания в виде ограничения свободы указанных обстоятельств, суд по представлению органа, на который возложено исполнение приговора, освобождает лицо от дальнейшего отбывания наказания или заменяет неотбытую часть наказания на более мягкое наказание.

Уклонение от отбывания ограничения свободы в соответствии со ст. 415 УК влечет наказание в виде лишения свободы до трех лет.

Лишение свободы (ст. 57 УК) отбывается совершеннолетними мужчинами в исправительных колониях-поселениях, в исправительных колониях общего, усиленного, строгого и особого режима, в тюрьме; женщинами – в исправительных колониях-поселениях, исправительных колониях общего и строго режима, в тюрьме. Несовершеннолетние отбывают это наказание в воспитательной колонии. Вид колонии определяется в зависимости от формы вины, тяжести преступления, рецидива. Суд имеет право ужесточать или смягчать вид режима осужденному при наличии соответствующих мотивов, за исключением случаев особо опасного рецидива.

Лишение свободы устанавливается на срок от шести месяцев до десяти лет. За особо тяжкие преступления – до 15 лет, а если эти преступления сопряжены с посягательством на жизнь человека – до 25 лет. Несовершеннолетним наказание в виде лишения свободы не может превышать 12 лет. Заключение в тюрьме назначается на часть всего срока и не может превышать пяти лет. Срок лишения свободы за неосторожные преступления не может превышать семи лет. При назначении наказания по совокупности преступлений или совокупности приговоров срок лишения свободы может быть больше, чем 25 лет. При отбытии в таком случае лицом свыше 20 лет лишения свободы, суд, учитывая поведение осужденного, состояние его здоровья или возраст, может освободить осужденного от отбывания части наказания, превышающей 20 лет лишения свободы.

Уклонение от отбывания наказания в виде лишения свободы или ареста, побег из места лишения свободы и ареста влечет ответственность по ст.ст. 413, 414 УК.

4. Исключительные виды (меры) наказания.

Исключительный характер смертной казни и пожизненного заключения заключается в том, что они практически исключают достижение такой цели уголовной ответственности, как исправление осужденного. Поэтому эти виды наказания применяются только за совершение особо опасных преступлений, связанных с посягательством на жизнь человека. Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает ряд особых гарантий при рассмотрении дел о преступлениях, за которые могут быть назнчены исключительные виды наказания. Такие дела рассматриваются областным судом, в деле должен участвовать защитник и т.д.

Сегодня в мире смертная казнь не применяется более чем в ста странах. В Беларуси в 1996 году был проведен референдум по вопросу отмены смертной казни, большинство населения высказалось за ее использование. Практика назначения белорусскими судами наказания показывает, что судебная система страны двигается в направлении фактического неприменения смертной казни.

Пожизненное заключение допускается как альтернатива смертной казни (ст. 58 УК) за совершение умышленных преступлений, сопряженных с лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах. По отбытии 20 лет заключения суд, учитывая поведение осужденного, состояние его здоровья или возраст, может заменить бессрочное заключение на лишение свободы сроком до пяти лет.

Пожизненное заключение не назначается лицам, совершившим преступление до 18-ти лет, женщинам, мужчинам старше 65 лет.

Осужденные к пожизненному заключению отбывают наказание в колонии особого режима.

Смертная казнь (ст. 59 УК) применяется в виде расстрела за особо тяжкие преступления, сопряженные с умышленным лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах. В порядке помилования она может быть заменена пожизненным заключением. Смертная казнь не применяется к тем же лицам, которым не может быть назначено пожизненное заключение.

Вопросы по теме:

  1. В чём состоит практическое значение построения системы из видов наказания?
  2. Чем отличается наказание в виде общественных работ от исправительных работ?
  3. Чем отличается наказание в виде штрафа от взыскания ущерба, причинённого преступлением?
  4. Какая ответственность предусмотрена за уклонение от отбывания наказания в виде общественных работ, штрафа, лишения права занимать определённые должности и заниматься определённой деятельностью.
  5. Чем отличается наказание в виде конфискации имущества от специальной конфискации?
  6. Чем отличается арест от лишения своды?
  7. В чём отличие ограничения свободы от исправительных работ?
  8. Каковы виды исправительных колоний при назначении наказания в виде лишения свободы?
  9. Когда отбытие наказания назначается в тюрьме?
  10. В чём состоит исключительность пожизненного заключения и смертной казни?

ebooks.grsu.by

Понятие, признаки наказания, цели наказания

Классификация преступлений. Понятие состава преступления.

Совершаемые преступления отличаются друг от друга по степени общественной опасности. Действующее уголовное законодательство различает следующие категории преступлений (ст.12 УК РБ):

— не представляющие большой общественной опасности;

К преступлениям, не представляющим большой общественной опасности, относятся умышленные преступления и преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше двух лет или более мягкое наказание.

К менее тяжким преступлениям относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не свыше пяти лет, а также преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет.

Тяжкими преступлениями признаются умышленные преступления, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы не свыше 10 лет.

Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные преступления, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы свыше 10лет, пожизненного заключения или смертной казни.

Состав преступления – это совокупность предусмотренных законом признаков, характеризующих данное общественно-опасное деяние как преступление. Состав преступления является единственным основанием уголовной ответственности (ст.3 УК РБ).

Все признаки (элементы) состава преступления подразделяются на 2 группы:

объективные признаки,

субъективные признаки.

Объективные признаки – это объект преступления и объективная сторона преступления.

Субъективные признаки – это субъект преступления и субъективная сторона преступления.

При характеристике состава преступления обязательно наличие всех четырех признаков. Отсутствие хотя бы одного исключает состав преступления, и лицо признается невиновным.

1. Объект преступления – это охраняемые уголовным законом общественные отношения, на которые посягает общественно опасное деяние.

Под общественными отношениями, которым причиняется вред во время совершения преступления, понимаются отношения между людьми в процессе их совместной деятельности и общения между собой.

Различают 3 вида объектов преступления:

Общий объект преступления – это собирательное понятие, под которым понимают все охраняемые законом ценности, блага – жизнь и здоровье людей, государственный и общественный строй, собственность, окружающая среда, правопорядок в обществе и т.д.

Родовой объект – это группа однородных общественных отношений, охраняемых законом. По признакам родового объекта построена особенная часть УК РБ.

Непосредственный объект – это конкретные общественные отношения, которым причиняется ущерб. От непосредственного объекта следует отличать предмет преступления.

Предмет преступления – это вещи материального мира, ради которых совершается преступление. Предмет преступления в свою очередь следует отличать от средств совершения преступления, которыми являются также вещи, предметы, при помощи которых совершаются преступления.

2. Объективная сторона – это совокупность признаков, характеризующих внешнюю сторону преступления, т.е. это признаки, показывающие, как было совершено преступление.

Объективная сторона преступления представляет собой внешний акт человеческого поведения, вызывающего общественно опасные изменения в окружающей действительности.

К признакам объективной стороны относятся:

— общественно опасное деяние,

— общественно опасные последствия,

— причинная связь между деянием и последствиями,

— средства совершения преступления.

Общественно опасное деяние:

Преступное действие – это активное воздействие на объект преступления, причиняющее или могущее причинить ему вред.

Преступное бездействие – это форма пассивного поведения субъекта, в результате чего объекту причиняется вред либо создается угроза причинения такого вреда.

Уголовная ответственность за преступное бездействие возможна лишь в случаях, когда на лице лежала определенная обязанность, которую оно должно было выполнить и могло выполнить (например, охрана имущества).

Преступным деяние может быть только тогда, когда оно было осознанным. Поведение человека, которое не осознавалось, и не должно было осознаваться в момент его внешнего проявления, не может образовать уголовно-правового действия. Не считается также уголовно-наказуемым деяние, которое допущено под влиянием непреодолимой силы или в результате физического принуждения.

Непреодолимая сила – это стихийные силы природы, болезненные процессы в организме человека, неисправность техники и другие обстоятельства, которые лишают человека возможности проявить свою волю и действовать нужным образом.

Физическое принуждение имеет место в случае, если субъект, вследствие физического воздействия не может действовать по своей воле.

Преступные действия могут выполняться не только своими действиями, но также с помощью иных орудий и средств (например, при помощи механизмов), использовании животных, несовершеннолетних, душевнобольных. В уголовном праве эти действия называются посредственным причинением и ответственность несет лицо, использовавшее их как орудие преступления.

Под общественно опасными последствиями преступления понимается вред, причиняемый преступным деянием общественным отношениям.

Преступные последствия могут иметь характер:

— материального (имущественного) ущерба;

В статьях УК РБ общественно опасные последствия могут быть выражены словами:

— крупный размер или ущерб;

— иные тяжкие последствия.

Причинная связь как признак объективной стороны имеет очень большое значение для оценки содеянного и предъявления виновному конкретного обвинения.

Различают: закономерную причинную связь; случайную причинную связь.

Для правильной оценки содеянного необходимо установить закономерную причинную связь между деянием и наступившими последствиями. Необходимо установить, что именно эти действия были необходимыми и закономерными при наступлении конкретного результата.

Как правило, объективная сторона преступления выражается одним действием – избиение, убийство, хищение и т.д., т.е. совершено одноактное действие. Но есть преступления, которые совершаются длительное время, а следственные органы и судебная практика определяют, что совершено одно единое преступление. Такие преступления в теории уголовного права называют продолжаемыми и длящимися.

Продолжаемым называется преступление, складывающееся из ряда тождественных действий, направленных на достижение одной общей цели и охватываемых единым умыслом (например, хищение кофе, вынос какого-либо прибора по частям).

Длящимся называется преступление, которое характеризуется непрерывным осуществлением преступного деяния (например, неуплата алиментов).

Субъективная сторона – это совокупность признаков, характеризующих внутреннюю сторону совершенного преступления, т.е. психическое отношение лица к совершенному им деянию.

К таким признакам относятся: вина, мотив, цель.

В отличие от объективной стороны, которая характеризует внешнюю сторону преступления, т.е. как совершается то или иное преступление, субъективная сторона характеризует внутреннее психическое отношение преступника к совершаемому им общественно-опасному деянию.

Вина – всегда обязательный признак любого состава преступления. Мотив и цель, как правило, факультативные признаки. Но если они указаны в самом законе, то становятся обязательными (ст.207 УК РБ).

В уголовном праве винойназывается психическое отношение субъекта к совершаемому им общественно опасному деянию и его последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.

Умысел, т.е. умышленная вина, подразделяется на 2 вида: прямой и косвенный.

Согласно ст.22 УК РБ преступление признается совершенным с прямым умыслом, когда лицо сознавало общественно-опасный характер своего действия или бездействия, предвидело его общественно-опасные последствия и желало их наступления.

Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, когда лицо сознавало общественно-опасный характер совершаемого им действия или бездействия, предвидело его общественно-опасные последствия и сознательно их допускало.

Неосторожная вина бывает 2 видов:

преступное легкомыслие;

Согласно ст.23 УК РБ при легкомыслии лицо предвидит возможность наступления общественно-опасных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно без достаточных оснований рассчитывает на их предотвращение.

Преступная небрежность – такой вид неосторожной вины, при которой лицо не предвидело возможности наступления общественно-опасных последствий своего действия или бездействия, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.

От преступной небрежности следует отличать так называемый случай или казус, когда наступившие последствия находятся в причинной связи с действиями виновного, вызваны этими действиями, но лицо не сознавало не должно было или не могло сознавать общественную опасность своего действия или бездействия либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий, не должно было и не могло их предвидеть (ст. 26УКРБ).

Мотив – это внутреннее побуждение, которое вызывает у субъекта решимость совершить преступление. Мотив всегда предшествует совершению деяния. Уяснение мотива позволяет точно определить субъективную сторону и отграничить одно преступление от другого.

Цель преступления – это то, к чему виновный стремится, чего добивается, совершая общественно-опасное деяние. Если цель указана в норме уголовного закона, ее необходимо доказать, т.к. в таких случаях она является обязательным признаком субъективной стороны. Если цель не указана, она также устанавливается для правильного назначения наказания.

Субъектом преступления по уголовному праву признается физическое вменяемое лицо, достигшее возраста, с которого наступает уголовная ответственность, виновное в совершении преступления.

Исходя из определения, признаками субъекта преступления являются:

· установленный законом возраст – 14-16 или 18 лет;

· совершение указанным лицом преступления.

Вменяемость – это способность лица отдавать себе отчет о своих действиях и руководить ими.

Невменяемость – это неспособность лица отдавать себе отчет о своих действиях и руководить ими вследствие болезненного состояния психики.

Понятие невменяемости характеризуется двумя критериями:

Признаками медицинского критерия являются:

· хроническая душевная болезнь;

· временное расстройство душевной деятельности;

· иное болезненное состояние лица.

Для признания лица невменяемым достаточно хотя бы одного из признаков медицинского критерия.

Юридический критерий характеризуется следующими признаками:

· интеллектуальный – неспособность лица отдавать отчет в своих действиях;

· волевой – неспособность лица руководить своими действиями.

Для признания лица полностью невменяемым достаточно одного из признаков медицинского критерия и одного из признаков юридического.

Специальным субъектом преступления считается лицо, которое кроме общих признаков субъекта обладает еще и дополнительными признаками и свойствами. Специальные субъекты преступления указаны в главе «О должностных преступлениях, воинских преступлениях, преступлениях против правосудия».

В основу подразделения составов преступления на отдельные группы положены следующие критерии:

· степень общественной опасности какого-либо преступления;

· способ описания признаков составов преступления в уголовном законе;

· особенности законодательной конструкции состава преступления;

Составы по степени общественной опасности в свою очередь подразделяются на три вида:

1) основной состав преступления – это состав без отягчающих или смягчающих обстоятельств;

2) состав преступления со смягчающими обстоятельствами;

3) состав преступления с отягчающими обстоятельствами.

Составы в зависимости от способа описания подразделяются на два вида:

1) простой состав;

2) сложный состав.

Простой состав содержит описание одного деяния, посягающего на один объект (ст.139 УК РБ).

Сложные составы – это составы:

· с несколькими действиями;

· с двойной формой вины;

· с двумя объектами.

По особенностям законодательной конструкции составы преступления подразделяются на: материальные, формальные, усеченные.

Материальный – это такой состав преступления, объективная сторона которого включает деяние и вызванные им общественно-опасные последствия (убийство, телесные повреждения, хищения).

Формальный – это такой состав преступления, объективная сторона которого включает только деяние. Последствия этого деяния выведены законодателем за рамки состава преступления и не имеют значения для квалификации содеянного. Но они учитываются судом при назначении наказания.

Усеченный состав имеется тогда, когда из всех возможных этапов развития преступной деятельности состав преступления охватывает либо приготовительные действия, либо сам процесс выполнения определенного деяния, направленного на причинение общественно опасных последствий.

Квалификация преступления – это точное установление соответствия признаков совершенного общественно-опасного деяния всем признакам состава преступления, предусмотренным уголовным законом.

Первое условие соблюдения квалификации преступления – это уяснение социально-политического смысла совершенного преступления. Определяющим при этом является родовой объект, который показывает, каким общественным отношениям причиняется вред, указывает на степень общественной опасности деяния.

Второе условие – в сопоставлении признаков деяния с признаками конкретного преступления, описанными в УК РБ. Это условие выполняется путем расчленения всего деяния на отдельные элементы состава преступления: объект, объективную сторону, субъективную сторону и субъект.

Третье условие – это точное и полное установление всех признаков совершенного деяния признакам конкретного состава преступления.

Четвертое условие – в точном установлении других обстоятельств дела, которые вообще лежат за рамками состава преступления.

Наказание – это предусмотренная уголовным законом мера государственного принуждения, применяемая судом к лицам, совершившим преступление.

Признаки наказания:

· наказание предусмотрено только Уголовным кодексом;

· наказание применяется только судом от имени государства;

· наказание носит принудительный характер;

· наказание влечет судимость.

Уголовный закон устанавливает, что наказание не только является карой за совершенное преступление, но и имеет своей целью исправление и перевоспитание осужденных в духе точного исполнения законов, способствует предупреждению совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами.

Назначение наказаний – исключительная компетенция суда. Никакой другой орган государства не вправе назначить наказание. При назначении наказания суд учитывает:

· характер и степень общественной опасности совершения преступления;

· обстоятельства дела, смягчающие и отягчающие ответственность.

Статья 72 УК РБ определяет, что если лицо признано виновным в совершении 2 или более преступлений, предусмотренных различными статьями УК РБ, ни за одно из которых оно не было осуждено, суд, назначив наказание отдельно за каждое преступление, окончательно определяет наказание по совокупности путем:

· поглощения менее строгого наказания более строгим или

· путем полного или частичного сложения назначенных наказаний в пределах, установленных статьей УК РБ, предусматривающей более строгое наказание (ст. 74 УК РБ).

Совершение нескольких преступлений, ни за одно из которых виновный не осуждался, в теории уголовного права называется совокупностью преступлений.

Под совокупностью приговоров следует понимать случаи, когда осужденный после вынесения приговора, но до полного отбытия наказания совершает любое новое преступление.

В таких случаях суд к наказанию, назначенному по новому приговору полностью или частично присоединяет неотбытую часть наказания по предыдущему приговору. При этом общий срок наказания может превышать максимальный срок, установленный для данного вида наказаний, но не более 35 лет (ч.3 ст.73 УК РБ).

Обстоятельства, смягчающие ответственность и отягчающие ответственность предусмотрены ст. ст. 63, 64УК РБ.

Освобождение от уголовной ответственности – это выраженный в акте государственного органа отказ от осуждения и порицания, а также от применения мер государственного принуждения в отношении лица, виновного в совершении преступления.

Освобождение от наказания – это решение суда о неприменении назначенного судом наказания.

Виды освобождения от наказания:

· в силу утраты деянием общественной опасности (ст.87 УК РБ);

· с привлечением лица к административной ответственности (ст.86)

· по срокам давности исполнения обвинительного приговора (ст.83,84 УК РБ);

· в порядке применения к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного характера;

· в связи с деятельным раскаянием (ст.88)

· в связи с примирением с потерпевшим (ст.89)

· условно-досрочное освобождение от наказания (ст.90);

· освобождение от дальнейшего отбывания наказания по болезни (ст.92);

· освобождение в силу акта амнистии или помилования (ст.ст.95, 96).

В силу ст.82 УК РБ освобождение осужденного от отбывания наказания, а также смягчение назначенного наказания, кроме освобождения от наказания или смягчения наказания в порядке амнистии и помилования, может применяться только судом.

studopedia.ru

Популярное:

  • Приказ 302 н от 12042011 по медосмотрам Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные […]
  • Приказ 302 пункт 18 ПРИКАЗ 302 Н ОТ 12.04.2011 ПО МЕДОСМОТРАМ (ИЗМЕНЕНИЯ, ПРИЛОЖЕНИЯ): "ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРИОДИЧЕСКИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ (ОБСЛЕДОВАНИЯ)". ПРИКАЗ 302 Н от 12.04.2011 МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ […]
  • Какие бывают объекты собственности Субъекты и объекты права собственности Действующее законодательство (ГК РФ) исходит из того, что все имущество в Российской Федерации может находиться в частной, государственной и муниципальной собственности. Субъектами права […]
  • Приказ 302н прил2 п14 Приказ 302н текст Обязательный медосмотр. Обзор Приказа Минздравсоцразвития 302н от 12.04.11 Приказ Минздравсоцразвития об обязательных медосмотрах работников вредных производств действует с 1 января 2012 года, однако споры […]
  • Ставка патента в крыму Максимальная стоимость патента на сдачу жилья в Крыму не превышает 4,5 тыс руб Симферополь, 6 февраля. Крыминформ. Крымские налоговики проанализировали нагрузку на предпринимателей, использующих патентную систему налогообложения […]
  • Частная собственность гражданский кодекс Право частной собственности граждан Гражданское право Предмет и методы гражданского права Принципы гражданского права Право собственности граждан В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации признаются и […]
  • 302 приказ здравоохранения Приказ Минздрава 302н: актуальные изменения и дополнения Организация медосмотров на некоторых предприятиях является обязательным. А допуск сотрудников к работе без его прохождения влечет серьезные правовые последствия для […]
  • Федеральный закон обязательный медицинский осмотр Статья 213 ТК РФ. Медицинские осмотры некоторых категорий работников 16 ноября 2017 8 ноября 2017 20 октября 2017 30 августа 2017 Обсуждение статьи Вопросы по статье Здравствуйте! Подскажите, за чей счет проводится медосмотр при […]