Наказания в виде ограничения свободы отбывается осужденным

2 Исполнение наказания в виде ограничения по военной службе

Наказания в виде лишения свободы и ограничения свободы, которые могут применяться к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, как за преступления против военной службы, так и за общеуголовные преступления, сопровождаются их увольнением с военной службы. Исправительные работы к военнослужащим не применяются. Практика показывает, что совершение указанными лицами воинских и общеуголовных преступлений небольшой или средней тяжести не всегда свидетельствует о целесообразности лишения их возможности проходить военную службу, которую они избрали в качестве своей профессии. Особенно когда речь идет о высококвалифицированных военных специалистах. Цели исправления этих военнослужащих и предупреждения совершения ими новых преступлений могут быть достигнуты применением такого наказания, которое связано с определенными лишениями и ограничениями прав осужденного, но отбывается в условиях дальнейшего прохождения военной службы, выполнением профессиональных воинских обязанностей. Эти и другие факторы обусловили появление в уголовном законодательстве специального вида наказания в виде ограничения по военной службе.
Согласно ст. 51 УК РФ данное наказание назначается на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями гл. 33 УК РФ за совершение преступлений против военной службы (неисполнение приказа, со-

206 противление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы, насильственные действия в отношении начальника, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности и др.). Оно может быть применено только к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Уголовный закон также устанавливает, что ограничение по военной службе может назначаться осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.
Режим отбывания наказания в виде ограничения по военной службе. Основные карательные правоограничения рассматриваемого наказания заключаются: а) в удержании части денежного довольствия осужденного в доход государства в размере, установленном судом, но не свыше 20%; б) в запрещении повышения в должности и воинском звании во время отбывания этого наказания; в) в незачете срока наказания в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.
Рассмотрим отмеченные режимные элементы более подробно.
В соответствии со ст. 144 УИК РФ установленный приговором суда размер удерживается из денежного довольствия осужденного военнослужащего. Денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, месячных и иных дополнительных выплат (ч. 1 ст. 12 ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Перечень основных дополнительных выплат, из которых производится удержание в доход государства, содержится в ст. 13 ФЗ «О статусе военнослужащих». К ним, в частности, относятся единовременное денежное вознаграждение, премия за образцовое выполнение воинского долга, материальная помощь, подъемное пособие, ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, дифференцированная надбавка за особые условия боевой подготовки, процентная надбавка к денежному довольствию за военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и

Глава VIII. Исполнение уголовных наказаний в отношении осужденных военнослужащих
других местностях с неблагоприятными климатическими или 207 экологическими условиями, в том числе отдаленных, где установлена указанная надбавка, процентная надбавка за выслугу лет к окладам денежного содержания и др.
Кроме дополнительных выплат, предусмотренных указанным законом, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, а в пределах выделенных ассигнований министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим.
По смыслу закона осужденный военнослужащий не лишается предусмотренного права на получение дополнительных выплат. Однако их размер уменьшается в связи с удержанием из денежного довольствия, в состав которого включаются и дополнительные выплаты.
При исполнении данного наказания удержание осуществляется не из всех денежных выплат осужденному военнослужащему. В частности, оно не должно распространяться на выплату денежной компенсации взамен продовольственного пайка в размере его стоимости (это не денежное довольствие, а продовольственное обеспечение), а также на компенсационные выплаты, связан- ш ные с вещевым, транспортным, страховым и иным обеспечением ’ военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Режимными требованиями рассматриваемого наказания также являются ограничения в перемещении осужденного военнослужащего и получении им очередного воинского звания.
Факт осуждения не является основанием для увольнения военнослужащего с военной службы либо понижения его в должности или воинском звании. Однако в порядке исполнения наказания в течение определенного приговором суда срока военнослужащий, осужденный к ограничению по военной службе, не может быть повышен в должности.
Данное наказание не препятствует иным, кроме повышения в должности, перемещениям осужденного военнослужащего, осуществляемым командованием в порядке служебной необходимости. К таким служебным перемещениям относятся:
а) перемещение на другую должность как в пределах воин-

208 ской части, так и в связи с переводом в другую часть или местность, если с учетом характера совершенного преступления и иных обстоятельств осужденный военнослужащий не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными;
б) служебные командировки;
в) назначение на иные воинские должности;
г) перевод к новому месту военной службы.

Осужденным военнослужащим на общих основаниях предоставляются основной и дополнительные отпуска, время которых засчитывается в срок службы и наказания, а также материальная помощь и компенсации ему и членам его семьи за санаторнокурортное лечение и за проезд к месту проведения основного отпуска и обратно.
Время отбывания наказания в виде ограничения по военной службе не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. При этом исполнение этого наказания не приостанавливает общую выслугу лет, дающую право на пенсионное обеспечение и другие виды социальных льгот и компенсаций, в том числе имеющих отношение к денежному довольствию военнослужащих (в частности, процентную надбавку за выслугу лет к окладам денежного содержания).
Исполнение ограничения по военной службе сопровождается применением к осужденным военнослужащим всех основных средств исправления, указанных в ч. 2 ст. 9 УИК РФ. В отношении рассматриваемого наказания на первое место выступает общественно-полезный труд в форме прохождения военной службы в соответствии с военным законодательством и с учетом рассмотренных особенностей, а также воспитательная работа.
Воспитательная работа с осужденными военнослужащими. Статья 146 УИК РФ устанавливает, что с осужденными военнослужащими командиром воинской части проводится воспитательная работа с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного военнослужащего, а также его поведения и отношения к военной службе.
Воспитательная работа с осужденными должна быть прежде всего направлена
— на: формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям челове-

Глава VIII. Исполнение уголовных наказаний в отношении осужденных военнослужащих
ческого общежития, на повышение его образовательного и куль- 209 турного уровня;
— формирование и поддержание у них моральной и психологической готовности к защите Отечества, развитие качеств, необходимых для выполнения воинского долга, сознания святости и нерушимости Военной присяги;
— проявление чуткости и внимательности к подчиненным и др.
Организация проведения воспитательной работы с осужденным военнослужащим возлагается на командира воинской части. Формы и методы этой работы могут быть различными (плановые воспитательные мероприятия в воинской части, индивидуальная воспитательная работа с осужденным военнослужащим и т.д.). Содержание воспитательных мероприятий должно учитывать характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного военнослужащего, а также его поведение и отношение к военной службе.
Порядок исполнения наказания в виде ограничения по военной службе. Правовое регулирование порядка исполнения наказания в виде ограничения по военной службе осуществляется гл.
18 УИК РФ и разделом II Правил отбывания уголовных наказаний в отношении военнослужащих.
В соответствии с приговором суда командиром воинской части не позднее трех дней после получения из суда копии пригово- 4 ра и распоряжения о его исполнении издается приказ по воин- ’ ской части. В этом приказе должно быть обязательно отражено: а) на каком основании и в течение какого срока осужденный военнослужащий не представляется к повышению в должности и присвоению воинского звания; б) какой срок ему не засчитыва-ется в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания; в) в каком размере должны производиться согласно приговору суда удержания в соответствующий бюджет из денежного содержания осужденного военнослужащего в период отбывания им ограничения по военной службе.
О поступлении приговора, об издании соответствующего приказа и о принятии его к исполнению командир воинской части в трехдневный срок извещает суд, вынесший приговор, и направляет ему копию приказа.
В целях реализации вступившего в законную силу решения суда приказ командира воинской части об исполнении пригово-

210 ра доводится до осужденного, всего личного состава части, кадровых и финансовых органов.
Все служебные перемещения осужденного военнослужащего должны быть в установленном порядке оформлены соответствующим приказом командира воинской части, о чем обязательно извещается военный суд для сведения и дальнейшего осуществления контроля за исполнением наказания.
Основания и порядок прекращения исполнения наказания в виде ограничения по военной службе. Прекращение исполнения наказания в виде ограничения по военной службе возможно в результате отбытия его срока или досрочно.
Исполнение наказания прекращается по отбытии всего установленного приговором суда и объявленного приказом по воинской части срока. В этом случае командир воинской части не позднее чем за три дня до истечении срока наказания издает приказ о прекращении исполнения наказания в виде ограничения по военной службе с указанием даты прекращения. Копия этого приказа направляется в суд, вынесший приговор. С момента окончания срока ограничения по военной службе все режимные ограничения прекращают свое действие, и восстанавливается в полном объеме статус военнослужащего.
Осужденный военнослужащий может быть уволен с военной службы до истечения установленного приговором суда срока наказания по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (например, в связи с организационноштатными мероприятиями, с невыполнением им условий контракта и т.д.). В этих случаях командир воинской части в соответствии со ст. 148 УИК РФ направляет в вынесший приговор военный суд представление об основаниях увольнения военнослужащего и о замене оставшейся неотбытой части срока ограничения по военной службе более мягким видом наказания либо об освобождении от наказания[CXIX].

Глава VIII. Исполнение уголовных наказаний в отношении осужденных военнослужащих

lib.sale

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА УКЛОНЕНИЯ ОТ ОТБЫВАНИЯ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ (ч. 1 ст. 314 УК РФ)

Важным условием осуществления задач, стоящих перед Уголовным кодексом Российской Федерации, является обеспечение принципа неотвратимости уголовной ответственности. Несмотря на отсутствие нормативного закрепления, данный принцип следует из ч. 1 ст. 60 УК РФ, хорошо известен судебной практике(1) и науке уголовного права(2).

Обеспечению соблюдения данного принципа служат многие статьи Особенной части УК РФ, предусматривающие ответственность за уклонение от уголовной ответственности, в том числе и ст. 314 УК РФ, предусматривающая ответственность за уклонение от отбывания ограничения свободы, лишения свободы, а также от применения принудительных мер медицинского характера. В действующей редакции ст. 314 УК РФ включает в себя четыре состава преступления, различающихся по признакам объективной стороны и субъекта преступления.

В части 1 ст. 314 УК РФ предусмотрена ответственность за злостное уклонение лица, осужденного к ограничению свободы, от отбывания наказания.

Практика применения ч. 1 ст. 314 УК РФ в действующей редакции незначительна. Так, за шесть месяцев 2015 года по ч. 1 ст. 314 УК РФ было осуждено 205 человек(3).

Диспозиция нормы ч. 1 ст. 314 УК РФ имеет отсылочный характер и предопределяет содержание объективной стороны состава преступления. Вопросы квалификации злостного уклонения от отбывания ограничения свободы также обусловлены особенностями конструкции состава преступления.

Основным непосредственным объектом данного преступления выступают общественные отношения в сфере исполнения судебных актов. Дополнительным объектом являются общественные отношения по охране установленного порядка отбывания наказания в виде ограничения свободы.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 314 УК РФ, характеризуется бездействием в виде злостного уклонения лица, осужденного к ограничению свободы, от отбывания наказания.

Стоит заметить, что злостное уклонение от отбывания ограничения свободы, назначенного только в качестве дополнительного наказания, образует состав рассматриваемого преступления. Криминализация злостного уклонения осужденного от отбывания дополнительного наказания в виде ограничения свободы в теории уголовного права воспринята неоднозначно(4).

Не в полной мере установление ответственности за уклонение от ограничения свободы соответствует и Стандартным минимальным правилам Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), где в п. 14.3 сказано: «Если мера, не связанная с тюремным заключением, окажется неэффективной, то это не должно автоматически приводить к применению меры, связанной с тюремным заключением»(5).

Поскольку суть данного преступления заключается в уклонении от отбывания наказания, деяние следует признавать длящимся преступлением.

Для квалификации преступления по ч. 1 ст. 314 УК РФ важное значение имеет момент начала совершения преступления, т. е. момент, когда у виновного появляется обязанность подвергнуться дополнительному наказанию в виде ограничения свободы.

В том случае, когда ограничение свободы назначено в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы, полный объем прав, законных интересов и обязанностей осужденного к ограничению свободы возникает в момент его освобождения из исправительного учреждения.

Такой момент начала совершения исследуемого преступления обусловлен положением п. 20 Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы (утвержденной Приказом Минюста России от 11.10.2010 № 258), в соответствии с которым осужденному вручается предписание о выезде к месту жительства или пребывания с указанием маршрута следования и времени явки в инспекцию по месту жительства для постановки на учет(1).

Момент юридического окончания рассматриваемого преступления связан с прекращением невыполнения виновным своих обязанностей.

В момент признания лица злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде ограничения свободы оно считается судимым. Таким образом, при злостном уклонении от ограничения свободы при определенных обстоятельствах может возникать рецидив преступлений. В свою очередь, рецидив преступлений влечет за собой назначение отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима. Условное осуждение к лицу, совершившему данное преступление, как свидетельствуют изученные материалы практики, не применяется.

Порядок отбывания наказания в виде ограничения свободы предусмотрен ст. 50 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и состоит в следующем: наказание в виде ограничения свободы отбывается осужденным по месту его жительства (ч. 1) и заключается в обязанности соблюдать установленные судом ограничения и являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию для дачи устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания (ч. 2).

При назначении наказания суд возлагает на осужденного обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырех раз в месяц для регистрации.

Установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным.

Злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде ограничения свободы согласно ч. 4 ст. 58 УИК РФ признается: а) осужденный, допустивший нарушение порядка и условий отбывания наказания в течение одного года после применения к нему взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений; б) осужденный, отказавшийся от использования в отношении его технических средств надзора и контроля; в) скрывшийся с места жительства осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней; г) осужденный, не прибывший в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства в соответствии с предписанием, указанным в ч. 3 ст. 47.1 УИК РФ.

Статья 58 УИК РФ содержит перечень нарушений порядка и условий отбывания ограничения свободы, которые признаются в качестве злостного уклонения от отбывания наказания при условии, что виновный в течение одного года после применения к нему взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений допустил повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания: а) неявка без уважительных причин осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет; б) несоблюдение без уважительных причин осужденным установленных судом ограничений; в) неявка осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию по вызову без уважительных причин для дачи устных или письменных

объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания; г) неявка без уважительных причин осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации; д) нарушение общественного порядка, за которое осужденный был привлечен к административной ответственности; е) невыполнение осужденным требования, указанного в ч. 3 ст. 50 УИК РФ.

Особый интерес вызывает положение о возможности признания повторного нарушения общественного порядка злостным уклонением от отбывания ограничения свободы, если за предыдущее правонарушение осужденный был привлечен к административной ответственности.

В соответствии с КоАП РФ к действиям, нарушающим общественный порядок, относятся действия, выражающие явное неуважение к обществу, сопровождающиеся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, распитие пива и спиртосодержащих напитков в общественных местах и др.

В судебной практике к нарушениям общественного порядка, свидетельствующим о нежелании лица исполнять возложенные на него обязанности, относят также потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (ст. 6.9 КоАП РФ)(1).

Таким образом, в законе выделяется два вида злостности неисполнения осужденным обязанностей. К первому виду следует отнести повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания в течение одного года после применения к лицу взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений.

Так, несмотря на применение мер взыскания в виде официального предостережения, Б. вновь допустил неоднократные нарушения ограничений, возложенных по приговору, выразившиеся в том, что шесть раз не являлся на регистрацию в инспекцию без уважительных причин, а также дважды совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.9. КоАП РФ, за что был привлечен к ответственности с наложением административного наказания в виде административного ареста(2).

Второй вид злостности образует совершение одного явного, демонстративного уклонения от отбывания наказания в виде ограничения свободы.

Например, К. 19 декабря 2014 года освободился из исправительной колонии после отбытия наказания в виде лишения свободы и был обязан явиться в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства для исполнения дополнительного наказания в виде ограничения свободы. Однако в нарушение требований ч. 3 ст. 47.1 УИК РФ после освобождения из мест лишения свободы в уголовно-исполнительную инспекцию не прибыл, тем самым злостно уклонился от отбывания наказания в виде ограничения свободы, и 20 марта 2015 года был задержан сотрудниками полиции(3).

Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 314 УК РФ, может состоять в неисполнении как одной, так и нескольких возложенных на лицо обязанностей. При этом деяния не будут образовывать признаки множественности преступлений и должны быть квалифицированы как одно длящееся преступление.

Так, Д. изменил свое место жительства (выехал за пределы области) и не явился в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет(4).

На лицо, условно-досрочно освобожденное из мест лишения свободы, в соответствии с ч. 2 ст. 79 УК РФ суд может возложить обязанности, предусмотренные ч. 5 ст. 73 УК РФ, которые должны им исполняться в течение оставшейся не отбытой части наказания.

При этом осужденный может исполнять

дополнительное наказание в виде ограничения свободы. Для установления признака «злостности» при совершении преступления, квалифицируемого по ст. 314 УК РФ, необходимо устанавливать именно невыполнение обязанностей, связанных с ограничением свободы.

При этом если виновный уклонился от выполнения обязанностей, присущих как условно-досрочному освобождению, так и ограничению свободы, его деяние подлежит квалификации по ч. 1 ст. 314 УК РФ. Условно-досрочное освобождение отменяется и исполняется оставшаяся не отбытой часть наказания.

Так, Р. после освобождения из колонии общего режима злостно уклонился от отбывания наказания в виде ограничения свободы, назначенного ему судом в качестве дополнительного наказания, и совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 314 УК РФ.

Поскольку Р. совершил преступление в период условно-досрочного освобождения, суд на основании п. «б» ч. 7 ст.79 УК РФ условно-досрочное освобождение отменил, а окончательное наказание Р. назначил по правилам ст. 70 УК РФ(1).

Если осужденный не прибыл в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства в соответствии с предписанием, указанным в ч. 3 ст. 47.1 УИК РФ, по уважительным причинам, которые объективно препятствовали явке в установленный срок, то признак злостности отсутствует.

Такими причинами могут быть болезнь, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, социальные конфликты и т. п. либо обстоятельства, свидетельствующие о состоянии крайней необходимости. Прибытие в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства после срока, указанного в предписании, следует признать явкой с повинной, т. е. обстоятельством, смягчающим наказание.

Проблемы установления признаков объективной стороны рассматриваемого состава преступления могут возникать в тех случаях, когда осужденный по не зависящим от него обстоятельствам лишается жилья и не может более находиться по месту жительства или в принципе не иметь постоянного места жительства.

Вместе с тем направить приговор для исполнения в инспекцию по месту пребывания осужденного не позволяет ч. 1 ст. 50 УИК РФ. Инспекция, находящаяся по месту жительства осужденного, не может исполнять наказание в виде ограничения свободы по месту пребывания осужденного, которое может находиться по отношению к месту жительства в другом населенном пункте или в другом субъекте Российской Федерации.

В подобных случаях не следует признавать лицо злостно уклоняющимся от отбывания дополнительного наказания в виде ограничения свободы в силу отсутствия деяния, содержащего признаки состава преступления.

Проблемы определения признаков объективной стороны состава преступления могут быть обусловлены также особенностями порядка выполнения обязанности не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования. При этом «соответствующим муниципальным образованием» признается то муниципальное образование, в котором находится место жительства осужденного.

Муниципальным образованием является не только городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, но и внутригородская территория города федерального значения, т. е. часть территории такого города.

При этом согласно УК РФ и УИК РФ ограничение свободы отбывается в пределах одного муниципального образования. На наш взгляд, соблюдение данного требования осужденным, постоянно проживающим в городе федерального значения, представляется практически невозможным.

В соответствии с п. 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2015 № 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания», если в состав населенного пункта, в котором проживает осужденный, входят несколько муниципальных образований, то суд вправе установить соответствующие ограничения в пределах территории такого населенного пункта. Если населенный пункт является частью муниципального образования, то ограничения устанавливаются в пределах

территории муниципального образования, а не населенного пункта.

Исходя из положений ч. 4 ст. 50 УИК РФ, вопрос о возможности выезда осужденного, который проживает или работает, или учится в разных муниципальных образованиях, за пределы территории соответствующего муниципального образования в целях осуществления трудовой деятельности или получения образования разрешается уголовно-исполнительной инспекцией.

При исполнении обязанности «не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток» может возникнуть ситуация, когда осужденный явился домой к установленному времени. При этом нельзя говорить о том, что лицо не исполнило возложенную на него обязанность. Для того чтобы она была признана неисполненной, осужденный сначала должен находиться по месту постоянного проживания (пребывания), а уже потом покинуть его в рамках установленного ограничением времени.

Проблемы определения признаков объективной стороны рассматриваемого преступления возникают, и когда в судебной практике допускаются ошибки при назначении наказания в виде ограничения свободы.

Так, суды приводят неверные формулировки при указании установленных осужденному ограничений и возложенных на него обязанностей, в нарушение ч. 1 ст. 53 УК РФ не устанавливают обязательные ограничения, назначая ограничение свободы в качестве дополнительного вида наказания в соответствии с санкцией статьи УК РФ, в приговоре не указывают конкретные ограничения, установленные осужденному, при установлении конкретного ограничения не приводят существенные условия, необходимые для соблюдения осужденным такого ограничения (например, не делают в приговорах ссылку на местоположение квартиры или иного жилого помещения, из которых запрещают уходить осужденному, не указывают конкретное муниципальное образование, границы которого запрещено покидать осужденному, и т. д.)(1).

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 314 УК РФ, характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что уклоняется от отбывания наказания в виде ограничения свободы, и желает этого. Мотивы таких действий могут быть различными, они не влияют на квалификацию по ч. 1 ст. 314 УК РФ.

Цель совершения преступления (временно или постоянно уклоняться от наказания) в диспозиции рассматриваемой нормы не указана, следовательно, не влияет на решение вопроса о наличии состава преступления.

При квалификации рассматриваемого преступления необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с ч. 6 ст. 53 УК РФ данный вид уголовного наказания не может быть назначен военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации. В соответствии с ч. 6 ст. 88 УК РФ не назначается ограничение свободы в качестве дополнительного наказания и несовершеннолетним.

В связи с изложенным представляется целесообразным дополнить постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2015 № 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» разъяснением, касающимся назначения наказания в виде ограничения свободы, и рекомендациями относительно квалификации преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 314 УК РФ.

Библиографический список

1. Верина Г. В. Ограничение свободы как вид уголовного наказания в свете законодательных новелл / Г. В. Верина // Уголовное право. — 2010. — № 5. — С. 9—10.

2. Губко И. В. Преступления, связанные с уклонением от отбывания уголовного наказания или иных мер правового принуждения (статьи 313, 314, 314.1 УК РФ): понятие, система, основные направления оптимизации законодательного описания / И. В. Губко : автореф. дис. . канд. юрид. наук. — Краснодар, 2013. — 24 с.

3. Международные акты о правах человека : сб. документов / сост. В. А. Карташкин, Е. А. Лу-кашева. — Москва : ИНФРА-М, 2002. — 944 с.

4. Уголовное право России. Общая часть : учебник / под ред. В. В. Лукьянова, В. С. Про-хорова, В. Ф. Щепелькова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Санкт-Петербург : Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2013. — 600 с.

5. Уголовное право. Общая часть : учеб. пособие в табл. / [Д. А. Безбородов и др. ; под общ. ред. А. Н. Попова]. — Санкт-Петербург : С.-Петерб. юрид. ин-т (фил.) Акад. Генеральной прокуратуры Рос. Федерации, 2015. — 136 с.

www.procuror.spb.ru

Наказания в виде ограничения свободы отбывается осужденным

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ)

1. Наказание в виде ограничения свободы отбывается осужденным по месту его жительства.

2. Осужденный к наказанию в виде ограничения свободы обязан соблюдать установленные судом ограничения, а также являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию для дачи устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания.

3. В случае, когда судом в отношении осужденного не установлено ограничение на изменение места работы и (или) учебы без согласия уголовно-исполнительной инспекции, осужденный обязан не позднее семи дней до дня изменения места работы и (или) учебы уведомить об этом уголовно-исполнительную инспекцию.

Комментарий к статье 50

1. Порядок и условия исполнения и отбывания наказания в виде ограничения свободы, предусмотренные комментируемой статьей, во многом воспроизводят аналогичные нормы ИТК, регламентировавшие исполнение условного осуждения к лишению свободы (освобождения) с обязательным привлечением к труду . При разработке УИК шли острые дискуссии о возможности применения данного института (пусть и преобразованного в ограничение свободы) в условиях рыночной экономики. Уверенности в том, что данный вид наказания будет применяться в полном объеме, нет до сих пор.

Уголовно-правовой институт условного осуждения к лишению свободы (освобождения) с обязательным привлечением к труду введен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июня 1970 г. и впоследствии нашел отражение в ст. 24.2 УК РСФСР, введенной Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 марта 1977 г.

По объему правоограничений уголовное наказание в виде ограничения свободы превосходит другие виды наказания, не связанные с изоляцией от общества. Вместе с тем ограничения, предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством в отношении свободы передвижения осужденных, выбора ими места жительства, являются значительно более мягкими по сравнению с ограничениями, установленными для осужденных к лишению свободы либо к аресту.

2. Границы территорий ИЦ определяются в порядке, установленном Правительством РФ. Из действующей редакции ч. 1 ст. 50 УИК исключена норма о правилах поведения населения на территории ИЦ. Поведение осужденных в ИЦ регулируется Правилами внутреннего распорядка данного учреждения и иными нормативными правовыми актами. Что же касается порядка поведения населения на примыкающей к ИЦ территории, то он должен определяться органом местного самоуправления и органом внутренних дел, отвечающим за безопасность и общественный порядок. Администрация ИЦ должна взаимодействовать с этими властными структурами.

3. В ИЦ действуют Правила внутреннего распорядка, утверждаемые Минюстом России по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ, которые регламентируют порядок и условия отбывания наказания осужденными к ограничению свободы. Правилами детализируются требования к поведению осужденных при отбывании ими ограничения свободы, установленные комментируемой статьей, а также требования к поведению иных лиц, находящихся на территории ИЦ.

При постановке на учет осужденные к ограничению свободы в обязательном порядке знакомятся с Правилами внутреннего распорядка ИЦ под расписку и предупреждаются об ответственности за нарушение установленных порядка и условий отбывания наказания и злостное уклонение от отбывания ограничения свободы. Осужденным разъясняются их права и обязанности, выдается удостоверение личности, которое они должны постоянно иметь при себе.

Неукоснительное выполнение Правил внутреннего распорядка ИЦ является обязанностью осужденных к ограничению свободы.

4. Осужденные к ограничению свободы не изолируются от общества, но при этом отбывают наказание в условиях осуществления за ними надзора, что накладывает на них определенные обязанности.

Они должны работать на том объекте (в организации), который определила администрация ИЦ, проживать в специально предназначенных для них общежитиях. Для того чтобы выйти за пределы ИЦ (в ночное время — за пределы общежития), где они обязаны находиться постоянно, они должны получить разрешение администрации.

Если осужденный, имеющий семью, не нарушает Правил внутреннего распорядка ИЦ, ему может быть разрешено проживание с семьей на арендованной либо на собственной жилой площади. В этом случае осужденный должен являться на регистрацию в ИЦ до четырех раз в месяц. Периодичность регистрации устанавливается постановлением начальника ИЦ.

В необходимых случаях администрация может разрешить осужденному, которому ограничение свободы назначено в порядке замены лишения свободы более мягким видом наказания, выезд на срок до пяти суток за пределы ИЦ непосредственно после постановки его на учет, если после освобождения из ИУ краткосрочный выезд не был разрешен его администрацией.

Осужденные к ограничению свободы обязаны участвовать без оплаты труда в работах по благоустройству зданий и территории ИЦ. К этим работам осужденные привлекаются, как правило, в нерабочее время в порядке очередности по графику, составленному администрацией ИЦ. Продолжительность таких работ не должна превышать двух часов в неделю при суммарном учете отработанного времени.

5. Комментируемой статьей установлены требования о раздельном содержании различных категорий осужденных к ограничению свободы. Так, осужденные, которым ограничение свободы назначено в порядке замены наказания более мягким видом, как правило, не могут содержаться в одном ИЦ с осужденными к ограничению свободы по приговору суда.

Если на территории субъекта РФ отсутствуют условия для отдельного размещения указанных категорий осужденных, они могут содержаться в одном ИЦ с учетом ограничений, установленных ч. 5 комментируемой статьи.

Отдельно от других осужденных к ограничению свободы должны содержаться ранее судимые и отбывавшие лишение свободы. Это правило не распространяется на лиц, ранее отбывавших лишение свободы, судимость которых погашена либо снята в установленном законом порядке, поскольку все правовые последствия, связанные с судимостью, при этом аннулируются (ст. 86 УК РФ). Раздельное содержание предусмотрено для осужденных к ограничению свободы, совершивших преступление в соучастии.

Учитывая, что исключений из данных правил УИК не предусмотрено, в каждом субъекте РФ должно быть создано достаточное количество ИЦ для содержания различных категорий осужденных к ограничению свободы. В противном случае осужденные направляются в ИЦ, расположенные на территории другого субъекта РФ, в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 47 УИК.

6. Осужденные к ограничению свободы вправе иметь при себе денежные средства и распоряжаться ими. Они могут приобретать, хранить и использовать любые вещи и предметы, кроме запрещенных. Перечень предметов и веществ, приобретение, хранение и использование которых для осужденных к ограничению свободы запрещено, устанавливается законодательством РФ и Правилами внутреннего распорядка ИЦ.

В целях выявления незаконно хранящихся предметов и веществ осужденные к ограничению свободы, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных — досмотру. При обнаружении у осужденных таких предметов они подлежат изъятию, которое производится по постановлению начальника ИЦ. Изъятые предметы могут быть переданы на хранение и выданы осужденному при его освобождении из ИЦ. Если они не представляют ценности или по своим характеристикам не подлежат длительному хранению, изъятые предметы уничтожаются, о чем составляется соответствующий акт. Если изъятые предметы признаются бесхозными, а также в других случаях, предусмотренных законодательством РФ, они реализуются, а средства от их реализации зачисляются в соответствующий бюджет. Изъятые вещества передаются на хранение или уничтожаются в том же порядке.

7. Учитывая, что отбывание наказания в виде ограничения свободы связано с определенными правоограничениями, конституционное право на образование (ст. 43 Конституции РФ) может быть реализовано осужденными в форме заочного обучения в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, расположенных в пределах территории субъекта РФ по месту отбывания наказания. Начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных, не имеющих необходимой специальности, обеспечиваются администрацией организаций, в которых работают осужденные к ограничению свободы (ст. 55 УИК).

ugolovno-ispolnitelniy-kodeks-rf.com

Популярное:

  • Реестр лжеструктуры Лжепредпринимательские структуры и реестр с повышенным риском 488 Указа Согласно законодательству Беларуси, любая предпринимательская деятельность как юридических, так и физических лиц, осуществляется на свой риск и под свою […]
  • Размер выплаты материнского капитала 2018 Материнский капитал в 2018 году С начала 2018 года в России вступают в силу законы, согласно которым в программу материнский капитал вносятся несколько существенных изменений. Они коснутся продления срока действия программы, […]
  • Приказ о списание бланков строгой отчетности ankaneformalka Приказ О Списании Бланков Строгой Отчетности Неотъемлемой частью работы с бланками строгой отчетности, которые по своей Одновременно со списанием проводится оприходование о том, как правильно составить на […]
  • Сломала товар можно ли вернуть Подлежат ли возврату в магазин детские игрушки? Можно ли вернуть? При покупке детских игрушек очень часто возникает ситуация, что новое приобретение не нравится ребенку, или на праздник были куплены и подарены две одинаковые […]
  • Ставка 1825 не облагается налогом Камералка выявила вычет по неправильной ставке НДС: что делать Проверять поступающие от поставщиков счета-фактуры стало для бухгалтера привычным делом. Так, бухгалтер внимательно изучит, верно ли написаны названия организаций, […]
  • Поворот налево при знаке движение прямо штраф Дорожный знак «Движение прямо» Общие требования знака «Движение прямо» Дорожный знак «Движение прямо» с номером 4.1.1 относится к предписывающим знакам Правил дорожного движения и устанавливает разрешенное […]
  • Как узнать налог на машину по инн Как узнать налог на машину по инн Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди. Как узнать транспортный налог по ИНН физического лица — онлайн проверка Поиск […]
  • Штраф пенсионного фонда проводки Из каких средств оплатить штраф выставленный ПФР некоммерческой организации - Благотворительному Фонду Вопрос-ответ по теме Из каких средств можно оплатить штраф выставленный Пенсионным Фондом организации - Благотворительному […]