Налог на коммунальные услуги предприятия

Перевыставление коммунальных услуг арендатору — правильно по закону

Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы поговорим о том, как производится перевыставление коммунальных услуг арендатору в случае, когда собственником является юридическое лицо (общества, предприятия, компании и т.д.).

Заключая договор аренды, арендодатель (владелец сдаваемого помещения) по договоренности с арендатором может выбрать одну из правомочных схем возмещения за использование последним ресурсов, относящихся к сфере ЖКХ (вода, тепло, электроэнергия, газ).

Выбираем схему

Проблема заключается в том, что коммунальные платежи никак не прописаны в статьях 606, 614 и главе 34 Гражданского Кодекса РФ, которые посвящены вопросам аренды помещений. Поэтому, каким образом возмещать эти расходы, решать придется самим. Самый простой способ – включить коммунальные платежи в сумму арендной платы в виде одной и той же суммы каждый месяц. Арендная плата в бухгалтерском учете будет отнесена в строку «Доходы от реализации», если сдача помещений в аренду – это основной источник дохода арендодателя, или в строку «Внереализационные доходы» в других случаях.

Плюсы и минусы

Конечно, бумаг будет меньше – не нужно собирать документы для отражения понесенных коммунальных затрат. Минусом будет то, что вся эта сумма попадет под налогообложение как полученный доход, хотя фактически таковым не является. После того, как будет заплачен налог, арендодатель имеет право, предъявив документы о понесенных расходах по ЖКХ, получить налоговый вычет на эту сумму. И вроде бы как будто он ничего не теряет. Но потери есть всегда:

  1. Проходит время между уплатой налога и получением вычета.
  2. Точно подсчитать сумму понесенных расходов на услуги ЖКХ не получится.
  3. Арендатор не будет заинтересован экономить коммунальные ресурсы и плата может вырасти и по этой причине.

Если аренда поплыла

Еще есть вариант разделить арендную плату на постоянную часть и изменяющуюся. К последней и будут относиться расходы на коммуналку. Получая счета на оплату от ресурсоснабжающих организаций, арендодатель по арендуемой площади или по имеющимся счетчикам вычленяет часть, приходящуюся на арендатора, и выставляет ему отдельный счет.

Его также можно потом оформить как налоговый вычет. То есть одна и та же сумма пройдет в доходах в целях налогообложения и в расходах, не изменив итоговую сумму.

Рассматриваем варианты

Следующий вариант: в договор аренды расходы на коммуналку не включаются совсем. Арендатор оплачивает сверх суммы аренды и счет на оплату услуг ЖКХ, выставляемый арендодателем. Это будет видом транзитного платежа, потому что вся уплаченная сумма будет перечислена ресурсоснабжающим организациям (РСО). Такой платеж является компенсацией части имеющихся расходов и в доход арендодателя не включается.

Так как арендодатель сам понес расходы, а арендатор частично ему их возместил. Аргументом возможных вопросов со стороны аудита или налоговых органов будет то, что арендодатель не производит коммунальные услуги, а покупает их от производителя. Этот вариант не является идеальным, потому что арендодатель не имеет права выставлять встречный счет арендатору.

Станем посредниками

Если в договор аренды добавить пункт о посреднической деятельности при покупке коммунальных услуг или заключить агентский договор, то речь пойдет о возмещении расходов по их приобретению. Единственно, нужно проставить некоторую небольшую дополнительную сумму за оказание услуг посредника. В этом случае в доход арендодатель поставит лишь стоимость только этих услуг. НДС на коммунальные платежи не начисляется, только на агентскую доплату.

Существует чисто теоретическая возможность для арендатора попробовать заключить договор о поставках коммунальных услуг напрямую с РСО. На практике такой путь применяется редко, потому что возражать будут коммунальщики – им придется разделить счета и производить дополнительные расчеты, особенно если арендатор не один, а их десятки или даже сотни. Так что самым удобным способом перевыставления коммунальных услуг будет заключение агентского договора. Его образец находится в интернете достаточно просто.

Если применяем УСН

Если организация-арендодатель применяет упрощенную систему налогообложения (УСН), то при заключении дополнительно посреднического договора на оплату коммунальных услуг, она в доходы включает только сумму за оказание агентских услуг. Если такого договора нет, то всю сумму по договору аренды необходимо включить в доход для начисления налога.

Имейте в виду, что договора аренды и агентский должны иметь одну и ту же дату. Кроме того, вы должны получить согласие от всех РСО на передачу части потребляемых ресурсов третьему лицу.

В Советское время аренда существовала как данность, но, скорее всего, в то время никто бы не стал заморачиваться с НДС, а УСН вообще не существовало. Оно появилось только когда разрешили частную предпринимательскую деятельность.

На этом с вами прощаюсь. Подписывайтесь на новые статьи нашего сайта и давайте ссылку на нее своим друзьям и родственникам в социальных сетях.

www.rline.tv

Налог на коммунальные услуги предприятия

Коммунальные услуги и НДС

Представить жилище современного человека без обеспечения его холодной и горячей водой, электричеством, газом, отоплением и так далее, практически невозможно. Подавляющее большинство россиян является потребителями жилищно-коммунальных услуг. Их оказанием занимаются организации, которые принято называть организациями жилищно-коммунального хозяйства, деятельность которых имеет свою специфику в части налогообложения НДС. Об особенностях налога на добавленную стоимость при оказании коммунальных услуг, Вы узнаете из настоящего материала.

Начнем с того, что основным нормативным документом, регулирующим жилищные отношения, выступает Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ). Причем в силу пункта 2 статьи 4 ЖК РФ участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, сама Российская Федерация, ее субъекты, а также муниципальные образования. Статьей 8 ЖК РФ определено, что к жилищным отношениям, связанным, в том числе с предоставлением коммунальных услуг и внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ.

Заметим, что в соответствии с Методическим пособием по содержанию и ремонту жилищного фонда МКД 2-04.2004, утвержденным Госстроем Российской Федерации, жилищно-коммунальные услуги представляют собой надежное и устойчивое обеспечение холодной и горячей водой, электрической энергией, газом, отоплением, отведения и очистки сточных вод, содержания и ремонта жилых домов, придомовой территории, а также благоустройства территории населенного пункта в соответствии с установленными стандартами, нормами и требованиями. Причем их потребителями выступают граждане, пользующиеся или имеющие намерение воспользоваться жилищно-коммунальными услугами для личных, бытовых и иных нужд, не связанных с промышленным производством.

В свою очередь исполнителем жилищно-коммунальных услуг (далее – ЖКУ) может выступать организация любой формы собственности, организационно-правовой формы (индивидуальный предприниматель), в обязанности которой в соответствии с законодательством Российской Федерации, договором и/или распорядительным актом входит предоставление потребителям жилищно-коммунальных услуг.

Для граждан, проживающих в многоквартирных домах (далее – МКД), исполнителями ЖКУ могут являться:

l для нанимателей – наймодатель (юридическое или физическое лицо), непосредственно либо в лице уполномоченной им организации, осуществляющей управление и обслуживание жилищного фонда;

l для собственника жилья – управляющая организация или организация, обслуживающая жилищный фонд.

Напоминаем, что с 1 сентября 2012 года коммунальные услуги предоставляются гражданам в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354).

Согласно Правилам № 354 коммунальные услуги представляют собой осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

При этом исполнителем может выступать организация любой формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Соответственно, действовавшее до вступления в силу Правил № 354 постановление Правительства Российской от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее – Правила № 307) утратило силу, за исключением пунктов 15 – 28 Правил № 307 в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, и пунктов 1 – 4 Приложения № 2 к Правилам № 307 – в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, которые утрачивают силу с 1 января 2015 года.

Отметим, что жилищно-коммунальное хозяйство является одной из социально-значимых сфер экономики, которым государство традиционно оказывает различные меры социальной поддержки. В качестве таковых можно рассматривать регулирование цен (тарифов) на оплату коммунальных услуг для населения, предоставление льгот по оплате коммунальных услуг некоторым категориям граждан, а также предоставление налоговых льгот для субъектов, работающих в данной сфере. Понятно, что все перечисленные меры в той или иной степени оказывают влияние на деятельность организаций ЖКХ.

Для справки: к организациям ЖКХ отнесены организации по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, организации коммунального комплекса (ресурсоснабжающие), многоотраслевые организации ЖКХ, управляющие организации, жилищные кооперативы (ЖК), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) и товарищества собственников жилья (ТСЖ). Такой перечень организаций ЖКХ содержат Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 22-ЖКХ (сводная) «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы», утвержденные Приказом Росстата от 31 января 2013 года № 41.

Возьмем, к примеру, государственное регулирование цен у поставщиков коммунальных услуг, которых принято называть ресурсоснабжающими организациями (далее – РСО).

Если РСО реализует свой товар не по свободной цене, а по цене, установленной государством или по цене с учетом льгот, то его деятельность, как правило, связана с убытком. Чтобы избежать появления отрицательного финансового результата государство покрывает «выпадающие» доходы РСО путем выплаты им компенсаций из бюджетов различных уровней. Получение таких компенсационных сумм оказывает влияние на порядок налогообложения НДС, ведь подавляющее число российских организаций, в том числе организаций ЖКХ, являются его плательщиком.

Напомним, что в соответствии с нормами главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) реализация товаров (работ, услуг) в Российской Федерации представляет собой объект обложения налогом на добавленную стоимость, причем источник оплаты значения не имеет.

Следовательно, у поставщика коммунальных услуг при их реализации по цене, установленной государством или по цене с учетом льгот, также возникает обязанность по исчислению НДС.

Согласно пункту 1 статьи 154 НК РФ в общем случае при реализации товаров (работ, услуг) налог исчисляется налогоплательщиком исходя из стоимости товаров (работ, услуг), исчисленной исходя из рыночных цен (без включения НДС).

Напоминаем, что в отношении сделок, доходы и расходы по которым по правилам главы 25 НК РФ признаются в учете после 1 января 2012 года, используется понятие рыночной цены, установленное статьей 105.3 НК РФ.

Для справки: в силу пункта 1 статьи 105.3 НК РФ рыночной признается цена сделки, заключенной между лицами, не признаваемыми взаимозависимыми. Критерии признания лиц взаимозависимыми установлены статьей 105.1 НК РФ.

При этом нормами статьи 153 НК РФ прямо закреплено, что налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком с учетом особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). Особенностью реализации коммунальных услуг в данном случае выступает применение государственных цен или льгот.

Пунктом 13 статьи 40 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы). Это в свою очередь вполне согласуется с особенностями определения налоговой базы налогоплательщиками, применяющими государственные регулируемые цены, установленными пунктом 2 статьи 154 НК РФ.

Как следует из пункта 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Иначе говоря, сумму налога такой налогоплательщик исчисляет из той цены, которая взимается им с покупателя, то есть, с цены, установленной государством. Вроде бы сложностей нет, как в части определения самой налоговой базы, так и в части налогообложения получаемых компенсаций, выплачиваемых в форме субсидий.

Напомним, что в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) к субсидиям относятся средства, выделяемые организациям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров (работ, услуг) на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме легковых автомобилей и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

Причем в силу пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 статьи 78 БК РФ), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

l из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации – в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);

l из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

l из местного бюджета – в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Заметим, что пунктом 2 статьи 154 НК РФ прямо закреплено, что суммы субсидий, предоставляемых из бюджета в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

Вместе с тем, определенные сложности у налогоплательщиков, работающих в субсидируемых видах деятельности, вызывает статья 162 НК РФ, которая, как известно, обязывает налогоплательщика НДС увеличивать свою налоговую базу на суммы средств, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

В связи с чем, у РСО, отпускающей свой «товар» населению по государственным тарифам или с учетом льгот возникает законный вопрос, увеличивают ли суммы полученных субсидий его налоговую базу?

Ответ на данный вопрос зависит от направления использования полученных бюджетных средств.

Если денежные средства получены РСО на компенсацию расходов по оплате приобретаемых ею материальных ресурсов (работ, услуг) или же на покрытие убытка, образовавшегося в результате отпуска по государственным тарифам или с учетом льгот, то полученные субсидии не облагаются налогом. На это Минфин Российской Федерации не раз указывал в своих разъяснениях и о том, что его позиция не изменилась и сейчас, говорит, например, письмо Минфин Российской Федерации от 3 июня 2013 года № 03-03-06/4/20240.

Такого же подхода придерживаются и региональные суды, о чем свидетельствует, например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 7 марта 2013 года по делу № А38-6048/2011, в котором арбитры удовлетворили требования налогоплательщика о признании недействительным решения налоговиков в части доначисления сумм НДС. Рассматривая материалы дела, суд отметил, что суммы, компенсирующие расходы налогоплательщика, связанные с применением государственных регулируемых цен или с учетом льгот, не облагаются НДС.

Аналогичные выводы сделаны правозащитниками в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 15 февраля 2012 года по делу № А22-926/201, постановление ФАС Поволжского округа от 17 июня 2011 года по делу № А06-5554/2010, постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 октября 2011 года по делу № А21-1134/2011 и ряде других.

Если же бюджетные деньги выделены на иные цели (например, на покрытие разницы в ценах), то полученные суммы субсидий рассматриваются контролирующими органами как суммы, связанные с расчетами за товары (работы, услуги). Вследствие чего, на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ Минфин Российской Федерации и налоговые органы настаивают на включении сумм полученных субсидий в налоговую базу налогоплательщика. А это означает, что с полученных сумм компенсаций налогоплательщик должен исчислить налог и уплатить его в бюджет.

Такая точка зрения финансистов по поводу налогообложения субсидий, направленных на покрытие разницы в ценах, содержится в письмах Минфина Российской Федерации от 17 августа 2011 года № 03-07-11/227, от 30 мая 2011 года № 03-07-11/15, от 6 сентября 2007 года № 03-07-11/389 и других. Согласны с мнением финансистов и налоговые органы, на что указывает письмо УФНС Российской Федерации по городу Москве от 18 декабря 2007 года № 19-11/120978.

Работа в субсидируемом виде деятельности связана у налогоплательщика не только с особенностями исчисления сумм исходящего налога, но и с применением вычетов по НДС.

Так, если приобретаемые РСО товары (работы, услуги) оплачиваются за счет средств федерального бюджета, то налогоплательщик не вправе пользоваться вычетом по сумме «входного» налога, в противном случае имеет место повторное возмещение налога из бюджета. Такие разъяснения на этот счет дает Минфин Российской Федерации в своих письмах от 8 февраля 2013 года № 03-07-11/3144, от 8 августа 2011 года № 03-03-06/4/92 и других.

Поэтому если РСО приняла «входной» налог к вычету, то его придется восстановить. С 1 октября 2011 года это прямо предусмотрено подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ, согласно которому при получении налогоплательщиком субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога суммы «входного» налога, ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению.

Заметим, что налог восстанавливается в размере, ранее принятом к вычету в том налоговом периоде, в котором налогоплательщиком получена субсидия. Суммы восстановленного налога не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 НК РФ.

Обращаем Ваше внимание на то, что подпункт 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ распространяется исключительно на субсидии федерального бюджета, на что указывает и Минфин Российской Федерации в своем письме от 21 октября 2009 года № 03-07-11/260.

Следовательно, при оплате приобретенных ресурсов за счет субсидий, полученных из региональных и местных бюджетов, обязанность по восстановлению сумм НДС не возникает. Аналогичные разъяснения на этот счет содержатся в письме Минфина Российской Федерации от 10 декабря 2010 года № 03-07-11/486.

Помимо государственного регулирования цен, специфика исчисления НДС в жилищно-коммунальной сфере связана с применением налоговых льгот, установленных статьей 149 НК РФ.

Напомним, что указанная статья содержит исчерпывающий перечень льгот по НДС, часть из которых являются обязательными, а часть – добровольными, применяемыми по желанию налогоплательщика. Обязательные льготы, от которых налогоплательщик отказаться не вправе, поименованы в пунктах 1 и 2 статьи 149 НК РФ, а добровольным льготам посвящен пункт 3 указанной статьи.

К обязательным налоговым преференциям в сфере ЖКХ относится льгота, установленная подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ, освобождающая от НДС услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.

Для применения данной льготы важно понимать, что собственно в статье 149 НК РФ понимается под услугами по предоставлению в пользование жилых помещений. Сам НК РФ не расшифровывает понятия «жилого помещения», как не уточняет и того, что понимается под «жилым фондом». Вместе с тем, на основании пункта 1 статьи 11 НК РФ налогоплательщик НДС вправе использовать термины ЖК РФ.

В статье 15 ЖК РФ под жилым помещением понимается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

В соответствии со статьей 19 ЖК РФ совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации, составляет ее жилищный фонд.

Причем, в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

– частный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

– государственный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности ее субъектам;

– муниципальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Как следует из статьи 671 ГК РФ, жилые помещения могут предоставляться во владение и пользование физическим лицам на основании договора найма, а юридическим лицам – на основании договора аренды или иного соглашения. Причем организации вправе использовать жилые помещения исключительно для проживания граждан.

В силу пункта 1 статьи 673 ГК РФ объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома).

Структура платы за жилье определена статьей 154 ЖК РФ, в соответствии с которой для собственника жилья цена договора по найму жилого помещения включает в себя:

– плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

– взнос на капитальный ремонт;

– плату за коммунальные услуги.

При этом, как разъясняет пункт 4 статьи 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Для нанимателя жилого помещения в цену договора найма, помимо названных составляющих, за исключением взносов на капитальный ремонт имущества в многоквартирном доме, включается еще и плата за пользование жилым помещением (плата за наем).

Отметим, что согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93, утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28 июня 1993 года № 163, услуги по предоставлению в пользование жилых помещений (код 041100) представляют собой самостоятельный вид деятельности хозяйствующего субъекта.

Таким образом, можно сделать вывод, что льгота, установленная подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ, распространяется лишь на плату за пользование жилым помещением (плату за наем). Подтверждает эту точку зрения и Минфин Российской Федерации в своем письме от 21 октября 2011 года № 03-07-07/63.

Такого же мнения придерживаются и служители закона. Так, в пункте 1 постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 5 октября 2007 года № 57 арбитры указали, что льгота, установленная подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ, применяется лишь в отношении платы за пользование жилым помещением.

Аналогичные выводы содержатся в постановлении Президиума ВАС Российской Федерации от 13 марта 2007 года № 9593/06 по делу № А40-1941/06-99-15, в постановлении ФАС Поволжского округа от 26 июля 2011 года по делу № А55-21074/2010, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 11 октября 2010 года по делу № А56-4367/2010, в постановлении ФАС Московского округа от 18 марта 2009 года № КА-А41/1429-09 по делу № А41-7079/08 и в ряде других.

Заметим, что суды считают возможным применение данной льготы в отношении услуг по предоставлению комнат в общежитиях. В частности, такой вывод позволяет сделать постановление ФАС Поволжского округа от 25 марта 2010 года по делу № А12-3432/2009 или постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19 октября 2010 года по делу № А32-16661/2009-34/240-59/719-11/1191. Однако контролирующие органы с этим не согласны. По разъяснениям, данным в письме Минфина Российской Федерации от 22 августа 2012 года № 03-07-07/88, в случае оказания услуг по предоставление в пользование части комнаты в общежитии освобождение от налогообложения НДС не применяется.

Итак, на основании подпункта 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ от налогообложения освобождается только плата за наем жилья и плата за предоставление жилых помещений в пользование юридическим лицам по договору аренды.

В тоже время у налогоплательщика НДС может возникнуть вопрос о налогообложении стоимости коммунальных услуг, если в соответствии с договором в арендную плату включена стоимость «коммуналки», ведь ГК РФ этого не запрещает.

Подпункт 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ не дает ответа на данный вопрос. Однако, по мнению налоговиков, изложенному в письме ФНС Российской Федерации от 16 марта 2005 года № 03-4-02/371/28, коммунальные услуги, входящие в состав арендной платы, в соответствии с договором аренды, облагаются налогом в общем порядке.

Аналогичные разъяснения дают и специалисты финансового ведомства в письмах Минфина Российской Федерации от 8 апреля 2004 года № 04-03-09/13 и от 10 июня 2004 года № 03-03-09/17.

О том, что применение льготы в части платы за коммунальные и иные услуги не является правомерным, говорят и некоторые региональные суды. В качестве доказательства можно привести постановление ФАС Поволжского округа от 26 июля 2011 года по делу № А55-21074/2010 или постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 апреля 2007 года по делу № А56-12400/2006.

Вместе с тем, есть и такие судебные решения, в которых суды считают вполне возможным использование льготы и в части платы за коммунальные и иные услуги. При этом суды исходят из положений пункта 2 статьи 676 ГК РФ, а именно из того, что услуга по предоставлению в пользование жилых помещений в соответствии с ГК РФ представляет собой именно совокупность услуг по найму жилого помещения, по содержанию и ремонту жилого помещения.

На это указывает постановление Президиума ВАС Российской Федерации от 12 июля 2006 года № 1689/06 по делу № А40-10841/05-114-67, такой же вывод содержится в постановлении ФАС Центрального округа от 3 сентября 2007 года по делу № А54-66/2007С4 и в других.

Учитывая то, что налогообложение коммунальных и иных видов услуг при найме жилья не является однозначным, можно сказать, что использование льготы в отношении платы за «коммуналку» и иные виды услуг содержит для налогоплательщика НДС повышенные налоговые риски.

Ну и, наконец, добровольные льготы, имеющие непосредственное отношение к исполнителям жилищно-коммунальных услуг в МКД. В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 354, исполнитель – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. То есть, исполнителем ЖКУ могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений – иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Как Вы уже, наверное, догадались, речь идет о применении льгот, установленных подпунктами 29 и 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ в отношении указанных налогоплательщиков.

В соответствии с подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 НК РФ освобождается от налогообложения на территории Российской Федерации реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

На основании подпункта 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ в льготном налоговом режиме может осуществляться:

l реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги);

l реализация работ (услуг) по выполнению функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, выполняемых (оказываемых) специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и созданы в соответствии с ЖК РФ, а также органами местного самоуправления и (или) муниципальными бюджетными учреждениями в случаях, предусмотренных ЖК РФ.

В части указанных льгот, имеющих непосредственное отношение к сфере ЖКХ, нужно отметить один нюанс. При оказании коммунальных услуг льготный налоговый режим является правомерным лишь в том случае, если указанные категории налогоплательщиков приобретают коммунальные услуги у организаций коммунального комплекса или ресурсоснабжающих организаций и реализуют их по той же цене. Аналогичные разъяснения на этот счет приведены в письме Минфина Российской Федерации от 19 марта 2014 года № 06-05-17/11844, от 5 марта 2013 года № 03-07-14/6462. Согласны с этим и правозащитники, о чем свидетельствует постановление ФАС Уральского округа от 19 апреля 2012 года № Ф09-2727/12 по делу № А60-18770/11.

Аналогичные правила касаются и применения льготы, установленной подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ, что подтверждается письмом Минфина Российской Федерации от 15 июля 2011 года № 03-07-07/34 и постановлением ФАС Поволжского округа от 31 июля 2012 года по делу № А55-22229/2011.

Особо следует отметить, что льготный режим, предусмотренный подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 НК РФ, не распространяется на ресурсоснабжающие организации, даже на те, которые по тем или иным причинам являются для потребителей исполнителями коммунальных услуг. На это указывает как письмо Минфина Российской Федерации от 22 июля 2013 года № 03-07-14/28681, так и письмо ФНС Российской Федерации от 20 февраля 2013 года № ЕД-3-3/[email protected]

Мы не случайно отметили, что применение этих льгот дело добровольное, если налогоплательщик решит, что применение льготы для него является невыгодным, то он вправе отказаться от использования льготного режима налогообложения.

Напоминаем, что в целях отказа от льготного режима налогоплательщик должен представить в свою налоговую инспекцию соответствующее заявление, подать которое нужно не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование. Такие правила установлены пунктом 5 статьи 149 НК РФ. Так как форма заявления на отказ не утверждена законом, то подать его можно в произвольной форме.

Если максимально возможный срок подачи заявления на отказ от льготы выпадает на выходной или праздничный день, то заявление следует представить в налоговую инспекцию в первый рабочий день после выходных или праздников. Подтверждают это и налоговики своим письмом от 26 августа 2010 года № ШС-37-3/10064.

Отказаться от использования льготы, можно как в отношении одной льготы, предусмотренной любым подпунктом пункта 3 статьи 149 НК РФ, так и в отношении нескольких. Но при этом следует иметь в виду, что, отказ от льготы возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций. Закон запрещает применять или не применять льготный режим налогообложения выборочно – в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).

Имейте в виду, что отказаться от льготы на срок менее года нельзя, запрет на такие действия установлен самим пунктом 5 статьи 149 НК РФ.

После того, как налогоплательщик отказался от льготы, налогообложение таких операций и налоговые вычеты по соответствующим ресурсам, приобретаемым для их осуществления, производятся в общеустановленном порядке. Аналогичные разъяснения на этот счет приведены в письме Минфина Российской Федерации от 23 декабря 2009 года № 03-07-15/169.

Тем же, кто принял решение работать с применением указанных льгот, нужно помнить о том, что их применение будет признано правомерным, только при одновременном выполнении следующих условий:

– исполнитель услуг относится к категории организаций, прямо перечисленных в подпункте 29 пункта 3 статьи 149 НК РФ;

– соответствующая услуга приобретена налогоплательщиком у третьих лиц – у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, или у фирм и коммерсантов, непосредственно выполняющих (оказывающих) работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

– коммунальные услуги и услуги по содержанию и ремонту общего имущества в МКД реализуются потребителям по цене приобретения, в том числе с учетом налога.

По вопросам налогообложения коммунальных услуг в части отношений между ресурсоснабжающими организациями и исполнителями коммунальных услуг (товариществами собственников жилья, управляющими компаниями), связанных с расчетами за поставленные коммунальные ресурсы, следует особо обратить внимание на постановление Пленума ВАС Российской Федерации от 17 ноября 2011 года № 72.

Мы уже отметили, что цены на «коммуналку» регулируется государством, на что указывает пункт 2 статьи 424 ГК РФ. Причем тарифы, устанавливаемые регулирующими органами, могут включать в себя сумму налога или же устанавливаться без учета налога. Порядок формирования тарифов накладывает свой отпечаток и на порядок расчетов между РСО и исполнителями коммунальных услуг, в качестве которых сегодня в основном выступают ТСЖ или управляющие компании.

В указанном постановлении арбитры высшей инстанции разъяснили, что при рассмотрении споров, возникающих между РСО и исполнителями коммунальных услуг необходимо первоначально проанализировать, учтен в размере тарифа НДС или нет. В том случае, если тариф на оплату коммунальных услуг установлен без учета налога, то при предъявлении счета за коммунальные услуги, РСО вправе предъявить исполнителю коммунальных услуг сумму налога сверх тарифа. В том случае, если тариф уже включает в себя НДС, то такие действия РСО являются неправомерными, а суммы налога, предъявленные исполнителю услуг к оплате, рассматриваются в качестве неосновательного обогащения РСО и подлежат возврату исполнителю коммунальных услуг. О том, что данная позиция Пленума ВАС принята региональными судами на вооружение говорит постановление ФАС Поволжского округа от 29 февраля 2012 года по делу № А65-14104/2011.

xn--80aefurcfeajeho7k.xn--p1ai

Популярное:

  • Учебник проф этики юриста Профессиональная этика юриста Сорокотягин учебник для бакалавров И. Н. Сорокотягин, А. Г. Маслеев ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЮРИСТА УЧЕБНИК ДЛЯ БАКАЛАВРОВ Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве […]
  • Законы о выборах и референдумах Законы о выборах и референдумах Постановление Конституционного cуда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года № 34-П «По делу о проверке конституционности пункта 5 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях […]
  • Можно ли в брачном договоре прописать права и обязанности в отношении детей Можно ли в брачном договоре прописать кому останется ипотечная квартира? Можно ли в брачном договоре указать, что квартира, которая приобретена по ипотеке, в случае расторжения брака останется у супруги, но при этом супруг […]
  • Приказа 205н минздравсоцразвития россии Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 апреля 2010 г. N 205н "Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, […]
  • Методическое пособие по лепке 4+ Книга "Лепка с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий" - Купить и скачать, читать онлайн Формат: FB2 , ePub , TXT , RTF , PDF , HTML , MOBI , JAVA , LRF онлайн фрагмент книги для ознакомления фрагмент книги Currently […]
  • Чернышевского правила синтаксиса Сочинение на ГИА 2018 года по тесту 25 Напишите сочинение рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя и публициста Н.Г. Чернышевского: «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав […]
  • По нарушения охраны труда наказание Виды ответственности за нарушение требований охраны труда Виды ответственности за нарушение требований охраны труда установлены статьей 419 ТК РФ. Виновные в нарушении положений трудового законодательства могут быть привлечены к […]
  • Линейные объекты экспертиза проектов Часто задаваемые вопросы Наполнение данного раздела официального сайта Мосгосэкспертизы нам бы хотелось делать вместе с вами. Здесь будут размещены ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы по проведению государственной […]