Налог с нерезидента в узбекистане

Доход – нерезиденту, налог – в бюджет

Наша микрофирма занимается посреднической деятельностью. Валютные средства, являющиеся доходом нерезидента, не связанным с постоянным учреждением, поступают на наш валютный счет, и мы перечисляем их нерезиденту за рубеж. При поступлении средств на наш валютный счет мы пересчитываем сумму дохода нерезидента в национальную валюту по курсу ЦБ на день поступления. На эту же дату мы рассчитываем и налог на доход нерезидента в размере 10%. Бывает, что при перечислении дохода нерезиденту курс доллара меняется по отношению к курсу зачисления, и тогда образуется курсовая разница – положительная или отрицательная. Согласно части восьмой ­статьи 155 НК причитающийся налог на доход нерезидента в валюте рассчитывается по курсу ЦБ на день выплаты дохода нерезиденту (в нашем случае – день перечисления средств). А мы рассчитали причитающийся налог на доход по курсу ЦБ на день перечисления налога в бюджет. Из-за разницы курсов сумма в национальной валюте неидентична.

Образовавшаяся разница – это переплата по налогу или тоже курсовая разница? В какие сроки микрофирма должна перечислить в бюджет налог на доход нерезидента, не связанный с постоянным учреждением? Если возникнет необходимость сдать перерасчет по налогу (он рассчитывается с нарастающим итогом с начала года), достаточно ли пересдать только годовой отчет или нужно переделать отчеты за все 4 квартала?

Главный бухгалтер.

Сумма налога с доходов нерезидентов рассчитывается по курсу ЦБ на дату выплаты дохода нерезиденту Республики Узбекистан, то есть на дату перечисления дохода нерезиденту (статья 155 Налогового кодекса (НК). Налог уплачивается в бюджет не позднее даты перечисления дохода нерезиденту (статья 165 НК).

Из чего следует, что в целях расчета, начисления и уплаты налога принимается только одна дата – дата перечисления дохода нерезиденту, и потому курсовая разница по сумме налога в данном случае возникнуть не может.

В случае когда в бюджет была перечислена сумма налога, рассчитанная по курсу на дату перечисления дохода нерезиденту, и она же была указана в Расчете налога на прибыль с доходов нерезидентов, то пересдавать Расчет не нужно.

Если вы перечисляли налог раньше выплаты дохода нерезиденту и, соответственно, рассчитывали сумму налога по курсу, отличающемуся от курса на день перечисления денежных средств нерезиденту, то может возникнуть недоплата или переплата налога:

при перечислении в бюджет суммы налога, рассчитанной по курсу меньшему, чем курс на день перечисления средств нерезиденту, образуется недоплата по налогу. При этом сумма недоплаты должна быть перечислена в бюджет с начислением пени за каждый день просрочки по день уплаты включительно;

если же перечисленная сумма рассчитывалась по курсу выше курса на момент перечисления денежных средств нерезиденту, то образуется переплата по налогу, которая подлежит зачету или возврату налогоплательщику в соответствии с главой 10 НК.

В случае уплаты неправильной суммы налога следует сдать уточненный Расчет налога на прибыль с доходов нерезидентов с указанием данных по ранее представленной отчетности, уточненных данных и их отклонением ­(статья 46 НК).

Представить уточненную отчетность налогоплательщики, самостоятельно выявившие ошибки в ранее представленной отчетности, могут в течение 5 лет после окончания налогового периода, в котором выявлена ошибка. И если возникнет необходимость в представлении уточненной отчетности за завершенный налоговый период (год), то Расчет представляется за тот отчетный период, в котором совершена ошибка, и за год.

Ответ подготовили специалисты «Norma Ekspert».

gazeta.norma.uz

ДЕЛОВОЙ ПОРТФЕЛЬ
СОВРЕМЕННОГО БУХГАЛТЕРА

Программа «EREPORT» — это простой
и удобный инструмент для отправки
электронной отчетности.

Особенности налогообложения нерезидентов

Особенности налогообложения нерезидентов

Порядок налогообложения доходов, выплаченных нерезиденту, определен статьями 20, 154, 155 и 155 1 Налогового кодекса Республики Узбекистан (далее – НК), которыми урегулированы отношения между нерезидентами и резидентами Узбекистана при выплате доходов нерезидентам, полученных ими на территории Узбекистана через постоянное учреждение или без образования постоянного учреждения (далее – ПУ).

Принципы налогообложения иностранных юридических лиц в Узбекистане соответствуют международной практике. Так, в соответствии с этими принципами существуют два основных варианта получения дохода иностранной организацией и, соответственно, два варианта ее налогообложения: через ПУ и без образования ПУ.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕРЕЗ ПУ

Постоянное учреждение – любое место, через которое нерезидент осуществляет предпринимательскую деятельность в Республике Узбекистан, включая деятельность, осуществляемую через уполномоченное лицо. ПУ нерезидента в Республике Узбекистан признается также осуществление предпринимательской деятельности в Республике Узбекистан, которая продолжается более 183 календарных дней в течение любого последовательного двенадцатимесячного периода. В случае, если такое представительство имеется, его прибыль в общем случае облагается налогом по базовой ставке, как если бы это было обычное национальное предприятие.

Вместе с тем, если у иностранной компании имеется в Узбекистане уполномоченное лицо, т. е. «зависимый агент», то для налоговых целей считается, что ПУ имеет место быть. Уполномоченное лицо – это представитель иностранной организации, который имеет полномочия на представление ее интересов и регулярно использует их для подписания контрактов от имени организации либо для согласования их существенных условий.

При этом, если иностранная компания действует в Узбекистане через независимого агента (брокера или комиссионера), то это само по себе не ведет к образованию ПУ.

Особо оговорены кодексом некоторые важные ситуации, которые не создают ПУ. В частности, к ним относятся:

1) осуществление деятельности подготовительного и вспомогательного характера;

2) осуществление деятельности через независимого посредника: брокера, комиссионера, поверенного, профессионального участника рынка ценных бумаг или любое другое лицо, действующее на основании договора комиссии (поручения) или иного аналогичного договора и не уполномоченного подписывать контракты от имени нерезидента Республики Узбекистан. Под независимым посредником понимается лицо, действующее в рамках своей обычной (основной) деятельности и являющееся юридически и экономически независимым от нерезидента Республики Узбекистан;

3) осуществление операций по ввозу в Республику Узбекистан или вывозу из Республики Узбекистан товаров, в том числе в рамках внешнеторговых контрактов, совершаемых исключительно от имени нерезидента Республики Узбекистан и связанных с закупкой товаров в Республике Узбекистан, а также операциями по экспорту в Республику Узбекистан товаров;

4) владение нерезидентом Республики Узбекистан ценными бумагами, долями в уставном фонде (уставном капитале) юридических лиц – резидентов Республики Узбекистан, а также иным имуществом на территории Республики Узбекистан. Если нерезидент Республики Узбекистан возложит на такое юридическое лицо также выполнение представительских функций, за исключением функций, носящих подготовительный или вспомогательный характер в соответствии с пунктом 1, то такое юридическое лицо, кроме того, что является самостоятельным налогоплательщиком, одновременно рассматривается и как ПУ нерезидента Республики Узбекистан;

5) предоставление нерезидентом Республики Узбекистан персонала для работы на территории Республики Узбекистан юридическому лицу – резиденту Республики Узбекистан или иному нерезиденту Республики Узбекистан, осуществляющему деятельность в Республике Узбекистан через ПУ, при отсутствии признаков ПУ, предусмотренных частью третьей статьи 20 НК, если такой персонал действует исключительно от имени и в интересах организации, в которую он был направлен.

Кроме того, в кодексе изложены правила налогообложения строительных площадок*.

ПУ представляют отчеты один раз в год.

ДОХОДЫ НЕРЕЗИДЕНТОВ, НЕ СВЯЗАННЫЕ С ПУ

Если у иностранной компании нет постоянного представительства в Узбекистане, это еще не значит, что такая иностранная компания не является плательщиком налога, т. к. в случае, если она получает доходы из источников в Республике Узбекистан, эти доходы облагаются налогом у источника выплаты. Это значит, что налог уплачивает не сама иностранная организация, а резидент Узбекистана – источник выплаты дохода (это может быть узбекская организация или ПУ иностранной компании в Узбекистане), который в данном случае является налоговым агентом.

Не относятся к доходам нерезидентов Республики Узбекистан из источников в Республике Узбекистан:

• доходы нерезидента Республики Узбекистан, полученные по внешнеторговым операциям (включая товарообменные), совершаемым исключительно от имени этого нерезидента и связанным исключительно с закупкой (приобретением) товаров, а также ввозом товаров на территорию Республики Узбекистан;

• доходы от оказания услуг, связанных с открытием и ведением корреспондентских счетов банков – резидентов Республики Узбекистан и осуществлением расчетов по ним, а также осуществлением расчетов посредством международных платежных карточек;

• доходы от выполнения работ, оказания услуг за пределами Республики Узбекистан, за исключением доходов от выполнения работ, оказания услуг, предусмотренных частью третьей статьи 155 НК.

Удержание налога на прибыль юридических лиц у источника выплаты обязаны производить резиденты Республики Узбекистан, а также нерезиденты Республики Узбекистан, осуществляющие деятельность в Республике Узбекистан через ПУ и выплачивающие доход другому нерезиденту Республики Узбекистан.

Ответственность за полноту удержания и своевременность перечисления налога в бюджет несет плательщик, осуществляющий выплату нерезиденту.

Вместе с тем следует иметь в виду, что если положениями действующих международных договоров Узбекистана предусмотрено иное, то применяется норма международного договора.

При этом, согласно положениям НК, выплата:

• дохода нерезиденту Республики Узбекистан производится без удержания налога на прибыль юридических лиц у источника выплаты при наличии Справки о том, что нерезидент Республики Узбекистан осуществляет деятельность и состоит на учете в органе государственной налоговой службы как ПУ нерезидента Республики Узбекистан, заверенной органами государственной налоговой службы Республики Узбекистан – по доходам, получаемым от деятельности, которая приводит к образованию ПУ в соответствии со статьей 20 НК;

• доходов нерезиденту Республики Узбекистан также производится без удержания налога на прибыль юридических лиц у источника выплаты или с применением пониженной ставки налога на прибыль юридических лиц в соответствии с положениями международного договора Республики Узбекистан при наличии у источника выплаты представленного нерезидентом Республики Узбекистан документа, выданного компетентным органом иностранного государства, подтверждающего факт резидентства данного лица в государстве, с которым Республика Узбекистан имеет международный договор, регулирующий вопросы налогообложения.

В случае выплаты доходов иностранным банкам и международным межбанковским телекоммуникационным системам подтверждение факта постоянного местонахождения иностранного банка или международной межбанковской телекоммуникационной системы в государстве, с которым имеется международный договор, регулирующий вопросы налогообложения, не требуется, если такое местонахождение подтверждается сведениями общедоступных информационных источников.

ДОХОДЫ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ

Доходы по кредитам, привлеченным для финансирования инвестиционных проектов, выплачиваемые банками и лизингодателями Республики Узбекистан иностранным финансовым институтам, не подлежат налогообложению.

*Об этом читайте в статье «Когда строят нерезиденты. » в № 18 (330) от 04.05.2017 г., № 19 (331) от 11.05.2017 г. и в № 20 (332) от 18.05.2017 г.

Рано АЛИШАЕВА, начальник Управления международных налоговых отношений и сотрудничества ГНК

ООО «EREPORT SERVICE»
Адрес колл-центра: 100070, г.Ташкент,
Яккасарайский район,
ул. Шота Руставели 12,
Бизнес Центр «Гранд» 3-й этаж

Почтовый адрес:
100000, г.Ташкент,
Мирзо-Улугбекский район,
массив Олой, дом № 9

ereport.uz

Налог с нерезидента в узбекистане

Вы можете получить доступ на один день к продукту Законодательство Руз.

Вопрос. Иностранная компания реализует проект через постоянное учреждение (ПУ). Для оказания консалтинговых услуг планируется привлечь иностранных специалистов, с которыми головным офисом заключаются трудовые договоры (контракты), либо договоры гражданско-правового характера.

ПУ не заключает с иностранными специалистами контрактов на оказание услуг и не выплачивает им доходы. Расчеты с иностранными специалистами, включая начисление социальных платежей и удержания налога, производятся за пределами Республики Узбекистан, т.е. по месту их резидентства. ПУ не располагает сведениями о полученных иностранными специалистами доходах.

1. Обязано ли ПУ исчислять единый социальный платеж с доходов иностранных специалистов?

2. Возникает ли у ПУ обязательство по уплате налога с доходов физических лиц — иностранных специалистов либо доходы иностранных физических лиц облагаются на основании декларации?

3. Если ПУ будет являться плательщиком ЕСП и агентом по удержанию НДФЛ, то на основании каких документов будет рассчитываться налогооблагаемая база?

Ответ. Министерство финансов Республики Узбекистан, рассмотрев письмо от 23.05.2016 г ., сообщило следующее.

В соответствии со статьей 305 НК плательщиками единого социального платежа являются юридические лица — резиденты Республики Узбекистан, а также нерезиденты Республики Узбекистан, осуществляющие деятельность в Республике Узбекистан через постоянное учреждение , представительства и филиалы иностранных юридических лиц.

В соответствии со статьей 305 НК объектом налогообложения единым социальным платежом и страховыми взносами являются доходы в виде оплаты труда , указанные в статье 172 НК.

В соответствиии со статьей 154 НК к доходам юридического лица — нерезидента Республики Узбекистан, осуществляющего деятельность в Республике Узбекистан через постоянное учреждение, относятся все виды доходов, связанные с деятельностью постоянного учреждения.

К расходам юридического лица — нерезидента Республики Узбекистан, осуществляющего деятельность в Республике Узбекистан через постоянное учреждение, относятся все виды расходов, непосредственно связанные с получением доходов от деятельности в Республике Узбекистан через постоянное учреждение, независимо от того, понесены они в Республике Узбекистан или за ее пределами.

Учитывая вышеизложенное, в случае, если доходы иностранных граждан нерезидента, отправленны е нерезидентом для работы на территории Республики Узбекистан, являются расходами юридического лица — нерезидента Республики Узбекистан в виде оплаты труда, непосредственно связанные с получением доходов от деятельности в Республике Узбекистан через постоянное учреждение, то данные доходы иностранных граждан включаются в объект налогообложения единого социального платежа данного пастоянного учреждения нерезидента Республики Узбекистан и подлежат обложению единым социальным платежом в установленном порядке.

В соответствии со статьей 184 НК обязанность по исчислению, удержанию и уплате налога на доходы физических лиц у источника выплаты возлагается на юридических лиц, нерезидентов Республики Узбекистан, осуществляющих деятельность в Республике Узбекистан через постоянное учреждение , и представительства иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено статьей 194 НК.

Согласно статье 189 НК иностранное физическое лицо, ставшее резидентом Республики Узбекистан, представляет декларацию о доходах в порядке и сроки, предусмотренные статьей 192 НК, независимо от положений частей первой и второй данной статьи.

Обращаем внимание пользователей, что ответ актуален на приведенную дату письма-разъяснения. Рекомендуем перейти по гиперссылке на положения нормативно-правового акта, использованные в письме-разъяснении, и удостовериться, что они действуют в настоящее время.

nrm.uz

Налог с нерезидента в узбекистане

Анонс: Каковы налоговые аспекты для нерезидентов Республики Узбекистан, осуществляющих свою деятельность в Республике Узбекистан через постоянное учреждение?

Рубрика: налоги

Автор: Мария ШАРИПОВА, Руководитель практики управления рисками Baker Tilly Uzbekistan, член Международного Института Внутренних аудиторов, член Палаты аудиторов Республики Узбекистан

Когда строят нерезиденты …

Наше предприятие – резидент Республики Узбекистан, имеющее долю государства приняло решение о строительстве нового металлургического комбината на территории республики. В соответствии с проектом Заказчиком строительства выступаем мы, Генеральным подрядчиком строительства «под ключ» выступает крупная российская компания, не имеющая на территории Республики Узбекистан своих филиалов и представительств. Нормативный срок строительства – 24 месяца. Субподрядными организациями по проекту строительства выступят, как иностранные компании – резиденты Латвии, РФ и Турции, так и местные компании. В некоторых случаях иностранные субподрядчики будут работать на территории РУЗ менее 183 дней. Какие налоговые последствия возникнут у Заказчика, Генерального подрядчика и субподрядчиков в нашем случае?

Отрадно, что у нас в стране термин «налоговое планирование» становится не просто красивым словосочетанием, а реальным инструментом в построении эффективного бизнеса в рамках существующего правового поля.

Попробуем разобраться в данной ситуации. ПУ ИЛИ НЕ ПУ?

В соответствии со статьей 20 Налогового кодекса Республики Узбекистан (далее – НК) под постоянным учреждением нерезидента в Республике Узбекистан признается любое место, через которое нерезидент осуществляет предпринимательскую деятельность, которая продолжается более 183 календарных дней в течение любого последовательного 12-месячного периода. Понятие “постоянное учреждение” (далее – ПУ) применяется только для определения налогового статуса и не имеет организационно-правового значения. Объекты, которые включаются в понятие ПУ, перечислены в пунктах части третьей этой статьи. Практически все они обязаны встать на учет как ПУ в случае осуществления деятельности или планирования деятельности более полугода. Но со строительной площадкой порядок другой. В данном случае, в соответствии с пунктом 6:

строительная площадка (строительный, монтажный или сборочный объект), а также услуги, связанные с наблюдением за выполнением работ на этих объектах, образует постоянное учреждение. Каждая строительная площадка со дня начала работ рассматривается как образующая отдельное постоянное учреждение. Если субподрядчиками являются другие нерезиденты Республики Узбекистан, их деятельность со дня начала работы на этой строительной площадке также рассматривается как отдельное постоянное учреждение субподрядчиков.

Однако, в соответствии со статьей 4 НК если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены налоговым законодательством Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора.

Россия

Обратимся к тексту Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 02.03.1994г. (вступило в силу 27.07.1995г.). В тексте соглашения используется термин «постоянное представительство», который означает постоянное место, через которое предприятие Договаривающегося Государства осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве, т.е. этот термин подходит полностью под определение НК «Постоянное учреждение». В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Соглашения – Термин “постоянное представительство” также включает строительную площадку, строительный, монтажный или сборочный объект, или деятельность по техническому надзору, связанную с ними, но только в том случае, когда такая площадка, объект существуют или деятельность осуществляется в течение периода, превышающего 12 месяцев. Таким образом, учитывая, что нормативный срок строительства 24 месяца – Генеральному подрядчику придется в обязательном порядке ставить на учет ПУ, при этом строительная площадка (строительный, монтажный или сборочный объект) образует ПУ с момента подписания акта о передаче площадки подрядчику . Иное дело с субподрядчиками – резидентами Российской Федерации. Если субподрядчики работают на территории нашей страны по этому контракту более 12 месяцев, они так же обязаны поставить на учет ПУ. В остальных случаях регистрация ПУ у субподрядчиков не осуществляется, и налогообложение доходов осуществляется в соответствии со статьей 155 НК.

В принципе, аналогичный подход и с субподрядчиками являющимися резидентами Латвии и Турции.

Латвия

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Конвенции между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Республики Латвия об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и на капитал от 18.08. 1998г.(вступила в силу 23.10. 1998г.), определено, что строительная площадка или монтажный, или сборочный объект, образует постоянное учреждение только в том случае, если она существует более шести месяцев. Таким образом, субподрядчик – резидент Латвии обязан поставить на учет ПУ на территории РУз только в случае если строительные, монтажные или сборочные работы осуществляются свыше 6 месяцев.

Турция

В соответствии с частью g пункта 2 статьи 5 Соглашения между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения от 15.07.1996г. (вступило в силу 30.09.1997г.) строительная площадка, строительный, монтажный, или сборочный объект, или управленческая деятельность, связанная с упомянутыми объектами, образует ПУ только в том случае, когда продолжительность связанных с ними работ превышает 36 месяцев. Таким образом, субподрядчик – резидент Турецкой Республики в рамках вышеуказанного контракта постановку на учет ПУ не осуществляет.

НАРУШЕНИЕ СРОКОВ ПОСТАНОВКИ НА НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

Согласно статье 113НК за уклонение от постановки (несвоевременную постановку) на налоговый учет в органах государственной налоговой службы Республики Узбекистан к нерезидентам применяются следующие штрафные санкции:

  • если деятельность без постановки на налоговый учет осуществлялась не более 30 дней , размер штрафа составит 50 МРЗП, но не менее 10% от чистой выручки, полученной в результате такой деятельности;
  • если деятельность без постановки на налоговый учет осуществлялась более 30 дней , размер штрафа составит 100 МРЗП, но не менее 50% от чистой выручки, полученной в результате такой деятельности.

В соответствии со статьей 22 НК чистой выручкой признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) без включения сумм налога на добавленную стоимость, акцизного налога и налога на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств, учитываемых в цене товаров (работ, услуг).

Таким образом, в данном случае Генеральный подрядчик (Россия) обязан в срок до 12 месяцев с момента подписания акта о передаче площадки подрядчику встать на налоговый учет. Следует обратить внимание, что доходы, полученные нерезидентом Республики Узбекистан от деятельности, отвечающей признакам ПУ, до постановки на учет в органе государственной налоговой службы в качестве ПУ, подлежат налогообложению у источника выплаты дохода в порядке, установленном статьей 155 НК РУз. При этом налог на прибыль юридических лиц у источника выплаты, удержанный налоговым агентом, подлежит зачету в счет погашения налоговых обязательств нерезидента Республики Узбекистан после его постановки на учет в органе государственной налоговой службы Республики Узбекистан в качестве ПУ.

Аналогичная ситуация и с субподрядной стрительной организацией, в случае если эта организация будет осуществлять свою деятельнность на территории РУз более 183 дней или срока предусмотренного Междунарожным договором. ПУ будет считаться образованным в день начала выполнения работ, оказания услуг, если этот день можно определить однозначно. Если это невозможно, днем образования постоянного учреждения считается один из более ранних из нижеследующих дней:

  • день начала выполнения работ, оказания услуг, указанный в контракте;
  • день начала действия лицензии, если лицензия получена с целью выполнения каких-либо работ или оказания услуг по конкретному контракту.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ СУБПОДРЯДЧИКОВ НЕ ОБРАЗУЮЩИХ ПУ

Налог на прибыль (доход)

В соответствии со статьей 155 НК, доходы нерезидента Республики Узбекистан, не связанные с постоянным учреждением, подлежат налогообложению у источника выплаты без вычета расходов, связанных с извлечением этих доходов. В рассматриваемом случае удержание налога на прибыль юридических лиц у источника выплаты обязан производить Генеральный подрядчик, осуществляющий деятельность в Республике Узбекистан через постоянное учреждение и выплачивающие доход другому нерезиденту Республики Узбекистан.

Выплата доходов субподрядчику производится без удержания налога на прибыль юридических лиц у источника выплаты или с применением пониженной в соответствии с положениями международного договора Республики Узбекистан при наличии у источника выплаты представленного субподрядчиком документа, выданного компетентным органом иностранного государства, подтверждающего факт резидентства данного лица в государстве, с которым Республика Узбекистан имеет международный договор, регулирующий вопросы налогообложения. Компетентные органы иностранных государств в рассматриваемом случае: Министерство финансов Российской Федерации или уполномоченный им представитель (Россия), Министерство финансов или его уполномоченный представитель (Латвия), Министерство финансов или его уполномоченный представитель (Турция). Важно понимать, что в случае если документ выдан на иностранном языке, налоговые органы Узбекистана вправе потребовать их перевода на государственный язык с нотариальным заверением. При этом представление документов производится с осуществлением их консульской легализации или с проставлением апостиля.

В соответствии со статьей 160 НК, ставка налога на доходы нерезидентов по строительству – 20% (без вычетов).

Например, в данной ситуации, при выплате дохода субподрядчику – турецкой компании, Генеральный подрядчик (ПУ российской компании) обязан удержать налог на прибыль (доход) по ставке 20% и, соответственно, перечислить субподрядчику 80% его дохода. Но если турецкая компания предоставит документ, подтверждающий факт резидентства в Турции, налог удерживать не следует. Подробнее о нюансах связанных с сертификатами резиденства мы расскажем в заключительной части настоящей статьи.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПОДРЯДЧИКА И СУБПОДРЯДЧИКОВ, ОБРАЗУЮЩИХ ПУ

Нерезиденты Республики Узбекистан, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение, являются плательщиками следующих налогов и обязательных платежей:

  • налога на прибыль, включая налог на чистую прибыль;
  • налога на добавленную стоимость (при наличии объекта налогообложения);
  • единого социального платежа;
  • налога на имущество (при наличии объекта налогообложения);
  • земельного налога (при наличии объекта налогообложения);
  • налога за пользование водными ресурсами (при наличии объекта налогообложения);
  • налога и специальных платежей для недропользователей (при наличии объекта налогообложения);
  • акцизного налога (при наличии объекта налогообложения).

Нерезиденты Республики Узбекистан, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение, являются налоговыми агентами, на которых возложено обязательство производить удержание и перечислять в бюджет и внебюджетные фонды налог на доходы физических лиц (если доходы получены из источников в Республике Узбекистан), страховые взносы граждан и отчисления на индивидуальные накопительные пенсионные счета граждан (далее –ИНПС).

Налог на прибыль

В соответствии со статьей 127 НК объектом обложения налогом на прибыль юридических лиц является прибыль ПУ. Кроме того постоянные учреждения, если они являются источником выплаты, должны обложить налогом доходы резидентов и нерезидентов Республики Узбекистан, облагаемые у источника выплаты.

Согласно статье 154 НК для целей исчисления налога на прибыль при определении налогооблагаемой прибыли ПУ, сумма налогооблагаемой прибыли не может быть менее 10% от суммы вычитаемых расходов.

К доходам юридического лица – нерезидента Республики Узбекистан, осуществляющего деятельность в Республике Узбекистан через ПУ, относятся все виды доходов, связанные с деятельностью ПУ. Размер доходов нерезидента, полученных от деятельности через ПУ, определяется на основании подписанных документов (счетов-фактур, инвойсов, актов выполненных работ).

К расходам юридического лица – нерезидента Республики Узбекистан, осуществляющего деятельность в Республике Узбекистан через ПУ, относятся все виды расходов, непосредственно связанные с получением доходов от деятельности в Республике Узбекистан через ПУ, независимо от того, понесены они в Республике Узбекистан или за ее пределами. При определении расходов, относящихся к деятельности ПУ, и расчете налога на прибыль следует иметь ввиду, что расходы должны быть документально подтвержденными. При этом из сути документа, удостоверенного уполномоченными лицами нерезидента, должно четко явствовать, что данный расход относится к деятельности конкретного ПУ. В случае отсутствия подтверждающего документа (в этом случае банковская выписка не будет признана в качестве документа) расходы не будут отнесены на вычет из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

При формировании расходной части также следует иметь обратить внимание, что расходы ПУ для целей налогообложения формируются таким же образом, как и расходы юридического лица, уплачивающего налог на прибыль: на вычитаемые и невычитаемые. Вычитаемыми расходами являются:

  • материальные расходы;
  • расходы на оплату труда;
  • расходы на амортизацию;
  • прочие расходы;
  • расходы отчетного периода, вычитаемые из налогооблагаемой прибыли в будущем.

Не вычитаемыми расходами ПУ в соответствии со статей 154 НК являются:

  • роялти, гонорары, сборы и другие платеж за пользование или предоставление права пользования имуществом и объектами интеллектуальной собственности этого нерезидента Республики Узбекистан;
  • комиссионные доходы за услуги этого нерезидента Республики Узбекистан;
  • вознаграждения по займам, предоставленным этим нерезидентом Республики Узбекистан;
  • расходы, не связанных с получением доходов от деятельности этого нерезидента в Республике Узбекистан;
  • документально не подтвержденные расходы;
  • управленческиеи административные расходы этого нерезидента Республики Узбекистан, понесенных не на территории Республики Узбекистан.

Однако, в соответствии с пунктом 3 статьи 7 «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об избежании двойного налогообложения доходов и имущества» – при определении доходов (прибыли) постоянного представительства должны быть сделаны вычеты документально подтвержденных расходов, произведенных для целей деятельности этого постоянного представительства, включая управленческие и общеадминистративные расходы, независимо от того, понесены ли эти расходы в государстве, в котором расположено ПУ, или за его пределами.

Таким образом, Генеральный подрядчик и субподрядчики, резиденты Российской Федерации, образовавшие ПУ, вправе относить на вычет документально подтвержденные расходы, понесенные за пределами Узбекистана. Например – подтвержденные расходы по суточным, выплачиваемым за время нахождения в командировке, произведенные для целей деятельности постоянного представительства (учреждения), подлежат вычету при определении доходов (прибыли) данного ПУ.

Аналогичные положения содержит и Соглашение между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения.

Однако, если субподрядчик, образовавший ПУ, относится к юрисдикции Латвии, то действуют положения Конвенции между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Республики Латвия об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и на капитал. В соответствии с пунктом 3 статьи 7 данной конвенции в определении прибылей ПУ допускается вычет расходов, понесенных для целей этого ПУ, только подлежащие вычету в соответствии с внутренним законодательством этого Государства. Следовательно, в случае с Латвией – административные и управленческие расходы, понесенные не в Узбекистане вычету подлежать не будут.

Доходы, полученные нерезидентом Республики Узбекистан от деятельности, отвечающей признакам ПУ, до постановки на учет, подлежат налогообложению у источника выплаты. При этом налог на прибыль юридических лиц у источника выплаты, удержанный налоговым агентом, подлежит зачету в счет погашения налоговых обязательств нерезидента Республики Узбекистан после его постановки на учет в органе государственной налоговой службы Республики Узбекистан в качестве ПУ.

Если нерезидентом Республики Узбекистан был получен доход, не связанный с деятельностью в Республике Узбекистан через ПУ, и с данного дохода был фактически удержан и перечислен в бюджет налог на прибыль юридических лиц у источника выплаты в Республике Узбекистан, то у ПУ этого нерезидента Республики Узбекистан сумма удержанного налога на прибыль юридических лиц зачету не подлежит.

В дополнение к налогу на прибыль юридических лиц у нерезидента Республики Узбекистан, осуществляющего деятельность в Республике Узбекистан через постоянное учреждение, подлежит налогообложению также чистая прибыль по ставке 10 %.

Под чистой прибылью понимается прибыль, полученная нерезидентом Республики Узбекистан от деятельности в Республике Узбекистан через ПУ, за минусом суммы начисленного налога на прибыль юридических лиц. В случае убытка от деятельности нерезидента через ПУ налог с чистой прибыли не уплачивается в силу отсутствия налогооблагаемой базы.

ПРИМЕР 1: Доходы от деятельности постоянного учреждения составили 20.000 дол. США. Размер понесенных вычитаемых расходов при осуществлении деятельности через ПУ составил 18.500 дол. США. Прибыль, подлежащая налогообложению, составит 1.500 дол. США, однако, 10% от расходов составят сумму 1.850 дол. США. Сумма 10% от расходов выше рассчитанной прибыли, соответственно налогооблагаемой базой по налогу на прибыль нерезидента, работающего через постоянное учреждение в Республике Узбекистан, будет признана сумма 1.850 дол. США Расчет налога на прибыль (при расчете налога на прибыль применяется общеустановленная ставка налога на прибыль, в 2017г – 7,5%): 1850*7,5%=138,75 дол. США. Чистая прибыль, так же подлежащая налогообложению по ставке 10% составит (1.500-138,75)= 1,361.25 долларов США. Налог на чистую прибыль составит 136,13 долларов США. Таким образом, чистая прибыль нерезидента от деятельности через ПУ в данном примере составит 1225,12 долларов США.

Доходы от деятельности постоянного учреждения составили 20.000 дол. США Размер понесенных расходов при осуществлении деятельности через ПУ составил 21.500 дол. США Убыток от деятельности нерезидента через постоянное учреждение в Узбекистане составит (-1.500) дол. США Следовательно, 10% от расходов составят сумму 2.150 дол. США. Не смотря на то, что работа ПУ нерезидента является убыточной, расчет налогооблагаемой прибыли будет осуществляться из расчета 10% от понесенных расходов, т.е. с суммы 2.150 дол. США. Таким образом, расчет налога на прибыль 2150*7,5%=161,25 дол. США. Налог с чистой прибыли в данном примере не уплачивается в силу отсутствия налогооблагаемой базы.

В соответствии с положениями НК РУз нерезиденты, осуществляющие деятельность через ПУ должны предоставить в налоговые органы по месту нахождения отчет о характере деятельности ПУ в РУЗ (в произвольной форме) и расчет налога на прибыль юридических лиц до 25 марта года, следующего за отчетным годом. При этом в расчете налога на прибыль юридических лиц отдельной строкой указывается сумма налога с чистой прибыли, подлежащая уплате в бюджет. При прекращении деятельности до окончания календарного года эти документы должны быть представлены не позднее одного месяца после прекращения деятельности. Выплата налога на прибыль юридических лиц, а также налога с чистой прибыли осуществляется 1 раз в год, в течение месяца после срока предоставления расчета.

НДС ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НЕРЕЗИДЕНТОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ПУ В ОБЛАСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА

В соответствии со статьей 197 НК плательщиками НДС являются юридические лица, имеющие облагаемые налогом обороты (за исключением освобожденных от уплаты) и юридические лица, на которых возлагается обязанность по уплате налога на добавленную стоимость за облагаемые обороты, осуществляемые нерезидентами Республики Узбекистан. Следует отметить, что в соответствии со статьей 16 НК понятие «юридические лица» включает в себя также иностранные организации (компании), зарегистрированные в соответствии с законодательством иностранного государства. Объектом обложения являются облагаемый оборот (статья 199 НК) и облагаемый импорт.

Облагаемым оборотом является оборот по реализации товаров (работ, услуг), в том числе, но, не ограничиваясь, передача прав собственности на имущество, результаты выполненных работ или оказанных услуг, если местом их реализации является территория Республики Узбекистан.

Необлагаемым оборотом является оборот по реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщика, освобожденный от НДС, а также оборот, местом реализации которого не является Республика Узбекистан.

При определении налогооблагаемой базы по НДС, следует с особым вниманием отнестись к определению места реализации работ и услуг. В соответствии со статей 202 НК местом реализации работ, услуг признается территория Республики Узбекистан, если:

  1. работы, услуги связаны с недвижимым имуществом, находящимся на территории Республики Узбекистан. К таким работам, услугам, в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, пусконаладочные, ремонтные,реставрационные работы, работы по озеленению, а также предоставление недвижимого имущества в аренду;
  2. работы, услуги связаны с движимым имуществом, находящимся на территории Республики Узбекистан. К таким работам, услугам относятся монтаж, наладка, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание;
  3. услуги фактически оказываются на территории Республики Узбекистан в сфере туризма, культуры, искусства, образования, физической культуры и спорта;
  4. покупатель работ, услуг осуществляет деятельность на территории Республики Узбекистан. Местом осуществления деятельности покупателя считается территория Республики Узбекистан в случае его фактического присутствия на территории Республики Узбекистан на основе государственной регистрации юридического лица, а при ее отсутствии – на основании места, указанного в учредительных документах юридического лица, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, места нахождения постоянного учреждения, если работы (услуги) выполнены (оказаны) через это постоянное учреждение. Положения настоящего пункта применяются:
  • при передаче права на объекты интеллектуальной собственности или при предоставлении права на их использование;
  • при оказании консультационных, аудиторских, юридических (адвокатских), бухгалтерских, рекламных, инжиниринговых услуг, а также услуг по обработке информации. К инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), по подготовке строительства и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономического обоснования, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги). К услугам по обработке информации относится сбор и обобщение, систематизация информационных массивов и предоставление в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации;
  • при предоставлении персонала в случае, если персонал работает в месте осуществления деятельности покупателя;
  • при сдаче в аренду движимого имущества, за исключением транспортных средств;
  • при оказании услуг комиссионера (поверенного) по приобретению товаров (работ, услуг), а также привлекающего от имени основного участника договора (контракта) лицо для осуществления услуг, предусмотренных настоящим пунктом;

    5. предпринимательская или любая другая деятельность лица, выполняющего работы, оказывающего услуги, не предусмотренные пунктами 1-4, осуществляется на территории Республики Узбекистан. Местом осуществления данной деятельности считается территория Республики Узбекистан в случае фактического присутствия юридического лица, выполняющего работы, оказывающего услуги на территории Республики Узбекистан на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии – на основании места, указанного в учредительных документах юридического лица, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, места нахождения постоянного учреждения, если работы выполнены, услуги оказаны через это постоянное учреждение.

Если реализация работ, услуг носит вспомогательный характер по отношению к реализации других основных работ, услуг, местом такой вспомогательной реализации признается место реализации основных работ, услуг.

В соответствии со статьей 207 НК работы, услуги, предоставленные нерезидентом Республики Узбекистан, являются налогооблагаемым оборотом налогоплательщика Республики Узбекистан, получающего работы, услуги, если местом их реализации является Республика Узбекистан, и подлежат обложению НДС. Налогооблагаемая база у получателя работ, услуг определяется исходя из суммы, подлежащей выплате нерезиденту Республики Узбекистан, без вычета суммы налога, подлежащего удержанию у источника выплаты по доходу, полученному из источников в Республике Узбекистан. В случае, когда оплата за полученные работы, услуги производится в иностранной валюте, облагаемый оборот пересчитывается в национальную валюту по курсу, установленному Центральным банком Республики Узбекистан на дату совершения оборота. Платежный документ, подтверждающий уплату НДС, дает право на зачет в соответствии со статьей 218 НК.

В соответствии со статьей 203 НК при получении работ, услуг от нерезидента Республики Узбекистан датой совершения оборота является дата оформления документа о получении указанных работ, услуг.

ПУ предоставляет расчет НДС с нарастающим итогом в органы государственной налоговой службы по месту налогового учета ежемесячно, не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным, а по итогам года –в срок представления годовой финансовой отчетности. Одновременно, с расчетом НДС необходимо предоставить реестры счетов-фактур (по установленным формам) по товарам (работам, услугам), приобретенным и реализованным в течение налогового периода.

Уплата в бюджет НДС осуществляется не позднее срока предоставления расчета, за исключением импортного НДС по импортируемым товарам.

НДФЛ.

Согласно статье 167 НК налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) являются физические лица, имеющие налогооблагаемый доход. В соответствии со статьей 168 НК объектом налогообложения являются доходы физических лиц:

  • резидентов Республики Узбекистан, полученные из источников в Республике Узбекистан за ее пределами;
  • нерезидентов Республики Узбекистан, полученные из источников в РеспубликеУзбекистан.

В соответствии со статьей 19 НК резидентом Республики Узбекистан признается физическое лицо, постоянно проживающее в Республике Узбекистан или находящееся в Республике Узбекистан в совокупности 183 и более дней в течение любого последовательного двенадцатимесячного периода, заканчивающегося в текущем налоговом периоде. Нерезидентом Республики Узбекистан признается лицо, не отвечающее указанным выше критериям: т.е. физическое лицо, временно проживающее на территории Республики Узбекистан и находящееся на данной территории менее ста восьмидесяти трех дней в течение любого последовательного двенадцатимесячного периода, заканчивающегося в текущем налоговом периоде.

Определенный вышеназванной статьей критерий постоянного проживания или нахождения в Республике Узбекистан в совокупности 183 и более дней в течение любого последовательного 12-месячного периода, заканчивающегося в текущем налоговом периоде, применяется следующим образом. Предположим, физическое лицо находилось в Узбекистане с 01 августа 2016 года по 15 января 2017 года, и будет находиться с 01 мая по 31 мая 2017 года. В налоговом периоде 2016 года срок проживания с 01 августа по 31 декабря 2016 года составляет 153 дня, соответственно физическое лицо не является резидентом Республики Узбекистан в 2016 году. В налоговом периоде 2017 года срок проживания физического лица в Узбекистане в течение последовательного 12-месячного периода составит: 168 дней (с 01 августа 2016 года по 15 января 2017 года) плюс 31 день (с 01 по 31 мая 2017 года) = всего 199 дней. Таким образом, несмотря на то, что физическое лицо находилось в Республике Узбекистан в 2017 году только 46 дней, в налоговом периоде 2017 года оно является резидентом Узбекистана.

Налогообложение доходов физических лиц будет производиться следующим образом:

Если работник – нерезидент , и полученные им доходы произведены из источника в Республике Узбекистан, то расчет НДФЛ производится по ставке 20%, если международным договором (соглашением) с государством, резидентом которого является данный работник, не предусмотрено иное. Если иностранный работник будет являться резидентом Российской Федерации, то при налогообложении его доходов, полученных из источников в Узбекистане, могут учитываться положения Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 02.03. 1994г. (вступило в силу 27.07. 1995г.). В соответствии с указанным Соглашением вознаграждение, получаемое резидентом одного договаривающегося государства за работу по найму, осуществляемую в другом договаривающимся государстве, облагается налогом только в первом упомянутом государстве, если:

  • получатель пребывает в другом договаривающемся государстве в течение периода или периодов, не превышающих в совокупности 183 дня в течение любого 12-месячного периода; и
  • вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, не являющегося резидентом другого договаривающегося государства; и
  • расходы по выплате вознаграждения не несет постоянное учреждение или постоянная база, которые наниматель имеет в другом государстве.

Таким образом, для уплаты НДФЛ с доходов резидента Российской Федерации в России необходимо наличие всех трех критериев.

Если работник, в том числе иностранный, является резидентом Республики Узбекистан , то налог рассчитывается по общеустановленной шкале.

Иностранное физическое лицо, ставшее резидентом Республики Узбекистан, обязано до 1 апреля представлять в налоговые органы Республики Узбекистан декларацию о доходах за предыдущий налоговый период, независимо от того, где были получены доходы, в каком порядке и по какой ставке удерживался налог (статья 192 НК). При прекращении в течение календарного года иностранным физическим лицом – резидентом Республики Узбекистан деятельности, доходы от которой подлежат налогообложению, и выезде его за пределы территории Узбекистана – декларация о доходах, фактически полученных за период его пребывания в текущем налоговом периоде на территории Узбекистана, должна быть представлена за один месяц до выезда. Если иностранное физическое лицо – резидент Республики Узбекистан выезжает за границу на постоянное жительство до 1 февраля текущего года, то декларация по доходам за текущий год не представляется.

Таким образом, доходы физических лиц–резидентов Республики Узбекистан, полученные со счета нерезидента Республики Узбекистан, открытого в уполномоченном банке Республики Узбекистан в связи с осуществлением деятельности на территории Республики Узбекистан через ПУ, облагаются по ставкам согласно шкале налогообложения. Обязательство по исчислению суммы налога на доходы с указанных налогоплательщиков, удержанию и перечислению ее в бюджет Республики Узбекистан возложено на нерезидента Республики Узбекистан, осуществляющего деятельность на территории Узбекистана через ПУ.

Доходы физических лиц – нерезидентов Республики Узбекистан, полученные из источников в Республике Узбекистан, подлежат налогообложению по ставке 20%. Обязательство по исчислению суммы налога на доходы с указанных налогоплательщиков, удержанию и перечислению ее в бюджет Республики Узбекистан возложено на нерезидентов, осуществляющих на территории Республики Узбекистан деятельность через постоянное учреждение.

Доходы физических лиц – резидентов Республики Узбекистан, полученные из источников за пределами Республики Узбекистан (например, со счетов юридического лица-резидента Российской Федерации в банках за пределами Республики Узбекистан), облагаются налогом на доходы физических лиц в Республике Узбекистан на основании декларации.

Доходы физических лиц – нерезидентов, полученные из источников за пределами Республики Узбекистан, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в Республике Узбекистан.

Важно! В соответствии с требованиями Положения о системе присвоения и применения идентификационных номеров налогоплательщиков в Республике Узбекистан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан№130 от 11.03.1997 г. №130), ИНН должен быть присвоен иностранному гражданину, у которого возникли налоговые обязательства. Для получения ИНН иностранный гражданин должен обратиться в подразделение ГНИ района, на территории которого он проживает (при этом ему необходимо представить документ, подтверждающий место проживания), для присвоения ИНН.

Иностранное физическое лицо, ставшее резидентом Республики Узбекистан, обязано до 1 апреля представлять в налоговые органы Республики Узбекистан декларацию о доходах за предыдущий налоговый период, независимо от того, где были получены доходы, в каком порядке и по какой ставке удерживался налог (статья 192 ННК). При прекращении в течение календарного года иностранным физическим лицом – резидентом Республики Узбекистан деятельности, доходы от которой подлежат налогообложению, и выезде его за пределы территории Узбекистана –декларация о доходах, фактически полученных за период его пребывания в текущем налоговом периоде на территории Узбекистана, должна быть представлена за один месяц до выезда. Если иностранное физическое лицо – резидент Республики Узбекистан выезжает за границу на постоянное жительство до 1 февраля текущего года, то декларация по доходам за текущий год не представляется.

В соответствии со статьей 184 НК обязанность по исчислению, удержанию и уплате налога на доходы физических лиц у источника выплаты возлагается, в том числе, на нерезидентов Республики Узбекистан, осуществляющих деятельность через ПУ, т.е ПУ признается налоговым агентом. К доходам, облагаемым налогом на доходы физических лиц у источника выплаты, относятся:

1) доходы физических лиц в виде оплаты труда;

2) доходы в виде материальной выгоды;

3) имущественные доходы;

4) прочие доходы, если источником выплаты дохода является нерезидент Республики Узбекистан, осуществляющий деятельность в Республике Узбекистан через ПУ.

Налоговый агент, выплачивающий доход в виде материальной выгоды физическому лицу, не состоящему с ним в трудовых отношениях, вправе не удерживать налог на доходы физических лиц на основании письменного заявления физического лица. При этом физическое лицо по доходу в виде материальной выгоды обязано уплатить налог на доходы физических лиц на основании декларации о доходах.

Налогообложение у источника выплаты производится налоговыми агентами исходя из налогооблагаемой базы и установленной ставки. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога на доходы физическихлиц при их фактической выплате.

Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога на доходы физических лиц производится за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. Ответственность за правильное удержание и своевременное перечисление налога на доходы физических лиц в бюджет несет налоговый агент, выплачивающий доход. При неудержании суммы данного налога налоговый агент обязан внести в бюджет сумму неудержанного налога и связанную с ним пеню.

Налоговые агенты обязаны ежеквартально, не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в налоговые органы сведения о суммах начисленных и фактически выплаченных доходов и суммах удержанных налогов на доходы физических лиц по установленной форме. Сведения о суммах начисленных и фактически выплаченных доходов и суммах удержанных налогов на доходы физических лиц по итогам года предоставляются до 25 марта года, следующего за отчетным.

ЕСП и страховые взносы граждан.

В соответствии со статьей 305 НК РУз нерезиденты, осуществляющие свою деятельность через ПУ, являются плательщиками ЕСП, а плательщиками страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд являются физические лица – граждане Республики Узбекистан, а также постоянно проживающие в Республике Узбекистан иностранные граждане и лица без гражданства. В соответствии с пунктом 28 Правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Узбекистан, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21.11.1996г. за № 408, иностранные граждане считаются постоянно проживающими на территории Республики Узбекистан, если у них есть на то разрешение и вид на жительство. Однако обязанность по начислению и удержанию страховых взносов, а также ответственность за правильность их исчисления возлагается на работодателя (ПУ).

Объектом налогообложения единым социальным платежом и страховыми взносами являются доходы физических лиц в виде оплаты труда, а именно:

  • начисленная заработная плата за фактически выполненную работу*, исчисленная исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов в соответствии с принятыми формами и системами оплаты труда;
  • надбавки за ученую степень и почетное звание;
  • выплаты стимулирующего характера в соответствии со статьей 173 НК;
  • компенсационные выплаты (компенсация) в соответствии со статьей 174 НК;
  • оплата за неотработанное время в соответствии со статьей 175 НК.
  • выплаты физическим лицам по заключенным договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг.

В соответствии со статьей 310НК:

  • единый социальный платеж исчисляется ежемесячно исходя из налогооблагаемой базы и установленных ставок, и уплачивается за счет средств нерезидента Республики Узбекистан;
  • страховые взносы исчисляются ежемесячно исходя из налогооблагаемой базы и установленных ставок, удерживаются из заработной платы работников (плательщиков страховых взносов) и перечисляются во внебюджетный Пенсионный фонд налоговым агентом (работодателем)

Отчетным периодом по ЕСП и страховым взносам граждан в Пенсионный фонд является месяц. расчет данного платежа должен представляться нерезидентом, осуществляющим деятельность через постоянное учреждение, по установленной форме в органы государственной налоговой службы по месту налогового учета нарастающим итогом ежемесячно не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным месяцем. Расчет единого социального платежа по итогам года должен быть представлен таким нерезидентом до 25 марта года, следующего за отчетным, по утвержденной форме.

Уплата ЕСП и страховых взносов граждан в Пенсионный фонд производится ежемесячно не позднее сроков представления расчетов, т.е. до 25 числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

* Мнение Министерства финансов Республики Узбекистан по вопросу «Является ли облагаемым оборотом по ЕСП фонд оплаты труда иностранных сотрудников, работающих в постоянном учреждении нерезидента, начисленный и выплаченный вне территории Республики Узбекистан?»:

«В соответствии со статьей 305 Налогового кодекса Республики Узбекистан плательщиками единого социального платежа являются юридические лица-резиденты Республики Узбекистан, а также нерезиденты Республики Узбекистан, осуществляющие деятельность в Республике Узбекистан через постоянное учреждение, представительства и филиалы иностранных юридических лиц.

В соответствии со статьей 306 Налогового кодекса Республики Узбекистан объектом налогообложения единым социальным платежом и страховыми взносами являются доходы в виде оплаты труда, указанные в статье 172 Налогового кодекса Республики Узбекистан.

В соответствии со статьей 154 Налогового кодекса Республики Узбекистан к доходам юридического лица-нерезидента Республики Узбекистан, осуществляющего деятельность в Республике Узбекистан через постоянное учреждение, относят все виды доходов, связанные с деятельностью постоянного учреждения.

К расходам юридического лица-нерезидента Республики Узбекистан, осуществляющего деятельность через постоянное учреждение, относят все виды расходов, непосредственно связанные с получением доходов от деятельности в Республики Узбекистан через постоянное учреждение, независимо от того, понесены они в Республике Узбекистан или за ее пределами.

Учитывая вышеизложенное, если доходы в виде оплаты труда иностранных граждан, работавших на территории Республики Узбекистан являются расходами юридического лица-нерезидента Республики Узбекистан в виде оплаты труда, и непосредственно связаны с получением доходов от деятельности в Республике Узбекистан через постоянное учреждение, то данные доходы граждан включаются в объект налогообложения единым социальным платежом данного постоянного учреждения нерезидента Республики Узбекистан и подлежат налогообложению, в установленном порядке».

Отчисления на ИНПС.

Нерезиденты Республики Узбекистан, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение на территории Республики Узбекистан, обязаны:

  • производить отчисления на ИНПС работников, работающих в ПУ, если данные работники являются гражданами Республики Узбекистан или лицами без гражданства и с них удерживается налог на доходы физических лиц. Иностранные работники участвуют в накопительной пенсионной системе на добровольной основе;
  • вести учет производимых расчетов и ежемесячно, до 15 числа месяца, следующего за отчетным, представлять отчетность в филиал Народного банка Республики Узбекистан по месту учета постоянного учреждения нерезидента.

Работодатель – вкладчик накопительных пенсионных взносов несет ответственность за достоверность сведений, представляемых в филиал Народного банка, необходимых для постановки на учет в ИНПС, а также сведений обо всех изменениях, связанных с персональными данными граждан (заключение или прекращение трудового договора, изменение паспортных данных и других сведений, необходимых для ведения индивидуальных накопительных пенсионных счетов) и своевременного внесения взносов на ИНПС и предоставление гражданам по их требованию сведений о начисленных и внесенных накопительных пенсионных взносах.

Налог на имущество ПУ.

Согласно части второй статьи 266 НК объектом обложения налогом на имущество для нерезидентов Республики Узбекистан, осуществляющих деятельность в Республике Узбекистан через ПУ, являются:

  • основные средства, связанные с деятельностью ПУ, по которым нерезиденты Республики Узбекистан ведут учет в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете;
  • недвижимое имущество, принадлежащее им на праве собственности, не связанное с деятельностью данного ПУ.

В соответствии со статьей 271 НК исчисление налога на имущество юридических лиц по нерезидентам Республики Узбекистан производится органами государственной налоговой службы, исходя из налогооблагаемой базы и установленной ставки.

В этих целях нерезиденту Республики Узбекистан, осуществляющему деятельность через ПУ, необходимо в срок до 25 января года, следующего за отчетным, представить в органы государственной налоговой службы по месту налогового учета ПУ справку об имеющемся налогооблагаемом имуществе. На основании представленной справки орган государственной налоговой службы в течение десяти дней производит расчет суммы налога на имущество юридических лиц и выписывает платежное извещение. Уплата суммы налога на имущество должна быть произведена не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.

Земельный налог.

В соответствии со статьей 279 НК плательщиками земельного налога являются юридические лица, включая нерезидентов Республики Узбекистан, имеющие земельные участники на правах собственности, владения, пользования или аренды. Объектом обложения являются земельные участки, находящиеся у юридических лиц на правах собственности, владения, пользования или аренды.Налогооблагаемой базой по земельному налогу признается общая площадь земельного участка.Исчисление данного налога осуществляется по состоянию на 1 января каждого налогового периода, исходя из общей площади земельного участка и установленной ставки.

Расчет по земельному налогу предоставляется налогоплательщиком в органы государственной налоговой службы по месту нахождения земельного участка до 15 февраля текущего налогового периода.

Уплата земельного налога производится ежеквартально равными долями до 15 числа второго месяца квартала (статья 286 НК). В соответствии со статьей 80 НК — нерезиденты, являющиеся плательщиками земельного налога, а также налога на имущество в части недвижимого имущества, обязаны в течение 10 дней со дня государственной регистрации права на земельный участок и (или) иное недвижимое имущество представить в орган государственной налоговой службы заявление о постановке на учет. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие сведения, указанные в заявлении.

Таким образом, если нерезидент, осуществляющий свою деятельность через ПУ, не имеет в собственности, владения, пользования или аренды земельного участка, то такое ПУ не является плательщиком земельного налога. Обращаю внимание на то, что Акт передачи строительной площадки, оформляемый в соответствии с законодательством (статья674 ГК и статья20 НК) не означает государственную регистрацию права собственности, владения, пользования или аренды земельного участка.

Налог за пользование водными ресурсами .

В соответствии со статьей 257 НК нерезиденты, осуществляющие свою деятельность через ПУ, являются плательщиками налога на пользование водными ресурсами.

Объектом налогообложения являются водные ресурсы, используемые из поверхностных и подземных источников. К поверхностным источникам водных ресурсов относятся: реки, озера, водохранилища, различные виды каналов и прудов, другие поверхностные водоемы и водные источники. К подземным источникам водных ресурсов относятся воды, извлекаемые при помощи артезианских колодцев и скважин, вертикальной и горизонтальной дренажной сети и других сооружений.

Налогооблагаемой базой является объем использованной воды (статья 259 НК).

Хотелось бы особо обратить внимание на то, что в соответствии со статьей 260 НК налогоплательщики, выполняющие ремонтно-строительные и другие работы на территории юридических лиц, за воду, используемую в процессе выполнения этих работ, налог за пользование водными ресурсами не уплачивают. За объем воды, используемый при выполнении ремонтно-строительных и других работ, налог за пользование водными ресурсами уплачивают юридические лица, для которых выполняются эти работы. Однако при выполнении строительных работ на новой строительной площадке за объем воды, используемый при строительстве, налог за пользование водными ресурсами уплачивает ПУ.

Сумма налога за пользование водными ресурсами исчисляется исходя из налогооблагаемой базы и установленных ставок. Расчет налога осуществляется один раз в год, и представляется нерезидентами, осуществляющими деятельность через ПУ, до 25 января года, следующего за отчетным в налоговые органы по месту водопользования или водопотребления (часть третья статьи 263 НК).

Уплата налога за пользование водными ресурсами за календарный год должна быть произведена нерезидентом, осуществляющим деятельность через ПУ, по месту водопользования и водопотребления не позднее 25 января года, следующего за отчетным (часть пятая статьи 264 НК).

НАЛОГОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ЗАКАЗЧИКА – РЕЗИДЕНТА РУЗ

В целом, Заказчик осуществляет уплату налогов в общеустановленном порядке, регламентированном Налоговым Кодексом Республики Узбекистан. Однако существуют некоторые нюансы, на которые необходимо обратить внимание:

Налог на прибыль.

Удержание налога на прибыль юридических лиц у источника выплаты обязан производить Заказчик. Под выплатой дохода понимается передача денег в наличной и (или) безналичной форме, ценных бумаг, доли участия, товаров, имущества, выполнение работ, оказание услуг, списание или зачет требования долга нерезидента Республики Узбекистан – получателя дохода, производимые в счет погашения задолженности перед нерезидентом Республики Узбекистан по выплате доходов из источников в Республике Узбекистан. Налогообложение доходов нерезидента Республики Узбекистан производится независимо от распоряжения данным нерезидентом Республики Узбекистан своими доходами в пользу третьих лиц, своих подразделений в других государствах и иных целях.

В случае выплаты доходов Генеральному подрядчику до его постановки на учет в качестве ПУ, то такие доходы, полученные нерезидентом Республики Узбекистан от деятельности, отвечающей признакам постоянного учреждения, подлежат налогообложению у источника выплаты дохода. Заказчик может осуществить выплату такого дохода без удержания налога на прибыль юридических лиц у источника выплаты, только в случае если Генеральный подрядчик предоставит Заказчику документ, выданный Министерством Финансов Российской Федерации или уполномоченным им органом, подтверждающий факт резидентства Генерального подрядчика в России. При этом, следует обратить особое внимание на то, что если в документе, подтверждающем резидентство, не указан период времени резидентства, то Генеральный подрядчик по этому документу признается резидентом России только в течение календарного года, в котором такой документ выдан. Обратите внимание, что документ должен быть выдан ДО фактической выплаты дохода.

В случае выплаты Генеральному подрядчику, после его постановки на учет в качестве постоянного учреждения, Заказчик имеет право выплатить доход без удержания налога на прибыль юридических лиц у источника выплаты только при наличии соответствующей справки, выданной органами государственной налоговой службы Республики Узбекистан.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ (МНЕНИЕ АВТОРА)…

Заказчику необходимо обратить особое внимание на содержание Справки о том, что нерезидент Республики Узбекистан осуществляет деятельность и состоит на учете в органе государственной налоговой службы как ПУ в соответствии со статьей 20 НК. В связи с тем, что законодательством Республики Узбекистан не установлена единая форма Справки, может возникнуть такая ситуация, когда в такой Справке не указана конкретная строительная площадка, возникшая в соответствии с исполнением условий договора на строительство, или неверно указан номер договора на оказание услуг. Дело в том, что в случае, когда нерезидент осуществляет свою деятельность на территории Республики Узбекистан в качестве ПУ не только по контракту с Заказчиком, но и с третьими лицами. (Если нерезидент Республики Узбекистан имеет в Республике Узбекистан несколько постоянных учреждений, он обязан встать на учет в Республике Узбекистан по каждомупостоянному учреждению и консолидация налоговой отчетности одного нерезидента Республики Узбекистан по нескольким постоянным учреждениям не допускается (часть11 статьи 80 НК)). На практике часто происходят случаи, когда, в силу действия нормы статьи 78 НК («идентификационный номер налогоплательщика присваивается конкретному налогоплательщику один раз») налоговые органы не могут поставить на учет два ПУ одного и того же юридического лица-нерезидента. Как правило, данный вопрос решается следующим образом — если ПУ нерезидента Республики Узбекистан возникает на основании заключенного контракта на оказание услуг (выполнение работ), то данное постоянное учреждение получает в качестве наименования налогоплательщика номер контракта, и ему присваивается новый ИНН.

Кроме того, мы рекомендуем перед осуществлением каждой выплаты дохода проверять в налоговых органах действительность такой справки на дату осуществления выплаты. К сожалению, бывали случаи, когда недобросовестный нерезидент представлял копию подложной Справки, Заказчик выплачивал налог без удержания у источника выплат и во время налоговой проверки к нему были применены штрафы, пени и взыскана сумма неудержанного без надлежащего основания налога.

Большое строительство – всегда интересный и сложный проект. В законодательстве Республики Узбекистан существует огромное количество тонкостей и нюансов, связанных не только с осуществлением строительной деятельности, но и сведением бухгалтерского учета и налогообложения в области строительства, тем более, когда работы выполняют нерезиденты.

В любом случае, рекомендуем обратиться за консультацией к профессионалам (аудиторам, налоговым консультантам), имеющим практический опыт до начала осуществления любого большого проекта, связанного с привлечением нерезидентов. В Узбекистане, как правило, ведение учета и сдача налоговой отчетности ПУ нерезидентов Республики Узбекистан осуществляется специализированными аудиторскими и консалтинговыми компаниями, зарегистрированными на территории Республики Узбекистан, на основании договоров, заключенных с нерезидентами Республики Узбекистан. Это позволяет значительно снизить риски как для самого нерезидента, так и Заказчика – резидента Республики.

Нерезиденту следует понимать, что в случае выявления нарушений законодательства Республики Узбекистан налоговые органы могут наложить взыскание на любые активы нерезидента – движимое и недвижимое имущество, задолженность заказчиков перед нерезидентом, банковские депозитные вклады и пр. Безусловно, взыскание будет осуществляться на основании решения суда, но…

Согласитесь для любой компании, дорожащей своей деловой репутацией, такая ситуация причиняет огромный вред.

Мария Шарипова,

Руководитель практики бизнес консалтинга

bakertillyuz.com

Популярное:

  • Новости о двойном гражданстве в туркменистане 2018 Переезд и натурализация в Туркменистане для россиян в 2018 году Соседний Туркменистан всегда тесно сотрудничал с Российской Федерацией. Первые межправительственные соглашения между властями России и республики были подписаны […]
  • Закон про жкх 2018 Законодательство по ЖКХ Жилищное законодательство Коммунальное законодательство Социальное законодательство Гражданское законодательство Популярные ответы на вопросы по ЖКХ Решение общего собрания собственников помещений в […]
  • Правила учета потребления газа Информация владельцам приборов учета газа. Вам необходимо знать основные правила и положения, влияющие на ведение достоверного учета и правильной оплаты за потребленный газ. 1.Порядок учета газа при наличии прибора […]
  • Когда происходило великое переселение народов ответ Народы мира больше чем блог! Post navigation Великое переселение народов. Второй этап — гуннский «Земля основа государства, как можно отдать ее?» — шаньюа Модэ Второй этап Великого переселения народов начался с активного […]
  • Закон по тарифам страховых взносов Статья 22. Тариф страхового взноса Информация об изменениях: Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 70-ФЗ в статью 22 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г. Статья 22. Тариф […]
  • Заявление о возмещении услуг представителя Заявление о взыскании расходов на оплату услуг представителя Если требования истца оказались правомерными, а в деле за плату участвовал юрист, можно подать заявление о взыскании расходов на оплату услуг представителя. И гонорар […]
  • Состав преступления ст 155 Статья 155. УК РФ Разглашение тайны усыновления (удочерения) Разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или […]
  • Чита материнский капитал адрес Материнский капитал в Чите и Забайкальском крае В Забайкальском крае, как и в большинстве регионов страны, наряду с федеральной программой материнского капитала введена региональная. Их условия существенно отличаются — как в […]