Налоги и налогообложение россии

Налоговая система РФ

Налоги и сборы. Функции налога. Общая характеристика налоговой системы РФ. Принципы построения налоговой системы. Виды налогов и сборов в Российской федерации. Основные термины налогообложения.

Налоговый кодекс Российской Федерации состоит из двух частей: общей, в которой установлены общие принципы налогообложения, и специальной, в которой установлен порядок обложения каждым из установленных в стране налогов и сборов.

Налоговые органы РФ. Федеральная налоговая служба и ее задачи. Полномочия федеральной налоговой службы.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов. Взыскание налогов

Налоговые проверки и их виды. Камеральная и выездная налоговая проверка. Классификация налоговых проверок.

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение. Элементы налогового правонарушения. Основания отнесения деяния к налоговому правонарушению. Налоговая санкция. Обстоятельства, исключащие вину. Виды налоговых правонарушений.

Налоговое администрирование — содержание, формы и методы. Уровни налогового администрирования. Методы взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков. Налоговый контроль.

Упрощенная система налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей. Условия применения упрощенной системы налогообложения.

Специальные налоговые режимы (СПР) в Российской Федерации.

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Налогоплательщики ЕНВД — организации и индивидуальные предприниматели. Методика исчисления ЕНВД.

Федеральные налоги и сборы: налог на добавленную стоимость, акцизы, федеральный налог на прибыль организации, налог на доходы физических лиц, федеральный налог на добычу полезных ископаемых, сборы за пользование объектами животного мира, федеральный водный налог и государственная пошлина.

Налог на добавленную стоимость. Способы определения добавленной стоимости. Моменты определения налоговой базы.

www.grandars.ru

Налоги и налогообложение в РФ

Главная > Реферат >Финансы

Актуальность настоящего исследования выражена в ряде аспектов: с одной стороны, существенной ролью, играемой налоговой системой в жизнедеятельности и функционировании всего Российского государства, с другой — необходимостью коренного пересмотра концептуальных подходов к решению проблем, связанных с формированием новой налоговой системой и взиманием налогов в современных российских условиях.

Таким образом, налоговая система наделена важнейшими функциями в условиях становления в России гражданского общества и правового демократического государства. А изучение проблем формирования налоговой системы требует учета конкретной ситуации – политической и социально-экономической, на фоне которой формируются и развиваются различные внутри и внешне государственные процессы.

Все эти обстоятельства предопределили содержание настоящей работы. В ней исследуются различные аспекты формирование налоговой политики в части наиболее эффективного взимания налогов в государственный бюджет на примере налога с доходов физических лиц: рассматриваются вопросы становления, развития и сущности налоговой системы, дан анализ состояния налоговой системы в условиях современной России; уделено большое внимание вопросам, которые продолжают оставаться достаточно спорными в настоящее время и др.

Объектом исследования в настоящей работе являются общественные отношения, связанные с решением проблем в области формирования и взимания налогов в условиях современной России, а так же перспективы совершенствования действующего налогового законодательства в данной области.

Предмет исследования – налоговая система в части взимания налога на доходы с физических лиц, как гарант полноценного функционирования и жизнедеятельности Российского государства.

Целями исследования являются:

— определение общих тенденций, связанных с состоянием и развитием современной налоговой системы государства;

— разработка концепции государственной политики в области эффективного взимания налога с доходов физических лиц с учетом современной российской действительности;

— обозначение основных направлений деятельности органов власти и управления в сфере решения проблем по более эффективному взиманию налогов с физических лиц.

Среди задач настоящего исследования можно выделить:

— рассмотрение общих вопросов, касающихся формирования налоговой системы государства: понятие, сущность и др.;

— анализ состояния современной налоговой системы в условиях государства;

— разработка основных направлений концепции государственной политики в сфере более эффективного формирования и взимания налогов с физических и юридических лиц.

При написании данной работы были использованы различные методы научного познания. В основе исследования лежит общий метод диалектики, а так же частные методы научного познания, а именно: системный метод, статистический метод, сравнительно-правовой (компаративный) метод, конкретно-социологический метод.

В основу теоретического исследования входит правовая литература, связанная с налогами и налогообложением. Так, например, были использованы труды Дробозиной Л.А., Кругловой Н.Ю., Карагод В.С., Худолеева В.В. и др. Применялась и официальная литература, дан анализ зарубежного законодательства в данной области.

Эмпирическую базу настоящей работы составили конкретно-прикладные исследования, опубликованные в печати.

Таким образом, при подготовке и написании настоящей работы были изучены и проанализированы: нормы действующего налогового законодательства Российской Федерации, а также нормативные акты, аналитические материалы, относящиеся к исследуемой проблематике; соответствующая отечественная и зарубежная литература.

Работа включает в себя введение, две главы, заключение, а также приложения, относящиеся к исследованию.

ГЛАВА I. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ,

КАСАЮЩИЕСЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

Уже на протяжении XIX века главным источником доходов являлись государственные налоги. Основные принципы налогообложения были сформулированы еще Адамом Смитом.

Бенджамин Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» 1

Основы налоговой системы России законодательно были оформлены в 1991 году. Создание новой особой формы взаимоотношений государства и налогоплательщика не обошлось без противоречий между налогообложением и отдельными элементами хозяйственного механизма: кредитованием, ценообразованием, валютным регулированием и др. Главным препятствием к становлению эффективной налоговой системы той поры являлся общий кризис экономики.

В условиях бюджетного дефицита того недавнего времени, падения объёмов производства, инфляции был велик соблазн все экономические проблемы государства решить при помощи налогов. Отсюда их чрезмерное количество, завышенные ставки, противоречивое воздействие на процессы воспроизводства. Как следствие, попытки налогоплательщиков разными путями уйти от налогов, отсюда чрезмерно высокая недоимка налогов в бюджеты разных уровней.

Слишком велико было желание внедрить сразу все атрибуты рыночной экономики уже на переходном этапе, который переживала тогда российская экономика. Новые налоги тяжёлым бременем легли на предприятия, экономика которых и без того была подорвана непродуманными мерами в области политики цен. Налоги повлекли также и снижение уровня жизни россиян. Особенно удушающим тогда оказался НДС, первоначальная ставка которого была установлена на уровне 28%. Несмотря на то что его ставка в последующем была снижена до 20%, он по-прежнему является одним из факторов роста цен. Кроме того, в налоговой системе России просматривались серьёзные противоречия между ставками на отдельные налоги. Так, например, если в середине 90-х годов XX века общая ставка налога на прибыль составляла 35%, то доля платежей за пользование природными ресурсами относительно невысока — 2,8%, а значение налога на имущество того времени явно принижено — на него приходится всего 6,5% доходов консолидированного бюджета. Таких примеров можно приводить очень много, поэтому стоит проблемы нынешнего налогового законодательства рассмотреть подробнее.

К серьезным недостаткам налогового режима того времени, ухудшающим инвестиционный климат в России, следует отнести его нестабильность. Нестабильность налоговой системы XX века является существенным, если не основным, экономическим фактором, сдерживавшим в то время привлечение иностранного капитала в российскую экономику.

2.1. Налоги и налоговая система РФ

Налоги представляют собой экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль (доход) организаций», «Налог на доходы от капитала» Налогового кодекса. РФ. 2

В теории налогообложения предлагаются различные определения налога и сбора. Среди них хотелось бы отметить следующие:

1. Налоги – обязательные, преимущественно денежные платежи, устанавливаемые исходя из реалий экономического базиса, но строго императивно. 3

2. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставкам, установленным в законодательном порядке. Кроме того, налоги – основной источник доходов государства. 4

3. Налог – это индивидуально безэквивалентное движение денежных средств от индивидуума к государству, осуществляемое на основании принуждения со стороны власти, имеющее целью формирование денежного фонда, используемого для выполнения государством своих функций. 5

4. Налоги представляют собой часть национального дохода, мобилизируемую во все звенья бюджетной системы; это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки. 6

Хотелось бы отметить, что основными налогами, поступления от которых составляют большую часть доходов федерального бюджета Российской Федерации в целом являются:

— налог на прибыль организаций – почти 8% налоговых доходов и 6% всех доходов федерального бюджета РФ;

— налог на добавленную стоимость (НДС) – около 48% налоговых доходов и более 36% всех доходов федерального бюджета РФ;

— акцизы – около 6% налоговых доходов и около 4% всех доходов федерального бюджета РФ;

— налог на добычу полезных ископаемых – около 13% налоговых доходов и около 10% всех доходов федерального бюджета РФ;

— единый социальный налог (ЕСН) – около 16% всех доходов федерального бюджета РФ. 7

Пять вышеуказанных налогов составляют более 71% всех доходов федерального бюджета Российской Федерации, поэтому их можно по праву отнести к основным налогам, поступления от которых составляют большую часть доходов федерального бюджета РФ. 8

1.2. Анализ состояния налоговой политики в условиях современной России

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, Россия тому не исключение.

Для выполнения своих прямых функций по удовлетворению коллективных потребностей Российской Федерации требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Особое место в налоговой политике государства занимает налог на доходы физических лиц (ранее – подоходный налог). По своей сути данный налог выражает обязанность всех физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Можно сказать, что данный налог является важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Итак, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что изъятие государством в пользу общества определённой части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса, который осуществляют основные участники производства ВВП – физические лица — и составляет сущность налога на доходы.

Однако при создании налоговой системы Российской Федерации не был учтен мировой опыт, кроме того, по мнению автора исследования, не была правильно оценена экономическая ситуация в стране, поэтому уже в первые дни действия существующего налогового законодательства выявились многочисленные противоречия. Ведь, действительно, нынешние налоги в своей основе формировались в условиях экономического кризиса, что не могло не отразиться на их количестве, структуре и ставках.

Непродуманные попытки исключить эти противоречия многочисленными поправками в налоговом законодательстве привели в свою очередь к нестабильности и ещё большей противоречивости и запутанности. Однако, несмотря на всё сказанное, в действующей налоговой системе есть и положительные моменты.

Во-первых, следует сказать, что во многом действующая налоговая система соответствует, по крайней мере по форме, налоговым системам зарубежных стран.

В заключение хотелось бы отметить следующее. Не удивительно, что к существующей налоговой системе в настоящее время предъявляется масса претензий. По мнению большинства специалистов, она недопустимо жестка по числу и “качеству” налогов и слишком сложна для налогоплательщика. Несмотря на свою жесткость для товаропроизводителей, она допускает и сверх доходы, и сильную имущественную дифференциацию. По мнению автора исследования, все эти замечания справедливы.

ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В ЧАСТИ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗИМАНИЯ НАЛОГОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ НА ПРИМЕРЕ НАЛОГА С ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Взимание налога с доходов физических лиц является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с интересами отдельно взятого гражданина.

В настоящем разделе предпринята попытка раскрыть основные направления налоговой политики России, выделить её основные противоречия и предусмотреть пути наиболее эффективного реформирования.

works.doklad.ru

мировая экономика

Налоги и налогообложение предприятий в России

Сущность налоговой системы, принципы и функции налогов

Государство, выражая интересы общества в различных cферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Налогообложение основывается на 15 социальных законах, законе о бюджете и налоговом кодексе.

Налоги – обязательные сборы и платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные фонды по ставке, устанавливаемой в законодательном порядке. Выплаты принудительны и безвозмездны.

Налоги – гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику: они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.

Налоговая система РФ представлена:

  • совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке на территории страны;
  • целевыми отчислениями в около 15 государственных внебюджетных фондов;
  • компетенцией органов государственной власти в области налогового регулирования и способами их взаимодействия между собой;
  • методами исчисления налогов, а также налоговым контролем.

При формировании налоговой системы исходят из ряда принципов:

  1. Виды налогов, порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов имеют силу закона.
  2. Сочетание стабильности и гибкости налоговой системы должны обеспечить соблюдение экономических интересов участников общественного производства. Правила применения налогов должны быть стабильны: ставки, виды, элементы налоговой системы должны меняться при изменении экономических условий редко, т.к. это позволяет планировать деятельность
  3. Обязателен механизм защиты от двойного налогообложения.
  4. Налоги должны быть разделены по уровням изъятия.
  5. Ставки налогообложения должны быть едиными для всех предприятий. Равные доходы при равных условиях их получения должны облагаться одинаковыми по величине налогами. С равных доходов при разных условиях их получения должны взиматься разные налоги.
  6. Единая налоговая ставка должна дополняться системой налоговых льгот, носящей целевой и адресный характер, связанный с социальной сферой, стимулированием НТП, защитой окружающей среды. Как правило, обязательна активная поддержка предпринимательства.
  7. Система налогообложения должна быть комплексной при умелом сочетании разных способов налогообложения. Объекты налогообложения разнообразны: психологически легче платить много маленьких налогов, чем один большой.
  8. Обязательны простота, равномерность, точность, удобство по форме, экономность сбора, избежание чрезмерной тяжести.

Налоги по способу взимания бывают прямыми и косвенными. Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Объектом налога выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земля, основные средства и т.п.)

Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги (акцизы, ндс, таможенные пошлины, налог с продаж). Эти налоги начисляются предприятию для того, чтобы оно удерживало их с других налогоплательщиков и сдавало финансовому ведомству.

В зависимости от характера ставок различают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные налоги. Прогрессивный налог – это налог, который возрастает быстрее, чем прирастает доход. Для разных по величине доходов устанавливается несколько шкал налоговых ставок.

Регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем доход. Косвенные налоги чаще всего регрессивные.

Пропорциональный налог – это, когда применяется единая ставка для доходов любой величины. Пропорциональный налог может оказаться регрессивным: если из реально получаемых доходов вычесть обязательные затраты, останется дискреционный доход, который может вырасти или уменьшиться после введения новых налогов.

В зависимости от органа власти, в распоряжение которого поступают те или иные налоги, различают государственные и местные. К государственным налогам относятся подоходный, на прибыль, таможенные пошлины. Основным видом местного налога является имущественный налог.

Налоги по их использованию делятся на общие и специальные. Общие налоги предназначены для финансирования текущих и капитальных расходов государственных и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение.

Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются: прибыль, доход, стоимость определенных товаров, добавленная стоимость продукции, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, отдельные операции, отдельные виды деятельности, минимальная месячная оплата труда и др.

Налоги в зависимости от источников их покрытия группируются следующим образом:

  1. налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) — земельный налог, страховые взносы;
  2. налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг) — ндс, акцизы, экспортные тарифы;
  3. налоги, расходы по которым относятся на финансовый результат- налог на прибыль, на имущество предприятия, на рекламу, некоторые целевые сборы;
  4. налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, оставшейся в распоряжении предприятий — лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах.

Способ реализации общественного назначения налогов как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов выражается функциями налогов.

Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная функция, которая состоит в формировании денежных доходов государства на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, поддержку детей, пожилых и больных людей, для покрытия расходов на образование, детские дома, на здравоохранение, строительство государственных сооружений, дорог, защиту окружающей среды.

Другая функция налогов – экономическая, которая состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, поощряя, ограничивая или контролируя различные процессы.

Льготы поощряют развитие того, за что они даются, например, если не облагать часть прибыли на развитие новой техники, то поощряется технический прогресс, на благотворительность- решаются социальные проблемы.

Если увеличивать налоги на сверхприбыль, то контролируется движение цен на товары и услуги. С ростом налогов доходы в казну уменьшатся, т.к. часть предпринимателей разорится, часть уйдет в теневую экономику, стимулы к труду угаснут.

Совершенство налоговой системы зависит от эластичности спроса и предложения на товар или услугу. Продавцы перекладывают уплату налогов на покупателей, когда спрос неэластичен. Если неэластично предложение, то налоги перекладываются на продавцов.

Когда размеры налогов разумны, известно их назначение, от их уплаты, как правило, не уклоняются. Известны три способа увеличения налоговых поступлений в бюджет: расширение круга налогоплательщиков; увеличение числа объектов, с которых взимается налог; повышение налоговых ставок. Ставки налогов должны быть столь высокими, чтобы предотвратить инфляцию, но в то же время столь низкими, чтобы стимулировать вложения капитала, обеспечивать развитие производства.

Предельный уровень налогообложения определяется по следующим признакам:

  1. если при очередном повышении налоговой ставки поступления в бюджет растут непропорционально медленно или сокращаются;
  2. если снижаются темпы экономического роста, уменьшаются долгосрочные вложения капитала, ухудшается материальное положение населения;
  3. если растет “теневая” экономика, т.е. скрытое или явное уклонение от налогов.

В системе налогообложения существуют разнообразные льготы, например, освобождение от налога на ряд лет, снижение ставок налогов, вычитание из налогооблагаемой базы расходов, в которых заинтересовано государство, установление скидок при образовании разных фондов, возврат ранее уплаченных налогов, налоговый кредит или отсрочка платежей налогов, необлагаемый минимум, изъятие определенных элементов из обложения, освобождение от уплаты отдельных категорий налогоплательщиков и др.

В случае нарушения налогового законодательства налогоплательщик несет ответственность в виде взыскания всей суммы сокрытого(заниженного) дохода, либо суммы налога за иной сокрытый объект налогообложения, а также штрафа в размере той же суммы и пени в размере одной трехсотой части ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Повторное или умышленное сокрытие (устанавливается судом) наказывается в 2-х и 5-и кратном размере.

Налоговый кодекс предусматривает эволюционное реформирование налоговой системы, установление такого уровня налогов, который смогут выдержать налогоплательщики, но при этом не пострадает бюджет. Должна быть обеспечена определенность, предсказуемость и прозрачность налоговой системы. Происходит корректировка льгот, остаются преимущественно только инвестиционные и социальные льготы.

Для предприятий малого бизнеса, организаций розничной торговли, сферы обслуживания населения и организаций, для всех, кто оказывает платные услуги возможен переход на упрощенную систему налогообложения.

Основные виды налогов

В России, согласно п.1 статьи 19 Закона “Об основах налоговой системы в РФ” налог на прибыль (доход) предприятий относится к федеральным налогам. Предусмотрено, что он является регулирующим бюджетным источником, т.е. часть поступающего налога может передаваться в бюджеты российских регионов.

Плательщиками налога на прибыль являются предприятия — юридические лица, их филиалы, иностранные юридические лица. Налогообложению подлежит прибыль от реализации продукции (работ, услуг), прибыль от реализации основных фондов и иного имущества и прибыль от внереализационных операций. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).

Доходы по ценным бумагам, от игорного бизнеса, от посреднической деятельности выделяются из валовой прибыли и облагаются по другой ставке. Субъекты Федерации самостоятельно определяют ставки налога на прибыль. Федеральный налог составляет 13% и по закону территориальный максимально 22% (посреднический 30%). Примерами льгот по налогу на прибыль является 100% уменьшение сумм налога на прибыль для общественных организаций инвалидов и специализированных протезно-ортопедических компаний, применение метода ускоренной амортизации, что является предоставлением льготы с условием целевого использования денег на приобретение основных средств. Налоговые льготы не должны уменьшать сумму налога, исчисленную без льгот более, чем на 50%. Налог на прибыль в России уплачивается в авансовом порядке. Существенные льготы по налогу на прибыль имеют малые предприятия. Вновь созданные малые предприятия первые два года не уплачивают налог на прибыль, если занимаются производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, товаров народного хозяйства, стройматериалов, лекарств, жилищным строительством, включая ремонт при условии выручки от этой деятельности 70%, третий год 25%, 4 год 50% (выручка 90%). При прекращении деятельности налог возвращается и увеличивается на процент ЦБ. Механизм расчета налогооблагаемой прибыли изображен в таблице 8.

Налог на добавленную стоимость (ндс) — это косвенный налог на товары и услуги, у которого есть входной налог, уплаченный поставщикам и выходной, начисленный на собственный оборот. В облагаемый оборот входит почти все: стоимость реализованной продукции, работ, услуг, финансовая помощь от других предприятий, средства, полученные от взимания штрафов, взыскания пеней, авансы по экспорту, убытки предприятия, бартерные операции, проценты за предоставление денег в кредит. При исчислении облагаемого оборота по товарам, с которых взимаются акцизы, таможенные пошлины, в него включается сумма акцизов и таможенных пошлин.

Действующим законодательством установлен перечень оборотов, не облагаемых ндс, а также перечень продукции, товаров, работ, услуг, освобождаемых от обложения этим налогом. К таким оборотам, в частности, относятся товары (работы, услуги) производимые и реализуемые лечебно-производственными мастерскими при психиатрических и психоневрологических учреждениях, общественными организациями инвалидов.

Плательщиками ндс являются юридические и физические лица (конечные плательщики). Не уплачивают налог физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица ( до выхода налогового кодекса).

В настоящее время ставки ндс установлены в следующих размерах: 10% по продовольственным (кроме подакцизных) товарам, товарам для детей по перечню, утвержденному Правительством РФ и 20% по остальным товарам ( работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары. С 1.01.97 в РФ введен метод счетов-фактур, который регламентирует процесс оформления расчетных документов за товары, работы, услуги так, что недостаточно выделить налог, нужно еще иметь налоговую счет-фактуру.

Сумма ндс, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога полученного от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога уплаченными поставщикам.

Акцизы – косвенные налоги, включаемые в цену товара — введены Законом РФ от 6.12.91 №1993-1 “Об акцизах”. В соответствии с этим законом акцизами облагаются следующие товары (продукция): спирт этиловый из всех видов сырья, спирт винный, спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяк, шампанское, вино натуральное, другие алкогольные напитки, пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, бензин автомобильный, легковые автомобили. Ставки акцизов по подакцизным товарам являются едиными на всей территории РФ и даются в виде приложений к закону.

Сумма акцизов, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами акциза, исчисляемыми по облагаемым акцизами оборотам, и суммами акциза, уплаченными поставщикам за подакцизные товары. Законом введен зачетный механизм по акцизам. Так, если при покупке спирта уплачен акциз, а спирт использован на изготовление неподакцизной продукции (медикаментов), то сумма акцизов возмещается из бюджета.

В соответствии с Инструкциями Госналогслужбы РФ объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия-плательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы для целей налогообложения учитываются по остаточной стоимости.

Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия. Эта стоимость за отчетный период определяется путем деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчетного года и на первое число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода. Предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не может превышать 2% от налогооблагаемой базы, а по решению местных органов власти этот процент может быть установлен в меньшем размере.

Налог на имущество предприятия относится на финансовые результаты. Плательщиками подоходного налога являются физические лица, как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в РФ. Объектом налогообложения у граждан является совокупный доход, полученный в календарном году как в денежной, так и натуральной форме (зарплата, премии, вознаграждения, дивиденды, распределение прибыли, подарки, абонементы, питание, подписка, оплата за детей в детских учреждениях и т.д.). В состав совокупного дохода граждан также включаются суммы материальных и социальных благ, предоставляемых предприятиями персонально своим работникам и суммы материальной выгоды по заемным средствам и вкладам в банках.

В совокупный годовой доход не включаются все виды пенсий, выплачиваемые в соответствии с пенсионным законодательством РФ, выходные пособия, выплачиваемые при увольнении, компенсационные выплаты работникам, выплачиваемые им в пределах норм (командировочные, полевое довольствие, использование личных автомобилей в служебных целях).

У физических лиц, доход которых в течение года не превысил 5000 рублей облагаемая сумма уменьшается на сумму дохода в двукратном размере установленного законом минимального размера оплаты труда и такие же суммы на содержание детей и иждивенцев ежемесячно. Когда совокупный доход достигнет 5000рублей и 1 копейки до 20000рублей льготы определяются в размере однократного установленного законом минимального размера оплаты труда. В таблице дана шкала подоходного налога с облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году.

По подоходному налогу даются льготы на жилищное строительство один раз в жизни за трехлетний период не более 5000кратного размера минимальной оплаты труда.

Примером местных налогов может быть земельный налог. Объектом обложения земельным налогом являются земельные участки, предоставленные юридическим лицам и гражданам. Земельный налог исчисляется исходя из площади земельного участка, облагаемого налогом и утвержденных местными органами власти ставок земельного налога на основе нормативной цены земли в рублях за гектар.

Одним из самых существенных по объему поступающих платежей местных налогов является налог на рекламу. Плательщиками налога на рекламу являются рекламодатели. Ставка налога на рекламу составляет до 5% от стоимости рекламных работ и услуг у рекламодателя. Другими примерами местных налогов являются местные сборы со сделок, совершаемых на биржах, сборы за право торговли, целевые сборы на содержание милиции и другие подобные цели.

В заключении следует упомянуть, что в последнее время очень важным для предпринимателей является вопрос отмены единого налога, когда это будет и чем он будет заменен. Отмена ЕНВД действительно планируется в скором будущем. Так появилась информация, что о существующих в МинФине решениях, которые вносят кардинальные изменения в деятельность предпринимательского сектора российской экономики. Однако пока в планах отменить единый налог только для некоторых категорий предпринимателей, а для остальных — в отдаленной перспективе.

www.ereport.ru

История налогов и налогообложения в России

Расскажем об истории налогов и налогообложения в России:
Финансовая система Древней Руси начала формироваться с конца IX века, в период объединения древнерусских племен и земель в связи с принятием в 988 году христианства — крещением Руси.
Основной формой поборов в княжескую казну была Дань. Дань взималась двумя способами: повозом, когда она приво¬зилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружи¬ны сами ездили за нею. Одна из таких поездок к древлянам печально закончилась для преемника Олега князя Игоря. По свидетельст¬ву Н.М. Карамзина, Игорь забыл, что умеренность есть доброде¬тель власти, и обременил древлян тягостным налогом. А получив его, вернулся требовать новой дани. Древляне не стерпели «двойного налогообложения», и князь был убит.
Известно в Древней Руси было и поземельное обложение. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина «перевоз» — за перевоз через ре¬ку, «гостиная» пошлина — за право иметь склады, «торговая» пошлина — за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом.
Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» — штраф за прочие преступления.
После свержения татаро — монгольского ига налоговая система кардинально реформирована Иваном III (конец XV — начало XVI вв.): введены Прямые (подушный налог) и Косвенные Налоги (акцизы и пошлины), в это же время вводится первая налоговая декларация — Сошное Письмо.
Кроме обычных прямых податей и оброка, при Иване Гроз¬ном широко практиковались целевые налоги. Такими были ям¬ские деньги, стрелецкая подать для создания регулярной армии, полоняничные деньги — для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в плен.
Главными из косвенных налогов оставались торговые по¬шлины, взимаемые при любом передвижении, складировании или продаже товаров; таможенные пошлины, которые были в правление Ивана Грозного упорядочены; судебные пошлины.
В 1577 г. там же на Торговой стороне были установлены твердые пошлины с дворов гостиных и лавок. В царскую казну шли сборы с публичных бань, с питейной торговли, так как изготовление и продажа пива, меда и водки составляли исключительно прерогативу государства.
В царствование Алексея Михайловича (1629 — 1676 г.) система налогообложения России была упорядочена. Так, в 1655 г. был создан специальный орган — Счетная Палата.
Развива¬лись пошлины с различных частных сделок, с просьб в административные учреждения, с выдаваемых оттуда грамот — неок¬ладные сборы.
Отсутствие теории налогообложения, необдуманность практиче¬ских шагов порой приводили к тяжелым последствиям. Правительст¬во Алексея Михайловича прибегало к экстренным сборам. Увеличивать прямые налоги стало сложно. И тогда была предпринята попытка поправить финансо¬вое положение с помощью косвенных налогов. В 1646 г. был повы¬шен акциз на соль. Расчет был на то, что соль потребляют все слои населения и налог разложится на всех равномерно.
Однако на деле оказалось, что тяжело пострадало беднейшее население. Оно кормилось главным образом рыбой из Волги, Оки и других рек. Выловленная рыба тут же солилась дешевой солью. После введения указанного акциза солить рыбу оказалось невы¬годно. Рыба портилась в огромном количестве. Возник недостаток основного пищевого продукта. К тому же у людей, занятых тя¬желым физическим трудом, солевой обмен наиболее интенсивен и соли им требуется больше, чем в среднем для человека.
В России соляной налог пришлось отменить после народных (соляных) бунтов в 1648 г., и началась работа по упорядочению финансов на более разумных основаниях.
В 16-17 веках налогообложение на Руси было упорядочено и приведено в систему. Налоги становятся основным источником бюджета. Были созданы специальные органы, в компетенцию которых входил контроль за фискальной деятельностью приказов, за выполнением доходной части бюджета.
Эпоха реформ Петра I (1672 — 1725) сыграла особую роль в становлении и развитии налогообложения . Именно в это время государство превращалось в светское общество, а поэтому церковное право отделилось от гражданского, которое ориентировалось на потребности международной торговли. Насаждались западные установки, в это время начинается бурное развитие промышленности. Развитию промышленности предшествовала реформа налоговой системы. Появились новые налоги, даже налог на бороды.
Подушной налог составлял половину всех бюджетных доходов империи. Были введены: гербовый сбор, подушной сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, с церковных верований и другие.
В период правления Екатерины II (1729 — 1797 ) совершенствуется управление государственными органами: вводятся экспедиции государственных доходов, ревизий, Взимание Недоимок. Для купечества была введена гильдейская подать — процентный сбор с объявленного капитала. Характерно, что размер капитала записывался «по совести каждого».
Налоговая система России XVIII в. отличалась взиманием Косвенных налогов, их доля составляла 42 % доходов казны . Интересно это время тем, что в 1810 году Государственный совет России утверждает программу финансовых преобразований, разработанную М.М. Сперанским (1772 — 1839). Многие идеи организации государственных доходов и расходов актуальны и в наши дни.
Начало XIX в. — время развития финансовой науки. В 1818 году Н. И. Тургенев (1789 — 1871) издает труд «Опыт теории налогов» — основательное исследование государственного налогообложения. В своем исследовании Н. И. Тургенев предлагал пять Правил установления и взимания налогов: «Равномерное распределение налогов» — налоги должны соответствовать доходам налогоплательщика. «Определенность налога» — неясность в отношении количества налогов и времени платежа обрекает налогоплательщика на зависимость от произвола сборщика. «Собирание налогов в удобнейшее время» — уменьшение налоговой нагрузки предполагает не только снижение ее количественной величины, но и ее перераспределение по времени. «Ориентация большей части налогового бремени на чистый доход» — следует взимать больше «с дохода, притом с чистого дохода, а не с самого капитала». «Дешевое собирание налогов» — стремление к наименьшим затратам на издержки собирания налогов.
Прошло почти два века, а эти правила являются основополагающими в деле налогообложения наших дней.
В царствование Николая II большое значение приобретают прямые налоги .
В конце XIX века подушная подать заменяется на налог с городских строений, большое значение придавалось оброку — плате крестьян за пользование Землей (нынешний земельный налог). Появились новые налоги, порожденные новыми экономическими видами деятельности: сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги на право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, налог на автоматический экипаж, городской налог на прописку и т. д.
С 1917 года открыта новая страница в экономических преобразованиях России. Молодая Советская республика постоянно изменяла систему налогообложения. Так, в 1921 г. введен промысловый налог на обороты частных промышленных и торговых предприятий, вводятся акцизы на спирт, вино, пиво, спички, табачные изделия, гильзы и др. товары; в 1922 г. вводится подоходно — поимущественный налог (на зажиточных людей), налог с грузов, перевозимых железнодорожным и водным транспортом, налог со строений, рента с городских земель и т. д.; в 1923 г. введен подоходный налог со ставкой 10 %, а затем 20 % от прибыли предприятий; в 1936 г. была преобразована система платежей государствнных предприятий и колхозно — кооперативного сектора, после чего начаты изменения налогов с населения. Подоходный налог вобрал в себя ряд мелких налогов, а часть налогов была отменена. Во время Великой Отечественной войны 1941 года введен военный налог, отмененный в 1946 г. 21.11.1946 г. введен налог на холостяков для поддержки одиноких матерей — это эхо прошедшей войны.
В 60 — е годы были призывы вообще отказаться от налогов и ввести систему платежей из прибыли, плату на фонд и нормируемые оборотные средства. Реформа экономики, в том числе и налоговой системы в 1965 г., не пошла на отмену налогов. В 1970 — е годы налоговая система сформировалась такой, какой мы имели ее к 1991 году — к моменту развала СССР.
Начало налоговой системы Российской Федерации как самостоятельного суверенного государства относится к 1991 году. В это время проводится широкомасштабная налоговая реформа . Принимаются Законы 27 декабря 1991 года: «Об основах налоговой системы в РФ»; «О налоге на прибыль»; «О налоге на добавленную стоимость»; «О подоходном налоге на физических лиц» . Эти законодательные акты — фундамент налоговой системы России.
В 1998 г. принята первая часть Налогового кодекса РФ, в 2000 г. — отдельные главы второй. В настоящее время продолжается совершенствование налогового законодательства Российской Федерации.
Повышение налоговой культуры населения – это залог цивилизации! Укрепление социально-экономического развития страны – своевременная и полная уплата налогов и сборов в бюджет! Используемая информация:
1.М. Буланже «Развитие налоговой системы в России в цифрах и фактах» /Налоговый вестник 1999, №4-5/
2. С.М. Соловьев Соч. История России с древнейших времен. Книга 2, том 4, Книга 11 том 3.
3. Элитариум: центр дистанционного образования /www. elitarium. ru/

Правовой отдел УФНС России по Республике Тыва

www.audit-it.ru

Популярное:

  • Закон вступление в права наследства Основное содержание закона о наследстве Закон о наследстве регулирует особую процедуру, которая обусловливает переход прав и обязанностей, а также имущества умершего гражданина его родственникам или иным лицам, в том числе […]
  • Жалоба на методиста Если не устраивает заведующая детским садом … Вопрос: Добрый день! Г. Калининград. Скажите, пожалуйста, если родителей полностью не устраивает заведующая детским садом, могут ли они требовать от начальника управления образования […]
  • Бланк заявления иностранного гражданина по месту жительства Как составляется заявление иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства Житель другого государства, прибывший в РФ, должен подать в миграционную службу заявление иностранного гражданина или […]
  • Помощь юриста по автокредиту Суд по автокредиту – советы адвоката Если вы берете целевой кредит на покупку автомобиля, то купленная вами машина будет оформлена как залог. Грубо говоря, в случае невыплаты автокредита банк имеет право забрать у вас автомобиль […]
  • Счетчики на газ закон Президент РФ отменил обязательную установку счетчиков на газ Президент Владимир Путин подписал закон, который вносит поправку в закон № 261-ФЗ "Об энергосбережении. " и отменяет обязательную установку газовых счетчиков в […]
  • Когда пенсии за январь 2013 ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 27 декабря 2013 График выплаты пенсий, ЕДВ и иных социальных выплат за январь 2014 года […]
  • Получить пенсионные накопления по наследству Как унаследовать средства пенсионных накоплений наследодателя? Наследодатель при жизни вправе в любое время подать заявление в территориальный орган ПФР и определить конкретных лиц (правопреемников) и доли средств, которые […]
  • Основные признаки права собственности Понятие и основные признаки права собственности на природные объекты и ресурсы. ГК, Статья 209. Содержание права собственности. Право владения означает закрепленную законом возможность фактичес­кого обладания природным объектом, […]