Налоги как основной источник доходов финансовой системы страны

РАЗДЕЛ III ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Налоги — основной источник образования государственных финансов через изъятие части общественного продукта в виде обязательных платежей. Налоги известны с незапамятных времен. Как элемент экономической культуры налогообложение присуще всем государственным системам.

Экономическую сущность налогообложения составляет прямое изъятие государством определенной части валового национального дохода для формирования централизованных финансовых ресурсов (бюджета).

Основное отличие свободной рыночной экономической системы от командно-административной заключается в способе распределения экономических ресурсов. В условиях свободного рынка индивиды приобретают ресурсы для получения продукта или услуги, которые бы отвечали требованиям рынка, а затем получают прибыль, если предприятие оказалось доходным. В условиях тоталитарной экономики все производственные действия направляются командной системой на выполнение задач, поставленных государством. Финансирование правительственных расходов в условиях свободной рыночной системы осуществляется почти целиком за счет налогообложения граждан своей страны, а также за счет обложения налогами работающих в ней компаний. В условиях командной экономики, наоборот, все производственные возможности и ресурсы считаются объектами государственной собственности, а распределение полученной продукции происходит по указке правительства и, как правило, под его непосредственным контролем. Однако это не означает, что в командной экономике нет налогов. Здесь они тоже необходимы и используются в качестве инструментов контроля за некоторыми видами деятельности людей, а также для пополнения государственного бюджета. Но налоговая система в командной экономике кардинальным образом отличается от налоговой системы в условиях рыночных отношений. Поэтому сегодня налаживание адекватного механизма получения доходов от налогообложения в Российской Федерации представляет собой особую проблему первостепенной важности.

www.bibliotekar.ru

ТЕМА 4. Налоги как основной источник государственных и муниципальных доходов

Налоги как основной источник доходов бюджетной системы представляют собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований

Признаками налогов являются: ? императивность, т. е. предписание налогоплательщику со стороны государства, требование обязательности налогового платежа; ? смена собственника (доля частной собственности, выраженная в денежной форме, становится государственной или муниципальной, создавая бюджетный фонд); ? безвозвратность, т. е. налоговые платежи обезличиваются и не возвращаются определенному плательщику; ? безвозмездность (уплата налогов не дает плательщику материальных, хозяйственных или иных прав); ? денежная форма (налоги уплачиваются только в денежной форме; они не могут уплачиваться в натуральной форме, например продуктами); ? публичный характер

К методам налогообложения относятся исчисление 1) налогов: ? в твердых абсолютных суммах с единицы объекта; ? путем умножения процентной ставки на налогооблагаемую базу; 2) фиксированной процентной ставки к цене реализации

Основными способами взимания налогов являются: 1) изъятие налога: ? у источника выплаты дохода, т. е. налог уплачивается субъектом до получения дохода; ? в процессе расходования доходов (например, при совершении покупок); ? при потреблении; 1) кадастровый, при котором используется реестр, содержащий перечень типичных объектов. В основе данного способа заложено установление среднего дохода, подлежащего обложению; 2) декларационный, при котором изъятие налога осуществляется после получения дохода субъектом и предоставления им декларации о всех годовых доходах; 3) административный, т. е. изъятие налога осуществляется налоговыми органами после определения ими вероятного размера ожидаемого дохода и вычисления подлежащего к уплате налога

Налоги классифицируются по следующим основаниям: 1) по периодичности взимания — на налоги: ? регулярные; ? нерегулярные; 2) по объекту обложения — на налоги: ? с дохода; ? имущества; ? за выполнение определенных действий; ? рентные; ? на ввоз и вывоз товаров через таможенную границу; 3) по видам налогоплательщиков — на налоги: ? с юридических лиц; ? физических лиц; 4) по механизму изъятия: ? на прямые, взимаемые непосредственно с налогоплательщика; ? косвенные (на обращение и потребление), взимаемые в виде фиксированной добавки к цене с покупателя, выступающего носителем налога; 5) по порядку отражения в бухгалтерском учете — на налоги: ? относимые на себестоимость; на увеличение цены товара; финансовый результат; ? уплачиваемые с чистой прибыли; 6) по уровню органа государственной власти — на налоги: ? федеральные; ? региональные; ? местные; 7) по характеру использования: ? на общие, поступающие в бюджеты бюджетной системы; ? целевые, поступающие во внебюджетные фонды

club-energy.ru

Налоги как основной источник доходов государственного бюджета (1)

Главная > Реферат >Финансы

Налоги как основной источник доходов государственного бюджета

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания государственного аппарата.

В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость в анализе структуры и динамики налоговых доходов в бюджете страны.

Сегодня остро стоит вопрос о необходимости формирования налоговых доходов.

Налоги важнейшая форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета; поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны.

Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.

Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.

Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета определяется показателями удельных весов:

налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;

отдельной группы налогов (например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета;

конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в общей сумме доходов бюджета;

отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений;

конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.

Эти показатели с разной степенью детализации характеризуют значимость налогов в формировании доходов государственного бюджета в целом и налоговых поступлений в частности.

К числу наиболее сложных экономических проблем выдвинулась проблема формирования налоговых доходов, не допустить их уменьшения, поиск факторов, оказывающих влияние на них. Решение таких проблем имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы, поэтому выбранная тема курсовой работы является актуальной.

Актуальность выбранной темы состоит и в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. Именно налоговая система в настоящее время является главным предметом дискуссий о путях и методах ее реформирования.

Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.

В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:

изучение налоговых доходов федерального бюджета и их содержания;

анализ структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета;

определение основных проблем и направлений совершенствования налоговых доходов федерального бюджета.

Объектом исследования являются налоговые доходы федерального бюджета.

Методологической основой исследования послужили диалектический, логический, сравнительно-правовой, системно-структурный методы научного познания.

При написании работы использовались нормативно-правовые акты РФ, учебная литература и статьи печатных изданий за 2009-2010 г.г. российских авторов по теме работы.

Глава 1. Налоговые доходы как основной источник государственного бюджета РФ

Каждое государство для реализации присущих ему функций имеет доходы, которые представляют из себя денежные или материальные ресурсы, поступающие государству в процессе распределения или перераспределения национального дохода, национального богатства. Первоначально источниками доходов государства были личные повинности, военные добычи, натуральные подати и сборы, т.е. исторически во всем мире доходы государства складывались из натуральных доходов. По мере образования централизованных государств, появлявшихся на месте раздробленных феодальных княжеств, повинности феодалов постепенно заменяются на денежные налоги и сборы.

В период абсолютизма развивается система прямых и косвенных налогов, возникает проблема отделения доходов монарха от доходов государства. В России же в конце 19 в., с началом работы Государственной Думы, стало обсуждаться установление новых видов налогов.

Государство, аккумулируя налоги в бюджете, финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое.

Очень важно отметить, что именно за счет налоговых поступлений государству удается удовлетворить различные потребности его граждан. Доля налоговых поступлений в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%. В России по федеральному бюджету за 2007 год сумма налоговых доходов составляет около 70%.

С философской позиции налог представляется общественно необходимым явлением, а стало быть, он есть общественное благо. С его помощью, посредством обобществления части индивидуальных богатств, достигается социальное равновесие между общественными, корпоративными и личными экономическими интересами, и на этой основе обеспечивается общественный прогресс. В налоге отражена общечеловеческая потребность жертвовать во благо всех, особенно во благо нуждающихся в общественной защите и помощи. В русском языке налог происходит от слова подать, подаяние, т.е. добровольное пожертвование средств ради общественного блага и помощи конкретному человеку.

По своей сущности налог представляет собой экономико-правовую категорию. С одной стороны, он есть часть созданного (произведенного или полученного дохода, прибыли), выраженного в денежной форме, принадлежащего собственнику, которая уплачивается им государству и перераспределяется в общественных интересах, что определяет имущественную и фискально-социальную природу налога. С другой стороны, через категорию налога формируются особые бюджетно-финансовые, публично-правовые отношения между федерацией, ее субъектами, органами МСУ и налогоплательщиками. В этом смысле налог является инструментом экономического и межбюджетного регулирования.

В то же время, категория налога является ключевым инструментом налогового права, одним из главных элементов налоговой системы и, в этом значении, имеет выраженную правовую природу. Налоги порождены государством, родились вместе с ним. Они устанавливаются законами — это прерогатива представительной (парламентской) власти. Порядок их уплаты, взимания, налогового контроля, ответственности, защиты интересов субъектов налогообложения — все они реализуются посредством правоустановительных, правообеспечительных, правонаделительных, правозащитных и правоприменительных юридических форм и процедур. Таким образом, двойственная сущность налогов определяет межотраслевую природу налогообложения (экономика, бухгалтерский учет, право), привлекает к ним научный и практический интерес экономистов, менеджеров и юристов, определяет экономико-правовую специфику налоговедения. За сравнительно короткую историю становления новой налоговой системы России научное определение налога претерпело ряд существенных трансформаций, связанных с поиском и закреплением в налоговом праве его сущности и определяющих признаков.

По мнению Черника Д.Г., налог по своей сущности, есть «…изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового определенного продукта в виде обязательного взноса» 1 . В данном определении подчеркивается исключительно фискальный характер налога, который «изымается государством». Изъятие по своей юридической природе есть принудительное отчуждение имущества, однако, абсолютное большинство налогоплательщиков совершенно осознано и добровольно уплачивает налоги. На мой взгляд, неточно указан здесь и адресат налога — в пользу общества. Он изымается в пользу государства, для осуществления его функций, естественно, полезных обществу, иначе, зачем нужно государство?

Юткина Т.Ф. считает, что налог в реальном налоговом механизме — безвозвратная и срочная форма принудительного взыскания с налогоплательщиков в соответствии с налоговым кодексом части их доходов с целью удовлетворения общественно-необходимых потребностей 2 . В этом определении так же выпукло проявляется фискальная составляющая налога и неопределенность его адресата. Исследовали проблему дефиниции налога и другие известные налоговеды.

Налоговый кодекс РФ определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». 3

Таким образом, в понятие «налог» вложены следующие юридические элементы: с одной стороны, это взимание денежных средств для формирования доходной части государственного бюджета; а с другой — одна из форм фискальных платежей.

Из понятия «налог» видно, что оно основано на следующих признаках платежа: обязательность и индивидуальная безвозмездность с указанием формы взимания — отчуждения принадлежащих лицам денежных средств.

По мнению законодателей, налог представляет собой обязательный платеж, взимаемый государством с юридических и физических лиц.

Рассмотрим основные признаки налога. В ст. 57 Конституции РФ установлена обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы. Следовательно, главным, определяющим признаком налога является его законность, которая предлагает, что данный платеж включен в систему налогов РФ, путем внесения его в соответствующий перечень, установленный в ст.ст. 13-15 НК РФ. Статус налога ему придан путем принятия Федерального закона Федеральным собранием Российской Федерации в порядке, определенном ст. ст. 1, 4, 5, 6, 12, НК РФ. В то же время, в содержание законности входит также соблюдение установленного порядка введения региональных и местных налогов, регулирования отдельных элементов их юридических составов, в соответствии с полномочиями, предоставленными органам власти субъектов Федерации и МСУ. (ст. 12 НК РФ).

Налоги – категория комплексная, которая имеет экономическое и юридическое значения. Рассматривая категорию «налог» с экономической точки зрения, выделить его из состава других государственных изъятий и установить его отличие от сборов, пошлин и платежей достаточно сложно. Поэтому при определении экономической природы налога важнейшим критерием являются его сущность, принадлежность к финансово-бюджетной системе общества. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Данные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

Однако на практике решающее значение при определении категории «налог» приобретает именно его правовая интерпретация. Научное толкование содержания категории «налог» способствует правильному установлению норм и правил налогового законодательства стран, ограничивающих право плательщика на собственность, подлежащую отчуждению при налогообложении. Конкретными формами проявления категории «налог» являются виды налоговых платежей, установленных законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.

В настоящее время преобладает взгляд на налог как на способ реализации преимущественно фискальных интересов государства.

works.doklad.ru

Налоги как основной источник государственных и муниципальных доходов

Налоговые полномочия органов власти и управления различных уровней.

Главной статьёй бюджетных доходов являются налоги. Налоги обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц, устанавливаемые органами законодательной власти с определением размеров, сроков уплаты, предназначенные для обеспечения деятельности органов власти.

Можно выделить следующие основные функции налогов: фискальная, распределительная, стимулирующая, контрольная.

С помощью реализации фискальной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача реализации фискальной функции обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней.

С помощью налогов происходит перераспределение вновь созданного ВВП в пользу других регионов, физических лиц, отраслей экономики. Эту функцию налогов принято называть распределительной.

Стимулирующая, или регулирующая функция означает, что государство через финансовую политику влияет на процессы воспроизводства, накопления капитала, величину платёжеспособного спроса. Через систему налоговых льгот и налоговых санкций происходит регулирование производственной и социальной активности.

С одной стороны, государственные органы используют налоговые методы с целью координации и контроля финансовой деятельности. С другой стороны контрольная функция выражается в соизмерении расходов государства и потенциала экономики при формировании доходов бюджетной системы.

Теоретическую основу налогов составляют его элементы. Основными из них являются:

плательщик организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы;

объект налогообложения юридические факты (действия, события, состояния), с наступлением которых возникает обязанность по уплате налога;

налоговая база — сумма, с которой взимается налог, это часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога;

налоговая ставка та часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в виде того или иного налога; может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях), либо в процентах;

налоговый период это календарный год или другой период времени относительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате;

порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Уплата налога производится, как правило, разовой уплатой всей суммы налога в наличной или безналичной форме.

В соответствии со ст.17 ч. I Налогового кодекса РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и основные элементы налогообложения.

К факультативным элементам налогообложения относятся: налоговые льготы и основания для их использования, ответственность за налоговые правонарушения, а также порядок удержания и уплаты неправильно удержанных сумм налога.

От налога следует отличать сбор, представляющий собой обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков юридически значимых действий государственными органами, включая

предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Таким образом, если налоги поступают только в бюджетный фонд, то сборы носят целевой характер и формируют целевые денежные фонды. К сборам относятся: государственная пошлина, таможенный сбор, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лицензионные сборы.

Налоги и сборы классифицируются по ряду признаков. Прежде всего, налоги подразделяются на две подсистемы: прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с конкретного физического или юридического лица, а косвенные взимаются в виде надбавки к цене товара. Соотношение этих групп во многом зависит от состояния экономики и проводимой налоговой политики. Преобладание прямых налогов характерно для стабильной экономики, в период экономических кризисов происходит рост косвенных налогов. Налоги могут группироваться в зависимости от субъекта уплаты, т.е. налоги, уплачиваемые физическими лицами, и налоги, уплачиваемые юридическими лицами. По объекту налогообложения налоги группируются следующим образом: налоги на имущество, налог на землю, рента; налог на капитал, налог на средства потребления. Основой следующего классификационного признака является источник уплаты налогов. Это: заработная плата, выручка, доход или прибыль, себестоимость.

Наиболее существенным признаком классификации налогов является принадлежность их к уровням власти и управления.

5.2. Социально-экономическая сущность налогов, их функции. Элементы налогообложения.

Налоговая систему образует совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения. В то же время необходимо понимать, что налоговая система многоуровневая, она включает не только совокупность налогов, сборов и других платежей (система налогов), но также совокупность законов, указов и подзаконных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты налогов, и систему государственных институтов, осуществляющих администрирование налогов, контроль за своевременностью и полнотой их уплаты.

Документом, регламентирующим концептуальные положения структуры и функционирования налоговой системы Российской Федерации, является Налоговый кодекс Российской Федерации (часть I от 31 июля 1998 года 146-ФЗ, часть II от 5 августа 2000 года, 117-ФЗ).

В части I Налогового кодекса реализованы следующие основные принципы построения налоговой системы:

• единый подход в вопросах налогообложения, включая предоставление

права на получение налоговых льгот, а также защиту законных интересов всех налогоплательщиков;

• чёткое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти;

• приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения;

• однократность налогообложения, означающая, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законом период налогообложения;

• определение конкретного перечня прав и обязанностей

налогоплательщиков, с одной стороны, и налоговых органов с другой стороны.

Налоги в России, в соответствии с Налоговым кодексом, разделены на три вида в зависимости от уровня их установления и изъятия: федеральные, региональные, местные. Подобная трёхуровневая система присуща практически всем государствам, имеющим федеративное устройство.

Экономические принципы формирования налоговой системы должны создавать условия для государственного регулирования воспроизводственного процесса не в форме прямого директивного вмешательства, а посредством целенаправленного регулирования финансовых потоков в отдельных сферах и отраслях, а также в процессе накопления капитала, формирования

платёжеспособного спроса населения. Отсюда, налоговая система, как совокупность существующих налогов, механизмов их исчисления и методов контроля за их взиманием, призвана создавать для предпринимателей общие условия их деятельности, способствующие накоплению инвестиционного капитала, повышению эффективности производства.

В Российской Федерации налоговая система ориентирована на потребности бюджетного финансирования, т.е. преобладает фискальная функция налогов. При этом рост налогового бремени подавляет деловую активность, а получаемые доходы бюджета всё равно не покрывают потребности бюджета. В сложившейся ситуации возникает задача разумного распределения доходного (налогового) потенциала между уровнями бюджетной системы страны.

Построение налоговой системы определяется налоговыми полномочиями — правами уровней бюджетной системы вводить налоги, получать налоговые доходы и администрировать налоги.

В соответствии с бюджетной системой России налоговые платежи поступают в бюджеты различных уровней, на основании чего налоговые платежи можно подразделить на закреплённые и регулирующие:

— закреплённые налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд;

— регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, установленной бюджетным законодательством.

Выделяют четыре основных принципа распределения налоговых полномочий:

— собственные доходы должны быть достаточны для эффективной реализации расходных полномочий;

— доходы, генерируемые национальной экономикой должны облагаться федеральными налогами;

— право делегировать (передавать) свои налоговые доходы нижестоящим бюджетам.

Можно выделить следующие критерии распределения налогов между уровнями бюджетной системы:

— стабильности — чем больше налоговые поступления зависят от экономической конъюнктуры, тем выше уровень бюджетной системы, за которым они должны закрепиться;

— экономической эффективности за каждым уровнем бюджетной системы

должны закрепляться те налоги, налоговая база которых в наибольшей степени зависит от экономической политики данного уровня власти. При этом если трудно обеспечить уплату налога на местном уровне, то налог необходимо закрепить за более высоким уровнем власти;

— мобильности налоговой базы чем выше мобильность, тем на более высоком уровне должен собираться налог;

— равномерности размещения налоговой базы чем выше неравномерность (дисперсность) размещения налоговой базы, тем больше должна быть централизация налога;

— социальной справедливости — налоги, носящие перераспределительный характер, должны быть закреплены за федеральным уровнем;

— бюджетной ответственности платежи за бюджетные услуги должны поступать в бюджет того уровня власти, который данную бюджетную услугу оказывает.

В мировой практике широко применяются три основные модели взаимодействия Центра и субъектов Федерации в области реализации налоговых полномочий:

• распределение налоговых источников и их раздельное использование (разделение налоговых баз);

• последующее разделение (расщепление) части доходов, полученных федеральным бюджетом от раздельного использования этих источников;

• совместное использование одной и той же налоговой базы (совместное или параллельное использование налоговых баз).

В Российской Федерации формально используются все три основные формы распределения налоговых полномочий между уровнями бюджетной системы, однако роль этих трёх форм отнюдь не одинакова. Однозначно доминирует разделение федеральных налогов между бюджетами всех уровней. Второй по значимости формой является совместное использование доходной базы, а роль раздельного использования источников крайне незначительна.

Налоговый контроль заключается в проверках выполнения хозяйственными

агентами и физическими лицами своевременности и полноты выполнения своих

налоговых обязательств перед государством. Налоговый контроль проводится

должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений обязанных лиц, проверки данных учёта и отчётности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода.

Налоговое правонарушение это виновно совершённое противоправное действие или бездействие налогоплательщика, налогового агента и их представителей за которое установлена законом ответственность. Виновным в совершении налогового правонарушения признаётся лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Срок исковой давности по налоговым правонарушениям установлен в три года.

Модель взаимодействия Центра и субъектов Федерации в области

налоговых полномочий по основным видам налогов.

finlit.online

Налоги как основной источник доходов финансовой системы страны

Просмотров научной работы: 7587

Комментариев к научной работе: 3

Поделиться с друзьями:

Налоги — неотъемлемый атрибут и органическая часть государства, без них немыслима реализация задач и функций института государства. Являются финансово-экономическим фундаментом института государства, который состоит в изъятии части дохода, извлекаемого из потребления факторов производства, в пользу государства для формирования его централизованных финансовых ресурсов (бюджета). [1].

Существует несколько признаков налогов. К ним относятся:

1) Императивность. Данный признак означает, что государство обязывает граждан платить налоги.

2. Смена собственника. Это означает, что доля частной собственности становится государственной или муниципальной.

3. Безвозвратность, то есть денежная сумма, которую заплатил налогоплательщик не может быть ему возвращена.

4. Безвозмездность, означает, что уплата налогов не дает право плательщику на какие-либо преимущества.

5. Оплачиваются в форме денег. Это значит, что можно платить только деньгами, то есть не разрешается уплачивать в натуральной форме.

6. Имеет публичный характер. Налоги распространяются на всех совершеннолетних жителей.

Объектом налогообложения может быть действие, состояние или предмет, подлежащий налогообложению. В этом качестве выступают:

— операции по реализации товаров (работ, услуг);

— стоимость реализованных товаров (работ, услуг);

— доход (в виде процентов и дивидендов);

— иные объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику. [3].

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан. В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость в анализе структуры и динамики налоговых доходов в бюджете страны. [2].

Современные теоретики налогового права определяют налог как единственно законную форму отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченную государственным принуждением, не носящую характера наказания, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти. [3].

Налоги представляют для государства основной бюджет. Налоги подразделяются на прямые и косвенные. Когда мы имеем в виду прямой налог, то считает, что он главным образом принадлежит государству. В старые времена примером такого налога могла служить подушная подать, то есть это такой налог, который должен был изыматься с любой «живой души». Данные налоги существуют и сейчас, только в данный момент они имеют другое название. Они называются сейчас подоходным налогом и его должны платить все граждане страны.

Наряду с прямыми налогами в практику издревле вошли косвенные налоги, которые вносятся гражданином не прямо в государственную казну, а сначала накапливаются у продавцов определенных товаров, которые затем и перечисляют собравшиеся у них суммы налогов государству. Скажем, римские пошлины с вина — это косвенный налог, поскольку платить его должны были не все граждане Рима, а только те, кто вел торговлю вином. В ту же категорию попадает сбор за обмен и размен денег — его взимали лишь с тех, кому нужно было выполнить такие операции с денежными знаками. В нынешней российской действительности косвенными налогами являются акцизы на отдельные виды товаров (в частности, табачные, ювелирные и винно-водочные изделия) или налоги на продажу жилья. [4].

Ряд развитых европейских стран характеризуется высоким уровнем налоговой нагрузки на экономику, обобществляя через налоги от 40 до 50% валового продукта, но при этом значительная часть налоговых изъятий (до 70%) возвращается социуму в виде широко­го спектра доступных общественных благ (услуг медицины, образования, культуры, различных трансфертов социального характера). В результате существенных перераспределительных процессов повышается качество жизни всего населения, создаются стимулы для эффективного использования человеческого капитала в экономике. [1].

Таким образом, как было уже выше сказано, налоги для государства являются наиболее важным доходом. Без налогов государство бы не смогло нормально функционировать, то есть выплачивать заработную плату человечеству, строить новые здания, на развитие экономики и многое другое.

www.scienceforum.ru

Популярное:

  • П2 ст 9 закон о банкротстве П2 ст 9 закон о банкротстве Статья 9. Обязанность должника по подаче заявления должника в арбитражный суд [Закон «О банкротстве»] [Глава I] [Статья 9] 1. Руководитель должника или индивидуальный предприниматель обязан […]
  • Заявление в гибдд смена собственника Перерегистрация автомобиля без смены номеров Для продажи ТС сегодня производится переоформление машины без смены номеров, т. е. достаточно договора купли-продажи. Ранее покупателю приходилось подавать в ГИБДД заявление о […]
  • Пластиковые карты с возвратом денежных средств Пластиковые карты с возвратом денежных средств Одним из недостатков кредитных карт до сих пор было то, что в случае хищения денежных средств со счета вашей карты вы никак не могли защитить свои права и вернуть деньги. Все, что […]
  • Все споры по договору решаются Вопрос о подаче иска по месту нахождения кого? как разрешить вопрос с клиентом, договор поставки. Для Клиента принципиально, чтобы иск подавался по месту нахождения истца, по закону иск подаётся по месту нахождения ответчика, […]
  • Жалоба кз ком Жилищно-коммунальное хозяйство Вопрос: Добрый день! У меня жалоба на тепло. Я живу Илийский район. Ул. Титова 20 ком.28 А. У меня прошлым году было в комнате очень холодно. Я ходила в Теплокомуэнерго в грэсе и выясняла на счет […]
  • Доплата к пенсии 70 лет Доплата к пенсии 70 лет Стало известно имя нового директора Uber Должность нового генерального директора Uber займет Дара Хосровшахи, ранее занимавший аналогичную должность в. Пенсионеры старше 70 лет получат единовременную […]
  • Облагается ли займ подоходным налогом беспроцентный займ Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте. Вопрос: Вправе ли физическое лицо предоставить беспроцентный заем юридическому лицу на крупную сумму (более 100 млн. рублей)? […]
  • Инерция правила Инерция правила Динамика – это раздел механики, в котором изучают движение тел под действием приложенных к ним сил. В биомеханике также рассматривают взаимодействие между телом человека и внешним окружением, между звеньями тела, […]