Налоги на мед

Налоги в пчеловодстве — есть или нет?

Вернусь к такому важному и в тоже время не совсем понятному вопросу как налоги в пчеловодстве — есть они или нет, сколько и как платить и прочее. Уже был пост о налогах, но он был кратким, и судя по некоторым комментариям не полностью раскрыт. Исправляю.

Федеральный закон от 7.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» и пункт 13 статьи 217 главы 23 НК РФ позволяют держать пчёл физическим лицам на своём огородно-садово-приусадебном участке, а при реализации мёда не платить налоги при условии, что не привлекается наёмная рабочая сила, площадь участка не выходит за рамки положенного и есть документы на пасеку (см. выше) .

А положенная площадь участка (статья 4 пункт 5 ФЗ «О ЛПХ») — не более 50 соток. Теоретически этого хватит на пасеку в 150 ульев + все необходимые постройки. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз, то есть до 250 соток (2,5 га) .

Также законодательно разрешено заниматься пчеловодством и в качестве индивидуального предпринимателя. Так при наличии розничной торговой точки (например на рынке) , если пчеловод круглый год торгует мёдом и пчелопродуктами (а может это просто перекупщик) , режим налогооблажения выбирается такой — ЕНВД (единый налог на вменённый доход) : сумма налога зависит от площади (зачастую просто за рабочее место) и фиксирована, касса не нужна. Это обычная розничная торговля, все перекупщики мёда (которые скупают мёд у пчеловодов и продают от своего имени) «сидят» на этом налоге. В этом случае при регистрации ИП отлично подойдёт следующий код ОКВЭД — 52.27.39 Розничная торговля прочими пищевыми продуктами, не включенными в другие группировки.

Если через собственную торговую точку мёд и пчелопродукты вы реализовывать не собираетесь при официальной регистрации в качестве ИП (КФХ, ООО) можно выбрать коды ОКВЭД и такие — 01.25.1 Разведение пчёл, но в этом случае режим налогооблажения будет другим — либо ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог) , либо УСН (упрощённая система налогооблажения) . В этом случае, зарегистрировавшись в качестве ИП, вы станете пчеловодом-предпринимателем. Налог при «УСН доходы» — 6% от дохода, при «УСН доходы минус расходы» — 15%. По ЕСХН вроде 6% при доходах минус расходах. Все суммы доходов записываются в специальную книгу, заверенную в налоговой.

Режим налогообложения «УСН доходы» проще всего учитывается и легче сдаётся в налоговую. Особенно в том случае, когда пасека уже есть: с полным комплектом ульев, с зимовником, пасечным домиком, всем инвентарём, т.е. когда расходы вы уже подтвердить чеками и квитанциями не можете, а пасека высокорентабельна.

А можно не платить?

Зачем вся эта лабуда с регистрацией ИП, налоги, отчёты и прочее нужна, возникает логический вопрос у рядового пчеловода-любителя, ведь можно же делать всё тоже самое (как физическое лицо) и не платить налоги?

Можно, не спорю. Дело это добровольное, но дойдя до определённого размера пасеки, когда один пчеловод (включая родственников) уже не справляется со своим хозяйством, то бишь при расширении пасеки и увеличении выхода товарной продукции, будет нужна регистрация пчеловода в качестве ИП, КФХ, ООО. К тому же можно получить субсидии от государства на развитие пчеловодства (есть примеры) , льготные кредиты от банков, да и вообще кредитов на дальнейшее развитие пчеловодного бизнеса. Ведь, имея 200-300 и более пчелиных семей смешно называть это личным подсобным хозяйством.

Да, оформленное пчеловодство это бумажная волокита, бюрократия и прочее, но коль пришли в большое пчеловодство будьте добры…

Получается, у пчеловода держащего 50-100 семей есть выбор — оформить ЛПХ и не платить никаких налогов (напомню про два условия: без наёмного труда и не более 50 соток) или ИП (КФХ, ООО) и платить соответствующие налоги и взносы в ПФ РФ . Важный момент: законы, правила и нормы применяемые в пчеловодстве выполнять необходимо и физическому лицу и предпринимателю.

Понравился блог? Оказался полезным? Поделись с друзьями:

Получать новые статьи на электронную почту? Легко и просто!

beebazar.ru

Инструкция: как предпринимателю выгоднее всего платить налоги

Индивидуальный предприниматель — самая распространённая форма ведения бизнеса в России. Руководитель службы бухгалтерской поддержки Модульбанка Дмитрий Гудович рассказывает, как выбрать налоговый режим, если вы решили открыть бизнес.

Если вы пока только выбираете, как зарегистрировать свой бизнес, то вот чем хорош индивидуальный предприниматель.

ИП легче регистрировать. Н еобходимо только заявление о государственной регистрации, копия паспорта, квитанция об оплате госпошлины и свидетельство о постановке на учёт физического лица в ФНС. Как правило, весь процесс занимает 5 дней.

Меньше отчётности. ООО обязано вести бухучёт, отражая в нем каждую операцию, и в конце года сдавать бухгалтерскую отчётность. ИП бухгалтерскую отчётность не ведёт. Если предприниматель на специальном налоговом режиме (УСН, ЕНВД), то он сдаёт один простой отчёт или не сдаёт его вовсе (такую возможность даёт патент).

Свободные наличные. ИП — это ещё не юридическое лицо, и все средства компании считаются деньгами её владельца как физического лица. Он может свободно выводить наличные и тратить их на любые нужды. Деньги ООО являются собственностью ООО, а не директора или учредителя. Просто так тратить выручку ООО не может.

Есть и риски: например, при банкротстве компании ИП отвечает по обязательствам всем личным имуществом, а ООО — только уставным капиталом. Но такие печальные сценарии на старте лучше не рассматривать.

Вы поняли, что ИП — лучшее решение. Что дальше?

Как выгоднее платить налоги

Дальше нужно озаботиться выбором подходящей системы налогообложения.

Для ИП существует две основные группы налоговых режимов: общий (ОСНО) и специальные . Если при регистрации не подать заявление на применение спецрежима, предпринимателя автоматически поставят на общую систему. Для небольшого бизнеса она, как правило, невыгодна, к тому же на ОСНО придётся сдавать в разы больше отчётов в ФНС.

Лучше выбрать один из специальных режимов: УСН («доходы» или «доходы минус расходы»), ЕНВД, ЕСХН или патент. Выбор зависит от сферы, в которой работает бизнес, его масштабов и показателей. Особенности каждого из режимов мы собрали в таблице ниже.

Кто может применять

Объект налого обложения

Все ИП с любым числом сотрудников и видом деятельности

1. Доходы физического лица

2. Добавленная стоимость для НДС

Учёт ведётся в КУДиР (книге учёта доходов и расходов). Отчётность: 3-НДФЛ за год или 4-НДФЛ, ежеквартальная декларация по НДС.

2. Доходы минус расходы

ИП с выручкой ниже 150 миллионов рублей в год и не больше 100 сотрудников

1. Доходы (выручка)

2. Разница между доходами и расходами (прибыль)

1. 6% (может уменьшаться до 1%)

2. 15% (может уменьшаться до 5%, но быть не ниже 1% от выручки)

Учёт ведётся в КУДиР. Отчётность – одна годовая декларация

ИП в некоторых видах деятельности (чаще всего сфера услуг и торговля). Не больше 100 сотрудников.

Вменённый (предполагаемый к получению бизнесменом) доход.

От 7,5% до 15% (на усмотрение региональных властей)

Учёт вести не нужно, отчётность ежеквартальная. Форма — декларация по ЕНВД. ИП платит фиксированную сумму каждый квартал.

ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог)

Только сельхозпроизводители. Не больше 300 сотрудников.

Разница между доходами и расходами

Учёт ведётся в КУДиР, отчётность – одна годовая декларация ЕСХН.

ИП с выручкой ниже 60 миллионов рублей в год, в штате не больше 15 сотрудников.

Потенциально возможный доход — определяется местным законом.

6% (в Крыму и Севастополе может быть снижена до 0%).

Учёт ведётся в КУДиР, декларацию сдавать не надо. ИП покупает патент на срок от 1 до 12 месяцев.

Как выбрать самый подходящий режим

Итак, если у вас крупный бизнес с многомиллионными оборотами, вы занимаетесь, например, оптовой торговлей или участвуете в розыгрыше тендеров, имеет смысл работать на ОСНО . Но нужно быть готовым платить сложносочинённый налог и держать отчётность в строгом порядке.

Если бизнес небольшой (кафе, магазин, парикмахерская), логичнее выбрать один из спецрежимов. Чуть подробнее о них.

УСН — самый распространённый вид налогообложения для начинающих компаний. Налог государству нужно перечислять раз в квартал, а сдавать отчётность в ФНС — раз в год. Если вы выбрали УСН, нужно определиться с объектом налогообложения (то есть с тем, какие показатели будут учитываться при начислении налога):

доходы минус расходы (прибыль).

Здесь стоит руководствоваться собственной выгодой: посчитать, какая сумма (6% от выручки или 15% от прибыли) в вашем случае ниже.

ЕНВД и патент подходят не для всех видов деятельности. Для ЕНВД их 22, для патента — 63. В обоих случаях это в основном сдача в аренду жилых и нежилых помещений, образовательные услуги (репетиторы, няни), деятельность такси и небольшие розничные магазины. У режимов есть территориальные ограничения: например, ЕНВД отменили в Москве, а стоимость патента рассчитывается в зависимости от региона (а в Москве — от района города). Но если вы проходите по всем критериям, поздравляем — это проще и зачастую выгоднее, чем УСН и тем более ОСНО.

ЕСХН похож на упрощённую систему налогообложения, но предназначен только для сельхозпроизводителей. То есть для тех, кто самостоятельно выращивает, перерабатывает и продаёт сельскохозяйственную продукцию. Обычно те, кто связан с сельским хозяйством, выбирают именно его как самый удобный и выгодный в этой сфере деятельности.

Сколько придётся платить налогов в разных системах?

Чтобы нагляднее показать, какова разница между налоговыми режимами на деле, мы составили сравнительную таблицу . В качестве примера взяли два типа ИП: частный фотограф и книжный магазин с одним штатным сотрудником. Предположим, что выручка каждой из этих компаний — 1 миллион рублей в месяц. Рассчитаем, сколько налогов придётся заплатить его владельцам при разных формах отношений с ФНС.

www.sravni.ru

Налог на пчеловодство, история

То на пчеловодных форумах, то в личных беседах с пчеловодами появляются темы, беседы, что государство не помогает пчеловодству, что оно забыло о нас. Ниже приведен пример, из истории России, что лучше, чтобы государство и не вспоминало о пчелах, меде и пчеловоде.

Налог при Петре I на пчел

Пчеловодство, как маловажная хотя и старейшая отрасль сельского хозяйства, не пользовалась у нас особенным поощрением со стороны правительства. Петр Великий, хорошо сознававший потребности народного хозяйства своего времени, не придавал пчеловодству особого значения.

Поэтому и мероприятия его в этом деле имели чисто фискальный характер. Так, указом 1704 года велено было осмотреть и описать пчелиные заводы: собрать с них пошлины, а на безоброчные наложить оброк и вообще переооброчить. Для заведывания этим делом учреждена была особая канцелярия (названная Семеновской), которой было поручено составить по всем подобным оброчным статьям окладные книги.

Затем, в 1709 году, велено вновь переоброчить бортевые статьи и отдавать их в содержание на два или на три года. Причем с лесных бортевых угодий, с которых прежде брали медом, предписывалось брать деньги, считая пуд меда в один рубль три алтына и две деньги. В тех же местах, где на прежних бортевых ухожеях, по окладным книгам, поселились крестьяне и борти были уничтожены, предписывалось брать оброк с новых поселенцев.

А где медовые деньги?

Вместе с тем, правительство, до которого, вероятно, не всегда доходили пошлинные деньги с бортей, постановило, чтобы от всех пчеловодов были отобраны показания, сколько и кому из сборщиков платили они с 1705 по 1708 годы оброчных денег. При этом, если пчеловоды не могли представить расписок в уплате податей, или говорили, что деньги представили, но только не взяли расписок, постановлялось, в первом случае, взымать оброк по 8 денег с улья, а во втором – со сборщиков.

Казенные земли пчеловодам!

Доход с пчеловодства долго еще получался, местами, натурой и только с 1724 года постановлено распродать мед, накопившийся с малороссийских городов и впредь не брать с тамошних жителей десятый улей, а деньгами – шестьдесят копеек. С пчеловодов же, имеющих менее десяти ульев, брать с каждого улья по шести копеек. Впоследствии, при Екатерине II, сбор в казну с бортей и пошлин ухожей был отменен.

В 1809 году, в виде поощрения пчеловодства в Тобольской и Тамбовской губерниях, частным лицам, желавшим заниматься пчеловодством, отводились под пасеки казенные земли на льготных условиях. Но так как этими льготами многие злоупотребляли, давая взятой под пчеловодство земле другое назначение, то в 1844 году постановлено было под пчеловодство казенных земель больше не отводить. Земли же, занятые под другое пользование, отобрать в казну, а лицам, действительно ведущим пчеловодство, оставить под пасеки по одной лишь десятине.

А пока налог на пчеловодство в России не введен, есть все возможности для развития и увеличения пасек!

medvkostrome.ru

Льготное налогообложение медицинских организаций: шипы и розы. Часть I

льготы по налогам, применение налоговых вычетов.

Часть 1 . Налоговые льготы, льготные ставки и порядок их применения при осуществлении медицинской деятельности

В отношении платных медицинских услуг действуют следующие налоговые льготы и преференции.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

На основании пп.2 п.2 ст.149 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость медицинские услуги, к которым относятся:

  • услуги, предоставляемые в рамках обязательного медицинского страхования;
  • сбор у населения крови (по договорам с медицинскими организациями, которые оказывают медпомощь в амбулаторных и стационарных условиях);
  • услуги скорой медицинской помощи населению;
  • дежурство медицинского персонала у постели больного;
  • услуги патологоанатомические;
  • услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным;
  • услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по Перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2001 г. № 132 ( далее Перечень)

Эта льгота унаследована Налоговым кодексом от Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года N 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость».

В настоящей статье мы рассмотрим льготу только в отношении медицинских услуг, оказываемых населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по Перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (абз.3 пп.2 п.2 ст.149 НК РФ).

Налог на прибыль организаций

С 1 января 2011 года до 1 января 2020 года организации, осуществляющие медицинскую деятельность, имеют право применять налоговую ставку 0% на основании п.1.1. ст.284 НК РФ, в порядке, предусмотренном пп. ст. 284.1 НК РФ. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Лица, оплатившие свое лечение или лечение близких родственников, а также стоимость лекарственных препаратов для медицинского применения, имеют право на получение налогового вычета по налогу на доход физических лиц на основании пп.3 п.1 ст. 219 НК РФ и в порядке предусмотренном пп. 3 п. 1 и п. 2 ст. 219 НК РФ.

Региональные льготы. Налог на имущество

При оплате налога на имущество, если организация уплачивает его исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, исчисленной в отношении расположенных в административно-деловых центрах и торговых центрах (комплексах) помещений, используемых для медицинской деятельности, налогоплательщик имеет право уплачивать налог в размере 25% от кадастровой стоимости, в порядке предусмотренном п. 2 ст. 4.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 «О налоге на имущество организаций». Такая льгота может быть установлена и в других регионах Российской Федерации, поскольку право предоставления данной льготы закреплено за субъектами РФ абз. 2 п. 3 ст. 56 НК РФ.

Порядок получения, применения льгот и последствия их утраты

В целом порядок применения льгот и последствия их утраты приведен в Таблице 1. «Порядок получения, применения льгот и последствия их утраты».

Общим условием для применения льготы для всех налогов является наличие у медицинских организаций лицензии на осуществление медицинской деятельности. Очевидно, что, не подтвердив льготу, налогоплательщик должен будет пересчитать налоговую базу и ему придется оплатить штраф за занижение налоговой базы и пени за несвоевременную уплату налога, это касается НДС, налога на прибыль, налога на имущество.

Льготы по различным налогам отличаются не только порядком/правом использования, условиям применения, но, что важно, для каждого налога установлен свой предмет льготирования: по НДС это медицинские услуги, для Налога на прибыль это медицинская деятельность, для НДФЛ это расходы на лечение, для Налога на имущество это помещения, используемые для осуществления медицинской деятельности. Поэтому важно еще и разобраться, что понимается под каждым из этих терминов.

Таблица 1. Порядок получения, применения льгот и последствия их утраты.

— Если налогоплательщиком не организовал раздельный учет, например, комплексной услуги состоящей как из облагаемых так и необлагаемые налогом услуг, такая услуга будет облагаться НДС в полном объеме стоимости. (Постановление ФАС Поволжского округа от 23.08.2011 N А55-36986/2009)

— Если налогоплательщик не организовал раздельный учет поступивших товаров, работ, услуг принимающих участия, как в облагаемых, так и необлагаемых операциях, по таким товарам, работам, услугам весь входящий НДС не может быть принят к вычету. (Определение Конституционного Суда РФ от 04.06.2013 N 966-О).

— услуги должны соответствовать Перечню видов медицинской деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2011 N 917 (п.1 ст. 284.1 НК РФ )

— если организация имеет лицензию (лицензии) на осуществление медицинской деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— если доходы организации за налоговый период от осуществления медицинской деятельности, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с 25 главой НК РФ, составляют не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 НК РФ, либо если организация за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 НК РФ

— если в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50 процентов;

— если в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;

— если организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.
(п. 3 ст. 284.1 НК РФ)

по окончании каждого налогового периода, в течение которого они применяют налоговую ставку 0 процентов, одновременно с налоговой декларацией, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения следующие сведения (п.6 ст.284.1 НК РФ):

  • о доле доходов организации от осуществления медицинской деятельности
  • о численности работников в штате организации.
  • сведения о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в штате организации.

— налогоплательщики резиденты РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации и уплачивающие налог на доходы физических лиц по ставке 13 процентов (п.1 ст. 207, п. 3 ст. 210 и п.1 ст. 224 НК РФ, Определение Конституционного Суда от 03.04.2009 N 480-О-О)

— плательщики НДФЛ — получатели доходов, облагаемых по ставке 13% (п.1. ст.219 НК РФ)

— соответствие Перечням, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 201 (пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ) — если лечение проводилось в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с действующим законодательством РФ (абз. 5 пп. 3 п. 1 ст. 219

Проблемы и задачи, встающие перед бухгалтером для обеспечения права на применение льготы у коммерческой организации, оказывающей платные медицинские услуги

Перечни льготируемых услуг. Первой особенностью, которая создает проблему при обоснованности применения льгот, является отсутствие единой унифицированной терминологии для всех нормативных актов, касающихся медицины и налогообложения. Перечням льготируемых услуг, на которые ссылается Налоговый Кодекс, не хватает конкретики, чтобы достаточно легко и просто сопоставить с ним услуги любой медицинской организации, и разделить их на льготируемые и нельготируемые, медицинские и немедицинские. В Клиниках, оказывающих широкий спектр услуг, эта проблема встает очень остро. Компетенции бухгалтера здесь недостаточно, требуется оценка специалиста от медицины, причем достаточно широкого профиля и высокого уровня компетентности.

Второй особенностью является то, что Перечень льготируемых услуг свой для каждого из налогов НДС, НДФЛ, Налогу на прибыль. Следовательно, бухгалтер должен организовать несколько видов учета , чтобы обеспечить получение льготы по каждому из налогов.

Лицензирование. Как уже говорилось выше, общим условием для применения льготы является наличие лицензии на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации. Чтобы осуществить возможность применения льготы, необходимо всю номенклатуру услуг сопоставить с имеющейся у Клиники лицензией, выявить услуги, на которые у нее нет лицензионного разрешения и правильно организовать учет таких услуг. Клиники не всегда имеют лицензии на все виды лицензируемой медицинской деятельности и часто пользуются услугами подрядчиков, поэтому возникает вопрос в отношении применимости льгот к услугам, оказанным подрядчиками.

Разъяснения контролирующих органов и судебные решения касаются в основном налога на добавленную стоимость, и сводятся к тому, что услуги исполненные подрядчиком также льготируется при наличии у подрядчика лицензии на соответствующий вид деятельности, в пределах стоимости услуг у подрядчика (Письмо ФНС России от 19.10.2005 N ММ-6-03/[email protected] Письмо ФНС России от 27.03.2013 N ЕД-18-3/[email protected],Постановлении ФАС Московского округа от 10.03.2005 по делу N КА-А40/1214-05).

При большом объеме и номенклатуре оказываемых услуг и привлечении нескольких исполнителей с разными тарифами встает проблема расчета стоимости собственно медицинской части услуг — в пределах стоимости подрядчиков и дополнительного дохода — суммы превышающей стоимость подрядчика; а также правильного оформления договоров и документов.

Прочие критерии. Как видно из таблицы, набор критериев для применения льгот для каждого налога свой, поэтому контроль за соблюдением критериев и необходимые расчеты по ним должны обеспечиваться отдельно по каждому налогу. Для подтверждения права на льготу по НДС и снижения налоговой нагрузки необходимо ведение раздельного учета облагаемых и необлагаемых услуг. Для оценки доли медицинской деятельности в общей сумме доходов, учитываемых для налогообложения прибыли необходим раздельный учет услуг относящихся к медицинской деятельности. Для применения вычета по НДФЛ надо вести учет дорогостоящих и не дорогостоящих видов лечения.

Программное обеспечение. При большой номенклатуре услуг, которые исчисляются тысячами и объеме оказываемых услуг, количество которых исчисляются десятками тысяч, стандартного бухгалтерского программного обеспечения недостаточно, необходим качественный программный ресурс, который собственно сопровождает медицинскую деятельность (регистратура, расписание, история болезней) и позволяет вести персонифицированный учет оказываемых услуг, обеспечивая дифференциацию льготируемых и нельготируемых услуг и интеграцию этих данных в стандартные бухгалтерские программы для дальнейшего корректного формирования налоговых регистров.

Теперь, когда общий круг проблем обрисован, можно приступить ко второй части статьи и погрузиться в детали и реалии применения льгот, пройтись по ряду важных проблем их применения для каждого из налогов. Такая детализация может представлять интерес для бухгалтеров медицинских организаций, для методологов и аудиторов.

iptg.ru

Налог на прибыль (мед. организации)

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

Налог на прибыль представляет собой прямой налог , который взимается государством с доходов налогоплательщика. Объектом налогообложения по налогу на прибыль является прибыль медицинской организации, а стоимостная характеристика (денежное выражение) этой прибыли представляет собой налоговую базу по данному налогу. Плательщики налога на прибыль при исчислении налога руководствуются правилами налогового законодательства, а именно главой 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).

Под прибылью в налоговом законодательстве понимается разница между полученными доходами и величиной произведенных расходов. Глава 25 НК РФ вводит следующую классификацию доходов налогоплательщика:

· доходы от реализации (статья 249 НК РФ);

· внереализационные доходы (статья 250 НК РФ);

· доходы, не учитываемые при налогообложении (статья 251 НК РФ).

Аналогичная классификация предусмотрена и для расходов:

· Расходы, связанные с производством и реализацией, которые в свою очередь подразделяются на:

ü материальные расходы (статья 254 НК РФ);

ü расходы на оплату труда (статья 255 НК РФ);

ü суммы начисленной амортизации (статья 259 НК РФ);

ü прочие расходы, связанные с производством и реализацией (статья 264 НК РФ);

· Внереализационные расходы (статья 265 НК РФ);

· Расходы, не учитываемые для целей налогообложения (статья 270 НК РФ);

При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета (статья 248 НК РФ).

С 1 января 2006 года в статью 248 НК РФ внесено изменение, которое может повлечь за собой возникновение спорных ситуаций с налоговыми органами.

Если до указанного момента статьей 248 НК РФ было определено, что суммы доходов налогоплательщика определяются на основании первичных документов и документов налогового учета, то в «новой редакции» статьи сказано, что «доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета».

Такая формулировка текста может позволить «налоговикам» при проведении проверок увеличить сумму полученных налогоплательщиком доходов на основании практически любых документов, которые косвенным образом свидетельствует о получении дохода.

Поступления, связанные с расчетами за оказанные услуги у медицинской организации, признаются для целей налогового учета в зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов.

Налоговым законодательством предусмотрено два метода учета доходов и расходов для целей налогообложения: метод начисления и кассовый метод. В зависимости от применяемого организацией метода зависит момент признания доходов и расходов при расчете налогооблагаемой прибыли.

Посмотрим, как трактует НК РФ оба эти понятия

По общему правилу все налогоплательщики при исчислении налога на прибыль применяют при учете доходов и расходов метод начисления. Суть данного метода фактически сводится к тому, что доходы признаются в учете независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, и соответственно, расходы признаются в учете также независимо от факта их оплаты.

Основным видом деятельности медицинской организации является оказание медицинских услуг (для стоматологических организаций и выполнение работ).

Понятия «услуга» и «работа», используемые в целях налогообложения, установлены в статье 38 НК РФ, согласно которому:

«4. Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

5. Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности».

Для хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги, и применяющим метод начисления, очень важным вопросом является определение момента, когда услуга считается оказанной. Так как налоговое законодательство не дает четкого ответа на этот вопрос, у налогоплательщика может быть два возможных варианта, когда медицинская услуга считается оказанной:

· в день ее фактического оказания;

Эта точка зрения основана на том, что при определении даты дохода от реализации услуги, налогоплательщик должен руководствоваться положением пункта 1 статьи 39 НК РФ. Кстати, именно эту точку зрения при оказании медицинских услуг используют налоговые органы. Этот вариант наиболее оптимален, когда медицинская организация оказывает разовые однодневные услуги.

· в день принятия ее заказчиком;

Эта точка зрения основана на положениях статьи 319 НК РФ, в соответствии с которым законченные, но не принятые работы и услуги представляют собой незавершенное производство. Фактом подтверждения оказания услуги является подписание акта заказчиком. Этот вариант наиболее приемлем, когда медицинская организация оказывает комплексные медицинские услуги, которые зачастую растянуты на определенный срок, например, услуги, сопровождаемые длительным лечением в стационаре.

В такой ситуации медицинская организация должна закрепить в своей учетной политике положение о том, в какой момент медицинская услуга считается оказанной. Заметим, что использование второго варианта, конечно же, выгоднее медицинской организации, однако, еще раз напоминаем, что «налоговики» все-таки настаивают на том, что датой реализации медицинской услуги считается день ее оказания.

Итак, порядок признания доходов от реализации установлен пунктом 3 статьи 271 НК РФ, согласно которому медицинские организации, работающие в целях налогообложения по методу начисления, доход от оказания медицинских услуг признают не в момент их оплаты, а в тот момент, когда услуга оказана.

Порядок признания доходов при методе начисления установлен статьей 271 НК РФ.

Мы уже обращали внимание читателя на то, что глава 25 «Налог на прибыль организаций», в последнее время, претерпела значительные изменения, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 6 июня 2005 года №58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее Федеральный закон от 6 июня 2005 года №58-ФЗ).

Так указанный закон внес в статью 272 НК РФ изменения, уточняющие порядок признания некоторых видов расходов при методе начисления. Причем, часть внесенных изменений распространяется на правоотношения с 1 января 2005 года, а часть вступает в силу с 1 января 2006 года.

Так, с 1 января 2005 года внесены изменения в пункт 6 статьи 272 НК РФ, уточняющие порядок признания расходов по страхованию. Согласно новой редакции данного пункта страховые взносы, перечисленные налогоплательщиком разовым платежом, списываются на расходы пропорционально количеству календарных дней, в течение которых договор страхования действует в отчетном периоде.

С 1 января 2006 года:

В пункте 1 статьи 272 НК РФ уточнен порядок списания расходов, в случаях если условиями сделки не предусмотрено получение доходов в течение более чем одного налогового периода и связь между доходами и расходами определить невозможно. В такой ситуации налогоплательщик вправе распределить такие расходы самостоятельно, закрепив порядок распределения в учетной политике.

Пункт 3 статьи 272 НК РФ позволяет налогоплательщику единовременно относить на расходы 10% от стоимости новых основных средств. Этот порядок распространяется и на расходы по достройке, дооборудованию, модернизации, техническому перевооружению и частичной ликвидации основных средств.

Пункт 7 статьи 272 НК РФ дополнен подпунктом 10, определяющим, что датой осуществления такого вида расходов, как стоимость приобретения долей, паев при их реализации является дата реализации долей, паев.

Кроме того, с 1 января 2006 года пункт 8 статьи 272 НК РФ дополнен подпунктом 8.1:

«Расходы по приобретению переданного в лизинг имущества, указанные в подпункте 10 пункта 1 статьи 264 настоящего Кодекса, признаются в качестве расхода в тех отчетных (налоговых) периодах, в которых в соответствии с условиями договора предусмотрены арендные (лизинговые) платежи. При этом указанные расходы учитываются в сумме, пропорциональной сумме арендных (лизинговых) платежей».

Таким образом, расходы медицинской организации, работающей по методу начисления, уменьшают налогооблагаемую прибыль того отчетного периода, в котором организация фактически осуществила их, независимо от времени их оплаты. Значит, дата принятия к учету большинства расходов для исчисления налога на прибыль – это день, когда они начислены. Исключение составляют расходы по обязательному и добровольному страхованию – их принимают для целей налогообложения прибыли в момент выплаты страховых взносов. Однако если условиями договора страхования предусмотрено перечисление взноса разовым платежом, то страховку распределяют пропорционально количеству календарных дней, в течение которых договор страхования действует в отчетном периоде

Кассовый метод применяется налогоплательщиками редко, однако для медицинских организаций с небольшими объемами выручки, применение его все-таки возможно, поэтому рассмотрим его основные положения.

Кассовый метод связывает момент возникновения доходов и расходов с фактическим поступлением (выбытием) денежных средств и (или) иного имуществ (имущественных прав) и регулируется статьей 273 НК РФ:

«1. Организации (за исключением банков) имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал.

2. В целях настоящей главы датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом (кассовый метод).

3. Расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты. В целях настоящей главы оплатой товара (работ, услуг и (или) имущественных прав) признается прекращение встречного обязательства налогоплательщиком — приобретателем указанных товаров (работ, услуг) и имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг, передачей имущественных прав).

При этом расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей:

1) материальные расходы, а также расходы на оплату труда учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности — в момент такого погашения. Аналогичный порядок применяется в отношении оплаты процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты) и при оплате услуг третьих лиц. При этом расходы по приобретению сырья и материалов учитываются в составе расходов по мере списания данного сырья и материалов в производство;

2) амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за отчетный (налоговый) период. При этом допускается амортизация только оплаченного налогоплательщиком амортизируемого имущества, используемого в производстве. Аналогичный порядок применяется в отношении капитализируемых расходов, предусмотренных статьями 261, 262 настоящего Кодекса;

3) расходы на уплату налогов и сборов учитываются в составе расходов в размере их фактической уплаты налогоплательщиком. При наличии задолженности по уплате налогов и сборов расходы на ее погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности и в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность.

4. Если налогоплательщик, перешедший на определение доходов и расходов по кассовому методу, в течение налогового периода превысил предельный размер суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), установленный пунктом 1 настоящей статьи, то он обязан перейти на определение доходов и расходов по методу начисления с начала налогового периода, в течение которого было допущено такое превышение.

В случае заключения договора доверительного управления имуществом или договора простого товарищества участники указанных договоров, определяющие доходы и расходы по кассовому методу, обязаны перейти на определение доходов и расходов по методу начисления с начала налогового периода, в котором был заключен такой договор.

5. Налогоплательщики, определяющие доходы и расходы в соответствии с настоящей статьей, не учитывают в целях налогообложения в составе доходов и расходов суммовые разницы в случае, если по условиям сделки обязательство (требование) выражено в условных денежных единицах».

С 1 января 2006 года помимо объема выручки, ограничивающей использование этого метода, таким ограничением выступает и норма, введенная в пункт 4 статьи 273 НК РФ Федеральным законом от 6 июня 2005 года №58-ФЗ.

Таким образом, те хозяйствующие субъекты, которые намерены заключить договора доверительного управления имуществом или договора простого товарищества с 1 января 2006 года не имеют возможности его использовать.

Как видно из положений статьи 273 НК РФ возможность применения кассового метода появляется у налогоплательщика- медицинской организации лишь в том случае, если сумма выручки от оказания услуг в любом отчетном периоде (квартале) не превысит установленный законодательством размер в один миллион рублей (без учета НДС).

Если же налогоплательщик, работающий по кассовому методу, допустил превышение выручки, то требование, предъявляемое к нему законодателем, достаточно жесткое. Налогоплательщик обязан перейти на метод начисления, причем сделать это необходимо с начала налогового периода по налогу на прибыль, то есть с начала финансового года, а это неизбежно связано с негативными последствиями в плане налогообложения.

Нужно отметить, что в отличие от метода начисления, кассовому методу глава 25 НК РФ уделила очень мало внимания. Так как основным критерием для возможности его применения является выручка от реализации товаров (работ, услуг), следовательно, организация, использующая данный метод должна подтверждать право его применения ежеквартально.

У организаций, использующих кассовый метод, может возникнуть определенный налоговый риск при получении авансового платежа. Объясним, что имеется в виду.

Дело в том, что вопрос о включении авансовых платежей в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на сегодняшний день остается не урегулированным.

Одни специалисты считают, что суммы аванса не могут быть включены в налоговую базу, другие же (к ним, в частности, относятся и представители фискальных органов) – наоборот, указывают на то, что сумма аванса у «кассовиков» включается в доходы.

На наш взгляд, суммы полученных авансов не могут быть учтены у организации, работающей по кассовому методу, в качестве доходов по следующим причинам. Во-первых, из буквального прочтения пункта 2 статьи 273 НК РФ следует, что к доходу относится лишь погашение задолженности перед налогоплательщиком. В момент же получения аванса такой задолженности просто не существует, следовательно, признать эту сумму доходом нельзя. Кроме того, понятие дохода, установлено в статье 249 НК РФ:

«В целях настоящей главы доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав».

Но ведь авансовый платеж организация получает до момента реализации товаров (работ, услуг), поэтому считать авансовый платеж доходом на основании статьи 249 НК РФ — нельзя.

В качестве доказательства этой точки зрения можно привести Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 апреля 2005 года №А56-21166/04, в котором суд вынес положительное решение в пользу налогоплательщика.

Однако еще раз повторяем, что и налоговые органы и работники Минфина настаивают на том, что авансы включаются у организаций, работающих по кассовому методу, в сумму дохода, видимо, опираясь на положения пункта 1 статьи 251 НК РФ:

«1. При определении налоговой базы не учитываются следующие доходы:

1) в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления».

То есть, раз в статье 251 НК РФ прямо указано, что суммы аванса не считаются доходом только при методе начисления, значит, при кассовом методе они попадают под доходы.

В связи с тем, что данный момент не имеет однозначной трактовки в налоговом законодательстве, медицинская организация должна самостоятельно решить будет ли она включать в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль суммы авансовых платежей, или нет. Заметим, что вступать в судебные споры этому вопросу с налоговиками решаются пока не многие, так как на сегодняшний день арбитражная практика по этому вопросу немногочисленна.

В отношении выданных авансов есть тоже один нюанс. Учитывать их в составе расходов нельзя, так как для возникновения расхода помимо оплаты затрат необходимо прекращение встречного обязательства.

И последнее, несмотря на то, что глава 25 НК РФ действует уже не первый год, некоторые организации кассовый метод отождествляют с ранее действовавшим методом определения выручки в целях налогообложения «по оплате», что совершенно неверно.

При кассовом методе расходом признаются только оплаченные расходы.

Так, например, нельзя считать расходом стоимость материалов, если оплата поставщику не произведена, нельзя считать расходом сумму начисленной, но не выплаченной заработной платы и так далее.

Исходя из всего вышеизложенного, хочется дать совет налогоплательщикам:

Принимая решение о применении кассового метода, оцените риски негативных последствий его применения.

Анализируя положения главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, следует отметить, что указанная глава предоставляет налогоплательщику большие возможности в отношении учета для целей налогообложения, осуществленных расходов. Объясним.

Список расходов, принимаемых для налогообложения, является открытым. Понятие расхода установлено статьей 252 НК РФ:

«Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода».

Прочитайте внимательно положения данной статьи. По сути, это означает, что организация, при исчислении налога на прибыль, может учесть чуть ли не все осуществленные ею расходы (за исключением расходов, перечень которых установлен статьей 270 НК РФ). Главное требование законодательства, затраты должны быть обоснованными – экономически оправданными, направленными на получение дохода и документально подтвержденными. Считаете Вы, что нормальная деятельность Вашей организации не может осуществляться без того или иного вида затрат, обоснуйте необходимость их осуществления, документально подтвердите и тогда на основании статьи 252 НК РФ — ставьте их в расходы. Вряд ли представители налогового органа будут оспаривать Ваше решение, в отношении осуществленных расходов, если организация будет подходить к этому вопросу именно с такой точки зрения. Даже если это и произойдет и придется обращаться в судебные инстанции, наверняка, судебный орган Вас поддержит, так как именно такая позиция заложена в законе.

Налоговая ставка по налогу на прибыль, установленная налоговым законодательством, составляет 24% (за исключением пунктов 2-5 статьи 284 НК РФ).

С 1 января 2005 года применяется следующее бюджетное распределение ставки по налогу на прибыль:

· 6,5 % — в федеральный бюджет;

· 17,5% — в бюджеты субъектов Федерации.

Налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами — первый квартал, полугодие, девять месяцев.

Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы:

По итогам каждого отчетного периода исчисляется сумма квартального авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, полученной налогоплательщиком и подлежащей налогообложению, рассчитанной с начала налогового периода до окончания первого квартала, полугодия и так далее. Сумма квартальных авансовых платежей определяется с учетом ранее начисленных.

Налогоплательщики могут перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли.

Авансовые платежи по налогу на прибыль уплачиваются в соответствии с порядком, установленным статьей 287 НК РФ.

Налогоплательщики в обязательном порядке предоставляют в налоговый орган декларацию по прибыли за отчетный период не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (по итогам налогового периода такая декларация подается в налоговый орган не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом).

Медицинское учреждение (как впрочем, и любое другое бюджетное учреждение) имеет право заниматься предпринимательской деятельностью. Это вытекает из статьи 161 БК РФ. Как показывает действительность бюджетные медицинские учреждения в наши дни, довольно часто, оказывают различные виды медицинских услуг на платной основе. Оказание услуг на платной основе представляет собой операции по реализации услуг, следовательно, доходы, получаемые медицинским учреждением, подлежат налогообложению налогом на прибыль.

Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль установлен главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

При этом медицинскому учреждению следует обратить внимание на статью 251 НК РФ, в которой содержится перечень доходов, не учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 251 НК РФ, при определении облагаемой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней.

Орган исполнительной власти может обеспечить бюджетное учреждение необходимым имуществом либо в натуральном выражении, либо выделить необходимые ассигнования для закупки этого имущества.

Исходя из этого, включать стоимость закупленного за счет бюджетных средств имущества, даже в случае использования его для осуществления предпринимательской деятельности, в налогооблагаемую базу будет неправомерно.

Рассмотрим вариант, когда имущество бюджетного учреждения, приобретенное за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, используется в некоммерческих целях.

Источником капитальных вложений основной деятельности бюджетного учреждения является бюджет соответствующего уровня, следовательно, перевод закупленного за счет доходов от предпринимательской деятельности имущества в основную деятельность фактически создает отдельный источник финансирования этой деятельности.

Согласно требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации при переводе в некоммерческую деятельность основного средства, приобретенного за счет доходов от предпринимательской деятельности, необходимо начислить налог на прибыль с остаточной стоимости таких основных средств.

Если бюджетное учреждение получает от другой организации целевой взнос на ведение некоммерческой деятельности и будет доказано использование этих средств не по целевому назначению, то эти средства необходимо будет включить в расчет налогооблагаемой базы (пункт 14 статьи 250 НК РФ).

В соответствии со статьями 6, 13 БК РФ, государственный внебюджетный фонд — форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предназначенных, в том числе для реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Следовательно, в систему государственных внебюджетных фондов включаются государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, закрытый перечень которых установлен статьей 144 БК РФ, и государственные внебюджетные фонды, создаваемые в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

В статье 12 Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 года №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования создаются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, финансовые средства которых находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.

Например, согласно Постановлению ФАС Северо-Западного округа от 11 августа 2004 года по делу №А05-1656/04-29, суд отклонил довод ИМНС о том, что государственное учреждение здравоохранения при исчислении налога на прибыль необоснованно не включило в выручку от реализации медицинских услуг, оказанных в рамках обязательного медицинского страхования, средства, полученные от ФФОМС. Согласно статье 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются суммы финансирования из бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.

Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы медицинского учреждения, полученные в рамках целевого финансирования:

— в виде средств целевого финансирования (имущество, полученное налогоплательщиком в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых медицинскому учреждению по смете расходов и доходов):

— целевых поступлений на содержание медицинского учреждения:

— целевых средств на ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников,

— в виде средств, получаемых медицинскими учреждениями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц;

Аналитический учет доходов и расходов по средствам целевого финансирования и целевых поступлений ведется по каждому виду поступлений с учетом требований главы 25 НК РФ, то есть – раздельно.

Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями регулируются статьей 321.1 НК РФ.

В соответствии с этой статьей налогоплательщики — бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, или получающие средства в виде оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

Иными источниками доходов, или доходами от коммерческой деятельности, признаются доходы медицинских учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

Налоговая база медицинского учреждения определяется как разница между полученной суммой дохода от оказания медицинских услуг и внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость), за минусом фактических расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

Налоговый учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности медицинского учреждения и расходов, связанных с ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога на прибыль не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов медицинского учреждения.

Обратите внимание, что в соответствии с пунктом 3 статьи 321.1 НК РФ:

«3. Если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования). Если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения не предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи (за исключением мобильной связи) и на ремонт основных средств, приобретенных (созданных) за счет бюджетных средств, указанные расходы учитываются при определении налоговой базы по предпринимательской деятельности при условии, что эксплуатация указанных основных средств связана с ведением такой предпринимательской деятельности. При этом в общей сумме доходов для указанных целей не учитываются внереализационные доходы (доходы, полученные в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах, полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы)».

Указанный пункт 3 статьи 321.1 НК РФ был несколько изменен Федеральным законом от 6 июня 2005 года №58-Ф «О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». Изменения, внесенные в статью 321.1 НК РФ, вступили в силу с 1 января 2006 года.

Согласно указанным изменениям, начиная с 1 января 2006 года, список расходов медицинского учреждения, которые могут быть пропорционально отнесены на расходы от предпринимательской деятельности, увеличен на расходы по всем видам ремонта основных средств (в том числе не амортизируемых).

Если в сметах доходов и расходов медицинского учреждения вообще не предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи (за исключением мобильной связи) и на ремонт основных средств, приобретенных (созданных) за счет бюджетных средств, то у медицинского учреждения появляется новая возможность: указанные выше расходы можно учесть при определении налоговой базы по предпринимательской деятельности при условии, что эксплуатация указанных основных средств связана с ведением такой предпринимательской деятельности. Заметим, что из текста НК РФ не совсем понятно, какое условие должно быть выполнено у медицинского учреждения: в смете должно отсутствовать финансирование одного из перечисленных видов расходов или всех трех. По мнению автора, наличие союза «и», в тексте закона позволяет думать, что в смете доходов и расходов медицинского учреждения должны отсутствовать именно все три вида перечисленных расходов.

При этом в общей сумме доходов для определения пропорции не учитываются внереализационные доходы, полученные медицинским учреждением. К внереализационным доходам относятся:

— доходы, полученные в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах,

— полученные от сдачи имущества в аренду,

С 1 января 2006 года пункт 4 статьи 321.1 НК РФ также подвергся изменениям со стороны Федерального закона от 6 июня 2005 года №58-ФЗ:

«4. В целях настоящей главы при определении налоговой базы к расходам, связанным с осуществлением коммерческой деятельности, помимо расходов, произведенных в целях осуществления предпринимательской деятельности, относятся:

1) суммы амортизации, начисленные по имуществу, приобретенному за счет полученных от этой деятельности средств и используемому для осуществления этой деятельности. При этом по основным средствам, приобретенным до 1 января 2002 года, остаточная стоимость определяется как разница между первоначальной стоимостью объекта основных средств и суммой амортизации, начисленной по правилам бухгалтерского учета за период эксплуатации такого объекта;

2) расходы на ремонт основных средств, эксплуатация которых связана с ведением некоммерческой и (или) коммерческой деятельности и которые приобретены (созданы) за счет бюджетных средств, если финансирование данных расходов не предусмотрено в смете доходов и расходов бюджетного учреждения или не осуществляется за счет бюджетных средств».

Изменения, внесенные Федеральным законом от 6 июня 2005 года №58–ФЗ, с 1 января 2006 года фактически вводят новую льготу. Если финансирование расходов на ремонт основных средств (приобретенных (созданных) за счет бюджетных средств), не предусмотрено в смете доходов и расходов бюджетного учреждения или не осуществляется за счет бюджетных средств, и они используются в некоммерческой деятельности, то они уменьшают налогооблагаемую прибыль. Та же возможность существует, если учесть данные расходы при использовании основных средств в некоммерческой деятельности (что было возможно учесть и до 1 января 2006 года).

В бюджетных учреждениях (независимо от наличия у таких учреждений расчетных или иных счетов), занимающихся коммерческой деятельностью, бухгалтерский учет ведется централизованными бухгалтериями.

Декларации по налогу на прибыль представляются централизованными бухгалтериями в налоговые органы по месту нахождения каждого бюджетного учреждения в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Мы уже отметили, что после вступления в силу главы 25 «Налог на прибыль организаций» все коммерческие организации помимо бухгалтерского учета обязаны вести и налоговый учет, организация которого осуществляется налогоплательщиком самостоятельно. Правила главы 25 НК РФ несколько отличны от правил бухгалтерского учета, поэтому при осуществлении хозяйственной деятельности у организации всегда будут возникать отклонения между данными бухгалтерского и налогового учета.

При наличии отклонений организация обязана применить Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 19 ноября 2002 года №114н .

Напомним, что указанное Положение вступило в действие с 1 января 2003 года и, следовательно, начиная с отчетности за 1 квартал 2003 года, бухгалтеры всех организаций- плательщиков налога на прибыль (кроме кредитных, страховых и бюджетных учреждений), обязаны выполнять требования данного ПБУ 18/02. От такой обязанности освобождаются только субъекты малого предпринимательства, которые могут либо применять, либо не применять данное Положение.

Субъекты малого предпринимательства могут не применять данное ПБУ 18/02 при условии, что это решение закреплено в их учетной политике.

ПБУ 18/02 устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль для организаций, признаваемых налогоплательщиками налога на прибыль

Оно определяет взаимосвязь показателя, отражающего прибыль (убыток), исчисленного в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и налоговой базы по налогу на прибыль за отчетный период (далее — налогооблагаемая прибыль (убыток)), рассчитанной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Применение Положения (ПБУ 18/02) позволяет отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности различие налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), признанного в бухгалтерском учете, от налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в бухгалтерском учете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.

Разница между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода, образовавшаяся в результате применения различных правил признания доходов и расходов, которые установлены в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, состоит из постоянных и временных разниц.

Для целей Положения (ПБУ 18/02) под постоянными разницами понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода и исключаемые из расчета налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов.

Постоянные разницы возникают в результате:

— превышения фактических расходов, учитываемых при формировании бухгалтерской прибыли (убытка), над расходами, принимаемыми для целей налогообложения, по которым предусмотрены ограничения по расходам;

— непризнания для целей налогообложения расходов, связанных с передачей на безвозмездной основе имущества (товаров, работ, услуг), в сумме стоимости имущества (товаров, работ, услуг) и расходов, связанных с этой передачей;

— непризнания для целей налогообложения убытка, связанного с появлением разницы между оценочной стоимостью имущества при внесении его в уставный (складочный) капитал другой организации и стоимостью, по которой это имущество отражено в бухгалтерском балансе у передающей стороны;

— образования убытка, перенесенного на будущее, который по истечении определенного времени, согласно законодательству Российской Федерации о налогах и сборах, уже не может быть принят в целях налогообложения, как в отчетном, так и в последующих отчетных периодах;

— прочих аналогичных различий.

Информация о постоянных разницах может формироваться на основании первичных учетных документов в регистрах бухгалтерского учета или в ином порядке, определяемом организацией самостоятельно.

Постоянные разницы отчетного периода отражаются в бухгалтерском учете обособленно.

Для целей Положения (ПБУ 18/02) под постоянным налоговым обязательством понимается сумма налога, которая приводит к увеличению налоговых платежей по налогу на прибыль в отчетном периоде.

Постоянное налоговое обязательство признается организацией в том отчетном периоде, в котором возникает постоянная разница.

Постоянное налоговое обязательство равняется величине, определяемой как произведение постоянной разницы, возникшей в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и действующую на отчетную дату.

Постоянные налоговые обязательства отражаются в бухгалтерском учете на счете 99 «Прибыли и убытки» субсчет «Постоянное налоговое обязательство» в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Для целей Положения под временными разницами понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль — в другом или в других отчетных периодах.

Временные разницы при формировании налогооблагаемой прибыли приводят к образованию отложенного налога на прибыль.

Под отложенным налогом на прибыль понимается сумма, которая оказывает влияние на величину налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.

Временные разницы в зависимости от характера их влияния на налогооблагаемую прибыль (убыток) подразделяются на:

— вычитаемые временные разницы;

— налогооблагаемые временные разницы.

Вычитаемые временные разницы при формировании налогооблагаемой прибыли (убытка) приводят к образованию отложенного налога на прибыль, который должен уменьшить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.

Вычитаемые временные разницы образуются в результате:

— применения разных способов расчета амортизации для целей бухгалтерского учета и целей определения налога на прибыль;

— применения разных способов признания коммерческих и управленческих расходов в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг в отчетном периоде для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения;

— излишне уплаченного налога, сумма которого не возвращена в организацию, а принята к зачету при формировании налогооблагаемой прибыли в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах;

— убытка, перенесенного на будущее, не использованного для уменьшения налога на прибыль в отчетном периоде, но который будет принят в целях налогообложения в последующих отчетных периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

— применения, в случае продажи объектов основных средств, разных правил признания для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения остаточной стоимости объектов основных средств и расходов, связанных с их продажей;

— наличия кредиторской задолженности за приобретенные товары (работы, услуги) при использовании кассового метода определения доходов и расходов в целях налогообложения, а в целях бухгалтерского учета — исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности;

— прочих аналогичных различий.

Налогооблагаемые временные разницы при формировании налогооблагаемой прибыли (убытка) приводят к образованию отложенного налога на прибыль, который должен увеличить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.

Налогооблагаемые временные разницы образуются в результате:

— применения разных способов расчета амортизации для целей бухгалтерского учета и целей определения налога на прибыль;

— признания выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) в виде доходов от обычных видов деятельности отчетного периода, а также признания процентных доходов для целей бухгалтерского учета исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности, а для целей налогообложения — по кассовому методу;

— отсрочки или рассрочки по уплате налога на прибыль;

— применения различных правил отражения процентов, уплачиваемых организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов) для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения;

— прочих аналогичных различий.

Вычитаемые временные разницы и налогооблагаемые временные разницы отчетного периода отражаются в бухгалтерском учете обособленно.

Под отложенным налоговым активом понимается та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.

Организация признает отложенные налоговые активы в том отчетном периоде, когда возникают вычитаемые временные разницы, при условии существования вероятности того, что она получит налогооблагаемую прибыль в последующих отчетных периодах.

Отложенные налоговые активы равняются величине, определяемой как произведение вычитаемых временных разниц, возникших в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и действующую на отчетную дату.

Отложенные налоговые активы отражаются в бухгалтерском учете на отдельном синтетическом счете по учету отложенных налоговых активов. При этом в аналитическом учете отложенные налоговые активы учитываются дифференцированно по видам активов, в оценке которых возникла вычитаемая временная разница.

Под отложенным налоговым обязательством понимается та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.

Отложенные налоговые обязательства признаются в том отчетном периоде, когда возникают налогооблагаемые временные разницы.

Отложенные налоговые обязательства равняются величине, определяемой как произведение налогооблагаемых временных разниц, возникших в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и действующую на отчетную дату.

Отложенные налоговые обязательства отражаются в бухгалтерском учете на отдельном синтетическом счете по учету отложенных налоговых обязательств. При этом в аналитическом учете отложенные налоговые обязательства учитываются дифференцированно по видам активов и обязательств, в оценке которых возникла налогооблагаемая временная разница.

В случае, если законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предусмотрены разные ставки налога на прибыль по отдельным видам доходов, то при оценке отложенного налогового актива или отложенного налогового обязательства ставка налога на прибыль должна соответствовать тому виду дохода, который ведет к уменьшению или полному погашению вычитаемой или налогооблагаемой временной разницы в следующем за отчетным или последующих отчетных периодах.

Отложенный налоговый актив отражается в бухгалтерском учете по дебету счета учета отложенных налоговых активов в корреспонденции со счетом учета расчетов по налогам и сборам.

По мере уменьшения или полного погашения вычитаемых временных разниц будут уменьшаться или полностью погашаться отложенные налоговые активы. Суммы, на которые уменьшаются или полностью погашаются в текущем отчетном периоде отложенные налоговые активы, отражаются в бухгалтерском учете по кредиту счета учета отложенных налоговых активов в корреспонденции со счетом учета расчетов по налогам и сборам.

Отложенное налоговое обязательство отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета учета отложенных налоговых обязательств в корреспонденции с дебетом счета учета расчетов по налогам и сборам.

По мере уменьшения или полного погашения налогооблагаемых временных разниц будут уменьшаться или полностью погашаться отложенные налоговые обязательства. Суммы, на которые уменьшаются или полностью погашаются в отчетном периоде отложенные налоговые обязательства, отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета учета отложенных налоговых обязательств в корреспонденции с кредитом счета учета расчетов по налогам и сборам.

Постоянные разницы могут возникать и в том случае, когда какие-либо суммы, учтенные в бухгалтерском учете в составе доходов, для целей налогообложения доходами не признаются.

Следует отметить, статьей 313 НК РФ установлено что, налогоплательщику необходимо установить порядок ведения налогового учета расходов в учетной политике для целей налогообложения.

Сумма налога на прибыль, определяемая исходя из бухгалтерской прибыли (убытка) и отраженная в бухгалтерском учете независимо от суммы налогооблагаемой прибыли (убытка), является условным расходом (условным доходом) по налогу на прибыль.

Условный расход (условный доход) по налогу на прибыль равняется величине, определяемой как произведение бухгалтерской прибыли, сформированной в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и действующую на отчетную дату.

Условный расход (условный доход) по налогу на прибыль учитывается в бухгалтерском учете на обособленном субсчете по учету условных расходов (условных доходов) по налогу на прибыль к счету по учету прибылей и убытков.

Сумма начисленного условного расхода по налогу на прибыль за отчетный период отражается в бухгалтерском учете по дебету счета учета прибылей и убытков (субсчет по учету условных расходов по налогу на прибыль) в корреспонденции с кредитом счета учета расчетов по налогам и сборам.

Сумма начисленного условного дохода по налогу на прибыль за отчетный период отражается в бухгалтерском учете по дебету счета учета расчетов по налогам и сборам и кредиту счета учета прибылей и убытков (субсчет по учету условных доходов по налогу на прибыль).

Текущим налогом на прибыль (текущим налоговым убытком) признается налог на прибыль для целей налогообложения, определяемый исходя из величины условного расхода (условного дохода), скорректированной на суммы постоянного налогового обязательства, отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства отчетного периода.

При отсутствии постоянных разниц, вычитаемых временных разниц и налогооблагаемых временных разниц, которые влекут за собой возникновение постоянных налоговых обязательств, отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств, условный расход (условный доход) по налогу на прибыль будет равен текущему налогу на прибыль (текущему налоговому убытку).

Более подробно с особенностями оказания услуг в области здравоохранения Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Услуги в области здравоохранения».

www.audit-it.ru

Популярное:

  • Правило об употребление дефиса Правило об употребление дефиса § 111. Дефис употребляется при сокращенной письменной передаче слов, в том числе таких комплексов, в которых участвуют не только буквы, но и небуквенные знаки (цифры и др.). Это следующие […]
  • 333 лошадиных сил налог Налог на роскошные автомобили С 2015 года все собственники дорогих автомобилей будут обязаны платить повышенный транспортный налог (налог на роскошь). Посчитаем, сколько нужно уплатить в казну города. Согласно закону, ставка […]
  • Ставка транспортного налога в спб в 2018 Транспортный налог 2018: Санкт-Петербург Похожие публикации Транспортный налог относится к сфере влияния главы 28 НК РФ и властей субъектов РФ, которые на региональном уровне могут устанавливать свои ставки налогообложения […]
  • Заявление на усн бланк фнс Уведомление о переходе на УСН — образец заполнения Вы предприниматель или руководитель небольшой фирмы и хотите подать уведомление о переходе на «упрощёнку»? Для начала проверьте, соответствует ли ваше предприятие условиям, […]
  • Закон на пневматику Закон о пневматическом оружии в России Пневматическое оружие представляет собой вид стрелкового вооружения, выстрел из которого производится посредством оказания высокого давления на снаряд сжатым газом. Данное средство […]
  • Опека в г московский Органы опеки и попечительства Московского района СПБ Московский район (5 муниципальных образований) Московская застава пр. Гагарина, 25, т. 371-8683 (МС)Свеаборгская ул., 7, т. 387-8802, 387-8885 (МА) Начальник отдела по […]
  • Ставка транспортного налога в санкт-петербурге 2013 Транспортный налог 2013. Ставки. г. Санкт-Петербург Ставки налога утверждены Законом г.Санкт-Петербург от 12.11.2012 № 559-94 Наименование объекта налогообложения налоговая ставка в рублях Автомобили легковые с мощностью […]
  • Если налог на прибыль меньше ндс «Прибыльные» доходы ≠ «НДСные» доходы Объясняем налоговикам причины несовпадения сумм доходов в декларациях по налогу на прибыль и НДС Некоторые организации после сдачи отчетности получают от налоговиков сообщение (уведомлени е […]