Налоги по уровням управления

Налоги в строительстве

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Классификация налогов по уровню установления и способу изъятия

Важное значение для определения роли и места налога в системе налогообложения недвижимости имеет классификация налогов.

По уровню установления налоги подразделяются на: федеральные, региональные, местные.

К федеральным относятся:

  • — налог на добавленную стоимость;
  • — акцизы;
  • — налог на прибыль (доход) организаций;
  • — налог на доходы от капитала;
  • — налог на доходы физических лиц;
  • — единый социальный налог;
  • — государственная пошлина;
  • — таможенная пошлина и таможенные сборы;
  • — налог на пользование недрами;
  • — налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
  • — налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
  • — сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
  • — лесной налог;
  • — водный налог;
  • — экологический налог;
  • — федеральные лицензионные сборы.

К региональным относятся:

  • — налог на имущество организации;
  • — налог на недвижимость;
  • — дорожный налог;
  • — транспортный налог;
  • — налог с продаж;
  • — налог на игорный бизнес;
  • — региональные лицензионные сборы.

К местным относятся:

  • — земельный налог;
  • — налог на имущество физических лиц;
  • — налог на рекламу;
  • — налог на наследование или дарение;
  • — местные лицензионные сборы (сбор за выдачу ордера на квартиру, налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне и др.).

По способу изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые взимаются государством непосредственно с доходов (заработной платы, прибыли, процентов) или с имущества налогоплательщика (земли, строений, ценных бумаг и т.д.). Налог вносится плательщиком непосредственно в казну государства.

Косвенные — это налоги на товары, услуги, которые фиксируются в виде надбавки к цене или тарифу. Здесь сумма налога, полученная при их реализации от покупателя перечисляется государству. Следовательно, формально, косвенный налог уплачивает владелец (продавец товара, услуги), реально — его покупатель.

web-konspekt.ru

Классификация налогов

Развитые в экономическом отношении государства используют в качестве видов своих бюджетных доходов и инструментов воздействия на экономику целую совокупность налогов, сборов и пошлин. Эта совокупность требует своего упорядочения, классификации. Классификация налогов – это их группировка по тем или иным наиболее существенным признакам, обусловленная целями обобщения и сопоставления. Классификация налогов позволяет глубже понять внутреннее содержание системы налогов, выявив сходства и различия в разнообразии налогов, сборов, и свести их к небольшому числу групп. Тем самым облегчается применение научных подходов в изучении явлений. Известный ученый XIX в. И. И. Янжул утверждал, что «особые экономические свойства каждой группы требуют для нее и особых начал, а значит, и своего рода административно-финансовых мер» [1] . Таким образом, классификация налогов необходима не только для научных исследований, но и имеет важное прикладное, практическое значение.

ДЛЯ СПРАВКИ

Учитывая современный порядок установления налогов в НК, в настоящее время выделяются другие обязательные (фискальные) платежи в бюджеты бюджетной системы, которые регламентируются специальным законодательством (пенсионным, лесным и др.). Это страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), плата за заготовку древесины, отпускаемой на корню, и другие виды лесопользования (лесные подати), регулярные платежи (плата) за негативное воздействие на окружающую среду. Официально они считаются неналоговыми доходами бюджета (кроме роялти при выполнении соглашения о разделе продукции как специального налогового режима), хотя с точки зрения теории практически всем им присущи все основные отличительные признаки налоговых платежей. Фактически налогоплательщиками перечисленные фискальные платежи включаются в расчет своей налоговой нагрузки, а также учитываются при оценке налогового климата страны.

В экономической литературе выделяется множество критериев группировки налогов, сборов и пошлин. Такой подход позволяет дать полное представление обо всем многообразии налоговых форм и методов. Наиболее распространенными содержательными признаками классификации налогов по отношению к различным элементам налогообложения, к характерным особенностям влияния налогов на доход налогоплательщика, к специфике их взимания и отражения в системе учета выступают:

– способ взимания (возможность переложения);

– уровень публичной власти и государственного управления, определяющего и устанавливающего отдельные элементы налогообложения и распоряжения налогами;

– категория налогоплательщика (субъект налогообложения);

– порядок использования (или отношение к государственным расходам);

– учетно-экономический источник уплаты.

ДЛЯ СПРАВКИ

Количество и критерии классификационных групп могут существенно отличаться в научных и методических изданиях, что определяется целями исследования и изложения. Кроме вышеперечисленных выделим: по укрупненным видам налоговых платежей (собственно налоги, сборы, пошлины), по видам налоговых ставок (пропорциональные, прогрессивные, регрессивные налоги), по порядку и срокам уплаты (единовременные, регулярные, фактические, авансовые), по способу исчисления и уплаты (декларативные, у источника выплат, бланковые платежи) и др.

Широкое распространение получило деление налогов по способу взимания, а именно на прямые и косвенные налоги (по терминологии Ф. Кенэ «непосредственные» и «посредственные»). Деление налогов на прямые и косвенные экономическая наука взяла из практики XVIII в. Тогда в основу деления налогов на прямые и косвенные был положен критерий возможности переложения налогов на потребителей. Считалось, что прямые налоги ложатся непосредственно на налогоплательщиков, и их трудно переложить на другое лицо. В то время как косвенные налоги – это налоги, которые перекладываются налогоплательщиком на другое лицо, например, через включение в цену товара. Однако позднее взгляды на правомерность использования только указанного критерия изменились. Прямые налоги, как показала практика, также удается переложить на другое лицо через механизм ценообразования (рост цен), а вот косвенные не всегда и не полностью можно переложить на потребителя. Степень переложения зависит от эластичности спроса и эластичности предложения при подорожании облагаемых товаров. В результате был обоснован иной критерий деления налогов на прямые и косвенные, а именно способ взимания. В соответствии с этим критерием косвенные налоги строятся на основе изменчивых явлений, отдельных факторов, действий, а прямые налоги:

1) построены на основе признаков постоянного характера;

2) заранее определяются как сумма налоговых доходов в бюджетную систему;

3) взимаются по систематически обновляемым спискам в определенные сроки (регистрация в налоговых органах).

Немаловажное значение для деления налогов на прямые и косвенные имеет такой фактор, как платежеспособность (прямая или опосредованная оценка платежеспособности уплачивающего налоги лица). Для прямых налогов в этом случае характерно:

1) обложение определенного источника;

2) индивидуальное направление требования государства определенному лицу с учетом оценки его платежеспособности.

Таким образом, прямые налоги – это налоги подоходно-поимущественные: поземельный, подомовый, промысловый, с денежных капиталов, на наследство, подоходный. Прямые налоги взимаются с доходов или имущества физических или юридических лиц. Именно эти физические или юридические лица являются налогоплательщиками, которые производят уплату налогов. При этом прямые налоги делятся на: реальные (отдельные виды имущества) и личные (с доходов). Для реальных прямых налогов характерно взимание платежа с хозяйственного субъекта или объекта, а обложение строится исходя из средней доходности этого имущества, а не фактической – для конкретного налогоплательщика. Определение «личный» исходит из того, что учитываются индивидуальные характеристики налогоплательщиков (социальный статус, наличие иждивенцев и т.д.).

По косвенным налогам государство непосредственно не устанавливает платежеспособности лица, уплачивающего налог. Косвенные налоги – это налоги на расход, т.е. на предметы потребления. К ним относятся акцизы (индивидуальные и универсальные), фискальные монополии, таможенные пошлины.

В настоящее время деление налогов на прямые и косвенные не используется в бюджетной практике и признано условным, но традиционно используется в научной и учебной литературе. При этом деление производится на основе подоходно-расходного принципа и принципа переложения.

Итак, прямые налоги – это налоги на доходы и имущество, учитывающие платежеспособность налогоплательщиков, бремя их лежит обычно на самом налогоплательщике.

Косвенные налоги – это налоги на оборот (на расходы и на потребление). Косвенные налоги входят в цену (тариф), соответственно бремя их уплаты перекладывается с налогоплательщика на покупателя товаров (т.е. с налогоплательщика на носителя налога). Косвенными налогами не облагаются сбережения.

Вторая классификационная группировка налогов является результатом группировки налогов исходя из государственного устройства и компетенции государственных органов по установлению налогов и управлению налоговыми платежами. В налоговом законодательстве РФ представлено именно такое деление. Группировку налогов в зависимости от государственного устройства называют еще статусной классификацией:

– государственные (федеральные и региональные);

Государственные налоги устанавливаются центральными органами представительной власти, обязательны на территории всего государства и взимаются на основе государственных законов. Они поступают в государственный бюджет. В случае, если государство имеет федеративное устройство, то в государственных налогах выделяют федеральные налоги и региональные. К федеральным налогам согласно ПК относятся: НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организаций, НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.

Региональные налоги в России включают: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. В России региональные налоги вводятся федеральным налоговым законодательством. Однако регулирование федеральными законами региональных налогов носит рамочный характер и предполагает, что наполнение соответствующих правовых институтов конкретным юридическим содержанием осуществляется законодателем субъекта РФ. Правовое регулирование регионального налога со стороны законодателя субъекта РФ тем не менее может осуществляться только при условии, что в результате налоговая нагрузка не увеличивается и положение налогоплательщика по сравнению с федеральным уровнем по этому налогу не ухудшается.

Местные налоги могут устанавливаться как центральными органами власти, но с предоставлением прав по их фактическому установлению местным органам власти (самоуправления), так и непосредственно местными органами управления (самоуправления) в порядке, определенном налоговым законодательством. Местные налоги обязательны на соответствующей территории и обеспечивают доходами местные бюджеты. В ряде стран государственные налоги также собирают местные органы управления, но затем передают их полностью или частично в государственную казну. В настоящее время в Российской Федерации к местным налогам относятся только два: земельный налог и налог на имущество физических лиц.

ИЗ ИСТОРИИ

До введения в действие НК органам власти субъектов РФ и местного самоуправления было предоставлено право введения без ограничения любого количества региональных и местных налогов и сборов. В результате наблюдался бурный рост местных налогов как по количеству, так и по объему поступления в бюджеты. Количество местных налогов и сборов достигало более 40 наименований, в том числе и довольно экзотических. К примеру, налог за прогон скота по центральной площади населенного пункта, сбор на уборку мест общего пользования, сбор за пограничное оформление и др.

Межгосударственные налоги взимаются по решению нескольких государств и поступают в общие бюджеты или специальные фонды. Так, например, имеет место налог, действующий в Европейском Союзе, на импорт сельскохозяйственной продукции. Кроме того, часть НДС, собираемая в государствах – членах Союза, объединяется в общем бюджете этой международной экономической организации.

Таким образом, классификация налогов исходя из государственного устройства и компетенции государственных органов в налоговой сфере (по принадлежности к уровню управления) единственная из всех вышеперечисленных имеет прямое отношение к современному налоговому и бюджетному законодательству. НК использует данную группировку налогов и соответствующие подходы к установлению налогов и сборов. Кроме того, она имеет существенное практическое значение для решения различных задач налогового федерализма.

Классификация налогов по налогоплательщикам различает, как правило, три группы налогов:

– с организаций (налог на прибыль организаций; НДС и т.д.);

– с физических лиц (НДФЛ, налог на имущество физических лиц и т.д.);

– с организаций и физических лиц (смешанная) (транспортный налог, государственная пошлина и т.д.).

С развитием малого предпринимательства в форме участия физических лиц все сложнее однозначно разграничивать налоговые платежи по субъектам налогообложения.

Группировка налогов по объекту обложения также нередко используется в научной литературе. При этом различаются налоги на: доходы; имущество; действия (финансовые операции, обороты, хозяйственные активы); использование ресурсов (ресурсно-рентные).

Наконец, в последние годы стала использоваться классификация налогов по такому критерию, как направление использования налогов или назначение налогов. При этом выделяют общие, специальные и чрезвычайные налоги. Общие налоги обезличиваются и поступают в единую кассу государства – бюджет, хотя и разных уровней в зависимости от государственного устройства. Специальные налоги имеют строго определенное назначение и применяются для формирования централизованных целевых фондов. Специальные налоги нередко взимаются с конкретных групп плательщиков. Введение чрезвычайных налогов непосредственно связано с конкретным событием или конкретным этапом существования и развития той или иной страны.

Критерий классификации налогов исходя из учетно-экономического источника уплаты налоговых платежей диктует прикладной характер группировки налогов, взимаемых с организаций [2] :

– налоги, относимые на издержки производства и обращения, на пользователей автодорог, с владельцев автотранспортных средств, транспортный налог и т.д.;

– налоги, включаемые в продажную цену продукции (работ, услуг): НДС, акцизы;

– налоги, относимые на финансовые результаты (до налогообложения прибыли – налог на имущество организаций, на рекламу);

– налоги на прибыль и за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (лицензия на реализацию подакцизных товаров и т.д.).

В учебной литературе встречается еще один аспект рассматриваемой классификации, а именно по характеру отражения в Системе национальных счетов (СНС):

– налоги на производство и импорт как налоги, взимаемые с хозяйствующих субъектов в связи с производством и импортом товаров (услуг) или использованием факторов производства, в том числе налоги на продукты (НДС, акцизы) и другие налоги на производство (например, водный, НДПИ и др.);

– налоги на доходы и имущество, в том числе налоги на доходы (НДФЛ, налог на прибыль организаций, налог на землю, на имущество физических лиц и др.) и прочие текущие налоги (транспортный налог, НДС по товарам для собственного потребления и др.).

Одним из условий функционирования любой системы, и налоговая система не исключение, является требование взаимозависимости и взаимообусловленности всех ее элементов. Так, изменения в совокупности налогов и сборов (например, включение в перечень нового налога) предопределяют необходимость разработки и установления всех элементов налога, соответственно разрабатывается методика налоговых проверок по вновь введенному налогу. Выявленные же в процессе налогового контроля недостатки действующего налогового механизма обусловливают целесообразность внесения изменений в законодательство по налогам и сборам, вплоть до отмены отдельных видов налоговых платежей.

РАЗМЫШЛЯЕМ ВМЕСТЕ

В современном налоговом законодательстве из состава налоговых платежей выведены таможенные пошлины и сборы. Большинство авторов (В. Г. Пансков, А. А. Артемьев, С. В. Барулин, И. А. Майбуров и др.) научно обосновывают противоречие такого юридического решения экономическому содержанию таможенных платежей, ибо им присущи все признаки налогов, кроме законодательной формы регламентации. Основным аргументом исключения таможенных пошлин из НК была сложность оперативного регулирования экономических процессов во внешнеторговом обороте страны. В результате же регулирование исполнительными органами таможенных пошлин осуществляется как несколькими тысячами нормативных документов, нередко противоречащими друг другу, так и положениями международных договоров, например, в рамках Таможенного союза. Вместе с тем имеет место и другое мнение (С. Г. Пепеляев), согласно которому в отличие от собственно налогов пошлины всегда имеют определенную цель и специальные интересы.

К неналоговым сборам и пошлинам относятся: сборы за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, разовые платежи при лесопользовании, разовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду, консульские сборы, плата за снятие запрета на реконструкцию, строительство зданий и сооружений, за утилизацию автомобилей и многие другие. Все они введены главным образом с целью покрытия расходов государственных учреждений по оказанию определенных услуг, проведению определенных мероприятий. Однако в целом они увеличивают фискальную нагрузку на организации.

  • [1]Янжул И. И. Основные начала финансовой науки. М.: Статут, 2002. С. 265.
  • [2] Примеры по видам налогов и сборов приведены не только из современного налогового законодательства, но и исходя из ранее действовавшей отечественной практики, а также из теории и практики зарубежных стран.

studme.org

Тема 7. Классификация налогов

1) по способу изъятия: на прямые и косвенные.

К числу прямых налогов относят: налог на прибыль предприятий и организаций, земельный налог, налог на доходы физических лиц, налог на имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которым служит основанием для ее обложения. К числу косвенныеналоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций, целевых сборов: НДС, акцизы на отдельные товары, транспортный налог.

2) по уровню управления: в зависимости от принадлежности налоги в РФ подразделяют на три группы (вида): федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются и обязательны к уплате в соответствии с НК РФ на всей территории РФ согласно ст. 13 НК РФ к ним относятся:

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

7) сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с НК РФ и вводятся в действие в соответствии с законами субъектов РФ, они обязательны к уплате только на территории действующего субъекта согласно ст.14 НК РФ к региональным налогам и сборам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с НК РФ и нормативными актами представительных органов местного самоуправления, они обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. В соответствии со ст. 15 НК РФ к местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

3) учетно-экономическая целесообразность налогов диктует свою группировку налогов, взимаемых с предприятий и организаций:

— налоги, относимые на издержки производства и обращения;

— налоги, включаемые в продажную стоимость продукции (работ, услуг);

— налоги, относимые на финансовые результаты (до налогообложения прибыли);

— налоги на прибыль и за счет прибыли, остающиеся в распоряжении плательщика.

4) по субъекту: налоги с физических лиц и налоги с юридических лиц

1. По каким принципам производится классификация налогов.

2. По способу изъятия налоги делятся на.

3. По уровню управления налоги делятся.

4. Какую классификацию диктует учетно-экономическая целесообразность?

5. По субъекту налоги делятся на.

Тема 8. Налоговый механизм.

Налоговый механизм – совокупность способов и правил организации налоговых отношений, с помощью которых обеспечивается осуществление системы распределительных и перераспределительных отношений, создание централизованного фонда государства для выполнения его функций, а также распределение и регулирование социально-экономического развития общества, потребления и накопления субъектов хозяйствования.

Налоговая политика реализуется путем принятия законодательных и нормативных актов, устанавливающих виды налогов, группы налогоплательщиков, ставки, льготы, сроки уплаты, порядок начисления, ответственность за налоговые правонарушения, а также распределение налогов между звеньями.

Налоговый механизм включает виды, формы, методы организации налоговых отношений, способы их количественного и качественного определения. К элементам налогового механизма, имеющим количественные параметры, можно отнести размеры ставок, скорость мобилизации налогов в бюджет, предоставляемые налогоплательщикам льготы, уровень налогообложения и собираемости налогов.

К качественным параметрам относят степень влияния налогов на социально-экономическое развитие общества, эффективность налогового регулирования экономики, спрос и предложение, выполнение плановых показателей налоговых поступлений по всем их видам.

Количественные параметры относятся к мобильному блоку элементов налогового механизма, который часто подвергается корректировке с учетом интересов государства в тот или иной период.

С помощью налогового механизма соединяются два противоположных начала: с одной стороны – государственное централизованное регулирование экономики и рыночное регулирование – с другой.

Структура налогового механизма следующая:

— планирование и прогнозирование налоговых платежей;

— налоговое право и налоговое законодательство;

— система управления налогами;

— способы и порядок уплаты налогов;

— учет и отчетность по налогам.

Таким образом, налоговый механизм включает в себя совокупность правил, форм и способов налогообложения, начиная от планирования налогов и заканчивая их отчетом и отчетностью. Он определяет кто, какой, когда, в каком размере, куда уплачивает налог, что подлежит налогообложению и является источником налога, какие предусмотрены штрафы, санкции за налоговые правонарушения и другие вопросы исчисления и взимания налогов.

1. Понятие налогового механизма

2. Качественные параметры налогового механизма.

3. Количественные параметры налогового механизма.

studopedia.org

Классификация налогов

Классификация налогов — это группировка налогов по различным признакам. В научной литературе для классификации налогов используется специальный термин — таксономия. Многообразие классификаций, группировок и признаков, положенных в основу различными исследователями, в определенной степени отражает эволюцию налогов.

Созданные в различных странах налоговые системы включают различные виды налогов, которые группируют по разным признакам. В целом классификационные признаки универсальны и подразделяются:
• по способу взимания;
• уровню управления;
• субъекту уплаты;
• объекту обложения;
• принадлежности к звеньям бюджетной системы;
• назначению;
• срокам уплаты.

Исторически в зависимости от основания, заложенного в сравнении налога по объектам обложения, они делятся на подоходно-поимущественные, в современном понимании — прямые и косвенные. К первым относятся налоги на собственность или доход; ко вторым — налоги на обращение или потребление, окончательным плательщиком которых является потребитель товара, оплачивая надбавку к цене. Такое деление известно с древности.

Один из первых ученых, стоящих у истоков налоговой науки, был У. Петти, сторонник косвенного налогообложения и приводивший доводы в пользу акцизов.

Генеральный контролер (министр) финансов Франции А. Тюрго, возражая против косвенных налогов, отмечал, что они нарушают свободу, правильный ход потребления, увеличивают издержки государства и дают преимущества иностранцам на внутреннем рынке.

Прямыми налогами, утверждал А. Вагнер, называются те, где, согласно предположению или желанию законодателя, плательщик налога является носителем его, где, следовательно, переложение налогов не предполагается и еще менее является желанием законодателя, иногда даже запрещено и наказуемо. Напротив, косвенные — это налоги, где плательщик предположительно не является носителем налогов или даже намеренно не должен им быть, а законодатель желает переложение на других, даже приказывает произвести его налогообложение.

К. Маркс рекомендовал полную отмену косвенных налогов и общую замену их прямыми налогами. Косвенные налоги повышают цены на товары, так как торговцы прибавляют к этим ценам не только сумму косвенных налогов, но и процент на прибыль и капитал, авансированный на их уплату.

СЮ. Витте выделял большую равномерность прямых налогов по сравнению с косвенными, так как прямые налоги в большей степени соизмеряются с платежной способностью граждан. В итоге Витте делал вывод о том, что финансовая система любой страны должна базироваться на оптимальном сочетании прямых и косвенных налогов.

Эволюция налоговой системы свидетельствует об определенной закономерности в развитии прямых и косвенных налогов и в соотношении между ними, которое менялось на различных этапах развития общества. В XIX — начале XX вв. главную роль играли косвенные налоги, отличавшиеся простотой взимания, стабильностью и регулярностью поступлений. С 20-х годов XX в. доминирующую роль начинают играть прямые налоги.

В свою очередь прямые налоги делятся на реальные, которыми облагается имущество, учитывающие среднюю, а не действительную доходность плательщика, и личные, уплачиваемые с действительно полученного дохода или имущества налогоплательщика.

Косвенные налоги обычно подразделяются на следующие виды:
• универсальные;
• индивидуальные;
• фискальные монопольные;
• таможенные пошлины.

Универсальным косвенным налогом облагаются все товары, работы и услуги. Классическими примерами таких налогов являются налог на добавленную стоимость, налог с оборота или налог с продаж. Индивидуальным косвенным налогом является акциз.

Фискальные монопольные налоги — это косвенные налоги на товары, производство или реализацию которых монополизировано государством. Этот вид налога возник из регалии, т.е. исключительного права государства на какой-либо вид деятельности. Примером фискальной монополии может служить винная монополия в России. По закону от 6 июля 1894 г. выделка спирта была сохранена за частными винокуренными заводами. Спирт-сырец поступал государству, которое перерабатывало сырец и само занималось реализацией спиртных напитков.

В настоящее время деление налогов на прямые и косвенные достаточно условное, при этом деление производится на основе принципа переложения налогов.

В бюджетной политике государства наибольшее распространение получила классификация налогов исходя из государственного устройства и компетенции государственных органов управления по установлению налогов и управлению налоговыми платежами.

В Российской Федерации состав федеральных, региональных и местных налогов за период с 1992 по 2005 гг. неоднократно изменялся.

По уровню управления согласно Налоговому кодексу Российской Федерации налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные (табл. 1.1).

Федеральные налоги устанавливаются центральными органами представительной власти, обязательны на территории всего государства, взимаются на основании налогового законодательства и поступают в федеральный бюджет.

Региональные и местные органы власти не имеют права вводить налоги, не предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации. При установлении региональных и местных налогов органы законодательной власти субъектов Российской Федерации или представительные органы местного самоуправления могут определять следующие элементы налогообложения:
• налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации;
• порядок и сроки уплаты налога;
• налоговые льготы и основания для их использования.

Объект обложения большинства федеральных налогов с организаций связан с операциями по реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав. Налоговый кодекс Российской Федерации определяет круг тех операций, которые относятся к понятию реализации. В статье 39 НК РФ даются подходы к определению операций реализации.

Реализацией товаров (работ, услуг) организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, выполнение одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому. Кроме того, реализацией в некоторых случаях считается оказание услуг одним лицом другому на безвозмездной основе.

Помимо общей (традиционной) системы налогообложения существуют специальные налоговые режимы, которые предусматривают освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов:
• система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
• упрощенная система налогообложения;
• система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;
• система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Группировка налогов по объекту обложения также встречается в научных изданиях. Она отражает деление налогов на налоги на доходы, имущество, действия, ресурсы.

По назначению использования налоги делятся на общие, специальные и чрезвычайные. Общие налоги обезличиваются и поступают в единую казну государства. Специальные налоги имеют строго целевое назначение. Преимущество общих налогов состоит в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики, способность государственных органов перераспределять поступающие средства между направлениями расходов. Введение чрезвычайных налогов непосредственно связано с конкретным событием или этапом существования и развития той или иной страны.

В зависимости от распределения налогов между различными бюджетами они подразделяются на:
• закрепленные — налоги непосредственно поступают в определенный бюджет (например, НДС поступает в федеральный бюджет в размере 100%, местные налоги зачисляются только в местные бюджеты);
• регулирующие — налоги распределяются в соответствии с бюджетным законодательством в различные бюджеты в определенной пропорции (налог на прибыль организаций) с целью улучшения их сбалансированности. Регулирующую роль выполняют в основном федеральные и региональные налоги.

В зависимости от субъекта налоги подразделяются на следующие виды:
• налоги с организаций (налог на прибыль, налог на имущество организаций);
• налоги с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц);
• смешанные налоги (земельный налог, транспортный налог). Основная часть налогов в Российской Федерации относится к категории смешанных налогов.

По степени периодичности уплаты:
• разовые;
• периодично-календарные, которые подразделяются на ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые и ежегодные.

По источнику, к которому относятся налоги:
• относимые на издержки производства и обращения (единый социальный налог, налог на добычу полезных ископаемых);
• включаемые в продажную цену продукции (НДС, акцизы);
• относимые на финансовые результаты на дебет счета 90 (налог на имущество организаций);
• на прибыль и за счет прибыли (налог на прибыль).

В России устанавливаются и взимаются федеральные налоги и сборы; налоги субъектов РФ (региональные); местные налоги.

По признаку переложимости налоги распределены как прямые и косвенные. Прямые налоги — налоги, которые взимаются в виде определенного процента от дохода или имущества. Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. К косвенным налогам относятся акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.

По принадлежности органов и уровню управления налоги классифицируются в зависимости от органа, который взимает налог и в распоряжение которого он поступает. По этому классификационному признаку налоги в России различаются следующим образом: федеральные, региональные и местные.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ (НК) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения государства и муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления действий, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий.

В статьях 13-15 НК приведена следующая классификация налогов.

К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых.
7) водный налог;
8) сборы за право пользования объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
9) государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.

К местным налогам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.

К специальным налоговым режимам относятся:
1) система налогообложения единым сельскохозяйственным налогом (ЕСХН);
2) упрощенная система налогообложения (УСН);
3) система налогообложения единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Существуют неналоговые платежи. Их уплата в бюджет контролируется наряду с Федеральной налоговой службой Министерства финансов РФ (ФНС) другими федеральными службами.

К платежам, контролируемым Федеральной таможенной службой РФ (ФТС), относятся таможенные пошлины и сборы, а также НДС и акцизы, уплачиваемые налогоплательщиками при перемещении товаров, работ, услуг через таможенную границу.

Платежи, контролируемые Федеральным агентством по недропользованию, включают платежи за пользование недрами.

К платежам, контролируемым Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, относится плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Платежи, уплата которых контролируется Федеральным агентством лесного хозяйства, включают плату за использование лесов.

psyera.ru

Популярное:

  • Декларация по транспортному налогу 2014 образец Декларация по транспортному налогу: образец заполнения Декларация по транспортному налогу заполняется организациями-налогоплательщиками в собственности, которых находится транспортное средство. Физическим лицам декларацию […]
  • Список налогов на доходы Налоги в России В этой статье рассматриваются существующие в России налоги по состоянию на 2013 год. 15 января 2016 г. Владимир Путин подписал два указа, направленных на создание единого фискального суперведомства — […]
  • Марки купля продажа Оценка и покупка почтовых марок Почтовые марки Малые листы ВНИМАНИЕ. НЕ ПРИНИМАЮТСЯ к оценке и покупке, ввиду низкой стоимости и миллионных тиражей, следующие почтовые марки: рваные, грязные, отмоченные с конвертов, […]
  • Заключение проведения экспертизы результатов Заключение проведения экспертизы результатов Бухмастова Елена Владимировна - начальник Управления образованием Ашинского муниципального района Уровни образования и программы Дошкольное образование Общие вопросы ФГОС […]
  • Приказ минтруда россии от 18102013 544н Приказ минтруда россии от 18102013 544н Ольга Ивановна Некрасова - Начальник Управления образования администрации Павлово-Посадского муниципального района Уровни образования и программы Дошкольное образование Общие […]
  • Внешнеэкономическая деятельность предприятия учебное пособие Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов Раздел I. Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия в переходный период Глава 1. Проблемы интеграции России в систему мирохозяйственных связей […]
  • Нотариус на пулковской улице Нотариус нотариального округа Бицираева Любовь Геннадьевна Нотариус Бицираева Любовь Геннадьевна График работы: Пн-Сб: 11:00-18:00, обед: 13:00-14:00 Вс: выходной С 1 июня по 31 августа: Сб: выходной Ближайшее метро: Схема […]
  • С размерами государственных пособий гражданам можно ознакомиться КГБУЗ "Красноярский межрайонный родильный дом №2" Главная Главный врач Новости Женские консультации Информация Женская консультация №1 Женская консультация №2 Женская консультация №3 Запись на прием […]