Назначение адвоката в административном деле

Вправе ли судья назначить адвоката в качестве защитника по делу об административном правонарушении, и если да, то в каких случаях?

В отличие от уголовного процессуального и гражданского процессуального законодательства КоАП не содержит норм, предусматривающих бесплатное оказание юридической помощи по делам об административных правонарушениях. Поэтому во всех случаях, когда лицо, привлекаемое к административной ответственности, изъявит желание воспользоваться услугами защитника, оно должно будет само позаботиться об этом, обратившись за юридической помощью в соответствующее адвокатское образование либо к иному лицу, управомоченному на оказание такой помощи.

Следует все же признать, что отказ законодателя от признания значимости института бесплатной защиты в производстве по делам об административных правонарушениях является одним из наиболее серьезных концептуальных несовершенств КоАП, которое фактически лишает лицо, в отношении которого ведется производство по делу, права иметь назначенного ему защитника бесплатно. В этом смысле российское законодательство об административных правонарушениях не соответствует международно-правовым стандартам в области предоставления бесплатной юридической помощи и прежде всего положениям ч. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая гласит: “Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дел”. И хотя ч. 3 ст. 6 Конвенции устанавливает гарантии предоставления бесплатного защитника только обвиняемым по уголовным делам, Европейский суд расширил толкование этой статьи, распространив “уголовную сферу” на большинство административных правонарушений, наложив на национальные государства ответственность за соблюдение принципа обеспечения права на защиту. С этой точки зрения лицу, привлекаемому к административной ответственности, должно быть обеспечено право на бесплатную юридическую помощь по назначению, например когда в силу субъективных причин оно не в состоянии самостоятельно осуществлять полноценную защиту своих интересов либо когда у него нет достаточных средств для оплаты услуг защитника.

Более того, в практике Европейского суда неоднократно подчеркивалось, что государство обязано принять меры к обеспечению права на реальную защиту, а не на формальное назначение защитника. В частности, в одном из своих последних решений по уголовному делу Европейский суд по правам человека указал на то, что, если назначенный защитник допустил очевидное упущение в осуществлении защиты, которое привело к лишению его подзащитного доступа к правосудию, суд обязан предоставить ему другого защитника. На первый взгляд приведенная позиция Европейского суда по вопросу предоставления бесплатной юридической помощи по делам об административных правонарушениях выглядит слишком непривычно. Тем не менее она соответствует основным требованиям европейских стандартов, признанных Российской Федерацией, и мы не можем их не учитывать. В этом смысле отсутствие в КоАП норм, предоставляющих судье право назначать защитника по делу об административном правонарушении, явно не способствует реализации общих принципов правосудия, провозглашенных в международно-правовых актах.

Естественно, что в таких условиях одной из приоритетной задач российского законодателя является дальнейшее уточнение положений гл. 25 КоАП путем включения в нее норм, определяющих случаи обязательного участия адвоката в административном процессе, процедуру привлечения его к участию в деле и механизм компенсации расходов адвокату. Однако до тех пор, пока этого не сделано, практика Европейского суда вряд ли найдет признание у российских правоприменителей.

Обязательно ли участие переводчика при составлении протокола об административном правонарушении в отношении иностранного гражданина, не владеющего русским языком в достаточной мере для участия в производстве по делу об административном правонарушении?

Согласно ч. 2 ст. 24.2 КоАП лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

В целях реализации приведенных положений закона, направленных на обеспечение конституционного права каждого на пользование родным языком и на свободный язык общения (ч. 2 ст. 26 Конституции РФ), при составлении протокола об административном правонарушении в отношении иностранного гражданина должностное лицо обязано выяснить, владеет ли указанное лицо русским языком и нуждается ли в услугах переводчика (ст. 25.10 КоАП). В случае необходимости лицу, привлекаемому к административной ответственности, должен быть обеспечен перевод протокола об административном правонарушении на его родной язык или участие при его составлении переводчика.

При отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих владение иностранным гражданином, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, русским языком в достаточной мере для участия в производстве по делу об административном правонарушении и отсутствие необходимости в услугах переводчика, протокол об административном правонарушении, составленный на русском языке, не может служить допустимым доказательством по делу.

narodirossii.ru

§2. Участие адвоката в процессе производства по делам об административных правонарушениях

Правовая основа участия адвоката в процессе производства по делам об административном правонарушении приведена в Конституции РФ (ст. 48) и в КоАП РФ, в ст. 25.5 которого говорится, что для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель.

В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении. В случае административного задержания физического лица в связи с административным правонарушением защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания.

Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с законом.

По делу об административном правонарушении необходимо выяснить:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), за которое Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

После установления, что событие имело место и есть лицо, обвиняемое в совершении административного правонарушения, необходимо установить доказана ли вина, т.е. собрать доказательства.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными законом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Так гласит ст. 25.2 КоАП. Рассмотрим это более подробно.

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.

В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных знаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.

В определении указываются:

1) основания для назначения экспертизы;

2) фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза;

3) вопросы, поставленные перед экспертом;

4) перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.

Кроме того, в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.

До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы.

Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано.

При исследовании вещественных доказательств адвокат должен занимать активную позицию, особенно изучая документы.

Под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы.

Вещественные доказательства в случае необходимости фотографируются или фиксируются иным установленным способом и приобщаются к делу об административном правонарушении. О наличии вещественных доказательств делается запись в протоколе об административном правонарушении или в ином протоколе.

Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела.

Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.

3. Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности документов до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела (вернуть, уничтожить, реализовать и т.п.).

К сожалению, все действия по Кодексу об административных правонарушениях ведутся уполномоченными органами. А право проведения собственного расследования адвокатами в Кодексе не прописано. Скорее всего, в законодательном плане это будет исправлено.

Для рассмотрения дела об административном правонарушении существуют установленные законом сроки.

Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

Закон также устанавливает порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, т.е. процедуру:

1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела;

9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.

При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

Адвокату закон не предоставляет такого права, т.е. прения сторон отсутствуют. Это шаг назад по сравнению с Уголовно-процессуальным кодексом.

Какое решение может быть принято по делу об административном правонарушении и как и куда его можно обжаловать?

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

1) о назначении административного наказания;

2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:

1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях;

2) объявления устного замечания;

3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:

1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

lawtoday.ru

uristinfo.net

§2. Участие адвоката в процессе производства по делам об административных правонарушениях

Правовая основа участия адвоката в процессе производства по делам об административном правонарушении приведена в Конституции РФ (ст. 48) и в КоАП РФ, в ст. 25.5 которого говорится, что для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель.

В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении. В случае административного задержания физического лица в связи с административным правонарушением защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания.

Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с законом.

По делу об административном правонарушении необходимо выяснить:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), за которое Кодексом об
административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины
и условия совершения административного правонарушения.

После установления, что событие имело место и есть лицо, обвиняемое в совершении административного правонарушения, необходимо установить доказана ли вина, т.е. собрать доказательства.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными законом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Так гласит ст. 25.2 КоАП. Рассмотрим это более подробно.

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.

В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных знаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.

В определении указываются:

1) основания для назначения экспертизы;

2) фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть
проведена экспертиза;

3) вопросы, поставленные перед экспертом;

4) перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.

Кроме того, в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.

До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы.

Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано.

При исследовании вещественных доказательств адвокат должен занимать активную позицию, особенно изучая документы.

Под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы.

Вещественные доказательства в случае необходимости фотографируются или фиксируются иным установленным способом и приобщаются к делу об административном правонарушении. О наличии вещественных доказательств делается запись в протоколе об административном правонарушении или в ином протоколе.

Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела.

Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.

3. Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности документов до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела (вернуть, уничтожить, реализовать и т.п.).

К сожалению, все действия по Кодексу об административных правонарушениях ведутся уполномоченными органами. А право проведения собственного расследования адвокатами в Кодексе не прописано. Скорее всего, в законодательном плане это будет исправлено.

Для рассмотрения дела об административном правонарушении существуют установленные законом сроки.

Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

Закон также устанавливает порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, т.е. процедуру:

1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании
какого закона привлекается к административной ответственности;

2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического
лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по
делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица,
защитника и представителя;

4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке,
выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении
дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа,
должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по
существу;

б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует
рассмотрению дела по существу;

в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных
материалов по делу или назначения экспертизы;

8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при
рассмотрении дела;

9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.

При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

Адвокату закон не предоставляет такого права, т.е. прения сторон отсутствуют. Это шаг назад по сравнению с Уголовно-процессуальным кодексом.

Какое решение может быть принято по делу об административном правонарушении и как и куда его можно обжаловать?

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

1) о назначении административного наказания;

2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении

выносится в случае:

1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу,
предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях;

2) объявления устного замечания;

3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган
предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся
признаки преступления.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:

1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать
административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в
соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение
дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

uristinfo.net

Полномочия адвоката – представителя доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях

Процессуальное положение адвоката в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях определяется его статусом защитника или представителя.

Адвокат выступает в качестве защитника обвиняемого, подозреваемого, подсудимого, свидетеля в уголовном судопроизводстве и лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном право нарушении, а также является представителем потерпевшего, частного обвинителя, гражданского истца, гражданского ответчика в уголовном судопроизводстве и только потерпевшего в производстве по делам об административных правонарушениях.

Полномочия и деятельность адвоката – представителя доверителя в уголовном судопроизводстве

В соответствии с УПК РФ назначением уголовного судопроизводства являются: 1) защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; 2) защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Осуществляя свои полномочия, адвокат вправе представлять интересы следующих участников уголовного судопроизводства: потерпевшего (ст. 42 УПК РФ), частного обвинителя (ст. 318 УПК РФ), гражданского истца (ст. 44 УПК РФ), гражданского ответчика (ст. 54 УПК РФ) при рассмотрении дела судом первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

Деятельность адвоката и его полномочия в уголовном судопроизводстве различаются в зависимости от процессуального статуса его доверителя, в связи с чем необходимо рассмотреть этот вопрос подробно.

Потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Потерпевшим лицо признается также и при производстве о применении принудительных мер медицинского характера, которое может вестись нс только по поводу преступлений, но и в отношении деяний, совершенных невменяемыми лицами (ч. 1 ст. 433 УПК РФ).

Статус потерпевшего лицо приобретает с принятием решения о его признании таковым постановлением дознавателя, следователя или суда. Именно с этого момента потерпевший наделяется процессуальными правами и обязанностями, в том числе правом иметь представителя.

Адвокат – представитель потерпевшего – вправе представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству самого потерпевшего, знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с участием его доверителя, и подавать на них замечания, знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела, выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме, снимать копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств. При этом в случае если в уголовном деле участвует несколько потерпевших, адвокат вправе знакомиться с теми материалами уголовного дела, которые касаются вреда, причиненного именно его доверителю. Адвокат также вправе получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела, признании его потерпевшим или об отказе в этом, о прекращении уголовного дела, приостановлении производства по уголовному делу, а также копии приговора суда первой инстанции, решений судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй [1] и надзорной инстанций, выступать в судебных прениях, знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда, обжаловать приговор, определение, постановление суда, ходатайствовать о применении мер безопасности в соответствии с ч. З ст. 11 УПК РФ.

Процессуальный статус потерпевшего по делам частного обвинения отличается от общего статуса потерпевшего. Потерпевшим по делам частного обвинения является лицо, которому причинен вред или которое полагает, что ему причинен такой вред, и подавшее заявление в суд. При этом с момента принятия судом заявления к производству и вынесения постановления лицо, подавшее заявление в суд, является частным обвинителем с правами и потерпевшего, и обвинителя. Частному обвинителю также предоставлено право иметь представителя.

Адвокату в этом случае следует иметь в виду, что именно на частном обвинителе лежит бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту обвиняемого (п. 2 ч. 4 ст. 321 УПК РФ). По уголовным делам частного обвинения неявка потерпевшего без уважительных причин влечет за собой прекращение уголовного дела за отсутствием в деянии состава преступления (ч. 3 ст. 249 УПК РФ).

Заметим, что частный обвинитель может не быть потерпевшим только в случае, если уголовное дело частного обвинения возбуждается нс самим потерпевшим, а его законным представителем, когда потерпевший является несовершеннолетним или по своему физическому или психическому состоянию лишен возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы.

Важно отметить, что в силу прямого указания закона потерпевший обязан присутствовать лично при совершении определенных процессуальных действий. Например, по общему смыслу ч. 5–7 ст. 42, п. 2 ч. 2 ст. 74 и ч. 1 ст. 78 УПК РФ потерпевший должен давать показания лично либо на допросе, проведенном в ходе досудебного производства по делу, либо в ходе судебного следствия. В соответствии с УПК РФ показания потерпевшего допускаются в качестве доказательств.

При причинении потерпевшему преступлением материального или морального вреда он вправе предъявить обвиняемому или гражданскому ответчику гражданский иск. При этом по иску потерпевшего о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда размер возмещения определяется судом при рассмотрении уголовного дела или в порядке гражданского судопроизводства.

Гражданским истцом в уголовном судопроизводстве могут быть как физические, так и юридические лица. При этом лицо должно предъявить требование о возмещении имущественного вреда и быть признанным гражданским истцом определением суда или постановлением судьи, следователя, дознавателя при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением.

Гражданский иск может быть предъявлен после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции.

Права и обязанности гражданского истца близки к правам и обязанностям потерпевшего и отличаются в силу особенностей процессуального статуса этих участников судопроизводства. Так, если потерпевший вправе поддерживать обвинение, то гражданский истец – иск. Гражданский истец наделен правом отказаться от предъявленного иска.

Согласно ч. 3 ст. 45 УПК РФ представители потерпевшего, частного обвинителя, гражданского истца имеют те же права, что и представляемое ими лицо.

Адвокат – представитель в уголовном судопроизводстве – реализует не только те права, которыми наделены его доверители, но и права, предоставленные ему Законом об адвокатской деятельности. Следовательно, он вправе представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в следственных действиях, производимых по его ходатайству, знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием или участием его доверителя, подавать на них замечания, знакомиться по окончании расследования со всеми материалами уголовного дела, выписывать из него сведения, снимать копии с материалов дела, участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, выступать в судебных прениях, знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания, обжаловать действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда, обжаловать приговор, определение, постановление суда, знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлениях и подавать на них возражения.

Следует обратить внимание на то, что УПК РФ ограничено право гражданского истца или его представителя на обжалование приговора, определения или постановления суда, вынесенных как в досудебном, так и в судебном производстве, поскольку по общему смыслу п. 18 ч. 4 ст. 44 и ст. 127 УПК РФ он может обжаловать названные судебные решения лишь в части, касающейся гражданского иска.

Кроме того, в силу специфики процессуального статуса частного обвинителя его представитель наделяется также правами излагать суду свое мнение по существу обвинения и другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывать предложения о применении уголовного закона и назначения подсудимому наказания.

Необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 119 УПК РФ адвокат – представитель потерпевшего, частного обвинителя, гражданского истца, гражданского ответчика – вправе заявить ходатайство о производстве процессуальных действий или принятии процессуальных решений для установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, обеспечения прав и законных интересов представляемого лица.

Так, несмотря на то что в УПК РФ нет прямого указания на право гражданского истца совершать некоторые виды процессуальных действий, например ходатайствовать о принятии мер по обеспечению гражданского иска или о применении мер безопасности, адвокат-представитель вправе подать соответствующие ходатайства, исходя из общего смысла норм ст. 11, 44 и 115 УПК РФ.

Еще одной процессуальной фигурой, представителем которой может быть адвокат, является гражданский ответчик, т.е. физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с ГК РФ несет ответственность за вред, причиненный преступлением. При этом если перечисленные выше лица относятся согласно УПК РФ к участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения, то гражданский ответчик является участником со стороны защиты (ст. 54 УПК РФ).

Представителями гражданского ответчика могут быть адвокаты, а представителями гражданского ответчика, являющегося юридическим лицом, также иные лица, правомочные в соответствии с ГК РФ представлять его интересы.

Представитель гражданского ответчика имеет те же права, что и представляемое им лицо. Следовательно, представляя гражданского ответчика, адвокат имеет право возражать против иска, давать объяснения по существу иска, собирать и представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, знакомиться по окончании предварительного расследования с материалами уголовного дела, относящимися к предъявленному гражданскому иску, делать соответствующие выписки, снимать за свой счет копии с тех материалов уголовного дела, которые касаются иска, участвовать в судебном разбирательстве в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, выступать в судебных прениях, обжаловать действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора, суда в части, касающейся гражданского иска, знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания, обжаловать приговор, определение или постановление суда в части, касающейся гражданского иска, и участвовать в рассмотрении жалобы вышестоящим судом, знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлениях, подавать на них возражения, если они затрагивают интересы его доверителя.

Представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя допускаются в процесс по определению суда или постановлению судьи, следователя, дознавателя.

Адвокат допускается к выполнению обязанностей представителя на основании доверенности, поскольку в силу прямого указания закона (ч. 4 ст. 49 УПК РФ) адвокат должен предъявить ордер и адвокатское удостоверение, если он участвует в уголовном деле в качестве защитника. В отношении адвоката, действующего в качестве представителя участника уголовного судопроизводства, прямого указания закона на обязательное наличие ордера для участия в деле нет. Следовательно, в соответствии с п. 2 ст. 6 Закона об адвокатской деятельности адвокат представляет доверителя на основании доверенности.

Полномочия и деятельность адвоката-представителя в производстве но делам об административных правонарушениях

Законом об адвокатской деятельности установлено, что адвокат участвует в качестве представителя доверителя в производстве по делам об административных правонарушениях.

Согласно КоАП РФ для оказания юридической помощи потерпевшему в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать представитель.

Потерпевшим является физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред (ч. 1 ст. 25.2 КоАП РФ).

Согласно ч. 4 ст. 25.5 КоАП РФ моментом, с которого представитель допускается к участию в производстве, является момент возбуждения дела об административном правонарушении.

Дело об административных правонарушениях рассматривается с участием потерпевшего. Однако законом допускается рассмотрение дела в его отсутствии при надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела, притом что от потерпевшего или его представителя не поступило или не удовлетворено ходатайство об отложении рассмотрения дела.

Как разъяснил Верховный Суд РФ, право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения или нет (п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5).

С момента допуска к участию в производстве по делу об административном правонарушении представитель имеет право знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, обжаловать постановления по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

Права представителя являются производными от тех, которыми наделен потерпевший но делу об административном правонарушении. Следовательно, адвокат – представитель потерпевшего – вправе знакомиться с содержанием протокола об административном правонарушении, представлять свои замечания и объяснения, требовать предоставления ему копии протокола. Адвокату – представителю потерпевшего – вручаются копия постановления по делу и иные процессуальные документы, принятые в ходе рассмотрения дела. Его ходатайства об отводе лица, участвующего в деле, или об отводе лица, рассматривающего дело, подлежат обязательному рассмотрению.

Необходимо отметить, что дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются но общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными гл. 25 названного Кодекса и КоАП РФ.

Действующее процессуальное законодательство РФ предусматривает, что адвокат допускается к участию в производстве но делу об административных правонарушениях на основании ордера (ч. 3 ст. 25.5 КоАП РФ), выданного соответствующим адвокатским образованием.

  • [1] Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 433-ΦЗ с 1 января 2013 г. п. 9 ч. 1 ст. 53 после слова «второй» будет дополнен адовом «кассационной».

studme.org

Популярное:

  • Химия пособие по егэ Химия, Новые задания ЕГЭ, Доронькин В.Н., 2016 Химия, Новые задания ЕГЭ, Доронькин В.Н., 2016. Пособие составлено в соответствии с изменениями формулировок и содержания заданий в тестах ЕГЭ по новой спецификации и предназначено […]
  • Практика налоговых преступлений Обзор судебной практики Кемеровского областного суда по делам о налоговых преступлениях (статьи 198 - 199.2 УК РФ), рассмотренным судами Кемеровской области Обзор судебной практики Кемеровского областного суда по делам о […]
  • Какое разрешение на 4 Вопрос про соотношение сторон и разрешение экрана. reflasher #1 Отправлено 18 Мар 2015 - 13:37 V_hobbit #2 Отправлено 18 Мар 2015 - 13:41 Делай настройки как раньше и будет тебе счастье. karls0n8 #3 Отправлено 18 Мар 2015 - […]
  • Налоги физического лица 2 ндфл Налоги при аренде недвижимости у физического лица Вопрос Можно ли сдать физическому лицу в аренду магазин Юридическому лицу Какие возникают налоговые обязательства мы на упращенной системе налогооблажения Ответ Да, можно. […]
  • Орган опеки центрального района санкт-петербурга Орган опеки центрального района санкт-петербурга Органы опеки и попечительства Центрального района Органы опеки и попечительства Центрального района Санкт-Петербурга МО Дворцовый округ Адрес: г. Санкт-Петербург, Большая […]
  • Калькулятор осаго 2018г Реальна ли отмена полисов страховки ОСАГО в 2017-2018 годах? Безаварийный страховой стаж (полных лет): 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10+ Если у вас было ДТП Конечный результат может отличаться в зависимости от наличия ДТП во всей страховой […]
  • Патент на изготовление ИП для осуществления своей деятельности приобрел патент (услуги по производству монтажу, электромонтажу, санитарно-технических, сварочных работ). 1. Какие именно из выполняемых работ можно будет относить к этому виду […]
  • Приказ минздрава от 17122010 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 декабря 2010 г. N 1122н "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда […]