Не дают разрешение на ввод в эксплуатацию

Разрешение на работы по строительству дома в СНТ

Нужно ли получать разрешение на строительство на участках СНТ (садовое некоммерче6ское товарищество)? Спасибо.

Ответы юристов (10)

На дачном участке нельзя построить жилой дом, поэтому разрешение на строительство получать не нужно. Вы можете зарегистрировать дом в упрощенном порядке, заполнив декларацию.

Есть вопрос к юристу?

На основании пп. 1 п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса
17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

Федеральным законом от 30.06.2006 №93-ФЗ, вступившим в силу с 17 мая 2008 г., Федеральный закон от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» был дополнен ст. 25.3.

Указанной статьей устанавливаются особенности государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества.

Согласно п. 1 ст. 25.3 Федерального закона №122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством РФ не требуется выдачи разрешения на строительство, являются:

  • документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
  • правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном данным Федеральным законом порядке (абз. 4 п. 1).

Пунктом 2 ст. 25.3 Федерального закона №122-ФЗ определено, что обязательным приложением к представляемым в соответствии с п. 1 данной статьи документам является кадастровый план земельного участка, на котором расположен соответствующий создаваемый или созданный объект недвижимого имущества. Представление кадастрового плана указанного земельного участка не требуется, в частности, в случае, если:

  • право на указанный земельный участок ранее зарегистрировано в установленном данным Федеральным законом порядке;
  • указанный земельный участок предназначен для ведения дачного хозяйства или садоводства и если представлено заключение правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка.

Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством РФ выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества. Об этом сказано в п. 3 ст. 25.3 Федерального закона №122-ФЗ.

Форма декларации об объекте недвижимого имущества утверждена Приказом Минэкономразвития России от 15.08.2006 №232.

Таким образом, для возведения дома на земельном участке, предоставленном для ведения дачного хозяйства, выдача разрешения на строительство не требуется.

В соответствии с п. 4 ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в редакции Федерального закона от 30.06.2006 № 93-ФЗ«О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (т.н. «дачная амнистия») до 1 марта 2015 правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства.
Вместо кадастрового паспорта в подразделение Росреестра представляется декларация об объекте недвижимого имущества, в которой гражданин самостоятельно описывает объект капитального строительства.

Форма декларации (вместе с методическими указаниями по ее заполнению) утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 03.11.2009 N 447«Об утверждении формы декларации об объекте недвижимого имущества», находится в открытом доступе, можете запросто найти через поисковик.

Вот, собственно, форма декларации.

Действительно, разрешение в этом случае не нужно. После завершения строительства регистрируете право собственности следующим образом: подаете в регистрационную палату заявление о регистрации вместе с декларацией об объекте недвижимого имущества (форма декларации Утверждена Приказом Минэкономразвития России от 3 ноября 2009 г. N 447). Ставить строение на кадастровый учет в этом случае не нужно (это происходит автоматически)

Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ«О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»Статья 19. Права и обязанности члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

1. Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право:

3) самостоятельно хозяйствовать на своем земельном участке в соответствии с его разрешенным использованием;

4) осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жилого строения, хозяйственных строений и сооружений — на садовом земельном участке; жилого строения или жилого дома, хозяйственных строений и сооружений — на дачном земельном участке; некапитальных жилых строений, хозяйственных строений и сооружений — на огородном земельном участке

Добрый день, Владимир,

согласно законодательству, которое действует на данный момент разрешение на строительство на земельных участках в СНТ, предназначенных для личного подсобного хозяйства, построенные объекты регистрируются в упрощенном порядке после завершения строительства.

В упрощенном порядке также регистрируется право собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, который создан на земельном участке, предназначенном для такого строительства или для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке). Речь идет об индивидуальном жилом садовом или приусадебном доме. Для регистрации права собственности на объект в Росреестр нужно представить следующие документы:
— заявление на государственную регистрацию прав (п. 1 ст. 16 Закона N 122-ФЗ);
— правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект индивидуального жилищного строительства (п. 1 ст. 25.3 Закона N 122-ФЗ);
— разрешение органа местного самоуправления на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или разрешение на строительство (если такой объект является объектом незавершенного строительства). Указанные документы запрашиваются Росреестром в органе местного самоуправления, если заявитель не представит их самостоятельно (ст. ст. 51, 55 ГрК РФ; п. п. 1, 4 ст. 25.3 Закона N 122-ФЗ).

Обратите внимание!
До 1 марта 2015 г. разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства (п. 4 ст. 25.3 Закона N 122-ФЗ).

Дополнительные документы для регистрации объекта индивидуального жилищного строительства не потребуются (п. 5 ст. 25.3 Закона N 122-ФЗ).
Право собственности гражданина на объекты недвижимого имущества, которые созданы на земельном участке, предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства, а также гаражи и иные объекты недвижимого имущества (например, баня, беседка, сарай, другие хозяйственные постройки) регистрируется в том же порядке, что и право собственности на объект индивидуального жилищного строительства. Только вместо кадастрового паспорта в Росреестр представляется декларация об объекте недвижимого имущества, в которой описывается объект. Декларацию гражданин составляет самостоятельно (п. 3 ст. 25.3 Закона N 122-ФЗ).

Примечание. Документы на госрегистрацию можно представить лично, через многофункциональный центр, в электронной форме или направить по почте (п. 2 ст. 16 Закона N 122-ФЗ).

Сроки действия дачной амнистии не установлены. Единственное ограничение — представлять в Росреестр для регистрации права собственности на объект индивидуального жилищного строительства только кадастровый паспорт (без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и разрешения на строительство) можно до 1 марта 2015 г. Ранее данный срок устанавливался до 1 января 2010 г., однако впоследствии был продлен (Закон от 17.07.2009 N 174-ФЗ).

Разрешение на строительство на участках СНТ не нужно.

ПИСЬМО Минэкономразвития РФ от 23.07.2010 № Д23-2781
Рассмотрена возможность отнесения объекта недвижимого имущества, созданного на садовом земельном участке, к жилому помещению (жилому дому).

Садовые земельные участки предоставляются для выращивания сельскохозяйственных культур и для отдыха с правом возведения жилого строения (без права регистрации проживания в нем) и хозяйственных строений и сооружений. Возможность строительства на садовых земельных участках жилых помещений (жилых домов) действующим законодательством не предусмотрена.

Вместе с тем КС РФ в Постановлении от 14.04.2008 № 7-П признал, что ограничение права граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов, не соответствует Конституции РФ.

Для строительства на садовом земельном участке разрешения не требуется. Поэтому право собственности на создаваемый или созданный объект недвижимости может быть зарегистрировано на основании документа, подтверждающего факт его создания и содержащего его описание, и правоустанавливающего документа на земельный участок. Факт создания объекта, для строительства и реконструкции которого не требуется выдача разрешения на строительство, подтверждается декларацией о таком объекте недвижимого имущества.

Все сведения об объекте недвижимого имущества (за исключением кадастрового номера земельного участка, на котором он расположен) определяются и вносятся заявителем в декларацию самостоятельно. При этом, по мнению Минэкономразвития РФ, если созданный объект пригоден для постоянного проживания в п. 3 «Назначение объекта» можно заполнить ячейку «Жилое». Требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

Соглвсно ст. 3, Федерального закоа от 17.11.1995 N
169-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «Об архитектурной деятельности в Российской
Федерации»

Строительство любого объекта должно вестись при наличии
разрешения

собственника земельного участка и (или) здания, сооружения
и с
соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.

Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть
обжалован заказчиком (застройщиком) в суд.

То есть, Если Вы получили разрешение собственника зем.
уч., то Вы вправе получить разрешение, а отказ в выдаче разрешения на
строительство может быть обжалован заказчиком (застройщиком) в суд

В соответствии со ст.51 ГрадК РФ 7. Выдача разрешения на
строительство не требуется в случае:

1) строительства гаража на земельном участке,
предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением
предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке,
предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)

2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся
объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);

3) строительства на земельном участке строений и
сооружений вспомогательного использования;

4) изменения объектов капитального строительства и (или)
их

Право собственности на складские помещения регистрируются
на основании ст. 25.3 закона о гос. регистрации прав на недвижимое имущ. согласно
которой:

Основаниями для государственной регистрации права
собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если
для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в
соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется
выдача разрешения на строительство, а также для государственной регистрации
права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного
строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном
для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на
земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном
для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке),
являются:

документы, подтверждающие факт создания такого объекта
недвижимого имущества и содержащие его описание;

правоустанавливающий документ на земельный участок, на
котором расположен такой объект недвижимого имущества.

Представление правоустанавливающего документа на указанный
земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный
участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом
порядке.

Документом, подтверждающим факт создания объекта
недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или
садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта
недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта
недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством
Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание
такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком
объекте недвижимого имущества

То есть, после возведения построек Вы сможете
зарегистрировать свое право собственности на них на основании вышеуказанных
документов. При этом истребование дополнительных документов ( заключений,
экспертиз) не допускается.
То есть, Вы вправе обратиться в Росреестр о внесении литеры в св-во.

Смогу оказать услугу по составлению заявления,

Апелляционное определение Омского областного суда от
05.02.2014 по делу N 33-716/2014 В удовлетворении исковых требований о выдаче
разрешения на строительство жилого дома отказано правомерно, так как при
строительстве на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства,
дачного хозяйства, получения разрешения, предусмотренного ч. 1 ст. 51 ГрК РФ, в
силу прямого указания закона не требуется

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

m.pravoved.ru

Признание права собственности на вновь построенный объект, без разрешения на строительство

Добрый вечер! есть в собственности земельный участок для лпх в населенном пункте, на этом участке построен дом без разрешения на строительство, как получить право собственности на построенный дом? куда обратиться? сейчас в БТИ заказали технический план дома с экспертизой (отступы и т.д), также параллельно заказали градостроительный план (не знаю зачем), а дальше куда идти? кто то говорит что можно просто идти с диском от БТИ в мфц и получать кадастровый паспорт на дом, а потом уже идти снова в мфц и подавать документы на право собственности на вновь построенный объект, кто то говорит что только в суд. Вот и не знаю что делать и куда идти, и на основании чего если что идти в суд. Заранее огромное спасибо.

Ответы юристов (3)

до 2018 года разрешение на строительство для дома не требуется.

Дачной амнистией» называют упрощенный правовой механизм для регистрации права собственности на ряд земельных участков и жилых недвижимых объектов, введенный федеральным законом от 30.06.2006 года № 93-ФЗ. Что касается жилья (а именно индивидуальных жилых домов), срок действия дачной амнистии продлен до 01.03.2018 года (ранее ее планировалось завершить к марту 2015-го). Это значит, что до этой даты возможно будет зарегистрировать право на дом, даже если на него нет разрешения на ввод в эксплуатацию. Оформляя собственность на дом позже это даты, этот документ придется представлять в регистрирующий орган.

Кроме того, существует еще один механизм — бесплатная приватизации дачных, садовых и огородных земель, введенный тем же 93-ФЗ, однако изначально ее предельный срок в законодательстве ограничен не был. И вот 23.06.2014 года бесплатную приватизацию участков все-таки ограничили — действовать дачная амнистия на землю будет до 31.12.2020 года. (Подробнее см. Особые правила приватизации для владельца дачного участка в садоводческом товариществе).

Давайте разберемся с тем, что представляет собой упрощенный порядок для регистрации права собственности на жилое помещение.
Сначала рассмотрим правила оформления в собственность жилых домов, являющихся объектами индивидуального жилищного строительства (ИЖС) и построенных на участке, предоставленном для ИЖС или для ведения личного подсобного хозяйства.
Градостроительный кодекс РФ уточняет, что «результатом» ИЖС должен быть отдельно стоящий дом, высотой не более 3 этажей, предназначенный для проживания одной семьи.
Для того чтобы оформить право собственности на жилой дом — объект ИЖС, который находится на участке, предназначенном для ИЖС или ведения личного подсобного хозяйства, гражданин должен подать соответствующее заявление в территориальный орган Росреестра по месту нахождения участка.
К заявлению прикладываются следующие документы:
документ об оплате госпошлины (госпошлина составляет 200 рублей. Но если вы дополнительно оформляете земельный участок, то прибавляйте еще 200 руб.);
паспорт заявителя;
доверенность на представителя;
кадастровый паспорт на объект строительства;
правоустанавливающий документ на земельный участок. Он предоставляется только в том случае, если земельный участок не зарегистрирован в установленном законом порядке. Если же сведения об участке есть в ЕГРП, то такой документ не прикладывается к заявлению.
До 01.03.2018 года для оформления в собственность жилого дома — объекта ИЖС не требуется представлять разрешение на ввод дома в эксплуатацию.
Заявление со всеми необходимыми документами может быть представлено лично заявителем либо его представителем или направлено по почте. заявитель или его представитель может представить в Росреестр лично или направить по почте. При отправке пакета документов по почте подпись гражданина на заявлении должна быть удостоверена нотариусом.

Иной порядок действует, если вы планируете оформить в собственность не объект ИЖС, а обычный дачный или садовый домик, построенный на земельном участке, предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства. Для строительства на таких наделах не требуется даже получения разрешения.
Следовательно, в этом случае документы, которые понадобятся для регистрации – это свидетельство о праве на земельный участок (о праве собственности, о праве пожизненного наследуемого владения или о праве постоянного (бессрочного) пользования) и декларация на постройку.

Но если ваш земельный участок уже зарегистрирован и сведения о нем содержатся в ЕГРП, то свидетельство предоставлять не нужно. Однако если свидетельство старого образца, то при написании заявления на регистрацию оригинал стоит взять с собой.

на сегодня декларации отменили — надо составлять техплан и регистрировать одновременно с постановокой на кадастровый учет право на дом без разрешительной документации, если это только не недострой.

Уточнение клиента

а вот наши юристы мне все в один голос говорят что эта «упрощенка» не подходит для нас, а объясняют это тем что участок находится в населенном пункте, а не на садоводческой земле. А скажите ещё разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию это две разные вещи?

06 Марта 2017, 18:48

Есть вопрос к юристу?

7. До 1 марта 2018 года основаниями для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются только технический план указанных объектов индивидуального жилищного строительства и правоустанавливающий документ на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены указанные объекты индивидуального жилищного строительства. В данном случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство и проектной документации таких объектов недвижимости (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 настоящего Федерального закона (в случае, если проектная документация не изготавливалась).

Разрешение на строительство получать нужно и, как оказалось, было нужно и во время действия «дачной амнистии». До июля 2016 года его не требовали в связи с отдельными разъяснениями, в настоящее время имеются новые разъяснения, которые поставили все на свои места. Разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта документы разные, первое получают перед началом строительства, второе, в связи с завершением строительства. Документы которые Вы собрали, наверное предназначены для получения разрешения на строительство. В условиях, когда строительство уже завершено, в выдаче разрешения на строительство могут отказать. Без разрешения на строительство кадастровый паспорт Вам не выдадут. Есть вариант решения Вашего вопроса более быстрый чем обращение в суд.

Уточнение клиента

добрый день! я получила разрешение на строительство, уж не знаю как мне его дали (я никому не сообщала что у меня дом уже построен), но разрешение дали, теперь образовалась другая проблема. когда делили/межевали участок, вновь образованным участкам не присвоили адреса, а просто указали область и город и кадастровый номер полученного участка, мы конечно же в собственность оформили участки, теперь пошли в БТИ за тех. планом дома, для того чтобы зарегистрировать вновь построенный объект и получить на него право собственности и прописаться там, но нам сказали нужен адрес земельного участка. в архитектуре говорят что сейчас адрес не дадут, а дадут только когда построим дом и пойдём ставить его на учет, получился замкнутый круг. теперь даже не знаю куда идти и как поступить.

17 Апреля 2017, 10:58

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

m.pravoved.ru

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 марта 2015 г. N Ф08-497/15 по делу N А53-19037/2014 (ключевые темы: разрешение на ввод объекта в эксплуатацию — объекты капитального строительства — разрешение на строительство — проектная документация — градостроительный план земельного участка)

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 марта 2015 г. N Ф08-497/15 по делу N А53-19037/2014

13 марта 2015 г.

Дело N А53-19037/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2015 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2015 г.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Дорогиной Т.Н. и Мацко Ю.В., при участии в судебном заседании от заявителя — индивидуального предпринимателя Ивановой Наталии Владимировны (ИНН 614301172268, ОГРНИП 304614336400121) — Кацанова Б.Т. (доверенность от 08.09.2014), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица — Комитета по градостроительству и архитектуре Администрации города Волгодонска Ростовской области и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, — Администрации города Волгодонска Ростовской области (ИНН 6143032957, ОГРН 1026101938741), извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомления N 12432 2, 12433 9, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ивановой Наталии Владимировны на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2014 по делу N А53-19037/2014 (судьи Сурмалян Г.А., Соловьёва М.В., Филимонова С.С.), установил следующее.

Индивидуальный предприниматель Иванова Н.В. (далее — предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Комитету по градостроительству и архитектуре Администрации города Волгодонска Ростовской области (далее — комитет) и Администрации города Волгодонска Ростовской области (далее — администрация) о признании незаконным решения комитета об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, оформленный письмом от 18.07.2014 N И-1396/1.3-25; обязании выдать разрешение на ввод в эксплуатацию указанного объекта (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Определением суда от 16.09.2014 изменен процессуальный статус администрации с заинтересованного лица на третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.10.2014 (судья Ерёмин Ф.Ф.) требование предпринимателя удовлетворено.

Судебный акт мотивирован несоответствием Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее — Кодекс) отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, выраженного в письме от 18.07.2014, по мотиву истечения срока разрешения на строительство.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 03.12.2014 решение суда от 01.10.2014 отменено, предпринимателю отказано в удовлетворении заявленного требования.

Судебная коллегия установила, что основанием отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию послужило не только истечение срока разрешения на строительство, но и отсутствие документов, указанных в части 6 статьи 55 Кодекса.

В кассационной жалобе предприниматель просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда оставить в силе.

Заявитель кассационной жалобы указывает, что комитет и администрация не отрицают завершение реконструкции в пределах срока действия продленного разрешения на строительство. Единственным основанием для отказа администрацией в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию указано истечение срока действия разрешения на реконструкцию, тогда как в части 6 статьи 55 Кодекса такое основание отсутствует. Администрация располагала заключением эксперта о соответствии параметров спорного объекта утвержденному проекту. В материалах дела отсутствует запрос администрации к соответствующему органу о представлении заключения государственного строительного надзора. При отсутствии такого запроса администрация не вправе отказать в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу — без удовлетворения.

В судебном заседании по делу объявлялся перерыв с 14 час. 30 мин. 05.03.2015 до 17 час. 40 мин. 12.03.2015.

В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.

Суд установил и материалами дела подтверждается, что предприниматель является собственником объектов недвижимости: квартир N 37 и 38, помещения N II, расположенных по адресу: Ростовская область, г. Волгодонск, ул. Энтузиастов, д. 25.

22 сентября 2008 года предпринимателю выдано разрешение на строительство N «046» 6.3-41/306 — реконструкция с пристройкой и объединение помещений N 37, N 38 с помещением N II» со сроком действия до 30.04.2009, в последующем продленным до 31.12.2012.

09 июля 2014 года предприниматель обратился в комитет через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод указанного объекта в эксплуатацию.

Письмом комитета от 18.07.2014 N И-1396/13-25 предпринимателю отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта со ссылкой на пункт 6 статьи 55 Кодекса по мотиву истечения срока действия разрешения на реконструкцию до обращения за разрешением на ввод объекта в эксплуатацию.

Предприниматель обжаловал отказ о вводе в эксплуатацию объекта в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 8 Кодекса выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов, относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, удостоверяющий выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации ( часть 1 статьи 55 Кодекса).

Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в соответствующий уполномоченный орган местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию ( часть 2 статьи 55 Кодекса).

К заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагается заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов ( пункт 9 части 3 статьи 55 Кодекса).

Частью 6 статьи 55 Кодекса в числе оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию названо отсутствие документов, перечисленных в части 3 статьи 55 Кодекса.

Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке ( часть 8 статьи 55 Кодекса).

Судебные инстанции дали различную оценку законности отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Так, суд первой инстанции исходил из того, что единственным основанием отказа комитетом в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию названо истечение срока действия разрешения на строительство (реконструкцию). В письме комитета, в котором выражен отказ, не указано, какие именно документы не представил предприниматель.

Статья 55 Кодекса не содержит такого основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, как истечение срока ранее выданного разрешения. Истечение срока разрешения не влечет отсутствия ранее выданного разрешения как документа, подлежащего представлению в целях получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Отменяя решение суда и признавая оспариваемый отказ комитета законным, суд апелляционной инстанции исходил из того, что к заявлению предпринимателя не приложены разрешение на строительство с действующими сроками, а также заключение государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.

Судебная коллегия исходила из того, что суд первой инстанции не проверил наличие оснований для выдачи разрешения, предусмотренных статьей 55 Кодекса, не учел содержащиеся в оспариваемом ответе мотивы отказа.

Суд апелляционной инстанции указал, что предприниматель не представил доказательства обращения в комитет с целью продления срока разрешения на строительство.

При этом судебная коллегия указала, что спорный объект расположен на 1-ом этаже многоквартирного жилого дома, что согласно пункту 1 части 6 статьи 55 Кодекса является безусловным основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Пунктом 1 части 6 статьи 55 Кодекса основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию указано отсутствие документов, указанных в части 3 настоящей статьи: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории; разрешение на строительство; акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора); документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство; документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства; документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта; заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Кодекса; документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования.

О непредставлении указанных документов, помимо заключения органа государственного строительного надзора, комитет и третье лицо аргументы не приводят.

Довод предпринимателя о том, что работы по реконструкции завершены в срок, установленный разрешением на строительство, в связи с чем обращение в комитет после истечения срока действия разрешения на строительство не влечет каких-либо последствий, судебная коллегия отклонила, отметив, что основанием для отказа послужило отсутствие документов, указанных в части 3 статьи 55 Кодекса и представление разрешения на строительство с истекшим сроком.

Однако, признавая оспариваемый отказ комитета законным, суд апелляционной инстанции не учел следующее.

Из материалов дела следует, что предпринимателем при обращении в комитет с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию формально не соблюдено требование, предусмотренное пунктом 9 части 3 статьи 55 Кодекса.

Довод предпринимателя о наличии заключения эксперта от 20.01.2012 N 73/О, проведенного в рамках судебного разбирательства Волгодонского районного суда, согласно которому работы по пристройке к жилому многоквартирному дому со стороны помещений N 37 и N 38 по ул. Энтузиастов, д. 35 выполнены в соответствии с рабочим проектом с учетом внесенных изменений в соответствии с требованиями действующих правил и норм, по смыслу части 4 статьи 54 Кодекса не может заменить заключение органа государственного строительного надзора.

Вместе с тем, судебная коллегия сделала не основанный на нормах права вывод о наличии у комитета оснований для отказа в выдаче предпринимателю разрешения на ввод построенного им объекта капитального строительства в эксплуатацию по мотиву отсутствия в отношении данного объекта заключения органа государственного строительного надзора.

Так, в силу части 5 статьи 55 Кодекса орган, выдавший разрешение на строительство объекта капитального строительства, в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан не только проверить наличие и правильность оформления документов, перечисленных в части 3 названной статьи, но и произвести осмотр вводимого в эксплуатацию объекта, который не проводится только в случае, если при строительстве или реконструкции объекта осуществлялся государственный строительный надзор. В ходе осмотра объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия данного объекта требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка, а также требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объектов капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Таким образом, отсутствие заключения органа государственного строительного надзора, фактически не осуществлявшего надзор в отношении спорного объекта, не препятствовало комитету, выдавшему предпринимателю разрешение на реконструкцию спорного объекта, самостоятельно в пределах предоставленной ему частью 5 указанной статьи Кодекса компетенции, осуществить осмотр названного объекта на предмет соответствия его требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка, и требованиям проектной документации. Однако такой осмотр заинтересованное лицо не проводило.

В соответствии с частью 3.2 статьи 55 Кодекса, если застройщик не представил в составе документов, приложенных к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, заключение органа государственного строительного надзора, уполномоченный на выдачу указанного разрешения орган местного самоуправления обязан запросить данное заключение у соответствующего органа.

При этом согласно части 6.1 статьи 55 Кодекса неполучение (несвоевременное получение) документов, запрошенных в соответствии с частью 3.2 статьи 55 Кодекса, в том числе заключения органа государственного строительного надзора, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Следовательно, комитет был обязан запросить заключение органа государственного строительного надзора в отношении спорного объекта капитального строительства в соответствующем государственном органе, что им не выполнено.

При отсутствии такого запроса, а также в случае неполучения запрошенного заключения в установленный срок комитет согласно части 6.1 статьи 55 Кодекса не вправе отказывать предпринимателю в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Отсутствие заключения органа государственного строительного надзора не может являться безусловным основанием для отказа в выдаче заявителю разрешения на ввод построенного им объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Об отсутствии иных документов, входящих в число подлежащих обязательному представлению при направлении заявления в комитет с вопросом о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, комитет аргументы при рассмотрении дела не приводил, ссылка на наличие таких оснований в оспариваемом письме также отсутствует.

Истечение срока действия разрешения на строительство (реконструкцию) само по себе также в частях 1 , 3 и 6 статьи 55 Кодекса не указано в числе оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Суд первой инстанции установил и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что реконструкция с пристройкой и объединение помещений N 37 и N 38 с помещением N 11 завершена в пределах срока действия разрешения, что подтверждается: актами приемки законченного строительством объекта от 01.12.2010, о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил ) от 01.12.2010; справкой о соответствии параметрам объекта проектной документации от 01.12.2010 и техническим паспортом нежилого помещения от 22.12.2010; справкой Волгодонского филиала государственного унитарного предприятия технической инвентаризации Ростовской области от 25.12.2012 N 480.

Конкретные основания, препятствующие в силу пункта 6 статьи 55 Кодекса выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в спорном письме не названы. Из буквального прочтения указанного письма комитета, как обоснованно отметил суд первой инстанции, следует, что мотивом отказа является истечение срока действия разрешения на строительство (реконструкцию), что с учетом указанных правовых норм является незаконным.

Таким образом, оспариваемый отказ комитета в выдаче предпринимателю разрешения на ввод построенного им объекта в эксплуатацию, содержащийся в письме от 18.07.2014 N И-1396/1.3-25, по указанным в нем и исследованным судебными инстанциями основаниям является незаконным, а вывода суда первой инстанции в этой части — основанными на правильном применении норм права к конкретным фактическим обстоятельствам и соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам..

С учетом изложенных обстоятельств постановление суда апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении требования о признании отказа комитета в выдаче предпринимателя разрешения на ввод объекта в эксплуатацию подлежит отмене как основанное на неправильном применении норм права к конкретным фактическим обстоятельствам, а решение суда первой инстанции — оставлению в силе.

Выводы судебной коллегии об отсутствии оснований для удовлетворения требования об обязании комитета выдать предпринимателю разрешение на ввод в эксплуатацию основан на правильном применении норм права к конкретной ситуации по делу, поскольку возложение в порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на контролирующий орган обязанности по выдаче такого разрешения означало бы в данном случае подмену судом функций административно-распорядительных и публичных функций иного административного органа, осуществляющего публичную деятельность, и противоречит пункту 5 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 55 Кодекса, в силу которых выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов, относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности.

Более того, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, удостоверяющий выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка, а также проектной документации. Доказательства соответствия построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка, а также проектной документации, подтвержденные в установленном порядке соответствующими специалистами уполномоченного органа (заключение органа государственного строительного надзора) в материалах дела отсутствуют. Проверка таких соответствий предъявляемым законом и подзаконными нормативными актами требованиям в полномочия судебных органов не входит.

В связи с изложенным жалоба в части отмены постановления апелляционной инстанции об обязании комитета выдать разрешение на ввод в эксплуатацию объекта удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 274 , 286 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2014 по делу N А53-19037/2014 в части отмены решения Арбитражного суда Ростовской области от 01.10.2014 о признании незаконным отказа Комитета по градостроительству и архитектуре Администрации г. Волгодонска Ростовской области в выдаче индивидуальному предпринимателю Ивановой Наталии Владимировне разрешения на ввод в эксплуатацию объекта «реконструкция с пристройкой и объединение помещений N 37, 38 с помещением N 2 для размещения магазина промышленных товаров общей площадью 173, 6 кв. м, в том числе торговой площадью 66,2 кв. м, строительным объемом 202,2 куб. м, расположенного по адресу: Ростовская обл., г. Волгодонск, ул. Энтузиастов, д. 25», оформленного письмом от 18.07.2014 3 И-1396/1.3-25, отменить.

Решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.10.2014 по настоящему делу в указанной части оставить в силе.

В остальной части постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2014 по настоящему делу оставить в силе.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

www.garant.ru

Популярное:

  • Приказ генерального прокурора 6 Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 6 июня 2017 г. № 383 “О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 31.03.2008 № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов […]
  • Нотариусы курска государственные Курская областная нотариальная палата Почтовый адрес: 305001, г. Курск, ул. Пионеров, д. 17,офис 5 Телефон/факс: (4712) 54-95-32, 54-95-22 Горина Ольга Андреевна Почтовый адрес: 305029, г. Курск, ул.К.Маркса, д. 15 Телефон: […]
  • Приказ 640 от 2005 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минюста РФ от 17 октября 2005 г. N 640/190 "О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу" […]
  • Сайт октябрьского суда г Пензы Октябрьский районный суд г. Пензы Пензенской области История Октябрьского районного суда начинается с 1963 года, когда бывший Заводской район г. Пензы был переименован в Октябрьский. В настоящее время это один из самых крупных […]
  • Приказ мчс 262 2014 года Приказ МЧС России от 1 октября 2014 г. N 543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" (с изменениями и дополнениями) Приказ МЧС России от 1 октября 2014 г. N 543"Об […]
  • Приказ 167 мчс гарант Приказ МЧС РФ от 5 апреля 2011 г. N 167 "Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Приказ МЧС РФ от 5 апреля 2011 г. N 167"Об утверждении Порядка […]
  • Полставки в стаж Засчитывается ли работа на 0,5 ставки в льготный медицинский стаж? Мне предложили работу в частном мед центре при этом меня хотят оформить на 0,5 ставки ,а работать я буду полный рабочий день ,будет ли мне засчитываться льготный […]
  • Приказ мчс по службе Приказ МЧС России от 6 июля 2017 г. № 285 “Об утверждении примерной формы контракта о прохождении службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы” (не вступил в силу) В соответствии с частью 8 […]