Не является объектом налогообложения водным налогом

Налоги и налогообложение

Водный налог

Водный налог является федеральным налогом и наряду с НДПИ относится к разряду природно-ресурсных платежей. Поэтому помимо фискальной функции, отвечающей за формирование доходов бюджета, водный налог реализует значимую регулирующую функцию:

  1. стимулирует хозяйствующих субъектов к осуществлению рационального и эффективного водопользования, повышая их ответственность за сохранение водных ресурсов страны и поддержание экологического равновесия;
  2. имеет воспроизводственное назначение, так как часть собранных средств целевым образом предназначена для осуществления мероприятий по охране и восстановлению водных объектов.

Следует отметить, что российской практике известны различные формы платы за использование водных ресурсов. В Советском Союзе в 1920—1930 гг. взимался водный сбор с единицы орошаемой площади, который был отменен после завершения коллективизации. В период с 1949 по 1956 г. существовала плата за воду, подаваемую оросительными системами. С 1982 по 1998 г. взималась плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем. В 1999 г. после принятия Закона «О плате за пользование водными объектами» от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ в РФ был введен налог за пользование водными объектами, который предусматривал, помимо платы за забор воды из водных объектов, платность и других аспектов водопользования, в частности сброса предприятиями отработанной воды в водные объекты и пользования водными объектами без изъятия воды и сброса сточных вод, существенно расширявший не только состав объектов обложения, но и круг плательщиков.

Начиная с 1 января 2005 г. взимание водного налога в РФ осуществляется в соответствии с главой 252 НК. С момента его введения в налогообложении водопользования привнесен ряд изменений, которые можно обобщить следующим образом.

Во-первых, были отменены отдельные налоговые льготы, которые устанавливались законодательными органами субъектов РФ, а также значительно расширен перечень налогоплательщиков. Так, наряду с организациями и индивидуальными предпринимателями плательщиками водного налога стали и физические лица, не являющиеся ИП.

Во-вторых, из объекта налогообложения исключен такой вид водопользования, как сброс сточных вод в водные объекты, что объясняется стремлением исключить ситуацию двойного налогообложения, поскольку за сброс загрязняющих веществ в водные объекты взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду.

В-третьих, в целях сохранения поступлений в бюджет от данного налога одновременно увеличены ставки налога за забор воды из водных объектов. Помимо этого, ставки налога теперь установлены НК для всей территории РФ, а законодательные органы субъектов РФ теперь лишены права их регулировать.

В-четвертых, в качестве самостоятельного объекта налогообложения дополнительно выделено использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики.

Основные элементы водного налога представлены на рисунке.

Плательщиками водного налога (ст. 333 8 НК) являются организации и физические лица, которые осуществляют специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ.

При этом под специальным водопользованием понимается использование физическими и юридическими лицами водных объектов с применением сооружений, технических средств или устройств.

Особое водопользование может осуществляться только для строго определенных целей, а именно для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для государственных и муниципальных нужд.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса РФ в новой редакции (после 3 июня 2006 г.).

Перечень объектов налогообложения водным налогом, а также видов водопользования, не признаваемых объектом налогообложения, определен ст. 333 9 НК.

Налоговая база по водному налогу согласно ст. 333 10 НК по каждому виду водопользования определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта. Если в отношении одного водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

isfic.info

Объект налогообложения водным налогом

Обязанность отчислять в казну водный налог возникает в том случае, когда предприятие или коммерсант ведёт свою деятельность с использованием объекта водного налога. В материале рассмотрено, что закон к нему относит, а что нет.

Использование водных ресурсов и объектов на основании лицензии, выданной уполномоченным органом, говорит о наличии у предприятия или частного коммерсанта объекта налогообложения водным налогом.

Водный налог – это обязательный платёж федерального уровня. Поэтому объектом налогообложения по водному налогу признаются те виды использования воды, которые перечислены в статье 333.9 Налогового кодекса РФ.

Вот исчерпывающий перечень. Объектом водного налога является:

  • взятие воды из поверхностных и подземных водных объектов (самое распространённое – артезианские скважины);
  • забор морских вод;
  • использование определенной надводной акватории;
  • использование акватории поверхностных морских вод;
  • гидроэнергетика;
  • сплав дерева.

На практике нужно рассуждать так: объекты обложения водным налогом имеют место, если они не названы среди исключений, которые рассмотрены ниже.

Исключения

В то же время в пункте 2 статьи 333.9 НК РФ приведён большой перечень позиций того, что не является объектом налогообложения водным налогом. Это конкретные виды деятельности, которые хоть и связаны с использованием воды и водных объектов, но не влекут за собой необходимость уплаты налога.

Вот наиболее распространённые ситуации, когда объекта нет. Например:

  • взятие подземных лечебных/термальных вод, а также воды с содержанием полезных ископаемых;
  • обеспечение пожарной безопасности, ликвидация природных катаклизмов и последствий ЧС;
  • технические нужды судов (санитарные, экологические, судоходные);
  • забор судами воды для работы технологического оборудования;
  • взятие воды и использование акватории для разведения рыбы и воспроизводства биологических водных ресурсов;
  • судоходство;
  • использование акватории для размещения и стоянки, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования в рамках деятельности по охране природы;
  • государственный мониторинг водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезические, топографические, гидрографические и поисково-съемочные работы;
  • использование акватории для размещения и постройки гидротехнических сооружений в целях гидроэнергетики, мелиорации, рыбохозяйств, водного транспорта, водопроводного назначения и водоотведения;
  • использование акватории для организованного отдыха юрлицами, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
  • взятие воды для с/х нужд (орошение с/х земель; полив садов и огородов, дачных участков; водопой и обслуживания с/х скота, птицы);
  • углубление дна и другие работы по эксплуатации судоходных путей и гидротехнических сооружений;
  • оборона и безопасность государства;
  • забор воды из шахт, рудников, коллекторов, дренажей;
  • рыболовство и охота.

buhguru.com

Не является объектом налогообложения водным налогом

Состояние, анализ и проблемы совершенствования водного налога

Забор дренажных вод не является объектом налогообложения водным налогом (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.09.2006 N Ф04-3268/2006 (26017-А27-29)).

Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка налогоплательщика, по результатам которой налоговым органом принято решение.

Не согласившись с решением в части доначисления платы за пользование водными объектами, начисления пеней по плате за пользование водными объектами, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его в данной части недействительным.

Согласно статье 1 Федерального закона от 06.05.1998 N 71-ФЗ «О» плате за пользование водными объектами» (Закон утратил силу с 01.01.2005) (далее — Закон N 71-ФЗ) плательщиками платы за пользование водными объектами признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами.

В соответствии со статьей 2 указанного Закона объектом платы признается пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств в целях:

осуществления забора воды из водных объектов;

удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде;

использования акватории водных объектов для лесосплава, осуществляемого без применения судовой тяги (в плотах и кошелях), а также для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, для проведения буровых, строительных и иных работ;

осуществления сброса сточных вод в водные объекты.

Статья 1 Водного кодекса РФ дает основные понятия, термины. Так, водный объект — это сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима.

Использование водных объектов — получение различными способами пользы от водных объектов для удовлетворения материальных и иных потребностей граждан и юридических лиц.

Дренажные воды — вода, собираемая дренажными сооружениями и сбрасываемая в водные объекты. Таким образом, дренажные воды — это воды, не используемые для удовлетворения каких-либо потребностей. Такие воды забираются из водных объектов, что сопутствует технологическому процессу, в данном случае добыче угля.

Таким образом, Законом N 71-ФЗ не установлен такой объект налогообложения, как пользование водным объектом путем забора дренажных вод.

С введением главы 25.2 «Водный налог» в НК РФ законодатель во избежание спорных ситуаций включил в перечень видов водопользования, которые не признаются объектами налогообложения водным налогом, забор дренажных вод.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.9 НК РФ объектами обложения водным налогом, если иное не предусмотрено пунктом 2 указанной статьи, признается забор воды из водных объектов. Эта норма касается забора воды как из поверхностных, так и из подземных источников.

Подпункт 14 пункта 2 статьи 333.9 ПК РФ исключает из объекта налогообложения водным налогом забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод.

Поскольку на организацию в спорный период были возложены полномочия по выдаче лицензий на пользование объектами водных биологических ресурсов, то налоговый орган правомерно привлек ее к ответственности за несообщение сведений о выданных лицензиях (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 27.09.2006, 20.09.2006 N ФОЗ-А73/06-2/3149).

Решением налогового органа, вынесенным на основании акта о нарушении законодательства о налогах и сборах, организация привлечена к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 129.1 ПК РФ за повторное в течение 2004 г. несообщение сведений о выданных лицензиях (разрешениях) на право добычи (вылова) водных биологических ресурсов.

Организация с решением налогового органа не согласилась и обжаловала его в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 333.6 ПК РФ органы, выдающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира и лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов, не позднее 5 числа каждого месяца представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о выданных лицензиях (разрешениях), сумме сбора, подлежащей уплате по каждой лицензии (разрешению), а также сведения о сроках уплаты сбора.

Организация в течение 2004 г. неправомерно не сообщила сведения о выдаче разрешений на право добычи (вылова) водных биологических ресурсов. Таким образом, суд пришел к выводу об обоснованном привлечении организации к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 129.1 НК РФ.

Довод жалобы о реорганизации территориальных органов исполнительной власти Российской Федерации и передаче в связи с этим функций по выдаче лицензий (разрешений) Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору области исследован судом. В результате установлено, что названное Управление приступило к оформлению, выдаче, регистрации лицензий (разрешений) с 01.07.2005. Срок представления сведений по спорным лицензиям (разрешениям) истек 05.09.2004 и 05.11.2004.

Поскольку налогоплательщик является поселкообразующей организацией, то он правомерно применял пониженную ставку сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.10.2006 по делу N А42-11980/2005).

Налоговый орган провел камеральную проверку сведений о полученной лицензии (разрешении) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов, за 2005 г., представленных в налоговый орган налогоплательщиком (колхозом).

По результатам проверки вынесено решение об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, которым ему предложено уплатить сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов.

В ходе проверки установлено, что при исчислении суммы сбора, подлежащего уплате в бюджет, налогоплательщиком была применена ставка, исчисленная в соответствии с пунктом 7 статьи 333.3 НК РФ в размере 15 процентов от ставок, установленных в пункте 4 этой же статьи.

Налоговый орган указал, что налогоплательщик не имеет права на применение пониженной ставки, так как он зарегистрирован только в 2002 г., в 2001 г. не имел промышленных квот, следовательно, им не соблюдено условие применения пониженной ставки.

Налогоплательщик обжаловал решение налогового органа в суд, при этом указал, что он является правопреемником рыболовецкого колхоза, которому в 2001 г. выделялись квоты на вылов водных биологических ресурсов на бесплатной основе (трески — 478 тонн и пикши — 138 тонн). Эти квоты и были применены налогоплательщиком при исчислении сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 333.1 НК РФ плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

www.newreferat.com

1 и 2 амортизационные группы не облагаются налогом на имущество.

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Кодекса объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.
На основании подпункта 8 пункта 4 статьи 374 Кодекса в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года, не признавалось объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств.
Согласно вступившим в силу с 1 января 2015 года положениям Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 366-ФЗ) в соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 374 Кодекса с 1 января 2015 года не признаются объектами налогообложения по налогу на имущество организаций объекты основных средств, включенные в первую или вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации.
При этом указанным пунктом не установлено ограничений в части даты постановки на учет в качестве основных средств указанного движимого имущества.
Таким образом, движимое имущество, относимое к первой или второй амортизационной группе (в том числе принятое на учет до 1 января 2013 года), с 1 января 2015 года не подлежит налогообложению налогом на имущество организаций ввиду того, что не является объектом налогообложения по налогу на имущество организаций по подпункту 8 пункта 4 статьи 374 Кодекса.
В соответствии с пунктом 5.3 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций, утвержденного Приказом ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895 (далее — Порядок), в Разделе 2 Декларации по налогу на имущество организаций в соответствующих строках с кодами 020 — 140 по графам 3 — 4 отражаются сведения об остаточной стоимости основных средств, признаваемых объектом налогообложения, за налоговый период по состоянию на соответствующую дату, а по строке с кодом 170 — о среднегодовой стоимости не облагаемого налогом имущества.
При этом согласно подпункту 15 пункта 5.3 Порядка по строке с кодом 270 Раздела 2 Декларации отражается остаточная стоимость всех учтенных на балансе основных средств по состоянию на 31 декабря налогового периода, за исключением остаточной стоимости имущества, не облагаемого налогом по подпунктам 1 — 7 пункта 4 статьи 374 Кодекса.
Аналогичный порядок заполнения авансового расчета по налогу на имущество организаций.
Письмо ФНС от 7 августа 2015 г. N БС-4-11/[email protected]

Актуально. Важно. Коротко.

Обо всех изменениях в бухгалтерском и налоговом законодательстве

Вы сейчас в Инфо-центре компании CBS Group.

cbscg.ru

Объектами обложения водным налогом являются следующие виды водопользования:

забор воды из водных объектов;

использование акватории водных объектов;

использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Однако следует иметь в виду, что установлен перечень видов водопользования, которые не признаются объектом налогообложения. Указанный перечень содержит 15 видов водопользования и является закрытым

Налоговая база определяется отдельно по каждому конкретному водному объекту и виду водопользования. Если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

При использовании акватории водных объектов (за исключением сплава древесины в плотах и кошелях) налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.

При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

При использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Размеры ставок водного налога установлены в рублях за единицу налоговой базы в зависимости от вида водопользования и различаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям. Кроме того, при заборе воды учитывается экономический район, а также является ли водный объект поверхностным или подземным. В зависимости от определенных условий, например, при заборе воды сверх установленных лимитов возможно увеличение налоговых ставок.

Указанные в НК РФ ставки налога применяются при заборе воды в пределах установленных лимитов. При заборе воды сверх установленных лимитов предусмотрено увеличение ставок в 5 раз.

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал.

Налог подлежит уплате не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (т. е. не позднее 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января).

6.2. Вопросы, рекомендуемые для изучения темы

1. Перечислите плательщиков водного налога.

2. Перечислите объекты обложения водным налогом.

3. Каков порядок и сроки уплаты сбора за пользование водных ресурсов?

4. Назовите налоговый период при исчислении водного налога.

5. Назовите виды использования водных ресурсов, при которых водопользователь не буде являться плательщиком водного налога.

6.3. Тесты для контроля освоения темы

1. К какому виду налогов относится водный налог?

2. Кто является плательщиком водного налога?

физические лица, пользующиеся водными ресурсами;

юридические лица, пользующиеся водными ресурсами;

юридические и физические лица, пользующиеся водными ресурсами.

3. Продолжительность налогового периода у водного налога

4. Как определяется налоговая база при заборе воды при расчете водного налога?

в процентах к объему реализации налогоплательщика;

в твердых суммах за налоговый период;

как объем воды, забранный из водного объекта за налоговый период.

5. Как определяется налоговая база по водному налогу при использовании водных объектов в целях электроэнергетики?

как количество произведенной электроэнергии;

в твердых суммах за налоговый период;

как объем потребляемой воды.

6. Изменится ли ставка водного налога при заборе воды сверх лимитов

studfiles.net

Популярное:

  • Пбу бухгалтерская отчетность организации утверждено приказом минфина рф Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99" (с изменениями и дополнениями) Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н "Об […]
  • Приказ минфина 29 июля 1998 Приказ минфина 29 июля 1998 В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения полного […]
  • Документ на право собственности на землю в рф Документы на земельный участок Землепользование в России осуществляется исключительно на правовых основаниях. Обработка или застройка участка без документов – само по себе административное правонарушение (даже, если никакого […]
  • Взаимодействие судов различных стран Глава 28. Порядок взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями § 1. Понятие правовой […]
  • Закон о смертной казни Статья 59 УК РФ. Смертная казнь 1. Смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. 2. Смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, […]
  • Адвокат краснов иа PenzaNews - Новости Пенза Краснов Иван Витальевич Краснов Иван Витальевич — заведующий филиалом «Статус» межрегиональной коллегии адвокатов Москвы, заместитель главы города Пензы на внештатной основе. Родился в Ташкенте 19 […]
  • Расшифровка форм собственности ОКФС — Общероссийский классификатор форм собственности Классификатор ОК 027-99 с изменением №6 от 1 июля 2012 г. Описание и справочные данные Назначение: ОКФС используется в статистике, налогообложении и экономике, применяется в […]
  • Понятие приобретение и утрата гражданства Понятие гражданства. Порядо приобретения и утраты гражданства. Закон РФ о гражданстве и последующие документы. Гражданство (в монархиях – подданство) – это правовое состояние человека по отношению к своему государству, с которым […]