Недоимки по налогам причины

Опись Дела

Понятие недоимки и причины ее возникновения

В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) под недоимкой понимается сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Исследователь А.С. Титов при определении недоимки характеризует ее с позиции противоправности: «Недоимка представляет собой сумму задолженности по тому или иному виду налога или сбора, не поступившей в бюджет соответствующего уровня либо в государственный внебюджетный фонд. Недоимка является результатом противоправных действий налогоплательщика».

При этом под недоимкой понимается задолженность плательщиков перед бюджетной системой (бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами) только по суммам начисленных, но не уплаченных своевременно и в полном объеме налогов и сборов. Понятие «задолженность» шире и включает в себя не только недоимку, но также пени за просрочку налоговых платежей и штрафы за нарушение налогового законодательства.

Задолженность — наличие долгов, невыполненных обязательств. В налоговом праве нередко используется термин «налоговый долг», под которым, понимается налоговое правоотношение, возникшее вследствие неуплаты (неперечисления) обязанным лицом в предусмотренный законом или измененный срок налога (сбора), пеней, штрафа.

Основные причины возникновения задолженности по налогов и сборов вызваны неудовлетворительной работой руководителей организаций, слабым финансовым контролем, низким качеством бухгалтерского и налогового учета, а также отсутствием достаточной численности и технической оснащенности структурных подразделений налоговых органов, участвующих в процессе взыскания задолженностей. Следует выделить ряд морально-психологических причин, таких как низкая налоговая культура отдельных налогоплательщиков, не осознающих неотвратимость взыскания задолженности по уплате налогов.

Взыскание недоимки и пени носит компенсационный характер и осуществляется налоговыми органами в бесспорном порядке, в то время как штраф (налоговая санкция) носит карательный характер и взыскивается в соответствии со ст. 46, 47 НК РФ.

opisdela.ru

Недоимки по налогам причины

Написать реплику в свой блог меня побудила нижеследующая информация, размещенная в разделе «Новости» Налогового портала «Податинет»

Недоимки по налогам в бюджет Ростова-на-Дону составляют 709,6 млн. рублей

К началу декабря общая сумма недоимки по налоговым платежам в бюджет Ростова-на-Дону составляет 709,6 млн. рублей, сообщил со ссылкой на директора Департамента экономики Олега Свистунова сайт мэрии города. Примечательно, что наиболее крупная задолженность образовалась по налогам, уплачиваемым физическими лицами. Так, по земельному налогу ростовчане задолжали 205,7 млн. рублей, по транспортному — 194,5 млн. рублей, по налогу на имущество физических лиц — 124, 4 млн. рублей. «Такое положение дел не позволяет в полной мере увеличивать долю расходов местного бюджета на решение насущных вопросов горожан»,- посетовал Свистунов.

Не в полной мере выполняют свои обязательства перед бюджетом и многие ростовские предприятия. К примеру, недоимка по единому налогу на вмененный доход сегодня составляет 42 млн. рублей, по земельному налогу юридических лиц — 41,3 млн. рублей, по налогу на имущество организаций — 28,3 млн. рублей, а по налогу на прибыль – 10 млн. рублей.

В целях урегулирования налоговой задолженности Олег Свистунов руководителям предприятий активнее участвовать в реструктуризации задолженности по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам, подлежащим зачислению в бюджет города.

Следует определить причины такой большой недоимки по имущественным налогам. На мой взгляд это связано не с нежеланием физлиц уплачивать налоги, а, прежде всего, с тем, что они просто не получают налоговые уведомления вообще или получают их несвоевременно.

Возникает вопрос — почему это происходит. Во многих случаях вручение налоговых уведомлений ИФНС поручают каким-то «сомнительным» фирмам, которые выигрывают тендеры, но основную функцию не выполняют — не доносят уведомления до адресата.

Причем, налоговики чаще всего предлагают обратиться к сервису сайта ФНС, где можно узнать свою задолженность по налогам, но ведь это уже констатация факта недоимки. И если налогоплательщик не во-время получил (или вообще не получил) налоговое уведомление, но заплатив налог несвоевременно — физлицо фактически признает, что налоговое уведомление он получал, только своевременно не расплатился с бюджетом. А отсюда возникает начисление пени. Какой-то порочный круг, виновными в создании которого зачастую являются сами налоговые органы.

Вместе с тем, в соответствии со ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление должно направляться налоговым органом налогоплательщику не позднее 30 дней до наступления срока платежа. В соответствии с п.4 ст.52 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 г. №229-ФЗ) налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, а это как раз такой случай, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п.4 ст.57 НК РФ). Согласно п.6 ст.58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Следовательно, если ИФНС плательщику не посылала заказным письмом налоговое уведомление (или лично не вручала под роспись), то до дня получения налогового уведомления у налогоплательщика не возникает обязанности по уплате налогов (Постановление ФАС СЗО от 21.10.2010 г. по делу №А56-9476/2010).

Президент РФ Д.Медведев назвал ситуацию по несвоевременному вручению (или вообще не вручению) налоговых уведомлений «безобразной» (см. на налоговом портале «Податинет» — «Президент РФ Д.Медведев назвал ошибки ФНС «безобразными» и призвал компенсировать гражданам допущенный ущерб»).

Получается, из-за нарушения процедур вручения налоговых уведомлений страдают местные бюджеты, своевременно не получающие налоги. В свою очередь страдают и граждане, поскольку муниципалитеты не могут в полной мере ремонтировать дороги, вкладывать средства в здравоохранение, образование, соцобеспечение и т.д.

Вторая причина — это актуализации базы налоговых органов. Не зря сегодня подписан закон о списании 33 млрд. руб. недоимки по налогам ввиду наличия «грязных» данных у налоговиков. Будем надеяться, что часть недоимки, образовавшейся в г.Ростове-на-Дону, а я думаю, и в других территориях РФ, уменьшится за счет такой своеобразной «амнистии».

Третья причина — это невозможность вручения налоговых уведомлений посредством сайтов налоговых органов. Если бы граждане имели возможность получать их через Интернет, я почти уверен, что большинство налогоплательщиков, имеющих компьютеры, воспользовались бы данным сервисом. Пока такой эксперимент проходит только в 5-ти регионах РФ.

Но исправят ли налоговые органы эту ситуацию в 2012 году, когда придется им вручать налоговые платежи за 2011-2012 гг. сразу по трем налогам в одном налоговом уведомлении, изменят ли, наконец, они методы вручения налоговых уведомлений в соответствии с НК РФ — поживем, увидим.

Индивидуальный предприниматель,
лауреат Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России-2010»,
к.э.н., доцент, советник налоговой службы 2 ранга
Шварц П.Г.

www.podatinet.net

Недоимки по налогам анализ причин и пути сокращения

Главная > Курсовая >Экономика

Оглавление

1. Понятия недоимка по налогам 4

1.1. Порядок списания безнадежной недоимки по налогам и сборам 13

2.Недоимки по налогам анализ причин 16

2.1. Пути сокращения недоимок по налогам и сборам 22

Список используемой литературы 35

Актуальность: Во всех современных государствах контроль за взыскание недоимок по налогам и сборам, находится в компетенции специальных государственных органов — налоговых служб, организационные структуры которых существенно различны. В большинстве стран налоговые ведомства включены в состав министерств финансов и имеют иерархическое строение по территориально-административному признаку.

В России налоговые органы с 1991 года представляют собой единую централизованную систему, отделены от финансовых органов и имеют собственную структуру, в которую входят:

федеральный орган исполнительной власти — Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

· управления МНС России по субъектам Федерации и межрегиональные инспекции МНС России, непосредственно подчиняющиеся МНС России.

· инспекции МНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, а также инспекции МНС России межрайонного уровня с непосредственным подчинением управлениям МНС России в субъектах Федерации.

Единство системы налоговых органов обеспечивается тем, что функции контроля за взыскание недоимок по налогам и сборам на территории Российской Федерации выполняют органы МНС России.

Целью курсовой работы является исследование теоретических основ организации взыскание недоимок по налогам и сборам.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

-изучить теоретические основы понятия недоимок по налогам и сборам

-исследовать причины недоимок по налогам и сборам

Объект исследования — недоимки по налогам и сборам. Предмет исследования – налоги.

1. Понятия недоимка по налогам

Обязанность по уплате налога (сбора) представляет собой главную конституционную обязанность лиц, выступающих в налоговых правоотношениях в качестве налогоплательщиков или плательщиков сборов. Особое значение указанной фискальной обязанности подтверждается ее прямым закреплением в Конституции РФ. В ст. 57 Конституции, в частности, говорится: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» 1 .

Юридический анализ указанного конституционного положения позволяет сделать следующий вывод о содержании рассматриваемой обязанности.

Содержание обязанности по уплате налогов и сборов заключается в наличии у налогоплательщик (плательщика сбора) правовой обязанности уплатить законно установленный, правильно исчисленный, в определенном размер с соблюдением установленного порядка и срока, налог или сбор.

При этом следует помнить, что не всякий налог, установленный и введенный на той или иной территории по выраженной в соответствующем акте воле государства или территориально-административного образования (например, субъекта Российской Федерации или муниципалитета), порождает возникновение у указанных в нем в качестве налогоплательщиков лиц обязанность уплатить такой налог.

Важнейшим критерием здесь выступает законность установления такого нового налога или сбора. Еще в 1997 году, в одно: из своих постановлений, официально разъясняя содержание ст. 57 Конституции РФ, Конституционный суд Российской Федерации отметил, что «налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, то есть установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства». 2

Как известно из теории права, правотворческая деятельность всегда должна быть законной в двух аспектах:

а) по ее порядку, процессу;

б) по ее результату – измененной или вновь установленной юридической норме. 3

Касательно правотворческой деятельности в сфере регулирования налоговых отношений, в корреспонденции с приведенной правовой позицией Конституционного суда РФ, указанное правило означает, что нормативные правовые акты о налогах и сборах должны:

а) приниматься и вводиться в действие надлежащим лицом (законодателем, правотворцем) в должной правовой процедуре;

б) внешне соответствовать существующему публичному правопорядку в сфере налогообложения, не вступать в правовую конфронтацию (коллизию) с уже действующими нормами, а внутренне (по своему содержанию и структуре) отвечать предъявляемым к таким актам требованиям совершенства юридической техники.

Поэтому конституционный принцип уплаты только законно установленных налогов развивается в п. 1 ст. 17 Налогового кодекса РФ.

В указанном пункте перечислены элементы налогообложения, при определении которых в совокупности налог может считаться установленным законодателем.

Указанные положения ст. 17 НК РФ соответствуют основным принципам налогового права – принципу законности и определенности налогового обязательства. Названные принципы, в частности, нашли свое закрепление и в положениях п. 6 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которыми «при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения», а также в положении п. 5 ст. 3 НК РФ, согласно которым «ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом РФ признаками налогов и сборов, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом РФ».

Налог считается установленным только при наличии юридического факта определенности налоговой обязанности, то есть когда в совокупности определены налогоплательщики и следующие обязательные элементы налогообложения:

1) объект налогообложения;

2) налоговая база;

3) налоговый период;

4) налоговая ставка;

5) порядок исчисления налога;

6) порядок и сроки уплаты налога.

При установлении сборов в качестве обязательных элементов должны быть определены: плательщики сборов; объект обложения; облагаемая сбором база и ставка сбора.

Перечисленные элементы налогообложения именуют, как правило, существенными или обязательными. Вместе с тем существуют и дополнительные (или факультативные) элементы юридического состава налога. Так, в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Таким образом, если законодатель не установил или не определил, хотя бы один из перечисленных обязательных элементов налогообложения, налог не должен считаться установленным и обязанности по его уплате не возникает.

Следует заметить, что предусмотренные в ст. 17 НК РФ элементы налогообложения в теории налогового права именуют также «элементами юридического состава налога», что представляется нам юридически и экономически более уместным.

Вместе с тем в литературе можно встретить и другие термины, обозначающие это понятие, например – «элементы Закона о налоге», «структура налога», «элементы налога» и даже «анатомия налога».

При этом некоторые авторы выделяют более широкий круг подобных элементов налогообложения. В частности, к ним дополнительно относят также такие элементы, как объект налога, масштаб налога, единица налогообложения, отчетный период, порядок зачета и возврата излишне взысканных или излишне уплаченных сумм налога, порядок принудительного взыскания недоимки и пени, ответственность за неуплату налога, налогооблагающий субъект.

Налоговая обязанность по уплате конкретного налога или сбора устанавливается актом законодательства о налогах и сборах, содержащим налогово-правовые нормы, регулирующие порядок взимания данного налога. Исполнение такой обязанности обеспечивается силой государственного принуждения, осуществляемого налоговыми органами, а в необходимых случаях и органами МВД. За неисполнение рассматриваемой обязанности налогоплательщик несет ответственность – вплоть до уголовной.

С учетом системообразующего характера и значения обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов участвовать в расходах государства отдельные авторы кратко именуют обязанность по уплате налога (сбора) общим термином «налоговая обязанность». Это узкий подход к определению объема понятия «налоговая обязанность налогоплательщика или плательщика сбора».

Поэтому, с целью избежать путаницы, следует помнить, что рассматриваемая обязанность является главной, конституционной, но не единственной налоговой обязанностью налогоплательщиков и плательщиков сборов.

Иные обязанности указанных лиц, предусмотренные, в частности, нормами ст. 23 НК РФ 4 , также являются налоговыми по своей сути, так как проистекают из налоговых правоотношений и установлены действующим налоговым законодательством.

К таким обязанностям относятся, например, обязанность встать на учет в налоговых органах, если такое требование содержится в НК РФ; обязанность вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; обязанность представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, ее такая обязанность предусмотрена законодательством о налог и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

Безусловно, эти обязанности носят по отношению к основной конституционной обязанности налогоплательщиков плательщиков сборов – обязанности по уплате налогов (сборе производный и обеспечительный характер.

Таким образом, понятие «налоговая обязанность налогоплательщика или плательщика сбора» включает в себя как обязанность по уплате налогов (сборов), так и иные обязанности этих участников налоговых правоотношений, установленные налоговым законодательством.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Однако срок уплаты налога необходимо отличать от срока уплаты авансового платежа. Авансовый налоговый платеж – это способ уплаты налога, при котором суммы, причитающиеся внесению в бюджет, уплачиваются до наступления срока платежа по налогу.

Налогоплательщик должен самостоятельно уплатить налог в срок, но вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. В случае неуплаты или не полной уплаты налога в установленный срок, невнесенная сумма считается недоимкой, подлежащей взысканию в установленном законодательством порядке.

works.doklad.ru

Недоимка по налогам — что это такое и какие последствия?

Отправить на почту

Недоимка по налогам — это просроченная задолженность юридических и физических лиц по платежам в бюджет. Рассмотрим в нашей статье подробно, что это — недоимка по налогам, а также какие негативные последствия она за собой влечет для организаций и предпринимателей.

Что такое недоимка по налогам

Если юрлицо или индивидуальный предприниматель пропустит срок уплаты налогов или страховых взносов, нарушив тем самым налоговое законодательство (абз. 2 п. 1 ст. 45 НК РФ), то у него образуется долг перед бюджетом. Это недоимка по налогам (страховым взносам), то есть в данном случае задолженность (п. 2 ст. 11 НК РФ).

О том, за какие нарушения возникает ответственность и каковы ее размеры, читайте в статье «Ответственность за налоговые правонарушения: основания и размер санкций».

Кроме того, бывают ситуации, когда, проверяя налогоплательщика, инспекторы обнаруживают излишне возмещенную ему сумму налогов из бюджета, например, по НДС. И это недоимка по налогам тоже.

Возместить из бюджета можно следующие налоги:

  • НДС, когда сумма вычетов превысит сумму исчисленного налога, в том числе с учетом сумм налога, подлежащих восстановлению (п. 2 ст. 173 НК РФ);
  • акцизы, когда сумма налоговых вычетов окажется больше суммы акциза, исчисленной по операциям с подакцизными товарами — объектами налогообложения по ст. 182 НК РФ (п. 1 ст. 203 НК РФ).

О незаконном возмещении НДС и последующей ответственности за это читайте в материале «Что такое незаконное возмещение НДС и какая за это ответственность?».

Когда возникает недоимка по налогу

Недоимка по налогу возникает уже на следующий день после нарушения установленного законодательством срока уплаты налога в бюджет.

Если недоимкой признается излишне возмещенная сумма налога, тогда днем ее образования будет являться (абз. 4 п. 8 ст. 101 НК РФ):

  • тот день, когда налогоплательщик фактически получил возмещенную сумму налога из бюджета, в случае перечисления средств из бюджета на расчетный счет;
  • день, когда было вынесено решение о зачете суммы налога, в случае проведения зачета по налогам.

Каковы последствия возникновения недоимки

Перечислять налоги нужно всегда вовремя, иначе возможны последствия — это недоимка по налогам, а также начисление пеней.

Недоимка может быть погашена налогоплательщиком в добровольном порядке. Однако кроме самого налога нужно будет также перечислить пени в бюджет, рассчитанные с учетом количества дней просрочки платежа.

Если налогоплательщик не погасит самостоятельно свою задолженность в виде недоимки по налогу и пеней перед бюджетом, то налоговики будут взыскивать эти суммы уже в принудительном порядке.

В случае невозможности взыскания недоимки по налогам и пеней с налогоплательщика налоговые органы могут списать эту задолженность как безнадежную.

Каков порядок взыскания недоимки налоговыми органами

Рассмотрим порядок взыскания с налогоплательщика задолженности перед бюджетом по шагам.

Шаг 1. При обнаружении недоимки по налогам налоговый орган должен выставить должнику требование об уплате налога, пеней, штрафов, процентов в следующие сроки:

  • Если недоимка по налогу выявлена в ходе налоговой проверки, то не позднее 20 рабочих дней с того момента, когда вступило в силу решение, вынесенное по итогам проверки (п. 6 ст. 6.1, пп. 2, 3 ст. 70, п. 1 ст. 87, пп. 7, 9 ст. 101 НК РФ).
  • Если недоимка выявлена вне рамок проверок налогоплательщика, то срок направления требования будет зависеть от суммы задолженности (пп. 1, 3 ст. 70, п. 10 ст. 101.4 НК РФ). Так, при задолженности в 500 руб. и более требование должно быть направлено в течение 3 месяцев со дня выявления недоимки, а при задолженности менее 500 руб. — в течение 1 года со дня выявления недоимки.

Шаг 2. Налогоплательщику необходимо исполнить требование в течение указанного в нем срока (п. 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ). Минимальный срок, в который ему необходимо уложиться с погашением недоимки по налогам, пеням и пр., составляет 8 рабочих дней с момента получения. Если требование должником не исполняется, то:

  • Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ не позднее 2 месяцев после окончания срока исполнения требования налоговым органом выносится решение о том, чтобы взыскать задолженность со счетов должника, открытых в банковских и кредитных учреждениях. Отметим, что если речь идет о консолидированной группе налогоплательщиков, то срок вынесения указанного решения налоговым органом продлевается до 6 месяцев с того момента, когда истек срок исполнения требования, направленного ответственному участнику группы (подп. 5 п. 11 ст. 46 НК РФ). Порядок взыскания задолженности со счетов налогоплательщика регламентируется ст. 46 НК РФ. Если денежных средств на банковских счетах нет или их недостаточно для погашения задолженности, необходимо перейти к шагу 3.

О том, с каких счетов налогоплательщика может быть взыскана задолженность по налогам и сборам, читайте в материале «С каких счетов налоговики могут произвести взыскание?».

  • По истечении 2, но не позднее 6 месяцев после окончания срока исполнения требования об уплате недоимки, пеней, штрафов и пр. налоговый орган вправе подать заявление в арбитражный суд, чтобы взыскать с налогоплательщика необходимую сумму задолженности. Срок подачи заявления, касающегося взыскания задолженности с участников консолидированной группы налогоплательщиков, продлевается до 6 месяцев после истечения 6-месячного срока бесспорного взыскания задолженности с банковских счетов указанных лиц (подп. 5 п. 11 ст. 46 НК РФ). Обратим внимание на то, что если инспекция по уважительным причинам пропустила срок подачи данного заявления, суд может восстановить его (абз. 1 п. 3, подп. 5 п. 11 ст. 46 НК РФ, ст. 117 АПК РФ).
  • Не позднее 6 месяцев после окончания срока исполнения требования налоговый орган подает заявление в арбитражный суд с тем, чтобы взыскать с налогоплательщика необходимую сумму задолженности в тех случаях, что предусмотрены подп. 1–4 п. 2 ст. 45 НК РФ. В соответствии с положениями подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ в указанном случае налоговики имеют право обратиться в суд, только если недоимка выявлена в ходе налоговой проверки и числится за должником более 3 месяцев. Бесспорное взыскание недоимки в подобных ситуациях невозможно.

Шаг 3. Если взыскать задолженность за счет денежных средств должника не удается, то:

  • Инспекция не позднее 1 года после окончания срока исполнения требования об уплате задолженности выносит решение о ее взыскании за счет имущества налогоплательщика (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ). Взыскание недоимки, пеней и пр. за счет имущества производится в порядке, предусмотренном ст. 47 НК РФ.
  • В период от 1 года до 2 лет после истечения срока исполнения требования налоговики обращаются в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика требуемой задолженности. Если инспекция по уважительным причинам пропустит срок подачи указанного заявления, то судом он может быть восстановлен (абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ, ст. 117 АПК РФ).

Подробнее о процедуре взыскания читайте здесь.

Когда возможно списание недоимки по налогам

Если срок исковой давности по задолженности перед бюджетом истек, то налоговики не смогут обязать должника заплатить недоимку, несмотря на то что задолженность так и будет числиться за ним. Однако если такая задолженность будет признана безнадежной к взысканию, то она может быть исключена из карточки по расчетам с бюджетом.

Согласно подп. 1–4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежной признается задолженность в следующих случаях:

  • при ликвидации компании;
  • при признании банкротом индивидуального предпринимателя;
  • в случае смерти физического лица, если он являлся должником по налогам и сборам;
  • при наличии судебного решения, в соответствии с которым налоговые органы не имеют права требовать уплаты недоимки по налогам, пеней и пр. с должника;
  • при вынесении судебным приставом постановления о завершении производства по исполнительному документу с возвратом взыскателю такого документа (пп. 3, 4 ч. 1 ст. 46 федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»), при условии, что возникла данная задолженность более 5 лет назад, в приведенных ниже случаях:
  • размер задолженности равен или ниже размера требований к должнику, установленного законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;
  • суд возвращает заявление о признании должника банкротом или прекращает производство по делу о банкротстве ввиду отсутствия средств, необходимых для компенсации судебных издержек на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

О ликвидации ООО, имеющего налоговые долги, читайте в статье «Ликвидация ООО с долгами перед налоговой».

Недоимка по налоговым платежам возникает в случае нарушения сроков их оплаты. Признается она с первого дня, наступающего после даты, определенной как крайний день срока платежа. Следствием ее являются пени, начисляемые за каждый день просрочки.

Если налогоплательщик не гасит недоимку и пени добровольно, ИФНС прибегает к процедуре принудительного взыскания. В определенных ситуациях задолженность признают безнадежной.

Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

nalog-nalog.ru

Анализ причин возникновения налоговых недоимок в Российской Федерации

Подколзин Александр Георгиевич, аспирант кафедры «Налоговая политика» Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова, Россия

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Недоимки в той или иной мере присущи всем налоговым системам. Степень интенсивности их образования зависит от определенных факторов, имеющих в разных фискальных системах различные характеристики. Даже в развитых странах, несмотря на высокий уровень развития налоговых служб, проблема сбора налогов продолжает оставаться актуальной. Так, по некоторым оценкам объем недоимок в США только в секторе налогообложения ее граждан в середине 90-х годов составлял около 140 млрд. долл., на сегодня эта цифра достигла 240 млрд. долл.

Что же лежит в основе налогового поведения и юридических, и физических лиц? Что обусловливает результат сбора налогов в виде наличия «долга» перед бюджетом? Отчего происходят недоимки: оттого ли, что не хотят платить, или оттого, что не могут?

Объективными факторами, на наш взгляд, являются:

‑ социально-исторические и политические обстоятельства, среди которых выделяется несогласованность действий политического руководства отдельных территориальных образований;

‑ юридические и организационные условия, а именно: величина налогового бремени, способ налогообложения, профессиональная пригодность и организация налоговых органов, несовершенство законодательной базы и т.п.;

‑ собственно экономические факторы.

При этом экономические причины возникновения недоимки необходимо разделить на две группы:

первая группа ‑ системные причины, вызванные несостоятельностью и/или общим нестабильным положением экономической системы в целом. На этом основании выделяются такие причины образования недоимок, как отсутствие достаточной денежной массы, высокая инфляция, общий спад производства, нарастание платежного кризиса, низкая покупательная способность;

вторая группа ‑ технико-производственные причины, обусловленные спецификой осуществляемых хозяйственно-сбытовых операций, а также относящиеся к отдельным хозяйственным единицам. К этой группе относятся: наличие бартерных сделок с предприятиями-партнерами, разрушение ранее имевших место расчетных отношений, а также технически несвоевременное перечисление причитающихся налогов.

И, наконец, к общим причинам образования недоимок следует отнести нежелание уплачивать законно установленные налоги и сборы, уход, уклонение от налогообложения.

Уклонение от уплаты налогов тесно связано с так называемым «налоговым планированием», то есть использованием налогоплательщиками своих законных прав для минимизации налоговых платежей. Вместе с тем, грань между легальным уменьшением налогов, когда экономический эффект в виде экономии на налогах достигается с использованием законных способов, и уклонением от уплаты налогов очень тонкая.

В отличие от налогового планирования, уклонение от уплаты налогов является основанием для применения штрафных или иных санкций по отношению к налогоплательщику. Собственно, последняя группа и представляет исследовательский интерес, поскольку в современных условиях именно уклонение от уплаты налогов является основной причиной появления и роста недоимок. Ее специфика заключается в том, что выбор плательщика ‑ уклоняться от уплаты налога или нет ‑ обусловливается различными факторами. В связи с этим, справедливо будет говорить о причинах образования недоимки первого (уклонение) и второго уровня (к ним можно отнести факторы субъективного и объективного характера, уже упомянутые выше).

Согласно некоторым исследованиям, решение налогоплательщика зависит не только от угрозы санкций и страха перед налоговой системой, но и от осознания того, насколько справедливо распределение налогового бремени, а также от поведения той социальной группы, к которой относится плательщик. Эти субъективные переживания можно усилить или свести на нет, если подвести их под публичные нормы или налоговый закон. То есть ответ на вопрос «примет ли уклонение от уплаты налогов в конкретный исторический период массовый характер или нет?» зависит от того, насколько удачно и совершенно эти переживания будут восприняты и отражены законодательством.

Величина налогового бремени, экономическое положение налогоплательщика.

Тесную связь с уклонением от уплаты налогов имеют и экономические условия. Следует учитывать, что в основе налоговых отношений всегда лежит экономическое присвоение. Уклонение, в первую очередь, мотивируется настойчивым желанием плательщика нейтрализовать негативные последствия уплаты фискальных доходов, влияющих на его экономическую силу. Независимо от экономического сознания в отношении к фискальной системе для плательщика часто является определяющим его реальное материальное положение в обществе. С другой стороны, на это явление может оказывать влияние и общее экономическое положение страны.

До внесения в 2001-2002 гг. существенных поправок в налоговое законодательство в России имел место высокий уровень налоговой нагрузки на юридических и физических лиц. По мнению российских экономистов, до начала налоговой реформы налоговая нагрузка составляла около 45-60% доходов хозяйствующего субъекта, в зависимости от его отраслевой принадлежности. Это существенно превышало ту границу, за которой теряется всякий смысл предпринимательской деятельности. Подобная ситуация сдерживает расширенное воспроизводство, в условиях низкой эффективности деятельности затрудняет погашение всех возникающих налоговых обязательств предприятий. При этом следует отметить, что и в нынешних условиях налоговая нагрузка на предприятия и организации неодинакова в различных отраслях экономики.

Вместе с тем, на наш взгляд, отсутствует прямая однозначная зависимость между снижением налогового бремени и уменьшением налоговых недоимок и, соответственно, налоговой задолженности в целом. Так, в ходе исследования, проведенного в 2003-2004 гг. под эгидой Аналитического центра «Эксперт», исследовались потенциальные реакции налогоплательщиков-предприятий на различные варианты налоговых новаций.

Приведенные в исследовании данные позволили сделать следующие выводы:

1. Гораздо менее половины респондентов отмечают мотивирующее воздействие снижения налоговой нагрузки на снижение задолженности по налогам.

2. В наибольшей мере к погашению налоговой задолженности предприятия мотивируются при снижении нагрузки по НДС и ЕСН (налогам, которые относительно нейтральны к финансовому положению предприятий), по этой же причине «запирающий» эффект от погашения налоговой задолженности по отношению к другим «откликам» предприятий наиболее сильно проявляется при снижении нагрузки по НДС и ЕСН. Значительно более сдержанно респонденты оценили воздействие на погашение налоговой задолженности новаций по налогу на прибыль.

Уровень прожиточного минимума.

Уклонение от уплаты налогов обусловливается также и реальным уровнем прожиточного минимума. Если налогоплательщик, регулярно осуществляя свою деятельность, не получает достаточно доходов, в определенных случаях (в зависимости от своих возможностей и знаний) он может переключиться на другие источники дохода, которые не поддаются какому-либо контролю, в том числе и финансовому.

Экономические причины, побуждающие налогоплательщика к уклонению, обусловлены местом, которое он занимает в общественном разделении труда. Вступая на рынок в качестве монопольного субъекта, при определении цены на свою продукцию он имеет преимущество в возможности частично избежать налогового бремени, перекладывая его на других производителей.

Фактор избежания налогообложения подвержен регулирующему влиянию рынка. Например, периоды дефицита определенных товаров, когда государство вынуждено строго регулировать рынок, устанавливая цены и контролируя поставки некоторых видов товаров, являются благоприятными для развития уклонения от уплаты налогов. В этих условиях введение контроля над рынком часто ведет к созданию параллельного незаконного, скрытого рынка. Сделки на этом рынке часто заключаются с целью обойти налоговые органы и получить чистую прибыль.

Иные экономические условия.

Экономические процессы могут оказать двоякое воздействие на уклонение от уплаты налогов. Если экономическая конъюнктура способствует переложению налога, то считается, что плательщик непосредственно не заинтересован в уклонении от него, потому что, перекладывая налоговое бремя на других (через добавку к цене), он легко и просто освобождается от него. Однако в этом случае необходимо учитывать эластичность спроса, то есть при какой цене с учетом налога товар перестанут покупать. Напротив, в периоды экономических кризисов плательщики склонны избегать налогообложения с целью увеличения на величину налога собственных доходов, которые в таких условиях реально снижаются.

Значительное влияние на рост налоговой задолженности оказали поляризация населения по уровню доходов и низкий уровень жизни большей части населения России. Резкое расслоение вызывает высокий уровень социального напряжения между разными слоями населения. Часть населения считает себя обделенной государством и поэтому отторгает попытки государства ввести экономические правила, закрепляющие сложившееся несправедливое, на их взгляд, положение.

В этой связи существует (как адекватная реакция населения на допущенную социальную несправедливость) высокая степень готовности части населения России поправить свое материально-финансовое положение за счет уклонения от налогообложения. Иными словами, у части россиян сложилась установка: совершая правонарушения, они поступают не хуже, чем поступило с ними государство в период перестройки.

Отсюда следует, что питательной средой для уклонения от уплаты налогов определенной части общества служат высокие темпы имущественного расслоения населения, в том числе обнищание значительной его части, потенциально готовой к нарушению закона ради выживания и обеспечения элементарных средств своего существования.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru

Популярное:

  • Основной закон теплопроводности закон фурье Электронная библиотека Рассмотрим элемент изотермической поверхности площадью dF (рис. 1.6). По направлению нормали n покажем вектор grad θ. Он, как уже отмечалось, направлен в сторону повышения температуры. Следовательно, поток […]
  • Обращение залога на квартиру Обращение взыскания на единственное жилье На практике существуют ситуации, когда у должника-физического лица (индивидуального предпринимателя) нет имущества. Нет имущества, достаточного для погашения требований кредиторов. Кроме […]
  • Когда вступил закон о запрете курения "Антитабачный" закон и особенности его применения с 1 июня 2013 года С 1 июня 2013 года, за исключением нескольких положений, вступает в силу Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ "Об охране […]
  • Арендатор имеет право на субаренду Заключение договора аренды нежилого помещения на 11 месяцев с пролонгацией: образец, описание процедуры Собственник нежилого помещения старается извлечь из своей недвижимости прибыль, поэтому сдает ее в аренду. Договор с […]
  • Сроки ответа на заявления граждан закон Срок рассмотрения госорганами обращений граждан предлагается сократить до 15 дней Максимальный срок рассмотрения обращений граждан государственными и муниципальными органами, а также должностными лицами предлагается сократить с […]
  • Образец заполнение платежного поручения по налогам в 2018 году Заполнение платежного поручения в 2018 году: образец Актуально на: 11 января 2018 г. ​Образец платежного поручения НДФЛ Чтобы деньги попали в бюджет, необходимо правильно заполнить платежное поручение на перечисление того или […]
  • Штраф за отсутствие медосмотра на предприятии Размер штрафа за непрохождение медосмотра Штраф за непрохождение медосмотра - предусмотрен он или нет? В нашей статье вы найдете ответ на этот вопрос. Также вы узнаете, каков размер такого штрафа и когда за рассматриваемое […]
  • Инвентаризации расчетов по налогам и сборам Инвентаризация расчетов Обновление: 13 февраля 2017 г. Образец приказа о проведении инвентаризации расчетов Инвентаризация должна проводиться в любой организации, это установлено ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ […]