Несостоятельность как основание ликвидации юридического лица

Несостоятельность (банкротство) юридического лица

Несостоятельность (банкротство) юридического лица — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Разъяснение

Несостоятельность (банкротство) юридического лица — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Суть процедуры банкротства в том, что юридическое лицо, которое не в состоянии в полном объеме выплатить свои долги, выплачивает долги за счет своего имущества, после чего ликвидируется. Не выплаченные долги, на которых не хватило средств у организации, списываются.

Банкротство позволяет очистить экономический оборот от долгов, которые все равно не могут быть взысканы, из-за недостатка имущества.

Участникам (акционерам) признание юридического лица банкротом позволяет начать свою жизнь с чистого листа, не будучи обремененными долгами, нереальными к выплате.

Несостоятельность (банкротство) юридического лица регулируется статьей 65 Гражданского кодекса России (ГК РФ) и Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Процедура банкротства не применяется к казенным предприятиям, учреждениям, политическим партиям и религиозным организациям. Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда (п. 1 ст. 65 ГК рФ).

Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 65 ГК РФ).

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы (п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Признаки банкротства

1) Наличие суммарной неисполненной задолженности по обязательствам в размере не менее 300 000 рублей (для организаций) и не менее 500 000 рублей (для физических лиц);

2) Срок просрочки неисполненной задолженности превышает 3 месяца.

3) Неспособность в полном объеме удовлетворить требования всех кредиторов по денежным обязательствам.

Все указанные выше условия (признаки банкротства) должны быть выполнены одновременно, для того, чтобы лицо могло быть признано несостоятельным (банкротом).

Процедуры банкротства

Процедуры, применяемые в деле о банкротстве перечислены в статье 27 Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»:

1. При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры:

Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. После того, как должник признается банкротом, вводится конкурсное производство.

2. При рассмотрении дела о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, применяются:

Реструктуризация долгов гражданина;

Реализация имущества гражданина;

Субсидиарная ответственность менеджеров и собственников при банкротстве организации

Закон о банкротстве устанавливает возможность привлечения к субсидиарной (дополнительной) ответственности менеджеров и собственников компании в случае банкротства этой организации. Такая ответственность применяется не всегда, а только при наступлении определенных обстоятельств (вины менеджеров и собственников). Для этих целей Закон о банкротстве ввел понятие:

Контролирующее должника лицо — лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем три года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность в силу нахождения с должником в отношениях родства или свойства, должностного положения либо иным образом определять действия должника.

К контролирующим должника лицам могут быть отнесены некоторые менеджеры (руководящий состав) и собственники компании.

Субсидиарная ответственность может распространяться на лиц, которые признаются Контролирующими должника лицами.

Структура федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» структурирован следующим образом:

Закон делится на главы. Например, «Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ». Всего в законе 12 глав;

Главы состоят из статей. Например, «Статья 11. Права кредиторов и уполномоченных органов». Всего в законе 233 статьи;

Статьи могут состоять из пунктов. Например, «Статья 17. Комитет кредиторов» состоит из восьми пунктов. Пункты обозначены арабскими цифрами (1., 2., 3. и т.д.). Общепринятая практика делить статью на части, а затем на пункты и подпункты, но в Законе о банкротстве статья делится именно на пункты, а не на части;

Пункты состоят из абзацев. Например, п. 3 ст. 17 состоит из семи абзацев. Абзацы цифрами или буквами не обозначаются.

НДС при банкротстве

Не признаются объектом обложения НДС операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами) (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Это правило было введено с 01.01.2015 Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ.

НДС не уплачивается только если должник признан банкротом. Это решение принимается перед стадией банкротства Конкурсное производство. На всех остальных стадиях банкротства НДС должником уплачивается.

Контролирующие органы считают, что работы и услуги, выполненные банкротом, облагаются НДС, так как в пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ не предусмотрено их освобождение от налогообложения (Письма Минфина России от 30.10.2015 N 03-07-14/62525, от 06.05.2015 N 03-07-11/26074, ФНС России от 17.08.2016 N СД-4-3/[email protected]).

НДС до 01.01.2015

До 01.01.2015 реализация имущества банкротов облагалась НДС, но этот НДС удерживал и уплачивал налоговый агент (п. 4.1. ст. 161 НК РФ — отменен с 01.01.2015).

Дополнительно

Признаки банкротства — условия, при наступлении которых, юридическое или физическое лицо могут быть признаны банкротами (несостоятельными).

Санация — меры, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве.

Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Арбитражный управляющий — профессиональный управленец, основной функцией которого является антикризисное управление организацией под контролем арбитражного суда.

Временный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Административный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Внешний управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» полномочий.

Конкурсный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» полномочий, или Агентство по страхованию вкладов, осуществляющее указанные полномочия в случаях, установленных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Финансовый управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для участия в деле о банкротстве гражданина.

Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя — процедура признания физического лица, зарегистрированного как индивидуальный предприниматель, банкротом.

Мораторий — приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей.

Контролирующее должника лицо — лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем три года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность в силу нахождения с должником в отношениях родства или свойства, должностного положения либо иным образом определять действия должника.

Ликвидация юридического лица — прекращение юридического лица без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

Очередность погашения требований кредиторов — установленная законом очередность погашения требований кредиторов при ликвидации или банкротстве юридического лица.

Субсидиарная ответственность менеджеров и собственников при банкротстве организации — предусмотренная законом дополнительная ответственность менеджеров (руководителя и иных лиц), собственников организации при банкротстве.

taxslov.ru

Банкротство как способ ликвидации юридического лица

В настоящее время в России многим организациям приходится тяжело. Поэтому фирмы, компании распадаются и исчезают. Для такого завершения бизнеса законодательством предусмотрена процедура ликвидации юридического лица. В случае если у фирмы, компании кроме неудач в бизнесе есть еще и долги, то одним из способов ликвидации юридического лица будет процедура банкротства. Данную процедуру регулирует Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

В законе банкротство определяется, как неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, признанная арбитражным судом.

Для того чтобы юридическое лицо было признано банкротом, оно должно удовлетворять соответствующим признакам, изложенным в законе.

В Гражданском кодексе РФ говорится лишь о невозможности удовлетворения требований кредиторов со стороны должника (ст. 25, 65). А в статье 1 ФЗ «О банкротстве» излагаются к тому же, как существенные (необходимые и достаточные), так и внешние, признаки банкротства. Существенные признаками несостоятельности являются:

  1. неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов (оплата товаров, работ, услуг, обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды);
  2. неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов в связи с превышением обязательств должника над его имуществом;
  3. неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов в связи с неудовлетворительной структурой его баланса.

К внешним признакам банкротства юридического лица относится приостановление текущих платежей при условии, что лицо не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения (ч. 2 ст. 1 Закона о несостоятельности).

После того, как арбитражный суд принимает решение о признании юридического лица банкротом, начинается конкурсное производство. С этого момента срок исполнения всех денежных обязательств должника считается наступившим. Кроме того, прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), прекращаются обязанности по уплате налогов и сборов, процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника (ст. 126 Закона о банкротстве).

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о ликвидации должника. Вместе с этим событием конкурсное производство считается завершенным.

www.ukon.su

Юридические лица и публичные образования как участники гражданских правоотношений

Ликвидация юридического лица

  1. по решению его учредителей (участников);
  2. либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Принудительная ликвидация возможна только по решению суда в случае:

  1. допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер,
  2. либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом,
  3. либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов,
  4. либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям,
  5. а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.

Требование о ликвидации юридического лица в принудительном порядке может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом (например, антимонопольным органом).

Порядок ликвидации. Ликвидация юридического лица включает в себя несколько этапов
1 этап. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
2 этап. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о его ликвидации, а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
3 этап. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов. Данное положение не распространяется на учреждения, которые несут ответственность только денежными средствами. Субсидиарную ответственность по их обязательствам несет собственники имущества.
4 этап. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса РФ.

  1. в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
  2. во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
  3. в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
  4. в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  5. в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков, или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, а также требования организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с законом о страховании вкладов граждан в банках.
Так, в судебной практике возник спор относительно очередности погашения требования вкладчиков-физических в части неустойки в связи с несвоевременным возвратом банковского вклада. Чуплыгина Л.А. обратилась в арбитражный суд с заявлением, в котором она просит признать требования в размере 10000,32 долларов США -проценты по вкладу до даты отзыва у должника лицензии на осуществление банковских операций, в размере 383,70 долларов США
— неустойка до даты отзыва у должника лицензии на осуществление
банковских операций.

Определением арбитражного суда удовлетворено заявление Чуплыгиной Л.А. на сумму 192,72 долларов США и 123,46 долларов США, в остальной части в удовлетворении заявления отказано. Конкурсный управляющий ОАО «АБ «Инкомбанк» внес в реестр требований кредиторов ОАО «АБ «Инкомбанк» первой очереди удовлетворения требование Чуплыгиной Л.А. по процентам по договору банковского вклада в размере 192,72 долларов США на дату признания должника банкротом. Кроме того, конкурсный управляющий внес в реестр требований кредиторов требование Чуплыгинои Л.А. по неустойке в размере 123,46 долларов США с очередностью удовлетворения после погашения задолженности по основному долгу и процентам кредиторов пятой очереди.
В кассационной жалобе Чуплыгина Л.А. просит отнести неустойку по договору банковского вклада в первую очередь удовлетворения после основного долга и процентов, ссылаясь на неправильное применение п. 3 ст. 338 Гражданского кодекса РФ.
Согласно пп. 1 ст. 64 Гражданского кодекса РФ при ликвидации банков в первую очередь удовлетворяются требования граждан, средства которых привлечены банком. Аналогичные положения содержатся в ст. 49 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». В перечисленных нормах законодатель не разделил требования кредиторов — физических лиц на требования о возврате суммы вклада, процентов на сумму вклада и на требования о взыскании неустоек и убытков в связи с неисполнением банком своих обязательств по договорам банковского вклада. В связи с этим все указанные требования вкладчиков-физических лиц подлежат удовлетворению в первую очередь (Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12 марта 2002 г. № КГ-А40/1169-02).
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.
5 этап. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.»Обзор судебной практики по делам, связанным с ликвидацией юридических лиц дан в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 января 2000 г. № 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)»12.
Одним из оснований как добровольной, так и принудительной ликвидации юридического лица является несостоятельность (банкротство)

Несостоятельность (банкротство) – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию. В этом случае основной целью ликвидации является справедливое распределение оставшегося имущества юридического лица между его кредиторами в рамках конкурсного производства.

Принудительное банкротство осуществляется по решению суда, добровольное – по решению самого несостоятельного (банкрота). В некоторых случаях несостоятельный должник обязан обратиться в суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом).
Порядок ликвидации в случае несостоятельности определен Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве )». Несостоятельным (банкротом) в соответствии со ст. 65 Гражданского кодекса РФ может быть признано по решению суда юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо фонда. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо фонда, может совместно с кредиторами принять решение об объявлении о своем банкротстве и о добровольной ликвидации.
Казенные предприятия и некоммерческие организации, кроме потребительских кооперативов и фондов, не могут быть признаны несостоятельными (банкротами).

Признаки и критерии несостоятельности (банкротства). В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем сто тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Процедуры несостоятельности. Согласно ст. 27 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) при рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

  • наблюдение;
  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение.

До применения процедур банкротства к должнику могут быть применены предупредительные меры, направленные на предупреждение банкротства. Ст. 31 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» регулирует одну из таких мер – досудебную санацию. Досудебная санация – это предоставление финансовой помощи в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника. Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.
Первая судебная процедура, применяемая к должнику в целях сохранения его имущества, осуществления анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов, проведения первого собрания кредиторов носит название наблюдения. На период наблюдения назначается временный управляющий, который, не вмешиваясь в хозяйственную деятельность должника, наблюдает за сохранностью его имущества и осуществляет финансовый анализ в целях выявления перспектив должника.
Вторая судебная стадия развития конкурсных отношений, которая является не обязательной, а возможной при наличии определенных предпосылок (как правило, это ожидаемое удовлетворение всех требований кредиторов в течение достаточного длительного срока без осуществления активных экономических и юридических мероприятий) —финансовое оздоровление.
Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. В определении о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утвержденный судом график погашения задолженности. Срок финансового оздоровления не может превышать двух лет. Внешнее управление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности путем осуществления независимым субъектом — внешним управляющим -активных (как экономических, так и юридических) действий, направленных на оздоровление финансового состояния должника.
Внешне управление является факультативной стадией, которая может вводится после наблюдения или финансового оздоровления.

Конкурсное производство – заключительная процедура конкурсного процесса, применяемая к должнику, несостоятельность которого признана арбитражным судом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Данная стадия является ликвидационной и вводится с момента вынесения судом решения о признании должника банкротом сроком на один год с возможностью продления на шесть месяцев. Основная цель конкурсного производства – формирование и распределение имущества должника между кредиторами в соответствии с принципами очередности, соразмерности, пропорциональности.

Мировое соглашение — процедура банкротства, которая может быть отнесена к числу восстановительных, поскольку влечет прекращение производства по делу о несостоятельности (банкротстве) вследствие договоренности должника и кредиторов по вопросу о порядке, сроках, условия погашения задолженности. Мировое соглашение – это сделка между должником и кредиторами, которая может быть заключена на любой судебной стадии конкурсного производства.

gr-pravo-rf.ru

Ликвидация юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом)

Согласно абз. I п. 4 ст. 61 ГК юридическое лицо, за исключением учреждения, казенного предприятия, политической партии и религиозной организации, ликвидируется в соответствии со ст. 65 ГК вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Более того, если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно вообще может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК.

Государственная корпорация или государственная компания может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом), только если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

Согласно п. 3 ст. 65 ГК основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливаются Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве). В соответствии с ГК Закон о банкротстве устанавливает основания для признания должника несостоятельном (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов (п. 1 ст. 1 Закона о банкротстве).

В ст. 2 Закона о банкротстве несостоятельность (банкротство) определяется как признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. В качестве должника может выступать гражданин (ст. 202–213 Закона), в том числе индивидуальный предприниматель (ст. 214–216 Закона) или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (налогов, сборов и т.п.) в течение установленного законом срока. По общему правилу этот срок составляет три месяца с даты, когда указанные обязательства и (или) обязанность должны были быть исполнены. В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о банкротстве для признания гражданина банкротом необходимо также, чтобы сумма его обязательств превышала стоимость принадлежащего ему имущества.

Здесь следует отметить, что в цивилистической доктрине ведется немало дискуссий по поводу соотношения понятий «несостоятельность» и «банкротство». При этом одни ученые следуют позиции законодателя и не выделяют особых различий между указанными терминами, другие – напротив, находят в каждом из определений самостоятельные отличительные признаки. По мнению последних, различие между «несостоятельностью» и «банкротством» заключается главным образом в тому что несостоятельный должник при определенных условиях сможет расплатиться с долгами и вернуться к нормальной хозяйственной деятельности, а для должника, признанного банкротом, такой возможности уже не существует (так как с момента вынесения решения о признании должника банкротом фиксируется не только его фактическая несостоятельность, но и отсутствие возможности (даже потенциальной) восстановить свою платежеспособность в будущем).

Предупреждение банкротства. В Законе о банкротстве большое значение придается предупреждению банкротства, в том числе санации, т.е. мерам, принимаемым собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве (ст. 2 Закона).

Кроме того, даже в рамках процедур, применяемых в деле о банкротстве, после наблюдения (ст. 62–75 указанного Закона) предполагается проведение финансового оздоровления, т.е. мер по восстановлению платежеспособности должника и погашению его задолженности в соответствии с намеченным графиком (ст. 76–92). Но и после этого возможен переход лишь к внешнему управлению (ст. 93–123), которое вместе с финансовым оздоровлением может продолжаться два года (п. 2 ст. 92). Только после этих предбанкротных процедур на базе решения арбитражного суда о признании должника банкротом открывается конкурсное производство (ст. 124–149 Закона), которое вводится сроком на шесть месяцев с возможным продлением (п. 2 ст. 124). Однако даже в ходе конкурсного производства, если в отношении должника не вводились процедуры финансового оздоровления и (или) внешнего управления, конкурсный управляющий при наличии достаточных оснований для восстановления платежеспособности должника обязан инициировать процесс прекращения конкурсного производства и перехода к внешнему управлению (п. 1 ст. 146).

Особую процедуру банкротства составляет мировое соглашение, применяемое на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами (ст. 150–167 Закона о банкротстве).

Согласно Закону о банкротстве дело о банкротстве должника – юридического лица, но общему правилу, может быть возбуждено арбитражным судом при наличии суммы задолженности в 100 тыс. руб. В отношении должника – гражданина эта сумма должна быть не менее К) тыс. руб. При этом должны иметь место все признаки банкротства, установленные ст. 3 Закона о банкротстве (п. 2 ст. 6 Закона). Важным правилом данного Закона является и то, что для возбуждения производства по делу о банкротстве по заявлению конкурсного кредитора, а также по заявлению уполномоченного органа по денежным обязательствам принимаются во внимание только требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда или третейского суда (абз. 1 п. 3 ст. 6). Что касается требований уполномоченных органов об уплате обязательных платежей, то они принимаются в тех же целях, только если они были подтверждены решениями налогового органа или таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда (абз. 2 п. 3 ст. 6 указанного Закона). Более того, право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с должника денежных средств. При этом право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении 30 дней с даты принятия решения налогового органа или таможенного органа о взыскании задолженности либо вступившего в законную силу решения суда или арбитражного суда. Частичное исполнение требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа не является основанием для отказа арбитражным судом в принятии заявления о признании должника банкротом, если сумма неисполненных требований составляет не менее 100 тыс. руб. к должнику – юридическому лицу, не менее К) тыс. руб. к должнику – гражданину (ст. 7 Закона о банкротстве).

Арбитражный управляющий и саморегулируемые организации арбитражных управляющих. Статья 2 Закона о банкротстве дает определение арбитражного управляющего. Согласно указанной статье им может быть гражданин РФ, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Или иными словами, арбитражный управляющий – это гражданин РФ, специально подготовленный в сфере антикризисного управления предприятиями, утверждаемый при соблюдении особого порядка арбитражным судом и являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих. В Российской Федерации различают четыре категории арбитражных управляющих:

1) временный управляющий – арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения;

2) административный управляющий – арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления;

3) внешний управляющий – арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных полномочий;

4) конкурсный управляющий – арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных законом полномочий.

Любой арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую Законом о банкротстве профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой. При этом арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности, а также предпринимательской деятельностью при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение им обязанностей, установленных Законом о банкротстве и Федеральным законом от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве). Арбитражный управляющий вправе быть членом только одной саморегулируемой организации. Здесь важно отметить, что детально правовой статус саморегулируемых организаций арбитражных управляющих наряду с Законом о банкротстве регламентирует Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Согласно п. 1 ст. 3 этого Закона саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» и другими федеральными законами, основанные па членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих приобретается некоммерческой организацией с даты включения сведений о некоммерческой организации в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Основанием для включения сведений о некоммерческой организации в этот реестр является выполнение ею следующих обязательных требований:

• соответствие не менее чем ста ее членов условиям членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих, утвержденным саморегулируемой организацией;

• участие ее членов не менее чем в ста (в совокупности) процедурах, применяемых в делах о банкротстве (в том числе не завершенных на дату включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих), за исключением процедур, применяемых в делах о банкротстве к отсутствующим должникам;

• наличие компенсационного фонда, сформированного в размере и в порядке, которые установлены ст. 25.1 Закона о банкротстве;

• наличие разработанных в соответствии с требованиями закона и являющихся обязательными для выполнения членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих;

• создание органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации арбитражных управляющих, функции и компетенция которых соответствуют требованиям, предусмотренным ст. 21.1 Закона о банкротстве.

Ликвидация некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих, осуществляется в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях с учетом особенностей, установленных Законом о банкротстве. Здесь важно отметить, что саморегулируемая организация арбитражных управляющих не может быть реорганизована (ст. 21 данного Закона).

Саморегулируемые организации арбитражных управляющих вправе создавать объединения саморегулируемых организации и быть их членами. Объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, в составе которого более чем 50% всех саморегулируемых организаций, сведения о которых включены в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, вправе приобрести статус национального объединения саморегулируемых организаций в порядке, установленном Законом о банкротстве (п. 2 ст. 26.1 Закона). Объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих приобретает статус национального объединения саморегулируемых организаций арбитражных управляющих с даты включения сведений о нем в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Национальное объединение саморегулируемых организации арбитражных управляющих вправе:

– разрабатывать федеральные стандарты;

– разрабатывать единую программу подготовки арбитражных управляющих;

– представлять интересы саморегулируемых организаций в их отношениях с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления;

– защищать права и законные интересы саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;

– обжаловать в судебном порядке акты и действия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающие права и законные интересы любой саморегулируемой организации или группы саморегулируемых организаций;

– привлекать к обсуждению правовых, экономических, социальных проблем деятельности арбитражных управляющих союзы, ассоциации, объединения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, иные организации;

– формировать предложения о совершенствовании правового и экономического регулирования деятельности арбитражных управляющих;

– осуществлять обмен информацией и проводить совместные мероприятия с заинтересованными российскими юридическими лицами, международными организациями, иностранными организациями, иностранными учеными и специалистами;

– направлять представителей для участия в комиссиях по приему теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих;

– направлять представителей для участия в работе ликвидационных комиссий саморегулируемых организаций;

– осуществлять иные соответствующие целям своей деятельности полномочия.

При этом саморегулируемая организация арбитражных управляющих устанавливает следующие обязательные условия членства в ней:

• наличие высшего образования;

• наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем шесть месяцев или стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными саморегулируемой организацией;

• сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;

• отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;

• отсутствие судимости за совершение умышленного преступления.

Условиями членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих являются также наличие у члена саморегулируемой организации договора обязательного страхования ответственности, отвечающего установленным ст. 24.1 Закона о банкротстве требованиям, внесение членом саморегулируемой организации установленных ею взносов, в том числе взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации.

Важно иметь в виду, что арбитражным судом в качестве управляющих (временных, административных, внешних или конкурсных) не могут быть утверждены в деле о банкротстве арбитражные управляющие, которые:

– являются заинтересованными лицами по отношению к должнику, кредиторам;

– полностью не возместили убытки, причиненные должнику, кредиторам или иным лицам в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на арбитражного управляющего обязанностей в ранее проведенных процедурах, применяемых в деле о банкротстве, и факт причинения которых установлен вступившим в законную силу решением суда;

– дисквалифицированы или лишены в порядке, установленном федеральным законом, права занимать руководящие должности и (или) осуществлять профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами;

– не имеют заключенных в соответствии с требованиями Закона о банкротстве договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве;

– не имеют установленной формы допуска к государственной тайне, если наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего, а также в отношении которых введены процедуры, применяемые в деле о банкротстве.

Деятельность арбитражного управляющего осуществляется по двум основным направлениям:

• во-первых, контроль за действиями руководства должника (в том числе обеспечение сохранности его имущества);

• во-вторых, изучение финансового состояния должника с целью определения возможности и целесообразности проведения реорганизационных (восстановительных) или ликвидационных процедур.

Законодательство о банкротстве наделяет арбитражного управляющего в деле о банкротстве следующими правами:

– созывать собрание кредиторов;

– созывать комитет кредиторов;

– обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве;

– получать вознаграждение в размерах и порядке, которые установлены Законом о банкротстве (вознаграждение, выплачиваемое арбитражному управляющему в деле о банкротстве, состоит из фиксированной суммы и суммы процентов. Кроме того, ему может выплачиваться и дополнительное вознаграждение за счет средств кредиторов, принявших решение об установлении дополнительного вознаграждения, или причитающихся им платежей в счет погашения их требований) (п. 3, 8 ст. 20.6);

– привлекать для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на договорной основе иных лице оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено Законом о банкротстве, стандартами и правилами профессиональной деятельности или соглашением арбитражного управляющего с кредиторами;

– запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления;

– подать в арбитражный суд заявление об освобождении от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.

Следует иметь в виду, что привлекаемые арбитражным управляющим в соответствии сданным Законом реестродержатель, аудиторская организация (аудитор), оценщик и организатор торгов не могут быть заинтересованными лицами по отношению к арбитражному управляющему, должнику и его кредиторам. Необходимо также отметить, что физические лица, юридические лица, государственные органы и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.

Законодательство о банкротстве налагает на арбитражного управляющего и следующие обязанности:

– принимать меры по защите имущества должника;

– анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности;

– вести реестр требований, кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве;

– предоставлять реестр требований кредиторов лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов, в течение трех дней с даты поступления требования в случаях, предусмотренных указанным Законом;

– в случае выявления признаков административных правонарушений и (или) преступлений сообщать о них в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях;

– предоставлять собранию кредиторов информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц;

– разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве. Обязанность доказывать неразумность и необоснованность осуществления таких расходов возлагается на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением в арбитражный суд;

– выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства в порядке, установленном федеральными стандартами, и сообщать о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях;

– осуществлять иные установленные Законом о банкротстве функции.

Кроме того, на арбитражного управляющего возлагается обязанность заключить со страховой организацией договор обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего за причинение убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на арбитражного управляющего обязанностей на срок не менее чем год с условием его возобновления на тот же срок (п. 1 ст. 24.1 Закона о банкротстве).

При этом неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего, является основанием для отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения данных обязанностей по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве, (абз. 1 п. 1 ст. 20.4 Закона о банкротстве).

Здесь необходимо отметить, что наряду с общими правами и обязанностями на арбитражного управляющего, в зависимости от конкретной процедуры банкротства, законодательством о банкротстве возлагаются и специальные полномочия.

Так, при проведении процедуры наблюдения временный управляющий:

принимает меры по обеспечению сохранности имущества должника;

• проводит анализ финансового состояния должника;

• выявляет кредиторов должника;

• ведет реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве;

• уведомляет кредиторов о введении наблюдения;

• созывает и проводит первое собрание кредиторов.

При этом основная задача временного управляющего – изучить финансовое состояние должника. По итогам своей работы временный управляющий готовит обоснованное заключение (анализ) его финансового состояния, на основе которого первое собрание кредиторов должника принимает решение о целесообразности введения следующей реабилитационной процедуры банкротства или о невозможности восстановления платежеспособности должника и открытии конкурсного производства.

Особенности процедуры финансового оздоровления накладывают отпечаток на специфику прав и обязанностей административного управляющего. В частности, он вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника, о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника и об отмене таких мер, вправе предъявлять требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований Закона о банкротстве. Кроме того, административный управляющий имеет право требовать от руководителя должника получения информации о текущей деятельности должника, согласовывать сделки и решения должника в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве, и предоставлять информацию кредиторам об указанных сделках и о решениях. Он также вправе принимать участие в инвентаризации вслучае ее проведения должником. При этом одной из основных обязанностей административного управляющего является осуществление контроля за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности. В процессе проведения процедуры финансового оздоровления административный управляющий также обязан:

– вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве;

– созывать собрания кредиторов в случаях, установленных этим Законом;

– рассматривать отчеты о ходе выполнения графика погашения задолженности и плана финансового оздоровления (при наличии такого плана), представленные должником, и предоставлять собранию кредиторов заключения о ходе выполнения графика погашения задолженности и плана финансового оздоровления;

– предоставлять собранию кредиторов или комитету кредиторов на рассмотрение информацию о ходе выполнения графика погашения задолженности в порядке и в объеме, которые установлены собранием кредиторов или комитетом кредиторов;

– осуществлять контроль за своевременным исполнением должником текущих требований кредиторов;

– осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов;

– в случае неисполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности требовать от лиц, предоставивших обеспечение исполнения должником обязательств согласно графику погашения задолженности, исполнения обязанностей, вытекающих из предоставленного обеспечения и т.д.

Внешний управляющий при проведении процедуры внешнего управления в отличие от временного и административного управляющего полностью заменяет руководителя должника, поскольку к нему переходят полномочия всех органов управления юридического лица, в том числе полномочия по распоряжению имуществом, за исключением совершения крупных сделок, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Внешний управляющий вправе заключать такие сделки только с согласия собрания (комитета) кредиторов, если иное не предусмотрено одобренным ими планом внешнего управления (п. 4 ст. 101 Закона о банкротстве).

Так, согласно Закону о банкротстве полномочия внешнего управляющего при осуществлении процедуры внешнего управления можно условно разделить на две группы:

а) полномочия, осуществляемые внешним управляющим в качестве руководителя должника;

б) полномочия, связанные с выполнением мероприятий в рамках процедуры внешнего управления.

Таким образом, к числу дополнительных прав внешнего управляющего можно отнести право на отказ от исполнения договоров и иных сделок должника; право на предъявление в арбитражный суд требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований указанного Закона; право заявлять требования о взыскании убытков, причиненных действиями (бездействием) членов коллегиальных органов управления должника, членов совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, собственника имущества должника, лицами, действовавшими от имени должника в соответствии с доверенностью, иными лицами, действовавшими в соответствии с учредительными документами должника. Подробно права и обязанности внешнего управляющего регламентированы в ст. 99 Закона.

По результатам своей деятельности внешний управляющий представляет на рассмотрение собрания кредиторов отчет.

Права и обязанности конкурсного управляющего, которыми он обладает в рамках конкурсного производства, включают в себя не только общие права и обязанности арбитражных управляющих, указанные в ст. 20.3 Закона о банкротстве, но и специальные правомочия, закрепленные в ст. 129 данного

Закона, а также определенные уставными положениями в отношении органов управления организации-должника. С момента утверждения конкурсного управляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе полномочия по распоряжению имуществом должника. Полномочия конкурсного управляющего весьма обширны. В целях наиболее эффективного решения задач конкурсного производства законодатель наделяет конкурсного управляющего рядом правомочий, которые можно разделить на четыре группы:

1) правомочия конкурсного управляющего по распоряжению имуществом предприятия-должника;

2) правомочия конкурсного управляющего по формированию конкурсной массы;

3) правомочия конкурсного управляющего по распределению конкурсной массы;

4) иные правомочия конкурсного управляющего при проведении конкурсного производства.

Говоря о несостоятельности (банкротстве), важно отметить, что этот институт нацелен прежде всего на восстановление платежеспособности должника и лишь в исключительных случаях (при полной неплатежеспособности и невозможности ее восстановления) на ликвидацию.

studme.org

Популярное:

  • Страховая часть пенсии военного пенсионера Особенности начисления страховой пенсии для военных пенсионеров в 2018 году Для военнослужащих существуют особые распорядки и требования для получения военной пенсии. Отправиться на заслуженный отдых можно по выслуге лет либо […]
  • Правило переноса запятой в делении Деление десятичных дробей, правила, примеры, решения. Продолжаем изучать действия с десятичными дробями, пришло время поговорить про деление десятичных дробей. Начнем с общих принципов деления десятичных дробей. Дальше […]
  • Когда можно уходить на пенсию военнослужащему Увеличен пенсионный возраст для военнослужащих Предельный срок выхода на пенсию для военнослужащих увеличен на пять лет. Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 2 апреля 2014 года № 64-ФЗ "О внесении изменений […]
  • Во сколько в россии женщины уходят на пенсию Пенсионный возраст в России. Досье 14 июня Медведев объявил, что предлагается поэтапно повысить пенсионный возраст до 65 лет для мужчин и 63 для женщин ТАСС-ДОСЬЕ. 14 июня 2018 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев объявил, […]
  • Государственная служба с судимостью Судимость может стать препятствием для поступления на муниципальную службу Ранее судимым гражданам могут запретить поступать на муниципальную службу. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму Законодательным собранием […]
  • Умрихина нотариус Умрихина нотариус На службе военной и нотариальной Н.А. Болотов, доктор исторических наук, профессор, декан факультета истории и права Волгоградского государственного педагогического университета Совсем недавно […]
  • Возраст пенсии гос служащих ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 14 февраля 2018 В 2018 году для назначения страховой пенсии возраст работающих […]
  • Пенсия 2018 года возрост Во сколько лет уходят на пенсию женщины в России с 2018 года? В 2018 году женщины могут начать получать страховую пенсию по старости, если им исполнилось 55 лет, а также при условии выработки необходимого трудового стажа (в 2018 […]