Нормы обеспечения судов

Обеспечение судов иными материально-техническими средствами

В соответствии с установленной законом компетенцией Судебного департамента по материально-техническому обеспечению судов Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и органы Судебного департамента в субъектах Российской Федерации осуществляют:

· Обеспечение судов мебелью и предметами интерьера.

Обеспечение судов мебелью (для залов судебных заседаний, служебных кабинетов судей, кабинетов работников аппаратов судов), предметами интерьера, бытовой техникой осуществляется в соответствии с Временной нормой № 1 обеспечения мебелью; Временной нормой № 3 обеспечения климатическим и прочим оборудованием (техникой); Временной нормой № 7 обеспечения бытовой техникой, бытовыми приборами, предметами интерьера, хозяйственным и прочим инвентарем федеральных судов общей юрисдикции, а также в соответствии с Перечнями мебели и предметов интерьера, прочего оборудования (техники), бытовой техники, бытовых приборов и прочих материально-технических средств, которые допускается приобретать для обеспечения кабинетов и помещений федеральных судов общей юрисдикции (утв. приказом Судебного департамента от 1 октября 2012 г. № 185).

· Обеспечение судов компьютерной и оргтехникой.

Обеспечение судов компьютерной и оргтехникой (серверами; компьютерами; принтерами; сканерами; копировально-множительными аппаратами; программно-аппаратными комплексами аудиозаписи хода судебных заседаний; диктофонами; факсимильными аппаратами; франкировальными машинами и др.); средствами связи (телефонными аппаратами; системами видеоконференц-связи) осуществляется в соответствии с Временной нормой № 2 обеспечения компьютерной техникой, средствами связи и оргтехникой федеральных судов общей юрисдикции (утв. приказом Судебного департамента от 1 октября 2012 г. № 185).

· Обеспечение судей и работников аппаратов судов служебным обмундированием.

Обеспечение судей и работников аппаратов судов (кроме мировых судей) служебным обмундированием осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи мантий судьям инструкции о порядке выдачи служебного обмундирования судьям и имеющим классные чины работникам судов общей юрисдикции (утв. приказом Судебного департамента от 25 января 1999 г. № 5).

· Обеспечение судов транспортными средствами.

Обеспечение судов транспортными средствами (служебными автомобилями; бронированными автомобилями – для судов, расположенных в регионах с повышенной криминогенной обстановкой; снегоходами, аэросанями, катерами, лодками – для судов, расположенных в районах Крайнего Севера и местностях со сложными климатическими условиями) осуществляется в соответствии с Временной нормой № 5 обеспечения автомобильным транспортом и другими транспортными средствами федеральных судов общей юрисдикции (утв. приказом Судебного департамента от 1 октября 2012 г. № 185).

www.cdep.ru

Нормы нагрузки и информатизация судов: что обсуждали на Совете судей

С 22 по 26 января в «Президент-отеле» проходит очередной Совет судей. На пленарном заседании 24 января представители судейского корпуса обсудили, в какой стадии находится разработка норм нагрузки судей, сколько судов готово к рассмотрению дел с участием присяжных и какие проблемы больше всего волнуют судей. Представители ФПА и СПЧ обозначили свои вопросы, для решения которых нужна консолидация с судебной властью.

Мероприятие началось с речи председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева. Он сразу отметил, что большую часть вопросов они с коллегами обсудили на мероприятии, посвященном 95-летию со дня основания ВС. В связи с этим докладчик оказался краток и подчеркнул, что ряд важных аспектов деятельности судейского корпуса он с присутствующими собирается более подробно разобрать на конференции, которая состоится в феврале этого года. «Предлагаю провести ее в режиме видео-конференц-связи, такой опыт у нас уже есть, тогда и подведем определенные итоги», – сказал глава ВС.

Новые технологии и судебная ошибка с проступком

Большая часть выступлений на заседании оказалась посвящена итогам 2017 года. Генеральный директор Судебного департамента при Верховном суде Александр Гусев представил отчет о работе их ведомства в прошедшем году. Он отметил, что в уходящем году удалось добиться увеличения бюджетного финансирования судов – больше денег выделили на траты по госконтрактам, оплату труда государственных гражданских служащих и т. д. Докладчик особенно подчеркнул повышение уровня технической оснащенности судов, которая продолжает расти. В качестве конкретного примера он привел то, что впервые ежегодный семинар-совещание глав судов прошло с использованием видео-конференц-связи в 2017 году. А вообще, в уходящем году свыше 1400 заседаний и мероприятий судейского корпуса прошло в таком формате, добавил Гусев.

Тема использования новых технологий в работе судов сейчас является чуть ли на самой актуальной для этой ветви власти. 23 января этого года на мероприятии, посвященном 95-летию со дня основания Верховного суда, Владимир Путин подчеркнул, что без внедрения информационных технологий немыслимо современное судопроизводство. Об информатизации работы судов на пленарном заседании Совета судей упомянул и глава Советского районного суда Казани Радик Габдуллин. Он отметил, что в ближайшее время судьям важно активнее использовать возможность составления судебных запросов в электронном виде. Таким образом будет хорошо налажена система оперативного межведомственного взаимодействия, пояснил выступающий.

Законопроекты ВС и суд присяжных

Председатель Совета судей Виктор Момотов в своем выступлении положительно оценил последние законопроекты, предлагаемые Верховным судом, в частности, инициативу, которая разграничит судебную ошибку и дисциплинарный проступок. Глава Нижегородского областного суда Анатолий Бондар добавил, что судью нельзя привлечь к дисциплинарной ответственности за сам факт вынесения необоснованного судебного акта: «Но за грубое и систематическое нарушение его нужно наказывать». Докладчик подчеркнул, что досрочное лишение полномочий возможно лишь за существенные, систематические или умышленные просчеты.

Совет судей согласен и с тем, что к работе органов судейского сообщества надо активнее привлекать отставников, заметил Момотов. Он привел в пример другую последнюю инициативу ВС – разрешить судьям в отставке становиться медиаторами. Глава Совета судей уверен, что подобная возможность повысит результативность примирительных процедур.

На сегодняшнем мероприятии подробнее рассказали и о готовности районных судов к рассмотрению уголовных дел с участием присяжных. Еще летом 2016 года Путин подписал закон, который предусматривает внедрение института присяжных заседателей в гарнизонных военных судах и районных судах с 1 июня 2018 года. Начальник Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при Верховном суде Евгений Голошумов отметил, что в рамках подготовки к внедерению такой новеллы уже успешно повысили свою квалификацию судьи и государственные гражданские служащие из большинства регионов России.

Подготовку прошли представители судейского корпуса из 64 субъектов РФ.

Из них: 6641 человек – судьи, а 8895 человек – работники аппаратов судов.

Более 500 млн руб. выделено для оплаты расходов на введение института присяжных.

Каждому суду предоставляют порядка 100 000 руб.

2300 залов судебных заседаний уже готово для рассмотрения дел с участием присяжных.

В 79 субъектах страны районные суды полностью готовы к рассмотрению дел с участием присяжных.

Только в 6 субъектах РФ такие залы еще не готовы, их должны доделать к лету этого года.

Проблемы судейского сообщества

А вот с разработкой научно-обоснованных норм нагрузки судей все не так радужно. По словам докладчика, их ведомство поручило эту задачу по госконтракту экспертам из НИУ ВШЭ. Выбранные специалисты должны были с учетом международной практики, особенностей работы российских судов и расчетом трудозатрат выполнить заказ Суддепа. Однако в конце прошлого года выяснилось, что даже в доработанном отчете экспертов ВШЭ имеют место расхождения лингвистического и юридического характера, пояснил Голошумов. Он подчеркнул, что при проведении обсуждаемого научного исследования апробация норм нагрузки судей в СОЮ должным образом не проводилась.

О более глубинных и долгосрочных проблемах судейского сообщества говорил Михаил Аверин, глава Архангельского областного суда в почетной отставке. Он с грустью сообщил, что в судебной системе остаются недостатки и нерешенные проблемы, которые существуют уже не один десяток лет. В качестве такого примера он привел неисполнение Постановления Конституционного суда от 17 июля 1998 года № 23-П «По делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 102 ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год».

В этом решении КС указал, что размер бюджетных средств, выделенных на финансирование судов, можно уменьшить лишь с согласия Всероссийского съезда судей или Совета судей РФ. Такая мера прописана в ч. 5 ст. 33 ФКЗ «О судебной системе РФ» и направлена на то, чтобы исключить необоснованное сокращение финансирования судов, подчеркнул КС. Однако это судебное решение до сих пор не исполнено, пояснил Аверин.

По его словам, остаются трудности и с обеспечением судей жилыми помещениями: «Этот вопрос так и не решается до сих пор, а крайними остаются сами судьи». Грустно, когда сам законодатель не исполняет судебные решения, резюмировал глава Архангельского областного суда в почетной отставке.

Мнения СПЧ и ФПА

На пленарном заседании Совета судей присутствовали не только представители судейского корпуса. Со своей речью выступил Михаил Федотов, председатель Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ). Он сообщил, что СПЧ предлагает поменять критерии оценки кандидатур в судьи, отказавшись от излишне формалистского подхода. Порой мы вынуждены отказывать очень достойным претендентам только из-за того, что они не указали в своих декларациях доход от проданных старых «Жигулей», заметил глава СПЧ. Докладчик считает такую ситуацию несправедливой. Кроме того, он предлагает дать возможность кандидатам в судьи знакомиться с материалами проверки в отношении них на всех этапах отбора претендентов. В общей сложности у нас около 30 подобных предложений, сказал Федотов: «Надо нам всем вместе собраться в обозримом будущем и обсудить эти инициативы».

Отдельно глава СПЧ отметил, что судьям стоит жаловаться на некорректные публикации в СМИ в «Общественную коллегию по жалобам на прессу». Судьи вполне могут обращаться в эту организацию, подчеркнул он: «Это лучше, чем опираться сразу на судебную процедуру, когда есть необъективная заметка». В это объединении есть целая фракция представителей Совета судей, рассказал Федотов.

К собравшимся обратился и президент ФПА Юрий Пилипенко. Он подчеркнул, что российская адвокатура в настоящее время сильно трансформируется в лучшую сторону. И одним из проявлений является создание нового уважения к суду, к судьям и к судебной власти, заявил он: «Но эта та дорога, которую мы сами не сможем осилить. И вы, уважаемые судьи, должны включиться в эту работу и позволить адвокатам именно профессионально реализовываться в процессе». По его мнению, в таком случае у защитников не будет повода высказываться о суде либо о конкретных судьях в Интернете, ведь адвокаты будут чувствовать себя равными другим участникам процесса. А вторая наша совместная задача состоит в том, чтобы судьи с большим уважением относились к решению органов адвокатского самоуправления, добавил Пилипенко: «Хотя бы потому, что в принятии решений по дисциплинарным делам принимают участие не только адвокаты, но и судьи, представители Министерства юстиции и законодательной власти».

pravo.ru

Организационное обеспечение деятельности судов

Организационное обеспечение деятельности судов — это одна из функций (направлений деятельности) правоохранительных органов. Под ней принято понимать осуществление мероприятий по созданию условий, необходимых для судебной деятельности, ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению. Эта функция заложена во многих федеральных законах, например, в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 30—33), ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ст. 7, 24, 26—28), ФКЗ «Об арбитражных судах Российской Федерации» (ст. 44—47), ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (ст. 11—12) и др.
Исходя из вышесказанного, организационное обеспечение деятельности Конституционного суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ, Верховного суда РФ осуществляется аппаратами этих судов. Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции регулируется Федеральным Законом «О Судебном департаменте при Верховном суде РФ» № 7-ФЗ от 8.01.1998 г.

Органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов
В соответствии со ст. 30 ФЗ «О судебной системе Российской Федерации» организационное обеспечение деятельности судов осуществляется следующими органами:
деятельность Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ — аппаратами этих судов;
деятельность других судов общей юрисдикции — Судебным департаментом при Верховном суде РФ;
деятельность других арбитражных судов — Высшим Арбитражным судом РФ.

Ушаков А.А. Комментарий к Федеральному конституционному закону от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»(постатейный). — М.: «Деловой двор», 2011.

Глава 5. Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции

Статья 37. Органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции
1. Комментируемая статья согласно ее названию посвящена органам, осуществляющим организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции. Открывает данную статью норма, определяющая понятие организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции, — под таковым понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Такое же определение, но без указания на мероприятия информационного характера, содержится в п. 2 ст. 1 Закона 1998 о Судебном департаменте при ВС России. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции соответственно регулированию, содержащемуся в комментируемой статье, регламентировано нормами ст. 6 и 7 комментируемого Закона (см. указанные статьи и коммент. к ним).
Ранее в рамках соответствующей регламентации в ч. 1 ст. 78 Закон 1981 г. о судоустройстве предусматривалось лишь то, что в целях обеспечения работы судов по осуществлению правосудия, обобщению судебной практики и иной деятельности в судах РСФСР действуют аппараты судов. Как видно, названный закон не учитывал вступление в силу Закона 1998 о Судебном департаменте при ВС России.
В появлении в норме ч. 1 комментируемой статьи указания на мероприятия информационного характера можно увидеть связь со вступлением в силу с 1 июля 2010 г. Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». При этом следует учитывать существование Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», которым согласно ч. 1 его ст. 1 регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
В рамках обеспечения реализации норм названных Законов изданы следующие нормативные правовые акты:
Приказом Судебного департамента при ВС России от 20 апреля 2009 г. N 71 утвержден Регламент размещения информации о деятельности судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества, системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в сети «Интернет»*(138), а Приказом Судебного департамента при ВС России от 11 августа 2010 г. N 173 — Временный регламент размещения информации о деятельности мировых судей на официальных сайтах органов Судебного департамента в субъектах Российской Федерации»*(139);
Постановлением Президиума Совета судей РФ от 21 июня 2010 г. N 229 утверждено Положение о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления*(140), а Постановлением Президиума Совета судей РФ от 27 января 2011 г. N 253 — Регламент организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте суда общей юрисдикции*(141).
2-3. Статьей 30 Закона 1996 г. о судебной системе в отношении обеспечения деятельности судов предусмотрено следующее:
обеспечение деятельности КС России, ВС России и ВАС России осуществляется аппаратами этих судов (ч. 1);
обеспечение деятельности других судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при ВС России (ч. 2);
обеспечение деятельности других арбитражных судов осуществляется ВАС России (ч. 3).
Соответственно данному регулированию в ч. 2 и 3 комментируемой статьи установлено, что организационное обеспечение осуществляется:
деятельности ВС России — аппаратом этого суда (ч. 2);
деятельности верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов — Судебным департаментом при ВС России (ч. 3).
Правило о том, что обеспечение деятельности ВС России осуществляется аппаратом этого суда закреплено также в п. 3 ст. 1 Закона 1998 о Судебном департаменте при ВС России. Положение, согласно которому организационное обеспечение деятельности Военной коллегии ВС России осуществляется аппаратом ВС России, а военных судов — Судебным департаментом при ВС России, содержится в ч. 3 ст. 32 Закона 1999 г. о военных судах.
В отношении Судебного департамента при ВС России в ст. 31 Закона 1996 г. о судебной системе закреплены следующие положения:
Судебный департамент при ВС России и входящие в его систему органы организационно обеспечивают деятельность судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, предоставляют в их распоряжение необходимые ресурсы (ч. 1);
руководитель Судебного департамента при ВС России назначается на должность и освобождается от должности Председателем ВС России с согласия Совета судей РФ (ч. 2);
работники Судебного департамента при ВС России являются государственными служащими. Им присваиваются классные чины и другие специальные звания (ч. 3);
Судебный департамент при ВС России является юридическим лицом (ч. 4);
структура, полномочия и порядок деятельности Судебного департамента при ВС России и входящих в его систему органов устанавливаются федеральным законом (ч. 5).
Соответствующим актом является Закон 1998 о Судебном департаменте при ВС России, в п. 1 ст. 1 которого указано, что Судебный департамент при ВС России является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов (обозначаются по тексту «суды»), органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.
Статья 2 названного Закона определяет систему Судебного департамента при ВС России:
Судебный департамент при ВС России, а также управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ и создаваемые им учреждения образуют систему Судебного департамента при ВС России (п. 1);
Судебный департамент при ВС России и управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ являются юридическими лицами, имеют гербовые печати со своими наименованиями и счета в банках, в т.ч. валютные (п. 2).
В пункте 1 ст. 6 Закона 1998 о Судебном департаменте при ВС России (в ред. Федерального закона от 9 ноября 2009 г. N 246-ФЗ) предусмотрено, что Судебный департамент при ВС России:
1) организационно обеспечивает деятельность верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов, органов и учреждений Судебного департамента при ВС России, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества;
2) управляет органами и учреждениями Судебного департамента при ВС России;
3) разрабатывает по вопросам своего ведения проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов;
4) разрабатывает и представляет в Правительство РФ согласованные с Председателем ВС России и Советом судей РФ предложения о финансировании судов, мировых судей, органов судейского сообщества и Дисциплинарного судебного присутствия;
5) изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения о ее совершенствовании;
6) вносит в установленном порядке в ВС России предложения о создании либо об упразднении судов;
7) определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;
8) обеспечивает отбор и профессиональную подготовку работников аппарата Судебного департамента при ВС России и работников органов и учреждений Судебного департамента при ВС России;
9) разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов;
10) перераспределяет по согласованию с Председателем ВС России и с учетом мнения председателей верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов образовавшиеся в соответствующих судах вакансии на должности судей;
11) ведет статистический и персональный учет судей и работников аппаратов судов, а также работников органов и учреждений Судебного департамента при ВС России;
12) ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов; взаимодействует с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета;
13) рассматривает жалобы и заявления граждан в пределах своей компетенции;
14) принимает меры по материально-техническому и иному обеспечению деятельности органов и учреждений Судебного департамента при ВС России; организует проведение научных исследований в области судебной деятельности и финансирует их;
15) организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента при ВС России;
16) организует разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения судебной деятельности; осуществляет работу по систематизации законодательства; ведет банк нормативных правовых актов РФ, а также общеправовой рубрикатор законодательства;
17) принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;
18) организует материальное и социальное обеспечение судей, в т.ч. пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, а также принимает меры по обеспечению их благоустроенным жильем; организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей, в т.ч. пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов в соответствии с федеральным законодательством;
19) устанавливает и развивает связи с государственными и иными органами, учреждениями и организациями, в том числе иностранными, в целях совершенствования организации работы судов и повышения эффективности деятельности Судебного департамента при ВС России;
20) взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов;
201) финансирует возмещение издержек по делам, рассматриваемым судами и мировыми судьями, которые относятся на счет федерального бюджета;
21) осуществляет иные меры по обеспечению деятельности судов, органов судейского сообщества, а также органов и учреждений Судебного департамента при ВС России.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона 1998 о Судебном департаменте при ВС России деятельность верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа или районного суда организационно обеспечивает администратор соответствующего суда. Как установлено в п. 2 указанной статьи, администратор верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа осуществляет свои полномочия под контролем соответствующих подразделений Судебного департамента при ВС России и во взаимодействии с ними, а администратор районного суда — под контролем управления (отдела) Судебного департамента при ВС России и во взаимодействии с ним.
4. В отношении организационного обеспечения деятельности мировых судей, т.е. судов общей юрисдикции субъектов РФ в ч. 4 комментируемой статьи установлено, что оно осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ. Тем самым воспроизведена с изменениями норма п. 3 ст. 10 Закона 1998 г. о мировых судьях (в ред. Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 50-ФЗ), предусматривающая, что материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ.
В качестве примера следует отметить, что в соответствии с ч. 3 ст. 10 Закона г. Москвы о мировых судьях (в ред. Закона г. Москвы от 6 июня 2001 г. N 23*(142)) положение о специально уполномоченном органе исполнительной власти г. Москвы, обеспечивающем деятельность мировых судей в г. Москве, утверждается Мэром Москвы. На основании данной нормы издано Постановление Правительства г. Москвы от 20 ноября 2001 г. N 1036-ПП «О создании Управления по обеспечению деятельности мировых судей города Москвы»*(143), которым образовано Управление по обеспечению деятельности мировых судей г. Москвы, а также установлено, что аппараты мировых судей г. Москвы входят в состав названного Управления. В настоящее время готовится к изданию Постановление Правительства г. Москвы «Об утверждении Положения об Управлении по обеспечению деятельности мировых судей города Москвы и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 20 ноября 2001 г. N 1036-ПП».
В пункте 1 ст. 8 Закона г. Санкт-Петербурга о мировых судьях (здесь и далее в ред. Закона г. Санкт-Петербурга от 9 октября 2006 г. N 453-72) предусмотрено, что материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется уполномоченным Правительством г. Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти г. Санкт-Петербурга. Согласно пункту 3 данной статьи Правительство г. Санкт-Петербурга обеспечивает предоставление помещений для размещения судебных участков мировых судей; содержание, ремонт и обслуживание указанных помещений осуществляется указанным уполномоченным органом. В соответствии с подп. 2.1.2 Положения о Комитете по вопросам законности, правопорядка и безопасности, утв. Постановлением Правительства г. Санкт-Петербурга от 23 января 2008 г. N 46*(144), осуществление в установленном порядке материально-технического обеспечения деятельности мировых судей г. Санкт-Петербурга входит в задачи Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга.

Статья 38. Аппарат суда общей юрисдикции
1-2. В комментируемой статье содержится регламентация деятельности аппарата суда общей юрисдикции. В этом отношении, прежде всего, следует отметить, что в связи с принятием комментируемого Закона Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 г. N 2-ФКЗ статья 33 Закона 1999 г. о военных судах, посвященная аппаратам военного суда и Военной коллегии ВС России, изложена полностью в новой редакции, соответствующей нормам комментируемой статьи.
Основой для регламентации деятельности аппарата суда общей юрисдикции является норма ч. 1 ст. 32 Закона 1996 г. о судебной системе, согласно которой аппарат суда осуществляет обеспечение работы суда и подчиняется председателю соответствующего суда. В развитие этой нормы в ч. 1 и 2 комментируемой статьи установлено, что:
организационное обеспечение деятельности федерального суда общей юрисдикции по осуществлению правосудия осуществляет аппарат этого суда (ч. 1). Подобным образом ранее в ч. 1 ст. 78 Закона 1981 г. о судоустройстве предусматривалось, что в целях обеспечения работы судов по осуществлению правосудия, обобщению судебной практики и иной деятельности в судах РСФСР действуют аппараты судов;
руководство деятельностью аппарата федерального суда общей юрисдикции осуществляется председателем соответствующего суда (ч. 2). Данная норма детализирована в положениях п. 28 ч. 3 ст. 21, п. 11 ч. 3 ст. 29 и п. 5 ч. 3 ст. 35 комментируемого Закона, определяющих функции соответственно Председателя ВС России, председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, председателя районного суда. Указанными положениями предусмотрено, что соответствующий председатель суда осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в т.ч. назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда. Как говорилось в комментариях к указанным статьям, данное регулирование также содержится в подп. 5 п. 1 ст. 6.2 Закона 1992 г. о статусе судей (в ред. Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 169-ФЗ).
3-5. Нормы частей 3 и 5 комментируемой статьи предусматривают, что общая численность работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) и численность работников аппарата ВС России устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Эти правила дополняют правило ч. 4 ст. 3 комментируемого Закона о том, что федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается общая численность судей ВС России и судей иных федеральных судов общей юрисдикции. Как говорилось в комментарии к указанной статье, ранее подобное регулирование содержалось в следующих актах:
нормой статьи 104 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год» устанавливалось, что численность судей судов РФ (за исключением КС России) и работников аппарата судов (без персонала по охране и обслуживанию зданий) утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Такая норма устанавливалась ежегодно федеральными законами о федеральном бюджете вплоть до федерального бюджета на 2007 г. включительно;
положениями п. 1 и 4 ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» для целей финансового обеспечения в 2008 г. непосредственно определялась штатная численность судей судов общей юрисдикции (без мировых судей) и работников их аппаратов (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортному хозяйству), судей ВС России (включая судей Военной коллегии) и работников его аппарата (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортному хозяйству). Такое регулирование предусматривалось ежегодно федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Еще ранее в части 6 ст. 78 Закона 1981 г. о судоустройстве устанавливалось, что штатная численность аппарата ВС РСФСР утверждаются Президиумом Верховного Совета РСФСР по представлению Председателя ВС РСФСР.
Положениями п. 1 и 4 ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» установлено, что финансовое обеспечение судов в 2011 г. осуществляется исходя из штатной численности работников аппаратов судов общей юрисдикции (без мировых судей) в количестве 65 269 единиц и работников аппарата ВС России (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) в количестве 982 единиц.
Согласно части 4 комментируемой статьи структура, численность работников и штатное расписание аппарата федерального суда общей юрисдикции (за исключением ВС России) определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при ВС России в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период. Следует отметить, что указанное полномочие Судебного департамента при ВС России в Законе 1998 о Судебном департаменте при ВС России прямо не указано (о полномочиях Судебного департамента при ВС России см. коммент. к ст. 37 Закона).
До вступления Закона 1998 о Судебном департаменте при ВС России в ч. 2-4 ст. 78 Закона 1981 г. о судоустройстве предусматривалось следующее:
структура и штатная численность аппарата районного (городского) народного суда устанавливается соответственно министром юстиции автономной республики, начальником отдела юстиции исполнительного комитета краевого, областного, городского Совета народных депутатов в пределах штатной численности и фонда заработной платы, утверждаемых Министром юстиции РСФСР (ч. 2);
структура и штатная численность аппарата краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа утверждаются Министром юстиции РСФСР по представлению председателя соответствующего суда (ч. 3);
структура и штатная численность аппарата Верховного Суда автономной республики утверждаются Министром юстиции РСФСР по представлению председателя Верховного Суда автономной республики (ч. 4).
В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи структура и штатное расписание аппарата ВС России устанавливаются Президиумом ВС России. Данные полномочия Президиума ВС России закреплены также в п. 4 ч. 1 ст. 16 комментируемого Закона. Ранее в положениях ч. 6 и 7 ст. 78 Закона 1981 г. о судоустройстве устанавливалось, что:
структура аппарата ВС РСФСР утверждаются Президиумом Верховного Совета РСФСР по представлению Председателя ВС РСФСР (ч. 6);
штатное расписание ВС РСФСР, положения об отделах и других структурных подразделениях утверждаются Председателем ВС РСФСР (ч. 7).
При этом в ч. 5 указанной статьи предусматривалось, что для проведения работы по изучению, обобщению судебной практики и анализу судебной статистики, систематизации и пропаганде советского законодательства и выполнению других функций, связанных с деятельностью ВС РСФСР, в составе аппарата ВС РСФСР образуются отделы и другие структурные подразделения.
Аппарату ВС России посвящена глава 5 Регламента ВС России, в которой устанавливалось, что структура и состав Аппарата ВС России утверждаются приказом Председателя ВС России. Общие положения указанной главы также предусматривают следующее:
в целях обеспечения деятельности ВС России в соответствии с Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы в ВС России создаются управления, отделы, иные структурные подразделения;
в состав Аппарата ВС России входят: Секретариат Председателя ВС России, Секретариат первого заместителя Председателя ВС России, Управление анализа и обобщения судебной практики, Управление по работе с законодательством, Управление делами, Управление кадров и государственной службы, Планово-финансовое управление, Хозяйственное управление, Первый отдел, Отдел по связям со средствами массовой информации, Отдел специального контроля, Отдел проверки судебных решений в порядке надзора, Отдел правовой информатизации, Международно-правовой отдел, секретариаты Пленума, Президиума, судебных коллегий и Кассационной коллегии ВС России;
полномочия структурных подразделений Аппарата ВС России определяются соответствующими положениями о них, Инструкцией по делопроизводству в Верховном Суде, приказами и распоряжениями Председателя ВС России и его заместителей;
работники Аппарата ВС России выполняют свои должностные обязанности согласно должностным регламентам, утверждаемым Председателем ВС России и заместителями Председателя ВС России.
Инструкция по делопроизводству в Верховном Суде Российской Федерации утверждена Приказом Председателя ВС России от 29 декабря 2010 г. N 17-П*(145).
6-8. Как указано в ч. 2 ст. 32 Закона 1996 г. о судебной системе (в ред. Федерального конституционного закона от 27 декабря 2009 г. N 9-ФКЗ*(146)), работники аппарата суда являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания.
На основании и в развитие данной нормы в ч. 6 комментируемой статьи установлено, что работники аппарата федерального суда общей юрисдикции являются федеральными государственными гражданскими служащими и замещают должности федеральной государственной гражданской службы, а также предусмотрено, что работники аппарата федерального суда общей юрисдикции также могут замещать должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.
В отношении работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, являющихся федеральными государственными гражданскими служащими, в ч. 7 комментируемой статьи указано, что права и обязанности и порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе. При этом предусмотрено, что таким работникам присваиваются классные чины государственной гражданской службы РФ.
В настоящее время правовые и организационные основы системы государственной службы РФ, в т.ч. системы управления государственной службой РФ, определяются Федеральным законом от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»*(147), что и указано в его преамбуле. Согласно пункту 1 ст. 2 названного Закона система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба. В пункте 2 указанной статьи установлено, что государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ в соответствии с п. 4 этой же статьи находится в совместном ведении России и субъектов РФ, а ее организация — в ведении субъекта РФ.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ устанавливаются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»*(148), что и определено в его преамбуле. В соответствии с ч. 1 ст. 5 названного Закона регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется:
1) Конституцией РФ;
2) Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации»;
3) Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
4) другими федеральными законами, в т.ч. федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;
5) указами Президента РФ;
6) постановлениями Правительства РФ;
7) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
8) конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;
9) нормативными правовыми актами государственных органов.
Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в аппаратах федеральных судов общей юрисдикции определен в разд. 14 Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, утв. Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574*(149). Указанный раздел содержит подразделы: 1) в аппарате ВС России; 2) в аппаратах Верховного Суда республики, краевого суда, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда; 3) в аппаратах районного суда, гарнизонного военного суда.
Приказом Судебного департамента при ВС России от 21 февраля 2006 г. N 18 утверждены Методические рекомендации по разработке должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих аппаратов судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации*(150).
Вопросы присвоения классных чинов работникам аппарата федерального суда общей юрисдикции, являющихся федеральными государственными гражданскими служащими, наряду с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регламентированы Указами Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим»*(151) и от 19 ноября 2007 г. N 1554 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции»*(152), Постановлением Президиума ВС России от 16 января 2008 г. «О порядке применения Указа Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 года N 1554 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции» в отношении военнослужащих, прикомандированных к военным судам Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации»*(153), Приказами Судебного департамента при ВС России от 10 декабря 2007 г. N 153 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 1554 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции» в федеральных судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации»*(154) и от 30 января 2008 г. N 22 «Об утверждении Положения о порядке присвоения классных чинов юстиции и классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы в аппаратах федеральных судов общей юрисдикции, Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и управлениях (отделах) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации»*(155).
В отношении работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, в ч. 8 комментируемой статьи предусмотрено, что их права и обязанности устанавливаются трудовым законодательством. Трудовое законодательство согласно ч. 1 ст. 5 ТрК РФ (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ*(156)) состоит из данного Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права.
Как говорилось выше (см. коммент. к ст. 37 Закона), в соответствии с п. 1 ст. 17 Закона 1998 о Судебном департаменте при ВС России деятельность верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа или районного суда организационно обеспечивает администратор соответствующего суда. В пункте 1 ст. 18 названного Закона 1998 предусмотрено, что администратор верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа назначается на должность и освобождается от должности начальником главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов по представлению председателя соответствующего суда, а администратор районного суда — начальником управления (отдела) Судебного департамента при ВС России по представлению председателя районного суда. Согласно пункту 2 данной статьи администратор суда подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения.
9. Деятельность мирового судьи в соответствии с ч. 9 комментируемой статьи обеспечивается его аппаратом. При этом указано, что структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта РФ. Кроме того, определено, что работники аппарата мирового судьи являются государственными гражданскими служащими соответствующего субъекта РФ. Тем самым почти в точности воспроизведены положения ст. 9 Закона 1998 г. о мировых судьях, посвященные аппарату мирового судьи.
В качестве примера следует отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона г. Москвы о мировых судьях (в ред. Закона г. Москвы от 6 июня 2001 г. N 23) структура, штатная численность аппарата мирового судьи устанавливаются специально уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы по представлению мирового судьи в пределах фонда оплаты труда, утвержденного в установленном порядке. Как говорилось выше (см. коммент. к ст. 37 Закона), таким специально уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы является Управление по обеспечению деятельности мировых судей г. Москвы.
Положениями пункта 3 ст. 7 Закона г. Санкт-Петербурга о мировых судьях (здесь и далее в ред. Закона г. Санкт-Петербурга от 9 октября 2006 г. N 453-72) предусмотрено следующее: структура и штатная численность аппарата мирового судьи устанавливаются уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга по согласованию с мировым судьей в пределах фонда оплаты труда, утвержденного в установленном порядке; в судебных участках, перечень которых указывается в законе о бюджете Санкт-Петербурга на очередной финансовый год (в виде приложения), в аппарат мирового судьи дополнительно включается должность помощника мирового судьи. Выше говорилось (см. коммент. к ст. 37 Закона), что таким уполномоченным исполнительным органом государственной власти г. Санкт-Петербурга является Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга.
Отказывая в принятии к рассмотрению запросов о проверке конституционности п. 2 ст. 9 Закона 1998 г. о мировых судьях, согласно которому работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта РФ, КС России в Определении от 4 октября 2001 г. N 182-О отмечал, что Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» относит к государственной службе федеральную государственную службу, находящуюся в ведении России, и государственную службу субъектов РФ, находящуюся в их ведении; поскольку мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ, то и государственная служба в аппаратах мировых судей находится в ведении субъектов РФ; в силу этого работники аппаратов мировых судей отнесены Законом 1998 г. о мировых судьях к государственным служащим субъектов РФ, что предполагает финансирование расходов на оплату их труда, иное материально-техническое и социально-бытовое обеспечение за счет бюджетов субъектов РФ.
Как отмечалось в упоминавшемся выше (см. коммент. к ст. 1 Закона) Постановлении Совета судей РФ от 15 мая 2008 г. N 219 «О правовой регламентации должности мирового судьи и совершенствовании статуса сотрудников его аппарата», практически все законы о мировых судьях в субъектах РФ дублируют норму п. 2 ст. 9 Закона 1998 г. о мировых судьях об отнесении работников аппарата мировых судей к государственным служащим соответствующего субъекта РФ; однако в законодательстве о государственной гражданской службе субъектов РФ эта норма закона реализуется неоднозначно; должности работников аппарата мирового судьи некоторых субъектов РФ вообще не включены в реестры государственной гражданской службы; в нарушение комментируемой статьи, определяющей принадлежность аппарата к мировому судье, а не к органу исполнительной власти субъекта РФ, созданному для материально-технического обеспечения мировых судей, в ряде регионов аппарат мирового судьи включен в состав органа исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению деятельности мировых судей; при утверждении реестра государственной гражданской службы в некоторых субъектах РФ не приняты во внимание нормы федерального законодательства, закрепляющие единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ (ст. 3, 6 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Статья 39. Функции аппарата суда общей юрисдикции
1-2. Часть 1 комментируемой статьи определяет перечень функций, осуществляемых аппаратом суда общей юрисдикции. Следует подчеркнуть, что этот перечень является общим для аппаратов всех судов общей юрисдикции, включая аппарат ВС России и аппараты мировых судей. Закон 1981 г. о судоустройстве подобного регулирования не содержал. Как говорилось выше (см. коммент. к ст. 37 и 38 Закона), в ч. 1 ст. 78 названного Закона были лишь обозначены цели деятельности аппаратов судов — обеспечение работы судов по осуществлению правосудия, обобщению судебной практики и иной деятельности в судах РСФСР. В положениях ч. 1 комментируемой статьи несложно заметить аналогии с положениями п. 3 ст. 45 Закона 1995 г. об арбитражных судах, определяющими перечень функций аппарата арбитражного суда.
В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи положение об аппарате федерального суда общей юрисдикции (соответственно об аппарате мирового судьи речь не идет), за исключением положения об аппарате ВС России (утверждение положения об аппарате ВС России согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 комментируемого Закона является полномочием Президиума ВС России), утверждается Судебным департаментом при ВС России. Как видно, подразумевается, что в таком документе будут детализированы осуществляемые аппаратом суда общей юрисдикции функции, перечисленные в ч. 1 данной статьи.
Видимо, следует ожидать издания Судебным департаментом при ВС России соответствующего нормативного правового акта во исполнение нормы ч. 2 комментируемой статьи. В отношении же документов, которыми регламентированы вопросы деятельности аппаратов федеральных судов общей юрисдикции в настоящее время, необходимо отметить следующее.
Приказом Судебного департамента при ВС России от 15 декабря 2004 г. N 161 утверждена Инструкция по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов*(157). Названная Инструкция согласно ее разд. 1 (в ред. Приказа Судебного департамента при ВС России от 14 мая 2010 г. N 96*(158)) разработана на основании Государственной системы документированного обеспечения управления (ГСДУ), ГОСТа Р 6.30-2003 и устанавливает основные и единые правила организации делопроизводства в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов.
Приказом Судебного департамента при ВС России от 29 апреля 2003 г. N 36 утверждена Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде*(159). Названная Инструкция согласно ее вводной части, являясь основным нормативно-методическим документом, определяет и устанавливает единую систему организации и порядок ведения судебного делопроизводства в районных судах России, предусматривая учет и ведение документооборота районного суда, единые требования к оформлению процессуальных и иных документов, обеспечение оптимального порядка передачи и движения процессуальных и иных документов в структурах районного суда, порядок текущего хранения судебных дел, документации и передачи их в архив. Как указано в п. 1.2 названной Инструкции, она разработана на основании Государственной системы документационного обеспечения управления (ГСДОУ), ГОСТа Р51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. термин и определения» и в соответствии с законодательными актами РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативно-методическими документами Федеральной архивной службы России.
Судебным департаментом при ВС России 26 ноября 2008 г. утверждено Примерное положение о приемной в судах общей юрисдикции*(160), общими положениями которого предусмотрено следующее:
1) приемная в судах общей юрисдикции (обозначается по тексту как «Приемная») является структурным подразделением суда (составной частью структурного подразделения), созданным в целях обеспечения доступности правосудия путем эффективной организации работы суда по приему заявлений и обращений граждан;
2) в своей деятельности работники Приемной руководствуются Конституцией РФ, законами РФ, актами, издаваемыми Президентом РФ, Правительством РФ, Генеральным директором Судебного департамента при ВС России, приказами и распоряжениями председателя суда, а также названным Положением.
В качестве основных задач Приемной в названном Положении указаны:
1) обеспечение реализации прав граждан на обращение в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов;
2) упорядочение процедуры реализации права на судебную защиту;
3) оптимизация документооборота;
4) исключение общения судей со сторонами до рассмотрения дела.
Основные функции Приемной в названном Положении определены следующим образом:
1) организация ежедневного приема граждан, их представителей, а также представителей юридических лиц (кроме выходных и праздничных дней);
2) обеспечение приема письменных обращений, а также документов по конкретным судебным делам, жалоб на действия судей, работников аппарата суда;
3) прием исковых заявлений, кассационных (частных) жалоб, представлений;
4) выдача копий судебных документов;
5) повторная выдача копий судебных актов, дубликатов исполнительных документов;
6) создание условий для реализации прав граждан на снятие копий судебных документов, в т.ч. с помощью технических средств и за свой счет;
7) информирование граждан о результатах рассмотрения их обращений в суд;
8) обеспечение сохранности поступившей документации;
9) передача материалов по принадлежности;
10) оказание информационно-консультативной помощи в разъяснении процессуального законодательства и организации судебного делопроизводства;
11) оперативное и периодическое информирование председателя суда (лица, его заменяющего) о результатах работы;
12) работники Приемной вправе давать консультации по следующим вопросам:
формы искового заявления (заявления о вынесении судебного приказа, заявления, жалобы и др.);
перечня документов, прилагаемых к исковому заявлению (заявлению, жалобы);
порядка принятия искового заявления (заявления, жалобы) к производству суда;
оснований отказа в принятии, возвращении, оставлении без движения искового заявления (заявления, жалобы) предъявления встречного искового заявления;
оплаты, освобождения, уменьшения государственной пошлины, представления отсрочки (рассрочки) ее уплаты;
порядка выдачи копий судебных документов, личных документов, вещественных доказательств, исполнительных документов;
другим вопросам судопроизводства, за исключением консультационных вопросов, касающихся оценки доказательств, влияющих на характер, объем правоотношений и т.п. вопросам.
Судебным департаментом при ВС России 19 июня 2009 г. утвержден Типовой регламент организации деятельности приемной суда общей юрисдикции*(161), общими положениями которого предусмотрено следующее:
1) деятельность приемной в суде регламентируется Положением о приемной в суде, утвержденным председателем суда на основании упомянутого выше Примерного положения о приемной в судах общей юрисдикции и названным Типовым регламентом;
2) правовое регулирование отношений, связанных с организацией рассмотрения обращений граждан, представителей государственных и общественных организаций, осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, устанавливающими порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» и иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности суда.
Как говорилось выше (см. коммент. к ст. 37 Закона), в соответствии с п. 1 ст. 17 Закона 1998 о Судебном департаменте при ВС России деятельность верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа или районного суда организационно обеспечивает администратор соответствующего суда. Согласно статье 19 названного Закона администратор суда:
1) принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний;
2) взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда;
3) принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, а также их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения;
4) обеспечивает судей и работников аппарата суда нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами;
5) осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда; организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива;
6) организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время; обеспечивает бесперебойную работу транспорта суда и средств связи, работу хозяйственной службы;
7) организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений суда;
8) разрабатывает проект сметы расходов суда, утверждаемый председателем суда, и представляет его в соответствующее подразделение Судебного департамента при ВС России или управление (отдел) Судебного департамента;
9) осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.
Полномочия администратора военного суда определены в ч. 1 ст. 34 Закона 1999 г. о военных судах.
3. В части 3 комментируемой статьи предусмотрено, что положение об аппарате мирового судьи утверждается в порядке, установленном законом субъекта РФ. Соответственно, данный вопрос регулируется также как и вопросы установления структуры и штатного расписания аппарата мирового судьи (ч. 9 ст. 38 комментируемого Закона).
Следует отметить, что функции аппарата мирового судьи могут быть перечислены непосредственно в законе субъекта РФ. Так, например, в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона г. Санкт-Петербурга о мировых судьях аппарат мирового судьи:
организует прием граждан;
принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов мирового судьи, производит рассылку и вручение документов;
содействует мировому судье в подготовке дел к рассмотрению в судебном заседании;
ведет учет движения дел и сроков их прохождения у мирового судьи, осуществляет хранение дел и документов;
проводит информационно-справочную работу, обеспечивающую деятельность мирового судьи;
ведет статистический учет в сфере деятельности мирового судьи;
выполняет поручения мирового судьи по обеспечению его деятельности.
В качестве примера регламентации деятельности аппарата мирового судьи следует отметить, что в целях обеспечения эффективной работы сотрудников аппарата мировых судей г. Москвы, соблюдения единых требований к ведению судебного делопроизводства Приказом Управления по обеспечению деятельности мировых судей г. Москвы от 31 августа 2006 г. N 57 «Об утверждении Инструкции» утверждена Инструкция по судебному делопроизводству у мирового судьи города Москвы*(162). О названном специально уполномоченном органе исполнительной власти г. Москвы см. коммент. к ст. 37 Закона.

speed-surf.ru

Популярное:

  • Правило возведения в дробь Правило возведения в дробь Глава I. РАЦИОНАЛЬНЫЕ ДРОБИ § 3. ПРОИЗВЕДЕНИЕ И ЧАСТНОЕ ДРОБЕЙ Целы изучить умножение дробей и возведение их в степень. II. Изучение нового материала (основные понятия) При умножении обыкновенных […]
  • Закон об обращении граждан 300-з от 18072011 В законодательство об обращениях граждан внесены изменения Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 № 306-З внесены изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических […]
  • Договор купли продажи автомобиля форма гибдд Договор купли продажи автомобиля форма гибдд Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди. Скачать договор купли-продажи автомобиля 2018 года с сайта ГИБДД, что […]
  • Бланк экспертизы образец Акт экспертизы товара Формирование акта экспертизы товара является заключительным этапом проверки какого-либо изделия или нескольких изделий на предмет их качества. Что такое экспертиза Под экспертизой понимается тщательное […]
  • Налог за лошадиные силы рассчитать Онлайн калькулятор расчета налога на автомобиль В конце лета многие автомобилисты, которые еще не оплатили по каким то причинам транспортный налог, получают требования об оплате этого налога. В требовании не только сумма долга, […]
  • Гуфа прокурор калининского района Гуфа прокурор калининского района Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и […]
  • Бухгалтерия возврат товара от покупателя Возврат товаров поставщику в программе 1С Бухгалтерии 3.0 (8.3) Документ «Возврат товаров поставщику» в 1С 8.3 (как и в 1С 8.2) оформляет возврат товаров, материалов, оборудования и тары поставщику. Возврат поставщику может быть […]
  • Методист педагогический стаж Идет ли педагогический стаж Здравствуйте, уважаемый юрист! Меня волнует такой вопрос : Я молодой специалист, работаю в детском саду на 0,5 ставки воспитателя, если я устроюсь еще на работу в другое дошкольное учреждение как […]