Нотариус совершает действия в пределах

Если в поселении нет нотариуса

В Курской области, как и на всей территории Российской Федерации, имеются малочисленные по количеству жителей деревни и села, зачастую находящиеся на удалении от административных центров, в которых учреждение должности нотариуса бессмысленно с экономической точки зрения. В таких населенных пунктах вопрос о возможности получения нотариальной помощи решается в соответствии с абзацем 4 статьи 1Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1 (далее – Основы).

Установлено, что если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 настоящих Основ, имеют соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района.

Статья 37 Основ гласит, что в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района имеют право совершать следующие нотариальные действия:

1) удостоверять завещания;

2) удостоверять доверенности;

3) принимать меры по охране наследственного имущества и в случае необходимости меры по управлению им;

4) свидетельствовать верность копий документов и выписок из них;

5) свидетельствовать подлинность подписи на документах.

Порядок совершения нотариальных действий главами администраций и должностными лицами органов местного самоуправления поселений и муниципальных районов определен Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами органов местного самоуправления поселений и муниципальных районов, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27.12.2007 № 256 (далее – Инструкция).

Согласно пункту 2 Инструкции глава местной администрации поселения или муниципального района в случае отсутствия в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нотариуса имеют право совершать нотариальные действия по должности.

Решением главы местной администрации в случае отсутствия в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нотариуса совершение нотариальных действий может быть возложено на одно или нескольких должностных лиц местного самоуправления.

Информация о принятом решении должна быть доведена до сведения граждан, проживающих на территории поселения или межселенной территории, территориального органа Минюста России и нотариальной палаты субъекта Российской Федерации.

Должностные лица местного самоуправления при совершении нотариальных действий руководствуются Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, Основами, Гражданским кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятых в пределах их компетенции, а также международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с требованиями вышеуказанной Инструкции при совершении нотариальных действий должностные лица местного самоуправления обязаны соблюдать следующее:

— тайну совершаемых нотариальных действий;

— сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия;

— обязаны оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред;

— совершать нотариальные действия при предъявлении всех необходимых для этого документов и уплате государственной пошлины или нотариального тарифа;

— устанавливать личность обратившегося за совершением нотариального действия гражданина, его представителя, представителя юридического лица;

— выяснять дееспособность физических лиц, участвующих в совершении нотариального действия. В случае удостоверения доверенности от имени юридического лица проверяются его правоспособность, а также полномочия его представителя.

При удостоверении завещаний, доверенностей, свидетельствовании верности копий документов, выписок из них, свидетельствовании подлинности подписи на документах совершаются удостоверительные надписи в соответствии с формами, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 10.04.2002 № 99, за подписью должностного лица местного самоуправления с приложением оттиска печати местной администрации. При этом в указанных удостоверительных надписях вместо слова «нотариус» (в соответствующем падеже) и наименования государственной нотариальной конторы или нотариального округа указывается полное наименование должности должностного лица местного самоуправления, включающее также наименование поселения или муниципального района.

Текст удостоверительной надписи может быть напечатан или ясно написан от руки. Подчистки в нем не допускаются. Приписки и иные исправления оговариваются по правилам, изложенным в пункте 15 Инструкции.

Для совершения удостоверительных надписей могут применяться штампы с текстом соответствующей надписи.

Удостоверительная надпись на документе располагается сразу после подписи лица (лиц) на этой же странице документа.

Должностные лица местного самоуправления отказывают в совершении нотариального действия, если:

— совершение такого действия противоречит закону;

— действие подлежит совершению должностным лицом органа местного самоуправления другого поселения или муниципального района (применительно к принятию мер к охране наследственного имущества и в случае необходимости мер по управлению им) или нотариусом;

— с просьбой о совершении нотариального действия обратился гражданин, признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным, либо представитель, не имеющий необходимых полномочий;

— сделка не соответствует требованиям закона;

— содержание документа, за свидетельствованием подлинности подписи на котором обратилось физическое или юридическое лицо, противоречит законодательным актам Российской Федерации;

— документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства.

Все нотариальные действия, совершаемые должностными лицами местного самоуправления, регистрируются в реестре для регистрации нотариальных действий, форма которого утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 10.04.2002 № 99 «Об утверждении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах».

Реестры должны быть прошнурованы, листы их пронумерованы. Запись о количестве листов должна быть заверена подписью главы местной администрации с оттиском печати местной администрации.

В Курской области на сегодняшний день зарегистрировано 512 муниципальных образований, в 164 из них главы местных администраций и (или) должностные лица местного самоуправления вправе совершать отдельные нотариальные действия (Приложение № 1).

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области (далее – Управление) проведен анализ деятельности органов местного самоуправления по совершению нотариальных действий в 2011-2012 гг., проблемах, возникающих при совершении нотариальных действий, а также ошибках, допускаемых при совершении нотариальных действий.

Общее количество нотариальных действий, совершенных главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами органов местного самоуправления в 2011 году, составило 7 116, а именно:

— удостоверено завещаний — 398;

— удостоверено доверенностей — 5625;

— принято мер по охране наследственного имущества и в случае необходимости мер по управлению им — 60;

— засвидетельствована верность копий документов и выписок из них — 559;

— засвидетельствована подлинность подписи на документах – 474 (Приложения №№ 2, 3).

В 2012 году главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселения совершено 6168 нотариальных действий, а именно:

— удостоверено завещаний — 385;

— удостоверено доверенностей — 4718;

— принято мер по охране наследственного имущества и в случае необходимости мер по управлению им — 46;

— засвидетельствована верность копий документов и выписок из них — 762;

— засвидетельствована подлинность подписи на документах – 257 (Приложения № № 2, 3).

Общее количество должностных лиц, совершающих нотариальные действия на территории поселений, составляет 203 человека, из них 24 % должностных лиц органов местного самоуправления имеют высшее образование (в т.ч.27,3 % — высшее юридическое образование), 2,6 % — неоконченное высшее, 41 % — среднее специальное, 32,4 % — среднее общее образование.

Указанные показатели свидетельствуют об отсутствии в поселениях достаточно квалифицированных кадров, способных оказывать нотариальную помощь населению на должном уровне, тогда как нормативная база, используемая для совершения даже пяти нотариальных действий, достаточно объемна.

В результате недостаточной квалификации должностных лиц в ходе совершения нотариальных действий допускаются следующие нарушения, действующего законодательства:

— удостоверительные надписи на выдаваемых документах не соответствуют требованиям приказа Минюста России от 10.04.2002 № 99 «Об утверждении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах» , в результате чего выданные документы не принимаются другими учреждениями;

— в завещаниях имеют место ссылки на нормы законодательства, утратившие силу на момент составления завещания;

— неверно взимается государственная пошлина за совершение нотариальных действий;

— отсутствуют подписи доверителей на доверенностях;

— дата в удостоверительных надписях указывается не прописью;

— вместо удостоверительной надписи установленной формы указывается слово «заверяю»;

— отказ от наследства удостоверен после истечения срока, установленного для принятия наследства;

— регистрация совершенных нотариальных действий ведется в школьных тетрадях;

— имеет место использование реестров регистрации нотариальных действий без их прошивки, нумерации и скрепления печатью;

— совершенные нотариальные действия не вносятся в реестр;

— в отдельных случаях в документах не указывается место совершения нотариального действия;

— в доверенностях отсутствует чёткая, правильная и понятная формулировка полномочий поверенного;

— выдаются справки неустановленной формы, совершаются нотариальные действия, не предусмотренные законодательством, в том числе, справки о завещании выдаются при жизни завещателя, что противоречит статье 5 Основ;

— выдаются справки, подтверждающие факты, имеющие юридическое значение, для установления которых предусмотрен судебный порядок;

— выдаются справки об отказе от наследства;

— имеют место опечатки в документах (в качестве заголовка на заявлении об отказе от доли в наследстве указано слово «согласие»; в удостоверительных надписях слово «нотариус» (в соответствующем падеже) не заменяется на полное наименование должности должностного лица органа местного самоуправления; в одном документе указываются две разные даты его составления; ошибки в написании фамилий; вместо слов «Отказ от наследства не может быть впоследствии изменен или взят обратно» указывается «отказ от наследства может быть отменён и принят обратно»; вместо слов «подлинность подписи» в удостоверительной надписи указываются слова «верность подписи»; вместо слова «завещание» указывается слово «заявление»);

— исправления в завещаниях, доверенностях или документах, подлинность подписи на которых нотариально свидетельствуется, оговариваются и подтверждаются подписью лиц, подписавших документ, а также в конце удостоверительной надписи — подписью должностного лица местного самоуправления с приложением оттиска печати местной администрации не всегда;

— имеет место превышение пределов полномочий должностными лицами органов местного самоуправления при совершении нотариальных действий, а именно принятие мер по охране наследственного имущества в нотариальном округе, в котором указанные полномочия возложены на нотариуса, занимающегося частной практикой;

— при принятии мер к охране наследственного имущества не извещаются органы юстиции;

— совершение нотариальных действий за рамками установленных законом полномочий (выдача дубликатов документов, ранее нотариально не удостоверявшихся должностным лицом органа местного самоуправления).

При проведении анализа деятельности органов местного самоуправления по совершению нотариальных действий в 2011-2012 гг. было установлено, что у глав местных администраций поселений и специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления поселений возникает ряд проблем при совершении нотариальных действий:

— не во всех муниципальных образованиях имеются отделения банка;

— недостаточно знаний и опыта при совершении нотариальных действий;

— отсутствие консультативной помощи при совершении нотариальных действий.

Управление при осуществлении функции контроля и надзора в сфере нотариата, принимает определенные меры по обучению должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих нотариальные действия.

В 2012 году начальник отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Н.А. Разумова дважды приняла участие в семинаре с главами и заместителями глав муниципальных образований городских и сельских поселений Курской области с вопросом порядка совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов.

В ходе выступления внимание глав и заместителей глав муниципальных образований городских и сельских поселений Курской области было обращено на необходимость соблюдения Гражданского, Налогового кодексов Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1, приказов Министерства юстиции Российской Федерации от 27.12.2007 № 256 «Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов», от 10.04.2002 № 99 «Об утверждении Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах», от 19.11.2009 № 403 «Об утверждении Правил нотариального делопроизводства»; указано на обязанность соблюдения тайны совершаемых нотариальных действий, на недопустимость совершения нотариальных действий на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих близких родственников (родителей, детей, внуков); подробно рассмотрены основные правила совершения нотариальных действий, а также правила совершения отдельных видов нотариальных действий (удостоверение завещаний, удостоверение доверенностей, принятие мер по охране наследственного имущества и в случае необходимости по управлению им, свидетельствование верности копий документов и выписок из них, свидетельствование подлинности подписи на документах); даны ответы на вопросы, поступившие в ходе выступления.

Управление планирует продолжить обучение должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих нотариальные действия, подготовить и направить электронной почтой всем главам районов Курской области перечень нормативных правовых документов, регулирующих совершение нотариальных действий.

Пробелом действующего законодательства является то, что не предусмотрен контроль за деятельностью глав администраций и должностных лиц поселений и муниципальных районов по осуществлению нотариальных действий со стороны органов юстиции и государственной власти, за исключением судебного контроля.

to46.minjust.ru

Новые функции нотариусов: что изменится для их клиентов

В конце 2015 года Президент РФ Владимир Путин подписал ряд законов о поправках, наделивших нотариусов дополнительными функциями при совершении нотариальных действий в целом, а также в отдельных областях: оформление наследственных прав, сопровождение имущественных сделок и т. д. (Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее – Закон № 391-ФЗ).

Поправки вступили в силу 29 декабря 2015 года, за исключением ряда положений. Рассмотрим нововведения подробнее.

Электронный нотариат

Нотариат активно внедряет в своей деятельности электронные технологии, позволяющие не только ускорить прохождение бюрократических процедур, но и повысить защищенность и достоверность юридически важной информации. К примеру, с 1 июля 2014 года официально заработала единая информационная система нотариата, в которой хранятся, в частности, сведения о совершенных нотариальных действиях, наследственных делах, уведомлениях о залоге имущества и т. д. (ч. 1-2 ст. 34.2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I; далее – Основы законодательства о нотариате). При этом, переход к регистрации нотариальных действий в электронной форме всеми без исключения нотариусами должен состояться не позднее 1 января 2018 года (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 2013 г. № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Теперь нотариусы получили право совершать нотариальные действия и путем изготовления электронных нотариальных документов (ч. 1 ст. 44.2 Основ законодательства о нотариате). Так, граждане и юридические лица уже сейчас могут оформить у нотариуса не только бумажные, но и равнозначные им по юридической силе электронные документы. К примеру, можно составить нотариально заверенную электронную доверенность или заверить договор, заключенный в электронном виде. Но в ряде случаев воспользоваться этой возможностью смогут лишь обладатели усиленной квалифицированной электронной подписи (далее – ЭП), полученной в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи». В частности, без личной ЭП не обойтись, если условием совершения нотариального действия является проставление подписи заявителя – например, при нотариальном удостоверении сделки (ч. 2 ст. 44.2 Основ законодательства о нотариате).

Кроме того, Законом № 391-ФЗ скорректированы правила оказания появившейся в середине 2014 года услуги перевода нотариусом документов из бумажного в электронный вид и наоборот (ст. 103.8-103.9 Основ законодательства о нотариате). Было уточнено, что не подлежат переводу в цифровой вид документы, удостоверяющие личность, а также документы, подтверждающие заключение сделок в простой письменной форме (ч. 2 ст. 103.8 Основ законодательства о нотариате). Остальные правила этого нотариального действия изменений не претерпели. Создание равнозначной электронной копии документа может помочь в ситуациях, когда, к примеру, необходимо срочно передать удостоверенный документ на большое расстояние. Так, эта услуга может пригодиться для нотариального заверения перевода документов, если переводчик со знанием редкого языка находится в одном городе, а документ требуется предоставить в другом.

В то же время, по мнению члена правления Московской городской нотариальной палаты, нотариуса города Москвы Ильи Радченко, возможность оформить у нотариусов электронные документы, а равно совершить нотариальное действие в электронном виде пока не будет пользоваться широким спросом. Так, эксперт отмечает, что особенности стандартов, действующих в России для ЭП и электронных документов, не позволяют в большинстве случаев использовать электронные нотариально оформленные документы за рубежом, в отличие от документов, оформленных на бумаге. По этой причине электронные нотариальные документы невозможно легализовать в обычном порядке, в консульстве принимающей стороны, или проставить на них апостиль. Кроме этого, добавляет эксперт, в стране пока еще не обеспечено полностью единство стандартов электронного взаимодействия, в том числе и между государственными органами, хотя различные субъекты и опираются в этом на некоторые общие нормативы и требования. Поэтому для принятия тем или иным ведомством нотариально оформленного документа с квалифицированной электронной подписью нотариуса чаще всего придется отдельно настраивать программное обеспечение многочисленных учреждений и ведомств, уверен эксперт. Исключение составят случаи, когда ведомство утвердило стандарт входящих электронных документов, и нотариус по просьбе обратившегося лица оформил документы в требуемом формате. Также, добавляет Радченко, инфраструктура аппаратно-программного обеспечения нотариата пока готова не полностью к осуществлению нотариусами новых полномочий. В частности, это связано с тем, что до сих пор не разработан предусмотренный нормативными актами механизм формирования электронных нотариальных документов (п. 2 Требований к формату изготовленного нотариусом электронного документа, утвержденных решением правления Федеральной нотариальной палаты от 10 июня 2015 г., приказом Минюста России от 29 июня 2015 г. № 155). В то же время, завершает эксперт, подготовленный нотариусом электронный документ всегда будет принят другим нотариусом.

Нотариальные действия: цена вопроса

Изменился и порядок расчета суммы нотариального тарифа, взимаемого при удостоверении сделок с недвижимостью между близкими родственниками. В результате нотариальные услуги при отчуждении дорогостоящей недвижимости стали более доступными. Так, до вступления в силу изменений нотариальный тариф за удостоверение таких сделок не зависел от суммы сделки и составлял 3 тыс. руб. плюс 0,2% стоимости недвижимого имущества (суммы сделки), но не более 50 тыс. руб. Теперь если сумма сделки превышает 10 млн руб., стороны должны будут уплатить за услуги нотариуса сумму, рассчитанную по формуле «23 тыс. руб. плюс 0,1% суммы сделки, превышающей 10 млн руб., но не более 50 тыс. руб.» К примеру, если ранее стоимость услуг нотариуса при регистрации сделки купли-продажи квартиры, совершенной между супругами и оцененной в 15 млн руб., составляла 33 тыс. руб, то теперь нотариальный тариф при совершении такой сделки составит 28 тыс. руб. (абз. 2 п. 1 ч. 1 ст. 22.1 Основ законодательства о нотариате). Следует отметить, что помимо нотариального тарифа нотариусы могут взимать с заявителей и плату за оказание услуг правового и технического характера (к примеру, копирование или сканирование документов и т. п.) – и ее размер устанавливается нотариусами уже самостоятельно.

Одновременно были введены новые нотариальные тарифы. Так, за совершение исполнительной надписи придется уплатить 0,5% стоимости истребуемого имущества или суммы, подлежащей взысканию, но не менее 1,5 тыс. руб. и не более 300 тыс. руб. А получение выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества в электронной форме обойдется в 200 руб. (подп. 12.9-12.10 п. 1 ст. 22.1 Основ законодательства о нотариате). При этом в случае, если гражданин направит нотариусу заявление о выдаче выписки в виде подписанного ЭП электронного документа, ему не нужно будет посещать нотариуса лично, а за оказание услуг технического и правового характера не придется платить (ч. 4 ст. 103.7 Основ законодательства о нотариате).

Окончательная бумажка!

Закон № 391-ФЗ существенно уточнил положения Основ законодательства о нотариате о совершении исполнительной надписи. Напомним, исполнительная надпись представляет собой способ бесспорного взыскания денег или истребования имущества от должника по договорам займа, хранения или проката без обращения кредитора в суд. Так, был конкретизирован перечень документов и сведений, необходимых для осуществления этого нотариального действия:

  • письменное заявление взыскателя;
  • договор займа (залоговый билет) – по договорам займа;
  • договор хранения, именная сохранная квитанция – по договору хранения;
  • договор проката, документ, подтверждающий передачу арендодателем имущества арендатору (акт, расписка), расчет задолженности арендатора – по договору проката;
  • подписанный взыскателем расчет задолженности по денежным обязательствам с указанием платежных реквизитов счета взыскателя;
  • копия уведомления о наличии задолженности, направленного взыскателем должнику не менее чем за 14 дней до обращения к нотариусу за совершением исполнительной надписи и документ, подтверждающий направление уведомления (в качестве такого документа могут выступать квитанция о направлении заказного письма, почтовая опись, почтовое уведомление о вручении отправления и т. д.);
  • документы, подтверждающие наступление сроков или выполнение условий исполнения обязательства, если их исполнение зависит от этих обстоятельств (ст. 91.1 Основ законодательства о нотариате, п. 1-3 Перечня документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей).

Кроме того, введена обязанность нотариуса уведомить должника о совершении исполнительной надписи. На это нотариусу отводится три рабочих дня после ее совершения (ст. 91.2 Основ законодательства о нотариате). А содержание исполнительной надписи было дополнено за счет сведений о:

  • месте и дате совершения исполнительной надписи;
  • нотариусе, совершившем исполнительную надпись: его фамилии, имени и отчества, должности и наименовании государственной нотариальной конторы или нотариального округа;
  • взыскателе и должнике (полное наименование, место нахождения, фактический адрес, ОГРН и т. д. – для юрлица; фамилия, имя и отчество, место жительства – для гражданина);
  • подлежащем истребованию имуществе и т. д. (ч. 1 ст. 92 Основ законодательства о нотариате).

Одновременно были внесены изменения в ряд законов, усиливающие значение и доказательственную силу исполнительной надписи. Так, новые редакции ГПК РФ и АПК РФ устанавливают, что обстоятельства, подтвержденные нотариусом при совершении нотариального действия, не требуют доказывания (п. 5 ст. 61 ГПК РФ, ч. 5 ст. 69 АПК РФ). Исключение составляет ряд случаев – например, когда одна из сторон обратилась к суду с заявлением о фальсификации нотариально оформленного документа. Кроме того, для принятия судебным приставом нотариальной надписи к исполнению больше не требуется наличия соглашения между спорящими сторонами о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество (п. 9 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Нотариусы на страже права собственности

Без нотариусов теперь не обойтись при совершении ряда сделок, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимость. Например, без участия нотариуса не сможет состояться сделка по продаже постороннему лицу доли в праве общей собственности на недвижимость. Кроме того, по новым правилам такая сделка может быть совершена не ранее чем по истечении одного месяца со дня извещения владельцем этой доли остальных участников долевой собственности о принятом решении об отчуждении имущества. Это извещение необходимо для реализации остальными участниками долевой собственности своего преимущественного права на покупку продаваемой доли (п. 1 ст. 250 ГК РФ). В то же время нотариус может удостоверить сделку, не дожидаясь окончания месячного срока, если продавец доли представит ему письменный отказ остальных участников долевой собственности выкупить объект сделки (абз. 1-3 п. 1 ст. 24 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; далее – закон о регистрации).

Аналогично, обязательному нотариальному удостоверению стали подлежать сделки по:

  • продаже земельной доли;
  • распоряжению недвижимым имуществом на условиях доверительного управления или опеки;
  • продаже недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным (абз. 2 п. 3 ст. 24.1, п. 2 ст. 30 закона о регистрации).

Уточнен порядок участия нотариусов и в сфере защиты прав бизнесменов. При этом был исправлен недостаток новых правил об оформлении продажи доли или части доли в уставном капитале общества. Эти правила начали действовать с 1 января текущего года, и первоначальная их редакция предусматривала обязательное составление документа о купле-продаже доли с участием обеих сторон (Федеральный закон от 30 марта 2015 г. № 67-ФЗ). Проблемы возникали в том случае, когда сделка была направлена во исполнение опциона на заключение договора. Как отмечает Илья Радченко, новый порядок разрушал опционную схему защиты интересов инвесторов, поскольку к моменту акцепта оферты по опционному договору оферент мог уклониться от передачи доли. С 15 января благодаря Закону № 391-ФЗ эта проблема решена, и теперь можно реализовать опцион без привлечения оферента при условии нотариального удостоверения акцепта и опционного договора (абз. 4 п. 11 ст. 21 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Кроме того, обязательным стало нотариальное подтверждение соглашения о разделе общего имущества, нажитого супругами в период брака (п. 2 ст. 38 Семейного кодекса РФ). Напомним, такое соглашение может быть заключено супругами в том числе и без расторжения брака, как по собственной инициативе, так и по требованию кредитора для обращения взыскания на долю одного из супругов (п. 1 ст. 38 Семейного кодекса РФ).

У нотариусов также появились новые функции, связанные с введением в России института личного банкротства. По новым нормам дела о банкротстве могут быть продолжены после смерти должника и даже инициированы в отношении должников, которые на момент возбуждения дела скончались (ст. 63.1 Основ законодательства о нотариате, ст. 223.1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; далее – закон о банкротстве). В соответствии с поправками, нотариус, в производстве которого находится наследственное дело, является участником процесса по делу о банкротстве гражданина. Так, в случае смерти должника, в отношении которого применялась процедура реструктуризации долгов, нотариус в течение пяти рабочих дней с даты открытия наследственного дела должен заявить в арбитражный суд ходатайство о переходе к реализации имущества наследодателя. Он также представляет по запросу суда копию наследственного дела для признания наследников лицами, участвующими в деле о банкротстве гражданина. Кроме того нотариус обязан передать финансовому управляющему информацию о наследственном имуществе (абз. 1, абз. 3-4 п. 4 ст. 223.1 закона о банкротстве).

Появилось новое основание для приостановления выдачи свидетельства о праве на наследство. Теперь в случае, если в отношении наследодателя было возбуждено дело о банкротстве, принять наследство можно будет только после окончания производства по делу (ч. 6 ст. 41 Основ законодательства о нотариате).

На фоне продолжающихся дебатов о необходимости принятия нового закона о нотариате, действующие Основы законодательства о нотариате небезуспешно продолжают не только приспосабливаться к меняющейся действительности, но и создают условия для последующего развития нотариата. Очевидно, что развитие электронных форм взаимодействия – это основное направление совершенствования нотариальных услуг и условие повышения статуса нотариусов в гражданском обороте. А участие нотариусов в сделках с имуществом, наряду с усилением доказательственной силы нотариальных актов, еще и положительно скажется на защите прав собственников. Однако реальный эффект от некоторых нововведений мы заметим только спустя определенное время: к ним еще нужно приспособиться.

www.garant.ru

Нотариус совершает действия в пределах

Нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

Нотариусы действуют от имени Российской Федерации.

При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.

Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

На должность нотариуса в Российской Федерации назначается в установленном законом порядке гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты.

Лицензия на право нотариальной деятельности выдается уполномоченными на то органами юстиции республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена на основании решения квалификационной комиссии.

Порядок выдачи лицензии устанавливается Министерством юстиции Российской Федерации.

Гражданин, получивший лицензию, но не приступивший к работе в должности нотариуса в течение трех лет, допускается к должности нотариуса только после повторной сдачи квалификационного экзамена. Помощник нотариуса повторного экзамена не сдает.

Нотариус беспристрастен и независим в своей деятельности и руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, а также правовыми актами органов государственной власти автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами.

Нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий, или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных Основами законодательства Российской Федерации о нотариате.

Нотариус не вправе:

заниматься самостоятельной предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской;

оказывать посреднические услуги при заключении договоров.

Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Нотариус пользуется услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Нотариальное делопроизводство осуществляется нотариусами в соответствии с правилами, утверждаемыми Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, — органы юстиции совместно с нотариальными палатами.

Нотариус имеет личную печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, указанием фамилии, инициалов, должности нотариуса и места его нахождения или наименования государственной нотариальной конторы, штампы удостоверительных надписей, личные бланки или бланки государственной нотариальной конторы.

Должность нотариуса учреждается и ликвидируется органом юстиции совместно с нотариальной палатой.

Количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется органом юстиции совместно с нотариальной палатой.

Наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты Министерством юстиции Российской Федерации или по его поручению органом юстиции на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии. Порядок проведения конкурса определяется Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Увольнение нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации о труде.

Нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в случаях:

1) осуждения его за совершение умышленного преступления — после вступления приговора в законную силу;

2) ограничения дееспособности или признания недееспособным в установленном законом порядке;

3) по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) и в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Орган юстиции совместно с нотариальной палатой принимает решение о передаче документов, хранящихся у нотариуса, чьи полномочия прекращаются, другому нотариусу.

Нотариус, впервые назначенный на должность, приносит присягу следующего содержания:

«Торжественно присягаю, что обязанности нотариуса буду исполнять в соответствии с законом и совестью, хранить профессиональную тайну, в своем поведении руководствоваться принципами гуманности и уважения к человеку».

Законодательством республик в составе Российской Федерации может быть предусмотрен иной текст присяги нотариуса.

Нотариус должен иметь место для совершения нотариальных действий в пределах нотариального округа, в который он назначен на должность.

Территория деятельности нотариуса может быть изменена совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты.

Каждый гражданин для совершения нотариального действия вправе обратиться к любому нотариусу, за исключением случаев, предусмотренных статьей 40 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате..Совершение нотариусом нотариального действия за пределами своего нотариального округа не влечет за собой признания недействительности этого действия.

Нотариус вправе выехать в другой нотариальный округ для удостоверения завещания в случае тяжелой болезни завещателя при отсутствии в нотариальном округе в это время нотариуса.

Нотариус имеет право:

совершать предусмотренные Основами законодательства Российской Федерации о нотариате нотариальные действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему, за исключением случаев, когда место совершения нотариального действия определено законодательством Российской Федерации или международными договорами;

составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий;

истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий.

Законодательством республик в составе Российской Федерации нотариусу могут быть предоставлены и иные права.

Нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.

Нотариус выполняет свои обязанности в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, законодательством республик в составе Российской Федерации и присягой. Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия.

Нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству Российской Федерации или международным договорам.

Нотариус в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, обязан представить в налоговый орган справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.

Нотариусы обязаны также соблюдать Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации ( в котором изложены этические и юридические стандарты профессии, меры дисциплинарной ответственности).

Нотариус, занимающийся частной практикой, умышленно разгласивший сведения о совершенном нотариальном действии или совершивший нотариальное действие, противоречащее законодательству Российской Федерации, обязан по решению суда возместить причиненный вследствие этого ущерб. В других случаях ущерб возмещается нотариусом, если он не может быть возмещен в ином порядке.

В случае совершения нотариусом, занимающимся частной практикой, действий, противоречащих законодательству Российской Федерации, его деятельность может быть прекращена судом по представлению должностных лиц, либо органов, указанных в главе VII Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.

Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, в случае совершения действий, противоречащих законодательству Российской Федерации, несет ответственность в установленном законом порядке.

Страхование деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой

Нотариус, занимающийся частной практикой, обязан заключить договор страхования своей деятельности. Нотариус не вправе выполнять свои обязанности без заключения договора страхования.

old.notariat.ru

Популярное:

  • Практика налоговых преступлений Обзор судебной практики Кемеровского областного суда по делам о налоговых преступлениях (статьи 198 - 199.2 УК РФ), рассмотренным судами Кемеровской области Обзор судебной практики Кемеровского областного суда по делам о […]
  • Останкинский народный суд Останкинский межмуниципальный (районный) суд Северо-Восточного административного округа г. Москвы Место в судебной системе В соответствии со статьей 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О […]
  • Закон пункт 3 статьи 33 Статья 33. Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы Статья 33. Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от […]
  • Будет ли индексирована пенсия в 2018 году С 2018 года пенсии неработающих пенсионеров будут индексировать всего один раз Правительственный законопроект, изменяющий правила индексации страховых пенсий в 2018 году, Госдума приняла в первом чтении. Согласно действующим […]
  • Судья гагаринского суда Гагаринский межмуниципальный (районный) суд Юго-Западного административного округа г. Москвы Место в судебной системе В соответствии со статьей 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной […]
  • Апреле пенсия прибавить Повысят ли пенсию неработающим пенсионерам в апреле 2018 года? С 1 апреля 2018 года будет повышена только социальная пенсия, индексации страховых пенсий не будет. Социальная пенсия касается в основном нетрудоспособных […]
  • Прокуратура предъявила иски Прокуратура Еврейской автономной области Прокуратура Еврейской автономной области Прием граждан Фотогалерея Календарь новостей Прокуратура предъявила иски по выплате заработной платы Прокуратурой Облученского района […]
  • Приказ минздрава 900н Приказ Министерства здравоохранения РФ от 12 ноября 2012 г. № 900н “Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «ревматология» (не вступил в силу) В соответствии со статьей 37 Федерального […]