Объективные законы природы

Объективные законы природы

Законы общественного развития, как и законы природы, носят объективный характер. Это означает, что они возникают, действуют и сходят с исторической арены независимо от воли и сознания людей. Какие закономерности возникают и действуют, а какие прекращают свое действие и заменяются новыми, предопределяется объективными социальными условиями. В свое время рабовладельцам, а затем и феодалам очень хотелось отменить закон, в соответствии с которым происходит смена общественно-экономических формаций. Но сие, как говорится, от них не зависело. С объективным характером законов общественного развития приходится считаться и тем, кто совершает революционное преобразование, созидает качественно новое социальное устройство. Так обстоит дело, например, с законом социальной преемственности. Нельзя двигать развитие производительных сил, формирование новых производственных отношений, духовной культуры, политической демократии, не опираясь на рациональное и прогрессивное наследие, накопленное человечеством. Всякий, кто пытается игнорировать это наследие, «созидать» на голом месте, делать «все наоборот», фактически оказывается утопистом, если не реакционером. Наш собственный послеоктябрьский исторический опыт показывает, как много бед наносит несохранение таких достижений цивилизации, как общечеловеческие моральные ценности, рынок и товарно-денежные отношения, разделение властей и т. д.

Существует, таким образом, единство законов общественного развития и законов природы, заключающееся в их объективном характере. И так же, как мы не можем отменить закон свободного падения тел или закон Архимеда, мы не вольны отменить закон определяющей роли материального в жизни и развитии социума, закон стоимости и т. д. В то же время в одном существенно важном моменте — механизме своей реализации — законы общественного развития принципиально отличаются от законов природы.

О так называемых «исторических законах» — 51.

Законы природы реализуются и тогда, когда в их действие не вмешивается человек. В реализации же законов общественного развития обнаруживается своего рода парадокс. Сразу же подчеркнем, что речь идет не о логическом парадоксе, то есть не о противоречии, существующем только в нашей голове. Речь идет о парадоксе реальном, возникающем в ходе исторической практики людей. С одной стороны, законы общественного развития, как уже отмечалось, возникают, действуют и сходят со сцены независимо от воли и сознания людей. С другой же стороны, законы общественного развития реализуются только через деятельность людей. И там, где людей нет или они есть, но ведут себя пассивно («сидят сложа руки»), никакие социологические законы реализоваться не могут.

Учитывая и то общее, что есть у законов природы и социологических законов, и то, что их отличает друг от друга, К. Маркс характеризовал общественное развитие как естественно-исторический процесс. С одной стороны, это процесс естественный, то есть столь же закономерный, необходимый и объективный, как и природные процессы. И в то же время это процесс исторический в том смысле, что он представляет собой результат деятельности самих людей. Люди выступают одновременно и авторами и актерами всемирно-исторической драмы, именуемой историей. В этом и заключается парадокс, каждодневно возникающий и также каждодневно разрешаемый в ходе исторической практики людей.

Очень часто в литературе наряду с терминами «социологический закон», «закон общественного развития» встречается понятие «исторического закона», причем употребляется оно в трех значениях: 1) как синоним первых двух понятий; 2) как конкретизация общесоциологических законов применительно к отдельным формациям; 3) как специфические, имеющие особый механизм реализации законы. Правомерность синонимического употребления терминов вряд ли может оспариваться, а вот против второго и третьего варианта использования термина «исторический закон» приходится возражать.

Если исторические законы, как утверждал, например, М. А. Барг, есть форма проявления социологических в данном пространственно-временном континууме[26], то мы скорей всего получаем не какой-то особый исторический, а частный социологический закон.

Назад Оглавление Вперед

eurasialand.ru

Объективные законы и принципы административного управления

Государственная гражданская служба как необходимый элемент государственного управления в своей основной части не является случайной деятельностью случайных личностей, а носит достаточно необходимый характер и потому регулируется своими специфическими объективными законами и принципами.

В литературе понятия «закон» и «принцип» обычно используются в двух смыслах: объективном и субъективном. Объективными называют законы и принципы управления обществом, всем реальным миром, действующими независимо от воли и сознания людей. А субъективными — государственные (правовые) законы и принципы, которые обычно вводятся и действуют по воле государственных органов (государства в целом), а также нравственные, организационные и другие общепринятые правила гражданского общества.

Объективные законы и законы административного управления

Нередко объективный закон характеризуется как существенная, устойчивая, повторяющаяся, внутренне присущая явлениям связь и взаимная обусловленность. Однако понятие «связь» в социальных явлениях, рассматриваемое обычно как синоним понятий «отношение» и «взаимодействие», не дает возможности правильно подойти к сущностному определению закона, поскольку все эти понятия не характеризуют целенаправленную деятельность. Всякий социальный закон раскрывается только как форма управления деятельностью людей, их необходимыми и повторяющимися управленческими программами. Конечно, это не любая форма управления. Объективный социальный закон есть существенная, устойчивая, повторяющаяся и внутренне присущая взаимодействующим человеческим общностям форма управления их деятельностью.

В обществе вне и независимо от деятельности людей существование объективных социальных законов невозможно. Причем в состав социальной деятельности (как духовной, так и материальной) обязательно входит сознание. Отсюда возникает вопрос: все ли социальные законы имеют объективный характер? Если не все, то какие из них могут быть отнесены к числу объективных?

В литературе объективными называют, прежде всего, законы, которые действуют независимо от воли и сознания людей. Однако в отношении общественных законов подобные утверждения не вполне корректны, поскольку не уточняют — о воле и сознании каких людей идет речь. Ведь все социальные законы проявляются через волю и сознание людей. А раз мы пытаемся выделить из них объективные, то данную проблему, видимо, можно успешно решить лишь через анализ взаимодействия социальных субъектов и социальных объектов.

Основное свойство социальных субъектов заключается в их системообразующей функции, т.е. способности создавать в процессе взаимодействия особые социальные системы (например, врачи создают систему здравоохранения, учителя — систему образования, руководители — систему организационного соподчинения и т.д.). В качестве своеобразной основы, особого фундамента этих систем выступают социальные объекты. Деятельность социальных объектов независима от воли и сознания противоположных им общностей, т.е. врачей, учителей, руководителей. «Различие субъективного от объективного есть, — подчеркивал В. И. Ленин, — по и оно имеет свои границы». Каковы же эти границы между субъективным и объективным применительно к социальным законам?

Объективный характер социальных законов в конечном счете связан как с тем, что они действуют независимо от воли и сознания социальных субъектов, так и с тем (и это главное), что свойственны объекту, являются законами его формирования и развития. Именно объекты очерчивают границу, которая и обусловливает объективность тех или иных законов. Например, в процессе лечения больных субъектом выступают врачи, а объектом — пациенты. Понятно, что в данном случае для врачей объективный характер имеют правила поведения больных. Если же взять сферу духовной деятельности, например систему образования, где субъектом выступают учителя, а объектом — ученики, то, естественно, для учителей объективный характер имеют духовные законы усвоения преподаваемого материала этой ученической массой.

Следовательно, свойство объективности каких-либо законов устанавливается только в отношении вполне определенных субъектов. В мире пет законов, которые бы во всех случаях имели объективный характер. Законы поведения больных или учеников объективны лишь в том случае, если эти социальные общности выступают объектами деятельности соответствующих субъектов, а именно: в первом случае — врачей, во втором — учителей. Если же субъектом выступает в целом все общество во взаимодействии с природой, то объективный характер имеют законы природы. Если же брать процесс познания, то здесь объективный характер имеют законы развития, во-первых, природы, а во-вторых, всех тех социальных общностей, которые познаются данным субъектом. Поэтому все социальные субъекты для того, чтобы действовать с большей надеждой на успех, должны изучать законы функционирования своих объектов и учитывать их во всей деятельности (например, поведение больных изучает медицина, поведение учеников — педагогика и т.д.).

В литературе объективными называют законы и потому, что люди, мол, не могут их ни устанавливать, ни создавать, ни уничтожать, ни преобразовывать. Разумеется, нельзя смешивать возможность преобразования общественной жизни с преобразованием се законов. Это явления однопорядковые, но разнообъемные. Люди в практической деятельности преобразовывают, изменяют, прежде всего, свои общественные отношения, а вместе с ними преобразовывают общественную жизнь. Но эта преобразующая деятельность человека возможна лишь на основе тех или иных объективных законов общественного развития.

Исторический опыт показывает, что многие законы общественного развития действовали задолго до того, как люди их открыли и объяснили. Закон стоимости, например, действует на протяжении 5-7 тыс. лет. Но люди познали этот закон сравнительно недавно. В конце XVIII — начале XIX в. английские экономисты А. Смит и Д. Рикардо сделали важный шаг к выявлению этого закона, а научное объяснение его действия было дано лишь К. Марксом в середине XIX в.

Исторические события не являются совершенно индивидуальными. В них сочетается особенное и общее. Закон и есть не что иное, как то существенно-общее, что свойственно всем индивидуальным явлениям. Объясняя историческое событие, надо выявлять не только его индивидуальные, своеобразные черты, но и выделить то общее, что находится в основе целого ряда таких событий. Законы раскрываются путем отвлечения существенного от массы единичных явлений. Только при таком подходе можно понять историческое событие как закономерный результат исторического процесса.

Социальные законы, будучи законами объективными, реально, на деле выступают как законы социальной деятельности людей. Вследствие этого, проявляясь через социальную деятельность индивидов и общественных групп, эти законы всегда носят характер законов-тенденций, имеют вероятностную природу. Определяя направление, характер и содержание социальной деятельности людей, они выступают как стохастические (греч. вероятностные, случайные ) регуляторы.

Отклонение средней равнодействующей величины социальных отношений личностей от объективных требований общественного закона влечет за собой дисфункцию в социальном механизме. Критерием эффективности механизма действия общественного закона, таким образом, выступает средняя равнодействующая социальных отношений личностей. Социологические исследования социальных отношений личностей позволяют выявить не только формы проявления социальных законов в различных сферах жизнедеятельности общества, но и дисфункциональные элементы в социальном механизме и, соответственно, устранять их.

В чем специфика объективных законов гражданской службы? Являясь частью социальных законов, они отличаются, по меньшей мере, двумя особенностями. Во-первых, законы гражданской службы упорядочивают непосредственно аппаратную деятельность людей. А во-вторых, по направленности своего воздействия па социальные процессы, на развитие социальных субъектов и социальных объектов имеют, по большей части, достаточно кратковременный характер. Поэтому нередко они демонстрируют вначале положительный, а затем отрицательный, негативный характер.

Последнее обстоятельство объясняется двумя основными причинами. Во-первых, управляемая подсистема, как правило, не остается в статическом состоянии, она постоянно развивается. Вслед должна постоянно самообновляться и управляющая подсистема, но последняя имеет склонность отставать в своем развитии от управляемой подсистемы и, в результате, начинает тормозить ее самообновление. Во-вторых, управляющая подсистема, однажды возникнув под влиянием управляемой подсистемы, приобретает в дальнейшем свою внутреннюю логику развития, которая достаточно часто не отражает логику развития управляемой подсистемы. Это обстоятельство также приводит к возникновению в ней тормозящего негативного эффекта. И поскольку гражданская служба встроена в политическое управление, имеющее скоротечный характер, она имеет такую же особенность.

studme.org

Объективные законы природы

Основные законы природы, свидетельствующие о сотворении мира

В заключении к школьному учебнику физики [1] читаем: «Фундаментальные законы не нарушаются никогда, ни при каких условиях. Все большее и большее число людей осознают, что объективные законы, которым следует природа, исключают чудеса, а познание этих законов позволит человечеству выжить».

Заключение довольно странное. Во-первых, объективные законы, которые нам представляются надежными при всех условиях, не могут тем не менее «запретить» появлению случаев нарушения этих законов. Факт такого нарушения законов должен говорить сам за себя. И если он действительно имел место, его нельзя отрицать как таковой, хотя бы и нарушались законы природы. Скорее надо подумать: верен ли сам открытый нами закон и при всех ли условиях он верен, чем с порога отрицать факт по известной поговорке: этого не может быть, потому что этого не может быть никогда. Если действительно было, – значит, может быть.

льшим, чем сами исключения – чудеса. Наличие объективных законов природы, законов, постижимых нашим разумом, свидетельствует о том, что мир, построенный на разумных законах, создан разумно. Законы природы, особенно общие, фундаментальные, не являются материальными придатками к материальным вещам. Законы эти познаются только разумом, притом разумом, способным к абстрактному мышлению. Они могут быть записаны на разных языках, в словесном объяснении, в формулах. Записи таких формул не являются свойствами знаков, входящих в формулы. Так или иначе, законы природы не есть что-то материальное. Они суть идеи, по которым организована материя. Открыв закон природы, человечество прославляет человеческий разум за его понимание той или иной идеи. Как же можно отрицать наличие Разума, притом нечеловеческого, который подал именно такую идею строения материи?

Еще более наглядным примером разумного устроения законов природы служат поразительные аналогии между математическими выражениями разных законов. К примеру, закон всемирного тяготения и закон электрического взаимодействия описываются совершенно аналогичными формулами: сила пропорциональна неким присущим самим телам характеристикам взаимодействия (массе или заряду соответственно) и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. Но природа гравитационного и электрического взаимодействия разная! Не бывает в природе отрицательных масс или взаимного отталкивания между массами, как это происходит в электростатике. Однако математическое выражение (т.е. сама идея, познаваемая нашим разумом) остается одинаковым в обоих случаях.

Другое интересное свойство массы должно натолкнуть нас на мысль о разумном создании – это полное тождество так называемой гравитационной и инертной массы. Масса тела может быть определена двояко: по второму закону Ньютона – как отношение силы к ускорению, или же как мера гравитационного взаимодействия тел – по закону всемирного тяготения. Совершенно ниоткуда не следует, что мера инертности тела при воздействии на него любой (не обязательно гравитационной!) силы должна в точности равняться «гравитационному заряду» этого же тела. В двух формулах Ньютона под массою понимаются совершенно разные характеристики тела, которые тем не менее в точности равны между собою. Не свидетельствует ли это о разумном Начале, связывающем оба закона природы?

www.e-reading.mobi

объективные законы природы

Сегодня в практической медицине явственно обозначились два направления: так называемая официальная или классическая медицина и общественная, представленная в основном народными целителями, экстрасенсами.

Есть, однако, немало сторонников третьего пути — пути создания условий, необходимых нашему организму для нормального функционирования и эффективной саморегуляции, к которым я отношу и себя. В цивилизованных странах это направление получило некоторое, хотя и явно недостаточное, несоизмеримое со сложностью задач, развитие. Действуют консультационные пункты и медицинские учреждения, где человек, решивший испытать на себе действие макробиотической системы Озавы или системы Ниши, может получить необходимые ему совет, помощь и поддержку.

В нашей же стране, ученые которой внесли решающий вклад в развитие третьего направления медицины

(Дядьковский, Сеченов, Павлов, Пашутин, Уголев и др.), оно находится в зачаточном состоянии. Правительство вкладывает все средства в развитие официальной медицины. Экстрасенсы, колдуны и шаманы целиком овладели умами работников средств массовой информации, демонстрируя нам с их помощью сенсационные случаи мгновенного исцеления. Причем ни один из журналистов не задался целью проверить, что впоследствии происходит с теми, кто подвергся такому лечению, сохранил ли он и через годы свое здоровье, ясность мышления, не обзавелся ли новыми, еще более жестокими болезнями. Сделай они это, и большинство сенсаций тихо испустили бы дух.

Третье же направление, которое я называю Новой медициной, осталось практически невостребованным. Это и понятно, поскольку ее становление и развитие требуют немалых средств на переобучение медицинского персонала, формирование общественной мысли, переориентацию предприятий пищевой промышленности и агропромышленного комплекса на производство естественных, экологически чистых продуктов питания с использованием принципиально новых технологий, которые позволили бы сохранять их природные биологические свойства.

Остается полагаться лишь на здравый смысл и предприимчивость деловых людей, которые не единожды в истории России демонстрировали заботу о духовном и физическом здоровье своего народа, вкладывали средства в развитие перспективных направлений науки, техники, культуры, искусства, медицины.

finbook.news

ЗАКОН ПРИРОДЫ

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

Смотреть что такое «ЗАКОН ПРИРОДЫ» в других словарях:

закон природы — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN rights of nature A rule or body of rules that derives from nature and is believed to be binding upon human society, as opposed to human made laws such as legislative acts and… … Справочник технического переводчика

Закон природы — У этого термина существуют и другие значения, см. Закон (значения). Закон природы порядок, которому подчиняются все наблюдаемые явления природы; связь между процессами или явлениями, происходящими в природе. Законы природы не зависят от… … Википедия

Закон природы — То, что неизбежно в жизни живых организмов. И все животные и человек, по непременному закону природы, родятся от существ, себе подобных (П. Якушкин. Что такое жизнь?). Печорин знал аксиому, что поздно или рано слабые характеры покоряются сильным… … Фразеологический словарь русского литературного языка

закон природы — gamtos dėsnis statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. law of nature; natural law vok. Naturgesetz, n rus. закон природы, m pranc. loi de la nature, f … Fizikos terminų žodynas

Закон природы — некий непреложный (часто математически выраженный) закон природного явления, который совершается при известных обстоятельствах всегда и всюду с одинаковой необходимостью. Такое представление о законе природы сформировалось в XVII XVIII вв. как… … Начала современного естествознания

Закон природы — ♦ (ENG law of nature) (лат. lex naturae) всеобщий моральный закон, данный, как полагали нек рые теологи, Богом всем людям или доступный им благодаря использованию разума по отношению к установленному в природе порядку … Вестминстерский словарь теологических терминов

ЗАКОН — муж. (чем дело закончено) предел, постановленный свободе воли или действий; неминучее начало, основание; правило, постановление высшей власти. Закон Божий, откровение, составляющее сущность веры; закон христианский, христианская вера. Закон… … Толковый словарь Даля

ЗАКОН — ЗАКОН, закона, муж. 1. Постоянное и необходимое отношение, связь между явлениями, существующая в объективном мире независимо от человеческого сознания (филос.). «Понятие закона есть одна из ступеней познания человеком единства и связи,… … Толковый словарь Ушакова

Закон (значения) — Закон: Закон природы существенная (прямая), необходимая (обратная) связь между элементами её структуры, которая может находиться в трех состояния: устойчивом, трансформирующемся и повторяющемся. Закон фактологически доказанное… … Википедия

Закон Парето — Закон Парето, или принцип Парето, или принцип 20/80 эмпирическое правило, названное в честь экономиста и социолога Вильфредо Парето, в наиболее общем виде формулируется как «20 % усилий дают 80 % результата, а остальные 80 %… … Википедия

dic.academic.ru

Популярное:

  • Закон вступление в права наследства Основное содержание закона о наследстве Закон о наследстве регулирует особую процедуру, которая обусловливает переход прав и обязанностей, а также имущества умершего гражданина его родственникам или иным лицам, в том числе […]
  • Жалоба на методиста Если не устраивает заведующая детским садом … Вопрос: Добрый день! Г. Калининград. Скажите, пожалуйста, если родителей полностью не устраивает заведующая детским садом, могут ли они требовать от начальника управления образования […]
  • Бланк заявления иностранного гражданина по месту жительства Как составляется заявление иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства Житель другого государства, прибывший в РФ, должен подать в миграционную службу заявление иностранного гражданина или […]
  • Помощь юриста по автокредиту Суд по автокредиту – советы адвоката Если вы берете целевой кредит на покупку автомобиля, то купленная вами машина будет оформлена как залог. Грубо говоря, в случае невыплаты автокредита банк имеет право забрать у вас автомобиль […]
  • Счетчики на газ закон Президент РФ отменил обязательную установку счетчиков на газ Президент Владимир Путин подписал закон, который вносит поправку в закон № 261-ФЗ "Об энергосбережении. " и отменяет обязательную установку газовых счетчиков в […]
  • Когда пенсии за январь 2013 ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 27 декабря 2013 График выплаты пенсий, ЕДВ и иных социальных выплат за январь 2014 года […]
  • Получить пенсионные накопления по наследству Как унаследовать средства пенсионных накоплений наследодателя? Наследодатель при жизни вправе в любое время подать заявление в территориальный орган ПФР и определить конкретных лиц (правопреемников) и доли средств, которые […]
  • Основные признаки права собственности Понятие и основные признаки права собственности на природные объекты и ресурсы. ГК, Статья 209. Содержание права собственности. Право владения означает закрепленную законом возможность фактичес­кого обладания природным объектом, […]