Обязанности юриста в социальной защите населения

Обязанности юриста в социальной защите населения

______________________ 2005 года

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. На должность юрисконсульта назначаются лицо, имеющее высшее юридическое образование без предъявления требований к стажу работы или среднее специальное (юридическое) образование и стаж работы в должностях, замещаемых специалистами со средним специальным образованием, не менее 3 лет.

1.2. Юрисконсульт относится к категории специалистов учреждения, принимается и увольняется директором учреждения.

1.3. Юрисконсульт подчиняется непосредственно директору учреждения.

1.4. Основными задачами юрисконсульта являются:

— обеспечение законности в деятельности учреждения;

— использование правовых средств при исполнении своих обязанностей;

— защита прав и законных интересов учреждения и граждан;

1.5 В своей деятельности юрисконсульт руководствуется

— Гражданским кодексом РФ;

— Трудовым кодексом РФ;

— Законом РФ “Об основах социального обслуживания населения в РФ” от 10.12.95г. №195-ФЗ;

— Законом РФ “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов“ от 02.08.95г. № 122-ФЗ;

— иными федеральными законами, законами Воронежской области, подзаконными актами, правовыми актами органов местного самоуправления, касающиеся сферы социального обслуживания населения;

— Уставом МУ ”КЦСОН”

— приказами руководства учреждения;

— настоящей должностной инструкцией.

1.6. Юрисконсульт должен знать:

— нормативно-правовые акты, методические и другие руководящие материалы по правовой деятельности учреждения;

— действующее законодательство РФ;

— гражданское, трудовое, финансовое, административное право;

— технические средства механизации и автоматизации справочно-информационной работы по законодательству и нормативным актам;

— порядок заключения и оформления гражданских договоров;

— стандарты унифицированной системы организационно-распорядительной документации;

— правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

— правила внутреннего трудового распорядка.

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

2.1. Осуществлять методическое руководство правовой работой в учреждении, оказывать правовую помощь структурным подразделениям, проводить работу по ознакомлению должностных лиц учреждения с нормативными актами, затрагивающими их деятельность, и об изменениях в действующем законодательстве.

2.2. Разрабатывать или принимать участие в разработке документов правового характера.

2.3. Осуществлять контроль за соответствием требованиям законодательства приказов директора учреждения и других актов, изданных руководителями структурных подразделений учреждения, визировать указанные акты, принимать меры к изменению или отмене актов, изданных с нарушением действующего законодательства.

2.4. Давать заключения по предложениям о привлечении работников учреждения к дисциплинарной и материальной ответственности, оформлять материалы о привлечении работников к ответственности.

2.5. Принимать участие в работе по заключению гражданских договоров в учреждении, участвовать в подготовке указанных договоров, визировать их.

2.6. Вести справочно-информационную работу по законодательству и нормативным актам с применением технических средств, а также учет действующего законодательства и других нормативных актов, производить отметки об их отмене, изменениях и дополнениях.

2.6. Проводить систематизированный учет и хранение поступающих в учреждение и издаваемых им нормативных актов.

2.7. Давать справки и консультации работникам учреждения о текущем законодательстве, а также заключения по организационно-правовым и другим юридическим вопросам.

2.8. Оказывать правовую помощь гражданам, обслуживаемых МУ «КЦСОН», в случае их обращения.

2.9. Представлять в установленном порядке интересы учреждения в суде, арбитражном суде, а также в других органах при рассмотрении правовых вопросов.

2.10. Осуществлять учет и хранение находящихся в производстве и законченных исполнением судебных и арбитражных дел.

Юрисконсульт имеет право:

3.1. Проверять соблюдение законности в деятельности структурных подразделений.

3.2. Получать от должностных лиц в порядке, установленном в учреждении, документы, справки, расчеты и другие сведения, необходимые для выполнения своих обязанностей.

3.3. Принимать решения в пределах своей компетенции.

3.4. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей и сохранности всех документов, образующихся в деятельности учреждения.

Юрисконсульт несет ответственность за:

4.1. Соответствие действующему законодательству визируемых им проектов приказов и других документов правового характера.

4.2. Четкое и своевременное выполнение должностных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией.

vrn36ccss.narod.ru

Должностная инструкция юрисконсульта

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность Юрисконсульта на предприятии.

1.2. Юрисконсульт назначается на должность и освобождается от должности в установ-ленном действующим трудовым законодательством порядке приказом директора пред-приятия .

1.3. Юрисконсульт непосредственно подчиняется __.

1.4. На должность Юрисконсульта предприятия принимается физическое лицо, имеющее высшее профессиональное (юридическое) образование и стаж работы по специальности не менее одного года.

1.5. Юрисконсульт должен знать:
— законодательные акты, регламентирующие производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия;
— методические и нормативные материалы по правовой деятельности;
— гражданское, трудовое, финансовое, административное право;
— налоговое законодательство;
— экологическое законодательство;
— порядок заключения и оформления хозяйственных договоров, коллективных договоров, тарифных соглашений;
— порядок систематизации, учета и ведения правовой документации с использованием со-временных информационных технологий;
— основы экономики, организации труда, производства и управления;
— средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;
— правила и нормы охраны труда.

1.6. В период временного отсутствия Юрисконсульта его обязанности возлагаются на ___.

2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Юрисконсульт на предприятии:

2.1. Выполняет работу по соблюдению законности в деятельности предприятия и защиту его правовых интересов.

2.2. Осуществляет правовую экспертизу проектов приказов, инструкций, положений, стандартов и других актов правового характера, подготавливаемых на предприятии, визирует их, а также участвует, в необходимых случаях, в подготовке этих документов.

2.3. Принимает меры по изменению или отмене правовых актов предприятия, изданных с нарушением действующего законодательства.

2.4. Организует подготовку заключений по правовым вопросам, возникающим в деятельности предприятия, а также проектам нормативных актов, поступающих на отзыв пред-приятию .

2.5. Представляет интересы предприятия в суде, арбитражном суде, а также в государст-венных и общественных организациях при рассмотрении правовых вопросов, осуществля-ет ведение судебных и арбитражных дел.

2.6. Участвует в подготовке и заключении коллективных договоров, отраслевых тарифных соглашений, разработке и осуществлении мероприятий по укреплению трудовой дисцип-лины , регулированию социально-трудовых отношений на предприятии.

2.7. Ведет работу по анализу и обобщению результатов рассмотрения претензий, судеб-ных и арбитражных дел, а также практике заключения и исполнения хозяйственных дого-воров , разрабатывает предложения по улучшению контроля за соблюдением договорной дисциплины по поставкам продукции, устранению выявленных недостатков и улучшению производственной и хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

2.8. Участвует в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению договорной, финансовой и трудовой дисциплины, обеспечению сохранности имущества предприятия.

2.9. Подготавливает заключения по предложениям о привлечении работников предприятия к дисциплинарной и материальной ответственности. Участвует в рассмотрении материалов о состоянии дебиторской задолженности с целью выявления долгов, требующих принудительного взыскания, обеспечивает подготовку заключений по предложениям о списании безнадежной задолженности.

2.10. Осуществляет контроль за соблюдением на предприятии установленного законода-тельством порядка сертификации продукции, приемки товаров и продукции по количест-ву и качеству.

2.11. Организует систематизированный учет, хранение, внесение принятых изменений в законодательные и нормативные акты, поступающие на предприятие, а также издаваемые его руководителем, обеспечивает доступ к ним пользователей на основе применения современных информационных технологий, средств вычислительной техники, коммуникаций и связи.

2.12. Обеспечивает информирование работников предприятия о действующем законодательстве, а также организацию работы по изучению должностными лицами предприятия нормативных правовых актов, относящихся к их деятельности.

2.13. Организует оказание юридической помощи общественным организациям предпри-ятия , консультирование работников по правовым вопросам.

Юрисконсульт на предприятии имеет право:

3.1. Давать сотрудникам предприятия поручения и задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

3.2. Контролировать выполнение плановых заданий и работу, своевременное выполнение отдельных поручений и заданий работниками предприятия.

3.3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности Юрисконсульта.

3.4. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организа-ций для решения вопросов, входящих в компетенцию Юрисконсульта.

3.5. Представлять интересы предприятия в арбитражном суде и суде общей юрисдикции, в государственных органах, сторонних учреждениях и организациях, общественных организациях по вопросам правовой защиты интересов предприятия.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Юрисконсульт на предприятии несет ответственность за:

4.1. Результаты и эффективность деятельности предприятия, относящиеся к правовым во-просам .

4.2. Необеспечение выполнения своих функциональных обязанностей.

4.3. Невыполнение приказов, распоряжений и поручений директора предприятия.

5. УСЛОВИЯ РАБОТЫ

5.1. Режим работы Юрисконсульта определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными на предприятии.

5.2. В связи с производственной необходимостью Юрисконсульт может выезжать в служебные командировки (в т.ч. местного значения).

5.3. Для решения оперативных вопросов по обеспечению производственной деятельности предприятия Юрисконсульту может выделяться служебный автотранспорт.

6. СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

6.1. Исключительной сферой деятельности Юрисконсульта на предприятии является правовое обеспечение деятельности предприятия и защита его интересов.

6.2. Юрисконсульту для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

www.rabotagrad.ru

Советы юриста по социальной защите населения

Понятие социальная защита, следует рассматривать как помощь, предоставляемая государственными органами, а также частными организациями и учреждениями всему населению или, что чаще, нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, пенсионерам, инвалидам и т.д.

Также социальную защиту населения можно рассматривать как систему мероприятий, осуществляемых государственными и общественными организациями по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддержанию жизни и деятельного существования человека.

Социальная защита имеет государственную и негосударственную формы.

Государственная форма социальной защиты включает: доступное здравоохранение, льготы (налоговые, таможенные, транзитные, пенсионные), доступное образование, пенсионное обеспечение, система социального обслуживания и предоставление социальных услуг, меры социальной поддержки.

Негосударственная форма социальной защиты включает: добровольное социальное страхование, благотворительность, частные системы здравоохранения и другие.

В целом социальная защита включает три основных формы:

Социальное обеспечение представляет собой государственную систему материального обеспечения и обслуживания граждан РФ в старости, при полной или частичной потере трудоспособности, потере кормильца, в случае болезни, а также семей, в которых есть дети.

Конституция Российской Федерации в статье 7, провозглашает, что Российская Федерация является социальным государством, тем самым закрепляется право на социальное обеспечение. В развитие этого положения ст. 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Законом также устанавливаются государственные пенсии и социальные пособия. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Закрепленные в Конституции РФ гарантии социального обеспечения соответствуют положениям основных международно-правовых актов:

— Всеобщей декларации прав человека;

— Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах;

— Конвенции о правах ребёнка.

Социальное обеспечение осуществляется в различных организационно-правовых формах, основной из которых является государственное социальное страхование. Социальное обеспечение может также производиться за сч`т прямых ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

В настоящее время основными видами социального обеспечения в Российской Федерации являются:

1) обеспечение граждан РФ различными видами пособий по временной нетрудоспособности (в том числе, в случае болезни или увечья, ухода за больным членом семьи, санаторно-курортного лечения и др.),

2) обеспечение женщин пособиями по беременности и родам; государственное пенсионное обеспечение; содержание и обслуживание пожилых и нетрудоспособных граждан в специально созданных для них домах-интернатах; обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями и средствами передвижения (колясками, автомобилями); содержание и воспитание детей в детских домах, интернатах и других учреждениях; социальная и трудовая реабилитация инвалидов; санаторно-курортное и лекарственное обеспечение населения; социальное обслуживание на дому и др.

Социальному обеспечению в Российской Федерации присущи следующие принципы:

— всесторонность и многообразие видов, в размерах, соответствующих сложившемуся уровню экономики;

— осуществление социального обеспечения за счёт специальных фондов.

Функции социального обеспечения выполняют различные государственные органы, внебюджетные государственные фонды, федеральные службы, министерства, ведомства, отдельные учреждения и организации.

Социальное обеспечение за рубежом, как правило, включает три системы:

1) социальное страхование,

2) государственное вспомоществование;

3) система «универсального» обеспечения.

Социальное страхование является самой распространенной системой социального обеспечения, которая состоит в удержании (обязательном) страховых взносов из заработной платы наёмных работников и в предоставлении права на пенсию и пособие независимо от материального положения семьи застрахованного при наличии необходимого страхового стажа, возраста и некоторых других условий.

Государственное вспомоществование выплачивается из средств государственного бюджета и только работникам, лишившимся заработка из-за нетрудоспособности или безработицы и не имеющим средств к существованию.

Социальное страхование представляет собой систему социальной защиты, задача которой заключается в обеспечении реализации конституционного права экономически активных граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы.

В Российской Федерации выделяют три формы организации систем социального страхования:

1) Коллективное (страхование, организуемое профсоюзами);

3) Смешанное (основанное на взаимодействии государства и профсоюзов).

В настоящее время в Российской Федерации социальное страхование является инструментом реализации государственной социальной политики.

Социальное страхование в России финансируется из государственного целевого внебюджетного Фонда социального страхования, а также других коллективных и частных страховых фондов.

На сегодняшний день в России социальное страхование выражается в виде государственных пенсий и государственных пособий.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона Об основах обязательного социального страхования, обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребёнка (детей), ухода за ребёнком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

Действие данного Федерального закона распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и на иные категории граждан в случае, если законодательством Российской Федерации предусматривается уплата ими или за них страховых взносов на обязательное социальное страхование (далее также — страховые взносы).

В соответствии со ст.4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:

устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;

всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

обязательность уплаты страхователями страховых взносов;

ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

обеспечение надзора и общественного контроля;

автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Социальная помощь представляет собой заботу государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования. Социальная помощь (социальная защита, социальное обеспечение) проявляется в виде пенсий, пособий, предоставления материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях. Твердо гарантированную систему материального обеспечения нетрудоспособных называют социальным страхованием.

Социальная помощь в Российской Федерации предоставляется малоимущим семьям или малоимущему одиноко проживающему гражданину, которые по независящим от них причинам(инвалидность, наличие в семье больных родственников, в том числе детей, за которыми осуществляется длительный уход, сиротство, потеря кормильца, безнадзорность, стихийные бедствия, или другие причины) имеют среднедушевой доход ниже величин прожиточных минимумов, установленных в субъектах Российской Федерации для соответствующих основных социально-демографических групп населения.

www.pjs-law.ru

Должностные обязанности социального работника

Социальный работник, должностные обязанности которого будут рассмотрены далее, принимается и увольняется руководителем ЦСО. Выход из штата осуществляется в соответствии с порядком, установленным в статьях 77-81 ТК.

Общие сведения

На должность социального служащего принимаются лица, которые имеют:

  • высшее;
  • начальное профессиональное;
  • среднее специальное образование.

К деятельности могут привлекаться лица, не имеющие подготовки по специальности. Люди, которые подлежат обслуживанию, называются подопечными. Такой статус лица приобретают при обращении в Совет ветеранов, ЦСО либо комитет соцзащиты, а также при выявлении социальным работником нуждающихся в заботе в ходе специального обхода. Подопечные лица, утратившие полностью возможность самообслуживания, отправляются в дом престарелых.

Социальный работник: обязанности, зарплата сотрудника

Служащий ЦСО может исполнять определенные поручения подопечных. Они могут не входить в перечень обязанностей социального работника, однако вытекают из общего смысла его деятельности. Суть ее заключается в оказании поддержки и помощи одиноким людям и инвалидам. К примеру, женщина в преклонном возрасте с трудом передвигается из-за серьезных проблем со здоровьем. Социальный работник может отвести ее в баню, после которой человеку станет легче и он сможет самостоятельно себя обслуживать. Начинается день сотрудника ЦСО с телефонного звонка подопечным. В обязанности социального работника входит выяснение поручений, которые следует исполнить, списка необходимых продуктов. Все сведения фиксируются в специальной тетради для каждого подопечного. В конце года, на основании оценки деятельности сотрудника, ему присваивается или не присваивается разряд. В первом случае, кроме прочего, он может рассчитывать на повышение зарплаты. Спустя еще три года надбавка составит 10, а через пять лет – 30%.

Установлены следующие категории:

  • Пятый разряд. Он присваивается сотруднику, имеющему профессиональное (начальное) образование. При этом требований к его стажу не предъявляется. Также 5 разряд имеют служащие с полным средним (общим) образованием. В этом случае им необходимо осуществлять деятельность по профилю на протяжении не менее трех лет.
  • Шестой-седьмой разряды. Для получения данной категории сотрудник может иметь профессиональное высшее образование. В этом случае требований к его стажу не предъявляется. Также служащий может иметь среднее специальное образование. В этом случае он должен находиться в штате в течение не менее трех лет.
  • Восьмой разряд. Он присваивается сотрудникам, стаж работы которых не меньше пяти лет, и они имеют высшее образование по своей специальности.

Важные моменты

В функциональные обязанности социального работника входит обеспечение бытового обслуживания лиц, нуждающихся в помощи. Служащий ЦСО находится в подчинении непосредственно заведующего отделением, замдиректора, руководителя центра. Сотруднику необходимо знать постановления и законы федерального, местного и регионального уровня, прочие нормативные акты, связанные с регулированием его деятельности. Социальный работник, должностные обязанности которого содержатся в соответствующей инструкции, несет ответственность за свою деятельность перед законом. Ему надлежит соблюдать правила распорядка ЦСО, знать нормы и предписания по охране труда, производственной санитарии, техники безопасности, противопожарной защите. Непременным условием качественного исполнения задач считается соблюдение требований по организации бытового обслуживания лиц в пожилом возрасте и инвалидов. Сотруднику необходимо знать основы психологии подопечных, владеть приемами оказания первой помощи.

Основные предписания

В профессиональные обязанности социального работника входит:

  • Оказание услуг, которые входят в список гарантированных государством.
  • Соблюдение графика посещений.
  • Выявление граждан, нуждающихся в обслуживании и поддержке.
  • Проведение анкетирования на предприятии среди сотрудников.
  • Участие в оформлении документов служащих, нуждающихся в этом.
  • Информирование работников об их обязанностях, правах и условиях оказания услуг.
  • Соблюдение конфиденциальности в отношениях с подопечными.
  • Исполнение распоряжений и поручений руководства ЦСО.
  • Согласование своей деятельности с начальством.
  • Своевременное предупреждение о наступлении нетрудоспособности.
  • Ходатайство о выделении материальной помощи сотрудникам, нуждающимся в этом.
  • Заполнение документации, согласно с рекомендациями по ведению дел, своевременное внесение дополнений и изменений.
  • Участие в общественной жизни ЦСО.

Права и обязанности социального работника регламентируются ТК РФ.

Ответственность

При нарушении трудовой дисциплины на сотрудника распространяется действие норм ст. 419 ТК. Своевременное исполнение должностных обязанностей социальным работником гарантирует эффективную помощь нуждающимся в ней людям. Такое отношение к своей деятельности благотворно сказывается на атмосфере внутри коллектива, трудоспособности и интересах сотрудников. Обязанности социального работника должны выполняться добросовестно и четко. Во многом от своевременности оказания помощи зависит зачастую не только общее состояние подопечного, но и его жизнь.

Определяющие критерии

Чтобы выполнять обязанности социального работника, недостаточно иметь те или иные навыки или знания. Сотруднику необходимо обладать и определенными личными качествами. Сформированные моральные и нравственные убеждения, объективность при оценке проблем подопечного, честность, тактичность, справедливость, внимательность, творческое мышление, коммуникабельность, адекватность самооценки, толерантность, гуманность, сила воли, доброта, терпение – это далеко не весь список качеств, которыми должен быть наделен социальный работник.

Используемые методы в деятельности

Обязанности работников социальной защиты состоят не только в обеспечении необходимой помощи подопечным. Для наиболее эффективного осуществления своей деятельности сотрудникам предписано в соответствии с Инструкцией разрабатывать и внедрять различные методы, позволяющие более глубоко и детально изучить проблемы, выбрать оптимальные средства их решения. Так, социальный работник в школе, обязанности которого связаны с оказанием помощи детям, должен выступать, кроме прочего, в качестве консультанта и, в некотором роде, учителя. Используя воспитательный подход в своей деятельности, сотрудник дает рекомендации, обучает демонстрации и моделированию правильного поведения, использует ролевые игры, устанавливает взаимодействие между учеником и педагогом. Особого внимания заслуживают обязанности социального работника в больнице.

В данном случае на его плечах лежит большая ответственность. Человек, находящийся в лечебном учреждении, требует к себе максимальной чуткости, заботы, помощи. В этом случае соцработник не только выполняет свои обязанности по обслуживанию подопечного. Он также исполняет роль сторонника или посредника в преодолении дезорганизации личности, апатии в тех случаях, когда больному человеку сделать это самостоятельно не представляется возможным. Фасилиативный подход направлен на объяснение ситуации, подбадривание и ориентирование на мобилизацию имеющихся внутренних ресурсов подопечного. В период восстановления или реабилитации это имеет фундаментальное значение. Существует также адвокативный подход к осуществлению деятельности соцработником. В этом случае сотрудник выступает в качестве представителя от подопечного или группы лиц, нуждающихся в этом. В данном случае в обязанности социального работника входит, кроме прочего, помощь в выдвижении аргументов, подборе обоснованных обвинений.

Возможности сотрудников

Права и обязанности социального работника – две категории, тесно связанные между собой. Используя свои полномочия, сотрудник может эффективно осуществлять свою деятельность, цель которой состоит в своевременной помощи нуждающимся. Права соцработника установлены в статьях 1, 379-380, 353-369, 209-231 ТК. Также его возможности определены в коллективном договоре и правилах распорядка ЦСО. В процессе исполнения своей деятельности социальный работник имеет право:

  • Привлекать близких и родственников к оказанию помощи, выходящей за рамки, установленные Инструкцией.
  • Получать информацию от подопечных о состоянии здоровья, отношениях с другими членами семьи.
  • Использовать личные данные клиента при заполнении необходимой документации.

Международная практика

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод что составляют основу деятельности, которую выполняет социальный работник, обязанности. Украина, Россия и многие другие страны принимают участие в гуманитарной масштабной программе по ликвидации нищеты, обеспечению начального образования, стабильной поддержке наиболее ущемленных слоев населения. Как показывает опыт зарубежных государств, необходимость в проведении многоплановой, комплексной социальной работы особенно высока в кризисные периоды. В эти моменты отмечается значительное ухудшение благосостояния большей части граждан. Украина, как и Россия, за всю свою историю пережила такие периоды не один раз. Однако правительство этих стран стремится всегда устранить возникающие проблемы. Особая роль в реализации этой задачи принадлежит прежде всего службе социальной защиты.

Роль государства

В вопросе обеспечения граждан реальной помощью государство сегодня занимает побочную, вторичную позицию. При этом социальный работник, с одной стороны, служит людям. Он помогает преодолеть ту или иную конкретную проблему. С другой стороны – он находится и на службе у государства. Власть через служащих ЦСО снижает общественную напряженность. Прямо говоря, государство, используя соцработника, «успокаивает» нуждающееся население. В этом случае сотрудник находится в достаточно сложной ситуации. В силу долга – профессионального и человеческого – соцработник действует в первую очередь в соответствии с принципом гуманизма. Вместе с этим на нем лежит исполнение государственной задачи по сохранению в обществе равновесия.

В заключение

Для наиболее качественно исполнения своих обязанностей социальный работник должен владеть различными умениями, навыками, знаниями в таких направлениях, как психология, медицина, социология и прочих. Только в этом случае он может считаться достойным реализатором поставленных государственных целей. Умения и знания, которыми обладает социальный работник, в комплексе с его индивидуальными качествами должны оцениваться с использованием соответствующих методов. Анализ результатов, исправление недочетов, восполнение недостающих сведений будет, несомненно, способствовать более эффективному исполнению своего долга. Стремление к совершенствованию проявляется не только в желании приобрести более объемный практический опыт, теоретические знания. Немаловажное значение имеет улучшение личных качеств, преодоление недостатков, в особенности тех, которые отрицательным образом сказываются на его деятельности. Индивидуальные качества сотрудника выступают как основа успешного взаимодействия с подопечным и считаются неотъемлемым условием его профпригодности.

businessman.ru

Инструкция

Специалист по социальной работе

Образец инструкции специалиста по социальной работе

Образец должностной инструкции составлен с учетом профстандарта

1. Общие положения

1.1. На должность специалиста по социальной работе при отсутствии медицинских противопоказаний принимается лицо, имеющее высшее (бакалавриат, специалитет) или среднее профессиональное образование либо прошедшее профессиональную переподготовку в соответствии с профилем деятельности.

1.2. Специалист по социальной работе должен знать:

1) нормативные правовые акты в сфере социальной защиты населения;

2) национальные стандарты Российской Федерации в сфере социального обслуживания;

3) основные направления политики социальной защиты населения на федеральном, региональном, муниципальном уровнях;

4) цели, задачи и функции органов и учреждений социального обслуживания;

5) типы и характеристики граждан — получателей социальных услуг;

6) типологию проблем граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, различной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-психологические, социально-правовые и др.);

7) национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции;

8) социокультурные, социально-психологические, психолого-педагогические основы межличностного взаимодействия, особенности психологии личности;

9) виды, структуру и содержание документов, необходимых для оказания социальных услуг;

10) теорию и технологию социальной работы и условия их применения;

11) основы комплексных подходов к оценке потребностей граждан в предоставлении социальных услуг и мер социальной поддержки;

12) методы диагностики трудной жизненной ситуации;

13) особенности социальной работы с разными лицами и группами населения;

14) основы документоведения, современные стандартные требования к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации, ведение которой относится к кругу полномочий специалиста по социальной работе;

15) основы самоорганизации и самообразования специалистов по социальной работе;

16) требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными граждан, обратившихся за получением социальных услуг и социальной поддержкой;

17) российский и зарубежный опыт практической социальной работы;

18) основы проектирования, прогнозирования и моделирования в социальной работе;

19) основы составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг;

20) основные типы проблем, возникающих у граждан — получателей социальных услуг;

21) основные формы и виды социального обслуживания;

22) способы активизации личностных ресурсов и ресурсов социального окружения;

23) инфраструктуру реализации социальных услуг в муниципальном образовании, ресурсы местного сообщества;

24) состав документов, необходимых для оказания социальных услуг гражданам, обратившимся в социальные службы и учреждения;

25) регламенты ведения документации;

26) систему социальных служб и учреждений социального обслуживания на региональном и муниципальном уровне, их цели, задачи и функции;

27) цели, принципы и основы административно-организационной деятельности по реализации социального обслуживания населения;

28) цели, принципы и основы организации социального посредничества между получателем социальных услуг и различными социальными институтами для представления интересов граждан — получателей социальных услуг и решения его социальных проблем;

29) регламент межведомственного взаимодействия;

30) сферу профессиональной ответственности специалистов смежных профессий (психолог, социальный педагог, юрист, дефектолог, реабилитолог и др.);

31) методы и технологию самоактуализации граждан — получателей социальных услуг;

32) основы валеологии, социальной медицины;

33) экономические основы социальной работы;

34) правовые основы социальной работы;

35) психологические и социально-педагогические основы социальной работы;

36) психологию личности;

37) возрастную психологию;

38) функции и технологию деятельности службы занятости населения;

39) особенности применения социальных технологий в Российской Федерации и за рубежом;

40) основы самоорганизации и самообразования специалистов по социальной работе;

41) Правила внутреннего трудового распорядка;

42) требования охраны труда и правила пожарной безопасности;

43) ……… (другие требования к необходимым знаниям)

1.3. Специалист по социальной работе должен уметь:

1) проводить индивидуальный опрос граждан с целью выявления их трудной жизненной ситуации;

2) осуществлять социальное консультирование;

3) анализировать устные и письменные обращения граждан в организацию социальной защиты населения;

4) фиксировать полученную от гражданина информацию;

5) хранить и обрабатывать персональные данные;

6) обеспечивать проверку поступившей от гражданина информации;

7) вносить полученную информацию в базы данных в соответствии с требованиями программного обеспечения;

8) устанавливать контакты с социальным окружением гражданина;

9) обобщать и систематизировать информацию, касающуюся трудной жизненной ситуации и методов ее преодоления;

10) обеспечивать эффективное взаимодействие с гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;

11) проявлять чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение к гражданам и учитывать их физическое и психологическое состояние;

12) использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в глобальных сетях;

13) работать с документами, составлять отчеты по итогам выполнения деятельности;

14) повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции;

15) прогнозировать результаты оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину, нуждающемуся в их получении;

16) конкретизировать цель оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину на основе проведенной диагностики и с учетом его жизненных планов;

17) обосновывать использование конкретных технологий социальной работы, видов и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки в отношении конкретного случая;

18) применять методы диагностики личности, способностей и склонностей, позволяющих актуализировать позицию гражданина, обратившегося за получением услуг, и обеспечить реализацию самопомощи и взаимопомощи;

19) взаимодействовать с другими специалистами, учреждениями, организациями и сообществами при оказании социальных услуг и мер социальной поддержки;

20) учитывать индивидуальные особенности гражданина, обратившегося за получением социальных услуг;

21) соотносить индивидуальную программу социального обслуживания с его социальными ожиданиями и потребностями;

22) повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции;

23) выявлять проблему гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, оценивать возможности ее решения с помощью привлечения профильных специалистов (учреждений);

24) оформлять документы, необходимые для принятия нуждающихся граждан на социальное обслуживание (постоянное или временное), или оказание мер социальной поддержки;

25) выбирать оптимальные способы решения проблемы гражданина посредством формирования и согласования с гражданином индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки;

26) направлять получателей социальных услуг в специализированные социальные учреждения (подразделения) и/или к профильным специалистам;

27) использовать оптимальное сочетание различных форм и видов социального обслуживания, технологий социальной реабилитации, адаптации, коррекции и др.;

28) выбирать наиболее эффективные технологии социальной работы, применимые к индивидуальным особенностям получателей социальных услуг и их жизненных ситуаций;

29) обеспечивать координацию деятельности специалистов в решении актуальных задач социального обслуживания граждан;

30) обеспечивать комплексный подход в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки гражданам со стороны специалистов смежных профессий (психолог, реабилитолог, социальный педагог, юрист, дефектолог и др.);

31) обеспечивать интеграцию деятельности различных государственных и общественных организаций в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки;

32) обеспечивать представление интересов получателей социальных услуг;

33) мотивировать граждан — получателей социальных услуг к активному участию в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки, использовать методы и технологии самоактуализации;

34) реализовывать услуги по социальному сопровождению граждан в процессе осуществления реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки;

35) составлять социальный паспорт семьи и гражданина для обеспечения комплексной оценки процесса и результатов реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки;

36) организовывать проведение индивидуальных профилактических мероприятий с гражданами по месту жительства (фактического пребывания) в виде консультаций, содействия в организации занятости, оздоровления, отдыха, предоставления социальных, правовых, медицинских, образовательных, психологических, реабилитационных и иных необходимых услуг;

37) использовать основы правовых знаний в сфере оказания социальных услуг и мер социальной поддержки;

38) повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции;

39) быть готовым участвовать в пилотных проектах и использовать инновационные технологии социального обслуживания населения с учетом индивидуальных особенностей получателей социальных услуг;

40) ……… (другие навыки и умения)

1.4. Специалист по социальной работе в своей деятельности

1) ……… (наименование учредительного документа)

2) Положением о ……… (наименование структурного подразделения)

3) настоящей должностной инструкцией;

4) ……… (наименования локальных нормативных актов, регламентирующих

трудовые функции по должности)

1.5. Специалист по социальной работе подчиняется непосредственно ……… (наименование должности руководителя)

1.6. ……… (другие общие положения)

2. Трудовые функции

2.1. Деятельность по реализации социальных услуг и мер социальной поддержки населения:

1) выявление граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

2) определение объема, видов и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки, в которых нуждается гражданин для преодоления трудной жизненной ситуации либо предупреждения ее возникновения;

3) организация социального обслуживания и социальной поддержки граждан с учетом их индивидуальной потребности.

2.2. ……… (другие функции)

3. Должностные обязанности

3.1. Специалист по социальной работе исполняет следующие обязанности:

3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 1 пункта 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет организацию первичного приема граждан;

2) осуществляет первичную проверку и анализ документов, свидетельствующих о проблемах граждан, обратившихся за получением социальных услуг и мер социальной поддержки;

3) выявляет недостающую информацию и (или) информацию, требующую дополнительной проверки;

4) осуществляет сбор и обработку дополнительной информации, свидетельствующей о проблемах гражданина, обратившегося за предоставлением социальных услуг или мер социальной поддержки;

5) проводит диагностику трудной жизненной ситуации гражданина, устанавливает ее причины и характер;

6) выявляет и оценивает индивидуальную потребность гражданина в различных видах и формах социального обслуживания и социальной поддержки;

7) консультирует граждан, обратившихся в систему социальной защиты населения, о возможностях предоставления им социального обслуживания и мер социальной поддержки;

8) консультирует граждан, обратившихся в органы социальной защиты населения, относительно документов, необходимых для получения определенного вида социальных услуг и мер социальной поддержки;

9) ведет учет граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в предоставлении им различных видов социальных услуг и социальной поддержки;

10) выявляет обстоятельства возникновения трудной жизненной ситуации путем организации обследований, мониторинга условий жизнедеятельности граждан по месту жительства (фактического пребывания), определения причин, способных привести их в положение, представляющее опасность для жизни и (или) здоровья, анализа данных статистической отчетности, проведения, при необходимости, выборочных социологических опросов населения;

11) ведет необходимую документацию в соответствии с современными стандартными требованиями к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации.

3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 2 пункта 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет выбор технологий, видов и форм социального обслуживания, мер социальной поддержки, необходимых для достижения конкретной цели;

2) согласовывает с гражданином цели оказания социальных услуг и предоставления мер социальной поддержки;

3) выявляет потенциал гражданина и его ближайшего окружения в решении проблем, связанных с трудной жизненной ситуацией;

4) осуществляет разработку и согласование с гражданином индивидуальной программы предоставления социальных услуг и мер социальной поддержки;

5) планирует действия по достижению целей оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину;

6) определяет необходимый объем услуг по реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и мер социальной поддержки;

7) устанавливает сроки и периодичность предоставления социальных услуг (постоянные, периодические, разовые) по реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг;

8) обеспечивает комплексное взаимодействие с другими специалистами, учреждениями, организациями и сообществами по оказанию помощи в преодолении трудной жизненной ситуации гражданина и мер по предупреждению ее ухудшения.

3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 3 пункта 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет организацию помощи в оформлении документов, необходимых для принятия на социальное обслуживание или оказания мер социальной поддержки;

2) организовывает оказание социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых, социально-экономических, социально-реабилитационных услуг, услуг по социальному сопровождению граждан, а также мер социальной поддержки;

3) обеспечивает посредничество между гражданином, нуждающимся в предоставлении социальных услуг или мер социальной поддержки, и различными специалистами (учреждениями) с целью представления интересов гражданина и решения его социальных проблем;

4) осуществляет организацию межведомственного взаимодействия с целью реализации потребностей граждан в различных видах социальных услуг;

5) консультирует по различным вопросам, связанным с предоставлением социальных услуг и оказанием мер социальной поддержки;

6) выявляет и оценивает личностные ресурсы граждан — получателей социальных услуг и ресурсы их социального окружения;

7) содействует активизации потенциала и собственных возможностей граждан — получателей социальных услуг, расширению возможностей самопомощи и взаимопомощи;

8) содействует мобилизации собственных ресурсов граждан и ресурсов их социального окружения для преодоления трудной жизненной ситуации и профилактики ее ухудшения;

9) организовывает работу по вовлечению в социальную работу институтов гражданского общества;

10) организовывает профилактическую работу по предупреждению появления и (или) развития трудной жизненной ситуации.

3.1.4. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.

3.1.5. ……… (другие обязанности)

3.2. При исполнении своих обязанностей, специалист по социальной работе

соблюдает принципы гуманности, справедливости, объективности и

доброжелательности, профессионально-этические требования к деятельности

специалиста по социальной работе.

3.3. ……… (другие положения о должностных обязанностях)

Специалист по социальной работе имеет право:

4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений, в совещаниях по их подготовке и выполнению.

4.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.

4.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.

4.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.

4.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.

4.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.

4.7. ……… (другие права)

5. Ответственность

5.1. Специалист по социальной работе привлекается к ответственности:

— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о бухгалтерском учете;

— за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

— за причинение ущерба организации — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. ……… (другие положения об ответственности)

6. Заключительные положения

6.1. Настоящая инструкция разработана на основе Профессионального стандарта «Специалист по социальной работе», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.10.2013 N 571н, с учетом ……… (реквизиты локальных нормативных актов организации)

6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ……… (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции(в журнале ознакомления с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)

6.3. ……… (другие заключительные положения).

classinform.ru

Популярное:

  • Ставки налогов в 2005 году Ставки основных налогов в 2005 году в Беларуси останутся прежними 25 ноября 2004 в 01:41 БелаПАН Ставки основных налогов в 2005 году в Беларуси не претерпят изменений. Об этом 24 ноября на пресс-конференции сообщил заместитель […]
  • Приказ минздрав 328 от 29122004 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июня 2007 г. № 387 “О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328 “Об […]
  • Какие документы нужны для растаможки авто Какие документы нужны для растаможки авто Здравствуйте! Вот перечень документов с сайта Центральной акцизной таможни (http://cat.customs.ru/index.php?opti. -info&Itemid=8), необходимых для таможенного оформления автомобиля физ. […]
  • Собственность менее 3 х лет Продажа квартиры - 3 года, более и менее 3 лет в собственности В объявлениях о продаже квартир в специализированных печатных и сетевых изданиях после характеристик недвижимости часто встречается приписка «3 года», «более 3 лет», […]
  • Правила русской пунктуации в таблицах Сборник основных правил русской орфографии и пунктуации. (Карманный справочник.) М.: Астрель, 2005. - 94с. Наглядное, удобное и компактное изложение всех основных правил пунктуации и орфографии. Формат: pdf / zip Скачать / […]
  • Срок полномочия судей районного суда Статья 11. Срок полномочий судьи Информация об изменениях: Федеральным законом от 5 апреля 2005 г. N 33-ФЗ в статью 11 настоящего Закона внесены изменения Статья 11. Срок полномочий судьи Информация об изменениях: Федеральным […]
  • Нотариусы екатеринбурга тарифы Нотариусы воронежа железнодорожного района Господа, еще раз приношу благодарность г-же Ильиной И.В. за ответ. Также из предыдущего ответа я поняла, что после смерти бабушки я не являюсь наслед Не могу найти нотариуса, к которому […]
  • Осаго льготы ветеранам боевых действий Имею ли льготы ветеранам боевых действий при оформлении осаго? 2 ответa на вопрос от юристов 9111.ru Здравствуйте. К сожалению нет. Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О ветеранах" Статья 16. Меры […]