Образ героев преступления и наказания

Образ героев преступления и наказания

Содержание :

Образ Свидригайлова в «Преступлении и наказании»

Интересно проследить, как создавался Достоевским образ Свидригайлова. В черновых записях «Преступления и наказания» этот герой именуется А–овым, по фамилии одного из каторжан Омского острога Аристова, который в «Записках из мертвого дома» характеризуется как предел «нравственного падения. решительного разврата и. наглой низости». «Это был пример, до чего могла дойти одна телесная сторона человека, не сдержанная внутренне никакой нормой, никакой законностью. Это было чудовище, нравственный Квазимодо. Прибавьте к тому, что он был хитер и умен, красив собой, несколько даже образован, имел способности. Нет, лучше пожар, лучше мор и голод, чем такой человек в обществе!» Свидригайлов и предполагался воплощением такого полного нравственного уродства. Однако и самый этот образ и отношение к нему автора оказались несравненно более сложными: наряду с шулерством, грязным развратом и жестокостью, доведшей его жертву до самоубийства, он оказывается неожиданно способным и на добрые дела, на человеколюбие и великодушие. Свидригайлов – человек огромной внутренней силы, потерявший ощущение границ между добром и злом.

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 1 серия

Образ Лебезятникова в «Преступлении и наказании»

Все другие образы романа не подвергались большой переработке. Делец и карьерист Лужин, считающий любые средства приемлемыми для достижения своих корыстных целей, пошляк Лебезятников, принадлежащий к числу тех людей, которые, по словам Достоевского, «пристают к самой модной ходячей идее, чтобы опошлить, окарикатурить все, чему они самым искренним образом служат», – были задуманы такими же, какими мы их видим в окончательной редакции романа. Между прочим, подчеркивая типичность образа Лебезятникова, Достоевский создает даже термин «лебезятничество». По некоторым данным, в характере Лебезятникова были отражены некоторые личные черты знаменитого русского критика В. Белинского, который поначалу приветствовал сочинения молодого Достоевского, а потом подверг их критике с топорно-примитивных «материалистических» позиций.

Образ Разумихина в «Преступлении и наказании»

Образ Разумихина в процессе работы над «Преступлением и наказанием» также остался неизменным по своему идейному содержанию, хотя по первоначальным наметкам он должен был занять гораздо большее место в романе. Достоевский видел в нем положительного героя. Разумихин выражает почвеннические взгляды, присущие самому Достоевскому. Он выступает против революционных западных веяний, отстаивает значение «почвы», славянофильски понимаемых народных основ – патриархальности, религиозно-нравственных устоев, терпения. Рассуждения Разумихина у Порфирия Петровича, его возражения сторонникам «теории среды», которые социальными условиями жизни объясняли поступки человека, возражения фурьеристам и материалистам, стремящимся якобы нивелировать человеческую натуру, ликвидировать свободу воли, утверждения Разумихина, что социализм – западная идея, России чуждая, – все это прямо перекликается с публицистическими и полемическими статьями Достоевского.

Разумихин является в ряде вопросов выразителем позиций автора и потому особенно ему дорог.

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 2 серия

Образ Сони Мармеладовой в «Преступлении и наказании»

Образ Сони Мармеладовой определился не сразу. В самых ранних записях упоминается только «дочь чиновника», «она». Достоевский, очевидно, вначале предполагал больше подчеркнуть профессиональные черты этой героини: «Встречает раз ее промышляющую. Скандал на улице. Она украла» (Вторая записная книжка, стр. 15). В конце той же записной книжки занесены размышления о характере этого образа: «NB. Дочь чиновника мимоходом, чуть-чуть и оригинальнее вывести. Простое и забитое существо. А лучше грязную и пьяную с рыбой» (стр. 149). «Пьяная с рыбой» – это, очевидно, образ пьяной, избитой проститутки, выброшенной на улицу и колотящей соленой рыбой по лестничным ступеням, образ, который нарисован героем «Записок из подполья».

Но уже в следующей записной книжке Соня Мармеладова предстает перед читателем такой, как и в окончательном тексте романа, – воплощением христианской идеи: «NB. Она считает себя постоянно глубокой грешницей, павшей развратницей, которой не замолить спасения» (Первая зап. кн., стр. 105). Образ Сони – апофеоз страдания, пример высочайшего подвижничества, полного забвения собственной личности. Жизнь для Сони немыслима без веры в бога и бессмертие души: «Что я без бога-то была», – говорит она. Эту мысль в черновых набросках к роману очень ярко выражал и Мармеладов. В ответ на замечание Раскольникова, что бога, может быть, и нет, Мармеладов говорит: «То есть бога-то нет-с и пришествия его не будет. тогда. тогда жить нельзя. Слишком зверино. тогда в Неву и я бы тотчас же бросился. Но, милостивый государь, это будет, это обещано, для живых, что ж, что же тогда для нас и останется. Кто бы ни был живущий, хотя бы в (. ) по горло, но если только он и в самом деле живущий, то он страдает, а стало быть, ему Христос нужен, а стало быть, будет Христос. Господи, что это вы сказали? Не верят в Христа только те, которые потребности в нем не имеют, которые мало живут и которых душа подобна камню неорганическому» (Вторая записная книжка, стр. 13). Эти слова Мармеладова не нашли места в окончательной редакции, очевидно, потому, что после объединения двух замыслов – романа «Пьяненькие» и повести о Раскольникове – образ Мармеладова отошел на второй план.

В то же самое время тяжелая жизнь низов города, изображенная Достоевским с такой яркостью и рельефностью, не может не вызвать протеста, проявляющегося в той или иной форме. Так, Катерина Ивановна, умирая, отказывается от исповеди: «На мне нет грехов. Бог и без того должен простить. Сам знает, как я страдала. А не простит, так и не надо. »

Во время печатания «Преступления и наказания» в «Русском вестнике» между писателем и редакцией этого журнала наметились расхождения. Редакция потребовала изъятия главы романа, в которой Соня читает Раскольникову евангелие (4 глава 4 части по отдельному изданию), с чем Достоевский не соглашался.

В июле 1866 года Достоевский сообщал А. П. Милюкову о своих разногласиях с редакцией «Русского вестника»: «Я с ними с обоими [Любимовым и Катковым] объяснялся – стоят на своем! Про главу эту я ничего не умею сам сказать; я написал ее в вдохновении настоящем, но может быть она и скверная; но дело у них не в литературном достоинстве, а в опасении за нравственность. В этом я был прав – ничего не было против нравственности и даже чрезмерно напротив, но они видят другое, и, кроме того, видят следы нигилизма. Любимов объявил решительно, что надо переделать. Я взял, и эта переделка большой главы стоила мне по крайней мере трех новых глав работы, судя по труду и тоске, но я переправил и сдал».

Посылая переработанную главу в редакцию, Достоевский писал Н. А. Любимову: «Зло и доброе в высшей степени разделено, и смешать их и использовать превратно уже никак нельзя будет. Равномерно прочие означенные Вами поправки я сделал все, и, кажется, с лихвою. Все то, что Вы говорили, я исполнил, все разделено, размежевано и ясно. Чтению евангелия придан другой колорит».

«Не знаю, что будет далее, – писал Достоевский Милюкову, – но эта начинающая обнаруживаться с течением романа противоположность воззрений с редакцией начинает меня очень беспокоить».

rushist.com

Герои романа Преступление и наказание сочинение

Родион Раскольников

Изначально Достоевский хотел сделать Родиона классическим деспотом, он обладал непомерной гордость, был высокомерен и презирал общество. Но во время написания романа, образ Раскольникова усложнился. Его университетский товарищ Дмитрий сетует на двойственность характера Раскольникова. Эта двойственность хорошо видна и в самом романе, с одной стороны герой, довольно скрытен, мрачен и даже угрюм, однако, он не чурается совершать добрые поступки, например, помогая Соне Мармеладовой и ее семье. Он сознательно отдаляется от общества и часто, его доброта проявляется из жалости.

Соня Мармеладова

Классический положительный персонаж Достоевского наравне с князем Мышкиным и Алексеем Карамазовым. Многие литературоведы и критики называли Соню скорее персонажем-функцией, который должен был внести православные воззрения автора в роман, хотя и не все с этим согласны. Мармеладова – девушка с тяжелой судьбой, ради того, что бы прокормить семью, занималась проституцией, хотя и пробовала себя в шитье. Соня была плохо образована, несмотря на попытки ее отца организовать домашнее обучение. Она не понимает и не принимает позицию Раскольникова относительно убийств и в ответ на дилемму ”кто больше достоин жизни”, говорит, что не ей судить.

Аркадий Иванович Свидригайлов

Аркадий в романе представляет собой некую проекцию, двойника Родиона Раскольникова. Первое же упоминания Свидригайлова в тексте указывает не его потерянность. Далее и сам Аркадий Иванович, разговаривая со студентом, красочно описывает свои ”подвиги”: мошенничество за карточным столом, женитьба ради избавления от долгов, избиение жены. Несмотря на свою порочность, ему не чужды добрые дела и их он совершает, пожалуй, даже больше, чем любой другой персонаж романа.

Порфирий Петрович

Пристав и единственный персонаж романа без фамилии. Живет при полицейском участке служебной квартире. Человек хитрый и умный. Уже при первой встрече с Раскольниковым Порфирий демонстрирует осведомленность его статьей. Речь следователя весьма хитра и логична, иногда носит провокативный характер. Благодаря провокациям, Порфирию Петровичу удается постепенно раскрывать Родиона.

Преступление и наказание герои романа сочинение очень кратко рассуждение

Роман «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского популярно во всем мире и считается одним из самых сильных и кровавых литературных произведений. Героями произведения выступают не только персонажи, но и сам город – Петербург, ставится действующим лицом произведения.

Главным героем произведения является Родион Романович Раскольников. Молодой человек, приехавший из провинции для обучения на юридическом факультете. Учебу он бросает, в следствие своей бедности. В уме студента созревает теория о «тварях дрожащих» и «право имеющих». В последствии он убивает старуху-процентщицу и ее беременную и добрую сестру Лизавету.

Невольными жертвами и заложниками ситуации становится семья Раскольникова. Его мать, Пульхерия Александровна, и сестра Дуня, они искренне любят брата и сына и переживают за него.

Семейство Мармеладовых занимает не последнее место в романе. Сонечка Мармеладова – девушка, не самой приличной профессии, становится «совестью» Раскольникова. Ей он рассказывает о своем грехе и именно она советует ему покаяться перед людьми на сенной площади. Отец Сонечки, Семен Захарович, чиновник в отставке. Растеряв все свое состояние из-за пьянства, он поверг свою семью в нищету. Он умирает от несчастного случая, как и мачеха Сони Мармеладовой, Катерина Ивановна.

Множество ярких второстепенных героев подарил своим читателям Ф.М. Достоевский.

Дмитрий Разумихин и Петр Лужин – претенденты на сердце Дуни Раскольниковой. Петр Лужин – деловой человек, по-деловому он подходит и к сватовству. Он преследует единственную цель – стать спасителем для Дуни. Дмитрий Разумихин же искренне влюблен в сестру своего друга Родиона. Искренность и благородство Разумихина побеждают алчность и расчетливость Лужина.

Порфирий Петрович и Никодим Фомич – законные представители власти. Следователь по делу об убийстве старухи-процентщицы и полицейский, соответственно.

Герои романа Преступление и наказание

Три столетия назад гений сатиры создал свою знаменитую комедию «Недоросль». Этот классицистический текст написан во времена, когда государство Российское жило по законам, введенным Петром 1. Указ царя заключался в том,

Школа — это мой мир, где я набираюсь знаний, учусь всему новому. И конечно же это место, где я каждый день вижусь со своими друзьями. У нас очень дружный класс. Ми всегда друг другу помогаем.

Книга всегда являлась помощником человека в трудных ситуациях. Она не только тренирует память человека и способствует пополнению словарного запаса. Прежде всего, она пробуждает добрые чувства в читателе. Я хочу рассказать, как литература

Что мы знаем о птицах – это в первую очередь наши друзья. Если взглянуть с другой стороны, они приносят пользу, выходит они — помощники. Благодаря птицам, на огородах намного меньше вредоносных насекомых.

Знаменитое и многими любимое произведение великого русского писателя Булгакова Михаила многим полюбилось благодаря тому, что оно наполнено яркими, красочными и запоминающимися героями, каждый из которых способен проникнуть в душу читателей.

Прекрасная и очень поучительная история, которую передал художник, вызывает восхищение, так как вся работа выглядит очень правдиво и эмоционально. Решетников, является прекрасным представителем бытовых сцен,

uchim-klass.ru

«Влияние Петербурга на героев романа «Преступление и наказание»»

Образ Петербурга занимает важное место в творчестве многих выдающихся писателей, но каждый из них представлял себе этот город по-своему. Петербург ослепительных дворцов, оплот монархии, символ Петровской эпохи воспевал Пушкин («Медный всадник»). Правда у Пушкина столица России еще не сформировалась как самостоятельный герой. Петербург служил лишь фоном, на котором разворачиваются события пушкинских произведений. Гораздо дальше в этом плане пошел Н.В. Гоголь. Роль Петербурга стала куда более важной, нежели у Пушкина. У Гоголя даже есть цикл, носящий название этого города — «Петербургские повести», который открывается повестью «Невский проспект». В этой повести главным героем становится именно этот важнейший на то время проспект в Петербурге, он живет своей жизнью. Петербург Ф.М. Достоевского, о котором пойдет речь в этой работе, наиболее близок к гоголевскому и некрасовскому, даже к последнему в большей степени. Некрасов описывает Петербург как вечнотемный город, являющийся причиной всех несчастий своих жителей, которые вынуждены подчиняться ему. Петербург А. Белого является еще более «страшным», но конкретно о нем речь пойдет позже.

Петербург является неотъемлемым героем большинства произведений Достоевского («Бедные люди», «Преступление и наказание», «Записки из подполья», «Идиот» и т.д.). Его Петербург двойствен: есть Петербург дворцов и палат, созданный известнейшими архитекторами, и есть Петербург трущоб и распивочных с липкими столиками, где скрываются человеческие несчастья. Правда и дворцам автор уделил не много внимания. О «Петербурге №1» говорится как бы вскользь и далеко не лестно: «Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывался лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцать до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение. Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы, духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина».

Следует заметить, что на этом описание «Петербурга №1» в «Преступлении и наказании» заканчивается. Рядом с этим великолепием описываются узкие грязные улочки, темные, залитые помоями лестницы и незамысловатое убранство распивочных. В том же духе описывается комната Родиона Романовича Раскольникова. С самого начала говорится, что она похожа на шкаф, Пульхерия Александровна называет ее гробом, Разумихин — морской каютой, а сам Раскольников — конурой. И действительно: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими (NB), пыльными и всюду отстававшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука».

Кстати, знак NB в предыдущей цитате не случаен. Желтый цвет занимает важное место в образе Петербурга Достоевского. Тщетно пытаясь повторить подвиг Белова, я приведу несколько найденных мною примеров: желтоватые обои в комнатах Раскольникова и Сонечки; сонечкин желтый билет; желтый стакан, наполненный желтоватой жидкостью в конторе; подчеркнуто желтый интерьер комнаты Алены Ивановны т.д. Желтый цвет в романе представляет собой зло, обман и все прочие ужасы Петербурга, а своеобразной концентрацией желтого цвета и, следовательно, всех прилагаемых к нему понятий отличается комната старухи-процентщицы. Подобная ситуация повергает человека в полное отчаяние, а тут уже и до преступления недалеко:

* «На улице стояла жара, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу, все это разом потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши».

Вот и предстал перед нами город Петербург во всей своей «красе» — этот город цехового и ремесленного населения. Для Достоевского очень важна реалистичность описания города, что, впрочем, неудивительно, ведь Петербург — самостоятельный персонаж и описывается он не менее подробно, чем любой другой герой. Реалистичность достигается реальными топонимами, а также описанием существующих петербургских домов. Таково, к примеру, описание старухиного дома (темная лестница, дверь). Важны также сведения, подобные количеству шагов между домами Раскольникова и процентщицы.
В достоевском Петербурге достаточно часто встречаются канавы, лично для меня являющиеся символом чего-то злачного, грязного и вонючего, не подходящего для нормального существования человека. Канавы есть у домов старухи и Сонечки, вид канав по набережной Екатерининского канала наводит Раскольникова на мысли о самоубийстве. Вообще, пространство Петербурга идеологично: часто встречаются лестницы, углы, перекрестки. Последнее, по- моему, наиболее важно и связано с темой веры в романе. Перекресток — крест; Соня и Лизавета меняются крестами, как и Мышкин с Рогожиным; Соня посылает Раскольникова каяться на перекресток. В романе очень важна тема воздуха, точнее его отсутствия, духоты. Этот город не приспособлен для того, чтобы в нем жили люди (князь Мышкин), город на болоте.

В распивочной, где познакомились Раскольников и Мармеладов, было душно «так что было даже нестерпимо сидеть»; в комнате старухи в день убийства «все окна были заперты, несмотря на духоту»; когда Раскольников ударил старуху первый раз она смотрела на него «не крича, точно ей воздуху недоставало»; в конторе была «страшная духота»: «Гм.. жаль, что здесь воздуху нет, — прибавил он, — духота…». Когда Разумихин приносит Раскольникову новую одежду, последний «С жадностью вдохнул от этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха»; Пульхерия Александровна, пришедшая к сыну, замечает, как в его комнате душно и прибавляет: «Господи, что за город!».

Свидригайлов говорит Раскольникову: «Всем человекам надобно воздуху, воздуху, воздуху-с», а ему вторит Порфирий: «Вам теперь только воздуху надо, воздуху, воздуху». Этот город душит людей, ломает, рушит жизни своих обитателей, заставляя их мучится и страдать. Это своего рода испытание. Некоторые это испытание выдерживают, а некоторые ломаются. Последним остается выбор небольшой: либо уйти в подполье, либо умереть. Примером сломавшегося человека можно считать Мармеладова: «Это был человек уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большой лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтыми, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки».

Позже говорится, что в них был «смысл и ум». Он ломается достаточно быстро: Мармеладов запил после того, как его выгнали со службы, это был последний удар судьбы, которого он не выдержал. Теперь же он терзается между вонючей распивочной с липкими столиками и Катериной Ивановной с детьми. Но, на самом деле, за его неприглядной внешностью скрывается, на самом деле, любящий отец семейства. Это ярко показывает даже тот факт, что когда Раскольников приносит его раздавленного домой, Катерина Ивановна находит в его кармане пряник, принесенный детям, и даже умирая, он указывает на босые ножки младшей девочки. Фигура Катерины Ивановны тоже очень важна. Она представляет собой наиболее показательную картину морального слома человека в этом жестоком мире. С ее именем в романе связано такое понятие Достоевского, как «гордость бедных».

Гордость — это то немногое, что осталось у бедняков, и она является тем последним, за что они с жадностью цепляются. В принципе, особенно ближе к концу книги, на примере Катерины Ивановны Мармеладовой это очень заметно. Впервые мы узнаем о ее существовании из рассказа Мармеладова в распивочной: «Можете судить по тому, до какой степени ее бедствия доходили, что она, образованная и воспитанная и фамилии известной, за меня согласилась пойти! Но пошла! Плача и рыдая и руки ломая — пошла! Ибо некуда было идти».

Последняя фраза очень важна. Именно безысходность толкает людей на поступки, в корне меняющие судьбу этих людей, причем, всегда не в лучшую сторону. На первый взгляд, тут очевидна «теория среды», как говорил сам Достоевский, «среда заела». Раскольников беден, ему нечего есть, он заложил кольцо сестры и отцовские часы, и больше ему закладывать нечего, а совсем рядом находится столько денег.

В итоге он решается на убийство старухи-процентщицы, при этом все хорошо спланировав. Но все не так просто. Поищем подтверждений в тексте: с самого начала говорится, что Раскольников был задавлен бедностью, но в «распивочном» разговоре он слышит от Мармеладова, что «бедность не порок, это истина».

www.allsoch.ru

Система образов в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Конфликт, обозначенный Достоевским в названии романа, раскрывается и в его построении, и в системе образов.

Образная система в «Преступлении и наказании»

Раскольников как центральный персонаж

В центре романа главный герой — Родион Раскольников и его теория, которая приводит героя к преступлению. Остальные образы романа и образуют структуру, которая в той или иной степени отражает их отношение к теории или соотношение с ней.

Раскольников — бывший студент-юрист, человек по своей сути добрый, отзывчивый, о чем говорят многие эпизоды романа: отношение к семье Мармеладовых, отношение героя к сестре и матери, к случаю с пьяной обманутой девочкой на бульваре и многое другое. Герой, как пишет Достоевский,

В уме героя зарождается античеловеческая, с точки зрения автора, теория о делении всех людей на две категории:

«имеющих право на кровь по совести» и «тварей дрожащих».

В романе названо много причин его преступления, но главная из них — проверить, к какой категории относится сам герой. Раскольников убивает старуху процентщицу (по теории как бесполезную вредную вошь) и тихую, безобидную беременную Лизавету как нечаянного свидетеля.

Образная группа — «жертвы главного героя»

Одна группа образов «Преступления и наказания»- это непосредственные жертвы теории Раскольникова:

  • Алена Ивановна, ростовщица,
  • ее сестра Лизавета,
  • неродившийся ребенок Лизаветы,
  • Микитка, сознавшийся в убийстве старухи из-за вечного русского стремления пострадать,
  • Пульхерия Александровна, мать героя, которая умирает, не выдержав случившегося с сыном.

Перечень жертв теории Раскольникова доказывает ее антигуманность. Собственно только убийство Алены Ивановны отвечает теории героя.

Но автор данной группой героев показывает,

что одно преступление, даже совершенное из благородных побуждений, влечет за собой другие.

Особенно важно для писателя, что герой убивает ребенка, убив Лизавету, ведь, по мнению Достоевского,

не может быть счастья, основанного даже на одной слезинке невинного ребенка.

Образы униженных и оскорбленных в романе

Это группа — Мармеладова, его жены Катерины Ивановны, их детей, пьяной девочки на бульваре, женщины-утопленницы, эти персонажи подтверждают несправедливость существующего мира, который толкает человека на преступление.

Раскольников- теоретик в романе не одинок. Его теории созвучен разговор студента и офицера, который он слышит за полтора месяца до убийства. Эти герои появляются только один раз в романе, но их разговор о возможном преступлении

«Убей ее и возьми ее деньги, с тем, чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»

— подтверждает теорию героя, становится еще одной частицей решения Раскольникова проверить себя.

Герои-двойники Раскольникова

Это Свидригайлов и Лужин, практически живут по теории героя о праве сильной личности на преступление. Недаром Свидригайлов говорит:

«… мы одного поля ягоды».

Не зря же, отвечая на слова Лужина по поводу убийства старухи процентщицы, главный герой замечает:

» А доведите до последствий то, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…».

В Раскольникове и его двойниках есть точка соприкосновения —

«возлюби прежде всего одного себя».

Но есть и расхождения.

По Достоевскому каждый человек, выбирая ад, имеет возможность возродиться.

Раскольников такую возможность имеет: его душа не выносит преступления, для него возможен путь покаяния и возрождения. Ни Лужин, ни Свидригайлов такой возможности не имеют. Однако их судьба различна: Свидригайлов, не выдержав ада в душе, кончает жизнь самоубийством, Лужин будет преспокойно жить дальше, абсолютно уверенный в своей правоте.

Группа образов антагонистов героя

Однако есть в романе образы, которые опровергают эту теорию: следователь Порфирий Петрович, Разумихин, Дунечка Раскольникова и, конечно, Сонечка Мармеладова. Прежде всего, эти герои не укладываются в две категории по теории Родиона. А значит, уже само это говорит о том, что мир многообразнее любых рассудочных теорий. Порфирий Петрович, следователь, который понимает суть преступления Раскольникова и характер героя (характер христианского мученика). По мнению Порфирия, Родион —

«совсем не такой подлец».

Подлость, по Порфирию, — это нарушение общеустановленных законов, нравственных и гражданских.

Но Порфирий — обличитель Раскольникова, который может только добиться добровольного признания. Для Раскольникова же — противостояние следователю — дело чести, потому что Порфирий Петрович для него — представитель закона этого преступного по своей сущности мира.

Образ Сони в системе романа

Главным же судьей и спасением центрального персонажа романа становится Соня Мармеладова.

Герой видит в в ней близкого себе человека, так как она тоже преступила закон, но только страшнее, в отношении самой себя. Но Соня, став проституткой, сохранила свою душу, Раскольников же, убив старуху, «себя убил». Именно встречи с Соней заставляют героя усомниться в своей теории. В основе жизни Мармеладовой — жертвенность и соблюдение христианских заповедей. Именно она, ужасаясь, говорит:

«Это человек-то вошь?»

Только Соня подводит героя к покаянию. Ее любовь и ее жизнь возрождают героя, возвращают его к жизни и людям.

Образ города

И еще один образ играет большую роль в романе. Это образ города — Петербурга. Города, само существование которого ведет человека к убийству. Достоевский не видит прекрасного Петербурга, его столица — это место духоты, грязи, помоев на лестницах, каморок -«шкафов», «гробов». Писатель показывает, что именно здесь и могла зародиться теория героя.

Образу Петербурга противопоставлен образ Сибири, ее просторов и природы, образу извращенной человеческой цивилизации, противопоставлен образ «свободы», где время остановилось, » точно не прошли еще века Авраама и стад его».

Система образов романа «Преступление и наказание» помогает читателю понять и прочувствовать главную мысль Достоевского — мир разочаровался в своих идеалах, он требует изменений, но рассудочные теории, подчиняя себе человека, какие бы благие цели не имели, приводят к краху мира внешнего и внутреннего.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. Мазневой О.А. (см. «Наша библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

velikayakultura.ru

Мир героев «Преступления и наказания»

В романе «Преступление и наказание» Достоевский создал особый неповторимый мир, внутри которого действуют особые законы, в котором царит особая психологическая среда, особое пространство. Необычность этого мира прежде всего в том, что почти все центральные герои романа – люди, отверженные обществом, «бывшие». Раскольников – «бывший студент» (так он сам отвечает в полиции на вопрос о том, кто он). Бывшим студентом в основной части произведения является и Разумихин. Бывшим чиновником, «ровно пять суток тому назад» окончательно и безвозвратно сорвавшимся, входит в роман Мармеладов. Его дочь Соня – бывшая «барышня». Малыши Катерины Ивановны, которых нищета выгнала просить милостыню на улицу, – бывшие «дворянские дети». Свидригайлов появляется в романе как бывший помещик (хотя некогда «хозяин порядочный»). Он бесповоротно расстался со своим еще недавно благополучным прошлым и рассказывает о нем Раскольникову с каким-то насмешливым удивлением, словно о другой жизни.

Почти все герои произведения не заняты конкретным делом (за исключением Зосимова – практикующего медика и судебного пристава Порфирия Петровича). Лужин в данный момент готовит себя к хищнической деятельности. Разумихин добывает средства на жизнь, делая переводы для рыночного издателя-книготорговца и увлекается проектом собственного книгоиздательского дела (в эпилоге автор сообщает о его успехах на этом поприще). Этим героям Достоевского противопоказана «нормальная» – деловая, служебная, хозяйственная – жизнедеятельность. Они не могут удержаться в этих рамках. И Мармеладов, которому не раз (даже и перед самым его концом) судьба давала шанс стать на путь «исправленного» чиновника. И Свидригайлов, незадолго перед самоубийством признавшийся Раскольникову в невозможности пристроить себя к какому-либо определенному занятию: «Верите ли, хотя бы чтонибудь было; ну, помещиком быть, ну, отцом, ну, уланом, фотографом, журналистом. н-ничего, никакой специальности! Иногда даже скучно».

Это равнодушие к жизни и неспособность найти себя в ней у Раскольникова достигает крайней точки. Хоть «он был задавлен бедностью», это «перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал заниматься» – сказано в начале романа. Несмотря на самолюбие, «он менее всего совестился своих лохмотьев на улице»; ему «наплевать», как он сам заявит Настасье, и на свою нищету, и на возможность как-то поправить положение уроками. Отрешенность от житейских дел принимает у Раскольникова такую крайнюю форму, что даже еда становится для него посторонним актом. К изумлению сострадательной Настасьи, он с трудом заставляет себя съесть «ложки три-четыре», «машинально» отхлебывает чай.

Совершенно по-иному, чем у других писателей XIX века, представлена в романе Достоевского семья. В «Преступлении и наказании» нет ни одной семьи, почти все герои – члены распавшихся семейств, а большинство женщин – вдовы (мать Раскольникова, его квартирная хозяйка, ростовщица Алена Ивановна). Второй раз становится вдовой Катерина Ивановна. Даже «благополучный» (в начале романа) дом Свидригайловых постигнет беда и он перестанет существовать. Все семьи в романе либо распадаются, либо не создаются, не могут возникнуть. Неудачным становится сватовство Лужина к Дуне, хотя он появился в романе как жених. Раскольникову также не суждено было жениться на дочке квартирной хозяйки. Миражом оказался и предсмертный проект женитьбы Свидригайлова на шестнадцатилетнем «ангеле», которого готовы продать ему алчные родители. Единственная семья, судьба которой на фоне других сложится удачно, – семья Дуни и Разумихина, но она остается за пределами непосредственного изображения.

Естественно, что герои, лишенные семьи, лишены и домашнего очага. Ни у кого из них нет своего места. Все они: Мармеладовы, Соня, Раскольников, Пульхерия Александровна с Дуней, Свидригайлов, Лужин – существуют на чужом месте и временно. Они временно живут на квартирах, в номерах, ютятся в углах и находят временное пристанище у знакомых. Причем многих из них (Мармеладова, Лужина, Раскольникова) настойчиво выгоняют и с этого случайного места. Почти все герои «Преступления и наказания» предстают перед читателями вольными или невольными «вечными странниками».

Исключение составляет лишь Порфирий Петрович. Кроме Зосимова, он единственный из всех героев романа связан прочным жизненным положением: службой, прямым непосредственным делом и казенной квартирой. Но примечательно, что в самых искренних своих высказываниях, раскрывающих скрытую сторону его натуры, Порфирий Петрович несколько раз называет себя «оконченным человеком», «конченым», «закоченелым». И это не просто слова. На фоне других действующих лиц Порфирий в самом деле как будто накрыт панцирем. Если жизнь других со всех сторон открыта случайностям (и чаще всего неприятным, драматическим), то жизнь Порфирия Петровича ограждена от разного рода случайностей каменной стеной, а значит, говоря словами автора, «покончена».

Большинство героев романа выпадают из нормальной жизни, принимая друг друга за сумасшедших. На грани душевного расстройства почти на всем протяжении романа находится Катерина Ивановна. Если Соня воспринимает ее как ребенка, то многие видят в ней сумасшедшую. Вместе «со смыслом и умом» мелькает «как будто и безумие» и в глазах Мармеладова. Не раз принимают друг друга за безумцев и Раскольников с Соней. «Безумие», «сумасшествие», «помрачение разума» Раскольникова обсуждали Зосимов и Разумихин. Даже со строгой трезвостью оценивающий преступника Порфирий Петрович говорит, что его поступок «по совести, оно помрачение и есть». «Это помешанный», – говорит и думает Раскольников о Свидригайлове. А Свидригайлов в свою очередь убежден, что Петербург – «город полусумасшедших».

Жизнь на грани срыва отличает многих героев произведения. Прочность и душевная стойкость присуща не многим. Эмоциональный настрой почти всех персонажей – отрицательный. Не случайно критики назвали «Преступление и наказание» романом «мести и печали». На протяжении пяти частей произведения нагнетаются негативные эмоции и реакции героев, и только в шестой они разрешаются и в некоторой степени устраняются. И центром конфликта является, конечно же, Раскольников – классический образец типа «озлобленных героев» Достоевского.

Почти все поступки главного героя противоречивы, в них проявляет себя противоречивая натура Раскольникова. Противоречия его натуры проявляются и в мотивации преступления. Но мотивировки поведения героя в романе постоянно раздваиваются, ибо сам герой, попавший в плен к бесчеловечной идее, лишается цельности. В нем живут и действуют два человека одновременно: одно раскольниковское «я» контролируется сознанием героя, а другое «я» в то же самое время совершает безотчетные душевные движения и поступки. Не случайно друг Раскольникова Разумихин говорит, что у Родиона «два противоположных характера поочередно сменяются».

Вот герой идет к старухе-процентщице с ясно осознанной целью – совершить «пробу». По сравнению с решением, которое Раскольников осуществит завтра, ничтожны и последняя дорогая вещь, за бесценок покупаемая старухой, и предстоящий денежный разговор. Нужно другое: хорошо запомнить расположение комнат, тщательно подсмотреть, какой ключ от комода, а какой от укладки, куда прячет деньги старуха. Но Раскольников не выдерживает. Старушонка-процентщица втягивает его в сети своих денежных комбинаций, спутывает логику «пробы». На глазах читателей Раскольников, забыв о цели визита, вступает в спор с Аленой Ивановной и только потом одергивает себя, «вспомнив, что он еще и за другим пришел».

Противоречивость в поведении героя проявляется и в сцене на бульваре. Жалость к девочке-подростку, желание спасти невинную жертву, а рядом – презрительное: «А пусть! Это, говорят, так и следует. Такой процент, говорят, должен уходить каждый год. кудато. к черту. »

За городом, незадолго до страшного сна-воспоминания, Раскольников вновь бессознательно включается в жизнь, типичную для бедного студента. «Раз он остановился и пересчитал деньги: оказалось около тридцати копеек. “Двадцать городовому, три Настасье за письмо, – значит Мармеладовым дал вчера копеек сорок семь али пятьдесят”, – подумал он, для чего-то рассчитывая, но скоро забыл даже, для чего и деньги вытащил из кармана». Вновь открывается парадокс как следствие «расколотой» души героя: решимость «на такое дело» должна исключать подобные пустяки. Но убежать от «пустяков» Раскольникову не удается, так же как не удается убежать от самого себя, от противоречий своей души. Нелогичные поступки героя обнажают существо живой, не подвластной теории, натуры молодого человека.

«Преступление и наказание» – роман «шумный». Номера гостиниц, набитые жильцами квартиры и углы, улицы и переулки го рода переполнены исступленными голосами, громкими криками, неумолкающей речью. Раскольникова даже во сне преследует все то, что окружает наяву. Из общего тона произведения выпадают лишь немногие страницы, в частности те, которые относятся к Лизавете и Соне. Только в мире этих двух героинь царит тишина, и это очень важно для автора. Но следует отметить, что Соня, голос которой входит чистой и тихой мелодией в громкое и раздраженное звучание других голосов, тоже не всегда кротка и безмолвна. Она может быть «упорной» и «настойчивой», «дрожать от гнева и негодования», «строго и гневно» отстаивать свои интересы. Рожденная в этом шумном мире, она не может быть другой. Именно поэтому Достоевский при изображении своей героини избегал иконописных приемов.

Главная линия романа – идейное противопоставление Раскольникова остальным героям. Даже случайные столкновения становятся для него предопределением с разнообразно противостоящими героями. Практически все герои противопоставлены Раскольни кову: и Соня, и Порфирий Петрович, и Лужин, и Лебезятников, и Свидригайлов. Все они ускоряют процессы, происходящие в душе Раскольникова.

Имена и фамилии героев романа тщательно продуманы Достоевским и полны глубокого смысла. Фамилия главного героя романа свидетельствует о том, что в сознании автора страстная любовь Раскольникова к людям и фанатизм в отстаивании своей «идеи» ассоциировались с расколом – определенной стороной самосознания русских людей. Раскол (старообрядство, староверие) – течение, возникшее в середине XVII века в русской церкви как протест против новшеств патриарха Никона, которые заключались в исправлении церковных книг и некоторых церковных обычаев и обрядов. Раскольников «раскалывает» породившую его мать – землю, «раскалывает родину», а если принять во внимание отчество и идейный смысл самого образа, то возможно и прямое толкование: раскол родины Романовых.

Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:

licey.net

Популярное:

  • За сколько работодатель должен предупреждать об увольнении Увольнение по собственному желанию Увольнение по собственному желанию (другими словами, по инициативе работника) - одно из самых распространенных оснований расторжения трудового договора. Инициатива прекращения трудовых […]
  • Установка тахографа на автомобиль закон 2014 Тахограф и Закон На 1 января 2015 года. На каком транспорте и когда : В первую очредь необходимо понимать, что в соответствии с Трудовым Кодексом РФ тахограф может быть применим только в случае возникновения отношений […]
  • Срок оплаты транспортного налога для физических лиц 2018 В какие сроки нужно оплатить транспортный налог? Законодательство РФ установило отдельные сроки уплаты транспортного налога физическими лицами в 2018 году до 1 декабря года, следующего за тем, за который налог […]
  • Закон гпх Нужно ли применять контрольно-кассовую технику (далее - ККТ) в следующих случаях: - при выплате физическим лицам вознаграждения (наличными и безналичными) по договорам гражданско-правового характера за оказанные ими […]
  • Налог на имущество остаток 41 Налог на имущество: будьте бдительны! е так давно представители финансового ведомства обрадовали компании, являющиеся плательщиками налога на имущество. Финансисты сообщили, что такие организации обязаны представлять в […]
  • Закон целители Система добровольной сертификации услуг психологов, целителей, практиков нетрадиционной медицины и эзотериков Система добровольной сертификации зарегистрирована в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии […]
  • Как оплатить госпошлину мировым судьям Калькулятор госпошлин Исковое заявление имущественного характера, подлежащего оценке (НК, ст. 333.19, ч. 1, п. 1) Введите ваше ФИО или название организации Введите ваш адрес Выберите ваш судебный участок Введите номер […]
  • Заявления игил по сша Сирия в кривом зеркале США: Минобороны РФ опровергло заявления Пентагона Официальный представитель Министерства обороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков ответил на недавние заявления главы Пентагона Джеймса Мэттиса о ситуации в […]