Оказание правовой помощи судами

Оказание правовой помощи. Исполнение иностранных судебных поручений. Признание и исполнение решений иностранных судов;

Под правовой помощью понимается совершение отдельных про­цессуальных действий, предусмотренных законодательством запрашивающей стороны: составление, пересылка, вручение документов, получение вещественных доказательств, допрос свидетелей, экспер­тов и иных лиц для осуществления гражданского процесса по гражданским, семейным и торговым делам. Просьбы об оказании правовой помощи обычно составляются на языке запрашиваю­щей стороны. Однако по договоренности стороны могут использо­вать бланки на двух языках.

Боль­шая часть процессуальных действий, входящих в объем правовой помощи, связана с деятельностью суда по рассмотрению дел меж­дународного характера. Они исполняются в форме судебных по­ручений. Судебные поручения и другие виды правовой помощи в международной практике осуществляются на основе международных договоров.

В 1965 г. была принята Гаагская конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам, в 1970 г. Гаагская конвенция о сбо­ре за границей доказательств по гражданским и торговым делам. Россия в них участвует.

Положения Конвенции о вручении за границей судебных и внесу­дебных документов 1965 г. направлены на упрощение и ускорение процедуры вручения доку­ментов, а также на выработку компромиссных вариантов, устраи­вающих страны не только континентального, но и общего пра­ва. Так, помимо вручения документов по дипломатическим кана­лам или через центральные органы юстиции, а также через орга­ны, специально создаваемые согласно Конвенции 1965 г. государ­ствами-участниками для этих целей, допускается вручение доку­ментов находящимся за границей лицам непосредственно дипломатическими или консульскими представительствами, если в соответствии со ст. 8 Конвенции государство не заявило, что оно возражает против подобного вручения на своей территории, кроме случаев, когда документ вручается гражданину того государства, откуда поступил документ.

Конвенция о получении за границей доказательств по граж­данским и торговым делам 1970 г. устанавливает упрощенный порядок сношения со­ответствующих органов в части исполнения судебных поручений о выполнении отдельных процессуальных действии по граждан­ским и торговым делам (например, о допросе свидетелей) через специально назначаемые органы, а также через ди­пломатические и консульские учреждения, находящиеся на терри­ториях иностранных государств–участников.

Конвен­ция о международном доступе к правосудию 1980 г. ввела порядок сношения через специально создаваемые органы (центральные органы), хотя каждое государство может использо­вать и дипломатические или консульские каналы.

Участвующее государство назначает центральный ор­ган, на который возлагается получение судебных поручений, ис­ходящих от судебного органа другого договаривающегося государ­ства, и передачу их компетентному органу на исполнение. В судебном поручении указывается: а) запрашиваю­щий и запрашиваемый орган; b) фамилии и адреса сторон судебного разбирательства, их представители; с) характер и предмет судебного разби­рательства и изложение обстоятельств дела; d) доказательства, которые требуется получить, или судеб­ные действия, которые необходимо выполнить. При необходимо­сти в судебном поручении указываются: е) фамилии и адреса лиц, которых необходимо допросить; f) вопросы, которые необходимо задать допрашиваемым лицам, или факты, по которым их необходимо допросить; g) документы или иные объекты, которые необходимо исследовать; j) просьба о получении свидетельских показаний под присягой или путем торжественного заявления и, в случае необходимости, особые формулировки, которые необхо­димо использовать и др.

В исполнении судебного поручения может быть отказано в той мере, в какой: a) его исполнение в запрашиваемом государстве не входит в функции судебных органов; b) запрашиваемое государство считает, что исполнение пору­чения может нанести ущерб его суверенитету.

В Минской конвенции 1993 г. допускается возмож­ность сношения через территориальные и другие органы, что упрощает процедуры оказания право­вой помощи и осуществления конкретных юридических актов.

Согласно положениям Минской конвенции правовая помощь оказывается в следующем объеме: выполнение процессуальных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемого государства, составление и пересылка документов, пересылка и выдача вещественных доказательств, проведение экспертизы, допрос сторон, свидетелей, экспертов и т.п. в целях обеспечения признания и исполнения судебных решений по гражданским де­лам и исполнительных надписей, а также вручения доку­ментов.

Важным направлением предоставления государствами правовой по­мощи друг другу выступает признание документов, выданных ор­ганами одной страны, на территории другой. К доку­ментам, оформленным в странах, с которыми Россия заключила договоры о правовой помощи, предусматривающим освобождение от легализации, не может быть предъявлено требование об апостиле (проставлении особого штампа на самом документе или от­дельном листе, скрепляемом с ним), установленном Гаагской кон­венцией, отменяющей требование легализации иностранных офи­циальных документов, от 5 октября 1961 г.

В Российской Федерации действует ряд нормативных актов, принятых в целях облегчения задач компетентных органов по правоприменению (судов, органов нотариата, ЗАГСа и т.п.). В их числе: Закон «О международ­ных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г., Указ Президиума Верховного Совета СССР «О признании и исполне­нии в СССР решений иностранных судов и арбитражей» от 21 июня 1988 г., постановление Президиума Верховного Совета СССР «О мерах по выполнению международных договоров СССР о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным де­лам» от 21 июня 1988 г.

Допустимость признания и исполнения ино­странного судебного решения определяется законодательством конкретной страны и международными соглашениями, в которых она участвует. Признание на территории государства решений су­дов другого государства означает придание этим решениям такой же юридической силы, какую имеют вступившие в законную силу решения судов данного государства: они приобретают свой­ства неопровержимости, исключительности, а решения о присуж­дении – также исполнимости, они обязательны для должностных лиц и органов государственной власти данного государства.

В зависимости от видов решения достаточно только их при­знания (о расторжении брака, признании умершим) либо требует­ся и признание, и исполнение решения. Признание иностранного судебного решения является необходимой предпосылкой его при­нудительного исполнения. Практически всегда важнейшим условием для исполнения реше­ния является взаимность.

В РФ с принятием в 2002 г. двух кодексов – Арбитражного процес­суального и Гражданского процессуального — пересмотрен механизм признания и приведения в исполнение иностранных судебных решений. В частности, это коснулось компетенции соответствующих судеб­ных учреждений. Так, решения иностранных судов по спорам, связанным с предпринимательской и иной экономической дея­тельностью, исполняются арбитражными судами (ч. 1 ст. 241 АПК РФ). Вопросы признания и приведения в исполнение реше­ния иностранного суда разрешаются арбитражным судом по заяв­лению стороны в споре, рассмотренном иностранным судом, со­гласно правилам АПК об их подсудности (ч. 1 ст. 242). По результатам рассмотрения заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда арбитражный суд вы­носит определение по общим нормам АПК, установленным для принятия решения. Принудительное исполнение решения иностранного суда производится на основа­нии исполнительного листа, выданного арбитражным судом, вы­несшим определение о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда (ст. 246).

По остальным категориям дел признается компетенция судов общей юрисдик­ции.

Решения иностранных судов, принятые ими по спорам и иным делам, связанным с «предпринимательской и иной экономической деятельностью», подлежат признанию и исполнению арбитражны­ми судами субъекта РФ по месту нахождения должника или, если местонахождение последнего неизвестно, — его имущества; решения иностранных судов по гражданским де­лам, в том числе утверждающие мировые соглашения, за исклю­чением дел по экономическим спорам и других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, приговоры по делам в части возмещения ущерба, причиненного преступлением, признаются и исполняются судами общей юрисдикции (ч. 2 ст. 409 ГПК РФ).

Каждый из новых процессуальных актов, принятых в России в 2002 году, в пределах предусмотренной компетенции соответствую­щих судебных учреждений устанавливает перечень предъявляемых документов и требований к документам, сопровождающим хода­тайство взыскателя о признании и приведении в исполнение иностранного решения.

ГПК и АПК РФ присущи следующие документы: 1) документ, удостоверенный надлежащим образом и подтверждающий вступ­ление решения иностранного суда в законную силу, если это не указано в тексте самого решения; 2) документ, удостоверенный над­лежащим образом и подтверждающий, что должник был надлежащим образом извещен о разбирательстве дела в иностранном суде, о признании и приведении в исполнение ре­шения которого ходатайствует взыскатель; 3) доверенность или иной документ, удостоверенные надлежащим образом и подтверждаю­щие полномочия лица, подписавшего заявление в арбитражный суд. Эти документы должны быть представлены в заверен­ном надлежащим образом переводе на русский язык.

В соответствии с действующим законодательством (ст. 243 АПК РФ, ч. 3 ст. 411 ГПК РФ) рассмотрение ходатайства о раз­решении принудительного исполнения решения иностранного суда производится в открытом судебном заседании с извещением должника о времени и месте рассмотрения ходатайства.

Предусмотрены следующие основания для отказа, являющиеся общими для АПК и ГПК РФ: 1) решение по закону государства, на территории которого оно принято, не всту­пило в законную силу; 2) сторона, против которой принято решение, не была своевременно и надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела или по другим причинам не могла представить в суд свои объяснения; 3) рассмотрение дела относится к исклю­чительной подсудности судов в РФ; 4) имеет­ся вступившее в законную силу решение суда в РФ, принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, или в производстве суда в РФ имеется дело, возбужденное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям до возбуждения дела в иностранном суде; 5) истек срок предъявле­ния решения к принудительному исполнению, и этот срок не вос­становлен судом в РФ по ходатайству взыска­теля (основания являются общими для АПК и ГПК РФ).

Отдельное место в перечне оснований для отказа занимает противоречие исполнения публичному порядку РФ (п.7 ч.1 ст. 244 АПК РФ). Из п. 5 ч. 1 ст. 412 ГПК РФ следует, что отказ в принудительном исполнении решения иностранного суда допускается, если исполнение решения может нанести ущерб су­веренитету РФ или угрожает безопасности РФ либо противоречит публичному порядку РФ.

Копия определения о принудительном исполнении решения иностранного суда или об отказе в этом направляется судом об­щей юрисдикции сторонам в 3-дневный срок со дня вынесения определения. Оно может быть обжаловано в вышестоящий суд в порядки и сроки, предусмотренные российским законодательст­вом. Определение арбитражного суда по делу о признании и при­ведении в исполнение решения иностранного суда или иностран­ного арбитражного решения может быть обжаловано в арбитраж­ный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня его вынесения (ч. 3 ст. 245 АПК РФ).

На основании решения иностранного суда и вступившего в законную силу судебного определения о разрешении принуди­тельного исполнения этого решения выдается исполнительный лист.

ГПК РФ (ст. 415) указывает категории дел, когда при­знаются решения иностранных судов и не требуется дальнейшего производства: 1) относительно статуса граждани­на государства, суд которого принял решение; 2) о расторжении или признании недействительным брака между российским граждани­ном и иностранным гражданином, если в момент рассмотрения дела хотя бы один из супругов проживал вне пределов РФ; 3) о расторжении или признании недействительным бра­ка между российскими гражданами, если оба супруга в момент рассмотрения дела проживали вне пределов РФ; 4) другие предусмотренные федеральным законом случаи.

Заинтересованное лицо в течение месячного срока по­сле того, как ему стало известно о поступлении решения ино­странного суда, может заявить в суд субъекта РФ по месту сво­его жительства возражения против признания этого решения, которые рассматриваются в открытом судебном заседа­нии. Отказ в признании решения иностранного суда, которое не под­лежит принудительному исполнению, допускается при наличии оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 412 ГПК.

В других отраслевых нормативных актах РФ речь также идет о признании, например, расторжения браков, произведенных за рубежом (ч.ч. 3, 4 ст.160 Семейного кодекса РФ).

На территории РФ и договаривающихся государств, с которыми она заключила договоры о правовой по­мощи, исполнение решений иностранных су­дов строится на принципе экзекватурирования, т.е. получения разрешения на исполнение. Вместе с тем в отношениях с некоторыми государствами (СНГ) у РФ существует упрощенный порядок исполнения судебных решений.

Соглашением о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности СНГ, 1992 г. предусмотрены правила по исполнению судебных решений, участвующих в Соглашении государств. Так, в силу ст. 7 этого соглашения государства приняли на себя обязательство взаимно признавать и исполнять вступив­шие в силу решения соответствующих судебных учреждений стран-участниц.

Выводы по третьему вопросу

Под правовой помощью в современных международных отно­шениях подразумевается совершение отдельных про­цессуальных действий, предусмотренных законодательством запрашивающей стороны: составление, пересылка, вручение документов, получение вещественных доказательств, допрос свидетелей, экспер­тов и иных лиц для целей осуществления гражданского процесса по гражданским, семейным и торговым делам.

Боль­шая часть процессуальных действий, входящих в объем правовой помощи, связана с деятельностью суда по рассмотрению дел меж­дународного характера. Они исполняются в форме судебных по­ручений.

В исполнении судебного поручения может быть отказано лишь в той мере, в какой: a) его исполнение в запрашиваемом государстве не входит в функции судебных органов; b) запрашиваемое государство считает, что исполнение пору­чения может нанести ущерб его суверенитету или безопасности.

Допустимость признания и исполнения ино­странного судебного решения определяется законодательством конкретной страны и международными соглашениями, в которых она участвует.

studopedia.su

Правовая помощь в международном частном праве

Выполнение поручений иностранных судебных органов образует в международном частном праве основу понятия «правовая помощь». Оказание правовой помощи осуществляется, как правило, на основании норм национального законодательства страны выполнения судебного поручения и международных договоров, определяющих случаи, виды и порядок оказания правовой помощи.

Вместе с тем по просьбе суда запрашивающего государства исполнитель запроса может в определенных случаях, применить и нормы иностранного процессуального права. Виды правовой помощи: В соответствии с Минской конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, принятую 22 января 1993 г. государствами – членами СНГ государства-участники оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой стороны. Эти действия включают, в частности: составление и пересылку документов; проведение обысков, изъятий; пересылку и выдачу вещественных доказательств; проведение экспертизы, допроса сторон, свидетелей и экспертов; признание и исполнение судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также путем вручения документов (ст. 6).

Правовое регулирование оказания правовой помощи: Основным международным документом, устанавливающим порядок выполнения судебных поручении и совершения иных процессуальных действий за границей, является Гаагская Конвенция по вопросам международного гражданского процесса 1954 г (около 30 государств-участников, включая Россию). Этим документом допускается возможность направления поручений из одного государства в другое как дипломатическим путем, так и посредством их прямой передачи компетентным властям государства, на территории которого судебное поручение должно быть исполнено. Статья 6 Конвенции 1954 г. устанавливает, что в случае, если это допускается соответствующими международными соглашениями, или, если такие соглашения не заключены, в случае отсутствия возражений со стороны государства, на территории которого происходит вручение, документы могут быть также: • доставлены почтой непосредственно заинтересованным лицам, находящимся за границей; • вручены заинтересованным лицам через судебных исполнителей или компетентных должностных лиц государства, где вручение документа производится; • вручены заинтересованным лицам через дипломатических или консульских агентов государства, органы которого обратились с просьбой о доставке соответствующих документов.

Во вручении судебных документов в соответствии с Конвенцией может быть отказано только в том случае, если государство, на территории которого производится этот акт, посчитает, что такое вручение может нанести ущерб его суверенитету или безопасности (ст. 4),

Орган судебной власти, к которому обращено судебное поручение, обязан его исполнить, пользуясь теми же средствами принуждения, которые допускаются при исполнении поручений властей запрашиваемого государства или ходатайств заинтересованных сторон.

При этом принятие мер принуждения не является обязательным в тех случаях, когда речь идет о явке сторон в суд (ч. 1 ст. 11).

Орган судебной власти, исполняющий поручение, применяет в отношении соблюдения необходимых при этом Формальностей законодательство своей страны.

Однако в случае, если запрашивающий орган просит о соблюдении особой формы, такая просьба может быть удовлетворена при том условии, что она не будет противоречить законодательству запрашиваемого государства (ст. 14).

В соответствии с Конвенцией 1954 г. (ч. 3 ст. 11) в исполнении судебного поручения может быть отказано в случае: • если не установлена подлинность документа; • если в запрашиваемом государстве исполнение судебного поручения не входит в компетенцию судебной власти; • если государство, на территории которого должно состояться исполнение поручения, решит, что оно может нанести ущерб его суверенитету или безопасности.

Точно так же Конвенция о международном доступе к правосудию, принятая в 1980 г., призвана заменить для ее государств-участников положения разделов III–VI Конвенции 1954 г. (Россия в этой конвенции также не участвует). Эти разделы касаются вопросов внесения залога, оказания бесплатной правовой помощи и бесплатной выдачи выписок из актов гражданского состояния, а также тюремного заключения за долги. В числе многосторонних международных соглашений, затрагивающих вопросы международного гражданского процесса, следует также упомянуть Минскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, принятую 22 января 1993 г. государствами – членами СНГ (для России эта: конвенция вступила в силу с 10 декабря 1994 г.).

В соответствии с Минской конвенцией государства-участники оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой стороны. Эти действия включают, в частности: составление и пересылку документов; проведение обысков, изъятий; пересылку и выдачу вещественных доказательств; проведение экспертизы, допроса сторон, свидетелей и экспертов; признание и исполнение судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также путем вручения документов (ст. 6).

В Конвенции 1993 г. подробным образом регулируются вопросы, касающиеся содержания и формы поручений об оказании правовой помощи, порядка их исполнения, порядка вызова свидетелей, потерпевших, гражданских истцов и ответчиков, их представителей, экспертов.

В Российской Федерации процедура исполнения поручений иностранных судов и оказания других видов правовой помощи, равно как и порядок обращения судов России с поручениями к компетентным органам зарубежных государств, регулируются, наряду с положениями указанных выше международных договоров, нормами Гражданского процессуального кодекса РСФСР 1964 г. и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 1995 г.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 436 ГПК РСФСР суды Российской Федерации исполняют переданные им в установленном порядке поручения иностранных судов о производстве отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, допрос сторон и свидетелей, производство экспертизы и осмотра на месте и др.), за исключением случаев, когда: • исполнение поручения противоречило бы суверенитету РФ или угрожало бы безопасности России; • исполнение поручения не входит в компетенцию суда. Исполнение поручений в России осуществляется судами на основе законодательства РФ.

В свою очередь, ч. 3 и 4 ст. 436 ГПК устанавливают, что суды РФ могут обращаться к иностранным судам с поручениями об исполнении отдельных процессуальных действий. Порядок сношений российских судов с иностранными судами определяется законодательством России и ее международными договорами. Статья 215 АПК РФ определяет, что арбитражный суд исполняет, переданные ему в порядке, установленном федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, поручения судов иностранных государств о выполнении отдельных процессуальных действий.

Поручение не подлежит исполнению: 1) если такое исполнение противоречит суверенитету РФ или угрожает безопасности России; 2) если исполнение поручения не входит в компетенцию арбитражного суда. Исполнение арбитражным судом поручений о выполнении отдельных процессуальных действий производится в порядке, определяемым АПК, если иное не предусмотрено международными договорами России. Пункт 4 ст. 215 предусматривает также, что арбитражные суды РФ могут в установленном порядке обращаться к судам иностранных государств с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий. Кроме того, в настоящее время на территории Российской Федерации продолжают применяться постановление Президиума Верховного Совета СССР «О мерах по выполнению международных договоров СССР о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам» от 21 июня 1988 г. и Инструкция Министерства юстиции СССР «О порядке оказания судами и органами нотариата СССР правовой помощи учреждениям юстиции иностранных государств и о порядке обращения за правовой помощью к этим учреждениям» от 28 февраля 1972 г.

megaobuchalka.ru

61. Порядок исполнения иностранных судебных поручений и оказание правовой помощи в Российской федерации.

под судебными поручениями в м\унар практике понимается обращение суда одного госвак суду другого госва с просьбой о производстве процесуальн действий на территории этого и др госва. согласно гпк рф суды в рфисполняют переданные им в порядке установленном м\унар договором рф или федеральным законом поруения иностранных судов о совершении отдельных процессуальных действий (закл эксперта, показания свидетелей и тд). поручения иностран суда о совершении лтдельных процесуальн действий не подлежит исполнению если исполнение поручения — 1 может нанести ущерб суверенитету рф или угрожает ее безопасности. 2 не входит в компетенцию суда. исполнение поручения иностран судов производится в порядке установленном российским правом если иное не предусмотрено м\унар договором рф. поручение иностран суда не подлеж испол — 1 испол поручения наруш основополог прин рос права или противоречит публичному порядку 2. не относится к компетенции арбитражн суда 3. не установлена подлинность документа содержащего поручение. исполнение арбитражным судом поручений о выполнении отдель процесс действий производится в порядке установленном апк рф если иное не предусмотрено м\унар договором. суды рф могут обращаться в иностранные суды с поручением о совершении отдельных процессуальных действий. порядок сношений судов в рф с иностран судами определется м\унар договором рф и фз. предметом внешнего судебного поручения может быть совершение самых различных процесуальн действий — получение письмен доказательств, производствр экспертизы, осмотр на месте и тд. минская и кишиневскафя конвен 1993 и 2002. вопросы формы и содержания поручений, вызова свидетелей и тд. практика оказания помощи неэффективна.

Судебные поручения

Нередко в отношениях с иностранным элементом требуется выполнить некоторые процессуальные действия за границей: составить и переслать документы, провести осмотр, изъять и передать вещественные доказательства, провести экспертизу, допросить стороны, третьи лица, свидетелей, экспертов. Для того чтобы произвести процессуальные действия в иностранном государстве, суд обращается в специальном порядке к суду соответствующего государства по месту выполнения. Возможность, основания и порядок выполнения судебных поручений определяются договорами о правовой помощи. В принципе, если договора о правовой помощи между государствами нет, то суд может выполнить просьбу о выполнении процессуального действия от иностранного суда на основании взаимности или отказать.

Обычно договоры о правовой помощи предусматривают порядок сношений судов государств-участников через центральные органы юстиции (министерства юстиции). По Конвенции СНГ установлен более упрощенный порядок сношений. В частности, ст. 5 предусматривает, что компетентные учреждения юстиции государств-участников вступают в отношения друг с другом через свои центральные, территориальные и другие органы, если не установлен иной порядок сношений. Если договора о правовой помощи нет, то порядок сношения осуществляется, как правило, по дипломатическим каналам.

Согласно п. 1 ст. 8 Конвенции СНГ при исполнении поручения запрашиваемое учреждение применяет законодательство своей страны. По просьбе запрашивающего учреждения оно может применить процессуальные нормы запрашивающего государства, если они не противоречат законодательству запрашиваемого государства.

Некоторые международные многосторонние универсальные договоры также регулируют вопросы судебных поручений. Глава II Гаагской конвенции 1954 г. по вопросам гражданского процесса посвящена этим вопросам. Согласно ст. 8, 9 суды государств-участников могут обращаться друг к другу с просьбой о выполнении процессуальных действий.

По российскому праву суд или арбитраж исполняют поручения, если это предусмотрено международным договором РФ или ФЗ (ст. 256 АПК РФ, ст. 407 ГПК РФ).

Поручение иностранного суда или компетентного органа иностранного государства не подлежит исполнению, если оно противоречит публичному порядку РФ, не относится к компетенции суда в РФ или не установлена подлинность документа, содержащего поручение о выполнении отдельных процессуальных действий.

ОКАЗАНИЕ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ И ИСПОЛНЕНИЕ ПОРУЧЕНИЙ ИНОСТРАННЫХ СУДОВ

Причины интенсивного развития и углубления контактов между гражданами и организациями различных государств, в том числе и тех, которые характеризуются традиционными культурой и правовыми системами, закономерно создают материальные предпосылки для возрастания доли в рассмотрении национальными судами дел с участием иностранных физических и юридических лиц. Именно такого рода отношения обусловливают необходимость применения иностранных норм материального права, следовательно, уяснения его содержания. Нет нужды подчеркивать, что для российских судебных учреждений безусловную трудность в аспекте правоприменения представляют, скажем, такие правовые системы, как английское или шотландское право, основанные на системе прецедентов или «права справедливости», индийское право с множественностью внутренних подсистем, право США, имеющее в своем нормативном составе федеральные нормы и нормы законов штатов, наконец, мусульманское право, характеризующееся отсутствием кодификации и различающееся в зависимости от принадлежности к тому или иному течению, руководству или школе, даже в пределах одной страны. Все это делает объективно необходимым получение соответствующих заключений от компетентных учреждений государства, право которого должно быть применено.

Просьбы об оказании правовой помощи обычно составляются на языке запрашивающей стороны. Однако могут предусматриваться и иные решения. Так, российско-египетский договор о правовой помощи устанавливает, что учреждения договаривающихся сторон во взаимоотношениях в связи с оказанием правовой помощи пользуются английским языком (ст. 5) и сносятся друг с другом через министерства юстиции. По договоренности стороны могут использовать бланки на двух языках. Кроме того, учреждения юстиции оказывают взаимно по просьбе другой стороны содействие в установлении адресов лиц, находящихся на их территории, в рамках оказания правовой помощи по гражданским или уголовным делам. Наиболее подробное регулирование в части предоставления взаимной правовой помощи содержат двусторонние договоры, подписанные преимущественно в последние годы. К ним, прежде всего, необходимо отнести советско-испанский, российско-польский, российско-египетский, российско-турецкий, российско-индийский, российско-аргентинский и другие договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Интересно заметить необычное, например, наименование договоров с Турцией, Индией и Египтом, закономерно отражающее и их содержание. Они называются «договорами о взаимном оказании правовой помощи по гражданским, торговым (в российско-египетском договоре — коммерческим) и уголовным делам». Соглашения с Аргентиной от 21 ноября 2000 г. именуется «договором о сотрудничестве и правовой помощи по гражданским, торговым, трудовым и административным делам». Как становится очевидным из названий документов, наряду с отношениями, включаемыми в сферу гражданского оборота, все большую значимость приобретают и коммерческие, предпринимательские контакты между национальными субъектами двух стран, что и обусловило выделение торговых отношений в качестве особого предмета регулирования.

Для эффективного и правильного обращения к нормам международных соглашений в области оказания правовой помощи в Российской Федерации разработан и действует ряд нормативных актов, принятых в целях облегчения задач компетентных органов (судов, органов нотариата, ЗАГСа и т.п. по правоприменению). Следует прежде всего назвать Закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г., Указ Президиума Верховного Совета СССР «О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей» от 21 июня 1988 г., Постановление Президиума Верховного Совета СССР «О мерах по выполнению международных договоров СССР о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам» от 21 июня 1988 г., Инструкцию о порядке оказания судами и органами нотариата СССР правовой помощи учреждениям юстиции иностранных государств и о порядке обращения за правовой помощью к этим учреждениям от 28 февраля 1972 г., а также Постановление Пленума Верховного Суда СССР «О вопросах, связанных с выполнением судами договоров с иностранными государствами об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам» от 19 июня 1959 г. (в редакции Постановления Пленума ВС СССР от 11 июня 1972 г. № 6), Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 г. № 8 «О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса». Последний из перечисленных документов обращает на себя внимание тем, что, говоря об исполнении судебных поручений иностранных судов, он подтверждает существующую в силу действующих норм российского права возможность направления судебного поручения в порядке и на условиях международной вежливости в отсутствие международного договора о правовой помощи (п. 19).

Необходимо учитывать, что п. 5 Киевского соглашения стран СНГ предусмотрен особый порядок выполнения судебных поручений в рамках разрешения хозяйственных споров, направляемых в Азербайджан, Армению, Белоруссию, Казахстан, Кыргызстан, Молдову, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украину, в силу которого судебные поручения посылаются в названные страны почтовой связью, непосредственно в суды, компетентные разрешать экономические споры на территории этих государств.

В ряде случаев договоры предусматривают предоставление по запросу помощи в установлении места работы и размера доходов ответчика, если в суде одной из сторон предъявлен иск о взыскании алиментов с лица, находящегося на территории другого договаривающегося государства (ст. 14 российско-польского договора).

Договаривающиеся государства принимают на себя обязательства по пересылке друг другу в ответ на поступившую просьбу в дипломатическом порядке без перевода на язык другой стороны и бесплатно документов об образовании, трудовом стаже и иных документов, которые касаются личных прав и интересов граждан другой договаривающейся стороны. Отказ в оказании правовой помощи может иметь место только в случае, если это наносит ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим иным интересам запрашиваемой стороны. Еще одним обстоятельством, препятствующим оказанию правовой помощи, указываемым новейшими двусторонними договорами, является противоречие основным принципам законодательства или международным обязательствам соответствующего государства. Во всех иных случаях отказ от оказания предусмотренной международным договором правовой помощи и осуществления необходимого действия должны квалифицироваться как нарушение международно-правового обязательства договаривающейся стороны. Более того, как было показано выше, даже в условиях отсутствия соответствующего международного соглашения отказ запрашиваемого государства выполнить действие по оказанию правовой помощи рассматривается как отход от принятых норм международного общения — принципа международной вежливости.

Важным аспектом предоставления государствами правовой помощи друг другу выступает признание документов, выданных органами одной страны, на территории другой. Весьма распространенным ныне принципом в этом отношении является положение о том, что в подобных случаях для признания экстерриториального действия национальных документов одного государства в пределах юрисдикции другого не требуется их официальной легализации: будучи снабженными государственными печатями и надлежащими подписями должностных лиц, такие документы должны приниматься на территории другой страны-участницы договора без дополнительных требований по их удостоверению или легализации. В свете этого для документов, происходящих из стран, с которыми Россия заключила договоры о правовой помощи, предусматривающие освобождение от легализации, не может быть предъявлено требование об апостиле (проставлении особого штампа на самом документе или отдельном листе, скрепляемом с ним), установленном Гаагской конвенцией, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов от 5 октября 1961 г. (подробнее об этом см. далее, в § 7).

В широком международном масштабе, помимо договоров о правовой помощи, в которых вопросы предоставления консультаций, информации, обеспечения ответов на запросы национальных судебных учреждений через центральные органы юстиции или через дипломатические органы по поводу установления содержания иностранного права регулируются на двусторонней основе, в настоящее время имеются примеры многосторонних соглашений, посвященных специально решению государствами подобных задач.

Так, в рамках Совета Европы таким документом выступает упоминавшаяся Европейская конвенция об информации относительно иностранного законодательства от 7 июня 1968 г., участницей которой является и Российская Федерация, и Дополнительный протокол к ней от 15 марта 1978 г.

Согласно Конвенции государства обязались предоставлять друг другу информацию относительно своего законодательства и процедур в гражданской и коммерческой сферах, а также относительно судебной организации (ст. 1). В то же время положения Конвенции не ограничивают возможности сторон, поскольку договаривающиеся государства могут предпринять меры по расширению для себя сферы действия Конвенции, с тем чтобы она охватывала и иные, не предусмотренные в ее положениях области. Конвенция установила обязанность государств осуществлять запросы через специально создаваемые для этого единые органы. Однако государства вправе назначить в этих целях и в данном качестве центральные органы юстиции (ст. 2).

Еще одним документом регионального характера, применяемым в подобных ситуациях для стран СНГ, служит Соглашение от 21 октября 1994 г. «Об обмене правовой информацией», подписанное всеми государствами, за исключением Украины и Туркменистана, в силу которого его участники согласились осуществлять обмен такой информацией в рамках тематического перечня нормативно-правовых актов, открытых к публикации и подлежащих межгосударственному обмену (ст. 1). По взаимной договоренности стороны обмениваются правовой информацией путем электронной передачи документов «каждый с каждым» и «каждый со всеми» на рабочем языке Содружества Независимых Государств, соблюдая установленные международными стандартами способы коммутации сообщений и пакетов для открытых систем, или предоставляют субъекту-пользователю необходимую информацию на бумажных носителях (ст. 5). Оценивая содержание указанного документа, следует отметить его своевременность ввиду весьма динамичного развития технических средств, используемых для обмена информацией, и интенсивного появления новых инструментов, создающих еще более оперативные возможности общения сторон. Рассматриваемое соглашение стало первым международным документом, поставившим целью решить в региональном масштабе проблему межгосударственного сотрудничества в области обмена правовой информацией и его технического обеспечения.

Соответствующие положения в области оказания правовой помощи установлены и специальным многосторонним документом стран СНГ — Минской конвенцией 1993 г., согласно которой правовая помощь по делам, указанным в Конвенции, оказывается в следующем объеме: выполнение процессуальных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемого государства, составление и пересылка документов, пересылка и выдача вещественных доказательств, проведение экспертизы, допрос сторон, свидетелей, экспертов и т.д. в целях обеспечения признания и исполнения судебных решений по гражданским делам и т.п., исполнительных надписей, а также вручения документов.

Общим правилом, причем применяемым не только в отношениях со странами СНГ, является положение о том, что форма совершения процессуального действия по запросу суда или иного органа иностранного государства определяется законом государства, на территории которого совершается процессуальное действие. Вместе с тем могут быть допущены и исключения, в силу которых, если это не противоречит публичному порядку страны, исполняющей иностранное судебное поручение, будут соблюдаться требования формы согласно законодательству запрашивающего государства. Так, согласно ст. 8 Минской конвенции, «по просьбе запрашивающего учреждения оно может применить процессуальные нормы запрашивающей Договаривающейся Стороны». Аналогична норма ст. 14 Гаагской конвенции 1954 г.

М.М. Богуславский приводит пример, когда советские суды не отказывались при допросе свидетелей на территории СССР по поручениям судов Великобритании или США руководствоваться исходящими от этих судов вопросниками (interrogatories), составленными по обычной для судов «общего права» форме для прямого или перекрестного допроса. Как бы в подтверждение подобного российско-египетский договор о взаимном оказании правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, коммерческим и уголовным делам 1997 г. гласит: «При исполнении поручения об оказании правовой помощи учреждение юстиции, к которому обращено поручение, применяет законодательство своего государства. Однако по просьбе учреждения юстиции Договаривающейся Стороны, от которой исходит поручение, оно может применять ее процессуальные нормы, если они не противоречат законодательству его государства» (ст. 8). Требование о том, чтобы просьба об исполнении поручения, когда оно должно быть выполнено в процессуальной форме запрашивающего государства, не была несовместимой с нормами внутреннего законодательства страны, исполняющей поручение, в нынешних условиях является типичным для соответствующих международных договоров (прежде всего, соглашений о правовой помощи с различными типами государств) и практики их реализации.

studfiles.net

Популярное:

  • Правило 16 еэк оон Правила ЕЭК ООН N 16 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения: I. Ремней безопасности, удерживающих систем, детских удерживающих систем и детских удерживающих систем ISOFIX, предназначенных для лиц, […]
  • Минаева адвокат Где грань между воображением художника и нарушением чужой свободы, обсудят во Владивостоке «Круглый стол» пройдет 29 июля. 29 июля в 14:00 в кинозале владивостокского центра современного искусства «Заря» состоится «круглый стол» […]
  • Хто-там правила Хто там (лотерея) ХТО ТАМ – это украинская государственная мгновенная лотерея, в которой можно выиграть недвижимость. Оператором игры выступает ООО «М.С.Л.». Лотерея проводится с целью сбора средств на благотворительные нужды, […]
  • Сосковский суд Московский районный суд г. Нижний Новгород Нижегородской области Московский районный суд был создан в 1970 году, когда образовался новый район города — Московский, выделенный на основании Указа Президиума Верховного Совета […]
  • Генеральный прокурор подчиняется Генеральная прокуратураРоссийской Федерации Генеральный прокурор Заместители Генерального прокурора О Генпрокуратуре России Международное сотрудничество Взаимодействие со СМИ Правовое просвещение Генеральная […]
  • Нотариус мамонтова оС Ошибка «черного аптекаря» Три года назад с экранов телевизоров не сходила реклама, в которой лидер «Группировки Ленинград» Сергей Шнуров на бегу принимает капсулы «Аликапс», якобы повышающие мужскую силу, после чего выходит на […]
  • Цель взимания налогов 4.2.4. Принцип взимания налогов в публичных целях Например, в устанавливающей конституционную обя­занность граждан платить налоги ст. 14 действующего Ос­новного закона Федеративной Республики Германии 1949 г. публичность цели […]
  • Закон вступление в права наследства Основное содержание закона о наследстве Закон о наследстве регулирует особую процедуру, которая обусловливает переход прав и обязанностей, а также имущества умершего гражданина его родственникам или иным лицам, в том числе […]