Определение налоговой базы налога на имущество

Аналитические обзоры

Налог на имущество организаций. Новые правила.

VEGAS LEX_Налог на имущество организаций. Новые правила

6 ноября 2013 года в «Российской Газете» (Федеральный выпуск №6225) опубликован Федеральный закон № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – «Закон о внесении изменений»), предусматривающий существенные поправки в части определения налоговой базы по налогу на имущество организаций.

Закон предполагает определение налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости в отношении:

▪ административно-деловых и торговых центров, а также помещений в них;

▪ нежилых помещений для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

▪ объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не связанных с их деятельностью через постоянное представительство.

В отношении прочего имущества налоговая база будет определяться по-прежнему как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Новый порядок определения налоговой базы вступает в силу с 01.01.2014, однако фактическое начало применения новых положений налогоплательщиками зависит от даты опубликования результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Управление Росреестра по соответствующему субъекту Российской Федерации не позднее 1 января очередного налогового периода определяет перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, и размещает его на своем сайте или на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет», а также направляет его в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества.

Если объект не включен в указанный перечень на 1 января соответствующего налогового периода, то налоговая база и суммы налога (суммы авансового платежа) по текущему налоговому периоду определяются исходя из среднегодовой стоимости в порядке, аналогичном действующему.

Исключением является, в частности, случай, когда не определена кадастровая стоимость помещения, являющегося объектом налогообложения, но определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено данное помещение. В таком случае налоговая база определяется как доля кадастровой стоимости здания пропорционально площади помещения в общей площади здания.

Также особое положение предусмотрено для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, – для них налоговая база по налогу на имущество организаций считается равной нулю, если кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества не определена.

Кроме изложенного, в Законе о внесении изменений имеются следующие существенные положения:

В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, установлен предельный размер налоговых ставок. Так, максимальный размер ставки налога для г.Москвы в 2014 году составит 1,5 %, в 2015 году – 1,7 %, в 2016 и последующие годы – 2 %, для иных субъектов Российской Федерации: в 2014 году – 1,0 %, в 2015 году – 1,5 %, в 2016 и последующие годы – 2 %.

Законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации получили право устанавливать особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости имущества, однако соответствующий закон субъекта Российской Федерации может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

В отношении объектов налогообложения, налоговая база которых определяется исходя из кадастровой стоимости, такая стоимость определяется на 1 января соответствующего налогового периода. Соответственно, изменение кадастровой стоимости, связанное с изменением качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, будет учитываться только со следующего налогового периода.

В свою очередь, вопрос определения налоговой базы в случае, если объект налогообложения [1] находится в собственности (или на балансе лизингополучателя, концессионера и т.д.) налогоплательщика неполный налоговый период, в новой редакции главы 30 НК РФ «Налог на имущество организаций» недостаточно урегулирован.

Также новые положения не содержат порядок определения налоговой базы в случае обжалования/оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости и соответствующего изменения стоимости данных объектов.

Напоминаем, что в соответствии с действующим законодательством результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой, созданной на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В настоящий момент уже сформирована арбитражная практика, когда налогоплательщики земельного налога успешно оспаривали результаты кадастровой оценки земельных участков.

В досудебном порядке результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости. Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в досудебном порядке являются:

▪ недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

▪ установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Обращаем внимание, что в соответствии с п.20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости [2] комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости:

▪ если отчет оценщика соответствует всем законодательным требованиям и рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости не более чем на 30%;

▪ если отчет оценщика соответствует всем законодательным требованиям и заявителем представлено положительное экспертное заключение саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на 30%.

[1] Объект налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, за исключением объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не связанных с их деятельностью через постоянное представительство

[2] Утвержден приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 № 263

www.vegaslex.ru

Налог на имущество: порядок определения налоговой базы (статья 376)

Комментируя статью 376 НК РФ, необходимо отметить установленный законодательством единый порядок определения налоговой базы по налогу на имущество организаций. У российских организаций определение налоговой базы осуществляется отдельно в отношении:

· имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации;

· имущество каждого из обособленных подразделений организации, имеющих отдельный баланс;

· каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации или обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс.

Особенности исчисления и уплаты налога по местонахождению обособленных подразделений организации регулируются статьей 384 НК РФ.

· имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Необходимо учесть, что по разным видам объектов основных средств на территории одного субъекта Российской Федерации могут быть установлены разные налоговые ставки.

В связи с этим, для правильного определения налоговой базы и исчисления суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, организация должна вести обособленный учет таких объектов.

Исключение составляет лишь движимое имущество. Это имущество, в соответствии со статьей 376 НК РФ, включается в налоговую базу по месту нахождения организации или обособленного подразделения, которое имеет отдельный баланс (если это имущество находится на балансе данного подразделения).

Следовательно, по местонахождению обособленного подразделения организации, не имеющего отдельного баланса, налоговая база будет исчисляться в отношении основных средств, относящихся к недвижимому имуществу (зданий, сооружений).

Другие основные средства, находящиеся в обособленном подразделении, будут включаться в налоговую базу для целей налогообложения по местонахождению организации.

У иностранных организаций определение налоговой базы осуществляется отдельно в отношении:

· имущества, подлежащего налогообложению по месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации;

· любого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения постоянного представительства иностранной организации;

· имущества, облагающегося разными налоговыми ставками.

Обратите внимание на то, что в данной статье НК РФ существует норма в отношении недвижимого имущества, которое находится вне местонахождения организации (обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс), в частности имущества, сданного в аренду.

Налог со стоимости недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, должен уплачиваться по местонахождению этого имущества.

Кроме того, для объектов недвижимого имущества, которые находятся на территориях разных субъектов Российской Федерации, в частности для таких объектов, как железная дорога, магистральный трубопровод и других подобных объектов, установлен специальный порядок определения налоговой базы.

О том, в каком порядке следует исчислять и уплачивать налог на имущество и подавать налоговые декларации организациям, имеющим на балансе площадные и линейные объекты основных средств, находящиеся на территории различных муниципальных образований дает подробные разъяснения Минфин Российской Федерации в письме от 26 октября 2006 года №03-02-07/1-294.

С 1 января 2007 года, согласно пункту 4 статьи 83 НК РФ, в случае если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из обособленных подразделений, определяемого организацией самостоятельно.

«Согласно абз. 1 ст. 52 Кодекса налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 376 Кодекса, налоговая база по налогу на имущество организаций определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации, в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам. В случае если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение на территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации, в отношении указанного объекта недвижимого имущества налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации в части, пропорциональной доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Организация, на балансе которой находится недвижимое имущество, имеющее фактическое место нахождение на территориях разных субъектов Российской Федерации, самостоятельно определяет долю стоимости имущества, приходящуюся на соответствующий субъект Российской Федерации по состоянию на отчетную дату (1 апреля, 1 июля, 1 октября, 1 января следующего налогового периода). При этом доля стоимости имущества, фактически находящегося на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, рассчитывается исходя из физических или стоимостных показателей данного объекта.

В соответствии со ст. 385 Кодекса организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со ст. 376 Кодекса, в отношении каждого объекта недвижимого имущества.

Главой 30 Кодекса не предусмотрены особенности для определения налоговой базы по фактически находящимся на территории нескольких муниципальных образований субъекта Российской Федерации линейным объектам недвижимого имущества, которым в соответствии с правилами бухгалтерского учета присвоен единый инвентарный номер.

В соответствии со ст. 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от налога на имущество организаций в размере 100%. Указанные налоговые доходы могут быть переданы полностью или частично органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующие местные бюджеты.

В пункте 1.4 Инструкции по заполнению Налоговой декларации по налогу на имущество организаций (Налогового расчета по авансовому платежу), утвержденной Приказом МНС России от 23.03.2004 года №САЭ-3-21/224, налоговая декларация (налоговый расчет по авансовому платежу) заполняется в отношении сумм налога, подлежащих уплате в бюджет по соответствующему коду (кодам) по ОКАТО муниципального образования в соответствии с Общероссийским классификатором административно-территориального деления (далее — код по ОКАТО). При этом в налоговой декларации (налоговом расчете по авансовому платежу), представляемой в налоговый орган, указываются суммы налога, коды по ОКАТО которых соответствуют муниципальным образованиям, территорию которых курирует данный налоговый орган.

В случае если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрено зачисление налога на имущество организаций в бюджет субъекта Российской Федерации без направления части суммы налога в бюджеты муниципальных образований, налоговая декларация (налоговый расчет по авансовому платежу) заполняется в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации.

Рекомендуем в случае затруднений при постановке на учет, исчислении и уплате налогов обращаться в налоговый орган по месту учета».

Таким образом, налоговая база по объектам, которые находятся на территориях разных субъектов Российской Федерации, должна определяться отдельно, и приниматься при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации в части пропорциональной доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества, находящегося на территории соответствующего субъекта.

Среднегодовая стоимость имущества определяется как средняя арифметическая величина.

В расчет принимается не только остаточная стоимость объектов основных средств по состоянию на начало каждого месяца, но и на начало месяца, следующего за отчетным.

В качестве делителя используется число, равное количеству месяцев, остатки, на начало которых принимаются к расчету: соответственно 4, 7, 10 и 13.

Преимущество такого порядка расчета среднегодовой стоимости имущества состоит в том, что данные являются более детализированными. К расчету принимается сумма ежемесячных остатков, а не ежеквартальных — как это было ранее.

(ОС1 + ОС2 + . + ОСн) / Н + 1, где:

ОС1 — остаточная стоимость объектов основных средств, включаемых в налоговую базу на 1 января;

ОС2 — остаточная стоимость объектов основных средств, включаемых в налоговую базу на 1 февраля;

ОСн — остаточная стоимость объектов основных средств, включаемых в налоговую базу на 1-е числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом, соответственно апрель, июль, октябрь и январь года, следующего за налоговым периодом;

Н — число месяцев в отчетном или налоговом периоде.

По состоянию на 1 января текущего года в организации в составе основных средств числится ксерокс.

Первоначальная стоимость ксерокса составляет 22 500 рублей.

Срок полезного использования ксерокса — 3 года, амортизация начисляется линейным методом и составляет ежемесячно 625 рублей.

Остаточная стоимость ксерокса по состоянию на 1 января текущего года составила 20000 рублей.

Рассчитываем среднегодовую стоимость имущества за налоговый период.

На основании пункта 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Произведем расчет остаточной стоимости ксерокса на 1-е число каждого месяца I квартала текущего года в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 376 НК РФ:

— на 1 января — 22 500 рублей;

— на 1 февраля — 21 875 рублей (22 500 рублей — 625 рублей);

— на 1 марта – 21 250 рублей (21 875 рублей — 625 рублей);

— на 1 апреля — 20 625 рублей (21250 рублей – 625 рублей).

Среднегодовая стоимость ксерокса за I квартал текущего года составила:

21 562,5 рубля (22 500 рублей + 21 875 рублей + 21 250 рублей + 20 625 рублей) / (3 + 1).

Окончание примера.

Обращаем ваше внимание на Письмо Минфина Российской Федерации от 16 сентября 2004 года №03-06-01-04/32 «Об уплате налога на имущество вновь созданными или ликвидированными организациями (филиалами)», в котором были даны разъяснения по поводу определения налогооблагаемой базы по налогу на имущество для организаций (или их обособленных подразделений), созданных или ликвидированных в течение налогового (отчетного) периода.

В данном письме указано, что согласно пункту 4 статьи 376 НК РФ, среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.

В данном случае при определении налогооблагаемой базы необходимо учитывать, что главой 30 НК РФ не предусмотрен особый порядок расчета среднегодовой (средней) стоимости имущества для организаций (или их обособленных подразделений), созданных или ликвидированных в течение налогового (отчетного) периода.

На основании этого, при определении среднегодовой (средней) стоимости имущества применяется общий порядок, содержащийся в пункте 4 статьи 376 НК РФ, с учетом положений статьи 379 НК РФ.

Статьей 379 НК РФ установлено, что налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами — I квартал, первое полугодие и 9 месяцев календарного года.

Учитывая, что налоговой базой по налогу на имущество является среднегодовая, (то есть средняя за календарный год, а не средняя за период деятельности организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс) стоимость имущества организации, то при ее определении, а также при определении средней стоимости имущества, должно учитываться общее количество месяцев в календарном году, а также в соответствующем отчетном периоде (то есть в квартале, полугодии и 9 месяцах календарного года).

Аналогичный порядок определения среднегодовой (средней) стоимости применяется при снятии или постановке на баланс организации в течение налогового (отчетного) периода имущества, по которому налоговая база, в соответствии с пунктом 1 статьи 376 НК РФ определяется отдельно.

Что касается вопроса о порядке исчисления и уплаты налога на имущество организаций в отношении ликвидированных обособленных подразделений и (или) проданных объектов недвижимого имущества, по которым уплачены авансовые платежи по налогу на имущество организаций, то в данном случае следует учитывать норму статьи 45 НК РФ, согласно которой обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Статьей 45 НК РФ также установлено, что налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.

На основании этого организации вправе представить в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на имущество в отношении ликвидированного обособленного подразделения и (или) проданного объекта недвижимого имущества в течение календарного года до срока ее представления, установленного пунктом 3 статьи 386 НК РФ.

Следует обратить внимание читателей на Письмо Минфина Российской Федерации от 17 июля 2006 года №03-06-01-04/148, в котором Минфин напоминает всем налогоплательщикам, что если, формируя налоговую базу по налогу на имущество, организаций была сделана ошибка при определении остаточной стоимости основного средства и она была обнаружена после сдачи бухгалтерской отчетности, то необходимо произвести корректировку стоимости этого основного средства, в соответствии с Указаниями о порядке составления и предоставления бухгалтерской отчетности. Затем следует произвести перерасчет налога за тот период, в котором была неверно определена налоговая база.

Более подробно с вопросами, касающимися особенностей исчисления и уплаты налога на имущество организаций, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Налог на имущество организаций».

www.audit-it.ru

Налог на имущество организаций (региональный налог)

Глава 30 НК РФ «Налог на имущество организаций»

Налог на имущество организаций вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Законодательные органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных НК, порядок и сроки уплаты налога. Субъекты РФ могут также устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества и налоговые льготы.

Организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения.

Не признаются налогоплательщиками:

    организации, являющиеся организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр, в отношении имущества, используемого в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи (применяется до 1 января 2017 г.)

лица, являющиеся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета, — в отношении имущества, используемого исключительно в связи с организацией и (или) проведением XXII Олимпийских игр XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочии развитием города Сочи как горноклиматического курорта. (применяется до 1 января 2017 г.)

  • FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA, указанные в ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
    • конфедерации, национальные футбольные ассоциации (в т.ч. Российский футбольный союз), Организационный комитет «Россия-2018», дочерние организации Организационного комитета «Россия-2018», производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, указанные в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в отношении имущества, используемого ими только в целях осуществления соответствующих мероприятий.

    Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства — движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.

    Для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства — находящееся на территории РФ и принадлежащее иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.

    Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом имущество учитывается по остаточной стоимости.

    Налоговая база в отношении следующих объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода:

    • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
    • нежилые помещения, назначение которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для этих целей;
    • объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства и объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства;
    • жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

    Налоговая база определяется отдельно в отношении:

    • имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации),
    • имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс,
    • каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации (обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс), или постоянного представительства иностранной организации,
    • каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации,
    • в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения,
    • в отношении имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость,
    • имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

    Налоговая база определяемая как среднегодовая стоимость имущества уменьшается на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях РФ, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (кроме системы централизованной заправки самолетов, космодрома). Это положение не применяется в отношении законченных капитальных вложений, учтенных в балансовой стоимости объектов до 1 января 2010 года. (пункт применяется до 1 января 2025 года)

    Особенности определения налоговой базы:

    1. по договору простого товарищества (договора о совместной деятельности)
    2. по имуществу, переданному в доверительное управление, в паевой фонд, по концессионному соглашению
    3. в отношении отдельных объектов недвижимого имущества

    Налоговый период: календарный год.
    Отчетные периоды:

  • первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
  • для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости: 1й квартал, 2й квартал и 3й квартал календарного года.

    Органы власти субъектов РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

    Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%, если иное не предусмотрено НК РФ.

    В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать следующих значений:

  • для г. Москвы в 2016 году и последующие годы — 2% ;
  • для иных субъектов РФ в 2016 году и последующие годы — 2%.

    Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и имущества.

    В отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью данных объектов, налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ, не могут превышать:

    В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов РФ, налогообложение производится по налоговым ставкам, установленным ст. 380 НК РФ.

    Ряд организаций освобождается от налогообложения налогом на имущество.

    При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

    Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение налоговой ставки и налоговой базы за налоговый период.

    Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам года = исчисленная сумма налога минус сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.

    Сумма налога исчисляется отдельно в отношении:

    1. имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации),
    2. имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс
    3. каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации (обособленного подразделения), или постоянного представительства иностранной организации, имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения,
    4. облагаемого по разным налоговым ставкам.
    5. имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость (см. особенности)

    Сумма авансового платежа исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.

    Орган власти субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу.

    Налог и авансовые платежи подлежат уплате в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

    В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи, если законом субъекта не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога за год.

    Иностранные организации в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи в бюджет по месту постановки представительств на учет . В отношении объектов недвижимого имущества иностранной организации, не имеющей представительств в РФ, налог и авансовые платежи уплачиваются по местонахождению объекта недвижимого имущества.

    Особенности исчисления и уплаты налога и авансовых платежей в отношении имущества, находящегося на балансе российской организации:

    1. в отношении обособленных подразделений организации
    2. в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения
    3. в отношении резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области
    4. в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения
    5. в отношении объектов, налог по которым вычисляется с их кадастровой стоимости

    Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного периода представлять в налоговые органы налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество в срок не позднее 30 дней с даты окончания отчетного периода.

    По окончании налогового периода налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию по налогу в срок не позднее 30 марта следующего года.

    Раздел обновлен: 08.05.16г.

    snezhana.ru

    Налоговая база по налогу на имущество организаций

    Налоговая база по налогу на имущество организаций зависит от нескольких факторов: применяемого режима налогообложения, особенностей регионального законодательства, осуществляемого вида деятельности. В нашей специальной рубрике собраны материалы о порядке расчета налогооблагаемой базы по налогу на имущество и последних законодательных инициативах.

    Что такое налог на имущество организаций?

    Это налог, который платят фирмы со стоимости зданий, транспорта, крупного оборудования — другими словами, всех основных средств предприятия, включенных в амортизационные группы выше второй. Земля, на которой построено предприятие, и иные природные объекты не являются объектами налогообложения.

    Налог на имущество организаций регулируется НК РФ и региональными законодательными актами, поскольку доходы от его взимания идут в соответствующий бюджет субъекта РФ. Регионы могут определять дифференцированные ставки налога (не больше 2,2%).

    По налогу на имущество необходимо регулярно сдавать декларации, рассчитывать авансы к уплате и саму сумму налога.

    Платят этот налог и отечественные фирмы, и зарубежные. Исключение сделано для компаний, работающих на спецрежимах, например, упрощенке, вмененке, патенте. Но даже спецрежимники признаются плательщиками налога на имущество, если у них есть недвижимость определенного типа.

    Подробности см. в материалах:

    Налоговая база по налогу на имущество организаций

    Налоговая база по общему правилу рассчитывается как остаточная стоимость основных средств.

    Подробнее о порядке расчета можно узнать здесь.

    В расчете остаточной стоимости с 2015 года появились нововведения.

    Если вы сдаете недвижимость в аренду, то и в этом случае обязаны перечислять в бюджет налог на имущество. А как быть с неотделимыми улучшениями, произведенными арендодателем?

    При подсчете налоговой базы бухгалтер должен иметь в виду ряд особенностей.

    Кадастровый налог на имущество

    С 2014 года ряд объектов недвижимости, принадлежащих юридическим лицам, оценивается для расчета налоговой базы по налогу на имущество по кадастровой стоимости. Это нововведение коснулось не всех.

    Узнать, нужно ли вам считать базу для налогообложения по новым правилам, поможет статья «Когда платить налог на имущество по кадастровой стоимости».

    Для подсчета налоговой базы следует определить кадастровую стоимость недвижимости.

    Как это сделать, вам объяснит наша публикация.

    Чем отличается кадастровая оценка от расчета по остаточной стоимости?

    Остаточная стоимость недвижимости — это ее первоначальная стоимость, уменьшенная на сумму амортизационных платежей. Первоначальная стоимость зданий определяется с привлечением специалистов из БТИ. Они оценивают размеры здания, материалы, из которых оно построено, количество окон, дверей и т. д.

    На основании этих сведений формируется инвентаризационная стоимость недвижимости. Обычно она далека от реальной рыночной стоимости, поскольку не учитывает таких субъективных факторов, как местоположение, инфраструктура и др. А вот кадастровая оценка, которую проводят лицензированные фирмы-оценщики, эти факторы учитывает — потому и стоимость получается выше. А это значит, что изменение методики расчета налоговой базы по налогу на имущество государством при неизменном размере налоговых ставок привело к росту налоговой нагрузки на бизнес и увеличению поступлений в бюджеты субъектов РФ.

    Введение кадастровой оценки в налоговую практику привело к возникновению ряда проблем в подсчетах. Например, организация проводит операции с недвижимостью (приобретение или реализация), при этом срок владения имуществом составляет не полный год, а меньше. На каком основании юридическое лицо может рассчитывать налог на имущество по сроку реального владения?

    Бывают ситуации, когда недвижимость была неправомерно включена в перечень имущества, облагаемого налогом по кадастровой стоимости.

    Что делать в таком случае и можно ли затем пересчитать сумму налога, расскажет эта статья.

    Ситуации, в которых имущество, попавшее в кадастровый список, впоследствии разделяется на несколько отдельных объектов, встречаются нечасто. Но и для такого непростого случая мы подготовили для вас несколько статей:

    С помощью этой информации вы сможете правильно рассчитать налоговую базу по вновь образовавшимся объектам недвижимости, а также обезопасите себя от придирок налоговых инспекторов.

    В 2014 году недвижимость включалась в перечень имущества, стоимость которого определяется как кадастровая, на основании критериев, утвержденных НК РФ и региональным законодательством. В частности, в список попадали торговые комплексы и административно-деловые центры. В 2015 году данный перечень расширили — были добавлены здания, совмещающие в себе несколько функций.

    Кадастровая стоимость недвижимости может меняться. Например, в случае ошибки фирмы-оценщика либо если организация осуществила реконструкцию здания. Как в таком случае посчитать налог на имущество и каким нормативным актом руководствоваться?

    Нюансы определения налоговой базы налога на имущество организаций

    Организация может владеть объектом недвижимости совместно с другими юридическими или физическими лицами.

    Как в таком случае вычислить сумму налога к уплате, расскажут статьи:

    В отличие от общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества осуществление деятельности по договору простого товарищества не приводит к образованию юридического лица. Особенность такого договора состоит в объединении имущества и усилий участников для получения прибыли или достижения какой-либо цели. Бухгалтерский и налоговый учет по договорам простого товарищества имеет свою специфику, поскольку ведение деятельности может осуществляться как совместно всеми участниками, так и одним товарищем от имени всех (или наоборот, все товарищи могут выступать от имени товарищества в целом).

    В связи с ростом налоговой нагрузки руководители компаний, юристы и бухгалтеры задаются естественным вопросом: как законно уменьшить налоговые отчисления? НК РФ предусматривает льготы по налогу на имущество.

    Кто их может применять и при соблюдении каких условий, рассказывается в нашей статье.

    Расчет налоговой базы по налогу на имущество организаций с введением кадастровой оценки усложнился. К тому же государство увеличило налоговое бремя для спецрежимников, которые раньше не платили этот налог и не сдавали отчетность по нему.

    Наши специалисты подготовили пошаговую инструкцию по расчету налога на имущество. Ознакомиться с ней можно здесь.

    Налоговая база по налогу на имущество определяется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Выписку о его оценке можно получить на сайте Росреестра.

    Если имущества в перечне облагаемого по кадастровой оценке нет, то расчет осуществляется, как и раньше, по остаточной стоимости активов. Читайте нашу рубрику «Налоговая база по налогу на имущество организаций», чтобы не пропустить актуальную законодательную информацию, которая поможет вам избежать ошибок в расчете налога или отстоять свою позицию в споре с налоговиками.

    nalog-nalog.ru

    Популярное:

    • Закон фз 143 Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ"Об актах гражданского состояния" С изменениями и дополнениями […]
    • Приказ минздрава от 17122010 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 декабря 2010 г. N 1122н "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда […]
    • Приказом мвд рф 288 от 12041999 Приказом мвд рф 288 от 12041999 Приказ МВД РФ от 12 апреля 1999 г. N 288"О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814" С изменениями и дополнениями от: 27 июня, 24 декабря 2003 […]
    • Приказ 302 н от 12042011 по медосмотрам Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные […]
    • Федеральный закон от 27072004 года 79-фз Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ"О государственной гражданской службе Российской […]
    • Законом о гражданстве 2002 г Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ"О гражданстве Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 11 ноября 2003 г., 2 ноября 2004 г., 3 января, 18 июля 2006 […]
    • 814 постановлении правительства и 288 приказ Приказ МВД РФ от 12 апреля 1999 г. N 288 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814" (с изменениями и дополнениями) Приказ МВД РФ от 12 апреля 1999 г. N 288"О мерах по […]
    • Налог москва 2013 В Москве с 1 января 2013 года увеличатся ставки транспортного налога Мосгордумой принят закон, в соответствии с которым в столице увеличиваются ставки транспортного налога. Документ приводит ряд положений Закон г. Москвы от 9 […]