Определение защиты прав потребителей

Способы защиты прав потребителей

Для многих жителей нашей страны понятие защиты прав потребителей является достаточно новым и неопознанным. В настоящее время для многих еще остается неизвестным, куда нужно обращаться за помощью, в случае если покупатель стал жертвой обмана или мошенничества. Во многих европейских странах данный вопрос является главным элементом успешного развития экономики. К огромному сожалению, в России можно очень часто встретить недобросовестных продавцов, которые ежедневно продают некачественную продукцию и услуги. В данном материале речь пойдет о тех действенных и законных способах, с помощью которых потребитель все же имеет возможность восстановить и защитить свои права.

Почему так необходимо знать свои права?

Очень часто, совершая какие-то покупки, человек сталкивается с такими неприятными моментами, как: испорченный товар, низкое качество обслуживания, пренебрежительное отношение персонала и другие негативные факторы. Практически все юристы соглашаются с той мыслью, что огромное количество правонарушений происходит именно по той причине, что большинство жителей нашей страны с юридической стороны являются неподготовленными к реагированию на подобные ситуации. Они не имеют представления о том, что такое самостоятельная защита прав, и как можно добиться решения возникшей проблемы, опираясь на законные основания.

Для большего понимания вопроса, стоит обозначить, в чем же заключается суть самого понятия. Защита потребительских прав – это комплекс мероприятий, направленный на урегулирование отношений между покупателем и продавцом, посредством определения характера нарушения и выработки механизма защиты прав потребителя. Стоит отметить, что в сложных правовых случаях без помощи квалифицированного специалиста трудно обойтись. Юрист поможет не только в оформлении документов, к примеру, в составлении претензий, но и при необходимости будет вести дело до момента его успешного завершения.

Механизм защиты осуществляется посредством использования гражданско-правовых способов. Разработку стратегии восстановления прав субъекта можно доверять лишь квалифицированным и опытным юристам, которым знакомы все тонкости и подводные камни этого непростого дела.

Самостоятельная защита прав

С момента, когда покупатель обнаруживает нарушение исполнителем или продавцом своих потребительских прав, посредством покупки товара или пользования услугой, у него есть выбор, каким из способов защиты прав ему выгоднее и удобнее всего воспользоваться. Гражданин может составить претензию самостоятельно или с помощью юриста. В случае если продавец или исполнитель не идет на уступки, и не желает возмещать материальный или моральный ущерб, потребитель может составить исковое заявление и подать его на рассмотрение в суд.

Какие требования может предъявить покупатель в случае приобретения некачественного товара или оплаты некачественной услуги?

  • Расторжение договора купли –продажи или оказания услуг.
  • Замена некачественного товара на аналогичный продукт.
  • Требование безвозмездно устранить все недостатки товара или услуги.
  • Требование соразмерного снижение стоимости товара или услуги.

Способы защиты прав

Для того чтобы противостоять незаконным действиям отдельных продавцов, каждый гражданин должен быть осведомлен о своих потребительских правах. В случае если эти права нарушаются третьей стороной, и меры самостоятельной защиты прав не дают никакого результата, то стоит обратиться к юристу, и с его помощью составить претензию.

В настоящее время в нашей стране действует больше десятка механизмов защиты потребительских прав граждан. Все эти способы осуществляются посредством принятия следующих решений:

  • признание сделки недействительной;
  • полное соглашение и признание нарушителем в составе причиненного преступления;
  • прекращение правовых отношений между сторонами;
  • возмещение нанесенных материальных или моральных убытков;
  • уплата неустойки по сделке;
  • присуждение ответной стороне к исправлению проблемной ситуации;

Порядок защиты прав

Можно выделить следующие этапы, которые предусмотрены законодательством для защиты потребителями своих прав:

  • непосредственное обращение к продавцу с предъявлением к нему требований и претензий;
  • если продавец не идет на контакт, составляется претензия на имя руководителя;
  • если и это не помогает урегулировать спорные отношение, то остается только обращаться в суд.

Стоит сделать ударение на том, что все эти положения четко прописаны в законодательстве РФ. Поэтому, любой гражданин нашей страны, который стал жертвой мошенничества или обмана, имеет все шансы восстановить свои права, ведь на его стороне закон. Вооружившись знаниями законодательства, можно смело начинать процедуру по защите своих потребительских прав.

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:

ozpp.ru

1. Законодательство РФ о защите прав потребителей как система нормативно-правовых актов

7 апреля 1992 г. в России вступил в силу Федеральный закон «О защите прав потребителей». В настоящее время действует Федеральный закон «О защите прав потребителей» c изменениями от 17 декабря 1999 года. Согласно п.1 ст.1 этого закона отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом РФ, настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами (далее — законами) и правовыми актами РФ. Таким образом, сам Закон неразрывно связан с другими нормативными актами РФ, которые в определенной степени затрагивают интересы и права потребителя в сфере торговли, транспортных, бытовых, медицинских и других видов услуг. В связи с этим, понятие «российское законодательство о защите прав потребителей» не ограничивается только лишь данным Законом. Оно представляет собой достаточно последовательную, систематизированную и структурированную систему многих законодательных актов РФ, например Кодексом об административных правонарушениях, Гражданским, Уголовным кодексами, а также законами, постановлениями Правительства РФ, которые в разной степени регулируют отдельные стороны законодательства о защите прав потребителей в России.

Наибольшей юридической силой обладает Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. В частности, ст. 30, 37, 40, 41, 42, 43 Конституции РФ не только закрепляют права человека на общественные объединения, право на отдых, на жилище, на здоровье и медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду, на образование и т. д., но и устанавливают гарантии осуществления этих прав (ст. 45, 46, 47, 48 и т. д.).

Гражданский кодекс РФ имеет большую юридическую силу при регулировании правоотношений, затрагивающих гражданский оборот. Часть первая ГК устанавливает юридические основания участия граждан, предпринимателей, юридических лиц в процессе гражданского оборота, раскрывает понятия «моральный вред», «защита чести и достоинства» физических и юридических лиц, определяет общие условия заключения гражданско-правовых договоров и т. д. Часть вторая ГК раскрывает содержание норм, определяющих особенности отдельных видов гражданско-правовых договоров, например договор купли-продажи, договор — перевозки, договор — подряда и др. Из содержания ст.1 Закона вытекает, что Гражданский кодекс РФ является основополагающим законом для регулирования отношений в сфере защиты прав потребителей.

Закон РФ «О защите прав потребителей» направлен на регулирование отношений, возникающих между потребителем, изготовителем, исполнителем и продавцом; устанавливает права потребителя на информацию о товарах, работах, услугах и об их исполнителе, изготовителе, продавце; защищает права потребителя при продаже ему товаров, выполнении работ и оказании услуг; информирует потребителя о государственных органах и общественных организациях,осуществляющих защиту его прав и т.д.

Нормы административного и уголовного законодательства защищают потребителя от наиболее существенных нарушений. Так, в Кодексе об административных правонарушениях глава 14 защищает интересы потребителя и определяет ответственность за административные правонарушения в области торговли и финансов. В зависимости от вида правонарушения назначается мера административного наказания (предупреждение, штраф, конфискация). Ст. 14.7. Кодекса РФ об административных правонарушениях и ст. 200 Уголовного кодекса РФ содержит примерный перечень способов обмана потребителей и предусматривает ответственность за содеянное правонарушение. Субъекты административной и уголовной ответственности — это должностные лица, которые обязаны в силу своего рода деятельности обеспечивать соблюдение правил по охране прав потребителей.

Отношения в сфере защиты прав потребителей регулируются и другими нормативно-правовыми актами. К ним относятся, например, законы РФ «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации», «О рекламе», «О страховании», «Об общественных объединениях», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и т. д. В ст. 1 Закона закреплен его приоритетный характер по отношению к другим федеральным законам, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей: другие законы должны приниматься в соответствии с ним и не могут ему противоречить, а при коллизии должны действовать нормы Закона.

В редакции ст. 1 Закона 1999 г. Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ не входят с состав понятия «законодательство». Эти акты должны приниматься в соответствии с ГК и Законом и не могут им противоречить. Указы Президента РФ могут быть изданы по любому вопросу как в области гражданского права, так и в области защиты прав потребителей, за исключением тех отношений, регулирование которых осуществляется только федеральными законами: органичение и перемещение товаров и услуг на территории РФ; отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства; защита определенных материальных благ(прав и свобод человека). Правительство РФ имеет право принимать постановления, содержащие нормы гражданского права на основании и во исполнение ГК РФ и иных законов, указов Президента РФ. Согласно ст. 25 и 26 Закона «О защите прав потребителей» Правительство РФ утверждает правила отдельных видов договоров купли-продажи, правила продажи отдельных видов товаров, перечень непродовольственного товара надлежащего качества, который не подлежит обмену, перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование о безвозмездном предоставлении товара в пользование на время ремонта и т. д.

Одно из главных требований к иным нормативно-правовым актам, защищающим интересы и права потребителей, заключается в том, что они должны приниматься в соответствии с ГК и Законом и не должны им противоречить. В п.2 ст. 1 Закона говорится о том, что Правительство РФ не вправе поручать никаким другим субъектам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей. Таким образом, субъекты Российской Федерации не имеют права устанавливать какие — то ни было правила в сфере защиты прав потребителей.
Законодательство о защите прав потребителей является целостной системой, включающей в себя различные нормативно-правовые акты, направленные на защиту прав потребителей и определяющие правовой механизм их реализации.
(к содержанию)

2. Основные понятия закона РФ
«О защите прав потребителей»

17 декабря 1999 года действует Федеральный закон № 212-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». В Закон внесены уточнения касающиеся его основных понятий. В преамбуле к закону дается перечень понятий, которыми оперирует данный нормативно-правовой акт.

Данное определение «потребителя» указывает на то, что гражданин — это физическое лицо, им могут быть не только граждане Российской Федерации, но и иностранцы и лица без гражданства, согласно ст. 2 ГК РФ. Закон не распространяется на потребителей — юридических лиц, а также и на потребителей — физических лиц, если они используют, приобретают, заказывают либо имеют намерение приобрести или заказать товар, (работу, услугу) для предпринимательских целей, а также на договорные отношения между гражданами по поводу удовлетворения своих нужд.

В преамбуле к Закону дается понятие «недостатка товара (работы, услуги)». Под товаром с недостатком следует понимать товар ненадлежащего качества. Недостатки могут быть явные, которые можно обнаружить при осмотре, проверке товара (работы, услуги), и скрытые, то есть такие, которые проявляются в ходе эксплуатации, употребления, хранения товара (работы, услуги). В тексте закона определение «недостаток» делится на простой недостаток и существенный недостаток. Именно от того, каким будет недостаток, зависят и права потребителя.

Реализуемые товары, выполненные работы, оказанные услуги должны обладать не только качеством, но и безопасностью. Государственный страндарт РФ ГОСТ Р.1. 0-92 определяет безопасность как отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба.

tsput.ru

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. . Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. . 1999 .

Экономический словарь . 2000 .

Смотреть что такое «ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ» в других словарях:

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ — (consumer protection) Защита, особенно юридическая, прав потребителя. В настоящее время в Великобритании проводится политика, направленная на законодательную защиту прав потребителей от нечестных условий контрактов (сделок). В частности, Закон о… … Словарь бизнес-терминов

защита прав потребителя — Законодательная, административная и судебная охрана интересов потребителей товаров и услуг, главным образом от их нарушения изготовителями продукции (услуг) и продавцами. Закон РФ О защите прав потребителей позволяет гражданам добиваться… … Справочник технического переводчика

защита прав потребителя — официально установленные законом и другими нормативными документами правила, нормы, охраняющие потребителя, предотвращающие продажу ему некачественного товара, компенсирующие убытки потребителя от недобросовестной торговли … Словарь экономических терминов

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ — законодательная, административная и судебная охрана интересов потребителей товаров и услуг, главным образом от их нарушения изготовителями продукции (услуг) и продавцами. Закон РФ О защите прав потребителей позволяет гражданам добиваться… … Большой бухгалтерский словарь

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ — законодательная, административная и судебная охрана интересов потребителей товаров и услуг, главным образом от их нарушения изготовителями продукции (услуг) и продавцами. Закон РФ О защите прав потребителей позволяет гражданам добиваться… … Большой экономический словарь

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ — является в силу положений ст. 3 Закона от 9 января 2002 г. О защите прав потребителей (далее Закон) одним из прав потребителя, гарантированных государством. Согласно ст. 40 Закона государственную защиту прав потребителя и контроль за соблюдением… … Юридический словарь современного гражданского права

СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ — см. Право потребителя на судебную защиту нарушенных прав и интересов … Юридический словарь современного гражданского права

Защита Прав Потребителей — установленные законом и другими нормативными документами правила, нормы, охраняющие потребителя, предотвращающие продажу ему некачественного товара, компенсирующие убытки потребителя от недобросовестной торговли; законодательное регулирование… … Словарь бизнес-терминов

Защита прав потребителей судебная — защита прав потребителей осуществляется судом. Иски предъявляются в суд по месту жительства истца, или по месту нахождения ответчика, или по месту причинения вреда. Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, а также федеральный… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ — 1) официально установленные законом и другими нормативными документами правила, нормы, охраняющие потребителя, предотвращающие продажу ему некачественного товара, компенсирующие убытки потребителя от недобросовестной торговли; 2) общественное… … Юридическая энциклопедия

dic.academic.ru

Формы, виды и способы защиты прав потребителей

Защита потребительских прав – это совокупность мер государственной и негосударственной политики, направленной на регулирование отношений между покупателем и субъектом предпринимательской деятельности, а именно — установление основных прав покупателя, определение вариантов возможных правонарушений и механизм защиты. Данный механизм осуществляется благодаря следующим гражданско-правовым способам защиты:

Способы защиты прав потребителей

  • Самозащита. При нарушении потребительских прав покупатель может вернуть товар в магазин, обменяв его на другой, или же получить назад деньги в полном объеме. При этом существует несколько способов такой защиты. Гражданин может обратиться к продавцу или производителю и решить проблему самостоятельно, составляя претензию в письменной форме. Если же такой метод неприемлем, права покупателя защищают органы государственного аппарата, торговые объединения и ассоциации в судебном порядке.
  • Изменение или прекращение договоренности. Данные способы защиты прав потребителей применяются в 99 процентах возникновения конфликтной ситуации между покупателем и продавцом касательно ненадлежащего качества продукции. Продавец может самостоятельно устранить неполадки такого товара, вернуть деньги за приобретенную продукцию, обменять на аналогичную товарную позицию или же осуществить обмен на другой товар с перерасчетом покупной цены.
  • Восстановление имущественной сферы. Данный метод основан на взимании неустойки и возмещении причиненных убытков. Такой ущерб может быть оценен не только как материальный, но и моральный. Возмещение морального вреда применяется исключительно в судебном порядке. Сумма зависит от физических или нравственных страданий, которые были причинены покупателю за определенный отрезок времени.

Если говорить о применении вышеперечисленных способов, то каждая ситуация индивидуальна и может включать в себя как один из таких методов, так и реализацию их в совокупности. К примеру, при обращении в суд большинство покупателей настаивают не только на расторжении соглашения купли-продажи, но и на возмещении морального вреда и оплате неустойки.

Виды правовой защиты

Все виды защиты прав потребителей основаны на законах РФ, постановлениях, нормативных актах и дополнениях к основным законам. Согласно действующему законодательству, абсолютно все покупатели имеют право на удовлетворение своих требований в области торгового обслуживания или предоставления услуг. Покупатель имеет право на свободный выбор продукции в любом месте и в любое время, отталкиваясь от графика работы субъекта торговой деятельности.

Продавец обязан в полной мере предоставлять покупателю сведения о работе магазина, об основных характеристиках конкретной продукции или предоставляемых услугах. Также продавец по требованию покупателя обязан представить документы о составе продукции, о цене.

Формы правовой защиты потребителей

При нарушении прав покупателя перед ним встает проблема выбора формы защиты своих потребительских прав.
Формы защиты прав потребителей – это комплекс мероприятий, которые регламентированы правом и направлены на выполнение правоприменительными организациями в пределах правозащитного процесса. Это означает, что каждый покупатель может отстоять свое право как в судебном порядке, так и самостоятельно с продавцом.

Несмотря на прозрачность законодательной базы, продавцы или производители часто не выполняют своих обязанностей, используя некомпетентность и незнание законов покупателями.

Именно поэтому перед решением конфликта лучше обратиться к опытному юристу, который проконсультирует вас во всех аспектах возникнувшей ситуации и предоставит ряд необходимых рекомендаций. Если же продавец отказывается от выполнения своих обязанностей, и вы вынуждены обратиться в суд, без опытного специалиста не обойтись. Юрист составит исковое заявление, подготовит все доказательства и поможет на всех этапах судебного процесса.

www.zzpp.info

Понятие и виды публичной защиты прав потребителей;

Общие положения о публичной и судебной защите прав потребителей

Основы публичной защиты прав потребителей закреплены в гл. 4 Закона «О защите прав потребителей». Для определения сущности категории «публичная защита прав потребителей» следует вначале пояснить, что в юридической литературе данную категорию выделяют как «публичная охрана прав потребителей». Так, по мнению М.Ю. Челышева, в юридической науке о защите прав говорят лишь тогда, когда права уже нарушены. Охрана же — это более широкое понятие. Она включает и защиту прав, и комплекс мер, направленных на нормальное осуществление права, недопущение его нарушения. В Законе «О защите прав потребителей» и других актах речь как раз и идет и о нормальной реализации прав потребителей (в отсутствие правонарушения), и о правовых последствиях нарушения этих прав*(65). Однако законодатель применил формулировку «защита прав потребителей».

Публичная защита прав потребителей представляет собой правовую защиту закрепленных в законодательстве о защите прав потребителей прав неопределенного круга потребителей, т.е. всех лиц, на которых распространяются положения законодательства о защите прав потребителей. Публичная защита подразделяется на два самостоятельных вида:

а) государственная защита прав потребителей;

б) общественная защита прав потребителей.

В рамках государственной защиты выделяются два направления: во-первых, правовая регламентация отношений с участием потребителя, т.е. разработка и принятие определенных нормативных правовых актов, во-вторых, осуществление соответствующих функций в сфере защиты прав потребителей органами публичной власти, например техническое регулирование, контроль и надзор за соблюдением законодательства и т.д.

Государственная защита прав потребителей предусматривается на различных уровнях.

Федеральный уровень. Согласно п. 1 ст. 40 Закона «О защите прав потребителей» государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) в порядке, определяемом Правительством РФ.

Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей состоит из следующих направлений:

проведение мероприятий, связанных с контролем, — проверка соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) обязательных требований законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также обязательных требований к товарам (работам, услугам);

выдача в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, предписаний изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам);

в установленном законодательством РФ порядке принятие мер по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям (в том числе с истекшим сроком годности), и товаров, на которые должен быть установлен, но не установлен срок годности, по отзыву с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей товаров (работ, услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям, и информированию об этом потребителей;

направление в орган, осуществляющий лицензирование соответствующего вида деятельности (лицензирующий орган), материалов о нарушении прав потребителей для рассмотрения вопросов о приостановлении действия или об аннулировании соответствующей лицензии в установленном законодательством РФ порядке;

направление в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением установленных законами и иными нормативными правовыми актами РФ прав потребителей;

обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативными правовыми актами РФ прав потребителей.

Статья 46 Закона «О защите прав потребителей» также закрепляет то, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»*(66) в настоящее время функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которой были переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора упраздненного Министерства здравоохранения РФ, в сфере надзора на потребительском рынке — Министерства экономического развития и торговли РФ, в сфере защиты прав потребителей — упраздненного Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Указанная Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Названная Федеральная служба руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Министерства здравоохранения и социального развития РФ, а также Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 30 июня 2004 г. N 322 (в ред. постановлений Правительства РФ от 23 мая 2006 г., от 14 декабря 2006 г.)*(67) и имеет следующие полномочия:

1) осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:

государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;

государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;

санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;

аккредитацию испытательных лабораторий (центров), осуществляющих работы в области подтверждения соответствия качества и безопасности муки, макаронных и хлебобулочных изделий, и проверку их деятельности в части работы по подтверждению соответствия указанной продукции и выдачи сертификатов, предусмотренных законодательством РФ;

государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок указанной продукции для государственных нужд, а также при поставке (закладке) муки в государственный резерв, ее хранении в составе государственного резерва и транспортировке;

государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при ввозе (вывозе) указанной продукции на территорию РФ;

2) осуществляет в соответствии с законодательством РФ лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы;

впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств);

отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);

отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию РФ;

лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;

4) устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

5) информирует органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

6) готовит предложения о введении и об отмене на территории РФ, субъектов РФ ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством РФ;

7) организует в установленном порядке ведение социально-гигиенического мониторинга;

8) организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ;

9) осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства РФ в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров;

10) осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

11) обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

12) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством РФ срок;

13) обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по их мобилизационной подготовке;

14) организует профессиональную подготовку работников аппарата Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

15) осуществляет в соответствии с законодательством РФ работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

16) взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

17) проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

18) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет следующие права:

организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;

привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

пресекать факты нарушения законодательства РФ в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;

осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, порядок ношения форменной одежды.

Данная Федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Согласно п. 3 ст. 40 Закона «О защите прав потребителей» уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), могут быть привлечены судом к участию в деле или вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

Для успешного осуществления соответствующих полномочий Федеральной службой в ст. 41 Закона «О защите прав потребителей» предусмотрено, что изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) по требованию уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальных органов), а также иных федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), осуществляющих функции по государственному контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), их должностных лиц обязан предоставить в установленный ими срок достоверные сведения, документацию, объяснения в письменной и (или) устной форме и иную информацию, необходимую для осуществления указанными федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами полномочий, установленных названным Законом.

Уровень субъекта РФ. Согласно ст. 42.1 Закона «О защите прав потребителей» высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта РФ осуществляет мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей и в пределах своих полномочий принимает определенные меры.

Муниципальный уровень. В соответствии со ст. 44 Закона «О защите прав потребителей» в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:

рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;

обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

При выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

Второй вид публичной защиты прав потребителей — общественная защита закреплена в ст. 45 Закона «О защите прав потребителей». Пункт 1 ст. 45 гласит, что граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством РФ. Данное положение основано на конституционном праве граждан на объединение (ст. 30). В частности, ст. 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях»*(68) в право граждан на объединение включает право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан. Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в соответствующем порядке и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

В силу ст. 5 Федерального закона «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица — общественные объединения.

Таким образом, общественная защита прав потребителей осуществляется общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами), которые для осуществления своих уставных целей согласно законодательству вправе:

участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;

проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;

распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;

предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством РФ о техническом регулировании обязательным требованиям;

вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов РФ и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам РФ;

обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Следует отметить, что для успешной деятельности общественных объединений в сфере защиты прав потребителей необходима в первую очередь соответствующая помощь со стороны органов государственной власти на всех уровнях. Так, постановление Правительства РФ от 26 августа 1995 г. N 837 «О поддержке общественного движения в защиту прав потребителей» установило следующие направления поддержки для соответствующих органов федеральной исполнительной власти общественных объединений в осуществлении ими своей деятельности:

принятие мер по оказанию необходимой помощи общественным организациям потребителей в части предоставления доступа к информации о результатах сертификации и экспертизы качества товаров (работ, услуг), проверок соблюдения прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания, порядка применения цен, а также к ведомственным нормативным актам и методическим материалам, необходимым для осуществления указанными организациями деятельности в соответствии с законодательством РФ о защите прав потребителей;

привлечение представителей общественных организаций потребителей к работе по проверке соблюдения требований законодательства РФ о защите прав потребителей, санитарного законодательства, государственных стандартов и правил по проведению сертификации, к деятельности аттестационных комиссий по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, а также технических комитетов по стандартизации потребительских товаров (работ, услуг);

проведение по представлению общественных организаций потребителей испытаний на соответствие требованиям безопасности товаров (работ, услуг) в подведомственных лабораториях с учетом их возможностей;

привлечение к учебным мероприятиям в области защиты прав потребителей представителей общественных организаций потребителей.

В связи с поддержкой общественного движения в защиту прав потребителей органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано:

организовывать работу по защите прав потребителей на основе объединения усилий органов исполнительной власти, органов по защите прав потребителей при местной администрации, территориальных органов РФ, контролирующих соблюдение законодательства о защите прав потребителей, и общественных организаций потребителей;

принять организационные меры, направленные на создание условий для широкого развития общественного движения потребителей, оказывать общественным организациям потребителей помощь в период их становления и в последующей работе в части выделения необходимых помещений, оборудования, средств телефонной связи, установления льготных ставок аренды занимаемых ими помещений и тарифов на услуги телефонной связи, предоставления финансовой помощи, в том числе за счет средств, поступающих в местные бюджеты от штрафов, взыскиваемых с хозяйствующих субъектов за нарушение законодательства о защите прав потребителей;

содействовать привлечению внимания средств массовой информации, в том числе радио и телевидения, к вопросам защиты прав потребителей и систематическому освещению данной темы.

studopedia.su

Популярное:

  • Закон вступление в права наследства Основное содержание закона о наследстве Закон о наследстве регулирует особую процедуру, которая обусловливает переход прав и обязанностей, а также имущества умершего гражданина его родственникам или иным лицам, в том числе […]
  • Жалоба на методиста Если не устраивает заведующая детским садом … Вопрос: Добрый день! Г. Калининград. Скажите, пожалуйста, если родителей полностью не устраивает заведующая детским садом, могут ли они требовать от начальника управления образования […]
  • Бланк заявления иностранного гражданина по месту жительства Как составляется заявление иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства Житель другого государства, прибывший в РФ, должен подать в миграционную службу заявление иностранного гражданина или […]
  • Помощь юриста по автокредиту Суд по автокредиту – советы адвоката Если вы берете целевой кредит на покупку автомобиля, то купленная вами машина будет оформлена как залог. Грубо говоря, в случае невыплаты автокредита банк имеет право забрать у вас автомобиль […]
  • Счетчики на газ закон Президент РФ отменил обязательную установку счетчиков на газ Президент Владимир Путин подписал закон, который вносит поправку в закон № 261-ФЗ "Об энергосбережении. " и отменяет обязательную установку газовых счетчиков в […]
  • Когда пенсии за январь 2013 ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 27 декабря 2013 График выплаты пенсий, ЕДВ и иных социальных выплат за январь 2014 года […]
  • Получить пенсионные накопления по наследству Как унаследовать средства пенсионных накоплений наследодателя? Наследодатель при жизни вправе в любое время подать заявление в территориальный орган ПФР и определить конкретных лиц (правопреемников) и доли средств, которые […]
  • Основные признаки права собственности Понятие и основные признаки права собственности на природные объекты и ресурсы. ГК, Статья 209. Содержание права собственности. Право владения означает закрепленную законом возможность фактичес­кого обладания природным объектом, […]