Органический закон в конституционном праве

пТЗБОЙЮЕУЛЙК ЪБЛПО?

ч ЗПУХДБТУФЧЕООПН (ЛПОУФЙФХГЙПООПН) РТБЧЕ УХЭЕУФЧХЕФ ФБЛПЕ РПОСФЙЕ ЛБЛ ПТЗБОЙЮЕУЛЙК ЪБЛПО.
пТЗБОЙЮЕУЛЙК ЪБЛПО — ОПТНБФЙЧОП-РТБЧПЧПК БЛФ ЧЩУЫЕЗП ЪБЛПОПДБФЕМШОПЗП ПТЗБОБ ЙМЙ ЙОПЗП ЧЕТИПЧОПЗП ЧПМЕЙЪЯСЧЙФЕМС;

  • РТЙОСФЩК Ч ПУПВПН РПТСДЛЕ (ПФМЙЮОПН ПФ ПВЩЮОПЗП РПТСДЛБ РТЙОСФЙС);
  • ПРТЕДЕМСАЭЙК ОЕЛПФПТЩЕ ЙОУФЙФХФЩ ЗПУХДБТУФЧЕООПЗП (ЛПОУФЙФХГЙПООПЗП) РТБЧБ;
  • ПВЩЮОП РТЕДХУНПФТЕООЩК пУОПЧОЩН ЪБЛПОПН (лПОУФЙФХГЙЕК) ЗПУХДБТУФЧБ;
  • ТЕЗХМЙТХАЭЙК, УППФЧЕФУФЧЕООП, ЗПУХДБТУФЧЕООП-РТБЧПЧЩЕ (ЛПОУФЙФХГЙПООП-РТБЧПЧЩЕ) РТБЧППФОПЫЕОЙС;
  • ЙНЕАЭЙК, ЛТПНЕ ФПЗП, Й ДТХЗЙЕ РТЙЪОБЛЙ, ПВЩЮОЩЕ ДМС ЪБЛПОБ.

ч УЙУФЕНЕ РТБЧБ ЗПУХДБТУФЧБ ЬФЙ ОПТНБФЙЧОП-РТБЧПЧЩЕ БЛФЩ ЙНЕАФ ВПМШЫХА АТЙДЙЮЕУЛХА УЙМХ, ЮЕН ПВЩЮОЩЕ ЪБЛПОЩ, Й НЕОШЫХА, ЮЕН пУОПЧОПК ЪБЛПО (лПОУФЙФХГЙС).

вМБОЛЕФОБС УУЩМЛБ Ч пУОПЧОПН ЪБЛПОЕ (лПОУФЙФХГЙЙ) ОБ ПТЗБОЙЮЕУЛЙК ЪБЛПО ПВЩЮОП ПЖПТНМСЕФУС ЖПТНХМПК ФЙРБ: «. ХУМПЧЙС Й РПТСДПЛ . ПРТЕДЕМСАФУС ЖЕДЕТБМШОЩН ЛПОУФЙФХГЙПООЩН ЪБЛПОПН». оБМЙЮЙЕ Ч ФЕЛУФЕ УУЩМЛЙ УМПЧБ «ЛПОУФЙФХГЙПООЩК» ОЕ ЧУЕЗДБ ПВСЪБФЕМШОП, ФБЛ ЛБЛ УХЭОПУФШ ПТЗБОЙЮЕУЛПЗП ЪБЛПОБ ПРТЕДЕМСЕФУС УПЧПЛХРОПУФША РТЙЪОБЛПЧ, Б ОЕ ФПМШЛП ПДОЙН УМПЧПН Ч УУЩМЛЕ. оБРТПФЙЧ, ЙОПЗДБ УУЩМЛБ Ч пУОПЧОПН ЪБЛПОЕ (лПОУФЙФХГЙЙ) ОЕ ПЪОБЮБЕФ, ЮФП ЪБЛПО, ОБ ЛПФПТЩК УУЩМБЕФУС пУОПЧОПК ЪБЛПО (лПОУФЙФХГЙС), ПТЗБОЙЮЕУЛЙК. вМБОЛЕФОБС УУЩМЛБ ОБ ПТЗБОЙЮЕУЛЙЕ ЪБЛПОЩ Ч ПУОПЧОПН ЪБЛПОЕ (лПОУФЙФХГЙЙ) ОЕ ЧУЕЗДБ ВЩЧБЕФ, ДБ Й ОЕ ЧУЕЗДБ ПВСЪБФЕМШОБ, ЧЕДШ ЧУЕЗДБ НПЦЕФ ЧПЪОЙЛОХФШ ОЕПВИПДЙНПУФШ ХТЕЗХМЙТПЧБФШ ФЕ ЗПУХДБТУФЧЕООП-РТБЧПЧЩЕ (ЛПОУФЙФХГЙПООП-РТБЧПЧЩЕ) РТБЧППФОПЫЕОЙС, ЛПФПТЩЕ Й ОЕ УХЭЕУФЧПЧБМЙ ОБ НПНЕОФ РТЙОСФЙС пУОПЧОПЗП ЪБЛПОБ (лПОУФЙФХГЙЙ) ЙМЙ ОБ ФПФ НПНЕОФ ОЕ ЧПЪОЙЛБМП ОЕПВИПДЙНПУФЙ Ч ФБЛПН РТБЧПЧПН ТЕЗХМЙТПЧБОЙЙ. ч ДБООПН УМХЮБЕ, ПРТЕДЕМСАЭЙН РТЙЪОБЛПН СЧМСЕФУС ФП, ЮФП ТЕЗХМЙТХЕФ ПТЗБОЙЮЕУЛЙК ЪБЛПО, ЛБЛПК ЧЙД РТБЧППФОПЫЕОЙК, Б ОЕ ОБМЙЮЙЕ ЙМЙ ПФУХФУФЧЙЕ УУЩМЛЙ Ч пУОПЧОПН ЪБЛПОЕ (лПОУФЙФХГЙЙ).

пТЗБОЙЮЕУЛЙЕ ЪБЛПОЩ НПЗХФ ЙНЕФШ ТБЪОПЕ ОБЪЧБОЙЕ (ЛПОУФЙФХГЙПООЩЕ, ДПРПМОЙФЕМШОЩЕ Й ДТ.) ЙМЙ ОЕ ЙНЕФШ ПУПВПЗП ОБЪЧБОЙС, ОП ЬФП ОЕ НЕОСЕФ ЕЗП УХЭОПУФЙ, ПРТЕДЕМСЕНПК ЕЗП РТЙЪОБЛБНЙ, ХРПНСОХФЩЕ ЧЩЫЕ. йЪ-ЪБ ТБЪМЙЮЙС ОБЪЧБОЙК, ПТЗБОЙЮЕУЛЙК ЪБЛПО НПЦОП РЕТЕРХФБФШ У ЛПОУФЙФХГЙПООЩН ЪБЛПОПН, УПДЕТЦБОЙЕН ЛПФПТПЗП СЧМСАФУС ОПТНЩ РП ЙЪНЕОЕОЙА Й ЧОЕУЕОЙА РПРТБЧПЛ Ч пУОПЧОПК ЪБЛПО (лПОУФЙФХГЙА). лПОЕЮОП, ЕУМЙ ФБЛПЧБ РТПГЕДХТБ РТЙОСФЙС РПРТБЧПЛ Ч пУОПЧОПК ЪБЛПО (лПОУФЙФХГЙА) Ч ДБООПН ЗПУХДБТУФЧЕ (Ч тж, ЛБЛ НЩ ЪОБЕН, ЧУЕ ОЕУЛПМШЛП ЙОБЮЕ).

пТЗБОЙЮЕУЛЙЕ ЪБЛПОЩ — ЬФП «ПТЗБОЙЮЕУЛПЕ» РТПДПМЦЕОЙЕ пУОПЧОПЗП ЪБЛПОБ (лПОУФЙФХГЙЙ). рТЙЮЙОЩ УХЭЕУФЧПЧБОЙС ПТЗБОЙЮЕУЛЙИ ЪБЛПОПЧ Ч УЙУФЕНЕ РТБЧБ:

  • ЛБЛ РТБЧЙМП, ВПМЕЕ РТПУФБС РТПГЕДХТБ ЙИ РТЙОСФЙС (ЛПОЕЮОП, РП УТБЧОЕОЙА У лПОУФЙФХГЙЕК);
  • ЧЩДЕМЕОЙЕ Й ВПМЕЕ РПДТПВОБС ТЕЗМБНЕОФБГЙС ОЕЛПФПТЩИ ЙОУФЙФХФПЧ ЗПУХДБТУФЧЕООПЗП РТБЧБ, ЮФП РПЪЧПМСЕФ ВПМЕЕ ЬЖЖЕЛФЙЧОП ТЕЗХМЙТПЧБФШ ПРТЕДЕМЕООЩЕ РТБЧППФОПЫЕОЙС ЗПУХДБТУФЧЕООПЗП РТБЧБ (ЙЪВЙТБФЕМШОПЕ РТБЧП, РБТМБНЕОФУЛПЕ РТБЧП, ЙОУФЙФХФ ЗТБЦДБОУФЧБ, ЙОУФЙФХФ РТБЧ Й УЧПВПД ЮЕМПЧЕЛБ Й ЗТБЦДБОЙОБ);
  • УПЛТБЭЕОЙЕ ПВЯЕНБ пУОПЧОПЗП ЪБЛПОБ (лПОУФЙФХГЙЙ), ЛПЗДБ ЪБЛТЕРМСАФУС ФПМШЛП УБНЩЕ ПУОПЧОЩЕ РПМПЦЕОЙС, ЛПОЛТЕФЙЪЙТХЕНЩЕ Ч ПТЗБОЙЮЕУЛЙИ ЪБЛПОБИ;

пТЗБОЙЮЕУЛЙК ЪБЛПО ИБТБЛФЕТЕО ДМС ТПНБОУЛПК РТБЧПЧПК УЙУФЕНЩ (УФТБО ЛПОФЙОЕОФБМШОПЗП РТБЧБ): зЕТНБОЙС, жТБОГЙС, йУРБОЙС, тХНЩОЙС, УФТБОЩ вБМФЙЙ, Й Ф. Д.
оЕ УФПЙФ ДХНБФШ, ЮФП ПТЗБОЙЮЕУЛЙК ЪБЛПО — ЬФП ЛБЛПЕ-ФП ПУПВПЕ, ОЕ УХЭЕУФЧХАЭЕЕ Ч тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ, СЧМЕОЙЕ. ч тПУУЙЙ ПТЗБОЙЮЕУЛЙНЙ ЪБЛПОБНЙ СЧМСАФУС ЛПОУФЙФХГЙПООЩЕ ЪБЛПОЩ, ФЕ УБНЩЕ, ЮФП РТЙОЙНБАФУС Ч ПУПВПН РПТСДЛЕ Й РТЕДХУНБФТЙЧБАФУС лПОУФЙФХГЙЕК тж Ч ЧЙДЕ ВМБОЛЕФОЩИ УУЩМПЛ ОБ ФБЛЙЕ ЪБЛПОЩ. оБРТЙНЕТ:

  • жЕДЕТБМШОЩК ЛПОУФЙФХГЙПООЩК ЪБЛПО П ЮТЕЪЧЩЮБКОПН РПМПЦЕОЙЙ,
  • жЕДЕТБМШОЩК ЛПОУФЙФХГЙПООЩК ЪБЛПО П РТЙОСФЙЙ Ч тПУУЙКУЛХА жЕДЕТБГЙА Й ПВТБЪПЧБОЙЕ Ч ЕЕ УПУФБЧЕ ОПЧПЗП УХВЯЕЛФБ,
  • жЕДЕТБМШОЩК ЛПОУФЙФХГЙПООЩК ЪБЛПО П УФБФХУЕ УХВЯЕЛФБ тж,
  • ЖЕДЕТБМШОЩЕ ЛПОУФЙФХГЙПООЩЕ ЪБЛПОЩ П ЗПУХДБТУФЧЕООПН ЖМБЗЕ, ЗЕТВЕ Й ЗЙНОЕ тж,
  • жЕДЕТБМШОЩК ЛПОУФЙФХГЙПООЩК ЪБЛПО П ТЕЖЕТЕОДХНЕ ПФ 10.10..95,
  • жЕДЕТБМШОЩК ЛПОУФЙФХГЙПООЩК ЪБЛПО П ЧПЕООПН РПМПЦЕОЙЙ,
  • жЕДЕТБМШОЩК ЛПОУФЙФХГЙПООЩК ЪБЛПО ПВ хРПМОПНПЮЕООПН РП РТБЧБН ЮЕМПЧЕЛБ 26.02.97,
  • жЕДЕТБМШОЩК ЛПОУФЙФХГЙПООЩК ЪБЛПО П рТБЧЙФЕМШУФЧЕ тж ПФ 17.12.97,
  • жЕДЕТБМШОЩК ЛПОУФЙФХГЙПООЩК ЪБЛПО П УХДЕВОПК УЙУФЕНЕ Ч тж ПФ 31.12.96,
  • жЕДЕТБМШОЩК ЛПОУФЙФХГЙПООЩК ЪБЛПО П лПОУФЙФХГЙПООПН уХДЕ тж ПФ 21.07.94,
  • жЕДЕТБМШОЩК ЛПОУФЙФХГЙПООЩК ЪБЛПО П чЕТИПЧОПН уХДЕ тж,
  • жЕДЕТБМШОЩК ЛПОУФЙФХГЙПООЩК ЪБЛПО П чЩУЫЕН бТВЙФТБЦОПН уХДБ тж,
  • жЕДЕТБМШОЩК ЛПОУФЙФХГЙПООЩК ЪБЛПО П ЧПЕООЩИ УХДБИ Ч тж ПФ 23.06.99,
  • жЕДЕТБМШОЩК ЛПОУФЙФХГЙПООЩК ЪБЛПО ПВ БТВЙФТБЦОЩИ УХДБИ Ч тж ПФ 28.04.95,
  • жЕДЕТБМШОЩК ЛПОУФЙФХГЙПООЩК ЪБЛПО П лПОУФЙФХГЙПООПН уПВТБОЙЙ…

лБЛ ЧЙДЙН, УФТПЙФЕМШУФЧП ОБЫЕЗП пУОПЧОПЗП ЪБЛПОБ (лПОУФЙФХГЙЙ) ЕЭЕ ОЕ ЪБЛПОЮЕОП Й жЕДЕТБМШОПНХ уПВТБОЙА РТЕДУФПЙФ УПЪДБФШ ЕЭЕ ЪОБЮЙФЕМШОХА ЮБУФШ ОПТНБФЙЧОПК ВБЪЩ ТПУУЙКУЛПЗП ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧБ.

www.univer.omsk.su

Органические законы

Еще одним источником конституционного права являются органические законы. По содержанию такие законы почти всегда соотнесены только с конституционным правом и является источником исключительно этой отрасли.

Впервые с целью официального определения актов права термин «органический закон» было использовано в 1875 г.. Во Франции: соответствующие названия имели два избирательных законы. Органичность этих законов усматривалась в том, что они должны были обеспечивать реализацию положений конституции, посвященных организации и функционированию парламента и президента.

Далее термин «органический закон» был принят в Конституции Франции 1958, где определены вопросы, по которым должны быть приняты такие законы и установлен отличный от обычного законодательного порядок их принятия. Но по юридической силе органические законы не отличают от обычных.

При определенных обстоятельствах принятия органических законов требует абсолютного большинства голосов (большинства от общего количественного состава) в нижней палате парламента Франции. После принятия парламентом и до подписания президентом органические законы подлежат оценке со стороны конституционного совета на предмет их конституционности.

Соответствующий французский опыт повлиял на практику других европейских стран (Испания, Молдова, Португалия, Румыния, Хорватия). Для принятия органических законов здесь также требуется большинство от общего состава парламента (нижней палаты). В Португалии определены усложненный порядок преодоления вето президента относительно принятых парламентом органических законов.

Форма органического закона воспринята во многих странах Латинской Америки, где она характеризуется определенными особенностями.

Например, в Венесуэле парламент может квалифицировать конкретный закон как органический. Такой закон к подписанию президентом передают в Верховный суд для проверки на предмет его органичности и конституционности. В Панаме право инициировать в парламенте рассмотрение проекта органического закона имеют другие субъекты, чем субъекты права обычной законодательной инициативы.

Почти во всех соответствующих латиноамериканских странах установлено требование абсолютного большинства для принятия органических законов, а в Бразилии палата парламента, в которой внесен проект органического закона, должен одобрить его на основе большинства в две трети от ее общего количественного состава.

Требование абсолютного большинства голосов установлена ​​в некоторых конституциях и о принятии отдельных законов, не определенных органическими. Во многих постсоветских странах такое большинство установлено по принятию всех обычных законов.

Обычные законы

Термин «обычный закон» имеет условное значение и приобретает смысл в связи с одновременным существованием других, рассмотренных видов законов. В некоторых странах обычные законы официально определены как ординарные (Италия, Молдова, Румыния, часть стран Латинской Америки).

Иногда источниками конституционного права возникают систематизированы обычные законы — кодексы. Чаще всего осуществляют кодификацию норм, посвященных организации и проведению выборов и референдумов.

Как правило, обычные законы принимают на основе правила простого большинства, или большинства от присутствующих депутатов и минимально от кворума в парламенте.

В иерархии нормативных актов обычные законы по силе субординированные конституции как основному закону и некоторым из рассмотренных конституционным законам.

Обычные законы, как и конституция, являются универсальными источниками конституционного права, ведь другие формы законов характеризует отраслевое правовое регулирование общественных отношений только в части стран мира.

Современное понятие обычного закона связано с народным представительством, с результатами деятельности парламента как органа законодательной власти. Соответствующий подход, начиная с XIX в., Получил распространение в странах, где принята идеология конституционализма.

В то же время в том же XIX в. некоторые авторы утверждали, что принятый законодательным органом акт становится законом после его санкционирования монархом. Такие оценки законотворчества и участия в его осуществлении главы государства не присущие современному конституционализма.

От других обычных законов принадлежащие к источникам конституционного права, отличаются по объектам регулирования и поэтому по содержанию. Это законы о гражданстве, о конкретных прав и свобод человека и гражданина и механизмы их реализации, о выборах, о чрезвычайном положении, о статусе различных государственных органов и тому подобное.

Источниками конституционного права возникают в соответствующей части и обычные так называемые межотраслевые законы, которые служат регулированию в различных сферах общественных отношений, лишь частично — в сфере государственно-политических отношений властвования.

Существует категория нормативных актов, принятых или утвержденных на референдуме. Такие акты определяются как референдного, или референдарни, законы. Референдного законы могут быть изменены или отменены по результатам нового референдума, но обычно допускается внесение в них изменений по решению парламента, принятому квалифицированным большинством. По юридической силе они, как правило, не отличаются от обычных законов, хотя их общественно политический вес воспринимается как сравнительно значительная.

Практика принятия или утверждения референдного законов ограничено. К тому же соответствующие акты в большинстве случаев не имеют прямого отношения к предмету отрасли конституционного права.

В юридической литературе к источникам конституционного права часто отнесены международные договоры. Однако они лишь косвенно служат регулированию внутригосударственных отношений.

Ключевое значение имеет наличие согласия со стороны государства на обязательность для нее конкретного международного договора. Обычно такое согласие дается путем принятия (издания) уполномоченным государственным органом соответствующего акта.

Принятие этого акта национального права служит трансформации международно-договорных норм в его собственные нормы с целью их применения во внутригосударственных отношениях. И именно этот акт может быть источником конституционного права.

Государственно-политические отношения властвования вообще не предусматривают даже опосредованного их международно-правового регулирования.

Некоторое исключение составляют международные договоры по правам человека, объективно соотнесены с конституционным правом по содержанию. Но такие международные договоры непосредственно не выступают источниками конституционного права. Соответствующими источниками являются акты национального права о ратификации договоров по правам человека или о даче согласия на обязательность таких договоров в другой юридически определенный способ.

studbooks.net

ОРГАНИЧЕСКИЙ ЗАКОН

Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое «ОРГАНИЧЕСКИЙ ЗАКОН» в других словарях:

Органический закон — Органический закон, в некоторых странах именуется фундаментальный закон или конституционный закон термин юриспруденции, возникший во Франции и существующий в основном в странах, испытавших влияние французской правовой системы.… … Википедия

ОРГАНИЧЕСКИЙ ЗАКОН — Важнейший закон, которым определяется внутренняя жизнь государства. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОРГАНИЧЕСКИЙ ЗАКОН Важнейший закон, которым определяется вся внутренняя жизнь государства.… … Словарь иностранных слов русского языка

ОРГАНИЧЕСКИЙ ЗАКОН — ОРГАНИЧЕСКИЙ ЗАКОН, законодательный акт (см. АКТ (в праве)), принятый по прямому предписанию конституции (на основе ее бланкетных норм). Органические законы принимаются в особом порядке, как правило, квалифицированным большинством голосов. Как… … Энциклопедический словарь

органический закон — законы, которые принимаются по прямому предписанию конституции (т.е. на основе ее бланкетных норм) и в порядке, отличающемся от порядка принятия как конституции, так и обычных законов. Как правило, конституции предусматривают принятие О.з. по… … Большой юридический словарь

ЗАКОН — 1) юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением народа (в порядке референдума) и регулирующий, как правило, наиболее важные общественные отношения. Составляет основу… … Юридический словарь

Закон — (Law) Определение закона, признаки и классификация законов Информация об определении закона, признаки и классификация законов Содержание Содержание Правовая природа и основные характеристики понятия . . Основные признаки закона. . Классификация… … Энциклопедия инвестора

закон — 1) юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением народа (в порядке референдума) и регулирующий, как правило, наиболее важные общественные отношения. Составляет основу… … Большой юридический словарь

ЗАКОН — необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. 3. выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Существуют 3.… … Философская энциклопедия

Закон единства и борьбы противоположностей — Диалектическая логика в широком смысле есть философская наука, систематически развёрнутое изложение диалектики, понимаемой как логика (наука о мышлении) и теория познания объективного мира. В узком смысле, логическая дисциплина о формах… … Википедия

Закон отрицания отрицания — Диалектическая логика в широком смысле есть философская наука, систематически развёрнутое изложение диалектики, понимаемой как логика (наука о мышлении) и теория познания объективного мира. В узком смысле, логическая дисциплина о формах… … Википедия

dic.academic.ru

ОРГАНИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое «ОРГАНИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ» в других словарях:

ОРГАНИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ — законы, которые принимаются по прямому предписанию конституции (т.е. на основе ее бланкетных норм) и в порядке, отличающемся от порядка принятия как конституции, так и обычных законов. Как правило, конституции предусматривают принятие О.з. по… … Энциклопедический словарь экономики и права

органические законы — законы, которые принимаются по прямому предписанию конституции (т.е. на основе ее бланкетных норм) и в порядке, отличающемся от порядка принятия как конституции, так и обычных законов. Как правило, конституции предусматривают принятие О.з. по… … Большой юридический словарь

ОРГАНИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ — Законы, которые принимаются по прямому предписанию конституции и в порядке, отличающемся от порядка принятия как конституции, так и обычных законов. Как правило, конституции предусматривают принятие органических законов по вопросам избирательной… … Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран

ОРГАНИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ — понятие науки конституционного права, а в некоторых странах также и законодательства. Чаще всего под О. з. понимают законы, определяющие статус органов (возможно, отсюда и органические ) государства, основы местного самоуправления или… … Энциклопедический словарь конституционного права

ЗАКОНЫ ОРГАНИЧЕСКИЕ — ОРГАНИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ … Юридическая энциклопедия

ЗАКОНЫ ОРГАНИЧЕСКИЕ — (см. ОРГАНИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ) … Энциклопедический словарь экономики и права

Законы и гипотезы химии — Основные законы химии могут быть разделены на качественные и количественные. Содержание 1 Качественные законы 1.1 I. Закон фаз Гиббса … Википедия

Законы и теории химии — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Всю совокупнос … Википедия

Закон — (Law) Определение закона, признаки и классификация законов Информация об определении закона, признаки и классификация законов Содержание Содержание Правовая природа и основные характеристики понятия . . Основные признаки закона. . Классификация… … Энциклопедия инвестора

Законодательство — (Legislation) Содержание Содержание как комплекс нормативных актов Законодательство как деятельность по принятию Систематизация нормативных актов Правовая природа и основные характеристики понятия закон. . Основные признаки закона. .… … Энциклопедия инвестора

dic.academic.ru

Органический закон в конституционном праве

Конституционные и органические законы

Вторую группу законодательных актов образуют конституционные и органические законы.

Следует отметить, что эти термины употребляются неодинаково в различных странах. В некоторых странах конституционными законами именуют те акты, посредством которых вносятся изменения в конституцию. Органическими, как правило, называют такие законы, издание которых предусмотрено непосредственно в конституции и которые как бы представляют собой продолжение и развитие конституционных постановлений. Например, в тексте основного закона может говориться о том, что статус правительства будет урегулирован органическим законом. Иногда наименование «конституционный» и «органический» закон — синонимы.

Конституционный закон, вносящий изменения в конституцию, принимается в соответствии с процедурой, предусмотренной для принятия поправок к конституции. Обычно это особо усложненный процесс, поскольку подавляющее большинство писаных конституций является жесткими конституциями.

Несколько отличается порядок принятия органических законов. Он неодинаков в различных странах, но тем не менее для применяемой при его принятии процедуры характерно либо ограничение круга субъектов права законодательной инициативы, либо требование вотирования законопроекта только абсолютным большинством голосов, а в некоторых странах органические законы подлежат обязательному направлению до подписания главой государства на проверку в орган конституционного контроля. В иерархии законодательных текстов органический закон идет непосредственно за конституцией и стоит выше обычного текущего закона. Это означает, что в случае коллизии между нормой обычного и органического закона преимущественную силу имеет норма органического закона.

Обычные или текущие законы

Эти законы образуют основную массу законодательных актов, принимаются на основе процедуры, непосредственно предусмотренной в основном законе государства, и могут охватывать чрезвычайно широкий круг вопросов. В этой связи следует отметить, что в значительной части государств сфера применения закона не знает ограничений.

Иначе говоря, принимающий законы орган законодательной власти обладает неограниченной компетенцией и может принимать законы по любому вопросу, если сочтет это необходимым. Таково, например, положение в Великобритании, в которой, как утверждают англичане, парламент может все. Он не может только превратить мужчину в женщину, впрочем, это уже относится к сфере компетенции медицины.

Вместе с тем в целом ряде стран сфера применения закона имеет в настоящее время и весьма существенные ограничения. Так, во Франции в соответствии со ст. 34 Конституции перечислены те сферы общественных отношений, которые регулируются законом или применительно к которым закон устанавливает общие начала или принципы регулирования.

Акты, принятые за пределами законодательных полномочий, даже если при этом была соблюдена вся формальная процедура, могут быть признаны органом конституционного контроля антиконституционными и, следовательно, они не будут введены в действие (во Франции применяется система предварительного контроля законопроектов, принимаемых парламентом).

В тех случаях, когда речь идет о законодательных актах, принятых до 1958 г. и выходящих за законодательные пределы, очерченные действующей конституцией, они могут быть изменены или заменены актами исполнительной власти.

В некоторых странах (например, в Великобритании) писаные конституции отсутствуют. Юридическая значимость того или иного законодательного текста определяется в этом случае не формально правовыми моментами, а его содержанием.

Важным направлением активизации законотворческой деятельности в последнее десятилетие становится создание регионального законодательства. Этому способствуют два основных фактора: во-первых, расширение сферы ведения субъектов федерации в государствах с федеративным устройством и, во-вторых, развитие начал децентрализации в организации местного самоуправления.

Объем законодательных полномочий субъектов федерации в различных федеративных государствах неодинаков, неидентичны и принципы, положенные в основу построения федерации. Так, в договорных федерациях остаточная компетенция, остаточные полномочия принадлежат субъектам федерации, и это вполне естественно расширяет сферу ведения субъектов и, соответственно, применения регионального законодательства. В странах, где остаточные полномочия, то есть полномочия, которые непосредственно не предусмотрены в основном законе, принадлежат центру, объем полномочий членов федерации будет значительно уже. Тем не менее нужно отметить, что преобладающей тенденцией в развитых государствах является, как правило, расширение сферы ведения субъектов федерации. Это можно проследить и в старых федерациях (США, ФРГ, Швейцарии) и в недавно возникших федерациях, к числу которых относится, в частности, Бельгия.

Законодательство субъектов федерации не следует рассматривать как систему нормативных актов, подчиненных общенациональному законодательству. Здесь соотношение полномочий оказывается гораздо более сложным и соответственно гораздо более сложными оказываются взаимоотношения между национальным законодательством и законами субъектов федерации. В тех случаях, когда речь идет об исключительном ведении федерации, закон субъектов вторгаться в эту сферу не может. В тех случаях, когда речь идет о совместной компетенции, о совместном ведении, возможно конкурирующее законодательство федерации и субъекта федерации. В этом случае преобладающая роль принадлежит федеральному законодательству, и в случае коллизии должна действовать норма, источником которой является федеральный закон. В то же время во многих странах установлена исключительная сфера ведения субъекта федерации. Применительно к данной сфере общественных отношений роль самостоятельного источника конституционного права выполняет именно региональный закон, закон субъекта федерации.

Важную составную часть нормативных правовых источников конституционного права образуют акты исполнительной власти. К ним относят акты, издаваемые главой государства или от имени главы государства, а равно акты, принимаемые правительством. Иногда в их число включают также некоторые категории ведомственных актов (министерские постановления, инструкции и др.), а равно акты муниципальных органов. Однако практика различных государств в этой области не одинакова.

В недавнем прошлом акты исполнительной власти рассматривались, во всяком случае на доктринальном уровне, как акты подзаконные, то есть принимаемые на основе и во исполнение закона. В настоящее время такой подход не вполне отражает существующие реалии. Поскольку сфера применения закона ограничена, то за ее пределами регулирование начинает осуществляться именно актами исполнительной власти. Эти последние как бы замещают закон за пределами зарезервированной за ним сферы общественных отношений. В определенной мере ситуация делегированного законодательства похожа на рассмотренную выше.

Правда, акты, издаваемые в этом случае исполнительной властью на основе специального уполномочия, как правило, должны быть в последующем подтверждены самим законодательным органом, но это не меняет юридической природы данного акта.

Число нормативно-правовых актов, издаваемых исполнительной властью, многократно превосходит число законодательных актов. Однако далеко не все акты исполнительной власти представляют собой источник конституционного права. Подавляющее большинство таких актов относится к сфере административного регулирования самых разнообразных отношений. Поэтому для решения вопроса о том, является ли данный нормативно-правовой акт источником конституционного права, необходимо прежде всего выявить его содержание.

Что касается иерархии правовых норм, содержащихся в такого рода актах, то она в решающей степени определяется иерархией самих исполнительных органов. Вполне естественно, что акты правительства будут стоять на более высокой ступени, нежели акты, издаваемые министром. Акты, издаваемые министром, стоят выше, нежели акты, издаваемые представителями администрации на местах, и т. д.

Формально наивысшую ступеньку в иерархии таких актов занимают те, которые издаются главой государства. Однако их правовой режим будет неодинаков в зависимости от различий в форме правления. В президентских республиках они действительно являются актами главы государства — носителя исполнительной власти. Таковы, например, приказы Президента США.

В странах с парламентарной формой правления акты, издаваемые от имени главы государства, в действительности являются актами правительства. Так, в Великобритании приказы Королевы в Совете в действительности являются актами непосредственно правительства страны.

В республиках со смешанными формами правления акты главы государства различаются по своему статусу в зависимости от того, какая именно сфера общественных отношений регулируется данным актом и какова применяемая процедура. Так, во Франции акты главы государства могут принимать форму ордонансов, которые практически конкурируют с законодательными актами, или чаще облекаются в форму декрета. Следует отметить, что в переходный период создания Пятой республики во Франции правовой статус всех государственных институтов страны был урегулирован с помощью президентских ордонансов, содержащих органические законы.

Таким образом, в каждой конкретной стране структура и порядок принятия, а равно правовой режим актов исполнительной власти могут отличаться весьма существенными нюансами. Тем не менее общая иерархия таких актов, а следовательно и соподчиненность содержащихся в них правовых норм зависит прежде всего от статуса органа, который эти акты принимает, а также от того, какое место в общей иерархии государственных институтов занимает данный орган.

studbooks.net

Популярное:

  • Правила перелёта детей без родителей Перелет ребенка без родителей Каждая авиакомпания устанавливает свои правила перелета ребенка без родителей или опекунов. Поэтому в первую очередь, что нужно сделать родителям — это связаться с выбранной авиакомпанией и уточнить […]
  • Выпускной коллектор subaru legacy Выпускной коллектор штаны Subaru Legacy BD5 RS b11 EJ20H 1998г 61000км во Владивостоке Заметка к объявлению Выберите товар Оплатите его банковской картой Получите товар Оставьте отзыв Subaru Legacy, BD5, BE5, BES, […]
  • ШлМонтескье-о духе законов ШлМонтескье-о духе законов Предрассудки - не то, что мешает нам познавать те или иные вещи, а то, что мешает нам познать самих себя. ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО: отношения справедливости предшествуют установившему их […]
  • Погадать на возврат любимого бесплатно ВОЗВРАТ ЛЮБИМОГО ЧЕЛОВЕКА Гадание помогает узнать, вернется ли любимый человек, состоится ли примирение, какое будущее Вашей пары и отношений между Вами. Перед гаданием сосредоточьтесь на запросе. Важно находиться в […]
  • Ошибочный штраф за парковку Ошибочный штраф за парковку ГКУ «АМПП» уведомляет всех автовладельцев, что действие части 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ (об уплате половины суммы административного штрафа) НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ на штрафы, наложенные за совершение […]
  • Служебная записка это документ руководителю Служебная записка — что это за документ? На любом предприятии у сотрудников должна быть возможность вести деловую переписку с коллегами или начальством. И чаще всего для этого используются служебные или докладные записки. С […]
  • Коллектор род Морфологический разбор «коллектор» Слово «коллектор» может быть разобрано 2 способами. Вариант разбора зависит от того, в составе какого словосочетания или предложения слово находится. Выберите подходящий вариант для вашего […]
  • Документы на предоставление субсидии на оплату жкх Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 […]