Организация переселения это

Какие соотечественники нам нужны?

Эксперты и представители власти пытаются разобраться, почему буксует госпрограмма по возвращению в Россию людей, оказавшихся за ее границами после распада СССР.

17:19, 20.03.2018 // Росбалт, В России

Институт демографии Высшей школы экономики и Форум переселенческих организаций провели конференцию под говорящим названием: «Почему Госпрограмма содействия переселению соотечественников превращается в противодействие переселенцам?»

Действительно, почему? Многие эксперты и журналисты, участвовавшие в мероприятии, уже не первый десяток лет занимаются проблемами соотечественников и трудовой миграции (которая в России, к слову, является частью проблемы соотечественников, учитывая, что более 90% трудовых мигрантов — это граждане бывших республик СССР). Однако «воз» и ныне там.

Основная проблема России, как страны, состоит в том, что ее чиновный класс, начиная от большинства депутатов Госдумы и заканчивая последним чиновником МВД в регионе, как относились раньше, так и до сих пор относятся ко всем соотечественникам как к «понаехавшим», чужим, потенциально опасным людям, почти преступникам.

С точки зрения здравого смысла это отношение не поддается никакому осмыслению. Потому что демографические проблемы России давно известны, признаны и озвучены не только лучшими учеными демографами и другими специалистами, но и верховной властью. Напомню, что в своем последнем послании Федеральному Собранию президент РФ Владимир Путин признал, что численность трудоспособных россиян только за предыдущий 2017 год сократилась почти на миллион человек. Прогноз на ближайшие годы и даже 10-20 лет для страны также неутешителен…

Из этого вроде бы естественным образом должен следовать вывод — добро пожаловать в Россию, дорогие соотечественники. Ан нет. Изначально Программа содействия переселению соотечественников должна была отделить «козлищ» от овец. Под первыми у нас уже традиционно подразумевают трудовых мигрантов, а под вторыми русских (русскоязычных) проживающих за рубежом. Однако — не отделила. Русские, приезжающие на историческую Родину по этой, вроде бы, специально для них созданной программе, для российского чиновного класса продолжают оставаться такими же «козлищами», что и нерусские мигранты из Центральной Азии и Закавказья.

То есть, налицо парадокс, если не сказать, шизофрения массового сознания российского правящего класса. С одной стороны, этот класс твердо рассматривает «ближнее зарубежье», как «сферу жизненных интересов» России и постоянно высказывает озабоченность положением русских во всех республиках бывшего СССР. С другой стороны, когда эти самые русские приезжают в Россию, зачастую отказавшись от своего прежнего гражданства и продав единственное жилье, здесь их встречают отнюдь не с распростертыми объятьями.

Причем необходимо отметить один важный момент. Соотечественники, приезжающие в Россию по соответствующей программе — не нахлебники, а зачастую инвесторы. Они, как правило, не ждут никаких субсидий и, по большому счету, никаких особых субсидий и не получают, если только не едут в какой-нибудь совсем уж отдаленный регион.

Все как раз наоборот, рассказала заместитель председателя Исполкома «Форума переселенческих организаций» из Воронежа Галина Рагозина. По ее словам, например, переселенцы из Казахстана везут с собой миллионы рублей, самостоятельно покупают в России жилье. Однако для того, чтобы участник программы переселения не то чтобы смог получить гражданство, но хотя бы разрешение на временное проживание (РВП), ему необходимо зарегистрироваться. А вот это в современной России почти неразрешимая проблема. Переселенцы не могут зарегистрировать в своей квартире даже собственных детей.

Получить регистрацию в РФ почти невозможно. В том числе и тем, кого заманили в страну посулами Программы переселения соотечественников. Должен найтись какой-то доброхот, который зарегистрирует у себя вновь прибывших соотечественников и только после этого можно продолжать оформление своего легального статуса в России.

Причем характерно, что переселенец должен успеть оформить все необходимые документы, в том числе, и прописку, в первые 90 дней своего пребывания на «исторической Родине-матери». Не успеешь — будешь лишен этого статуса и тебя вышвырнут из страны, да еще с запретом на въезд в течение многих лет.

У руководителя отделения движения «За права человека» в Калужской области Татьяны Котляр ситуация, когда переселенец не может зарегистрировать собственных детей в своей же квартире, вызывает большое удивление. По ее словам, на соотечественников распространяются и драконовские меры, действующие в отношении иностранных мигрантов.

Как известно, в 2013 году были приняты поправки в российское законодательство, согласно которым всего за два административных нарушения иностранный гражданин подлежит депортации из России. Как правило, с запретом на возвращение на много лет. Так вот, этот же закон действует и в отношении тех, кто едет в РФ по программе переселения соотечественников. Котляр рассказала, как к ней за помощью обратился ее знакомый — участник этой программы. Когда он с женой и двумя несовершеннолетними детьми ехал на автомобиле, его машину остановил патруль ДПС. За отсутствие двух специальных детских кресел полицейские выписали им сразу два административных штрафа, что автоматически лишило эту семью статуса участника программы. Они подлежат депортации в ту страну, от гражданства которой, согласно российскому закону, уже отказались и в которой уже продали свое единственное жилье.

Впрочем, у заместителя начальника отдела по работе с соотечественниками Управления по организации работы с беженцами, соотечественниками и вынужденными переселенцами ГУВМ МВД России Зульфии Эсакаевой другой взгляд на положение дел в этой сфере. По ее словам, если программу начинали 12 регионов России, взявшихся принимать переселенцев, то сейчас в ней участвуют уже 63 региона, а к концу года их число, как предполагается, должно вырасти до 70.

Заведующая отделом диаспоры и миграции Института стран СНГ Александра Докучаева считает, что надо пойти радикальным путем и давать российское гражданство всем зарегистрированным участникам программы переселения еще когда они находятся за границей, чтобы в Россию они въезжали уже с российскими паспортами. На что представитель МВД Зульфия Эсакаева удивленно переспросила: «Как это? Они же иностранцы!».

m.rosbalt.ru

Программа переселения соотечественников в РФ

Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом или Программа переселения соотечественников в РФ.

Содействие добровольному переселению в РФ соотечественников построено на основе Государственной программы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 637 от 22 июня 2006 года.

Программа Переселения соотечественников в РФ была создана для создания необходимых условий соотечественникам проживающих за рубежом после распада Советского Союза и желающих вернуться на свою историческую родину или проживать на территории современной Российской Федерации. Основная задача программы переселения — это помощь соотечественникам, проживающих в дружественных государствах бывшего СССР переселиться в регионы России.

Вы добровольно принимаете решение об участии в программе переселения, сами выбираете регион проживания в Российской Федерации, который участвует в Государственной программе переселения, место работы или учебы для реализации своих творческих, трудовых или иных возможностей.

Если Вы стали участником программы переселения, Вам выдадут свидетельство участника Государственной программы переселения соотечественников в РФ, установленного образца сроком на 3 года, впоследствии Вы и члены Вашей семьи, участвующие в данной программе и указанные в свидетельстве теряете статус участников программы переселения в РФ.

Свидетельство участника программы переселения является документом, который подтверждает Ваши права, как участника Государственной программы, обязательства перед Россией, а также права и обязательства членов Вашей семьи, которые прописаны в свидетельстве. На основании Вашего статуса Вы получаете гарантии и социальную поддержку, которые предусмотрены для данной категории граждан на выбранной территории.

Некоторые регионы России не участвуют в программе переселения соотечественников, участвуют только те, где по ряду причин экономические, демографические и другие показатели снижаются, не хватает рабочих рук, численность коренного населения идет на убыль, требуются новые силы для развития регионов.

Если Вы желаете, стать участником программы переселения соотечественников в Россию, звоните, специалисты Общественной организации «Переселение» ответят на все интересующие Вас вопросы, и помогут подготовить необходимый пакет документов.

pereselenie.moscow

Проблемы переселения: взгляд из Грузии

В этом году участники Госпрограммы переселения из Грузии неожиданно столкнулись с серьёзной проблемой — в некоторых регионах им отказались продлевать визы до получения разрешения на временное проживание. Об этой проблеме «Русскому веку» рассказала основатель «Русского общества «Родник» в Грузии» Вера Кузнецова, которая уже много лет помогает соотечественникам переехать на историческую родину.

— Расскажите, чем занимается ваша организация?

— Русское общество «Родник» существует в Грузии уже 20 лет и входит в состав Координационного совета российских соотечественников Грузии. КСОРСГ создан с целью укрепления взаимодействия между русскоязычной диаспорой и исторической Родиной, сохранения этнокультурной самобытности проживающих в Грузии соотечественников, консолидации, защиты прав и интересов русскоязычной общины Грузии. Поэтому сохранение русской культуры и русского языкового пространства — это основная задача и нашего русского общества «Родник».

Русский язык стали сначала мягко, а потом довольно жёстко вытеснять, выдавливать из всех сфер — именно выдавливать. Во времена Саакашвили это было просто ужасно, сейчас стало чуть-чуть помягче, полегче.

— А как сейчас можно охарактеризовать состояние русского языка в Грузии?

— Скажем так — на троечку с минусом. Но что я хочу отметить: в последнее время — примерно год — заметно возрос интерес к русскому языку. Более того, когда молодёжь в Грузии берут на работу, они проходят собеседование, и получают рабочие места те из них, кто помимо английского и других иностранных языков, владеют ещё и русским. Я сама даже была приятно удивлена, когда недавно в банке я обратилась к работнику на грузинском языке, а мне ответили по-русски.

В Грузии остались русские школы. Около 27 школ есть в Тбилиси, хотя это ужасающе мало для большого города. Например, частная школа «Интеллект» в Тбилиси, где учатся все дети российских дипломатов и те представители местного населения, которые желают получить именно русское образование. Конкретно у нас в Рустави остались только две школы, где есть русские секторы. Русские школы остались в Батуми. И русские школы также остались в местах компактного проживания азербайджанцев, потому что у грузинских азербайджанцев всё-таки ориентация на Россию, хотя они и граждане Грузии.

Мы сейчас имеем потерянное поколение, которое даже на самом низком бытовом уровне не владеет русским языком. Но при этом многие обращаются к нам за консультациями по поводу переезда в Россию. Особенно очень популярна программа обучения в российских вузах. К сожалению, на всю Грузию дают всего лишь сто бюджетных мест. Очень много желающих получить медицинское образование — как первоначальное, так и последующее в ординатуре.

— Кроме того, ваше общество и вы лично очень активно занимаетесь программой переселения соотечественников в Россию. Насколько эта программа популярна в Грузии?

— Очень популярна. Я этой программой плотно занимаюсь уже с конца 2008 года. На II Всемирном конгрессе соотечественников в 2006 году нам каждому в портфель положили пакет с документами по Государственной программе содействия добровольному переселению соотечественников. И мы одними из первых начали по ней работать.

Самыми первыми по этой программе у нас уехали духоборы, которые компактно проживали в Грузии. Переехали они на свою историческую родину в Тамбовскую область. Потом произошли известные события 2008 года — российское посольство закрылось, некоторое время не работала консульская служба. Но тем не менее в конце 2008 года состоялся круглый стол в Баку, на который пригласили руководителей общественных организаций в том числе и из Грузии. Там я уже подробно познакомилась с этой программой, со всеми её нюансами.

Программа меня настолько заинтересовала и настолько она оказалась популярной у населения, что я даже предприняла самостоятельные личные поездки в некоторые регионы, куда приглашали соотечественников. Я побывала в Калуге, в Челябинске, в Воронеже, Липецке, Петрозаводске, где общалась с представителями местных властей, отвечающих за реализацию Госпрограммы переселения.

— И где, на ваш взгляд, наиболее успешно она реализуется?

— Отличная реализация этой программы в Калуге и в Воронеже. Там со мной охотно общались в местных департаментах занятости. Когда возникает какой-то вопрос, я звоню им и консультируюсь, советуюсь, и они мне подсказывают, как лучше сформулировать ответ на тот или иной вопрос в анкете переселенца. В других регионах встречаешься с чиновниками, выясняешь, какие там особенности по программе переселения, договариваешься о взаимных контактах, но при отправке анкет получаешь отказы. Вот вроде настолько учтены все пожелания региона, выполняем все пункты — приходит отказ. И это тем более странно, когда в регионе уже живут члены семьи, которые желали бы воссоединиться. И есть к тому же гарантийные письма по предоставлению работы.

Также на круглых столах была высказана идея проведения видеоконференций с регионами вселения. Например, прежде чем я поехала в Челябинск, мы провели видеомост с Челябинской областью, потом со Свердловской областью, с Еврейской автономной областью, с Республикой Карелия. На такие видеомосты в нашем офисе собирались по 20-30 человек. Я всегда объясняю потенциальным переселенцам, что общие вопросы примерно одинаковы для всех регионов. А на видеоконференциях можно задать должностным лицам те вопросы, которые интересуют человека, желающего переехать в конкретный регион.

— Вы обратились к нам в редакцию по поводу конкретной проблемы, которая возникла у участников программы в Магаданской области. Почему людям приходится оттуда возвращаться назад в Грузию?

— На всех видеомостах, круглых столах, конференциях всегда говорилось, что если наши переселенцы по каким-то причинам не успевают получить разрешение на временное проживание в период действия визы, то визу будут продлевать на месте. Как известно, виза в Россию даётся на 90 дней. За это время переселенцы должны успеть доехать, зарегистрироваться, пройти медкомиссию, заполнить документы и сдать их на РВП. И через 50-60 дней они получают разрешение на временное проживание.

Теоретически вроде бы можно уложиться в срок действия визы. Но практически это не всегда удаётся. И когда остаётся 10-15 дней до окончания визы, переселенцам на местах их обычно продлевают. Всё шло хорошо до этого года. В этом году у нас поехали люди в Магадан — где Грузия, а где Магадан — понятно, что и расстояния, и цены на билеты внушительные. Сначала поехали муж с женой — они много лет провели там, но не смогли оформить документы. К тому же у них там сын живёт. И за время действия визы им не успели оформить РВП. В ответ на просьбу продлить визу чиновники им ответили: у нас нет законодательного акта, где прописано, что вам на месте нужно продлевать визу, возвращайтесь назад. Жене при этом разрешили остаться, а мужу пришлось ехать назад в Грузию и там продлевать российскую визу.

Следом за ними в Магадан уезжает семья — муж с женой и двое маленьких детей. 7 октября у них заканчивается виза и им также предлагают вернуться назад. За десять дней до окончания визы я обратилась за помощью к российскому консулу. Проштудировали все постановления — да, нигде не прописано продление визы переселенцам на месте.

Мы с консулом отправили в Магадан кучу ссылок на указы и постановления по Госпрограмме. В результате семья не стала возвращаться, а наняла местного адвоката. Надеемся, им удастся решить эту проблему.

Сейчас туда от нас уехали двое молодых мужчин. У них виза пока не закончилась, но скорее всего, проблемы с продлением визы будут и у них. Дело в том, что на приём документов у переселенцев в магаданском отделении МВД по вопросам миграции выделен всего один день в месяц. И если человек не успел попасть на приём, ему целый месяц приходится ждать следующего. А время-то теряется. Неужели нельзя организовать как-то по-другому приём документов по переселению?

К тому же не только граждане Грузии едут по программе переселения. Едут и из Австралии, из Германии. Как им быть, если не продлевают визу на месте?

— С этой проблемой вы обратились в МВД, какая реакция?

— Я обратилась в МВД в Главное управление по вопросам миграции и объяснила ситуацию, что нужен какой-то отдельный документ для чиновников на местах по продлению визы переселенцам, чтобы они могли им руководствоваться. В МВД тоже удивились, что такого документа нет. Меня там очень внимательно выслушали, записали все претензии. Теперь жду решения этого вопроса.

Кроме того, у нас в Грузии в консульской службе с 2006 года прекращен прием документов на разрешение временного проживания, как это делается в других консульских представительствах. Если бы после получения статуса переселенца, люди, не выезжая в регион, собрали бы пакет документов на РВП и сдали в консульстве, подождав определенное время, получив визу РВП, уже спокойнее ехали бы в регион вселения. Это сняло бы очень много проблем и с трудоустройством. Без РВП работодатели не берут на работу переселенцев.

Дело в том, что подобная ситуация случилась не только в Магадане. В Самаре была та же проблема. Но этот регион хоть не очень далеко, люди вернулись и продлили визы в Грузии. Недавно молодой врач-невропатолог поехал по программе переселения в Тульскую область. Там тоже возникла такая проблема, но благодаря вмешательству из Москвы она разрешилась. В Рязань тоже врач поехал, и ему не стали продлевать визу, сославшись на некий документ, в котором сказано, что гражданам Грузии РВП дают через шесть месяцев. Но это касается частных лиц, а по Госпрограмме дают в течение 60 дней.

В ближайшее время я собираюсь по личным делам поехать во Владивосток. И обязательно зайду в местные органы власти, которые занимаются программой переселения. Тем более, что Приморский край, Находка приобретают популярность у переселенцев. Уже два человека из Грузии туда уехали. Интересно будет посмотреть, как они там устроились.

ruvek.ru

Госпрограмма переселения соотечественников

Государственной программой сформирован новый для Российской Федерации организационно-правовой механизм содействия возвращению в Россию особой категории людей – соотечественников, проживающих за рубежом.
Государственная программа определяет основы организации работы по оказанию содействия добровольному переселению за рубежом и на территории Российской Федерации, а также устанавливает базовые права и обязательства участников Государственной программы и членов их семей, совместно переселяющихся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
При этом объем государственных гарантий и мер социальной поддержки зависит от категории территории вселения. Устанавливаются две категории территорий вселения, на которые могут переехать участники госпрограммы и члены их семей:

  • территории приоритетного заселения (стратегически важная для Российской Федерации территория вселения, определяется Правительством РФ);
  • территории, не относящиеся к территориям приоритетного заселения.

С 1 января 2014 года статус территорий приоритетно- го заселения приобретут следующие субъекты Российской Федерации: Республика Бурятия, Забайкальский, Камчатский, Приморский, Хабаровский края, Амурская, Иркутская, Магаданская, Сахалинская области и Еврейская автономная область. На указанных территориях установлен наиболее высокий размер «подъемных» (данный перечень уточняется на ежегодной основе).
Исполнители госпрограммы:

  • Федеральная миграционная служба (координатор Государственной программы);
  • Министерство иностранных дел Российской Федерации;
  • Министерство регионального развития Российской Федерации;
  • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;
  • Министерство внутренних дел Российской Федерации;
  • Министерство финансов Российской Федерации;
  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации;
  • Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков;
  • Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству;
  • иные федеральные органы исполнительной власти.

ФМС России как координатор Государственной программы несет ответственность за выполнение обязательств Российской Федерации, предусмотренных Государственной программой, осуществляет в рамках своей компетенции контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета, направляемых на ее реализацию, вносит в Межведомственную комиссию предложения по уточнению программных мероприятий и корректировке показателей и индикаторов Государственной программы с учетом хода реализации Государственной программы.
Контроль за реализацией Государственной программы осуществляется Межведомственной комиссией и координатором Государственной программы.

Участники госпрограммы
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 1 Федерального закона от 24 мая 1999 г. No 99- ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» участие в Государственной программе вправе принять соотечественники, проживающие за рубежом либо постоянно или временно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации, и члены их семей.
Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.
Соотечественниками за рубежом (далее – соотечественники) являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации.
Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:

  • лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;
  • выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.

В статье 3 вышеприведённого Федерального закона установлены условия признания принадлежности лиц к соотечественникам:

  1. Граждане Российской Федерации, проживающие за пределами территории Российской Федерации, являются соотечественниками в силу гражданской принадлежности. Документом, подтверждающим их принадлежность к соотечественникам, служит документ, удостоверяющий наличие гражданства Российской Федерации.
  2. Признание своей принадлежности к соотечественникам лицами, предусмотренными пунктом 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, является актом их самоидентификации, подкрепленным общественной либо профессиональной деятельностью по сохранению русского языка, родных языков народов Российской Федерации, развитию российской культуры за рубежом, укреплению дружественных отношений государств проживания соотечественников с Российской Федерацией, поддержке общественных объединений соотечественников и защите прав соотечественников либо иными свидетельствами свободного выбора данных лиц в пользу духовной и культурной связи с Российской Федерацией.
  3. Соотечественники вправе регистрироваться в общественных объединениях соотечественников в соответствии с уставами этих объединений и получать документы (свидетельства), подтверждающие их членство в общественных объединениях соотечественников.

Чтобы стать участником Государственной программы необходимо соответствовать следующим условиям:

  • достижение 18-летнего возраста;
  • обладание дееспособностью;
  • соответствие требованиям, установленным Государственной программой и региональной программой субъекта Российской Федерации, избранного соотечес- твенником для переселения;
  • владение русским языком (устным и письменным) на уровне, достаточном для быстрой адаптации среди принимающего сообщества;
  • соответствие требованиям на получение разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации (в случае если получение разрешение на временное проживание необходимо).

Решение об участии в Государственной программе принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места проживания, работы и (или) учебы и реализации своих потенциальных трудовых, образовательных, творческих и иных возможностей на территории Российской Федерации.
Участие соотечественника и членов его семьи в Государственной программе может быть связано с осуществлением на территории выбранного субъекта Российской Федерации следующих видов деятельности:

  • трудовая деятельность в качестве наемного работника;
  • получение профессионального образования, в том числе послевузовского и дополнительного образования;
  • инвестирование и ведение предпринимательской деятельности;
  • сельскохозяйственное и агропромышленное производство;
  • ведение личного подсобного хозяйства;
  • иная не запрещенная законодательством Российской Федерации деятельность.

Конкретные условия и варианты участия соотечественника и членов его семьи в Государственной программе определяются в региональных программах переселения.
В соответствии с Государственной программой членами семьи участника Государственной программы, имеющими право на переселение с ним в Российскую Федерацию, являются: супруга (супруг); дети, в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством); дети супруги (супруга) участника Государственной программы; родители участника Государственной программы и его супруги (супруга), родные сестры и братья участника Государственной программы и его супруги (супруга); дети родных сестер и братьев участника Государственной программы и его супруги (супруга), в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством), бабушки, дедушки, внуки. Совершеннолетний член семьи участника Государственной программы, за исключением его супруги (супруга), имеет право самостоятельно участвовать в Государственной программе.
Члены семьи участника Государственной программы также должны удовлетворять требованиям, предъявляемым для получения разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации (в случае если получе- ние такого разрешения является необходимым).

Права участника госпрограммы
Соотечественнику, ставшему участником Государственной программы, выдается свидетельство установленного Правительством Российской Федерации образца, которое изготавливается и оформляется по единой для Российской Федерации форме и является документом строгой отчетности.
Свидетельство участника Государственной программы подтверждает права и обязательства самого участника, права и обязательства членов его семьи, а также обязательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации Государственной программы, по предоставлению гарантий и социальной поддержки, предусмотренных для выбранной категории территории вселения.
Свидетельство участника Государственной программы действительно в течение 3-х лет с даты выдачи. По истечении срока действия свидетельства соотечественник утрачивает статус участника Государственной программы, а члены его семьи, указанные в свидетельстве, – статус членов семьи участника Государственной программы.
Участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки в зависимости от выбранной территории вселения, в том числе на:

  • компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на переезд к будущему месту проживания;
  • компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации;
  • на получение за счет средств федерального бюджета подъемных;
  • на получение за счет средств федерального бюджета ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности в период до приобретения гражданства Российской Федерации (но не более чем в течение шести месяцев и только на территориях приоритетного заселения). Размер пособия определяется с учетом прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Кроме того, участник Государственной программы и члены его семьи имеют право:

  • на освобождение от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза;
  • на получение разрешения на временное проживание вне квот, вида на жительство, а также на приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве Российской Федерации.

Компенсация за счет средств федерального бюджета расходов на переезд к будущему месту проживания
Российская Федерация компенсирует расходы, которые несут участники Государственной программы и члены их семей в связи с оформлением визы, проездом и провозом личного имущества от места их постоянного проживания на территории иностранного государства до места постановки на учет по месту пребывания (для иностранных граждан) либо регистрации по месту пребывания (для граждан Российской Федерации) в субъекте Российской Федерации, выбранном для переселения.
Оплата проезда участника Государственной программы и (или) членов его семьи компенсируется при использовании регулярных маршрутов пассажирских перевозок. При этом проезд может быть осуществлен железнодорожным (в купейном вагоне поезда любой категории), воздушным (в салоне экономического класса воздушного судна), внутреннем водным (в каюте II категории речного судна), морским (в каюте III группы морского судна), а также автомобильным (в автобусе общего типа, а также в автобусе с мягкими откидными сиденьями) транспортом.
Компенсации подлежат фактически подтвержденные проездными документами расходы, но не выше тарифов, предусмотренных при прямом беспересадочном сообщении. Компенсация расходов при проезде с пересадками осуществляется при отсутствии прямого пассажирского сообщения. Затраты, понесенные на уплату страховых взносов и иных дополнительных услуг (например, сборов за оформление проездных документов), не возмещаются.
Оплата провоза личного имущества участника Государственной программы и (или) членов его семьи компенсируется при использовании регулярных маршрутов грузовых перевозок железнодорожным и морским транспортом. При этом к данной категории компенсаций также отнесены таможенные платежи и налоги, связанные с перемещением личного имущества переселенцев при его вывозе с территории иностранного государства в Российскую Федерацию.
Семье до трех человек включительно полностью компенсируются расходы на перевозку железнодорожным транспортом личного имущества 5-тонным контейнером, семье численностью от трех до шести человек – двумя 5-тонными контейнерами, а для семьи свыше шести человек – тремя 5-тонными контейнерами.
Компенсация расходов, связанных с перевозкой личного имущества морским транспортом, также осуществляется при условии использования 5-тонных контейнеров. При отсутствии практики работы с 5-тонными контейнерами в морских грузоперевозках в государстве, из которого соотечественник переселяется в Россию, разрешается перевозить имущество в контейнерах иных типов. Однако в данном случае расходы возмещаются в размере, не превышающем провоза личного имущества железнодорожным транспортом.
Выплата компенсации производится за счет средств федерального бюджета территориальными органами ФМС России по фактическим, документально подтвержденным расходам после постановки на учет по месту проживания в установленном порядке переселенца и членов его семьи.
Выплата компенсации на переезд осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2007 г. No 150.

Компенсация расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации
Участнику Государственной программы и членам его семьи компенсируются расходы на уплату государственной пошлины:

  • за выдачу иностранному гражданину или лицу без граж- данства разрешения на временное проживание;
  • за выдачу вида на жительство иностранному гражданину или лицу без гражданства;
  • за рассмотрение заявлений о приеме в гражданство, приобретении гражданства, восстановлении в гражданстве, заявлений об определении принадлежности к гражданству, включая выдачу соответствующих документов;
  • за выдачу паспорта гражданина Российской Федерации.

Получение пособия на обустройство («подъемных»)
Размеры пособия дифференцированы в зависимости от территории заселения. На приоритетных территориях «подъемные» выплачиваются в два этапа – сразу после приезда и постановки на учёт по месту пребывания (регистрации по месту пребывания) либо регистрации по месту жительства, а также по истечении 18 месяцев со дня постановки на учет по месту пребывания (регистрации по месту пребывания) либо регистрации по месту жительства на территории данной категории.
Лица, приезжающие в рамках Государственной программы на территории приоритетного заселения из-за рубежа или из другого региона России (из числа соотечественников, постоянно или временно проживающих в субъекте Российской Федерации, не являющимся приоритетным), имеют право на получение пособия в следующих размерах:

  • по 150 и 90 тыс. руб. на первом и втором этапе выпла- ты соответственно, если является участником Государственной программы;
  • по 70 и 50 тыс. руб. на первом и втором этапе выплаты соответственно, если является членом семьи участника Государственной программы.

Участнику Государственной программы и (или) членам его семьи, временно проживавшим на законном основании на территории приоритетного заселения, «подъемные» выплачиваются в следующих размерах:

  • участнику Государственной программы – 50 и 30 тыс. руб. на первом и втором этапе выплаты соответственно;
  • членам семьи участника Государственной программы – 25 и 15 тыс. руб. на первом и втором этапе выплаты соответственно.

В субъектах Российской Федерации, участвующих в Государственной программе и не отнесенных к приоритетной категории заселения, «подъемные» выплачиваются единовременно – 20 тыс. руб. участнику Государственной программы и 10 тыс. руб. члену семьи участника Государственной программы.
«Подъемные» в указанных размерах выплачиваются соотечественникам, получившим свидетельство участника Государственной программы после 1 января 2013 года, и членам их семей. Правила осуществления выплаты пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Рос- сийскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 г. No 270.

Получение ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности
Данное ежемесячное пособие назначается участнику Государственной программы и каждому члену его семьи на период до приобретения гражданства Российской Федерации, но не более чем на 6 месяцев, в размере 50 процентов прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации согласно законодательству Российской Федерации.
Ежемесячное пособие выплачивается участникам Государственной программы и членам их семей, переселившимся на территории приоритетного заселения (для соотечественников, ставших участниками Государственной программы после 1 января 2013 года, и членов их семей).
Правила выплаты участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством деятельности установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. No 8.

Освобождение от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможен- ного союза
Условия освобождения физических лиц от уплаты та- моженных платежей при ввозе в Россию товаров и транспортных средств для личного пользования определены Со-глашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 г. В частности, в соответствии с указанным международным договором данная льгота обусловлена несколькими факторами:

  • приобретением перемещаемых товаров для личного пользования до даты прибытия (переселения) на пос- тоянное место жительства в государство-член Таможенного союза (в данном случае в Россию). Что касается транспортного средства (автомобиль или прицеп), то оно должно находиться в собственности у переселенцев и быть зарегистрированным на них в государстве предыдущего проживания в течение 6 месяцев до даты переселения на постоянное место жительства;
  • сроком, в течение которого товары для личного пользования, в том числе транспортные средства, должны быть ввезены в Россию из страны предыдущего проживания (не позднее 18 месяцев с даты прибытия лица на постоянное место жительства в Россию).

В отношении транспортных средств, освобождаемых от таможенных платежей, имеются количественные ограничения – при переселении на постоянное место жительства в льготном порядке можно ввезти не более одного автомобиля и одного прицепа.
Кроме того, участие в Государственной программе дает соотечественнику и членам его семьи, являющимся иностранными гражданами или лицами без гражданства, право на получение разрешения на временное проживание (без учета квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации), вида на жительство и гражданства Российской Федерации в приоритетном порядке.
По прибытии в субъект Российской Федерации, выбранный в качестве постоянного места жительства, участник Государственной программы и члены его семьи, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, получают соответствующие документы (разрешение на временное проживание, вид на жительство), подтверждающие их право на временное или постоянное проживание на тер- ритории Российской Федерации.
В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований участник Го- сударственной программы вправе обратиться с заявлением о выдаче вида на жительство и предоставлении гражданства Российской Федерации.
Федеральным законом от 31 мая 2002 г. No 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» предусмотрена возмож- ность приобретения участником Государственной программы и членами его семьи при наличии регистрации по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для проживания в рамках Государственной программы, гражданства Российской Федерации в упрощён- ном порядке. В частности, соотечественники, участвующие в Государственной программе, имеют право быть принятыми в российское гражданство, минуя стадию получения вида на жительства в Российской Федерации, и без соблюдения условия о пятилетнем непрерывном проживании на территории России.
Иностранный гражданин (лицо без гражданства), являющийся участником Государственной программы, и члены его семьи, переселяющиеся совместно с ним в Российскую Федерацию, имеют право осуществлять в Российской Федерации трудовую деятельность без получения разрешения на работу. При этом работодатель также освобожден от обязательного в других случаях требования о наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Кроме того, для всех участников Государственной прораммы и членов их семей установлена льготная 13-процентная ставка налога на доходы, получаемые от трудовой деятельности, в первый полугодовой период их проживания в России. Также отменена государственная пошлина за регистрацию переселенцев по месту жительства.
Предоставление иных государственных гарантий, социальная поддержка, трудоустройство участника Государствен- ной программы, обеспечение его и членов его семьи необходимым жильем осуществляются в рамках региональных программ переселения. Так, субъекты Российской Федерации вправе участвовать в субсидировании жилищных расходов участников Государственной программы и устанавливать иные гарантии и меры социальной поддержки для участников Государственной программы и членов их семей.
При этом участники Государственной программы и члены их семей имеют право на:

  • получение дошкольного, начального общего, основно- го общего, среднего (полного) общего образования, а также начального, среднего, высшего и послевузов- ского профессионального образования, дополнительного профессионального образования;
  • получение медицинской помощи в рамках программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с российским законодательством;
  • предоставление мест в учреждениях социального обслуживания населения и оказание иных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании граждан;
  • получение услуг в области содействия занятости населения в части содействия в поиске подходящей рабо- ты, организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии),
    трудоустройства, организации проведения оплачиваемых общественных работ, ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, информирования о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязательства участника Государственной программы и членов его семьи
В Российской Федерации участник Государственной программы и члены его семьи обязаны:

  • соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
  • прибыть в субъект Российской Федерации, определенный свидетельством участника Государственной про- граммы;
  • пройти регистрацию в уполномоченном органе субъекта Российской Федерации по реализации региональной программы переселения, а также в территориальном органе ФМС России;
  • приступить к процедуре оформления разрешения на временное проживание (в случае если оформление такого разрешения является необходимым).

Участник Государственной программы берет на себя обязательства, которые включают в себя проживание и осуществление трудовой деятельности в выбранном субъекте Российской Федерации в течение определенного времени на договоренных условиях.
В случае выезда на постоянное место жительства из субъекта Российской Федерации, определенного свидетельством участника Государственной программы, ранее чем через два года, участник Государственной программы и (или) члены его семьи возмещают в установленном порядке затраты, связанные с выплатой им подъемных, компенсацией транспортных расходов, а также расходов, связанных с оформлением документов, определяющих правовой статус на территории Российской Федерации. Аналогичные обязательства возникают у соотечественника и членов его семьи в случае аннулирования свидетельства участника Государственной программы или добровольного отказа от статуса участника Государственной программы или статуса члена семьи участника Государственной программы.

Участие в госпрограмме
Подготовка к регистрации в качестве участника Государственной программы (прием и рассмотрение заявления об участии в Государственной программе)
В случае если соотечественником, проживающим за рубежом, принимается решение о добровольном переселении в Российскую Федерацию в рамках и на условиях Государственной программы, ему необходимо лично обратиться в находящийся в стране постоянного проживания уполномоченный орган по реализации Государственной программы за рубежом, и подать заявление об участии в Государственной программе.
Уполномоченными органами осуществляющими за рубежом работу с соотечественниками, желающими добровольно переселиться в Российскую Федерацию в рамках и на условиях Государственной программы, являются:
– представительства и представители ФМС России за рубежом;
– дипломатические представительства Российской Федерации в иностранных государствах (консульские отделы российских посольств за рубежом) и консульские учреждения Российской Федерации в иностранных государствах, при которых могут создаваться и функционировать временные группы по реализации Государственной программы.
В отношении соотечественников, постоянно или временно проживающих на законном основании на территории Российской Федерации, функции по учету, углубленному разъяснению содержания Государственной программы и предоставляемых в ее рамках возможностей, подготовке их регистрации в качестве участников Государственной программы, приему заявлений об участии в Государственной программе, выдаче свидетельства участника Государственной программы, а также выполнению иных необходимых мероприятий осуществляются территориальным органом ФМС России в субъекте Российской Федерации, участвующем в реализации Государственной программы.
Соотечественник, являющийся иностранным гражданином, постоянно или временно проживающий на законном основании в Российской Федерации, вправе подать заявление об участии в Государственной программе на территории России в территориальный орган ФМС России в субъекте Российской Федерации, реализующем соответствующую региональную программу переселения.
Форма заявления об участии в Государственной программе утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 г. No 196-р. В электронном виде бланк заявления об участии в Государственной программе доступен для заполнения, в том числе на официальном сайте ФМС России (www.fms.gov.ru).
При подаче заявления об участии в Государственной программе соотечественник, проживающий за рубежом, одно- временно представляет:

  • копии документов, удостоверяющих его личность и личность членов его семьи, включенных в заявление (с предъявлением оригиналов таких документов);
  • копии документов о семейном положении соотечественника, проживающего за рубежом, и членов его се- мьи, включенных в заявление (с предъявлением оригиналов таких документов);
  • копии документов об образовании, о профессиональной подготовке, о стаже трудовой деятельности, наличии ученого звания и степени, а также сведения, характеризующие личность соотечественника, проживающего за рубежом, и членов его семьи, его профессиональные навыки и умения (если такие документы имеются).

При подаче заявления об участии в Государственной программе в соответствующий территориальный орган ФМС России соотечественник, проживающий в Российской Федерации, представляет копии вышеперечисленных документов, а также копии документов подтверждающих его право на постоянное или временное проживание на территории Российской Федерации. При этом соотечественник, проживающий в Российской Федерации, предъявляет оригиналы документов:

  • подтверждающих его право на постоянное или вре- менное проживание на территории Российской Феде- рации (то есть разрешение на временное проживание или вид на жительство);
  • удостоверяющих личность;
  • о его семейном положении.

При подаче заявления об участии в Государственной программе необходимо учитывать, что копии документов, составленных на иностранном языке, должны представляться с переводом на русский язык. Верность перевода и подлинность подписи переводчика должны быть нотариально засвидетельствованы. Оформленные на территории иностранных государств документы, копии которых предоставляются, должны быть легализованы, если иное не предусмотрено международными договорами.
После приема заявления об участии в Государственной программе оно согласовывается с:

  • уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственным за реализацию региональной программы переселения (на предмет соответствия кандидатуры соотечественника условиям региональной программы переселения);
  • с компетентными российскими государственными органами (на предмет отсутствия обстоятельств, препятствующих въезду иностранного гражданина на территорию Российской Федерации, либо на предмет отсутствия оснований для аннулирования разрешения на временное проживание или вида на жительство в Российской Федерации).

С учетом итогов рассмотрения заявления в указан- ных государственных органах территориальным органом ФМС России по субъекту, участвующему в соответствующей региональной программе, принимается решение о выдаче либо об отказе в выдаче соотечественнику свидетельства участника Государственной программе. О принятом решении заявителю направляется уведомление.
Ряд нюансов следует учитывать при подаче заявления об участии в Государственной программе на территории Рос- сийской Федерации.
В случае если соотечественник, проживающий в России на основании временного разрешения, в результате участия в Государственной программе должен будет изменить место своего жительства, переехав в субъект Российской Федерации, где ему разрешение на временно проживание не выдавалось, перед переездом он обязан будет осуществить ряд административных процедур.
В данной ситуации соотечественнику следует обратиться в территориальный орган ФМС России по разрешенному месту временного проживания с заявлением об изменении места жительства вне пределов субъекта Российской Федерации, где ему разрешено временное проживание.
Это заявление составляется в произвольной форме. К заявлению прилагаются документы или их заверенные копии, подтверждающие наличие оснований для изменения места проживания.
Заявление об изменении места проживания рассматривается в срок, не превышающий 2 месяцев со дня его подачи иностранным гражданином.
О принятом решении территориальный орган ФМС России направляет иностранному гражданину уведомление.

О приеме заявления о выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации
В соответствии с Административным регламентом по пре- доставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС России от 29 февраля 2008 г. No 40, вместе с заявлением о выдаче разрешения на временно проживание представляются:

      • 2 фотографии заявителя в черно-белом или цветном ис- полнении размером 35 х 45 с четким изображением лица строго анфас без головного убора (дополнительно – 2 фотографии на несовершеннолетних детей, указанных в заявлении);
      • документ, удостоверяющий личность, гражданство;
      • вид на жительство или иной документ, выданный полномочным органом иностранного государства, подтверждающий проживание лица вне государства гражданской принадлежности;
      • свидетельство о браке;
      • свидетельство о рождении ребенка и документ, удостоверяющий личность ребенка, не достигшего 18-летнего возраста (паспорт – при его наличии);
      • документ, подтверждающий согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на переезд в Российскую Федерацию для проживания (подпись ребенка на документе должна быть заверена нотариусом);
      • документ, выданный полномочным органом государства постоянного проживания, подтверждающий наличие или отсутствие судимости у заявителя;
      • сертификат об отсутствии у заявителя и членов его семьи ВИЧ-инфекции;
      • документ, выданный полномочным органом иностранного государства, подтверждающий, что заявитель (члены его семьи) не больны наркоманией и не страдают ни одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Соответствующий комплект документов вместе с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание подается в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания соотечественника.
Решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на временное проживание принимается в срок, не превышающий 50 суток с даты поступления заявления в территориальный орган ФМС России.

www.gosprog.ru

Популярное:

  • Из юриста в продавцы Дипломированных юристов берут только в продавцы В понедельник в концертном зале "Россия" начался XIV Международный форум "Карьера" - крупнейшая ежегодная ярмарка вакансий, ориентированная на студентов и молодых специалистов. […]
  • Советский банк оформить кредит Отзывы о Банке Советский Доброго времени суток! Банк Советский самый ужасный банк в нашей стране. Взял кредит в данном банке 600 000 руб. навязали страховку на 90 000 руб., согласился т.к. неоднократно в других банках брал […]
  • Адвокат григоров в иркутске Виктор Григоров: «В 90-е годы справедливости было больше» Один из самых непримиримых и принципиальных правозащитников в Иркутской области Виктор Григоров выступал на стороне потерпевших в нашумевшем деле Анны Шавенковой, […]
  • Проблемы собственности в современной россии Проблемы собственности в современной россии Библиографическая ссылка на статью: Гурьянов П.А. Различные формы собственности в России: проблемы эффективности // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. […]
  • Приказ сбу 415 Человек не терпит насилия! Как рассказывают эксперты рынка транспортно-экспедиторское обслуживания, известная в этой сфере компания «Альфакоста Юкрейн» замешана в незаконной торговле с «ДНР/ЛНР». Имея давние связи по всей […]
  • Приказ на лимит кассы на 2013 год Определение лимита остатка кассы на 2012 год Расчет лимита кассы на 2012 год Кассовый лимит рассчитывается по одной из двух формул. Зависит это от того, есть ли у вашей организации торговая выручка или нет. Если у […]
  • Статья за моральный ущёрб Что такое компенсация морального вреда (ущерба)? В отличие от европейских стран, в России практика взыскания морального ущерба не так распространена. Впервые компенсация морального вреда появилась в 90-е годы. В Гражданском […]
  • Пенсия по-гречески Греческие зарисовки. Часть 1. Рыбный рынок в Салониках Рыба выложена всякая, я даже и названий-то таких не знаю, от самой маленькой, какой-нибудь барабульки, до больших с полприлавка, тунцов. На вид вся свежайшая; кажется, что […]