Организованная система взимания налогов это

Организованная система взимания налогов это

Д.Черкаев (ПиЖ 2000 N 29)

Анализ понятия, регулятивных и функциональных характеристик налога, видов общественных отношений, составляющих систему налогообложения и сборов, а также общественных отношений в сфере налогообложения и сборов как системы налогообложения и сборов позволяет сделать следующие выводы:

— система налогообложения и сборов необходима для нормального функционирования как государства, так и гражданского общества;

— система налогообложения и сборов, находящаяся на стыке между государством и гражданским обществом, подвергает определенным ограничениям одну из основ гражданского общества — принцип неприкосновенности частной собственности;

— общественные отношения в системе налогообложения и сборов изначально конфликтны и в процессе регулирования требуют учета интересов как государства, так и гражданского общества.

Как отмечается в литературе, практике свободных городов (первых буржуазных республик) по сбору городских налогов были присущи основные черты современных систем налогообложения развитых государств:

— признание налога в качестве общественно необходимого ограничения принципа частной собственности;

— добровольность налога, выражаемая в обязательном утверждении налоговых законов выборными представителями народа;

— денежная форма налога;

— общественный контроль за распределением и расходованием собранных налоговых средств[1].

Впоследствии А. Смитом были сформулированы четыре основных условия, которым должна удовлетворять правильно организованная система налогообложения:

— соразмерность взимаемых налогов с доходами налогоплательщиков;

— определенность и заданность размеров налога;

— удобство способа и времени взимания налога для налогоплательщика;

— максимальная эффективность налога, выражаемая в низких издержках государства и общества на сбор налогов и на содержание налогового аппарата[2].

После этого в течение столетий системы налогообложения развитых стран (Франции, Германии, Великобритании, США и др.) складывались под воздействием различных экономических, политических и социальных условий. В настоящее время в каждой из них можно выделить следующие основные начала (принципы), необходимые для создания оптимальной системы налогообложения, удовлетворяющей интересы как государства, так и гражданского общества:

— распределение налогового бремени должно быть равным, иными словами, каждый должен вносить свою ‘справедливую долю’ в государственные доходы (принцип равенства и справедливости налогообложения);

— налоги не должны оказывать влияния на принятие различными лицами экономических решений (принцип нейтральности налогообложения);

— при использовании налоговой политики для достижения социально-экономических целей необходимо свести к минимуму нарушение принципа равенства и справедливости налогообложения;

— налоговая структура должна способствовать использованию налоговой политики в целях стабилизации и экономического роста страны;

— система налогообложения должна быть справедливой, не допускать произвольного толкования, быть понятной налогоплательщикам;

— административные издержки по государственному управлению в системе налогообложения должны быть минимальными[3].

Кроме того, необходимо отметить, что в оптимальной системе налогообложения величина налогового бремени должна быть соразмерной, не вызывающей спада производства. В итоге это стимулирует рост производства и, таким образом, увеличивает суммы собираемых налогов (вследствие увеличения налоговой базы).

Вышеуказанные принципы могут быть использованы в качестве основных критериев для оценки качества системы налогообложения и сборов[4]. Многоаспектность и многофункциональность налогов и сборов является причиной многофункциональности системы налогообложения и сборов. Для того, чтобы это не привело к разбалансированности системы налогообложения и сборов (поскольку функции налогов (фискальная и регулирующая) могут и противоречить друг другу, что предопределяется единством и (в случае их противоположности, как в сегодняшней России) борьбой интересов государства и гражданского общества в системе налогообложения и сборов), необходим поиск и поддержание разумного компромисса между принципами построения системы налогообложения и сборов.

Принцип равенства и справедливости обложения требует усложнения административной системы и ведет к нарушению принципа нейтральности, а регулирующая функция налогов может нарушить принцип равенства и справедливости и т. д.[5] Указанный принцип является основным при построении системы налогообложения и сборов. Существуют два подхода к его реализации.

Первый подход основан на принципе выгоды для налогоплательщика. Согласно этому подходу, справедливой системой налогообложения считается та, при которой налоги, уплачиваемые налогоплательщиком, соответствуют выгодам, которые те получают от государства. Иными словами, справедливость системы налогообложения и сборов зависит от структуры государственных расходов.

Второй подход основан на принципе ‘способности платить’, согласно которому налоговая проблема рассматривается сама по себе независимо от политики государственных расходов. Иными словами, каждый плательщик должен платить налоги в зависимости от возможности платить.

Ни один из этих подходов не является удовлетворительным или легкоосуществимым на практике. Оба имеют преимущества и недостатки и, как правило, каждая система налогообложения и сборов содержит элементы обоих подходов.

Существенным моментом при оценке системы налогообложения и сборов является также учет административных издержек и затрат налогоплательщиков на соблюдение налогового законодательства. Как правило, административные издержки составляют небольшую долю в налоговых доходах государства, а затраты налогоплательщиков значительно превышают административные издержки. Отметим, что в современной России вследствие неясности, запутанности налогового законодательства, его нередких противоречиях с законодательством о бухгалтерском учете затраты налогоплательщиков на соблюдение налогового законодательства (путем консультирования с аудиторами, содержания в штате квалифицированных бухгалтеров) могут составлять значительную статью расходов (особенно для небольших фирм).

Создание оптимальной системы налогообложения и сборов невозможно без принятия и введения в действие соответствующего нормативно-правового базиса. Налоговый кодекс РФ закрепляет основные начала (принципы) системы налогообложения и сборов, которые представляют собой весьма прогрессивные положения, соответствующие мировому опыту в сфере налогообложения и сборов (ст. 3). При этом одни из этих принципов сформулированы в Конституции РФ, другие непосредственно вытекают из нее.

По нашему мнению, можно выделить три основных принципа системы налогообложения и сборов.

1. Принцип законного установления налогов и сборов.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги. При этом законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Как разъяснил Конституционный Суд РФ в постановлении от
23 декабря 1999 г., ‘принцип законного установления обязательных платежей (в том числе налогов и сборов) не ограничивается требованиями к правовой форме акта, устанавливающего тот или иной обязательный платеж, и к процедуре его принятия. Содержание этого акта также должно отвечать определенным требованиям, поэтому не может считаться законно установленным обязательный платеж, не соответствующий, по существу, конституционным принципам и отражающим их основным началам законодательства о налогах и сборах’.

Поэтому к данному принципу относится также положение абз. 3
п. 5 ст. 3 Налогового кодекса РФ, устанавливающее, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Налоговым кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом.

Данный принцип конкретизируется в п. 6 ст. 3 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. В п. 5ст. 3 содержится порядок установления федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Положения Конституции РФ и Налогового кодекса РФ об установлении налогов и сборов только законом соответствуют основному принципу налогообложения, закрепленному во многих конституциях зарубежных государств. Согласно ст. 133 Конституции Испании ‘изначальное право устанавливать налоги принадлежит исключительно государству и осуществляется посредством закона’; Конституция Японии гласит: ‘Население подлежит обложению налогами в соответствии с законом’ (ст. 30); ‘ни один налог не может быть введен и не может взиматься без действия формального закона, определяющего круг лиц, подлежащих обложению, уровень дохода, пространственные пределы, расходы и сделки или категории последних, на которые распространяется обложение’ (п. 1 ст. 78 Конституции Греции)[6].

2. Принцип равного налогового бремени.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Всеобщность и равенство налогообложения неразрывно связаны, поскольку при нарушении всеобщности не может соблюдаться равенство налогообложения (распределение равным образом на всех налогового бремени). Кроме того, предусматривается, что при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Как показано выше, эта норма соответствует второму подходу к реализации принципа равенства и справедливости налогообложения[7].

При этом в литературе высказываются сомнения в возможности практической реализации требования при установлении налога учитывать фактическую способность налогоплательщика к уплате этого налога[8]. Однако, по нашему мнению, наличие такой нормы позволит суду претворять принцип справедливости в практику, например, освободив от уплаты налога на имущество, переходящее в порядке наследования, наследника — пожилого человека, не имеющего своего жилья и денег для уплаты налога, и получающего по наследству жилую комнату. Кроме того, опросы руководителей российских предприятий свидетельствуют о желании гражданского общества видеть систему налогообложения более справедливой[9] (иными словами, обеспечивающей соразмерность величины налогового бремени доходам налогоплательщиков).

zakon.rin.ru

hist248 / История России с древнейших времен до конца XVI века. 10 класс_Сахаров А.Н_2003 -320с

Правление княгини Ольги. Ольга сразу же проявила себя как решительная, властная, дальновидная и суровая правительница. Прежде всего она жестоко отомстила древлянам за смерть великого князя и мужа и силой утвердила свою власть на Руси.

Ольга понимала, что полюдье с его насилиями и неограниченным взиманием дани вызывает недовольство, а это грозит самому существованию молодого государства. Великая княгиня изменила систему сбора дани. Теперь населению предстояло уплачивать дань по твердым нормам, ежегодно свозя ее в определенные места — погосты. Там дань принимали и отправляли в Киев. Ольга с дружиной объехала русские земли, повсюду устанавливая уроки (нормы дани) и учреждая погосты.

Это был конец полюдья и начало организованной системы обложения населения налогами. Государство сделало еще один шаг в своем развитии.

Установив порядок внутри Руси, Ольга обратилась к внешней политике. В 957 г. великая княгиня отправилась в Константинополь во главе многолюдного посольства. Знаменитый византийский император, писатель, дипломат Константин Багрянородный

(«рожденный в багряной комнате императорского дворца») дал в честь Ольги обед. Княгиню приняла

и императрица. В ходе бесед император и Ольга подтвердили и договор, заключенный Игорем, и военный союз двух государств. Этот союз был направлен против Хазарии и Арабского халифата, чьи армии наступали на Византию с востока.

Крещение Ольги. Важным вопросом переговоров Ольги в Константинополе стало ее крещение. Видя силу язычества и приверженность к нему народа, она выбрала путь осторожный — решила креститься сама и тем самым подать пример остальным. Так же сделали английские, а позднее шведские и норвежские короли. Вместе с тем Ольге было на кого опереться. В крупных городах сре,ли купцов, горожан

и части бояр было уже немело просвещенных людей, отошедших от язычества и принявших христианство.

Фреска Арх го собора Ми Кремля

Крещение Ольги в Константинополе.

Византийская монета. X в.

К тому же для Ольги крещение оказалось не только вопросом политики, но и ответом на некоторые вопросы совести. Она многое пережила — трагическую смерть мужа, кровавые расправы с врагами — древлянами, беспощадное уничтожение в огне их столицы. Пережитое не проходит бесследно для человеческой души. В зрелом возрасте человек непременно подводит итоги своей жизни. Язычество искало ответа на будоражащие совесть вопросы в могучих явлениях природы, в действии богов. Христианство обращалось к миру человеческих чувств, к разуму и вере в вечную жизнь человеческой души, в ее спасение при условии, что человек будет стремиться к праведной жизни.

На этот путь и встала Ольга на склоне своих лет. Она крестилась в храме Святой Софии — главном храме Византии. Ее крестным отцом был сам император, ее крестил константинопольский Патриарх. Ольга стала христианкой по православному, византийскому, образцу.

После возвращения в Киев великая княгиня пыталась склонить к христианству сына, но Святослав рос ярым язычником и ответил матери отказом. Между Ольгой и Святославом началось отчуждение.

Через некоторое время великая княгиня направила посольство к германскому императору Оттону I

д л я у с т а н о в л е н и я д р у ж е с к и х о т н о ш е н и и и у к р е п л е —

н и я р е л и г и о з н ы х с в я з е й . В о т в е т и м п е р а т о р п р и с л а л

е п и с к о п а с ц е л ь ю к р е с т и т ь в с ю Р у с ь . К и е в л я н — я з ы ч —

в о з м у т и л о п о я в л е н и е х р и с т и а н с к и х п р о п о в е д —

в р у с с к о й с т о л и ц е . В о з м о ж н о , и х п о д с т р е к а л и

и в о л х в ы . Е п и с к о п а и его л ю д е й в ы г н а л и из г о р о д а , ч а с т ь их п е р е б и л и в д о р о г е .

Я з ы ч н и к и

с п л о т и л и с ь в о к р у г С в я т о с л а в а , к о т о р о —

му к т о м у в р е м е н и б ы л о у ж е о к о л о 20 л е т , и о т с т р а —

н и л и О л ь г у о т у п р а в л е н и я Л В 9 6 2

г . в с ю п о л н о т у вла-

м о л о д о й Святослав.

через 7 лет п о с л е э т и х

с о б ы т и й , Ольга за-

в е щ а л а п о х о р о н и т ь е е п о х р и с т и а н с к о м у о б ы ч а ю и н е с п р а в л я т ь н а м о г и л е я з ы ч е с к у ю т р и з н у .

В п о с л е д с т в и и Р у с с к а я

П р а в о с л а в н а я

п р и ч и с л и л а к н я г и н ю О л ь г у к л и к у с в я т ы х .

1. Когда и при каких обстоятельствах на Руси получила начало династия Рюриковичей?

2. Как новгородский Север победил киевский Юг? Почему

882 г. является точкой отсчета Древнерусского государства? Почему нельзя назвать точную дату образования государства?

3. Почему единство Древнерусского государства было относительным?

4. Какие последствия имели военные и торговые походы руссов в Византию? Чем знаменателен в истории Средневековья договор Олега с Византией 911 г.?

5. Как связаны между собой понятия: дань, полюдье,

организованная система взимания налогов, погосты, уроки?

6. Восстание древлян в 945 г. — это закономерность или

7. В чем проявился государственный

подход княгини Ольги

к укреплению порядка на Руси?

8. Предположите, почему Ольга

к крещению Руси, начав с себя. Для нее это было сугубо личное дело или вопрос политики?

9. Почему Русская Православная Церковь причислила княгиню Ольгу к лику святых?

10. Вы получили представление о нескольких трактовках слова «русь». Существуют и другие. Например, этносоциальная концепция, по которой русью называют этнически разнородную дружину князя Рюрика. Какую из позиций вы считаете более убедительной? Почему?

ВОПРОС1 И ЗАДАН

Укрепление Древнерусского государства. Святослав продолжил дело Игоря и Ольги по объединению восточнославянских земель и централизации системы управления. При нем в состав Руси вошел находившийся в междуречье Оки и Волги племенной союз

Святослав многое сделал для укрепления аппарата государства. В наиболее важные русские земли он направил в качестве наместников своих сыновей. Уходя на войну, он оставил вместо себя в Киеве своего старшего сына — Ярополка. Второго сына, Олега, отправил в Древлянскую землю, третьего сына, Владимира, послал в сопровождении воеводы Добрыни в Новгород.

Во внешней политике Святослав достиг таких поразительных результатов, что заслужил имя Александра Македонского Восточной Европы.

Походы на Восток. В 964 г. он направился в свой первый поход на Восток с целью сокрушить Хазарию. К этому времени Святослав был уже вполне сложившимся человеком и опытным предводителем дружины. Его отличали прямота, честность и скромность. Он делил все тяготы походной жизни с рядовыми воинами, в бою шел впереди войска и вдохновлял его своим примером. Вот как его описывает русская летопись: И легко ходил в походах,

(гепард), и много воевал. В походах же

собою ни возов, ни котлов, не варил мяса,

нарезав конину, или зверину, или говяди-

ну и зажарив на углях, так ел. Не имел он и шат-

но спал, подостлав потник, с седлом в головах

и посылал в иные земли со словами: «Хочу на

По описанию византийского историка, Святослав был невысокого роста, плотный и широкий в плечах, с бритой головой и длинной прядью волос, свисающей вниз (как впоследствии у запорожских казаков). Взгляд КНЯЗЯ был мрачен. В левом ухе у него висела

Древняя Русь в IX—XI вв.

золотая серьга с крупным рубином — единственное украшение, которое выделяло Святослава среди других воинов. Он носил обычную полотняную рубаху, как и другие дружинники, которая, однако, отличалась своей чистотой. От всей его фигуры веяло чувством собственного достоинства и силы.

Военные действия Святослава были вполне в его характере — стремительные и одновременно тщательно продуманные. Прежде чем нанести удар по Хазарии, он обрушился на ее союзников — лесные поволжские племена буртасов и на Волжскую Булгарию. Армия булгар была разгромлена, их столица, город Булгар, взята штурмом.

Русская рать спустилась на ладьях вниз по Волге и подошла к границам Хазарского каганата. Каган с войском вышел навстречу руссам и был разбит. Святослав захватил столицу Хазарии город Итиль и двинулся в хазарские владения на Северном Кавказе и на Дону, разбив по пути войска союзных Хазарии аланов и касогов. На Дону войско Святослава взяло штурмом крепость Саркел. Следы пожаров, разрушенные здания, разбитые крепостные стены, тучи стрел — таким предстает павший Саркел по данным археологов.

После похода Святослава Хазария прекратила свое существование как сильное государство.

Южное направление внешней политики. После этого Святослав повел наступление на крымские владения Византии. Греки послали к нему своего представителя с просьбой не разорять Крым и ударить по Дунайской Болгарии, с которой Византия находилась во вражде. Свою просьбу греки подкрепили большим количеством золота. Золото русский князь взял, от натиска на Крым отказался, но теперь задумал овладеть устьем Дуная.

По существу, в 967 г. Святослав, с согласия Византии, привел на Дунай большую армию. Это был блестящий военный и дипломатический маневр.

Война с Болгарией была проведена молниеносно. Святослав опрокинул вражеские сторожевые форпосты и в чистом поле разбил войско болгарского царя

Петра, который вскоре после этого умер. Его сын признал свою вассальную зависимость от Руси. Болгары пошли на заключение мира, по которому нижнее течение Дуная с сильной крепостью Переяславец отходило к Руси.

Все побережье Черного моря от Дуная до Керченского пролива, за исключением Крыма, теперь принадлежало Руси. Лишь севернее, в степях, кочевали

• воинственные орды печенегов , с которыми у Руси были в течение десятилетий мирные отношения.

Вот тут и выявились истинные намерения Святослава. Он перенес в Переяславец свою великокняжескую резиденцию и, согласно летописи, за-

явил: Не любо мне

в Переяславце на Дунае

туда стекаются все блага: из Греческой земли — золото, паволоки (дорогие ткани), вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии — серебро и кони, из Руси же — мех и воск, мед и рабы.

Противостояние Византии. Присутствие близ самой границы сильного соперника не входило в расчеты Византии. Греки заключили мир с Болгарией и договорились о совместной борьбе против Руси. Одновременно они подкупили печенежскую орду, и та совершила рейд на Киев. Гонец принес Святославу тревожную весть и отчаянную просьбу матери прийти на помощь.

Киев оказался в критическом положении: печенеги обложили город со всех сторон, отрезали его от Днепра. Жители изнемогали от голода и жажды, а на противоположной стороне реки стояла дружина с воеводой Претичем, не осмеливаясь переплыть Днепр под стрелами степняков. И тогда из города тайно вышел некий юноша. С уздечкой в руках он шел сквозь враже-

ский лагерь, то и дело спрашивая по-печенежски, не видал ли кто его потерявшегося коня. И лишь когда он подошел к Днепру и бросился в реку, в нем признали лазутчика, и тотчас на него обрушился град стрел, но он был уже далеко. Юношу подобрали в ладью дружинники Претича, и он сообщил воеводе, что если не подоспеет помощь, киевляне не выдержат осады. Это был первый известный нам подвиг русского воина.

На рассвете киевская дружина переплыла на лодках Днепр и с боевым кличем напала на врага. В ответ со стен раздался клич защитников города. Печенеги подумали, что вернулся сам Святослав, и печенежский хан предложил Претичу переговоры. На вопрос печенега, уж не Святослав ли это вернулся из похода, Претич ответил, что его дружина — лишь сторожевой полк князя, а далее идет все войско. Заключив перемирие, печенеги немного отступили от города. Вскоре подоспел и сам Святослав. Он неожиданно обрушился на печенегов, разбил их и отогнал в степь. Лишь после этого хан заключил мир с Русью.

За то время, что Святослав провел в Киеве, поддерживаемые Византией болгары выбили из дунайских городов русские гарнизоны. Тогда Святослав принял решение о втором походе на Дунай и в 969 г. повел за собой 60-тысячное войско. По договоренности с ним венгры прислали на Дунай свой отряд. Святослав вел в поход и печенегов, чью помощь оплатил золотом. В самой Болгарии его поддержали противники Византии и прислали на помощь дружину.

Святослав быстро вернул утраченные позиции, вновь разгромил болгарскую армию и занял подунайские земли. Свои гарнизоны он поставил и в болгарских городах. В ответ на требование греков уйти из Подунавья русский князь запросил огромный выкуп, в противном случае угрожая поставить свои шатры под стенами Константинополя.

Святослав и Цимисхий. В это время к власти в Византии пришел император Иоанн Цимисхий. Талантливый полководец, он для борьбы со Святославом

собрал воинов со всех греческих земель. Создал специальный отряд бессмертных, воинов, закованных в тяжелые латы, и сам возглавил его. Летом 970 г. в решающей битве на полях Фракии Святослав разгромил полководцев Цимисхия. В критический момент сражения, когда греки начали одолевать, Святослав обратился к своим воинам: Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, мертвые сраму не имут Я же перед вами пойду.

Русские воины, ведомые князем, обратили врагов в бегство. Греки подтянули новые силы

и сумели остановить один из отрядов Святослава, рвавшегося к Константинополю.

Стороны заключили мир, по которому греки согласились на присутствие Руси на Дунае и обязались, как и прежде, выплачивать ей дань. После этого Святослав вернулся в любимый Переяславец.

Однако греки не выполняли условия мирного договора и тайно готовили нападение на руссов. Их наступление началось в 971 г., в дни православного праздника Пасхи. Войско Цимисхия прорвалось через Балканский хребет, обрушилось на болгарские города с небольшими русскими гарнизонами и захватило их. Вскоре Святослав и Цимисхий встретились в решающей битве, которую греки выиграли. К этому времени союзники покинули русского князя, его армия поредела: много воинов было убито и ранено в предшествующих сражениях.

Святослав отступил и заперся в крепости Доростол на Дунае. Несколько недель Цимисхий осаждал ее, а руссы яростно отбивались. Наконец Святослав вывел свою рать на последний бой. Натиск был столь стремителен, что греки побежали. Тогда, сияя золочеными латами, Иоанн Цимисхий повел в бой бессмертных,

Встреча Святослава с Иоанном Цимисхием.

Художник К.В. Лебедев

Курган Черная могила. Чернигов. X в.

которым удалось остановить руссов. Раненого Святослава воины унесли в крепость.

Силы противников были истощены длительным противоборством, и они решили начать переговоры. По мирному договору Святослав должен был покинуть берега Дуная, но завоеванные в Причерноморье и Поволжье земли оставались за Русью.

Пообещав беспрепятственно пропустить остатки русского войска на Родину, Цимисхий обратился

к печенегам с просьбой нанести удар по русской рати. Когда Святослав появился в устье Днепра, все пути были перекрыты печенегами. Пришлось зазимовать

в здешних селениях. Руссы терпели голод и холод, а весной 972 г. снова попытались прорваться водой

На днепровских порогах их ждала печенежская засада. Русское войско было окружено и уничтожено, Святослав погиб в бою. Из его черепа печенежский хан Куря, по степному обычаю, повелел сделать чашу и оковать ее золотом. Хан пил из этой чаши на пирах.

1. Составьте исторический портрет Святослава. Ответ изложите

studfiles.net

1.1. Возникновение налогов и их необходимость

Налоги и сборы — основной источник формирования бюджета. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержатся структуры, обеспечивающие существование и функционирование самого государства. Взаимосвязь бюджета и налогов обусловлена фискальным характером налогов.

Современное налоговое законодательство трактует понятие «налог» и другие платежи как средство, обеспечивающее доход бюджета. Однако налог, опосредуя экономические отношения между государством и плательщиком, призван не только обеспечить доходы государства. Это фискальная, с одной стороны, и регулирующая, воспроизводственная и стимулирующая экономику функция налога, с другой стороны.

Налог должен способствовать достижению равновесия между общественными, корпоративными и личными интересами и тем самым обеспечить общественный прогресс.

Налогообложение — определенная совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости и выражающих собой одностороннее, безэквивалентное, принудительно-властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование.

Важнейшие теоретические положения и принципы налогообложения получали законодательное, а зачастую и конституционное закрепление.

«Налоги и налогообложение» представляет собой научную дисциплину, которая исследует правовые принципы и концепцию налогооб-ложения, определяет состав элементов налогового механизма, условия их взаимодействия между собой и внешней средой.

Предметом изучения данного курса являются налоговые отношения между государством и плательщиками налога.

В основе предмета лежат нормы Налогового кодекса Российской Федерации, части I и II. Этот документ регламентирует важнейшие положения налоговой системы Российской Федерации, в частности перечень действующих налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами, вопросы конкретного применения федеральных, региональных, местных налогов и сборов и специальных режимов налогообложения.

Налоги появились одновременно с товарными производствами, они являются экономической основой государства. В разные времена они назывались по-разному: «жертва», «подать», «выход», «оброк», «мыт», «десятина». Сегодня это «сбор», «пошлина», «акциз» и т. д.

Из древности до нас дошли указы о налогах, устанавливающие ставки, порядок исчисления и сроки уплаты. Например, надпись на мраморной плите гласит: «Царь Аспург, друг римлян, желает здравствовать. Горгоппианам я даю освобождение от налогов: с вина, пшеницы и ячменя одну одиннадцатую, а с проса одну двадцатую часть. Пишу вам с тем, чтобы вы все устроили согласно моему решению. Будьте здоровы». Такие плиты выставлялись в людных местах для общего сведения.

Этот указ был принят 1980 лет назад. Он найден при раскопках в Анапе, которая в те времена называлась Горгоппией. А вот средневековый русский сборник наставлений на все случаи жизни «Домострой», написанный в XVI в., советует: «. и пошлины, и всякого оброку, и всяких даней, и всяких государственных податей на себе не задерживати, копити не вдруг. А платить ранее до сроку: и ты за просрочку да за поручительство денег не платишь, взяток не носишь и сам не таскаешься».

За многие века существования налогообложения накопилось множество любопытных высказываний, порой неожиданных, таких как парадоксальная фраза Фомы Аквинского: «Налог — «дозволенная форма грабежа», но это «грабеж без греха».

Классическим трудом, не потерявшим и сейчас своего значения, является книга английского экономиста А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданная в 1776 г. Прошло более 200 лет, но сформулированные им правила, которым должна удовлетворять налоговая система, актуальны и сейчас:

подданные государства должны по возможности, соответственно своей способности и силам, участвовать в содержа-нии правительства, т.е. соответственно доходу, которым они пользуются под покровительством и защитой государства;

налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица;

каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее платить

неразумный налог создает большое искушение для контрабанды, а кары за контрабанду должны усиливаться в соответствии с искушением;

каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

Финансовая и налоговая политика Российского государства начала складываться при Петре I. Но многочисленные войны, грандиозное строительство, крупномасштабные государственные преобразования были связаны с постоянной нехваткой финансовых ресурсов. Для пополнения казны требовалось изыскивать средства. Петр учредил особую должность — прибыльщиков, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыль», т. е. изобретать новые источники доходов. Плодом такого «налоготворчества» стали налоги с постоялых дворов, печей, плавных судов, арбузов, орехов, продажи съестного, ледокольный, знаменитый налог на усы и бороды, а также на церковные верования — раскольники-староверы должны были уплачивать двойную подать.

В то же время Петр старался по возможности обеспечивать справедливость налогообложения и равномерное распределение налоговых тягот. Были снижены некоторые прошлые налоги, особенно для людей малоимущих, введена подушная подать, чтобы устранить злоупотребления при переписи дворов.

Первый крупный труд в области теории налогообложения — «Опыт теории налогов» Н. Тургенева — появился в России в 1818 г., а в 1845 г. в Казани вышла книга И. Горелова «Теория финансов», посвященная общей теории налогообложения, монопольным доходам и государственному кредиту.

Отлаженная система финансовых поступлений, в которой преобладали прямые и косвенные налоги, политика правительства, направленная на поддержку отечественных производителей, отразившаяся в системе акцизов и таможенных пошлин, привели к тому, что накануне первой мировой войны Россия занимала достаточно прочное финансовое положение. Значительную часть государственных доходов по-прежнему составляли налоги.

Мировая война, в которую Россия вступила 1 сентября 1914 г., самым губительным образом сказалась на финансовом благополучии государства. Для покрытия военных расходов правительству пришлось повышать налоги и сборы, вводить новые акцизы, прибегать к внутренним займам. Резко возросла бумажноденежная эмиссия, соответственно усилились темпы инфляции, покупательная способность рубля падала, уменьшался и золотой запас России, которым она обеспечивала внешние займы.

Февральская революция только усугубила положение. В условиях продолжающейся войны Временному правительству не удалось справиться с экономическими и финансовыми трудностями.

Очередной финансовый спад наступил после Октября 1917 г. Основным источником доходов центральных органов советской власти стала денежная эмиссия, а местные органы существовали за счет контрибуции. Ни то, ни другое налаживанию хозяйства не способствовало. От полного краха государство спасло введение в 1921 г. новой экономической политики (нэп), которая пришла на смену политике «военного коммунизма». Были сняты запреты на частную торговлю, местный кустарный промысел. Продразверстку заменил продналог, появились иностранные концессии. Была разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы.

Финансовая система нэпа отталкивалась от налоговой системы дореволюционной России, но стремление государства поставить все под свой контроль делало идею «государственного капитализма» бесперспективной. Опыт 20- х гг. прошлого века доказал, что только хозяйственная самостоя-тельность предприятий, их правовая обособленность от государственного аппарата управления дают возможность создать условия для формирования рынка капиталов и создания правильной системы налогообложения.

К сожалению, финансовая система Советского государства развивалась совсем в другом русле. На смену налогам пришли административные методы изъятия прибыли предприятий и перераспределение финансовых ресурсов через бюджет страны. Предприятия лишались хозяйственной инициативы и не могли контролировать рынки сбыта своей продукции, изучать спрос населения. Все вопросы решались путем государственного планирования.

Отчисления государству от прибыли предприятий составляли от 66 до 93 %. Налоговые выплаты подавляющего большинства граждан составляли положенные 13 % подоходного налога, которые бухгалтерии автоматически вычитали из их зарплаты, причем с минимальной зарплаты (70 руб.) налоги не взимались вовсе. Повышенные ставки налогов существовали для небольшой категории высоко по тем временам оплачиваемых граждан — писателей, артистов, музыкантов, художников, спортсменов-чемпионов и лиц, имевших разрешение на частную практику: зубных врачей и техников, портных, парикмахеров, фотографов и др.

Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятельности предприятий в решении финансовых вопросов лишали хозяйственных руководителей всякой инициативы. Это стало одной из важнейших причин финансового кризиса, который разразился в стране на рубеже 80 — 90-х гг. XX в.

Путь к выходу из этого кризиса был один — переход к рыночной экономике. Новое направление экономического развития страны вызвало бурный рост числа предприятий различных форм собственности — кооперативов, индивидуальных частных предприятий, акционерных обществ и товариществ, совместных предприятий.

В новых экономических условиях гарантом стабильных поступлений в бюджет могла стать только отлаженная система налогообложения. Создание Государственной налоговой службы как контрольного органа, ведающего пополнением государственной казны, стало первоочередной задачей правительства

24.01.1990 г. Постановлением Совета Министров СССР в системе союзного Министерства финансов была создана Государственная налоговая служба в составе Государственной налоговой инспекции Минфина СССР, государственных налоговых инспекций министерств финансов союзных республик и государственных налоговых инспекций по автономным республикам, краям и областям, округам, городам, районам и районам в городах.

В обязанности новой структуры входили регистрация всех налогоплательщиков, контроль за соблюдением налогового законодательства, взимание налогов и перечисление их в бюджет государства, сбор недоимок и штрафов с нарушивших налоговое законодательство предприятий. Положе-ние осложнялось тем, что в стране по сути дела не было соответствующе налаженного, действующего законодательства. Налоговая политика тоже только начинала формироваться, и в первые годы существования службы не раз менялись налоговые ставки, льготы, экономические санкции (налог на добавочную стоимость, акцизы, налог с оборота, продаж и др.).

1991 г. стал годом значительных политических перемен. 31.12.1991 г. Указом Президента России Б. Н. Ельцина было утверждено Положение о Государственной налоговой службе Российской Федерации, в соответствии с которым Государственная налоговая служба России перешла в подчинение Президента и Правительства. Также в 1991 г. были приняты законы «О Государственной налоговой службе РСФСР» и «Об основах налоговой системы РФ». С января 1992 г. начала действовать новая налоговая система, которая свидетельствовала о том, что государство взяло четкий курс на установление в стране рыночных отношений. В основу федеральных доходов был положен налог на добавочную стоимость, а также акцизы. К федеральным доходам отнесены налог на прибыль предприятий, подоходный налог, та-моженные пошлины, экологические налоги, сбор за использование государственной символики и ряд других. Была определена также система обязательных платежей по внебюджетные социальные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения).

Наряду с федеральными, введены региональные и местные налоги и сборы, к которым в числе прочих отнесены: налог на имущество предприятий, налог, связанный с использованием инфраструктуры региона, лесной налог, транспортный налог, налог на землю, на имущество физичес-ких лиц, на недвижимость, на рекламу, сбор на нужды образовательных учреждений, налог на содержание жилого фонда и объектов социальной сферы, сборы за использование региональной и местной символики.

Для совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти, деятельность которых направлена на реализацию налоговой политики, усиление государственного контроля за своевременным поступлением в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей в полном объеме, а также за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции, Указом Президента РФ от 23.12.98 г. № 1635 Государственная налоговая служба Российской Федерации была преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам.

С 02.08.2004 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.06.2004 № 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления», который оставил в прошлом Министерство по налогам и сборам и передал его функции Федеральной налоговой службе Министерства финансов РФ.

На Федеральную налоговую службу (ФНС) возлагаются функции по обеспечению контроля за соблюдением налогового законодательства и правильного расчета налогов.

ФНС также является уполномоченным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских и фермерских хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Только в стране с отлаженной системой налогообложения возможны щедрые отчисления на здравоохранение, культуру, образование, различные экологические программы. В сознании людей должна утвердиться мысль, что налоги — это не только отчисления из заработанных ими сумм, но и залог будущего процветания государства.

knigi.news

Популярное:

  • О налоге на имущество организаций республика башкортостан Закон Республики Башкортостан от 30 ноября 2017 г. N 545-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" (не вступил в силу) Обзор документа Установлены особенности […]
  • На какой счет относить штрафы налоговой На какой счет относить штрафы налоговой Вашей организации выписали административный штраф. Как же оформлять оплату данного штрафа в бухгалтерской отчетности. У многих возникает дилемма: штрафы за нарушения условий хозяйственного […]
  • Правила распорядка сизо Приказ Минюста РФ от 14 октября 2005 г. N 189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" (с изменениями и дополнениями) Приказ Минюста РФ от 14 октября 2005 г. N 189"Об […]
  • Преступления в сфере высоких технологий Статья по теме: Преступления в сфере высоких технологий Работа над темой по самообразованию "Преступления в сфере высоких технологий" и выступление на МО преподавателей колледжа. Предварительный просмотр: МИНИСТЕРСТВО […]
  • Тепловое излучениеабсолютно черное тело закон стефана больцмана Тепловое излучениеабсолютно черное тело закон стефана больцмана В декабре 2000 года мировая научная общественность отмечала столетний юбилей возникновения новой науки – квантовой физики и открытия новой фундаментальной […]
  • Выпускной коллектор гольф 2 18 Выпускной коллектор гольф 2 18 я поставил на точно такой же мотор коллектор от дизельного VW t4. встает как родной, хотя внешне сильно отличается (трубы короче). но места сочленения с гбц и с приемной трубой абсолютно одинаковые […]
  • Патент на гидролиз Патент на гидролиз Патент на изобретение №2458521 (51) МПК A23J1/10 (2006.01) (12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ Статус: по данным на 27.08.2012 - действует Пошлина: учтена за 3 год с 08.10.2012 по 07.10.2013 (21), (22) Заявка: […]
  • Закон 555 ПРИКАЗ Минздрава СССР от 29.09.89 N 555 (ред. от 14.03.96) "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ ТРУДЯЩИХСЯ И ВОДИТЕЛЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ" (в ред. Приказа Минздравмедпрома РФ N 280, […]