Основной закон технологии

ЗНАМЕНИТЫЙ ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ДОХОДНОСТИ

То обстоятельство, что цена одного товара, выраженная в другом товаре, имеет тенденцию расти, отчасти связано с более известным технологическим и экономическим соотношением — с так называемым законом убывающей доходности. Этот закон устанавливает соотношение не между двумя товарами (такими, как пушки и масло), а между затратами в производстве (например, труда) и выпуском продукции (например, масла или, если взять традиционный пример, пшеницы).

Говоря конкретнее, закон убывающей доходности относится к выпуску дополнительной продукции, которую мы получаем, когда последовательно добавляем равные дополнительные единицы изменяющихся затрат к неизменному количеству некоторых других затрат. (Заметьте выделенные слова.)

Приведем пример, иллюстрирующий закон убывающей доходности. Мы совершаем следующий контролируемый эксперимент. В данное неизменное количество земли, скажем 100 акров, мы сначала не вкладываем вообще никакого труда. В этом случае не будет получено никакой продукции пшеницы, или, иначе говоря, количество продукции будет равно нулю.

Теперь произведем второй опыт. Вложим дополнительно единицу труда в то же неизменное количество земли. Какую продукцию мы получим теперь? Одни лишь рассуждения не помогут нам ответить на этот вопрос. Мы должны проследить, каковы будут фактические результаты эксперимента. Предположим, что продукция составила ровно 2 тыс. единиц (бушелей или каких-либо других весовых единиц) пшеницы.

Даже если можно было бы разделить все ресурсы ни две такие единообразные группы, как, например, Однородная земля и однородный труд, возрастание затрат все же имело бы место в силу того, что производство пушек и производство масла требуют различного соотношения этих ресурсов: для изготовления масла необходимо относительно больше земли, а для пушек — относительно больше труда. Некоторые авторы называют кривую производственных возможностей «кривой возможных издержек — и говорят о «возрастании предельных возможных издержек». Б дальнейшем, в главе 22, мы этот вопрос подробно рассмотрим.

Записываем результат второго опыта: добавление одной единицы труда к неизменному количеству земли дает нам дополнительную продукцию в 2 тыс. единиц.

Чтобы проследить действие закона убывающей доходности, мы должны проделать третий контролируемый эксперимент. Мы по-прежнему оставляем неизменным количество земли и снова изменяем затраты труда — добавляем еще одну такую же единицу труда; теперь затраты труда составляют две единицы. Затаив дыхание, мы ожидаем, какое количество пшеницы будет получено дополнительно. Получим ли мы теперь 4 тыс. единиц пшеницы, что вновь составило бы 2 тыс. единиц дополнительной продукции на единицу дополнительных затрат труда? Или же мы обнаружим убывающую доходность, то есть что новая дополнительная единица затрат добавит менее чем 2 тыс. дополнительных единиц продукции?

Если закон убывающей доходности действительно имеет силу, то наш опыт может иметь лишь один результат: вторая дополнительная единица труда даст меньше дополнительной продукции, чем первая. А добавление третьей дополнительной единицы труда даст еще меньше дополнительной продукции, и так далее. В табл. 2-2 приведены цифры, точно отражающие значение убывающей доходности.

Убывающая доходность — это основной закон экономики и технологии:

Убывающая доходность — это важная, часто наблюдаемая экономическая и техническая закономерность, но она не имеет универсальной силы. Часто она начинает действовать лишь после добавления значительного количества равных порций изменяющегося фактора. С определенного момента, говорим мы, закон убывающей доходности вступает в силу. (До этого изменяющиеся факторы могли приносить возрастающий дополнительный доход, поскольку мы обнаруживаем, что до определенного момента добавление дополнительных единиц изменяющихся затрат к неизменным затратам вело не к убыванию, а к возрастанию дополнительной продукции)1.

Почему закон убывающей доходности часто кажется неправдоподобным? Зачастую мы полагаем, что при одновременном добавлении и земли и труда, если при этом они увеличиваются в одной и той же пропорции и, таким образом, расширяется сам масштаб производства, выпуск продукции будет пропорционально возрастать и дополнительная продукция в свою очередь не должна сокращаться. В самом деле, почему должна убывать дополнительная продукция, если один вид затрат всегда соединяется с неизменным количеством другого?

Короче говоря, можно ожидать, что, балансируя изменениями в масштабах производства, вы не измените отношение затрат к выпуску продукции. С другой стороны, если мы оставляем неизменным один вид затрат или группу затрат и изменяем остальные затраты, то видим, что изменяющиеся затраты соединяются со все меньшим и меньшим количеством фиксированных затрат. Поэтому не удивительно, что такие дополнительные изменяющиеся затраты дают все меньше и меньше дополнительной продукции. Действительно, фиксированный фактор производства (земля) уменьшился по отношению к изменяемым затратам (труду). Если мы будем и дальше увеличивать число людей,

обрабатывающих землю, то в результате более интенсивной обработки почвы мы все еще сможем получать некоторое дополнительное количество зерна, но масса этого дополнительного зерна будет становиться все меньше и меньше. Теперь нужно подвести итог сказанному:

Закон убывающей доходности: увеличение некоторых затрат по отношению к другим неизменным затратам приводит к увеличению общего количества продукции. Но после определенного момента дополнительная продукция, получаемая от прибавления тех же самых дополнительных затрат, по всей видимости, будет становиться все меньше и меньше. Это уменьшение дополнительного дохода является следствием того, что новые «дозы» изменяющихся ресурсов соединяются со все меньшим количеством фиксированных ресурсов.

www.bibliotekar.ru

Основной закон производства

Ублинский Дмитрий

Ни для кого не секрет, что мероприятия по обеспечению качества конечной продукции сводятся к выполнению одного ключевого требования: соответствия изделия требованиям технической (конструкторской, технологической и программной) документации. В противном случае конечное изделие не будет выполнять все возложенные на него функции. Вопрос качества самой документации мы сейчас поднимать не будем, это предмет для отдельного разговора.

В идеале каждая операция на производстве и каждое применяемое комплектующее изделие (а также материалы, приспособления и т. п.) необходимо проверять на соответствие документации. Когда мы говорим о производственном процессе, это означает, что следует контролировать (для каждого изделия!):

  • соответствие рабочей документации изготавливаемому изделию;
  • правильность применения документации на каждом рабочем месте;
  • соответствие всех составляющих изделие деталей и сборочных единиц установленным требованиям, правильность их применения, выполнение сроков и условий хранения;
  • соблюдение режимов каждой технологической операции;
  • результаты промежуточных и приемочных испытаний и многое другое.

В реальной жизни решительно все проверить невозможно и приходится ограничиваться некоторым набором проверок, который зависит от ответственности изделия. Программа этих проверок закладывается (должна быть заложена) на этапе разработки технической документации. Уменьшение количества проверок оставляет больше возможностей для выпуска некачественной продукции. Следовательно, чем больше информации об изделии будет собрано, тем более высокое качество производства будет обеспечено.

Для построения системы контроля на каждом производстве разрабатывается ряд организационных и технических (включая приобретение дорогостоящего оборудования) мер. Но жизнь показывает, что они малоэффективны при отсутствии жесткого и объективного контроля их применения.

Результаты такого неполноценного подхода мы видим в реальной жизни чуть ли не ежедневно. Это аварии техники, репутационные потери, снижение конкурентоспособности продукции и т. п. Причем масштабы потерь порой на несколько порядков превышают затраты, которые требуются для устранения их причин. Каков выход?

Все передовые производства в мире оснащаются широкой системой идентификации и прослеживаемо-сти в производстве. Это автоматизированная система, в которой проводится слежение за всеми объектами, участвующими в производстве, путем считывания присвоенных им уникальных кодов при каждом перемещении или изменении объекта. Это могут быть комплектующие изделия, материалы, полуфабрикаты и сами конечные изделия. Каждый раз на номер объекта фиксируются все изменения, которые произошли с момента последнего считывания кода. При этом сама фиксация проводится практически без участия человека, что ускоряет процесс и исключает возможность случайного или намеренного искажения данных. Разумеется, чем больше степень автоматизации, тем выше качество прослеживания. При массовом внедрении автоматического обрабатывающего, сборочного и контрольного оборудования эта задача становится реально выполнимой.

Сама идея прослеживаемости появилась не на пустом месте, ей предшествовал целый ряд эволюционных изменений в организации производственного процесса. Это последовательное движение представлено на рис. 1. Основное его направление связано с постепенным переносом всего документального обеспечения производства в электронную форму. Параллельно происходило и развитие автоматизации выполнения операций. Поскольку задача является очень сложной и капиталоемкой, на весь путь потребовался не один десяток лет. На Западе это произошло несколько раньше. В нашей стране, хоть и с опозданием, аналогичные решения также начинают воплощаться в жизнь. Это неизбежное веление времени.

Рис. 1. Эволюция организации производственного процесса

Создание системы прослеживаемости на ответственных производствах происходило и в середине XX века — это сопроводительные бумажные документы (рис. 2), которые перемещались вместе с изготавливаемым изделием по всему производственному циклу. В них фиксировались все выполняемые операции с отметками о времени и исполнителе работ, а также использование в составе других изделий с подключением в общий комплект их сопроводительных документов. Так собиралась информация обо всем изделии, которая позволяла судить об истории изготовления самого изделия и составляющих его узлов и агрегатов. Еще раз следует отметить, что все эти данные регистрировались, из-за отсутствия технических средств, в виде ручных записей на заранее напечатанных в типографии бланках. Соответственно, такая система имела множество недостатков, главные из которых — высокая трудоемкость и человеческий фактор.

Рис. 2. Фрагмент рукописного технологического паспорта изделия

Современное определение прослеживаемости (по стандартам международной организации ISO) — это «способность проследить предысторию, использование или местонахождение объекта с помощью идентификации, которая регистрируется». Таким образом, ключевым моментом является процесс идентификации. Вернемся к нему чуть позже.

С появлением первых компьютеров на производстве совершались многочисленные попытки автоматизировать сбор и хранение данных в производстве. Появилась возможность создавать электронные документы, но еще требовалось пройти большой путь до оснащения рабочих мест компьютерами, организовать быстрый обмен данными между ними, хранение больших объемов информации, стандартизацию форматов данных. Одновременно с этим вычислительная техника начала внедряться и в сам процесс производства, появилось понятие автоматизации технологических процессов.

Само по себе внедрение электронно-вычислительной техники не могло эффективно обеспечить весь комплекс необходимых для автоматического прослеживания мер. Принципиальное значение здесь имели два технических решения, приспособленных для применения в производстве.

Первое — создание единых автоматизированных систем управления в масштабе предприятия, которые охватывают все сферы его деятельности: управление кадрами и материально-техническим снабжением, планирование производства, ведение конструкторской и технологической документации, складской учет, обеспечение управленческого документооборота предприятия, использующего механизмы электронного согласования и утверждения документов. Применяемые в настоящее время автоматизированные системы на производстве (правильнее их называть «информационные системы») разделяются на группы по функциональному назначению и уровню управления. Для них существуют общепринятые аббревиатуры: ERP, APS, MES, CRM и т. п.

Второе — появление средств и способов кодовой маркировки и автоматического считывания нанесенных кодов. Это позволило автоматизировать физическую идентификацию (рис. 3). В качестве основных методов идентификации сейчас широко применяются следующие: нанесение кодов непосредственно на поверхность изделия (прямая маркировка по поверхности материала — DPM), приклеивание этикеток со штрих-кодами, использование радиочастотных меток (RFID) (рис. 4).

Рис. 3. Система идентификации в производстве

Рис. 4. Способы идентификации: прямая маркировка, наклеиваемые этикетки, радиочастотные метки

Идентификация объектов состоит из трех этапов:

  1. Автоматическая генерация уникального кода и связывание этого кода с описанием объекта в электронной базе данных.
  2. Связывание кода с физическим объектом или субъектом (например, приклеивание этикетки со штрих-кодом, регистрация магнитной карточки работника и т. п.).
  3. Считывание кода (рис. 5) и его сопоставление с имеющимся в памяти системы описанием объекта.

Рис. 5. Считывание штрих-кодов и радиочастотных меток

Решающим шагом в создании полномасштабной системы прослеживаемости стало объединение электронного документооборота с идентификацией всех объектов и субъектов, участвующих в производстве (объединение структур, представленных на рис. 1 и 3). При наличии эффективно работающей системы управления базой данных появилась возможность перерабатывать в реальном времени большие объемы информации, неизбежно сопровождающие этот процесс.

После того как объект идентифицирован, появляется связь между самим объектом и его представлением в памяти. Можно использовать эту связь для добавления информации об объекте в память или, наоборот, получения информации из памяти. Что нам это может дать применительно к производственному процессу? А это как раз и есть объективный механизм фиксации действий с выпускаемым изделием и источник эталонных данных (из памяти системы) для проведения проверок на соответствие.

Таким образом, для каждого объекта всегда имеется информация об истории его происхождения и пройденный им путь (прошлое), местонахождение в настоящий момент (настоящее), а также точка назначения его дальнейшего следования по производственной цепочке (будущее).

Имеющийся на настоящий момент набор данных позволяет управлять дальнейшим перемещением объекта. Так собранная информация становится основой для оперативного управления производством.

Рассмотрим кратко, как это должно происходить в реальном производстве.

Для объектов, которые поступают извне, на этапе их регистрации фиксируется поставщик, партия поставки, параметры, полученные при входном тестировании. Здесь же они сравниваются с требуемыми параметрами, и по результатам сравнения автоматически делается вывод о годности этих объектов к дальнейшему использованию.

При хранении на складе будет зафиксирована дата прихода и расхода, что при необходимости можно использовать для определения срока годности. Кроме того, если склад оборудован системой контроля критичных для хранения параметров окружающей среды, они также будут зарегистрированы с привязкой к каждому объекту хранения.

На операциях механической обработки система запомнит материал, режимы обработки, используемый инструмент и оборудование. Если обработка проводится по автоматической программе, ее версия также будет сохранена с привязкой к обрабатываемой детали.

На сборочных операциях в базу данных поступит информация о номерном составе составляющих сборочную единицу компонентов, комплектующих и материалов. Будут зафиксированы используемые приспособления и программы для сборочных автоматов.

На контрольных операциях измеренные параметры будут сравниваться с допустимыми границами, причем в памяти системы сохранятся и измеренные, и контрольные значения.

Специальное программное обеспечение не позволит принять несоответствующую продукцию работнику ОТК (или при проведении любой промежуточной контрольной операции), а если это по каким-либо причинам произойдет, виновники (и допустивший, и «пропустивший» брак) будут известны. Последний факт позволяет сделать вывод, что автоматизированная система обладает еще и дисциплинирующим воздействием на персонал.

В случае возникновения брака дальнейшее движение изделия запрещается до устранения ошибки. Тип и локализация дефекта фиксируются.

Система может быть оборудована программными средствами, останавливающими процессы, которые приводят к массовому браку, или предупреждающими его возникновение. Это возможно благодаря анализу событий и измеренным характеристикам изделий в реальном времени. Например, такое программное обеспечение может потребовать остановки технологического процесса при критическом снижении влажности воздуха в помещении или падении давления в пневмосистеме. В случае невыполнения этого требования вышестоящее руководство получит соответствующее оповещение, а измеренные критические параметры будут зафиксированы с привязкой к выпущенным в этот период изделиям.

В результате на каждое изделие собирается подробнейшее «досье» (рис. 6).

Рис. 6. Сбор данных об объекте и их использование

Как могут быть использованы полученные данные?

  1. Мониторинг производства для принятия оперативных решений. Как правило, на уровне производственных процессов (в цехе) объем, содержание и временные рамки работ уже определены. Основная задача оперативного планирования — отрегулировать эти процессы так, чтобы выполнить задание в срок. Коррекция распределения заданий по рабочим местам будет тем эффективней, чем более достоверной и своевременной текущей информацией будет обеспечена система планирования.
  2. Контроль соответствия требованиям документации. Задача решается c применением идентификации объекта (выпускаемого изделия) по следующим направлениям: выдача технической документации на рабочие места, выбор управляющих программ для оборудования, использование требуемых критериев контроля и наборов контролируемых параметров, проверка состава изделия по номерам составных частей. В частности, может быть сформирован электронный технологический паспорт (рис. 7) в соответствии с действующей на производстве системой качества.

Рис. 7. Фрагмент технологического паспорта изделия, созданного в информационной системе

После завершения производства накопленную информацию можно использовать и на следующем этапе жизненного цикла изделия — при регламентных работах или для разрешения проблем при эксплуатации, гарантийном и послегарантийном обслуживании.

Все, что говорилось об индивидуальном объекте, можно применить к группе (партии) объектов, если идентификация каждого отдельного объекта представляется нерациональной или затруднительной.

В заключение еще раз обозначим основные преимущества автоматического сбора данных при прослеживании:

  • Объективная фиксация данных (исключение человеческого фактора).
  • Сбор данных осуществляется по каждому изделию (номеру) и каждой операции с ним.
  • Объем собираемых данных в десятки раз выше, чем при заполнении вручную сопроводительной накладной.
  • Данные хранятся в электронном виде, это обеспечивает неограниченный срок хранения, быстроту и удобство доступа к ним.
  • Возможность автоматического принятия решения по принципу «годен/не годен» на основании сравнения требуемых и полученных свойств изделия.
  • Результат проверок можно использовать в реальном времени (отчеты, диспетчеризация производства, управление качеством).
  • Сигнализация о критических отклонениях непосредственно в момент их обнаружения.

Мировое развитие производства демонстрирует неуклонный рост решений для обеспечения высоких качественных показателей. Выпуск современной продукции с тенденцией ее постоянной миниатюризации и усложнения требует применения не только оборудования, соответствующего времени, но и современной организации управления производством. А задача остается во все времена неизменной: качественно произведенное изделие должно отвечать всем требованиям, которые были заложены в техническом задании и технической документации.

tech-e.ru

Основной закон 12+

Осень 1993 года, танки обстреливают Белый дом. Многие помнят эти события по хроникальным кадрам, но не все знают, что кризис 93-го был не в последнюю очередь вызван тем, что старая Конституция изжила себя вместе с коммунистическим строем и страной Советов, а новая – только рождалась.

Конфликт 1993 года в научно-исторической литературе так и называется — «Конституционный кризис». Кризис новой, только-только сформировавшейся демократической России, народ которой больше не хотел жить в соответствии с навязанной сверху идеологией, как это было при СССР.

Незадолго до этого, на стыке 80-х и 90-х , страна поголовно прильнула к экранам телевизоров, следя за дебатами, которые разворачивались в зале заседания очередного Съезда народных депутатов. В марте 1990 года на III съезде Михаил Горбачёв был избран президентом Советского Союза, а вновь избранный тем же съездом председатель комитета конституционного надзора Сергей Алексеев решительно выступил за скорейшее принятие новой Конституции, без которой страна могла впасть в кризис, из которого нельзя было не выбраться.

Страсти вокруг принятия этого важнейшего в жизни государства документа кипели поистине нешуточные.

Вариантов текста новой Конституции было несколько. Один из них был разработан Сергеем Алексеевым и Анатолием Собчаком под эгидой «Российского движения демократических реформ». Над своим, авторским проектом, работал и академик Сахаров. Другой вариант предложили парламентарии, но работа над ним забуксовала из-за многочисленных споров и разногласий.

Стало ясно, что проектирование основного закона может продолжаться до бесконечности, и Борис Ельцин принял решение прервать свое сотрудничество с Конституционной комиссией. Он созвал Конституционное совещание, в ходе работы которого был согласован окончательный вариант Конституции. Подготовленный проект, основными авторами которого стали Сергей Алексеев, Анатолий Собчак и Сергей Шахрай, был вынесен Ельциным на всенародный референдум и в дальнейшем стал действующей Конституцией Российской Федерации.

Больше двадцати лет спустя историю принятия Конституции Российской Федерации, ее основные постулаты, а также будущее основного закона страны в фильме НТВ обсудят авторы Конституции, непосредственные свидетели и участники тех событий, известные государственные и общественные деятели, а также российские и зарубежные эксперты.

www.ntv.ru

Тема урока «Конституция – основной закон государства»

Истина – дочь времени, а не авторитетов.
Ф. Бэкон.

Цель урока: Повторение и закрепление полученных знаний по теме. Формирование умений и навыков по принятию решений в конкретных ситуациях. Активизация творческого мышления. Преодоление психологического барьера. Совершенствование индивидуальных и коллективных форм взаимодействия.

Задачи урока: В нестандартной ситуации повторить знание Основного закона. Воспитать правовую культуру учащихся.

Тип урока: нестандартный.

Технология: Элементы игровых технологий.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная. Класс делится на три группы.

Методы обучения: метод научного познания, частично-поисковый.

Год 2010 войдёт в историю Казахстана многими событиями. Одной из главных дат в этом ряду – 15-летие Конституции Республики Казахстан.

Историческая справка по истории Конституций. Приложение 1.

Древнегреческий мыслитель Платон две с половиной тысячи лет назад указывал 4 качества, необходимых для устройства государства:

1 ) Мудрость – это знание, с помощью которого можно решать не мелкие, а общегосударственные вопросы.

2) Рассудительность – разумные и благопристойные граждане.

3) Мужество – воины, которые должны защищать интересы государства.

4) Справедливость – это то, что связывает воедино все части государства, не давая ни одной из них выйти из заданного законом режима.

Таким образом, закону отводилась главная роль в государстве.

Основное содержание Конституции мы повторим с помощью игры.

Первая игра: “Аукцион”.

В зависимости от выбранного вопроса команда может получить 5, 4, 3, 2, 1 балл, если правильно ответили на выбранный вопрос. Если на вопрос не смогли ответить, то -5, -4, -3, -2, -1 балл. Оценка 0 в данной игре не существует.

Формат игры: на табло указаны 8 разделов по 5 вопросов в каждом. Каждый вопрос обладает разной стоимостью. Каждой группе в процессе игры необходимо ответить на 13 вопросов, планируя ход игры таким образом, чтобы набрать как можно большее количество баллов. Каждая группа получает лист контроля и учета. Приложение 2.

Вторая игра: “Договор”

Формат игры: группы получают листы: “Права граждан, закреплённые в Конституции”.

Права граждан Республики Казахстан, провозглашенные Конституцией Республики Казахстан.

Право на юридическую помощь.
Право на судебную защиту.
Право на условия труда, отвечающие требованием безопасности и гигиены.
Право на жизнь.
Право на медицинское обслуживание.
Право на образование.
Право на ходатайство о помиловании.
Неприкосновенность частной жизни.
Право на личную и семейную тайну.
Право на тайну личных вкладов.
Право на тайну телефонных разговоров, телеграфных сообщений.
Право не указывать свою партийную и религиозную принадлежность.
Право на пользование родным языком.
Право на получение и распространение информации, не запрещенным законом способом.
Право на свободное перемещение по территории Республики Казахстан.
Право на свободу совести.
Право на свободу объединений.
Право на отдых.
Право на жилище.

Задание: Из перечня прав подчеркнуть те, которые вы считаете самыми главными (3 мин. на обсуждение). Затем делегировать участника своей команды в новую группу. Таким образом , образовалась новая группа из трёх человек. Задание данной группе: Выбрать из перечня прав (теперь их по 5 от каждой команды) те, три права, которые считаете самыми важными в жизни человека.

Пока делегаты групп совещаются, с классом проводится сказочная викторина: “Какое право нарушено?”

  1. Царь Салтан приказал сбросить в море жену с младенцем (право на жизнь и личную неприкосновенность).
  2. Хоттабыч на тысячу лет заточен в кувшин (право на свободное передвижение).
  3. Буратино, схватив крысу за хвост, нарушил её право на (личную неприкосновенность).
  4. Иван Царевич, украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на (владение имуществом)
  5. Балда, нанявшись на работу к попу, воспользовался своим право на (труд).
  6. В сказке Маршака “Двенадцать месяцев” нарушено право ребёнка (на заботу и попечение родителей).
  7. В сказке Ш. Перо нарушено право Золушки (на отдых).
  8. В сказке Михалкова “Три поросёнка” нарушено право (спокойно жить в своём доме).
  9. В сказке Х. Андерсена “Гадкий утёнок” нарушено право ребёнка (на индивидуальность “Ребёнок не обязан быть как все” ).
  10. Доктор Айболит помогал зверям Африки осуществить своё право на (медицинское обслуживание).

Делегаты команд защищают свой выбор.

Задание № 1: “Рабочий день Президента”. Робота в группах. Найдите ошибки в следующем тексте:

Собираясь на работу, Президент проверил, взял ли с собой депутатский мандат. Обратился с Посланием к народу. Назначил очередные выборы в нижнюю палату парламента. Председательствовал на заседании Правительства. Посетил собственный ресторан.. Отменил решение акима области. Заплатил партийные взносы. Принял верительные грамоты послов, подписал закон. Совершил поездку на военный полигон. Принял Экс-Президента РК по его просьбе.

Задание № 2: “Путь закона”. Работа в группах. Расставьте в правильной последовательности этапы принятия закона РК.

А. Подписание закона Президентом.
Б. Законодательная инициатива.
В. Обсуждение законопроекта в Мажилисе.
Г. Обсуждение законопроекта Сенатом.
Д. Опубликование закона.
Е. Принятие закона парламентом.

Вывод: Конституция – это Основной закон страны, все принимаемые законы должны ориентироваться на Конституцию и не могут ей противоречить. Перед Конституцией стоят три задачи: 1. Закрепить и гарантировать права человека. 2. Упорядочить государственную власть, используя “непревзойдённое изобретение человечества” принцип разделения властей. 3. Утвердить правосудие – независимую и сильную власть, защищающую права человека.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Сборник внеклассных мероприятий по теме «Конституция Российской Федерации – основной закон государства»

Цель:

  • способствовать формированию у учащихся представления о правах человека как главной общечеловеческой ценности;
  • формировать у учащихся представление о том, что каждый человек должен знать свои права и основные документы, в которых эти права закрепляются;
  • развивать творческую активность и побуждать учащихся к самостоятельному мышлению;
  • воспитывать уважительное отношение к правам других людей

В турнире принимают участие 5 команд по 5 человек ( 8-х -9-х классов)

Каждая команда имеет свой порядковй номер.

Жюри: Председатель жюри Заместитель директора по БЖ

Члены жюри: учитель истории; педагог – организатор; зам. директора по социальным вопросам.

Система оценок: за каждый правильный ответ до трех баллов.

Из всех юридических документов наиболее известны широкому кругу граждан конституции. Вряд ли вы найдете человека, который не слышал бы о том, что в его государстве есть конституция.

Конституцией гордятся, на них клянутся, ими укрепляют государственную власть.

Конституция — это своеобразный договор между народом, обществом и властями, государством. Народ стремится зафиксировать в ней возможно больше прав и свобод Власть утверждает такие формы правления , которые позволяют ей успешно выполнять врученные обществом функции и обеспечить реализацию принципов социальной справедливости .

Конституция – это основной закон государства. Она определяет государственное устройство, регулирует образование законодательных и исполнительных органов власти, устанавливает принципы избирательной системы , фиксирует права и обязанности граждан.

Конституция Российской Федерации принята 12 декабря 1993 года.

Первое задание командам.

У вас на столе лежит “Конституция Российской Федерации” и таблица за три минуты командам необходимо выписать из Конституции наибольшее количество статей , в которых говорится о правах и свободах граждан и подписать какие права и свободы гарантирует эта статья.

Второе задание командам.

Каждой команде будет представлен отрывок из художественного произведения. Команда должна объяснить какие права и свободы , согласно Российской Конституции , были нарушены .

Если команда не ответила, или ответила неправильно, отвечать может команда под следующим номером и т. д.

Задание 1-й команде

“Сказка о царе Салтане …” ( А.С. Пушкин )

…Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую-
И привез гонец хмельной
В тот же день приказ такой:
“Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром ,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод.”

( Ответ: “Нарушение права на неприкосновенность частной жизни и права на личную неприкосновенность.)

Задание 2-й команде

Какие конституционные права были нарушены?

“Сказка о золотом петушке” ( А.С. Пушкин )

Молвил царь ему, — что скажешь?
Подь поближе! Что прикажешь?”-
“Царь! – ответствует мудрец,-
Разочтемся наконец.
Помнишь? За мою услугу
Обещался мне как другу,
Волю первую мою
Ты исполнить, как свою.
Подари ж ты мне девицу
Шамаханскую царицу..”
Крайне царь был изумлен.
………………………
Полно, знаешь ли, кто я?
Попроси ты от меня
Хоть казну, хоть чин боярский,
Хоть коня с конюшни царской,
Хоть пол царства моего!”-
“Не хочу я ничего!
Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу”,-
Говорит мудрец в ответ.
Плюнул царь:”Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь.
Сам себя ты грешник, мучишь;
Убирайся, цел пока!
Оттащите старика!”
Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон. – Вся столица содрогнулась

( Нарушено право на жизнь и личную неприкосновенность, невыполнение обязательств по договорам ( гражданское право))

Задание 3-й команде

Поэма А.С. Пушкина

Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А серый волк ей верно служит

( Нарушено право на свободу и личную неприкосновенность)

Задание 4-й команде

А.С. Пушкин “ Сказка о золотой рыбке

Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась;
Опять к рыбке старика посылает:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей”.
Испугался старик, взмолился:
“Что ты баба , белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь!
Насмешишь ты целое царство”.
Осердилась пуще старуха,
По щеке ударила мужа:
“ Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?

( Нарушено право на личную неприкосновенность и оскорбление действием.)

Задание для пятой команды

Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно

А сороки — белобоки
Поскакали по полям ,
Закричали журавлям:
“Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!”
Наступила темнота,
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал –
Заблудился и пропал.

Плачет серый воробей:
Выйди солнышко скорей!
Нам без солнышка обидно –
В поле зернышка не видно!”

( Нарушено право на благоприятную окружающую среду )

Третье задание командам

Каждой команде будет предложен кроссворд и для его решения выделяется 5 минут, а болельщикам будет предложена мини — викторина на знание истории конституции и Конституции Российской Федерации.

За каждый правильный ответ зрители получают жетон. Призами награждаются зрители получавшие более трех жетонов.

Четвертое задание командам.

Из детских книг, которые находятся у вас на столах найти примеры:

  • Нарушения права на отдых;
  • Нарушение права на жизнь и личную неприкосновенность;
  • Нарушение права на неприкосновенность частной собственности ;
  • Нарушение права на неприкосновенность частной жизни;

( “Золушка”, “Три поросенка”, “Багаж”, “Красная шапочка”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, “Серая шейка”

Пятое задание командам

Создайте свое государство. Определите структуру власти и полномочия.

Определите какими бы главными правами вы бы наделили своих граждан, что бы они жили счастливо!

Пока жюри подводит итоги. Музыкальная пауза.

Вопросы для зрителей

Одновременно с речью ведущего вопросы будут появляться на экране интерактивной доски

  1. Конституция какой страны считается самой первой ?( США)
  2. В какой развитой европейской стране до настоящего времени нет писаной Конституции?( Великобритания)
  3. Какое второе название конституционного права ?( Государственное право)
  4. Сколько конституций было принято в нашей стране после революции 1917 года?( 4 )
  5. Сколько конституций было принято в США со времени принятия независимости?( 1)
  6. Сколько глав в первом разделе Конституции Российской Федерации( 9 глав )
  7. Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в России?( народ)
  8. Кто, что является высшей ценность в государстве по Конституции Российской Федерации?( народ)
  9. Какие формы собственности , признаваемые и защищаемые государством указаны в Конституции?( частная, личная, государственная, муниципальная, иностранных граждан)
  10. Какой раздел считается важнейшим в конституциях цивилизованных , демократических государств? ( права и свободы человека )
  11. Что кроме прав человека и гражданина закреплено во второй главе Конституции?( обязанности)
  12. Какая обязанность закрепленная в Конституции касается только части граждан Российской Федерации?( служить в армии)
  13. Чем является по государственному устройству Россия?( федерацией)
  14. Чем является Россия по форме правления?( республика )

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Популярное:

  • Скб банк жалобы Отзывы о СКБ-Банке В сентябре мне пришло смс уведомление о том, что мне пришел перевод от "Золотой короны". На следующий день я пошла в СКБ банк и получила деньги от неизвестного мне человека, в размере двух тысяч рублей. Я так […]
  • Доставка из китая контейнер растаможка Растаможка грузов из Китая Растаможка грузов из Китая является неотъемлемой частью поставок товаров из Поднебесной. Не понимая специфики прохождения таможни, можно легко допустить ошибку, которая повлечет за собой неизгладимые […]
  • НачфинРу пенсия НачФин.info " rel="nofollow"> Печать E-mail Подробности Категория: Интересные статьи Опубликовано: 20 апреля 2017 Автор: Марина Байдак Просмотров: 13936 Всем известная реформа денежного довольствия 2012 года, когда […]
  • Сколько налог с 100 л Как рассчитать транспортный налог в 2018 году Добрый день, уважаемый читатель. Сегодня речь пойдет о том, как рассчитать транспортный налог для любого автомобиля. Конечно же некоторые автовладельцы могут поставить под сомнение […]
  • Налог на прибыль в 2012г Ставки налогов в 2012 году в России. Настоящий текст, представляет собой краткую упрощенную справку по ставкам основных налогов, действующим в России в 2012 году. Текст не претендует на всеохватность и идеальную точность, за […]
  • Таможенные правила китай Китай является одной из самых посещаемых стран мира, ежегодно привлекающей множество туристов. Процедура таможенного контроля здесь максимально упрощена: если вы четко следуете таможенным правилам, то занимает она обычно не […]
  • Можно ли поменять нотариуса по наследственным делам Возможно сменить нотариуса при уже открытом наследственном деле? Прошлым летом было открыто наследственное дело по наследству моего отца. Наследников по закону двое - я и моя мать. По имуществу в Московском регионе свидетельства […]
  • Исковое заявление о взыскании единовременного пособия при рождении ребенка Заявление на алименты Материальную помощь ребенку от отдельно проживающего родителя именуют «алиментами». Заявить на алименты можно двумя способами: добровольным — при согласии второго родителя без принуждения оказывать […]