Основные доходы в рф налоги

Основные налоги России

Индивидуальный подоходный налог

Индивидуальный подоходный налог (налог на личные доходы) является вычетом из доходов (обычно годовых) налогоплательщика — физического лица. Это один из основных видов прямых налогов. Существующий порядок налогообложения физических лиц определяется законом Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. «О подоходном налоге с физических лиц». Плательщиками подоходного налога являются физические лица как имеющие и не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации, включая иностранных граждан, так и лица без гражданства. Объектом налогообложения физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году.

Законом предусматривается довольно обширный перечень доходов, не подлежащих налогообложению. Например, не подлежат налогообложению: государственные пособия по социальному страхованию и социальному обеспечению (кроме пособий по временной нетрудоспособности); все виды пенсий, назначенных в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации. Не включаются также в совокупный доход: доходы в денежной и натуральной форме, полученные от физических лиц в порядке наследования и дарения; стоимость подарков, полученных от предприятий, учреждений и организаций в течение года в виде вещей или услуг, не превышающая сумму 12-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Предусматривается уменьшение налогооблагаемого дохода с учетом различного кратного минимального уровня оплаты труда в месяц для различных категорий лиц. Совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, уменьшается также на суммы расходов на содержание детей и иждивенцев в пределах установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за каждый месяц с учетом возраста.

Не облагаются налогом суммы, полученные физическими лицами и перечисленные ими на благотворительные цели.

Работающие граждане, кроме подоходного налога, платят еще 1% зарплаты в пенсионный фонд. Определение совокупного годового дохода осуществляется на основе декларации, заполняемой самостоятельно физическим лицом и представляемой налоговому органу по месту постоянного жительства не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

Налог на прибыль

Налог на прибыль— основной вид налога юридических лиц. Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, в том числе бюджетные, представляющие собой юридические лица, независимо от подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы предприятия, их филиалы, а также созданные на территории России предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения, компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств и осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Объектом обложения налогом является балансовая прибыль (валовая прибыль минус НДС, себестоимость произведенной продукции и все убытки). В этой связи важным моментом является правильное определение затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Налогооблагаемая прибыль уменьшается с учетом льгот, предусмотренных законодательством (если прибыль направляется на финансирование капитальных вложений, природоохранные мероприятия, на содержание объектов социального назначения, благотворительные цели).

Особые льготы, помимо общих, установлены для малых предприятий: из налоговой базы исключается прибыль, которая направляется на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, на освоение новой техники и технологии; освобождение на первые два года работы от уплаты налога на прибыль предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, производству товаров народного потребления и т. д.

Важным моментом налогообложения является то, что для арендных предприятий, созданных на основе аренды имущества государственных предприятий и их структурных подразделений, сумма налога на прибыль уменьшается на сумму арендной платы, подлежащей в установленном порядке взносу в бюджет.

Законом предусмотрены особенности определения прибыли иностранных юридических лиц. Налогообложению подлежит только та часть прибыли иностранного юридического лица, которая получена в связи с деятельностью на территории РФ.

Предприятия, организации и иностранные юридические лица платят налог на прибыль в размере 32%; биржи и брокерские конторы, а также предприятия по прибыли от посреднических операций и сделок — 45%. В случае если не представляется возможным определить прибыль, полученную иностранным юридическим лицом от деятельности в РФ, налоговый орган вправе ее рассчитывать исходя из нормы рентабельности 25%.

Налоги на товары и услуги и налог на добавленную стоимость

Действуют налоги на товары и услуги (прежде всего таможенные пошлины, акцизы) и налог на добавленную стоимость (НДС).

Переход к рыночным отношениям обусловил необходимость появления новых налогов, непосредственно связанных с формированием стоимости. Таким налогом является налог на добавленную стоимость. Добавленная стоимость включает в себя в основном оплату труда и прибыль и практически исчисляется как разница между стоимостью готовой продукции, товаров и стоимостью сырья, материалов, полуфабрикатов, используемых на их изготовление. Кроме того, в добавленную стоимость включается амортизация и некоторые другие элементы. Таким образом, налог на добавленную стоимость, создаваемый на всех стадиях производства, определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг производства и обращения и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки.

Плательщиками НДС являются предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридического лица. Плательщиками налога на добавленную стоимость являются также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, при условии, что их годовая выручка от реализации товаров (работ, услуг) превышает 500 тыс. руб.

Стоимость, добавленная в процессе работы над имеющимися предметами труда, облагается налогом с добавленной стоимости. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, который приобретает потребитель. Таким образом, всю тяжесть этого налога несет конечный потребитель.

Объектами налогообложения являются также товары, ввозимые на территорию России в соответствии с установленными таможенными режимами, исключая гуманитарную помощь.

Законом определен перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога. Этот перечень является единым на всей территории Российской Федерации. Освобождаются от налога на добавленную стоимость: услуги в сфере народного образования, связанные с учебно-производственным процессом; услуги по уходу за больными и престарелыми; ритуальные услуги похоронных бюро; услуги учреждений культуры и искусства, религиозных объединений; театрально-зрелищные, спортивные и другие развлекательные мероприятия. Освобождаются от уплаты НДС научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет государственного бюджета, и хоздоговорные работы, выполняемые учреждениями народного образования.

Налог на добавленную стоимость взимается с фирм-продавцов товаров и услуг в процентах (от 5 до 8% стоимости их товара) и распространяется на наиболее ходовые товары и услуги.

Акциз является косвенным налогом, включаемым в цену товара, и оплачиваемым покупателем. Акциз как налог на добавленную стоимость введен в действие с 1 января 1992 г. при одновременной отмене налога с оборота и налога с продаж.

Это сравнительно новая для нас, но общепринятая в мировой практике форма изъятия сверхприбыли, получаемой от производства товаров со значительной разницей между ценой, определяемой потребительной стоимостью, и фактической себестоимостью. Рыночная экономика неизбежно порождает необходимость в акцизах.

Плательщиками акцизов являются все находящиеся на территории РФ предприятия и организации, реализующие вышеназванные товары, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Объектом налогообложения является оборот (стоимость) подакцизных товаров собственного производства, реализуемых по отпускным ценам, включающим акциз: винно-водочные изделия, этиловый спирт из пищевого сырья, пиво, табачные изделия, легковые автомобили, грузовые автомобили, ювелирные изделия, бриллианты, изделия из хрусталя, ковры и ковровые изделия, меховые изделия, а также одежда из натуральной кожи. Сумма акциза учитывается в базе обложения налогом на добавленную стоимость.

Отдельные товары акцизами не облагаются. Ставки акцизов утверждаются правительством Российской Федерации и являются едиными на всей территории России.

Поимущественные налоги

Действуют поимущественные налоги, прежде всего налоги на имущество, дарения и наследство.

Важное место в налоговой системе занимает налог на имущество предприятий, который в перспективе должен получить дальнейшее развитие. Данный налог относится к числу республиканских и краевых налогов РФ.

Плательщиками этого налога являются предприятия, учреждения (включая банки и кредитные учреждения) и организации, в том числе с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими лицами; их филиалы, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также международные объединения и организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, постоянные представительства и другие обособленные подразделения иностранных фирм, банков и организаций, расположенных на территории РФ. Объектом налогообложения является имущество предприятия в стоимостном выражении, находящееся на его балансе. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятий.

Налогом на имущество предприятий не облагаются: имущество бюджетных учреждений и организаций, адвокатов; предприятий по производству и хранению сельскохозяйственной продукции; жилищно-коммунального и другого городского хозяйства и т. д.

Налог на имущество предприятий

Ставки налога на имущество предприятий определяются в зависимости от видов их деятельности. Однако предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не может превышать 2% налогооблагаемой базы. Не разрешается устанавливать ставку налога для отдельных предприятий. Исчисляемая сумма налога вносится в виде обязательного платежа в бюджет (республики, края, области) в первоочередном порядке с отнесением на финансовые результаты деятельности предприятия.

Налог на имущество физических лиц.

Действует налог на имущество физических лиц. Плательщиками этого налога являются физические лица: граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории Российской Федерации в собственности определенное имущество, являющееся объектом налогообложения

Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения

Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, распространяется на следующие объекты налогообложения: жилые дома, квартиры, дачи, транспортные средства, предметы антиквариата, ювелирные изделия. Согласно закону плательщиками являются физические лица, которые принимают имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения. Размер всех этих налогов определяется задачей перераспределения богатства. В некоторых странах налоги на имущество, дарения и наследство включаются в акцизные сборы, взимаемые при совершении сделок.

Социальные налоги

Социальные налоги (социальные взносы) охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые частично осуществляются самими работающими, частично — их работодателями.

econtool.com

ОСНОВНЫЕ БЮДЖЕТООБРАЗУЮЩИЕ НАЛОГИ

Налог на добавленную стоимость является одним из основных бюджетных доходов: его доля в налоговых поступлениях федерального бюджета составляет примерно 50%. В России налог на добавленную стоимость стал взиматься с 1 января 1992 г.

1 аргаиюшми Таможенная

пошлина и таможенные сборы Налог на воспроизводство

Единый социальный ь

«лиц щ Земельный налог * Налог на

наследование или дарение

Налог на имущество организаций ‘

Налог на недвижимость

Налог на доходы фшнчееккх ЛКЦ

Налог на доходы от капитала

Налог на рекламу

Налог на дополнительны А доход от добычи углеводородов

Сбор за право эолиовадия объектами животного мира и водными

Г осударгтяеннял пошлина Экологический

Налог на игорный бизнес

В настоящее время регулируется 21 главой Налогового кодекса РФ.

Плательщики. Плательщиками являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также лица, импортирующие налогооблагаемую продукцию. Иностранные юридические лица имеют право исполнять обязанности плательщика НДС. Впервые введено понятие налогового агента в целях более полной уплаты налога в бюджет (например, при аренде государственного и муниципального имущества).

Объект налогообложения. Данный налог является налогом на широкое потребление, поэтому наряду с реализацией товаров (работ, услуг) объектом обложения налогом является собственное потребление, строительно-монтажные работы, импорт товаров и некоторые другие объекты.

Налоговая база. Налоговой базой является стоимостная оценка объектов обложения, при этом используется в основном оценка по «рыночной цене». При исчислении базы НК РФ разрешает производить вычеты, уменьшающие налоговую базу. Отдельные операции, которые носят социальный характер, не облагаются НДС; их перечень приводится в Налоговом кодексе. Не облагаются также финансовые и страховые операции.

Ставки налога. НК РФ установил три ставки налога:

20% — основная ставка;

10%— ставка на ограниченный перечень товаров, приведенный в Кодексе (некоторые продуюы питания и товары для детей);

0% — ставка для экспортируемых товаров и связанных с ними услуг.

Предусмотрены две расчетные ставки (9,09 и 16,67%), связанные с основными ставками. Их использование жестко регламентировано НК РФ.

От налога освобождены операции, если места их осуществления не связаны с территорией РФ.

Налоговый период. По данному налогу налоговый пери-

[ месяц, однако допускается и квартал, если выручка хо-

йствуюшего субъекта не превышает 1 ООО ООО руб. в месяц. 1Я Порядок расчета налога. Из начисленного налога (ставка именительно к налоговой базе) разрешено произвести вычеты ранее уплаченного налога, при одновременном выполнении ряда условий, среди которых:

лицо должно являться плательщиком налога;

товар оплачен и потреблен для извлечения дохода;

выписан счет-фактура— специальный налоговый документ.

Сроки уплаты налога. Срок уплаты налога — не позднее 20 числа месяца, следующего за окончанием налогового периода.

Акцизы являются одним из видов косвенных налогов, которые играют важную роль в налоговой системе России, являясь важным источником доходов как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов Российской Федерации. Отличительной особенностью акцизов от других видов налогов является то, что они взимаются только с отдельных видов товаров (продукции) путем включения акцизов в цены этих товаров (продукции).

Можно выделить следующие причины осуществляемого государством регулирования: —

ограничение потребления товаров, наносящих ущерб здоровью человека и состоянию окружающей среды; —

потребность в перераспределении доходов высокооплачиваемых слоев населения, которые могут позволить себе приобретение престижных дорогих товаров, спрос на которые мало эластичен по цене; —

потребность перераспределения высоких доходов от изготовления и реализации отдельных видов продукции, на производство (добычу) которых государство имеет монополию (нефть, природный газ).

Второе и третье места по поступлениям в федеральный бюджет с незначительным разрывом делят акцизы и налог на прибыль.

Таким образом, на сегодняшний день акцизы являются вторым по своему значению фискальным инструментом (после НДС), обеспечивающим стабильные поступления налогов в бюджет Российской Федерации.

В Российской Федерации введено начисление акцизов по методу отгрузки подакцизных товаров. Налоговое обязательство появляется у налогоплательщика с момента отгрузки товаров. Этот механизм позволяет избежать ситуации, когда товар произведен и отгружен потребителям, а оплата не производится в течение длительного времени или же вообще не осуществляется, так как покупатель, которому отгружен товар, отказывается от того, что он получил его, или данный покупатель вообще отсутствует, и, как правило, оперативнорозыскные меры по выявлению этого покупателя не приносят желаемого эффекта, а у поставщика, исходя из ранее действовавшего закона, не возникало обязательства по начислению и уплате акцизов.

Кардинально ужесточен механизм предоставления налоговых льгот по экспортируемым подакцизным товарам. По таким товарам начисление и уплата акцизов в бюджет производятся в порядке, предусмотренном для подакцизных товаров, произведенных и реализованных на территории Российской Федерации. При этом сумма акцизов, начисленная и уплаченная налогоплательщиками в бюджет, засчитывается им в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих поступлений налогов только после документального подтверждения налоговому органу в течение 180 дней с момента отгрузки факта вывоза таких товаров.

Расширена сфера применения специфических ставок, а также ставок акциза на алкогольную продукцию в зависимости от объемной доли этилового спирта, что позволило ликвидировать условия, позволяющие продавать подакцизные товары по заниженным ценам.

Кроме того, в законодательство введены нормы прямого действия, которые определяют перечень ювелирных изделий и спиртосодержащей продукции, являющихся подакцизными.

Плательщики. Плательщиками являются юридические и физические лица, производящие подакцизные товары, а также импортеры подакцизной продукции.

Объект налогообложения. Под объектом налогообложения понимается не только реализация, но и передача в уставный капитал подакцизной продукции, собственное потребление и использование данной продукции для производства неакцизной продукции. Объект обложения возникает в момент отгрузки подакцизной продукции, вне зависимости от учетной политики для целей налогообложения.

Налоговая база. Налоговой базой является стоимостная оценка объектов обложения, при этом используется в основном оценка по «рыночной цене». Но шире применяются твердые ставки налога к натуральным измерителям. При этом в налоговую базу включаются любые выплаты, прямо или косвенно связанные с поставкой подакцизных товаров.

Ставки налога. НК РФ установил ставки, которые постоянно индексируются. Перечень подакцизной продукции и соответствующие им ставки приведены в НК РФ. С 1 января 2002 г., в связи с введением 26 главы НК РФ действует нижеприведенный перечень подакцизных товаров. Виды подакцизных товаров Налоговая ставка (в процентах или рублях и копейках за единицу измерения) Этиловый спирт-сырец из всех видов сыгья 14 руб. 11 коп. за 1 литр безводного этилового спирта Этиловый спирт из всех видов сырья 14 руб. 11 коп. за 1 литр безводного этилового спирта Алкогольная продукция с объемной Долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) и спиртосодержащая продукция 98 руб. 78 коп. за 1 литр безводного этилового спирта

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25% (за исключением вин) 72 руб. 91 коп. за 1 литр безводного этилового спирта Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9% (за исключением вин) 50 руб. 60 коп. за 1 литр’ безводного этилового спирта Вина (за исключением натуральных) 41 руб. 20 коп. за 1 литр^безГ водного этилового спирта Вина шампанские и игристые 10 руб. 58 коп. за 1 ли-ij

Вина натуральные (за исключением шампанских и игристых) 3 руб. 52 коп. за 1 литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта до 8,6% включительно 1 руб. 12 коп. за 1 литр Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 8,6% 3 руб. 70 коп. за 1 литр Табачные изделия: Табак трубочный 453 руб. 60 коп. за 1 кг Табак курительный, за исключением табака, используемого с качестве сы рья для производства табачной продукции 185 руб. 92 коп. за 1 кг Сигары 11 руб. 20 коп. за 1 штуку Сигариллы, сигареты с фильтром длиной свыше 85 мм 84 руб. за 1000 штук Сигареты с фильтром, за исключением сигарет длиной свыше 85 мм и сигарет 1, 2, 3 и 4-го классов по ГОСТу 61 руб. 60 коп. за 1 000 штук Сигареты с фильтром 1, 2, 3 и 4-го классов по ГОСТу 39 руб. 20 коп. за 1 000 штук Сигареты без фильтра, папиросы 11 руб. 20 коп. за 1 000 штук Ювелирные изделия 5% Автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.) включительно 0 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.) Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт(]50 л.с.) включительно 11 руб. 20 коп. за 0,75 кВт (1 л.с.) Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), 112 руб. за 0,75 кВт(1 л.с.)

тпііикльї с мощностью двигателя

1512 руб. за 1 тонну

^,.)ЗИН автомобильный с октановым числом_до^0;’_включительно_

2072 руб. за I тонну

616 руб. за 1 тонну

1680 руб. за 1 тонну

Масло для дизельных и (или) карбю- І^д^ньїх (инжекторных) двигателей

бензин автомобильный с иными октановыми числами_

Налоговый период. По данному налогу налоговый пери- ад календарный месяц.

Cvoku уплаты налога. Срок уплаты налога установлен в зависимости от вида товара и колеблется от 30 до 60 дней.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Плательщики налога. Плательщиков налога на прибыль (предприятия и организации) условно можно классифицировать на группы по определенным критериям. 1.

По специфике деятельности предприятия, учреждения, организации:

в) страховщики. 2.

а) юридические лица;

б) не имеющие юридического лица. 3.

По цели создания организации:

а) коммерческие, то есть создаваемые в целях получения максимальной прибыли;

В соответствии со ст. 50 Налогового кодекса России коммерческими организациями являются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Некоммерческие организации — это организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве ОСНОВНОЙ цели своей деятельности. Бюджетная организация пРедставляет собой один из видов некоммерческих организа-

ций, деятельность которых осуществляется на основании сметы доходов и расходов. Доходы бюджетных организаций получаемые от оказания платных услуг юридическим и физи’ ческим лицам как в рамках своей основной (уставной) дея тельности, так и от других видов деятельности, являются Доходами от предпринимательской деятельности и облагаются налогом на прибыль с суммы превышения доходов над расходами в общеустановленном порядке. 4.

а) предприятия, относящиеся к субъектам малого предпринимательства;

б) предприятия, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства.

Критерии отнесения предприятий к малым предприятиям установлены Федеральным законом от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов России, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не должна превышать следующие предельные уровни: 1)

в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек; 2)

в сельском хозяйстве и в научно-технической сфере ? 60 человек; 3)

в оптовой торговле — 50 человек; 4)

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек; 5)

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

Не являются плательщиками налога на прибыль:

. организации, по прибыли, полученной от предпринимаемой деятельности в области игорного бизнеса. Организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность области игорного бизнеса, признаются в соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 г. № 142-ФЗ «О налоге на игорный бизнес» плательщиками налога на игорный бизнес; •

предприятия, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сферах, переведенных нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности». Прибыль, полученная предприятиями, переведенными на уплату единого налога на вмененный доход, от иной деятельности, осуществляемой наряду с деятельностью на основе свидетельства об уплате единого налога, подлежит обложению налогом на прибыль в установленном порядке.

Объект обложения. В соответствии с главой 25 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль является валовая прибыль хозяйствующего субъекта, представляющая собой сумму прибыли (убытка) от реализации товаров (работ, услуг) и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму разрешенных расходов. Таким образом, валовая прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов, как с положительным, так и с отрицательным знаком.

Прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации товаров (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и разрешенными расходами, связанными с производством и реализацией товаров. Предприятия, осуществляющие

ЭКСПОРТНУЮ ДеЯТеЛЬНОСТЬ, При ИСЧИСЛеНИИ Прибыли ИЗ ВЫРУЧКИ от реализации продукции (работ, услуг) исключают экспортные тарифы.

В соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета определение выручки от реализации продукции (работ, услуг) производится В момент отгрузки продукции, выполнения работ, оказания услуг и предъявления покупателям и заказчикам расчетных документов. То есть необходимым и достаточным условием отражения выручки от реализации является отгрузка продукции, выполнение работ, оказание услуг, передача имущества, если в договоре не предусмотрен иной порядок перехода права собственности.

В то же время для исчисления налогов показатель выручки от реализации должен определяться в соответствии с выбранной организацией учетной политикой, принимаемой на длительный срок исходя из условий заключенных договоров по мере отгрузки продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг — метод начислений, при небольших объемах выручки допускается применение кассового метода.

В целях исчисления налога на прибыль вводится «налоговый учет». Все произведенные организацией затраты, непосредственно связанные с производством и реализацией продукции, обусловленные технологией производства, подлежат отражению в бухгалтерском учете в сумме фактических расходов, а для целей налогообложения — в пределах норм, нормативов и лимитов, утвержденных законодательными актами и прямой записью в налоговом кодексе. Таким образом, в налоговом учете валовая прибыль увеличивается на сумму превышения фактической себестоимости продукции над нормативной себестоимостью.

Льготы по налогу на прибыль. Налоговые льготы в совокупности не должны уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета налоговых льгот, более чем на 50%.

С 1 января 2002 г. большинство льгот отменены; остаются только срочные (ранее предоставленные на срок) льготы, а также перенос убытков на десять лет вперед с ограничением на размер суммы списания в текущем налоговом периоде.

Если предприятие осуществляет виды деятельности, прибыль от которых облагается налогом по разным ставкам, т° льготы по налогу на прибыль распределяются пропорцио сально выручке, полученной от каждого вида деятельности в обшей сумме выручки от реализации продукции.

Ставки. Ставка налога на прибыль предприятий, зачисляемая в федеральный бюджет России — 11%. В бюджеты субъектов России зачисляется налог на прибыль по ставкам, устанавливаемым законодательными органами субъектов России, не свыше 19%, а для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, страховщиков, бирж, брокерских контор, банков и других кредитных организаций — по ставкам не свыше 27%. Местные органы власти могут устанавливать дополнительную ставку в размере не более 5%. С 1 января 2002 г. — максимальная ставка налога не будет превышать 24% (7,5% — федеральный компонент, от 10,5% до 14,5% — региональный компонент, 2% — местный компонент). Кодексом предусмотрено применение иных ставок для различных видов дохода.

Налоговый период. По данному налогу установлен период — календарный год. Отчетный период — квартал, полугодие, девять месяцев.

Порядок исчисления и сроки уплаты налога. Сумма налога определяется плательщиками на основании данных налогового учета, данных бухучета самостоятельно. Организации уплачивают в бюджет в течение налогового периода авансовые взносы налога на прибыль, определяемые исходя из полученной суммы прибыли за отчетный период и ставки налога. Уплата в бюджет авансовых взносов налога на прибыль должна производиться не позднее 15 числа каждого месяца равными долями в размере 1/3 квартальной суммы указанного налога или ежемесячно по фактически полученной прибыли.

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ

Деятельность иностранных юридических лиц на территории Рф влечет определенные налоговые обязательства.

Несмотря на трудности развития экономики, Россия продолжает привлекать внимание иностранных предприятий многих стран мира. Этому способствует и развитие российского законодательства. Закон РСФСР от 04.07.91 № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР» определил правовые и экономические основы осуществления иностранных инвестиций на территории РФ. Этим законом иностранным предприятиям разрешено не только создавать предприятия с долевым или 100% участием своего капитала, но и непосредственно работать на территории России, открывая свои филиалы. С развитием рыночной экономики изменились и условия осуществления деятельности иностранных предприятий. Наряду с осуществлением представительских функций иностранные предприятия самостоятельно ведут предпринимательскую деятельность, выполняют работы, реализуют товары и услуги.

Порядок создания представительств и филиалов определяется законодательством. В соответствии с гражданским законодательством России представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его нахождения и осуществляющее защиту их интересов. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в т. ч. функции представительства. Таким образом, ни представительство, ни филиал не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшего их юридического лица и действуют на основании утвержденных им положений. Представительства иностранных фирм могут открываться лишь с особого

пазрешения, выдаваемого в зависимости от характера их дся-

пьности различными министерствами и ведомствами.

Наибольшее количество своих представительств в России чмеют иностранные юридические лица США (более 2 ООО), Кипра (более 1 ООО), Германии и Великобритании (около ] ООО каждая). Основными видами деятельности, осуществляемыми иностранными фирмами на территории РФ, являются строительная деятельность, оказание юридических и консультационных услуг.

[Российское налоговое законодательство рассматривает иностранные юридические лица как отдельную категорию налогоплательщиков^ отличие от российских юридических лиц иностранные фирмы являются налогоплательщиками по российскому законодательству только в части деятельности, осуществляемой на территории России. Иностранные юридические лица, как аккредитованные, так и неаккредитованные, начинающие вновь или осуществляющие свою деятельность в России, подлежат постановкегна учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности через представительство, филиал или любое другое подразделение/иностранное юридическое лицо обязано встать на учет и получить идентификационный номер налогоплательщика независимо от того, будет в дальнейшем эта деятельность признана налоговым органом подлежащей налогообложению или нет. Основанием для постановки на учет в налоговом органе служит сам факт начала осуществления иностранным юридическим лицом деятельности в России. Учет иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории России через отделения, производится путем включения их в Государственный реестр налогоплательщиков, ведение которого осуществляется налоговыми органами. Налоговый учет иностранных юридических лиц осуществляется на основе Дифференцированного подхода в зависимости от степени вовлеченности в предпринимательскую деятельность на территории России.^

Иностранное юридическое лицо может вести активную Деятельность, т. е. непосредственно выполнять работы и ока- зыватъ услуги, и пассивную (доходы, не связанные с деятельностью через отделения). В зависимости от активного или пассивного участия в деятельности на территории РФ суще ствуют различные формы постановки на учет.

I Иностранное предприятие может активно функционировать на территории РФ без постановки на учет в течение 1 месяца. Такая деятельность, как правило, имеет место при краткосрочных ремонтных работах. Доходы от их проведения подлежат налогообложению источником выплаты дохода.

Иностранные юридические лица по законодательству Рф являются плательщиками налога на прибыль и налога на имущество.

Налог на прибыль. Иностранные инвесторы действуют в налоговых условиях, аналогичных условиям, установленням для^российских юридических лиц^

Режим налогообложения прибыли регламентируется главой 25 НК РФ.

Иностранные юридические лица облагаются только в части доходов, полученных от самостоятельной деятельности^ России либо от источников в России. Основным положением, определяющим специфику режима налогообложения иностранных фирм, является положение о налогообложении прибыли постоянного представительства. Налоговый статус иностранной компании определяется налоговым органом на основании ежегодно представляемой годовой декларации о доходах и отчета о деятельности на территории РФ.

При определении прибыли иностранных юридических лиц учитываются следующие особенности ее формирования:

—V налогообложению подлежит только та часть прибыли иностранного юридического лица, которая получена в связи с деятельностью в РФ. Для целей налогообложения не учитывается прибыль иностранного юридического лица, полученная по внешнеторговым операциям, совершаемым исключительно от имени данного иностранного юридического лица; —

в случае, когда иностранное лицо осуществляет деятельность не только в РФ, но и за ее пределами и при этом не ведет отдельного учета, сумма прибыли может быть опреде на на основе расчета, согласованного налогоплательщиком

с налоговым органом; —

в случае, если не представляется возможным прямо оп- еделить прибыль, полученную иностранным юридическим лицом от деятельности в РФ, налоговый орган вправе рассчитывать ее на основании валового дохода или произведенных расходов.

Таким образом, для расчета прибыли иностранного юридического лица в связи с деятельностью в РФ применяют либо прямой метод, либо условные методы. При прямом методе прибыль определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и затратами по ее произвол- ству и реализации.

В состав доходов от внереализационных операций, также учитываемых в налогооблагаемой прибыли, включаются проценты по счетам в банках, доходы от сдачи имущества в аренду.

Состав затрат, учитываемых при исчислении прибыли, определяется в том же порядке, что и для российских юридических лиц.

При условных методах расчета прибыли иностранных юридических лиц, если прибыль определяется на основе понесенных расходов, связанных с деятельностью в РФ, применяется коэффициент 0,2.

При определении прибыли постоянного представительства необходимо помнить о принципе соответствия, т. е. доходы и расходы, полученные и произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим, подлежат включению В ДОХОДЫ и расходы того отчетного периода, к которому они относятся.

Налоговое законодательство в РФ в отношении иностранных юридических лиц предусматривает налогообложение пассивных доходов, полученных из источников в России, предприятием, выплачивающим эти доходы. К таким доходам относятся: —

дивиденды, выплачиваемые российскими резидентами и доходы от прибыли, распределенной в пользу иностранного участника; —

доходы от долевого участия; —

процентные доходы от договорных обязательств; —

штрафы за нарушение договорных обязательств; —

доходы от использования авторских прав; —

При этом законодательством установлено, что если доходы, получаемые иностранными юридическим лицом от источников в РФ, имеют регулярный характер и в соответствии с международными соглашениями не подлежат налогообложению в РФ, то иностранное юридическое лицо может подать заявление в налоговый орган о предварительном освобождении от налогообложения у источника. Данное заявление составляется в трех экземплярах. После его проверки налоговый орган на двух экземплярах делает соответствующую отметку и возвращает их иностранному юридическому лицу. Последнее передает один из экземпляров заявления лицу, выплачивающему ему доход, для которого оно является основанием для полного или частичного освобождения от удержания налога.

Для возврата налога в установленных случаях иностранное юридическое лицо, имеющее фактическое право на получение дохода, представляет в налоговый орган заявление с официальным подтверждением факта постоянного местопребывания в стране, с которой имеется межправительственное соглашение.

Гі В случае, когда иностранное юридическое лицо получает пассивные доходы, выплаты по которым не носят регулярный и однотипный характер, российский источник выплаты удерживает налог по следующим ставкам: 6% — по суммам доходов от фрахта; 15% — по дивидендам и процентам; 20% — по другим доходам. Но если этот вид доходов в соответствии с соглашением об избежании двойного налогообложения, не подлежит обложению, иностранная компания имеет право

одать в российский налоговый орган заявление на возврат

Лица, выплачивающие доходы иностранным юридическим лицам> обязаны ежеквартально представлять в налоговые органы информацию о суммах выплаченных доходов и удержанных налогов как налоговые агенты по установленной форме-

Налог на имущество иностранного юридического лица. В соответствии с действующим законодательством иностранные юридические лица являются также плательщиками налога на имущество. Существует ряд особенностей при исчислении и уплате налога на имущество иностранными юридическими лицами.

‘(‘Льготный режим налогообложения иностранных юридических лиц на территории РФ во многом обеспечивают международные соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. В случае наличия международного соглашения его положения будут в любом случае превалировать над нормами национального налогового законодательства (ст. 7 НК РФ). В настоящее время действуют около (порядка) 50 соглашений с иностранными государствами.

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Налог на доходы физических лиц взимается на всей территории России. При этом налоговые резиденты России отчитываются по общемировым доходам, а нерезиденты только по доходам, полученным на территории РФ.

Налоговая база включает в себя все доходы налогоплательщика, полученные им в течение налогового периода. При этом законодатель выделил следующие виды доходов, которые следует учесть при расчете налоговой базы: а) доходы, полученные в денежной форме; б) доходы, полученные в натуральной форме; в) доходы, полученные в виде материальном выгоды; г) возникшие у налогоплательщика права на распоряжение доходами; д) выделены доходы, не подлежащие

налогообложению. Налоговый период, согласно п. 1 ст. 55 НК РФ это Ка лендарный год или иной период времени применительно отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате Налоговый период по налогу на доходы физических лиц со ставляет календарный год.

Налоговые вычеты — это суммы, на которые уменьшается объект налогообложения, выраженный в денежной форме при определении налоговой базы для исчисления налога налоговым агентом или налоговым органом. В соответствии с НК РФ плательщики налога на доходы физических лиц получили право на следующие налоговые вычеты: стандартные социальные, имущественные, профессиональные.

Дата фактического получения дохода — это день, в который необходимо исчислить налог на доход физического лица. Для разных видов доходов он определяется по-разному. Порядок определения даты фактического получения дохода представлен в следующей таблице: Вид дохода Дата фактического получения дохода Доход в денежной форме 1. День выплаты дохода наличными денежными средствами 2.

День перечисления дохода на счет налогоплательщика в банке 3.

День перечисления дохода на банковские счета третьих лиц по распоряжению налогоплательщика Доход в натуральной форме День передачи налогоплательщику дохода в натуральной форме (в виде товарно-материальных ценностей, оплаты услуг и пр.) Доход в виде материальной выгоды 1. День уплаты налогоплательщиком % по полученным заемным (кредитным) средствам 2.

День приобретения товаров (работ, услуг) по ценам ниже рыночных 3.

День приобретения ценных бумаг J Доход в виде оплаты труда Последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом) —1

Налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц уселена в виде размера процента, который следует приме- Та”ь к налоговой базе при исчислении налога.

Н Введены три твердо фиксированные налоговые ставки:

13% (основная ставка налога),

30% (дивиденды и доходы, получаемые физическими лицами не являющимися налоговыми резидентами РФ),

35% (стоимость любых выигрышей и призов; страховые выплаты по договорам добровольного страхования, заключенные на срок менее 5 лет; процентные доходы по вкладам в банках и сумма экономии на процентах за пользование заемными средствами).

Общую формулу определения величины налога можно представить в следующем виде: —

налоговая база = объект налогообложения в денежном выражении — налоговые вычеты; —

налог на доходы физических лиц = налоговая база ставка налога в % /100.

При исчислении налоговой базы по доходам, в отношении которых предусмотрены налоговые ставки 30% и 35%, налоговые вычеты не применяются. Поэтому в таких случаях в приведенной формуле налоговые вычеты будут равны нулю.

Общая сумма налога, которую налогоплательщик должен уплатить по итогам налогового периода (календарного года), определяется как сумма налогов, исчисленных по разным налоговым ставкам применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата фактического получения которых относится к отчетному календарному году. Таким образом, исчисление налога за календарный год производится по формуле:

общая сумма налога за 2001 г. =

сумма налога, исчисленного по ставке 13% + сумма налога, исчисленного по ставке 30% + сумма налога, исчисленного по ставке 35%.

Особое место в подоходном налогообложении занимают льготы, главной целью которых является сокращение величины налогового обязательства налогоплательщика путем вы-

ведения из-под налогообложения отдельных объектов обложения либо путем уменьшения налогооблагаемой базы.

Налоговым кодексом установлены четыре стандартных вычета: 1.

Стандартный вычет в размере 3 ООО руб. Предоставляется за каждый месяц налогового периода. 2.

Стандартный вычет в размере 500 руб. Предоставляется за каждый месяц налогового периода. 3.

Стандартный вычет в размере 400 руб. Предоставляется за каждый месяц налогового периода до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысит 20 000 руб. 4.

Стандартный вычет в размере 300 руб. на каждого ребенка в возрасте до 18 лет или до 24 лет, если ребенок является учащимся дневной формы обучения. Предоставляется за каждый месяц налогового периода до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысит 20 000 руб.

Стандартные вычеты применяются только к доходам, облагаемым по ставке 13%. Если налогоплательщик имеет право на вычеты 3000 руб. и 500 руб., то ему предоставляется один вычет, как правило, максимальный. Налогоплательщикам, имеющим право на вычет 3 000 руб. или 500 руб., не предоставляется вычет 400 руб.

Независимо от предоставления стандартных вычетов 3

000 руб., 500 руб. или 400 руб., налогоплательщики имеют право на стандартный вычет в размере 300 руб. за каждый месяц налогового периода на каждого ребенка, находящегося на обеспечении у налогоплательщика.

Налоговый вычет предоставляется следующим категориям налогоплательщиков:

б) супругам родителей;

в) опекунам и попечителям.

Налоговый вычет производится на каждого ребенка в воз расте до 18 лет. Если ребенок является учащимся дневно формы обучения, аспирантом, ординатором, студентом ил

інтом, то вычет производится до достижения им 24 лет. к>р^ет предоставляется на весь период обучения, включая Анемический отпуск, оформленный в установленном по- ГдКе в период обучения.

^Вычет предоставляется в двойном размере, т. е. 600 руб. на л-бенка, следующим налогоплательщикам:

одиноким попечителям, одиноким опекунам.

Предоставление вычета производится независимо от наличия у ребенка (детей) самостоятельных источников дохода и совместного проживания с родителями.

Законодателем установлены следующие социальные налоговые вычеты: Вид социального вычета Размер вычета 1. Суммы из доходов налогоплательщика, перечисляемые на благотворительные цели Фактически произведенные расходы, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде 2. Расходы налогоплаїельщика на свое обучение в образовательных учреждениях в налоговом периоде Фактически уплаченная сумма, но не более 25 ООО руб. 3. Расходы напогоплателыци- ка-родителя на обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в об- итовательных учреждениях Фактически уплаченная сумма, но не более 25 ООО руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей 4. Расходы налогоплательщика на свое лечение, лечение супруга (супруги), своих родителей, своих детей в возрасте до 18 лет Фактически уплаченная сумма, но не более 25 ООО руб. (вместе с расходами на медикаменты). Фактически уплаченная сумма по дорогостоящим видам лечения ‘? Расходы налогоплательщика на приобретение медикаментов для себя, супруга (супруги), своих родителей, своих Детей в возрасте до 18 лет Фактически уплаченная сумма, но не более 25 ООО руб. (вместе с расходами на лечение) Таким образом, при одинаковом совокупном доходе физи ческие лица уплачивают различные суммы подоходного на лога. Кроме того, физические лица, не имеющие права на вы. чет минимальной оплаты труда, находятся в невыгодных условиях по сравнению с физическими лицами, которые имеют это право, поскольку предоставление ежемесячного вычета не ставится в зависимость от величины дохода.

uchebnik.online

Популярное:

  • Когда пенсии за январь 2013 ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 27 декабря 2013 График выплаты пенсий, ЕДВ и иных социальных выплат за январь 2014 года […]
  • Приказом мвд рф 288 от 12041999 Приказом мвд рф 288 от 12041999 Приказ МВД РФ от 12 апреля 1999 г. N 288"О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814" С изменениями и дополнениями от: 27 июня, 24 декабря 2003 […]
  • Закон фз 143 Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ"Об актах гражданского состояния" С изменениями и дополнениями […]
  • Калькулятор осаго 2018г Реальна ли отмена полисов страховки ОСАГО в 2017-2018 годах? Безаварийный страховой стаж (полных лет): 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10+ Если у вас было ДТП Конечный результат может отличаться в зависимости от наличия ДТП во всей страховой […]
  • Калькулятор осаго после 12 апреля Калькулятор ОСАГО в Красноярске +7 (391) 288-08-55 Страховое бюро 124osago.ru неизменный лидер среди агентов и страховых брокеров на красноярском рынке автострахования, в нашем "портфеле" собраны только лучшие страховые продукты […]
  • Приказ мвд россии 495 дсп от 29042018 инструкция Приказ мвд рф 495 от 29042018 Приказ МВД РФ и Федеральной налоговой службы от 30 июня 2009 г. N 495/ММ-7-2-347 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и […]
  • Приказ о выбытии ребёнка из доу Приказ о выбытии ребенка из детского сада АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №77расносельского района Санкт-Петербурга (ГБДОУ детский сад […]
  • Приказ 477 минздравсоцразвития Приказ 477 минздравсоцразвития 8(495)912-63-37 [email protected] Приказ Минздравсоцразвития РФ от 4 мая 2012 г. № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня […]