Основные правила жизни бенедиктинцев

Монашеский орден. Монашеские ордена Средневековья

История религии повествует о духовных поисках разных народов в веках. Вера всегда была спутницей человека, придавала смысл его жизни и мотивировала не только на достижения в области внутреннего, но и на мирские победы. Люди, как известно, — существа социальные, а потому часто стремятся найти своих единомышленников и создать объединение, в котором можно было бы сообща двигаться к намеченной цели. Примером такой общности являются монашеские ордена, включавшие братьев одной веры, единых в понимании того, как нужно претворять заветы наставников в жизнь.

Египетские отшельники

Монашество зародилось не в Европе, свое начало оно берет на просторах египетских пустынь. Здесь еще в IV веке появились отшельники, стремившиеся приблизиться к духовным идеалам в уединенном удалении от мира с его страстями и суетой. Не находившие себе места среди людей, они уходили в пустыню, жили под открытым воздухом или в руинах каких-то построек. Часто к ним присоединялись последователи. Вместе они трудились, проповедовали, возносили молитвы.

Монахи в миру были работниками разных профессий, и каждый приносил что-то свое в общину. В 328 году Пахомий Великий, бывший когда-то солдатом, решил организовать жизнь братьев и основал монастырь, деятельность в котором регламентировалась уставом. Вскоре стали появляться подобные объединения и в других местах.

Свет знаний

В 375 году Василий Великий организовал первое крупное монашеское общество. С тех пор история религии потекла в несколько ином русле: вместе братья не только молились и постигали духовные законы, но занимались изучением мира, постижением природы, философских аспектов бытия. Стараниями монахов сквозь темные века Средневековья прошли мудрость и знания человечества, не затерявшись в прошлом.

Чтение и совершенствование в научной области входило в обязанность и послушников монастыря в Монте-Кассино, основанного Бенедиктом Нурсийским, считающимся отцом монашества в Западной Европе.

Бенедиктинцы

530 год считается датой, когда появился первый монашеский орден. Бенедикт славился своим аскетизмом, и вокруг него быстро сформировалась группа последователей. Они и вошли в число первых бенедиктинцев, как называли монахов в честь их предводителя.

Жизнь и деятельность братьев велась в соответствии с уставом, разработанным Бенедиктом Нурсийским. Монахи не могли менять место служения, владеть какой-либо собственностью и всецело должны были подчиняться аббату. Регламент предписывал вознесение молитв семь раз в день, постоянный физический труд, перемежающийся часами отдыха. Устав определял время трапез и молений, наказания для провинившихся, необходимые для прочтения книги.

Структура монастыря

Впоследствии многие монашеские ордена Средневековья были построены на основе бенедиктинского устава. Сохранялась и внутренняя иерархия. Главой был аббат, выбиравшийся из числа монахов и утверждавшийся епископом. Он становился пожизненно представителем монастыря в миру, руководя братьями при содействии нескольких помощников. Бенедиктинцы должны были полностью и смиренно подчиняться аббату.

Жители монастыря делились на группы по десять человек, во главе которых стояли деканы. Аббат с приором (помощником) следили за соблюдением устава, но важные решения принимались после совещания всех братьев вместе.

Образование

Бенедиктинцы стали не только помощником Церкви в обращении в христианство новых народов. По сути, именно благодаря им сегодня мы знаем о содержании многих древних манускриптов и рукописей. Монахи занимались переписыванием книг, сохранением памятников философской мысли прошлого.

Обязательным было образование с семилетнего возраста. В число предметов входили музыка, астрономия, арифметика, риторика и грамматика. Бенедиктинцы спасли Европу от пагубного влияния варварской культуры. Огромные библиотеки монастырей, глубокие архитектурные традиции, познания в области земледелия помогли сохранить цивилизацию на достойном уровне.

Упадок и возрождение

На время правления Карла Великого приходится период, когда монашеский орден бенедиктинцев переживал не лучшие времена. Император ввел десятину в пользу Церкви, потребовал от монастырей предоставления определенного числа воинов, отдавал во власть епископов обширные территории с крестьянами на них. Монастыри стали обогащаться и представлять собой лакомый кусочек для каждого, жаждущего увеличения собственного благосостояния.

Представители мирской власти получили возможность основывать духовные общины. Епископы транслировали волю императора, все больше погружаясь в дела мирские. Настоятели новых монастырей лишь формально занимались духовными вопросами, наслаждаясь плодами пожертвований и торговли. Процесс обмирщения вызвал к жизни движение за возрождение духовных ценностей, вылившийся в образование новых монашеских орденов. Центром объединения в начале X века стал монастырь в Клюни.

Клюнийцы и цистерцианцы

Аббат Бернон получил в подарок от герцога Аквитании имение в Верхней Бургундии. Здесь, в Клюни, основали новый монастырь, свободный от светской власти и вассальных отношений. Монашеские ордена Средневековья переживали новый подъем. Клюнийцы молились за всех мирян, жили по уставу, разработанному на основе положений бенедиктинцев, но более строгому в вопросах поведения и распорядка дня.

В XI веке появился монашеский орден цистерцианцев, взявший за правило следование уставу, своей жесткостью отпугивающему многих последователей. Число монахов сильно возросло за счет энергичности и обаяния одного из лидеров ордена, Бернарда Клервоского.

Великое множество

В XI-XIII веках новые монашеские ордена католической церкви появлялись в большом количестве. Каждый из них чем-то отметился в истории. Камальдулы славились своим строгим уставом: они не носили обуви, приветствовали самобичевание, совсем не ели мяса, даже если были больны. Картезианцы, также чтившие жесткие правила, были известны как гостеприимные хозяева, считавшие благотворительность важнейшей частью своего служения. Одним из главных источников дохода для них была продажа ликера «Шартрез», рецептуру которого разработали сами картезианцы.

Свой вклад в монашеские ордена в средние века внесли и женщины. Во главе монастырей, в том числе и мужских, братства Фонтевро стояли аббатисы. Они считались наместницами Девы Марии. Одним из отличительных пунктов их устава был обет молчания. Бегинки — орден, состоящий только из женщин — напротив, не имели устава. Настоятельница выбиралась из числа последовательниц, и вся деятельность направлялась в благотворительное русло. Бегинки могли покидать орден и выходить замуж.

Рыцарско-монашеские ордена

Во времена Крестовых походов стали появляться объединения нового толка. Завоевание палестинских земель шло под призывом католической церкви освободить христианские святыни из рук мусульман. В восточные земли направлялось большое количество паломников. Их было необходимо охранять на вражеской территории. Это и стало причиной возникновения духовно-рыцарских орденов.

Члены новых объединений, с одной стороны, давали три обета монашеской жизни: бедности, послушания и воздержания. С другой — они носили доспехи, всегда имели при себе меч и при необходимости принимали участие в военных походах.

Рыцарские монашеские ордена имели тройную структуру: в него входили капелланы(священники), братья-воины и братья-служители. Глава ордена — гроссмейстер — выбирался на пожизненный срок, его кандидатура утверждалась Папой Римским, имевшим верховную власть над объединением. Глава вместе с приорами периодически собирали капитул (общий сбор, где принимались важные решения, утверждались законы ордена).

К духовно-монашеским объединениям относились тамплиеры, иониты (госпитальеры), Тевтонский орден, меченосцы. Все они были участниками исторических событий, важность которых трудно переоценить. Крестовые походы при их содействии значительно повлияли на развитие Европы, да и всего мира. Свое название священные освободительные миссии получили благодаря крестам, которые были нашиты на одеяния рыцарей. Каждый монашеский орден использовал свой цвет и форму для передачи символа и тем внешне отличался от остальных.

Падение авторитета

В начале XIII века Церковь была вынуждена бороться с огромным количеством возникших ересей. Священнослужители потеряли былой авторитет, пропагандисты говорили о необходимости реформировать или даже упразднить церковный строй, как ненужную прослойку между человеком и Богом, осуждали огромные богатства, сосредоточенные в руках служителей. В ответ появилась инквизиция, призванная вернуть народу почтение к Церкви. Однако более благотворную роль в этой деятельности сыграли нищенствующие монашеские ордена, ставившие обязательным условием служения полный отказ от собственности.

Франциск Ассизский

В 1207 году начал формироваться орден францисканцев. Его глава, Франциск Ассизский, видел суть своей деятельности в проповедях и отречении. Он был против основания церквей и монастырей, со своими последователями встречался раз в год в условленном месте. Все остальное время монахи проповедовали народу. Однако в 1219 году все-таки был возведен францисканский монастырь по настоянию Папы Римского.

Франциск Ассизский славился своей добротой, способностью служить легко и с полной самоотдачей. Его любили за поэтический талант. Канонизированный уже через два года после своей смерти, он приобрел массу последователей и возродил почтение к католической церкви. В разные века от францисканского ордена образовывались ответвления: орден капуцинов, терцианы, минимы, обсерванты.

Доминик де Гусман

На монашеские объединения Церковь полагалась и в делах борьбы с ересью. Одной из основ инквизиции был орден доминиканцев, основанный в 1205 году. Основоположником его стал Доминик де Гусман, непримиримый борец с еретиками, почитавший аскезу и бедность.

Орден доминиканцев одной из главных своих целей избрал подготовку проповедников высокого уровня. Для организации подходящих условий для обучения даже были смягчены первоначально жесткие правила, предписывающие братьям бедность и постоянное скитание по городам. Доминиканцы при этом не были обязаны трудиться физически: все свое время, таким образом, они посвящали образованию и молитве.

В начале XVI века Церковь вновь переживала кризис. Приверженность духовенства к роскоши и порокам подрывала авторитет. Успехи Реформации вынуждали священнослужителей искать новые пути возвращения былого почитания. Так был образован орден театинцев, а затем и Общество Иисуса. Монашеские объединения стремились вернуться к идеалам средневековых орденов, но время взяло свое. Хотя многие ордена существуют и сегодня, от былого величия мало что сохранилось.

fb.ru

Правила Счастливой Жизни. 15 Божественных Подсказок

Любой человек должен помнить о Божьих заповедях и идти по жизни, соблюдая их. Ниже перечислены основные правила жизни, которые не позволят вам умышленно или по незнанию их нарушить.

Правило первое

Любой человек пришел в этот мир не для страданий и преодолений. Жизнь – величайший дар Божий, а сетования на несправедливость судьбы и тяжелую жизнь – грех. Всегда радуйтесь жизни во всех ее проявлениях.

Правило второе

Человек всегда приходит в этот мир для его совершенствования. Делайте каждый день этот мир ярче и добрее.

Правило третье

Любовь в любом ее проявлении привлечет к вам счастье и благосостояние. Дарите себе и своим близким любовь и радостные события не заставят себя ждать.

Правило четвертое

Мы сами программируем события нашей жизни своими мыслями и словами. Ничего в жизни не происходит случайно.

Правило пятое

Исходя из предыдущего правила: думайте всегда о хорошем. И хорошее придет в вашу жизнь.

Правило шестое

Не дайте обстоятельствам выбить себя из колеи. Несмотря ни на что всегда будьте уверены в лучшем разрешении любой проблемы.

Правило седьмое

Прислушайтесь к тому, что подсказывает вам ваше подсознание. Ответы на все вопросы будут посланы вам Богом.

Правило восьмое

В каждом человеке есть частичка Бога. Примите это и позвольте Богу проявлять свое присутствие в ваших поступках.

Правило девятое

Принимайте все события вашей жизни со смирением. Все события происходят в нужный момент и нужное время, даже если вам кажется, что это не так.

Правило десятое

Помните о «законе подобия». Ваше отношение к себе подобно отношению окружающих к вам. Любите себя и окружающие полюбят вас. Дарите любовь и доброту, и получите добро взамен.

Правило одиннадцатое

Неприятности не приходят извне. Причина неудач в самом человеке. Поверьте в свое счастье и будьте счастливым.

Правило двенадцатое

Для всех уготовано счастье, достижения и успех. Откройте в себе путь к этим благам через соблюдение заповедей Божьих.

Правило тринадцатое

«Не судите, да не судимы будете». Нет плохих людей и нет хороших людей. Все зависит от отношения к человеку. Будьте доброжелательны и вам будут встречаться только добрые люди.

Правило четырнадцатое

Примите себя. Прислушайтесь к скрытым в себе талантами и возможностям. Откройте их миру.

Правило пятнадцатое

Каждое испытание, посланное Богом, вам по силам. Творите добро и источайте любовь несмотря ни на что.

vpotokedeneg.me

Основные правила жизни бенедиктинцев

Орден бенедиктинцев, первый из католических монашеских орденов, оказал огромное влияние на формирование и становление общежитийного монашества в Западной Европе. На протяжении нескольких столетий практически все монастыри жили по уставу, созданному святым Бенедиктом. Он упорядочил и организовал монашеское служение, благодаря чему монастыри смогли превратиться в особый социальный институт средневекового общества, оказывавший значительное влияние не только на религиозную, но и на все остальные сферы жизни.

От других орденов бенедиктинский отличало то, что монастыри были практически независимы, и каждый настоятель ни перед, кем не отчиты вался за свои действия. Поэтому бене диктинский орден можно называть орденом с известными оговорками.

Единственное, что объединяет разбро санные монастыри ордена между собой, — следование единому уставу, написанному святым Бенедиктом.

Святого Бенедикта Нурсийского называют отцом западно го монашества. Основным источником сведений о его жизни является книга «Собеседования», написанная Папой
Григорием Великим. Однако автор бенедиктинец большее внимание уделял чудесам, совершенным святым, и поскупился на подробности в изложении биографии. Бенедикт происходил из знатного рода, отличался блестящим образованием, был прекрасным оратором. Несмотря на великолепные способности, будущий святой отказался от занятий науками, решив посвятить свою жизнь Богу, и остался, по словам его биографа Папы Григория Великого, «зная незнающим и мудро неученым». Мирские блага перестали его привлекать и он уединился в -пещере близ местечка Субиако.

Бенедикт провел три года в одиночестве, прежде чем о подвижнике узнали местные жители. Его избрали настоятелем небольшого монастыря Виковаро. Однако выяснилось, что монахи в этой обители не чтили дисциплину, поэтому вскоре стали проявлять недовольство требовательностью нового настоятеля. Согласно преданию, они даже пытались избавиться от него, подсыпав яд в вино для евхаристии (причащения). Но святого спасло чудо: от совершенного им крестного знамения чаша с вином раскололась. Подвижник распрощался с монахами, покинул монастырь и вернулся к уединенной жизни.

Отшельничество Бенедикта принесло ему славу среди христиан, и вскоре подле его пустыни стали поселяться другие аскеты. Бенедикт разделил всех пришедших на
двенадцать групп по двенадцать человек в каждой, поставив над каждой из них начальника. Часть аскетов осталась под непосредственным руководством святого.
Так вокруг подвижника сформировалась монашеская община, и Бенедикт принялся разрабатывать общежитийные правила.

Бенедикт решил, что монахи должны не только предаваться молитвам и уединению, но и совершать деяния на благо мира. Община стала брать на воспитание и обучать наукам детей знатных родов.

Местному священнику Флоренцию не понравилась бурная деятельность подвижника, и по его наущению Бенедикт был изгнан из своей обители. В сопровождении нескольких учеников святой перебрался в Монте-Кассино, небольшой город, расположенный в провинции Кампания между Неаполем и Римом. Римский патриций Тертулл выделил Бенедикту участок земли. Святой с учениками разрушил стоявший там языческий храм Аполлона и основал на его месте монастырь, где оставался до конца жизни.

Устав, написанный для монастыря в Монте-Кассино, стал впоследствии уставом ордена бенедиктинцев и основой’ организации всего общежитийнрго монашества Римско-католической церкви.

Женское отделение ордена основала сестра Бенедикта святая Схоластика.

Уклад жизни в бенедиктинских монастырях

День в монастыре был строго расписан. В течение суток, монахи должны были совершать семикратное моление, трудиться и читать.

Чтению уделялось огромное внимание. Братья получали книги по особому кодексу, предписывавшему монахам на разных этапах служения определенную литературу. Аббат назначал старшего по библиотеке, внимательно следившего, чтобы монахи брали только положенные им книги и не подменяли их другими во время чтения.

Молитва, согласно предписанию устава, должна была быть краткой. Необходимость молиться семь. раз в течение дня объяснялась словами Писания «семь раз в день восславил я Тебя». Монахи собирались на молитву по звону колокола. Услышав его, все должны были спешить в церковь, стараясь при всей поспешности не потерять благолепия.

Монахи творили молитвы не только ради личного спасения. Моления имели и другой смысл: братия возносила молитвы Всевышнему не только за себя, но и за весь мир. В народе в то время была сильна вера в то, что монахи являются заступниками людей перед Богом; счи-
талось, что молитва праведного монаха во много раз действенней молитвы человека, живущего в миру.

Молитвы представляли собой пение, молиться молча в то время не было принято. Ритуальное пение, называемое григорианским (по имени Папы Григория I, под руководством которого был проведен отбор и канонизация текстов и напевов), было одноголосым, то есть монахи пели в унисон. Совместная молитва считалась более
действенной, чем молитва одного человека. Пение сопровождалось медленным шествием вдоль нефов и вокруг алтаря.

Моления занимали восемь часов в сутки. Первое молебствие начиналось ночью, последнее завершалось в следующую ночь. Богослужение монахов разделялось на «Часы», в каждый, из которых пелись определенные псалмы и молитвы. Суточный цикл молитв состоял из утрени, первого, третьего, шестого и девятого часов, вечерни и комплетория, или повечерия. Существовал также годовой молитвенный цикл, символически изображавший движение от сотворения мира. к концу света и Страшному суду. Кроме этого, богослужения можно рассматривать как символическое изображение земной жизни Христа. Литургии бенедиктинцев отличались пышностью и торжественностью.

Время, свободное от молитв, делилось на две равные части: восемь часов было отведено труду и столько же отдыху.

Поскольку молитвы совершались по часам и являлись основным занятием монахов, отдых и труд заполняли промежутки между богослужениями.

Монахи спали в общей спальне (дормитории), причем всегда в одежде, чтобы быть готовыми в любой момент встать по призыву аббата. В спальном помещении всю ночь должна была гореть свеча. ‘

Обычно в монастыре было две трапезы в день, а во. время поста — одна. Распорядок дня предусматривал часы отдыха, которые можно было посвятить чтению. Были также часы, специально отведенные для изучения книг. Летний распорядок дня отличался
от зимнего. Зимой больше времени отводилось чтению, а летом — труду.

В обители нельзя было шутить и смеяться, говорить следовало как можно меньше, ибо, как сказано в Писании: «во многоглаголании не избежишь греха». Монах должен был внимательно выслушивать наставления старших: «говорить и учить приличествует наставнику, ученику надлежит молчать и слушать».

Устав Бенедикта запрещал монахам менять место служения, предписывая навсегда оставаться в монастыре (stabilitas loci). Монахи могли общаться с родственниками или приходившими в монастырь гостями только по специальному разрешению аббата. Двери монастыря стерег специально назначенный старец. Лишь один настоятель мог представлять свой монастырь в миру.

Аббата избирали пожизненно на двустепенных выборах, в которых участвовала вся братия. Перед выборами были запрещены всякие совещания и агитация, вместо этого все обитатели монастыря постились и молчали в течение трех дней. Устав предписывал, что «если из двух возможных настоятелей один более сведущ в делах временных, а другой — более духовен, надо выбирать последнего». Избрание должен был утвердить епископ.

Настоятель назначал себе помощника — препозита или приора. Всё находящиеся в монастыре были разделены на группы по десять человек, каждой такой группой руководил декан.

В бенедиктинских монастырях была предусмотрена система наказаний за проступки. Один раз оступившегося монаха увещевал декан, во второй раз тоже не прибегали к наказанию, но если же монах нарушал дисциплину третий раз, его не допускали к трапезе и к общей молитве. Если монах серьезно провинился, ему запрещали общаться с братией. Если и это не могло наставить его на путь смирения, прибегали к телесному наказанию. За прови-
нившегося молилась вся братия, чтобы способствовать его исправлению, но если монах не смирял свою гордыню, его исключали из монастыря. Впрочем, к такой крайней мере прибегали лишь в экстренных случаях.

Смирение считалось высшей добродетелью монаха. Общежитийный уклад подразумевал, что монах, в отличие от анахорета, не полагается на собственные силы, поэтому должен беспрекословно подчиняться настоятелю, лучше понимающему, что необходимо для спасения души.

minomos.narod.ru

БЕНЕДИКТИНЦЫ

БЕНЕДИКТИНЦЫ, в широком смысле, все монахи, живущие по уставу св. Бенедикта Нурсийского; в узком – лишь монахи бенедиктинского ордена (но не монахи выделившихся из него самостоятельных конгрегаций – например, камальдулов, валломброзов, цистерцианцев).

Когда св. Бенедикт в начале 6 в. основал монашеские общины в Субиако и Монте-Кассино, он не думал о создании ордена с четко организованной иерархией и системой подчинения. Его заботила организация самого уклада монашеской жизни и устройство отдельных монастырей. Поэтому бенедиктинский орден, древнейший из орденов Западной церкви, состоит из самостоятельных монашеских общин, объединяемых в «конгрегации» (либо по национально-географическому принципу, либо по принципу объединения вокруг «материнского» аббатства), которые, в свою очередь, образуют «федерацию». Конгрегации возглавляются председательствующими аббатами, а во главе федерации стоит аббат-примас с резиденцией в Риме. Такая организация в полной мере отвечает тем принципам, которыми руководствовался св. Бенедикт, рассматривавший каждый отдельный монастырь как самодостаточную и совершенно самостоятельную семью, поскольку и председатели конгрегаций, и верховный аббат наделялись лишь ограниченной властью. В осуществлении идеала монашеской общины как единой семьи важная роль принадлежит обету stabilitas loci (постоянства местопребывания), которым св. Бенедикт дополнил обычные монашеские обеты. Давая этот обет, монах обязуется до самой смерти оставаться в одном и том же монастыре, который, таким образом, становится его домом.

Целью монахов-бенедиктинцев является святость жизни, и им дозволяются любые формы деятельности, не противоречащие общежитийному укладу и не препятствующие участию в совместных богослужениях. Бенедиктинцы достигли успехов на многих поприщах, и их миссионерская, педагогическая и научная деятельность принесла значительные плоды. Бенедиктинские аббатства стали центрами образованности и искусств и инициаторами экономических и сельскохозяйственных нововведений. На протяжении нескольких веков все школьное образование находилось в руках бенедиктинцев. В настоящее время они занимают передовые позиции в экуменическом движении и в подготовке литургических реформ.

Женские монашеские общины бенедиктинок возникли одновременно с возникновением бенедиктинского ордена и в своей истории переживали те же этапы, что и весь орден в целом. Монахини некоторых из женских бенедиктинских аббатств ведут созерцательную жизнь, однако в других аббатствах сестры заняты активной деятельностью, включающей педагогическую работу на всех уровнях и заботу о сиротах, больных и престарелых.

Фроссар А. Соль земли. О главных монашеских орденах. М., 1992
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995

www.krugosvet.ru

Основные правила жизни бенедиктинцев

Для управления церковными деламиипропаганды вероученияпод началом папы сформироваласьКОНГРЕГАЦИЯ(формальная организация установлена в 1560 г.).

Кроме этого, для управления Папским государствомсу­ществовалаСОБСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ.

Со временем все управле­ние сосредоточилось в особом предместье Рима —Ватикане. КXV — XVI вв. он стал истинным религиозным, политическим и культурным центром католического мира. В нем были собраны (еще со времен римского императора Константина) многочисленные свя­щенные реликвии раннего христианства.

Помимо кардиналов и епи­скопов, руководство делами церкви на местах,вдругих государст­вахвручалосьособым папским посланцамНУНЦИЯМ.

Огромную роль в управлении церковьюприобрели СОБОРЫсъезды епископов. На них решались вопросы:

установ­ления таинств и обрядов,

осуждения отклонений от веры.

На первые 8 соборов (IV — VIII вв.) собирались представители всех хри­стианских церквей. В IX в. началось догматическое и администра­тивноеобособление восточной (греческой) церкви, завершившееся ксередине XIв. С этого времени римская католическая церковь объе­диняла только западно- и центрально-европейские государства. Рас­кол произошел, в том числе, и из-за непризнания восточной церковью верховенства римских пап.

Последующие соборы (с 1123г. они стали ре­гулярными) считалисьВСЕЛЕНСКИМИтолько в рамках западно-католической церкви.Еще одним отличиембыло то, чтопостанов­ления соборов были необязательными для папы. Собирались и мест­ные соборы церкви одного какого-то государства.

Особое значение в организации католической церкви имели мо­настыри, которые возглавлялись АББАТАМИи пользовалисьавтономией в суде и управлении.

В 529 г.основанныймонахом Бене­диктоммонастырь в Италии положил начало новой форме внутрицерковного объединения —МОНАШЕСКИМ ОРДЕНАМ(первым был ор­ден бенедиктинцев, затем францисканцев, доминиканцев).

В связи с начавшимся в XI в.движениемкрестовых походоввозниклиДУХОВНО-РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНАособые военно-политические объединения одновременно и духовного, и светского характера.

Возглавлял орден МАГИСТР, под началом которого былКАПИТУЛорденскихстаршин. Самыми известными стали ордена:

Тамплиеров((храмовников) разгром­ленный в начале XIVв. французскими королями),

Тевтонский(сформировавший в Прибалтике целое собственное государство),

и др. + Орден Св. Лазаря

Внутрицерковные объединения католической церк­ви пользовались самоуправлением. Но для всех ступеней иерархии и всех без исключения учреждений западной католической церкви было непременнымпризнание верховного авторите­та римского папы.

ИСТОЧНИКИ КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА

Первоначальные источникиОни былиедины для всех содержательных канонов христианстват.е. одинаковыми и для западной церк­ви (католицизм) и для церкви восточной, греческой (православие). Со временем источни­ками канонического права стали помимо Библии, произведений отцов церкви, постановлений соборов и синодов, декреталий пап и епископов также решения церковных судов, основывающиеся на доктрине канонического права.

Итак, обратимся к источникам.

Отправным считалось СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ, включая Ветхий и Но­вый заветы с теми изъятиями, которые были установлены католиче­ским богословием.

Следующим по времени возникновения были ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОТЦОВ ЦЕРКВИ

было дано равноапостольское истолкование Евангелия и богословской доктрины Писа­ния,

установлены основные обряды и догматы церкви,

правила ис­полнения священнической и епископской должности,

критерии цер­ковных таинств, в т. ч. брака,

и расписаны главнейшие нарушения церковных правил —от малых до вероотступничества и впадения в ересь.

Сходное значение имели ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЦЕРКОВНЫХ СОБОРОВ. Ими были установлены важнейшие прави­ла:

— оценке еретических учений

— и оценке отступлений от цер­ковного канона.

Традиционным источником, особенно благодаря ви­зантийскому использованию, было РИМСКОЕ ПРАВО, осо­бенно христианской эпохи. Созданные на основе позднего римского права кодексы были прямо заимствованы в практике церковных су­дов.

Все первоначальные источники канонического права, за исклю­чением римского права, в равной степени были и богословскими, и литературными, и только исходя из этого —общеправовыми.

(5) Нача­лом собственно юридического каноническогоправа стали АПОСТОЛЬСКИЕ КОНСТИТУЦИИсборник правил, приписанных первым апостолам, составленный в IV в. Сборник включил сначала50,затем 85правил, относившихся к самым разным сферам церков­ной жизни и юридического рассмотрения церковных вопросов. Хотя после разделения церквей этот сборник стал рассматриваться какапокрифзападной католической церковью.

Разделение церквей вообще поставило исторический вопрос о собственном католическом каноническом праве. Многочисленные и тщательно разработанные церковно-государственные кодексы и за­коны восточной церкви (см. § 43 Омельченко)не могли официально применять­ся католиками. На важное место в западной церкви вышлииздавае­мые папами постановленияДЕКРЕТАЛИИ. Первые декреталии появились в IV в. Позднее они стали приобретать все более пра­вовой характер, устанавливая правила внутрицерковной жизни, обязанности мирян и церковнослужителей.

В VIII в. в империиКаролинговпоявилсяпервый опыт системати­зации церковного права западной церкви —CodexcanonumEcclesiaeromani. Его составление приписано римскому монахуДионисию Ма­лому ( VI в.).

Свод Дионисия включил:

собрания апостольских поста­новлений и соборов,

а также избранные декреталии римских пап, на­чиная с папы Сириция (конец IV в.).

При Каролингах Дионисиеву собранию было придано официальное значение (774).

Большое значение для систематизации и разработки канонического права имели собрания документов, подготовленные видным испанским философом, епископом Исидором (VII в.). В егоCollectioбыли обобщены:

важнейшие постановления церковных соборов,

исторические материалы о церковном праве.

(. )С именем Исидора связано и еще одно собрание, как позднее выяснилось, фальсифицированных декреталиев и указов римских императоров, якобы даровав­ших церкви совершенно особые права и привилегии. Особое место заняли мифические декреты римского императора Константина о принудительном характере церковного суда для мирян и о вручении вообще мирской власти западной церкви над западными страна­ми —т.н.КОНСТАНТИНОВ ДАР(подложность его была раз­облачена итальянским гуманистомЛоренцо Валлойв XV в., а окон­чательно —швейцарским юристомД. Блонделемв 1628 г.). Однако в Средние века псевдо-Исидорово собрание считалось действитель­ным и было важнейшим правовым источником.

В XII в.под влиянием возрожденной традиции римского права итальянский монахГрацианпредпринялноваторскую кодификациюканонического права. Его собрание (точнее, компиляция) состояло преимущественно из правил, данных отцами церкви, и, главное, изпапскихдекреталий. Свод (илиДЕКРЕТ ГРАЦИАНА, около 1140 г.) разделялся на 3 части.

В первой устанавливались исторические права церкви иего субъекты,

во второй — «36 причин начала церковного суда» (т.е. права епископов и правила юрисдикции),

в третьей —нормы о свободе церкви,браке,литургических обрядах.

Декрет Грациана получил официальное признаниепап­ского престола.

На основе Грацианова Свода возникла собственная церковная школа систематизаторов права —КАНОНИСТОВ. Вконце XII в.Бернард из Павиидополнил Декрет еще одним сборником декреталиев. Он был составлен уже по собственной, выработанной на осно­ве только канонического права схеме:

В дальнейшем эта схема систематизации, вы­делившая самые особенности содержания канонического права, ста­ла как бы официальной.

В XIII в.по такой же схеме были система­тизированыдекреталии папы Григория IX,с именем и деятельно­стью которого была связана целая «папская революция» в отноше­ниях церкви и государств в Западной Европе.

Следующим дополне­нием к своду источников канонического права стали систематиза­ции декреталиев:

и Клементия V(после 1317 г.) под названием Клементины.

Около 1500 г.бы­ло сделано еще одно дополнение к Декрету Грациана: собрание де­креталиев начиная спапы Иоанна XXIIExtravagantae. Все до­полнения вместе с Декретом Грациана получили официальное при­знание какединый свод церковного, канонического права.

С 1583 г.эта кодификация и получила наименование «Corpus juris canonici»(годом ранее было осуществлено первое печатное издание Свода).

Свод канонического права, как он сложился к XVI в., сталединственным разрешенным к применению в церковных делах и церковной юстиции источникомнорм канонического права. Его значение приравнивалось к основополагающим богословским доктринам церкви.

Отрицание значимости папских декреталиев и Свода канонического права было важнейшим актом религиозной борьбы с католицизмом, начавшейся в эпоху Реформации (в 1517 г., выступив с от­крытым протестом против папской власти,Мартин Лютербросил в костер виттенбергской живодерни вместе с папской буллой и Свод канонического права, что произвело неизмеримо больший эффект на церковные круги). Но для католической церкви составленный вXII — XVI вв.Свод сохранил свое значение на столетия 2 .

Церковная юрисдикцияи область правового регулирования тесно соприкасалась и сочеталась с нравственными предписания­ми, с теологическими доктринами и литургическими формулами. Ее отдельные сферы оформлялись в процессе административной, хозяйственной и дисциплинарной деятельности церковных учреждений и подразделялись на следующие области:

— церковные финан­сы и собственность,

— благотворительные завещания и отказы иму­щества,

— право владения, пользования и распоряжения церковными землями и зданиями.

Другой сводной областью регулированиябыласама церковная власть(власть назначать на церковные должнос­ти, процедуры улаживания споров между священниками, дисцип­линарные санкции и др.). Особый разряд регулирований распрос­транялся на взаимоотношения между церковной и светской влас­тью.Преступлениятакже входили в область церковной юрисдик­ции (в качестве наказаний применялсяфиксированный перечень покаяний, налагаемых за разные преступления, включая убийство и лжесвидетельство).

Специфическую и важную область канонического права со­ставляло регулирование брачно-семейных отношений:

— определение препятствий к заключению брака,

— определение законнорожденно­сти детей,

— расторжение брачных уз.

С конца Х до начала XIIв. постепенно происходило уточнение профиля отдельных отраслей кано­нического права:

— из юрисдикции церкви над таин­ствами вырастает регулирование брачно-семейных отношений,

— из юрисдикции над завещаниями —наследственное право,

— из юрис­дикции над церковными бенефициями —имущественное право,

— из юрисдикции над клятвами —договорное право,

— из юрисдикции над грехами —карательное каноническое право.

+ К обязательственным и имущественным отношениям:

Каноническое право в отличие от Свода Юстиниана и более раннего римского правоведения рассматривало в качестве КОЛЛЕГИИ(или корпорации) не только признаваемые властью коллегии (государственное казначейство, города, церковь), но и любую группу лиц, имеющих организацию (богадельня, госпиталь, епар­хия, сама вселенская церковь). При этом любая корпорация могла иметь законодательную и судебную юрисдикцию, а члены ее могли в ряде случаев действовать от имени всей корпорации. У римлян в древности действовало другое правило: то, что относится к корпорации, не относится к ее членам. Должностные лица корпора­ции сами несли ответственность за противоправные действия.

Таким образом, церковь различала 3 сферы прав корпора­ции:

— права корпорации как таковой,

— права отдельных ее членов или должностных лиц,

— права корпорации и отдельного лица (дол­жности) в совокупности.

Совершенно особой по значимости об­ластью канонического права было ре­гулирование брачно-семейных отношений. Христианскими канона­ми были заложены принципы всех семейных отношений христиан­ского мира, включая и чисто юридические стороны. Поэтому кано­ническое право не просто оказало влияние на регулирование этой сферы. Долгие столетия во всех странах оно заменяло своими пра­вилами национальное брачно-семейное право.

studfiles.net

Популярное:

  • Реестр для детского сада Проект детского сада в Челябинске вошел в федеральный реестр проектов повторного применения По проекту детский сад рассчитан на 220 мест. Его строительство планируется по программе «Поддержка и развитие дошкольного образования в […]
  • Декретное пособие на работе по совместительству Декретное пособие на работе по совместительству Вопрос: Сотрудница работает в организации по совместительству 1 год и 8 месяцев. В текущем году она должна уйти в декретный отпуск. Положено ли ей пособие по беременности и родам? […]
  • Материнский капитал для крымчан Материнский капитал в Крыму В 2014 году после референдума полуостров вошел в состав РФ и вплоть до середины 2016 года город федерального значения Севастополь и Республика Крым образовывали Крымский федеральный округ. После этого […]
  • Ст 205 3 ук рф Статья 205. Террористический акт Информация об изменениях: Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ в наименование статьи 205 внесены изменения О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях […]
  • Налог на имущества юридических лиц 2013 Налог на имущество юридических лиц: изменения с 2014 года Согласно пункту 1 статьи 14 Налогового Кодекса РФ налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Это означает, что данный налог устанавливается не […]
  • Приказ минфина 552 Приказ минфина 552 В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения полного доступа к […]
  • Как рассчитать продолжительность страхового стажа Как рассчитать продолжительность страхового стажа Подробный разбор всех тонкостей и нюансов определения страхового стажа для расчета пособий по временной нетрудоспособности вы можете посмотреть в видеозаписи семинара Дмитрищук […]
  • Ломбард под залог золото 8-800-100-05-09 Звонок бесплатный Выберите наиболее удобный Вам ломбард Займы предоставляются ООО «Ломбард Южный Экспресс», ООО «Союз Ломбардов» О компании Распродажа Ювелирный ликбез Лицензии и сертификаты Займы под залог […]