Особенности уплаты банками налога на прибыль

Особенности уплаты налога на прибыль банками

Особенности уплаты налога на прибыль банками

В.В. Семенихин,
руководитель «Экспертбюро Семенихина»

Помимо порядка определения доходов и расходов, который должен применяться всеми организациями — плательщиками налога на прибыль, гл. 25 Налогового кодекса РФ для отдельных категорий налогоплательщиков (в частности, для банков) установлены особенности определения доходов и расходов. Рассмотрим эти особенности.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон N 395-1) банком является кредитная организация, имеющая исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

— привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

— размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;

— открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Перечень банковских операций, осуществление которых производится только на основании лицензии Банка России, содержится в ст. 5 Закона N 395-1.

Доходом организации согласно ст. 41 НК РФ признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки в той мере, в какой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с гл. 25 НК РФ. В соответствии с классификацией доходов, содержащейся в ст. 248 НК РФ, к доходам в целях налогообложения прибыли относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые ст. 249 НК РФ, а также внереализационные доходы (их перечень содержится в ст. 250 НК РФ).

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, перечислены в ст. 251 НК РФ.

Кроме доходов, определяемых в соответствии со ст. 249 и 250 НК РФ, к доходам банков относятся также доходы от банковской деятельности. Особенности определения доходов банков установлены ст. 290 НК РФ.

Перечень доходов от осуществления банковской деятельности, относимых к доходам банков в целях налогообложения прибыли, содержится в п. 2 ст. 290 НК РФ, причем перечень этот остается открытым. Поскольку в рамках одной статьи невозможно рассмотреть все перечисленные в п. 2 доходы, остановимся на некоторых из них.

Доходы в виде процентов

Доходы в виде процентов от размещения банком от своего имени и за свой счет денежных средств, предоставления кредитов и займов указаны в составе доходов банков от банковской деятельности (подп. 1 п. 2 ст. 290 НК РФ).

Порядок ведения налогового учета доходов в виде процентов по договорам займа, кредита, банковского счета и банковского вклада определен ст. 328 НК РФ. Налогоплательщик, применяющий метод начисления, определяет сумму дохода, полученного либо подлежащего получению в отчетном периоде в виде процентов в соответствии с условиями договора, исходя из установленных по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде с учетом положений п. 4 ст. 328*1.
_____
*1 Подробнее о проблемах, возникающих у банка вследствие необходимости признавать подлежащие получению доходы во время кризиса, читайте в статье Т.Ю. Сафоновой «Коварный метод начисления: признание процентных доходов по непогашенным кредитам» на с. 79. — Прим. ред. вступления в законную силу решения суда (см. письма Минфина России от 18.04.2007 N 03-03-05/96, ФНС России от 28.05.2007 N ММ-6-02/[email protected]).

Основанием для начисления в налоговом учете дохода в виде процентов является действующее долговое обязательство, предусматривающее уплату процентов. Начисление банком доходов в виде процентов по кредитному договору производится до тех пор, пока существуют взаимные обязательства по договору, в соответствии со ст. 809 Гражданского кодекса РФ. Если иное не предусмотрено законом или договором займа, заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и порядке, определенных договором. При отсутствии иного соглашения проценты выплачиваются ежемесячно до дня возврата суммы займа.

В случае изменения условий долгового обязательства, оформленного надлежащим образом, проценты подлежат начислению в доходах налогоплательщика с учетом таких изменений. При этом, как сказано в письме Минфина России от 27.02.2009 N 03-03- 06/2/30, если в соответствии с условиями долгового обязательства проценты в течение определенного периода на сумму обязательства не начисляются, в составе доходов для целей налогообложения прибыли такие суммы в течение указанного периода также могут не учитываться.

С момента прекращения долгового обязательства, по мнению Минфина России, нет оснований для начисления процентов в налоговом учете. При расторжении договора кредита или прекращении данного долгового обязательства иным образом начисление процентов в налоговом учете прекращается, поскольку отсутствует само долговое обязательство. В письме УФНС России по г. Москве от 08.10.2008 N 20-12/094117 отмечено: банк обязан при формировании налоговой базы по налогу на прибыль учитывать доходы в виде процентов по всем действующим кредитным договорам.

Если кредитный договор расторгнут по решению суда, начисление процентов по кредиту в налоговом учете прекращается с даты

Согласно п. 6 ст. 271 НК РФ по договорам займа и иным аналогичным договорам, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях налогообложения прибыли доход признается полученным и включается в состав доходов на конец соответствующего отчетного периода. Данное положение НК РФ действует и в отношении доходов в виде процентов, начисленных согласно условиям кредитного договора, в т.ч. по кредиту, не погашенному в срок.

Доходы в виде комиссии за кредит

Порядок признания в целях налогообложения прибыли доходов банка в виде сумм комиссионных вознаграждений за предоставление кредитов рассмотрен в письме Минфина России от 25.07.2007 N 03-03-06/2/142. Если, исходя из условий кредитного договора, сумма комиссии указана в денежном выражении, полученный доход в виде комиссионного вознаграждения учитывается банком на основании положений ст. 290 НК РФ.

Если же в кредитном договоре комиссия указана в процентном отношении от суммы кредита или иной величины, полученный банком доход рассматривается как связанный с получением процентов. Доходы в виде процентов в соответствии с п. 6 ст. 271 НК РФ по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, признаются полученными и включаются в состав доходов на конец соответствующего отчетного периода.

Доходы в виде платы за открытие и ведение счетов

Рассмотрим особенности контроля признания доходов от платы за открытие и ведение банковских счетов клиентов, в т.ч. банков-корреспондентов (включая иностранные банки-корреспонденты), и осуществления расчетов по их поручению, включая комиссионное и иное вознаграждение за переводные, инкассовые, аккредитивные и другие операции, оформление и обслуживание платежных карт и иных специальных средств, предназначенных для совершения банковских операций, а также за предоставление выписок и иных документов по счетам и за розыск сумм (подп. 2 п. 2 ст. 290 НК РФ).

Как известно, налоговые органы при осуществлении контроля полноты исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

При этом ограничения в отношении применения ст. 40 НК РФ к проверке правильности применения цен по сделкам банков на оказание услуг по открытию и ведению счетов клиентов гл. 25 НК РФ не установлены (см. письмо Минфина России от 29.03.2007 N 03-02-07/1-143).

Доходы от операций с иностранной валютой

Рассмотрим порядок признания доходов от проведения операций с иностранной валютой, осуществляемых в наличной и безналичной формах, включая комиссионные сборы (вознаграждения) при операциях по покупке или продаже иностранной валюты, в т.ч. за счет и по поручению клиента, от операций с валютными ценностями (подп. 4 п. 2 ст. 290 НК РФ).

Для определения доходов банков от операций продажи (покупки) иностранной валюты в отчетном (налоговом) периоде принимается положительная разница между доходами, определенными в соответствии с п. 2 ст. 250 НК РФ, и расходами, определенными согласно подп. 6 п. 1 ст. 265 НК РФ.

Вопрос о налогообложении операций банка по купле-продаже иностранной валюты рассмотрен в письме Минфина России от 09.04.2007 N 03-03-06/2/65. В письме со ссылкой на п. 2 ст. 301 НК РФ отмечено, что налогоплательщик вправе самостоятельно квалифицировать сделку, признавая ее операцией с финансовым инструментом срочных сделок либо сделкой на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения.

Сделка подлежит классификации на основе анализа ее условий (целей). Осуществление операции неттинга (взаимозачета однородных обязательств и требований) является экономически оправданной операцией при исполнении (прекращении) обязательств и требований с контрагентами. При наличии соглашения о проведении неттинга по поставочным наличным сделкам (определенным на основании ст. 301 НК РФ в налоговом учете как сделки с отсрочкой исполнения) с другой (другими) сделкой (сделками) переквалификация первоначальных наличных поставочных сделок в целях налогового учета в срочные валютные сделки без поставки не производится (т.е. переквалификация в зависимости от способа прекращения обязательств по наличным сделкам).

Не производится переквалификация валютных наличных или срочных сделок (форвардных контрактов) как с датой валютирования в день заключения, так и с другой, более поздней датой, определенных в налоговой учетной политике на основании ст. 301 НК РФ как сделки с отсрочкой исполнения, поскольку природа сделок независимо от способа их исполнения (прекращения) и формы расчетов (суть и существенные условия) не изменяется.

Доходы от операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями

Рассмотрим особенности признания доходов по операциям купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней в виде разницы между ценой реализации и учетной стоимостью, указанных в подп. 5 п. 2 ст. 290 НК РФ, а также доходов в виде положительной разницы от превышения положительной переоценки драгоценных металлов над отрицательной переоценкой, указанных в подп. 19 п. 2 ст. 290.

Согласно подп. 5 п. 2 ст. 290 и подп. 5 п. 2 ст. 291 НК РФ, устанавливающим особенности определения расходов банков, о которых мы скажем дальше, в целях налогообложения прибыли доходом (расходом) банка при реализации драгоценных металлов признается положительная разница между ценой реализации и учетной стоимостью таких драгоценных металлов на дату их реализации, а расходом — отрицательная разница.

Под учетной стоимостью драгоценных металлов понимается их покупная стоимость с учетом переоценки, проводимой в течение срока нахождения таких металлов у налогоплательщика в соответствии с требованием Банка России.

Согласно указанию Банка России от 28.05.2003 N 1283-У «О порядке установления Банком России учетных цен на аффинированные драгоценные металлы» в течение срока нахождения драгоценных металлов на счетах налогоплательщика производится переоценка с учетом текущих учетных цен на драгоценные металлы, рассчитываемых Банком Российской Федерации исходя из действующих на момент расчета значений цен на драгметаллы, зафиксированных на лондонском рынке наличного металла.

В соответствии с подп. 19 п. 2 ст. 290 и подп. 18 п. 2 ст. 291 сумма положительных (отрицательных) разниц, возникающих от переоценки учетной стоимости драгоценных металлов при ее изменении, включается в состав доходов в виде суммы сальдо превышения положительной переоценки над отрицательной, а в состав расходов — в виде суммы сальдо превышения отрицательной переоценки над положительной на последний день отчетного (налогового) периода.

В вышеуказанном порядке, по мнению Минфина России, высказанному в письме от 23.01.2009 N 03-03-06/2/10, банки могут учитывать для целей налогообложения прибыли положительные (отрицательные) разницы, возникающие от переоценки учетной стоимости драгоценных металлов, числящихся на вкладах (депозитах), при совершении банком сделок с указанными драгоценными металлами.

Доходы от предоставления гарантий, поручительства, авалей

Доходы от операций по предоставлению банковских гарантий, авалей и поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме, включаются в состав доходов от осуществления банковских операций на основании подп. 6 п. 2 ст. 290 НК РФ.

Если вознаграждение за выдачу гарантии банк взыскивает в процентах годовых с учетом срока действия гарантии и гарантируемой суммы, доход в виде вознаграждения согласно письму Минфина России от 24.07.2008 N 03-03-06/2/92 учитывается как доход в виде процентов по долговому обязательству. Соответственно, период признания (начисления) этого дохода приравнивается в целях налогообложения к порядку признания доходов в виде процентов по долговым обязательствам, установленному п. 6 ст. 271 НК РФ.

Доходы от операций с правами требования

Доходы в виде положительной разницы между полученной при прекращении или реализации (последующей уступке) права требования (в т.ч. ранее приобретенного) суммой средств и учетной стоимостью данного права требования включаются в состав доходов на основании подп. 7 п. 2 ст. 290 НК РФ.

По мнению Минфина России, изложенному в письме от 20.04.2006 N 03-03-04/2/112, при переуступке права требования по кредиту доходом является разница между стоимостью имущества, причитающегося налогоплательщику, с учетом суммы процентов, исчисленных (начисленных) до момента перехода права требования по кредиту, и стоимостью его реализации, в данном случае равной сумме основного долга и начисленных за период нахождения права требования на балансе банка процентов по кредитному договору.

Доходы от страхового возмещения

В доходы банка не включаются страховые выплаты, полученные по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности заемщика банка, в пределах суммы его задолженности по заемным (кредитным) средствам и начисленным процентам, погашаемой (прощаемой) банком за счет указанных страховых выплат. В остальных случаях, как сказано в письме Минфина России от 01.08.2007 N 03-03-06/2/144, суммы страхового возмещения, полученные банком как выгодоприобретателем по кредитному договору, подлежат учету в качестве доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Таким образом, банк, получив от страховщика страховое возмещение, учитывает его сумму как доход, и после уплаты налога на прибыль направляет оставшуюся сумму на погашение задолженности по кредиту.

В письме УФНС России по г. Москве от 27.12.2007 N 28-11/124745 разъяснено, что для целей налогообложения в качестве страхового случая признается смерть или наступление инвалидности физического лица, являющегося заемщиком банка по заемным (кредитным) средствам.

www.nalvest.ru

Налогообложение коммерческих банков (налог на прибыль)

1. Теоретические основы налогообложения прибыли коммерческого банка. 6

1.1. Содержание и значение прибыли как экономической категории. 6

1.2. История развития налогообложения прибыли банков. 12

1.3. Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль. 17

2. Организация налогообложения прибыли ОАО «Россельхозбанк» (на примере филиала в г. Барнауле) 27

2.1 Краткая характеристика финансово-хозяйственной деятельности банка 27

2.2. Документационное оформление налога на прибыль (налоговый учет) 43

2.3. Анализ отчетности по налогу на прибыль за 2008-2010 гг. 60

3. Совершенствование налогообложения прибыли коммерческих банков. 70

3.1. Оптимизация налога на прибыль с учетом изменений налогового законодательства 70

3.2. Основные направления совершенствования исчисления и уплаты налога на прибыль коммерческими банками. 76

Список литературы.. 92

Налоги затрагивают самые важные стороны человека и общества, а сам процесс разработки налогового законодательства и его применение неразрывно связаны с острыми противоречиями и компромиссами. С одной стороны, государство должно иметь достаточно средств для осуществления своих неотъемлемых функций, а с другой — налоговое бремя организаций и граждан не должно быть слишком тяжелым, чтобы не отнимать стимулы к труду и не сдерживать экономический рост. Поэтому налоги относятся к числу ключевых инструментов государственной политики, и поэтому налоговая тематика всегда актуальна.

Налог на прибыль принадлежит к числу федеральных налогов и занимает важное место в налоговой системе Российской Федерации (далее РФ). Коммерческие банки, как и любые другие организации, должны платить все федеральные налоги, налоги субъектов Федерации и местные налоги.

Банки выполняют исключительно важную роль в механизме функционирования рыночной экономики. С их помощью осуществляется перелив капитала в наиболее рентабельные отрасли и регионы, что способствует экономическому, социальному и технологическому прогрессу общества.

Коммерческие банки выступают, прежде всего, как специфические кредитные институты, которые, с одной стороны, привлекают времен­но свободные средства субъектов хозяйств; с другой — удовлетворяют за счет этих привлеченных средств разнообразные финансовые потребности предприятий, организаций и населения.

Порядок налогообложения коммерческих банков существенно менялся с 1991 года. Начатое в конце 1990 года акционирование государственных специализированных банков и превращение их в коммерческие, завершенное в 1991 году, практически совпало со становлением российской налоговой системы.

В 1991 году был принят Закон «Об основах налоговой системы в РФ», определяющий общие принципы построения налоговой системы.

В 1992 — 1993 годах налогообложение результатов деятельности банков осуществлялось в соответствии с Законом РСФСР «О налогообложении доходов банков», где ставка налога на доходы банков равнялась 30 %.

В последствие ставка налога повысилась до 43% ,а обложению подлежала уже валовая прибыль банка.

Таким образом, к концу девяностых годов сложилась такая ситуация, когда изменения в системе налогообложения банков стали объективно необходимым.

С 1 января 2002 года вступила в силу глава 25 «Налог на прибыль в организациях» Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), которая установила также нормы налогообложения и для банков.

Первое, и очевидно самое важное, что изменилось в этом налоге – это снижение ставки с 43% до 24%. С 2009 года ставка налога на прибыль составляет 20%. Также с введением нового закона банки получили дополнительное преимущество, которое заключается в льготном механизме создания резервов.

В последние годы, в научной литературе недостаточно внимания уделяется исследованию налогообложения кредитных организаций, которое главным образом направлено на освещение существующего законодательства, нежели на анализ проблем, и нахождения путей выхода из них. Практически полностью отсутствует информация, о доли налоговых платежей собранных с коммерческих банков в общей сумме доходов бюджетов разных уровней.

В основном современные работы посвящены налогообложению прибыли в целом без учета специфики деятельности кредитных учреждений, однако необходимо отменить некоторых авторов, которые исследуют данную проблему: Семенихин В.В., Муравлева Т.В., Лермонтов Ю.М., Романова М. В., Белоглазова Г.Н., Фадейкина Н.В. и другие.

Актуальность темы обусловлена тем, что налог на прибыль имеет большое значение для банка, так как данный налог существенно влияет на размер его чистой прибыли. Следовательно, банку необходимо оптимизировать платежи по данному налогу, а это не возможно без учета всех изменений законодательства.

Целью дипломной работы является исследование особенностей налогообложения прибыли в коммерческих банках.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Раскрыть сущность прибыли как экономической категории и как объекта налогообложения.
  2. Проанализировать порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль на примере коммерческого банка.
  3. Разработать предложения для совершенствования налоговой политики коммерческого банка.

Предметом исследования данной дипломной работы является механизм налогообложения прибыли филиала коммерческого банка, который находится в г. Барнауле.

Объектом исследования выступил филиал ОАО «Россельхозбанк», находящийся в г. Барнауле.

В качестве методов исследования в работе использованы системный, сравнительный и финансовый анализ.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения.

В первой главе работы освещаются теоретические основы налогообложения прибыли коммерческих банков, а именно: дается характеристика доходов и расходов, описывается история развития налогообложения коммерческих банков.

Во второй главе дается краткая финансово-хозяйственная характеристика деятельности банка, изучены особенности и порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль банка.

В третьей главе рассматриваются изменения в главу 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, касающиеся налогообложения прибыли коммерческих банков.

Информационную базу дипломной работы составили нормативно-правовые акты, методические указания Центрального Банка и Министерства Финансов РФ, сведения из периодической печати, а также документы, разработанные непосредственно в ОАО «Россельхозбанк».

По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Налог на прибыль принадлежит к числу федеральных налогов и занимает важное место в налоговой системе Российской Федерации. Коммерческие банки, как и любые другие предприятия, платят все федеральные налоги, налоги субъектов Федерации и местные налоги.

Коммерческие банки выступают, прежде всего, как специфические кредитные институты, которые, с одной стороны, привлекают временно свободные средства субъектов хозяйств; с другой — удовлетворяют за счет этих привлеченных средств разнообразные финансовые потребности предприятий, организаций и населения.

Финансовый результат от хозяйственной деятельности коммерческого банка может быть представлен прибылью или убытком. Прибыль — главный показатель результативности работы банка, которая образуется в результате превышения доходов над его расходами и, наоборот, превышение расходов над доходами образует убыток.

Налог на прибыль с коммерческих банков взимался с 1 января 1994 года по 1 января 2002 года, заменяя налог на доходы банков, в соответствии с Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций». С 1 января 2002 года для банков действует новая редакция закона о налоге на прибыль. Самое важное, что изменилось в этом налоге – это снижение ставки с 43% до 24%. С 2009 года ставка налога на прибыль составляет 20%.

Нами был рассмотрен порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль. Для этого был описан порядок формирования доходов и расходов банка.

Доходы банка в целях налогообложения подразделяются на доходы от реализации, внереализационные доходы и доходы, не учитываемые при расчете налога на прибыль. Расходы также делятся на расходы связанные с производством и реализацией, внереализационные расходы и расходы не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Объектом налогообложения по налогу на прибыль банка признается прибыль, представляющая собой полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Порядок исчисления и уплаты налога определен 25 главой НК РФ.

Налог на прибыль рассчитывается как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Основная налоговая ставка равна 20 %. Налоговым Кодексом предусмотрены также следующие налоговые ставки: 9%,15%.

ОАО «Россельхозбанк» является ведущим банком по кредитованию в области сельскохозяйственного производства. ОАО «Россельхозбанк» имеет разветвленную филиальную сеть, объединяющую 78 регионов РФ, в том числе и Алтайский край. Алтайский региональный филиал создан по решению Наблюдательного совета 24 июля 2000 г. и его деятельность регламентируется Положением «Об Алтайском региональном филиале ОАО «Россельхозбанк». Филиал имеет линейно-функциональную организационную структуру. Филиал не является самостоятельным юридическим лицом и не ведет отдельный бухгалтерский учет.

Налог на прибыль учитывается на балансовом счете № 70611, при составлении годовой отчетности – на балансовом счете № 70711 и отображается в «Отчете о прибылях и убытках». Важным при изучении налога на прибыль выглядит учет расходов и доходов банка с целью определения налоговой базы. Особенности определения доходов и расходов, их отнесение на прибыль определены Налоговым кодексом Часть 2.

Порядок учета доходов и расходов ведется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России. Выведение результатов деятельности (прибыли, убытки) производится по решению, принятому в банке, ежеквартально.

В соответствии с отчетностью банка за 2008-2010 гг. нами был проведем анализ начисления и уплаты налога на прибыль в рассматриваемый период. При этом было установлено, что в 2008 году налог на прибыль не уплачивался в виду того, что был получен убыток от операционной деятельности. В дальнейшем банк получал ежегодную прибыль и в соответствии с повышением прибыли до налогообложения увеличивался и взимаемый налог на прибыль. Данную динамику можно объяснить негативными тенденциями финансового кризиса 2008-2009 гг.

Перед банком стоит задача совершенствования налогообложения прибыли. Для этого возможно несколько вариантов:

  • оптимизация налога на прибыль с учетом изменений налогового законодательства, определившего новые условия налогообложения с 1 января 2010 года;
  • определение недостатков в порядке построения налогооблагаемой базы с использованием оценочных показателей;
  • своевременный мониторинг налогового законодательства и расчет возможных схем снижения налогообложения.
  • учет нововведений по налогообложению ценных бумаг и операций РЕПО, их практическое использование.

Эффективная учетная политика банка по вопросам, относящимся к сфере налоговых отношений с целью недопущения ошибок и значительных финансовых потерь в виде санкций за нарушение налогового законодательства, обеспечение эффективного налогового планирования будут способствовать развитию ОАО «Россельхозбанк» в стратегической перспективе.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что методика оценки и анализа формирования налога на прибыль может быть применена в любом коммерческом банке. Материалы работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях по теме налогообложения и его проблематики в современных российских условиях, а также в качестве учебных материалов при чтении различных курсов для студентов экономических специальностей по налогообложению и банковской системе.

www.inhelp.me

Налогообложение банков

О налогообложении банков, а точнее об уплате банками Нижегородской области местных и федеральных налогов.

Владимир СЛЕПОВ,
советник налоговой службы I ранга,
начальник отдела методической и
контрольной работы по налогообложению
банков УМНС РФ по Нижегородской области
Еженедельник «Закон. Финансы. Налоги»

До 1991 года большинство банков, действовавших в Российской Федерации, принадлежало государству. Появившиеся к этому времени коммерческие и кооперативные банки были немногочисленны и не играли большой роли в экономике.

Начатое в конце 1990 года акционирование государственных специализированных банков и превращение их в коммерческие, завершенное в 1991 году, практически совпало со становлением российской налоговой системы.

В 1991 году был принят действующий и в настоящее время Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», с последующими изменениями и дополнениями определяющий общие принципы построения налоговой системы и не претерпевший (за редким исключением) кардинальных изменений.

Действующее в настоящее время налоговое законодательство не предусматривает каких-либо специальных налогов на банки, рассматривая их в плане налогообложения как обычные предприятия, но с учетом тех или иных особенностей.

Таким образом, банки, как и любые другие предприятия, должны платить все федеральные налоги, налоги субъектов Федерации и местные налоги. Фактически некоторые налоги банки не платят, поскольку Законом «О банках и банковской деятельности» банкам запрещены любые операции по производству и торговле материальными ценностями.

Основными бюджетообразующими налогами в России являются налог на прибыль и налог на добавленную стоимость, дающие в сумме свыше 50 % доходов бюджета. Налогом на добавленную стоимость облагается только малая доля банковских услуг, как правило, менее 1 % всех доходов банка.

Основную часть налоговых платежей в банках составляет налог на прибыль, с 1994 года заменивший налог на доходы банков.

Налог на доходы банков платился в 1992-93 гг. по ставке 30 % от доходов банка (прибыль плюс зарплата работников банка). В период действия этого налога в банках получили широчайшее распространение разнообразные методы «неофициальной» выплаты зарплаты с выводом ее из-под налога: беспроцентные ссуды на длительный или неопределенный срок, вклады под 1 000 000 % годовых, льготная продажа валюты по курсу в 100 000 раз ниже рыночного и тому подобные. Некоторые из этих методов в настоящее время фактически легализованы и облагаются только подоходным налогом с физического лица, а некоторые формально запрещены, но продолжают использоваться благодаря нечетким формулировкам законодательства. Такие методы сохраняют эффективность и в условиях налога на прибыль в связи с высоким уровнем начислений на зарплату (Пенсионный фонд, соцстрах и т. п.).

Налог на прибыль предприятий платится банками по ставке 43 % от балансовой прибыли, скорректированной согласно налоговому законодательству. Прибыль увеличивается на суммы: превышения лимита по нормируемым затратам (проценты по межбанковским кредитам, командировочные, представительские и рекламные расходы, компенсации за использование личных автомобилей, затраты на подготовку кадров); отчислений в резерв по необеспеченным и некоторым иньм ссудам; износа основных фондов, материалов быстрого потребления и нематериальных активов, не используемых для банковской деятельности; убытков от реализации основных средств и иного имущества; компенсации разниц в процентных ставках по льготным ссудам, выданным работникам банка, и возмещения разницы при продаже валюты по льготному курсу (если эти операции осуществлялись не за счет банковских фондов); санкций, внесенных в бюджет или внебюджетные фонды; доходов, образовавшихся при закрытии первоначальных договоров по договорам отступного, новации или передачи права требования третьему лицу, если эти доходы не были отнесены на счета учета доходов; а также некоторые иные суммы. Прибыль уменьшается на суммы: восстановленного резерва по ссудам, если ранее он не был заявлен в уменьшение налогооблагаемой базы; части прибыли от реализации основных фондов, освобождаемой от налогообложения в связи с применением индекса-дефлятора; сумм полученных дивидендов (облагаются у источника) и доходов по государственным ценным бумагам, а также некоторые другие суммы.

Кроме того, при уплате налога на прибыль за 1998 год банки, как и другие предприятия, были освобождены от уплаты налога на прибыль, полученную от превышения положительных курсовых разниц от переоценки валюты над отрицательными.

Предоставление банкам такой льготы (в какой-то мере оправданной для предприятий-производителей) повлекло за собой дальнейшее повышение курса валюты, так же как предоставление льгот по государственным ценным бумагам способствовало строительству пирамиды ГКО. Тем самым банки вновь отвлекаются от реального сектора экономики.

Наличие значительных льгот, а также полулегальных возможностей для уклонения от уплаты налога на прибыль привело к тому, что, например, в Нижегородской области среди филиалов московских банков платили налог на прибыль только некоторые из малых учреждений, а ни средние, ни крупные налог не платили.

Специфической проблемой стало неисполнение банками платежных поручений клиентов на перечисления налоговых платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. В соответствии с действующим законодательством обязанности налогоплательщика при этом считаются исполненными, а деньги в бюджет не поступают. Такое положение может длиться достаточно долгое время, пока у банка не будет отозвана лицензия. Необходимо отметить, что в последнее время наметилась тенденция к ускорению процесса отзыва банковской лицензии, но и сейчас сроки продолжают оставаться неоправданно большими (до одного года).

Анализ показывает, что наиболее устойчивые банки являются одновременно наиболее крупными плательщиками налога на прибыль, а кандидаты в банкроты либо вообще не платят этот налог, либо платят в минимальных суммах.

К сожалению, предложения по совершенствованию налогового законодательства, как правило, остаются без ответа. До настоящего времени не принята разработанная несколько лет назад новая редакция Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, хотя и этот документ, по имеющимся сведениям, не позволяет полностью исключить все негативные моменты в сложившейся системе налогообложения банков.

На наш взгляд, наиболее целесообразным изменением налогового законодательства в настоящее время было бы введение специального налога на банки в виде определенного процента от валюты баланса.

По итогам 1998 года учреждения коммерческих банков, расположенные на территории Нижегородской области, заплатили налоги в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды на общую сумму 757,5 млн. руб., что составляет 6,4 % от общей суммы налоговых поступлений (11 898,4 млн. руб.).

По налогу на прибыль доля коммерческих банков составила:

  • в федеральный бюджет — 16,9 % (205,9 и 1 217,9 млн. руб. соответственно);
  • в бюджеты территорий — 23 % (расчетно, исходя из ставок 30 % и 22 %).

При этом количество учреждений банков, являющихся плательщиками налога на прибыль, составило на 1 января 1999 г. всего 174 единицы, что составляет менее 0,5 % от общего числа плательщиков налога на прибыль (35 263).

В результате проведенных проверок 105-ти учреждений коммерческих банков были выявлены нарушения в 42-х кредитных организациях и их филиалах. Сумма доначисленных платежей составила 49 993,3 тыс. руб. По итогам 1998 года балансовая прибыль коммерческих банков составила 1 047 749,9 тыс. руб. С учетом корректировки прибыли в соответствии с требованиями Инструкции ? 37 от 10.08.95 г. «О порядке исчисления и уплаты налога на прибыль. » налогооблагаемая база составила 263 973,4 тыс. руб. По состоянию на 1 января 1998 г., на территории Нижегородской области прекратили деятельность 12 учреждений коммерческих банков, в том числе 11 — по причине отзыва лицензии (у «Инкотрансбанка» лицензия отозвана в 1999 г.). Этими банками не перечислены платежи в бюджет и внебюджетные фонды на общую сумму 134,7 млн. руб.

Налоговыми инспекциями в ходе регулярных проверок было выявлено 1 074 случая задержки перечисления налоговых платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды на общую сумму 23,6 млн. руб. при наличии средств на счетах клиентов и банков.

Налоговыми инспекциями предъявлены санкции в виде пени на общую сумму 9,8 млн. руб., однако взыскано только 0,2 млн. руб., поскольку в основном санкции предъявлялись к неплатежеспособным банкам.

В этой связи учреждениями Центрального банка Российской Федерации меры воздействия к неплатежеспособным банкам принимаются только тогда, когда положение уже невозможно исправить, и все воздействие сводится к отзыву лицензии.

bankir.ru

Популярное:

  • Опека в г московский Органы опеки и попечительства Московского района СПБ Московский район (5 муниципальных образований) Московская застава пр. Гагарина, 25, т. 371-8683 (МС)Свеаборгская ул., 7, т. 387-8802, 387-8885 (МА) Начальник отдела по […]
  • Приказ 90 о разрешениях Приказ Министерства экономического развития РФ от 1 марта 2016 г. № 90 “Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам […]
  • Правила хабылык Каталог статей о спорте и здоровом образе жизни Как найти статью в нашем каталоге: выберите в меню слева (большой зеленый столбец) интересующий вас вид спорта (единовременно доступен для просмотра только один раздел) перед […]
  • Работа в судах новосибирска Последний день приема документов - 23.08.2018 Квалификационная коллегия судей Новосибирской области объявляет об открытии вакантных должностей: Заместителя председателя Черепановского районного суда Новосибирской области; […]
  • Закон 223 ст 41 служба правового консалтинга Кого заказчик может привлекать в качестве экспертов (экспертных организаций) для исполнения своей обязанности, предусмотренной ч. 4 ст. 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ? В силу ч. 1 […]
  • Будет ли индексирована пенсия в 2018 Пенсия в 2018 году в России, последние новости: повышение, индексация с 1 февраля для льготников и инвалидов, прибавка работающим и неработающим пенсионерам Пенсия в России начале 2018 года претерпит изменения, пока в лучшую […]
  • Заявление об аттестации ребенка Материал по теме: Заявление на аттестацию Мое заявление на аттестацию в этом году, надеюсь, оно кому-нибудь поможет в будущем))) Предварительный просмотр: В аттестационную комиссию министерства образования и науки Бережной […]
  • 12 федеральный закон об исполнительном производстве Статья 12. Виды исполнительных документов Статья 12. Виды исполнительных документов См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона 1. Исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) […]