Отбывают срок наказания

Отбывают срок наказания

Обзор
практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда
Российской Федерации за второе полугодие 2013 года

Срок отбывания наказания надлежит исчислять со дня постановления приговора с зачётом времени содержания
под стражей со дня задержания до дня постановления приговора

По приговору Алтайского краевого суда от 15 мая 2013 г. С. осуждён за совершение преступлений, предусмотренных п. «а» ч. 2 ст. 105, п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ. На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путём частичного сложения назначенных наказаний окончательное наказание ему определено в виде лишения свободы сроком на 19 лет в исправительной колонии строгого режима с ограничением свободы сроком на 2 года, с установлением ограничений в соответствии со ст. 53 УК РФ.
Срок отбывания наказания С. исчислен со дня его фактического задержания по подозрению в совершении преступления – с 24 марта 2012 г.
Судебная коллегия приговор в части исчисления начала срока отбывания наказания изменила, указав следующее.
Суд, вопреки требованиям закона, исчислил срок отбывания наказания С. со дня его фактического задержания, тогда как в силу совокупности норм, регулирующих правила исчисления размера и начала срока отбывания наказания, а именно ч. 7 ст. 302 и п. 9 ч. 1 ст. 308 УПК РФ, срок отбывания наказания лицу, содержавшемуся до постановления приговора под стражей, надлежит исчислять со дня постановления приговора с зачётом в этот срок времени содержания его под стражей со дня задержания до дня постановления приговора.
Судебная коллегия приговор Алтайского краевого суда от 15 мая 2013 г. в отношении С. изменила, определила срок отбывания им наказания исчислять с 15 мая 2013 г. с зачётом в этот срок времени содержания под стражей с 24 марта 2012 г. по 14 мая 2013 г. включительно.

prisonlife.ru

Определение места отбывания наказания осужденного

Заявку об определении места отбывания осужденного

Раздел УЗНИК, все учреждения ФСИН РФ.
Эконом ЗАЯВКА, о направлении осужденного в места лишения свободы в необходимый регион.
Обращение об определении места отбывания наказания можно оставить на странице того СИЗО
в котором находится осужденный.

Полезная информация:
1. Розыск осужденного-подсудимого через нашу поисковую систему.
2. Направить Адвоката; Нотариуса в СИЗО или ИК.
3. Заказать изготовление КОПИЙ -заверенных гербовой печатью судебных решений.
4. Пересмотр уголовных дел на предмет снижения срока, сегодня актуально перерасчет отбытого срока в СИЗО.
5. Услуги СУДЕБНЫЙ КУРЬЕР.
6. Жалоба на статусное лицо: адвоката;юриста; судью;нотариуса и т.д.
7. Перевод осужденного с одного учреждения в другое или в другой регион. достаточно зайти в раздел УЗНИК
найти учреждение в котором содержится осужденный, открыть ЗАЯВЛЕНИЕ о переводе осужденного с одного
учреждения в другое. (к примеру ИК-37 Кемеровская обл)

Куда ОТПРАВЯТ ОСУЖДЕННОГО отбывать наказание .
Теперь ЗАВИСИТ и от вас родственников!

ЭКОНОМ ВАРИАНТ для подачи ЗАЯВЛЕНИЯ об определении места отбывания наказания осужденного.
— Подайте ЗАЯВЛЕНИЕ по нашей готовой форме в день вынесения ПРИГОВОРА- продублировав его через ТРИ ДНЯ.
— Если подана Апелляционная ЖАЛОБА, подайте за НЕДЕЛЮ до вынесения Апелляционного решения.

5.1. Вам остается лишь заполнить готовую форму, отправить-оплатить. (прикрепляйте копию своего паспорта-лицевая разворот).

5.2. В заявлении УКАЖИТЕ РЕГИОН в который рекомендованно отправить осужденного.

5.3. Рекомендуем подавать в день вынесения Приговора.

— Ваше ЗАЯВЛЕНИЕ поданое через наш сайт, поступит в СИЗО и УФСИН с исходящим номером,
это гарантия что с ним ознакомятся и учтут ваши пожилания.

— В тех случаях. когда подана Апелляция, рекомендуем в день Апелляционного расмотрения
ПОВТОРИТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ отметив ДУБЛИРОВАТЬ.

— Ваше ЗАЯВЛЕНИЕ, поданное через наш сайт, не только рассмотрят но и учтут требование ФЗ
об уведомлении Вас по убытию осужденного с СИЗО, чего не учтут при подаче через сайт ФСИН РФ.
P.S. Поданое ЗАЯВЛЕНИЕ с нашего сайта, является процессуальным документом.
К сожалению Ваши заявления поданные с других сайтов и в том числе с сайта ФСИН РФ,
могут рассматриваться ФОРМАЛЬНО без удовлетворения.
В случае, направления осужденного в другой регион без пояснений, вы можете легко оспорить в ФСИН РФ, предъявив наше Заявление
(которое хранится в нашей базе 3 месяца)и тем самим вернуть осужденного в указанный вами регион.

Консультация по т. 8-915-085-43-58 ежедневно

В народе называется ЭТАП, определение места отбывания наказания осужденного, ДО вступления в законную силу Приговора.
Родственники могут повлиять на то где будет отбывать наказание осужденный, то есть своим участием, ЗАРАНЕЕ оформив ЗАЯВКУ
на определение места отбывания наказания-то есть регион куда предпочтительнее отправить осужденного.
Определение места отбывания наказания многие путают с ПОИСКОМ ОСУЖДЕННОГО

Регион России для этого вида услуги не имеет ЗНАЧЕНИЯ, так как РАСПРЕДЕЛЕНИЕ происходит через центральный аппарат ФСИН РФ-Москва.
дежурный адвокат 8-915-085-43-58 с 9.00 до 21.00 Московское время
ДРУГИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ОПЛАТЫ.

Определение места отбывания наказания.

Статья 73. Места отбывания лишения свободы

[Уголовно-исполнительный кодекс РФ] [Глава 11] [Статья 73]

1. Осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.

2. При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

3. Осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений.

4. Осужденные за преступления, предусмотренные статьей 126, частями второй и третьей статьи 127.1, статьями 205 — 206, 208 — 211, 275, 277 — 279, 281, 282.1, 282.2, 317, частью третьей статьи 321, частью второй статьи 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы.

4. Определение места отбывания наказания.

В связи с тем, что указанный вопрос приобрел в России в настоящее время системную проблему, особенно в городе Москве, возникла необходимость в размещении письменной консультации на сайте.

Сразу хочу отметить, что этот вопрос очень четко и ясно отражен в российском законодательстве и проблема возникает исключительно из-за того, что руководители следственных изоляторов то ли по малограмотности, то ли в силу злого умысла постоянно вводят людей в заблуждение, ссылаясь на то, что родственников уведомят о месте нахождения осужденного уже после прибытия их в точку назначения, то есть к месту отбывания наказания. Это и так и не так. В этих ответах звучат ссылки на другие нормативные акты, регулирующие другой юридический аспект отношений, и уклоняются такими ответами от исполнения других норм закона. Однако, по порядку.

  1. ? Обязаны ли руководители следственных изоляторов уведомлять родственников осужденных, куда будет отправлен тот или иной осужденный отбывать наказание

Ответ на этот вопрос дают два Федеральных закона. Процитирую их.

Часть 1 статьи 394 Уголовно-процессуального кодекса РФ гласит:

«Статья 394. Извещение об обращении приговора к исполнению.

  1. ». После вступления в законную силу приговора, по которому осужденный, содержащийся под стражей, приговорен к аресту или лишению свободы, администрация места содержания под стражей в соответствии со статьей 75 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации извещает одного из близких родственников или родственников осужденного о том, куда он направляется для отбывания наказания

Часть 2 статьи 75 Уголовно-исполнительного кодекса РФ указывает:

«Статья 75. Направление осужденных к лишению свободы для отбывания наказания.

1. Осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора суда в законную силу. В течение этого срока осужденный имеет право на краткосрочное свидание с родственниками или иными лицами.Порядок направления осужденных в исправительные учреждения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

2. Администрация следственного изолятора обязана поставить в известность одного из родственников по выбору осужденного о том, куда он направляется для отбывания наказания».

Правила ч. 1 ст. 394 УПК применяются в случаях, когда был постановлен обвинительный приговор, причем не любой, а приговор по которому лицо, содержащееся под стражей, было приговорено к аресту или лишению свободы.

Эти правила обязывают администрацию места содержания под стражей (т.е. администрацию следственного изолятора, по общему правилу п. 2 ст. 75 УИК) известить одного из близких родственников или родственников (п. 4, 37 ст. 5УПК) осужденного о том, куда он направляется для отбывания наказания.

Указанное уведомление обязательно направляется названным лицам и в том случае, когда лицо, впервые осужденное к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, которому наказание назначено в исправительной колонии общего режима, с его согласия оставлено в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (ч. 1 ст. 74 УИК). Осужденный сам определяет, кому из родственников необходимо направить уведомление. Представитель администрации следственного изолятора обязан встретиться с осужденным и выяснить этот вопрос.

Таким образом, как минимум два федеральных закона обязывают администрацию следственных изоляторов уведомлять родственников осужденных, куда будет отправлен тот либо иной осужденный для отбывания наказания.

Это — обязанность администрации следственного изолятора, за неисполнение которой должностные лица подлежат ответственности.

Уведомление должно последовать до отправления осужденного к месту отбывания наказания. И в течение этого времени (с момента вынесения обвинительного приговора и до отправления к месту отбывания наказания) осужденному предоставляется свидание, дополнительное к тем, которые указаны в Федеральном законе от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О порядке содержания под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений», для того, чтобы были решены бытовые, социальные и иные вопросы. О праве на это свидание указано не только в ч.1 ст.75 УИК РФ, но и в ст.395 УПК РФ:

«Статья 395. Предоставление родственникам свидания с осужденным

До обращения приговора к исполнению председательствующий в судебном заседании по уголовному делу или председатель суда предоставляет по просьбе близких родственников, родственников осужденного, содержащегося под стражей, возможность свидания с ним».

Судья не вправе отказать в таком свидании при обращении родственников осужденного.

  1. Почему руководители следственных изоляторов, отказывая известить, куда направляется осужденный, указывают на то, что родственников известят о месте отбывания наказания после прибытия этого осужденного в точку назначения?

Думаю, что руководители следственных изоляторов, привыкшие пренебрежительно относиться как к самим осужденным, их правам, так и к родственникам осужденных, умышленно вводят их в заблуждение, ссылаясь уже на иные нормы закона, которые действительно обязывают руководителей уже исправительных колоний (не следственных изоляторов) уведомить в течение 10 дней одного из родственников осужденного о его прибытии к месту отбывания наказания. В частности, об этом четко указано в Федеральном законе — ст.17 Уголовно-исполнительного кодекса РФ:

«Статья 17. Уведомление о месте отбывания наказания

О прибытии осужденного к месту отбывания наказания администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана не позднее 10 дней со дня прибытия направить уведомление одному из родственников осужденного по его выбору».

Таким образом, Закон обязывает администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания, сообщить одному из родственников осужденного о его прибытии к месту отбывания наказания.

Не позднее 10 дней со дня прибытия осужденного в исправительное учреждение по его письменному заявлению одному из родственников осужденного по его выбору направляется уведомление с указанием почтового адреса учреждения, перечня вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, основных требований порядка переписки, получения и отправления денежных переводов, предоставления осужденным выездов за пределы исправительного учреждения, свиданий, телефонных разговоров.

О прибытии осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших до ареста за границей, уведомления еще и направляются в посольства или консульства, представляющие интересы этих лиц в Российской Федерации.

Рассматриваемая позиция Законанаправлена на сохранение и поддержание связи осужденного со своей семьей, что в дальнейшем поможет ему социализироваться в обществе.

Не соблюдение властями России положений ст.ст.394-395 УПК РФ и ст.ст.17 и 75 УИК РФ является нарушением ст.8 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

  1. ? Как быть, если администрация следственного изолятора не исполняет требования Федеральных законов и не желает уведомлять родственников осужденного о том, куда его направляют для отбывания наказания

Так как надзирающие прокуроры и руководители ФСИН России укрывают факты нарушения законности со стороны администраций следственных изоляторов и не привлекают должностных лиц к ответственности, рекомендуется избирать следующий путь. Вначале, до того, как кассационное определение о вступлении обвинительного приговора в силу поступит в СИЗО, направить на имя начальника следственного изолятора от имени кого-то из родственников или адвоката заявление.

При этом нужно указать адрес, по которому должно быть отправлено уведомление. Такие же заявления можно написать в УФСИН (ГУФСИН) субъекта РФ и в ФСИН РФ.

Желательно направить такое заявление заранее в тех целях, что ответ будет дан конкретным должностным лицом, действия которого можно будет обжаловать в случае отказа, ибо суды зачастую отказывают в принятии жалобы, ссылаясь на то, что не указано конкретное должностное лицо следственного изолятора в качестве ответчика.

Если уведомление не поступит, то нужно обращаться с жалобами на неисполнение администрацией СИЗО требований Федеральных законов в территориальный суд, вышестоящим руководителям ФСИН РФ и в соответствующие надзирающие прокуратуры вплоть до Генеральной прокуратуры РФ.

Есть еще одно мнение, изложенное в официальном Комментарии к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации, науч. ред. В.Т. Томин, М.П. Поляков, 3-е изд., перераб. и доп, «Издательство Юрайт», 2009 г., где указывается:

«Следует отметить, что, если родственники не получили от администрации следственного изолятора сообщения о том, куда он направлен для отбывания наказания, они имеют право (устно либо письменно) обратиться за получением такой информации в суд, вынесший приговор, либо к прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов администрацией мест содержания под стражей».

На моей практике многочисленных подобных обращений никогда ни суд, вынесший приговор, ни надзирающий за СИЗО прокурор не уведомили кого-либо о том, куда отправлен осужденный.

Следует отметить, что затронутый вопрос очень актуален. В Москве, например, руководители следственных изоляторов в очень-очень редких случаях уведомляют родственников, куда будет отправлен осужденный. В остальных случаях они секретят эту информацию даже от близких родственников, что недопустимо по закону. Необходимо обжаловать факты неисполнения руководителями следственных изоляторов требований федеральных законов, требовать ответственности должностных лиц, и тогда вопрос будет улажен, проблема пе6ерстанет существовать. К сожалению, мы вынуждены понуждать чиновников к исполнению закона, чего в нормальном обществе быть не должно.

Если российские суды откажут в удовлетворении жалоб о признании действий должностных лиц администрации следственных изоляторов, выразившихся в не уведомлении родственников осужденного, куда направляется он для отбывания наказания, незаконными, то после суда кассационной инстанции можно обратиться с жалобой в Европейский суд по правам человека.

Iuris effctus in executione consistit (эффективность закона — в его исполнении, лат.).

Адвокат, к.ю.наук, М.И.Трепашкин

www.advokat-777.ru

Одобрен закон о новом порядке зачета дней в СИЗО в срок лишения свободы

«Предлагаемый новый порядок основывается на применении коэффициента при исчислении срока отбывания наказания, а также вида исправительного учреждения, назначаемого судом. Изменения должны послужить гуманизации уголовно-исполнительной системы и реализации принципа справедливости», — пояснил один из авторов законопроекта председатель думского комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников.

Время содержания лица под стражей до вступления в силу судебного приговора предлагается засчитывать в срок отбывания наказания следующим образом. «При вынесении приговора в виде лишения свободы предлагается засчитывать один день содержания лица в СИЗО — при отбывании наказания в тюрьме и исправительных колониях особого и строгого режима — за один день. При отбывании наказания в исправительной колонии общего режима и воспитательной колонии — за полтора дня. При отбывании наказания в колонии-поселении — за два дня», — пояснил Павел Крашенинников.

Кроме того, при отбывании наказания в дисциплинарной воинской части из расчета один день за полтора дня. В случае ограничения свободы, принудительных работ и ареста — один день за 2 дня. Для исправительных работ и ограничения по военной службе — один день за 3 дня. В случае обязательных работ — из расчета один день содержания под стражей за 8 часов обязательных работ

При этом не предусматривается распространение предлагаемого порядка на осужденных за совершение особо тяжких преступлений; преступлений, связанных с террористической деятельностью; при особо опасном рецидиве; а также в отношении осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы. «Предложено также не применять повышающий коэффициент в период нахождения осужденного в штрафном либо дисциплинарном изоляторе, помещении камерного типа, либо едином помещении камерного типа в случае применения мер взыскания к осужденным», — отметил депутат Крашенинников.

В то же время период нахождения лица под домашним арестом, включаемый в срок его содержания под стражей до судебного разбирательства, предлагается засчитывать из расчета 2 дня за один день лишения свободы в следственном изоляторе.

«Что касается домашнего ареста, то очевидно, что приравнивать его ни к какой-то колонии, ни к следственному изолятору нельзя. На слуху было несколько громких историй, когда фигурантам резонансных дел время пребывания под домашним арестом шло в зачет впоследствии вынесенного приговора. И они либо избегали колонии, либо проводили там считанные дни. Это, конечно, сыграло свою роль. Резонанс был мощный. Законодатели, как выразители общественного мнения, на все эти истории отреагировали», — пояснил «Российской газете» Павел Крашенинников.

Напротив, в следственных изоляторах подозреваемые и обвиняемые содержатся в камерах и практически не имеют возможности для занятий каким-либо видом деятельности. «В течение дня им предоставляется только часовая прогулка в прогулочном дворе. Хотя большая часть из них впоследствии приговариваются к отбыванию наказания в исправительные учреждения, условия содержания в которых значительно гуманнее», — указал Павел Крашенинников.

«Надеюсь, что данная новелла также приведет к более взвешенному подходу при избрании такой меры пресечения, как взятие под стражу», — заключил Павел Крашенинников.

Немаловажно, что в случае принятия закон будет иметь обратную силу. То есть срок отбывания наказания уменьшится у значительного числа уже осужденных лиц.

rg.ru

Оставление осужденных в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию

До вынесения решения суда, подозреваемые и обвиняемые лица, при условии избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, находятся в следственном изоляторе. После вынесения окончательного решения суда и назначения наказания у осужденного лица есть несколько так называемых «путей»:

  • либо отправиться в учреждение по месту отбывания наказания;
  • либо остаться отбывать наказание в следственном изоляторе, при этом выполняя работы по хозяйственному обслуживанию.

Согласно общим правилам, осужденные к лишению свободы после вступления в действие приговора суда, отбывают наказание в ИУ (исправительное учреждение) соответствующего режима. Если осужденный к лишению свободы ранее не отбывал наказание в виде лишения свободы, его отбывание наказания назначено в ИК (исправительная колония) общего режима в соответствии со ст. 77 УИК РФ он может быть оставлен в тюрьме или следственном изоляторе для выполнения работ по хоз. обслуживанию.

Условия для оставления осужденных в СИЗО для выполнения хозяйственных работ

П. 1 ст. 77 УИК РФ предусматривает наличие согласия осужденного к лишению свободы на такое оставление. Согласие должно быть выражено в письменной форме. Необходимость в согласии, связана с разительными отличиями между условиями содержания в учреждениях типа СИЗО, тюрьма и исправительных колониях общего режима. Оставление осужденного к лишению свободы в следственном изоляторе без его согласия на то, является прямым нарушением его законных интересов и прав. Осужденный, давший согласие на оставление в следственном изоляторе или тюрьме, может в дальнейшем изменить свое решение и направить просьбу о переводе его для отбывания наказания в ИК общего режима. В обязанности администрации учреждения входит удовлетворение такого прошения.

В законе напрямую не указано, что осужденный к лишению свободы оставляется для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию именно в том изоляторе, в котором он находился, до вступления приговора суда в силу, но это является непреложным правилом, вытекающим из содержания самого закона.

Еще одним условием оставления осужденного в следственном изоляторе является наличие потребности в рабочей силе. Осужденные привлекаются к данной деятельности потому, что привлечь к ней подозреваемых или обвиняемых, содержащихся в следственном изоляторе невозможно. Основной контингент находящихся в СИЗО не пребывает там постоянно, как правило, срок пребывания не превышает двух месяцев. Обвиняемых и подозреваемых согласно законодательству можно привлекать к хоз. работам только в пределах учреждения, что не позволяет выполнять им все виды хозяйственных работ. Лица, отбывающие наказания в тюрьмах, так же могут быть привлечены к хозяйственным работам с их согласия, но, как известно перевод обвиняемого или подозреваемого в тюрьму связан или со значительной опасностью совершенного деяния или с нарушением порядка отбывания наказания. Так же как и в первом случае трудиться такие заключенные могут только в пределах учреждения, в котором отбывают наказание.

Подводя итог, отметим, что оставляются в следственном изоляторе или тюрьме, только те осужденные к лишению свободы, которые:

  • отбывают срок впервые;
  • не представляют общественной опасности;
  • не могут негативно влиять на обстановку в тюрьме или следственном изоляторе;
  • имеют срок наказания не более 5 лет;
  • в приговоре указанный вид исправительного учреждения – ИК общего режима;
  • достигли 18-ти летнего возраста.

Виды хозяйственных работ и условия содержания

В большей степени следственные изоляторы и тюрьмы вынуждены привлекать к выполнению работ по хозяйственному обслуживанию осужденных, потому как данные работы не достаточно престижны и имеют низкую оплату. К хозяйственному обслуживанию относятся:

  • уборка помещений;
  • приготовление и раздача пищи;
  • проведение ремонтных работ;
  • мытье посуды;
  • благоустройство территории и др.

Найти на такую работу гражданских лиц достаточно проблематично. Поэтому, несмотря на то, что в законе сказано об исключительности случаев оставления осужденных к лишению свободы в следственном изоляторе или тюрьме, такая практика распространена повсеместно.

Также в законе не сказано о влиянии поведения осужденного в период пребывания в следственном изоляторе в качестве подозреваемого (обвиняемого), на возможность оставления его для выполнения хоз. работ, но на практике администрации СИЗО оставляет только тех осужденных, которые хорошо себя зарекомендовали.

Запрещено привлекать осужденных, подозреваемых, обвиняемых к выполнению хоз. работ в специальных отделах следственного изолятора, к которым относятся: радиотрансляционные узлы, фотолаборатории, а так же к работе по ремонту и эксплуатации инженерно-технических средств охраны, связи и сигнализации, множительной аппаратуры и всех видов транспортных средств («Правила внутреннего распорядка СИЗО»).

П. 2 ст. 77 УИК РФ гласит, что осужденный оставляется для выполнения хоз. работ решением начальника тюрьмы или СИЗО. Согласно п. 3 ст. 77 УИК РФ осужденные содержатся отдельно от подозреваемых и обвиняемых. Данная мера ограничивает возможность передачи информации и предметов, общения с подозреваемыми или обвиняемыми. Камера, в которой проживают осужденные, является общей и не запирается. Для сохранения условий отбывания наказания в виде лишения свободы осужденным, за ним сохраняется право на ежедневную двухчасовую прогулку, которая проводится чаще всего в светлое время суток в соответствии с графиком. Для прогулок на территории учреждения оборудованы прогулочные дворы с навесами от дождя и скамейками для сидения. Отменить прогулку, проставленную в графике, может только врач учреждения.

Оставляются для выполнения хоз. работ в СИЗО или тюрьмах осужденные обоих полов (мужчина и женщина). Оплата труда осуществляется на общих основаниях. Работа осужденного в период нахождения его после вступления в силу приговора суда в следственном изоляторе или тюрьме заносится в трудовую книжку и входит в трудовой стаж работника.

Выгоду от взаимодействия получают и осужденный и следственный изолятор или тюрьма, первый имеет возможность проживать в камере, которая не запирается, и получать заработную плату за свой труд, вторые осуществлять большую часть хозяйственной деятельности за счет трудовых резервов из осужденных.

Казалось бы, после вступления в силу приговора суда — дело закрыто, обвиняемый или подозреваемый перешел в разряд осужденных и услуги адвоката по уголовным делам стали не нужны. Это не так, помощь адвоката по уголовным делам — это урегулирование вопросов с ходатайствами, прошениями и другими документами. Адвокат по уголовным делам поможет правильно построить отношения с администрацией учреждения, в котором отбывает наказание осужденный, окажет содействие в решении вопросов со свиданиями и посещениями заключенного.

Советуем прочесть также:

Адвокат по уголовным делам Виктория Державина

www.legalneed.ru

Инструкция для осужденных и их родственников по обжалованию удаленности отбывания наказания от места жительства до осуждения

Правовую основу порядка и места отбывания назначенного по приговору суда уголовного наказания в виде лишения свободы составляют положения Главы 11 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

В частности, в ст. 73 УИК РФ отмечено: «1. Осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.

2. При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

3. Осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений.

4. Осужденные за преступления, предусмотренные статьей 126, частями второй и третьей статьи 127.1, статьями 205 — 206, 208 — 211, 275, 277 — 279, 281, 282.1, 282.2, 317, частью третьей статьи 321, частью второй статьи 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы».

Более детально процедура распределения осужденных по исправительным учреждениям ФСИН РФ прописана в Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения
(утв. приказом Минюста РФ от 1 декабря 2005 г. N 235), а именно:

— пункт 5: Осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора в законную силу. Направление осужденных осуществляется, как правило, в исправительные учреждения в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали либо были осуждены.

Осужденные, не имеющие места жительства, как правило, направляются для отбывания наказания в исправительные учреждения тех субъектов Российской Федерации, на территории которых они осуждены.

Отправка осужденных в исправительные учреждения на территории других субъектов Российской Федерации (по месту жительства) производится администрацией следственных изоляторов только после того, как через территориальные органы ФСИН России убедится в наличии исправительного учреждения соответствующего вида.

В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации;

— пункт 6: При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с Федеральной службой исполнения наказаний в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

Таким образом, в действующем уголовно-исполнительном законодательстве РФ существует презумпция отправления осужденных для отбывания лишения свободы по месту жительства или месту вынесения приговора.

На практике у самих осужденных и их родственников возникают серьезные трудности в части поддержания семейных связей, обусловленные произвольными действиями должностных лиц Федеральной службы исполнения наказаний РФ, к исключительной компетенции которой относится решение вопроса об избрании конкретного исправительного учреждения.

Не всегда выбор местонахождения колонии совпадает с местом жительства осужденного — тем самым создаются препятствия, во всяком случае, в осуществлении личных контактов — посредством свиданий с родственниками, большинство из которых не может себе позволить оплачивать дальние переезды.

В соответствии с пунктами 2, 5 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2013 года № 21, правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в окончательных постановлениях Суда, принятых в отношении Российской Федерации, являются обязательными для судов. Любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально-значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности,защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц); являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой цели). Несоблюдение одного из этих критериев ограничения представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке.

Европейский Суд по правам человека в Постановлении от 25.07.2013 года (дело «Ходорковский и Лебедев против России») в пунктах 836, 837, 850 сформулировал следующие значимые подходы (ориентиры).

В качестве исходного пункта Европейский Суд признает, что власти обладают широкой дискрецией в вопросах исполнения наказаний. Однако Конвенция не может остановиться у тюремных ворот, и нельзя полагать, что заключенный лишается всех своих прав, гарантированных статьей 8 Конвенции, только по причине его статуса «лица, лишенного свободы после осуждения». Европейский Суд не закрывает глаза на ограничения, которые выходят за рамки того, что обычно считается приемлемым в деле обычного заключенного.

Например, существенной частью права заключенного на уважение его семейной жизни является содействие тюремной администрации в поддержании контактов с близкими родственниками. Ограничения контактов с другими заключенными и членами семьи, установленные тюремными правилами, рассматривались Европейским Судом как «вмешательство» в права, защищенные статьей 8 Конвенции. Так, помещение осужденного в конкретную тюрьму может вызвать вопрос в соответствии со статьей 8 Конвенции, если его последствия для личной и семейной жизни заявителя выходят за рамки «обычных» тягот и ограничений, присущих самому понятию лишения свободы.

Как Комиссия по правам человека указала в деле «Уэйкфилд против Соединенного Королевства», «Статья 8 Конвенции обязывает государство содействовать заключенным в максимально возможной степени для создания и поддержания связей с людьми в целях способствования социальной реабилитации заключенных. В этом контексте расположение места, где содержится заключенный, имеет значение».

Кроме того, право на уважение семейной жизни возлагает на государства позитивное обязательство содействия заключенным в поддержании эффективного контакта с близкими родственниками. В контексте лишения свободы Комиссия по правам человека признала, что возможность близких родственников посещать заключенного составляет существенный фактор в сохранении семейной жизни.

Европейский Суд сознает трудности, сопутствующие управлению тюремной системой. Европейский Суд также учитывает ситуацию в Российской Федерации, где исторически исправительные колонии строились в отдаленных и пустынных районах, далеко от густонаселенных регионов Центральной России.

Существуют другие аргументы в пользу предоставления властям широких пределов усмотрения в этой сфере. Однако пределы усмотрения не являются неограниченными. Распределение тюремного населения не должно полностью относиться на усмотрение административных органов, таких как Федеральная служба исполнения наказаний.

Интересы осужденных в поддержании, по крайней мере, некоторых семейных и социальных связей также должны в какой-то степени приниматься во внимание. Законодательство Российской Федерации основано на схожих посылах, поскольку дух и цель статьи 73 УИК РФ направлена на сохранение социальных и семейных связей заявителем с местом, где они проживали до осуждения.

Вместе с тем практическое исполнение этого закона в Российской Федерации могло привести к непропорциональному результату, как показывает дело заявителей. В отсутствии ясного и предсказуемого метода распределения осужденных среди исправительных колоний система не «обеспечила меру правовой защиты против произвольного вмешательства со стороны публичных органов» В делах заявителей это повлекло результаты, несовместимые с уважением личной и семейной жизни заявителей.

Если говорить о правовых механизмах восстановления нарушенного государством права на уважение частной и семейной жизни, то наиболее действенным является подача искового заявления в суд общей юрисдикции, оформленного в соответствии с требованиями статей 131, 132 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Предметом иска может служить требование о признании незаконным избрания для отбывания наказания в виде лишения свободы конкретного исправительного учреждения без учета дальности его расположения от места жительства как самого осужденного, так и его родственников, с которыми он желает и имеет право поддерживать семейные связи. Параллельно следует заявить и требование о переводе осужденного в иное, соответствующее назначенному по приговору суда виду исправительное учреждение, расположенное либо в том субъекте РФ, где первый проживал до осуждения, либо в любом из ближайших к нему субъектов РФ.

В идеале подаче иска должно предшествовать обращение самого осужденного или его близких родственников в территориальный орган ФСИН РФ, где был вынесен приговор, и собственно в Федеральную службу исполнения наказаний, с заявлением о предоставлении сведений об основаниях принятого решения о направлении осужденного отбывать наказание в иной регион РФ, а не по месту жительства.

Сделать это нужно для того, чтобы убедиться, что такое решение руководством регионального Управления ФСИН РФ или федеральным ведомством принималось с учетом общих правил, закрепленных в УИК РФ, а также обусловлено социально-значимой и законной целью.

Отсутствие мотивированного ответа на данное заявление будет служить поводом для последующего обращения к суду с просьбой истребовать доказательства, на которых сторона истца основывает свои требования, в виду невозможности получить доступ к ним самостоятельно (ст.ст. 56, 57 ГПК РФ).

При этом при подготовке текста искового заявления следует иметь в виду, что согласно, пункту 13 упомянутой ранее Инструкции (утв. приказом Минюста РФ от 1 декабря 2005 г. N 235), «Перевод осуществляется:

в исправительные учреждения, расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации, — по указаниям руководства ФСИН России (в случае рассмотрения вопроса в центральном аппарате), территориальных органов ФСИН России;

в исправительные учреждения, расположенные в других субъектах Российской Федерации, — по решению ФСИН России.

Решение о переводе осужденного принимается на основании мотивированного заключения территориального органа ФСИН России, утвержденного начальником либо его заместителем по безопасности и оперативной работе. В случае, если это связано с болезнью осужденного*, решение выносится при наличии медицинских заключений, утвержденных начальником территориального органа, представляемых, соответственно, медицинскими отделами (службами) территориальных органов ФСИН России, медицинской службой ФСИН России, справки оперативного управления (отдела) и письменного согласия осужденного»

Таким образом, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что заключение территориального органа ФСИН РФ, утвержденное решением Федеральной службы исполнения наказаний РФ, не отвечает требованиям соблюдения разумных пропорций между достижением социально-значимых целей удаленного размещения осужденного и его правом на сохранение семейных связей, можно рассчитывать на вынесение судом положительного решения по гражданскому иску.

Примером является дело жителя Симферополя ( Республика Крым) Геннадия Афанасьева.

9 марта 2016 года Сыктывкарский городской суд Республики Коми признал право Афанасьева на отбывание наказания с учетом положений статьи 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (Право на уважение семейной жизни).

На ФСИН России возложили обязанность решить вопрос о месте дальнейшего отбывания Афанасьевым уголовного наказания с учетом мотивированного заключения, представленного территориальным органом ФСИН РФ, и положений статьи 8 Конвенции.

Скачать иск Афанасьева можно здесь

Скачать решение Сыктывкарского городского суда по иску Афанасьева можно здесь

zonaprava.com

Популярное:

  • Страховка таганрог Где купить страховку ОСАГО в Таганроге Наличие полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) является законодательно закрепленной нормой для всех автовладельцев на территории РФ. Наличие полиса ОСАГО […]
  • Иск возбудить § 4. Предъявление иска и его принятие. Возбуждение гражданского дела Заинтересованное лицо может как обратиться в суд с исковым заявлением лично, так и переслать его по почте. Предъявление и принятие искового заявления влечет […]
  • Пособие autocad Пособие autocad Эти учебные пособия позволяют ознакомиться с рабочей областью приложения, а также с некоторыми важными инструментами и задачами проектирования. В AutoCAD Civil 3D проектные данные организованы как наборы […]
  • Экзамены на гражданство рф спб Тест на гражданство Российской Федерации Тестирование на гражданство РФ представляет собой тестирование на подтверждение уровня владения русским языком, достаточного для общения в условиях языковой среды. При успешной сдаче […]
  • Алексеевская юристы Алексеевская юристы Юристы и адвокаты Московского Юридического Центра СВАО Москвы оказывают консультационные услуги гражданам и организациям в сфере права. В paмкaх социaльной пpогpaммы гоpодa Москвы мы оказываем юpидичeскиe […]
  • Ходатайство апк рф Статья 126. Документы, прилагаемые к исковому заявлению 1. К исковому заявлению прилагаются : 1) уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и […]
  • Мфц документы на детское пособие Как оформить детские пособия в МФЦ Детские пособия – это денежные средства, выделяемые государством для материальной поддержки родителей и усыновителей. Средства на выплату материальной помощи могут быть направлены как из […]
  • Закон техосмотр В России изменились правила прохождения техосмотра Поделиться С 4 мая в России вступают в силу поправки к закону "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской […]