Отличие прав от полномочий

Ответ 19. Выделите функции Президента РФ по Конституции Российской Федерации:

1) роспуск Государственной Думы;


2) назначение на должность судей Конституционного суда, Верховного суда, Арбитражного суда, Генерального прокурора;


3) принятие решения об отставке Правительства РФ;


4) определение основных направлений внешней и внутренней политики;


5) назначение Председателя Правительства РФ;


6) обеспечение независимости и целостности государства, его суверенитета;


7) представление государства внутри и в международных отношениях.

Для правильного ответа необходимо уяснить различие между понятиями «функции» и «полномочия», именно это чаще всего путают.

Функция (от лат. functio — отправление, деятельность) — это вид или направление деятельности, управляющее воздействие какого-либо института власти, должностного лица, осуществляемое через конкретную деятельность.

Функции вытекают из правового статуса институтов власти или должностных лиц, установленного законом или иным правовым актом. В данном случае говорят: имеет право осуществлять этот вид деятельности, эту функцию (например, из правового статуса Президента РФ как главы государства вытекает его функция выступать гарантом незыблемости конституционного строя, конституционных прав и свобод граждан).

Для выполнения какой-либо функции, т. е. функционирования, институт власти или должностное лицо наделяется конкретными полномочиями — совокупностью прав и обязанностей, т. е. тем, что он может и обязан делать. Полномочия всегда конкретны и ограничены «радиусами» возможных действий, за которые институт власти, должностное лицо не вправе «выходить». Когда говорят: Президент имеет полномочия (например, на введение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военного положения), то имеют в виду, что данный субъект имеет право и может это сделать, но при этом обязан соблюсти определенные условия (в частности, если данная мера обусловлена агрессией против России или непосредственной угрозой агрессии, и об той мере незамедлительно сообщено Совету Федерации и Государственной Думе).

Полномочия в отличие от функций не столько связаны с деятельностью как процессом, сколько реализуются через принятие конкретных властных решений.

Правильный ответ — набор пунктов 4, 6 и 7.

www.pravoznay.ru

ПОЛНОМОЧИЯ

Политика. Толковый словарь. — М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир». Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .

Политология. Словарь. — РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Смотреть что такое «ПОЛНОМОЧИЯ» в других словарях:

Полномочия — трудового коллектива государственного или муниципального предприятия осуществляются общим собранием (конференцией) и его выборным органом советом трудового коллектива. Словарь финансовых терминов. Полномочия Полномочия юридический документ,… … Финансовый словарь

полномочия — власти, начальство, администрация; власть, мандат, доверенность, компетенция, права, карт бланш Словарь русских синонимов. полномочия права, власть, компетенция / неограниченные: карт бланш Словарь синонимов русского языка. Практический… … Словарь синонимов

полномочия — ПОЛНОМОЧИЯ, власть, компетенция ПОЛНОМОЧНЫЙ, компетентный … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Полномочия — право, предоставляемое одному лицу действовать от имени другого лица для решения определенной задачи на оговоренный срок. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

ПОЛНОМОЧИЯ — права юридического или физического лица на совершение хозяйственных операций, а также на представительские функции, зафиксированные законодательно или нотариально. Возможна ситуация передачи, делегирования полномочий, что подтверждает официально… … Экономический словарь

Полномочия — ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на выполнение заданий … Словарь терминов антикризисного управления

полномочия — Ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на выполнение заданий. [http://tourlib.net/books men/meskon glossary.htm] Тематики менеджмент в целом EN organizational authority … Справочник технического переводчика

ПОЛНОМОЧИЯ — документ, который исходит от компетентного органа Российской Федерации и посредством которого одно лицо или несколько лиц назначаются представлять Российскую Федерацию в целях: ведения переговоров; принятия текста договора или установления его… … Юридическая энциклопедия

полномочия — сущ., мн., употр. нечасто Морфология: мн. что? полномочия, (нет) чего? полномочий, чему? полномочиям, (вижу) что? полномочия, чем? полномочиями, о чём? о полномочиях Полномочиями называются права на совершение чего либо, официально… … Толковый словарь Дмитриева

полномочия — ий; мн. (ед. полномочие, я; ср.). Права, предоставленные кому л. на совершение чего л. Дать широкие полномочия кому л. Иметь полномочия. Превысить свои полномочия. Сложить с себя полномочия. Наделить кого л. неограниченными полномочиями. Быть… … Энциклопедический словарь

dic.academic.ru

Чем отличаются «права» и «полномочия»? Дайте, пожалуйста, ответ по подробнее. )))

Любая классификация прав человека в известной степени условна, поскольку некоторые права с примерно равными основаниями могут быть отнесены к разным видам и должны охватывать друг друга. Права и свободы человека и гражданина разделяются на базовые (неотчуждаемые) , основные (конституционные) и общепризнанные (закреплённые в международно-правовых актах) . В правовой доктрине по основной сфере проявления в общественных отношениях права человека обычно делятся на личные, политические, социально-экономические и культурные, однако, в значительной степени и такое деление символично. Для ряда из них существенно лишь различие между правами человека и правами гражданина. Права человека также можно поделить на 1) личные + политические; 2) социально — экономические; 3) культурные + коллективные
Право на жизнь
Право на свободу и личную неприкосновенность
Право на достоинство личности
Право на неприкосновенность частной жизни
Право на неприкосновенность жилища
Право на самозащиту, в том числе право на эффективные средства самозащиты, такие как огнестрельное оружие
Право на национальную и культурную самоидентификацию
Свобода совести и свобода мысли
Свобода передвижения и выбора местожительства;
Свобода выбора национальности и языка общения
Право на судебную защиту
Свобода вероисповедания (каждый человек может придерживаться любой религии, или создать свою собственную)
Право на имя
Право на частную собственность (

Свобода слова (свобода информации)
Свобода средств массовой информации (доступ к информации)
Право обращений или петиций (то есть обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления)
Право на объединение (свобода союзов)
Свобода собраний (право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия)
Право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе
Право на гражданство
Избирательные права (активное и пассивное субъективное избирательное право: избирать и быть избранным)
Право на участие в отправлении правосудия
Право сопротивления угнетению [источник не указан 48 дней]

К социально-экономическим правам относятся:
Свобода предпринимательства (право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность)
Право на частную собственность
Трудовые права (право на труд и свободу труда)
Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства
Право на социальное обеспечение
Право на жилище
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Право на справедливое взимание налогов
Право на восьмичасовой рабочий день, на справедливые условия труда, равную оплату за труд равной ценности и т. д.

Культурные права обеспечивают духовное развитие личности. К ним относятся:
Право на образование
Свобода творчества (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания)
Право на участие в культурной жизни
Академические свободы
Право на благоприятную окружающую среду

1Ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на выполнение заданий.

2юридический документ, уполномочивающий одно лицо действовать от имени другого в целом, или в определенных целях, или на определенный срок

otvet.mail.ru

Соотношение понятий «компетенция» и «полномочие» применительно к Росимуществу

Страницы в журнале: 74-77

А.М. Еремин,

преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Института государственного управления, права и инновационных технологий Россия, Москва [email protected]

Рассматриваются полномочия Федерального агентства по управлению государственным имуществом, определяющие правовой статус и основные направления его деятельности. Автор раскрывает соотношение понятий полномочий и компетенции, непосредственно влияющей на правореализационный характер деятельности данного органа.

Ключевые слова: государственный орган, компетенция, полномочия, правовой статус, регламентация.

Определение базовых дефиниций является первоочередной проблемой любого научного анализа. Авторская позиция применительно к соотношению дефиниций «компетенция» и «полномочие» находит свое отражение во многих научных работах, однако применительно к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество) указанная проблематика так и не была решена.

Понятие «компетенция» происходит от латинского competere — добиваться, соответствовать, подходить. Юридические словари определяют компетенцию как совокупность установленных нормативными правовыми актами задач, функций, прав и обязанностей (полномочий) государственных органов, должностных лиц, общественных организаций, коммерческих и некоммерческих организаций [20].

В настоящее время в законодательстве Российской Федерации определение дефиниции «компетенция» также не нашла своего разрешения, но общая позиция характеризует компетенцию в виде совокупности полномочий органа государственной власти по предметам ведения, установленным Конституцией Российской Федерации 1993 года и конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

В отсутствие единого законодательного закрепления рассматриваемого понятия вопросы определения компетенции широко исследованы в российской юридической науке, например О.Е. Кутафиным, Ю.А. Тихомировым, Т.Я. Хабриевой и др.

Компетенция органа, как совершенно справедливо отмечал Б.М. Лазарев, очерчивается путем указания на функции, которые возложены на орган применительно к той или иной сфере деятельности [9, с. 40; 22, с. 31—32]. Однако функции не только очерчивают компетенцию, но и отражаются в ней [1, с. 194]. Орган государства не должен ни уклоняться от реализации своей компетенции, ни выходить за ее пределы. Наделение органа исполнительной власти определенной компетенцией означает распределение полномочий между входящими в его структуру подразделениями и должностными лицами. Специфика компетенции заключается в том, что она всегда имеет активную направленность. Органы исполнительной власти создаются не для бездействия, а для того, чтобы решались задачи, поставленные перед государством в целом или в определенной сфере общественной жизни, в которой те или иные органы исполнительной власти представляют государство [14].

Существуют различные точки зрения о соотношении полномочий, функций и компетенции. Как показывает анализ правовой литературы, посвященной данному вопросу, все авторы едины лишь в том, что основным элементом компетенции являются права и обязанности субъекта [3, с. 209; 5, с. 10; 9, с. 101—102; 16, с. 56—58; 20, с. 205—206; 22]. Что касается остальных элементов, то в их число включают круг подведомственных данному органу вопросов [9, с. 26—27], цели [16, с. 55], задачи, поставленные перед органом [8, с. 13—22; 10; 21, с. 65; 23, с. 11]; возложенные на него функции [3, c. 209; 11, c. 15], предметы ведения [17, с. 7; 16, с. 55], территорию его деятельности [9, с. 26—27], ответственность [15, с. 9].

Следует особо подчеркнуть органичность взаимной связи в содержании управленческой деятельности функций и полномочий (прав и обязанностей), выраженных в компетенции субъектов управления. Будучи опосредованными лишь конкретными полномочиями, функции могут быть представлены как конечный этап реализации целей управляющей системы, за которым следует результат деятельности, в целом выраженный уже в параметрах работы объекта управления. Полномочия Росимущества призваны наделить его возможностью практической реализации возложенных на него функций. Функция, не подкрепленная соответствующими правами, не может быть реализована и лишается практического смысла [19, с. 51].

Например, И.Л. Бачило, исходя из тезиса о том, что представить функции органа вне его компетенции невозможно, считает, что функции входят составной частью в компетенцию и определяют, что делает орган, выступая в результате правовым явлением. Для обоснования своей позиции ей приходится предложить два понятия компетенции — в широком и узком (собственном) смысле, причем оба понятия признаются правовыми. В первом случае в компетенцию включается, кроме функций, характеристика места органа в системе управления, его задач, объектов ведения, круга деятельности, правомочий и ответственности. Во втором случае компетенция состоит непосредственно из прав и обязанностей (правомочий) органа [4, с. 52—54].

Более обоснованной представляется противоположная позиция, которую сформулировал, в частности, Б.М. Лазарев: «Функции управления сами по себе явления, конечно, не юридические, и поэтому они не могут быть элементами компетенции. Но законодательство возлагает на соответствующие органы выполнение тех или иных управленческих функций, причем в различных комбинациях и применительно к различным управляемым объектам. В результате у органа возникает право и обязанность осуществлять определенные управленческие функции в определенной сфере. Такие права и обязанности и есть один из элементов компетенции органов управления. Всякое субъективное право или обязанность есть вид и мера соответственно юридически возможного или юридически необходимого поведения (деятельности)» [9, с. 40—41].

Это утверждение в целом согласуется с нашей точкой зрения по данному вопросу. На наш взгляд, компетенция Росимущества является системой его полномочий — прав и обязанностей. В силу этого представляется необходимым возразить тем ученым, которые определяют содержание компетенции посредством двух составляющих — предметов ведения и полномочий [12; 19].

Предметы ведения — категория, безусловно, юридическая, однако, в отличие от компетенции, она подразумевает не точное определение прав и обязанностей, а лишь указание на сферы, в которых эти права и обязанности могут возникать.

В теории государства и права, науке управления, а также практически во всех отраслях права понятие «полномочие» рассматривается как «составная часть компетенции и статуса органа, должностного лица, выполняющего управленческие функции в организации» [20, c. 654]. Толковый словарь русского языка определяет полномочия как «официально предоставленное кому-нибудь право какой-нибудь деятельности, ведения дел» [13, с. 554]. Вместе с тем в специальной юридической литературе под полномочиями обычно понимаются не просто права, а сочетание прав и обязанностей. Полномочия определяются как права и обязанности государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица, иных участников общественных отношений, установленные нормативным юридическим актом [7, c. 429]. Полномочие представляет собой право (и одновременно обязанность) соответствующего субъекта действовать в определенной ситуации способом, предусмотренным законом или иным правовым актом [20, с. 654]. При этом, как подчеркивает Ю.А. Тихомиров, в публично-правовой сфере полномочие представляет собой неразрывное единство прав и обязанностей, своего рода «правообязанность», которую нельзя не реализовывать в публичных интересах (в случае отказа от реализации или неэффективного исполнения полномочий наступает ответственность) [16, с. 56—57]. «Права и обязанности в данном случае — это единая категория, права одновременно являются и обязанностями» [6].

На основании изложенного можно заключить, что полномочия Росимущества — это закрепленные нормами права за рассматриваемым органом и его должностными лица в целом права и обязанности, необходимые для осуществления его базовых функций. Дефиниция «полномочие» является неотъемлемым свойством, базовой составляющей самого понятия «орган», в том числе и относительно такого органа государственной власти, как Росимущество.

1. Анисимов П.В. Права человека и правозащитное регулирование: проблемы теории и практики: моногр. — Волгоград, 2004.

2. Атаманчук Г.В. Государственное управление: проблемы методологии правового исследования. — М., 1975.

3. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. — М., 1997.

4. Бачило И.Л. Функции органов управления. — М., 1976.

5. Бондаренко А.А. Административно-правовой статус органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в условиях административной реформы: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2006.

6. Дитятковский М.Ю. Понятие отдельных государственных полномочий, которыми наделены либо могут наделяться органы местного самоуправления // Современное право. 2006. № 10.

7. Конституционное право: энциклопедический словарь / отв. ред. С.А. Авакьян. — М., 2001.

8. Кузнецов И.Н. Компетенция высших органов власти и управления СССР. — М., 1969.

9. Лазарев Б.М. Компетенция органов управления. — М., 1972.

10. Лазарев Б.М. О компетенции органа советского государства // Советское государство и право. 1964. № 10.

11. Махов В.Х. Контрольные функции органов государственной власти Российской Федерации в условиях проведения административной реформы: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2005.

12. Нанба С.Б. Понятие и структура компетенции муниципальных образований // Журнал российского права. 2008. № 6.

13. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1998.

14. Сапфирова А.А. Федеральная инспекция труда: компетенция — некоторые проблемы реализации // Трудовое право. 2008. № 9.

15. Советское административное право / под ред. С.С. Студеникина. — М., 1962.

16. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. — М., 2001.

17. Тихомиров Ю.А. Основные черты компетенции представительных органов власти // Труды ВЮЗИ. Вопросы развития и совершенствования органов народного представительства в СССР. — М., 1966. Т. 7.

18. Цабрия Д.Д. Статус органа управления // Советское государство и право. 1978. № 2.

19. Шевчик Н.А. Государственная власть и местное самоуправление: правовые проблемы взаимодействия: дис. … канд. юрид. наук. — Тюмень, 2001.

20. Юридическая энциклопедия / под ред. М.Ю. Тихомирова. — М., 2001.

21. Юсупов В.А. Научная организация исполнительной власти: учеб. пособие. 2-е изд., доп. — Волгоград, 2003.

22. Якимов А.Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации: моногр. — М., 1999.

23. Ямпольская Ц.А. Субъекты административного права: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. — М., 1958.

www.sovremennoepravo.ru

Разница между властью и полномочиями

Власть и полномочия — понятия очень близкие, но не тождественные. В чем заключается специфика каждого из них?

Что такое власть?

Под властью понимается возможность одних людей принимать различные решения, влияющие на других граждан. Как правило, они носят неперсонифицированный характер, то есть распространяются на неопределенный круг лиц. Выражены данные решения могут быть в форме законов, распоряжений, постановлений.

Современные исследователи выделяют несколько разновидностей власти:

  1. базирующуюся на принуждении (когда людей заставляют подчиняться решениям тех, у кого есть власть);
  2. базирующуюся на вознаграждении (когда люди соглашаются подчиняться решениям тех, у кого есть власть, благодаря возможности получить некую преференцию или, например, материальную компенсацию);
  3. консенсуальную (когда люди добровольно соглашаются подчиняться решениям тех, у кого есть власть, считая, что это принесет всем пользу);
  4. референтную (когда люди сами передают власть кому-либо, чтобы те принимали необходимые решения, — как результат искренней лояльности к соответствующим деятелям).

Наименее устойчивой считается власть, что базируется на принуждении, наиболее стабильной — референтная.

Как правило, власть тесно связана с личностями ее носителей. Если они пожелают передать ее другим субъектам, то вторые должны быть готовы поддерживать основание, на котором держится власть, — будь то принуждение, вознаграждение, консенсус или референтность. Если они не смогут это делать, то с высокой вероятностью уступят власть кому-то другому, кто, в свою очередь, окажется способен ее поддерживать.

Что представляют собой полномочия?

Полномочия — это юридически закрепленное право одних людей принимать решения, влияющие на других граждан. Могут носить как персонифицированный, так и неперсонифицированный характер.

Полномочия — это определенный набор юридических механизмов, посредством которых люди, имеющие власть, могут применять ее на практике. В этом случае у них появляются властные полномочия.

Однако возможна ситуация, при которой полномочия реализуются человеком или группой людей, не имеющих реальной власти. Так, в политических системах многих стран мира глава государства — президент — может иметь довольно широкий круг полномочий, но оказывается способным реализовывать их только при условии концентрации в своих руках значительного объема власти.

Полномочия базируются на действии в государстве какого-либо закона. Его положения могут предопределять автоматическое возникновение полномочий у тех или иных лиц, даже если у них нет реальной власти.

В числе наиболее примечательных особенностей полномочий — возможность их делегирования, то есть передачи от одного человека к другому в полном или ограниченном объеме — так, как это написано в законе, в соответствии с которым те или иные лица получают полномочия.

Главное отличие власти от полномочий заключается в том, что первое понятие отражает фактическую способность человека или группы лиц принимать решения, влияющие на других людей, а второй термин соответствует юридическим механизмам, формальным основаниям принятия соответствующих решений.

Власть и полномочия могут быть как зависимыми друг от друга, так и функционирующими совершенно самостоятельно. Но в первом случае решения, принимаемые субъектом власти и одновременно уполномоченным лицом, как правило, реализуются значительно более эффективно, чем при сценариях, когда власть осуществляется без полномочий, и наоборот.

В большинстве случаев «чистая» власть намного устойчивее «чистых» полномочий, но бывает и по-другому. Второй вариант чаще всего наблюдается, если объем и сущность решений, принимаемых одними людьми и воздействующих на других, определяются какой-либо третьей стороной. Подобным образом реализуют свои полномочия марионеточные правительства, вынужденные подчиняться политической воле других государств. Населению стран, где данные правительства утверждены, приходится считаться с устойчивостью их полномочий, несмотря на фактическое отсутствие власти у соответствующих структур.

Определив, в чем разница между властью и полномочиями, зафиксируем выводы в таблице.

thedifference.ru

Популярное:

  • Федеральный закон от 19 июля 2011 г 247-фз Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и […]
  • Калькулятор осаго 2018г Реальна ли отмена полисов страховки ОСАГО в 2017-2018 годах? Безаварийный страховой стаж (полных лет): 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10+ Если у вас было ДТП Конечный результат может отличаться в зависимости от наличия ДТП во всей страховой […]
  • Процесс ведения суда «ПРАВОСУДИЕ и БЕЗОПАСНОСТЬ» Представленный порядок проведения судебного разбирательства позволяет достоверно отслеживать, анализировать или прогнозировать ход событий, которые происходили, происходят, или будут происходить в […]
  • Газосварочных работ правила Газосварочных работ правила 30. Наряд-допуск выдается на срок, необходимый для выполнения заданного объема работ. В случае возникновения в процессе производства работ опасных или вредных производственных факторов, не […]
  • Категория д осаго Купить ОСАГО категории «Д» практически нельзя Безаварийный страховой стаж (полных лет): 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10+ Если у вас было ДТП Конечный результат может отличаться в зависимости от наличия ДТП во всей страховой истории. М 0 1 […]
  • Сайт октябрьского суда г Пензы Октябрьский районный суд г. Пензы Пензенской области История Октябрьского районного суда начинается с 1963 года, когда бывший Заводской район г. Пензы был переименован в Октябрьский. В настоящее время это один из самых крупных […]
  • Законы германии о суде Законы германии о суде Для того, что бы получить pin-код для доступа к данному документу на нашем сайте, отправьте sms-сообщение с текстом zan на номер Абоненты GSM-операторов ( Activ, Kcell, Beeline, NEO, Tele2 ) отправив SMS […]
  • Приказы параграф Приказы параграф Для того, что бы получить pin-код для доступа к данному документу на нашем сайте, отправьте sms-сообщение с текстом zan на номер Абоненты GSM-операторов ( Activ, Kcell, Beeline, NEO, Tele2 ) отправив SMS на […]