Отношение к собственности при консерватизме

Отношение к собственности при консерватизме

AlexeyPank: Консерватизм – это направление общественно-политической и философской мысли, для которого характерно следующее: 1. Отношение к государству как к живому организму. Для нормального функционирования организма нужно нормальное функционирование отдельных его органов. Так и для государства – нормальное функционирование государства возможно только при нормальной работе всех его составных частей – институтов и отдельных людей. 2. Отношение к свободам, как к правам исполнять свои обязанности. Не существует одной Свободы, но есть только свободы во множественном числе. 3. Отношение к равенству как к равной для всех необходимости выполнять свои обязанности. 4. Все люди не равны по своим правам и обязанностям, но равны в необходимости нести обязанности. 5. Свободы понимаются как привилегии, связанные с сословным статусом и различны у разных сословий. 6. Поскольку государство это живой организм, оно не застывшее, а находится в динамическом развитии. Реформы необходимы постольку, поскольку они нужны для здорового развития государства, если они проводятся, не исходя из текущего момента, а вызревают внутри государства. 7. Жизнеспособность общества наилучшим образом обеспечивается, если оно направляется мудрым и способным руководством, если разрушить естественные и институциональные различия, то вакуум заполняется тираном. 8. Частная собственность — продукт человеческого разнообразия, без нее свобода невозможна, а общество обречено на гибель. Существуют две классические традиции консерватизма: первая, восходящая к французским мыслителям Ж. де Мэстру и Л. де Бональду, и вторая, связанная с английским мыслителем Э.Берком. В англосаксонских странах утвердился в основном берковский вариант консерватизма, в странах континентальной Европы — своеобразный синтез идей, ценностей и установок обеих традиций, которые, естественно, в каждой конкретной стране, особенно в современных условиях, проявляются в национально-специфических формах. Необходимо учитывать то, что различные культурные традиции каждой страны предусматривают различие в некоторых утверждениях консерватизма.

AlexeyPank: Эдмунд Бёрк: Конституция, вырабатывается по подобию законов природы, и в соответствии с ней мы получаем, поддерживаем и передаем наше правительство и привилегии точно так же, как получаем и передаем нашу жизнь и имущество. В гражданском обществе все люди имеют равные права, но не равное имущество. Во Франции власть больше не принадлежит собственности, в результате собственность разрушена, а разумной свободы не существует. Первое обязательство гражданского общества – охрана собственности граждан, а не удовлетворение требований кредиторов к государству. Правам граждан принадлежит приоритет. Состояние отдельных лиц, полученное по наследству или приобретенное в результате участия в прибылях какого-либо общества, не является гарантом для государственных кредиторов. Ум отдельного человека слаб, и индивидууму лучше черпать из общего фонда, хранящего веками приобретенную мудрость нации. Идея наследования обеспечивает верный принцип сохранения и передачи и не исключает принципа усовершенствования, сохраняя все ценное, что приобретается. Дух свободы, часто провоцирующий беспорядки и эксцессы, действуя как бы в присутствии канонизированных предков, умеряется благодаря глубокому уважению. Идея свободы, полученная людьми вместе с врожденным чувством достоинства, защищает поколения от неизбежной наглости выскочек. В обществе есть качественные разновидности людей, которые характеризуются в зависимости от их происхождения, образования, возраста, профессии, места проживания (в городе или деревне), от приобретения и закрепления собственности, от вида этой собственности. И, следовательно, необходимо деление граждан на сословия и придание им такое положение в государстве, при котором их обычаи и привычки способствовали бы исполнению ими присущих им функций; каждое сословие могло пользоваться своими привилегиями и иметь возможность защитить себя в случае конфликтов, неизбежных в каждом неоднородном обществе. Во всех обществах, состоящих из разных категорий граждан, одна должна доминировать. Уравнители только искажают естественный порядок вещей. Общество — это действительно договор, но договор высшего порядка, не коммерческий из практической выгоды или преходящих интересов, а между нынешним, прошлым и будущим поколениями.

wap.comandanteche.borda.ru

Основные положения идеологии консерватизма и неоконсерватизма

Консерватизм (от лат. conservate — сохранять, охранять) — одно из политически-идейных течений политической мысли, отражающее приверженность его сторонников к сохранению традиций и устоев государства и общества.
Основные положения консерватизма:
1. Возможности человеческого разума и познания общества ограничены, ибо человек по своей природе – существо несовершенное, низменное и во многом порочное. В силу несовершенства человеческой природы все проекты радикального переустройства общества обречены на неудачу, поскольку нарушают веками установленный порядок.
2. Нравственный абсолютизм, признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей.
3. Традиционализм. Традиционные начала – это, по мнению теоретиков консерватизма, фундамент любого здорового общества.
4. Отрицание возможности социального равенства. При этом консерватизм позитивно относится к идее равенства людей перед Богом. Равенство существует в области морали и добродетели, возможно даже политическое равенство.
5. Консерваторы – приверженцы строгой иерархии общества, в котором каждый человек занимает строго отведённое ему место, соответствующее его статусу.
6. Вначале консерваторы высказывали недоверие к демократии, особенно популистского толка, консерваторы стали сторонниками элитарной демократии, когда демократический механизм даёт возможность формировать профессиональную политическую элиту и выдвигает к власти достойных (принцип меритократии – власть должна нахдиться в руках достойных людей, выходцев из различных социальных групп). Достойное — достойным, – таков принцип консерваторов применительно к социальному статусу личности. Участие масс в политике должно быть ограничено и находиться под контролем.
7. В экономической сфере консерваторы так же, как и либералы, делают ставку на развитие бизнеса, частного предпринимательства. Они выступают против жёсткого контроля со стороны государства за функционированием экономики. Экономика должна иметь максимум свободы. Свобода многими консерваторами трактуется как право каждого человека на собственность и неограниченную конкурентную борьбу в обществе. Частная собственность священна и неприкосновенна. Она – гарантия личной свободы, процветания и социального порядка. Поэтому никто не имеет права посягать на частную собственность, отчуждать её под каким бы то ни было предлогом в свою пользу.
8. В политической сфере консерваторы выступают за сильную и эффективную государственную власть. В то же время она должна быть ограничена коституционными и моральными нормами. Государство призвано стоять на страже частной собственности, прав и свобод человека.
9. В социальной сфере консерваторы выступают за создание в обществе системы социального самообеспечения.

В середине 70-х годов 20 века начинает формироваться неоконсерватизм. Неоконсерваторы сохраняют основные ценности и установки классического консерватизма, вместе с тем в их учениях появляются новые принципы и приоритеты политической деятельности. По некоторым вопросам они заметно сблизились с либералами, что привело к исчезновению жёстких границ между современными консервативными и либеральными теориями. В теориях неоконсерватизма на первый план выдвинуты 2 основные идеи:
1. Необходимость ограничения индивидуализма современного человека
2. Идея укреплепления политического и духовного единства нации, сохранения её самобытности
Приоритетом в социальном развитии являются приоритеты государства и нации, а не отдельного индивида.
Неоконсерваторы выступают за сохранение в обществе прочных позиций государства и политической власти. Они признают совершенной и эффективной такую структуру политической власти, в которую допускаются лишь представители элитарных слоёв общества. Сила государственной власти состоит в её профессионализме и нравственности. Во внешнеполитической деятельности неоконсерваторы провозглашают высшей целью укрепление могущества своего государства на международной арене. Во взаимоотношениях с другими государствами на первом месте должны быть национальные интересы, прежде всего, экономическая выгода. Защищая эти ценности, можно прибегнуть и к применению силы в отношении «непослушных государств».

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

about-political.ru

Ценности консерватизма

Консерватизм возник как антитеза либерализму, как реакция на идеи Просвещения и завоевания английской, американской и французской революций. Название происходит от латинского термина «conserve», что означает «сохранять». Одним из первых идеологов консерватизма был английский парламентарий и публицист Э. Берк (1729-1797). Он оспаривал теорию общественного договора и народного суверенитета. Всякий общественный порядок, утверждал Берк, возникает в результате постоянного исторического развития и базируется на обычаях, традициях и предрассудках. Сила государства и закона — в сохранении этого порядка. Отсюда отрицательное отношение Берка и всех консерваторов к революциям. В своем труде «Размышления о французской революции» Берк все теоретические представления либералов о свободе, власти и законе считает абстрактными, оторванными от жизни и ведущими к анархии, а затем и к тирании. Следовательно, попытка обеспечить политическое равенство и гражданские права — это фикция. Человеческое общество и государство создаются и развиваются по воле Бога и в результате действия естественных законов. Значит, они не могут и не должны перестраиваться людьми. Развитие общества Берк видит в покорном следовании ходу истории.

Во Франции большую известность получило учение Ж. де Местра (1753-1821). Революцию де Местр воспринимал, как кару божью за попытки человека все видоизменить и уничтожить религию. Революции, по утверждению де Местра, всегда производят большее зло, чем то, которое хотят исправить. Как и Берк, де Местр критиковал «умозрительные» законы, создаваемые для человека вообще. Но абстрактного человека не существует. Поэтому и законы следует выводить из конкретных условий существования общества (географическая среда, политические отношения, национальные качества, религия и т. д.). Отсюда следует, что подлинную конституцию можно создать в ходе длительного исторического развития, а не единым актом теоретиков. Очень похожие идеи высказывал другой французский идеолог консерватизма де Бональд (1754-1840). Он также ссылался на Бога и естественное монархическое устройство общества, основным элементом которого является семья. Монархическое государство и религия являются необходимыми уздами, которые сдерживают человеческие страсти. Учение де Боиальда противостоит индивидуалистическому подходу либералов, хотя и признает главной целью общества охрану личности и частной собственности.

Философия консерватизма противостоит либеральной теории в том, что она отрицает теорию естественных прав и общественного договора и опирается в своем подходе на теорию естественно-исторического развития. В соответствии с этой теорией цивилизованное общество, законы и государство возникают постепенно в ходе накопления традиций, знаний и опыта с учетом конкретной исторической среды. Причем право устанавливается не из человеческого разума, а закреплением и провозглашением в качестве законов норм человеческого общения, не противоречащих божественным установлениям. Важнейшим общественным институтом является семья, ибо именно там сохраняются и передаются традиции, религия и нормы поведения. В отличие от либералов консерваторы первичным считают не индивида, а общество как хранителя традиций.

Они также признают необходимость обеспечения безопасности и частной собственности.

Но в связи с этим, считают они, тем более повышается роль общества, церкви, государства и его институтов: суда, армии, полиции. Характерной особенностью консерватизма является отрицание какой бы то ни было революции (социальной, религиозной, нравственной) и даже глубоких общественных реформ. Консерваторы считают в принципе невозможными какие-либо социальные изменения по заранее намеченному плану на том основании, что они сталкивают общество с пути естественного развития.

Философию современного консерватизма (неоконсерватизма) можно выразить положениями, приведенными политологом Росситетом: «Существование универсального морального порядка, санкционируемого и поддерживаемого религией; безнадежно несовершенная природа человека, у которого под покровом цивилизованного человека всегда скрывается неразумение и греховность; естественное неравенство людей в отношении физического и умственного развития; необходимость общественных классов и групп и, следовательно, безрассудность попыток социального уравнительства с помощью силы закона; важнейшая роль частной собственности для достижения личной свободы, защиты социального порядка; ненадежность прогресса; признание того, что традиционные нормы являются главной движущей силой прогресса, которого способно достичь общество; необходимость активного участия аристократии в государственном управлении; ограниченность сферы человеческого разума и, следовательно, важность традиций, инстинктов, символов, ритуалов и даже предрассудков; подверженность ошибкам и потенциальная тирания правления большинства и, следовательно, желательность рассредоточения, ограничения и сбалансированности политической власти. ». Как видим, неоконсерватизм, сохраняя приверженность традиционным ценностям, тем не менее, воспринял от либерализма идею общественного развития, исторической и социальной активности человека, демократизации общественной жизни. В то же время он выступает против социалистических идей государственного регулирования экономики и национализации промышленности. Несмотря на приверженность общественным идеалам, неоконсерватизм выступает против коллективизма. От либеральной философии консерватизм отличает примат общественных ценностей над индивидуальными, а от социалистической — защита индивидуальной собственности. Идеал человека в консервативной философии — это индивид, достигающий своих целей на благо всего общества. Современный консерватизм не стремится повернуть общество назад. Не стоит отождествлять консерваторов с реакционерами. Они выступают за естественное движение общества с учетом развития цивилизации. Так, один из ведущих теоретиков неоконсерватизма в Германии Г. Рормозер считает основным недостатком современного общества ослабление моральных устоев, снижение действенности экономических регуляторов. Для преодоления этих негативных факторов неоконсерваторы предлагают модель «социального рыночного хозяйства», заключающуюся в усилении действия рыночных механизмов, уменьшении роли государства в экономике (при усилении ее в политике), сплочении нации на основе общественной (а не индивидуалистической) морали. Усиливающаяся роль государства должна проявляться в активной внешней политике, в самоутверждении нации в мире. В политической практике идеи неоконсерватизма лежат в основе программ Р. Рейгана, Дж. Буша (США), М. Тэтчер, Дж. Мэйджора (Великобритания), Ф. И. Штрауса и Г. Коля (Германия). Они оказали существенное влияние на развитие ведущих держав мира в 1980-1990 гг.

psyera.ru

2. Консерватизм и неоконсерватизм как доктрины защиты традиций и вечных ценностей

Политическая философия консерватизма берет свое начало от европейских мыслителей конца XVIII — начала XIX вв. — англичанина Е. Берка, француза Ж. де Мэстра, немца Ф. фон Савиньи.

Консерватизм возник как реакция на великую французскую революцию, которая рассматривалась его представителями как причина су —
общего хаоса и разрушения. «Классический консерватизм» сначала выражал интересы дворянства. Постепенно он стал превращаться в оружие буржуазии, особенно тех его слоев, которые не желали радикальных социально-политических преобразований.

Еще во времена «классического консерватизма» его сторонники выступали против идей технократии, безраздельного господства рынка, что под такими лозунгами буржуазия начала борьбу с феодализмом. Они отвергали возможность установления равенства людей, добивались формирования общества на принципах иерархии, сохранение сословных привилегий, наследственной власти. Консерваторы призвали к восстановлению монархии и возрождение традиционных ценностей феодально-аристократического строя: «гармонии» и «порядка» средневековья, крестьянских общин, семьи, школы, церкви, то есть всего того, что, на их взгляд, объединяло общество обеспечивало его единство и преемственность в развитии.

Наиболее интересным является учение консерватизма о природе общества и общественной жизни. Консерваторы-традиционалисты не восприняли основной идеи Просвещения о необходимости рассматривать общество только с позиций разума и естественного права. На их взгляд, общество не является результатом взаимодействия людей, а государство возникло не через соглашение между ними, как утверждали сторонники теории общественного договора. Общество — это сложное органическое целое. Все части его так взаимосвязаны, что изменение одной из них нарушает равновесие всего общественного целого [2]. В социально-политической сфере нельзя действовать по ранее намеченному плану или исходя из некой социальной теории. Надо опираться только на опыт. Общество же постепенно совершенствоваться по внутренним законам, уходящие своими корнями в глубокое прошлое. Решающее значение в жизни, консерваторы утверждали, имеют привычки, вкусы, традиции людей. Вот почему основным критерием общественного развития они считали изменение обычаев и характера народа.

Таким образом, консерватизм не отрицал идею общественного прогресса, но истолковал его как смену, что не нарушала «принципов гуманности и нравственности» и не влекла анархии. Развитие общества должен быть безопасным как для отдельного человека, так и для всего общественного организма. Поскольку натура и характер народа, его традиции раскрываются в течение длительного времени, социально-политические структуры общества также будут формироваться на протяжении многих веков. Важное значение для улучшения общества консерваторы предоставляли нравственному совершенствованию человека.

Сложность социально-политического устройства, органичность и целостность общественной жизни должны побуждать политических деятелей к чрезвычайной предосторожности и осторожности. Любые преждевременные изменения, а тем более революционный слом традиционных порядков, неизбежно приводят к негативным последствиям: дезорганизации и застоя в социально-политическом механизме, краха моральных устоев. Вот почему развитие общества не должен выходить за пределы традиций, созданные предыдущими поколениями. Эволюция социально-политической жизни происходит через постепенное приспособление старого к новым обстоятельствам.

На социально-политические взгляды консерваторов оказали значительное влияние идеи мыслителей средневековья — Августина и Фомы Аквинского. Это нашло выражение в признании вмешательства бога в ход человеческой истории: естественные права и свободы человека имеют своей основой божественную волю, а политическое устройство может считаться справедливым только тогда, когда он охраняет и гарантирует эти права и свободы.

Основой экономического могущества государства и ее естественного развития консерваторы считали частную собственность. Ни один человек не может быть лишенным права и возможности покупать и накапливать собственность. Характерным для системы взглядов консерватизма было также положение о невмешательстве государства в отношения собственности, которые сложились в обществе, убеждение в невозможности достижения социального равенства и в том, что существование строгого разграничения между классами и слоями нужно для социальной стабильности. Консерваторы утверждали приоритет социальной над индивидуальным, доказывая, что исходным пунктом размышлений о природе человека, общества и государства должно быть гражданское общество в целом, а не отдельный индивид. Главное, чего не воспринимали и не воспринимают консерваторы в либерализме, — это четко выраженной в последнем напрямленності на социальное реформаторство, слишком «либерального» отношение к законности и порядка, «вседозволенности» в области общественной морали, терпимости к отклонениям от религиозных канонов.

С середины 70-х годов ХХ века неожиданно для многих политиков, ученых (и значительной части широкой общественности) стал набирать силу так называемый новый консерватизм. Сначала это выражалось в быстром росте популярности «новых правых» (интеллектуалов-экономистов, философов, социологов, политологов) в «поправінні» многих либеральных и даже леворадикальных ученых. Нобелевским лауреатом по экономике в 1976 году стал архитектор монетаристського, антикейнсіанського направлении в политэкономии М. Фридмен; уже в преклонном возрасте получает Нобелевскую премию (1974 г.) и переживает взлет популярности австрийский философ и экономист Ф. фон Хайек. На неоконсервативні позиции переходят такие выдающиеся американские социологи, как Д. Белл и С. Ліпсет. широкую популярность приобретает и ряд новых имен — И. Кристол и Мойнихен в США, Г. К. Кальтенбруннер в ФРГ, А. Бенуа во Франции и многих других.

Укрепление позиций неоконсерватизма в науке и идеологии происходит одновременно с усилением соответствующих идей и настроений в политической жизни. Особенно ярко это проявилось в США и Великобритании, где Г. Рейган и М. Тэтчер, что выступали с позиций нового, жесткого консерватизма, довольно быстро завоевали лидирующие позиции в своих партиях, а затем и победили на выборах. Уже сама только продолжительность их пребывания при власти (8 лет и 11,5 лет) свидетельствует о силе нового течения и потенциал, который она должна была с самого начала. Об этом говорят и понятие «рейганомика» и «тетчеризм», прочно вошли в политический словарь 80-х годов и стали общепризнанными символами современного консерватизма.

В 80-х годах произошли серьезные изменения в политической жизни стран Запада: укрепили свои позиции консерваторы в США и Великобритании, были отстранены от политического руководства социалисты и либералы во Франции, Италии и ФРГ. Идеи консерватизма и соответствующие подходы к решению социально-экономических проблем стали доминирующими в многих влиятельных политических партиях западных стран: Консервативной партии Великобритании, Республиканской партии США, Либерально-демократической партии Японии, Христианско-демократического и Христианско-социальному союзу в ФРГ (ХДС/ХСС), Итальянской христианско-демократической партии и нескольких других. Либерализм уступил место консерватизма во всех сферах жизни.

Усилению влияния консерватизма в странах Европы и Америки способствовало много факторов.

Прежде всего надо учитывать, что неолиберальная доктрина «общества благосостояния» возлагала в основу его развития быстрый прогресс техники. Но ускорение НТП вызвало обострение экологической обстановки, значительно ухудшило среда жизни человека. Следовательно усилилось недовольство политикой либералов, заметно возросло влияние консерваторов, которые обещали гармонизировать отношения человека с окружающей средой.

Благоприятным для консерваторов стал и факт усиления в западных странах бюрократизма, который порождался государством и тормозил развитие экономики. Неоконсерваторы выступили за устранение государства от управления экономикой и социально-политической сферой, за возвращение свободы рынка и конкуренции. Следуя этому курсу, Г. Тэтчер в годы своего правления (1979-1990) последовательно осуществляла децентрализации и приватизации государственного сектора экономики, расширение частного предпринимательства. В результате проведения такой политики было достигнуто значительных успехов в развитии экономики страны, повышена жизненный уровень большинства английских трудящихся. Доля владельцев акций крупных предприятий увеличилась в Великобритании за 10 лет с 7 до 24%. Возросла роль мелких фирм и предприятий, что на них в конце 80-х годов было занято до 1/4 всей рабочей силы. На 70% увеличилось количество лиц, которые имели собственное дело, но не пользовались наемным трудом. Все это свидетельствовало о достаточно глубокие и масштабные изменения в сфере производственных отношений и отношений собственности. Они привели к ослаблению отчуждения как владельца, так и работника от средств производства, от процесса и результатов труда.

В то же время в Великобритании произошли значительные изменения и в сфере политических отношений. Заметно сократилось количество государственных органов, количество государственных служащих уменьшилась на 167 тыс. (23%), некоторые из государственных и муниципальных служб были переданы на контрактной основе частным владельцам [3].

Однако сейчас консерваторы в разных странах пытаются укрепить и властные функции государства с целью восстановления доверия народа к власти, что была взорвана политикой неолибералов. Но укрепление властных функций подразумевает отказ от идеи равенства всех социальных слоев общества, сохранение в государстве принципа иерархичности. Консерваторы признают совершенной только такую структуру политического управления, куда допускаются лишь представители элитарных слоев общества. От участия в управлении устраняются представители «простых» людей, особенно рабочего класса, через его якобы склонность к насилию.

Понятное дело, некоторые социально-политические взгляды консерваторов не совсем «вписываются» в современные научные представления о природе и законы развития общественной жизни. Однако их целостный взгляд на общество, попытки обнаружить его внутренние взаимосвязи не остались незамеченными общественным мнением. Современного человека привлекает высокая оценка консерваторами роли семьи и школы как факторов стабилизации общества. Такие «продукты ума», как ядерное и химическое оружие, сталинский и полпотовский «социализм», побуждают ныне прислушиваться к критике консерваторами просветительской абсолютизации ума в социально-политической сфере. Актуальным остается вопрос и об отношении к прошлому. Известно, что отказ от ценностей, созданные предыдущими поколениями, пренебрежение традициями народа очень дорого стоили нашему обществу.

Большинство избирателей западных стран сегодня поддерживают консерваторов. Но это не означает отказа от благ, которые им дала политика «государства благосостояния»: бесплатного образования, доступного медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения и т.д. Отдавая сегодня свои симпатии консерваторам, они выступают не за демонтаж «государства благосостояния», а за ее дальнейшее совершенствование.
А потому политика неоконсерваторов все больше приближается к политике неолибералов.

banauka.ru

Консерватизм и неоконсерватизм

Консерватизм (термин впервые употребил Ф, Шатобриан в конце XVIII в.) представляет собой двоякое духовное явление. С одной стороны, это психологическая уста-новка, стиль мышления, связанный с доминированием инерции и привычки, определенный жизненный темперамент, система охранительного сознания, предпочитающая прежнюю систему правления (независимо от ее целей и содержания). С другой стороны, консерватизм – это и соответствующая модель поведения в политике и жизни вообще, и особая идеологическая позиция со своим философским основанием, содержащим известные ориентиры и принципы политического участия, отношения к государству, социальному порядку и ассоциирующаяся с определенными политическими действиями, партиями, союзами. Как идеология, консерватизм эволюционировал от защиты крупных феодально-аристократических слоев до защиты класса предпринимателей и ряда основополагающих принципов либерализма (частной собственности, невмешательства государства в дела общества и т.д.).

Предпосылкой возникновения этих базовых представлений стали попытки либералов радикально переустроить общество после Великой Французской революции 1789 г. Потрясенные сопровождавшим этот процесс насилием, духовные отцы консерватизма – Ж. де Местор, Л. де Бональд, Э. Бёрк, а впоследствии X. Кортес, Р. Пиль, О. Бисмарк и другие пытались утвердить мысль о противоестественности сознательного преобразования социальных порядков.

Консерваторы исходили из полного приоритета общества над человеком: «люди проходят, как тени, но вечно общее благо» (Бёрк). По их мнению, свобода человека определяется его обязанностями перед обществом, возможностью приспособиться к его требованиям. Политические же проблемы они рассматривали как религиозные и моральные, а главный вопрос преобразований видели в духовном преображении человека, органически связанном с его способностью поддерживать ценности семьи, церкви и нравственности. Сохранение же прошлого в настоящем способно, как они полагали, снять все напряжение и потому должно рассматриваться в качестве морального долга перед будущими поколениями. Понятно, что такие принципы, как индивидуализм, равенство, атеизм, моральный релятивизм, культ рассудка, представляли для них антиценности, разрушающие целостность человеческого сообщества. Таким образом, система воззрений консерваторов базировалась на приоритете преемственности перед инновациями, на признании незыблемости естественным образом сложившегося порядка вещей, предустановленной свыше иерархичности человеческого сообщества, а стало быть, и привилегией известных слоев населения, а также соответствующих моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии и собственности.

На основе этих фундаментальных подходов сформировались и окрепли характерные для консервативной идеологии политические ориентиры, в частности: отношение к конституции как к проявлению высших принципов, которые воплощают неписаное божественное право и не могут произвольно изменяться человеком; убежденность в необходимости правления закона и обязательности моральных оснований в деятельности независимого суда; понимание гражданского законопослушания как формы индивидуальной свободы и т.д.

В основе политического порядка, по мнению консервативных идеологов, лежит постепенный реформизм, основывающийся на поиске компромисса. Компромисс как единственная гарантия сохранения относительного порядка и пусть несовершенной, но все же социальной гармонии предопределял баланс, адаптацию, приспособление, подстраивание как нормы консервативной идеологии. Современный английский консерватор Ж. Гилмор писал по этому поводу: «Последовательность никогда не была достоинством тори, впрочем, нет ее ни у одной политической партии. Но другие партии считают, что они должны быть последовательными. Мы убеждены в обратном. Мы защищали сначала протекционизм, потом свободное предпринимательство, потом снова протекционизм и снова свободное предпринимательство – в зависимости от экономических обстоятельств. Мы поддерживали то индивида, то государство, потому что государство и индивид меняются, и когда нам говорят, что мы «вдруг» стали врагами государства, мы отвечаем, что того государства, которое мы защищали сто лет назад, уже не существует».

В первой половине 70-х гг. XX в. консерватизм в основном стал выступать в обличье неоконсерватизма. Его наиболее известные представители И. Кристол, И. Подгорец, Д. Белл, 3. Бжезинский и другие сформировали ряд идей, ставших ответом на экономический кризис того времени, на расширение кейнсианства, массовые молодежные протесты, отразившие определенный кризис западного общества. Данная форма консерватизма удачно приспособила традиционные ценности к реалиям позднеиндустриального этапа развития западного общества. Многообразие стилей жизни и усиление всесторонней зависимости человека от технической среды, ускоренный темп жизни, экологический кризис, нарастание культурного разнообразия и снижение авторитета традиционных для Запада ориентации – все это породило серьезный ориентационный кризис в общественном мнении, поставило под сомнение многие первичные ценности европейской цивилизации.

В этих условиях неоконсерватизм предложил обществу духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, базирующейся на моральной взаимоответственности гражданина и государства и их взаимопомощи, на уважении права и недоверии к чрезмерной демократии, крепком государственном порядке. Сохраняя внешнюю приверженность рыночному хозяйствованию, привилегированности отдельных страт и слоев, неоконсерваторы четко ориентировались на сохранение в обществе и гражданине чисто человеческих качеств, универсальных нравственных законов, без которых никакое экономическое и техническое развитие общества не может заполнить образовавшийся в человеческих сердцах духовный вакуум.

Основная ответственность за сохранение в этих условиях человеческого начала возлагалась на самого индивида, который должен был прежде всего рассчитывать на собственные силы и локальную солидарность семьи, ближнего окружения. Такая позиция должна была поддерживать в индивиде жизнестойкость, инициативу и одновременно препятствовать превращению государства в «дойную корову», в силу, развращающую своей помощью человека. В то же время государство, по мысли неоконсерваторов, должно стремиться к сохранению целостности общества, к обеспечению необходимых индивиду жизненных условий на основе законности и правопорядка, предоставляя гражданам возможность образовывать политические ассоциации, к развитию институтов гражданского общества, сохранению сбалансированных отношений природы и человека. И хотя предпочтительным политическим устройством такой модели взаимоотношений государства и гражданина считалась демократия, все же теоретики неоконсерватизма настаивали на усилении управления обществом, на совершенствовании механизмов урегулирования конфликтов, снижении уровня эгалитаризма.

Конечно, неоконсерваторы не могли решить всех проблем. Предлагавшиеся ими программы стабилизации и роста не смогли найти адекватных механизмов решения проблем, связанных с инфляцией, вовлечением в жизнь уклоняющихся от труда слоев общества, урегулировать отношения богатых и бедных стран и т.д. Тем не менее эта доктрина представила человеку целостную картину мира, показала главные причины кризиса общества и способы выхода из него, согласовала моральные принципы с рациональным отношением к кризисному социуму, дала людям ясную формулу взаимоотношений между социально ответственным индивидом и политически стабильным государством. Неоконсерватизм служил защитой человека на новом технологическом витке развития индустриальной системы, определяя приоритеты его деятельности, курс государства, способный вывести общество из кризиса. На этой идейной основе стали синтезироваться многие гуманистические идеи либерализма, социализма и некоторых других учений.

psyera.ru

Популярное:

  • Калькулятор осаго 2018г Реальна ли отмена полисов страховки ОСАГО в 2017-2018 годах? Безаварийный страховой стаж (полных лет): 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10+ Если у вас было ДТП Конечный результат может отличаться в зависимости от наличия ДТП во всей страховой […]
  • Категория д осаго Купить ОСАГО категории «Д» практически нельзя Безаварийный страховой стаж (полных лет): 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10+ Если у вас было ДТП Конечный результат может отличаться в зависимости от наличия ДТП во всей страховой истории. М 0 1 […]
  • Закон о защите конкуренции 2006 г Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ"О защите конкуренции" С изменениями и дополнениями от: 1 декабря 2007 г., 29 […]
  • Правила саймона на jailbreak Правила саймона на jailbreak 1. Использовать любые Скрипты/читы и прочее. [Бан на 1 Неделю/Навсегда] 2. Использовать баги игры,карт. [Бан на 30 мин/1 день] 3. Использовать программы, меняющие голос/воспроизводящие посторонние […]
  • Хамовнический мировой суд Мировые судьи (Хамовнический суд), Хамовники, с/у 365 Мировой судья: Веклич Екатерина Андреевна Телефон для справок: 8 (499) 236-25-42 Телефон судебного участка: 8 (499) 237-63-45 ф E-mail: [email protected] Режим работы: […]
  • Приказ 1139 от 2412 Приказ МВД России от 13 ноября 2012 г. № 1025 дсп «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» 14. Для проведения занятий и выполнения контрольных упражнений по […]
  • Направление на медосмотр приказ 302 н НАПРАВЛЕНИЕ НА ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ (ПЕРИОДИЧЕСКИЙ) МЕДИЦИНСКИЙ ОСМОТР (ОБСЛЕДОВАНИЕ): ИНСТРУКЦИЯ ЗАПОЛНЕНИЯ, БЛАНК. Внимание! Документы не были зарегистрированы в Минюсте РФ и приводится для ознакомления. Достоверность материалов […]
  • Презентация для детей правила поведения в школе Правила поведения в школе. Ребята, вы обязаны соблюдать эти правила! - презентация Презентация была опубликована 4 года назад пользователемИгорь Девятов Похожие презентации Презентация на тему: " Правила поведения в школе. […]