Ответственность гражданина за неуплату налогов

Ответственность гражданина за неуплату налогов

Разъясняет заместитель начальника управления по надзору за процессуальной деятельностью органов Следственного комитета Российской Федерации прокуратуры г. Москвы Сергей Александрович Ильин

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. За неисполнение налоговых обязательств Налоговым Кодексом Российской Федерации предусмотрена налоговая ответственность. За наиболее грубые и тяжкие налоговые нарушения можно подвергнуться уголовному преследованию.

Так, предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица — ст. 198 Уголовного кодекса Российской Федерации, согласно которой, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица совершается путем непредставления налоговой декларации или иных документов, подача которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательной, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений. Преступным данное деяние будет являться только в случае совершения его в крупном размере.

Крупным размером признается сумма неуплаченных физическим лицом налогов и (или) сборов более 600 тыс. рублей и при условии, что данная сумма превышает 10% от суммы налогов и сборов, подлежащих уплате за три финансовых года, либо превышающая 1 млн. 800 тыс. рублей.

Например, гражданин Российской Федерации получил за год доход от использования принадлежащей ему недвижимости в размере более 10 млн. рублей, однако налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства не подал, налог на доходы физических лиц в размере более 1,3 млн. рублей не заплатил, тогда как за период времени три года (в которые входит и указанный выше один год) он уплатил налоги на общую сумму 60 тыс. рублей. При этом доля неуплаченного налога превысила 10% от подлежащего уплате налога, что соответствует признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 198 (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица) Уголовного кодекса Российской Федерации. В данном случае виновный подлежит уголовной ответственности за уклонение от уплаты налога с физического лица путем непредставления налоговой декларации, совершенное в крупном размере.

Последствием уклонения от уплаты налогов является неполучение государством тех денежных средств, которые оно должно было получить в виде налоговых доходов. В итоге это приводит к недостатку финансирования социальной, оборонительной, правоохранительной, судебной функций государства.

Уклонение от уплаты налогов представляет собой введение в заблуждение налоговых органов или оставление их в неведении относительно объектов налогообложения и подлежащих с них к уплате налогов и сборов. Исказив в налоговой декларации размер объектов налогообложения, виновное лицо получает возможность не уплачивать или уплачивать в неполном объеме налоги и сборы.

Уголовная ответственность может наступать как за уклонение от уплаты всех налогов и сборов, в отношении которых у физических лиц имеются соответствующие обязанности, так и за уклонение от уплаты обязательных платежей одного вида, например, только налогов или только сборов. В любом случае при квалификации преступлений суммы неуплаченных налогов и сборов подлежат сложению.

Однако основным налогом, который обязаны уплачивать физические лица, по-прежнему является налог на доходы.

В соответствии с законодательством, плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

К числу физических лиц — налоговых резидентов Российской Федерации относятся физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. В противном случае они признаются нерезидентами для целей налогообложения.

Перечень доходов от источников в Российской Федерации и доходов от источников за пределами Российской Федерации определяет ст. 208 (доходы от источников в Российской Федерации и доходы от источников за пределами Российской Федерации) Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии со ст. 227 (особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц. Порядок и сроки уплаты налога, порядок и сроки уплаты авансовых платежей указанными лицами) Налогового кодекса Российской Федерации общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Положения данной статьи имеют существенное значение для определения момента окончания преступления, предусмотренного ст.198 Уголовного кодекса Российской Федерации, так как в соответствии с ними определяется конечный срок уплаты налога.

Согласно ст. 229 (налоговая декларация) Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Способами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов могут быть как действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений, так и бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных указанных документов. Сведения могут касаться результатов предпринимательской деятельности физического лица, полученных доходах и произведенных расходах, наличия у налогоплательщика права на льготы.

Субъектами преступления являются физические лица — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные практики (частные нотариусы, охранники и детективы и др.). Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение законодательства, при исполнении обязанностей, возложенных на них законодательством о налогах и сборах, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста.

В то же время государство не заинтересовано в использовании карательной функции и обязательном применении наказания к лицу, совершившему налоговое преступление. Уголовным и уголовно- процессуальным законодательством Российской Федерации введен порядок освобождения от уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений.

Для лиц, впервые совершивших налоговое преступление, предусмотрено освобождение от уголовной ответственности в случае полной уплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в размерах, определяемых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

В случае уплаты указанных сумм уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению.

Согласно пункту 2 примечаний к статье 198 Уголовного кодекса Российской Федерации следователь обязан освободить от уголовной ответственности лицо на любой стадии досудебного судопроизводства при выполнении указанных условий.

С 1 января 2011 г. расследование налоговых преступлений отнесено к компетенции следователей Следственного комитета России.

Поводом и основанием для возбуждения уголовного дела об уклонении от уплаты налогов физическим лицом могут быть только материалы проверок налоговых органов, в которых содержатся достаточные данные, указывающие на совершение преступления.

Привлечение физического лица к ответственности за налоговое правонарушение возможно только в том случае, если совершенное им деяние не содержит признаков преступления, т.е. исключается привлечение физического лица к ответственности дважды за одно и то же правонарушение.

Таким образом, в случае привлечения физического лица к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 198 Уголовного кодекса Российской Федерации, его привлечение к налоговой ответственности не допускается. Вместе с тем, налоговый орган имеет право взыскать с него соответствующий налог и пени за его несвоевременную уплату.

www.mosproc.ru

Какое предусмотрено наказание за неуплату налогов физическими лицами в 2017-2018 году?

Содержание

Законодательство предусматривает обязанность каждого гражданина своевременно и в полном объеме уплачивать налоги. Состав платежей для каждого гражданина будет различаться, однако неуплата налогов физическим лицом влечет негативные правовые последствия, вплоть до уголовной ответственности.

В представленном материале можно узнать, когда наступает налоговая ответственность физического лица, а в каких случаях может грозить уголовная ответственность.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с некплатой налогов, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Налог на прибыль

Для граждан налог на прибыль заключается в уплате НДФЛ. Это самый распространенный вид налогового обязательства, который затрагивает интересы большей части трудоспособного населения страны. Обязанность по уплате НДФЛ возникает практически во всех случаях получения гражданами заработка или иного вида доходов:

  • выплата денежного вознаграждения за трудовую деятельность;
  • получение дохода от предпринимательской деятельности;
  • выплата дивидендов по акциям и иным ценным бумагам;
  • получение дохода от продажи недвижимого имущества (за исключением случаев распоряжения недвижимостью, срок владения которой превышал 3 года);
  • иные виды доходов.

Размер ставок НДФЛ в настоящее время варьируется от 9 до 35%, однако стандартная ставка обложения налогом на доходы составляет 13%. Она в полной мере распространяется на трудовые отношения, однако обязанность по расчету и удержанию НДФЛ с сотрудников возложена на руководство организации.

При удержании НДФЛ ответственность за неуплату налогов физическим лицом будет наступать только в случаях, когда обязанность по расчету и перечислению платежа возложена на самого гражданина. Например, при декларировании дохода от продажи имущества граждане обязаны самостоятельно заполнить декларацию по форме 3-НДФЛ и указать в ней размер налогового платежа. Если удержание НДФЛ осуществляется по месту постоянной работы, ответственность за своевременную уплату налога возлагается на руководство предприятия.

Уголовная ответственность за неуплату налогов физическим лицом наступает только в случае, если в результате наступил ущерб в крупном или особо крупном размере. Статья 198 УК РФ предусматривает следующие основания для привлечения к уголовной ответственности за неуплату налогов физическим лицом:

  • непредставление бланка декларации, если законом регламентирована такая обязанность;
  • составление декларации с использованием заведомо ложных сведений или документов.

Обратите внимание! Основания для привлечения граждан к уголовной ответственности идентичны для любых видов налогов, ключевое значение имеет сам факт уклонения от исполнения налоговых обязательств.

Если неуплата налогов физическим лицом явилась основанием для возбуждения уголовного дела, ответственность может быть устранена, если на стадии расследования или судебного следствия вся задолженность будет погашена в полном объеме.

Как правило, при нарушении порядка и сроков оплаты наступает ответственность по нормам Налогового кодекса РФ. В настоящее время применяются следующие виды санкций:

  • штраф за несвоевременную подачу декларации в размере 5% в месяц от суммы налога, но не более 30% и не менее 1000 рублей;
  • неуплата или неполная уплата налога в установленный срок влечет взыскание штрафных санкций в размере 20% от неуплаченной суммы;
  • пени за нарушение срока исполнения обязанности по оплате налога в размере 1/300 ставки Центробанка РФ за каждый день просрочки.

Обратите внимание! Даже в случае наложения штрафа или взыскания пени за налоговое правонарушение, обязанность по оплате основной суммы налога не устраняется. До тех пор, пока сам налог не будет уплачен в полном объеме, будет продолжаться дальнейшее начисление пени.

Земельный налог

Законодательство относит данный вид обязательства в состав местных налогов. Это означает, что введение в действие и прекращение земельного налога будет связано с решением органов местной власти.

Исходя из правил, регламентированных в ст. 387 НК РФ, можно выделить следующие особенности применения и уплаты земельного налога физическими лицами:

  • земельный налог устанавливается на территории конкретного муниципального образования и не применяется за его пределами;
  • налоговые ставки за землю могут существенно различаться даже для соседних муниципальных образований;
  • обязанность по уплате земельного налога распространяется на граждан, владеющих участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Обратите внимание! Земельный налог не распространяется на арендные отношения. При оформлении земли в аренду размер платежей устанавливается условиями договора.

Хотя установление размера земельного налога отнесено к компетенции местных органов власти, Налоговый кодекс РФ устанавливает предельные размеры ставок от кадастровой стоимости участков:

  • не более 0,3 % для земель сельскохозяйственного назначения, под жилищный фонд, предоставленных для личного подсобного хозяйства и т.д.;
  • не более 1,5% для остальных категорий и видов земель.

Расчет суммы налога осуществляется исходя из показателя кадастровой стоимости объекта, которую определяет государство по итогам комплексных кадастровых работ.

Ответственность за неуплату или несвоевременную уплату земельного налога наступает по общим правилам, рассмотренным выше. При этом местные органы власти не вправе изменить основание и порядок привлечения.

Транспортный налог

Обязанность по уплате транспортного налога наступает после приобретения в собственность автомобиля или иных видов техники. Владение транспортным средством на ином законном основании (например, аренда или управление по доверенности) не порождает обязанность по уплате данного вида налога.

Определение ставок и отдельных видов льгот по транспортному налогу отнесено к компетенции региональных органов власти. В ст. 361 НК РФ зафиксированы базовые ставки транспортного налога, а региональные органы власти имеют право их увеличивать, но не более, чем в 10 раз.

Расчет суммы налога осуществляется исходя из показателей мощности единицы транспорта (лошадиные силы), зафиксированной в технической документации. Также местные органы власти имеют право дифференцировать размер налога в соответствии с годом выпуска транспортного средства (этот показатель также определяется по данным технической документации).

Налог на имущество

Объектом налога на имущество выступает недвижимость, а обязанность по уплате этого налога возникает только у собственников следующих объектов:

  • жилой дом;
  • жилое помещение (комната или квартира);
  • гараж или машино-место, зарегистрированное как объект недвижимости;
  • объект незавершенного строительства;
  • иные здания, сооружения или помещения.

Обратите внимание! Расчет налоговых обязательств по данным видам объектов будет осуществляться не из цены по гражданско-правовым договорам, а по значению кадастровой стоимости. Показатель кадастровой стоимости определяют исполнительные органы власти регионов на основании государственной оценки недвижимости.

Поскольку показатель кадастровой стоимости существенно отличается от реальной цены объектов недвижимости, законодательство допускает возможность оспорить его в судебном порядке. Этот факт необходимо учитывать при расчете налоговых платежей за имущество.

Налог за сдачу квартиры в аренду

При оформлении арендных отношений на недвижимое имущество самостоятельные виды налогов не уплачиваются. В этом случае законодатель учитывает, что арендодатель получает доход в виде арендной платы. Исходя из показателей полученного дохода, должен рассчитываться налог по ставке 13%, который фиксируется в декларации 3-НДФЛ.

Часто граждане не афишируют факт заключения договора аренды, чтобы избежать обязанности по оплате налога на доходы. Если такой факт будет выявлен, нарушитель будет привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа и пени.

Имущественный налог

Хотя конкретные тарифы налога на имущество определяют местные властные структуры, Налоговый кодекс РФ регламентирует предельные размеры ставок:

  • в размере не более 0,1 % для большинства объектов недвижимости (жилые дома, квартиры, гаражи т.д.);
  • в размере не более 2% и 0,5% для иных видов недвижимости, специально оговоренных в ст. 406 НК РФ.

Основания для привлечения к ответственности за неуплату налога на имущество не отличаются от иных видов налоговых обязательств. Если вам необходима консультация или помощь при урегулировании спора о налоговой ответственности, рекомендуем воспользоваться услугами наших специалистов, которые окажут правовую помощь при подготовке любых необходимых налоговых документов.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

opravdaem.ru

Ответственность за неуплату и неполную уплату налогов (сборов)

Налоговая ответственность

Пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ установлено, что физическое и юридическое лицо обязано уплачивать установленные налоги и сборы. Неисполнение обязанностей по уплате налога является правонарушением, за которое установлена налоговая, административная и уголовная ответственность.

Указанные виды ответственности накладываются на разных субъектов: административная и уголовная – на должностных лиц организации (индивидуального предпринимателя), налоговая – на налогоплательщика в целом. Поэтому принцип о невозможности повторного привлечения к ответственности за одно и то же деяние в случае с неуплатой налогов не работает, т.к. санкции в такой ситуации накладываются на разных лиц. К тому же, у каждого вида ответственности за неуплату налогов разные цели: у налоговой – компенсировать имущественный ущерб бюджетной системе, а у административной и уголовной – возместить вред, причиненный «неплательщиками» общественным отношениям.

Единственное, что объединяет указанные виды ответственности за нарушение норм налогового законодательства – это наличие у них общего события правонарушения: уклонение от уплаты налогов с организации или физического лица, либо неисполнение обязанностей налогового агента.

Следовательно, если должностное лицо организации (руководитель, главный бухгалтер, учредитель, менеджер) привлекается к уголовной ответственности, то для налоговых органов это не является препятствием по взысканию с организации налоговых санкций (штрафов) в соответствии с нормами НК. Об этом прямо сказано в п. 4 ст. 108 НК: привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законодательством. Поэтому направляя в правоохранительные органы собранный на налогоплательщика-организацию «компромат», налоговый орган не станет приостанавливать действия по взысканию с данной организации суммы налогов, штрафов и пени, отраженные в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

При этом привлечь индивидуального предпринимателя одновременно к налоговой и к уголовной ответственности невозможно, т.к. в соответствии со статьей 9 НК, индивидуальные предприниматели в налоговых правоотношениях рассматриваются как налогоплательщики – физические лица, а на одно и то же физическое лицо не может быть возложена и налоговая и уголовная ответственность.

Налоговое правонарушение — это виновно совершенное в нарушение законодательства о налогах и сборах действие (или бездействие) лица, за которое налоговым законодательством предусмотрена ответственность (статья 106 НК РФ). Согласно п. 5 статьи 108 НК Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога.

Из этой нормы есть исключение для налоговых агентов, который обязан перечислить сумму налога в бюджет только в том случае, если он был им удержан у налогоплательщика. Если налог не был удержан, его взыскание с налогового агента не допускается, так как налоговым законодательством не установлена обязанность налогового агента уплатить не удержанные с налогоплательщика налоги за счет собственных средств.

С 01.05.2017 в 14 регионах (Республика Бурятия, Карачаево-Черкесская Республика, Амурская, Владимирская, Ивановская, Магаданская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Пензенская, Рязанская, Самарская, Ярославская области и Москва) будут начисляться пени за каждый день просрочки в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за неуплату налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости.

Статья 122 Налогового кодекса РФ — Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)

(по состоянию на 04.05.2017)

Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 129.5 настоящего Кодекса

влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

Утратил силу (основание — Закон от 28.05.2003 № 61-ФЗ)

Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно,

влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

Не признается правонарушением неуплата или неполная уплата ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков сумм налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков или других неправомерных действий (бездействия), если они вызваны сообщением недостоверных данных (несообщением данных), повлиявших на полноту уплаты налога, иным участником консолидированной группы налогоплательщиков, привлеченным к ответственности в соответствии со статьей 122.1 настоящего Кодекса.
(п. 4 введен Законом от 16.11.2011 № 321-ФЗ)

Комментарий к статье 122 Налогового кодекса РФ

Комментируемая статья устанавливает ответственность за неуплату или неполную уплату налога.

Как свидетельствует судебная практика (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 30.03.2006 N А12-29806/05-С51, ФАС Дальневосточного округа от 06.04.2006 N Ф03-А04/06-2/738), сам по себе факт неуплаты налога в установленный срок не является достаточным условием для применения ответственности по статье 122 НК РФ, если налоговый орган не доказал вину налогоплательщика, которая является обязательным элементом состава налогового правонарушения.

Как видно из формулировки статьи, сам по себе факт неуплаты налога в установленный срок не является достаточным условием для применения ответственности по статье 122 НК РФ, если налоговый орган не доказал вину налогоплательщика, которая является обязательным элементом состава налогового правонарушения.

Неверное указание кода бюджетной классификации (КБК), как и неверное указание статуса лица, осуществляющего платеж, не приводит к задолженности налогоплательщика перед бюджетом, так как платеж можно идентифицировать по «косвенным» данным, а налоговый орган может самостоятельно относить поступившие денежные средства при невозможности однозначно определить платеж. Следовательно, не образуется состав правонарушения, предусмотренный статьей 122 НК РФ.

Встречаются споры о праве налогового органа вынести решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, на основании данных о движении денежных средств по счету налогоплательщика, полученных от банка, в котором у организации (ИП) открыт расчетный счет.

На мой взгляд, в данном случае налоговики сами нарушают законы т.к. при отсутствии представленной в налоговые органы декларации (т.е. только на основании иных документов и сведений) является неправомерным, так как проверка, проведенная с нарушением законов, не влечет правовых последствий.

Бывают случаи, когда налогоплательщик уплатил сумму налога по уточненной декларации, а пеню — не уплатил. Единого мнения по вопросу правомерности применения ответственности нет: одни специалисты считают, что штрафные санкции правомерны, другие — что штраф может быть наложен только за неуплату сумм налога, а не пеней. Нет единого мнения по этому вопросу и в арбитражной практике.

Надо иметь в виду, что указанной статьей налоговая ответственность не ограничивается, т.к. статьей 75 НК предусмотрена еще и пеня за просрочку уплаты налога.

Срок давности привлечения к ответственности

Согласно статье 113 НК срок давности привлечения лица к налоговой ответственности составляет 3 года. Именно в течение трех лет налоговым органом может быть вынесено решение о привлечении лица, совершившего налоговое правонарушение, к ответственности.

Срок давности исчисляется со дня, следующего за днем окончания налогового периода, по итогам которого выявлена неуплата или неполная уплата сумм налога. Например, для имущественных налогов физических лиц срок давности исчисляется со 2 ноября, а с 2015 года — до 2 октября.

В отношении налоговых агентов срок давности привлечения к ответственности исчисляется со дня совершения налогового правонарушения.

Уклонение от уплаты налогов

Одним из неправомерных деяний, за которые статьей 122 НК предусмотрена налоговая ответственность, относится неуплата (неполная уплата) сумм налога (сбора) в результате:

иного неправильного исчисления налога (сбора);

других неправомерных действий (бездействия).

Размер ответственности за неуплату (неполную уплату) сумм налога (сбора) зависит от формы вины при совершении правонарушения. Так, если налоговое правонарушение совершенно по неосторожности (п. 3 ст. 110 НК), то сумма штрафа составляет 20% от неуплаченной суммы налога (п. 1 ст. 122 НК). А если то же правонарушение совершено умышленно (п. 2 ст. 110 НК), то сумма штрафа возрастает в два раза и составляет 40% (п. 3 ст. 122 НК).

Примером умышленного уклонения от уплаты налогов является сотрудничество с фирмами-однодневками.

Отсутствие состава правонарушения

Пунктом 1 статьи 109 НК предусмотрено, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если отсутствует событие налогового правонарушения.

Неуплата налога приводит к возникновению задолженности налогоплательщика перед соответствующим бюджетом. Но если у налогоплательщика имеется переплата по этому же налогу, которая может быть зачтена в счет уплаты недоимки, то такая неуплата (занижение суммы налога, перечисленной в бюджет) не приводит к образованию задолженности перед бюджетом.

Также не является налоговым правонарушением начисление и выплата заработной платы в размере меньшем, чем законодательно установленный МРОТ (письмо ФНС России от 19.03.2009 № 3-6-04/66). В этом случае нарушается трудовое, а не налоговое законодательство.

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов

Правом проводить налоговые проверки, в ходе которых может быть выявлено налоговое правонарушение в виде неуплаты налогов, обладают только налоговые органы, о чем прямо указано в статье 31 НК. Но надо иметь в виду, то статья 13 Закона «О полиции» и и статья 7 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» наделяет правоохранительные органы обширными полномочиями, по сбору и проверке сведений о совершенном или готовящемся преступлении.

Лицо может быть привлечено к уголовной ответственности, если совершенное нарушение законодательства о налогах и сборах содержит признаки преступления. В этом случае налоговые органы обязаны направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Основанием является пункт 3 статьи 32 НК.

В соответствии с п. 3 ст. 32 НК, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора) не уплатил в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Признаки преступления при нарушении законодательства о налогах и сборах предусмотрены статьями 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ.

Признаками преступления являются:

непредставление физическим лицом налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах является обязательным, либо включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, повлекшие за собой неуплату налогов (сборов) физическим лицом в крупном или особо крупном размерах (ст. 198 УК РФ).

Субъектом преступления является физическое лицо, достигшее 16 лет, на которое в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложена обязанность по исчислению и уплате в соответствующий бюджет налогов и сборов;

непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах является обязательным, либо включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, повлекшие за собой неуплату налогов (сборов) с организации в крупном или особо крупном размерах (ст. 199 УК).

Субъектами преступления могут быть руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер, иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий, как подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов (сборов);

неисполнение налоговым агентом в личных интересах обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов, подлежащих в соответствии с законодательством о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет в крупном или особо крупном размерах (ст. 199.1 УК РФ).

Субъектом преступления может быть физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, а также лицо, на которое в соответствии с его должностным или служебным положением возложена обязанность по исчислению, удержанию или перечислению налогов;

сокрытие денежных средств либо имущества организации или ИП, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов в крупном размере (ст. 199.2 УК РФ).

Субъектом преступления в подобном случае может быть собственник или руководитель организации либо иное лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации, или индивидуальный предприниматель.

Крупным размером признается:

в отношении физических лиц — сумма налогов и (или) сборов, составляющая более 600 000 рублей (за три года подряд), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 800 000 рублей;

в отношении юридических лиц — задолженность более 2 000 000 рублей (за период — три года подряд), при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов (сборов), либо свыше 6 000 000 рублей.

Особо крупным размером:

в отношении физических лиц — сумма налогов и (или) сборов, составляющая более 3 000 000 рублей (за три года подряд), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 9 000 000 рублей;

в отношении юридических лиц — задолженность более 10 000 000 рублей (за период — три года подряд), при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов (сборов), либо свыше 30 000 000 рублей.

При исчислении размера уклонения от уплаты налогов надлежит сложить суммы всех неуплаченных не только налогов, но и сборов. Вместе с тем преступлением может быть признано уклонение от уплаты единственного налога (сбора). Исчисление доли неуплаченных налогов необходимо осуществлять исходя из суммы всех налогов (сборов), подлежащих уплате за период в пределах 3 финансовых лет подряд, а не по каждому налоговому периоду или финансовому году, даже если доля уклонения не превышает пороговых значений в каждом из периодов.

Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа.

Из всего этого следует, что:

Прежде всего должна быть проведена налоговая проверка, по результатам которой будет установлена неуплата налогов в необходимой для возбуждения уголовного дела сумме.

По факту проверки должен быть составляен акт, а на основании акта — решение, которым фиксируются доначисления налогов, пени, и которым лицо привлекается к налоговой ответственности.

После вступления решения в силу, лицу привлекаемому к ответственности должно быть направлено требование об уплате налогов, с указанием суммы и сроков уплаты. Если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Статья написана и размещена в 2010 году. Дополнена — 26.03.2013, 04.10.2014, 04.05.2017

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

yuridicheskaya-konsultaciya.ru

Популярное:

  • Как поменять разрешение кс 16 через консоль Как поменять разрешение экрана в CS 1.6 Довольно таки популярный вопрос среди игроков в Counter-Strike 1.6, а как поменять разрешение в КС 1.6? Есть 2 способа смены разрешения игры, и мы расскажем Вам о двух сразу. Первый […]
  • Приказ no 500 мчс россии Приказ МЧС России от 23 мая 2017 г. № 230 "Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций” (не вступил в силу) В соответствии с […]
  • Крупный размер налога Крупный и особо крупный размер уклонения от уплаты налогов Существенные изменения внесены Законом № 383-ФЗ также в нормы УК РФ. В частности, в прошлом году были изменены суммы крупного и особо крупного размера уклонения от […]
  • Приказ по разработке бизнес-плана Приказ Федеральной антимонопольной службы от 23 марта 2011 г. N 201 г. Москва "Об утверждении формы бизнес-плана хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, представляемого иностранным инвестором, в соответствии с […]
  • Штраф за несвоевременную сдачу отчетности в рк Штраф за несвоевременную сдачу декларации Актуально на: 10 февраля 2017 г. Штраф за несвоевременную сдачу декларации по итогам налогового периода составляет 5% от не уплаченной в срок суммы налога, подлежащей уплате в […]
  • Адреса оформления субсидий Центры субсидий Воронеж Городской центр субсидий оказывает адресную финансовую помощь жителям города для оплаты жилищно-коммунального хозяйства и выплачивает целенаправленные субсидии малообеспеченным семьям. Имеет филиалы во […]
  • Остался должен после увольнения 15 сюрпризов от уволенного сотрудника: как работодателю к ним подготовиться Представитель интернет-сервиса юридических консультаций «Правовед.ru» Евгений Шляхов рассказал vc.ru, какие проблемы могут возникнуть при увольнении […]
  • Оплата налогов ндс сроки Порядок и сроки уплаты НДС в 2018 году Отправить на почту Уплата НДС в 2018 году - сроки уплаты рассмотрим в статье - осуществляется равными частями в течение 3 месяцев после отчетного квартала. Какой порядок и сроки […]