Парные и непарные буквы правило

Правописание парных согласных звуков на конце слов. 1-й класс

Цель урока: развивать умение учащихся проверять слова с парным согласным звуком на конце слов.

  1. Формировать умение сопоставлять произношение и написание слов.
  2. Развивать навыки правописания слов с орфограммой «парный согласный на конце слов», развивать фонематический слух учащихся.
  3. Воспитывать умение работать в группах, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку.

1. Организационный момент.

Ученики здороваются с учителем и присутствующими на уроке гостями. В тетрадях записывают число и классную работу.

2. Актуализация знаний.

1) Беседа по пройденному материалу.

Учитель: На какие 2 группы делятся все звуки?

Дети: На гласные и согласные.

Учитель: Дайте характеристику гласным и согласным звукам.

(Дети отвечают полными ответами.)

Учитель: При помощи чего образуется гласный звук?

Дети: При помощи голоса.

Учитель: А согласный звук?

Дети: При участии голоса и шума.

Учитель: Работаем по ленте букв. Почему согласные стоят в 2 ряда? Что обозначают согласные верхнего и нижнего ряда?

Учитель: На какие 2 группы можно разделить все согласные звуки?

Дети: На твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные.

Учитель: Назовите буквы непарных звонких согласных.

Учитель: Назовите буквы непарных глухих согласных.

Учитель: Назовите буквы парных звонких согласных звуков.

Дети: Б, В, Г, Д, Ж, З.

Учитель: Назовите буквы парных глухих согласных звуков.

Дети: П, Ф, К, Т, Ш, С.

Учитель: По какому признаку согласные являются парными?

Дети: По признаку звонкости и глухости.

Учитель: Назовите парные твёрдые согласные звуки. Сколько пар назвали?

Учитель: Назовите парные мягкие согласные звуки. Сколько пар назвали?

Учитель: Почему неравное количество пар?

Дети: Согласные звуки Ж и Ш всегда твёрдые.

3. Самоопределение к деятельности.

Учитель: Над какой темой работали на предыдущем уроке?

Дети: Парные согласные на конце слова.

Учитель: Сегодня на уроке продолжим работать над правописанием парных согласных на конце слов.

(Тема урока появляется на доске (или вывешивается учителем). Тему урока с доски дети читают хором.)

Учитель: Почему парные согласные на конце слов надо проверять?

Дети: На конце слов парные согласные оглушаются, произносятся и слышатся нечётко.

Учитель: Как проверить парный согласный на конце слова?

(Дети хором повторяют правило проверки парного согласного на конце слова.)

На доске висят карточки со словами: ЗИМА, КРУГ, СУП, ВОДА, РЕКА, ТОРТ.

Учитель: На какие 2 группы в зависимости от орфограммы можно разделить эти слова?

(Двое учащихся выходят к доске.)

Дети: Первая группа – это слова ЗИМА, РЕКА, ВОДА. В этих словах орфограмма «безударная гласная в корне слова». А вторая группа – это слова КРУГ, СУП, ТОРТ. В этих словах орфограмма «парный согласный на конце слова».

(Дети расставляют слова в 2 столбика.)

Учитель: Назовите орфограмму в слове КРУГ.

Дети: Парный согласный Г на конце слова.

Учитель: Почему парный согласный Г надо проверять?

Дети: Он оглушается, стоит в слабой позиции.

Учитель: Назовите проверочное слово.

Учитель: Запишем в тетрадь строчную букву г.

(Аналогично разбираются слова СУП, ТОРТ. В тетради появляются строчные буквы г, п, т в чередовании с наклонными линиями. Далее учащиеся записывают в тетрадь слова с данными буквами: порт, торт, тигр.)

Учитель: Следующий этап нашего урока – словарная работа.

(Учащиеся пишут в тетрадях слово СЛОВАРЬ.)

Учитель: Какие слова мы называем словарными?

Дети: Их написание нельзя проверить, а надо запомнить.

Учитель: Познакомимся с новым словарным словом. А чтобы его узнать, послушайте загадку.

Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.

(На экране интерактивной доски (или телевизора) появляется изображение медведя.)

Учитель: Почему медведя так назвали?

Если знать происхождение слова медведь, легко запомнить его правописание. Слово медведь образовалось от двух слов: мёд и ведать. Слово ведать в старину означало знать.

(Посмотрите на изображение медведя и опишите его. Учитель задаёт наводящие вопросы.)

Дети: Медведь – это крупный хищный зверь с бурой шерстью и толстыми лапами.

Учитель: Каким медведь изображён в сказках?

Дети: Неуклюжим, глуповатым, косолапым.

Учитель: На самом же деле медведь – это умный, ловкий, быстрый, очень сильный и хитрый зверь. Если он от кого-либо убегает, его трудно догнать. А когда крадётся к своей добыче, ни одна веточка не хрустнет под его лапами.

Учитель: Откройте учебник на стр.99 и найдите внизу страницы наше словарное слово. Произнесите это слово орфоэпически. Какие орфограммы в слове увидели?

(Дети называют орфограммы: безударный гласный е в корне слова, парный согласный д на конце слова, ь – показатель мягкости.)

Учитель: Прочитайте словарное слово орфографически правильно и запишите его себе в тетрадь.

(Дети читают слово хором, затем записывают его в свои тетради, делят на слоги, ставят ударение, подчёркивают орфограммы. Один ученик работает у доски с комментированием.)

Учитель: А какую орфограмму в этом слове можно проверить?

Дети: Парный согласный д на конце слова.

Учитель: Назовите проверочное слово.

Учитель: Почему оно является проверочным?

Дети: Потому что парный согласный д стоит в сильной позиции – после него стоит гласный звук.

Учитель: Запишите у себя в словаре проверочное слово медведи.

5. Физкультурная минутка.

Учитель: Представим себе, что мы – медведи и идём по лесу.

Мишка шёл, шёл, шёл,
Белый гриб нашёл.
Раз – грибок, два – грибок, три – грибок,
Положил их в кузовок.
Мишка утомился,
На место опустился.

6. Закрепление пройденного материала.

Работа по учебнику стр.100, упражнение 14.

Дети читают задание к упражнению вслух, разбирают его, устно подбирают проверочные слова. Затем по цепочке выходят к доске и записывают пары слов: проверочное и проверяемое, подчёркивая орфограммы. В тетрадях и на доске получается следующая запись: тетради – тетрадь, звуки – звук, слоги – слог, кактусы – кактус и т.п.

7. Физкультурная минутка.

Учитель: Ребята, а все ли помнят правила поведения хорошего ученика в школе? Давайте их повторим.

Парта – это не кровать, и нельзя на ней лежать.
Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.
На уроках не болтай, как заморский попугай.
Учитель скажет – надо встать.
Учитель сесть позволит – сядь.
Спросить захочешь – не шуми,
А только руку подними.

8. Продолжение закрепления пройденного материала.

На партах учащихся лежат карточки с записанными словосочетаниями, где в словах с парным согласным на конце слова пропущена орфограмма. Рядом в скобках даны варианты написания букв данной орфограммы. Ученики должны выбрать правильную букву, обвести её в кружок, а рядом записать проверочное слово.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Звонкий голос вдаль летит

В русском языке не все согласные могут быть и твердыми и мягкими. Например, в слове «песня» после С стоит Н и мы отмечаем С, как твердый согласный. На письме твердость и мягкость согласных звуков обозначается только при написании транскрипции. Найдите согласные звуки, звучащие перед звонкими парными согласными.

Итак, рассмотрим гласные звуки, которые делятся на твердые и мягкие. Обратите внимание на согласные звуки, звучащие на конце слова и перед глухими согласными. 5 букв, 6 звуков). Но не все согласные звуки и буквы образуют пары. Те согласные, которые пар не имеют, называют непарные.

Сделайте такую памятку ребенку и пусть она поможет ему в различении твердых и мягких звуков. Применяйте все эти способы сразу и ребенок научится определять твердые и мягкие согласные без проблем. Хоть и парные эти согласные, Но они всё равно очень разные. Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Тут достаточно легко определить твердый звук согласной или же мягкий.

Запомнив это нехитрое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных звуков, если после них стоит гласный. Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Фонетика дает четкое понятие о том, будет согласный звук звонким или глухим. Для запоминания и различия звонких согласных от глухих, разбиваем их на пары. Всего их 11, если учитывать мягкие согласные (исключение -) -; -; -; -; -.

В каждом случае есть согласные, у которых есть пара, а также согласные, у которых пары нет. Давайте рассмотрим парные и непарные согласные, и в каких словах они встречаются. В безударной позиции гласные произносятся менее четко и звучат с меньшей длительностью (т.е. редуцируются). Когда буквы, обыкновенно обозначающие глухие согласные, при озвончении обозначают звонкие звуки, это кажется настолько необычным, что может привести к ошибкам в транскрипции.

В заданиях, связанных со сравнением количества букв и звуков в слове, могут быть «ловушки», провоцирующие ошибки. Если человек произносит согласные звуки, то закрывает (хоть немного) рот, из-за этого получается шум. Но шумят согласные по-разному.

Какие звуки всегда твердые, а какие – мягкие

Можно провести похожий опыт, положив руки на шею с правой и левой стороны, и произнести звуки и . Звук произносится намного звонче, более звучно. Такие звуки учёные назвали звонкими, а звуки, которые состоят только из шума – глухими. Заселим фонетические домики в городе звуков. Договоримся: на первом этаже будут жить глухие звуки, а на втором – звонкие.

Поселим непарные согласные звуки в свои домики. Напомним, что звук всегда только мягкий. Звуки второго домика называют ещё сонорными, потому что образуются они с помощью голоса и почти без шума, они очень звучные. Сравнение с гласными звуками. Каждый согласный имеет признаки, отличающие его от остальных согласных звуков. В речи может происходить замена звуков под влиянием соседних звуков в слове. Важно знать сильные и слабые позиции согласных звуков в слове для их правильного написания.

Надо научить ребенка их слышать и определять по разным признакам. Если эта памятка будет у ребенка перед глазами, ему легче будет запомнить эти буквы. Можно распечатать и повесить над столом, где занимается, ребенок.

Это зависит от положения буквы в слове. В конце слога звонкий звук приглушается, то же происходит, если буква стоит перед глухим согласным, например «голубка». Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы. Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие.

zvondrobyndl.ru

Глухие и звонкие согласные

Согласные звуки могут произноситься с большей или меньшей степенью звучности. В соответствии с этим выделяют звонкие и глухие согласные.

Глухие согласные звуки состоят из шума, а звонкие согласные звуки — из шума и голоса.

Некоторые согласные звуки являются парными по звонкости-глухости, т.е. могут озвончаться или оглушаться в зависимости от положения в слове. А некоторые являются непарными, т.е. их звучание не зависит от положения.

Таблица согласных звуков парных и непарных по звонкости/глухости:

Согласные парные звонкие звуки оглушаются:

  • в конце слова — зуб [зуп], стог [сток], плов [плоф]
  • перед глухими согласными звуками — губки [гупки], ложка [лошка], низко [н’иска]

Согласные парные глухие звуки озвончаются:

  • перед звонкими согласными звуками — сделка [з’д’элка], молотьба [малад’ба]

Правильное написание парных согласных по звонкости/глухости — это орфограмма, которая требует проверочного слова.

Непарные по звонкости/глухости согласные звуки не оглушаются и не озвончаются, независимо от того, в каком месте слова или перед какими звуками (звонкими или глухими) они находятся.

Например: сор [сор], дом [дом], корка [корка], Димка [димка]

Поделись с друзьями в социальных сетях:

budu5.com

Многие русские согласные образуют пары по твердости-мягкости: – , – и другие. Звуки, соответствующие ударным и , после мягких согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Буква обозначает звук, например гласные после твёрдых согласных и согласные перед гласными: погода.

Ведущая Василиса попросила повторить всё, что выучили ученики про согласные. Друзья из Шишкиного Леса вспомнили немало: Согласных больше чем гласных. Согласные нельзя спеть. Они произносятся с шумом и голосом: Б, Ж, З. Или только с шумом: П, Т, Ф. Согласные бывают звонкие глухие парные непарные.

§6. Твёрдые и мягкие согласные

Всё дело в том, что ты пропустил предыдущий урок, на котором мы изучали парные согласные, — пояснила Василиса. Звонкому «Ж» парным будет глухой «Ш». Например: жар — шар. — Я понял, – сказал Зубок. Глухой звук это то же что и звонкий, но сказанный тихо, без голоса. Достаточно изменить слово так, чтобы после непонятного согласного стояла гласная. Однако не все согласные парные.

В одном будут жить парные согласные, а в другом — непарные. Парные Непарные Ж — Ш М, Н З — С Х, Ц К — Г Р, Л А теперь давайте составим рассказ из слов, в которых только непарные согласные. Хоть и парные эти согласные, Но они всё равно очень разные. В безударной позиции гласные произносятся менее четко и звучат с меньшей длительностью (т.е. редуцируются).

Сколько пар образуют согласные по глухости-звонкости?

Не забывайте, что парные звонкие согласные в слабой позиции на конце слова или перед глухим согласным всегда оглушаются, а глухие перед звонким – иногда озвончаются. Когда буквы, обыкновенно обозначающие глухие согласные, при озвончении обозначают звонкие звуки, это кажется настолько необычным, что может привести к ошибкам в транскрипции. В заданиях, связанных со сравнением количества букв и звуков в слове, могут быть «ловушки», провоцирующие ошибки.

Возможны слова, которые могут состоять только из гласных, но согласные тоже необходимы. В русском языке согласных намного больше, чем гласных. Согласные – это звуки, при произнесении которых воздух встречает на своём пути преграду. В русском языке два вида преграды: щель и смычка – это два основных способа образования согласных.

Смычка, второй вид артикуляции согласных,образуется при смыкании органов речи. Поток воздуха резко преодолевает эту преграду, звуки получаются краткими, энергичными. Сравним слова: дом и кот. В каждом слове по 1-му гласному звуку и по 2 согласных.

2) перед ними не происходит озвончение парных глухих согласных (т.е. позиция перед ними сильная по глухости-звонкости, как и перед гласными). Но есть звуки, у которых нет пары по признаку твёрдости-мягкости. В школьных учебниках сказано, что и — непарные по твёрдости-мягкости. Как же так? Мы ведь слышим, что звук – это мягкий аналог звука .Когда в школе училась я сама, я не могла понять почему?

Парные по звонкости-глухости согласные звуки

Недоумение возникает, потому что школьные учебники не учитывают, что звук ещё и долгий, а твёрдый нет. Пары – это звуки, различающиеся только одним признаком. А и – двумя. Поэтому и не являются парами. Во-первых, ребята поначалу часто смешивают звуки и буквы. Использование буквы в транскрипции создаст основание для такого смешения, спровоцирует ошибку.

Нужно понять, осмыслить, а потом запомнить, что на самом деле звуки и пару по твёрдости-мягкости не образуют. Важны условия, в которых оказывается тот или иной звук. Начало слова, конец слова, ударный слог, безударный слог, положение перед гласным, положение перед согласным – всё это разные позиции.

В безударных слогах гласные подвергаются изменениям: они короче и не произносятся так же отчётливо, как под ударением. И под ударением, и в безударной позиции мы ясно слышим: , , и пишем буквы, которыми эти звуки принято обозначать. Упростили. Но многие ребята с хорошим слухом, слышащие ясно, что звуки в следующих примерах разные, никак не могут понять, почему учитель и учебник настаивают на том, что эти звуки одинаковы.

В ней наблюдается прояснение гласных после мягких согласных. Позиционные изменения наблюдаются только у парных согласных. Во всех случаях в слабой позиции возможно позиционное смягчение согласных. Естественно, в школьной традиции не принято излагать характеристики звуков и происходящих с ними позиционных изменений со всеми подробностями. Поэтому ниже представлен список позиционно-обусловленных изменений согласных по признакам способа и места образования.

Буква может обозначать качество предшествующего звука, например ь в словах тень, пень, пальба. Сравнение с гласными звуками. Каждый согласный имеет признаки, отличающие его от остальных согласных звуков. В речи может происходить замена звуков под влиянием соседних звуков в слове. Важно знать сильные и слабые позиции согласных звуков в слове для их правильного написания.

Классификация согласных.

Если человек произносит согласные звуки, то закрывает (хоть немного) рот, из-за этого получается шум. Но шумят согласные по-разному. Заселим фонетические домики в городе звуков. Договоримся: на первом этаже будут жить глухие звуки, а на втором – звонкие.

У звуков и нет парных мягких звуков, они всегда твёрдые. Но не все согласные звуки и буквы образуют пары. Те согласные, которые пар не имеют, называют непарные. Поселим непарные согласные звуки в свои домики. Звуки второго домика называют ещё сонорными, потому что образуются они с помощью голоса и почти без шума, они очень звучные. В первую положим те, в названиях которых слышно какие-либо мягкие звуки, во вторую те, в названиях которых все согласные звуки твёрдые.

Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.

И тогда мы поймём точно — какую букву нужно писать. Давайте вместе найдём в русской азбуке этих одиночек. Он этого не заметил, потому что смотрел на луну. И тут вошёл его верный рыцарь. И спугнул муху. Молодцы! То ли звонкий, то ли потише, Кот — кота, год — года. Различим без труда. И в конец букву верно напишем. Гласные , , без ударения в целом сохраняют свое звучание. Буквы е, ё, ю, я играют двойную роль в русской графике. Звук – минимальная единица звучащей речи. У каждого слова есть звуковая оболочка, состоящая из звуков.

Звуки делятся на гласные и согласные.У них разная природа. По соотношению шума и голоса согласные делятся на звонкие и глухие. Нормативным произношением считается «иканье», т.е. неразличение Э и А в безударном положении после мягких согласных. Такое изменение гласных в слабой позиции называется редукцией. В слове гласные могут быть в ударных и безударных слогах. В слабых позициях согласные видоизменяются: с ними происходят позиционные изменения.

labudnu.ru

Парные и непарные согласные звуки

В русском языке согласные звуки делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие. В каждом случае есть согласные, у которых есть пара, а также согласные, у которых пары нет. Давайте рассмотрим парные и непарные согласные, и в каких словах они встречаются.

Итак, рассмотрим гласные звуки, которые делятся на твердые и мягкие. Чтобы на письме обозначить мягкий гласный звук ставится символ (‘).

По твёрдости-мягкости большинство звуков образуют пары:

[б] – [б’] (быть – бить),

[п] – [п’] (пыль – пил),

[в] – [в’] (выл – вил),

[ф] – [ф’] (готов – готовь),

[д] – [д’] (воды– води),

[т] – [т’] (бит – бить),

[з] – [з’] (везу – вези),

[с] – [с’] (вес – весь),

[л] – [л’] (мол – моль),

[н] – [н’] (кон –конь),

[м] – [м’] (мать – мять),

[р] – [р’] (рысь – рис),

[к] – [к’] (сорока – сороки),

[г] – [г’] (нога – ноги),

[х] – [х’] (уха – ухи).

К твердым непарным относят согласные [ц], [ш], [ж], а к мягким непарным – согласные [ч’], [щ’], [й’]

Теперь, давайте рассмотрим разделение гласных звуков на звонкие и глухие.

Согласные звуки, образующиеся при участии голоса, называются звонкими: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [л], [м], [н], [р].

Согласные звуки, образующиеся без участия голоса, называются глухими: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ].

Звонкие и глухие согласные образуют соотносительные пары: [б] – [п], [г] – [к], [д] – [т], [з] – [с], [в] — [ф], [ж] — [ш], [г’] — [к’], [б’] — [п’], [в’] — [ф’], [з’] — [с’], [д’] — [т’].

Звуки [л], [м], [н], [р] всегда звонкие, они не имеют соответствующих глухих звуков.

Звуки [х], [ц], [ч] всегда глухие.

Мы с вами рассмотрели просто классификацию согласных звуков в русском языке. Знание данной классификации позволит нам в дальнейшем понимать правила грамматики языка.

fio.ru

Популярное:

  • Как будет рассчитываться субсидия по-новому Как рассчитать субсидию в Украине? Порядок и особенности начисления субсидий в 2018 году Расчет субсидии в 2018 году в Украине происходит с существенными изменениями в порядке ее выдачи и начисления. Постановление Кабмина №329, […]
  • Новый закон забирать права Возврат прав после лишения 2018 В 2016 году вступили в силу изменения к Постановлению Правительства РФ от 14.11.2014 № 1191, которые коснулись нового алгоритма возврата водительского удостоверения. После изменений возврат ВУ […]
  • Расторжение договора сроки возврата денег Как расторгнуть договор ДДУ и вернуть деньги? Расторжение сделки в одностороннем порядке, через суд или по соглашению сторон. Волнительный процесс приобретения желанной недвижимости в новостройке не всегда заканчивается как […]
  • Природа договора купли продажи Природа договора купли продажи Содержание договора как соглашения (сделки) составляет совокуп­ность согласованных его сторонами условий, в которых закрепляются права и обязанности контрагентов, составляющие содержание […]
  • Выплачены из кассы алименты Расчёт алиментов. Даём примеры с проводками Самый распространенный вид алиментов — удержание в пользу несовершеннолетних детей у одного из родителей после расторжения брака (ст. 24 СК РФ) либо в браке (ст. 80 СК РФ). При […]
  • Налог на прибыль в 2012г Ставки налогов в 2012 году в России. Настоящий текст, представляет собой краткую упрощенную справку по ставкам основных налогов, действующим в России в 2012 году. Текст не претендует на всеохватность и идеальную точность, за […]
  • Приказом минэнерго россии 325 от 30122008 Региональный центр по энергосбережению Приказ Минэнерго России от 30.12.2008 N 325 (ред. от 10.08.2012) "Об утверждении порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, […]
  • На третьего ребенка дают материнский капитал Как получить материнский капитал на третьего ребенка в 2018 году Начиная с 2007 года, в РФ действует программа государственной поддержки семей, в которых воспитывается двое или трое детей. Речь идет о материнском капитале, […]