Перед преступлением к основной

Преступление Раскольникова, его причины и смысл

Преступление Раскольникова, его причины и смысл

Главный герой романа Родион Раскольников — необычный преступник. Свое преступление — убийство ростовщицы Алены Ивановны — он совершает под влиянием созданной им философии. Философия эта была выстрадана Раскольниковым, и своим преступлением он хотел подтвердить ее правильность в своих глазах и в глазах остальных людей. Поэтому психологический анализ состояния преступника до и после совершения преступления в романе тесно связан с анализом теории Раскольникова, представляющейся Достоевскому «знаменьем времени».

Родион Раскольников — студент, вынужденный из-за отсутствия средств оставить учебу. Его мать изо всех сил старается помочь ему, но она сама живет очень бедно. Сестра Раскольникова, Дуня, устраиваетеся гувернанткой в семью богатых помещиков, которые всячески унижают ее. Раскольников глубоко страдает от голода и нищеты. Он сознает, что не только он сам, но и тысячи других людей Гобречены на нищету, бесправие и раннюю смерть. Это понимание порождает в нем постоянную и напряженную работу мысли, направленную на поиски выхода из сложившегося несправедливого положения вещей.

Однако главной причиной его преступления стали не горе и нищета. «Если б только я зарезал из того, что голоден был. то я бы теперь. счастлив был»,— говорит он после исполнения своего страшного замысла. Главной же причиной послужила созданная им теория. Размышляя о причинах существующего неравенства и несправедливости, Раскольников приходит к выводу, что существует резкое различие между двумя категориями людей. В то время как огромное количество людей молчаливо и покорно подчиняются всему, что преподносит им жизнь, немногие — «необыкновенные» люди — являются подлинными двигателями истории человечества. При этом они дерзко нарушают общепризнанные нормы морали и не останавливаются перед преступлением для того, чтобы навязать человечеству свою волю. Современники проклинают этих людей, но потомки признают их героями. Раскольников не только обдумал эту идею, но даже изложил ее в газетной статье за год до совершения убийства. Возникают вопросы, которые Раскольников формулирует так: «Вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?»

Он стремится противопоставить себя «обыкновенным», рядовым людям. Раскольников не хочет, подобно большинству людей, молчаливо повиноваться и терпеть. Но отсюда, по его мнению, возможен лишь один вывод — он должен доказать себе и окружающим, что он не «тварь дрожащая», а прирожденный «властелин судьбы», имеющий право преступать нравственные законы. Этот вывод и приводит Раскольникова к его преступлению, которое он рассматривает как испытание, необходимое для того, чтобы определить, принадлежит ли он к породе «необыкновенных» людей или ему остается повиноваться и терпеть, как остальным, слабым натурам.

Своим преступлением Раскольников бросает вызов миру социального неравенства и подавления человеческой личности. Однако он не осознает, что его «идея» только укрепляет бесчеловечность существующего порядка вещей. Его протест противоречит сам себе, поскольку он предполагает право одних людей диктовать другим свою волю. Последние же вынуждены быть пассивными объектами их действий. Это противоречие и составляет трагическую ошибку, лежащую в основе философии Раскольникова. В ходе развития событий он на личном опыте убеждается, что его бунт против существующей бесчеловечности сам носит бесчеловечный характер, ведет к нравственной гибели личности. Раскольникову удается совершить задуманное убийство. Но этот поступок приводит к иному результату, чем тот, которого он ожидал. Он убеждается в том, что мораль «необыкновенных» людей, которая так привлекала его до совершения преступления, оказалась ему не по плечу. Истинную красоту и нравственность Раскольников теперь видит не в тех людях, которые ставят себя выше обыкновенных, рядовых людей, а в тех, кто, подобно Соне Мармеладовой, среди голода и унижений сохраняют в своей душе веру в жизнь и глубокое отвращение к злу и насилию.

Таким образом, Достоевский приводит своего героя к пониманию очень важных истин, заключающихся в том, что гордыня грешна, что законы жизни не подчиняются законам арифметики и что людей не судить надо, а любить, принимая их такими, какими их создал Бог.

www.yaklass.ru

Идея Раскольникова и ее крушение

«Преступление и наказание» принадлежит к числу величайших творений Ф.М. Достоевского, оказавших громадное влияние на последующую мировую литературу. Это социальный, психологический, философский, идеологический роман. Произведение было написано Достоевским в тяжелый для России период, когда происходило столкновение политических взглядов, когда «старые идеи сваливались со своих пьедесталов, а новые не нарождались». Именно поэтому сразу же после публикации роман покорил русскую общественность, вокруг него развернулись бесконечные споры и дискуссии. Это был принципиально новый роман в мировой литературе, так как он охватывал множество различных вопросов: вопрос условия существования общества и низших слоев населения, алкоголизма и проституции. Роман был задуман Достоевским как изображение идейного убийства, совершенного бедным студентом Раскольниковым, в нем писатель изобразил конфликт, в основе которого лежит борьба идей. Достоевский проводит глубочайший психологический анализ состояния героя в наивысший, напряженнейший момент его жизни, в момент убийства, он раскрывает его внутренний мир в период времени до и после совершения преступления.

Центральным образом романа является Родион Раскольников – молодой человек с привлекательной внешностью, студент-разночинец, исключенный по бедности из университета. Единственным источником его существования были деньги, которые присылала ему небогатая мать. Обитает Раскольников под самой крышей большого дома, в тесной и низкой каморке, похожей на гроб, в полном уединении, сторонясь людей и избегая всякого общения. У него нет ни работы, ни друзей, готовых прийти на помощь. Это состояние очень тяготит героя, негативно влияет на его пошатнувшуюся психику. Он задыхается в каменном мешке жаркого, душного и пыльного города, он был задавлен Петербургом, городом «полусумасшедших», в котором стояла страшная жара и ощущалась вонь. Его окружают только нищие, пьяницы, срывающие зло на детях. Наблюдая за этим городом и обществом, герой видит, как богатые угнетают бедных, что жизнь последних полна нужды и отчаяния.

Добрый, гуманный, болезненно переживающий все несправедливости человек, который терзается при виде человеческих страданий, Раскольников видит несправедливость окружающего мира, тягости жизни других людей. Он желает изменить мир в лучшую сторону, хочет сделать тысячи добрых дел, стремится принести благо людям, нуждающимся в помощи. И он готов взять их страдания на себя, помочь им ценою собственного несчастья.

Доведенный до крайней степени отчаяния, Раскольников выдвигает страшную идею, согласно которой любой сильный духом человек при достижении благородной цели имеет право устранить все препятствия на своем пути каким угодно способом, в том числе грабежом и убийством. Он пишет статью, в которой излагает свою теорию, по которой всех людей можно подразделить на две группы: на «обыкновенных» людей и «. людей, имеющих дар или талант сказать в среде свое новое слово». И эти «особые» люди могут не жить по общим законам, они имеют право совершать преступления ради выполнения своей благой цели, ради «разрушения настоящего во имя лучшего». Он верит, что великая личность неподсудна.

Раскольникова волнует вопрос: «. вошь ли я, как все, или человек. Тварь ли я дрожащая или право имею. » Оказавшись во власти своей идеи, он причислил себя к «необыкновенным» людям и, следуя своей теории, задумал убить жадную старуху-процентщицу, а на ее деньги совершать добрые дела, в частности спасти от нищеты и жалкого существования своих родных. Но, несмотря на то, что Раскольников оправдывал этот замысел своей теорией, он не сразу решается на убийство. В душе героя происходит жестокая внутренняя борьба. С одной стороны, он уверен в истинности своей теории, с другой стороны – не может переступить через собственную совесть. Однако последнее он считает слабостью, которую необходимо преодолеть.

Мечта Раскольникова оказывается сильнее, и он решается на преступление, но решается не ради денег, а с целью «проверить себя», способность перешагнуть через свою жизнь, как это делали Наполеон и Магомет. Он убивает, не желая мириться с нравственными устоями того мира, где богатые и сильные безнаказанно унижают слабых и угнетенных, где тысячи здоровых молодых жизней гибнут, задавленные нищетой. Раскольникову кажется, что этим убийством он бросает символический вызов всей той рабской морали, которой люди подчинялись испокон века, – морали, утверждающей, что человек всего лишь бессильная вошь. Но убийство старухи-процентщицы обнаруживает, что в самом Раскольникове скрывалась самолюбивая, гордая мечта о господстве над «тварью дрожащей» и над «всем человеческим муравейником». Мечтатель, гордо задумавший своим примером помочь другим людям, оказывается потенциальным Наполеоном, сжигаемым тайным честолюбием, несущим угрозу человечеству. Таким образом круг размышлений и действий Раскольникова трагически замкнулся.

Исполнив свой замысел, Раскольников осознает, что убил и самого себя. Он переступил через нравственный и религиозный законы. С невозможным мучением он чувствует, что насилие, совершенное им над своею нравственною природою, составляет больший грех, чем сам акт убийства. Оно-то и есть настоящее преступление. С того момента, когда Раскольников опустил топор на головы старухи и Лизаветы, для него начались нравственные страдания. Но это было не раскаяние, а сознание собственного отчаяния, бессилия, мучительное чувство «разомкнутости и разъединенности с человечеством». Раскольникову «вдруг стало совершенно ясно и понятно, что. уже ни о чем больше, никогда и ни с кем, нельзя ему теперь говорить».

Герой не предусмотрел, какие душевные страдания ему при несет убийство. Он не понимал, что один человек не в состоянии изменить жизнь всего человечества, что следует бороться с целой системой, обществом, а не с одной жадной старухой. Совершив преступление, он переступил через черту, отделяющую честных людей от злодеев. Убив человека, Раскольников слился с тем аморальным обществом, которое было ему так ненавистно.

Автор вынуждает Раскольникова мучительно пережить крушение своих наполеоновских мечтаний и отказаться от индивидуалистического бунта. Отказавшись от наполеоновских мечтаний, герой подошел к порогу новой жизни, которая объединила его с другими страждущими и угнетенными. Зерном обретения нового существования для Раскольникова становится его любовь к другому человеку – такой же «парии общества», как он, – Соне Мармеладовой. Судьбы героев пересеклись в самые трагические моменты их жизни. Они оба тяжело воспринимают такое состояние, не могут к нему привыкнуть, еще способны воспринимать как свою, так и чужую боль. Соня, оказавшаяся в крайне тяжелом положении, вынужденная зарабатывать на жизнь «желтым билетиком», несмотря ни на что, не ожесточилась, не очерствела душой, не потеряла свое человеческое лицо. Она уважает людей и испытывает к ним безграничную жалость, сострадание. Соня – глубоко верующий человек и всегда жила по религиозным законам, и людей она любит христианскою любовью. И потому Раскольников внушил Соне не чувство омерзения, а чувство глубокого сострадания. И Сонечка, с ее христианским смирением и всепрощающей любовью, убедила Раскольникова сознаться в содеянном и покаяться перед людьми и перед богом. Именно благодаря Соне Мармеладовой герой постиг евангельские истины, пришел к раскаянию и смог вернуться к нормальной жизни.

Отношение автора к своему герою неоднозначно. Он в равной степени и осуждал, и оправдывал его. Достоевский любил своего героя, и эта любовь дала ему возможность перевоплотиться в него и пройти с ним весь путь. Его привлекли такие черты характера Раскольникова, как отзывчивость, открытость, ненависть к любому злу. Лучшей чертой героя автор считал его вселенскую грусть, скорбь. Именно это, как дает понять Достоевский, и подтолкнуло Раскольникова на преступление. Сам автор, стараясь проследить «психологический ход преступления», приходит к выводу, что дело не в среде, а во внутреннем состоянии человека. Только он сам несет ответственность за то, что с ним происходит.

«Закон, правда и человеческая природа взяли свое», – писал Достоевский. Этим писатель подчеркивал народную основу Сониной правды, которая опровергла «больную теорию» Раскольникова, пытается предложить свой выход из социального капиталистического тупика, путем смирения и любви к людям. Но при всей своей гениальности Достоевский так и не смог найти решение вопроса, который постоянно вставал перед ним как во время создания этого романа, так и позднее: как же сохранить те блага, которые несет обществу освобожденная личность, и в то же время избавить и ее саму и человечество от антиобщественных, отрицательных начал и задатков, порожденных буржуазной цивилизацией.

Но остановившись на позиции кротости и смирения, Достоевский не мог оставаться безразличным к грозным и мятежным порывам человеческого духа. Без острой мысли Раскольникова, без его диалектики, «отточенной, как бритва», фигура его потеряла бы для читателя свое обаяние. Совершенное Раскольниковым необычное, «идейное» преступление также придает его образу особый трагический интерес. Достоевский в своих романах не поэтизирует зло, он ценит в своих героях непримиримость к историческому застою, душевную мятежность, способность жить не личными, эгоистическими интересами, а тревожными вопросами жизни всех людей. Писатель заставляет читателей задуматься над смыслом жизни, над вечной борьбой добра и зла.

Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:

licey.net

Мир Достоевского

Жизнь и творчество Достоевского. Анализ произведений. Характеристика героев

Меню сайта

Причины и мотивы преступления Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Родион Раскольников является главным героем романа «Преступление и наказание» Достоевского.

В этой статье представлен анализ причин и мотивов преступления Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание».

Смотрите:
Все материалы по «Преступлению и наказанию»
Все материалы по Раскольникову

Причины и мотивы преступления Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Важно понимать, что ни одна из указанных ниже причин не может служить оправданием преступлению Раскольникова или любого другого преступника.

Главная причина преступления Раскольникова

На первый взгляд можно подумать, что Раскольников идет на убийство ради денег старухи. Да, Раскольников беден и ему хочется выбраться из нищеты быстро и без усилий. Но деньги не являются главной причиной и мотивом убийства.

Главной причиной преступления Раскольникова становится его теория об обыкновенных и необыкновенных людях. Суть теории Раскольникова заключается в том, люди делятся на два вида:

  • люди гениальные, особенные, великие
  • люди обычные, то есть «материал» для великих

Раскольников решает проверить свою теорию на практике и доказать себе, что он принадлежит к числу великих людей, как Наполеон, и не является «тварью дрожащей».

Незадолго до совершения убийства в жизни Раскольникова происходит несколько событий, которые подталкивают его к преступлению:

  • Незадолго до преступления Раскольников подслушивает разговор двух незнакомцев в трактире. Незнакомцы обсуждают злую старуху-процентщицу, которая портит людям жизнь и плохо обращается со своей сестрой. Раскольников понимает, что многие люди ненавидят процентщицу и желают ей зла.
  • Накануне преступления Раскольников знакомится с Мармеладовым и узнает историю его жизни, а также печальную историю Сони Мармеладовой, которая вынуждена зарабатывать на жизни непристойным ремеслом. Рассказ о Соне оставляет в душе Раскольникова глубокое впечатление.
  • Накануне убийства Раскольников получает письмо от матери, в котором говорится о предстоящей свадьбе его сестры Дуни с подлецом Лужиным, а также о страданиях Дуни в семье Свидригайловых. Раскольников чувствует свою вину за то, что вынуждены терпеть его мать и сестра. Раскольников против того, чтобы Дуня шла замуж за подлеца ради денег. Раскольников злится на себя за то, что не может дать матери и сестре достойную жизнь.
  • Незадолго до преступления Раскольников видит на улице пьяную обманутую девушку на бульваре. Это печальное зрелище заставляет Раскольникова задуматься о судьбе своей бедной сестры Дуни. Раскольников переживает, что из-за нищеты с Дуней может случиться что-то подобное.
  • Накануне преступления Раскольников случайно слышит, что сестра старухи-процентщицы, Лизавета, будет отсутствовать дома в определенное время («завтра в 7 часов вечера»).
  • Каморка Раскольникова угнетает его психику и наводит на мрачные мысли. По мнению матери, комната Раскольникова отчасти виновата в том, что он несчастен.
  • Последние месяцы Раскольников не дает частных уроков и бросает учебу в университете. Он ничем не занимается и целыми днями проводит в своей каморке. Отсутствие занятости отчасти становится причиной его мономании, то есть «зацикленности» на своей теории об обычных и необычных людях. Когда мономания достигает апогея, он решается проверить свою ужасную теорию.

Еще раз подчеркиваем, что, каковы бы ни были причины и мотивы убийства, они не оправдывают Раскольникова, как преступника.


Раскольников после преступления

Сразу после совершения преступления Раскольников понимает, что глубоко ошибался в своей теории. Он понимает, что не является «Наполеоном» и не способен ценой преступления строить «светлое будущее». Раскольников понимает, что не может жить спокойно и счастливо с таким страшным грехом на душе.

Наказание настигает Раскольникова не на каторге в Сибири, а сразу же после преступления: душевные терзания не покидают его ни на секунду. В конце концов он сам является с повинной в полицию и отправляется на каторгу.

www.alldostoevsky.ru

Первый сон Раскольникова и его роль в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

В романе Ф. М. Достоевского, как и в произведениях .многих других русских писателей, встречаются описания шов главного героя. Для Достоевского сны имеют большое значение еще и потому, что они раскрывают характер и душу человека. В “Преступлении и наказании” встречается четыре сна Родиона Раскольникова, но мы рассмотрим и проанализируем первый сон, описанный Достоевским в начале романе.
Раскольникову снится его детство, еще в родном городке. Он гуляет с отцом и проходит мимо кабака, из которого выбегают пьяные мужики. Один из них, Миколка, приглашает остальных прокатиться не его телеге, в которую впряжена“маленькая, тощая саврасая крестьянская клячонка”. Мужики соглашаются и садятся. Миколка бьет лошадь, принуждая ее тянуть телегу, но она из-за слабости не может даже идти шагом. Тогда хозяин начинает бить клячу с остервенением и добивает ее. Раскольников-ребенок в первый момент смотрит на все происходящее в ужасе, потом бросается защищать лошадь, но слишком поздно.
Атмосфера происходящего раскалена сильнейшими чувствами. С одной стороны, это злостная, агрессивная страсть разнузданной толпы, с другой — невыносимое отчаяние маленького Роди, сотрясающее его сердце жалостью к “бедной лошадке”. И в центре всего — ужас и слезы добиваемой клячи. Не случайно, создавая эту страшную картину, Достоевский использует очень много восклицательных знаков.
Главная мысль эпизода заключается в неприятии убийства натурой человека, и в частности натурой Раскольникова. Перед сном герой думает о полезности убийства старухи-процентщицы, которая отжила свой век и “заедает” чужой, но после Раскольников просыпается в холодном поту и в ужасе от сцены, увиденной во сне. Эту перемену можно объяснить борьбой души и разума, которая постоянно происходит в главном герое. Сны не подчиняются разуму, в них раскрывается натура человека, и мы видим, что убийство отвратительно душе и сердцу Раскольникова. Но в реальности мысли и заботы о матери и сестре, желание доказать свою теорию об “обыкновенных” и “необыкновенных” людях на практике побуждают думать об убийстве и его полезности, заглушать муки натуры.
Достоевский вкладывает в первый сон главного героя свои мысли о причинах преступления и о противоестественности убийства.
Родной городок — это символ и самого Петербурга. Кабак, пьяные мужики, удушливая атмосфера — все это неотъемлемые составляющие Петербурга времен Достоевского. Автор считает, что Петербург является причиной и соучастником преступления Раскольникова. Город своей атмосферой, мнимыми тупиками, жестокостью и безразличием действует на главного героя, вовлекая его в болезненное состояние возбуждения. Именно это состояние подталкивает Раскольникова к созданию теории, которая овладевает его разумом и повелевает им самим.
Сон множеством нитей связан с тем, что произойдет потом в реальности романа. Раскольников, содрогнувшийся перед тем, что он задумал, все-таки убьет старуху и еще Ли-завету, такую же беспомощную и забитую, как кляча: она не осмелится даже поднять руку, чтобы защитить лицо от топора убийцы. Потом умирающая Катерина Ивановна выдохнет вместе с чахоточной кровью: “Заездили клячу!” Но Раскольников в этой странной реальности выступит уже как палач, как часть грубого, жестокого мира, присвоившего себе право убивать, все равно как: на спор ли, изобретая ли теории о сильных и слабых личностях.
Сон главного героя описан автором со всеми подробностями и напоминает сцену из стихотворения Н. А. Некрасова “О погоде”. Действие сна разворачивается последовательно, в отличие, например, от сна Николеньки в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”, где происходящие события лихорадочно сменяют друг друга. Но первый сон Раскольникова не является единственным: за ним последуют еще три сновидения, и каждое из четырех имеет свое значение. Первый сон главного героя сыграл важную роль в дальнейшем произведении, так как, развивая тему “наказания” Раскольникова, Достоевский покажет, что именно в душе хранятся все главные истины об отношении людей друг к другу: “Не суди”, “Не убий”, “Возлюби ближнего, как самого себя”. И наказан Раскольников будет в первую очередь тем, что его сердце не примет преступления. Прислушайся Раскольников не к зову ума, а к зову сердца, прозвучавшему в первом сне, — страшное преступление не свершилось бы.

93529 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Первый сон Раскольникова и его роль в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

www.litra.ru

Перед преступлением к основной

Глава 1. Родион Раскольников, бедный молодой человек, бросил из нищеты университет и жил в Петербурге в убогой каморке, за которую сильно задолжал квартирной хозяйке. От невзгод и одиночества он целиком ушёл в себя. (См. статьи Жизнь Раскольникова до преступления, Путь Раскольникова к преступлению, а также: Достоевский «Преступление и наказание» – читать по главам.)

Однажды в июльский день Раскольников вышел на душную улицу и побрёл к старухе-процентщице Алёне Ивановне. Он собирался заложить у неё отцовские серебряные часы – и вместе с тем сделать пробу предприятию, о котором думал всё последнее время.

Злая, сварливая старушонка Алёна встретила Раскольникова неприветливо. За часы она дала ему лишь грошовую плату. Раскольников внимательно осматривал квартиру процентщицы, а выйдя от неё на улицу, вдруг остановился и произнёс: «Какой ужас мог прийти мне в голову! Как это всё отвратительно и грязно!» От голода и расстройства нервов его потянуло его зайти в распивочную.

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 1 серия

Глава 2. С Раскольниковым разговорился сидевший в распивочной оборванный пожилой человек. Он представился бывшим чиновником Мармеладовым и рассказал грустную историю своей жизни. После первого брака Мармеладов взял в супруги Катерину Ивановну, женщину благородного происхождения, но бедную. Семейство вскоре впало в нищету: Мармеладов лишился службы по сокращению штатов, от этого стал пить и не мог найти другого места уже из-за пьянства. Катерина Ивановна заболела чахоткой. Троих её маленьких детей от другого мужа было не на что содержать. В жертву родным поневоле принесла себя Соня, дочь Мармеладова от первой жены: чтобы спасти отца, мачеху и её детей, она пошла в проститутки. Несколько недель назад Мармеладов поступил на службу, но потом опять запил. Стыдясь идти домой, он ночевал среди бродяг, а сегодня ходил на квартиру к Соне просить на похмелье.

Раскольников и Мармеладов. Рисунок М. П. Клодта, 1874

Раскольников отвёл Мармеладова домой. В его жалком жилище он увидел Катерину Ивановну с оборванными детьми и красными, недужными пятнами на щеках. Эта вспыльчивая женщина от отчаяния стала таскать пропившего последние деньги Мармеладова за волосы. В порыве сострадания Раскольников незаметно оставил им на подоконнике милостыню из своих последних медных денег и ушёл.

Глава 3. На следующий день Раскольников проснулся дома голодный. Из жалости ему принесла чаю и щей хозяйкина служанка Настасья.

Она рассказала Раскольникову, что хозяйка хочет донести на него в полицию за долги. Отдала и письмо, пришедшее ему вчера от оставшейся в провинции матери. Мать писала, что по неимению средств почти не может помогать Родиону. Жившая с ней сестра Раскольникова, Дуня, чтобы высылать брату хоть немного денег, поступила гувернанткой в дом местных помещиков – господина Свидригайлова и его жены Марфы Петровны. Свидригайлов стал домогаться красавицы Дуни. Узнав про это, Марфа Петровна ославила её на весь город. Девушка долго была предметом насмешливых сплетен, но потом Марфа Петровна нашла письмо Дуни к Свидригайлову, где та твёрдо отвергала его домогательства – и сама стала восстанавливать её репутацию, читая письмо во всех домах. К Дуне посватался состоятельный родственник Марфы Петровны, Петр Петрович Лужин, 45-летний деловой человек, тяжебщик, «враг предрассудков» и сторонник «убеждений новейших поколений». Лужин намеревался открыть в Петербурге адвокатскую контору и объяснил, что хочет взять за себя девушку честную, но без приданого, чтобы, узнав смолоду бедственное положение, она потом всю жизнь считала мужа за благодетеля.

Мать писала, что Дуня приняла предложение Лужина и мечтает увидеть брата Родиона помощником в его конторе, а может быть и компаньоном. Лужин уже выехал в Петербург, вызвав к себе и невесту с матерью. Они вскоре приедут в столицу, где смогут повидаться и с Родионом, хотя бережливый жених даже не оплатил им дорогу и вряд ли согласится, чтобы после его брака с Дуней мать жила с ними.

Глава 4. Раскольников вышел на улицу, с волнением думая о материнском письме. Он понял: идя за Лужина, Дуня приносит себя в жертву – надеется устроить брату карьеру при помощи будущего супруга. Ради того же на брак соглашается и мать, которая хорошо понимает скупого жениха. Раскольников решил противиться этому замужеству. Однако он понимал, что в ближайшие годы у него не будет способа помочь сестре и матери – и даже если сейчас расстроить сватовство Лужина, то потом Дуне всё равно предстоит ничуть не лучшая участь. «Что же делать? – думал он. – Смириться с жалкой, постыдной участью или побыстрее решиться на что-то смелое

На бульваре Раскольников заметил молоденькую пьяную девушку в разорванном платье, которую выслеживал шедший сзади молодой развратник. Вспомнив про историю собственной сестры со Свидригайловым, Раскольников едва не бросился на уличного фата. Начинавшуюся драку разнял пожилой городовой с добрым, смышлёным лицом. Раскольников отдал городовому последние деньги на наём для девушки извозчика домой, однако это первое душевное движение в следующий момент показалось ему смешным. Оно не совпадало с его новой теорией о праве сильного, по которой выходило: да пусть бы франт и позабавился!

Глава 5. Блуждая, Раскольников добрался до дачных Островов и заснул там под кустом от голодной и нервной слабости. Ему приснился сон, будто гуляя ребёнком с отцом на окраине родного городка, он видит, как пьяный мужик Миколка насажал в большую телегу хмельных друзей и стал вместе с ними хлестать кнутами запряжённую в неё худую кобылёнку, чтобы та пошла вскачь. Слабая лошадка едва трогалась с места. Рассвирепевшие седоки стали сечь её по глазам, потом Миколка начал бить её ломом – и уходил насмерть. Ребёнок Родя, жалостно крича, бросился целовать окровавленную лошадиную морду… (См. Первый сон Раскольникова — о забитой кляче.)

Проснувшись, Раскольников воскликнул: «Боже! Да неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове… буду скользить в липкой крови, взламывать замок и дрожать, залитый кровью. » Он молил, чтобы Бог избавил его от «проклятой мечты». Но, идя назад домой через Сенную площадь, Раскольников вдруг увидел младшую сестру процентщицы, Лизавету, которую какой-то мещанин приглашал завтра к себе домой, к семи вечера, по торговому делу. Неожиданное известие, что старуха завтра в семь останется дома одна, показалось ему знаком судьбы!

Глава 6. Раскольникову вспомнилось и ещё одно странное совпадение. Месяца полтора назад, как раз по пути домой после своего первого визита к Алёне Ивановне, он зашёл в трактир и случайно услышал разговор про ту же процентщицу студента и офицера, игравших на бильярде. Студент рассказывал, как скупая, безжалостная Алёна тиранит свою забитую сестру Лизавету, и возмущался: «С одной стороны, глупая, ничтожная, злая старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная… С другой – молодые, свежие силы, тысячами пропадающие вокруг без поддержки. Убей её и возьми её деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству: не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?» Слушая разговор, Раскольников страшно волновался, ибо те же мысли прямо перед этим пришли в голову ему самому… (См. статью Теория Раскольникова.)

…Почти весь следующий день после встречи с Лизаветой на Сенной он проспал, а, пробудившись, увидел, что уже вечер. В возбуждении он вскочил в постели, пришил к одежде изнутри петлю, чтобы незаметно нести топор, смастерил из двух деревяшек «заклад», завернул его в бумагу и перевязал шнурком.

Был уже седьмой час. Раскольников выбежал на улицу. Топор он незаметно своровал внизу, в открытой каморке дворника. По пути к дому процентщицы он, чувствовал, как будто его ведут к эшафоту. На его звонок вначале ответа не было, но потом за дверью послышался лёгкий шорох, и начали снимать запор.

Глава 7. Войдя в квартиру, Раскольников отдал Алёне Ивановне «заклад». Старуха долго путалась в замысловато намотанном вокруг него шнурке. Когда она в досаде сделала движение повернуться в сторону Раскольникова, тот вынул из-под одежды топор и несколько раз ударил её по голове. Старуха рухнула на пол. Раскольников вынул у неё из кармана связку ключей и побежал в спальню. Под кроватью он нашёл сундучок с заложенными вещами, открыл его и стал набивать карманы первым, что попадалось под руку.

Сзади вдруг послышался шорох. Раскольников выбежал из спальни и увидел, что над телом сестры стоит вернувшаяся домой Лизавета. Он бросился на неё, ударил по голове топором – и в ужасе заметил, что входная дверь в квартиру оставалась незапертой!

Иллюстрация к «Преступлению и наказанию» художника Н. Каразина

Второе убийство было непредвиденным. Раскольников торопился уходить, но кто-то стал подниматься снизу по подъездной лестнице. Раскольников едва успел запереть дверь. Неизвестный подошёл к ней, стал настойчиво звонить, дёргать ручку двери и кричать, чтобы старуха открывала. Вскоре подошёл ещё один, по голосу молодой, и заметил, что дверь отстаёт при дёрганьи – значит, она заперта не на замок, а на крючок изнутри! Почему же не открывают?

Оба решили, что дело неладно! Молодой побежал вниз за дворником. Первый вначале остался у двери, но, подождав, тоже спустился к подъезду. Раскольников вышел за ним. Навстречу уже поднимались снизу несколько человек. Раскольников терял надежду ускользнуть незамеченным, но вдруг заметил, что одна квартира, в которой он, идя к старухе, видел красивших рабочих, сейчас распахнута и пуста. Он скользнул в неё, выждал, когда те, другие, прошли наверх и быстро вышел из дома. На своём дворе он подбросил топор на старое место – и забылся дома на диване в полубреду…

rushist.com

Популярное:

  • Закон вступление в права наследства Основное содержание закона о наследстве Закон о наследстве регулирует особую процедуру, которая обусловливает переход прав и обязанностей, а также имущества умершего гражданина его родственникам или иным лицам, в том числе […]
  • Жалоба на методиста Если не устраивает заведующая детским садом … Вопрос: Добрый день! Г. Калининград. Скажите, пожалуйста, если родителей полностью не устраивает заведующая детским садом, могут ли они требовать от начальника управления образования […]
  • Бланк заявления иностранного гражданина по месту жительства Как составляется заявление иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства Житель другого государства, прибывший в РФ, должен подать в миграционную службу заявление иностранного гражданина или […]
  • Помощь юриста по автокредиту Суд по автокредиту – советы адвоката Если вы берете целевой кредит на покупку автомобиля, то купленная вами машина будет оформлена как залог. Грубо говоря, в случае невыплаты автокредита банк имеет право забрать у вас автомобиль […]
  • Счетчики на газ закон Президент РФ отменил обязательную установку счетчиков на газ Президент Владимир Путин подписал закон, который вносит поправку в закон № 261-ФЗ "Об энергосбережении. " и отменяет обязательную установку газовых счетчиков в […]
  • Когда пенсии за январь 2013 ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 27 декабря 2013 График выплаты пенсий, ЕДВ и иных социальных выплат за январь 2014 года […]
  • Получить пенсионные накопления по наследству Как унаследовать средства пенсионных накоплений наследодателя? Наследодатель при жизни вправе в любое время подать заявление в территориальный орган ПФР и определить конкретных лиц (правопреемников) и доли средств, которые […]
  • Основные признаки права собственности Понятие и основные признаки права собственности на природные объекты и ресурсы. ГК, Статья 209. Содержание права собственности. Право владения означает закрепленную законом возможность фактичес­кого обладания природным объектом, […]