По целевому назначению налога

3.5.1. Общие положения

Налоги, имеющие определенное целевое назначение, давно из­вестны в мировой практике налогообложения. Такие налоги по­явились еще в докапиталистическую эпоху и сохраняются по на­стоящее время. В отличие от обычного порядка они зачисляются, как правило, не в бюджет как денежный фонд общего значения, а в целевые внебюджетные фонды. Например, в США существует налог на продажу бензина, бензопродуктов, топлива, смазочных материалов, который поступает в дорожный фонд.

Такой опыт был широко использован при установлении новой налоговой системы в Российской Федерации. В 1990-х гг. был вве­ден ряд налогов и других платежей, зачисляемых в целевые вне­бюджетные фонды, или в бюджет, но специальной строкой для использования на определенные цели, а также в целевые бюджет­ные фонды. Единичные случаи придания налогу целевого назначе­ния встречались в советской практике и прежде. Например, налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, действовавший на основании Указа Президиума Вер­ховного Совета СССР от 21 марта 1988 г.,* был предназначен для привлечения средств на строительство и ремонт автомобильных дорог.

* ВВС. 1988. № 12. Ст. 186.

Четко выраженное целевое назначение из числа ныне действу­ющих налогов имеют налоги, зачисляемые в дорожные фонды. Такой же характер свойствен земельному налогу, который учиты­вается в бюджете отдельной строкой; местному налогу на содержа­ние жилищного фонда и объектов социально-культурного назначе­ния, налогу с продаж, а также некоторым платежам обязательного характера разных уровней, включенных законодателем в налого­вую систему Российской Федерации (платежи за пользование при­родными ресурсами, лесным фондом, отчисления на воспроизвод­ство минерально-сырьевой базы, сбор на нужды образовательных учреждений и другие, среди них и местные целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание ми­лиции, на благоустройство территории и иные цели).

www.bibliotekar.ru

Виды налогов и их классификация

· по целевому назначению налога (общие, специальные).

В зависимости от использования налоги бывают общие и специфические (или целевые). Общие налоги используются на финансирование расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов.

Специальные налоги имеют целевое назначение (отчисления на социальные нужды, отчисления в дорожные фонды, транспортный налог и т.д.).

T — процентная доля дохода, выплаченная в виде налогов

Рис. 1 Прогрессивный, пропорциональный и регрессивный налоги

Налог называется пропорциональным, прогрессивным, или регрессивным в зависимости от того, какую долю дохода платит налогоплательщик с высоким доходом. Налог считается: прогрессивным, если с увеличением дохода доля налога в общем, доходе возрастает; пропорциональным, если сумма налога представляет собой постоянную долю дохода; и регрессивным, если бремя налога относительно тяжелее для семей с низкими доходами, чем для богатых семей.

Регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем доход.

Пропорциональный налог, забирает одинаковую часть от любого дохода (единая ставка для доходов любой величины).

Состав налогов отечественной налоговой системы можно классифицировать, объединив группы налогов по следующим признакам: объект обложения, особенности ставки, полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм и другие.

Существующие налоги в зависимости от подходов к их классификации можно подразделить на несколько видов: республиканские (общегосударственные); прямые и косвенные; самостоятельные и дополнительные; постоянные (обычные) налоги и чрезвычайные (временные); основные и добавочные налоги; налоги на юридические и физические лица и т.д. При этом сказать, что самая широкая классификация по методу установления все налоги подразделяет на группы. Это прямые и косвенные.

Прямые налоги — налоги, которые непосредственно связаны с результатом хозяйственно-финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением стоимости имущества, ростом рентной составляющей. Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности.

Преимущество прямых налогов состоит в том, что их легче приспособить к определенным условиям — размеру семьи, доходу, возрасту, и, в более общим смыслом — платежеспособности. К числу прямых налогов относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги — это налоги, которые являются надбавкой к цене или определяются в зависимости от размера добавленной стоимости, оборота или продаж товаров, работ, услуг.

Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (налог на добавленную стоимость — НДС, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами и др. налоги.).

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

Косвенные налоги называют еще безусловными, потому что они ни связаны непосредственно с доходом налогоплательщика и взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения — к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности. Прямые налоги распространяются на стадии производства и реализации продукции, а косвенные — большей степени регулируют процессы распределения и потребления. Поэтому принято считать, что прямые налоги — это налоги на доходы, а косвенные на расходы, что они в большей мере относятся к стадии потребления в условиях равновесной экономики.

www.finsdata.ru

Тема 1. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

1.2. Классификация налогов

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами юридически значимых действий. Например, предоставление определенных прав и выдача разрешений (лицензий).

Признаки налогов следующие:

— публичный и нецелевой характер.

Налог считается установленным, если определены субъекты (налогоплательщики) и элементы.

Обязательные элементы налога:

— объект (доход, имущество, товар);

— величина налоговой ставки (квота);

— налоговый период (месяц, квартал, год);

— порядок и сроки уплаты налога.

Налоги и сборы классифицируются по различным признакам:

1. По способу изъятия различают два вида налогов:

— прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы);

— косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

2. По воздействию налоги подразделяются на:

— пропорциональные – это налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества;

— прогрессивные – это налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения;

— дегрессивные или регрессивные – это налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения.

3. По назначению различают:

а) общие налоги – средства от которых не закреплены за отдельными направлениями расходов государства (налог на прибыль, НДС, НДФЛ);

б) маркированные (специальные) налоги – имеют целевое назначение (земельный налог, страховые взносы).

4. По субъекту уплаты выделяют:

а) налоги, взимаемые с физических лиц;

б) налоги, взимаемые с юридических лиц.

5. По объекту налогообложения разделяют:

— ресурсные налоги (рентные платежи);

— налоги, взимаемые от выручки или дохода;

— налоги на потребление.

6. По источнику уплаты существуют:

— налоги, относимые на индивидуальный доход;

— налоги, относимые на издержки производства и обращения;

— налоги, относимые на финансовые результаты;

— налоги, взимаемые с выручки от продаж.

7. По полноте прав пользования налоговыми поступлениями выделяют:

а) собственные (закрепленные) налоги;

б) регулирующие налоги (распределяемые между бюджетами.

Существуют 3 способа взимания налогов:

1. Кадастровый (используются кадастры, т.е. реестры, содержащие классификацию типичных объектов по их внешним признакам). Применяется к земле, строениям, месторождениям.

2. У источника (взимается до получения дохода налогоплательщиком).

3. По декларации (подача деклараций по налогам).

www.aup.ru

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ДОЛЖЕН ИСПОЛЬЗОВАТЬ СРЕДСТВА ТОЛЬКО ПО ЦЕЛЕВОМУ НАЗНАЧЕНИЮ

Средства, относящиеся к целевым поступлениям, не признаются израсходованными по целевому назначению для целей налогообложения прибыли в случае их направления фондом на материальную поддержку иных категорий граждан без внесения изменений в действующий устав в части расширения цели деятельности фонда на эти категории граждан.

Об этом Письмо УФНС РФ по г. Москве от 28.05.2008 N 20-12/051038.

Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Приказом Минфина России от 05.05.2008 N 54н утверждены Порядок заполнения и форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.

Налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках благотворительной деятельности и целевые поступления, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета в составе налоговой декларации лист 07 »Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования».

Внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, затраты в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств ( п. 14 ст. 250 НК РФ).

Таким образом, с момента, когда получатель средств фактически использовал их не по целевому назначению (нарушил условия предоставления этих средств), такие средства признаются доходом у налогоплательщика, получившего эти средства.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности:

  1. осуществленные согласно законодательству РФ о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ;
  2. средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности.

К расходам на ведение уставной деятельности относятся расходы, направленные на осуществление деятельности, обозначенной в уставе некоммерческой организации в качестве цели и предмета деятельности организации.

В ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ »О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» установлено, что благотворительная деятельность — это добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Средствами и иным имуществом, полученным на осуществление благотворительной деятельности, признаются средства и иное имущество, поступившие некоммерческим организациям, образованным в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях, на осуществление благотворительной деятельности.

В п. 1 ст. 2 Закона N 135-ФЗ определены цели благотворительной деятельности.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

subschet.ru

СПРАВОЧНИК

ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ

Налог. Классификация налогов

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами юридически значимых действий. Например, предоставление определенных прав и выдача разрешений (лицензий).

Признаки налогов следующие:

  • императивно-обязательный характер;
  • индивидуальная безвозмездность;
  • денежная форма;
  • публичный и нецелевой характер.

Налог считается установленным, если определены субъекты (налогоплательщики) и элементы.

Обязательные элементы налога:

  • объект (доход, имущество, товар);
  • налоговая база;
  • величина налоговой ставки (квота);
  • налоговый период (месяц, квартал, год);
  • порядок исчисления;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Классификация налогов — это распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.

Классификация налогов имеет не только сугубо теоретическое, но и важное практическое значение. В прикладном аспекте та или иная классификация позволяет проводить анализ: налоговой системы, осуществлять различные оценки и сопоставление по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав отдельных налогов и сборов менялся. Кроме того, классификация крайне необходима для различных международных сопоставлений, ведь налоговые системы разных стран различаются достаточно существенно и прямые сравнения по всему перечню налогов просто неосуществимы, они будут приводить к ошибочным теоретическим выводам и, как следствие, к неверным практическим решениям.

Налоги и сборы классифицируются по различным признакам:

1. По способу изъятия различают два вида налогов:

  • прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы);
  • косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

2. По воздействию налоги подразделяются на:

  • пропорциональные – это налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества;
  • прогрессивные – это налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения;
  • дегрессивные или регрессивные – это налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения;
  • твердые — это налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы.

3. По назначению различают:

  • общие налоги – средства от которых не закреплены за отдельными направлениями расходов государства (налог на прибыль, НДС, НДФЛ);
  • маркированные (специальные) налоги – имеют целевое назначение (земельный налог, страховые взносы).

4. По субъекту уплаты выделяют:

  • налоги, взимаемые с физических лиц;
  • налоги, взимаемые с юридических лиц;
  • смешанные налоги.

5. По объекту налогообложения разделяют:

  • имущественные налоги;
  • ресурсные налоги (рентные платежи);
  • налоги, взимаемые от выручки или дохода;
  • налоги на потребление.

6. По источнику уплаты существуют:

  • налоги, относимые на индивидуальный доход;
  • налоги, относимые на издержки производства и обращения;
  • налоги, относимые на финансовые результаты;
  • налоги, взимаемые с выручки от продаж.

7. По полноте прав пользования налоговыми поступлениями выделяют:

  • собственные (закрепленные) налоги;
  • регулирующие налоги (распределяемые между бюджетами.

8. По срокам уплаты:

  • периодические (их еще называют регулярные или текущие) — это налоги, уплата кото­рых имеет систематически регулярный характер в установленные законом сроки;
  • срочные (их еще называют разовые) — это налоги, уплата которых не имеет систематически регулярного характера, а производится к сроку при наступлении определенного события или совершения определенного действия.

9. По принадлежности к уровню правления:

Существуют три способа взимания налогов:

1. Кадастровый (используются кадастры, т.е. реестры, содержащие классификацию типичных объектов по их внешним признакам). Применяется к земле, строениям, месторождениям.

2. У источника (взимается до получения дохода налогоплательщиком).

3. По декларации (подача деклараций по налогам).

Источник — Т.А. Фролова Налогообложение предприятия Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.

www.catback.ru

Популярное:

  • Мурманск продажа судов Мурманск продажа судов возьму в аренду универсальное рыболовецкое судно на разумных условиях, в приличном состоянии. Возможен небольшой ремонт. Желательно в Мурманске. Возьму в аренду судно,типа"ЯРОСЛАВЕЦ". Возьму в аренду […]
  • Принятие нового закона об образовании Принятие нового закона "Об образовании в Российской Федерации" приведет к необходимости изменения существующей законодательной базы в данной отрасли Принятие нового закона "Об образовании в Российской Федерации" приведет к […]
  • Рстк осаго калькулятор Страховая компания «РСТК» в Санкт-Петербурге Открытое акционерное общество «Русская страховая транспортная компания» (ОАО РСТК) основано 12 июля 1990 года с участием Министерства автомобильного транспорта РФ. РСТК является […]
  • Договор купли продажи уголь Договор купли-продажи уголя Основные правила заключения договора купли-продажи уголя ?‍♀️ Пройдите тест на сайте и сразу узнайте: можно ли вернуть этот товар или нет! ? Это быстро и бесплатно! ? ссылка на тест ? Договор […]
  • Как узаконить многоженство Как узаконить многоженство Новости Центральной Азии Многоженство в Таджикистане: мужчинам - праздник, женщинам – способ выжить 27.07.2009 17:50 msk, Тилав Расул-заде На днях в Худжандском городском суде Таджикистана […]
  • Революция франции закон Datalife Engine Demo Статья опубликована в сборнике:От старого порядка к революцииЛ.: Изд-во ЛГУ. 1988. с.145-155. Потребности современного научного познания истории Великой французской революции, характер порождаемых ею в […]
  • Цель взимания налогов 4.2.4. Принцип взимания налогов в публичных целях Например, в устанавливающей конституционную обя­занность граждан платить налоги ст. 14 действующего Ос­новного закона Федеративной Республики Германии 1949 г. публичность цели […]
  • Общий трудовой стаж в местах лишения свободы Находился в местах лишения свободы с 1988 по 1991. Пойдёт ли это время в мой стаж работы? Ответ юриста; Время работы осужденных в период отбывания наказания в исправительных учреждениях засчитывается в общий трудовой стаж с 1 […]