Под нарушением правил учета

Несоблюдение правил ведения бухгалтерского учета влечет применение контролирующими органами, в частности налоговыми, штрафных санкций, которые предусмотрены Налоговым Кодексом РФ и Кодексом об административных правонарушениях РФ.

Так, статьей 120 НК РФ установлена ответственность налогоплательщика за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения:

– если эти деяния совершены в течение одного налогового периода – взимается штраф в размере 10 000 руб. (п. 1 ст. 120 НК РФ);

– если эти деяния совершались в течение более чем одного налогового периода – взимается штраф в размере 30 000 руб. (п. 2 ст. 120 НК РФ);

– если эти деяния повлекли занижение налоговой базы – взимается штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб. (п. 3 ст. 120 НК РФ).

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения в целях применения статьи 120 НК РФ понимается

– отсутствие первичных документов,

– счетов-фактур,

– регистров бухгалтерского или налогового учета,

– систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Кроме того, ст. 15.11 КоАП РФ установлена ответственность для должностных лиц организации в виде штрафа в размере от 2000 до 3000 руб. за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов.

В целях применения данной нормы под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимаются:

– искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%;

– искажение любой статьи (строки) бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

Помимо этого, за непредставление в налоговый орган в установленный срок форм бухгалтерской отчетности, в том числе аудиторского заключения (в случаях, когда проведение аудиторской проверки обязательно) предусмотрена налоговая и административная ответственность с применением к организации санкций в виде штрафа в размере 200 руб. за каждую непредставленную форму, а на должностных лиц организации – от 300 до 500 руб. (пп. 5 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 126 НК РФ, п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ). Привлечение организации и ее должностных лиц к административной ответственности не освобождает её от необходимости представить бухгалтерскую отчетность в налоговые органы (п. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).

При этом не нужно забывать, что последствия ведения бухгалтерского учета с нарушением действующего законодательства, а также не оформление всех операций надлежащими первичными документами, могут повлечь более значительные последствия в виде неуплаченных сумм налогов и примененных контролирующими органами штрафных санкций, которые могут привести к приостановлению деятельности налогоплательщика и вынужденному банкротству.

Негативные последствия халатного отношения к ведению бухгалтерского и налогового учета, а также к соблюдению действующего законодательства, могут наступить и для конкретных физических лиц – руководителя и бухгалтера организации либо индивидуального предпринимателя в виде привлечения правоохранительными органами к уголовной ответственности, предусмотренной статьями 198, 199 и 199.1 Уголовного кодекса РФ. Основанием для этого будет являться уклонение от уплаты налогов и сборов путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах является обязательным, а также путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.

Таким образом, физическое лицо, бухгалтер и руководитель организации могут быть привлечены к уголовной ответственности также в случае, если неуплата налогов или непредставление налоговой декларации связаны с ошибками, допущенными при организации и ведении учета и составлении отчетности.

concepte-audit.ru

Содержание:

Кто и когда записывает данные в журнал учета нарушений ПДД: образец для заполнения

Федеральный закон № 196 «О безопасности Дорожного Движения» (10.12.1995 г.) обязывает фиксировать и анализировать юридическое и физическое лицо, владеющее транспортом, нарушения правил дорожного движения водителями, совершенные на данном авто.

Для этого выпустили специализированный журнал ПДД, в котором указаны соответствующие графы заполнения различных видов нарушений. Журнал создан с целью профилактики нарушений, их записи и анализа. Данная информация может пригодиться как для работы с автотранспортом (как авто эксплуатировали), так и для расследования ГИБДД, также журнал показывает характер вождения и поведения автовладельца на дороге (водитель группы риска).

Журнал находится на хранении 3 года и требует тщательного заполнения.

Что это такое?

Журнал учета – это внутренний документ для фиксирования нарушений ПДД, а возможно и ДТП, технической эксплуатации автотранспорта, его обслуживания. Ведение журнала ПДД обеспечивает учет нарушений и направлено на сохранение безопасности дорожного движения. Это помогает в дальнейшем проводить меры предупреждения и профилактики для водителей группы риска и повышает надежность вождения.

Для чего это нужно?

Документ учета предназначен для регистрации всех совершенных нарушений правил дорожного движения, в которых участвует транспорт. Учет ведется всего в независимости от тяжести происшествий, причиненного ущерба, размера повреждений.

Например, авария совершена водителем в состоянии алкогольного опьянения или автотранспорт находился в неисправленном состоянии, тогда к учету зафиксированного нарушения должно быть приложено донесение о состоянии водителя или авто (если водитель принадлежит организации).

Как фиксируется несоблюдение правил дорожного движения?

Водителями

Ведется в журнале самостоятельно, регистрации подлежат все виды правонарушений: от правил до технического состояния. В документе владелец автотранспорта указывает:

  1. Информацию о себе, категорию вождения, стаж, модель и технические характеристики транспорта.
  2. При нарушении водителем фиксируется дата и время происшествия, его форма и обстоятельства.
  3. Если установлено, что нарушило другое лицо, то записываются еще его данные и должность, затем устанавливают вид наказания/взыскания, профилактические меры.

Зарегистрированные материалы используются для анализа и оценки состояния водительской компетенции. Сбор материала классифицируется по распределению дорожно-транспортных происшествий:

  • количество происшествий на дороге;
  • время произведенного нарушения (уточняется по месяцам, по неделям, по дням, по часам);
  • место произошедшего ДТП;
  • вид нарушения (например: наезд, столкновение, опрокидывание);
  • причины происшествия;
  • последствия ДТП (повреждения, материальный ущерб,количество пострадавших);
  • контингент пострадавших (например: пассажиры, пешеходы, другие водители);
  • сортировка ДТП по типу участвовавшего транспорта.

Организациями (владеющими автотранспортом)

Осуществляется специалистом, который отвечает за безопасность движения в организации, затем предает данные на сверку инспекторам ГИБДД. Фирма через специалиста по безопасности проводит инструктажи и осуществляет профилактические меры по теме правил дорожного движения. После мероприятий водители фиксируют в журнале, что ознакомились с материалом. Задача специалиста затем сводится к контролю за соблюдением ПДД.

Специалист по обеспечению безопасности дорожного движения обязан проходить соответствующее обучение и аттестацию при наличии ставки и услуг перевозки в фирме/предприятии. Если в фирме не существует ставки специалиста по безопасности, тогда в случае происшествий ответственность несет руководитель фирмы. Форма журнала учета нарушений та же, только заполняется ответственным за это лицом организации (назначается по надобности).

Нормативные требования

  • Лица, заполняющие журнал учета – заполняют непосредственно владельцы автотранспорта, юридические лица, индивидуальные предприниматели, специалист по безопасности дорожного движения.
  • Лица, приобретающие журнал – автовладельцы или хозяева предприятия, автоюристы. Приобрести можно в магазинах специализированной литературы, заказать через интернет-магазин, стоимость журнала выйдет около 90 рублей.
  • Самодельный вариант – на сайте в интернете можно скачать журнал учета как для себя, так и для предприятия/фирмы. Распечатать его можно в альбомной ориентации, на листах формата А4.

Порядок оформления

От правильного и точного заполнения журнала ПДД зависит многое. При расследовании сотрудники ГИБДД могут запросить журнал для уточнения события, а там неверно указано время или намерено сделана ошибка (такие случаи больше касаются журналов организаций, например, такси).

Образец заполнения журнала учета ДТП и нарушений ПДД:

  1. Первоначально делается запись порядкового номера, затем указывается информация о водителе (ФИО, стаж вождения, дата трудоустройства в организацию, водительская квалификация, здоровье).
  2. Потом указывают характеристики автотранспорта – это марка и модель авто, пробег, сроки эксплуатации и технического обслуживания, количество хозяев. Все это основные данные, которые очень могут помочь при расследовании происшествий.
  3. Далее, если произошло правонарушение, то указывается его вид, время и место происшествия, обстоятельства, при которых оно произошло (например, это участники нарушения и пострадавшие).
  4. Затем выявляются причины нарушения и его последствия (важно рассмотреть, какие были погодные условия, состояние дорожного покрытия, данные о пострадавших).
  5. В конце проводится оценка материального ущерба и принятые меры.

Графы заполнят цифрами и текстом. Страницы журнала нумеруются, количество листов на усмотрение, переплет можно сделать твердый, как книжный. В организациях может существовать дубликат журнала в электронном виде.

Какие данные фиксируются?

  • 1-й раздел – указываются сведения о нарушениях, которые нужно затем сверять с данными местных сотрудников внутренних дел:
  1. номер записей и номер в карточке МВД;
  2. дата и время происшествия;
  3. место происшествия;
  4. вид ДТП;
  5. автотранспорт нарушения;
  6. данные водителя;
  7. подробности происшествия: при каких обстоятельствах совершено, причины и последствия.
  • 2-й раздел – указывают информацию, которую следует выявить по результатам проведенного служебного расследования, а также:

    1. номер записи;
    2. стаж водителя;
    3. его состояние здоровья;
    4. данные автотранспорта;
    5. груз или пассажиры;
    6. нарушение правил перевозки;
    7. данные о пострадавших;
    8. качество причиненного ущерба;
    9. примененные меры по отношению к сотруднику-водителю.
    • Скачать форму журнала учета нарушений ПДД и ДТП для сверки с ГИБДД
    • Скачать образец журнала учета нарушений ПДД и ДТП для сверки с ГИБДД

    Заключение

    Журнал учета ПДД очень полезная вещь для автовладельца. Почти как бортовой журнал корабля. Материалы и данные, которые фиксируются в журнале могут оказать неоспоримую помощь в расследовании случаев ДТП. Ведение журнала с меньшим количеством нарушений характеризует водителя как компетентного в свое деле. Данный способ контроля, рассчитан как мера уменьшения правонарушений.

    pravovoi.center

    2. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения

    Данное нарушение — одно из тех, которые наиболее часто выявляются в рамках налоговых проверок. Ответственность за данное нарушение наступает по нормам ст. 120 НК РФ.

    Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей ст.

    Исходя из норм ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. При этом первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

    а) наименование документа;

    б) дату составления документа;

    в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

    г) содержание хозяйственной операции;

    д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

    е) наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

    ж) личные подписи указанных лиц.

    В соответствии с п. 2 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.07.2003 N 67н (далее — Указания), бухгалтерская отчетность состоит из Бухгалтерского баланса (форма N 1), Отчета о прибылях и убытках (форма N 2), Отчета об изменениях капитала (форма N 3), Отчета о движении денежных средств (форма N 4), Приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5) и пояснительной записки. При этом для субъектов малого предпринимательства предусмотрен упрощенный вариант представления бухгалтерской отчетности (форма N 1 и форма N 2) в соответствии с п. 3 Указаний.

    МНС России в Письме от 12.05.2004 N 14-3-03/1712-6 сообщило, что налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц, утвержденная Приказом МНС России от 01.11.2000 N БГ-3-08/379 «Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц», является первичным документом налогового учета. Поэтому отсутствие налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц не является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, ответственность за которое предусмотрена ст. 120 НК РФ. В связи с тем что в ст. 120 НК РФ не указано однозначно, что под первичными документами понимаются в том числе и первичные документы налогового учета, а содержание указанной нормы не исключает понимания под первичными документами только документов бухгалтерского учета, привлечение к ответственности в данном случае недопустимо.

    При этом стоит пояснить, что в соответствии со ст. 313 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета, а налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

    Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

    Как указал Минфин России в Письме от 01.07.2004 N 07-02-14/160, одними из признаков по составу налогового правонарушения по ст. 120 НК РФ являются «неправильность» и «несвоевременность» отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности хозяйственных операций, которые означают искажение в первичных документах, регистрах бухгалтерского учета как содержания хозяйственных операций, так и их измерителей, неверное указание размеров денежных сумм, количества материальных ценностей и т.д.

    По мнению Минфина России, формулировка п. 1 ст. 120 НК РФ допускает привлечение к ответственности налогоплательщиков в случае завышения налоговой базы, если налоговой службой будет установлено неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

    Исходя из этого наличие у налогоплательщика переплаты не может являться основанием для освобождения налогоплательщика от ответственности, предусмотренной НК РФ.

    Итак, ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения установлена ст. 120 НК РФ. Так, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, то на налогоплательщика будет наложен штраф в размере пяти тысяч рублей.

    Если же они совершены в течение более чем одного налогового периода, то они влекут взыскание штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей. Если при этом они еще и повлекли занижение налоговой базы, то штраф составит десять процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей.

    Судебная практика. Арбитражные суды при применении ст. 120 НК РФ исходят из того, что составы налоговых правонарушений, предусмотренных ею и ст. 122 НК РФ, устанавливающей ответственность за неуплату или неполную уплату налога, недостаточно разграничены между собой. При этом п. 2 ст. 108 НК РФ закрепляет принцип однократности привлечения лица к ответственности за совершение конкретного правонарушения. В связи с этим при рассмотрении споров, связанных с привлечением организации-налогоплательщика к ответственности за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы, судам и налоговым органам необходимо исходить из того, что ответственность за данное нарушение установлена п. 3 ст. 120 НК РФ, то есть применение ст. 122 НК РФ не допускается. Если же занижение налоговой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату сумм налога, произошло по иным основаниям, чем указано в п. 3 ст. 120 НК РФ, то организация-налогоплательщик несет ответственность, предусмотренную ст. 122 НК РФ, за неуплату или неполную уплату налога (п. 41 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой НК РФ»).

    Актуальная проблема. Кроме того, на практике возникает вопрос, как быть налогоплательщикам, если первичные документы утрачены по вине третьих лиц. Следовательно, они не могут представить их налоговому органу и он может применить ст. 120 НК РФ. Представляется, что утрата документов по вине третьих лиц исключает наличие вины налогоплательщика в его действиях и освобождает его от ответственности, предусмотренной ст.

    Пример. Суть дела.

    Налоговый орган оштрафовал налогоплательщика в соответствии с п. 2 ст. 120 НК РФ и посчитал, что кража документов свидетельствует о неисполнении налогоплательщиком указанной обязанности должным образом.

    Налоговый орган не представил доказательств того, что хищение могло не произойти, если бы налогоплательщик обеспечил более надежные условия для сохранности первичной документации. По мнению суда, исходя из содержания материалов уголовного дела условия хранения украденных документов не свидетельствовали о свободном доступе к украденной документации и ни при каких обстоятельствах не могли вызвать беспокойства о сохранности такой документации, то есть вины лица в данном случае нет вовсе.

    В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 111 НК РФ обстоятельством, исключающим вину, можно признать совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие непреодолимых обстоятельств. Непреодолимым обстоятельством в данном случае можно признать кражу. Следовательно, лицо не может быть привлечено к налоговой ответственности при отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения.

    (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.10.2003 N А33-3496/03-С3-Ф02-

    Актуальная проблема. В настоящее время получила широкое распространение практика, когда налогоплательщиков штрафуют по ст. 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и расходов за то, что по каким-либо причинам у налогоплательщика отсутствуют регистры учета счетов-фактур, либо в них имеются ошибки.

    При этом многие бухгалтеры не задумываются, насколько подобная практика правомерна, учитывая, что под грубым нарушением правил учета доходов и расходов, предусмотренным ст. 120 НК РФ, подразумевается: «. отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета. «. Являются ли регистры учета счетов-фактур бухгалтерскими регистрами?

    Налоговые органы при налоговых проверках довольно широко применяют ст. 120 НК РФ за отсутствие регистров учета счетов-фактур либо наличие в них ошибок. На этой базе сложилась богатая судебная практика.

    Пример. Суть дела.

    В ходе проведения выездной налоговой проверки установлено, что налогоплательщик не вел журнал учета счетов-фактур, книги покупок и продаж. По результатам налоговой проверки принято решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по ст. 120 НК

    Книга покупок и книга продаж первичными учетными и расчетными документами не являются, в связи с чем их отсутствие или непредставление налоговому органу не может служить основанием для отказа в возмещении сумм НДС и привлечения налогоплательщика к ответственности в виде взыскания недоимок по названному налогу.

    (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.04.2002 N

    Похожие мнения высказывались также в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от

    05.09.2001 N А05-2951/01-156/22, Постановлении ФАС Поволжского округа от 03.07.2001 N А55-2319/01-1, Постановлении ФАС Московского округа от 26.08.2004 N КА-А41/7163-04-П, Постановлении ФАС Уральского округа от 14.05.2004 N Ф09-1869/04-АК.

    Кроме этого, позиция налогоплательщика была поддержана ВАС РФ в Постановлении от

    15.02.2002 N 5803/01.

    В то же время имеют место и противоположные решения.

    Пример. Суть дела.

    В ходе проведения налоговой проверки установлено, что у налогоплательщика отсутствуют книги покупок, книги продаж, журнал учета счетов-фактур. Налогоплательщик привлечен к ответственности по п. 2 ст. 120 НК РФ.

    Пунктом 2 ст. 120 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность в виде штрафа в размере 15 000 руб. за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов, объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение более чем одного налогового периода.

    При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза или более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

    В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона «О бухгалтерском учете» регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

    Из положений Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, следует, что на основании данных, которые содержатся в книгах покупок, продаж, журналах учета выставленных и полученных счетов-фактур предприятие в течение года отражает на счетах бухгалтерского учета, а также составляет в течение года бухгалтерскую и налоговую отчетности. То есть в данных книгах и журналах систематизируется и накапливается информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, поэтому эти книги и журналы являются регистрами, ведение которых законодатель посчитал необходимым и обязательным для налогоплательщика независимо от документооборота предприятия.

    Таким образом, налоговой инспекцией правильно квалифицировано отсутствие в организации книг покупок, книг продаж, журналов учета счетов-фактур как грубое нарушение правил учета доходов и расходов, объектов налогообложения.

    (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16.08.2004 N Ф09-

    Решения в пользу налогового органа также имели место в Постановлении ФАС ВосточноСибирского округа от 26.04.2005 N А19-1994/04-30-41-Ф02-1763/05-С1, Постановлении ФАС Московского округа от 23.01.2003 N КА-А41/9163-02.

    Таким образом, в настоящее время отсутствует однозначная правовая позиция относительно правомерности привлечения к ответственности по ст. 120 НК РФ за неведение

    регистров учета счетов-фактур или наличие в них ошибок. Предугадать решение суда по данному вопросу довольно сложно.

    Внимание! Налоговая декларация не является документом бухгалтерской отчетности, и ошибки и неточности, допущенные в ней, не могут квалифицироваться как налоговое правонарушение, предусмотренное ст. 120 НК РФ. Такой вывод подтверждает судебная практика.

    Пример. Судебная практика. Суть дела.

    Налогоплательщик представил в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов.

    По результатам проведения камеральной налоговой проверки налоговым органом было вынесено решение, которым ответчик привлечен к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 120 НК РФ за грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, выразившееся в неправильном отражении в налоговой отчетности хозяйственных операций.

    В связи с тем что налогоплательщиком штраф в добровольном порядке не уплачен, налоговый орган обратился в суд.

    Судом установлено, что ошибка налогоплательщика при составлении налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость заключается в том, что сумма налога на добавленную стоимость с авансов отражена в строке 5 налоговой декларации «Суммы, связанные с расчетами по оплате налогооблагаемых товаров (работ, услуг)», тогда как должна быть отражена в строке 17 «Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет за данный налоговый период по товарам, применение налоговой ставки 0% по которым не подтверждено».

    При вынесении решения налоговый орган указал, что тем самым налогоплательщик нарушил Приказ Минфина России от 03.03.2005 N 31 н «Об утверждении форм налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость и косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь и порядков их заполнения».

    По мнению налогового органа, в действиях налогоплательщика имеется состав налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 120 НК РФ, так как неправильное отражение в налоговой декларации хозяйственной операции является грубым нарушением правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения.

    Между тем п. 1 ст. 120 НК РФ предусматривает налоговую ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода.

    Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей ст. 120 НК РФ понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

    Однако налоговая декларация не является документом бухгалтерской отчетности. Согласно ст. ст. 2, 13 Закона Российской Федерации от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам, которая состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним, предусмотренных нормативными актами, аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, пояснительной записки.

    При таких обстоятельствах у налогового органа оснований для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 120 НК РФ не имелось.

    (Постановление ФАС Поволжского округа от 03.03.2006 N А12-23978/05-С51).

    Аналогичный вывод содержится в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 23.03.2006 N А42-3219/2005-23.

    lib.sale

    Налоги и Право

    повышение юридических знаний

    Грубое нарушение правил учета базы по страховым взносам

    Минфин считает, что плательщик страховых взносов может быть привлечен к ответственности по ст. 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета базы по страховым взносам. Так ли это?

    Прежним нормативным актом (Федеральным законом от 24.07.2009 № 212 ФЗ), регулирующим сферу страховых взносов, штраф за грубое нарушение правил учета базы по страховым взносам не был предусмотрен. В Налоговом кодексе этот штраф есть и, судя по названию ст. 120, определяющей санкции за подобные деяния, он применяется (с 2017 года) и в отношении плательщиков страховых взносов. Сами положения ст. 120 НК РФ сформулированы неоднозначно, но нестыковки в налоговых нормах, по-видимому, чиновников Минфина не смущают – они считают, что плательщик страховых взносов может быть привлечен к ответственности по данной статье. Так ли это?

    Мнение Минфина.

    На вопрос о том, возможно ли привлечение плательщика страховых взносов к ответственности по ст. 120 НК РФ, чиновники ведомства в Письме от 26.05.2017 № 03-02-07/1/32430 ответили так. Ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов) установлена ст. 120 Налогового кодекса Российской Федерации. На основании пункта 3 указанной статьи грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов обложения страховыми взносами, если эти деяния повлекли занижение базы для исчисления страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы неуплаченных страховых взносов, но не менее сорока тысяч рублей.

    Иными словами, Минфин считает, что в случае выявления грубых ошибок, допущенных плательщиком страховых взносов при формировании облагаемой базы по ним, к нему могут быть применены штрафные санкции, установленные ст. 120 НК РФ. Не исключено, что такой же позиции будут придерживаться налоговики на местах.

    Между тем мнение чиновников Минфина не является бесспорным. Поясним, почему.

    Анализируя налоговые нормы.

    Статья 120 НК РФ с 2017 года называется «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов)» и состоит из трех пунктов. Для наглядности представим их в таблице.

    lawedication.com

    Бухгалтерские документы: сроки и порядок хранения

    Документы организаций можно условно разделить на две группы:

    • налоговые документы (документы, необходимые для исчисления налогов и страховых взносов)
    • бухгалтерские документы (в том числе кадровые).

    Сроки хранения документов, необходимых для исчисления налогов и страховых взносов

    В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.

    При переносе убытков на будущее в целях налогообложения прибыли согласно п. 4 ст. 283 НК РФ налогоплательщики обязаны хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков.

    В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в ред. от 07.06.2013 г.) плательщики страховых взносов обязаны обеспечивать в течение шести лет сохранность документов, подтверждающих исчисление и уплату сумм страховых взносов.

    Сроки хранения бухгалтерских документов

    В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 28.06.2013 г.) (далее Закон N 402-ФЗ):

    • первичные учетные документы,
    • регистры бухгалтерского учета,
    • бухгалтерская (финансовая) отчетность ,подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года,
    • документы учетной политики,
    • стандарты экономического субъекта,
    • другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов (т.е. электронные базы), а также проверку подлинности электронной подписи подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.

    Правила организации государственного архивного дела регулируются Федеральным законом от 22.10.2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (в ред. от 11.02.2013 г.) (далее Закон № 125-ФЗ).

    Перечень содержит сгруппированные по разделам документы, составляемые при оформлении фактов хозяйственной жизни организаций и Указания по его применению. В числе разделов, выделяемых в Перечне, в частности присутствует раздел 4 «Учет и отчетность», содержащий подразделы 4.1. «Бухгалтерский учет и отчетность» и 4.2. «Статистический учет и отчетность». Именно этот документ определяет обязательные для всех организаций сроки хранения документации, включая бухгалтерскую, налоговую и кадровую.

    Приведем сроки хранения отдельных документов:

    • Бухгалтерская (финансовая) отчетность (бухгалтерские балансы, отчеты о финансовых результатах, отчеты о целевом использовании средств, приложения к ним и др.):

    а) сводная годовая (консолидированная), – хранится постоянно (далее – пост. (в организациях, не являющихся источниками комплектования государственных, муниципальных архивов — не менее 10 лет)).

    б) годовая — пост.

    в) квартальная — 5 лет, при отсутствии годовой — пост.

    • Бухгалтерская (финансовая) отчетность по МСФО или другим стандартам – пост.
    • Передаточные акты, разделительные, ликвидационные балансы; пояснительные записки к ним — пост.
    • Документы учетной политики (рабочий план счетов, формы первичных учетных документов и др.) — 5 лет.
    • Регистры бухгалтерского учета, первичные учетные документы и приложения к ним, зафиксировавшие факт совершения хозяйственной операции и явившиеся основанием для бухгалтерских записей (кассовые документы и книги, банковские документы, корешки банковских чековых книжек, ордера, табели, извещения банков и переводные требования, акты о приеме, сдаче, списании имущества и материалов, квитанции, накладные и авансовые отчеты, переписка и др.) — 5 лет при условии проведения проверки (ревизии).
    • Счета-фактуры — 4 года.
    • Свидетельства о постановке на учет в налоговых органах — пост.
    • Документы (расчеты, сводки, справки, таблицы, сведения, переписка) о начисленных и перечисленных суммах налогов в бюджеты всех уровней, внебюджетные фонды, задолженности по ним. Налоговые декларации (расчеты) юридических лиц по всем видам налогов — 5 лет.
    • Реестры сведений о доходах физических лиц, ведомости на выдачу дивидендов — 75 лет.
    • Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения — пост.

    Порядок хранения бухгалтерских и налоговых документов

    В соответствии с п. 3 ст. 29 Закона N 402-ФЗ экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений. Согласно п. 2 ст. 13 Закона № 125-ФЗ организации и граждане вправе создавать архивы в целях хранения образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов.

    Для организации архива должно быть выделено отдельное помещение, оборудованное специальными полками (стеллажами) или глухими шкафами. Если в помещении архива имеются окна, то их следует зашторить или установить жалюзи, в противном случае не удастся предохранить документы от воздействия света, в связи с чем не исключено их выцветание. Окна первого или цокольного этажа целесообразно оборудовать металлическими решетками, кроме того, лучше установить в архиве металлическую дверь. Такие меры позволят избежать несанкционированного проникновения в помещение архива.

    Согласно основным правилам работы архивов организаций, утвержденным решением Коллегии Росархива от 06.02.2002 г. в архиве организации по результатам экспертизы ценности документов составляются описи дел: постоянного хранения; временного (свыше 10 лет) хранения; по личному составу; а также акты о выделении к уничтожению дел, не подлежащих хранению. Дела с истекшими по Перечню сроками хранения включаются в акт о выделении к уничтожению и подлежат уничтожению.

    Следует отметить, что для хранения документов организация может воспользоваться услугами специализированной архивной компании.

    Ответственность за ненадлежащее хранение бухгалтерских и налоговых документов

    Ответственность за невыполнение правил хранения документов может быть административной, налоговой и уголовной.

    Согласно ст. 15.11 Кодекса об административных правонарушениях (далее КоАП) нарушение порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 руб.

    Согласно ст. 13.20 КоАП нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов (в т.ч. уничтожение документов без соблюдения сроков их хранения) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 руб.; на должностных лиц — от 300 до 500 руб.

    В случаях похищения, уничтожения, повреждения или сокрытия официальных документов, штампов или печатей, совершенных из корыстной или иной личной заинтересованности может наступить уголовная ответственность согласно п. 1 ст. 325 УК РФ — штраф до 200 000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 1 года, либо арест на срок до 4 месяцев, либо лишение свободы на срок до 1 года.

    rosco.su

    Популярное:

    • Расчет госпошлины на снижение размера алиментов Расчет госпошлины на снижение размера алиментов Суды придерживаются следующей позиции: Госпошлина рассчитывается от суммы, на которую уменьшается размер алиментов (от цены иска). Пример расчета размера госпошлины в суд при […]
    • Патент на извоз пассажиров Можно будет в 2013г взять патент на часный извоз? Есть такие пункты 10) оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом; 11) оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным […]
    • Приговоры по ст 1991 ук рф Обвинительный приговор по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ст. 199.1 ч. 1 УК РФ ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД от 10 марта 2011 г. по делу N 22-1597 Судья Шмыкова Т.Р. Судебная коллегия по уголовным делам Пермского […]
    • Штрафы пожарных для ип Увеличены штрафы за нарушение требований пожарной безопасности Право осуществлять федеральный государственный пожарный надзор помимо должностных лиц Государственной противопожарной службы получили федеральные органы […]
    • Учет собственности куги Учет собственности куги от 28 апреля 2006 года N 115-р Об организации учета имущества Санкт-Петербурга и порядке ведения Реестра собственности Санкт-Петербурга (с изменениями на 10 января 2017 года) […]
    • При обращении в районный суд При обращении в районный суд Уважаемые посетители сайта! Управление Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу (Межрайонная ИФНС России №10 по Санкт-Петербургу) ИНН налогового органа Номер счета получателя СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ […]
    • Новости в налогах для граждан Новости в налогах для граждан Читайте самые свежие новости России и мира в рубрике Все новости на Newsland, участвуйте в дискуссиях, получайте актуальную и достоверную информацию по теме Все новости на Newsland. Около 15 […]
    • Стаж судьи в отставке Какая пенсия начисляется судьям в России в 2018 году В соответствии с этим законом судьей считается физическое лицо, наделенное особым статусом, при этом может осуществлять суд над гражданами государства и занимает […]