Подготовка к убийству преступление и наказание

Мир Достоевского

Жизнь и творчество Достоевского. Анализ произведений. Характеристика героев

Меню сайта

История преступления Раскольникова по дням: описание событий, хронология, этапы (таблица)

Бедный студент Родион Раскольников является главным героем романа «Преступление и наказание» Достоевского.

История преступления Раскольникова по дням: описание событий в таблице (хронология, этапы)

  • Уже месяц бедный студент Раскольников обдумывает убийство старухи-процентщицы. Полтора месяца назад он начал закладывать у старухи вещи.
  • В 1-ый день Раскольников идет к старухе-процентщице, чтобы изучить детали (где старуха хранит ключи, деньги и т.д.).
  • В распивочной Раскольников знакомится с пьяницей-чиновникм Мармеладовым, который рассказывает о своей дочери Соне.
  • Раскольников бродит по улицам, размышляя о преступлении. На улице он случайно слышит, что Лизавета, сестра старухи, будет отсутствовать дома завтра в 7 часов вечера. Раскольников берет это на заметку.
  • Раскольников просыпается под вечер. Он берет топор и идет к старухе к 7 часам вечера. Он убивает старуху и ее сестру Лизавету, которая внезапно приходит домой. Раскольников берет драгоценности и деньги старухи и уходит незамеченным из квартиры. Придя домой, он засыпает.
  • Утром Раскольникову приносят повестку о том, что ему нужно явиться в контору в 11 утра сегодня. В конторе с ним говорят по поводу долгов за квартиру. Раскольников пишет объяснительную. Он слышит, как чиновники обсуждают убийство старухи, и падает в обморок в конторе. Это вызывает подозрения у чиновников.
  • Раскольников прячет награбленные драгоценности и деньги под большим камнем в одном из дворов Петербурга.
  • Раскольников приходит в трактир, где встречает работника конторы Заметова. Раскольников намекает ему на то, что он – убийца. Заметов рассказывает об этом странном разговоре коллегам по конторе.
  • Раскольников снова идет на место преступления в дом процентщицы, где задает странные вопросы жителям. Поведение Раскольникова смещает одного мещанина. Тот позже доложит от об этом следователю Порфирию.
  • Раскольников видит на улице раздавленного лошадьми чиновника Мармеладова. Он помогает отнести раненого домой. Мармеладов вскоре умирает на руках у дочери Сони. Так Раскольников впервые видит Соню.
  • К Раскольникову приезжают его мать Пульхерия Александровна и сестра Дуня. Женщины переживают о том, что Раскольников ведет себя странно.
  • Раскольников и Разумихин идут к следователю Порфирию Петровичу, чтобы заявить о вещах, заложенных у старухи-процентщицы. Порфирий уже подозревает Раскольникова, но играет с ним в «кошки-мышки». Раскольников старается не выдать себя. Порфирий приглашает его прийти к нему завтра по поводу заложенных вещей.
  • Раскольников идет к Соне и обещает рассказать ей, кто убил старуху и Лизавету. Господин Свидригайлов, снимающий жилье за стеной, подслушивает разговор. Он понимает, что Раскольников – убийца.
  • В 11 утра Раскольников приходит в контору к Порфирию Петровичу. Тот намекает Раскольникову на свои подозрения. Раскольников чувствует опасность, но знает, что против него нет улик (это вторая встреча Порфирия и Раскольникова). Во время этой беседы к Порфирию приводят маляра Миколку, который признается в убийстве старухи (на самом деле Миколка невиновен). Порфирий просит Раскольникова уйти.
  • Раскольников приходит домой. К нему заходит мещанин, который донес Порфирию о его странном визите на квартиру старухи. Мещанин просит у Раскольникова прощения за то, что считал его убийцей старухи.
  • Раскольников идет к Соне и рассказывает о своем преступлении. Соня советует ему признаться во всем полиции. Свидригайлов подслушивает беседу за стеной. Он собирается использовать этот секрет, чтобы шантажировать Дуню Раскольникову, в которую он влюблен. Свидригайлов надеется таким образом добиться Дуни, но в конце концов ему ничего не удается.
  • Раскольников спит до обеда. К нему приходит Разумихин, который сообщает, что дело об убийстве старухи раскрыто и Миколку «взяли». Разумихин уходит.
  • Внезапно к Раскольникову приходит Порфирий Петрович. Он говорит ему, что считает его убийцей старухи и Лизаветы. Порфирий советует Раскольникову явиться с повинной, чтобы уменьшить срок, иначе он арестует его через 40-50 часов. Раскольников не признается в убийстве, так как считает, что улик против него нет. Порфирий уходит.
  • Вечером Раскольников сам идет к сестре и матери в гостиницу. Он говорит матери о том, что любит ее. Мать чувствует, что с сыном происходит что-то страшное.
  • К Раскольникову приходит сестра Дуня. Она признается, что уже знает правду о его преступлении (ей расскала Соня).
  • Раскольников идет к Соне. Та надевает на него крестик. От Сони Раскольников идет на улицу, где встает на колени перед народом. Затем он идет в контору и признается в убийстве.

Это была история преступления Раскольникова по дням: описание событий, хронология, этапы в таблице.

www.alldostoevsky.ru

Подготовка к убийству преступление и наказание

Нужда и связанные с нею унижения и обиды для самолюбивого юноши Раскольникова послужили одним из первых толчков к принятию решения (см. также статью Теория Раскольникова). Закладывая свои вещи у старухи, занимавшейся ростовщичеством, Раскольников испытывал отвращение и злобу, вызываемый в нем видом и всей обстановкой зловещей процентщицы. И когда однажды ему удалось нечаянно подслушать в пивной беседу двух молодых людей по вопросу об убийстве, то доводы одного из них были как бы отголоском бессознательного убеждения самого Раскольникова.

Теория Раскольникова

«С одной стороны, – говорил студент, – глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и напротив всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. С другой стороны, молодые свежие силы, пропадающие даром, без поддержки, и это тысячами и это всюду. Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченный в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, избавленные от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, – все это на её деньги. Убей ее и возьми себе её деньги, с тем, чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно крошечное преступленьице тысячами добрых дел. За одну жизнь – тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной и злой старушонки? Не более, как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна».

Хотя защищавший так горячо эту точку зрения студент и сознался, что сам бы не мог подтвердить он действием и на убийство бы не пошел, но в голову Раскольникова запала эта мысль, и он много о ней думал.

Он останавливался и на практических последствиях преступления: деньги старухи дали бы ему возможность окончить университет, помочь матери и сестре, начать полезную для общества деятельность. Но потом его всецело захватывает собственная теория о гении и толпе, о людях силы и волн, о строителях – сильных одиночках – и толпе, как материале для построек. Раскольникову становится необходимым, во что бы то ни стало, доказать, что у него сил и решимости хватит оправдать на деле свою смелую теорию. Совершенно разбитый лихорадочной и упорной работой мысли, истощенный голодовкой, он в конце концов делается жертвой своей навязчивой идеи, и, как загипнотизированный, уже не имеет сил оторваться от намеченного пути.

Вначале он боролся сам с собой, в нем что-то протестовало против его решения, мысль об убийстве наполняла тоской и отвращением. Но потом он как-то механически подчинился своей идее, уже не владея собой, а словно исполняя чужую волю. «Как будто, – говорит Достоевский, – его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественной силой, без возражений. Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать». Случайные внешние обстоятельства побуждают его пойти и привести в исполнение весь задуманный план.

Предусмотрев некоторые мелочи, Раскольников думал, что произвёл полную подготовку к новой жизни по своей «новой морали». Но развернувшиеся вслед за свершением убийства обстоятельства показали теоретику, что в непосредственной жизни и её событиях есть своя особая логика, разбивающая в прах все доводы и рассуждения отвлеченной человеческой теории. На собственном страшном опыте Раскольников убедился в сделанных им ошибках.

Ссылки на другие статьи о творчестве Ф. М. Достоевского – см. ниже, в блоке «Ещё по теме. »

rushist.com

Открытый урок-исследование по теме «Мотивы и причины преступления Родиона Раскольникова по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (794,2 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

В презентации применяются фото и иллюстрированные материалы для фона. Это необходимо для того, чтобы дети могли зрительно увидеть главного героя (хотя и из фильма), чтобы легче было определить, что же могла двигать героем, когда он готовился и совершал преступление. Зрительная память у детей всегда развита лучше, да и легче рассуждать, если этот герой перед тобой.

Цвет тоже играет определенную роль, ведь и сам писатель использует цветовые детали (кольцо с красным камушком, лампасы на брюках Мармеладова и т. д). Красный цвет – цвет крови, которая пролилась.

Цель урока: исследовать мотивы и причины преступления, совершенного Родионом Раскольниковым.

Задачи:

  1. Определить основной мотив, толкнувший Родиона Раскольникова к убийству старухи-процентщицы.
  2. Помочь учащимся выявить основные причины убийства и определить, чего добивался Родион Раскольников, решившись на убийство?
  3. Исследовать, как психологически тонко и глубоко проанализировал автор все оттенки чувств Раскольникова до совершения им преступления.
  4. Совместный поиск истины и собственные открытия в художественном тексте.

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, листы ватмана для работы групп, тексты, тетради.

Ход урока

Введение

Для чего человек рождается на свет? Где и как он вырастет? Что ожидает его в будущем?

Главная задача – понять философское восприятие жизни Достоевским. Оно заложено уже в названии романа.

Что же такое преступление? Наказание?

Что их связывает? Разъединяет?

Два понятия. Два явления. Именно они составляют основу сюжета, выстраивают композицию, развивают характеры. Через эти два явления мы воспринимаем характер мировоззрения писателя.

Безусловно, одно: Достоевского очень интересует эти две нравственные категории. И он исследует их

Что исследует в преступлении?

Содержание предпосылок и само преступление, их взаимосвязь. Его также интересуют мотивы преступления, которые он тщательно исследует. Мы с вами пойдем вслед за Достоевским и попытаемся разобраться в мотивах преступления Раскольникова

4 слайд

У нас с вами сегодня необычный урок: урок-исследование. Нам необходимо исследовать мотивы и причины преступления главного героя. Работа наша будет строиться следующим образом: класс делится на группы. Каждая группа будет выдвигать свои представления о мотивах и причинах убийства Раскольникова, а потом мы сопоставим их с мнением самого писателя, главного героя и критиков.

Итак, на вашем листе написано слово «Преступление». Ваша задача состоит в том, что вы должны сначала дать понятие, что такое преступление, затем, какие мотивы могут быть у людей, которые идут на преступление, и наконец, вы должны расписать мотивы, которыми руководствовался Раскольников, когда убивал.

Учащиеся работают в группах. Затем каждая группа подводит итог проделанной работы.

5 слайд

В мотивах убийства мы с вами разобрались, теперь нам необходимо исследовать причины, толкнувшие Родиона Раскольникова на преступление.

На обратной стороне листа вы должны попытаться представить свое понимание причин, которые привели главного героя к преступлению.

При анализе причин писателя интересует: как родилось преступление? Что привело к нему главного героя? Да и только ли главного героя? Ведь в романе каждый переступает определенную черту. Каковы причины? Их много, но можно обобщить их в четыре группы: нравственные, психологические, социальные и философские. И расчленение весьма условно, так как они все тесно связаны.

6 слайд

7-8 слайды

Итак, к преступлению Раскольникова привела страшная сила, имеющая два истока: философский и социальный.

9-10 слайды

Философия – одна из форм общественного сознания, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Следовательно, философские и социальные истоки пересекутся. И если мы разберемся в социальных истоках, то проще будет понять и философские.

Поэтому автор так подробно показывает все мельчайшие, порой незначительные, на первый взгляд, детали, которые при глубоком осмыслении превращаются символы.

Пойдем за автором. Он показывает нам среду, в которой живет герой, — Петербург. Проходим улицами, сталкиваемся с людьми на них, заглядываем в заведения, заходим во дворы, поднимаемся по лестницам, оказываемся в комнатах. И везде наблюдаем ужас человеческого существования. Может ли нормальный человек выдержать все это? А ведь не только выдерживает, но и не знает другой жизни, хотя и догадывается о ней. Иначе не было бы столько трагедий. Но есть ли она – другая жизнь? Есть. Это совсем другой Петербург: красивый город, наполненный зеленью и свежестью.

Случайно ли, попав сюда, герой засыпает?

Значит, первая причина – среда. Отсюда надо вырваться. Любой ценою. Любой?

Вторая причина – письмо матери. Оно наполняет Раскольникова новой волной нежности, любви, протеста и озлобления, заставляет опять бежать на улицу.

И здесь происходят встречи, которые еще больше бередят кровоточащее: беззащитность, беспомощность «маленького человека», безвыходность его положения. Мармеладов и его семья, женщина – самоубийца, пьяная опозоренная девочка. Дети, погибающие вокруг дети!

Было бы преступление, если б не было трагедии «униженных и оскорбленных»?

Не отражена ли судьба всех действующих лиц в этом преступлении?

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

45. Каковы причины преступления Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

45. Каковы причины преступления Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60-х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху-процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Убийство – это страшное преступление, но читатель не воспринимает Раскольникова отрицательным героем; он предстает героем трагическим.

Достоевский наделил своего героя прекрасными чертами: Раскольников был «замечательного хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок и строен». Его поступки, высказывания, переживания выдают в нем высокое чувство человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Родион воспринимает чужую боль немного острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, делится последним с отцом умершего товарища, сам нищий, он дает деньги на похороны Мармеладова, которого едва знает. С презрением он относится к тем, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем нет дурных и низких черт. Разумихин – преданный друг Раскольникова, и Соня – несчастная жертва гниющего общества – восхищаются им. Даже его преступление не может поколебать эти чувства. С уважением относится к нему следователь Порфирий Петрович, человек умный, раньше других догадавшийся о его преступлении.

Как же могло так случиться, что такой человек совершает чудовищное злодеяние? Достоевский показывает, что Раскольников, человек гуманный, страдающий за «униженных и оскорбленных», совершил убийство «по теории», которая была рождена социальной несправедливостью, безысходностью, духовным тупиком. Сам раскольников находится в нищенском состоянии, на каждом своем шагу он видит нищету и унижение близких ему людей, таких же «униженных и оскорбленных», как и он сам. Условия жизни, в которых приходится существовать молодому человеку, и породили антигуманную теорию «крови по совести», а теория вылилась в преступление.

Сама идея «убийства по совести» родилась у Раскольникова уже давно. Он рассказывает, что ее принципы изложены им в статье, которую опубликовал некоторое время назад. От простой теории до ее осуществления на практике Родиону пришлось сделать всего несколько шагов. В последние три дня перед преступлением он сталкивается с тремя человеческими трагедиями, которые и толкают его на преступную тропу.

В отвратительном, грязном трактире, под крики пьяных, слушает раскольников исповедь Мармеладова о своей жизни, о том, как он опустился на дно, пропил все, что у него было, обрек на нищенское существование свою семью. И теперь старшая дочь Сонечка вынуждена работать на улице, чтобы хоть как-то помочь семье. Этот рассказ производит на Родиона большое впечатление. Его бунтующая душа не может смириться с такими трагедиями. По его мнению, человек не должен смиряться и терпеть, а должен выйти за преграды, переступить их.

Еще одним ударом стало письмо матери, сообщившей, что сестра Дуня готова выйти за нелюбимого и противного ей человека. Подобно Соне, она готова пожертвовать собой ради своего брата и матери. Встреча с Соней становится для него последним толчком, после которого он и идет на убийство старухи, которая воспринимается им как воплощение жестокости окружающего мира.

Для Раскольникова убийство старухи становится своего рода проверкой. Сможет ли он выдержать испытание кровью? Вошь ли он, как все, или же человек? Поэтому для Раскольникова человеком становится только тот, кто может переступить через кровь, а все остальные приравниваются к «тварям дрожащим».

Но чем больше Родион анализирует свое преступление и те нравственные мучения, происходящие в нем после него, тем больше понимает, что он «не переступил, на этой стороне остался». Он не выдержал испытания на «необыкновенного» человека.

Достоевский, как настоящий психолог, с такой силой раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий, что читатель убеждается: эти муки совести для героя – наказание намного сильнее, чем наказания каторгой.

Читатель не может не сочувствовать герою Достоевского, который ищет выход из мира зла и страданий, жестоко ошибается и терпит страшное наказание за свое преступление.

lit.wikireading.ru

Подготовка к убийству преступление и наказание

«Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление «преступления» и «наказания» в композиции романа. Композиционная роль «снов» Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев. Оценка романа в критике.

Вопросы для повторения

— Что толкает Раскольникова на убийство старухи-процентщицы?

— В чем состоит «наполеонство» Раскольникова?

— Почему в сцене чтения Евангелия Раскольниковым и Соней редакция журнала, в котором впервые печатался роман Достоевского, увидела «следы нигилизма» и потребовала ее изъятия?

— Что заставляет Раскольникова пойти на «явку с повинною»?

— В чем состоит наказание Раскольникова?

— Прав ли Достоевский в своем суждении о герое времени?

— В чем суть внутренней борьбы Раскольникова до преступления?

— Каким образом повлияли на него встреча с Мармеладовым в распивочной, эпизод с пьяной девочкой, письмо матери?

— С какой целью вводит Достоевский в роман сон Раскольникова перед преступлением?

— Почему теория Раскольникова изложена в романе после убийства?

— Почему Раскольников не вынес убийство нравственно?

— Что объединяет Раскольникова и Свидригайлова?

— Что общего и различного у героя с Лужиным?

— Почему Раскольников пришел именно к Соне после убийства?

— Почему Порфирий Петрович не арестовал Раскольникова? Чего он хотел от него? Зачем в третий раз пришел к герою?

— За что Раскольникова не любили на каторге? Чем объясняется его заболевание?

— Как вы думаете, почему Достоевский категорически отрицал, что он психолог, называя себя реалистом?

— Какое место в изображении героев занимает их внутренний монолог?

— Как вы докажете, что Достоевский — непревзойденный мастер диалога?

— Почему в литературе о Достоевском часто связывают особенности его творчества с традициями европейского авантюрного романа?

— Что нового внес Достоевский как художник в русскую литературу?

Вспомним наизусть тексты из романа

Часть II, глава VII, портрет Сони: «Из толпы, неслышно и робко, протеснилась девушка »

Часть III, глава IV, портрет Сони.

Часть V, глава IV, диалог Раскольникова и Сони:

« начал я себя спрашивать и допрашивать: имею ль я право власть иметь? Тварь ли я дрожащая или право имею »

Эпилог, глава II: «День опять был ясный и теплый».

Темы сочинений по роману
« Преступление и наказание »

Гневное обличение мира насилия и несправедливости в романе.

«Их воскресила любовь» (по роману «Преступление и наказание»).

Христианские образы и мотивы в художественном мире романа.

Теория идеи Раскольникова и ее крах.

Образ Петербурга в романе.

Образ Петербурга в романе и в иллюстрациях Д. Шмаринова.

Автор и герой в романе.

Судьбы униженных и оскорбленных на страницах романа.

« когда уже некуда больше идти» (по роману «Преступление и наказание»).

Как развенчивается в романе теория Раскольникова.

Социальные и философские истоки теории Раскольникова.

Христианская концепция Достоевского и ее гуманизм в романе.

Бунт Родиона Раскольникова.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова.

Раскольников и Разумихин.

Раскольников и Порфирий Петрович.

Раскольников и Свидригайлов. Сравнительная характеристика героев.

Анализ человеческой психологии в романе «Преступление и наказание».

Образ Раскольникова в романе.

Незабываемые страницы романа «Преступление и наказание».

О чем меня заставил задуматься роман Достоевского «Преступление и наказание».

Крушение и разочарование Родиона Раскольникова.

«Правда» Сони Мармеладовой.

Тема внутренней свободы и несвободы в творчестве Достоевского.

Мастерство Достоевского в создании характера героя (на примере любого персонажа).

Соня Мармеладова и Родион Раскольников читают Евангелие. Роль эпизода в романе Достоевского «Преступление и наказание».

Чтение и рецензирование сочинений

1. Теория Раскольникова: «твари дрожащие» и «право имеющие» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).

2. Петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Теория Раскольникова: «твари дрожащие» и «право имеющие»

Федор Михайлович Достоевский — величайший русский писатель, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. Максим Горький писал о нем: «Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, может быть, только Шекспиру».

Роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского — это произведение, посвященное истории того, как долго и трудно шла через страдания и ошибки душа к постижению истины.

Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл человеческой жизни заключается в постижении христианских идеалов любви к ближнему.

Если рассмотреть преступление Раскольникова с этой точки зрения, то можно понять, что Достоевский выделяет в нем в первую очередь факт преступления нравственных законов, а не юридических. Родион Раскольников — человек, по христианским понятиям являющийся глубоко грешным. Имеется в виду не грех убийства, а гордыня, нелюбовь к людям, мысль о том, что все — «твари дрожащие», а он, возможно, «право имеющий».

«Право имеющие» используют другие средства для достижения своих целей.

Грех убийства, по Достоевскому, вторичен. Преступление Раскольникова — это игнорирование христианских заповедей. Следовательно, в глазах Достоевского, Раскольников совершает первое главное преступление — перед Богом, второе — убийство — перед людьми.

На страницах романа автор подробно исследует теорию Раскольникова, которая привела его в жизненный тупик.

Теория эта стара как мир. Взаимосвязь между целью и средствами, которые могут быть употреблены для достижения этой цели, исследовались давно. Еще Ницше придумал для себя лозунг: «Цель оправдывает средства». Именно это высказывание и является основным аргументом в теории Раскольникова. Испытывая определенные материальные сложности, он решает убить старуху Алену Ивановну, ограбить и получить средства для достижения своих целей. При этом он постоянно мучается одним вопросом: имеет ли он право на преступление юридических законов? Согласно его теории, он имеет право перешагнуть через иные препятствия, чем те, которые требуют исполнения его идеи («спасительной, может быть, для человечества»).

Итак, «обыкновенный» или «необыкновенный» человек Раскольников?

Этот вопрос его волнует более старухиных денег.

Естественно, что Достоевский не согласен с философией Раскольникова. Автор заставляет и его самого в ней разубедиться. Можно сказать, что сюжет романа имеет зеркальный характер: сначала преступление христианских заповедей, потом убийство, затем истинное раскаяние, очищение, воскрешение для новой жизни.

В итоге Раскольников смог постичь ошибочность собственной теории и возродиться к новой жизни, так же как и сам Достоевский обрел истину через страдание. Необходимость страдания на пути постижения смысла жизни, обретения счастья — это и есть философия Достоевского. Достоевский, веря в искупительную, очищающую силу страдания, раз за разом, в каждом произведении вместе со своими героями переживает его. Проводником философии Достоевского в романе «Преступление и наказание» является Соня Мармеладова, вся жизнь которой — самопожертвование. Силой любви и способностью терпеть любые муки она возвышает Раскольникова до себя, помогает ему воскреснуть.

Философские вопросы, над решением которых мучился Родион Раскольников, занимали умы многих людей. Ницше создал теорию «суперчеловека», которому все позволено. Мне кажется, что именно она послужила основой для создания фашистской идеологии, которая принесла неисчислимые бедствия всему человечеству.

Поэтому гуманистическая позиция Достоевского, хотя и скованная рамками религиозных воззрений автора, имеет огромное значение.

Достоевский показал внутренний духовный конфликт: рационалистическое отношение к жизни («теория о сверхчеловеке») вступает в противоречие с нравственным чувством, с духовным «я». Для того чтобы остаться человеком среди людей, необходимо, чтобы победило духовное «я» человека.

Рецензия. В сочинении «Теория Раскольникова: «твари дрожащие» и «право имеющие» выпускник ставит философский вопрос: обыкновенный или необыкновенный человек Родион Раскольников.

Путем умозаключений приходит к выводу, что теория сверхчеловека находится в страшном противоречии с нравственным чувством, с духовным «я».

Сочинение написано логично, хорошим литературным языком; в нем выражена личностная позиция автора.

Петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Мотив Петербурга, образ Петербурга в произведениях Достоевского — неизменный мотив, неизменный образ. Поэтому понятие «Петербург Достоевского» давно и прочно вошло в обиход критиков и исследователей русской литературы. Всякий, кто хоть раз бывал в Северной Пальмире, читая петербургские романы Достоевского, мысленно обязательно проецирует происходящие в них события на улицы и площади реального Петербурга, ведь писатель часто с топографической точностью указывает адреса своих героев и маршруты их передвижений по городу. Петербург Достоевского — это не литературный двойник реального города, а целый своеобразный мир, «умышленный» город, живущий напряженной внутренней жизнью, в котором страдают от унижений и оскорблений, терзаются над «проклятыми вопросами бытия» герои романов писателя.

Роман открывается действием, которое происходит в грязных петербургских трущобах, где страдают и мучаются бедняки: мелкие чиновники, студенты — «лохматники», женщины, отвергнутые обществом, оборванные, голодные, нищие дети. Везде «темно, душно, грязно», «грязь, вонь и всякая гадость».

Петербург каморок, лестниц, публичных домов, кабаков, рыночных площадей, страшный Петербург давит на человека, глубоко враждебен и неприятен всему здоровому. Петербург Достоевского — своеобразный герой романа, жестокий и антигуманный.

В романе «Преступление и наказание» мы с первой страницы оказываемся на грязных петербургских улицах, вместе с Раскольниковым заходим в темные «колодцы» и глухие дворы, поднимаемся по узеньким лестницам, попадаем в распивочные, трактиры, доходные дома, столь густо заселенные, что они порой напоминают Ноев ковчег. Даже зной, духота и зловоние — неизменные атрибуты жаркого петербургского лета — используются Достоевским не столько в качестве характеристики обстановки действия, сколько как выражение психологического состояния человека, чувствующего себя запертым в этом «каменном мешке». Очень важное значение имеет в романе описание жилища Раскольникова. Это маленькая комнатка с убогой обстановкой, напоминающая то гроб, то шкаф. Герой ощущает себя в ней словно в тюрьме и постоянно испытывает потребность выйти из этих мрачных стен. Правда, и вне пределов своей «конуры» он не находит облегчения: именно в такой обстановке и могла зародиться теория Раскольникова, приведшая его в конечном итоге к преступлению.

Ничем не лучше и комнатушка в самом конце лестницы, на самом верху, под крышей, в которой ютится семейство Мармеладовых. Достоевский вновь предельно точен в ее описании: читатель запомнит и «закоптелую дверь», и «дырявую старую простыню», служившую в качестве перегородки. Дело не только в нищете, которая является неизбежным уделом бедняков. В сущности, у героев Достоевского вообще нет дома как такового, самое большее, чем они обладают, — это временное пристанище, в котором сами они чувствуют себя крайне дискомфортно. Однако какими бы убогими и жалкими ни были их углы, перспектива быть выброшенными на улицу, остаться вовсе без крыши над головой еще страшнее. А эта угроза постоянно витает и над Раскольниковым, и над Разумихиным, и над Мармеладовыми, и над тысячами таких же, как они, парий общества. О Раскольникове, например, сказано, что он нанимал каморку «от жильцов», то есть у тех, кто сам не имеет собственного дома и, в свою очередь, снимает квартиру. Это не только точная деталь, но и символ крайней неудовлетворенности, неукорененности героев.

Встав на точку зрения своих «маленьких героев», Достоевский почти демонстративно избегает парадных городских пейзажей, описания архитектурных красот столицы. Когда же Раскольников вдруг выходит на набережную Невы и обращается лицом к Зимнему дворцу, он чувствует, что от этой великолепной панорамы на него «веет необъяснимым холодом», «духом немым и глухим» полна для него эта картина. Напротив, большое значение в романе приобретают сцены, разворачивающиеся в многолюдных местах. Достоевский часто выносит действие на улицу, на площадь, в распивочные. На фоне этого постоянного многолюдья еще острее воспринимается одиночество не только главного героя, но и большинства других персонажей романа. Изображаемый Достоевским мир петербургской жизни — это мир всеобщей некоммуникабельности, непонимания, равнодушия людей друг к другу. Исключения из этого правила редки, но оттого тем более ценны. Исповедь Мармеладова постоянно прерывается насмешками распивочной, и только Раскольников оказывается способен выслушать и понять этого несчастного человека. Заламывая руки, бьется в истерике Катерина Ивановна, а для собравшейся поглазеть толпы происходящее — это лишь своего рода спектакль, забава. Видно, прав был Мармеладов, когда говорил о том, как страшно человеку, «коли идти больше некуда». А сколько еще эпизодических персонажей, на одно лишь мгновение попадающих в поле зрения писателя, судеб встречаем мы в романе: это и ребенок, «надтреснутым голосом» распевающий «Хуторок» под аккомпанемент шарманки, и утопленница, бросившаяся с моста в реку, и преследуемая франтом, ищущим известных удовольствий, пьяная девочка на бульваре, и переругивающиеся между собой оборванцы, и пьяный солдат с папироской, и многие другие.

Все эти беглые зарисовки, постепенно складывающиеся в целостную картину мрачной, бездушной жизни, помогают лучше понять, чем рождена теория Раскольникова. Ведь она не просто игра ума, но и бунт против бесчеловечной жизни, окружающей героя со всех сторон. Вчитываясь в так называемые массовые сцены романа, вдумываясь в отношения людей друг к другу, мы все яснее понимаем, что главная проблема изображенной Достоевским «злой жизни» заключается не столько в нищенских условиях существования большинства персонажей его романа, сколько в атмосфере всеобщего равнодушия, утраты человечности, высоких нравственных начал. Образ Петербурга, образ современной Достоевскому жизни становится воплощением этого кризиса человечности. Петербург Достоевского — город, в котором невозможно жить: он бесчеловечен. Куда бы ни повел нас писатель, мы попадаем не к человеческому жилью. Ведь жутко жить не только в «гробу», который снимает Раскольников, но и в «уродливом сарае» Сони, и в «прохладном углу», где обитает Мармеладов, и в отдельном номере, «душном и тесном», в котором проводит свою последнюю ночь Свидригайлов. Это город уличных девиц, нищих, бездомных детей, трактирных завсегдатаев — тех, кто обречен на повседневную трагическую жизнь. Атмосфера Петербурга Достоевского — атмосфера тупика и безысходности.

Рецензия. Сочинение «Петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» на примере фактического материала романа раскрывает образ «умышленного» города, города трагических противоречий, города страданий, нищеты, преступлений.

Автор сочинения страдает вместе с писателем за судьбы униженных и оскорбленных. Сочинение строится логично, последовательно, части его соразмерны. Язык сочинения лаконичен, ярок.

Современное прочтение классики

Новейшие публикации по роману
« Преступление и наказание »

Овчинников Л. В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и фольклор // Литература в школе. — 1992. — № 3, 4.

Влащенко В. И. Начало изучения романа «Преступление и наказание» на уроках литературы // Литература в школе. — 1992. — № 5, 6.

Селезнев Ю. Слово воплощенное // Литература в школе. — 1994. — № 2.

Росляков Л. Н. Нравственные ориентиры, без которых невозможно жить: Изучение романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Литература в школе. — 1994. — № 2.

Кожинов В. «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского // Литература в школе. — 1994. — № 5.

Тарасов Б. Н. Две Европы Достоевского: Вторая Европа Достоевского // Литература в школе. — 1995. — № 4, 5.

Гусакова Н. Л. Материалы к урокам по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Литература в школе. — 1996. — № 5.

Айзерман Л. С. Русская классика накануне XX века // Литература в школе. — 1997. — № 1.

Малыгина И. М. Диалог героев А. Платонова и Ф. Достоевского // Литература в школе. — 1998. — № 7.

Тарасов Б. Н. Два пути Раскольникова. Закон «я» и закон «любви» // Литература в школе. — 1999. — № 3.

Проблематика романа

— Нравственно-философская проблема романа (В. В. Розанов).

— История замысла и образа князя-Христа. Роль и значение христианской православной религии, Библии, образа Христа в работе над романом.

— Идея «положительно прекрасного человека». Соотношение идеала и действительности. Князь Мышкин и его судьба. Сможет ли Мышкин выполнить свое предназначение? Трагедия «добра» и «красоты» в мире. Какова судьба Добра и Красоты в реальном мире? Христианское смирение и всепрощение как вечные эстетические ценности. Проблемы веры и неверия. «В Бога не веруют, в Христа не веруют!» Можно ли говорить о богооставленности человека у Достоевского?

— «Рай — вещь трудная: рай на земле нелегко достается». Достоевский и философ К. Леонтьев о возможности на земле царства любви, добра и гармонии.

— Философ К. Леонтьев: гармония на земле, питаемая «всемирной любовью», во-первых, нежелательна, во-вторых, невозможна.

— Судьба Настасьи Филипповны как сюжетная основа романа. Тайна и трагедия героини.

— Другие образы и их художественная роль в романе.

— Россия, русский национальный характер и Запад в раздумьях писателя.

— «Боль о человеке», гуманизм романа, его современное звучание.

— Трагическая постановка и решение проблемы личной ответственности человека за судьбы мира.

— Сценическое воплощение романа «Идиот».

Темы сочинений по роману «Идиот»

«Рай — вещь трудная: рай на земле нелегко достается» (трагический итог жизни князя Мышкина).

Образ «положительно прекрасного человека» в романе «Идиот».

Смысл заглавия романа «Идиот».

Современное звучание романа «Идиот».

Христианское смирение и всепрощение как вечные этические ценности.

Трагедия «добра» и «красоты» в мире.

Образ Петербурга в романе «Идиот» и в иллюстрациях И. Глазунова.

Незабываемые страницы романа «Идиот».

Гуманизм романа «Идиот».

О чем меня заставил задуматься роман Достоевского «Идиот»?

Психологизм романа «Идиот».

Роль образа Настасьи Филипповны в нравственной проблематике романа.

Чтение и рецензирование сочинения , определение жанра

Образ «положительно прекрасного человека»
в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»

Выбрав тему своего сочинения, я задумалась над тем, как же его начать. Не знаю почему, но мне было трудновато найти первые слова для этого сочинения, так же как было немного страшно и интересно, когда мы приступали к изучению романа «Идиот». Эти чувства я испытывала потому, что это был Достоевский, тот самый Достоевский, которого знает весь мир. Его произведения, в том числе роман «Идиот», требуют глубокого осмысления, сопричастности читателя. В романе «Идиот» не общество, как мы уже привыкли, судит героя, а герой — общество. В центре романа не «дело» героя, не проступок, а житейская суета сует, которая засасывает в себя героя. Он невольно принимает навязываемые ему знакомства и события. Герой нисколько не старается возвысить себя над людьми, напротив, он сам уязвим. Но он оказывается выше как добрый человек. Он ничего для себя не хочет и не просит. В «Идиоте» нет определенного конца событий. Князь Мышкин выбывает из их потока и уезжает туда, откуда прибыл, в «нейтральную» Швейцарию, опять в больницу: мир не стоит его доброты, людей не переделаешь. Если вспомнить классику мировой литературы, то мы увидим, что у князя Мышкина были предшественники: Дон Кихот Сервантеса, Рыцарь Бедный Пушкина. Но для Достоевского образ князя Мышкина был, наверное, чем-то особенным. «Люблю я ее ужасно», — писал он об идее романа. В поисках нравственного идеала Достоевский пленился образом Христа и говорил, что никаких доказательств его истинности не требуется: все истины корыстны, плод суетного человеческого ума, а Христос просто нужен людям как символ, как вера, иначе рассыплется само человечество, погрязнет в игре интересов. Конечно, знак равенства между Мышкиным и Христом условный, ведь Мышкин — обыкновенный человек.

Но полная нравственная чистота сближает князя Мышкина с Христом. И внешне Достоевский их сблизил: Мышкин в возрасте Христа, каким он изображен в Евангелии, ему двадцать семь лет, он бледный, с впалыми щеками, с пегонькой, востренькой бородкой. Глаза его большие, пристальные. Вся манера поведения, разговора, всепрощающая душевность его, огромная проницательность, лишенная всякого корыстолюбия и эгоизма, безответность при обидах — все это накладывает печать идеальности. Христос с детства поразил воображение Достоевского. После каторги любовь писателя к Христу возросла. В его образе Достоевский видел цель своего творчества. Князь Мышкин — человек, предельно приблизившийся к идеалу Христа. Писателем задуман дерзкий эксперимент: как выглядит современный мир, если смотреть на него с точки зрения Христовой проповеди, такой желанной для избавления от зла.

Как мы знаем, Мышкин лечился в Швейцарии в заведении Шнейдера. Окружающие называли его идиотом, и он не возражал. По приезде в Россию это прозвище за ним сохранилось. Но слово «идиот» в данном случае означало просто «странный человек», «больной человек». В Швейцарии содержал его дальний родственник, некто господин Павлищев. Швейцария введена, на мой взгляд, тут не случайно: с ее горных вершин и пришел Мышкин к людям. Бедность и болезненность Мышкина, когда и титул-то «князь» звучит как-то некстати, знаки его духовной просветленности, близости к простым людям несут в себе нечто страдальческое, родственное христианскому идеалу. И по русским народным поверьям, юродивый ближе к святости, а в Мышкине вечно остается нечто младенческое — да глаголет истина его устами. Несмотря на свою молодость, он совершенно лишен плотского начала, об этом можно судить по тому, как разворачиваются отношения его с Настасьей Филипповной и Аглаей. Его чувства к обеим женщинам совсем не назовешь любовью мужчины к женщине. Любовь Мышкина не приживается в мире корысти, хотя и остается идеалом. Он считает, что жалость, сострадание — вот первое, в чем нуждается человек. Князь Мышкин попадает в сложный переплет событий. Он яблоко раздора между Аглаей и Настасьей Филипповной. Каждая из женщин пытается по-своему завоевать любовь Мышкина. Достоевский не скрывает, что его князь-Христос запутывается в неодолимых житейских противоречиях. Финал его отношений с обеими женщинами печален и трагичен. Мышкин — воплощение «христианской» любви. Но такую любовь, любовь-жалость, не понимают, она людям непригодна, слишком высока и непонятна. Наверное, поэтому и погибает Настасья Филипповна, поэтому и остается бесконечно несчастной Аглая.

Лев Николаевич Мышкин — странный человек, не вписывающийся в общепринятые нормы. Он отрешен от мирской суеты и старается увести от нее окружающих, сделать их чище и добрее. Злопамятство, недоверие и злобность людей кажутся ему надуманными и ненужными, князь не хочет признать существование этих качеств в людях. «Положительно прекрасный» герой Достоевского помогает познать себя и доброту, заключенную в каждом человеке, отдает им частицу своей души. Одновременно беззащитный и всесильный, кроткий, слабый и обладающий огромной властью над людьми, князь Мышкин искренне хотел помочь людям сохранить в себе человеческое

Но Мышкин-Христос явно и безнадежно запутался в земных делах, невольно посеял не добро, а зло. Его, как и Чацкого, неразумный свет назвал сумасшедшим.

Убита душа князя, он ввергнут в неизлечимую болезнь. «Доктор Шнейдер все более и более хмурится и качает головой, намекает на совершенное повреждение умственных органов». Действительно, «рай — вещь трудная; рай на земле нелегко достается». Петербургский мечтатель князь Мышкин — воплощение «неудавшейся идеи христианства» на земле. Так что же, мечта неосуществима? Не воцарится на земле царство идеальное никогда? Зачем этот призыв Достоевского к милосердию, доброте, всепрощению, чуткости к другим, если он сам показал нам трагический результат судьбы князя Мышкина? Не слишком ли велика цена? Нам остается только надеяться, что жертва стоит цели: «Аще пшеничное зерно, падши в землю, умрет, то принесет много плода». Достоевский утверждает «веру в возрождение души человека», славит «небесный купол совести, стремление к победе добра над злом, к познанию высшего назначения на земле, говорит о Боге в душе». Царство Божье внутри нас.

Рецензия. Сочинение «Образ «положительно прекрасного человека» в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» написано в жанре литературно-критической статьи. Рассуждение строится логично, последовательно. Работа композиционно завершена, отвечая задаче, заключенной в формулировке темы. Образ «положительно прекрасного человека» князя Мышкина на основе умения выпускником отобрать необходимый материал изображен полно, доказательно, глубоко. Сочинение отличают вдумчивость, самостоятельность в осмыслении образа князя Мышкина, зрелость суждений.

Современное прочтение классики

Новые публикации о романе « Идиот »

Силеверстов Ю. О великом инквизиторе: Достоевский и последующие. — М.: Молодая гвардия, 1991.

Селезнев Ю. Слово воплощенное (Из кн. «В мире Достоевского») // Литература в школе. — 1994. — № 2.

Тарасов Б. Н. Две Европы Достоевского: Вторая Европа Достоевского // Литература в школе. — 1996. — № 4, 5.

Глазунов И. С. Россия распятая // Роман-газета. — 1996. — № 22—24.

Гаричева Е. А. Изучение романа Ф. М. Достоевского «Идиот» // Литература в школе. — 1998. — № 6.

Малыгина Н. М. Диалог героев А. Платонова и Ф. Достоевского // Литература в школе. — 1998. — № 7.

old.prosv.ru

Популярное:

  • Защита прав собственности литература Гражданско-правовые способы защиты права собственности Готовая курсовая работа по Гражданскому праву Выполнена в 2016 году, 45 страниц, 41 сноска в тексте. В курсовой 2 приложения, много материалов судебной […]
  • Штрафы гибдд по решению суда Штрафы ГИБДД со скидкой 50%, делимся опытом С 1 января 2016 года водители и собственники транспортных средств могут оплачивать штрафы ГИБДД со скидкой 50%. Основное условие - нужно совершить платеж не позднее 20 дней с даты […]
  • Приказ рослесхоза от 27042012 174 Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ Рослесхоза от 27.04.2012 N 174 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВОВ ПРОТИВОПОЖАРНОГО ОБУСТРОЙСТВА ЛЕСОВ" "Российская […]
  • Как посчитать свою пенсию в 2014 году Как посчитать свою пенсию в 2014 году Ежегодно у нас в стране выходит на пенсию около двух миллионов человек. Как начисляется пенсия в 2017 году, что влияет на ее размер - для большинства из них загадка . Разберемся как это […]
  • Претензия фольксвагену DSG-7 0AM — коллективная претензия к Фольксваген Cовместное решение проблемы с неисправными трансмиссиями от Volkswagen Основной форум по претензии Объявления Ответы Просмотры Последнее сообщение Опорс по качеству […]
  • Закон кдн Статья 11. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Информация об изменениях: Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 297-ФЗ статья 11 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции Статья 11. Комиссии […]
  • Закон самарской области 4 гд Закон самарской области 4 гд ЗАКОН САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 7 июля 2005 года N 152-ГД Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся […]
  • Ст 191 ук рсфср Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. (УК РСФСР) (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. С изменениями и дополнениями от: 25 июля 1962 г., 6 мая, 14 октября 1963 г., 16 […]