Подоходный налог в 2010

Налог на доходы физических лиц

Подоходный налог с физических лиц занимает важное место в национальных бюджетно-налоговых системах всех стран мира. В общей системе доходов государства подоходный налог входит в группу бюджетообразующих налогов. В табл. 4.4 приведены данные по доле подоходного налога в ВВП, вкладу подоходного налога в общие налоговые поступления в России и других развитых странах в 2010 г.

Доля подоходного налога в ВВП и общих налоговых поступлениях (с учетом взносов в социальные фонды) в странах ЕС и России в 2010 г., %

Страны с прогрессивной шкалой налогообложения

Страны с пропорциональной шкалой налогообложения

Средний подоходный налог по ЕС

Доля в налоговых доходах

Источник: KPMG’s Individual Income tax and Social Security Rate Survey 2011. URL: http://kpmg.com.

В среднем по странам ЕС подоходный налог в 2010 г. составлял 25,7% всех обязательных платежей, а его средняя доля в ВВП — 10,2%.

В Российской Федерации доля подоходного налога в ВВП в 2010 г. составляла около 4%. Его вклад в обязательные платежи (с учетом социальных взносов и таможенных платежей) составил в 2010 г. 14,3%, а в 2011 г. — 11,7%. Для сравнения в докризисный период (2007 г.) доля подоходного налога в ВВП составляла 3,8%, а вклад в консолидированный бюджет — 10,5%.

Первый опыт подоходного налогообложения был осуществлен в Англии, когда в 1798 г. в период континентальной блокады был введен налог в виде утроенного налога на роскошь. Первоначально этот налог был налогом на очень богатых людей. Затем под давлением богатых слоев населения он был отменен, а окончательно утвердился в Англии с 1842 г. Однако до 1939 г. он оставался налогов с богатых граждан: из 20 млн работающих граждан в 1939 г. налог уплачивали только 4 млн чел.

В Германии система подоходного налогообложения развилась из так называемого классного налога и вошла в практику налогообложения с конца XIX в. В США подоходный налог был введен в 1913 г., им облагались, как и в Англии, только большие доходы.

Первая своеобразная попытка введения подоходного обложения физических лиц в России относится к 1810 г. В связи с участием России в войнах против Наполеона был введен подоходный налог на помещиков: обложение начиналось с 500 руб. дохода и прогрессивно повышалось до 10% чистого дохода. В 1820 г. под давлением помещичьего класса налог был отменен.

В течение почти всего XIX в. подоходное налогообложение в России отсутствовало. В 1893 г. вместо подоходного налога был введен некоторый его суррогат в виде так называемого квартирного налога. Некоторые признаки подоходности в этом налоге были, но признать его по-настоящему подоходным нельзя. Величина налога зависела от цены нанимаемой налогоплательщиком квартиры. Города России и некоторые поселения были разделены на пять классов, а классы на разряды по цене занимаемой квартиры. Ставка налога устанавливалась в зависимости от класса и разряда по прогрессивной шкале от 1,67 до 10% от цены аренды квартиры.

Настоящий подоходный налог был установлен в России Законом от 6 апреля 1916 г. и вводился в действие с 1 января 1917 г.

Обложение производилось по прогрессивной шкале — для каждого из 91 разряда устанавливалась окладная сумма налога. Необлагаемый минимум устанавливался в размере 850 руб. годового дохода. Максимальная ставка налога составляла 12% с суммы доходов в 400 тыс. руб. Доходы, превышающие эту сумму, облагались по пропорциональной ставке 12,5%. Однако революция и последующая гражданская война отложили его фактическое введение до 1922 г.

В Советской России и СССР взимание подоходного налога с физических лиц имело определенные особенности. Использование прогрессивной системы налогообложения сочеталось с классовым принципом его применения. Так, в соответствии с Законом от 24 сентября 1926 г. при доходе 5000 руб. рабочие уплачивали налог по ставке 2,2%, кустари — 9,1%, а нетрудовые элементы — 10,8%. При увеличении доходов ставка налога с нетрудовых элементов доходила до 41%.

В дальнейшем механизм исчисления и взимания подоходного налога неоднократно реформировался с учетом изменения классовой структуры общества и общего развития народного хозяйства.

В 1980-х гг. в СССР подоходный налог с основной массы населения, получающей доходы на государственных предприятиях, взимался по ставкам от 0,35% (с сумм ежемесячных доходов более 80 руб.) до 13% с доходов, превышающих 100 руб. Необлагаемый минимум соответствовал минимальной месячной зарплате (в 1986 г. она составляла 80 руб., а средняя заработная плата была равна 200 руб. в месяц).

Для лиц, занимающихся частной практикой, предпринимательской деятельностью, кустарей, максимальные ставки были установлены в размере 65-81% с сумм годового дохода, превышающего 5000-7000 руб.

В общей структуре налогообложения была предусмотрена разветвленная система льгот. Например, для налогоплательщиков, имеющих на иждивении четырех и более человек, размер подоходного налога снижался на 30%. Участникам Великой Отечественной войны предоставлялась скидка в размере 50%.

Общий вклад подоходного налога в доходы бюджета в этот период составлял около 8%.

Коренное изменение системы подоходного налогообложения в СССР, а затем в Российской Федерации, произошло в период перестройки, развала СССР и экономической реформы 1990-х гг. С 1 января 1992 г. в соответствии с Законом РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 был введен подоходный налог, взимаемый по единым принципам со всех налогоплательщиков, исходя из совокупного годового дохода. В отношении всех видов доходов была установлена единая прогрессивная шкала ставок и единая система льгот.

За время действия указанного закона в 1992-2000 гг. шкала менялась девять раз. При этом минимальная ставка оставалась равной 12%, а максимальная изменялась в диапазоне от 60% (в 1991 г.) до 30% (в 1999-2000 гг.).

В настоящее время различают два типа подоходного налога:

1) общеподоходный налог;

2) парцелярный (шедулярный) подоходный налог.

Общеподоходный тип налога предполагает налогообложение совокупного дохода физического лица, который включает в себя все виды доходов не только в форме прямых активных доходов в виде заработной платы, авторских гонораров, от предпринимательской деятельности, но и доходы от собственности (недвижимости, ценных бумаг, счетов в банке), прирост капитала и ряд других доходов.

Шедулярный тип подоходного налога предполагает начисление подоходного налога по каждому из возможных видов доходов по соответствующей ставке.

Общеподоходный тип налога считается наиболее соответствующим принципу справедливости, так как позволяет в полной мере учесть платежеспособность налогоплательщика, его семейное положение и существующий в стране прожиточный минимум.

В настоящее время практически во всех странах мира применяется общеподоходный тип налога. Шедулярный же тип подоходного налога используется практически только в Англии и некоторых ее бывших колониях, Швеции, Франции, а также с 2001 г. — в Российской Федерации.

Принципиальным моментом в организации подоходного налогообложения является вопрос о ставке налога и шкале налогообложения. В конце XIX — начале XX в. в работах

В. Вагнера, Э. Селигмена, А. Исаева, других специалистов было доказано, что в наибольшей степени принципу справедливости удовлетворяет прогрессивная шкала налогообложения, при которой большим доходам соответствует и большая процентная ставка.

Практически во всех странах мира (за исключением России и ряда стран бывшего СССР) подоходный налог взимается по прогрессивной шкале. В табл. 4.5 приведены максимальные значения шкалы налогообложения доходов физических лиц в современных государствах на уровне центрального правительства. В ряде государств подоходные налоги взимаются и на региональном, и местном уровнях (США, Япония, Швейцария, Швеция, Дания и др.). При этом также могут быть использованы прогрессивные шкалы налогообложения.

Максимальные ставки подоходного налога (по состоянию на 01.01.2012), %

studme.org

Подоходный налог: менять или не менять?

Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.

Идея отмены «плоской», то есть одинаковой для всех граждан, 13- процентной ставки НДФЛ (налога на доходы физических лиц), возникает все чаще. На прошлой неделе на международной конференции в Высшей школе экономики эксперты пытались ответить на вопрос, поможет ли изменение правил налогообложения физлиц сократить разрыв между прослойкой состоятельных и малоимущих россиян?

Бедных стало больше

В кризисном 2009 году число россиян, живущих за чертой бедности, выросло на 700 тысяч человек — до 19,7 млн. Это составляет 14% от общей численности населения страны, говорится в отчетности Росстата. За тот же период в рейтинге Forbes количество российских миллиардеров увеличилось почти вдвое – с 32 до 62 человек. Разрыв между бедными и богатыми в последние год хоть и сократился, но все равно остался значительным. По данным Росстата, в 2005 году высокооплачиваемые сотрудники получали в 24 раза больше, чем низкооплачиваемый персонал. В прошлом году зарплаты этих категорий работников в среднем по стране отличались в 14,7 раза, в Москве – в 16 раз. Месяц назад глава Минфина Алексей Кудрин, выступая на правительственном часе в Совете Федерации, посетовал, что расслоение по уровню доходов населения в России «выше, чем принято» и отметил, что это может привести к социальной напряженности.

Решить проблему разрыва доходов между богатыми и бедными можно путем изменения налогообложения граждан.

Сейчас все россияне, вне зависимости от размера зарплат, платят 13% НДФЛ, но все чаще звучит идея замены плоской шкалы налога на прогрессивную. При этой системе ставка налога увеличивается с ростом дохода. К примеру, в прошлом году такое предложение озвучил спикер Совета Федерации Сергей Миронов, настаивавший также на введении особого налога на богатых – налога на роскошь. Сторонником отмены унифицированной ставки НДФЛ является глава Счетной палаты Сергей Степашин и даже теперь уже экс-глава ФНС Михаил Мокрецов. В середине 2009 года главный налоговик говорил, что должно быть, по крайней мере, две ставки НДФЛ: 13% и 20%. Последняя должна взиматься «с какого-то приличного уровня доходов».

«Плоскую» ставку НДФЛ защищает правительство

Против увеличения налогообложения состоятельных граждан выступает кабинет министров. В ответ на предложение Сергея Миронова премьер Владимир Путин заявил, что он не считает целесообразным вводить прогрессивную шкалу подоходного налога, а Алексей Кудрин пообещал, что плоская шкала в ближайшие три года пересматриваться не будет.

Она проста в применении и удобна как для граждан, так и для фискалов. Отказываясь пересмотреть принципы налогообложения зарплат россиян, чиновники говорят, что введение прогрессивной шкалы НДФЛ станет дестимулирующим фактором для получения высоких доходов.

При действующей системе более состоятельные граждане в абсолютном выражении и так платят больше, говорит Кудрин. К примеру, с зарплаты в 120 тысяч рублей в год, россиянин заплатит 14-15 тысяч рублей НДФЛ ***. Тот, чей доход достигнет 100 млн рублей, должен будет перечислить в бюджет уже 13 млн рублей.

Кроме того, по словам Кудрина, препятствием для замены плоской шкалы на прогрессивную является слабое администрирование налогов и не слишком эффективная работа правоохранительных органов.

Шкала несбывшихся надежд

Единая ставка НДФЛ была введена с 1 января 2001 года. Правительство рассчитывало на рост поступлений налога и выход зарплат из тени. Проанализировав статистику, можно утверждать, что ожидания власти оправдались лишь частично.

По данным Министерства по налогам и сборам (ведомство было переименовано в Федеральную налоговую службу в 2004 году), в 2001 году поступления НДФЛ в казну возросли на 46,7%. При этом, по данным Росстата, рост реальных доходов населения составил всего 8,8%. То есть в первый год после нововведения результат был, и существенный (37,9%).

При этом эксперты говорят, что причиной роста поступлений налога в бюджет стало не только изменение шкалы НДФЛ, но и эффект от реформирования других налогов. К примеру, в 2001 году страховые взносы, чья суммарная ставка доходила до 39,5%, были заменены на ЕСН, ставка которого снизилась до 35,6%. Также с 2001 года были снижены «оборотные» налоги, уплачиваемые предприятиями, на содержание жилищного фонда и на пользователей автодорог.

«Снижение ставок других налогов привело к росту фонда оплаты труда, и, соответственно, расширению базы НДФЛ», — утверждает Евсей Гурвич, научный руководитель Экономической экспертной группы. Кроме того, с 2001 года уплачивать НДФЛ обязали 3 млн военнослужащих и прокурорских работников. Эта мера также способствовала росту показателей собираемости налога. Работодатели, зная о снижении налогов, перенесли выплату бонусов за 2000 год на начало 2001, чтобы заплатить небольшой налог, что также отразилось на показателях сбора, считает Леонид Григорьев, президент Института энергетики и финансов.

Однозначно утверждать, что унификация ставки стала стимулом для обеления зарплат, тоже нельзя. По данным Экономической экспертной группы, доля «серой» зарплаты в 2001 году по сравнению с дореформенным 2000 годом сократилась с 35% до 32%. При этом, доля зарплат в «конверте» в 1997 году достигала 28%, в посткризисном 1999 году она выросла до 34% , а после введения плоской шкалы НДФЛ уже много лет держится на уровне 31% — 32%. Евсей Гурвич полагает, что «обеление» зарплат после унификации ставки НДФЛ было всего лишь коррекцией на докризисный уровень, а не благодарностью бизнеса за уменьшение ставки.

Что предлагает Минфин?

Методично отбивая атаки на «плоскую» шкалу НДФЛ, чиновники, тем не менее, понимают, что налогообложение бедных и богатых граждан не должно быть одинаковым. Министр финансов заявил в марте, что «разными методами налогового администрирования и разных налогов мы, конечно, суммарно должны работать над тем, чтобы постепенно повышать налоговую нагрузку на граждан, получающих высокие доходы». На прошлой неделе Илья Трунин, начальник департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина, пояснил, что ведомство Алексея Кудина будет увеличивать фискальную нагрузку на состоятельных граждан через реформирование имущественного налога.

Сейчас ставка налога на имущество физлиц определяется региональными властями и зависит от инвентаризационной стоимости имущества, которую определяет бюро технической инвентаризации (БТИ). За имущество стоимостью до 300 тысяч рублей налог составит до 0,1%, от 300 до 500 тысяч рублей — от 0,1% до 0,3%, а если цена имущества превышает полмиллиона рублей, то размер налога составит от 0,3% до 2%.

Минфин предлагает взимать налог либо с реальной рыночной стоимости имущества, либо с расчетной (приближенной к рыночной, рассчитанной, например, за несколько лет). Недорогое имущество от такого налога может быть вообще освобождено. Таким образом, состоятельные россияне – владельцы дорогих домов и квартир – будут платить в казну намного больше, чем обладатели «хрущевок» на окраинах. «Это существенный элемент повышения прогрессивности налогообложения», — говорит Илья Трунин.

По всей видимости, в Минфине полагают, что проконтролировать уплату имущественного налога с недвижимости будет легче, чем отследить правильность отчисления НДФЛ с дохода. Ведь зарплату можно получать в «конверте», а особняк от фискалов спрятать не получится.

Правда, если планам Минфина и суждено быть реализованными, то не в ближайшие годы. Дело в том, что методики рыночной оценки имущества граждан в России не существует. Ее подготовкой чиновники занимаются уже много лет, но безрезультатно. По словам Ильи Трунина, сейчас над решением задачи работают в Минэкономразвития.

Почему нужна прогрессивная шкала НДФЛ?

Эксперты говорят, что замена «плоской» шкалы НДФЛ на прогрессивную — лишь вопрос времени. «Опыт западных стран показывает, что введения прогрессивной шкалы избежать не удастся, — говорит Виктор Полтерович, заведующий Лабораторией математической экономики ЦЭМИ РАН. — Во всех странах, совершивших в последние десятилетия экономический рывок, разрыв между богатыми и бедными был умеренным».

Слишком большое неравенство, имеющее место в российском обществе, препятствует экономическому росту, считает Полтерович. «Проблема неравенства – это уже не вопрос справедливости, а вопрос эффективности», — говорит он.
Не стоит бояться ни сложностей в администрировании «прогрессивного» НДФЛ (эксперты считают их преувеличенными), ни опасности, что при росте ставок работодатели и сами граждане перейдут на расчеты по «серым» схемам. «В Скандинавии самые высокие ставки налогов и самый низкий уровень уклонения», — говорит Евсей Гурвич. Максимальная ставка подоходного налога, например, в Норвегии достигает 51,3%, в Швеции — 56%. Значит, дело не только в величине ставок, но и во взаимодействии государства, бизнеса и общества, в эффективности госуслуг и госрасходов.

Предложенное Минфином реформирование налога на имущество не решит проблему перераспределения доходов внутри общества. Во-первых, не каждый россиянин с высоким доходом имеет в собственности недвижимость. Во-вторых, налогообложение имущества по рыночной стоимости приведет к росту коррупции: за «правильную» оценку квартиры или дома чиновники будут брать большие взятки.

Получается, что сохранение «плоской» шкалы налога лишь замораживает проблему. Сохранение существенного разрыва между бедными богатыми будет вновь и вновь возвращать общество к вопросу о реформировании подоходного налога.

Правда, реформировать НДФЛ будет непросто еще и потому, что принятие решения окажется в руках тех, по кому оно ударит в первую очередь.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

ria.ru

Рассылка новостей журнала «Заработная плата»

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.

Подписка на журнал

№ 3, март 2010

Другие
наши издания

Рубрики в номере

Стандартные налоговые вычеты с 1 января 2010 года по подоходному налогу с физических лиц

Рубрика «Бухгалтерский учет и налогообложение»

Л.Т. КУХТИК, экономист

Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 72-З «О введении в действие Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, внесении изменений и дополнений в Общую часть Налогового кодекса Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения» (далее — Закон о введении Особенной части НК), вступившим в силу со дня его официального опубликования , введена в действие с 1 января 2010 г. Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь от 29 декабря 2010 г. № 71-З (далее — ОсНК) (ст. 1 Закона о введении Особенной части НК).

Согласно ст. 2 Закона о введении в действие Особенной части НК, ОсНК применяется к отношениям, регулируемым налоговым законодательством и возникшим с 1 января 2010 г.

По отношениям, регулируемым налоговым законодательством, возникшим до 1 января 2010 г., ОсНК применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.

Кроме того, согласно ст. 3 Закона о введении Особенной части НК до приведения в соответствие с Налоговым кодексом Республики Беларусь акты законодательства применяются в той части, в которой они не противоречат Налоговому кодексу Республики Беларусь, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 43 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. № 166-З (с изменениями и дополнениями) налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные настоящим Налоговым кодексом и иными актами налогового законодательства преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере. При этом налоговые льготы могут быть установлены в виде дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины).

С 1 января 2010 г. п. 3 ст. 156 гл. 16 ОсНК (Подоходный налог с физических лиц) установлено, что для доходов, в отношении которых ставки подоходного налога с физических лиц установлены пунктами 1 (ставка налога 12 %), 3 (ставка налога 9 %) и 4 (ставка налога 15 %) ст. 173 настоящего Кодекса, налоговая база подоходного налога с физических лиц определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, применяемых последовательно в соответствии со ст. 164-166 и 168 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных гл. 16 ОсНК.

Так, в соответствии со ст. 164 гл. 16 ОсНК при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 156 настоящего Кодекса плательщик имеет право применить следующие стандартные налоговые вычеты:

  • в размере 270 000 руб. в месяц при получении дохода в сумме, не превышающей 1 635 000 руб. в месяц (подп. 1.1 ст. 164 ОсНК). В 2009 г. стандартный налоговый вычет предоставлялся в размере 250 000 руб. при получении дохода в сумме, не превышающей 1 500 000 руб. в месяц;
  • в размере 75 000 руб. в месяц на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (подп. 1.2. ст. 164 ОсНК). В 2009 г. такой вычет предоставлялся в размере 70 000 руб. в месяц.

Иждивенцами для целей настоящего Кодекса признаются:

  • несовершеннолетние, на содержание которых по решению суда или распоряжению физического лица удерживаются суммы в размере не менее предусмотренного для взыскания алиментов, — для родителя этих несовершеннолетних, выплачивающего указанные суммы;
  • физические лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, — для супруга (супруги), а при его (ее) отсутствии — для физического лица, в установленном порядке признанного родителем ребенка, из доходов которого по решению суда или распоряжению физического лица удерживаются суммы на содержание данного иждивенца в размере не менее предусмотренного для взыскания алиментов. В случае, если в таком отпуске при наличии родителей (родителя) находится физическое лицо из числа лиц, определенных Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, не являющееся родителем ребенка и не имеющее супруга (супруги), оно признается иждивенцем для одного из родителей ребенка;
  • студенты и учащиеся дневной формы обучения старше 18 лет, получающие среднее, первое высшее, первое среднее специальное или первое профессионально-техническое образование, — для их родителей;
  • несовершеннолетние, над которыми установлены опека или попечительство, — для опекунов или попечителей этих несовершеннолетних.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 3 (51), март 2010 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

zp.by

В 2010 году сумма налоговой социальной льготы увеличилась с 334 гривен 50 копеек до 434 гривен 50 копеек

На такую экономию теперь имеют право те, у кого зарплата окажется меньше 1220 гривен

Налоговая льгота, которая позволяет уменьшить финансовые обязательства работающих людей перед государством, появилась в 2004 году. С тех пор она ежегодно растет пропорционально прожиточному минимуму. Нынешний год не исключение. Несмотря на то что бюджет-2010 так и не был принят, мы вошли в новый год с повышенными социальными стандартами (которые наши законодатели таки успели увеличить осенью 2009 года, приняв 20 октября Закон «Об установлении прожиточного минимума и минимальной заработной платы»). В соответствии с ним прожиточный минимум для работающего населения вырос в январе до 869 гривен. Этим законом и руководствовалась Государственная налоговая администрация Украины, давая разъяснения по поводу применения социальной налоговой льготы в 2010 году.

О том, что такое социальная льгота, как она применяется и каким будет ее размер в 2010 году, «ФАКТАМ» рассказал заместитель председателя Государственной налоговой администрации Украины Сергей Лекарь.

На налоговую льготу можно рассчитывать только на одном месте работы

Налоговая социальная льгота — это часть зарплаты человека, которая фактически не облагается налогом. Используется она далеко не для всех заработков и на определенных условиях.

Во-первых, налоговая льгота применяется только к зарплатам.

Во-вторых — на одном месте работы. И не обязательно на том, где находится трудовая книжка. Если человек работает в нескольких местах, он сам должен выбрать, где ему выгоднее получать такую поблажку, и подать письменное заявление.

При этом налоговая служба достаточно жестко отслеживает правомерность предоставления данной льготы, чтобы предотвратить злоупотребления со стороны некоторых «предприимчивых» граждан. И если выяснится, что человек подал заявление для получения льготы сразу на нескольких предприятиях, он вообще потеряет на нее право. Восстановить это право можно будет только после того, как работник вернет государству сумму налогов, которую он не заплатил, незаконно пользуясь льготой, и внесет штраф — 100 процентов недоплаченной суммы.

В-третьих, налоговая льгота применяется к заработкам, не превышающим определенную сумму. А именно: умноженный на коэффициент 1,4 и округленный до 10 гривен прожиточный минимум для трудоспособного лица. При этом на протяжении всего года для исчисления налоговой льготы используется стандарт, установленный на 1 января, который Верховная Рада утвердила на уровне 869 гривен. Значит, эта сумма и будет учитываться для расчета налоговой льготы весь 2010 год.

Что касается ограничения, то в 2010 году налоговая льгота будет распространяться на зарплаты, которые окажутся ниже 1220 гривен (869 гривен, умноженные на коэффициент 1,4 и округленные до 10 гривен). Для сравнения: в 2009 году сумма такого ограничения составляла 940 гривен.

В части этих ограничений есть приятные исключения — для семей с детьми. Но об этом мы расскажем чуть позже.

Ну и теперь о самой льготе и о том, как она предоставляется. Сумма налоговой социальной льготы составляет 50 процентов минимальной зарплаты, опять-таки установленной на 1 января текущего года. Поскольку в соответствии с решением Верховной Рады минимальная зарплата была с 1 января увеличена до тех же 869 гривен, то 50 процентов от нее — это 434 гривни 50 копеек.

Механизм применения социальной льготы достаточно прост: ее сумму ежемесячно вычитают из зарплаты (если, конечно, заработок окажется меньше установленного ограничения). И только после этого взимают налог.

Объясним на примере. Допустим, зарплата человека составляет 1000 гривен. В прошлом году он не мог пользоваться налоговой льготой, так как его заработок превышал необходимый порог — 940 гривен. Получается, что он платил 15-процентный налог со всей своей зарплаты.

Поскольку налогом облагается «чистая» зарплата, из которой уже удержали взносы в Пенсионный и социальные фонды, то для начала вычтем из суммы 2 процента пенсионного сбора (20 гривен) и 1,5 процента в Фонд социального страхования (15 гривен).

1000 гривен — 35 гривен (два социальных сбора) = 965 гривен

Теперь подсчитаем сумму налога.

965 гривен х 15% = 144 гривни 75 копеек

Таким образом, после удержания налогов и сборов человеку в 2009 году выдавали 820 гривен 25 копеек.

В 2010 году он получил право на налоговую льготу. Поэтому, прежде чем рассчитать налог, из его «чистой» зарплаты необходимо вычесть сумму льготы.

965 гривен — 434 гривни 50 копеек = 530 гривен 50 копеек

А теперь рассчитаем подоходный налог.

530 гривен 50 копеек х 15% = 79 гривен 58 копеек

Значит, с учетом налоговой льготы работник будет получать на руки на 65 гривен больше — 885 гривен 42 копейки.

Право на льготу получили те отцы и матери, которые не только родили, но и воспитывают троих детей

Кроме того, закон предоставил многим нашим согражданам право на увеличенную социальную льготу.

Отметим, что в 2010 году многодетным семьям (с тремя и более несовершеннолетними детьми) законодатели повысили налоговую льготу со 150 до 200 процентов обычной. При этом в законе специально подчеркнули, что право на льготу получили те отцы и матери, которые не только родили, но и воспитывают троих детей.

Кстати, учитывая изменения, внесенные в налогообложение многодетных семей, налоговая служба отмечает, что всем родителям, пользующимся такой льготой, следует обновить заявления на ее применение у своих работодателей. К заявлению нужно приложить документ, который подтверждает, что налогоплательщик не только имеет троих детей, но и воспитывает их. Таким документом может послужить справка из жэка о составе семьи по форме номер три.

Предположим, мужчина имеет четырех детей в возрасте до 18 лет от двух разных жен. Если хотя бы трое его родных детей проживают вместе с ним (зарегистрированы в одной квартире), то он может взять в жэке справку, в которой будут указаны все прописанные (зарегистрированные) вместе с ним на этой жилплощади люди, в том числе дети. Факт совместного проживания подтвердит: мужчина не только имеет, но и воспитывает трех своих несовершеннолетних детей, что даст ему право на 200-процентную налоговую льготу.

Если же, согласно регистрации, с таким мужчиной проживает лишь один или два его ребенка, а остальные дети находятся в других семьях (не зарегистрированы с ним в одной квартире), то он не сможет воспользоваться повышенной налоговой льготой.

Увеличенная (150- и 200-процентная) налоговая льгота применяется к зарплатам тоже в пределах ограничения: они не должны быть выше 1220 гривен. Исключение составляют оклады людей, имеющих льготы на детей.

Для одного из родителей сумма ограничения по зарплате увеличивается кратно количеству детей. А второй может пользоваться льготой уже на общих основаниях, если его зарплата не превышает обычный порог — 1220 гривен. При этом, кроме повышенной льготы на детей, каждому из родителей полагается еще обычная 100-процентная социальная льгота на себя.

Сложно? Объясним на примере многодетной семьи, которая воспитывает троих детей. Тем более что с этого года такие семьи получили увеличенные налоговые послабления

Итак, при применении 200-процентной налоговой льготы для одного из родителей сумма ограничения по зарплате устанавливается в соответствии с количеством детей — по 1220 гривен на каждого.

1220 гривен х 3 = 3660 гривен

Значит, один из родителей сможет воспользоваться льготами на детей, если его зарплата будет меньше 3 тысяч 660 гривен, а другой — если его заработки не превышают обычный порог в 1220 гривен.

Допустим, отец в этой семье зарабатывает 3 тысячи 500 гривен в месяц, а мать — 1000 гривен. В таком случае ограничение заработка по количеству детей выгоднее использовать отцу. Он получит право на 200-процентную льготу как лицо, имеющее троих детей. Причем 200-процентная льгота (869 гривен) ему будет предоставляться на каждого ребенка.

869 гривен х 3 = 2607 гривен

Также он может пользоваться и обычной социальной льготой — 434 гривни 50 копеек. В целом сумма льгот для отца составит:

434 гривни 50 копеек (обычная социальная льгота) + 2607 гривен (сумма 200-процентной социальной льготы на троих детей) = 3041 гривня 50 копеек.

Прежде чем рассчитать налог, из зарплаты отца вычтут 122 гривни 50 копеек социальных взносов: 70 гривен (2 процента пенсионного сбора) и 52 гривни 50 копеек (1,5 процента в Фонд социального страхования).

3500 гривен — 122 гривни 50 копеек (сумма двух социальных сборов) = 3377 гривен 50 копеек

А потом вычтут сумму всех социальных льгот.

3377 гривен 50 копеек — 3041 гривня 50 копеек = 336 гривен

Теперь рассчитывается налог:

336 гривен х 15% = 50 гривен 48 копеек

Без льгот человек уплатил бы в бюджет в десять раз больше.

3377 гривен 50 копеек х 15% = 506 гривен 63 копейки

Что же касается матери, то она тоже сможет пользоваться 200-процентной льготой (как лицо, имеющее троих детей), поскольку ее зарплата (1000 гривен) ниже установленного размера ограничения — 1220 гривен). Таким образом, она получает право на трехкратную 200-процентную льготу (по 869 гривен на каждого ребенка). И еще имеет право на социальную льготу 434 гривни 50 копеек. Как видим, у нее сумма всех льгот значительно выше, чем зарплата. В таком случае из ее заработка вычтут только социальные взносы, а оставшиеся деньги она получит на руки без налогообложения.

Кроме того, напомним, что с января нынешнего года у нас в стране традиционно стартовала декларационная кампания: всем, кто по закону обязан отчитаться перед налоговой службой о своих доходах за прошлый год, а также людям, имеющим право на налоговый кредит, уже пора побеспокоиться о подготовке необходимых документов. Кому следует посетить налоговую инспекцию до 1 апреля и какие бумаги предоставить стражам бюджета, «ФАКТЫ» расскажут в следующих номерах.

КОМУ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ЛЬГОТА В РАЗМЕРЕ 150 ПРОЦЕНТОВ
(В 2010 году ее сумма составляет 651 гривню 75 копеек)

♦ Вдовам и вдовцам (пока не вступят в новый брак);

♦ лицам, которые относятся к 1 и 2 чернобыльским категориям;

♦ ученикам, студентам, аспирантам, ординаторам, военнослужащим срочной службы;

♦ инвалидам I и II групп (в том числе инвалидам с детства);

♦ лицам, которым была присуждена пожизненная стипендия как пострадавшим от преследований за свою правозащитную деятельность (в том числе журналистам);

Кроме того, на каждого ребенка в возрасте до 18 лет 150-процентная льгота предоставляется следующим лицам:

♦ одинокой матери или отцу (опекуну, попечителю);

♦ лицам, содержащим ребенка-инвалида (на каждого такого ребенка).

КОМУ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ЛЬГОТА В РАЗМЕРЕ 200 ПРОЦЕНТОВ
(В 2010 году ее размер составляет 869 гривен)

♦ Героям Украины, Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда, полным кавалерам ордена Славы или ордена Трудовой Славы;

♦ участникам боевых действий во время Второй мировой войны, а также лицам, которые в это время работали в тылу;

♦ бывшим узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания во время Второй мировой войны;

♦ лицам, насильно вывезенным с территории бывшего СССР во время Второй мировой войны на территорию государств, которые пребывали в состоянии войны с бывшим СССР или были оккупированы фашистской Германией и ее союзниками;

♦ лицам, находившимся на территории блокадного Ленинграда с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года;

♦ лицам, воспитывающим трех и более детей в возрасте до 18 лет, — на каждого ребенка.

fakty.ua

Популярное:

  • Место россии в мире по разводам ООН назвала Россию мировым лидером по числу разводов 17:08, 28.06.2013 // Росбалт, Главные новости НЬЮ-ЙОРК, 28 июня. Россияне разводятся чаще, чем жители любой другой страны. Согласно данным исследования ООН за 2011 год, на […]
  • Как решить проблему о разводе Как принять правильное решение для себя-развестись или сохранить отношения ? Как принять правильное решение для себя-развестись или сохранить отношения ? Статистика разводов 2011 года говорит о том, что количество разводов на […]
  • Приказ о контрактной службе по 44 фз образец Приказ о контрактном управляющем - образец "Просить совета есть величайшее доверие, какое один человек может оказать другому". В случае, отсутствия у заказчика контрактной службы и, если общий объем закупок в год не превышает […]
  • Прямой налог с прибыли Прямой налог Финансовый словарь Финам . Терминологический словарь банковских и финансовых терминов . 2011 . Смотреть что такое "Прямой налог" в других словарях: ПРЯМОЙ НАЛОГ — (direct tax) Налог на доход или капитал, […]
  • Военная ипотека и увольнение Особенности военной ипотеки при увольнении Ипотека для военнослужащих – явление относительно новое, начало которому было положено в 2005 г., но реально эта программа заработала лишь в 2010 г. К сожалению, далеко не все военные […]
  • Приказ 477 минздравсоцразвития Приказ 477 минздравсоцразвития 8(495)912-63-37 [email protected] Приказ Минздравсоцразвития РФ от 4 мая 2012 г. № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня […]
  • Приказом фтс от 25102011 2199 Приказ Федеральной таможенной службы от 25.10.2011 № 2199 «Формы документов для целей таможенного контроля (досмотр, осмотр)» На основании части 5 статьи 161 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном […]
  • Материнский капитал 12 тысяч рублей Единовременная выплата 12000 из материнского капитала Граждане России, имеющие право на дополнительные меры государственной поддержки семей c детьми, установленные законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ, могли в течение 2009 и […]