Полномочия в сфере жилищного

Содержание:

Полномочия органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства.

Полномочия органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства, коммунально-бытового обслуживания населения регламентированы ЖК РФ, а также иными нормативно-правовыми актами. ФЗ ≪Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ≫ относит к числу местных вопросов содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений.

В задачи органов государственной власти входят разработка и принятие жилищного законодательства нового поколения (на уровне РФ, субъектов РФ). СП Основными направлениями жилищно-коммунальной реформы являются:

1)совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве;

2) переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг;

3) совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья;

4) совершенствование системы социальной защиты населения, упорядочение системы льгот.

В сфере жилищно-коммунального хозяйства, коммунально-бытового и торгового обслуживания населения органы местного самоуправления обладают следующими полномочиями:

1) организуют эксплуатацию муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, входящих в состав муниципальной собственности

2) распределяют муниципальный жилищный фонд, ведут учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляют им жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда, решают вопросы продажи домов и квартир, использования нежилых помещений, аренды зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собствен-

ности, а также выдают ордера на заселение жилой площади, за исключением домов, принадлежащих гражданам;

3) осуществляют контроль за надлежащей эксплуатацией жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и бытового обслуживания, обеспечивают бесперебойное коммунальное обслуживание населения;

4) устанавливают удобный для населения режим работы предприятий коммунального хозяйства, торговли и общественного питания, бытового обслуживания населения.

zakon-municipal.ru

Статья 14. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений

1. К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:

1) учет муниципального жилищного фонда;

2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

2.1) определение дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;

2.2) установление максимального размера дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;

3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

3.1) ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;

4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;

5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

6) принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;

7) согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;

8) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;

9) осуществление муниципального жилищного контроля;

9.1) определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений;

10) иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

2. В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе указанные в части 1 настоящей статьи полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации.

3. Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

finansovyesovety.ru

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В НЕКОТОРЫХ ОБЛАСТЯХ УПРАВЛЕНИЯ

Полномочия органов местного самоуправления в области жилищного и коммунального хозяйства

Раскрывая вопрос содержания полномочий органов местного самоуправления в области жилищного и коммунального хозяйства, необходимо учесть, что в настоящее время объем этих полномочий значительно сужен, идет их нормативная конкретизация. В качестве основных причин такого сужения можно назвать административную реформу, переход к рыночным отношениям. Конкретизация полномочий основывается главным образом на правовой детализации полномочий органов местного самоуправления, начиная с определения субъекта полномочий и заканчивая внутренним содержанием. Однако при этом, если сравнивать законодательство, регламентирующее данный вопрос до принятия Конституции РФ, следует констатировать, что Закон РСФСР «О местном самоуправлении в Российской Федерации» был в этом более понятен и доступен.

В настоящее время полномочия органов местного самоуправления предопределяются закрепляемыми Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ за конкретным типом муниципального образования перечнем вопросов местного значения (за исключением тех, которые указанным Законом закреплены за конкретным органом местного самоуправления), которые затем детализируются в отраслевом законодательстве, а органы местного самоуправления принимают в рамках предоставленных полномочий собственные муниципальные правовые акты.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципальных образований в области жилищного хозяйства относит: обеспечение малоимущих граждан, проживающих в соответствующем муниципальном образовании и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством [1] ; организацию строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства (п. 6 ч. 1 ст. 14 и п. 6 ч. 1 ст. 16). ЖК полномочия органов местного самоуправления в области жилищного хозяйства несколько расширены.

Органы местного самоуправления осуществляют полномочия по учету только муниципального жилищного фонда. Посредством данного полномочия в муниципальном образовании реализуется такая функция собственника по отношению к муниципальной собственности, как ее учет в соответствующем реестре объектов муниципального жилищного фонда. Как правило, такой реестр ведется структурным подразделением местной администрации. К муниципальному жилищному фонду ЖК относит жилые помещения, принадлежащие на праве собственности муниципальным образованиям. Муниципальный жилищный фонд предоставляется по договорам социального найма только малоимущим гражданам. Соответствующее структурное подразделение местной администрации принимает таких граждан на жилищный учет. По ним формируется так называемое учетное дело, в содержание которого обычно включаются следующие сведения: личные данные (фамилия, имя, отчество каждого члена семьи, зарегистрированного по месту жительства; документы о родственном отношении между ними, например свидетельство о браке, рождении; документы о наличии жилищных льгот, например справка о состоянии здоровья, дающая право на внеочередное получение жилого помещения); характеристика занимаемого жилого помещения (размер, количество комнат, этаж и т.д.); сведения об иных помещениях, права на которые есть у членов данной семьи, и т.п. Основная часть информации поступает вместе с заявлением о постановке на учет.

Жилищный кодекс, с одной стороны, наделяет органы местного самоуправления правом принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения (ч. 7 ст. 5), а с другой – предписывает, что только органы местного самоуправления могут решать некоторые вопросы в жилищной сфере. Тем самым закрепляется императивный способ регулирования соответствующих общественных отношений. Так, на органы местного самоуправления возложена обязанность определения порядка предоставления жилых помещений в муниципальном специализированном жилищном фонде и порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений в муниципальном жилищном фонде.

Например, представительный орган муниципального образования «город Каменск-Уральский» принял «Порядок предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда», в соответствии с которым к жилым помещениям муниципального специализированного жилищного фонда отнесены служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях и маневренном фонде. Включение жилых помещений в муниципальный специализированный жилищный фонд и исключение их из указанного фонда осуществляется на основании постановления главы муниципального образования. Жилые помещения предоставляются гражданам во временное пользование на основании постановления главы муниципального образования либо решения уполномоченного лица по договору найма специализированного жилого помещения. Согласно указанному порядку служебные жилые помещения могут предоставляться не только муниципальным служащим, но и участковым уполномоченным полиции, медицинским работникам государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений.

В соответствии с ЖК только органы местного самоуправления могут принять решение о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые, согласовывать переустройство и перепланировку жилых помещений; признать жилые помещения муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Для осуществления названных полномочий органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты. Эти акты носят организационный характер. Здесь следует выделить один момент – основным органом местного самоуправления, решающим те или иные вопросы в жилищной сфере, как правило, является местная администрация в лице либо ее структурного подразделения, либо должностного лица местной администрации. Проследим это на примере некоторых муниципальных образований.

Так, в муниципальном образовании «город Екатеринбург» перевод жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые регламентируется Положением о порядке принятия решения о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения на территории муниципального образования «город Екатеринбург». Указанное положение закрепляет порядок принятия решения и условия осуществления процедуры перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения на территории муниципального образования «город Екатеринбург». В частности, решение органа местного самоуправления о переводе или об отказе в переводе помещения принимается по результатам рассмотрения специально созданной в органе местного самоуправления комиссией соответствующего заявления и иных представленных заявителем документов.

А в муниципальном образовании «город Нижний Тагил» регламентация условий перепланировки и переоборудования жилых, нежилых и общих помещений в жилых домах, в том числе балконов и лоджий, являющихся неотъемлемой частью помещений, осуществляется на основании только постановления главы муниципального образования (Положение о порядке перепланировки и переоборудования помещений в жилых домах в городе Нижний Тагил, утвержденное постановлением главы города). И в данном случае основным субъектом, принимающим решение по перепланировке и переоборудованию жилых, нежилых и общих помещений в жилых домах от имени муниципального образования, выступает структурное подразделение местной администрации.

Аналогично решается вопрос признания жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Согласно Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, для принятия решения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав данной комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

В соответствии с ЖК на органы местного самоуправления также возлагаются полномочия в жилищной сфере по осуществлению контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

К полномочиям в области коммунального хозяйства Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ отнес организацию в границах соответствующих муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 15 и п. 4 ч. 1 ст. 16).

Под организацией электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом следует понимать комплекс мероприятий, осуществляемых органами местного самоуправления по реализации данного вопроса местного значения. Сюда относятся и осуществление правомочий собственника но отношению к соответствующему имуществу, поскольку оно согласно ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ может находиться в собственности у данных муниципальных образований. Как правило, указанное имущество закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями.

В организацию электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом входят мероприятия, связанные с согласованием органами местного самоуправления размещения сетей и оборудования на территории муниципального образования, контроль за производством работ по их устройству, а также хранение первичной исполнительной документации, в которой отражаются данные по размещению электрических и газовых сетей, прокладке водоводов, канализационных коллекторов и т.п.

Для решения вопросов по водоснабжению и водоотведению органы местного самоуправления с 2013 г. наделены дополнительными полномочиями в этой сфере. В частности, они вправе заключать со специализированными организациями соглашения об условиях осуществления регулируемой деятельности. По ним организация эксплуатирует, строит, реконструирует и модернизирует объекты систем водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с целевыми показателями, утвержденными производственной и инвестиционными программами.

В настоящее время вполне детально регламентируются полномочия органов местного самоуправления в сфере коммунального хозяйства, например, в части регулирования тарифов и надбавок. Так, согласно Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» представительные органы муниципальных образований наделены полномочиями по утверждению инвестиционных программ по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов. Кроме того, в соответствии с распределением полномочий между органами местного самоуправления в муниципальном образовании последние принимают муниципальные правовые акты по регулированию надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта РФ для соответствующего муниципального образования на подключение (технологическое присоединение) в отношении организаций коммунального комплекса. Органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта РФ отдельными государственными полномочиями субъекта РФ в области регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, расположенных на территории муниципального образования.

  • [1] Органы местного самоуправления принимают решения о признании граждан малоимущими с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ.

studme.org

Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений

Конституция РФ гарантирует право на принятие необходимых нормативных актов, регламентирующих жилищные правоотношения.

Правовое разрешение жилищных вопросов является одним из наиболее востребованных в современном мире, поскольку многие лица сталкиваются с необходимостью получения информации касательно своих прав и обязанностей. На сегодняшний день в законодательной сфере существует собирательное понятие жилищных отношений, которое фактически представлено в виде предмета регулирования жилищного права.

Конституция РФ гарантирует право на принятие необходимых нормативных актов, касающихся регламентирования жилищных правоотношений. В первую очередь это касается принципов организации и установления правил ведения такой деятельности представительными органами власти с правом законодательной инициативы и исполнительными органами власти в пределах полномочий, переданных Конституцией субъектам Федерации. Их компетенция по управлению в сфере жилищных отношений определяется положениями, закрепленными в ст. 13 ЖК РФ и принятыми в ее развитие аналогичными положениями Жилищных кодексов субъектов Федерации.

Современное законодательство РФ отводит органам местного самоуправления важную роль в процедуре осуществления социальных прав, гарантируя их исполнение. Для надлежащего выполнения местные органы власти обязаны обладать возможностью их реализации и обширным спектром полномочий.

Жилищные полномочия органов местного самоуправления в РФ предусматриваются как федеральными, так и региональными, и муниципальными законодательными актами, но четких принципов по реализации всех специфических нюансов нигде не регламентировано.

Нормотворческая деятельность органов местного самоуправления в жилищном законодательстве

Компетенция органов местного самоуправления в жилищных отношениях – это правоприменительные и контрольные полномочия, реже – нормотворческая работа. Нормативные акты и правоприменительные акты органов местного самоуправления в области жилья обязаны соответствовать действующему законодательству (федеральные акты и акты субъектов РФ).

Правотворческие функции органов местного самоуправления — это руководящие начала по созданию юридических норм. В ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» рассматривается понятие жилищной политики государства. Это государственное воздействие с помощью муниципальных и государственных органов при использовании нормативно-правового урегулирования, налоговых и бюджетных механизмов на жилищные отношения, в том числе финансирования и строительства жилых помещений, их содержание, управление и владение ими, а также распоряжение и использование.

Государственная жилищная политика является совокупностью решений и мероприятий для удовлетворения потребностей в жилье населения. Осуществление этой политики – одно из главнейших заданий муниципальных органов. Роль местного самоуправления в ее осуществлении весьма значима, а нормальной реализации требует не только жилищный фонд, но и соответствующее правовое регулирование.

Cт. 72 Конституции РФ и ст. 5 ЖК РФ относят жилищное законодательство к совместному ведению РФ и ее субъектов, но п. 7 ст. 5 ЖК РФ предусматривает, что органы местного самоуправления вправе принимать нормативные акты, которые включают нормы, устанавливающие жилищные отношения в рамках собственной компетенции согласно ЖК РФ, опираясь на другие нормативные правовые акты.

Органы местного самоуправления не имеют права по своей инициативе регулировать жилищные правоотношения, поскольку разрешение этих вопросов не входит в их компетенцию. Им свойственны отдельные государственные полномочия с передачей материальных и финансовых средств, которые необходимы для их осуществления.

Перечень полномочий органов местного самоуправления в жилищных отношениях

Жилищный кодекс РФ регламентирует конкретные полномочия органов самоуправления в сфере, представляющей жилищные отношения:

  • определение категории граждан, которым предоставляют служебные квартиры (муниципальный жилищный фонд);
  • установление нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов на них;
  • предоставление компенсации расходов на оплату коммунальных услуг и жилья из бюджетных средств определенным категориям граждан на условиях, которые предусматривают нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
  • перевод жилья в нежилой фонд и нежилых помещений в жилые;
  • переустройство жилья;
  • определение категорий лиц, которым предоставляют служебное жилье (муниципальный жилищный фонд);
  • установление оплаты за содержание и ремонт жилья, если владельцами квартир в многоквартирном доме на общем собрании не принято решение об ее установлении;
  • предоставление компенсации расходов на плату за жилье и коммунальные услуги из бюджетных средств;
  • установление порядка правления многоквартирным домом, все квартиры которого являются собственностью муниципального образования;
  • созыв собрания собственников жилья в многоквартирном доме для принятия решения касательно того, как формировать фонд капремонта;
  • сотрудничество с региональным оператором для обеспечения проведения капремонта общего имущества многоквартирного дома, предоставления субсидий из местного бюджета на проведение такого капремонта;
  • другие вопросы, которые входят в компетенцию органов местного самоуправления (жилищные отношения) и которые предусматривают соответствующие нормативно-правовые акты.

Компетенция относительно прав граждан

Ст. 1 и 2 ЖК РФ предусматривают, что жилищное законодательство базируется на потребности обеспечения не только государственными органами, но и полномочиями органов местного самоуправления. Они воплощаются в условиях для реализации прав граждан, вытекающих из жилищных отношений:

  • содействие рыночному развитию недвижимого имущества в области жилья для создания нужных условий по удовлетворению потребностей народа;
  • использование бюджетных средств и других источников средств, не запрещенных законом, по улучшению жилищных условий, включая предоставление субсидий на покупку или строительство жилья;
  • предоставление жилых помещений по договорам соцнайма или найма жилья, которые входят в государственный фонд или муниципальный фонд;
  • стимулирование жилищного строительства;
  • обеспечение защиты прав граждан, которые покупают жилье и пользуются им на законном основании, потребителей коммунальных услуг и услуг, которые касаются обслуживания помещений, входящих в жилищный фонд;
  • обеспечение контроля за использованием и сохранностью входящего в жилищный фонд жилья;
  • организация обеспечения проведения капремонта общего имущества в многоквартирном доме за счет взносов владельцев жилья в таких домах;
  • осуществление согласно своей компетенции государственного контроля при соблюдении предусмотренных законом требований в осуществлении строительства;
  • осуществление согласно своим полномочиям функций, которые представляют собой государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

Таким образом, можно увидеть, что диапазон полномочий достаточно широк.

Муниципальный контроль

Для осуществления задач по контролю за соблюдением законодательства в сфере жилищных отношений ст. 20 ЖК РФ устанавливает вместе с жилищным надзором государства также муниципальный жилищный контроль. Его суть состоит в проведении на территории муниципального образования уполномоченными органами проверок по соблюдению юрлицами, ИП и гражданами обязательных требований, которые установлены относительно жилья, входящего в муниципальный жилищный фонд.

Сегодня ситуация в области жилья характеризуется комплексом серьезных проблем. Так, среди них можно выделить следующие:

  • ненадлежащее качество коммунальных и жилищных услуг;
  • отсутствие настоящих перспектив по обеспечению социальным жилищем тех категорий граждан, которые реально в нем нуждаются;
  • непрозрачность тарифов;
  • недобросовестные управляющие компаний и пр.

Наличие подобных проблем вынуждает государство действовать путем поиска формирования методов по усовершенствованию действующего законодательства в жилищной сфере, объединения настоящих усилий государственных органов власти и органов местного самоуправления для их решения.

Лишь выработка соответствующих механизмов по контролю за соблюдением нормативно-правовых актов, усиление индивидуальной ответственности как государственных, так и муниципальных чиновников за невыполнение или же ненадлежащие выполнение возложенных на них должностных полномочий приблизит государство к решению насущных проблем.

advokat-malov.ru

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений

Особое внимание уделяется государством нуждам малоимущих.

Органы государственной власти в России наделены широкими полномочиями, касающимися вопросов регулирования сферы жилищных правоотношений в части принятия законодательства. Эти права регламентированы нормами, зафиксированными статьями 12 — 14 Жилищного кодекса Российской Федерации. Законодательство принято согласно ст. 72 Основного закона (Конституции) и аналогичных положений конституционных норм, существующих в сфере законодательства каждого из субъектов Федерации.

Жилищный кодекс и распределение полномочий

Кодекс и другие документы достаточно четко определяют и разграничивают компетенции в части нормотворческой деятельности, предметы ведения и полномочия, которыми наделены субъекты законодательства в сфере возможностей руководства и управленческой практикой и деятельностью в жилищных правоотношениях.

В первую очередь, необходимо обратить внимание на положения, записанные в статье 12 Жилищного кодекса РФ. Согласно указанным здесь нормам, можно выделить несколько групп общепринятых правил по руководству такими правоотношениями.

Компетенции в сфере государственного учета жилищных фондов

Возможности для государственного учета жилищных фондов регламентируются отсылочной нормой, отправляющей к правам, зафиксированным в Положении об организации в РФ технической инвентаризации и технического учета. Объекты градостроительства должны учитываться органами государственной исполнительной власти, действующими в субъектах РФ. Они же наделены полномочиями устанавливать требования в части определения правил, касающихся порядка содержания жилых помещений и общего имущества, принадлежащих жильцам многоквартирных домов на правах общей долевой собственности.

Полномочия в сфере предоставления жилых помещений малоимущим

Особое внимание уделяется государством нуждам малоимущих россиян. В компетенцию руководства органов государственной власти включено право и предоставляется возможность на деятельность по определению оснований в этой сфере. При этом они будут достаточными для заключения с таким гражданами договоров социального найма в помещениях, которые по своим правовым признакам принадлежат:

  • жилищному фонду РФ;
  • муниципальным жилищным фондам.

Распределение граждан по категориям определяется с учетом норм федерального законодательства. Аналогичные положения существуют для идентификации оснований, достаточных для принятия решений о предоставлении жилья по договору и в помещениях, классифицируемых в качестве специализированных.

Возможности регулирования деятельности жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья

Органы государственной власти наделены полномочиями в установлении правил и порядка ведения организационной и текущей деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов (ЖСК) и товариществ собственников жилья (ТСЖ). Кодекс определяет основания и возможности для предоставления помещений в домах, принадлежащих таким организациям.

Иные полномочия и возможности

К иным полномочиям принято относить правила и нормотворческую деятельность в сфере законодательства, касающуюся:

  • порядка и условий, обязательных к исполнению при проведении перепланировок и работ, связанных с переустройством;
  • установления оснований, достаточных для признания жилых помещений непригодными к использованию по прямому назначению;
  • определения перечня условий и признаков, которые могут учитываться в качестве оснований, достаточных для выселения граждан из жилых помещений;
  • принятия правил по использованию жилья.

Важным представляется право государственных органов на осуществление контроля сохранности и целевого использования жилья, зарегистрированного в государственном жилищном фонде, а также полномочия на определение таких помещений соответствующими правилам и нормам санитарного и технического характера и нормотворческая деятельность в этой сфере.

Государственные органы вправе устанавливать и имеют возможности осуществлять контроль за:

  • правилами проведения отдельных видов сделок с недвижимым имуществом;
  • структурой платы и порядком осуществления расчетов и взаимозачетов за пользование жилыми помещениями и по оплате коммунальных услуг;
  • осуществлением контроля за проведением любых работ, касающихся изменений предназначения объектов жилой недвижимости (признание помещений нежилыми для их использования в иных целях, кроме проживания).

В пределах компетенций, устанавливаемых Жилищным кодексом РФ и иными законами федерального значения и в части полномочий на осуществление нормотворческой деятельности права органов государственной власти могут быть расширены.

Субъекты РФ и их компетенции в сфере регулирования жилищных отношений

Конституция РФ гарантирует право на принятие необходимых нормативных актов, касающихся регламентирования жилищных правоотношений. В первую очередь это касается принципов организации и установления правил ведения такой деятельности представительными органами власти с правом законодательной инициативы и исполнительными органами власти в пределах полномочий, переданных Конституцией субъектам Федерации. Их компетенция по управлению в сфере жилищных отношений определяется положениями, закрепленными в ст. 13 ЖК РФ и принятыми в ее развитие аналогичными положениями Жилищных кодексов субъектов Федерации.

Такими полномочиями ЖК РФ определяет возможности для:

  • ведения государственного учета помещений жилого фонда, в том числе оперативного (технического), официального статистического и финансового (бухгалтерского) учета;
  • установления порядка и правил, касающихся предоставления и определения в законодательстве признаков различных помещений.

Органам местного самоуправления предоставлены полномочия самостоятельно определять порядок и правила, регламентирующие учет граждан, которые нуждаются в предоставлении жилых помещений и имеют право на их получение с подписанием договора социального найма. Они также наделены правом определять минимальный размер дохода для каждого из членов семьи с целью предоставления им жилья, принадлежащего муниципальным жилым фондам.

Не менее важным следует считать компетенции органов субъектов РФ в части определения требований для признания помещений непригодными для использования в составе жилого фонда и принятия мер по их дальнейшей эксплуатации. Такие помещения могут быть реконструированы, с ними может быть проведен капитальный ремонт в целях возвращения им первоначального предназначения, либо такие помещения могут быть выведены с баланса жилого фонда с переводом их в нежилые.

Субъекты РФ вправе осуществлять решение иных вопросов, которые не включены в компетенции органов государственной власти, наделенных федеральными полномочиями.

Местные органы самоуправления и их полномочия в сфере законодательства и регулирования жилищных отношений

Органы местного самоуправления наделены полномочиями, зафиксированными ст. 130 Российской Конституции и имеют права на решения вопросов местного значения, касающихся правил по владению, распоряжению и пользованию объектами, признанными муниципальной собственностью. В Жилищном кодексе РФ эти положения зафиксированы в нормах ст. 14. К ним отнесены:

  • обязательства по организации и ведению учета зданий, находящихся на балансе жилых фондов муниципальной подведомственности;
  • определение необлагаемого налогами размера минимального дохода, получаемого каждым из членов семьи квартиросъемщика — в целях признания статуса граждан малоимущими;
  • возможность предоставлять права и вести учет жилых помещений, предоставляемых на основании договоров социального найма и помещений специального предназначения;
  • решение вопросов по выдаче разрешений на осуществление переустройства и перепланировки, определять правила выдачи разрешительных документов на такие действия;
  • осуществление контрольных функций за соблюдением порядка пользования, санитарных и технических норм и иных требований, определенных законодательными актами.

Следует обратить внимание, что перечень полномочий, предоставленных органам местного самоуправления в возможностях по разработке и принятию законодательных норм, регулирования и осуществления контрольных функций за жилым фондом муниципального значения может трактоваться расширительно. Иными словами, они вправе принимать решения, касающиеся управления коммунальной собственностью. Следует помнить, что в пределах компетенций, определенных Жилищным кодексом, самостоятельное право на регулирование в сфере жилья предоставлено местным органам городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, имеющим федеральный статус.

advokat-malov.ru

Популярное:

  • Закон вступление в права наследства Основное содержание закона о наследстве Закон о наследстве регулирует особую процедуру, которая обусловливает переход прав и обязанностей, а также имущества умершего гражданина его родственникам или иным лицам, в том числе […]
  • Жалоба на методиста Если не устраивает заведующая детским садом … Вопрос: Добрый день! Г. Калининград. Скажите, пожалуйста, если родителей полностью не устраивает заведующая детским садом, могут ли они требовать от начальника управления образования […]
  • Бланк заявления иностранного гражданина по месту жительства Как составляется заявление иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства Житель другого государства, прибывший в РФ, должен подать в миграционную службу заявление иностранного гражданина или […]
  • Помощь юриста по автокредиту Суд по автокредиту – советы адвоката Если вы берете целевой кредит на покупку автомобиля, то купленная вами машина будет оформлена как залог. Грубо говоря, в случае невыплаты автокредита банк имеет право забрать у вас автомобиль […]
  • Счетчики на газ закон Президент РФ отменил обязательную установку счетчиков на газ Президент Владимир Путин подписал закон, который вносит поправку в закон № 261-ФЗ "Об энергосбережении. " и отменяет обязательную установку газовых счетчиков в […]
  • Когда пенсии за январь 2013 ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 27 декабря 2013 График выплаты пенсий, ЕДВ и иных социальных выплат за январь 2014 года […]
  • Получить пенсионные накопления по наследству Как унаследовать средства пенсионных накоплений наследодателя? Наследодатель при жизни вправе в любое время подать заявление в территориальный орган ПФР и определить конкретных лиц (правопреемников) и доли средств, которые […]
  • Основные признаки права собственности Понятие и основные признаки права собственности на природные объекты и ресурсы. ГК, Статья 209. Содержание права собственности. Право владения означает закрепленную законом возможность фактичес­кого обладания природным объектом, […]