Положение о ликвидации банков

Декрет №1 от 16 января 2009 г. О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования

Декрет № 1 от 16 января 2009 г.

О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования

В целях совершенствования порядка государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей и в соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь п о с т а н о в л я ю :

1. Утвердить прилагаемые:

Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования;

Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования.

2. Установить, что:

2.1. государственная регистрация субъектов хозяйствования* осуществляется на основании заявительного принципа** в день подачи документов, необходимых для ее проведения;

2.2. контроль за проведением государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования возлагается на Министерство юстиции.

Представления, внесенные Министерством юстиции по результатам проверок в регистрирующие органы, обязательны для исполнения этими органами, которые в месячный срок со дня их получения обязаны проинформировать об устранении допущенных нарушений. В случае невыполнения внесенных представлений Министерство юстиции вправе направить в уполномоченный государственный орган (уполномоченному должностному лицу) представление о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности;

2.3. юридические лица, индивидуальные предприниматели для открытия текущих (расчетных) счетов представляют в банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию следующие документы:

заявление на открытие текущего (расчетного) счета;

копию (без нотариального засвидетельствования) устава (учредительного договора – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), имеющего штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, – для юридического лица;

копию (без нотариального засвидетельствования) свидетельства о государственной регистрации – для индивидуального предпринимателя;

карточку с образцами подписей должностных лиц юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттиска печати.

Свидетельствование подлинности подписей лиц, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттисков печати субъектов хозяйствования на карточках с их образцами для открытия счетов в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях осуществляется уполномоченными сотрудниками банков, небанковских кредитно-финансовых организаций.

Другие документы для открытия текущих (расчетных) счетов юридическими лицами , индивидуальными предпринимателями в банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию не представляются;

2.4. банки, небанковские кредитно-финансовые организации в течение одного рабочего дня с даты открытия текущего (расчетного) и других счетов созданными (реорганизованными) коммерческими и некоммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями обязаны направить соответствующему налоговому органу сообщение об их открытии, в том числе в электронном виде.

3. Ликвидация (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования , решение о ликвидации (прекращении деятельности) которых принято до вступления в силу настоящего Декрета, осуществляется в порядке, действовавшем до вступления в силу настоящего Декрета.

4. Субъекты хозяйствования, находящиеся в стадии ликвидации по решению регистрирующего органа, принятому на основании поступивших до 1 января 2008 г. представлений (предложений) об их ликвидации, не имеющие задолженности, по которым процесс ликвидации не может быть завершен по причине отсутствия и невозможности истребования печати (штампа), свидетельства о государственной регистрации, несдачи на хранение документов, в том числе по личному составу, исключаются из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей путем принятия уполномоченным сотрудником регистрирующего органа решения о внесении записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении из него субъектов хозяйствования.

5. Совету Министров Республики Беларусь и Национальному банку в трехмесячный срок:

обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Декретом;

принять иные меры, направленные на реализацию положений настоящего Декрета.

6. Признать утратившими силу:

Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 ”Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 23, 1/191) ;

Декрет Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2000 г. № 22 ”О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 и некоторых вопросах государственной регистрации отдельных юридических лиц“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 109, 1/1779);

Декрет Президента Республики Беларусь от 30 июля 2001 г. № 21

”О внесении изменения в Декрет Президента Республики Беларусь от

16 ноября 2000 г. № 22“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 72, 1/2876);

Декрет Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. № 29 ”О внесении изменений и дополнений в декреты Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 и от 16 ноября 2000 г. № 22“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г.,

Декрет Президента Республики Беларусь от 5 июня 2003 г. № 16

”О внесении дополнения в Декрет Президента Республики Беларусь от

16 ноября 2000 г. № 22 “ ( Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 65, 1/4648);

пункт 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 11 сентября 2003 г. № 20 ”О внесении дополнений и изменений в декреты Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 г. № 2 и от 16 марта 1999 г. № 11“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 105, 1/4909);

Декрет Президента Республики Беларусь от 8 октября 2003 г. № 21 ”О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 113, 1/4994);

подпункт 1.2 пункта 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. № 22 ”О внесении изменений и дополнения в некоторые декреты Президента Республики Беларусь и признании утратившими силу пункта 6 Декрета Президента Республики Беларусь от 3 мая 1997 г. № 12

и иных декретов Президента Республики Беларусь“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 127, 1/5084);

подпункт 12.1 пункта 12 Декрета Президента Республики Беларусь от 9 марта 2005 г. № 3 ”О некоторых мерах по противодействию торговле людьми“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 40, 1/6300);

Декрет Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 8

”О внесении дополнения и изменения в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 106, 1/6589);

пункт 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 22 ноября 2005 г. № 15 ”О внесении изменений и дополнений в некоторые декреты Президента Республики Беларусь по вопросам противодействия торговле людьми“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 188, 1/6930);

Декрет Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2006 г. № 6

”О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 58, 1/7426);

Декрет Президента Республики Беларусь от 4 сентября 2006 г. № 14 ”О внесении дополнений в некоторые декреты Президента Республики Беларусь по вопросам государственной регистрации государственных объединений“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь , 2006 г., № 145, 1/7906);

подпункт 1.1 пункта 1 Декрета Президента Республики Беларусь от

2 апреля 2007 г. № 2 ”Об отдельных вопросах правового регулирования административной ответственности“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 83, 1/8464);

Декрет Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2007 г. № 8 ”О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 304, 1/9214);

Декрет Президента Республики Беларусь от 26 августа 2008 г. № 19 ”О внесении дополнения в Декрет Президента Республики Беларусь от

16 марта 1999 г. № 11“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 209, 1/9949).

7. Настоящий Декрет вступает в силу с 1 февраля 2009 г., за исключением пункта 5 и данного пункта, вступающих в силу со дня его подписания, является временным и согласно части третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь представляется на рассмотрение Национального собрания Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь А.Лукашенко

* Под субъектами хозяйствования для целей настоящего Декрета понимаются юридические и физические лица, перечисленные в подпунктах 1.1 и 1.2 пункта 1 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утверждаемого настоящим Декретом.

** Заявительный принцип государственной регистрации субъектов хозяйствования не распространяется на государственную регистрацию банков, небанковских кредитно-финансовых организаций.

kzbydocs.com

§ 3. Правовое положение коммерческих банков

Банковская деятельность осуществляется многими организаци­ями, различающимися по наименованию, организационно-правовой форме, порядку управления, допустимым сочетанием осуществля­емых банковских операций и т. д. В юридической литературе и в законодательстве 1 их называют иногда кредитные организации, в связи с чем возникает вопрос о соотношении понятий «банк» и «кре­дитная организация». Кредитная организация, исходя из смысла банковского законодательства, -общее понятие, которое включает банки и небанковские кредитно-финансовые организации.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 БК банком признается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании лицензии, выданной Национальным бан­ком, имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

привлечение денежных средств физических и (или) юриди­ческих лиц во вклады (депозиты);

— размещение привлеченных денежных средств от своего име­ни и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юриди­ческих лиц.

После получения соответствующей лицензии банк вправе осу­ществлять такие банковские операции, как:

привлечение денежных средств физических и (или) юриди­ческих лиц во вклады (депозиты);

— размещение привлеченных денежных средств от своего име­ни и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

открытие и ведение банковских счетов физических и юриди­ческих лиц;

открытие и ведение счетов в драгоценных металлах;

осуществление расчетного и (или) кассового обслужива­ния физических и юридических лиц, в том числе банков-коррес­пондентов;

— купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь;

— привлечение и размещение драгоценных металлов и драго­ценных камней во вклады (депозиты);

выдача банковских гарантий;

— доверительное управление денежными средствами, драгоцен­ными металлами и драгоценными камнями;

— инкассация денежной наличности, валютных и других ценно­стей, а также платежных документов (платежных инструкций);

— хранение драгоценных металлов и драгоценных камней; выпуск в обращение банковских пластиковых карточек; финансирование под уступку денежного требования (факто­ринг);

— предоставление физическим и юридическим лицам специаль­ных помещений или находящихся в них сейфов для хранения доку­ментов и ценностей (денежных средств, ценных бумаг, драгоцен­ных металлов и драгоценных камней и др.).

Кроме перечисленных операций банк вправе осуществлять та­кие виды деятельности, как:

— поручительство за третьих лиц, предусматривающее испол­нение обязательств в денежной форме;

— приобретение права (требования) исполнения обязательств в денежной форме от третьих лиц;

операции (сделки) с драгоценными металлами и драгоцен­ными камнями, не предусмотренные частью первой настоящей статьи;

финансовую аренду (лизинг);

операции с использованием банковских пластиковых карто­чек, за исключением финансирования под уступку денежного тре­бования;

консультационные и информационные услуги;

выпуск, продажу, покупку, учет, хранение ценных бумаг, вы­полняющих функции расчетного документа, и иные операции с эти­ми ценными бумагами, а также с ценными бумагами, подтверждаю­щими привлечение денежных средств во вклады (депозиты) и на счета;

перевозку денежной наличности, валютных и других цен­ностей;

охрану принадлежащих банку объектов (денежных средств и иного имущества), а также охрану своих штатных работников;

иную деятельность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.

При этом ст. 15 БК подразделяет все банковские операции на следующие виды:

активные — банковские операции, направленные на предос­тавление денежных средств банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями;

пассивные — банковские операции, направленные на привле­чение денежных средств банками и небанковскими кредитно-финан­совыми организациями;

посреднические — банковские операции, содействующие осу­ществлению банковской деятельности банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями.

Банки, имеющие лицензию на осуществление всех видов бан­ковских операций, являются универсальными. Банки, деятельность которых направлена на осуществление отдельных банковских опе­раций, относятся к специализированным.

БК предусматривает возможность создание банка в двух орга­низационно-правовых формах акционерного общества и унитарно­го предприятия. Необходимо различать понятия «организационно-правовая форма организации» и «техническое название организа­ции». Банк, в частности, означает последнее, но не является само­стоятельной организационно-правовой формой. Банки создаются на основе любой формы собственности, предусмотренной ГК, в том числе с привлечением иностранного капитала.

Создание банка также включает следующие этапы:

1) инициатива создания;

2) подготовка учредительного документа;

3) формирование уставного фонда;

4) согласование наименования банка;

5) государственная регистрация.

Порядок государственной регистрации банков урегулирован Ин­струкцией о порядке государственной регистрации и лицензирова­ния деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых орга­низаций, утвержденной Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 июня 2001 г. № 175 1 с послед изм. и доп. (далее — Инструкция).

Исходя из организационно-правовых форм, в которых может со­здаваться банк, его учредительным документом является устав который должен содержать в соответствии со ст. 73 БК:

наименование банка с учетом требований, установленных БК

указание на его организационно-правовую форму;

сведения о месте нахождения (юридический адрес) банка;

перечень банковских операций и видов деятельности, осуществляемых в соответствии с БК;

— сведения о размере уставного фонда;

сведения об органах управления, в том числе исполнительных органах и органах внутреннего контроля, о порядке образования этих органов и их полномочиях;

иные сведения, предусмотренные законодательством Республики Беларусь для устава юридического лица соответствующей организационно-правовой формы, в частности, в уставе банка доя жен быть указан размер неденежной части уставного фонда (ч. 6 п 4 Инструкции).

Как и любая коммерческая организация, банк должен иметь уставный фонд, образующий имущественную базу его деятельности гарантирующий интересы его кредиторов и вкладчиков. Согласно п. 4 Правил регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, утвержденных Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 июня 20011 № 173 2 (далее — Правила), минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого (реорганизуемого) банка определен в сумме, эквивалентной 5,0 млн евро. При этом предельный размер неденежной части уставного фонда для банка (небанковской кредитив финансовой организации) независимо от перечня осуществляемых операций и состава учредителей устанавливается в размере 20 процентов уставного фонда в первые два года после государственно! регистрации и 10 процентов — в последующие годы (п. 7 Правил)- I

Средства, поступившие от учредителей (участников) в качестве вклада в уставный фонд, аккумулируются на временном счете, от­крываемом в Национальном банке или по согласованию с Нацио­нальным банком — в другом банке. Средства могут аккумулировать­ся на временных счетах в другом банке только при условии перево­да данных средств на эти счета через соответствующие корреспон­дентские счета указанного банка, открытые в Национальном банке Республики Беларусь.

Минимальный размер уставного фонда должен быть сформиро­ван из денежных средств. Для формирования уставного фонда мо­гут быть использованы только собственные средства учредителей (участников) банка, под которыми понимаются приобретенные за­конным способом денежные средства или иное имущество, принад­лежащие им на праве собственности либо в силу иного вещного права. Уставный фонд должен быть сформирован в полном объеме к моменту государственной регистрации банка.

До подачи документов для государственной регистрации созда­ваемого (реорганизуемого) банка необходимо согласовать его наи­менование с Национальным банком.

Для государственной регистрации банка в соответствии с п. 4 Инструкции в регистрирующий орган представляются:

заявление о государственной регистрации, в котором должен быть указан перечень банковских операций, для осуществления которых банку необходима лицензия; устав банка;

выписка из протокола общего собрания учредителей (реше­ние собственника имущества) об утверждении устава банка и кан­дидатур на должности руководителей исполнительных органов и глав­ного бухгалтера банка;

документы, подтверждающие формирование уставного фон­да банка в полном объеме (выписка с временного счета). В случае внесения в уставный фонд денежных вкладов в иностранной валю­те, перерасчет иностранной валюты в официальную денежную еди­ницу Республики Беларусь осуществляется по официальному кур­су, установленному Национальным банком на дату внесения вклада в Уставный фонд (дату поступления средств для зачисления на вре­менный счет);

копии учредительных документов и свидетельств о государ­ственной регистрации учредителей — юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также

выданное налоговым органом подтверждение об исполнении учре­дителями — юридическими лицами обязательств перед бюджетом; сведения об учредителях — физических лицах: копия трудо­вой книжки, заверенная по последнему месту работы, а для нерабо­тающих- справка органа службы занятости; копия пенсионного удо­стоверения, заверенная органом социального обеспечения по мес­ту жительства;

— справка налогового органа на суммы, подлежащие деклари­рованию в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

• документ, подтверждающий право на размещение банка по его месту нахождения (юридическому адресу), указанному в учре­дительных документах;

анкеты кандидатур на должности руководителей исполнитель­ных органов и главного бухгалтера банка;

— документы, подтверждающие внесение вкладов в уставный фонд банка: по каждому инвестору — копии платежных документов, подтверждающие внесение денежных вкладов в уставный фонд; акт оценочной комиссии, утвержденный собранием учредителей (уполномоченным органом банка), о стоимости неденежного вкла­да, вносимого в уставный фонд, а также заключение независимой экспертизы о достоверности оценки вносимого в уставный фонд иму­щества, проведенной в соответствии с законодательством Респуб­лики Беларусь;

бизнес-план, содержащий прогноз деятельности банка (рас­чет планируемых доходов, расходов и прибыли) за трехлетний период;

• документы, подтверждающие наличие технических возмож­ностей в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Национального банка для осуществления соответствующих банков­ских операций: о наличии в банке средств телекоммуникации, ком­пьютерной техники и программного обеспечения, оборудования ох­ранно-пожарной и тревожной сигнализации, технически укреплен­ного кассового узла;

— платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию банка.

Для государственной регистрации банка в форме акционерного общества в Национальный банк дополнительно представляются сле­дующие документы:

нотариально удостоверенный учредительный договор банка;

— список учредителей (участников) с указанием размера их вкла-

да, количества акций, в том числе простых и привилегированных, и размера долей в уставном фонде банка.

Перечисленные документы представляются в одном экземпля­ре, за исключением устава банка, который представляется в двух экземплярах.

В соответствии с ч. 4 п. 4 Инструкции устав должен быть утвер­жден уполномоченным органом управления, что противоречит ч. 2 п. 1 ст. 48 ГК, к положению которой отсылает ч. 1 ст. 73 БК. В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 48 ГК устав юридического лица утверж­дается его учредителями (участниками). Так, если банк создается в форме унитарного предприятия, его устав утверждается учреди­телем (собственником имущества), в то время как органом унитар­ного предприятия, согласно п. 4 ст. 113 ГК, является руководитель, назначаемый собственником имущества либо уполномоченным соб­ственником органом.

Срок, в течение которого регистрирующий орган должен рас­смотреть представленные документы и принять решение о госу­дарственной регистрации банка или об отказе в его регистрации, составляет не более двух месяцев. В случае принятия решения о государственной регистрации банка Национальный банк в трехднев­ный срок уведомляет его учредителей. Для уведомления об отказе в государственной регистрации банка установлен пятидневный срок и письменная форма с указанием причин отказа. Последние пере­числены в ст. 82 БК. На основании решения о государственной регистрации отдел лицензирования Национального банка произво­дит соответствующую запись в ЕГР и выдает уполномоченному лицу свидетельство о государственной регистрации банка. Руко­водителю банка в определенном законодательством порядке вы­дается удостоверение установленного образца (п. 12 Инструкции). В пятнадцатидневный срок со дня внесения записи в ЕГР отдел лицензирования Национального банка сообщает данные о государ­ственной регистрации банка:

— Министерству финансов Республики Беларусь;

— Министерству статистики и анализа Республики Беларусь;

— Инспекции Министерства по налогам и сборам по месту на­хождения банка;

республиканскому унитарному предприятию «Белорусский Межбанковский расчетный центр»;

Министерству юстиции Республики Беларусь. Банк может создавать филиалы (отделения), структурные под-

разделения, расчетно-кассовые центры, представительства.

Право на осуществление банковских операций банк приобретает со дня получения лицензии. Порядок и условия выдачи, отзыва и приостановления действия лицензий на осуществление банковских операций определены БК и Инструкцией. Национальный банк в со­ответствии со ст. 94 БК выдает следующие виды лицензий на осу­ществление банковских операций:

общую, которая дает банку право осуществлять указанные в ней банковские операции в белорусских рублях. Общая лицензия выдается банку во время его государственной регистрации;

внутреннюю, которая дает банку право осуществлять указан­ные в ней банковские операции в иностранной валюте на территории Республики Беларусь. Внутренняя лицензия выдается по заявлению банка во время или после его государственной регистрации;

генеральную, дающую банку право осуществлять указанные в ней банковские операции в иностранной валюте как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами. Генеральная лицен­зия выдается по заявлению банка не ранее одного года после его государственной регистрации. Данная лицензия может быть выдана банку с иностранными инвестициями и дочернему банку иностран­ного банка ранее указанного срока в порядке, установленном Наци­ональным банком;

разовую, дающую банку право осуществить отдельную бан­ковскую операцию в иностранной валюте. Разовая лицензия выда­ется по заявлению банка в случае необходимости одноразового осу­ществления им отдельной банковской операции;

на привлечение во вклады средств физических лиц, которая дает банку право на осуществление следующих операций в бело­русских рублях и иностранной валюте: привлечение во вклады де­нежных средств физических лиц; открытие и ведение банковских счетов физических лиц; осуществление расчетного и (или) кассово­го обслуживания физических лиц. Лицензия на привлечение во вкла­ды средств физических лиц может быть выдана по заявлению банка не ранее двух лет с даты его государственной регистрации;

на осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, дающую банку право осуществлять ука­занные в ней операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Данная лицензия выдается по заявлению банка не ранее чем через три года с даты его государственной регистрации. Прекращение деятельности банка осуществляется путем его ликвидации по решению его учредителей (участников), хозяйственного суда, Национального банка.

Ликвидация банка по инициативе его учредителей (участников) производится с письменного согласия Национального банка. Основания для ликвидации банка предусмотрены Положением о государственной регистрации. В десятидневный срок после получения согласия Национального банка орган, принявший решение о ликви­дации банка, создает ликвидационную комиссию, назначает ее пред­седателя, а также устанавливает в соответствии с законодательством Республики Беларусь порядок и сроки ликвидации банка. Национальный банк вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведения о том, что банк находится в процессе ликвидации.

Ликвидационная комиссия в течение тридцатидневного срока со дня принятия решения о ликвидации банка производит оценку его финансового состояния и в случае недостаточности имущества бан­ка для погашения требований кредиторов и (или) задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и вне­бюджетные фонды подает в хозяйственный суд исковое заявление о банкротстве банка. Процедура банкротства банка осуществляется хозяйственным судом в порядке, предусмотренном законодатель­ством Республики Беларусь (ч. 5, 6, 7 ст. 103 БК).

Удовлетворение требований вкладчиков и кредиторов банка при ликвидации, за исключением случаев признания его экономически несостоятельным (банкротом), согласно ст. 105 БК, происхо­дит в следующем порядке:

в первую очередь возвращаются вклады физических лиц и начисленные по ним проценты, а также удовлетворяются требования по возмещению вреда, причиненного их жизни или здоровью; во вторую очередь погашаются задолженности по взысканию 1иментов, по заработной плате работникам банка, а также выплате входных пособий;

в третью очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;

в четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого банка;

в пятую очередь возвращаются вклады юридических лиц и начисленные по ним проценты;

— в шестую очередь удовлетворяются требования Националь­ного банка по кредитам, предоставленным банку в порядке рефи­нансирования;

— в седьмую очередь удовлетворяются в соответствии с зако­нодательством Республики Беларусь требования остальных кре­диторов.

Банк считается ликвидированным с момента внесения соответствующей записи в ЕГР.

В нынешних условиях особое значение приобретает обеспечение стабильности и финансовой устойчивости банков. Эта задача решается посредством формирования резервов (фондов), класси­фикации активов по степени их надежности, определения к погаше­нию сомнительных и безнадежных активов, создания резервов (фон­дов) на покрытие возможных убытков по ним, соблюдения экономи­ческих нормативов, перечень и численное значение которых уста­навливается Национальным банком.

Рассмотрев правовое положение банков, можно сделать вывод о том, что они имеют особую правовую природу. Деятельность бан­ков, исходя из ее предмета, во многом носит публично-правовой характер, не взирая на то, что они могут быть частными образовани­ями. Банк- не столько коммерческая структура, сколько учрежде­ние, выполняющее важнейшие публичные функции 1 .

studfiles.net

Положение о ликвидации банков

1.6. Ликвидация коммерческих банков.

Ликвидация коммерческого банка осуществляется в порядке, предусмотренном действующим на территории Российской Федерации законодательством и нормативными актами об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью с учетом следующих особенностей.

Решение об отзыве лицензии (ликвидации) коммерческого банка Центральный банк РФ сообщает в печати. Кроме этого соответствующее региональное управление Центрального банка РФ в письменной форме доводит его до Совета ликвидируемого коммерческого банка. В этом же письме сообщается о том, что в установленные сроки участникам банка предлагается сформировать ликвидационную комиссию с участием в ее составе представителя Центрального банка РФ.

В том случае, если по истечении указанного в письме срока ликвидационная комиссия не создана, Центральный банк создает ликвидационную комиссию своим решением. При этом затраты, связанные с ее деятельностью (включая заработную плату ее членов), относятся на операционные расходы ликвидируемого коммерческого банка.

С момента принятия решения об отзыве лицензии Главное управление Центрального банка РФ по месту нахождения ликвидируемого коммерческого банка направляет в данный банк своего представителя, который до начала работы ликвидационной комиссии устанавливает оперативный контроль за соответствием проводимых банком операций действующему законодательству, нормативным документам Центрального банка РФ, сохранностью имущества банка, соблюдением интересов кредитора и кладчиков, ограничением операций лишь расчетами за товары (работы), а в период работы ликвидационной комиссии входит в ее состав и осуществляет наблюдение за ее деятельностью.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами банка.

Все претензии к банку должны быть предъявлены в предусмотренный при создании ликвидационной комиссии срок. Как правило, этот срок не может быть менее одного месяца. Ликвидационная комиссия помещает в печати публикацию о предстоящей ликвидации банка и о сроке заявления кредиторами претензий.

Имеющиеся у банка денежные средства, включая выручку от распродажи его имущества при ликвидации, после расчетов по оплате труда работников банка и выполнения обязательств перед гражданами-вкладчиками, банками, держателями акций, выпущенных банком, бюджетом и другими кредиторами, распределяется ликвидационной комиссией между пайщиками банка в порядке и на условиях, предусмотренных уставом банка.

По окончании работы ликвидационной комиссии счет закрывается. Банк считается прекратившим свою деятельность с момента завершения работы ликвидационной комиссии, о чем делается соответствующая запись в книге регистрации банков и государственном реестре акционерных обществ на основании заключения ликвидационной комиссии.

1.7. Ответственность коммерческих банков.

Строгое соблюдение правил расчетных операций всеми участниками расчетных отношений является важным средством, обеспечивающим укрепление договорной и платежной дисциплины. Законодательство установило специальные санкции за нарушение правил совершения расчетных операций. Эти санкции принимаются в форме денежных штрафов, которые должны уплачивать банки в случаях нарушения ими указанных правил.

Случаи применения штрафов и их размеры определены законодательством. Имущественная ответственность коммерческих банков в расчетных правоотношениях определяется:

а) нормативными актами и

б) договорами между банком и клиентом.

К нормативным актам следует отнести законодательные акты, а также правила, издаваемые Центральным банком России.

Центральный банк РФ может отозвать лицензию на введение банковских операций или ввести ограничения на проведение банком операций в следующих случаях:

— обнаружения недостоверных сведений, на основании которых выдана лицензия и осуществлена регистрация банка;

— представлении недостоверных или вводящих в заблуждение балансовых данных, статистической отчетности и других сведений, или непредставления требуемых данных;

— задержки начала деятельности банка более чем на один год с даты регистрации устава;

— осуществлении банком операций, выходящих за пределы предоставленной ему лицензии;

— признании банка неплатежеспособным (банкротом).

ГЛАВА 2. БАНКОВСКИЕ ГАРАНТИИ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ.

Одним из важнейших направлений деятельности банков является выдача банковских гарантий (гарантийные операции банков). Высокий уровень абстрактности, однотипность и массовость таких операций создают объективные предпосылки для унификации их правового регулирования. И хотя внутреннее законодательство различных государств содержит нормы, регулирующие данный вид деятельности, наряду с этим применяются обычно-правовые нормы международного характера, сложившиеся в межбанковской практике, которые получили одобрение международных деловых кругов в лице Международной торговой палаты (в дальнейшем — МТП) и используются в международных коммерческих операциях. В силу наличия как национально-правового, так и международно-правового регулирования деятельности банков по выдаче гарантий можно говорить о комплексном характере такого регулирования и, следовательно, об отнесении соответствующих норм к области международного частного права. В гарантийных операциях, обслуживающих международный коммерческий оборот, участвуют банки различных государств, тем самым создаются предпосылки для применения не только внутригосударственных норм, но и норм международного характера, т.е. международного частного права.

По юридической природе гарантия является одним из средств обеспечения исполнения обязательств. При недостаточности средств у должника поручитель несет ответственность по его обязательствам перед кредитором, если законодательством или договором не предусмотрена солидарная ответственность поручителя и должника. К поручителю, исполнившему обязательство, переходят все права кредитора по этому обязательству. Таким образом, по общему правилу российского законодательства ответственность гаранта носит субсидиарный характер по отношению к ответственности должника.

Международная коммерческая практика идет по несколько иному пути в отношении банковских гарантий. Гарант не только несет наряду с должником солидарную ответственность, но и обязан по первому требованию кредитора выплатить гарантийную сумму. Широкое распространение в международной коммерческой практике банковских гарантий по первому требованию обусловило разработку и принятие Международной торговой палатой в 1992 г. новых правил в отношении гарантийных операций банков (Унифицированные правила МТП для банковских гарантий по первому требованию, публикация МТП N 458). Ранее одобренные Унифицированные правила по договорным гарантиям 1978 г. (публикация МТП N 325) не нашли широкого применения в международном коммерческом обороте именно в силу того, что в сферу

их действия не включились гарантии, предусматривающие выплату гарантийных сумм по первому требованию кредитора.

www.newreferat.com

Популярное:

  • 101 приказ о банке данных Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 февраля 2015 г. N 101 "Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и […]
  • Первичный учет материальных ценностей Тема 4. УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ 4.2. Синтетический учет материально-производственных запасов Основные особенности учета производственных запасов: 1) на складах материально-ответственными лицами ведется только […]
  • Выпускной коллектор passat b3 ПРОКЛАДКА ВЫПУСКНОГО КОЛЛЕКТОРА VOLKSWAGEN PASSAT B3, B4 3A5,35I УНИВЕРСАЛ Для идентификации автомобиля и достоверного подбора прокладка выпускного коллектора Volkswagen Passat B3, B4 3A5,35I Универсал, следует внимательно […]
  • Земельный закон 1998 года Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ"О […]
  • Приказ фмс 364 миграционный учет Приказ Федеральной миграционной службы от 29 августа 2013 г. N 364 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в […]
  • Этика юриста изиляева Этика юриста. Изиляева ГОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН» Кафедра психологии и социологии Рецензент: Н. В. Петрова, канд. соц. наук, доцент Составитель: Л. О. […]
  • Приказ 55 от 09032010 Приказ 55 от 09032010 Поиск по разделу ПРИКАЗот 21 октября 2009 г. № 480 О внесении изменений в приказ Минрегионразвития РФ от 9.12.08 г. № 274 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке […]
  • Приказ минсельхоза 549 Приказ минсельхоза 549 Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 марта 2009 г. N 13476 МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 16 декабря 2008 г. N 532 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КЛАССИФИКАЦИИ ПРИРОДНОЙ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ ЛЕСОВ И […]