Положение о порядке проведения экспертизы учебников

Положение о порядке проведения экспертизы учебников

8(495)912-63-37
[email protected]

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 5 сентября 2013 г. № 1047 г. Москва

«Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 5 сентября 2013 г. N 1047 г. Москва

Дата подписания: 05.09.2013

Дата публикации: 01.11.2013 00:00

Зарегистрирован в Минюсте РФ 18 октября 2013 г.

Регистрационный N 30213

В соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326) и подпунктом 5.2.9 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

от 11 января 2007 г. N 5 «Об утверждении Административного регламента Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции «Самостоятельно принимает нормативные правовые акты, утверждающие ежегодно на основе экспертизы федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 января 2007 г., регистрационный N 8806);

от 26 февраля 2007 г. N 69 «О внесении изменений в Административный регламент Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции «Самостоятельно принимает нормативные правовые акты, утверждающие ежегодно на основе экспертизы федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию», утвержденный приказом Минобрнауки России от 11 января 2007 г. N 5» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 марта 2007 г., регистрационный N 9076);

от 23 апреля 2010 г. N 428 «Об утверждении Положения о порядке проведения экспертизы учебников» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июня 2010 г., регистрационный N 17623).

Министр Д. Ливанов

Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования

1. Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее – соответственно Порядок, федеральный перечень учебников), определяет:

структуру федерального перечня учебников;

основания и процедуру включения учебников в федеральный перечень учебников;

критерии и порядок проведения экспертизы учебников;

форму экспертного заключения;

основания и порядок исключения учебников из федерального перечня учебников.

2. Федеральный перечень учебников состоит из 3 частей:

1 часть – учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы;

2 часть – учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений;

3 часть – учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.

Каждая часть состоит из 3 разделов:

начальное общее образование;

основное общее образование;

среднее общее образование.

Разделы состоят из подразделов по наименованию предметных областей. Учебник включается только один раз в федеральный перечень учебников. В федеральный перечень учебников включаются следующие сведения об учебнике:

порядковый номер учебника;

автор / авторский коллектив;

наименование издателя(ей) учебника;

адрес страницы об учебнике на официальном сайте издателя (издательства);

язык издания (указывается для учебников, изданных на государственных языках республик или на языках народов Российской Федерации);

информация об использовании учебника при реализации адаптированных образовательных программ.

3. В федеральный перечень учебников включаются учебники, рекомендованные Научно-методическим советом по учебникам, создаваемым Министерством образования и науки Российской Федерации (далее – Совет), на основании положительных экспертных заключений по результатам научной, педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз и отвечающие следующим требованиям:

а) принадлежащие к завершенной предметной линии учебников, представляющей собой совокупность учебников, обеспечивающей преемственность изучения учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне общего образования, построенной на единой методической и дидактической основе, отвечающей единым психолого-педагогическим подходам, использующей общую структуру изложения материала и имеющей единое художественно-эстетическое оформление;

б) представленные в печатной форме, полученные печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленные, имеющие электронное приложение, являющееся их составной частью.

Наличие электронного приложения, дополняющего учебник и представляющего собой структурированную совокупность электронных образовательных ресурсов, предназначенных для применения в образовательной деятельности совместно с учебником, обязательно до 1 января 2015 года. С 1 января 2015 года представляется наряду с учебником в печатной форме учебник в электронной форме;

в) имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания.

4. Объектом экспертизы является учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания (далее – учебник).

5. Экспертиза учебника проводится по инициативе правообладателя, лица обладающего правами на учебник (автор учебника или физическое либо юридическое лицо, которому переданы авторские права) (далее — заказчик экспертизы).

6. Заказчик экспертизы самостоятельно определяет экспертные организации из числа организаций, соответствующих положениям пунктов 9, 10, 11 Порядка.

7. Научная и педагогическая экспертизы учебника проводятся одновременно или последовательно по выбору заказчика экспертизы.

8. Учебники проходят общественную, этнокультурную и региональную экспертизы при наличии положительных экспертных заключений по результатам научной и педагогической экспертиз.

Этнокультурная и региональная экспертиза обязательна для учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.

9. Организации проводят научную и педагогическую экспертизы учебников на основании своих уставов, утвержденных Правительством Российской Федерации, в которых закреплены полномочия по проведению экспертизы учебников.

10. Общественную экспертизу учебников проводят некоммерческие организации, чья уставная деятельность направлена на поддержание и развитие российского образования, в уставе которых предусмотрено проведение экспертизы учебных и учебно-методических материалов.

11. В проведении этнокультурной и региональной экспертизы учебников участвуют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

12. Для проведения экспертизы учебников заказчик экспертизы направляет в экспертную организацию заявление в произвольной форме.

13. К заявлению прилагаются:

учебник, соответствующий требованиям, указанным в пункте 3 Порядка;

методическое пособие для учителя.

В заявлении указывается, принадлежит ли завершенная предметная линия, в которую входит учебник, к системе учебников, представляющую собой совокупность завершенных предметных линий учебников, обеспечивающую достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы по всем учебным предметам на соответствующем уровне общего образования 1 .

14. Для проведения общественной, этнокультурной и региональной экспертиз заказчик экспертизы в дополнение к материалам, указанным в пункте 13 Порядка, представляет в экспертную организацию положительные экспертные заключения по результатам проведения научной и педагогической экспертиз или их заверенные в установленном порядке копии.

15. К каждой экспертизе учебника привлекаются не менее трех экспертов, специалистов, обладающих специальными знаниями для проведения экспертизы учебников (далее – эксперты). При проведении экспертизы учебника должен быть исключен конфликт интересов между экспертом и заказчиком экспертизы учебника.

16. Экспертные организации по результатам проведенных экспертиз оформляют экспертные заключения в соответствии с формами согласно приложениям №№ 1–4 к Порядку.

17. Экспертное заключение должно содержать однозначные выводы:

17.1. При научной экспертизе о том, что:

экспертируемое издание является учебником;

наименование учебника соответствует наименованию учебного предмета или предметной области федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) соответствующего уровня общего образования;

в содержании учебника представлены ключевые теории, идеи, понятия, факты, относящиеся к данной области знаний ФГОС соответствующего уровня образования, отражены методы научного познания, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной организации на данном уровне образования, отсутствуют недостоверные факты;

учебник содержит сведения о передовых достижениях современной науки, техники, технологий в соответствующей предметной области и способствует формированию интереса к углубленному изучению предмета;

иллюстрационный материал учебника соответствует тексту и дополняет его;

в учебнике отсутствуют ошибки, опечатки.

17.2. При педагогической экспертизе о том, что:

экспертируемое издание является учебником;

наименование учебника соответствует наименованию учебного предмета или предметной области ФГОС соответствующего уровня общего образования;

учебник принадлежит к завершенной предметной линии учебников;

в содержании учебника не выявлены сведения, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству;

содержание учебника обеспечивает выполнение требований ФГОС соответствующего уровня образования по формированию личностных, предметных результатов и формирование навыков самооценки и самоанализа учащихся, способствует развитию мотивации к учению, интеллектуальной и творческой деятельности учащихся, реализации системного подхода в обучении;

содержание учебника способствует формированию патриотизма, любви и уважения к семье, Отечеству, своему народу, краю, толерантному отношению к представителям различных религиозных, этнических и культурных групп, учит межнациональному и межконфессиональному диалогу;

методический аппарат учебника обеспечивает овладение приемами отбора, анализа и синтеза информации на определенную тему, наличие и достаточность проверки и самопроверки усвоения учебного материала; формирует навыки смыслового чтения и навыки самостоятельной учебной деятельности, умение использовать профессиональную терминологию;

развивает критическое мышление, способность аргументированно высказывать свою точку зрения; предоставляет возможность организации групповой деятельности учащихся и коммуникации между участниками образовательного процесса, применения полученных знаний в практической деятельности, индивидуализации и персонализации процесса обучения, установления межпредметных связей;

завершенная линия учебников принадлежит к системе учебников;

учебник содержит задания для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;

текстовый материал соответствует нормам современного русского языка, государственных языков республик, языков народов Российской Федерации;

язык изложения понятен, соответствует возрастной группе, для которой предназначен учебник;

изложение учебного материала характеризуется структурированностью, систематичностью, последовательностью, разнообразием используемых видов текстовых и графических материалов;

структура и содержание методического пособия соответствует структуре и содержанию учебника;

в учебнике отсутствуют ошибки, опечатки.

17.3. При общественной экспертизе о наличии следующих свойств:

содержание учебника носит воспитывающий характер, способствует развитию личности, созданию условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

использование учебника в образовательном процессе (не распространяется на учебники, впервые поданные на экспертизу для включения в федеральный перечень учебников);

отсутствие заданий, выполнение которых обязательно непосредственно в учебнике;

качество учебника, включая его художественное оформление, формат, цветовое решение, эстетическое восприятие, удобство и многократность использования, практичность, эстетичность и информативность обложки, качество бумаги, разнообразие и качество иллюстраций (рисунков, фотографий, чертежей, схем), их соответствие содержанию учебника, информационных положений и других элементов, стимулирующих чтение, объем материала, наличие материала или указаний в учебнике, помогающих работать с книгой.

17.4. При этнокультурной и региональной экспертизе о том, что:

отражение в учебнике базовых национальных российских ценностей, региональных и этнокультурных особенностей субъекта Российской Федерации и многообразия, единства национальных культур и народов России, поликультурного характера российского общества;

наличие в учебнике материала из истории и культурного наследия субъекта Российской Федерации;

обеспечение прав на обучение на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке, соответствие языковой составляющей учебника современному литературному языку народов Российской Федерации.

18. Экспертное заключение по результатам экспертизы должно содержать один из следующих выводов:

учебник рекомендован к включению в федеральный перечень учебников (положительное экспертное заключение);

учебник не рекомендован к включению в федеральный перечень учебников.

19. Для включения в федеральный перечень учебников заказчик экспертизы в срок до 15 февраля года формирования федерального перечня учебников, направляет в Минобрнауки России следующие материалы:

заявление о включении учебника в федеральный перечень учебников;

учебник, соответствующий требованиям, указанным в пункте 3 Порядка;

методическое пособие для учителя;

положительные экспертные заключения по результатам педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз, выданных не ранее чем за 3 года до подачи заявления о включении учебника в федеральный перечень учебников;

положительные экспертные заключения по результатам научной экспертизы 2 .

20. Материалы, указанные в пункте 19 Порядка, рассматриваются Советом до 1 марта года формирования федерального перечня учебников.

21. На основании представленных материалов Совет принимает одно из следующих решений:

рекомендовать включить учебник в федеральный перечень учебников;

не рекомендовать включать учебник в федеральный перечень учебников.

22. Совет принимает решение не рекомендовать включать учебник в федеральный перечень учебников в следующих случаях:

материалы поступили в Минобрнауки России после 15 февраля года формирования федерального перечня учебников;

не представлено экспертное заключение хотя бы на один учебник, принадлежащий к завершенной предметной линии учебников;

установлены факты, подтверждающие нарушение процедуры прохождения экспертизы учебника;

представлен неполный комплект материалов.

23. Решения Совета оформляются протоколами, которые направляютсяв Минобрнауки России в течение 10 рабочих дней после заседания.

24. Федеральный перечень учебников утверждается приказом Минобрнауки России до 1 апреля года формирования федерального перечня учебников не реже чем один раз в три года.

25. Учебник исключается из федерального перечня учебников по следующим основаниям:

при выявлении в содержании учебника информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей 3 ;

при отзыве учебника из обращения заказчиком экспертизы (по заявлению).

26. Обращение об исключении учебника из федерального перечня учебников рассматривается на заседании Совета. Совет имеет право пригласить на заседание представителей экспертных организаций, заявителя и запросить у них дополнительные материалы. Отсутствие заказчика экспертизы, представителя экспертной организации, заявителя на заседании Совета не является препятствием к рассмотрению вопроса об исключении учебника из федерального перечня учебников.

27. Совет принимает одно из следующих решений:

рекомендовать исключить учебник из федерального перечня учебников;

не рекомендовать исключать учебник из федерального перечня учебников.

28. Решения Совета оформляются протоколом заседания.

29. Исключение учебника из федерального перечня учебников осуществляется путем внесения в федеральный перечень учебников соответствующих изменений.

30. Протоколы Совета и приказы Минобрнауки России об утверждении федерального перечня учебников, о внесении изменений в федеральный перечень учебников публикуются Минобрнауки России в официальных печатных изданиях Минобрнауки России, размещаются на официальном сайте Минобрнауки России в сети Интернет.

1 Не является обязательным требованием.

2 Положительные экспертные заключения по результатам научной экспертизы, выданные до вступления в силу Порядка, принимаются для рассмотрения включения в федеральный перечень учебников до 15 февраля 2014 года.

3 Статья 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 48; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 26, ст. 3208; N 27, ст. 3477).

mosmetod.ru

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минобразования РФ от 09.07.2003 N 2959 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЭКСПЕРТНОМ СОВЕТЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРИСВОЕНИЯ (ПОДТВЕРЖДЕНИЯ) УЧЕБНЫМ ИЗДАНИЯМ ГРИФА МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ АПРОБАЦИИ (РАСШИРЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ) УЧЕБНИКОВ ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕГО ПРИСВОЕНИЯ ГРИФА «РЕКОМЕНДОВАНО МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  • На момент включения в базу документ опубликован не был

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ АПРОБАЦИИ (РАСШИРЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ) УЧЕБНИКОВ ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕГО ПРИСВОЕНИЯ ГРИФА «РЕКОМЕНДОВАНО МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения апробации (расширенной экспертизы) учебников для последующего присвоения грифа «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации» (далее — «Рекомендовано»).

Апробация (расширенная экспертиза) учебников (далее — апробация) — комплексное изучение практики использования в образовательном процессе в образовательных учреждениях учебников, соответствующих образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, специального (коррекционного) образования. Апробация является необходимым условием для рассмотрения вопроса о присвоении учебнику грифа «Рекомендовано».

2. Апробация проводится на основании документов Министерства образования Российской Федерации (далее — Министерство), Республиканского центра экспертизы, мультимедиа и телекоммуникаций в образовании (далее — Центр экспертизы) и настоящего Положения.

3. К апробации допускаются изданные учебники, имеющие гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации» (далее — «Допущено»).

4. Издательство направляет в соответствующее структурное подразделение Министерства заявление-представление на присвоение учебнику грифа «Рекомендовано» и два экземпляра учебника. В заявлении-представлении содержится информация о наличии грифа «Допущено», перечисляются не менее 5 субъектов Российской Федерации, в образовательных учреждениях которых используется учебник в практике обучения, и гарантируется оплата проведения апробации учебника.

5. Соответствующее структурное подразделение Министерства регистрирует заявление-представление издательства и с сопроводительным письмом направляет его в президиум Федерального экспертного совета Министерства образования Российской Федерации (далее — президиум ФЭС).

6. Президиум ФЭС рассматривает представленные структурным подразделением Министерства материалы, а также принимает решение о начале проведения апробации для последующего присвоения грифа «Рекомендовано», определяет 3 субъекта Российской Федерации из числа указанных издательством, устанавливает сроки апробации и количество общеобразовательных учреждений, принимающих в ней участие.

7. Сопроводительное письмо, два экземпляра учебника, решение президиума ФЭС направляются в Центр экспертизы.

8. Центр экспертизы заключает договор на проведение апробации с издательством. В договоре указываются сроки проведения апробации, порядок оплаты, ответственность сторон и другие условия.

9. Центр экспертизы заключает договор на проведение апробации учебника с институтами повышения квалификации и переподготовки кадров работников образования (далее — ИПКиПРО).

10. Центр экспертизы направляет в субъекты Российской Федерации нормативные документы, информационные и методические материалы, регламентирующие порядок проведения апробации учебника.

11. Секция Федерального экспертного совета Министерства (далее — секция ФЭС) назначает эксперта, который готовит рецензию по результатам проведенной апробации учебника.

12. Для проведения апробации учебника в качестве экспертов привлекаются учителя общеобразовательных учреждений различных видов, расположенных в городах, селах, поселках городского типа и т.п.

Участие учителей в апробации учебника является добровольным.

Группа учителей работает под руководством методиста. Методист назначается ИПКиПРО и отвечает за проведение апробации учебника.

13. Формирование групп учителей, разработка учебных планов занятий и семинаров-практикумов во время проведения апробации учебника, организация работы группы учителей с авторами осуществляются учреждением, ответственным за проведение апробации учебника.

14. Методист ИПКиПРО, ответственный за проведение апробации учебника, анализирует результаты апробации, готовит заключение, в котором отражается ход ее проведения, положительные и отрицательные стороны апробируемого учебника и рекомендации авторам о доработке учебника. Заключение методиста утверждает ученый совет ИПКиПРО.

Заключение и материалы апробации учебника, подготовленные учителями, направляются в Центр экспертизы.

15. Секция ФЭС рассматривает заключения методистов, материалы апробации учебника, подготовленные учителями, рецензию члена секции ФЭС о результатах проведенной апробации учебника и дает заключение секции ФЭС о целесообразности доработки учебника или о возможности присвоения учебнику грифа «Рекомендовано».

После рассмотрения учебника на секции ФЭС Центр экспертизы направляет в соответствующее структурное подразделение Министерства следующие материалы: учебник, заключение секции ФЭС, материалы апробации.

16. При решении секции о доработке учебника соответствующее структурное подразделение Министерства направляет в адрес издательства заключения методистов, заключение члена секции о результатах проведенной апробации, заключение секции ФЭС, учебник.

После доработки учебника издательство направляет в соответствующее структурное подразделение Министерства учебник, справку о его доработке. Соответствующее структурное подразделение Министерства направляет в Центр экспертизы указанные материалы с целью их рассмотрения на секции ФЭС.

17. При положительном решении секции ФЭС заключения методистов, материалы апробации учебника, подготовленные учителями, рецензию эксперта о результатах проведенной апробации учебника, заключение секции ФЭС, заключение структурного подразделения Министерства и учебник направляются структурным подразделением Министерства ответственному секретарю президиума ФЭС.

18. На основании положительного решения президиума ФЭС соответствующее структурное подразделение Министерства направляет в адрес заявителя письмо Министерства о присвоении учебнику грифа «Рекомендовано», заключение секции ФЭС, учебник.

19. Аналитическая обработка результатов апробации учебника (экспертных анкет и рекомендаций), подготовка заключений методистов, рецензия эксперта о результатах проведенной апробации учебника, заключение секции ФЭС оплачиваются Центром экспертизы за счет средств издательства в соответствии с договором на проведение апробации учебника.

zakonbase.ru

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 11 января 2007 г. N 4 Об экспертизе учебников

Зарегистрирован в Минюсте РФ 19 января 2007 г.

Регистрационный N 8804

В соответствии с пунктом 5.2.5 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 25, ст. 1350), приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке проведения экспертизы учебников.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 апреля 2005 г. N 107 «Об экспертизе учебников» (зарегистрирован Минюстом России 14 апреля 2005 г., регистрационный N 6509).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Свинаренко А.Г.

Положение о порядке проведения экспертизы учебников

1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения экспертизы учебников с целью обеспечения качества учебников и формирования федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (далее — федеральные перечни).

2. Объектом экспертизы является учебное издание, содержащее систематическое изложение содержания учебного предмета федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, его раздела, части, в соответствии с обязательным минимумом содержания основной образовательной программы по данному учебному предмету (далее — учебник).

3. Задача экспертизы — оценка соответствия содержания учебника федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования (обязательному минимуму содержания общего образования), возрастным и психологическим особенностям обучающихся, а также принадлежности учебника к системе учебников, обеспечивающих преемственность изучения учебного предмета в полном объеме на соответствующей ступени обучения (завершенной предметной линии учебников), и оценка соответствия содержания учебника современным научным представлениям с учетом уровня образовательной программы (ступени обучения).

4. Экспертиза учебников проводится по инициативе заказчика экспертизы. Заказчиками экспертизы являются юридические и физические лица, заинтересованные в проведении данной экспертизы.

5. Экспертиза учебников проводится Российской академией наук (далее — РАН) и Российской академией образования (далее — РАО) или иными организациями, имеющими в своем штате специалистов соответствующего профиля и квалификации, обладающих опытом проведения экспертизы учебных и научных материалов, включенными в список, формируемый Минобрнауки России (далее — экспертные организации).

6. Результат экспертизы оформляется в виде экспертного заключения.

7. Расходы, связанные с проведением экспертизы, оплачиваются по соглашению сторон.

II. Порядок проведения экспертизы

8. Для проведения экспертизы заказчик с 1 января по 1 марта текущего года направляет в экспертную организацию заявление, в котором указывается:

название учебника в соответствии с названием учебного предмета федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, класс, инициалы и фамилия автора(ов) в соответствии с титульным листом учебника;

количество представленных на экспертизу экземпляров;

наименование издателя учебника.

К заявлению прилагается учебник (или оригинал-макет учебника), а также учебники (или оригинал-макеты учебников), составляющие завершенную предметную линию учебников. По желанию заказчика к заявлению могут быть приложены пояснительная записка заказчика и материалы, дополняющие учебник.

9. При соответствии поступивших материалов требованиям, установленным пунктами 2 и 8 настоящего Положения, экспертная организация заключает с заказчиком экспертизы договор на проведение экспертизы.

10. Экспертиза учебников экспертными организациями проводится до

1 октября текущего года.

11. Решение экспертной организации оформляется в виде экспертного заключения на бланке экспертной организации, в котором указывается:

дата и регистрационный номер экспертного заключения;

инициалы и фамилия автора(ов) учебника;

для третьей ступени обучения — базовый или профильный уровень;

наименование издателя учебника.

Экспертное заключение должно содержать однозначный вывод о соответствии содержания учебника задаче экспертизы в соответствии с пунктом 3 настоящего Положения.

Отрицательное экспертное заключение должно быть аргументировано.

Экспертное заключение подписывается руководителем экспертной организации или уполномоченным лицом при наличии доверенности с указанием должности и фамилии лица, подписавшего экспертное заключение.

Положительное экспертное заключение составляется в двух экземплярах, которые в течение 10 рабочих дней с даты подписания направляются экспертной организацией письмами заказчику экспертизы и Минобрнауки России.

rg.ru

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 8 апреля 2005 г. N 107 Об экспертизе учебников

Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 апреля 2005 г.
Регистрационный N 6509

В целях обеспечения качества учебников и формирования федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке проведения экспертизы учебников.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Положение о порядке проведения экспертизы учебников

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации»* и от 6 апреля 2005 г. N 188 «О внесении изменения в Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации».

2. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения экспертизы учебников с целью обеспечения качества учебников и формирования федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (далее — федеральные перечни).

3. Объектом экспертизы являются учебники.**

4. Задача экспертизы — оценка соответствия содержания учебников современным научным представлениям с учетом уровня образовательной программы (ступени обучения), а также требованиям, предъявляемым к структуре и методическому аппарату учебников в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся.

5. Экспертиза учебников проводится по инициативе заказчика экспертизы. Заказчиками экспертизы являются юридические и физические лица, заинтересованные в проведении данной экспертизы.

6. Экспертиза проводится Российской академией наук (далее — РАН), Российской академией образования (далее — РАО) и иными организациями (далее — экспертные организации), имеющими в своем штате специалистов соответствующего профиля и квалификации, обладающих опытом проведения экспертизы учебных и научных материалов, включенными в список, формируемый Департаментом государственной политики в образовании Минобрнауки России (далее — Департамент).

7. Предметные секции Федерального совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации (далее — Федеральный совет) по результатам экспертизы принимают решения о соответствии учебников установленным требованиям, которые являются основанием для присвоения (подтверждения) учебникам грифов «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию» (далее -«Допущено») и «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию» (далее — «Рекомендовано»).

8. Присвоение (подтверждение) грифов «Допущено» и «Рекомендовано» осуществляет Департамент.

9. Организацию проведения экспертизы осуществляет организация, на которую возложено организационно-техническое обеспечение деятельности Федерального совета (далее — базовая организация).

10. Расходы, связанные с проведением экспертизы, оплачиваются по соглашению сторон.

II. Порядок проведения экспертизы и присвоения (подтверждения) грифа «Допущено»

11. Для проведения экспертизы и решения вопроса о присвоении (подтверждении) учебнику грифа «Допущено» заказчик направляет в базовую организацию заявление, в котором указываются:

название учебника в соответствии с текстом, размещенным на титульном листе;

фамилия, имя, отчество автора (авторов);

название учебного предмета в соответствии с утвержденным федеральным базисным учебным планом;

объем в условных печатных листах;

количество представленных на экспертизу экземпляров;

К заявлению прилагаются следующие материалы: учебник (готовый учебник или оригинал-макет учебника) в количестве трех экземпляров, гарантийное письмо об оплате экспертизы. По желанию заказчика к заявлению могут быть приложены заключения экспертов или заключения организаций, не являющихся экспертными организациями, а также справка об авторах.

12. Базовая организация в течение пяти рабочих дней с момента поступления заявления определяет комплектность представленных на экспертизу материалов.

13. В случае представления неполного комплекта материалов базовая организация возвращает заявление и приложенные к нему материалы заказчику.

14. При соответствии поступивших материалов установленным требованиям базовая организация заключает с заказчиком экспертизы договор на организацию проведения экспертизы. По желанию заказчика экспертиза может проводиться поэтапно (1 этап — на предмет соответствия содержания учебника современным научным представлениям с учетом уровня образовательной программы (ступени обучения), 2 этап — на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к структуре и методическому аппарату учебников в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся) или одновременно.

15. По окончании экспертизы экспертные организации направляют в базовую организацию экспертные заключения, содержащие вывод о соответствии или несоответствии учебника установленным требованиям.

Отрицательное заключение должно быть аргументировано.

16. Базовая организация в течение трех рабочих дней с момента получения экспертных заключений:

направляет копии экспертных заключений заказчику;

передает на рассмотрение Федеральному совету следующие материалы: оригиналы экспертных заключений, один экземпляр учебника, справку об авторах и заключения (при их наличии), представленные заказчиком в соответствии с пунктом 11 настоящего Положения.

17. Предметная секция Федерального совета не позднее двадцати рабочих дней с момента передачи Федеральному совету оригиналов экспертных заключений, учебника и других материалов, указанных в пункте 16 настоящего Положения, рассматривает представленные материалы и принимает одно из следующих решений:

рекомендовать присвоить (подтвердить) учебнику гриф «Допущено»;

не рекомендовать присваивать (подтверждать) учебнику гриф «Допущено».

18. Базовая организация в течение трех рабочих дней с момента принятия решения предметной секцией Федерального совета:

письменно информирует заказчика о решении предметной секции Федерального совета;

направляет в Департамент положительное решение предметной секции Федерального совета, копии экспертных заключений и копии заключений (при их наличии), представленные заказчиком в соответствии с пунктом 11 настоящего Положения.

Решение предметной секции Федерального совета действительно в течение шести месяцев.

19. Департамент в течение десяти рабочих дней с момента получения положительного решения предметной секции Федерального совета и материалов, указанных в пункте 18 настоящего Положения, рассматривает вопрос о присвоении (подтверждении) учебнику грифа «Допущено» и письменно информирует заказчика и базовую организацию о принятом решении.

III. Порядок проведения экспертизы и присвоения (подтверждения) грифа «Рекомендовано»

20. Гриф «Рекомендовано» может присваиваться (подтверждаться) учебнику, имеющему гриф «Допущено» («Рекомендовано»), входящему в состав завершенной предметной линии учебников и использующемуся в образовательных учреждениях не менее трех лет.

21. Завершенная предметная линия учебников представляет собой совокупность учебников, имеющих грифы «Допущено» или «Рекомендовано» и обеспечивающих преемственность изучения учебного предмета в полном объеме на соответствующей ступени обучения.

22. Для проведения экспертизы и решения вопроса о присвоении (подтверждении) учебнику грифа «Рекомендовано» заказчик экспертизы направляет в базовую организацию заявление, в котором указываются:

название учебника в соответствии с текстом, размещенным на титульном листе;

фамилия, имя, отчество автора (авторов);

название учебного предмета в соответствии с утвержденным федеральным базисным учебным планом;

перечень учебников, составляющих вместе с представленным учебником завершенную предметную линию учебников;

объем в условных печатных листах;

количество представленных на экспертизу экземпляров;

К заявлению прилагаются следующие материалы: учебник (готовый учебник или оригинал-макет учебника) в количестве трех экземпляров, гарантийное письмо об оплате экспертизы, а также учебники, составляющие вместе с представленным учебником завершенную предметную линию учебников (в количестве трех экземпляров каждого), документы, подтверждающие присвоение каждому учебнику, входящему в завершенную предметную линию учебников, грифа «Допущено» («Рекомендовано»), список субъектов Российской Федерации (не менее семи), в которых данный учебник использовался на протяжении последних трех лет. По желанию заказчика экспертизы к заявлению может быть приложена справка об авторах.

23. Базовая организация в течение пяти рабочих дней с момента поступления заявления определяет комплектность представленных на экспертизу материалов.

24. В случае представления неполного комплекта материалов они возвращаются вместе с заявлением заказчику экспертизы.

При соответствии поступивших материалов установленным требованиям базовая организация:

определяет, по согласованию с Департаментом, из каких пяти субъектов Российской Федерации, в которых данный учебник использовался на протяжении последних трех лет, заказчик должен представить заключения образовательных учреждений повышения квалификации педагогических работников или образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку по направлениям и специальностям педагогического профиля, по результатам использования учебника в образовательных учреждениях;

заключает с заказчиком экспертизы договор на организацию проведения экспертизы.

Указанные в настоящем пункте заключения должны быть представлены заказчиком экспертизы в базовую организацию не позднее тридцати пяти рабочих дней с момента заключения договора.

25. Для проведения экспертизы базовая организация дополнительно передает экспертным организациям учебники (по 1 экземпляру каждого наименования), составляющие вместе с представленным учебником завершенную предметную линию учебников.

26. Базовая организация в течение трех рабочих дней с момента получения экспертных заключений и заключений, указанных в пункте 24 настоящего Положения:

направляет копии экспертных заключений заказчику;

передает на рассмотрение в Федеральный совет следующие материалы: оригиналы экспертных заключений, один экземпляр учебника, справку об авторах (при наличии таковой), учебники (по одному экземпляру каждого наименования), составляющие вместе с представленным учебником завершенную предметную линию учебников, и заключения, указанные в пункте 24 настоящего Положения.

27. Предметная секция Федерального совета не позднее двадцати рабочих дней с момента передачи Федеральному совету учебников и материалов, указанных в пункте 26 настоящего Положения, принимает одно из следующих решений:

рекомендовать присвоить (подтвердить) учебнику гриф «Рекомендовано»;

рекомендовать подтвердить учебнику гриф «Допущено» (при согласии заказчика);

не рекомендовать присваивать (подтверждать) учебнику гриф «Рекомендовано».

28. Базовая организация в течение трех рабочих дней с момента принятия решения предметной секцией Федерального совета:

письменно информирует заказчика о решении предметной секции Федерального совета;

направляет в Департамент положительное решение предметной секции Федерального совета, копии экспертных заключений и заключений, предусмотренных пунктом 24 настоящего Положения.

Решение предметной секции Федерального совета действительно в течение шести месяцев.

29. Департамент в течение десяти рабочих дней с момента получения материалов, предусмотренных пунктом 28 настоящего Положения, рассматривает вопрос о присвоении (подтверждении) грифа и письменно информирует заказчика и базовую организацию о принятом решении.

IV. Сроки и порядок действия грифов

30. Гриф «Допущено» («Рекомендовано») действителен в течение 5 лет с момента принятия Департаментом решения о присвоении (подтверждении) учебнику соответствующего грифа.

31. Учебники, имеющие гриф «Допущено» («Рекомендовано»), включаются в федеральные перечни.

32. В случае внесения изменений в текст учебника в пределах срока действия грифа заказчик экспертизы обязан информировать Федеральный совет о внесенных изменениях и по требованию Федерального совета представить учебник на подтверждение соответствующего грифа.

33. В случае нарушения требований, предусмотренных пунктом 32 настоящего Положения, Департамент вправе принять решение об аннулировании грифа и исключении учебника из федеральных перечней.

* Собрание законодательства Российской Федерации 2004, N 25, ст. 2562.

** Справочно: «Учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания» (ГОСТ 7.60-2003, дата введения 2004-07-01).

rg.ru

Популярное:

  • Реестр примерной образовательной программы основного общего образования Реестр примерной образовательной программы основного общего образования 8(495)912-63-37 [email protected] Реестр примерных основных образовательных программ: Примерная основная образовательная программа основного […]
  • Приказ минспорта рф от 12092013 730 Приказ Министерства спорта РФ от 12 сентября 2013 г. № 730 “Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области […]
  • Реестр пооп дошкольного образования Реестр пооп дошкольного образования 8(495)912-63-37 [email protected] Реестр примерных основных образовательных программ: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования Реестр примерных […]
  • Приказ 1008 минобрнауки от 29082013 Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" Приказ Министерства […]
  • Приказ 464 от 140613 минобразования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 июня 2013 г. N 464 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам […]
  • Ст17 закона рф о социальной защите инвалидов в рф Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 399-ФЗ "О внесении изменений в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Документ является […]
  • Отбывают срок наказания Отбывают срок наказания Обзорпрактики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного СудаРоссийской Федерации за второе полугодие 2013 года Срок отбывания наказания надлежит исчислять со дня постановления приговора с зачётом […]
  • Федеральный закон от 27072010 208-фз Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ"О консолидированной финансовой отчетности" С изменениями и […]