Поместный приказ создан при

ПОМЕСТНЫЙ ПРИКАЗ

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973—1982 .

Смотреть что такое «ПОМЕСТНЫЙ ПРИКАЗ» в других словарях:

Поместный приказ — одно из центральных управлений в московском государстве XVI и XVII века, возникшее, вероятно, в первой половине XVI века. В памятниках второй половины XVI века и начала XVII оно носит название Поместной избы. Поместный приказ существовал и в… … Википедия

ПОМЕСТНЫЙ ПРИКАЗ — центральное государственное учреждение в России в сер. 16 в. 1720. Наделял дворян поместьями, контролировал изменения в сфере землевладения, производил описания земель и переписи населения, а также сыск беглых крестьян. Центральная судебная… … Большой Энциклопедический словарь

ПОМЕСТНЫЙ ПРИКАЗ — ПОМЕСТНЫЙ ПРИКАЗ, центральное государственное учреждение в середине 16 в. 1720. Первоначально назывался Поместной избой. Наделял служилых людей поместьями, ведал фондом пустых поместных земель, регистрировал и контролировал изменения в сфере… … Русская история

Поместный приказ — центральное государственное учреждение в России в сер. 16 в. 1720. Наделял дворян поместьями, контролировал изменения в сфере землевладения, производил описания земель и переписи населения, а также сыск беглых крестьян. Центральная судебная… … Политология. Словарь.

поместный приказ — центральное государственное учреждение в России в середине XVI в. 1720. Наделял дворян поместьями, контролировал изменения в сфере землевладения, производил описания земель и переписи населения, а также сыск беглых крестьян. Центральная судебная … Энциклопедический словарь

ПОМЕСТНЫЙ ПРИКАЗ — центральное правительственное учреждение России XVI – начала XVIII в., ведавшее вопросами феодального землевладения. В исторических документах впервые упоминается в 1577 г. П.п. был тесно связан с Разрядным приказом, так как оформлял «отводы»… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

Поместный приказ — одно из центральных управлений в московском государстве XVI и XVII вв., возникшее, вероятно, в первой половине XVI в. В памятниках второй половины XVI в. и начала XVII в. оно носит название Поместной избы. П. приказ существовал и в XVIII в., пока … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Поместный приказ — один из центральных государственных органов России середины 16 начала 18 вв. Образовался в середине 50 х гг. 16 в. в связи с военными и земельными реформами в результате выделения круга дел, исполнявшихся ранее в ведомствах казначеев,… … Большая советская энциклопедия

Поместный приказ — ПОМѢСТНЫЙ ПРИКАЗЪ. См. Приказы Московскаго государства1. [1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был … Военная энциклопедия

ПОМЕСТНЫЙ — 1. ПОМЕСТНЫЙ1 [сн], поместная, поместное (ист.). прил. к поместье во 2 знач. Поместные дворяне. Поместные доходы. Поместный строй. Поместный приказ (центральное управление в Московском государстве 16 и 17 вв., ведавшее поместьями и вотчинами).… … Толковый словарь Ушакова

dic.academic.ru

История финансового контроля

Финансовое управление и организация финансового контроля в Русском государстве в XV–XVII веках

Во второй половине XV в. начался новый этап в становлении централизованного Русского государства.

Вокруг Московского княжества были объединены Великий Новгород, Тверское княжество, большая часть Рязанского и целый ряд мелких уделов. Начались военные действия по освобождению захваченных Литвой русских земель. Практически бескровно была свергнута Орда.

Однако новое Русское государство, собранное московскими князьями, было государством бедным, доходы великих князей были очень невелики, населения было мало, мало было городов и промыслов, не было денег содержать войско. Поэтому, объединяя страну, московское правительство в то же время ломало и видоизменяло прежнее разнохарактерное управление: союз земель под главенством великого князя сменялся единым государством, на смену пестрым договорам с князьями-вассалами шла единообразная административная система. Бывшие удельные князья неуклонно теряли свои земли и низводились до положения служилых вотчинников.

Усложняется политическая структура государства: кроме боярской Думы, власть начинают осуществлять дьяки, по тому времени высокообразованные администраторы, которым князь приказывал ведать определенными отраслями управления. Да и сама боярская Дума, хотя и сохранила прежнее свое значение, но практически полностью изменила свой состав по сравнению с Думой удельного периода.

Самый главный элемент прежней Думы, состоявший из высших сановников дворцового управления, теперь стал мало заметен. Дворцовые управители уступили свое место в Думе начальникам появившихся новых учреждений – приказов.

Приказы занимали среднюю ступень между Думой и местными органами управления. Одни из этих учреждений заменили собой существовавшие в удельный период структуры дворцово-хозяйственного управления, другие являлись центрально-областными учреждениями для уделов по мере присоединения каждого из них к Москве.

Практически все приказы имели отношение к финансовому управлению. Одни из них были чисто финансовыми и ведали финансовым управлением (наблюдение за сбором податей, исполнением повинностей и т.д.) на всей или значительной части государства; другие, управляя определенной частью территории России, заведовали в ней также финансовой частью; третьи, имея в полном своем, в том числе финансовом, ведении определенную часть территории, ведали, кроме того, некоторыми отраслями финансового управления и в других частях государства.

К числу специальных финансовых приказов относились:

Приказ Большого прихода

Был учрежден при царе Иване IV Грозном (1533–1584). Приказ заведовал в Москве и других городах Московского государства доходами с лавок и частных дворов, с погребов, с меры, чем всякие товары и питье меряют, а также таможенными пошлинами, мытом, перевозом и мостовщиной. Доходов в нем собиралось около 500 тыс. рублей. Они расходовались на корм иностранным послам и купцам, на жалованье русским посланникам и гонцам в иные государства, на устройство судов для хлебного, соляного и рыбного промыслов, на жалованье служащим в приказе и подведомственных ему соляных заводах и пр.

Приказ “Новая четверть”

Приказ заведовал питейными сборами и разбирал корчемные дела по продаже питья и табака в Москве и многих других городах Московского государства. В царствование Алексея Михайловича (1645–1676) в Приказ поступало ежегодно более 100 тыс. рублей.

Печатный приказ

Относился к числу старейших приказов. В этом приказе скреплялись Государевой печатью и взимались пошлины с жалованных и охранительных грамот и указов, данных частным лицам, памятей, подорожных и пр. В приказ присылались также печатные пошлины, взимавшиеся в разных городах государства с откупных договоров на оброчные статьи.

Поместный приказ

Основан при Иване IV Грозном (1533–1584). В ведении приказа находилась вся земля Московского государства, а также вопросы владения землей и ее купли-продажи. Доходы приказа состояли из пошлин, которые взыскивались при переходе земли от государства к частному собственнику и от одного частного собственника к другому.

Казенный приказ

Был основан при Иване IV Грозном (1533–1584). По сути, приказ был царским казначейством, где хранились золото, серебро, сосуды, бархат, шелк и другие драгоценности, которые употреблялись в царском обиходе и шли на жалование боярам, окольничим, думным людям, стрельцам московским и всех других городов, солдатам и прочим чинам. Вместе с этим в приказ ежегодно поступало около 3 тыс. рублей от нескольких сотен посадских и торговых людей ему подведомственных.

Ямской приказ

Существовал уже при Великом князе Василии III (1505–1533). Приказ ведал ямщиками всего государства и исполнением ими ямской повинности. Он же платил им жалованье и прогоны. Деньги для этой цели в количестве около 50 тыс. рублей ежегодно собирались Ямским приказом со всего Московского государства.

В число приказов, управляющих территориями России и финансами в них, входили:

Приказ Большого дворца

Впервые упоминается в 1547 г. Приказу были подведомственны более сорока городов с их доходами. Этот же приказ заведовал дворцовыми селами и черными волостями, кроме тех, которые находились в ведении особых приказов. Из подведомственных сел и волостей в приказ поступали подати хлебом и деньгами, откупные деньги и прочие средства. В него также поступали подати и натуральные повинности от восьми Московских слобод торговых и ремесленных людей. Кроме этого в непосредственном ведении приказа находились царские дворцы: Сытенный, Кормовой, Хлебный и Житенный, на которых приготавливались, хранились и расходовались кушанья и напитки для царского дома и для лиц, получающих содержание непосредственно от дворца.

В приказ ежегодно поступало около 120 тысяч рублей доходов.

Приказ Казанского дворца

Был учрежден при Иване IV Грозном (1533–1584). В царствование Алексея Михайловича (1645–1676) приказ ведал Казанским и Астраханским царствами, а также так называемыми понизовыми городами. В более ранний период (1599–1637 гг.) он ведал и Сибирским царством. Денежные доходы поступали в приказ только с понизовых городов (среднее и нижнее Поволжье), доходы же с царств Казанского и Астраханского оставались на месте и расходовались на жалованье ратным и служивым людям и на заводы соляные, судовые и рыбные.

Сибирский приказ

Был учрежден в 1637 г. для управления Сибирью. В царствование Алексея Михайловича (1645–1676) под его управлением находилось больше сорока городов, кроме пригородов. Денежные средства в приказ не поступали, так как полученные доходы употреблялись на жалованье местных служилых людей. Вместе с этим в приказ присылалось много мягкой рухляди, ценность которой, по свидетельствам очевидцев, достигала более 600 тыс. рублей; частью она продавалась, частью дарилась царем иностранцам и другим лицам. Для оценки рухляди ежегодно из торговых и гостиных людей определялась своего рода комиссия, члены которой “приводились ко кресту”.

Приказом управлял тот же боярин, что и приказом Казанского дворца.

Новгородский приказ

В разные времена приказ носил разные названия. Окончательно получил это наименование в 1670 г. Приказ ведал Великим Новгородом, Псковом, Нижним Новгородом, Архангельском, Вологдой и иными поморскими городами приграничными со Швецией. Ежегодно из этих городов поступало в Приказ чистых доходов на сумму около 100 тыс. рублей, с учетом проведенных расходов на жалованье служилым людям и другие выплаты.

Приказ “Устюжская четверть”

В документах такое название впервые встречается в 1611 г. Приказ ведал Великим Устюгом и многими другими городами в разных частях государства. Ежегодные доходы приказа составляли около 20 тыс. рублей, которые, как и в других приказах, употреблялись на жалованье служилым людям гражданской и военной службы.

Приказ “Костромская четверть”

Впервые упоминается в 20–30 годах XVII в. Приказ ведал Ростовом, Ярославлем, Костромой и другими городами. Ежегодные доходы приказа составляли около 30 тыс. рублей. Расходы приказа производились в том же порядке, как и в других приказах.

Приказ “Галицкая четверть”

Впервые упоминается в 1606 году; получил статус приказа в 1680 году. В ведении приказа находилось девятнадцать городов, с которых ежегодно поступало доходов на сумму около 12 тыс. рублей.

Приказ “Малые России”

Был учрежден в середине XVII в., после воссоединения украинского и русского народов в единое государство. В ведении приказа находились Малая Россия, войско Запорожское, казаки и города Киев и Чернигов.

Управлял приказом тот же боярин, что и “Галицкой четвертью”.

Хлебный приказ

Существовал в 1663–1679 гг. В 1679 г. был присоединен к приказу Большого дворца. Приказу были подведомственны некоторые города, волости и села, с которых ежегодно поступали доходы на 20 тыс. рублей. В подведомственных приказу местах были устроены так называемые зерновые пашни на царя, с которых собирались государственные хлебные запасы (отсюда приказ и получил свое название).

Земские (старый и новый) приказы

В их ведении были московские посадские люди и небольшие города. Доходы поступали от продажи дворовых мест в Москве и от подчиненных приказу городов в размере около пятнадцати тысяч рублей ежегодно.

К приказам, управляющими территориями (городами) России и ведавшими отдельными сферами финансового управления относились:

Приказ Большой казны

Был учрежден при Иване IV Грозном (1533–1584). Приказу были подчинены определенные города, с которых поступали некоторые виды доходов. Ему были подведомственны также гости, гостиная и суконная сотни, торговые люди многих городов, мастера серебряного дела, монетное дело с денежными дворами во всем государстве и Тульский железоделательный завод. Ежегодно в приказ поступали доходы на сумму около 300 тыс. рублей, которые расходовались на различные цели, по обстоятельствам.

Конюшенный приказ

Существовал с конца XVI в. Приказ заведовал царскими конюшнями, царской звериной охотой и всеми служащими по этой части. Средства на содержание приказа поступали как из приказа Большой казны, так и из собственных доходов, полученных от подведомственных ему сел и монастырских вотчин, с одной слободы торговых людей, бань в Москве и других городах и др. Ежегодные доходы Приказа составляли до 10 тыс. рублей.

Каменный приказ

Был учрежден в царствование Федора II Борисовича Годунова (1605). Приказ ведал каменным делом всего Московского государства, включающего в себя обязательную повинность населения со всеми мастерами каменных дел, известковыми и кирпичными заводами в Москве. Приказу были подведомственны доходы городов, где “белый камень добывался”.

Посольский приказ

Учрежден при Иване IV Грозном (1533–1584). Приказ управлял делами посольскими и ведал иностранцами, проживающими в России. В дальнейшем ему было передано управление почтой, учрежденной при Алексее Михайловиче (1645–1676) для облегчения внешних и дипломатических сношений. Кроме этого, приказу были подведомственны донские казаки, пленные татары, а также города Пермь, Чердынь и Соль Камская. В разные времена Посольскому приказу в подчинение передавались и другие Приказы со всеми подведомственными им городами.

Приказ Разряд

Учрежден при Иване III (1462–1505). Приказ составлял как бы часть царской Думы и служил местом, откуда рассылались царские указы по всем отраслям военного и гражданского управления. Благодаря такому положению приказ стоял выше всех других приказов. В ведении приказа было военное дело, а также некоторые города.

Пушкарский приказ

Впервые встречается в документах в 1582 г. под названием Пушечного приказа. В ведении приказа находилось все устройство артиллерии и ее обеспечение. Большая часть средств на содержание артиллерии выдавалась из приказа Большой казны, но Пушкарский приказ имел и свои собственные доходы, которые непосредственно поступали из нескольких небольших городов, которые состояли в его полном ведении. Непосредственно в этот приказ поступали также всякие специальные сборы на артиллерию.

Стрелецкий приказ

Был учрежден при Иване IV Грозном (1533–1584). Приказу подчинялись все московские и городовые стрелецкие приказы, число которых в царствование Алексея Михайловича (1645–1676) было больше двадцати. Стрелецкие приказы собирали со всего государства доходы на жалованье стрелецкому войску. Доходы собирались хлебом и деньгами.

В последнюю четверть XVII в. в этот приказ были переданы дела из Костромской четверти и Ямского приказа, а в 1701 году, при Петре I (1682–1725), в связи со стрелецкими мятежами и формированием регулярного войска этот приказ был переименован в приказ Земских дел.

Рейтарский и Иноземский приказы

Каждый Приказ существовал самостоятельно до их объединения в 1680 г.

Рейтарский приказ собирал со всего государства деньги на жалованье ратным людям.

Приказ Иноземский заведовал иностранцами и главным образом теми из них, которые состояли на русской военной службе. В финансовом управлении он играл незначительную роль, так как доходы, поступавшие в этот приказ, были очень невелики.

Проблемы организации контроля за действиями власти так же сложны и многообразны, как и проблемы жизни и организации общества и государства. Эти проблемы всегда возникали вслед за изменениями в жизни общества и государства и требовали к ним соответствующей поднастройки.

В период царствования Ивана IV Грозного (1533–1584), в ходе введения системы местного самоуправления, границы между центральной властью и представительной властью (избранной) определились. Контроль в этой ситуации получил более широкую и надежную основу для своего проведения. При этом, как следует из исторических документов, организация самоуправления и система взаимоотношений центральной и местной власти и взаимоконтроля была построена с учетом опыта Англии, перенимаемого в ходе расширяющихся взаимоотношений между Россией и Англией в лице Ивана IV и Королевы Англии Елизаветы I (1558–1603).

После смерти Ивана Грозного на русский престол вступил его сын царь Федор I (1584–1598), который после 14-летнего царствования умер, не оставив после себя наследника. На Руси началась междоусобица, известная как “смутное время”. Управление государством оказалась в руках авантюристов и иноземцев. Положение страны, терзаемой интервентами, охваченной восстаниями недовольных горожан и крестьян, мятежами бояр, волнениями казачества, церковными смутами, было крайне тяжелым.

Несмотря на это, Россия вновь начала подниматься из хозяйственной разрухи. Население страны достигло 10 млн. человек. Число городов к середине XVII в. достигло 254. В Москве уже насчитывалось около 200 тыс. жителей.

Началась колонизация и освоение поволжских и сибирских земель, стали выделяться районы товарного производства хлеба и крупные центры его внутреннего сбыта, такие как Вологда, Архангельск, Кунгур. Дальнейшее развитие получили мануфактуры, укрепились общерусские рыночные связи и их центры – Нижний Новгород, Ирбит и другие города. Через Архангельск шла торговля с Англией и Голландией; через Астрахань Россия торговала теперь с Хивой, Бухарой, Персией; двинулись караваны и на восток, в Китай, торговле с которым содействовал заключенный в 1689 г. Нерчинский договор. Были введены единые (5%) торговые пошлины внутри страны и значительно более высокие (до 19%) с иностранных купцов. Вместе с этим в течение XVII в. налоги удвоились, а реальная ценность денег упала на 25 %.

При первых Романовых – царе Михаиле Федоровиче (1613–1645) и его сыне, Алексее Михайловиче (1645–1676), – началась смена характера, содержания и стиля правления. Начинался качественно новый период в истории России, который характеризовался укреплением государственности и центральной власти. В стране усилилась необходимость создания органов государственного контроля.

Народные восстания в странах Западной Европы против абсолютизма и налогового гнета и буржуазные революции XVII в., возглавляемые парламентами (Англия, Франция и др.), добивавшиеся также установления контроля над государственными финансами закончились поражением. Однако при этом проводимая в этих странах политика меркантилизма стала осуществляться под определенным контролем (например, во Франции с 1665 по 1683 годы контроль над финансами осуществлял генеральный контролер (суперинтендант) финансов Ш.-Б. Кольбер). В конечном итоге установление парламентского контроля над государственными финансами преследовало политические цели и стремилось к превращению контрольных органов в специальный инструмент политического воздействия на власть монарха.

В 1647 г. царем Алексеем Михайловичем Романовым создан Счетный приказ, который был не постоянно действующим учреждением, а, скорее, временной комиссией.

Счетный приказ распускался по завершении очередной ревизии. Так, в 1656 году учреждение было вновь создано для ревизии деятельности Приказа Большой Казны за 50 лет и проверки раздачи полкового жалования во время войны с Польшей.

В дальнейшем в ведении Счетного приказа находились доходы и расходы российского государства, а также остатки по книгам за многие годы.

Счетный приказ считал государственные доходы и расходы по книгам других центральных приказов и земельных учреждений; в некотором роде выполнял функции казначейства, куда поступали недоимки прошлых лет и остатки из ассигнованных по разным ведомствам сумм, если они оставались; обращался в другие Приказы с запросами по исполнению ассигновок, данных должностным лицам, послам, полковым воеводам; вызывал к отчету из городов земских целовальников с их приходно-расходными книгами.

Местного контроля в то время не существовало, поэтому ревизия и контроль проводились следующим образом.

Начальники специальных финансовых органов (кабацких, таможенных и т.д.) по окончании срока их службы представляли книги для счета или главному местному начальнику — воеводе, или выборным Земским властям.

В первом случае воеводы делали обсчет всех сборов за год, определяли, на сколько по сравнению с прошлым годом собрано больше доходов либо сколько и почему их недобрано; составляли по результатам обсчета “счетный список”, который затем для окончательного счета и сличения с подлинными книгами отправляли в Счетный приказ. Во втором случае из посадских людей выбирались по три или четыре наиболее достойных человека из каждой имущественно-возрастной группы. Этим лицам вместе с земскими старостами поручалось проконтролировать черновые книги сборщиков налогов и на их основании составить “белые книги”. Белые книги читались вслух и всенародно обсуждались, в том числе на предмет финансовых сокрытий.

После такой “народной” ревизии на местах финансовые сборщики и книги направлялись в Москву для окончательного отчета.

Материал подготовлен А. Г. Андреевым и Д. В. Никольским

www.ach.gov.ru

Чем ведал разрядный приказ?

Разря́дный прика́з — государственное учереждение в Московском государстве XVI—XVII веков, ведавшее служилыми людьми, военным управлением, а также южными (сейчас — украинскими) городами Руси.
Первую широкомасштабную военную реформу связывают с деятельностью Ивана IV (Грозного) .

С объединением русских земель вокруг Москвы, удельные князья были вынуждены переходить на службу к Великому князю, занимая должности в государственной администрации. Вместе с ними переходили в Москву и двор с дружиной, которые сливались с московским дворянством. Уже при Иване III начинает складываться значительное служилое сословие, основу которого составили воины поместного войска, получающие за службу наделы земли с проживающими на них крестьянами.

На поместное войско и сделал ставку Иван IV. На «Соборе примирения» в 1549 году 18-летний царь заявил о необходимости перемен в стране и определил их направленность

Создается централизованная система управления и снабжения войск через специальные органы — приказы (Разрядный, Стрелецкий, Поместный, Пушкарный и т. д.) . Все функции по руководству поместным войском были возложены на Разрядный приказ.

На случай войны основные чины Разрядного приказа находились при царе и создавали своеобразный «генеральный штаб» .

Разрядный был крупнейшим военным приказом, ведавший комплектованием русской армии и административного аппарата людьми, служащими по наследственной сословной повинности. Его дьяки периодически проводили специальные смотры, на которых определялась способность детей боярских и людей, претендующих на этот чин, к воинской службе.

Всех прошедших смотры разряжали (верстали) на службу: определяли размер земельного и денежного жалованья, назначали в конкретные полки, на сторожевую или городовую службу.

В приказе вёлся пофамильный учет всех служилых людей в государстве с записью перемещений по службе и фиксацией изменений поместного и денежного жалованья.

Фактически этот приказ выполнял функции министерства обороны или генштаба, в нем оформлялись все распоряжения о военных походах и материальном обеспечении войск, осуществлялось руководство постройкой крепостей и закладкой пограничных городков, организацией гарнизонной и пограничной сторожевой службы.

Кроме того, в его ведении было назначение на многие государственные должности, включая самые ответственные. Именно высокие госдолжности были «головной болью» руководства этого приказа, так как при назначении наместников и воевод возникали самые ожесточенные местнические споры, первичное разрешение которых тоже входило в компетенцию этого приказа. .

Серьезные меры были приняты по упорядочению комплектования и прохождения службы в поместном войске. Служба стала пожизненной и наследственной, что закрепило «Уложении о службе» 1556 года. При необходимости выступить в поход, владельцы вотчин и поместий прибывали на сборные пункты «конными, людными и оружными» . После проведения смотров их расписывали по полкам для выступления в походы, назначали на охрану пограничных рубежей или на несение гарнизонной и осадной службы.

Была создана система контроля, теперь уклоняться от службы стало опасно, можно было лишиться не только поместья, но и жизни.

Детей служилых людей по достижении ими 15 лет записывали в «дети боярские» — низший чин провинциального дворянства, закрепляли за ними участки земли для «кормления» , и с этого времени для них начиналась многолетняя военная служба.

otvet.mail.ru

§ 2. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ. ОБРАЗОВАНИЕ ПРИКАЗНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Создание централизованного государства вызвало необходимость перестройки и органов центрального управления. Старую примитив-

ную систему управления с помощью введенных и путных бояр, а также учреждения приказного типа (Казенный двор) к середине XVI в.

Проблема возникновения приказной системы управления является одним из наиболее сложных вопросов истории государственности дореволюционной России.

Подавляющее большинство дворянских и буржуазных историков относило возникновение приказов уже к концу XV в., связывая их происхождение с разросшимися функциями «Казны», ростом значения в деле управления Боярской думы, механическим переводом в Москву органов управления присоединенных княжеств.

История приказной системы управления привлекала внимание и советских историков (С. В. Бахрушина, М. Н. Тихомирова, Л. В. Черепнина, П. А. Садикова, А. А. Зимина, И. И. Смирнова, Н. Е. Носова, С. О. Шмидта, А. Н. Леонтьева и др.).

Впервые в советской историографии вопросы возникновения приказной системы управления поставил А. А. Зимин, связавший создание приказной системы с реформами Ивана IV в 50-х годах XVI в.26

Осуществление отдельных функций государства в XV в. поручалось боярам, а также неродовитым, но грамотным чиновникам — дьякам. Постепенно эти нерегулярные поручения («приказы») получали более постоянный характер. Появились такие должности, как казначей, печатник, разрядный и ямской дьяки. Первоначально в XV в. Эти должностные лица осуществляли свои задачи без вспомогательного аппарата. Но с усложнением задач им давались «для письма» (с нач. XVI в.) чиновники помельче — подьячие, объединенные в особом помещении — канцелярии-«избе», «дворе». Процесс образования «изб», «дворов»-канцелярий растянулся на несколько десятилетий (с конца XV в. и до середины XVI в.) и был неодновременным. Должностные лица, не имевшие своих канцелярий-«изб», вели делопроизводство в уже сложившихся «избах», «дворах». Так, в первом из возникших «дворов» (Казенном) впредь до образования соответствующих «изб» велись разрядные, поместные, разбойные, ямские и другие дела.

Каждая «изба» или «двор» вместе с возглавлявшим ее должностным лицом представляла зародыш будущего приказа. С середины XVI в. «избы»-канцелярии стали превращаться в постоянно действующие центральные бюрократические государственные учреждения — приказы. Это нашло выражение и в увеличении круга их задач, появлении чиновничье-бюрократической иерархии и внутренней струк-

туры, складывании определенных приказных порядков деятельности и форм делопроизводства.

Важнейшим звеном аппарата централизованного государства была армия, состоявшая из феодальных ополчений князей и бояр — вассалов великого князя московского, а также служилых людей — дворян и детей боярских. Объединение русских земель вокруг Москвы, борьба русского государства с татарами, турками, Ливонским орденом, польскими и литовскими феодалами требовали постоянного усиления и усовершенствования вооруженных сил.

Ряд первых центральных государственных учреждений русского национального государства имели военное назначение. К этой группе относились Разрядный, Поместный приказы, а также Оружейная палата.

Во второй половине XVI в. появились другие приказы этой группы: Стрелецкий, Пушкарский, Каменных дел, Оружейный, Бронный, Аптекарский.

Разрядный приказ возник при дьяке «с разрядом»27. О разрядном дьяке мы находим намеки еще в росписи воевод новгородского похода 1478 г., а о существовании разрядного приказа сохранились известия с 1531 г. В одной из разрядных книг сообщается о том, что в лето 7039 (1531 г.) «князь великий наложил опалу свою на князя Ивана Воротынскова. и велел их с Тулы дьяку Афанасию Курицыну привести к Москве в Разряд»28.

Разрядный приказ ведал личным составом армии Русского государства: заведывал ее комплектованием, учетом, денежными и поместными окладами. На особых смотрах, проводимых приказом для дворян и детей боярских, определялась способность их к воинской службе. Каждого нового служилого человека («новика») на смотре «верстали» на военную службу, т. е. определяли размер его земельного и денежного жалованья. Первоначально существовало до 25 «статей» этого «верстания»; к концу XVI в. их число было сведено до 6. Для определения в «статью» учитывались происхождение, опыт предыдущей службы и т. д. Верстание по первой высшей статье давало служилому человеку 350 четей земли и 12 руб. жалованья в год. Самая низшая статья давала 100 четей земли и 5 руб. в год.

Служилые люди обязаны были выходить на смотры и войну «конны, людны и оружны», т. е. выставлять вооруженных слуг или холопов, вначале «по силе», а со времени издания Уложения о службе 1555 г. «со ста четвертей добрые угожей земли человек на коне и в доспесе в полном, а в дальний поход о дву конь». Смотря по службе приказ увеличивал или уменьшал оклад служилых людей, повышал или понижал их в чине. За неисправную службу или отсутствие («нетство») приказ мог не только понизить, но и отобрать данные за службу «в оклад» земли.

Этот приказ тщательно вел книги всем служилым людям в государстве с обозначением их поместного и денежного жалованья. Списки дворянам и детям боярским, составлявшиеся при «разборе», «верстании» и «раздаче» им жалованья, назывались «десятнями»29.

Разрядный приказ давал распоряжения относительно похода и содержания войска, заведывал постройкой крепостей, пограничных городов, включая их население и земли, а также ведал пограничной службой.

Кроме военных функций, разряд имел чисто административные функции по делам личного состава государственного аппарата. Он назначал наместников и волостелей, воевод, послов, судей приказов, осуществлял суд над чиновниками, не оправдавшими доверия, разбирал местнические дела. Уже во второй половине XVI в. Разрядный приказ приобрел значение важнейшего приказа Русского государства. В конце XVI в. ему были окончательно подчинены сохранившиеся еще от феодальной раздробленности областные разряды (Новгородский, Смоленский, Рязанский), которые приобрели в дальнейшем характер военно-окружных управлений.

С деятельностью Разрядного приказа связан Поместный приказ, возникновение которого было также обусловлено ростом значения служилого дворянства. Если Разрядный приказ устанавливал поместный «оклад» (земельное жалованье за службу), то наделение («дача в оклад») осуществлял Поместный приказ. До образования этого приказа и то и другое производил Разрядный приказ.

Поместный приказ вырос из должности поместного дьяка, упоминаемого еще в конце XV в. Учреждение при этом дьяка сложилось позднее и образование его было связано, по-видимому, с поместной реформой 1555 г. В этом же году впервые упоминается и поместная изба. В 1577 г. впервые встречается упоминание Поместного приказа.

Поместный приказ заведывал государственными землями, раздаваемыми в поместья. Всякий, кто определялся на службу, подавал в Разрядный приказ челобитную с просьбой выделить ему земельное поместье. В Разряде наводили справки о том, что он числился на службе и что за ним еще нет земель, а затем посылали в Поместный приказ отписку или указ об отмежевании ему определенного количества земли. Пожалование официально проводилось от лица царя и Боярской думы. Царская резолюция, записанная думным дьяком, иди списки на верстание были основанием для выдачи жалованной грамоты помещику и дальнейшего наделения его землей.

В приказе велись книги с обозначением размеров всех поместий. Эти книги назывались даточными.

Приказ посылал писцов, дозорщиков, межевщиков и других чи-

иовников для составления различных учетных документов: писцовых, переписных, окладных, дозорных, приправочных, межевых и других книг. Здесь же выдавались акты на право владения землей: жалованные, вводные, отказные грамоты.

Поместный приказ рассматривал споры по земельным делам служилых людей, собирал подати с земель, находившихся в его владениях.

Примерно с середины XVI в. появилась новая, менее привилегированная категория служилых людей, получавших за свою службу не земельное, а денежное, а иногда и натуральное (хлебное) жалование. Это были стрельцы-пехотинцы, вооруженные огнестрельным оружием и проживавшие в особых городских слободах. С их появлением связано создание Стрелецкого приказа, впервые упоминаемого с 1571 г.

В конце XV в. возникла Оружейная палата — арсенал Русского государства, ведавший изготовлением и хранением оружия. С 1511 г. известна должность оружничего, возглавлявшего эту палату. Для заведывания Оружейной палатой был создан Оружейный приказ. Руководство изготовлением ручного, холодного и огнестрельного оружия (мушкеты, сабли, копья и пр.), а также предохранительного снаряжения (брони, шлемы, панцири и др.) осуществлял известный с 1573 г. Бронный приказ.

Развитие артиллерии в Русском государстве в Ливонскую войну привело к образованию Пушкарского приказа (известен с 1577 г.), который стал главным артиллерийским управлением. Приказ имел и некоторые военно-инженерные функции: строил укрепления на границах.

Деятельность Пушкарского приказа переплеталась с приказом Каменных дел, или Каменным. Приказ Каменных дел был учрежден приблизительно в конце 1583 — начале 1584 г. и заведовал «записными» каменщиками, кирпичниками и другими ремесленниками строительного дела, проживавшими отдельными слободами в городах. В его ведении находились каменоломни и кирпичные сараи. Приказ руководил постройкой укреплений.

Значительную группу приказов составляли так называемые дворцовые приказы, заведовавшие отдельными отраслями великокняжеского, а затем и царского хозяйства. Так как вопросы дворцового хозяйства не подлежали рассмотрению в Боярской думе, то у великих князей рано появилась потребность в создании специального аппарата дворцового управления.

Один из самых древних приказов Русского государства — Казенный приказ — был не только дворцовым, но и общегосударственным учреждением. Первое упоминание о Казенном дворе относится к 1493 г. (опальный князь Андрей Васильевич Большой сидел в «тюрьме на Казенном дворе»), но следы существования этого учреждения встречаются гораздо раньше.

Являясь главой Казенного приказа — важнейшего дворцового ведомства, сложившегося как общегосударственное учреждение ранее многих других ведомств, казначей уже со второй половины XV в. осуществлял и общегосударственные задачи: он ведал дипломатическими сношениями, ямскими, поместными, холопьими и другими делами. Здесь же на Казенном дворе находился и печатник — хранитель «большой государственной печати», прилагаемой к важнейшим общегосударственным документам (и прежде всего документам дипломатического характера).

Еще в первой половине XVI в. в помощь казначею по отдельным государственным функциям появились соответствующие дьяки: ямской, посольский, поместный. Первоначально они подчинялись казначею, и их делопроизводство велось на Казенном дворе, но с течением времени они обособляются на своих «дворах» или в приказах как начальники соответствующих самостоятельных государственных учреждений. Но даже после образования самостоятельных Посольского, Поместного, Ямского и Холопьего приказов казначей продолжал играть огромную роль в общегосударственных делах, особенно в вопросах внешней политики.

Гораздо меньшее значение имели другие дворцовые приказы, возникшие из соответствующих «путей». Уже с 1501 г. встречается первое упоминание о Дворцовой избе, которая с 1572 г. именуется приказом Большого Дворца. Его возглавляли дворецкий и двое дьяков. Задача приказа заключалась в снабжении двора великого князя (царя) всем необходимым и пополнении его казны. Приказ заведовал великокняжеским хозяйством, обслуживающим персоналом двора, управлял дворцовыми землями и дворцовыми крестьянами.

В конце XV — начале XVI в. сложился Конюшенный приказ, ведавший царской конюшней и конюшенными слободами.

Упоминаются в XVI в. Ловчий и Сокольничий приказы; во главе их нередко стоял один боярин. Со второй половины XVI в. известен Постельничий приказ, заведовавший великокняжеской (царской) спальней.

Все лица, возглавлявшие дворцовые приказы (дворецкий, конюший, ловчий, сокольничий, постельничий), были боярами.

С образованием Русского централизованного государства возросли и его международные связи. Это повлекло за собой появление должности посольского дьяка (I486 г.).

Все важнейшие решения по вопросам внешней политики по-прежнему принимал царь, «поговоря с братьею и бояры», т. е. местом общего руководства внешней политикой была

Боярская дума. Переговоры с послами вела специальная думская комиссия из бояр и посольского дьяка, который вскоре стал думным дьяком. Посольский дьяк выступал посредником между Боярской думой и послами. Он вел дипломатическую переписку и присутствовал на заседаниях Боярской думы. Для переписки первоначально использовался канцелярский

аппарат Казенного двора, где происходили заседания думской комиссии и посольского дьяка с послами.

Впервые Посольская изба упоминается в 1549 г., впоследствии она именуется Посольским приказом. В XVI в. в нем находились подьячие, переводчики (для письменного перевода) и толмачи (для устного перевода).

Ямская служба возникла еще в период феодальной раздробленности. На некоторых дорогах на расстоянии в 30—40 верст друг от друга учреждались «ямы» — пункты, куда окрестное население обязано было поставлять определенное количество лошадей, подвод, корма; оно же осуществляло и ямскую гоньбу. Каждым «ямом» заведывал ямщик, при котором был особый ямской двор.

С образованием централизованного Русского государства значение ямской службы возросло: по дорогам, идущим от Новгорода, Смоленска, с юга от «яма» к «яму» ехали ко двору великого князя, а затем и царя московского иностранные послы. Из Москвы по этим же дорогам пробирались великокняжеские и царские воеводы и чиновники.

Уже в 1490 г. упоминается ямской дьяк Тимофей Маклаков. Ямские дьяки заведовали ямщиками и ямской службой, разрешали споры между ямщиками и населением, утверждали выборы ямщиков, посылали учреждать новые «ямы».

В централизованном государстве ямская служба значительно усложнилась. Население выбирало для ямской службы особых ямских охотников, которые селились при ямских дворах слободами.

Первоначально при ямских дьяках не было специального учреждения, и они, как и некоторые другие дьяки, заведовавшие отдельными отраслями управления, пользовались канцелярским аппаратом Казенного приказа. В 1550 г. впервые упоминается Ямская изба, а с 1574

г.— Ямской приказ.

В тесной связи с возросшими задачами Русского государства (увеличением войска, усложнением государственного управления) находилось и учреждение финансовых приказов. В середине XVI в. был введен ряд общегосударственных налогов, преимущественно военного назначения: на городовое, засечное и ямчужное (пороховое) дело. Сбор этих налогов был поручен созданному примерно в 1533—1534 гг. финансовому Приказу большого прихода. Кроме прямых налогов, впоследствии приказ заведовал сбором таможенных пошлин, а иногда и ямских денег.

С ликвидацией наместников по земской реформе 1555—1556 гг. платимый тяглым населением в их пользу налог («кормовой оброк») стал поступать государству. В связи с этим прием «кормового оброка» еще до земской реформы в Москве от земских старост и целовальников поручался по совместительству дьякам уже существовавших приказов. Эти дьяки назывались «кормленными». По мере возрастания налоговых поступлений и усложнения задач казенной, посольской и поместной «изб» взимание кормленного оброка в 60—70-е годы

XVI в. обособляется в приходные кассы — «избы», называемые четвертями («четями»).

Несмотря на то, что во главе четей иногда по-прежнему стоят дьяки других приказов, в 70—90-х годах XVI в. они являлись самостоятельными финансовыми приказами с более постоянной подведомственной им территорией, которая подчинялась им не только в финансовом, но и в административно-судебном отношении.

Деньги, собранные четвертными приказами, выдавались служилым людям в форме жалования раз в четыре года. Этим очевидно, и объясняется название приказов — «четверти».

Недовольство широких народных масс усилением феодального гнета, возрастание значения в государстве поместного служилого дворянства повлекло за собой создание группы судебнополицейских приказов: Разбойного, Земского, Холопьего и Судных.

Со времени введения повсеместно губных учреждений Судебником 1550 г. возникла необходимость постоянного центрального государственного учреждения, осуществлявшего руководство губными органами и надзор за их деятельностью. В 1555 г. была составлена Уставная книга Разбойного приказа. К этому времени и относится создание самостоятельного приказа (в 60х годах XVI в. упоминаются первые «разбойные дьяки»).

Разбойный приказ утверждал в должности губных старост, целовальников и дьяков во всем государстве, санкционировал приговоры губных органов, являлся второй инстанцией для рассмотрения разбойных и татиных дел на территории всего государства, кроме Москвы и Московского уезда.

Разбойные и татиные дела по Москве и Московскому уезду велись Земским приказом. Первое упоминание о нем относится к 1564 г., хотя, по-видимому, этот приказ возник раньше Разбойного и существовал уже в первой половине XVI в. Земский дьяк впервые упоминается в 1500 г.

Земский приказ в Москве осуществлял полицейские функции: наблюдал за безопасностью и порядком, вел борьбу с корчемством и пожарами, следил за содержанием в чистоте улиц.

С усилением феодального гнета к середине XVI в. связано появление Приказа холопьего суда (Холопьего приказа), ведавшего делами о поступлении в холопство, судом о кабальном холопстве и т. п. Первое упоминание о Холопьем приказе встречается в 1571 г. В связи с ограничением крестьянских переходов от одного феодала к другому (заповедные годы) с 80-х годов XVI в. и введением срока сыска беглых (урочных лет) в 1597 г. приказ стал принимать челобитные от бояр и служилых людей о беглых холопах, вести переписку о розыске беглых с местными властями (воеводами).

В тесной связи с реформами 60-х годов XVI в. находилось создание группы судных (судебных) приказов в 90-е годы: Московского (1598 г.), Владимирского (1593 г.), Дмитровского (1595 г.), Казанского (1591 г.). Каждый из этих приказов заведовал судом служи-

лых людей определенной территории государства, неподсудных местным властям по указу

Судебная обособленность дворян и детей боярских в особых судебных приказах являлась одним из проявлений возросшего значения помещиков и поместного землевладения в Русском государстве.

Несколько особо от этой группы стоял Челобитный приказ, возникновение которого тесно связано с возвышением поместного дворянства и усилением власти московского царя. По решению Земского собора 1549 г. дворяне и дети боярские получили право обращаться к суду самого царя. Это решение было закреплено в 64 ст. Судебника 1550 г. Для приема и разбора потока челобитных, поступавших на имя царя в 1550 г., был учрежден Челобитный приказ во главе с виднейшим деятелем «Избранной рады» А. Ф. Адашевым. В этот приказ поступали все челобитные на имя царя. Часть жалоб направлялась на рассмотрение царя, а другая передавалась в соответствующие учреждения. Приказ принимал апелляционные жалобы на решения должностных лиц и государственных учреждений и, следовательно, являлся своеобразным контрольным органом государства.

После учреждения патриаршества в 1589 г. церковная система в Русском государстве приобрела следующее устройство. Высшим органом по делам церкви оставался «освященный собор» — съезд высшего духовенства (с присутствием патриархов из Константинополя, Александрии, Антиохии), выбиравший пожизненно патриарха всея Руси — главу всей церковной иерархии.

При патриархе в конце XVI в. возник особый «двор» со своими должностными лицами: казначей, бояре, стольники, дети боярские, дьяки. Через этот аппарат патриарх осуществлял общее руководство церковными делами и имуществом государства. За соблюдением догматов церкви надзирала тиунская изба, созданная при «дворе» патриарха к концу XVI в.

knigi.link

Популярное:

  • Методическое пособие по финансовому менеджменту Финансовый менеджмент - Рахимов Т.Р. - Учебное пособие Автор: Рахимов Т.Р. Жанр: Финансовый менеджмент Издательство: Томский политехнический университет Формат: PDF Качество: OCR Количество страниц: 264 Описание: Финансовый […]
  • Заявления на свидетельства инн Заявление на получение ИНН физическим лицом (бланк) Заявление на получение ИНН подается по форме, утвержденной Федеральной налоговой службой. Мы расскажем, где найти бланк заявления и как его правильно заполнить. Бланк […]
  • Экспертиза кружки Научные студенческие кружки Руководители кружка – доцент кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики Днепровская М.А., преподаватель кафедры уголовно-процессуального права Каландрашвили Х.А. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ […]
  • Оформить папку корешок § 122. Книжные корешки Выходят два студента из туалета, и один другому говорит: — Нас в Гарварде после посещения уборной учили мыть руки! — А нас в МГУ учили не ссать на руки! На заре книгопечатания выбор книжного переплета […]
  • Во главе приказа стоял Внутренняя политика и реформы Ивана IV Во главе приказа стоял боярин или дьяк — крупный государственный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. С усложнением задач государственного управления число приказов […]
  • Исчисление единого налога и его ставка Единый налог при упрощенной системе налогообложения (УСН) Отправить на почту Единый налог при упрощенной системе налогообложения — его уплата в некоторых случаях предполагает снижение налоговой нагрузки на малый бизнес. На чем […]
  • Жалоба на судью куда писать ККС: как правильно жаловаться на судей ВККС РФ опубликовала на своем сайте Рекомендации по написанию и подаче обращений в квалификационную коллегию судей, подготовленные Квалификационной коллегией судей Ханты-Мансийского […]
  • Какого числа дают детские пособия В каких числах перечисляют ежемесячные детские пособия? В каких числах перечисляют детские пособия? Этот и другие вопросы, касающиеся сроков и графика перечислений, процедуры и нюансов платежей, интересуют не только родителей, […]