Понятие приобретение и утрата гражданства

Понятие гражданства. Порядо приобретения и утраты гражданства. Закон РФ о гражданстве и последующие документы.

Гражданство (в монархиях – подданство) – это правовое состояние человека по отношению к своему государству, с которым человек имеет устойчивую политико-правовую связь в виде совокупности их взаимных прав и обязанностей. Кроме того, категория гражданства означает триединство таких элементов, как институт права, субъективное право и правоотношение. Государство покровительствует своим гражданам, обеспечивая им государственную защиту. В свою очередь граждане несут долг верности своей стране, высшим проявлением которого является воинский и служебный долг по защите Родины.

Вопросы гражданства, включая порядок его приобретения или утраты, относятся к внутренней компетенции государства. Каждое государство определяет в соответствии со своим законодательством, кто является его гражданином. В России институт гражданства образуют принципы и нормы, закрепленные в Конституции Российской Федерации (ст. 6, 61–63, 71, 89), Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации»; Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации; в других нормативных правовых актах.

Институт гражданства подробно изучается в курсах конституционного права России и Конституционного права зарубежных стран, это позволяет нам далее сосредоточиться только на международно-правовых аспектах гражданства.

Назначение международного права применительно к гражданству заключается в регулировании межгосударственных отношений, возникающих в процессе реализации института гражданства в интересах каждого из государств (в том числе регулирующих воинскую обязанность в случаях множественного гражданства).

Институт гражданства служит интересам не только личности, но общества и государства. Это единственный институт, являющийся универсальным по своему демократизму и всеобъемлющим по сфере интересов, а также охватывающий многие области человеческих отношений. Это делает его исключительно важным для выработки норм и воплощения демократических надежд народов разных стран. Институт гражданства призван обеспечить координацию поведения государств по отношению к свободе личности.

Источники международно-правовых норм о гражданстве включают универсальные акты, в том числе конвенции ООН о статусе апатридов (1954), о сокращении безгражданства (1961), Европейскую конвенцию о гражданстве (1997) и др. Сущность российского подхода к международной регламентации гражданства выражается в том, чтобы создать условия для предоставления гражданства каждой личности во всех случаях, когда юридически установлена ее связь с родиной. Это особенно важно в рамках СНГ, где заключены соглашения:

♦ об упрощенном порядке приобретения гражданства (российско-казахстанское соглашение от 20 января 1995 г., российско-кыргызстанское соглашение от 28 марта 1996 г., Конвенция СНГ от 19 января 1996 г. и четырехстороннее соглашение от 26 февраля 1999 г.);

♦ об урегулировании двойного гражданства (российско-казахстанский меморандум от 28 марта 1994 г., российско-таджикистанский договор от 7 сентября 1995 г. и др.).

Принципы гражданства состоят в том, что внутригосударственное законодательство одного государства признается другими государствами, если оно соответствует международным конвенциям, международному обычному праву и общепризнанным принципам права в отношении гражданства. Правовые нормы каждого государства – участника соглашений, регулирующие гражданство, основываются на следующих четырех принципах:

♦ каждый человек имеет право на гражданство;

♦ следует избегать безгражданства;

♦ никто не может быть произвольно лишен своего гражданства;

♦ ни вступление в брак, ни расторжение брака между гражданином государства-участника и иностранцем, ни изменение гражданства одним из супругов во время пребывания в браке не влекут за собой автоматически последствий для гражданства другого супруга.

Известны два способа приобретения гражданства: по рождению (филиация) и по укоренению (натурализация). При решении вопроса о приобретении гражданства по рождению применяются два принципа: национальный и территориальный. Натурализация иностранца или лица без гражданства осуществляется по его просьбе (ходатайству). Условия натурализации определяются самим государством.

Приобретение гражданствав исключительном порядке имеет место при территориальных изменениях. В этом случае различают: добровольный выбор гражданства (оптацию) и автоматическое предоставление гражданства (трансферт).

Оптация означает добровольный выбор гражданства в результате территориальных изменений. При этом каждое лицо может сохранить свое прежнее гражданство и переселиться на территорию другого государства или принять гражданство государства и остаться жить на прежнем месте. Так, 29 июня 1945 г. был подписан протокол об оптации к Договору между СССР и Чехословакией о Закарпатской Украине, согласно которому лица, проживавшие в районах Словакии и на территории Закарпатской Украины, могли выбирать гражданство СССР или Чехословакии.

Трансферт – автоматическое изменение гражданства в результате территориальных изменений. Трансферт по времени может предшествовать оптации.

Недискриминация по признаку пола, религии, расы, цвета кожи или национального или этнического происхождения в вопросах гражданства является обязанностью каждого государства. Государство обязано предусмотреть в своем внутреннем законодательстве возможность приобретения его гражданства в силу закона (ехіеде) детьми, родившимися на его территории, один из родителей которых в момент рождения этих детей имеет гражданство данного государства, а также подкидышами, найденными на его территории, которые в противном случае были бы лицами без гражданства.

Каждое государство обязано предусмотреть возможность получения гражданства лицами, законно и постоянно проживающими на территории данного государства. При определении условий приема в гражданство государство не должно предусматривать срок проживания, превышающий 10 лет перед подачей лицом заявления о получении гражданства. Облегченный порядок приобретения гражданства предусматривается для:

♦ супругов лиц, являющихся гражданами данного государства;

♦ детей одного из граждан, усыновленных им (в том числе ходатайствующих о приеме в гражданство);

♦ лиц, которые родились на территории государства, законно и постоянно проживают на ней;

♦ апатридов и беженцев, постоянно проживающих на территории государства.

Сотрудники дипломатических представительств и члены их семей, согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., не могут приобретать гражданство того государства, где они находятся, в том порядке, который установлен в этом государстве.

Утрата гражданствапо инициативе государства не допускается, за исключением следующих случаев:

♦ добровольное приобретение другого гражданства;

♦ приобретение гражданства путем мошенничества, предоставления ложной информации или сокрытия любого, относящегося к делу факта, касающегося заявителя;

♦ добровольная служба в вооруженных силах иностранного государства;

♦ поведение, причиняющее серьезный ущерб жизненно важным интересам государства;

♦ отсутствие реальной связи между государством и гражданином, постоянно проживающим за границей;

♦ усыновление ребенка, если ребенок приобретает или имеет иностранное гражданство одного или обоих усыновляющих его родителей, и др.

Утрата гражданства по инициативе лица допускается в том случае, если соответствующие лица не становятся в результате этого лицами без гражданства. Государство вправе разрешить отказываться от гражданства только тем гражданам, которые постоянно проживают за границей. Государство должно способствовать восстановлению его гражданства бывшими гражданами, законно и постоянно проживающими на его территории.

Процедуры, касающиеся вопросов гражданства, включают определенный порядок и разумные сроки рассмотрения заявлений, их документирование и письменные формы ответа на них, а также право на их пересмотр. Государство обязано обеспечить разумные размеры сборов за приобретение, сохранение, утрату, восстановление или подтверждение гражданства.

Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 30 ; Нарушение авторских прав

lektsii.com

Приобретение гражданства

Так называемый принцип «права крови» признает граждани­ном любое лицо, родившееся от граждан данного государства (в некоторых странах считается достаточным, чтобы один из родите­лей имел соответствующее гражданство). На территории какого государства родилось это лицо, значения не имеет. Принцип «права почвы» признает гражданином любое лицо, родившееся на терри­тории данного государства, независимо от гражданства родите­лей. Для большинства современных государств характерно соче­тание этих двух принципов.

Приобретение гражданства путем натурализации связано с обращением лица, фактически проживающего в стране, с просьбой о предоставлении ему гражданства. Как правило, этого добивают­ся лица, прибывшие в страну в соответствии с правилами иммиг­рационного законодательства, а также лица, усыновленные граж­данином данного государства, вступившие в брак и др. При этом в США, например, требуется давать клятву верности этой стране, т. е.

Приобретение гражданства путем натурализации не являет­ся субъективным правом человека. Законодатель может по соб­ственному усмотрению предоставлять определенные преимуще­ства какой-то категории лиц и, наоборот, затруднять натурали­зацию. Обычно законодательство требует знания государственного языка данной страны, наличия средств к существованию, доказа­тельств отсутствия у лица тяжелых заболеваний и др. Процедура натурализации носит сложный и часто унизительный характер; она предполагает широкие права иммиграционной службы и, в сущности, бесправное положение иммигрантов, заставляющее их беспрекословно следовать указаниям властей. Большое значение придается политическим взглядам иммигрантов. В США, напри­мер, исключена возможность натурализации для лиц, придержи­вающихся левых взглядов. Контроль за политическими убеждения­ми сохраняется и после предоставления иммигрантам гражданства США; в случае признания лица «политически неблагонадежным» оно может быть подвергнуто денатурализации и выслано из стра­ны. Тем не менее доля выходцев из стран Азии, Африки и Латин­ской Америки, а также Европы (России, Украины), натурализо­вавшихся в развитых странах, неуклонно растет.

textbook.news

Понятие приобретение и утрата гражданства

8.1. Понятие и принципы гражданства

Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Конституция РФ закрепляет лишь базовые принципы института гражданства (в том числе в гл. 1 «Основы конституционного строя»), детальная же регламентация этого конституционно-правового института закреплена в Федеральном законе от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» с изм. и доп. (далее – Закон о гражданстве), принятому взамен одноименного Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1. Основные новеллы нового закона сводятся к большей жесткости его норм по вопросам приобретения российского гражданства по сравнению с правилами, предусматривавшимися прежним законом, однако 11 ноября 2003 г. в Закон о гражданстве был внесен ряд изменений и дополнений, облегчающих процедуру приобретения российского гражданства для некоторых категорий заявителей, прежде всего соотечественников из государств СНГ.

Для лиц, уже имеющих гражданство Российской Федерации на 1 июля 2002 г. (день вступления закона в силу), не требуется никакой перерегистрации или переоформления гражданства.

Конституция РФ и Закон о гражданстве закрепляют следующие принципы гражданства Российской Федерации:

• Единство гражданства. В соответствии с этим принципом республики – субъекты РФ не могут устанавливать собственное гражданство, предусматривающее изъятия из общего, единого статуса гражданина Российской Федерации (Закон о гражданстве, в отличие от Закона 1991 г., о гражданстве республик в составе РФ не говорит вообще); гражданин республики одновременно является гражданином Российской Федерации; правовой статус гражданина России, проживающего в какой-либо республике является единым и на всей территории России и ничем не отличается от статуса российского гражданина, проживающего в ином субъекте РФ; установление гражданства республикой в составе Российской Федерации не порождает двойного гражданства проживающего в этой республике человека – Российской Федерации и соответствующей республики.

Равенство гражданства независимо от оснований приобретения гражданства, а также от пола, национальности, возраста, социального происхождения и положения и т. п. В частности, гражданство замужней женщины в России не зависит от гражданства мужа (и наоборот), заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменения гражданства указанных лиц; изменение гражданства одним из супругов не влечет изменения гражданства другого супруга (ст. 8 Закона о гражданстве).

Сохранение гражданства при проживании гражданина России за ее пределами. Не существует каких-либо сроков, по истечении которых в случае проживания россиянина в другом государстве он утрачивал бы гражданство Российской Федерации. Право на изменение гражданства – неотъемлемое право любого российского гражданина, отказ в выходе из гражданства Российской Федерации может быть только мотивированным и на основании отлагательных обстоятельств, предусмотренных законом.

Невозможность лишения гражданина Российской Федерации гражданства или права изменить его. Данный принцип призван обеспечить беспрепятственное осуществление гражданином своих прав без боязни утратить российское гражданство (в частности, за инакомыслие, несогласие с политикой властей и т. п.). В случае осуществления российским гражданином какой бы то ни было противоправной деятельности к нему могут применяться различные виды ответственности и наказания, но такой санкции, как «лишение гражданства», российское законодательство не предусматривает и предусматривать не может.

Невозможность высылки российского гражданина за пределы России или выдачи иностранному государству (экстрадиции). Гражданин России не может быть выслан из страны, равно как и иметь препятствия для возвращения на Родину (при этом данный принцип не ограничивает полномочия органов государственной власти РФ по выдворению за пределы России иностранных граждан и лиц без гражданства по предусмотренным законом основаниям). Россиянин также не может быть выдан другому государству в случае совершения правонарушения за рубежом и предъявления соответствующего требования этого государства о выдаче с целью привлечения к ответственности (экстрадиция других лиц, находящихся на территории Российской Федерации, возможна на основании межгосударственных договоров о правовой помощи для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение). Однако если совершенное деяние, за которое преследуется российский гражданин, является противоправным и с точки зрения российского законодательства, то этот гражданин должен быть привлечен к ответственности по нормам законодательства РФ.

www.e-reading.club

Понятие гражданства и способы его приобретения

Под гражданствомпонимается устойчивая правовая связь физиче­ского лица с определенным государством, которая выражается в наличии установленных законом взаимных прав и обязанностей физического лица и государства по отношению друг к другу. Эти взаимные права и обя­занности определяются национальным законодательством государства: конституцией и законами.

Гражданин, находящийся за пределами своей страны, сохраняет юри­дическую связь со своим государством: продолжает обладать всеми пра­вами, которыми он наделен в своем государстве, и обязан выполнять свои гражданские обязательства перед ним. Государство же, в свою оче­редь, руководствуясь национальным законодательством и международ­ным правом, защищает гражданина на своей территории, гарантирует ему возможность осуществлять свои права и предоставляет ему государ­ственную (дипломатическую и иную) защиту при нахождении за грани­цей. В особых случаях, оговоренных в международных договорах, чело­век имеет право обратиться за восстановлением и защитой своих нару­шенных прав в международные организации.

Понятие «гражданство» шире понятия «подданство», которое ис­пользовалось в феодальную эпоху и эпоху становления капиталистиче­ского общества. Подданные в монархических странах имели весьма ог­раниченные политические права (или не имели их вовсе в колониальных странах), не участвовали в формировании и деятельности органов госу­дарственной власти и управления. С развитием капитализма институт подданства постепенно изменялся или заменялся институтом граждан­ства.

Гражданство может быть получено по рождению (основной способ), путем натурализации, реинтеграции (восстановление в гражданстве), по­жалования и на основе международного договора.

Приобретение гражданства по рождениюосновано на:

принципе «права крови»,согласно которому гражданство ребенка определяется гражданством его родителей (или одного из них) и не зави­сит от места рождения ребенка (многие страны Европы и Азии);

принципе «права почвы»,согласно которому ребенок приобретает гражданство государства, на территории которого он родился, не­зависимо от гражданства его родителей (многие страны Латинской Аме­рики);

сочетании обоих принципов(смешанный принцип), согласно кото­рому гражданство получают дети собственных граждан, родившиеся на территории страны и за границей, а также дети иностранцев, ро­дившиеся на территории страны, применяющей принцип «права почвы» (Англия, Индия, США, Франция и др.).

Приобретение гражданства в порядкенатурализацииможет быть осуществлено: по ходатайству лица, желающего переменить свое гра­жданство или не имеющего какого-либо гражданства вообще; при вступ­лении в брак с иностранцем; при усыновлении ребенка, имеющего граж­данство другого государства или вообще не имеющего гражданства. На­турализация осуществляется либо постановлением высшего органа госу­дарственной власти (в России — постановлением Президента России), либо решением ведомства иностранных дел (Англия), либо решением судебного органа (Верховного суда в США). При этом предоставить гражданство или отказать в просьбе — суверенное право государства.

Национальное законодательство большинства государств содержит определенные условия натурализации: срок проживания(ценз оседло­сти): в России — 5 или 3 года, для беженцев этот срок сокращается вдвое; во Франции и США — 5 лет; в Англии и Норвегии — 7 лет; в Ис­пании — 10 лет и др.; знание языкаданного государства (США, Эстония и др.); достижение определенного возраста(18 лет в России, США и др.); не выступать за насильственное изменение конституционного строя (Россия), не быть врагом существующего строя(США) и др.

Реинтеграция— восстановление первоначального гражданства в упрощенном порядке. Реинтеграция применяется, как правило, к лицам, ранее эмигрировавшим из страны или утратившим гражданство в результате вступления в брак с иностранцем и возвращающимся в свою страну после смерти супруга или расторжения брака. Восстановление граждан­ства России предусмотрено ст. 30 Закона «О гражданстве РСФСР». 1

Пожалование гражданства— предоставление гражданства лицу (за особые заслуги и сего согласия), являющемуся гражданином ино­странного государства. Так, некоторым космонавтам СССР, летавшим в космос с гражданами некоторых бывших соцстран, присваивалось по­четное гражданство этих стран. Почетное гражданство России при сваивается согласно ст. 8 Закона «О гражданстве РСФСР».

Приобретение гражданства на основе международных договоровимеет место: при объединении двух или более государств в одно или при распаде крупного государства; при заключении мирных договоров, со­глашений по репатриации, специальных соглашений по территориа­льным вопросам, касающимся перехода части территории от одного го сударства другому (цессия), обмене отдельными участками территории, продаже части территории.

При территориальных изменениях возможны:

оптация— добровольный выбор гражданства путем подачи индиви­дуальных заявлений, когда оптант будет жить на территории государст­ва, которому передается территория его проживания. Если оптант жела­ет сохранить гражданство государства, передающего территорию, то он должен быть переселен в государство своего гражданства в установ­ленные договором сроки с сохранением своих имущественных прав и компенсацией за оставляемую недвижимость. Оптация имела ме­сто после второй мировой войны по Договору между СССР и Чехосло­вакией о Закарпатской Украине 1945 г., по Мирному Договору с Ита­лией 1947 г. при передаче островов, отошедших от Италии к Греции и Югославии;

трансферт— автоматическое изменение гражданства, когда вместе спереходом территории автоматически изменяется гражданство неза­висимо от согласия или несогласия населения переходящей территории. Фактически трансферт был осуществлен при объединении ГДР с ФРГ.

Утрата гражданства(экспатриация) может иметь место: при выходе из гражданствапо добровольному заявлению лица; при натурализа­ции; при лишении гражданства.Несмотря на то что международное право запрещает лишать гражданства, высшее руководство КПСС часто прибегало к лишению гражданства и высылке за границу лиц, осмелив­шихся критиковать существовавший политический режим в СССР.

studopedia.ru

Институт гражданства

Понятие и принципы гражданства

Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Конституция РФ закрепляет лишь базовые принципы института гражданства (в том числе в гл. 1 «Основы конституционного строя»), детальная же регламентация этого конституционно-правового института закреплена в Федеральном законе от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» с изм. и доп. (далее – Закон о гражданстве), принятому взамен одноименного Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1. Основные новеллы нового закона сводятся к большей жесткости его норм по вопросам приобретения российского гражданства по сравнению с правилами, предусматривавшимися прежним законом, однако 11 ноября 2003 г. в Закон о гражданстве был внесен ряд изменений и дополнений, облегчающих процедуру приобретения российского гражданства для некоторых категорий заявителей, прежде всего соотечественников из государств СНГ.

Для лиц, уже имеющих гражданство Российской Федерации на 1 июля 2002 г. (день вступления закона в силу), не требуется никакой перерегистрации или переоформления гражданства.

Конституция РФ и Закон о гражданстве закрепляют следующие принципы гражданства Российской Федерации:

    Единство гражданства. В соответствии с этим принципом республики – субъекты РФ не могут устанавливать собственное гражданство, предусматривающее изъятия из общего, единого статуса гражданина Российской Федерации (Закон о гражданстве, в отличие от Закона 1991 г., о гражданстве республик в составе РФ не говорит вообще); гражданин республики одновременно является гражданином Российской Федерации; правовой статус гражданина России, проживающего в какой-либо республике является единым и на всей территории России и ничем не отличается от статуса российского гражданина, проживающего в ином субъекте РФ; установление гражданства республикой в составе Российской Федерации не порождает двойного гражданства проживающего в этой республике человека – Российской Федерации и соответствующей республики.

Равенство гражданства независимо от оснований приобретения гражданства, а также от пола, национальности, возраста, социального происхождения и положения и т. п. В частности, гражданство замужней женщины в России не зависит от гражданства мужа (и наоборот), заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменения гражданства указанных лиц; изменение гражданства одним из супругов не влечет изменения гражданства другого супруга (ст. 8 Закона о гражданстве).

Сохранение гражданства при проживании гражданина России за ее пределами. Не существует каких-либо сроков, по истечении которых в случае проживания россиянина в другом государстве он утрачивал бы гражданство Российской Федерации. Право на изменение гражданства – неотъемлемое право любого российского гражданина, отказ в выходе из гражданства Российской Федерации может быть только мотивированным и на основании отлагательных обстоятельств, предусмотренных законом.

Невозможность лишения гражданина Российской Федерации гражданства или права изменить его. Данный принцип призван обеспечить беспрепятственное осуществление гражданином своих прав без боязни утратить российское гражданство (в частности, за инакомыслие, несогласие с политикой властей и т. п.). В случае осуществления российским гражданином какой бы то ни было противоправной деятельности к нему могут применяться различные виды ответственности и наказания, но такой санкции, как «лишение гражданства», российское законодательство не предусматривает и предусматривать не может.

  • Невозможность высылки российского гражданина за пределы России или выдачи иностранному государству (экстрадиции). Гражданин России не может быть выслан из страны, равно как и иметь препятствия для возвращения на Родину (при этом данный принцип не ограничивает полномочия органов государственной власти РФ по выдворению за пределы России иностранных граждан и лиц без гражданства по предусмотренным законом основаниям). Россиянин также не может быть выдан другому государству в случае совершения правонарушения за рубежом и предъявления соответствующего требования этого государства о выдаче с целью привлечения к ответственности (экстрадиция других лиц, находящихся на территории Российской Федерации, возможна на основании межгосударственных договоров о правовой помощи для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение). Однако если совершенное деяние, за которое преследуется российский гражданин, является противоправным и с точки зрения российского законодательства, то этот гражданин должен быть привлечен к ответственности по нормам законодательства РФ.
  • Основания приобретения и утраты гражданства

    В соответствии с гл. 2 Закона о гражданстве гражданство Российской Федерации может быть приобретено по следующим основаниям:

    • по рождению (филиация);
    • в результате приема в гражданство (натурализация);
    • в результате восстановления в гражданстве (реинтеграция);
    • в результате выбора гражданства (оптация).

    При приобретении гражданства по рождению в государствах мира применяются два основных принципа: принцип «права крови», в соответствии с которым гражданство ребенка определяется гражданством родителей независимо от места рождения, и принцип «права почвы», согласно которому гражданство ребенка, напротив, определяется по месту рождения, территории государства, на которой он родился, независимо от гражданства родителей. Применение в том или ином государстве первого или второго принципа в качестве преобладающего обусловливается рядом факторов (традицией, количеством и плотностью населения, демографической политикой и др.) и не исключает их сочетания.

    В Российской Федерации при определении гражданства родившихся детей применяются оба принципа, но преобладает принцип «права крови». Это означает, что независимо от места рождения ребенок приобретает российское гражданство, если оба его родителя или единственный родитель являются гражданами РФ, а также если один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно.

    В то же время российское законодательство допускает применение и принципа «права почвы», прежде всего в целях исключения и сокращения состояния безгражданства родившихся детей. Это возможно при условии рождения ребенка на территории России в следующих случаях:

    • если один из родителей имеет гражданство РФ, а другой является иностранным гражданином. Следует отметить, что в такой ситуации ребенок может приобрести и гражданство государства, гражданином которого является второй родитель, однако если законодательство этого государства не предусматривает такой возможности и ребенок может стать лицом без гражданства, то он приобретает гражданство Российской Федерации по российскому законодательству;
    • если оба родителя (или единственный родитель), проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что государства, гражданами которых являются родители (или единственный родитель), не предоставляют ребенку своего гражданства;
    • если родители ребенка неизвестны и не объявятся в течение шести месяцев со дня обнаружения его на территории Российской Федерации. В этом случае точное место рождения ребенка неизвестно, но устанавливается своего рода презумпция его рождения на территории России, дающая основание приобрести российское гражданство по принципу «права почвы».

    Филиация является самым распространенным и простым основанием приобретения гражданства, не требует какой-либо особой процедуры. Гражданство при наличии рассмотренных условий приобретается как бы автоматически, в силу самого факта рождения ребенка (к свидетельству о рождении выдается вкладыш, подтверждающий наличие у ребенка гражданства Российской Федерации, форма которого утверждена постановлением Правительства РФ от 06.02.03. № 61 «Об утверждении формы вкладыша в свидетельство о рождении, подтверждающего наличие у ребенка гражданства Российской Федерации»).

    Прием в гражданство (натурализация) предполагает более сложную специальную процедуру и более жесткие условия. Прием в российское гражданство может осуществляться в общем и в упрощенном порядке. Условия натурализации в общем порядке:

    • достижение иностранным гражданином или лицом без гражданства возраста 18 лет и обладание дееспособностью (натурализация несовершеннолетних детей осуществляется в упрощенном порядке);
    • ценз оседлости (ценз проживания) – лицо, желающее приобрести гражданство Российской Федерации, должно к моменту обращения с соответствующим заявлением непрерывно проживать на территории России в течение пяти лет, имея при этом вид на жительство (предварительное получение вида на жительство является обязательным условием для обращения с заявлением о приеме в российское гражданство, нелегальное и полулегальное фактическое проживание в расчет не принимается); срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы России не более чем на три месяца в течение одного года (прежний закон о гражданстве предусматривал более мягкий ценз оседлости – пять лет постоянного проживания или три года непрерывного). Для лиц, прибывших в Российскую Федерацию на постоянное жительство до 1 июля 2002 г. (даты вступления в силу Закона о гражданстве), срок проживания исчисляется со дня регистрации по месту жительства. Срок проживания на территории Российской Федерации как обязательное условие натурализации может быть сокращен до одного года в следующих случаях:
      • наличия у заявителя высоких достижений в самых различных областях науки, техники, культуры, искусства, спорта и т. д. и профессиональных качеств (специальности, квалификации и пр.), представляющих интерес для России;
      • предоставления заявителю политического убежища на территории Российской Федерации или признания его беженцем в установленном порядке.
    • обязательство соблюдать Конституцию РФ и российское законодательство (данное условие представляется в значительной степени формальным, поскольку обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы лежит на всех без исключения гражданах России и иных лицах, находящихся на ее территории, без каких-либо дополнительных обязательств, обещаний, расписок и т. п.);
    • наличие законного источника средств к существованию. Прежде всего здесь имеется в виду работа по трудовому договору и осуществление предпринимательской деятельности, хотя не исключены и иные источники (пенсии, стипендии, пособия, доходы от использования имущества, банковские вклады и др.). Это условие является новеллой российского законодательства о гражданстве;
    • отказ от гражданства иностранного государства гражданина этого государства, желающего приобрести гражданство российское; в отдельных случаях такой отказ не требуется);
    • владение государственным языком Российской Федерации, т. е. русским языком, на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды.

    Если иностранный гражданин или лицо без гражданства, желающий приобрести российское гражданство, имеет особые заслуги перед Российской Федерацией (выдающиеся достижения в области науки, техники, производства, культуры, спорта, значительный вклад в развитие общества и экономики, обеспечение обороноспособности и безопасности РФ, другие заслуги, способствовавшие повышению международного престижа России, подтвержденные с помощью механизма объективной оценки этих заслуг), то гражданство ему по ходатайству федерального органа государственной власти или главы субъекта РФ может быть предоставлено и без соблюдения рассмотренных выше условий. Так, в 2003 г. было предоставлено российское гражданство 3. Церетели, американскому баскетболисту Джону Холдену Без соблюдения общих условий для натурализации российское гражданство может быть предоставлено также гражданам государств – бывших республик СССР, прослужившим в Вооруженных Силах России по контракту не менее трех лет. Для этого необходимы лишь документ, подтверждающий владение русским языком, обязательство о выходе из имеющегося гражданства, а также ходатайство Министерства обороны РФ или иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрено прохождение военной службы.

    Окончательное решение о приеме в российское гражданство в общем порядке принимает Президент РФ путем издания указа индивидуального характера, при этом срок для принятия такого решения может составлять до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов.

    Натурализация в России может быть осуществлена и в упрощенном порядке. Такой порядок предусмотрен как для детей и недееспособных лиц, так и для совершеннолетних и дееспособных иностранных граждан и лиц без гражданства. В первом случае волю на приобретение гражданства недееспособными (или не полностью дееспособными) лицами изъявляют их законные представители: родители, опекуны, попечители. Для реализации этой процедуры в отношении совершеннолетних и дееспособных заявителей необходимы следующие условия:

    • наличие хотя бы одного родителя – гражданина РФ, проживающего в России;
    • проживание в государствах СНГ и Балтии бывших граждан СССР, если они до сих пор не получили гражданства государства проживания и остаются лицами без гражданства;
    • получение профессионального образования (среднего или высшего) гражданами государств СНГ или Балтии в учебных заведениях России после 1 июля 2002 г.;
    • рождение иностранного гражданина или лица без гражданства на территории РСФСР до распада СССР и наличие у него в прошлом гражданства СССР;
    • состояние в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет (т. е. сам по себе факт заключения брака с российским гражданином, а также краткосрочный брак права на сокращение ценза оседлости не дают);
    • наличие у нетрудоспособного заявителя совершеннолетних дееспособных детей – граждан России и др.

    Вопросами приема в российское гражданство в упрощенном порядке, включая принятие окончательного решения, занимаются уполномоченные органы исполнительной власти – МВД и МИД России через соответствующие структуры на территории Российской Федерации и за ее пределами. Поскольку процедура эта более простая, позволяет решать вопросы на местах, то и срок для принятия решения сокращен вдвое: он не может превышать шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов.

    Восстановление в гражданстве Российской Федерации на первый взгляд представляется не вполне логичным основанием приобретения гражданства, поскольку существует принцип невозможности лишения гражданства (и в законодательстве большинства государств такое основание приобретения гражданства отсутствует). Но в Законе о гражданстве это основание содержится, хотя существенно изменилось его правовое регулирование по сравнению с прежним законом. Если ранее восстановление в российском гражданстве осуществлялось по достаточно простой процедуре (в порядке регистрации) и было актуальным, в частности, для лиц, которые в прошлом были лишены советского гражданства помимо их воли, то сейчас эти лица могут приобрести гражданство Российской Федерации только в общем порядке, т. е. в порядке натурализации. В то же время по этому основанию могут приобрести российское гражданство иностранные граждане и лица без гражданства, которые имели гражданство Российской Федерации ранее, но затем изменили или утратили его (например, в связи с изменением гражданства родителей, усыновлением, установлением опеки или попечительства, в случае выхода из гражданства России). Однако процедура приобретения гражданства Российской Федерации в порядке восстановления такая же, как и при приеме в гражданство в общем порядке, лишь при одном смягчающем условии – срок проживания на территории России для заявителей здесь сокращен до трех лет.

    Выбор гражданства (оптация) как основание приобретения гражданства Российской Федерации может иметь место при изменении государственной границы в связи с присоединением к России новых заселенных территорий. В этом случае лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют возможность выбора российского гражданства при безусловном праве сохранить прежнее гражданство. Порядок и сроки оптации должны устанавливаться соответствующим международным договором. Следует иметь в виду, что оптация может служить основанием и прекращения гражданства Российской Федерации в случае передачи части российской территории в соответствии с международным договором под юрисдикцию другого государства, если в этой ситуации граждане России пожелают изменить российское гражданство на гражданство государства, к которому перешла соответствующая территория.

    Кроме оптации основаниями прекращения гражданства Российской Федерации являются выход из российского гражданства и отмена решения о предоставлении российского гражданства.

    Выход из гражданства Российской Федерации хотя и является актом добровольным, но должен быть осуществлен по определенной процедуре: в общем порядке (с подачей заявления на имя Президента РФ, который и принимает окончательное решение), если гражданин проживает в России, или в упрощенном порядке (заявление подается и рассматривается соответствующими структурами МИД Российской Федерации), если гражданин России проживает в иностранном государстве. Прекращение гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей или единственный родитель которого является иностранным гражданином, также может быть осуществлено в упрощенном порядке (в этом случае вопрос будет рассматриваться соответствующими структурами МВД России); в случае же усыновления (удочерения) ребенка – гражданина России иностранным гражданином (или иностранными гражданами) гражданство ребенка может быть прекращено в общем порядке.

    В выходе из российского гражданства может быть отказано по следующим основаниям:

    • если заявитель имеет невыполненное перед Российской Федерацией обязательство, предусмотренное федеральным законом (например, не истек срок военной службы, имеются недоимки по налогам и сборам, не истек установленный срок после последнего доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, и др.);
    • если заявитель привлечен к уголовной ответственности в установленном порядке (вступил в силу обвинительный приговорсуда, выдвинуто обвинение по возбужденному уголовному делу);
    • если заявитель не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения (данное ограничение может показаться не вполне демократичным, хотя цель его очевидна – исключение ситуации безгражданства).

    В отличие от выхода из гражданства отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации осуществляется государственными органами независимо от воли гражданина. Основанием отмены решения о приеме в гражданство является установление фактов представления заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений, причем такие факты должны быть установлены только в судебном порядке. Отмену решения о приеме в российское гражданство выносит тот орган, который принимал и решение о приеме в гражданство: Президент РФ, соответствующие структуры МВД или МИД России. Закон о гражданстве не содержит положения о сроках давности для принятия рассматриваемого решения – отмена решения о приеме в гражданство может иметь место в любое время (прежнее законодательство содержало давностныи срок в пять лет, по истечении которого отмена решения о приеме в гражданство была невозможна). Отмена решения о приеме в гражданство гражданина не влечет автоматического прекращения гражданства его супруга, детей и других родственников (гражданство ребенка в этом случае может быть прекращено только при наличии письменного согласия другого родителя – гражданина Российской Федерации и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства).

    Двойное гражданство и безгражданство. Правовой статус иностранцев

    Российская Федерация, как и большинство государств мира, следуя принципу исключительности гражданства, в целом отрицательно относится к институту двойного гражданства (по общему правилу человек должен иметь устойчивую правовую связь только с одним государством). Вместе с тем и Конституция РФ и Закон о гражданстве допускают возможность для гражданина России иметь одновременно и гражданство другого государства. В отдельных случаях наличие одновременно гражданства России и гражданства другого государства может рассматриваться как благо, например, для соотечественников, являющихся гражданами государств СНГ и Балтии. Обладание российским гражданином одновременно гражданством другого государства возможно в силу международного договора (договор этот должен быть, как правило, двусторонним, с конкретным государством) или прямого указания закона (договоры о двойном гражданстве заключены Российской Федерацией лишь с Таджикистаном и Туркменистаном. Кроме того, гражданин РФ может получить гражданство иностранного государства, если национальное законодательство этого государства предусматривает предоставление своего гражданства без обязательной утраты гражданства другого государства (в частности, России). Именно в силу последнего основания имеют двойное гражданство большинство «российских бипатридов».

    Лица с двойным гражданством (бипатриды) рассматриваются российским государством только как граждане России, с соответствующим набором прав и обязанностей, изъятия из этого правила возможны лишь на основании закона (в частности, в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане РФ, прошедшие военную службу в иностранном государстве, освобождаются от военной службы в России) или международного договора (например, в силу межгосударственных соглашений об освобождении от двойного налогообложения).

    Население любого государства составляют не только граждане данного государства, но и все люди, проживающие в нем, включая иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов). В некоторых государствах Ближнего Востока, например, иностранцы и лица без гражданства, приезжающие на заработки, составляют около половины населения. Статус иностранцев и лиц без гражданства в России регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 № 118-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и большим количеством подзаконных актов и зависит в том числе и от того, проживает такой человек в России постоянно (режим постоянного проживания) или находится здесь временно (режимы временного пребывания и временного проживания).

    Специальному регулированию в Российской Федерации подвержен статус беженцев – лиц, не имеющих российского гражданства, прибывших или имеющих намерение прибыть на территорию российского государства в силу вынужденных обстоятельств, вследствие насилия или преследования по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений (Закон РФ от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах»). Беженцев следует отличать от вынужденных переселенцев, которые хотя и покинули место своего постоянного жительства по аналогичным причинам, что и беженцы, но являются гражданами России; кроме того, они могут вынужденно перемещаться не только из-за границы РФ, но и внутри Российской Федерации из одного региона в другой. Статус вынужденных переселенцев во многом схож со статусом беженцев и регулируется он Законом РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» с изм. и доп.

    Если иностранные граждане и лица без гражданства вынуждены покинуть территорию другого государства в силу преследования за убеждения (по идеологическим мотивам), им в соответствии с признанными международными нормами может быть предоставлено политическое убежище. Предоставление убежища в России отнесено к компетенции Президента РФ (п. «а» ст. 89 Конституции РФ) и осуществляется в соответствии с утвержденным его указом Положением.

    В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранцы и лица без гражданства пользуются в России в целом одинаковыми с ее гражданами правами и обязанностями, т. е. на них распространяется национальный режим. Исключения здесь могут быть установлены только законом и касаются главным образом политических прав и свобод.

    be5.biz

    Популярное:

    • Минимальная пенсия в люберцах Какая минимальная пенсия в Московской области в 2018 году По статистике количество пенсионеров в России составляет примерно 26%, то есть это достаточно большая категория граждан. Почему-то принято считать, что в Москве и […]
    • Не является объектом налогообложения водным налогом Налоги и налогообложение Водный налог Водный налог является федеральным налогом и наряду с НДПИ относится к разряду природно-ресурсных платежей. Поэтому помимо фискальной функции, отвечающей за формирование доходов бюджета, […]
    • Образец заявления на алименты на содержание матери до 3 лет Алименты на мать ребенка до трех лет: образец искового заявления Помимо выплаты финансовой поддержки на содержание детей, российское законодательство предусмотрело специальные алименты на мать ребенка до трех лет, оставшуюся без […]
    • Нотариусы уфа кировский район Нотариусы г. Уфы Кировский район Справочная информация Азнаева Флюpа Файзиевна статус: действующий сфера: нотариальные услуги, наследство: по первой букве фамилии наследодателя- Адрес: 450057, г.Уфа, ул. Ново-Мостовая, д.7, […]
    • Прокурор краснинского района Прокуратуры районов ПРОКУРАТУРА ЛЕВОБЕРЕЖНОГО РАЙОНА Г. ЛИПЕЦКА Прокурор Левобережного района г. Липецка Щеколдин Сергей Юрьевич Приёмная (тел/факс): 43-07-69 Адрес: 398005, г. Липецк, пер. Бестужева, 18. ПРОКУРАТУРА […]
    • Как делить доли в квартире при разводе Каков порядок раздела долевой квартиры при разводе, если в ней прописаны несовершеннолетние дети? Здравствуйте! Так сложилось, что супруга после 16-ти лет брака настаивает на разводе, всвязи с чем возник вопрос. Имеется 4-х […]
    • Ходатайство на землю образец Ходатайство о землеустроительной экспертизе Часто о необходимости подать ходатайство о землеустроительной экспертизе «намекает» суд. В предварительном судебном заседании, определении о принятии иска к производству или в […]
    • Как не отрабатывать две недели при увольнении по собственному желанию Инструкция: как уволиться без отработки двух недель? В этой статье я расскажу Вам о том, как уволиться без двухнедельной отработки согласно кодексу ТК РФ. Действующий в России Трудовой кодекс (ТК РФ) указывает, что работник, […]