Портрет идеального гражданина рф

Концепция моральных качеств идеального гражданина в сочинениях Цицерона

Величие духа как третья добродетель идеального гражданина

Третью добродетель идеального гражданина Цицерон называет fortitudo animi («величие духа»). У этой добродетели есть и другие названия: virtus («мужество») и magnanimitas («великодушие»).

Обязанностью добродетели величия духа является совершение великодушных поступков (De off., I, 61). Именно такими Цицерон считает подвиги Кокла, Дециев, Гнея и Публия Сципионов и Марка Марцелла (ibidem). Истинное величие духа несовместимо с упорством, непомерным желанием первенствовать, стремлением к власти (De off., I, 64). В связи с этим Цицерон осуждает Цезаря и Помпея за их упорство в желании быть первыми из всех, вернее, единственными, так как трудно, когда пожелаешь превзойти всех, соблюдать равенство, в высшей степени справедливое (ibidem).

Итак, истинно великий духом человек должен:

— отвергать противозаконные действия,

— стремиться совершать справедливые поступки, а не гнаться за славой,

— быть первым, а не казаться им, не зависеть от толпы,

— презирать внешние обстоятельства,

— не бояться трудностей в совершении великих и необычайно полезных деяний,

— быть свободным от душевных треволнений (страстей, страха, огорчения, гнева, гордости, надменности, заносчивости),

— избегать жажды денег, власти, наслаждений и погони за славой (De off., I, 65-90).

Относительно славы Цицерон делает оговорку о том, что славу презирать нельзя: вероятно, люди, презирающие славу, боятся трудов и тягот, позора и бесчестия, связанных с неудачами и поражениями (ibidem, I, 71). Те, кого природа наделила способностями к политической деятельности, не должны прозябать в безвестности, а, наоборот, должны, отбросив всякую медлительность, занимать магистратуры и управлять государством (ibidem, I, 72). Таким людям проявлять величие духа труднее, чем другим (например, философам), так как в случае несчастья им приходится падать с высоты того положения, которое они занимают в государстве (ibidem, I, 73). Великие духом люди не должны бояться опасностей, но и не должны намеренно их искать, и в этом вопросе необходима умеренность (ibidem, I, 83). Если стоит выбор, преодолевать ли опасности самим или подвергнуть им других, то следует выбирать первое (ibidem, I, 84). Цицерон хвалит Квинта Максима за то, что он поступил именно таким образом (ibidem. Cf. De senectute, 10-13) [63]. Цицерон сравнивает воинские и гражданские заслуги и приходит к выводу, что гражданские заслуги полезнее воинских: ведь невелика цена оружию за пределами страны, если мудрого совета нет дома (ibidem, I, 76). Таким образом, Цицерон подводит читателей к мысли о том, что величие духа должно являться непременной чертой характера идеального гражданина, желающего стать руководителем государства. Именно ему особенно важно не бояться трудностей, так как таким, как он, приходится оберегать интересы всех граждан (ibidem, I, 73). С одной стороны, руководителю государства необходимы такие качества, как способность смягчаться и милосердие. С другой стороны, он должен проявлять строгость, без которой управлять гражданской общиной невозможно (ibidem, I, 88). В случае выполнения данных рекомендаций Цицерон обещает жизнь великолепную, с достоинством и гордостью, но в то же время простую и честную, жизнь в гармонии с внешним миром и в истинной дружбе с людьми (ibidem, I, 92).

Комментируя положения трактата, связанные с величием духа, исследователи высказывают интересные мысли. В связи с предпочтением Цицероном гражданских заслуг воинским П. Грималь отмечает, что во времена жизни Цицерона происходила смена моральных ценностей, «моральная революция». Основой системы ценностей, характерной для гражданской общины Рима ранее, были воинские таланты и доблести, а ее воплощением — победоносные полководцы. Позднее в ореоле почета представал человек, сделавший карьеру самостоятельно, и не на войне, а в области политики, в которой члены его рода ранее не играли никакой роли. Это был человек, сумевший занять первое место в государстве, когда кругом царил мир, и тем самым как бы указавший на ненужность всех других путей к вершинам почета и славы [64]. Можно согласиться с таким утверждением, так как, действительно, эпоха завоеваний римской империи в то время подходила к концу, и вопрос о внутренней политике был актуальнее. В связи с риском передела власти и возникновения гражданских войн большое значение приобретали этические концепции, связанные с необходимостью появления справедливого политического лидера, который благодаря своим гражданским, а не воинским заслугам смог бы навести порядок внутри государства. К. Бюхнер обращает внимание на мысль Цицерона о том, что, чем больше человек превосходит других в величии духа, тем больше он хочет быть первым из всех, вернее, единственным. Такое стремление несправедливо. Во-первых, при единовластии невозможно соблюсти равенство, так свойственное справедливости. Цицерон дорожит равенством, которое, по его мнению, еще имеет место в республике. Во-вторых, достижение единовластия в большинстве случаев связано с применением силы, что также противоречит понятию справедливости (De off., I, 64). Таким образом, по мнению исследователя, Цицероном был признан конфликт: великие характеры, в которых нуждается государство, и в которых ярче всего вспыхивают добродетели, находятся более всего в опасности. Их поступки могут быть менее всего справедливыми, так как таким людям требуется необычайное самообладание, чтобы удержаться от стремления к единовластию [65]. Мы согласны с таким выводом, поскольку величия духа per se недостаточно для справедливого правления. Необходима умеренность в поступках правителя, а также презрение к заурядным честолюбивым планам не из-за тщеславия, а из-за твердых принципов благоразумия, как замечает В. Коллинз [66]. В подтверждение данной мысли приведем также мнение Ф.Ф. Зелинского о том, что чрезмерное величие духа приводит человека к жажде власти. Исследователь находит у Цицерона еще одно название добродетели величия духа — стремление к власти (appetitio principatus) (De off., I, 13). Он считает, что из стремления к власти возникает две добродетели — одна положительная, а другая отрицательная. Отрицательная сторона добродетели состоит в презрении к человеческим делам, которое, однако, необходимо, чтобы преодолеть опасности и трудности. Положительная сторона добродетели заключается в величии духа, которое указывает человеку достойные цели для деятельности и освобождает его от страха и беспокойства. Ф.Ф. Зелинский утверждает, что человеку следует, прежде всего, опасаться присвоения отрицательному качеству самостоятельной ценности: оно нужно только как необходимое предварительное условие, так как оно получает свое нравственное содержание только через связь со вторым свойством. Цели, вытекающие из стремления к власти, уходят корнями к понятию власти, однако не все ее внешние проявления могут быть оправданы с нравственной точки зрения, например, такие, как жажда денег и славы [67]. Таким образом, несложно проследить мысль Ф.Ф. Зелинского, состоящую в том, что в своем стремлении к власти человек должен оставаться равнодушным к внешним атрибутам власти и основывать свои действия на понятии справедливости. Далее, об общественно-политическом значении добродетели «величие духа» замечает Т. Митчелл, который считает данную добродетель импульсом к великим политическим свершениям. Он также характеризует величие духа как энергичную храбрость в сложных и опасных делах, поскольку оно является компонентом понятия fortitudo. В связи с этим исследователь указывает на то, что Цицерон практически не делает различия между понятиями animus magnus и animus fortis. Обычно использование им термина magnitudo animi подразумевает, в дополнение к значению «храбрый поиск всемерных и благородных результатов», остальные важные черты fortitudo, в частности, силу духа, презирающую боль и смерть и стоящую выше страхов, страстей и превратностей судьбы, угнетающих слабые умы. Поскольку величие духа подразумевает великодушные амбиции и несгибаемую храбрость, придает человеку решительности, которая необходима для того, чтобы отказаться от обольщений otium и вынести многие труды и стрессы политического лидерства, оно является достаточным условием для успеха в политической жизни [68].

Сделаем выводы о величии духа. Данная добродетель подразумевает совершение поступков с величием духа, то есть с храбростью, бесстрашием, презрением к внешним обстоятельствам. Величие духа сопряжено со стремлением к славе, однако не следует гнаться за славой, так как погоня за славой ведет к противозакониям. Наличие данной добродетели особенно важно для руководителя государства, так как великодушие освобождает его от страха и беспокойства, придает ему решительности и позволяет ему вынести стрессы политического лидерства.

Умеренность как четвертая добродетель идеального гражданина

Четвертой добродетелью идеального гражданина является temperantia («умеренность») или moderatio («воздержанность»), modestia («самообладание»), sedatio perturbationum («успокоение душевных треволнений»), modus rerum («соблюдение меры»). Все эти термины появились в результате перевода древнегреческого понятия σωφροσύη). Тем не менее, обобщающим по своей семантике является понятие temperantia, и именно поэтому, судя по всему, оно становится для Цицерона излюбленным. Существительное temperantia образовано от глагола temperare, основное значение которого — «приводить к гармонии различные элементы». В более ранних своих появлениях в сохранившихся латинских примерах слово temperantia содержит идею ограничения или умеренности, значение, не очень далекое от главного значения глагола (De off., I, 119) [69]. Таким образом, понятие temperantia подразумевает умеренное смешение и ограничение. В своих работах Цицерон трактует temperantia как контроль и умеренность страстей и импульсов души с помощью разума (De off., I, 102). Данное понятие включает в себя идеи, представленные в двух других терминах, переводах греческого слова σωφροσύη, — moderatio и modestia. По мнению Т. Митчелла, moderatio («соблюдение modus», то есть «должной меры») является важным компонентом понятия temperantia, качеством, которое позволяет держать страсти под контролем разума и не давать им «бежать впереди» или сильно «отставать» (De off., I, 15, 93, 96, 102, 141, 152; III, 96, 116. Cf. Part.or., 76; Cael., 42; Inv., II, 164). Очень часто modestia включает в себя обобщенное понятие ограничения, которое ведет к умеренному влиянию на страсти, и его значение в таком случае неотделимо от смысла, вкладываемого в слово temperantia (De off., I, 13-14, 93-106, 120, 125, 137). [70] Содержащаяся в термине temperantia идея сбалансированной регуляции страстной души с помощью разума неразрывно связана с понятием decorum («подобающее») (этот термин восходит к греческому слову πρέπου) [71]. Decorum является эстетическим понятием, которое впервые было превращено в этическое Панецием. Decorum в самом широком смысле этого слова означает всё то, что соотносится с высшими составляющими человеческой души и что отличает человека от животного. В более специфическом плане decorum означает упорядоченность в человеческих действиях. Такой порядок появляется благодаря особому состоянию души, при котором стремления и страсти находятся в гармонии друг с другом и с разумом. Это упорядоченное регулирование движений души возникает из природной способности человека ценить красоту, гармонию, порядок и стремиться к ним. Вслед за Панецием Цицерон утверждает, что, в дополнение к общей природе, которую человек делит с остальными людьми, он также имеет индивидуальную природу, которая наделяет его своими специфическими физическими, духовными и нравственными чертами. Поскольку каждый человек поставлен в особые обстоятельства с помощью таких факторов, как происхождение, семейное благосостояние, занятие и др., decorum означает не только приспособление к общей природе, но и к индивидуальному характеру и особенностям ситуации (De off., I, 107-109). Таким образом, каждый человек должен внимательно оценить свою собственную природу и условия, в которые его поставил случай, чтобы стараться жить в гармонии с природой и другими условиями жизни. Т. Митчелл утверждает, что определение Цицероном того, что правильно и должно для людей на основании их талантов, прошлого и обстоятельств, перекликается с его антипатией к идеям политического и социального равенства. Эти выводы, по мнению исследователя, подкрепляют убежденность Цицерона в том, что у власти должны стоять немногие, но подходящие для правления люди. Придавая большое значение внешним обстоятельствам при рассмотрении того, что человеку следовало бы искать или ожидать, он фактически оправдывает наследственное деление на классы (De off., I, 110-121) [72]. Утверждение Т. Митчелла спорно. По нашему мнению, Т. Митчелл снова рассматривает нравственный идеал Цицерона с социально-классовых позиций. Во времена Цицерона доступ к управлению государством был открыт для многих сословий, для этого достаточно было достичь определенного уровня благосостояния. Наследственные различия отходили на второй план. Поэтому говорить об антипатии Цицерона к идеям общественно-политического равенства, исходя из его этических убеждений, нам кажется неправомерным.

Продолжим исследование сущности понятия «подобающее» у Цицерона. Вслед за стоиками он выводит различные обязанности из общего и частного подобающего. Общее подобающее имеет такие обязанности, как сдерживание эмоций, развитие внимания и тщательности, избегание опрометчивости и небрежности в поступках, а также чрезмерных наслаждений. Цицерон высказывает интересную мысль о том, что общее подобающее лежит в основе не только добродетели умеренности, но и всех остальных добродетелей. Таким образом, необходимо соблюдать меру во всем, а именно, подобает

— благоразумно пользоваться разумом и словом;

— все делать осмотрительно;

— защищать истину в вещах и делах (то есть следовать мудрости, благоразумию);

— подобает быть справедливым (то есть следовать добродетели справедливости);

— подобает совершать деяния мужественно и с присутствием духа (то есть быть великодушным) (De off., I, 93-106).

Из рассуждений Цицерона об общем подобающем видно, что умеренность является неотъемлемой характеристикой нравственно-прекрасного в целом. Каждая из добродетелей, лежащая в основе нравственно-прекрасного, должна быть подобающей. Напрашивается вывод о том, что для Цицерона умеренность и подобающее, составляющее ее сущность, занимают центральное место в учении о добродетелях. Такое мнение высказывается и М. Гельцером [73]. Однако как быть с первенством справедливости? Исследователями предполагается, что у Цицерона умеренность дополняет справедливость. Ф.Кауелл пишет о том, что умеренность, так же, как и справедливость, учит людей усмирять жажду к богатству и власти, которая переполняет людей не только таких богатых, как Красе, и таких великих, как Цезарь. Жажда богатства и власти движет всей армией сборщиков пошлин, ростовщиков и торговцев, чья алчная борьба за средства собственного удовлетворения не оставляла места мыслям о том, чтобы сделать что-нибудь хорошее для республики в целом [74]. Т.Петерссон, основываясь на учении Цицерона, делит все добродетели гражданина на добродетели познания, к которым он относит познание диалектики и риторики, и на добродетели действия (видимо, исследователь относит сюда три оставшиеся добродетели). Последняя группа добродетелей, по его мнению, суммируется в слове temperantia, то есть в умеренности. Это происходит в силу того, что только умеренность заставляет человека быть скромным в использовании доступных ему преимуществ и воздерживаться от требования всё новых привилегий, и только она дает ему храбрость противостоять злу и терпение переносить его [75]. Мы согласимся с мнением о том, что именно в добродетелях, более всего связанных с общественной жизнью, необходимо проявлять умеренность. Хотя Цицерон и пишет, что является ошибочным прилагать чересчур большое старание и много труда к познанию ненужных нам трудных предметов (De off., I, 19) и потому следует быть умеренным в изучении наук, умеренность в этом деле не так важна, как в делах общественного характера. В отношении возможного конфликта первенства между справедливостью и умеренностью мы считаем, что более важной является справедливость, а умеренность лежит в ее основе.

К обязанностям частного подобающего Цицерон относит необходимость быть справедливым к людям, то есть не оскорблять их, проявлять к ним уважение и стремиться не задевать их самолюбие. Основной обязанностью, вытекающей из частного подобающего, является сохранение индивидуальности (De off., I, 110). В рассуждениях об индивидуальной роли человека Цицерон приводит в пример римских граждан и хвалит каждого из них за проявление их индивидуальной роли: Гая Лелия за его ровный характер (De off., I, 90), Луция Красса, Луция Филиппа, Гая Цезаря (сына Луция) за их большое обаяние, Марка Скавра и Марка Друса за их суровость, Гая Лелия за веселый нрав, Сципиона за честолюбие и строгий образ жизни, Квинта Максима за хитрость в ведении войны, Катулов (отца и сына), Квинта Муция Манция, Публия Сципиона Назику за их красноречие (De off, I, 108-109. Cf. De off., I, 133). Тех, кто пользуется своей индивидуальной ролью не по справедливости, он осуждает: например, Суллу и Марка Красса за коварство и обман (De off., 109).

Как было сказано выше, человеку необходимо измерять свои стремления, руководствуясь своей природой, а не подражанием природе других людей, так как каждому более всего подобает именно то, что ему свойственно. Цицерон приветствует подражание предкам, однако имеет в виду подражание их доблестям и великим деяниям, а не их порокам. Вместе с тем он подчеркивает, что человеку более всего подобает выбирать свой жизненный путь самому, руководствуясь своими врожденными склонностями, а не деяниями и заслугами предков в выбираемой области деятельности, подобает оставаться верным себе, своей природе в течение всей жизни. И если человек понимает, что сделал ошибочный выбор профессии, ему следует менять свою жизнь постепенно, после зрелого размышления (De off., I, 110-121). Мнение Цицерона о том, что необходимо выбирать свой жизненный путь по зову сердца, а, не исходя из деяний и заслуг предков в выбираемой области деятельности, подкрепляет нашу уверенность в том, что Цицерон писал идеальный образ гражданина отнюдь не для аристократов. Его идеальный гражданин мог быть человеком более низкого социального положения. Собственный жизненный путь Цицерона, карьера нового человека (hominis novi), является подтверждением данной мысли. Быть достойным гражданином общины и занимать руководящие должности по силам любому человеку, обладающему определённым набором добродетелей. В подтверждение мысли о выборе жизненного пути по зову сердца Цицерон приводит в пример римлян, развивших их врожденные склонности в разных областях науки и деятельности: Квинта Муция и его заслуги в гражданском праве, Публия Африканского и его военные успехи и красноречие, Тимофея, сына Конона, и его воинские и научные заслуги (De off., I, 116).

Далее, исходя из частного подобающего, Цицерон формулирует определённые нравственные обязательства для людей разного возраста. Так, он считает, что молодые люди должны чтить тех, кто старше их, а пожилым подобает своей мудростью и дальновидностью помогать другим людям, в частности, молодежи и более всего государству (De off., I, 122-123). Люди разного ранга имеют разные обязанности. Рядовым гражданам следует жить на основании справедливого и равного для всех права, а руководителям государства необходимо поддерживать честь и достоинство общины, и тоже при соблюдении законов (De off., I, 124-125). Кроме того, подобающее должно усматриваться в действиях, высказываниях, телодвижениях и осанке человека и должно быть основано на красоте и порядке; подобающей должна быть даже одежда, которая должна быть приспособлена для деятельности (De off., I, 126). В разговоре о частном подобающем Цицерон также указывает на необходимость иметь подобающий дом, соблюдать подобающий распорядок дня, то есть уметь выбирать время, подходящее для тех или иных действий (De off., I, 138-146). Так, он осуждает Луция Лукулла за то, что тот проявляет неумеренность в обустройстве жилища (De off., I, 140. Cf. De leg., III, 30).

www.jourclub.ru

Поколение Y: портрет идеального гражданина

В России может вырасти поколение «амбициозных приживал», которому нравится быть пассивным и послушным, и которое предпочитает «гарантированную работу под началом авторитетного руководителя». К такому выводу пришли эксперты Комитета гражданских инициатив. Они предлагают разработать эталонный портрет гражданина, профессионала и гармонично развитой личности. В «Росмолодёжи» считают, что у нас и сейчас среди молодых людей есть немало достойных, а в будущем их будет еще больше. Подробнее о поколениях Y и Z — корреспондент радио «Вести ФМ» Марина Костюкевич.

Поколение Y пришло на смену X. Им под 30, они амбициозны, избалованны и работать не рвутся. Желание обладать многим при наименьших затратах энергии — их главная задача. В большинстве своем это потребители пива и масс-культуры, считающие своих родителей из поколения X лузерами. В Комитете гражданских инициатив уверены, что люди с завышенными требованиями, мечтающие получить «теплое место» в муниципальной или государственной системе, вырастут в «амбициозных приживал», которыми легко управлять. И они в большинстве своем готовы быть пассивными и послушными за хорошие деньги, считает директор Института социальной политики Высшей школы экономики Сергей Смирнов:

» Есть некий умный, хороший или плохой начальник, под руководством которого ты можешь что-то делать и получать достойную зарплату, имея при этом еще и соцпакет. Эта система ценностей, на мой взгляд, немного превратна. Это те стимулы, которые сейчас сформулированы и которые ориентируют человека на подобного рода поведение. Лидеров, ярких личностей у нас, к сожалению, мало «.

Но их никто и не учит быть лидерами, быть особенными, быть личностями. Ни в школе, ни в вузе от них не ждут никаких прорывов. И они отвечают этим запросам, считает профессор Российской академии народного хозяйства и Госслужбы при Президенте РФ, директор Центра психологии профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях Юрий Казаков:

» Для того, чтобы быть конкурентоспособным на рынке и вообще быть достойным человеком, решать свои вопросы самостоятельно, заниматься самообразованием, совершенствовать себя, для этого сегодня нет каких-то конкретных стандартов. И сами предметы, которые даются в системе образования, не ориентированы на воспитание личности. О личности ни один предмет сегодня не говорит, кроме философии».

Нельзя говорить обо всех огульно, возражает руководитель Федерального агентства по делам молодежи Сергей Поспелов, который во время разговора находился на молодежном форуме «iВолга-2014» в Приволжье. Там, по его словам, он убедился в том, что у нас немало думающих, перспективных и творческих ребят, желающих изменить не только себя, но и мир:

«У ребят есть и проекты, и желание идти вперед. Я, скорее, вижу, что у нас есть веские предпосылки вырастить поколение лидеров, а не приживал. Безусловно, есть пассивные представители молодежи. Но я уверен, что те, кто это комментировал, не были на форуме, не были на нашем совместном со Сколково стартап-туре. Там было много высокообразованных молодых людей со своими проектами, и эти проекты даже находили иностранных инвесторов».

Эксперты указывают, что зачастую наиболее готовыми к трудностям оказываются молодые провинциалы. Но наиболее талантливым не хватает условий для самореализации, и потому они вынуждены из регионов переезжать в столицу или Санкт-Петербург. Влившись в число жителей мегаполисов, они также становятся кандидатами в «амбициозные приживалы». Потому четко определить, каким должен быть современный человек сегодня, невозможно. В Комитете гражданских инициатив предлагают свою «пирамиду компетенций» и черт личности нынешнего молодого человека, вершиной которой должны стать самоорганизация, конкурентоспособность и креативное лидерство. Впрочем, аналитики считают, что такие ценности не надо насаждать искусственно, так как все эти черты будут изначально заложены в следующем поколении Z рожденных в конце 80 — начале 90-х (некоторые еще его называют поколением «памперсников»). Именно этим людям свойственны любознательность, обучаемость и желание сотворить что-то особенное. Потому что они выросли в любви, достатке и внимании со стороны взрослых.

radiovesti.ru

Портрет идеального российского чиновника

Президиум Совета при президенте РФ по противодействию коррупции уже одобрил проект кодекса, окончательно он может быть утвержден в октябре.

«В общении с гражданами и коллегами со стороны государственного служащего недопустимы: любого вида высказывания и действия дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений; пренебрежительный тон, грубость, заносчивость, некорректность замечаний, предъявление неправомерных, незаслуженных обвинений; угрозы, оскорбительные выражения или реплики, действия, препятствующие нормальному общению или провоцирующие противоправное поведение», — говорится в проекте кодекса.

Согласно документу, госслужащие должны способствовать установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом. «Государственные служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять толерантность в общении с гражданами и коллегами», — говорится в документе.

Проект кодекса предусматривает и статью, регламентирующую, как должен выглядеть чиновник. «Внешний вид государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей должен способствовать уважению граждан к государственным органам, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность», — отмечается в проекте.

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

ria.ru

Портрет идеального гражданина рф

Наши представления о том, каким должен быть идеальный гражданин, весьма и весьма расплывчаты. Вряд ли найдутся даже два человека, у которых понятия об этом идеале совпали бы полностью и по всем статьям: ведь самые разные мнения по поводу того, что необходимо, допустимо или, наоборот, совершенно недопустимо для идеального гражданина, охватили бы широчайший диапазон всевозможных проявлений человеческой натуры.

И не потому ли воспитываем мы наших детей так, что они растут среди сумятицы противоречивых высказываний, среди путаницы самых неопределенных постулатов, сбитые с толку, теряя в конце концов всякое представление о том, каковы, собственно говоря, их права и обязанности; они обречены жить в мире, полном колебаний и компромиссов, ничего не стоящих мнений и суждений, а образцы поведения и требования воспитателей мелькают перед их глазами, словно прохожие, тонущие в уличном тумане.

Быть может, самым распространенным образцом для них служит тот, о котором дают им представление в воскресной школе, в нравоучительных книгах да и вообще всюду, где проповедуется мораль. Это ничем не запятнанный, здоровый человек, достаточно правдивый, чтобы никогда не опускаться до мелкой лжи, проявляющий умеренность там, где она необходима, честный без педантизма, инициативный, когда речь идет о его интересах, безоговорочно подчиняющийся закону, с уважением относящийся к общепринятым обычаям и порядкам, хотя и держащийся в стороне от политической горячки, смелый, но не идущий на авантюры, исправно соблюдающий некоторые религиозные обряды, преданный своей жене и детям и, в известных пределах, доброжелательный ко всем людям.

Все сознают, что это образец незаконченный, понимают, что требуется нечто большее и нечто иное; очень многие интересуются тем, чего же именно ему не хватает. И все то небанальное, что есть в нашем искусстве и литературе, должно взять на себя задачу; выявить — капля за каплей, крупица за крупицей — незаметные на первый взгляд и непреходящие качества, которые составили бы в совокупности этот идеал.

Нам будет гораздо легче разобраться в этом вопросе, если мы вспомним о сложности происхождения каждого из нас. Ведь в каждую эпоху имели место определенные сдвиги и слияния, шло отмирание старой культуры и разрушение преград, а также духовное и телесное скрещивание.

При этом не только физическое, но также и моральное и интеллектуальное происхождение каждого из нас становилось все более запутанным. В крови каждого из нас сливались самые разные идеи и устремления, в каждом из нас живут ремесленники и воины, дикари и крестьяне, двадцать рас и неисчислимое множество социальных условностей и правил. Загляните в родословную самой рафинированной и самой воспитанной из ваших знакомых девушек, сбросив каких-нибудь сто поколений, и вы найдете там десяток убийц. Вы увидите лжецов и мошенников, грешников, утопавших в блуде, и продажных женщин, рабов и слабоумных, фанатиков и святых, людей легендарной храбрости и осмотрительных трусов, увидите ростовщиков и дикарей, королей и преступников. И каждый из этого пестрого конгломерата не просто был предком вашей знакомой по материнской или по отцовской линии, но и внушал ей со всей силой и убедительностью, на какие только был способен, свои взгляды и повадки. Пусть многое из всего этого кажется забытым, но кое-что все же досталось девушке. Ведь каждый раз, когда рождается человек, он приносит с собою все эти задатки, хотя порою с небольшими отклонениями или в несколько обновленных сочетаниях. Таким образом, наши идеи, даже в большей степени, чем наша кровь, берут свое начало из самых разных и многочисленных источников.

Бывает, что определенные потоки идей приходят к нам, образовавшись на основе жизненного уклада предков. Так, у большинства из нас большая часть предков — это рабы и крестьяне. Мужчины и женщины, которым приходилось из поколения в поколение воспитывать в себе рабскую покорность властелину, веками вырабатывали для себя такой образец поведения, который резко отличался от аналогичного образца, складывавшегося, окажем, у аристократов.

У нашего далекого предка-раба — предположим, его звали Лестер Уорд, — мы научились работать, и, уже конечно, именно рабство заложило в нас представление о том, что трудолюбие, даже бесцельное, само по себе является добродетелью. Хороший раб умел сдерживать свои чувства и желания, не притрагиваться к яствам, которые подавал своим повелителям и которых ему так хотелось. Он отказывал себе в собственном достоинстве и убивал в себе всякую инициативу. Раб не позволил бы себе взять чужого, но был совершенно неразборчив в том, кому служить. Он не считал достоинством откровенность, но очень ценил доброту и готовность прийти на помощь слабому. У раба совершенно отсутствовало сознание необходимости планировать и экономить. Он был почтителен, говорил негромко и склонен был скорее к иронии, чем к открытому неповиновению. Он восхищался находчивостью и прощал обман.

Совсем другое дело — бунтарь, от которого мы также унаследовали кое-какие качества. Уделом огромных масс населения каждой эпохи было жить в обстановке сопротивления — успешного или безуспешного — чьему-то господству, или под страхом прихода угнетателей, или в условиях недавнего освобождения от них. У этих людей добродетелью слыло бунтарство, а мирные отношения с угнетателем считались предательством. Именно от предка-бунтаря многие и многие из нас унаследовали представление, что непочтительность является чем-то вроде морального долга, а упрямство — прекрасное качество. И именно эти представления заставляют нас идеализировать всяких оборванцев и бродяг, и потому мы видим чуть ли не что-то героическое в грубой одежде, мозолистых руках, в дурных манерах, в отсутствии тонкой восприимчивости и в полном презрении к обществу.

Естественно и то, что среди суровой природы, где-нибудь в общине изгоев-переселенцев, ведших тяжелую борьбу за существование, считалась достоинством грубая сила, а также умение без колебаний убивать и казнить. Люди, которых всегда торопят и подстегивают, превозносят нетерпение и «натиск», презирая скрупулезность и рассудительность, как слабость и деморализующие качества.

Но эти три типа: раб, бунтарь и переселенец — лишь немногие из тысячи типов и мировоззрений, которые были предтечами нашего современника. В характере современного американца они доминируют. Но мы сотканы еще из тысячи разных традиций, и в каждой из них есть что-то доброе и что-то порочное. Все они создавали атмосферу, в которой прежде воспитывался человек. Все эти типы, а также и другие, не поддающиеся классификации, составляют наше прошлое, и мы, живущие в более поздние времена, когда уже нет рабов, когда каждый человек — гражданин, когда условия великой и все растущей цивилизации превращают безумную алчность переселенца в бессмыслицу, — в эти времена мы должны взять на себя миссию — отбросив все то, что раб, переселенец и бунтарь считали необходимым и что мы таковым не считаем, и учтя современные требования и нужды, выработать нормы поведения для детей наших детей.

Нам следует создать образец достойного человека — идеального гражданина того великого и прекрасного цивилизованного государства, которое мы, имеющие «государственное чутье», построили бы из неразберихи, царящей на нашей планете.

Чтобы описать здесь нового, идеального гражданина, лучше всего представить себе, что может быть сделано в этом смысле коллективными усилиями многих умов. Но в любом случае наш предполагаемый идеальный гражданин сильно отличался бы от того индифферентно-благонамеренного дельца, который считается эталоном гражданина сегодня.

Наш идеальный гражданин воспитан не в традициях рабства, бунтарства или дикого, первобытного человека. Конечно же, он был бы аристократом, не в том смысле, что владел бы рабами или повелевал бы нижестоящими (потому что у него вряд ли будут те или другие), но аристократом духа: он считал бы, что принадлежит государству, а государство — ему. Может быть, он был бы общественным деятелем; во всяком случае, он выполнял бы какую-то работу в сложном механизме современного общества и получал бы за это определенную плату, а не спекулятивную прибыль. Вероятнее всего, это был бы человек, имеющий профессию. Не думаю, что идеальный современный гражданин считал бы основной своей целью купить подешевле и продать подороже; мне кажется, что он с презрением взирал бы на то наше деловое предпринимательство, перед которым мы сегодня преклоняемся. Но ведь я социалист и жду с нетерпением того времени, когда экономическая машина будет работать не ради чьего-то личного обогащения, а на пользу всего общества.

Идеальный гражданин будет хорошо относиться к своей жене, детям и к друзьям. Но он ни в коем случае не будет выступать на стороне жены и детей, если это будет противоречить интересам общества. Он будет заботиться о благе всех детей вообще, он сможет преодолеть узы слепого инстинкта, у него будет достаточно интеллекта, чтобы понимать, что почти каждый ребенок в мире, так же как и его собственный, имеет право расти, развиваться и в дальнейшем иметь своих детей, внуков и правнуков. К жене он будет относиться как к равной, он будет не просто «добр» к ней — нет, он будет честным, справедливым и любящим, то есть таким, каким и должен быть равный по отношению к равному. Он больше не будет унизительно баловать ее и нежить, не будет скрывать от нее тяжелой и горькой правды или «оберегать» ее от ответственности, которую налагает участие в политической или общественной жизни. Он не будет делать этого точно так же, как не стал бы сковывать ее ноги китайскими колодками. Муж и жена будут ценить в своей любви то, что каждый не ограничивает, а расширяет круг интересов другого.

Совершенно сознательно и обдуманно будет идеальный гражданин предъявлять эстетические требования к себе самому и к окружающей его обстановке. Он предпочтет разумную умеренность строгому воздержанию и будет считать элементарным требование быть всегда здоровым и физически развитым. Ни в коем случае не будет этот человек слишком тучным или, наоборот, чересчур худосочным. Толстяки, страдающие одышкой, так же как и слишком худые, смогут считаться образцовыми гражданами не более, чем люди грязные, зараженные паразитами. Идеальный гражданин будет красив и опрятен — и не ради собственного тщеславия, а для того, чтобы доставить удовольствие окружающим. Он с таким же удивлением будет смотреть на сегодняшнего «образцового гражданина» с его уродливой одеждой и уродливыми манерами, как мы смотрим на грязного дикаря каменного века. Он не будет говорить о своей «фигуре» и не будет небрежен в одежде. Он просто будет сознавать, что он сам и окружающие его люди обладают красивыми, стройными телами.

Кроме всего сказанного выше, каждый рядовой идеальный гражданин будет ученым и философом. Понимать окружающее станет для него самой насущной необходимостью. Его ум, так же как и тело, будет здоров и изящен, у него всегда будет время для чтения и размышлений, и, по-видимому, он не найдет времени на то, чтобы гнаться за крикливой и глупой роскошью. Из этого следует, что, поскольку ум его будет гибким и живым, он не будет человеком скрытным. Скрытность и тайные замыслы вульгарны; мужчин и женщин следует учить избавляться от этих пороков, и их заставят от них избавиться. Идеальный гражданин будет в высшей степени правдивым, и не в том смысле, что не будет лгать, когда приходится волей-неволей говорить правду, — он будет таким правдивым, как бывают правдивы ученые и художники. Так же, как и они, он будет презирать стремление утаить что бы то ни было от кого бы то ни было. Иными словами, правдивость будет для него выражением первостепенной внутренней потребности называть вещи своими именами, изображая их просто и точно, потому что при этом вещи раскрывают всю свою красоту, а жизнь становится прекрасной.

Все, что я написал о мужчине, так же справедливо и для женщины-гражданки; справедливо до последнего слова, лишь с незначительными грамматическими поправками в тех местах, где вместо мужского рода следовало бы употребить женский.

kolomna-biblio.narod.ru

Популярное:

  • Пенсии эксперты Эксперты оценили шансы россиян дожить до пенсии Около 17,4 процента мужчин и 6,5 процента женщин могут не дожить до пенсионного возраста в течение предложенного правительством переходного периода. Такие расчеты представил […]
  • Правила жизни в странах мира Правила жизни в странах мира перечень индикаторов рейтинга уровня жизни: - рождаемость, смертность и продолжительность жизни; - количество потребляемого продовольствия; - качество образования и культуры; - уровень занятости, […]
  • Временного разрешения на право управления транспортными средствами Категории водительских удостоверений Транспортные средства относятся к источникам повышенной опасности для окружающих, поэтому право на управление ими предоставляется лицам, отвечающим определенным требованиям (таблица 1 […]
  • Пенсия в up Навигация по ссылкам Основной функционал Функция поиска Общество Пенсии в Швейцарии: что нужно знать женщинам? В Швейцарии пенсии женщин очень часто в итоге оказываются ниже пенсий, заработанных мужчинами. Многие женщины в […]
  • Электронное разрешение в мексику для россиян Виза в Мексику для россиян в 2018 году: для въезда потребуется электронное разрешение или мультивиза Виза в Мексику для россиян в 2018 году нужна обязательно, для поездки с любой целью. За последние годы процесс её получения […]
  • Правила женского рода во французском Имя существительное (Le nom) § 2 . Именем существительным называется самостоятельная часть речи, имеющая общее значение предметности. Существительные служат для называния живых существ, предметов, явлений, действий, качеств, […]
  • Касимов следственный комитет Касимов следственный комитет СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: 105005, г. Москва, Технический переулок, д. 2 Председатель СК РФ генерал-полковник юстиции Бастрикин Александр Иванович Телефон справочной службы: 8 (495) […]
  • Испытательный срок матерям одиночкам Права матерей-одиночек на работе работодатель не должен отказывать женщине в приёме на работе, ссылаясь лишь на тот факт, что у неё есть ребёнок. Это прямо закреплено частью 3 статьи 64 ТК РФ; выйти на работу в праздник […]