Пособие здоровье в доу

Методическое пособие «Золотое правило здоровья»

Состояние здоровья детского населения России становится национальной проблемой. Беспокойство государства за будущее страны показывают следующие документы: подписанное президентом страны В.В. Путиным постановление “О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения”, Национальная доктрина образования в Российской Федерации (одобренная постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751).

В дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Искусство раннего формирования основ безопасности жизнедеятельности достаточно сложно. Необходимость поиска новых подходов к оздоровлению детей, формированию у них базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, потребности здорового образа жизни, развитие охранительного самосознания, привело коллектив ДОУ к разработке методического пособия “Зожик”.

Методическое пособие составлено с учетом требований Программы “Радуга”, автор Доронова (разделы “Формируем привычку к здоровому образу жизни” и “Физическая культура”, “Основы безопасности детей дошкольного возраста” Р.Б.Стеркиной, реализуемых в ДОУ, предусматривает строгое соблюдение базовых основ образовательного процесса в ДОУ.

1. Закон РФ “Об образовании” 2012 г.

2. Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором.

— обеспечение условий для создания образовательной системы ДОУ, способствующей, сохранению и укреплению здоровья детей, через интеграцию оздоровительной деятельности в педагогическую, в тесном сотрудничестве с семьёй.

Методическое пособие раскрывает проблему формирования у детей дошкольного возраста правильного отношения к своему здоровью, а так же будет способствовать развитию умений и навыков, которые позволят успешно взаимодействовать с окружающей средой и людьми. Дети научатся понимать. При каких условиях среда обитания (жилище, улица) безопасны для жизни и здоровья; дошкольники будут рассматривать свой рост и своё развитие, как жизненный процесс, который зависит от разумности и правильности поведения, то есть от того, насколько их образ жизни является здоровым. Каждый ребенок получит знание о себе, о своём теле, начнёт осознавать вклад каждой системы организма в выживание и здоровье.

Долг каждого воспитателя, долг родителей и педагогов заключается не только в том, чтобы дать качественные знания детям, но и в том, чтобы сформировать сознательную установку на здоровый образ жизни. Научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром.

В пособии представлены варианты планирования работы с детьми, раскрыты некоторые проекты, предусмотрен блок комплексной диагностики развития детей при реализации программы “Основы безопасности жизнедеятельности” при условии реализации данного методического пособия. Представлен мониторинг работы ДОУ, помогающий увидеть результаты и скорректировать дальнейшую работу коллектива ДОУ.

Предлагаемое пособие предназначено воспитателям, родителям, гувернёрам, всем тем, кому не безразлично здоровье детей.

Предложенный список литературы предназначен для дальнейшего самообразования педагогов.

Самое ценное в нашей жизни — дети. Сегодня вопросы воспитания у детей навыков безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации и умения по возможности избегать их, а при необходимости действовать, очень актуальны.

На состояние здоровья ребенка влияет целый ряд факторов, одним из них является проблема безопасности жизнедеятельности ребенка.

Обучение детей совпадает с периодом интенсивного роста и развития ребенка, наиболее существенными функциональными перестройками всех систем организма. Это период наибольшей чувствительности ко всем отрицательным воздействиям.

50% причин, ухудшающих здоровье ребенка, приходится на социально-экономические факторы и образ жизни. Её составляют отношение ребенка к своему здоровью: его питание, режим дня, двигательная активность, овладение гигиеническими навыками.

Формированию же у детей навыков безопасного поведения способствует воспитание положительных привычек (соблюдать правила этикета во время приёма пищи, быстро и правильно одеваться, выполнять требования взрослых)

Велика роль воспитания положительных привычек в детском возрасте, когда формируется жизненный стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от формирования правильного образа жизни в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья взрослого человека.

Учитывая новые подходы к выстраиванию стратегии образования, ориентацию системы образования на воспитание здорового ребенка, с опорой на программу “Основы безопасности жизнедеятельности” РБ Стеркиной и разрозненных методических рекомендаций, в нашем детском саду была разработано методическое пособие “Зожик”.

Основная цель — формирование гармонично развитой личности здорового ребенкана основе здравотворческой деятельности .

Основная задача –воспитывать у детей навыки и привычки безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, умений по возможности избегать их, а при необходимости действовать.

Теоретическое обоснование основано на психолого-педагогических принципах Л. Выготского, основополагающих взглядах Лесгафта, академиков Р. Айзмана, И. Брехмана, рассматривающих проблемы здоровья с различных точек зрения.

Методическое пособие предназначена для детей 5-7 лет.

Основной метод — проектный с использованием интеграции как один из путей достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка, сохранения здоровья и свободного пространства детства. Проектный метод способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулирует развитие самостоятельности и ответственности; воспитывает навыки адекватного поведения в различных неординарных ситуациях.

Формы работы с детьми в рамках проектов: подгрупповые занятия, беседы, игры разного характера, развлечения, работа с художественным произведением, моделирование, составление схем, алгоритмов; обобщающие рассказы, в/фильмы, рассматривание картин, музыкальные произведения; тренинги, практикумы, продуктивная деятельность, минипоходы, экскурсии.

Планирование проектов по безопасности так же осуществляется с помощью технологических карт, предложенных кандидатом педагогических наук Л.П. Бочкаревой. Технологические карты позволяют педагогу четко организовать проект. Структура карты такова: тема, вид, форма проекта; возрастная группа; цель; задачи; условия для развития игрового творчества и предполагаемые игровые сюжеты; примерные темы сюжетно-ролевых игр; предполагаемые игровые ситуации;

Реализация проектов строится на следующих принципах: системности; сезонности; природосообразности; учета местности; учета возрастных и психологических особенностей; интеграции; координации деятельности педагогов; преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семье.

При отборе содержания интегрированных занятий педагоги ориентируются на то, что в основе любой деятельности независимо от ее предметной ориентации лежат мотивы желания, потребности, склонности, интереса, непосредственно связанные с содержанием деятельности.

• систематизация и углубление знаний об окружающем;

• развитие познавательной мотивации;

• формирование интереса к различным формам познания мира: наблюдение, экспериментирование, чтение, обсуждение

• расширение и систематизация словарного запаса;

• совершенствование грамматической структуры речи;

• развитие связной речи

• реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в сюжетно-ролевых играх, инсценировках, изобразительном творчестве,

• реализация коммуникативных навыков совместной игровой и творческой деятельности

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения у детей начинается с выяв- ления уровня их знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков в форме бесед, различных видов игровой деятельности, разбора проблемных ситуаций.

Диагностика проводится 2 раза в год : вводная (сентябрь), итоговая (май).

Реализация проектов завершается определенным результатом продуктивной либо творческой деятельности детей: выставками, спектаклями, оформлением книжек-малышек, номеров журнала “Вырастай-ка” (который издается в детском саду), стенгазет и т.д..

В методическом пособии материал распределен по темам “Безопасность на игровой площадке”; “Безопасность на спортивной площадке”; “Правила безопасного поведения в помещениях детского сада”; “Безопасность во время приёма пищи и сервировки стола”, “Безопасность вблизи водоёма”, “Безопасность в природе”. Представлены примерные проекты по данным темам и дополнительный материал в форме игр, загадок, стихотворений, статей энциклопедий, помогающий детям усвоить правила безопасного поведения .

Требования к знаниям, умениям и навыкам детей

— наличие представлений о том, что такое здоровье и знание, как поддержать, укрепить и сохранить его (усвоение дошкольниками понятий о том, что от правильного поведения зависит здоровье человека, соблюдение правил безопасности позволяет избежать травм и тяжелых заболеваний);

— устойчивая привычка к ЗОЖ;

— усвоение этических норм и ценностных ориентаций в области здоровьесбережения;

— интерес к русским национальным играм, желание принимать активное участие в русских обычаях и традициях;

— наличие навыков элементарной медицинской самопомощи;

— усвоение правил гигиены питания;

— усвоение правил безопасного поведения в природе, на спортивной и игровой площадке, во время трудовой и продуктивной деятельности.

Перспективный план реализации пособия “Золотое правило здоровья” для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Приложение 1

Приложения к пособию (Приложение 2)

Совместная работа с родителями в рамках реализации проекта “Золотое правило здоровья” (Приложение 3)

1. Анастасова Л.Л., Иванова H.B., Ижевский П.Л. Жизнь без опасностей. Учись быть самостоятельным:: Альбом-задачник (1-3-й классы).. — М.: Вентана-Граф, 1997. — С. 64.

2. Богуславская НЖ., Купина НА. Веселый этикет. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. — С. 192.

3. Богданова О., Калинина ОД, Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: Пособие для жителей. — М.: Просвещение, 1982. — С. 160.

4. Зайцев Г, Уроки Мойдодыра // Под ред. доктора медицинских наук В.В. Колбанова. — СПб.: Акцидент, 1994.

5. Конфликт и общение: Путеводитель по лабиринту регулирования конфликтов // Под ред. Д.Шапирр, — Кдащте”: АРС, 1997.

6. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Тимофейчук, Фатюшина, Якимова: Укрепление здоровья ребенка в детском саду. Из опыта работы ДОУ. Методическое пособие

Аннотация к книге «Укрепление здоровья ребенка в детском саду. Из опыта работы ДОУ. Методическое пособие»

Методическое пособие направлено на реализацию образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС дошкольного образования в организациях, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования. Содержание пособия отражает приоритетное направление деятельности ДОУ по сопровождению часто и длительно болеющих детей (часть программы, формируемая участниками образовательных отношений).
Пособие содержит практические материалы, апробированные в ходе инновационной работы ДОУ:
— примерное перспективное планирование физического развития детей на год (для всех возрастных групп);
— примерное перспективное планирование подвижных игр (для всех возрастных групп);
— варианты физических упражнений для индивидуальной работы с часто болеющими детьми;
— варианты физических упражнений по повышению двигательной активности детей в режимных моментах;
— диагностику (мониторинг) физического развития дошкольников.
В методическом пособии отражена.

Методическое пособие направлено на реализацию образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС дошкольного образования в организациях, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования. Содержание пособия отражает приоритетное направление деятельности ДОУ по сопровождению часто и длительно болеющих детей (часть программы, формируемая участниками образовательных отношений).
Пособие содержит практические материалы, апробированные в ходе инновационной работы ДОУ:
— примерное перспективное планирование физического развития детей на год (для всех возрастных групп);
— примерное перспективное планирование подвижных игр (для всех возрастных групп);
— варианты физических упражнений для индивидуальной работы с часто болеющими детьми;
— варианты физических упражнений по повышению двигательной активности детей в режимных моментах;
— диагностику (мониторинг) физического развития дошкольников.
В методическом пособии отражена организация медико-педагогического контроля, описана работа по взаимодействию с семьей и социальными партнерами, представлены некоторые активные формы работы с педагогическими и медицинскими кадрами ДОУ: семинар-практикум, «мозговой штурм», стратегия «рамки», техника «кластеры» и др.
Книга адресована воспитателям, инструкторам по физической культуре, старшим воспитателям, заместителям руководителя по методической и учебно-воспитательной работе, руководителям ДОУ.

www.labirint.ru

Учебно-методическое пособие (старшая группа) на тему:
«Родник здоровья» программа родительского клуба по пропаганде здорового образа жизни и семейных ценностей

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 46

рекомендовано к УТВЕРЖДАЮ:

утверждению педсоветом № Заведующий МБДОУ ДСКВ № 46

от . ________________ Г.Н.Федотова

ПО ПРОПОГАНДЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

И ИСЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Нижневартовск, 2015 г.

Специфика деятельности родительского клуба

Сроки реализации Программы

Критерии оценки реализации Программы

Формы и методы реализации Программы

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН ЗАСЕДАНИЙ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА

Основные компоненты изучения степени осведомленности родителей по проблеме ЗОЖ

ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Приложение №1 РОДИТЕЛЬСКАЯ ГОСТИНАЯ «О ЗДОРОВЬЕ ВСЕРЬЁЗ»

Приложение №2 РЕЙН-РИНГ «ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ МАЛЫША»

Приложение №3 РОДИТЕЛЬСКАЯ ВСТРЕЧА «ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА В НАШИХ РУКАХ»

Приложение №4 КОНСУЛЬТАЦИЯ «ЗАКАЛИВАНИЕ РЕБЕНКА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ»

Приложение №5 КРУГЛЫЙ СТОЛ «ДВИЖЕНИЕ — ЭТО ЖИЗНЬ»

Приложение № 6 Тест «Правильно ли Вы питаетесь?»

Приложение № 7 Анкета «Умеете ли Вы вести здоровый образ жизни?»

Приложение № 8 Анкета самооценки образа жизни родителей

Приложение № 9 Анкета самооценки уровня здоровья родителями

Приложение № 10 Тест «Ваше здоровье»

Приложение № 11 Тест-игра «Что отнесем к здоровому образу жизни»

Приложение № 12 Инсценировка ситуаций родителями

Приложение №13 Анкета для родителей «Условия ЗОЖ в семье»

Приложение № 14 Комплексная диагностика культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста

«Родник здоровья» программа родительского клуба по пропаганде здорового образа жизни и семейных ценностей

Порубова Наталья Михайловна, воспитатель МДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах»

Коллектив родителей и детей группы старшего дошкольного возраста №2 МДОУ № 46

Нормативно — правовые основы разработки Программы

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012. № 273-ФЗ.
  • Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43.
  • Приказ Минобрнауки России от 17. 10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384)
  • Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений» № 139 от 4 апреля 2003 г.
  • Письмо Минобразования РФ от 22 июля 2002 г. № 30-51-547/16 «Об организации родительского всеобуча в образовательных учреждениях»
  • «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (Постановление от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СаНпиН 2.4.1.3049-13»).
  • Устав МДОУ № 46 «Кот в сапогах»

Научно — методические основы разработки Программы.

1. Антонов Ю.Е.Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века /Ю.Е.Антонов. — М.: Аркти, 2011.

2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка / В.Г.Алямовская-М.,1993.

3. Горшенинник В.В., Самошкина И.В..Черкасова Н.П. Система работы в детском саду по вопросам семейного воспитания./Горшенинник В.В. — М.: Глобус, Волгоград: Панорама,2010.

4. Козлова А.В., Денеулина Р..П. Работа ДОУ с семьей: Диагнгостика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг./А.В Козлова, Р..П. Денеулина- М.:ТЦ Сфера,2004.

5. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений./Л.Свирская. — М.:ЛИНКА-ПРЕСС,2007.

6. Семейная академия: Вопросы и ответы./ Овчарова Р.В.- М.: Просвещение: Учеб., лит.,2006.

Совместная деятельность педагогов и родителей по формированию культуры здоровья дошкольников, снижение заболеваемости, в дальнейшем достижение хороших результатов ребенка в школе будет успешным, если будет:

  • обеспечена компетентность педагогов ДОУ и родителей в области культуры здоровья;
  • процесс сотрудничества педагогов, родителей и сотрудников ДОУ организован как технология коллективного дела по охране и укреплению здоровья дошкольников
  • использованы традиционные и интерактивные формы и методы роботы с родителями по оздоровлению детей;
  • спроектирована модель процесса сотрудничества педагогов ДОУ и родителей и системность ее реализации;
  • создано здоровьесберегающее пространство в ДОУ и семье с учетом интересов ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей.

Процесс сотрудничества педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей в вопросах здоровьесбережения детей.

Формирование культуры здоровья дошкольников, осуществляемое в процессе сотрудничества педагогов и родителей.

Сроки реализации Программы

1 год (2015 – 2016 учебный год)

1этап. Предварительный: сентябрь 2015-октябрь 2015года

2 этап. Практический: ноябрь 2015 — май 2016 года

3 этап. Обобщающий: июнь 2016 — сентябрь 2016 года.

Изучение и внедрение в практику новых технологий, объединяющих усилия педагогов и родителей по вопросам здоровьсбережения дошкольников.

1. Изучение новых здоровьесберегающих технологий в ретроспективе и на современном этапе.

2. Выявление интерактивных форм и методов взаимодействия детского сада и семьи по охране и укреплению здоровья детей.

3. Разработка методических рекомендаций для родителей по вопросам оздоровления детей. Оказание адресной квалифицированной помощи родителям по данному вопросу силами специалистов ДОУ.

4. Повышение педагогической культуры родителей по здоровьесбережению детей, путем использования интерактивных форм.

5. Установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка. Поддержка у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях.

Теоретическая и практическая значимость Программы

  • в разработке плана сотрудничества педагогов ДОУ и родителей с целью формирования культуры здоровья дошкольников на основе подготовки и проведения традиционных и интерактивных форм работы с родителями.
  • в разработке критериев, показателей и методик диагностики здоровья дошкольников, доступных в педагогической практике ДОУ;
  • в разработке критериев диагностики родителей (опросы, анкетирование, тестирование) для повышения эффективности взаимодействия с родителями;
  • в разработке методических рекомендаций по содержанию и методике проведения традиционных и интерактивных форм работы с родителями.

1. Снижение уровня заболеваемости и повышение уровня физической подготовленности воспитанников.

2. Повышение активности и заинтересованность родителей как участников здоровьесберегающего образовательного процесса.

3. Эффективное и рациональное взаимодействие всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов, медицинского персонала.

4. Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ и семье осуществляется с учетом интересов ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей.

Контроль за реализацией Программы

Критерии оценки реализации Программы:

  • состояние здоровья детей по результатам профилактических медицинских осмотров, наблюдений медицинского персонала и врача.
  • сокращение количества пропущенных дней по причине болезни;
  • диагностика отношения детей к здоровому образу жизни (анкетирование);
  • показатель удовлетворенности родителей совместной работой по сохранению здоровья детей (анкетирование, книга отзывов и предложений).

Краткое содержание Программы

Программа направлена на пропаганду здорового образа жизни и семейных ценностей, таких как здоровье, любовь, взаимопонимание, единение и дружеские отношения средствами физической культуры.

Актуальность данной программы связана с необходимостью оказания педагогической помощи родителям по физическому развитию и воспитанию детей, так как воспитание здорового ребенка одна из главных задач ДОУ и семьи. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но зачастую родители, занятые работой, с одной стороны, не могут дать ребенку положительный личный пример здорового образа жизни, а с другой — не противостоят отрицательным внешним влияниям. В этой ситуации возрастает роль дошкольного образовательного учреждения как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми и их родителями.

Проблема воспитания здорового ребенка была и остается наиболее актуальной в практике общественного и семейного воспитания, и требует нового поиска эффективных средств для ее решения.

Наиболее приемлемой формой взаимодействия с семьей является организация клуба. И таким образом для организации работы с семьей по пропаганде здорового образа жизни и педагогической просвещенности родителей является родительский клуб «Родник здоровья».

Данная Программа является приложением к программе «Азбука здоровья» МБДОУ ДСКВ № 46 и строится с учетом психофизических возможностей детей, степени отставания от возрастной нормы, динамики всех коррекционных процессов, раскрывает содержание обучения образовательной области «Физическое развитие».

Статистика приема детей в наше учреждение показывает, что речевая патология носит многообразный характер. К нам поступают дети с диагнозом «Общее недоразвитие речи» I, II, III уровней (моторная алалия и выход из нее), осложненным разными типами дизартрий.

Наличие речевого дефекта у детей параллельно приводит к ярко выраженным изменениям основных показателей психофизического развития ребенка. Патология в психической сфере, прежде всего, проявляется в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Таким детям свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия.

Следует отметить замедленное развитие всех видов памяти: речевой, зрительной, слуховой, моторной.

Низкие показатели характеризуют долговременную и кратковременную память. Значительно снижена способность к непрерывному запоминанию, при этом наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный. Литературный текст (стихи, потешки, рассказ) запоминается ими лишь при наличии наглядно-демонстрационного материала. Наблюдаются трудности в процессах поэтапного формирования умственных действий и обобщения, низок уровень умственной работоспособности.

Своеобразно поведение и психическое развитие детей данной категории. Им присущи повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, негативизм, раздражительность. И наоборот, некоторым детям свойственны заторможенность, апатичность, чувство ущемленности и неполноценности от сознания своего дефекта. Также нарушается произвольная регуляция. Дети не способны к длительным волевым усилиям. Из-за речевых недостатков затруднено общение со сверстниками.

Всестороннее обследование двигательной сферы детей с общим недоразвитием речи позволяет обнаружить ряд закономерностей в отставании их физического развития. К ним относятся:

— гипер- или гиподинамия;

— мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;

— нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, прыжки в длину, метание);

— нарушение ручной моторики;

— общая скованность и замедленность выполнения движений;

— несформированность функций равновесия;

— недостаточное развитие чувства ритма;

— нарушение ориентировки в пространстве;

— нарушение осанки, плоскостопие;

— замедленное отставание в показателях основных физических качеств: силы, ловкости, скорости.

Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации оздоровительно-профилактических мероприятий, создании определенных условий. Именно такой подход обозначен в Законе об образовании от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Речь идёт не об одностороннем воздействии на родителей, а о взаимодействии дошкольного учреждения и семьи для полноценного развития личности каждого ребенка.

Семья – один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение которого в формировании личности ребёнка, трудно переоценить. Работа с семьёй должна учитывать современные подходы к проблеме педагогической компетентности родителей.

Одним из новых направлений в системе работы семьи и дошкольного учреждения в современном образовательном процессе можно считать организацию деятельности родительского клуба, который затрагивает вопросы ЗОЖ. Особенность данной формы работы заключается в том, что в ходе совместного общения родители учатся эффективному взаимодействию с ребенком, используя наиболее значимые для данного возраста формы и способы деятельности.

Актуальность данной Программы связана с необходимостью оказания педагогической помощи родителям по физическому развитию и воспитанию детей, так как воспитание здорового ребенка одна из главных задач ДОУ и семьи. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но зачастую родители, занятые работой, с одной стороны, не могут дать ребенку положительный личный пример здорового образа жизни, а с другой — не противостоят отрицательным внешним влияниям. В этой ситуации возрастает роль дошкольного образовательного учреждения как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми и их родителями.

Проблема воспитания здорового ребенка была и остается наиболее актуальной в практике общественного и семейного воспитания, и требует нового поиска эффективных средств для ее решения.

Наиболее приемлемой формой взаимодействия с семьей является организация клуба. Таким образом, для организации работы с семьей по пропаганде здорового образа жизни и педагогической просвещенности родителей является родительский клуб «Родник здоровья», который действует согласно «Положению» (Приложение №1).

Целью данной Программы является изучение и внедрение в практику новых технологий, объединяющих усилия педагогов и родителей по вопросам здоровьсбережения дошкольников.

Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

1. Изучение новых здоровьесберегающих технологий в ретроспективе и на современном этапе.

2. Выявление интерактивных форм и методов взаимодействия детского сада и семьи по охране и укреплению здоровья детей.

3. Разработка методических рекомендаций для родителей по вопросам оздоровления детей. Оказание адресной квалифицированной помощи родителям по данному вопросу силами специалистов ДОУ.

4. Повышение педагогической культуры родителей по здоровьесбережению детей, путем использования интерактивных форм.

5. Установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка. Поддержка у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях.

Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для родителей детей старшего дошкольного возраста.

Здоровье — гармоничное, оптимальное проявление всех функций организма (физических, психических, интеллектуальных и духовных) во взаимодействии с предметной, природной и социальной средой обитания.

Духовное здоровье — система ценностей и убеждений.

Психическое здоровье – состояние психической сферы основу, которой составляет статус душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция, высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.

Физическое здоровье – состояние, при котором у человека имеет место гармония физических процессов и максимальная адаптация к различным внешним факторам.

Социальное здоровье — здоровье общества и окружающей среды для каждого человека.

Нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно — информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Зоровьесберегающие технологии — совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечению здоровья, формирование осознанного и ценностного отношения к своему здоровью.

Интерактивные формы — способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).

Новизна Программы заключается в разработке интерактивных форм и методов, объединяющих усилия педагогов и родителей, направленных на оздоровления детей.

1. Снижение уровня заболеваемости и повышение уровня физической подготовленности воспитанников.

2. Повышение активности и заинтересованность родителей как участников здоровьесберегающего образовательного процесса.

3. Эффективное и рациональное взаимодействие всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов, медицинского персонала.

4.Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ и семье осуществляется с учетом интересов ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей.

Ведущими принципами организации родительского клуба «Родник здоровья» являются:

— добровольность участия членов в его работе;

— свобода выбора деятельности;

— возможность реализации своих интересов и способностей в творчестве и общении;

— взаимодействия — подразумевает взаимную обусловленность, активность всех субъектов воспитательного процесса. В данном контексте имеется в виду взаимодействие систем: ребенок-педагог, родители-ребенок, педагог-родители. Педагогическое взаимодействие должно ориентироваться на стратегию «от ребёнка». Понятие «взаимодействие» несёт в себе более широкий смысл. Речь идёт о взаимопроникновении мира взрослых и мира детей, где взрослый выступает в роли посредника.

Главными функциями родительского клуба «Родник здоровья» являются:

— коммуникативная – формирование условий для общения, проведения досуга;

— социально-воспитательная – реализация интересов индивида и группы путем развития разнообразных способностей;

— социально-культурная – решение личных и семейных проблем, формирование собственной социокультурной среды

Специфика деятельности родительского клуба следующая:

1. Это разновозрастной клуб, включающий два поколения (дети, родители).

2. По видам деятельности клуб полифункциональный (многообразие видов деятельности определяется интересами семей – членов клуба).

3. Может быть организуемым и самоорганизующимся.

4. Существенной характеристикой клуба является его педагогическая и физкультурно-досуговая направленность.

Сроки реализации Программы:

1 этап. Предварительный: сентябрь 2015-октябрь 2015года

2 этап. Практический: ноябрь 2015- июль 2016 года

3 этап. Обобщающий: сентябрь 2016 года.

Критерии оценки реализации Программы:

— состояние здоровья детей по результатам профилактических медицинских осмотров, наблюдений медицинского персонала и врача.

— сокращение количества пропущенных дней по причине болезни;

— диагностика отношения детей к здоровому образу жизни (анкетирование);

— показатель удовлетворенности родителей совместной работой по сохранению здоровья детей (анкетирование, книга отзывов и предложений).

Формы и методы реализации Программы подобраны согласно классификации нетрадиционных форм, которые предлагает Т. В. Кротова. Она выделяет следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные. Они представлены в таблице.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

С какой целью используется эта форма

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1этап. Предварительный: сентябрь 2015-октябрь 2015 года

1.Изучение состояния проблемы в психолого-педагогической и медицинской литературе

1 Подбор и анализ литературы.

2. Сбор информации (собеседование, анкетирование, наблюдение, обследование, тестирование)

Понимание отдельных аспектов теоретических и практических вопросов по выбранной теме.

Состояние информационного банка по данной теме.

2.Создание условий для психологической готовности семьи к сотрудничеству

1. Консультация «Роль семьи в оздоровительной работе с детьми».

2. Общая лекция врача-педиатра: «Позаботьтесь о своем здоровье».

3. Индивидуальные беседы с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей.

Создание атмосферы сотрудничества по вопросам воспитания и оздоровления.

Составление картотеки: «Портрет семьи», «Паспорта здоровья»

Создание системы психолого-медико-педагогического сопровождения родителей воспитанников группы для реализации установки на здоровьесбережение в домашних условиях.

Поддержка каждой семьи в период адаптации.

3.Формирование адекватного отношения членов семьи к личности ребенка

1.Работа с группой риска, выявление проблемы (беседы, наблюдение, тесты, опросы).

2.Общее родительское собрание «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей»

3.Открытие клуба «Родник здоровья». Семинар-практикум «Критерии здоровья».

Воспитатель, узкие специалисты

Инструктор по ФИЗО, медсестра, воспитатель

Получение обратной связи с данной группой родителей

Знакомство родителей со средствами физического воспитания детей. Сочинение родителей: «Мой ребенок» в портфолио дошкольника.

Создание системы психолого-медико-педагогического сопровождения всех категорий родителей воспитанников для реализации установки на здоровьесбережение в домашних условиях.

4.Информирование родителей о результатах обследования детей (медицинский осмотр и диагностика)

1.Беседы с родителями, консультирование: «Здоровье-главное богатство»

инструктор по ФИЗО

Обработка данных диагностики заполнение, индивидуальных карт развития и «Паспорта здоровья».

Совместное обсуждение полученных сведений о здоровье детей.

5.Обучение родителей наблюдению за ребенком в домашних условиях

Устный журнал для родителей: 1.«Организация игротеки для детей и взрослых.

2. «Музыка и гиперреактивность, охрана голоса детей».

3. «Тренируем пальчики — развиваем речь».

Воспитатель, узкие специалисты

Повышение компетентности родителей по вопросам здоровьесбережения.

2 этап. Практический: ноябрь 2015 — май 2016 года

1.Познакомить родителей со здоровьесберегающими методиками и технологиями

1. Родительская гостиная «О здоровье всерьёз». Презентация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Анкетирование «О здоровье всерьез». (Приложение №1)

2. Совместно с педагогами выставка детской литературы «В стране Здоровья»

Создание атмосферы сотрудничества по вопросам воспитания и оздоровления. Оформление наглядной информации для родителей в группах.

Выставка детской литературы «В стране Здоровья»

2.Расширить знания родителей по проблемам воспитательно-образовательного и оздоровительного развития детей

1 Брейн-ринг «Здоровое питание малыша». Консультация «Витаминная азбука здоровья». Обмен семейным опытом. (Приложение №2)

2.Почта для родителей.

3.Выпуск газеты для родителей: «Здоровье»

Сентябрь 2015-июнь 2016

/1 раз в квартал/

Повышение компетентности родителей по вопросам здоровьесбережения. Преобразование среды дома в соответствии с рекомендациями специалистов ДОУ. Информационные стенды в группе.

Повышение компетентности родителей по вопросамздоровьесбережения.

Газета для родителей: «Здоровье».

3.Обучить родителей традиционным и инновационным методам и приемам оздоровительной работы с детьми.

1. Родительская встреча «Здоровье ребёнка в наших руках!». Беседа «Условия здорового образа жизни в семье». (Приложение №3)

2. Дни открытых дверей: «Добро пожаловать в детский сад»

3. Мастер-класс « Нестандартное оборудование, используемое в работе с детьми».

4. Дискуссия «Закаливание детей в домашних условиях». Папка — передвижка «Закаливание детей». Фотовыставка «Закаляемся дома». (Приложение №4)

5. Круглый стол «Движение – это жизнь». Фотовыставка «Активный отдых – плюс нашему здоровью». Обмен семейным опытом. (Приложение №5)

6.Совместный проект с родителями: «Строим физкультурный городок»

Инструктор по ФИЗО

Инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель

Воспитатель, узкие специалисты

Инструктор по ФИЗО, воспитатель

Повышение компетентности родителей по вопросам здоровьесбережения. Сплочение родительского коллектива. Фотовыставка: «Наш любимый детский сад».

Конкурс на лучшее нестандартное оборудование.

Подготовка родителей к совместным мероприятиям с детьми.

Организация и помощь в проведении мероприятий.

Обогащение предметно-развивающей среды на территории детского сада.

3 этап. Обобщающий: июнь – сентябрь 2016 года

1.Определение наиболее эффективных форм в работе с семьей

2. Тренинг: «Что я знаю о сохранение здоровья своего ребенка?»

3. Выпуск газеты: «Дружная семья».

Обработка результатов анкетирования.

Выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания по оздоровлению детей.

Выпуск газеты: «Дружная семья».

2.Закрепление умений родителей использовать полученные знания в условиях семейного воспитания

1.Создание детско-родительских проектов.

Конкурс на лучшую презентацию проекта по здоровьесбеоежению. Выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания по оздоровлению детей.

3.Стимулирование творческой деятельности родителей в формировании здорового образа жизни детей.

1. Семинар: «Игры, которые лечат»

2.Творческий отчет родительского клуба «Родник здоровья»

Воспитатель, инструктор по ФИЗО

Обогащение предметно-развивающей среды.

Оформление галереи детского творчества, выставки совместных работ, аукционы.

Обобщение и распространение положительного семейного воспитания. Сплочение детско-родительского коллектива.

Выпуск стенгазеты: «Здоровячок».

4.Теоретическая и практическая обоснованность результатов

1. Обследование детей (медицинский осмотр, диагностика образовательного процесса и детского развития).

2. Анализ результатов. Соотнесение результатов с целями.

Корректировка гипотезы в соответствии с результатами.

3. Разработка выводов и рекомендаций по теме, выбор наиболее эффективных форм работы специалистов ДОУ с родителями.

Сравнение состояния здоровья на начальном и заключительном этапе. Ярмарка педагогических идей.

Распространение опыта работы на муниципальном, региональном и российском уровне.

В рамках сотрудничества, обмена методическими наработками по созданию единого образовательно-оздоровительного пространства между детским садом и семьей результаты Программы будут представлены на сайте ДОУ

ЗАСЕДАНИЙ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА

на 2015-2016 учебный год

Механизмы контроля за промежуточными и конечными результатами разрабатываются в соответствии с целями и задачами Программы и направлены на исследование социально-педагогических условий формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников в семье. При этом используют анкетирование родителей, беседы, наблюдение за общением родителей с детьми.

1. Выработка комплекса показателей, обеспечивающих формирование целостного представления о состоянии работы с родителями на данном этапе.

2. Сбор данных о реализации мероприятий программы и оценка этих данных.

3. Принятие управленческих решений и оценка результатов их реализации.

Целью мониторинга является изучение степени осведомленности родителей по проблеме ЗОЖ; определение особенности контингента родителей (по уровню здоровья, физической подготовленности, степени сформированности основ ЗОЖ)

Программа мониторингового исследования представляет собой комплекс мероприятий (наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос и др.), которые помогают собрать, обработать, и воспользоваться информацией о состоянии оздоровительной работы в учреждении и отдельных ее элементах. Оценка результатов мониторинга проводится как по количественным, так и по качественным показателям. Объектами анализа являются ответы, полученные в результате анкетирования родителей и детей, бесед с ними, а также содержание, средства общения и эмоциональная насыщенность общения родителей с детьми

Основные компоненты изучения степени осведомленности родителей

по проблеме ЗОЖ

В исследовании использовался ряд диагностических методик :

  • Тест «Правильно ли Вы питаетесь?» (Айзман Р.И., Иашвили М.В., Лысова Н.Ф., Абаскалова Н.П., Рубанович В.Б. Основы ЗОЖ и профилактики вредных привычек: Мет,пособие.- Новосибирск:ГЦРО, 2001.-С.22-23). ( Приложение № 6 )
  • Анкета «Умеете ли Вы вести здоровый образ жизни?» (Айзман Р.И., Иашвили М.В., Лысова Н.Ф. и др. Основы ЗОЖ и профилактики вредных привычек: Мет.пособие.- Новосибирск:ГЦРО, 2001.- С.19-21). ( Приложение № 7)
  • Анкета самооценки образа жизни родителями (Вайнер Э.Н., Волынская Е.В., 2002) (Приложение № 8)
  • Анкета самооценки уровня здоровья родителями (Вайнер Э.Н., Волынская Е.В. Валеология. Учебный практикум.- М.:Флинта, Наука, 2002.- 22-25) (Приложение №9)
  • Тест «Ваше здоровье» (Л. Москвина. Энциклопедия психологических тестов. Саратов, 1996, — С.297-299) ( Приложение № 10)
  • Тест-игра «Что отнесем к здоровому образу жизни» (Приложение № 11)
  • Инсценировка ситуаций родителями (Приложение № 12)
  • Анкета для родителей «Условия здорового образа жизни в семье» (Приложение № 13)
  • Комплексная диагностика культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста (Автор В.А. Деркунская) (Приложение № 14)

ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для ребенка дошкольного возраста ближайшей целью развития является школьная зрелость, достижение которой зависит и от уровня сформированности культуры здоровья. Высокий уровень культуры здоровья дошкольников возможен при осуществлении сотрудничества, которое осуществляется педагогами ДОУ и родителями, сопровождающими растущего ребенка на пути его становления как личности и субъекта жизнедеятельности.

Перспективой в реализации Программы будет служить дальнейшее самосовершенствование в области здоровья, развитие процесса духовно-нравственного роста личности педагогов ДОУ и родителей, которое в дальнейшем, составит основу здоровьесозидающей жизнедеятельности и послужит ярким примером, которому следует растущий ребенок. Такие примеры необходимы ребенку в период дошкольного детства и обуславливают дальнейшее развитие личности растущего ребенка.

Ожидается, что результаты работы по данной проблеме подтвердят гипотезу, что совместная деятельность педагогов и родителей поможет сформировать культуру здоровья дошкольников и снизить заболеваемость, с целью дальнейшего достижения хороших результатов ребенка в школе. Внедрение и апробация интерактивных форм взаимодействия педагогов и родителей обеспечат расширение педагогических и психологических функций сотрудничества.

В рамках сотрудничества, обмена методическими наработками по созданию единого образовательно-оздоровительного пространства между детским садом и семьей результаты Программы будут представлены на сайте ДОУ.

1. Антонов Ю.Е.Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века /Ю.Е.Антонов. — М.: Аркти, 2011.

2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка / В.Г.Алямовская-М.,1993.

3. Голицына Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей – М.: «Скрипторий 2003», 2007

4. Горшенинник В.В., Самошкина И.В..Черкасова Н.П. Система работы в детском саду по вопросам семейного воспитания./Горшенинник В.В. — М.: Глобус, Волгоград: Панорама,2010.

5. Козлова А.В., Денеулина Р..П. Работа ДОУ с семьей: Диагнгостика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг./А.В Козлова, Р..П. Денеулина- М.:ТЦ Сфера,2004.

6. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека – М.:ТЦ «Сфера», 1996

7. Литвинова Р.М. Дошкольное образование и социокультурный процесс. Ставрополь, СКИПКРО, 2002

8. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений./Л.Свирская. — М.:ЛИНКА-ПРЕСС,2007.

9. Семейная академия: Вопросы и ответы./ Овчарова Р.В.- М.: Просвещение: Учеб., лит.,2006.

nsportal.ru

Популярное:

  • Учебники по основам управления интеллектуальной собственностью Учебники по основам управления интеллектуальной собственностью Алексеев В.И. Обеспечение прав организации на результаты интеллектуальной деятельности: Методические рекомендации / В.И.Алексеев. - М.: ИНИЦ […]
  • Приказ минспорта рф от 12092013 730 Приказ Министерства спорта РФ от 12 сентября 2013 г. № 730 “Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области […]
  • Заявление в бухгалтерия на имущественный вычет Заявление в бухгалтерия на имущественный вычет Имущественный вычет это своего рода форма налоговой льготы, которая появляется у граждан РФ при сделках с имуществом. Например, вы купили или продали землю, дом или же квартиру, а […]
  • Приказ о утверждении правил приема в доу Приказ об утверждении правил приема муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 3 села Коноково муниципального образования Успенский район 352464 Краснодарский край, […]
  • Налоговые возвраты до какого числа Сроки подачи декларации 3-НДФЛ на налоговые вычеты. Так как наш сайт посвящен только получению налоговых вычетов (имущественных, социальных и стандартных), то срок подачи декларации 3-НДФЛ будет касаться только этих случаев. По […]
  • Как выплачивается единовременная выплата из накопительной части пенсии Единовременная выплата пенсионерам: сколько и как можно получить Любой россиянин имеет право на поддержку государства после заслуженного выхода на пенсию. Однако зачастую случается и такое: по некоторым причинам этих денег не […]
  • Приказ по егэ 2012 Нормативно-правовые документы Приказ Минобрнауки России №1400 от 26.12.2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» - СКАЧАТЬ Приказ […]
  • Приказ на передачу имущества с баланса на баланс Приказ Федерального казначейства от 29 июня 2012 г. N 265 "Об организации работы по передаче (принятию) или списанию имущества, закрепленного за федеральным казенным учреждением "Центр по обеспечению деятельности Казначейства […]