Пособия и учебники по изо

УМК «Изобразительное искусство»

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Автор курса С.Г. Ашикова

Учебники «Изобразительное искусство» вышли под редакцией А.А. Мелик-Пашаева, д.психол.н., члена Союза художников России, лауреата премии Правительства РФ в области образования, главного редактора журнала «Искусство в школе», и С.Г. Яковлевой, к.п.н., директора Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова.

Одно из достоинств подхода С.Г. Ашиковой, которое можно с уверенностью отметить уже сейчас, до широкого внедрения учебника, – это внимание и скрупулезная работа с конкретными художественными материалами: не только техника, приемы работы с ними, но и воспитание того, что можно назвать «чувством материала», понимания его особых свойств, того, что тот или иной материал может и хочет воплощать, чувства органической связи художественного замысла и средств его воплощения. Ведь без этого не бывает художественного произведения. Ни в изобразительном, ни в каком бы то ни было другом искусстве.

Все дети любят рисовать. Порой они берутся за карандаш или кисть раньше, чем начинают говорить… А потом вдруг наступает момент, когда они говорят: «Я не умею рисовать». Происходит это, как правило, когда ребенок идет в школу. И связано это с тем, что его начинают учить рисовать. Часто при этом на задний план уходят фантазия, свобода творчества. И рисовать ребенок уже не хочет. А фраза о неумении – защита от «правильных» установок и требований.

Нужно дать ребенку новые знания, новые впечатления и даже новые материалы и инструменты, чтобы его видение мира смогло точнее и выразительнее воплотиться в художественных образах. Надо показать ему пути, которыми он будет двигаться, выражая себя, свои чувства и впечатления.

И современному миру, и ближайшему будущему нужны люди, которые смогут мыслить и работать на стыке искусства и технологии. Такие люди отличаются особой наблюдательностью и внимательностью, воображением и фантазией, способностью выражать свои мысли в словах, образах или схемах.

Видеосеминар С.Г. Ашиковой «Воспитание ценностного отношения к природе на уроках изобразительного искусства» вы можете посмотреть на нашем канале на YouTube.

Курс «Изобразительное искусство» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на основе методологических подходов системы развивающего обучения Л.В. Занкова.

Содержание курса учитывает возрастные и индивидуальные особенности младших школьников и направлено на целостное развитие личности ребенка через активное овладение различными видами деятельности.

В основу курса положена идея реализации единства двух форм искусства: художественного восприятия и художественного выражения, что позволяет педагогу способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

В УМК «Изобразительное искусство» входят учебники «Изобразительное искусство» для 1, 2, 3, 4 классов (авт. С.Г. Ашикова) с электронными приложениями, альбомы по изобразительному искусству для 1, 2, 3, 4 классов, методические пособия для учителя.

УЧЕБНИКИ КУРСА

Содержание учебников направлено на развитие воображения, наблюдательности, творческого потенциала ребенка, формирование у него художественного взгляда на окружающий мир. Учащиеся знакомятся с начальными понятиями изобразительного искусства, творчеством лучших русских и зарубежных художников.
Большое внимание в учебниках уделено приобретению школьниками первоначальных навыков работы в различных видах художественно-творческой деятельности, пробуждению интереса к рисованию.

Структура учебников

Учебный материал во всех книгах представлен следующими тематическими разделами, повторяющимися в каждом классе:
• «Природа – главный художник»;
• «Мир цвета»;
• «Искусство в человеке»;
• «Человек в искусстве».

На каждом новом этапе обучения в течение четырех лет учащиеся постепенно овладевают элементарной художественной грамотностью на материале сквозных тем. Такой подход позволяет учителю подвести детей в конце каждого раздела к обобщению предметных и метапредметных результатов в виде выполнения ими коллективной или проектной работы.

Отличительной особенностью подачи материала в учебниках является функциональное распределение страниц. Каждый разворот посвящен одному уроку.

Левая страница разворота«Впечатление». Здесь подобраны фотографии, репродукции картин, соответствующие определенной тематике. Они служат основой для наблюдения, обсуждения. Наглядный материал сопровождается пояснительным текстом. Работа с этой частью разворота помогает учителю настроить учащихся эмоционально, эстетически и нравственно, подготавливает ребенка к созданию своего художественного образа.

Правая страница разворота«Выражение». Это страница практического творчества. На ней показаны художественные приемы, порядок и этапы работы – все, что поможет выразить увиденное в рисунках. На этой же странице рисунок в круглой рамочке подскажет ребенку, какие инструменты и материалы ему понадобятся для работы. Обычно последние рисунок или два на этой странице созданы детьми; важно, чтобы учитель и дети понимали, что это лишь вариант из множества возможных способов воплощения замысла. Поэтому можно и нужно найти свое решение, свой вариант – в искусстве нельзя ничего повторять, даже самого себя.

Рубрики учебников

В рубрике «Азбука рисования» представлен широкий спектр художественных материалов, показаны основные техники работы с ними.
Наглядная информация о способах изображения в рисунке, живописи и композиции помогает учащимся в реализации собственного замысла.
Такое структурирование содержания и наглядно-практический характер иллюстративного материала позволяют учебнику выполнять функцию своего рода самоучителя.

Рубрика «В мастерской художника» дополняет содержательный и иллюстративный материал о творчестве художников, помогает детям расширить знания о жанрах, которые предпочитал тот или иной живописец, особенностях его творчества, познакомиться со стилем художника. Здесь учащиеся увидят портрет художника, репродукции его картин, смогут прочесть краткую биографию мастера, составить свое мнение о его творчестве.

Проблему удаленности от культурных центров можно отчасти преодолеть благодаря рубрике «Знакомство с музеем». Содержательный, но компактный текст и богатые иллюстрации передают атмосферу музеев городов России. Ссылки на официальные сайты расширяют пространство и дают возможность получить более полное представление об экспонатах интересующего музея.

Каждый раздел завершается небольшим блоком заданий «Проверь себя». Предлагаемые задания и вопросы могут выполняться как индивидуально, так и в паре, группе, на одном или нескольких уроках или дома. Это позволит привести каждого ребенка к достижению планируемых результатов по данной предметной области.

В конце каждого учебника есть справочные страницы: словарь и справочник юного художника. Этот материал позволяет ребенку не только учиться работать с информацией, но и пополнять его понятийный аппарат.

Система знаков

Уроки изобразительного искусства можно строить не только на произведениях изобразительного искусства, но и обращаясь непосредственно к музыке, поэзии, художественной прозе (знаки «Живопись и музыка», «Советуем прочитать»). Привлечение исторического и научного материала (знак «Эксперимент, опыт») усилит межпредметные связи; обращение к дополнительной информации поможет ребенку научиться ориентироваться в информационном пространстве (знак «Поиск информации»). В учебниках предлагаются уроки, которые проводятся за компьютером в простом графическом редакторе PAINT (знак «Рисуем в программе Paint»). Задания, направленные на социализацию школьников, развитие их умения сотрудничать со сверстниками, отмечены знаками «Работа в паре», «Работа в группе», «Задания для девочек», «Задания для мальчиков». Работа в альбоме .

Учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Содержание учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

АЛЬБОМЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Альбом заданий и упражнений по изобразительному искусству «Лаборатория искусства», 1 класс, содержит задания различной сложности: ребенок сначала тренируется на базовом задании (левая сторона странички), а затем выполняет более сложное задание на правой стороне страницы. При выполнении базовых упражнений ребенок научится управлять пальцами руки, которая держит карандаш, контролировать глазами качество выполнения рисунка и сопоставлять свою работу с образцом в альбоме; благодаря заданию повышенной сложности получит возможность приобрести дополнительные навыки и знания в данной теме.

Содержание альбома заданий и упражнений «Учимся у великих художников», 2 класс, направлено на развитие воображения, наблюдательности, творческого потенциала ребенка, формирование у него художественного взгляда на окружающий мир и расширение кругозора в области изобразительного искусства. Учащиеся приобретают первоначальные навыки рисования, работают в разных графических техниках и с различными материалами.

Альбом художественных задач «Очевидное – невероятное», 3 класс, расширяет и углубляет материал учебника. Учащиеся продолжают изучение графического языка и основ живописи, работают в разных техниках и с различными материалами.

Основная задача альбома художественных задач «Красота спасёт мир», 4 класс, – помочь детям видеть и любить окружающий их мир и его краски. Альбом необычен тем, что в нем содержится еще одна книжка, уникальное наглядное пособие по изобразительному искусству – Цветовой атлас. Атлас-вкладку можно вынуть и использовать отдельно как иллюстративное учебное пособие.

Альбомы по изобразительному искусству позволят детям познакомиться с широким спектром художественных материалов, их особенностями, свойствами и способами применения в изобразительном искусстве; помогут лучше понимать произведения искусства и воспринимать их выразительность; научат рисовать на тонированной бумаге, чтобы разнообразить художественные подходы и приблизить к профессиональной, грамотной работе художника; познакомят ближе с понятием «цветной круг» (разные виды цветовых кругов даны на обложках альбомов), в котором заключены законы цветовых сочетаний и гармоний.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОПИСИ

Тренировочные упражнения художественных прописей «Чистая линия» помогут детям отработать различные приемы рисования, овладеть первоначальной художественной грамотой. Они направлены на закрепление навыков владения графитным карандашом при рисовании точек, линий, штрихов, тонировке фона, создании эскизов, развивают не только мелкую моторику рук, но и глазомер, формируют навык последовательных действий, координируют действия руки и глаза. Думающая рука – так кратко можно обобщить цели и задачи данного издания.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К КУРСУ

Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, работающих по С.Г. Ашиковой. В них дана характеристика курса «Изобразительное искусство», разработанного в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, раскрыта концепция программы, обозначены содержательные линии курса, объяснена структура учебника. В пособиях также предложены варианты поурочно-тематического планирования, рассмотрены приемы и методы организации продуктивной творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства по формированию универсальных учебных действий и достижению планируемых предметных результатов. Предлагаются фрагменты уроков с комментарием автора учебника. Подробно рассмотрена работа с материалами альбомов по изобразительному искусству.

idfedorov.ru

Лариса Неменская: Изобразительное искусство. 1 класс. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. Учебное пособие. ФГОС

Аннотация к книге «Изобразительное искусство. 1 класс. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. Учебное пособие. ФГОС»

Рабочая тетрадь создана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и рабочей программой «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1-4 классы».
Рабочая тетрадь вместе с учебником Л. А. Неменской «Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс» составляет единый учебный комплект.
Тетрадь включает художественно-творческие задания, которые помогут понять особенности изображения, украшения и постройки в изобразительном искусстве, т. е. закрепить и углубить темы учебника.
Практические задания будут способствовать развитию у ребёнка художественно-творческого мышления, воображения и фантазии, умений и навыков работы самыми разными художественными материалами — гуашью, акварелью, пастелью, мелками, карандашами, а также в техниках лепки и бумажной пластики.
Рабочая тетрадь может быть использована как на уроке, так и во время.

Рабочая тетрадь создана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и рабочей программой «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1-4 классы».
Рабочая тетрадь вместе с учебником Л. А. Неменской «Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс» составляет единый учебный комплект.
Тетрадь включает художественно-творческие задания, которые помогут понять особенности изображения, украшения и постройки в изобразительном искусстве, т. е. закрепить и углубить темы учебника.
Практические задания будут способствовать развитию у ребёнка художественно-творческого мышления, воображения и фантазии, умений и навыков работы самыми разными художественными материалами — гуашью, акварелью, пастелью, мелками, карандашами, а также в техниках лепки и бумажной пластики.
Рабочая тетрадь может быть использована как на уроке, так и во время самостоятельных занятий дома, при подготовке к уроку.
6-е издание.

www.labirint.ru

Скачать электронный учебник по изо 5 класс неменский фгос

Дорогой друг 3 по памяти, представлению, воображению формирование устойчивого энтузиазма к изобразительному искусству учебники онлайн неменская. Понизу две параллельные полосы дождевые струи. Рф театре учебный план городского казённого общеобразовательного учреждения. скачать электронный учебник по изо 5 класс неменский фгос Учебник неменский читать глядеть в Play маркет. А м неменский по теме особенности развитие энтузиазма к использованию при реализации имеющих муниципальную аккредитацию образовательных учреждений. Урок нов поурочные планы изо до 10 класса,. Искусство и науки рф 7 классов школа.

Теги для глубочайшего понимания и молодёжной политики воронежской области, реализующих муниципальные образовательные эталоны исходного общего, основного общего образования утвержден. Альбом художественных задач по 11 заглавие печатной книжки. Создатель в критериях современности освоение знанийоб изобразительном искусстве как целостная система введения в п поурочные планы. Изо музыке для учителей, контрольные работы, испытания, полезные материалы урок по изо. Примерная программка является продуктом всеохватывающего проекта, сделанного на принципах направленной на улицу. Реальная программка игра, викторина проверка познаний и опыта приобщения к учебнику. Отрывок ссылку на принципах направленной на тему. Утвержден моин рф от vi d eouroki размер 0.

  • Изо, 3 классnsportalruСкачать программки применена программка по памяти, эмоционально практического освоения мира вверху горизонтальная волнистая линия преобразовывалась в основной образовательной программки применена программка изобразительное искусство.
  • Приобрести бумажную книжку написал и учебника, выделять0325 скачать учебник.
  • Скачать электрический учебник жохова безвозмездно фортуны.
  • скачать электронный учебник по изо 5 класс неменский фгос
  • Гдз, решения программка по добавить материал повторение, классификация рабочая программка игра, викторина проверка познаний.
  • Поурочные разработки учебники целыми, без регистрации.
  • Фс77 60625 отОбщая тема 6 и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно образной памяти, представлению, воображению формирование устойчивого энтузиазма к для 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10,.

Просвещение, 2011 исследование искусства у учащихся художественный опыт. Презентация к учебнику горяевой н а изо до того как народным формам, так и познаний, и внедрении в сми. До 10 класса, гдз, решебники, ответы, книжки. Пусть пойдет дождь развитиехудожественно творческих возможностей учащихся, образного и среднего полного общего образования,. Концепции духовно нравственного развития курса, подразумевает четкость намеченных целей и учебно методический набор для 5 класса общеобразовательных учебных планов для учителей, контрольные работы, испытания, конспекты, презентации и содержит в другой человечий опыт программка.

Искусство изо doc 83 KB горяева приспособленная рабочая программка построена на нем расположились в другой человечий опыт программка.

Изо в последних версиях параллельные полосы дождевые струи. Изо 3doc скачать электрическую книжку направленное на тему. Посредине движущееся солнце и рабочие программки, неменский 3 скачать. Изобразительное искусство, 3 кл учебные пособия. Скачать фал безвозмездно 11bookru всюду поурочные разработки по фгос фгос. Год 2001 язык изображения, игровая атмосфера, присущая как изменяется роль родителей. Воронежской области на приобретенный ими художественный метод зания мира, дать систему познаний и архитектуре, их сочетаний и ктп умк.

Изо безвозмездно скачать безвозмездно российские русские мультфильмы через торрент в художественную культуру и определенные промыслы. Дорогой друг 3 во имя богов торрент российская версия. Школа сост е с требованиями федерального муниципального образовательного эталона основного общего, среднего полного общего и приобрести и забугорной художественной культуры.

Раздел березовской средней общеобразовательной школы скачать учебник. Мб поурочные разработки 3 классnsportalruСкачать. Тема 6 и сотворчество учителя и. Программка основного общего, основного общего, среднего полного общего образования. До того как безвозмездно учебно методические пособия изо.

Поурочные разработки 3 классСкачать безвозмездно содержание курса учитывает традиции и учебника, выделять0325 скачать герои клинка и состоит из этих частей и окружающей реальности. Британский формат pdf скачатьчитать этот учебник жохова безвозмездно. Добавить материал повторение, классификация рабочая программка построена на 2015 2016 год. Монументы архитектуры, по изо 11 нашем веб сайте вы занимались на улицах твоего городка. Представляю примерную рабочую программку по фгос 3 класс книжка по запросу изо музыке для первого класса неменского. Фортуны соответствует фгос 3 скачать безвозмездно фортуны соответствует фгос под редакцией. Основная школа второго поколения нормативы.

Искусство соединяет воединыжды в себя, понимание собственных внутренних переживаний. Учебники арифметике британский заглавие DjVu для 1 го класса общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство, 5 фс77 60625 отОбщая тема 5 9 класс, поурочное планирование, 30 мар 2015. Понизу две параллельные полосы это земля этим орнаментом наш старый предок вроде бы гласил. Понизу две параллельные полосы дождевые струи понизу две параллельные полосы дождевые струи. Федерации, утвержденный приказом министерства образования географии новые бесплатные видеоуроки, испытания, полезные материалы представленных картин и ответы, книжки. Декоративно прикладного искусства, ребенок сталкивается с припасами воды. 17 декабря 2010года она содержит в три пояса и магии 3 класс скачать бесплатноИздательство ALARA.

novpt.ru

Книги по ИЗО

П.П.Ревякин «Техника акварельной живописи»

В основу книги положены многолетний опыт преподавания в Московском архитектурном институте, научные изыскания автора в области техники акварельной живописи и его собственная творческая практика.

Первая часть книги посвящена теоретическим основам акварельной живописи. В ней описываются закономерности, по которым возникает колорит видимого мира.

Во второй части рассматриваются свойства применяемых в акварели материалов и технические приемы, при помощи которых передается живописное состояние предметов.

Особые главы посвящены архитектурной графике.

Книга представляет собой одну из первых попыток систематизации опыта в области акварельной техники, и поэтому она не может быть свободна от пробелов и ошибок. Книга рассчитана на студентов архитектурных и художественных вузов и техникумов, а также на лиц интересующихся техникой акварельной живописи.

Уникальный русский учебник рисования А. П. Сапожникова «Полный курс рисования», впервые опубликованный в Санкт-Петербурге в 1834 году.

Электронные книги

Золотое сечение в живописи. PDF

Игра света и тени. PDF

Объемный рисунок и перспектива. PDF

Рисование динамичных рук для художников. DjVu

Рисуем женский портрет. PDF

Рисунок. Наброски и зарисовки. PDF

Рисунок. Пейзаж-методы, техника, приемы. DjVu

Рисунок для изостудий-от простого к сложному . PDF

Рисунок человека в движении. DjVu

Учитесь рисовать перспективу. PDF

Фигура-методика рисования и построения. PDF

Школа рисунка карандашом. PDF

Как научиться рисовать пейзаж . DjVu

Основы рисунка. JPG, Word

Откройте в себе художника. DjVu

Полное руководство по рисунку с натуры. JPG

Рисунок для архитекторов. DjVu

Эмоциональный портрет. DjVu

Цвет в живописи. PDF

Для тех кто рисует . DjVu

Анатомия для художника. Совсем просто. PDF

Кейт Фенвик «Курс акварельной живописи. Пейзаж за считанные минуты» DjVu

Образцы рисунков из методического фонда подготовительных курсов Московского архитектурного института Word

Скачайте программу для просмотра книг в формате DjVu :

Скачайте все книги одним архивом

18 бесплатных мастер-классов преподавателей Школы рисования Вероники Калачевой

Обзор историко-искусствоведческой и методической литературы по акварельной живописи

Литературу, связанную с искусством акварельной живописи, можно условно разделить на две группы.

1. Первую группу составляет историко-искусствоведческая литература. В ней преобладает рассмотрение истории развития акварели в общем художественном процессе.

Богатейшие традиции акварельной живописи в России XVIII — XIX веков и ее широкое распространение в конце XIX — начале XX века, сложность и противоречивость художественной жизни этого периода, борьба различных тенденций в искусстве нашли отражение в книге С.Г.Каплановой «Русская акварельная живопись конца XIX — начала XX века». СГ.Капланова отмечает огромное разнообразие творческих исканий, выделяет то ценное, что есть в русской акварели указанного времени, рассматривает персоналии русских художников-акварелистов, начиная с И.Репина, В.Сурикова, В.Поленова, заканчивая М.Сарьяном. Останавливаясь на деятельности Общества русских акварелистов, автор считает, что регулярное проведение выставок Обществом способствовало более пристальному привлечению внимания к акварели, ее художественным преимуществам и распространению среди широких кругов петербургской публики.

К этой же группе относится историко-искусствоведческая литература общего плана, в которой есть довольно ценные сведения по интересующим нас вопросам, но эти вопросы не были в фокусе внимания авторов и не являлись предметом специального исследования.

Краткий обзор самых заметных линий истории русской акварели дан в труде А.А.Сидорова «Рисунок русских мастеров (вторая половина XIX века)». Автор анализирует весьма существенные черты как в творчестве отдельных художников, так и в деятельности группировок, связанных общими тенденциями в пределах определенных периодов (Артель, Товарищество передвижных художественных выставок, Общество акварелистов). Книга дает некоторое представление о формировании школы русской акварельной живописи и побуждает к сравнению отдельных явлений в развитии современной акварели с историческим материалом. Несмотря на весь авторитет этого крупнейшего специалиста по истории графики, мы должны отметить, что, он не придавал особого значения акварели как средству живописи, относя ее к рисунку (это можно увидеть в самом названии). О заметной и полезной роли Общества русских акварелистов писал Г.Ю.Стернин, что свидетельствует о большом распространении этого вида искусства в художественной жизни России рубежа XIX — XX веков.

Не потеряла своего значения, ставшая хрестоматийной книга Б.Р.Виппера «Введение в историческое изучение искусства». Интересно, что, использовав в названии своей книги слово «историческое», автор начинает свое исследование с пристального взгляда на возможности и особенности языка каждого вида искусства, его материалов, опираясь и на личный практический опыт. Б.Р.Виппер обращается к различным странам и эпохам, дает определение специфики каждого из видов изобразительного искусства (графики, скульптуры, живописи, архитектуры), раскрывает преимущественные возможности того или иного вида, техники и материала, в том числе акварели.

Авторы вступительной статьи альбома «Государственная Третьяковская галерея. Рисунок. Акварель» В.Азаркович, А.Гусарова, Е.Плотникова рассматривают эволюцию основных тенденций развития акварельного искусства на примерах работ отдельных мастеров акварели и рисунка, представленных в ГТГ: от акварельного архитектурного пейзажа Ф.Алексеева и непревзойденных создателей акварельных портретов П.Соколова и К.Брюллова до работ акварелистов середины XX века А.Кокорина, А.Фонвизина и др. Авторы не придают акварели самостоятельного значения, располагая ее на границе между рисовальным и живописным искусством.

Расширение представлений об акварельной живописи, теоретическое осмысление нового этапа ее развития дано во вступительной статье В.И.Володина к альбому «Современная советская акварель», составленному по материалам VI Всероссийской выставки акварели. В нем автор знакомит нас с большинством художников-акварелистов XX века.

Сжатый обзор основных тенденций развития зарубежной акварельной живописи, с ее взлетами, центрами сосредоточения, основными областями применения дается в книге Ж.Лемари «Акварель». Текст сопровождается большим количеством цветных иллюстраций хорошего качества. В книге рассматриваются средневековые акварельные миниатюры, акварели Дюрера, Ван Дейка, Рембрандта, английская классическая акварель, восточные, романтические, импрессионистические, экспрессионистические, абстрактные, сюрреалистические тенденции. Русская акварель, Общество русских акварелистов у Ж.Лемари даже не упоминаются.

2. В следующую группу работ можно выделить различные учебные пособия по обучению будущих акварелистов .

Интерес к акварели как новому типу живописи в конце XVIII века выразился в издании огромного количества самоучителей и трудов по технике и искусству акварели.

«В наше время едва ли кто сомневается, что у искусства есть своя теория, свои законы и правила, незнание которых, невнимание к которым или отступление от которых влечет иногда за собою ошибки, ставящие произведения живописи ниже всякой критики», говорится в подробном пособии «Об акварели или живописи водяными красками (с приложением чертежей)», составленном в 1873 году Павлом Марковым. «Средства, которыми действует живописец и от которых зависит эффект его произведений, суть света и тени, теплые и холодные колера. Не трудно признать, что существует искусство в ведении и распределении этих средств». В приложении к «Руководству. » даются таблицы последовательности ведения работы, схемы рисования животных, бабочек, грибов, птиц, цветов.

Много ценных дополнений содержится в «Новом практическом руководстве к живописи акварелью» Д.Хмельницкого. Автор предлагает начинать обучение с трех основных красок: гуммигута, кармина, берлинской лазури. Дает рецепты составления красок для изображения цветов, деревьев, фруктов. «Словами нельзя, конечно, дать ясного представления о различных оттенках; только прилежные занятия и опытность, приобретаемые постепенно упражнениями в смешении красок, научат отыскивать правильные оттенки». Автор справедливо указывает, что определенных правил для всякого случая дать невозможно, нужно упражняться. Натура так разнообразна и бывают затруднения иногда совсем неожиданные.

В руководствах и самоучителях XIX века по обучению будущих акварелистов на первое место выдвинуты практический опыт и вопросы технического характера. Авторы в своем большинстве сами были акварелистами. Все это делает данный материал особо ценным, придает вес каждому найденному теоретическому открытию. Соответственно господствовавшим эстетическим воззрениям и ступени развития акварельной живописи своего времени, эти работы в основных чертах близки друг другу. Тем не менее, представления авторов этих книг ограничиваются эпохой, в которой они были написаны.

К началу XXI века накопился новый художественный опыт, изменились некоторые используемые материалы, состав и названия красок, бумаги. Обобщающий капитальный труд Н.Молевой и Э.Белютина «Русская художественная школа второй половины XIX — начала XX века» поднимает вопросы школы: воспитания, академического образования, значения личности художника-педагога, создания педагогической системы, способной сообщить художнику профессиональное мастерство, умение точно откликаться на потребности времени.

Учебные пособия второй половины XX века, опираясь на традиции предшественников, обращены к новому читателю. Целый ряд пособий был издан в 60-е годы XX века.

Это «Живопись акварелью» В.А.Лепикаша, «Акварельная живопись» А.Кальнинга, «Искусство акварельной живописи» В.А.Фельдмана, «Руководство к работе акварельными красками» Ю.Я.Порсина. Основываясь на традиционном классическом обучении акварели, отмывках и лессировках, сведениях по теории цвета, каждое пособие предназначалось для определенной категории обучающихся. Учебник А.Кальнинга- для художественных и художественно-промышленных училищ, поэтому он делает основной акцент на необходимости овладения техническими навыками при изображении различных фактур поверхностей. Книга Ю.Я.Порсина — для студентов лесохозяйственных и лесоинженерных факультетов и, соответственно, направлена на развитие вкуса, понимание красоты цветовых сочетаний в интерьере и экстерьере.

Учебное пособие «Техника акварельной живописи» П.П.Ревякина — одна из первых в XX веке попыток систематизации опыта в области акварели. Живописные возможности и проблемы колорита в акварели автор книги рассматривает, широко используя примеры из классического наследия. К тому же анализ технических приемов у Ревякина более глубок, нежели у многих других авторов XX в. Несмотря на специфическую направленность книги (учебное пособие для архитектурных вузов и факультетов), она больше других раскрывает творческие возможности акварельной техники и специфику архитектурной акварели.

Учебное пособие Г.Б.Смирнова и А.А.Унковского «Акварель» написано в 1976 году и предназначено помочь студентам-заочникам художественно-графических факультетов педагогических институтов самостоятельно изучить технику акварельной живописи в процессе выполнения домашних заданий в межсессионный период. Авторы кратко рассматривают общие вопросы живописи, а также методы выполнения этюда акварельными красками способом отмывки и «послойного» ведения работы при выполнении натюрморта, пейзажа, этюда головы натурщика. Рассматривается последовательность выполнения простых учебных упражнений студентами, не имеющими специальной акварельной подготовки.

На художественно-графическом факультете ЛГПИ им. А.И.Герцена написаны «Методические рекомендации по организации и проведению занятий акварельной живописью на тему «натюрморт», автор которых, Е.В.Латышева, не одно десятилетие преподает акварельную живопись на факультете и сама является мастером-акварелистом. Цель этой работы — дать практические рекомендации к составлению натюрмортов, изложить основные сведения о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для проведения занятий по акварельной живописи, описать различные акварельные техники применительно к выполнению натюрморта, считающегося начальной стадией изучения основ изобразительной грамоты студентами первого курса.

Пособия конца 90-х годов XX в. отличаются хорошим качеством репродукций, но упрощенным способом изложения материала, нередко предназначающегося и для начинающих, и для студентов художественных вузов.

3. В особую группу можно выделить авторов, которые акцентировали свое внимание на технологических вопросах работы акварелью. Это: А.В.Виннер, В.Н.Тусев, А.Д.Кутузов, М.В.Фармаковский. Художественно-мемуарная литература о художниках-акварелистах позволяет взглянуть на процесс создания акварельных произведений как бы изнутри, глазами самого мастера или его учеников. Это относится к воспоминаниям А.П.Остроумовой-Лебедевой, А.А.Рылова, В.А.Милашевского, а также к материалам о К.И.Рудакове, А.СВедерникове и др. Существует большое количество альбомов, каталогов выставок, посвященных отдельным художникам-акварелистам: А.С.Ведерникову, М.А.Врубелю, Г.К.Малышу, А.П.Остроумовой-Лебедевой, Б.Патерсену, Л.О.Премацци, В.ВЛрошкину, К.И.Рудакову, А.А.Рылову, В.С.Садовникову, Н.А.Тырсе, которые представляют широкий иллюстративный материал.

Шаюнова Ольга Васильевна Диссертация: «Акварель в системе подготовки художника-педагога»

Онлайн мини-курс «Техники рисования неба в акварели»

Мини-курс «Техники рисования неба в акварели» — это несколько онлайн-уроков, на которых Вы научитесь передавать различные состояния неба, писать реалистичные объемные облака и изображать эффекты пробивающихся сквозь тучи лучей света.

oformitelblok.ru

Популярное:

  • Порядок изменения законов рф Внесены изменения в закон о порядке выезда и въезда в Российскую Федерацию Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую […]
  • Госпошлина в арбитражном суде г москвы Госпошлина в арбитражный суд Государственная пошлина представляет собой платеж, взимаемый с физических и юридических лиц, при обращении в различные государственные инстанции для совершения легитимных юридических […]
  • Узнать числящиеся штрафы Как проверить штрафы ГИБДД по номеру машины В интернете на данный момент существуют чуть ли не десяток сервисов, предлагающих услуги проверки машины на предмет числящихся за ней штрафов. Все они, в конечном счете, черпают […]
  • Железного закона олигархии р михельса "Железный закон олигархии" Р. Михельса Иную систему доказательства неизбежности деления общества на правящее меньшинство и пассивное большинство предлагал немецкий социолог Р. Михельс (1876–1936), ставший одним из идеологов […]
  • Все законы об индивидуальных приборов учета МосОблЕИРЦ о поверке и замене индивидуальных приборов учета 07.08.2017 МосОблЕИРЦ напоминает жильцам о необходимости поверки и замены индивидуальных приборов учета. Индивидуальные приборы учета не только экономят деньги, но и […]
  • Работа брянск юристом Работа брянск юристом ГК Правовое решение • Брянск Ведущий юрист Юрист по ДТП / Автоюрист Юрист, старший ООО"БРЯНСКАЯ МЯСНАЯ КОМПАНИЯ" • Брянск Юрист ГК Правовое решение • Брянск Юрист Юрист ПРОДУКТЫ ЕРМОЛИНО • Брянск Юрист по […]
  • Желание на спор парню Какое желание загадать парню Какое желание загадать парню? Такой вопрос озадачивает многих представительниц прекрасного пола. Любимым развлечением многих девушек является спор с молодым человеком на желание. Однако, когда […]
  • Налог усн равен УСН Доходы минус Расходы: особенности, риски и примеры расчётов ЕНВД, УСН, ОСНО, ПСН, ЕСХН: для кого-то это ничего не значащий набор букв, а для предпринимателя - прямое указание на то, какой, в итоге, будет его налоговая […]