Потребкооперация закон

Возможно, организации потребкооперации смогут применять ЕНВД еще три года

Группа депутатов во главе с председателем комитета Госдумы по бюджету и налогам Андреем Макаровым внесла в Госдуму проект 1 закона, которым предлагается снять в последующие три года ограничения по среднегодовой численности персонала с некоторых организаций потребительской кооперации при применении ими ЕНВД. Соответствующие изменения предлагается внести в п. 4 ст. 3 Федерального закона от 2 октября 2012 года № 161-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, в связи с продлением срока действия системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности на три года предлагается продлить срок неприменения ограничения по средней численности работников (не более 100 человек) в отношении организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (далее – закон № 3085-1), а также в отношении хозяйственных обществ, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с законом № 3085-1, в целях применения ими ЕНВД также на три года.

По мнению разработчиков законопроекта, переход с 1 января 2018 года организаций потребкооперации с ЕНВД на ОРН резко ухудшит конкурентоспособность кооперативных организаций на потребительском рынке, что приведет к закрытию ряда предприятий розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сокращению социальной деятельности потребительской кооперации на селе.

Предприятия будут вынуждены поднять цены на товары, что для обслуживаемых ими малообеспеченных слоев сельского населения будет крайне чувствительно и может спровоцировать рост социальной напряженности на селе.

В случае принятия закон вступит в силу со дня его официального опубликования.

Напомним, что действие нормы НК РФ, разрешающей некоторым организациям потребкооперации применять ЕНВД при численности персонала свыше 100 человек, заканчивается 31 декабря 2017 года. Согласно данной норме, на уплату ЕНВД не вправе переходить организации и ИП, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, при этом данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25%, на организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с законом № 3085-1, а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы (абз. 2 подп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 Налогового кодекса).

www.garant.ru

Закон РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-I
«О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

11 июля 1997 г., 28 апреля 2000 г., 21 марта 2002 г., 23 апреля 2012 г., 2 июля 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 апреля 2000 г. N 54-ФЗ в преамбулу настоящего Закона внесены изменения

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации.

Основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются:

создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;

закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;

производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;

оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг;

пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до каждого пайщика всех потребительских обществ, в том числе через средства массовой информации.

Настоящий Закон гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти потребительские общества и их союзы, государственную поддержку.

Отношения, возникающие в области создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов

19 июня 1992 года

Закон определяет и закрепляет правовые, экономические и социальные основы деятельности потребительской кооперации, устанавливает принципы ее взаимоотношений с государством, обеспечивает возрождение и развитие демократических начал ее деятельности, защиту интересов пайщиков и обслуживаемого населения.

Потребительская кооперация в РФ определяется как совокупность добровольных обществ пайщиков, их объединений, действующих на основании уставов с целью удовлетворения своих потребностей в товарах и услугах за счет денежных и материальных взносов. Пайщиками потребительских обществ могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, крестьянские, фермерские хозяйства, кооперативы и иные предприятия и организации.

Потребительская кооперация в интересах пайщиков осуществляет заготовительную, торговую, производственную, посредническую и иную деятельность, не запрещенную законодательством РФ и республик в составе РФ, всемерно содействует развитию социально-бытовой инфраструктуры, ведет благотворительную деятельность, участвует в международном кооперативном движении.

Определены основные права и обязанности пайщиков.

Потребительское общество является юридическим лицом, высшим органом которого является общее собрание пайщиков (или уполномоченных), которое принимает устав, при необходимости вносит в него изменения и дополнения, определяет размер вступительного и паевого взносов, избирает распорядительные и контрольные органы потребительского общества, заслушивает отчеты об их деятельности, устанавливает средства на их содержание, решает иные вопросы, отнесенные к его компетенции Законом и уставом общества. Потребительские общества могут быть сельскими, поселковыми, районными, городскими и любыми другими. Имущество потребительских обществ принадлежит пайщикам на праве частной (общей долевой, общей совместной) собственности.

Закреплены основы взаимоотношений потребительских обществ и их союзов с государственными органами.

Рассмотрены вопросы доходов и налогообложения обществ, трудовых отношений и оплаты труда в них.

Потребительские общества и их союзы могут устанавливать международные связи с организациями и предприятиями зарубежных стран, пользоваться кредитами банков РФ и зарубежных банков в иностранной валюте.

Закон РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»

Настоящий Закон вводится в действие со дня его опубликования

Текст Закона опубликован в «Российской газете» от 23 июля 1992 г., в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992 г., N 30, ст. 1788

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу c 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2012 г. N 37-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 28 апреля 2000 г. N 54-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 июля 1997 г. N 97-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

base.garant.ru

ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ В КУРСКЕ

Юрист Умеренков Олег Николаевич

Изменения в законе о потребительской кооперации (потребительских обществах)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 23.04.2012 N 37-ФЗ
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ (ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВАХ, ИХ СОЮЗАХ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

1. Общее собрание пайщиков потребительских обществ >>>

2. Общее собрание уполномоченных потребительского общества и общее собрание пайщиков кооперативного участка >>>

3. Председатель и члены совета потребительского общества >>>

4. Наблюдатели в потребительских обществах >>>

А. Назначение наблюдателя >>>

Б. Полномочия наблюдателя >>>

В. Гарантии при назначении наблюдателя >>>

5. Отчуждение объектов недвижимости, принадлежащих потребительскому обществу >>>

6. Прекращение членства в союзе потребительских обществ >>>

7. Изменение порядка ведения документов потребительских обществ >>>

Рассматриваемый Федеральный закон (далее — Закон N 37-ФЗ) вносит значительные изменения в Закон РФ от 19.06.1992 N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (далее — Закон о потребкооперации).

Большая часть изменений законодательства о потребительской кооперации касается порядка управления в потребительских обществах. Законом N 37-ФЗ уточнены некоторые детали созыва и проведения общих собраний органов управления этих юридических лиц.

Наиболее важные изменения касаются статуса и полномочий нового субъекта организационных отношений в потребительских обществах и союзах потребительских обществ — наблюдателя, который наделяется обширными контрольными полномочиями в сфере финансовой и хозяйственной деятельности указанных подконтрольных организаций.

Еще одним следствием установления такой системы контроля над всеми потребительскими обществами и союзами потребительских обществ является усиление роли центрального союза потребительских обществ, способного осуществлять контроль и координацию деятельности всех организаций — участников потребительской кооперации. По рекомендации наблюдателей, назначаемых вышестоящими союзами потребительских обществ, могут назначаться и увольняться члены органов управления в потребительских обществах и нижестоящих союзах потребительских обществ.

В ст. 2 Закона N 37-ФЗ установлено, что потребительские общества и союзы потребительских обществ, созданные до дня вступления в силу указанного Закона, должны привести свои уставы в соответствие с его положениями в течение 12 месяцев со дня его официального опубликования, то есть до 25 апреля 2013 г. Представления учредительных договоров в регистрирующий орган при этом не требуется.

Закон N 37-ФЗ вступил в силу 5 мая 2012 г.

1. Общее собрание пайщиков потребительских обществ

Высшим органом потребительского общества согласно п. 2 ст. 15 Закона о потребкооперации является общее собрание потребительского общества.

Законом N 37-ФЗ нормы, регулирующие полномочия общего собрания пайщиков потребительского общества, были дополнены указанием на то, что порядок созыва общего собрания пайщиков потребительского общества может устанавливаться как Законом о потребкооперации, так и уставом потребительского общества (п. 5 ст. 16 Закона о потребкооперации в новой редакции).

Также указанная статья Закона о потребкооперации была дополнена общими правилами созыва общего собрания пайщиков потребительского общества (п. 6 ст. 16 Закона о потребкооперации).

Законом N 37-ФЗ установлено, что не позднее чем за семь дней до дня проведения общего собрания пайщиков потребительского общества совет потребительского общества, осуществляющий созыв данного собрания, обязан уведомить в письменной форме всех пайщиков потребительского общества, а также союзы, членом которых является потребительское общество, о проведении общего собрания пайщиков. В уведомлении должны быть указаны:

— время проведения общего собрания пайщиков,

— место проведения общего собрания пайщиков,

— повестка дня общего собрания пайщиков потребительского общества.

Также вместе с данным уведомлением должны быть представлены материалы по рассматриваемым вопросам.

Представитель союза, членом которого является потребительское общество (наблюдатель), имеет право участвовать в общем собрании пайщиков потребительского общества с правом совещательного голоса (п. 5 ст. 16 Закона о потребкооперации в новой редакции). Подробнее статус и полномочия этого лица будут рассмотрены ниже.

По общему правилу решения на общем собрании пайщиков потребительского общества принимаются простым большинством голосов пайщиков, присутствовавших на собрании (п. 1 ст. 18 Закона о потребкооперации). Однако в некоторых случаях требовалось квалифицированное большинство голосов (три четверти) пайщиков — для принятия решений:

— о выходе потребительского общества из союза,

— об исключении пайщика из потребительского общества.

Дополнительно к этому устанавливалось, что решение о преобразовании потребительского общества должно быть принято только единогласно.

Перечень вопросов, которые могут быть приняты лишь квалифицированным большинством голосов пайщиков, был дополнен Законом N 37-ФЗ. В нем указывается, что решение о реорганизации потребительского общества (за исключением решения о преобразовании потребительского общества в другую организационно-правовую форму), если это решение может повлечь за собой прекращение членства в союзе потребительских обществ, считается принятым при условии, что за него проголосовало не мен! ее трех четвертей пайщиков потребительского общества (п. 1 ст. 18 Закона о потребкооперации в новой редакции).

Также квалифицированным большинством голосов в три четверти должно быть принято решение об отчуждении объекта недвижимости, принадлежащего потребительскому обществу (п. 1.1 ст. 18 Закона о потребкооперации в новой редакции). Потребуется включить этот вопрос в повестку дня не позднее чем за семь дней до дня проведения собрания.

Помимо прочего, следует отметить, что Закон о потребкооперации был дополнен нормой о том, что пайщик потребительского общества имеет право представлять по доверенности не более чем одного другого пайщика (п. 5 ст. 18 Закона о потребкооперации в новой редакции).

2. Общее собрание уполномоченных потребительского общества

и общее собрание пайщиков кооперативного участка

В значительных по числу пайщиков, разбросанных по различным населенным пунктам потребительских обществах могут создаваться собрания пайщиков кооперативных участков и общие собрания уполномоченных потребительского общества (п. 1 ст. 17 Закона о потребкооперации). Закон N 37-ФЗ установил также порядок созыва и проведения общего собрания уполномоченных потребительского общества, по большей части совпадающий с порядком созыва и проведения общего собрания пайщиков потребительского общества (п. 2 ст. 18 Зако! на о потребкооперации в новой редакции).

Кворум для общего собрания уполномоченных потребительского общества сохранен Законом N 37-ФЗ в количестве трех четвертей уполномоченных потребительского общества. Изменено общее правило о количестве голосов, необходимых для принятия решения на общем собрании уполномоченных. Закон N 37-ФЗ установил, что решения на таком общем собрании принимаются простым большинством голосов присутствующих на собрании уполномоченных (ранее необходимо было получить три четверти голосов), однако по вопросу отчуждения объектов недвижимости необходимо получить квалифицированное большинство голосов уполномоченных, а также соблюсти специальные правила о включении в повестку дня и об уведомлении участников общего собрания уполномоченных, на котором будет приниматься это решение (п. 2 ст. 18 Закона о потребкооперации в новой редакции).

Закон о потребкооперации устанавливал, что кворум для собрания пайщиков кооперативного участка составляет половину пайщиков данного участка (п. 3 ст. 18 данного Закона). Это правило Законом N 37-ФЗ было дополнено указанием на то, что при отсутствии кворума для проведения собрания пайщиков кооперативного участка должно быть проведено повторное собрание пайщиков кооперативного участка с той же повесткой дня, которое правомочно, если в нем приняло участие более четверти пайщиков кооперативного участка.

3. Председатель и члены совета потребительского общества

В период между общими собраниями пайщиков потребительского общества действует совет потребительского общества (п. 3 ст. 15 Закона о потребкооперации). Закон N 37-ФЗ также внес некоторые коррективы в правовое положение этого органа.

Ранее в п. 2 ст. 19 Закона о потребкооперации указывалось, что председатель и члены совета потребительского общества избираются из числа пайщиков потребительского общества, имеющих опыт работы в потребительской кооперации.

Закон N 37-ФЗ установил, что председатель и члены совета потребительского общества должны избираться из числа пайщиков и (или) представителей пайщиков — юридических лиц, не допускавших нарушений прав пайщиков и положений Закона о потребкооперации. Наличие опыта работы в потребительской кооперации более не является критерием для выбора кандидатов в этот орган.

Также Законом N 37-ФЗ было исключено строгое определение количественного состава членов совета потребительского общества, не являющихся его работниками. Ранее устанавливалось, что такие лица должны составлять более половины от общего количества членов совета. В действующей редакции п. 2 ст. 19 Закона о потребкооперации просто указывается, что в состав совета потребительского общества должны входить пайщики, как являющиеся работниками потребительского общества, так и не являющиеся работниками потребительского общества.

4. Наблюдатели в потребительских обществах

Закон N 37-ФЗ ввел институт наблюдателя, которым согласно определению, приведенному в ст. 1 Закона о потребкооперации в новой редакции, является уполномоченное лицо, ответственное за осуществление советом союза потребительских обществ определенных Законом о потребкооперации функций защиты прав пайщиков потребительских обществ и интересов потребительских обществ.

В пояснительной записке к законопроекту, который впоследствии был принят в качестве Закона N 37-ФЗ, указывается, что введение фигуры наблюдателя, осуществляющего ревизионный контроль финансово-хозяйственной деятельности подконтрольных организаций, должно способствовать уменьшению числа злоупотреблений в сфере потребительской кооперации.

А. Назначение наблюдателя

Наблюдателя в потребительское общество (или в союз потребительских обществ) назначает совет союза, в который входит это потребительское общество. Для назначения наблюдателя необходимо наличие специальных оснований. Так, в п. 2 ст. 38.1 Закона о потребкооперации в новой редакции установлено, что наблюдатель назначается в потребительское общество (в союз потребительских обществ) в случаях:

— образования у потребительского общества (союза) по итогам двух финансовых лет подряд убытков, составляющих 10 процентов стоимости активов (за исключением инвестиционных расходов);

— образования у потребительского общества (союза) по итогам финансового года убытков, составляющих 20 процентов стоимости активов;

— поступления жалоб пайщика потребительского общества на действия органов управления организации потребительской кооперации;

— непредставления союзу документации, необходимой для сбора аналитической информации.

В п. 1 ст. 38.1 Закона о потребкооперации в новой редакции установлено, что для сбора аналитической информации, необходимой для анализа развития кооперативного движения, потребительские общества (союзы потребительских обществ) предоставляют вышестоящим союзам, членами которых являются эти потребительские общества и союзы, документы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в объеме и в порядке, которые устанавливаются советом соответствующего союза.

О состоявшемся назначении наблюдателя совет союза, принявший данное решение, обязан уведомить совет соответствующего потребительского общества (союза потребительских обществ) в течение трех дней со дня принятия такого решения (п. 1 ст. 38.1 Закона о потребкооперации).

Решение совета союза потребительских обществ о назначении наблюдателя и принимаемые наблюдателем решения могут быть обжалованы в судебном порядке (п. 12 ст. 38.1 Закона о потребкооперации).

Б. Полномочия наблюдателя

В ст. 38.1 Закона о потребкооперации установлены закрытые (исчерпывающие) перечни прав и обязанностей наблюдателя.

Наблюдатель имеет право:

— получать любую касающуюся деятельности потребительского общества или союза потребительских обществ информацию и документы;

— запрашивать в государственных органах, у физических и юридических лиц сведения о принадлежащем потребительскому обществу или союзу потребительских обществ имуществе, в том числе имущественных правах, и об обязательствах потребительского общества или союза потребительских обществ.

— провести анализ финансового состояния потребительского общества (союза потребительских обществ), в том числе с привлечением аудиторской организации (индивидуального аудитора);

— уведомить пайщиков потребительского общества о выявленных нарушениях финансовой дисциплины;

— подготовить отчет о финансовом состоянии потребительского общества (союза потребительских обществ);

— созвать и провести общее собрание потребительского общества (общее собрание представителей потребительских обществ союза) на основании отчета в случае необходимости;

— подготовить рекомендации для принятия общим собранием пайщиков потребительского общества (общим собранием представителей потребительских обществ союза) решений об избрании, о назначении, о прекращении полномочий, об увольнении соответственно выборных должностных лиц и членов исполнительного органа потребительского общества или союза.

В период деятельности наблюдателя полномочия органов управления потребительского общества (союза потребительских обществ) ограничиваются в части совершения сделок:

— связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества, балансовая стоимость которого составляет более чем 5 процентов балансовой стоимости активов на день назначения наблюдателя;

— связанных с получением займов, кредитов, поручительств и гарантий, выдачей займов и поручительств, уступкой прав требования, переводом долга, учреждением доверительного управления имуществом.

Такие сделки могут совершаться органами управления потребительских обществ (союзов потребительских обществ) только с письменного согласия наблюдателя (п. 7 ст. 38.1 Закона о потребкооперации).

При отсутствии в течение пяти рабочих дней согласия наблюдателя, уведомленного в письменной форме о принятом органами управления потребительского общества (союза потребительских обществ) решении о совершении сделок, требующих согласования с наблюдателем, вопрос об их совершении выносится на рассмотрение общего собрания потребительского общества (общего собрания представителей потребительских обществ союза), которое вправе принять решение об одобрении данных сделок.

В Законе N 37-ФЗ устанавливается определенная форма отчетности подконтрольного потребительского общества (союза потребительских обществ) перед назначенным наблюдателем. Согласно п. 8 ст. 38.1 Закона о потребкооперации последний направляет руководителю исполнительного органа подконтрольной организации запрос с требованием предоставить информацию об имуществе, в том числе имущественных правах потребительского общества (союза потребительских обществ), а также:

— документы, касающиеся уставной деятельности (в том числе устав, учредительный договор и иные документы, регламентирующие деятельность потребительского общества или союза, протоколы и решения различных органов управления, распоряжения, приказы, договоры);

— документы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, отражающие экономическую деятельность потребительского общества или союза за три года до дня назначения наблюдателя, по вопросам, послужившим основанием для назначения наблюдателя.

Указанная информация и документы предоставляются в течение трех дней со дня назначения наблюдателя.

В. Гарантии при назначении наблюдателя

Отметим, что деятельность наблюдателя и оказание по его инициативе услуг аудиторской организации (индивидуального аудитора) осуществляются за счет средств союза, совет которого назначил наблюдателя (п. 1 ст. 38.1 Закона о потребкооперации). Следует отметить, что такие расходы не возлагаются на потребительские общества (союзы потребительских обществ), что является некоторой гарантией законных интересов данных подконтрольных организаций.

Существуют и исключения из этого правила.

В п. 9 ст. 38.1 Закона о потребкооперации установлено, что, если по итогам проверки выявлены нарушения прав пайщиков, затраты на проведение аудиторской проверки компенсируются таким потребительским обществом (союзом потребительских обществ).

При этом наблюдатель может быть отозван назначившим его союзом при принятии соответствующего решения (п. 4 ст. 38.1 Закона о потребкооперации).

Закон N 37-ФЗ предусматривает еще некоторые гарантии для потребительского общества, возможно, для ограничения чрезмерного внимания (контроля) вышестоящего союза потребительских обществ. По общему правилу наблюдатель назначается не более чем на три месяца (п. 4 ст. 38.1 Закона о потребкооперации).

При этом в п. 3 ст. 38.1 Закона о потребкооперации установлено правило, согласно которому не допускается повторное назначение наблюдателя в потребительское общество (союз потребительских обществ) в течение одного финансового года. Однако такое назначение все же может состояться, если поступит жалоба пайщика по вопросу, который не рассматривался ранее наблюдателем.

Также Законом N 37-ФЗ гарантировано сохранение при назначении наблюдателя полномочий выборных должностных лиц и членов исполнительного органа потребительского общества (союза потребительских обществ), которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями (п. 6 ст. 38.1 Закона о потребкооперации).

Однако по итогам проводимой наблюдателем проверки выборные должностные лица потребительских обществ (союзов потребительских обществ) могут быть уволены по инициативе наблюдателя. Следует отметить, что наблюдатель в этом случае не обладает властными полномочиями, он лишь дает определенные рекомендации органам управления потребительского общества (союза потребительских обществ), осуществляющим такое увольнение (п. 11 ст. 38.1 Закона о потребкооперации).

5. Отчуждение объектов недвижимости, принадлежащих

Ранее в абз. 14 п. 2 ст. 16 Закона о потребкооперации предусматривалось, что только общее собрание пайщиков потребительского общества может принимать решение об отчуждении недвижимого имущества потребительского общества, стоимость которого превышает стоимость, определенную уставом потребительского общества.

Эта норма была изменена Законом N 37-ФЗ, который установил, что к исключительной компетенции общего собрания пайщиков относится в силу закона отчуждение любого объекта недвижимости независимо от его стоимости.

Такое решение общего собрания пайщиков потребительского общества будет считаться принятым, если вопрос об отчуждении объекта недвижимости включен в повестку дня общего собрания пайщиков не позднее чем за семь дней до дня его проведения и за отчуждение недвижимого имущества проголосовало не менее трех четвертей пайщиков потребительского общества.

Решение общего собрания потребительского общества об отчуждении недвижимого имущества должно содержать все существенные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации для соответствующих сделок.

6. Прекращение членства в союзе потребительских обществ

Закон о потребкооперации был дополнен новой статьей, рассматривающей прекращение членства в союзе потребительских обществ.

В п. 1 ст. 32.1 Закона о потребкооперации установлено, что членство в союзе прекращается в случае:

— выхода из союза;

— ликвидации члена союза;

— исключения из союза;

— прекращения деятельности потребительского общества или союза в результате реорганизации;

— исключения члена союза, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению органа, осуществившего государственную регистрацию.

При выходе потребительского общества или союза из союза потребительских обществ их членство в соответствующем союзе прекращается с момента принятия общим собранием представителей потребительских обществ союза, из которого выходит потребительское общество или союз, решения о прекращении членства в союзе.

Член союза может быть исключен из него вследствие нарушения или неисполнения обязанностей, предусмотренных учредительными документами союза, либо решений его органов управления.

7. Изменение порядка ведения документов

В ранее действующей редакции Закона о потребкооперации устанавливалось, что порядок ведения документации потребительского общества должен быть определен в уставе этого общества (ст. 27 данного Закона в прежней редакции). Более подробной регламентации ведения документов потребительского общества в Законе не было.

Закон N 37-ФЗ изъял указание на необходимость включения порядка ведения документов в устав потребительского общества и установил следующий перечень документов, которые оно обязано вести:

— протоколы и решения общих собраний потребительского общества;

— протоколы заседаний совета потребительского общества и правления потребительского общества;

— документы о приеме в члены потребительского общества и о прекращении членства в потребительском обществе;

— документы об уплате вступительных взносов, о приеме и возврате паевых взносов;

— реестр членов потребительского общества (в п. 2 ст. 27 Закона о потребкооперации в новой редакции указано, какая информация должна включаться в такой реестр);

— иные предусмотренные российским законодательством документы.

Информация предоставлена компанией «КонсультантПлюс»

olegumerenkov.ru

Потребкооперация закон

в системе городского хозяйства

Разрабатываемая по поручению Мэра Москвы городская целевая программа «Московский социальный проект» предусматривает использование механизмов потребительской кооперации как инструмента внебюджетной социальной поддержки населения. В рамках «Московского социального проекта» в различных отраслях городского хозяйства формируются социально ориентированные пилотные проекты по развитию МП, торгового и социально-бытового обслуживания населения, сферы ЖКХ, медицины, образования, культуры, спорта и туризма. Одна из главных задач, решаемая в рамках пилотных проектов, — отработка механизмов реализации в городском хозяйстве законодательства о потребительской кооперации.

Потребкооперация
и малый бизнес

Все эти проблемы были вынесены на рассмотрение межрегионального «круглого стола», прошедшего на днях в Центральном доме предпринимателя. В частности, рассматривались правовые, организационные и финансовые вопросы создания потребительских обществ и развития предпринимательства в различных отраслях городского хозяйства; финансовые инструменты потребкооперации; реформирование жилищно-коммунального хозяйства с использованием механизмов потребкооперации (на примере Одинцовского муниципального района Московской области).

Открывая заседание «круглого стола», первый заместитель руководителя Департамента поддержки и развития МП Александр Карпов отметил, что изменения и дополнения в законодательство о потребкооперации сегодня служат надежной базой для ее развития не только в традиционных для советской России сферах — сельская торговля, сельское и лесное хозяйство, но и в различных сферах городского хозяйства, в том числе связанных с высокими технологиями. Однако малое предпринимательство в системе городского хозяйства имеет пока что крайне ограниченные возможности для освоения механизмов потребительской кооперации. Причина состоит в отсутствии как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях отработанных механизмов реализации Закона о потребкооперации. Главная задача сегодня, по мнению А.Карпова, состоит в том, чтобы сформулировать подходы для формирования действенных механизмов встраивания потребкооперации в систему городского хозяйства — путем развития социально ориентированного малого предпринимательства. При этом следует обеспечить баланс интересов всех участников процесса: «исполнительная власть — население — предприниматели — социальное партнерство через потребкооперацию».

Уникальной особенностью потребительской кооперации всегда была ее способность сочетать экономические и социальные начала. Однозначно то, что потребительская кооперация стала по сути одним из главных инструментов выживания глубинки. Постановление Правительства РФ «О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием» определило направления повышения эффективности ее деятельности.

Председатель Экспертного совета потребительского общества социальных программ «Достояние» Илья Мастуров предложил для системы ЖКХ несколько моделей, на базе которых можно было бы расширить деятельность потребительских обществ. Во-первых, это создание территориальных потребительских обществ без привязки к муниципальной власти, что позволяет не только консолидировать платежи, но и создать коммуникативную среду. Во-вторых, на базе территориального потребительского общества становятся более очевидными преимущества консолидированного управления, в частности, многоквартирным домом. В-третьих, создание территориальных потребительских органов в тесном контакте с муниципальной властью позволит многие проблемы решить достаточно быстро и безболезненно.

Председатель правления потребительского общества социальных программ «Достояние» Вячеслав Вишневский назвал основной проблемой, препятствующей развитию потребкооперации, серьезный информационный разрыв, касающийся того, чем занята потребкооперация и в чем ее преимущества. Хотя уже почти два века существует и развивается Мировая система потребкооперации и параллельно ей — Российская. Однако налоговая инспекция делает «круглые глаза», когда узнает, что есть не льготы, а некий некоммерческий режим деятельности, предусмотренный законодательством о потребкооперации, который не подлежит налогообложению. То же — в законодательной и исполнительной власти. Состояние информационного вакуума, по мнению В.Вишневского, возникло еще в советские времена, когда потребкооперация была дискредитирована тем, что переведена в госсектор: были выключены из работы основные принципы потребкооперации. Правда, в ходе коммерциализации страны кооперация создала свои коммерческие и некоммерческие механизмы. Однако, многое, к сожалению, было сведено к банальной торговле и сбору денег. Отсюда и возникали те «пирамиды» потребкооперации, которые фигурировали под крышей «социальной инициативы». В.Вишневский обвинил «монстров» типа Центросоюза в том, что они мало думают об использовании естественных механизмов потребкооперации во благо населения, а только занимаются торговлей, и подводят ее под облегченное налогообложение, действуя как все другие коммерческие предприятия.

Зампред Совета Парламентского центра «Кооперация и социальный прогресс» Константин Дьяченко отметил слабые предпосылки к реализации двух национальных приоритетов — образования и медицины. Если в других сферах (сельское хозяйство и строительство) бизнес как-то определился — для них уже имеются рыночные механизмы, то никто всерьез не занимался разработкой рыночных механизмов в медицине и образовании. Самые лучшие врачи остались в государственных больницах, но государство платит им копейки. Соответственно процветает «черный нал». То же — в образовании. Без конца собирают деньги с родителей — тут тоже «черный нал». И вывод: потребкооперация, как легальный хозяйственный механизм, могла бы послужить делу реализации нацприоритетов, с ее помощью можно создать универсальную хозяйственную модель эффективного решения социальных проблем.

О том, что дало населению создание потребительского общества в Переславль-Залесском, рассказала председатель Совета потребительского общества «Развитие социальной сферы «Яраслав» Нина Бурцева. Потребительское общество намерено заняться развитием социальной сферы в г.Переславль-Залесском и будет взаимодействовать с администрацией в жилищно-коммунальных преобразованиях, в обслуживании многоквартирных домов, малоэтажном строительстве и здравоохранении.

Об инновации одного из потребительских обществ рассказал директор ООО «РА-ДОМ» Александр Скорняков. Речь идет о строительстве малоэтажного жилья, которое в рамках ПО осуществлялось быстро и недорого. При этом выявилось несколько интересных моментов. Росстрой России принял эту технологию для ряда регионов — Воронежской области, города Переславль-Залесского, Великого Новгорода, для Ленинградской области, Астрахани и др. В рамках этой технологии осуществляются три этапа снижения стоимости нового жилья.

У всех на устах — инициатива администрации Одинцовского района, которую озвучил заместитель руководителя администрации района Павел Колесников. С целью повышения устойчивости и надежности жилищно-коммунального комплекса и приведения системы жизнеобеспечения Одинцовского муниципального района в соответствие с новым жилищным законодательством Российской Федерации Совет депутатов Одинцовского муниципального района утвердил Программу комплексной реорганизации жилищно-коммунального хозяйства Одинцовского муниципального района. Программой предусмотрено создание Одинцовского Межмуниципального потребительского общества. По мнению руководства района, преобразования в сфере ЖКХ необходимо привести в соответствие с новым Российским жилищным законодательством. Они должны быть использованы с максимальной эффективностью для населения и предприятий жилищно-коммунального комплекса Одинцовского муниципального района. Программой затрагиваются реструктуризация муниципального имущества, реорганизация муниципальных предприятий, создание эффективной управляющей организации по управлению многоквартирными домами и объединениями домов, реструктуризация задолженностей в сфере ЖКХ.

Руководство района в лице Администрации и Совета депутатов решило, что с таким широким, сложным и многоукладным спектром задач можно справиться только с помощью потребительской кооперации. Реализация программы обеспечит сохранение имущественного комплекса жизнеобеспечения района без разрушения существующих производственных связей с использованием существующей кадровой базы в сфере ЖКХ. Предполагается получить экономию на издержках при налогообложении и снизить рост тарифов на коммунальные услуги при упорядочении имущественных отношений и хозяйственных расчетов между потребителями и производителями услуг и продукции ЖКХ за счет использования механизмов потребительской кооперации. При дальнейшем развитии такой системы появляется возможность снижения цен на услуги и прочие возможности расширения деятельности потребительского общества — с переходом к самофинансированию и саморегулированию в сфере ЖКХ. При использовании механизмов потребительской кооперации, при объединении в одном юридическом лице плательщиков и обслуживающих организаций на первом этапе реализации проекта организации системы ЖКХ ожидаемая экономия составит 15-18% от существующих платежей.

Поучительный пример из жизни потребкооперации рынка Полюстрово г. Санкт-Петербурга привела замдиректора рынка Галина Ершова. Здесь не небольшом районном рынке был снят налоговый коэффициент 0,3, что лишило рынок статуса социально значимого. Тут же чиновники взвинтили арендную плату. Бизнес в таких условиях выжить не мог. Тогда на рынке создали потребительское общество, а торговцы — физлица и юрлица — стали пайщиками. Доходы ПО составили вступительные, паевые и членские взносы, которые, по закону «О кооперации» и Налоговому кодексу, не облагаются налогом. Появилась возможность торговать по умеренным ценам, что было очень кстати для местного небогатого населения. Тем временем налоговики пытались переквалифицировать прописанное в законе «удовлетворение потребностей пайщиков» в «реализацию» либо в «безвозмездную передачу услуги», что влекло обложение ПО налогом. Кооператоры выстояли, прибегнув к поддержке юристов и более опытных коллег из ПО «Русь-Санкт-Петербург», которые действуют в тесном контакте с Советом муниципальных образований Ленинградской области.

Председатель правления Парламентского центра «Кооперация и социальный прогресс» Валентин Гракович рассказал о работе Центра. Создан Центр в виде некоммерческого партнерства с участием представителей Совета Федерации РФ и Государственной Думы РФ, а также заинтересованных юридических и физических лиц. Парламентский центр является общественной парламентской палатой, которая решает вопросы взаимодействия населения и представителей предпринимательства с президентскими социальными программами. В работе Парламентского центра участвуют специалисты, имеющие многолетний опыт работы в потребительской кооперации — как традиционной, в рамках Московского регионального союза потребительской кооперации, так и на новом направлении в городской социальной сфере. Организации — участники Парламентского центра — представляют 28 регионов России. Специалисты по потребительской кооперации в городской социальной сфере более 10 лет занимаются адаптацией механизмов потребительской кооперации к современным условиям, а также разработкой и внедрением новых финансово-хозяйственных технологий. Использование этих технологий позволяет существующим и вновь созданным организациям, работая в рамках закона и не разрывая существующих производственных цепочек, решать вопросы по сохранению имущества и эффективному управлению активами предприятия, осуществлять меры по антикризисному управлению, приобрести определенную независимость от государственных чиновничьих органов, экономить фискальные издержки и многое другое. На принципах вышеуказанных технологий было создано более 160 потребительских обществ в 36 регионах России, издана книга о хозяйственных и законодательных вопросах потребительской кооперации. Есть опыт законотворческой работы в Госдуме РФ.

По инициативе Парламентского центра одобрены и развиваются социальные программы. Пожалуй впервые за много лет развития потребительской кооперации акцент ставится именно на решение социальных вопросов, таких как обеспечение населения доступным жильем, развитие потребительского и ипотечного кредитования, реформирование ЖКХ и управления жилищным фондом, обеспечение населения товарами и услугами по доступным ценам и прочих. Сложившаяся после удачных и неудачных реформ экономическая и политическая обстановка в России яснее определяет цели развития отраслей в том числе и потребительской кооперации. Но наряду с намечающимися успехами постоянно существует угроза дискредитации самих принципов деятельности и идей потребительской кооперации со стороны чиновников, работающих «на свой карман». Создавшаяся обстановка в законодательстве и в самой системе потребкооперации России не позволяет стоять на месте или тянуть время в ожидании, когда всех реально работающих в этой системе поставят перед фактом несостоятельности некомпетентные сторонние лица. Вывод участников «круглого стола»: надо повышать правовую грамотность и руководителей потребительских обществ, и пайщиков, и тех налоговиков, которые слабо знакомы с основами деятельности и законодательной базой потребкооперации.

Московский социальный проект

Кстати, сама эта база нуждается в совершенствовании. Ряд разъяснений по ходу дискуссии дал эксперт управления Мэра Москвы, член рабочей группы «Московский социальный проект» Николай Павлов. По поводу того, как относиться к идее внедрения потребкооперации и малого бизнеса в систему городского хозяйства, Н.Павлов подчеркнул: «Это Московский социальный проект. В нем заложен раздел по развитию внебюджетных механизмов социальной поддержки населения на основе потребительской кооперации». Девиз кооператоров: «Исполнительная власть — население — предприниматель — социальное партнерство — потребкооперация». Принято решение — создать Общественный наблюдательный совет в целях развития потребкооперации в системе городского хозяйства. В нем объединяются крупные администраторы, предприниматели, политики для того, чтобы решать вопросы развития потребкооперации в условиях непростой ситуации в экономике страны, связанной с коммерциализацией бизнеса.

Руководство Одинцовского муниципального района Московской области одобрило инициативу группы российских ученых-экономистов и практиков — при поддержке Правительства Москвы, администрации Ивановской области и ассоциации «Совет муниципальных образований Ленинградской области» — создать потребительское общество «Межрегиональный кооперативный Союз» на базе Одинцовского Гуманитарного Университета. ПО «МКС» призвано обеспечивать выполнение полного комплекса работ по подготовке и реализации пилотных проектов в сфере строительства малоэтажного жилья, народной ипотеки, образования, здравоохранения, малого предпринимательства, сетевой торговли, жилищно-коммунального хозяйства, народного туризма, гостиничного обслуживания, международной кооперации и пр.

Далее, сообщил Н.Павлов, уже создается межрегиональный координационный учебно-методический консалтинговый центр развития потребкооперации в городском хозяйстве. Базироваться он будет в подмосковном Одинцово. Здесь намечено создать учебное заведение нового типа — не в противовес, а в дополнение к тому, что имеет потребкооперация. Здесь администраторы из регионов РФ и предприниматели будут обучаться методам работы в системе потребкооперации, с использованием ее механизмов. Предстоит развивать и международный аспект деятельности потребкооперации. В частности, есть договоренность о развитии деловых отношений кооператоров Ивановской области с коллегами из хлопкосеющих республик.

Участники «круглого стола» отметили высокий резонанс публикаций по данной проблематике, в частности, первого «круглого стола» на страницах газеты «Бизнес для всех». В этой связи принято решение сделать газету «Бизнес для всех» ведущим изданием по продвижению механизмов потребительской кооперации в городское хозяйство Москвы, Подмосковья и других регионов России.

— Константин Петрович, в какой мере «круглый стол» способствует продвижению потребкооперации в систему городского хозяйства?

— Это не первое мероприятие такого рода. В конце прошлого рода мы провели Всероссийскую конференцию по данной проблематике, в апреле с.г. — «круглый стол» совместно с РАРМП и газетой «Бизнес для всех». На нынешнем форуме разговор шел еще более конкретно. Это те ступени, которые продвигают органы власти ко все большему пониманию места и роли потребкооперации в городском хозяйстве. Мы строим мост между потребительской кооперацией и системой органов власти на местах. Сегодня очень актуален закон ФЗ-131 о местном самоуправлении. Он поставил много вопросов, которые местная власть не умеет решать. Мы же с помощью «Московского социального проекта» решаем социальные вопросы на базе потребкооперации. Наконец-то начинает реализовываться дважды упомянутая в законе «О потребительской кооперации» поддержка государства. Нужно отметить особенность прошедшего «круглого стола» в том, что вместе с представителями потребительской кооперации регионов прибыли представители администраций этих регионов, то есть представители власти. В этом я вижу огромный успех нашего мероприятия. В свое время в городах очень популярны были ЖСК, гаражные кооперативы, садовые товарищества. Сейчас многое подзабыто, остались представления о потребкооперации как деревенских занятиях по сбору дикоросов да плетению лаптей. А ведь потребкооперация может больше. В Советском Союзе было 65 млн пайщиков потребкооперации; перед Второй мировой войной для столицы потребкооперация давала 85% текстиля и продуктов питания стране.

— Какие проблемы решает ваш Парламентский центр «Кооперация и социальный прогресс»?

— Мы объединяем усилия для защиты интересов кооператоров и малого бизнеса — интересы тех и других очень близки.

— Вы постоянно подчеркиваете, что продвигаете в систему городского хозяйства потребкооперацию и малый бизнес. Разве потребкооперация не входит в сектор малого бизнеса?

— По закону, потребительская кооперация не входит в сектор малого и среднего бизнеса. Хотя я уже десять лет занимаюсь адаптацией малого бизнеса в потребительской кооперации. Если мы встречаем предприятие, которое осуществляет социальные программы, то организуем параллельно некоммерческую организацию, консолидируем интересы плательщиков и заказчиков и за счет более лояльных режимов некоммерческой деятельности добиваемся скидок для потребителей этих услуг. Но это все существует при предприятиях, которые являются коммерческими структурами. Консолидируя плательщиков, мы добиваемся более мягкого режима налогообложения. Стараемся покупать товар оптом, потом раздаем его пайщикам, и опять происходит снижение цен, но не за счет потребителей и продавцов. В конечном счете, наша задача — осуществлять социальные программы в рамках законодательства о потребительской кооперации. «Московский социальный проект» как раз на это ориентирован. Есть проблемы и противоречия в законодательстве. Они вполне устранимы, и это можно делать «точечными ударами» без принятия новых глобальных законов. У российских регионов условия разные и возможности разные. Но в каждом регионе, самом отсталом, есть сферы, в которых можно развивать усилиями потребкооператоров успешные проекты, будь то лидирующая Москва или регион со сложным социально-экономическим положением. Нам нужны прорывные решения, которые способны реально продвинуть нас вперед.

Нужен общественный мониторинг

Советник Мэра Москвы Кемер Норкин, завершая дискуссию, подчеркнул: межрегиональный «круглый стол» показал, что в настоящее время в российских регионах органы законодательной и исполнительной власти уделяют все большее внимание развитию потребкооперации в городском хозяйстве в качестве эффективного инструмента социальной политики. Так, Комитет по реформированию городского хозяйства города Москвы изыскивает возможности организации масштабного эксперимента в сфере ЖКХ города Москвы с использованием механизмов потребкооперации, позволяющих привлечь дополнительные финансовые средства для реформирования отрасли. Совет депутатов Одинцовского муниципального района Московской области принял решение о комплексной реорганизации ЖКХ района с использованием механизмов потребкооперации. Здесь потребкооперация рассматривается как средство сохранения целостности районного ЖКХ, сдерживания роста цен на жилищно-коммунальные услуги для населения и дальнейшего устойчивого развития отрасли. При поддержке губернатора Ленинградской области Совет муниципальных образований области начал масштабный эксперимент в трех районах области по комплексному встраиванию механизмов потребкооперации в систему городского хозяйства. В Московском и других российских регионах в различных отраслях промышленности и в социальной сфере все больше предпринимателей, успешно работающих в системе потребкооперации и выполняющих целевые социально ориентированные потребительские программы в интересах широких слоев населения.

«Для того, чтобы потребкооперация в городском хозяйстве получила повсеместное развитие, — заявил К.Норкин, — сегодня представляется необходимым предпринять серьезные шаги по предотвращению проникновения теневых структур в потребительские общества с целью вывода из-под налогообложения значительных финансовых потоков. Формирование системы общественного мониторинга исполнения социально ориентированных целевых потребительских программ, реализуемых потребительскими обществами в интересах широких слоев населения, является ключевым звеном в продвижении механизмов потребкооперации в городское хозяйство. Для этого нужно развивать законодательство о потребкооперации как на федеральном, так и региональном уровне, формировать механизмы встраивания потребкооперации в городское хозяйство на муниципальном уровне».

Поскольку Центросоюз РФ и его региональные подразделения работают преимущественно в сельской местности, актуален вопрос о координации развития потребкооперации в городском хозяйстве как инструмента социальной политики исполнительной власти. В этой связи, считает К.Норкин, создание Общественного наблюдательного Совета по развитию потребкооперации в городском хозяйстве регионов Российской Федерации с приглашением в его состав видных политиков, администраторов, ученых и предпринимателей послужит удовлетворению разнообразных интересов населения.

www.businesspress.ru

Популярное:

  • Вычеты подоходного налога на лечение Налоговый вычет за лечение Разделы: В каких случаях можно получить возврат 13% на лечение? Налоговый вычет на лечение относится к категории социальных налоговых вычетов. На него распространяются общие требования к сроку и […]
  • Отзыв на исковое заявление пенсионного фонда ВОЗРАЖЕНИЯ на апелляционную жалобу От Истца: ФИО Адрес: 119454, Москва, ул. Удальцова Ответчик: Государственное Учреждение - Главное управление Пенсионного фонда России № 2 по г. Москве и Московской области Адрес: 121596, г. […]
  • Приказом фтс от 25102011 2199 Приказ Федеральной таможенной службы от 25.10.2011 № 2199 «Формы документов для целей таможенного контроля (досмотр, осмотр)» На основании части 5 статьи 161 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном […]
  • Правила дорожного движения по билетам пдд 2018 ПДД 2018 онлайн России Новые правила ПДД экзамена 2018 5 вопросов за ошибку Официальные экзаменационные билеты ПДД 2018 новые с 10 апреля 2018 категории ABM A1B1 Частные Автоинструкторы России Изменения в билетах ПДД 10 апреля […]
  • Мировые суды нижегородская обл Участки мировых судей Нижегородского района города Н. Новгорода Территориальная подсудность мирового участка №1: улицы: 3-я Ямская, Академика Блохиной, Большие Овраги, Ванеева (дома № 1, 1 а, 3), Ереванская, Звездинка, […]
  • Приказ от 15082007 161-дсп Приказ МВД РФ от 26 марта 2013 г. N 161 "Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Приказ МВД […]
  • Отмена авто налога В Госдуму внесен законопроект об отмене транспортного налога Документ подготовлен группой депутатов нижней палаты парламента во главе с Сергеем Мироновым. Законопроектом 1 предлагается признать утратившей силу главу 28 […]
  • Частноправовой спор это Статьи наших авторов Шаг в будущее: теоретические и прикладные исследования современной науки: Материалы II международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных 4-5 сентября 2013 года, г. […]