Повышение уровня проживания

Повышение уровня проживания

Процессы урбанизации, концентрации населения, научного, экономического потенциала в крупнейших городах — это объективная реальность современного мира. Сегодня в городах проживает 3/4 населения России, 90 % населения Европы и половина населения мира. В условиях глобализации экономики конкуренция является необходимым инструментом развития территории, которая возникла в результате несостоятельности метода федерального центра по выравниванию территорий, активно использовавшегося в условиях командно-административной экономики. Раньше территория рассматривалась как объект эксплуатации: люди проживали на определенной территории, пользовались всеми ее природными ресурсами, удовлетворяя свои минимальные базовые потребности.

В условиях рыночной экономики территория начинает рассматриваться с других позиций:

  • как объект применения человеком своего интеллектуального, финансового, инновационного потенциала;
  • как место удовлетворения потребности человека в отдыхе, развлечении;
  • как место ведения некоммерческой деятельности и т.д. [1]

Таким образом, человек, имеющий намерения поселиться в том или ином городе, прежде всего, ищет территорию, где сможет реализовать все вышеперечисленные требования. У него есть выбор, и он может сравнивать между собой альтернативы, конкурентные преимущества и недостатки городов. По мнению Т. В. Савчук, конкурентное преимущество территории — это совокупность неких характеристик, которые делают город в глазах потребителей более совершенным и привлекательным в сравнении с похожими городами, имеющими подобный набор характеристик. [5] В результате выигрывает та территория, которая «предлагает» наилучшие условия. Здесь возникает объективная конкуренция между территориями за своих жителей. Близким понятием к конкурентоспособности является привлекательность города, с точки зрения, места концентрации различных видов деятельности. Причем, город должен быть привлекательным не только для предприятий, инвесторов, туристов, но и для своего населения. Жителям города важны такие факторы, как уровень текущих цен на потребительские товары и услуги, уровень зарплат, наличие жилья, рабочих мест, то есть, иными словами, уровень жизни населения, который является характеристикой конкурентоспособности города [3].

Данную мысль продолжает и углубляет А. А. Музафаров, который называет город идеальным, если в нем поддерживается равновесие между различными секторами экономики, но при этом уделяется внимание следующим факторам: обеспечению гражданских прав и улучшению условий жизнедеятельности; отражению в городской политике образа жизни и мыслей своих жителей; учитыванию интересов всех, кто работает, живет и отдыхает в городе [4].

Городские власти начинают осознавать, что процветание территории зависит от проводимой политики социально-экономического развития города. Важно создавать условия для усиления «конкурентного преимущества» города, то есть поддерживать постоянно растущий уровень жизни города за счет повышения производительности использования труда и капитала как действующими, так и новыми предприятиями. Несмотря на то, что города развиваются, и в них проводится определенная политика по улучшению условий жизнедеятельности, вместе с тем у населения постоянно растут требования к повышению качества жизни и к комфортности проживания в городе.

Составляющей привлекательности территории является комфортность жизни, которая отражает степень удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей человека. Комфортность можно измерять, используя набор объективных показателей, с учетом особенностей собственного городского образа жизни. В целом потребителя интересует не сама территория, а ее ценность, которая определяется основными характеристиками[2]:

1) набором материальных благ, которые может приобрести потребитель, получая определенный размер дохода. По сути это стоимость условий жизнедеятельности в данном городе. Для жителя города важными экономическими показателями будут уровень доходов и расходов, которые определяются средней заработной платой и средней стоимостью основных товаров и услуг для населения, включая налоги. Расходы жителей определяют стоимость товара. Следовательно, в первую очередь, города конкурируют в области стоимости жизни (расходов на проживание). Для населения важны также доступность медицинских, образовательных, юридических, транспортных, развлекательных и других видов услуг, и их качество;

2) набором нематериальных характеристик, которые связаны с возможностью получения профессиональных услуг во всех сферах жизнедеятельности человека, комфортом проживания, возможностью профессионального и личностного роста. Кроме этого для потребителя важны: атмосфера города его, исторические традиции, культура, веротерпимость, социальное настроение в городе, уровень социальной напряженности, связанный с дифференциацией доходов населения;

3) уникальностью территории, которая определяется местоположением города, его ландшафтом, а также особенностями налогообложения, привлекательностью территории с точки зрения ведения бизнеса, наличием уникальных учебных заведений или особенностей архитектуры. Экология территории может также рассматриваться как ее уникальность;

4) адаптивностью территории — это ее способность к изменениям для удовлетворения меняющихся требований потребителя. Она может выражаться в гибкости реагирования местной администрации на требования населения или предпринимательства в обеспечении гражданских прав и инициатив жителей, в улучшении условий жизнедеятельности или ведения бизнеса, в учете интересов различных групп населения.

Таким образом, среди показателей уровня комфортности города можно выделить следующие: освещенность улиц города, чистота, наличие зеленых зон, состояние дорог, безопасность в целом в городе, экология, наличие пробок на дороге, наличие мест для отдыха, красота города.

Для оценки комфортности города в обследовании были учтены такие параметры как:

  • частота посещения социальных, культурно-развлекательных, бытовых объектов;
  • удобство расположения разных объектов;
  • стоимость услуг (их доступность);
  • уровень удовлетворенности качеством предлагаемых услуг.

Привлекательность проживания в городе — понятие более широкое, которое, на мой взгляд, включает в себя следующие составляющие: комфортность проживания в городе, возможность устроиться на работу, наличие дискриминации, информационная открытость, веротерпимость, конфликтность, социальная напряженность, культура населения, возможность получить образование, возможность реализовывать свои интересы, возможность вести бизнес, объективность городских СМИ, доверие к органам городской власти, возможность участвовать в решении городских проблем.

Исходя из выше представленного понимания привлекательности проживания в городе, мною было проведено социологическое обследование, целью которого было — оценить привлекательность проживания в городе Казань с точки зрения его жителей. Выборка составила 642 человека, при этом учитывался район проживания респондента, распределение респондентов было по полу (45 % мужчин, 55 % женщин), по возрасту, образованию, доходу и району проживания. Приведем основные выводы по исследованию.

Радует то, что большинству горожан (90 %) нравится проживать в городе Казани, при этом 38 % — проживает в городе более 40 лет, 19 % — от 26 до 40 лет, 18 % — проживают в городе от 16 до 25 лет. Несмотря на разницу в доходах, наблюдается тенденция положительного отношения к городу, 86,4 % жителям нравится город и только 13,6 % дали отрицательный ответ.

Несмотря на это, есть треть жителей, которые предпочли бы сменить место жительства. На вопрос «Переехали бы вы жить в другое место, если бы была бы такая возможность», 38,5 % — дали положительный ответ, при этом 11 % — уехали бы в другой город, 9 % — в сельскую местность и 18 % — заграницу. Следовательно, в городе есть проблемы, которые не устраивают жителей. Рассмотрим, как жители в целом оценили основные параметры города по 4-балльной шкале. Сначала выделим характеристики города, которые получили высокие оценки.

Горожане любят свой город и ценят его красоту, это подтверждается ответами респондентов, которые красоту города оценили на «отлично» — 25,9 %, на «хорошо» — 48,0 %. Но есть и такие, которые поставили «удовлетворительно» — 22,1 %, «плохо» — 3,0 %, остальные не знают, их — 1,1 %. Кроме этого, есть еще сильная сторона нашего города — это веротерпимость и толерантность граждан. Так, «отлично» поставили 11,4 % респондентов, «хорошо» — 51,7 %, «удовлетворительно» — 25,1 %, «плохо» — 4,0 %, «не знаю» — 7,8 %.

Несмотря на разницу в доходах, наблюдается в целом по городу такая положительная тенденция, что у горожан есть желание и возможность посещать развлекательные учреждения. Так, 16 % жителей ходят в театр часто, а 58,8 % — иногда. Кинотеатры посещают часто 27,7 % горожан, а 41,9 % — иногда. Едят часто в ресторанах — 27,7 % респондентов, 45 % — иногда себе это могут позволить. 9,9 % опрошенных посещают концертные залы часто и 60,4 % — иногда. При этом, почти все перечисленные объекты (продуктовые магазины, кинотеатры, рестораны, кафе, ночные клубы, школы, детские сады, салон красоты, химчистки, аптеки) расположены удобно по отношению к их месту жительству.

Респондентам предлагалось оценить показатели комфортности и привлекательности города в целом по 4-балльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо»). Подсчитав средний балл по каждому критерию, получился следующий результат: освещенность улиц города жители оценивают на 3,39 балла; чистота города в целом — 3,37; наличие зеленых зон — 3,13; состояние дорог — 2,68; безопасность в целом в городе — 3,28; экология — 2,84; наличие пробок на дороге — 2,45; наличие мест для отдыха — 3,39; красота города — 3,98 (наибольший балл из всех критериев). Таким образом, средний показатель уровня комфортности города Казани глазами жителей составляет 3,19 балла.

Подсчитав средние показатели уровня привлекательности города, получился следующий результат. Жители города достаточно высоко оценили такие составляющие:

  • возможность получить образование — 4,43 балла;
  • возможность реализовывать свои интересы — 3,89 балла;
  • веротерпимость — 3,76 балла;
  • отсутствие дискриминации — 3,67 балла.

Перечислим теперь составляющие привлекательности города, которые по оценкам жителей города получили низкий балл:

  • конфликтность, социальная напряженность — 3,49 балл;
  • информационная открытость — 3,31 балла;
  • культура населения — 3,17 балла;
  • объективность городских СМИ — 3,17 балла;
  • доверие к органам городской власти — 2,96 балла;
  • возможность участвовать в решении городских проблем — 2,89 балла;
  • возможность устроиться на работу — 2,88 балла;
  • возможность вести бизнес — 2,13 балла.

Данные параметры привлекательности города можно отнести к проблемным точкам. Таким образом, средний уровень привлекательности города Казани, включая параметры и его комфортности, составляет 3,3 балла.

Можно предложить некоторые рекомендации по управлению социально-экономическим развитием города:

  • сохранение стабильности городского сообщества через корректировку стихийных процессов поляризации общества, недопущение того, чтобы социальная дифференциация в обществе перешла допустимые пределы;
  • повышение уровня комфортности города населения через улучшение экологической обстановки в городе, улучшение качества дорог, расширение зеленых зон в городе, снижение платы за жилищно-коммунальные услуги;
  • расширение разнообразия рабочих мест для повышения возможностей поиска работы;
  • поддержание стабильного положительного социального настроения в городе через контроль за случаями дискриминации;
  • улучшение условий для ведения бизнеса;
  • развитие доверия к органам городской власти через активную коммуникационную работу с гражданами города;
  • повышение активности граждан через информационную работу и проведение массовых городских мероприятий по благоустройству города.

Перечисленные мероприятия будут способствовать повышению привлекательности города Казани, а, следовательно — и его конкурентоспособности среди городов-миллионников.

Рецензенты:

Разумовская Е. М., д.э.н., профессор, зав. кафедрой менеджмента сферы услуг ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г.Казань.

Рудольф К. В., д.э.н., профессор кафедры государственного и муниципального управления ФГАО УВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г.Казань.

www.science-education.ru

Повышение уровня проживания

Тенденция развития общества с учетом сугубо экономических интересов определяет приоритетность крупных городов и мегаполисов, имеющих ресурсные возможности быть самодостаточными, самообеспечивающими все стороны жизнедеятельности населения. Крупный город или мегаполис – это, прежде всего, колоссальный потребитель всех ресурсов, в том числе энергетических во всех видах их источников. Население в крупном городе или мегаполисе – элемент экономического механизма, который нацелен на создание материальных благ и получение прибыли во всех возможных формах. Здесь население представляет собой исключительно ресурс для получения прибыли, оно наднационально, надкультурно, надпатриотично. Потеря чувства национальной, культурной, территориальной принадлежности – признак «негражданственности», то есть не отождествления населением себя в качестве граждан этой страны. Отсюда формируются локальные и групповые поведенческие стратегии, наносящие вред государству.

Носителями традиционной культуры во всех её аспектах являются малые города и малые поселения. В современных условиях деградация этих городов ведет к усилению кризисных явлений в национальной экономике, масштаб которых не изучен и не оценен в полной мере.

Малый город в системе национальной экономики – это не только структурная единица экономической системы, это ДНК человеческого потенциала, способного к воспроизводству этногенетического и культурного кода на высоком уровне. Деградация и разрушение малых городов ведет к утере этого потенциала, его заимствованию извне, с чем неизбежно произойдет стирание границ государства.

Потенциал энергосбережения как основная ресурсная компонента стратегического потенциала безопасности национальной экономики в малых городах не задействован в полной мере, что приносит существенный экономический, экологический ущерб и не позволяет малым городам накапливать резервы развития.

В связи с этим целью исследования является разработка концепции формирования и реализации потенциала энергосбережения во всех его компонентах как основы эффективной жизнедеятельности и комфортного проживания населения в малых городах. Масштаб и уровень ожидаемого эффекта ‒ государственный, региональный, муниципальный.

Предмет исследования: организационно-экономические отношения, процессы, факторы формирования и реализации потенциала энергосбережения, его влияния на эффективность жизнедеятельности и комфортности проживания населения в малых городах. Объект исследования – малые города (на примере малых городов Волгоградской области). Задачи исследования:

– обосновать теоретические подходы к определению комфортности проживания населения в малом городе с учетом фактора энергоэффективности;

– разработать методологию формирования и реализации потенциала энергосбережения в малом городе в контексте показателей комфортности проживания населения;

– предложить и обосновать механизм реализации потенциала энергосбережения в малом городе и привести результаты его апробации.

Рабочая гипотеза. Ввиду деградации малых городов, невнимания к проблемам их развития, недооценки их роли в обеспечении стабильности социальной и экономической систем государства эффективность жизнедеятельности и комфортность проживания в них являются гораздо ниже, нежели в крупных городах и мегаполисах. В полной мере это относится и к реализации потенциала энергосбережения, который в условиях малого города быстрее и эффективнее может быть реализован во всех его компонентах: поведенческой, экономической, технической, экологической.

Теоретические подходы к определению комфортности проживания населения в малом городе с учетом фактора энергоэффективности

Многоаспектная область вопросов повышения уровня и качества жизни населения в масштабах городских поселений до сих пор остается не достаточно изученной и проработанной, несмотря на большое внимание научного сообщества и мировой общественности в лице ООН и Комиссии ЮНЕСКО по народонаселению и качеству жизни к этому в целом. Проблематика уровня и качества жизни населения рассматривается широко как зарубежными, так и отечественными учеными.

Термин «качество жизни» как научное понятие стал применяться после опубликования в 1960 году работы Дж. Гэлбрейта «Общество изобилия», в которой он впервые применил данное понятие. Большой вклад в формирование современных представлений о качестве жизни внесли такие зарубежные ученые, как Э. Дюркгейм, М. Вебер, Э. Мейо, Ф. Герцберг и многие другие.

Комфортность проживания населения – это характеристика физического, психологического, эмоционального и социального восприятия людьми своего положения в жизни в зависимости от культурных особенностей и системы ценностей и в связи с их целями, ожиданиями, стандартами и заботами.

Основным потребителем комфортности является население, без которого само понятие теряет всякий смысл, а хозяйственный комплекс – это крупнейший фактор, влияющий на изменение уровня комфортности, причем как в положительную, так и в отрицательную сторону [5, 7].

Под населением, как правило, понимается совокупность людей в пределах определенной пространственной системы. То есть население представляет собой территориальную общность людей, которая отличается от других человеческих общностей своим отношением к территории [6].

С.А. Айвазян выделяет пять базовых компонентов, образующих среду жизнедеятельности населения: качество населения, благосостояние населения, качество социальной сферы, качество экологической ниши, природно-климатические условия [1].

В сознании современного человека качество пространственной среды, его комфортной среды проживания неотделимо от социально-экономических характеристик. Оно все больше влияет на выбор места жительства и работы, от него зависит стоимость недвижимости, оно учитывается при размещении видов деятельности.

В рамках данной статьи комфортность проживания населения малого города с учетом фактора энергоэффективности определена как совокупность условий жизнедеятельности – жилищных, природно-климатических и условий использования топливно-энергетических ресурсов, которые обеспечивают образование, здравоохранение, физическое и психическое здоровье; материальное благополучие населения, при которых социальная, экологическая и экономическая среды города гармонизированы.

По мнению автора, она измеряется методами экономико-статистического, энергетического, экологического анализа и аудита:

– качеством экологической ниши (данными о загрязнении воздушного пространства, воды, о качестве почвы, уровне биоразнообразия территории);

– качеством условий, частотой и спецификой форс-мажорных ситуаций (наводнений, землетрясений, ураганов и других стихийных бедствий) (кол-во случаев);

– общей площадью занимаемого жилья на одного жителя (м2 на чел.);

– обеспеченностью жилых помещений энергетическими ресурсами и наличие/отсутствие перебоев в их подаче (ед.);

– текущими затратами на охрану окружающей среды (тыс. руб.);

– индексом активности в области энергосбережения, который включает в себя выполнение/не выполнение утвержденных программ энергосбережения, количество проведенных энергоаудиторских обследований, уровень информированности населения о необходимости энергосбережения, количество подготовленных в области энергоэффективности специалистов, индекс оснащенности приборами учета жилых помещений [4].

Это не полный, но достаточный свод параметров и индикаторов, которыми могут быть измерены уровень и качество жизни населения малого города с позиций энергоэффективности.

Методический подход к формированию и реализации потенциала энергосбережения в малом городе в контексте показателей комфортности проживания населения

Анализ теоретического и методического инструментария оценки качества жизни населения показал, что в настоящее время существует три подхода к решению проблемы определения и измерения уровня и качества жизни: объективный, субъективный и интегральный.

По мнению автора, наиболее полную и объективную оценку качества жизни населения малого города позволяет получить интегральный подход, который предполагает, что объективные и субъективные показатели необходимо рассматривать как равнозначные. При этом при оценке необходимо использовать 5 групп показателей: образование, здравоохранение, физическое и психическое здоровье, материальное благосостояние, комфортность проживания с учетом фактора энергоэффективности (рис. 1).

Рис. 1. Показатели оценки качества жизни населения на уровне малого города

В соответствии с предложенным подходом произведена оценка качества жизни населения малых городов Южного федерального округа (Палласовка, Котово, Камышин, Суровикино). Результаты проведенного экономического анализа показателей, характеризующих качество жизни на уровне малого города, представлены на рис. 2–3.

На рис. 3 наглядно представлены направления повышения качества жизни населения, в частности для города Камышина – повышение доли текущих затрат на охрану окружающей среды, а для города Суровикино – повышение активности города в области энергосбережения.

Для таких городов, как Камышин и Суровикино, основными направлениями являются повышение активности города в области энергосбережения и обеспеченности населения жильем, так как происходит значительное отставание этих показателей от средних значений по региону. У города Суровикино также занижены на 13 пунктов значения индекса ВРП на душу населения, что оказывает негативное влияние на уровень жизни населения.

Город Камышин признан самым комфортным с позиций оценки среды жизнедеятельности, второе место поделили между собой города Суровикино и Палласовка и на четвертом месте находится город Котово с интегральной оценкой 0,641. Полученные оценки могут быть учтены при корректировке Стратегий развития исследуемых городов ЮФО.

Рис. 2. Сравнительные эпюры индексов, составляющих интегральную оценку качества жизни населения малых городов (гг. Палласовка и Котово)

Рис. 3. Сравнительные эпюры индексов, составляющих интегральную оценку качества жизни населения малых городов (гг. Камышин и Суровикино)

Модель реализации потенциала энергосбережения как основы эффективности жизнедеятельности и комфортности проживания населения в малом городе

Социально-экономическое развитие в современном мире идёт по пути создания все новых и новых видов товаров, очень часто – с ухудшением их качества и с невосполнимым ущербом природной среде и энергетическим ресурсам [2].

Дальнейшее развитие малых городов может считаться энергоэффективным и прогрессивным при условии эффективного задействования внутренних резервов, способностей и возможностей, согласованности экономических целей, задач и подчиненности их социальным и экологическим целям и задачам развития малых городов. В этих условиях особая роль должна отводиться лицам, непосредственно принимающим стратегические решения. В системе мероприятий по реализации потенциала энергосбережения как основы эффективности жизнедеятельности и комфортности проживания населения на уровне малого города целесообразна организация взаимодействия между службами, создание эффективной системы контроля (включая общественный).

Модель реализации потенциала энергосбережения структурно-логически может быть представлена в виде этапов. Первый этап – определение миссии малого города как социально-экономической системы, на основе анализа факторов внешней среды косвенного и прямого воздействия, формулировка долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей развития. Определение миссии и целей заключается в обосновании четко выраженной причины существования малого города как социально-экономической системы, определении желаемых результатов его функционирования при всех возможных ожидаемых изменениях факторов внешней среды и выработку на втором этапе стратегии [3].

Третий этап предполагает выбор одного из них. На четвертом этапе происходит разработка социально-экономической политики, отражающей миссию и стратегию развития малого города с учетом энергоэффективности. На пятом этапе оценивается результативность социально-экономической политики и ее соответствие выбранной стратегии развития.

Предложенная модель реализации потенциала энергосбережения как основы эффективности жизнедеятельности и комфортности проживания населения в малом городе и алгоритм формирования социально-экономической политики малого города призваны свести к минимуму вероятность разработки неконкурентоспособных программ и проектов, оптимизировать продолжительность лага инвестирования ресурсов, а также решить ряд проблем повышения комфортности проживания населения с учетом энергоэффективности малых городов.

Выводы

1. Предложена и научно обоснована концепция влияния реализации потенциала энергосбережения на комфортность проживания населения в малом городе.

2. Введено в научный оборот понятие комфортности проживания населения в малом городе с учетом фактора энергоэффективности.

3. Разработан и апробирован методический подход к формированию и реализации потенциала энергосбережения в малом городе в контексте показателей комфортности проживания населения.

4. Разработана модель формирования и реализации потенциала энергосбережения в малом городе в формате стандарта комфортности проживания населения.

Полученные результаты могут быть использованы при разработке стратегий социально-экономического развития, программ энергосбережения малых городов на кратко- средне-, и долгосрочный периоды. Результаты исследования могут использоваться администрациями малых городов при разработке программ реализации потенциала энергосбережения на локальных уровнях и в целом по малым городам.

Рецензенты:

Неретина Е.А., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой маркетинга, Национальный исследовательский Мордовский университет им. Н.П. Огарева, г. Саранск;

Резник Г.А., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой маркетинга и экономической теории, Пензенский университет архитектуры и строительства, г. Пенза.

www.fundamental-research.ru

Повышение комфортности проживания как фактор экономического развития малых городов (моногородов) Российской Федерации (на примере города Котово)

Improving comfortable living as factor of economic development of small towns (one-company towns) Russian Federation (on the example of Kotovo)

Першина Татьяна Александровна
кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и развития городского хозяйства и строительства
Россия, Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет
[email protected]

Гоголева Мария Павловна
студентка IV курса кафедры управления и развития городского хозяйства и строительства
Россия, Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет
[email protected]

Проблема комфортности проживания в малых городах (моногородах) на сегодняшний день становится все более актуальной. В условиях антироссийских санкций возрождение собственного производства просто необходимо. А моногорода могут стать экономически целесообразным решением этой проблемы.
В статье представлены критерии оценки комфортности проживания в малых городах и проведен анализ этих критериев на примере города Котово Волгоградской области. После чего были предложены мероприятия по повышению комфортности проживания в данном городе и доказана их целесообразность.

экономика, моногород, малый город, комфортность проживания.

Pershina Tat’jana Aleksandrovna
PhD in Economic Science, Assistant Professor of the department of management and urban development and construction
Russia, Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering
[email protected]

Gogoleva Marija Pavlovna
student of IV year Management and Development of the Department municipal services and construction
Russia, Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering
[email protected]

The problem of comfort of living in small towns (monocities) today is becoming increasingly important. In today’s anti-Russian sanctions revival of domestic production is necessary. A company towns may become economically feasible solution to this problem.
In the evaluation criteria were established comfort of living in small towns and the analysis of these criteria by the example of the Volgograd region Kotovo. After that it was proposed measures to improve the comfort of living in this city, and proved their usefulness.

economy, one-industry town, small town, living comfort.

Предпосылки повышения комфортности проживания населения моногородов РФ и Волгоградской области (на примере г. Котово)

Одной из важнейших составляющих повышения социально-экономического развития РФ, является комфортность проживания населения в моногородах.

На сегодняшний день в России имеется 319 моногородов и проблемы комфортности проживания в них стоят очень остро, т.к. после распада Советского Союза финансирование градообразующих предприятий и самих городов практически полностью прекратилось, а сами предприятия в большинстве своем перешли в частные руки [2].

Но в связи с последними мировыми событиями, моногорода оказались одной из главных составляющих для развития собственной независимой экономики. Малые города, выполняя свои социальные, экономические, территориально-расселенческие функции, обеспечивают целостность страны. Поэтому эффективное использование их ресурсов, и, прежде всего, населения, имеет огромное значение для России [6].

В 2014 году Президентом России Владимиром Путиным и Правительством Российской Федерации была поставлена стратегическая задача – обеспечить развитие российских моногородов в первую очередь через диверсификацию их экономики, создание новых рабочих мест и привлечение инвестиций [5]. Именно это и определяет актуальность нашего исследования.

Под моногородом, как известно, понимается муниципальное образование, в развитии которого определяющую роль играют предприятия градообразующего комплекса [1].

Основными проблемами моногородов на сегодняшний день являются:

  1. Низкое качество жизни населения;
  2. Отсутствие экономической полезности и интереса со стороны властей (государства);
  3. Отсутствие инвестиционной привлекательности;
  4. неблагоприятная демографическая ситуация и высокий уровень миграции активной части населения
  5. наличие монопроизводств, их технологическая отсталость, высокий физический износ фондов, низкая производительность труда, высокие затраты а производство продукции;
  6. низкий уровень среды обитания (устаревший жилой фонд, высокий уровень износа инженерной инфраструктуры);
  7. низкий уровень систем образования и здравоохранения;
  8. неразвитость транспортной инфраструктуры.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что на сегодняшний день остро встает вопрос о повышении уровня комфортности проживания в моногородах Российской Федерации.

Оценка и анализ комфортности проживания населения моногородов РФ и Волгоградской области (на примере г. Котово)

Для развития монопрофильного города, в первую очередь, необходимо нормальное функционирование градообразующего предприятия, т.к. именно предприятие является основным катализатором жизни города. Чтобы предприятие нормально функционировало, его необходимо обеспечить квалифицированными работниками; а чтобы в город приезжали квалифицированные специалисты, необходимо обеспечить их достойными условиями проживания. Но, к сожалению, моногород на сегодняшний день не является привлекательным местом проживания для населения.

Комфортность проживания населения – это характеристика физического, психологического, эмоционального и социального восприятия людьми своего положения в жизни в зависимости от культурных особенностей и системы ценностей и в связи с их целями, ожиданиями, стандартами и заботами [3].

К критериям комфортности проживания относятся:

  • комфортность жилья для проживания;
  • доступность социальных услуг (поликлиники, ЖКХ, школы, детские сады, больницы и другие объекты социальной сферы);
  • культурно-досуговая деятельность города;
  • экономическая привлекательность города для населения;
  • социальная ориентированность градообразующего предприятия;
  • благоприятные экологические условия.

Объектом исследования уровня комфортности проживания в малых городах сегодняшний день является город Котово Волгоградской области.

Котовский муниципальный район расположен в северо-восточной части Волгоградской области и занимает площадь 2478,6 кв. км

На территории района расположено 9 поселений, в том числе 8- сельских поселений, в которые входят 25 населенных пунктов. Имеется река Медведица, протекающая по северной границе района, а также 14 малых рек, которые подпитывают реки Донского бассейна – Медведицу и Иловлю. Климат района относительно засушливый и характеризуется незначительным количеством. Численность населения района из-за нежизнеспособности города уменьшается с каждым годом и на 01.01.2015 года -22909 человек (табл. 1).

Таблица 1 — Динамика численности населения Котовского района на 01.01.2015г.

Через территорию района проходят железнодорожные, автомобильные трассы. По состоянию на 01.01.2015 года общая протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Котовского муниципального района составляет 269,5 км, из них автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием – 101,8 км. Для увеличения комфортности проживания в г. Котово уже приняты к реализации следующие программы и планы, представленные в таблице 2.

Таблица 2 — Программы и планы, принятые к реализации в г. Котово

— ведомственная целевая программа «Развитие массовой физической культуры и спорта на территории Котовского муниципального района на 2015-2017гг.»

— ведомственная целевая программа развития системы образования Котовского муниципального района на 2015–2017 годы

— ведомственная целевая программа «Обеспечение пожарной безопасности образовательных учреждений Котовского муниципального района Волгоградской области на 2014 – 2016 гг.»

— муниципальная программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства Котовского муниципального района Волгоградской области» на 2014-2016 годы»

— муниципальная программа Котовского муниципального района «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года»

— муниципальная программа «Поддержка социально-ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории Котовского муниципального района, на 2014-2016 годы»

Источник: составлено авторами

Но этих мероприятий недостаточно, чтобы в корне изменить ситуацию с развитием моногородов и увеличить комфортность проживания в них. Поэтому проблема требует более детального анализа.

В монопрофильных городах существует тесная связь между предприятием, городом и государством (местными органами власти). Образуется некий «треугольник», в результате сбалансированной деятельности которого и будет достигнута конкурентоспособность монофункционального города.

Так как на градообразующем предприятии работает большая часть населения города, и оно является основным налогоплательщиком (более 60% отчислений в городской бюджет), то функционирование города без полноценного функционирования предприятия оказывается невозможным. Поэтому одной из важнейших функций градообразующего предприятия становится социальная направленность его деятельности.

Градообразующее предприятие в системе города выполняет следующий минимальный набор функций:

  • обеспечение населения рабочими местами;
  • социально-ориентированная деятельность;
  • пополнение налоговой базы (более 80% бюджета малого города).

При усиленном участии предприятия в жизни города программа КСО также предполагает:

  • финансирование городских социальных программ;
  • участие в строительстве социальных объектов (школ, детских садов, больниц, санаториев и т.д.);
  • формирование ответственного поведения граждан к своей стране (волонтерство);
  • поддержание программ за чистоту окружающей среды и т.п.

Из перечисленных функций следует, что от деятельности таких предприятий зависит жизнеспособность города, в целом. Следовательно, его успешное функционирование – залог жизнеобеспечения и развития города.

В настоящее время жители Котово страдают от высокого уровня безработицы, администрация города не имеет средств на обеспечение всей инфраструктуры города, но при этом более 70% от оставшегося населения города не готовы покидать свое постоянное место жительства.

Ранее градообразующим предприятием г. Котово было ОАО «Лукойл», но в данный момент это предприятие прекратило свою работу на территории района, в том числе из-за многочисленных нарушений экологического климата района. Теперь на территорию Котовского района хочет войти новое химическое предприятие ООО «ЕвроХим-ВолгаКалий», которое уже осуществляет свою деятельность на территории Котельниковского района и желает разместить свое производство также и на территории Котово.

Новое предприятие – это шанс на «выживание» города и обеспечение полной инфраструктуры, а также экономическое развитие, но с другой стороны, это приведет к резкому ухудшению экологии, а как следствие, к снижению комфортности проживания населения.

Предприятию предстоит предложить комплекс мероприятий по уменьшению влияния производства на окружающую среду, а также сформировать мероприятия по поддержанию и улучшению жизнеобеспечения города.

В условиях современной экономики, на основе сложившихся тяжелых отношений с Западом и введенных антироссийских санкциях, на наш взгляд, вновь существует потребность в собственном производстве. Соответственно, вновь становится актуальным развитие и поддержание экономики моногородов, а корпоративная социальная ответственность градообразующего предприятия – это основной инструмент для обеспечения развития и конкурентоспособности города.

Но новое химическое производство, столкнется с рядом проблем в связи с нарушением благоприятной экологической обстановки города.

Для выявления настоящего мнения жителей по существующей проблеме, на территории г. Котово авторами был проведен опрос на тему комфортности проживания в моногороде.

Опрос велся анонимно и все данные были сведены в статистический ряд.

В результате исследования было выявлено, что:

  • 63% населения г. Котово не довольны уровнем жизни;
  • 37% населения устраивают условия жизни, в которых они живут.
  • 85% жителей не готовы покидать свое постоянное место жительства;
  • 25% готовы переехать в другой город при поддержке программы получения жилья и переквалификации.

Также на основе ранее проведенных исследований было проведено сравнение уровня комфортности проживания в среднем по Волгоградской области и непосредственно в г. Котово. Его результаты представлены на рис. 1.

Рис. 1. Сравнение уровня комфортности проживания в среднем по Волгоградской области и в г. Котово

Источник: составлено на основе расчетов авторов

На рис. 1 видно, что 4 из 6 исследуемых аспектов жизни респондентов в г. Котово не дотягивают до среднего значения по Волгоградской области.

Проект повышения комфортности проживания населения моногородов РФ и Волгоградской области (на примере г. Котово)

Как видно из проведенных исследований, Котово имеет ряд проблем фактически по всем критериям оценки комфортности проживания в моногороде. Хоть и все значения не критичны и приближены к среднему значению по области, но все же не дотягивают до нормативных показателей. Следовательно, требуется разработать комплекс мер по каждому критерию и предложить программу по повышению комфортности проживания в г. Котово. При этом доминирующим критерием эффективности деятельности государственных структур в области обеспечения стабильного развития монопрофильных населенных пунктов (моногородов) и малых городов становится уровень и качество жизни населения, которое достигается улучшением среды обитания населения и потенциалом человеческих ресурсов [4].

Проблемными критериями на данный момент являются:

  • комфортность жилья для проживания;
  • доступность социальных услуг (поликлиники, ЖКХ, школы, детские сады, больницы и другие объекты социальной сферы);
  • экономическая привлекательность города для населения;
  • социальная ориентированность градообразующего предприятия;
  • благоприятные экологические условия.

Таблица 3 — Программа повышения комфортности проживания в г. Котово

— достаточное государственное финансирование;

— привлечение сторонних инвестиций;

— модернизация оборудования (модернизация имеющегося оборудования и приобретение нового).

— увеличение привлекательности территории для проживания населения.

— увеличение привлекательности финансирования жилищной сферы для сторонних инвесторов;

— разработка комплекса мер по государственной поддержке строительного бизнеса на территории города;

— обеспечение заинтересованности населения в рассмотрении г. Котово, как территории своего проживания;

— субсидирование строительных компаний для проведения строительства жилых комплексов на территории города;

— сотрудничество с ведущими ВУЗами для заинтересованности молодых специалистов в работе на данной территории.

— увеличение инвестиционной привлекательности территории.

— доступность сферы обслуживания и развлечений;

— увеличение уровня заработной платы в регионе.

— привлечение внимания людей к данной территории, как к территории постоянного места жительства

— государственное субсидирование экологических программ

— положительный экономический эффект для предприятия после внедрения очистительного оборудования;

— положительный экономический эффект для города и населения после строительства данного производства.

— повышение комфортности проживания в городе;

— восстановление собственных производств по территории РФ

Источник: разработано авторами

Одним из ключевых критериев оценки комфортности проживания в городе Котово являлось строительство нового производства, которое, в свою очередь, столкнется с рядом проблем при строительстве. Предприятию был предложен комплекс экономически эффективных мер, позволяющий решить возникшие проблемы и беспрепятственно обосноваться на территории г. Котово.

Новое производство предоставит городу возможность экономического развития и убережет его от закрытия, а также обеспечит население большим количеством рабочих мест, социальными гарантиями и перспективами расширения за счет строительства нового жилья и привлечения на предприятие новых сотрудников, что позволит повысить комфортность проживания населения в моногороде.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что при государственном вмешательстве и субсидировании профильных производств возможно восстановление собственного производства множества отраслей, а, следовательно, восстановление жизнедеятельности малых городов, что благотворно скажется на экономике страны в целом. Т.к. из-за введенных санкций в Россию не возможен импорт многих необходимых товаров, в том числе и в отрасли оборонной промышленности, и машиностроения и многих других отраслей, то функционирование монопрофильных городов решает эту проблему в корне и потребность в импорте отпадает, а значит, что экономика страны становится еще более независимой от экономик других государств.

eee-region.ru

Популярное:

  • Сиделка без проживания в мытищах Работа: сиделка в Мытищах, 40 вакансий Сиделка в пансионат "национальный центр занятости" динамично развивающаяся компания набирает сотрудников на вахтовый метод работы. требуются сиделки, по уходу за пожилыми и престарелыми […]
  • Текущие пособия это Текущие платежи Актуально на: 7 июля 2017 г. Текущие платежи при банкротстве включают в себя: денежные обязательства должника, возникшие из гражданско-правовых сделок (ст. 2 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ ); требования о […]
  • Правила любительского бокса 2018 Правила любительского бокса На данный момент в мире появились новые правила, утвержденные AIBA и вступившие в силу с 2013 года. Их можно посмотреть или скачать здесь: правила AIBA - 2013 Возрастные ограничения. Существуют […]
  • Приказом минэкономразвития 567 от 02102013 г Обоснование НМЦК согласно приказу Минэкономразвития от 02.10.2013 №567 Общие положения Приказа Определение НМЦК производится при формировании плана-графика закупки, подготовке извещения и документации и отражается в указанных […]
  • Законы о выборах и референдумах Законы о выборах и референдумах Постановление Конституционного cуда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года № 34-П «По делу о проверке конституционности пункта 5 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях […]
  • Линейные объекты экспертиза проектов Часто задаваемые вопросы Наполнение данного раздела официального сайта Мосгосэкспертизы нам бы хотелось делать вместе с вами. Здесь будут размещены ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы по проведению государственной […]
  • Военные пенсии вырастут Пенсии в России с 2019 года вырастут на 47,9% "Парламентская газета" пишет, что в Госдуму внесён законопроект, устанавливающий дополнительную социальную доплату к пенсиям. В случае принятия законопроекта с 1 января 2019 года […]
  • К федеральным конституционным законам относится Федеральные конституционные законы Являются вторым по значению источником права применительно к правоохранительным органам. К ним можно отнести следующие федеральные конституционные законы: от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ "О […]