Правила пожарной безопасности на жд Транспорте

Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте (ППБО-109-92) (утв. МПС РФ 11 ноября 1992 г. N ЦУО-112) (с изменениями и дополнениями)

Правила
пожарной безопасности на железнодорожном транспорте
(ППБО-109-92)
(утв. МПС РФ 11 ноября 1992 г. N ЦУО-112)

С изменениями и дополнениями от:

6 декабря 2001 г.

Указанием Министерства путей сообщения РФ от 26 мая 1998 г. N Г-616у подготовлены изменения в настоящий документ. Указанные изменения подлежат регистрации в Минюсте РФ

Первый заместитель
Министра путей сообщения РФ

5 августа 1992 г. N 20/1/999

Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 декабря 1992 г.

Регистрационный N 112

Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте (ППБО-109-92) (утв. МПС РФ 11 ноября 1992 г. N ЦУО-112)

Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 декабря 1992 г.

Регистрационный N 112

Настоящие Правила вступает в силу со дня присвоения им номера государственной регистрации

Текст Правил официально опубликован не был

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ МПС РФ от 6 декабря 2001 г. N 47

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Дополнительная информация о документе:

Указанием Министерства путей сообщения РФ от 26 мая 1998 г. N Г-616у подготовлены изменения в настоящий документ. Указанные изменения подлежат регистрации в Минюсте РФ

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

base.garant.ru

Правила пожарной безопасности на жд Транспорте

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
ПРОВЕДЕНИЯ ПРОТИВОПОЖАРНОГО ИНСТРУКТАЖА И ЗАНЯТИЙ ПО ПОЖАРНО — ТЕХНИЧЕСКОМУ МИНИМУМУ С ИТР, РАБОЧИМИ И СЛУЖАЩИМИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

I. Противопожарный инструктаж

Лицо, поступающее на работу, получает направление на вводный инструктаж в отделе кадров объекта. Инструктаж проводит начальник пожарной команды (поезда) или его заместитель, инструктор по пожарной профилактике или начальник дежурного караула. На объектах, где нет штатных работников пожарной охраны, инструктаж проводит инженерно — технический персонал объекта.

Первичный инструктаж проводит непосредственно на рабочем месте лицо, ответственное за пожарную безопасность цеха, мастерской, склада и т.п.

На проведение первичного противопожарного инструктажа необходимо отводить не менее 1 ч. Инструктируемые должны ознакомиться:

  • с действующими на объекте правилами пожарной безопасности и инструкциями;
  • с производственными участками, наиболее опасными в пожарном отношении, где запрещается курить, применять открытый огонь;
  • с возможными причинами возникновения пожара и мерами его предупреждения;
  • с практическими действиями в случае возникновения пожара — вызов пожарной помощи, использование первичных средств пожаротушения, место расположения ближайшего телефона и ознакомление с правилами поведения в случае возникновения пожара, эвакуации людей и материальных ценностей.

    При первичном инструктаже инструктирующий обязан рассказать о производственных установках с повышенной пожарной опасностью, мерах предотвращения пожаров и загораний, указать место курения, ознакомить вновь поступившего с имеющимися в цехе средствами пожаротушения, показать ближайший телефон и объяснить правила поведения в случае возникновения пожара.

    Проведение противопожарного инструктажа в обязательном порядке должно сопровождаться практическим показом способов использования имеющихся на объекте средств пожаротушения.

    II. Пожарно — технический минимум

    При изучении тем пожарно — технического минимума целесообразно рассказать о наиболее характерных случаях пожаров на объекте. Для лучшего усвоения материала желательно возможно шире использовать в учебных целях различные учебно — наглядные пособия.

    Темы N N 3, 4 и 5 в основном надлежит отрабатывать практическим путем с имеющимися на объекте средствами пожаротушения и связи.

    Рабочие и служащие при переходе из одного цеха в другой повторно изучают пожарно — технический минимум по темам N N 2, 4 и 5.

    В целях более глубокого изучения программы техминимума руководителям занятий следует:

    а) преподнести слушателям доходчивый, интересный рассказ;

    б) дать практический показ, подтверждать рассказываемое жизненными фактами и в зависимости от темы требовать от обучающихся практического повторения.

    Пожарно — технический минимум проводится с целью повышения общих технических знаний рабочих и служащих цехов и участков с повышенной пожарной опасностью (промывочно — пропарочные станции, шпало — пропиточные заводы, пункты слива и налива нефтепродуктов, пункты погрузки и выгрузки опасных, легкогорючих и ценных грузов, цехи пропитки и регенерации, деревообделочные цехи и пр.), ознакомления их с правилами пожарной безопасности с учетом технологического процесса производства, а также детального обучения рабочих способам тушения пожаров имеющимися средствами пожаротушения.

    Занятия по программе пожарно — технического минимума должны проходить непосредственно на рабочем месте.

    В локомотивных и вагонных депо целесообразно организовывать общеобъектовые группы по изучению пожарно — технического минимума с отдельными категориями специалистов (электрогазосварщики, электрики, рабочие складского хозяйства, маляры и т.п.).

    По окончании изучения программы пожарно — технического минимума у рабочих и служащих должны быть приняты зачеты. При этом успешно усвоившими программу пожарно — технического минимума считаются лица, которые знают действия на случай возникновения пожара и приемы использования средств пожаротушения, пожарную опасность производственных установок и агрегатов, объектов и цехов, правила (инструкции) по пожарной безопасности, правила перевозок легкогорючих, опасных и ценных грузов.

    На пожарно — техническом минимуме целесообразно изучать следующие примерные темы.

    Тема 1. Характеристика пожарной опасности объекта
    (локомотивные и вагонные депо, грузовые районы и другие склады, мастерские и т.д.) — 2 — 4 часа

    Содержание. Характеристика пожарной опасности зданий, сооружений объекта и технологического процесса.

    Возможные причины пожаров: нарушение технологического процесса производства, искры при проведении электрогазосварочных работ, неосторожное обращение с огнем, неисправность электрооборудования, механические искры, химические реакции.

    Содержание территории объекта, противопожарные разрывы, проезды, источники противопожарного водоснабжения.

    Действия рабочих и служащих при обнаружении нарушений технологического процесса и правил пожарной безопасности.

    Инструкции и приказы по вопросам пожарной безопасности, изданные на объекте и в целом на железнодорожном транспорте.

    Порядок организации и работы объектовой добровольной пожарной дружины.

    Тема 2. Меры пожарной безопасности в цехах и на рабочих местах — 2 — 4 часа

    Содержание. Характеристика пожарной опасности механизмов и установок, применяемых в цехе. Действия обслуживающего персонала при нарушении режима работы механизмов, установок, аппаратов и т.д.

    Противопожарный режим в цехе и на рабочих местах. Правила пожарной безопасности, установленные для рабочих и служащих цеха.

    Возможные причины возникновения пожара и пути его распространения. Действия рабочих и служащих при пожаре: порядок отключения установок и оборудования, снятие напряжения с установок, вызов специальных служб и т.п.

    Порядок работы цехового отделения добровольной пожарной дружины.

    Тема 3. Вызов пожарной помощи — 1 час

    Содержание. Средства связи и сигнализации, имеющиеся на объекте, места расположения ближайших телефонных аппаратов, извещателей электрической пожарной сигнализации, приспособлений для подачи звуковых сигналов пожарной тревоги. Правила использования этих средств в случае пожара, порядок сообщения о пожаре по телефону. Автоматические установки пожарной сигнализации и оповещения о пожаре.

    Тема 4. Пожарное оборудование, инструмент и порядок использования их при пожаре — 2 часа

    Содержание. Наименование, назначение и местонахождение пожарного оборудования и инструмента (огнетушители, внутренние пожарные краны, бочки с водой, ящики с песком, огнестойкие ткани, установки пожаротушения). Общие понятия об автоматических системах пожаротушения (водяные, паровые, газовые, пенные, порошковые).

    Порядок содержания имеющихся на объекте средств пожаротушения в летних и зимних условиях.

    Правила использования огнетушащих средств, пожарного инструмента и оборудования при тушении пожара.

    Тема 5. Действия при пожаре — 2 часа

    Содержание. Действия рабочих и служащих при обнаружении пожара или загорания на объекте.

    Порядок сообщения о пожаре в пожарную охрану, организация встречи пожарных частей, команд или добровольных пожарных дружин. Отключение при необходимости технологического оборудования, электроснабжения, вентиляции. Тушение пожара имеющимися на объекте средствами пожаротушения, порядок включения установок пожаротушения, эвакуация людей и материальных ценностей.

    Действия рабочих и служащих после прибытия пожарных подразделений (оказание помощи в прокладке рукавных линий, участие в эвакуации материальных ценностей и т.д.).

    Обязанности членов ДПД по табелю боевого расчета.

    РЕКОМЕНДУЕМАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ДОБРОВОЛЬНЫХ ПОЖАРНЫХ ДРУЖИН НА ОБЪЕКТАХ МИНИСТЕРСТВА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

    I. Организационно — методические указания

    1. Подготовка личного состава добровольных пожарных дружин проводится по 20 часовой программе из расчета не более 4 часов в месяц.

    2. Порядок проведения и время проведения занятий устанавливается начальником объекта (хозяйственной единицы), а непосредственно проведение занятий с членами ДПД возлагается на начальствующий состав этих дружин и специально выделенных администрацией предприятия лиц из инженерно — технического персонала. На железнодорожных узлах, объектах и метрополитенах, где имеется военизированная пожарная охрана, к проведению занятий, кроме указанных выше лиц, привлекается и начальствующий состав военизированной пожарной охраны по согласованному с предприятием плану.

    3. В настоящую Программу в зависимости от характера производственных процессов, их пожарной опасности, рекомендуется вносить необходимые изменения и дополнения с тем, чтобы члены ДПД получили достаточные знания и навыки по предупреждению и тушению пожаров, исходя из местных особенностей объектов (технологического процесса).

    4. Занятия необходимо проводить конкретно применительно к особенностям практической работы ДПД по предупреждению и тушению возможных пожаров с учетом имеющихся на объекте средств пожаротушения и пожарно — технического вооружения.

    5. Лица, вновь принятые в ДПД, проходят обучение совместно со всеми ее членами, а ранее отработанные темы программы изучают самостоятельно под руководством начальника ДПД или других, знающих пожарное дело работников.

    6. Расписания занятий с членами ДПД составляются ежеквартально начальниками ДПД, утверждаются администрацией объекта и согласовываются с военизированной пожарной охраной.

    7. По окончании изучения членами ДПД тем, предусмотренных Программой, проводятся итоговые занятия с выставлением оценок за усвоение пройденного материала.

    При создании вновь ДПД или значительном ее обновлении, с членами ДПД должно быть проведено вводное занятие по ознакомлению с имеющимися на объекте средствами и аппаратами пожаротушения и правилами приведения их в действие; для членов ДПД, привлекаемых к усилению боевого расчета пожарного поезда — ознакомление с пожарным поездом и его пожарно — техническим вооружением.

    8. Для общеобъектовой ДПД количество часов по отдельным темам может быть увеличено, исходя из необходимости изучения с членами ДПД правил пожарной безопасности и средств пожаротушения на всем объекте.

    9. Члены ДПД, привлекаемые к дежурству в пожарные подразделения, дополнительно проходят боевую подготовку во время дежурства совместно со штатными работниками пожарного подразделения.

    10. Вопросы организации службы ДПД следует изучать в классе со всем личным составом. На этих занятиях необходимо ознакомить обучающихся с положениями по организации ДПД, с правами и обязанностями членов ДПД, с содержанием возложенных на ДПД задач и организацией работы, с вопросами взаимоотношений ДПД с администрацией объекта.

    11. Правила пожарной безопасности необходимо изучать непосредственно на местах (в цехе, участке, пунктах погрузки (выгрузки) в производственных помещениях, складах и т.п.), где руководитель занятия должен на месте рассказать о пожарной опасности производственных процессов и мероприятиях по предупреждению пожаров. В ходе занятий руководителю необходимо разъяснить и показать, как необходимо правильно в пожарном отношении содержать рабочие места, производственные агрегаты, кладовые, пути эвакуации, подступы к средствам пожаротушения, электрическую сеть, приборы отопления, указать на наиболее вероятные условия (причины) возникновения и распространения пожара. Основное внимание членов ДПД следует обращать на те вопросы, которые им придется решать в порядке проведения пожарно — профилактической работы.

    12. Занятия по изучению средств пожаротушения следует проводить непосредственно у мест размещения пожарно — технического вооружения и стационарных установок пожаротушения (пожарной сигнализации), а также в классе (уголке) пожарной безопасности с использованием наглядных пособий для показа устройства изучаемого предмета пожарно — технического вооружения, прибора пожаротушения. На занятиях необходимо добиваться от каждого члена ДПД умения пользоваться пожарным оборудованием и первичными средствами пожаротушения в боевой обстановке, определять и устранять их возможные неисправности.

    13. При отработке обязанностей членов ДПД по табелю боевого расчета обратить особое внимание на распределение их по рабочим сменам, на порядок распределения по номерам боевого расчета, изучение обязанностей каждого члена ДПД по номеру боевого расчета, закрепление пожарного оборудования и инструмента за членами ДПД.

    Основные правила тушения пожаров на охраняемых объектах изучаются непосредственно на местах, с учетом обстановки, которая может сложиться при действительном пожаре. При этом обучаемые должны получить навыки по использованию имеющихся на объекте средств пожаротушения, организации спасения людей, вызова пожарной помощи по телефону или с использованием ручных извещателей, эвакуации людей, имущества и техники, по работе с пожарным инструментом для вскрытия и разборки конструкций. В процессе обучения члены ДПД должны получить также четкие знания о правилах безопасности при тушении пожара.

    РЕКОМЕНДУЕМЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С ЧЛЕНАМИ ДПД

    www.0-1.ru

    Безопасность на железнодорожном транспорте (стр. 1 из 3)

    1. Характеристика ЖД транспорта

    2. Общая характеристика защитных сооружений

    3. Защитные сооружения на ЖД транспорте

    4. Проблемы безопасности на ЖД транспорте и пути их решения

    В данной работе будет рассмотрен вопрос о безопасности железнодорожного транспорта. Мы рассмотрим общую характеристику ЖД транспорта, защитных сооружений. Так же мы посмотрим, какие защитные сооружения присущи железнодорожному транспорту, проблемы в этой сфере. Так же будут представлены некоторые законы РФ “О транспортной безопасности”.

    На современном этапе государство действует по разным направлениям для обеспечения безопасности. Одним из важнейших являются: уменьшение риска и повышение эффективности защиты населения и территорий, эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы и, конечно же, предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.

    На сегодняшний день Россия и другие страны ищут оптимальный вид топлива, который будет наименее всего загрязнять окружающую среду. Да, это еще не найдено, и поэтому, данная проблема является глобальной проблемой. Это значит, что данная проблема касается каждой страны мира. А ЖД транспорт наименее всего загрязняет окружающую среду.

    Данная тема работы весьма актуальна, как было сказано выше, это глобальная проблема. Помимо окружающей среды, существует одна не менее важная проблема – постороннее вмешательство, то есть терроризм. С этим пока нечего поделать, так как железнодорожные пути очень слабо защищены. В данной работе, мы рассмотрим, что следует сделать, чтобы повысить безопасность.

    Так же можно отметить, почему данная тема очень актуальна сегодня. Железнодорожный транспорт в большей мере способствует освоению новых районов и их природных богатств, удовлетворению материальных и культурных потребностей людей и развитию связей с другими странами. Любая даже кратковременная задержка выполнения заявки на перевозки наносит ущерб нормальной работе предприятия, подрывает договорные основы ведения хозяйства.

    Целью работы является – разобраться в железнодорожной сфере транспорта, рассмотреть ее защищенность. Сделать выводы, что следует изменить, чтобы улучшить данный вид транспорта, понять причину слабой защищенности.

    Для решения поставленных задач мы будем использовать специальную литературу: о защите населения, железные дороги, безопасность движения на железнодорожном транспорте и т.д.

    1. Характеристика ЖД транспорта

    В данном параграфе будет рассмотрена общая характеристика ЖД транспорта, для чего она служит, какие цели и т.д.

    Как известно, данный вид транспорта весьма распространен на всей территории Российской Федерации, железнодорожные пути связывают много населенных, промышленных, экономических пунктов, то есть связывают все необходимые для развития объекты. ЖД транспорт служит не только как перевоз определенных грузов, но и так же помогает людям передвигаться по обширной территории.

    Если обобщить вышесказанное, то получим определение ЖД транспорта.

    Железнодорожный транспорт — вид сухопутного транспорта, производящий перевозку грузов и пассажиров по рельсовым путям сообщения.[1]

    Железнодорожный транспорт отличается массовостью грузопотоков и пассажиропотоков, разнообразием перевозимых грузов, относительно низкой стоимостью перевозок грузов большого объема на большие расстояния.

    Железнодорожный транспорт использует различные виды энергии, главным образом электрическую и тепловую.

    По назначению железнодорожный транспорт делится:[2]

    — транспорт общего пользования, в том числе городской: трамвай, метрополитен;

    — промышленный транспорт: заводской, рудничный, лесохозяйственный и др.

    Можно отметить, что многие на сегодняшний день пользуются услугами железнодорожного транспорта, так как данный вид транспорта гораздо дешевле остальных, и, во-вторых, высокая скорость доставки (ЖД транспорт может работать как в дневное время, так и в ночное). Но данный вид транспорта весьма дорогой, в том смысле, что на построение железной дороги требуются большие затраты, которые зависят от климатических условий местности, экологических и др.

    За последние годы на железнодорожном транспорте произошли значительные изменения в технике, методах эксплуатации и экономике. Многое сделано по техническому переоснащению железных дорог на основе электрификации, автоматики, телемеханики, комплексной механизации, вычислительной и микропроцессорной техники. В следующих параграфах будет приведена статистка оснащения ЖД транспорта защитными средствами.

    Легко догадаться, что при новом оборудовании, новых системах, и новой технике изменяется отношение к пользованию. Я имею в виду, что внедрения одной новой части за ней последует и другая. Например, для того чтобы контролировать и сопровождать каждый рейс, на ЖД путях было установлено больше диспетчерских центров.

    Помимо отмеченных положительных качеств, следует подчеркнуть, что проектировщики сталкиваются с рядом определенных проблем.

    На первое место они выдвигают проблему загрязнения окружающей среды, но как был доказано, железнодорожный транспорт менее всего загрязняет окружающую среду (можно сравнить хотя бы с машинами, данный вид транспорта наиболее всего портит окружающую среду).

    И вторая проблема, не менее важная, безопасность на ЖД транспорте и сохранение целостности перевозимых грузов. Данная проблема будет более подробно описана в последующих параграфах.

    2. Общая характеристика защитных сооружений

    Защитные сооружения — фортификационные сооружения для защиты личного состава войск, военной техники, материальных запасов и населения от средств поражения (щели, блиндажи, убежища и укрытия). Для защиты населения могут использоваться подвалы, туннели, метро, шахты и др.[3]

    Так же защитным сооружениям можно дать иное, но, по сути, похожие определения

    — это инженерные сооружения, предназначенные для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате аварий и катастроф на потенциально опасных объектах либо опасных природных явлений в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения. К таким сооружениям относят убежища и противорадиационные укрытия. Кроме того, для защиты людей могут применяться и простейшие укрытия, как было сказано выше.

    Следует отметить, что защитные сооружения подразделяются на убежища и противорадиационные укрытия, и на простейшие крытия. Убежища (рис. 1) обеспечивают защиту людей от поражающих факторов ядерного взрыва (ударной волны, радиоактивного и светового излучений), отравляющих веществ, бактериологических средств, а также от воздействия высоких температур при пожарах. Они строятся, как правило, из железобетона и располагаются в заглубленных частях зданий в один или несколько этажей или вне зданий. (На примере, ЖД транспорта – является метро) В мирное время убежища могут использоваться под гаражи, склады, предприятия общественного питания, бытовые помещения и т.п. В случае угрозы войны они приводятся в готовность для укрытия людей. Под убежища могут также оборудоваться подземные транспортные сооружения — метрополитены, тоннели, уличные переходы. Вместимость убежищ — от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. Необходимые санитарно-гигиенические условия для длительного пребывания в убежищах людей обеспечиваются фильтровентиляционной системой, предназначенной для подачи необходимого количества воздуха, очищенного от вредных примесей, а также системами водоснабжения, канализации, отопления и освещения. Во всех убежищах создаются также аварийные запасы воды и продовольствия.

    Противорадиационные укрытия (рис. 2) обеспечивают защиту людей главным образом от радиоактивного и светового излучений. В качестве противорадиационных укрытий используются приспособленные и оборудованные для этой цели подвальные и наземные помещения зданий, погреба, подполья, шахты, горные выработки, а также специально построенные противорадиационные укрытия из сборного бетона и железобетона, деревоземляные, из самана, хворостяных фашин и т.п. Защитные свойства противорадиационных укрытий обеспечиваются толщей грунтовой обсыпки, ограждающими конструкциями, герметизацией входов и вентиляционных устройств. В них предусматриваются места для размещения санузлов, запасов воды и продовольствия. Вентиляция противорадиационных укрытий может быть естественной и принудительной. Для подачи воздуха используются вентиляторы с ручным или механическим приводом.

    Помимо убежищ мы рассмотрим самый простой способ защиты, который может спасти человека. Мы рассмотрим защитные щели. Для защиты большого количества людей щели отрывают землеройными машинами (траншейными экскаваторами), а для индивидуальной защиты вручную. Открытые щели выкапывают глубиной до 1,5 м, шириной поверху 1,1-1,2 м и шириной по дну 0,5-0,6 м.

    Щели следует располагать вне зон возможных завалов при взрывах, т.е. на расстояниях. От зданий не меньших половине их высоты (но не ближе 7 м), а при наличии свободной территории – еще дальше. Вместе с тем их следует располагать по возможности ближе к местам пребывания людей, которые будут пользоваться щелями. Для срочной индивидуальной защиты могут служить и обычные овраги и ямы, они способны защитить (от радиоактивного излучения может даже защитить обычный лист бумаги).

    Сейчас отметим защитные сооружения – противорадиационные. Часть из них строится заблаговременно в мирное время, другие возводятся (приспосабливаются) только в предвидении чрезвычайных ситуаций или возникновении угрозы вооружённого конфликта. Размещают, в помещениях, расположенных в подвальных и цокольных этажах зданий, на первых этажах кирпичных зданий, а также погребов, подпольев, овощехранилищ и других, пригодных для этой цели заглубленных пространств заключается в выполнении работ по повышению их защитных свойств, герметизации и устройству простейшей вентиляции. Как можно заметить во всех школах существуют подвалы, которые и являются противорадиационными защитными сооружениями.

    mirznanii.com

    Пожарная безопасность на железнодорожном транспорте

    Главная > Реферат >Безопасность жизнедеятельности

    Министерство Образования Российской Федерации

    «Сибирский государственный индустриальный университет»

    Кафедра общей экологии и безопасности жизнедеятельности

    по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

    «Пожарная безопасность на железнодорожном транспорте»

    доцент Шилинговский И.Г.

    1 Причины возникновения пожаров на железнодорожном транспорте..4

    2 Обеспечение пожарной безопасности…………………………………..4

    3 Правила пожарной безопасности в пассажирских поездах…………. 6

    4 Ведомственная пожарная охрана железнодорожного транспорта……8

    5 Повышение эффективности противопожарной деятельности ОАО «РЖД»………….……………………………………………………….15

    Из множества видов транспорта безопаснее всего мы чувствуем себя в поездах. В отличие от самолетов они не падают и юзом на обледенелых дорогах не идут. Меж тем это самообман. По статистике, в железнодорожных авариях гибнет людей гораздо больше, чем в авиационных катастрофах. Просто обычно это не такие массовые и потому не такие громкие происшествия, как в авиации. Отсюда и иллюзия безопасности.

    Пожар в поезде ничуть не безопаснее падения самолета с высоты десять тысяч метров, поэтому необходимо изучать и исполнять правила пожарной безопасности. Такие инструкции пишутся не чернилами, а кровью тысяч жертв.

    В 2009 на стационарных объектах и подвижном составе ОАО «РЖД» зарегистрировано 174 пожара, что на 7,5% меньше, чем в 2008 году. Основные причины – неосторожное обращение с огнём, технические неисправности локомотивов, неисправности электрооборудования и недосмотр за бытовыми приборами.

    1 Причины возникновения пожаров на железнодорожном транспорте

    Основными причинами пожаров и взрывов на железнодорожном транспорте является неосторожное обращение с огнём, искры локомотивов, печей вагонов – теплушек, котлов отопления пассажирских вагонов, а также технические неисправности. На эту группу причин приходится более 60% всего количества пожаров и взрывов. Примерно по 10% приходится на нарушения государственных стандартов и правил погрузки (вызывающие самовозгорание, трение упаковочной проволоки и т.п.), на попадание неустановленного источника зажигания внутрь вагонов и контейнеров или на открытый подвижной состав. Далее по степени убывания идут неисправность электрооборудования, недосмотр за приборами отопления и их неисправность, аварии и крушения, искры электросварки и прочие причины.

    Следует отметить, что наибольшее количество пожаров возникает на подвижном составе (примерно 80% общего количества пожаров на железнодорожном транспорте). Это вызывает необходимость разработки более эффективных мероприятий по предупреждению пожаров в грузовых и пассажирских вагонах, а также на локомотивах.

    2 Обеспечение пожарной безопасности

    Для обеспечения пожарной безопасности в грузовом подвижном составе важное значение имеет постоянный контроль за качеством подготовки вагонов к перевозкам грузов, особенно пожаро и взрывоопасных грузов, а также за выполнением грузоотправителями требований Правил погрузки и перевозок в вагонах, в том числе при сопровождении проводниками. При осмотре и подготовке вагонов под погрузку особое внимание необходимо обращать на исправность кузова и крыши, на плотность прилегания дверей и люков, на исправность запоров. Тщательного осмотра и приёмки в поездах требуют вагоны, загруженные особо опасными и легковоспламеняющимися грузами. При обнаружении щелей и отверстий в кузове вагона, не плотностей в дверях, люках, печных разделках и т.п. неисправности немедленно устраняют или производят перегрузку грузов в исправные вагоны.

    В подвижном составе необходимо на станциях формирования поездов проверить исправность отопительных устройств, осветительных приборов и электропроводки, а в пути следить за соблюдением пассажирами Правил пожарной безопасности, особенно в отношении провоза опасных грузов, запрещённых к перевозке в пассажирских вагонах.

    При перевозке электрооборудования особое внимание обращают на состояние междувагонных электросоединений, осевого шкива, подвески генератора, запоров крышек аккумуляторных ящиков, карданно-редукторного привода, наличие и исправность различных предохранительных устройств, заземляющих элементов и других средств защиты.

    Все обнаруженные при осмотре и приёмке вагонов неисправности должны быть устранены до подачи вагонов под посадку пассажиров.

    На локомотивах, дизель- и электропоездах необходимо следить за исправным состоянием электрических сетей и электрооборудования, а также вспомогательных устройств и оборудования. Особую осторожность надо проявлять в аккумуляторных помещениях тепловозов и электровозов, не допуская там применения открытого огня.

    Перед отправлением в рейс локомотивная и поездная бригада обязаны тщательно проверить наличие и исправность противопожарного оборудования и других средств защиты, установленных противопожарными нормами.

    На предприятиях и складах, не представляющей особой пожарной опасности, проводят общие мероприятия по предупреждению пожаров и взрывов:

    ограничивают суточной нормы расход горючего и легковоспламеняющихся жидкостей, используемых в процессе производства;

    собирают в металлические ящики бывшие в употреблении обтирочные и другие материалы, пропитанные маслом, керосином, мазутом и т.п.;

    убирают помещения и удаляют из них все горючие отходы производства после окончания работ, строго контролируют состояние электрических сетей светильников, электрооборудования и нагревательных приборов;

    следят за тем, чтобы после окончания работы все огнедействующие приборы и освещение, кроме дежурного, были выключены;

    содержат в чистоте чердачные помещения.

    3 Правила пожарной безопасности в пассажирских поездах

    В противопожарных целях в поездах нельзя перевозить легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества и курить где либо, кроме нерабочего тамбура Я видел остов в пять минут вместе с третью пассажиров сгоревшего вагона. Один заядлый курильщик перевозил в нем банку ацетона, его единственная сигарета стоила жизни полутора десяткам людей.

    Находясь в поезде — не курите, не перевозите горючие вещества, не подсвечивайте себе спичками и зажигалками, не включайте кипятильники в бритвенные розетки, при малейшем запахе дыма вызывайте проводника, нет его — идите в соседний вагон, не бойтесь потревожить ночной покой людей.

    Используйте для тушения пожара подручные средства, в том числе воду из туалетов и бака для кипячения воды, и огнетушители, висящие в коридорчиках перед туалетами.

    При угрозе пожара немедленно покидайте вагон через тамбурные двери и аварийные выходы. В крайнем случае вышибайте оконные стекла подручными предметами.

    Пожар в поезде страшен не пламенем, а в первую очередь ядовитыми продуктами горения синтетических отделочных материалов. Вы вначале отравляетесь и теряете сознание и лишь потом сгораете. И происходит это отравление в считанные минуты, а при интенсивном сгорании — секунды.

    Не мешкайте. В движущемся поезде перейдите в соседний, желательно в сторону движения, вагон. В остановившемся — выходите из вагона, по возможности со стороны, где нет железнодорожных путей.

    При сильном задымлении вагона закройте нос и рот смоченной водой тряпкой — полотенцем, наволочкой, простыней, куском разорванной одежды. В полупустых вагонах можно передвигаться на коленях, так как у пола дыма бывает меньше.

    В целях безопасности, находясь в поезде, надо:

    Укладывать детей в вагоне на самые безопасные места — на нижние полки, в сторону движения поезда.

    На боковых полках ложиться ногами в сторону движения, чтобы при экстренном торможении не сломать шейные позвонки.

    Знать, где располагаются и как действуют аварийные, выходы.

    Убрать с пола и столика острые и т.п. опасные вещи.

    Полностью, до фиксации, открыть или закрыть дверь купе.

    Перегружать верхние багажные полки.

    Высовывать голову из открытых окон.

    Ухватиться за выступающие детали полок.

    В момент падения сгруппироваться, закрыть голову руками.

    После аварии немедленно покинуть вагон, взяв с собой теплые вещи, одеяло, документы.

    Оказать первую помощь нуждающимся.

    Выпрыгивать из поезда до его полной остановки.

    Выходить в сторону, где располагается встречный путь.

    works.doklad.ru

    Пожарная безопасность на транспорте

    Транспорт – важнейшая составляющая повседневной жизни всякого жителя мегаполиса. Мало кто из нас задумывается о том, что перемещаясь посредством транспорта в необходимое место, мы доверяем свою безопасность не только водителю, но и тем, кто отвечает за правильное противопожарное оснащение транспортного средства. Ведь по статистике пожары на транспорте причиняют не меньше вреда, чем дорожно-транспортные происшествия.

    Возгорание на любом виде транспорта – в авто или на самолете, в вагоне метро или в локомотиве – может возникнуть неожиданно и привести порой к плачевным последствиям. Причинами пожара часто становятся особенности конструкции транспортного средства, а, именно:

    • несоблюдение правил содержания горючих веществ и материалов,
    • использование дешевых или не отвечающих требованиям ПБ материалов в отделке салона;
    • большое количество кабелей и т. д.

    Предотвращение пожаров на транспорте: проблемы, задачи, их решение

    Для того чтобы обеспечить безопасность пассажиров в транспортном средстве, необходимо начинать задумываться о правилах ПБ еще на стадии проектирования систем жизнеобеспечения транспорта. Владельцем транспорта должен быть разработан план организационно-технических мероприятий.

    Из задач, требующих доработки в плане обеспечения пожарной безопасности на транспорте, специалисты отмечают следующие:

    • повышение качества (обновление) используемого противопожарного оборудования и средств пожаротушения (ПТ);
    • повышение уровня техобслуживания противопожарных систем;
    • обязательная комплектация транспортных средств:
      • автоматическими установками ПТ,
      • системой пожарной сигнализации,
      • системой оповещения о пожаре,
      • противодымной вентиляцией.

    Улучшение комплектации транспортных средств противопожарными системами позволит:

    • своевременно реагировать на пожар;
    • надежно локализовать очаги возгорания даже в труднодоступных местах;
    • не допустить задымления и удушья пассажиров;
    • осуществить эффективную эвакуацию людей и справиться с пожаром без серьезных последствий для здоровья всех находящихся внутри транспорта.

    Инструкции по пожарной безопасности на транспорте

    На данный момент специальными нормативными документами регламентируются следующие требования по обеспечению ПБ на транспорте:

    1. В каждом автомобиле должен присутствовать готовый к работе, исправный огнетушитель (ОТ) – порошковый либо углекислотный.
    2. Автобусы, а также грузовые авто, которые предназначены для перевозки пассажиров, комплектуются 2-мя ОТ – один из них должен находиться у водителя в кабине, второй – в салоне либо в кузове.
    3. Газобаллонные автомобили, у которых неисправно газовое оборудование либо обнаружено вытекание газа, эксплуатировать запрещено.

    Требования ПБ касаются не только непосредственно транспортных средств, но и помещений и площадок, на которых они размещаются в нерабочее время:

    • на площадках или в специальных помещениях транспортные средства размещаются согласно СниПов для таких объектов;
    • при хранении на площадках или в помещениях более 25-ти транспортных единиц, разрабатывается план их размещения, на котором указывают порядок эвакуации транспорта при пожаре;
    • в ночное время, а также выходные / праздничные дни предусматривается наличие сторожа или дежурного в помещениях, где отстаивается транспорт;
    • места, где находится транспорт в нерабочее время, оборудуют буксирными тросами;
    • работники транспортных гаражей и депо должны быть осведомлены о порядке действий во время пожара.

    Также в документах нормируются правила обращения с транспортными средствами, перевозящими горючие вещества и материалы.

    compbez.ru

    Популярное:

    • Приказ мвд 130 от 2007 Приказ МВД России от 13 марта 2018 г. № 130 “Об утверждении Порядка принятия подразделениями центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальными органами Министерства внутренних дел […]
    • Пбу бухгалтерская отчетность организации утверждено приказом минфина рф Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99" (с изменениями и дополнениями) Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н "Об […]
    • Дом ночного пребывания вологда Вологодская городская общественная организация инвалидов Муниципальное бюджетное учреждение социального обслуживания «Дом ночного пребывания города Вологды» Адрес: г. Вологда, Набережная 6 Армии, 87 Телефон/факс: […]
    • Закон про охорону дитинства 2001 Закон про охорону дитинства 2001 З А К О Н У К Р А Ї Н И Про охорону дитинства ( Відомості Верховної Ради (ВВР), 2001, N 30, ст.142 ) ( Із змінами, внесеними згідно із Законами N 3109-III ( 3109-14 ) від 07.03.2002, ВВР, 2002, N […]
    • Экспертиза государственных программ счетной палатой Экспертиза государственных программ счетной палатой Счётной палаты Республики Мордовия от 31 марта 2014 года № СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ «ПРОВЕДЕНИЕ ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ экспертизы проектов […]
    • 715 приказ Приказ Минпромторга России от 12.03.2018 N 715 "Об организации в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации работы по подтверждению целевого назначения ввозимых комплектующих изделий, ряда сырьевых товаров для […]
    • Налоги и налогообложение в таблицах и схемах Налоги и налогообложение в схемах и таблицах. Вылкова Е.С. и др. СПб.: СПбГУЭФ; 2012. — 80 с. В настоящем учебном пособии раскрываются теоретические вопросы и современная практика налогообложения юридических и физических лиц […]
    • Приказ минфина 29 июля 1998 Приказ минфина 29 июля 1998 В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения полного […]