Правила превращения пешек

Краткие правила игры в шахматы

ШАХМАТНАЯ ДОСКА И НОТАЦИЯ

Шахматы — игра для двоих. Один игрок (Белые) использует фигуры белого цвета, а второй игрок (Черные) обычно играет фигурами черного цвета. Доска разделена на 64 маленьких черных и белых квадратика (поля).

Существует система (нотация), описывающая ситуацию на доске и передвижение все фигур и пешек.

ПРИМЕР 1

ПРИМЕР 2

В этой системе вертикальные ряды полей называются линиями (вертикалями) и обозначаются латинскими буквами: a, b, c, d, e, f, g и h. Горизонтальные ряды полей называются рядами (горизонталями) и нумеруются цифрами от 1 до 8 (1-ый ряд, 2-ой ряд, и т.д.). Каждое поле имеет собственное обозначение (например, поле e4, на доске обозначенное желтым кружком).

ПРИМЕР 3

Наклонные ряды полей — диагонали обозначаются конечными полями, например: a2-g8 и h4-d8 диагонали (отмечены красными линиями). В то время как вертикали и горизонтали включают поля разного цвета, то диагонали состоят из полей одного цвета, или из белых или из черных полей. Например, диагональb1-h7 белопольная (отмечена зеленой линией), а диагонали c1-a3 и a3-f8 чернопольные (отмечены синей линией). 2 диагонали состоящие из 8 полей (a1-h8 иh1-a8) называются длинными (главными) диагоналями (отмечены желтыми линиями).

ПРИМЕР 4

НАЧАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

В начале партии каждая сторона имеет:

Пешки и фигуры (все вместе) называются материалом. В начале партии у сторон — материальное равенство. Цель игры захватить короля противника. Это называется — заматовать короля.

Ферзь и ладьи — тяжелые фигуры. Слоны и кони — легкие фигуры.

Шахматные фигуры в нотации описываются следующим образом: король — Кр; ферзь — Ф; ладья — Л; слон — С; конь — К; пешка — п.

В шахматной нотации партии обозначение пешки (п) чаще всего опускается.

Расположение фигур и пешек в данный момент на доске называется позиция или ситуация. Диаграмма показывает начальную позицию.

Белые занимают первую и вторую горизонталь, черные — седьмую и восьмую. Доска должна быть расположена таким образом, чтобы верхнее угловое поле слева было белым (h1 для белых и a8 для черных). В начальной позиции белый ферзь должен стоять на белом поле (d1) и черный ферзь — на черном поле (d8).

ПРИМЕР 5

Левая половина шахматной доски (от a до d) называется ферзевый фланг, а правая половина доски (от e до h) — королевский фланг.

ПРИМЕР 6

Четыре центральных поля (d4, d5, e4, e5) называются 2 центр. Это очень важный участок доски.

ХОДЫ

Любое перемещение фигуры или пешки на доске называется ходом. Игроки делают ходы по очереди, играющий белыми начинает первым.

Нельзя пойти фигурой на поле, уже занятое собственной фигурой или пешкой. Конь — единственная фигура, которая может перепрыгивать через поля, занятые своими фигурами или пешками и фигурами противника.

Ладья может перемещаться на любое количество полей вдоль горизонтали или вертикали.

На диаграмме белая ладья может пойти на любое поле на вертикали e или на любое поле на 4-ой горизонтали, всего ей доступно 14 полей.

ПРИМЕР 7

Слон

Слон может перемещаться на любое количество полей вдоль диагонали.

На диаграмме белый слон на d4 может пойти на любое поле на диагоналях a1-h8 и g1-a7, всего ему доступно 13 полей. Другой белый слон имеет только 7 полей в своем распоряжении.

В начальной позиции каждый игрок имеет одного слона, который может ходить только по белым полям и одного слона, который может ходить только по черным полям. Они часто называются белопольным и чернопольным слонами.

ПРИМЕР 8

Ферзь

Ферзь может перемещаться на любое число полей по вертикали, горизонтали и диагонали, как показано на диаграмме.

Таким образом ферзь сочетает в себе возможности ладьи и слона, кроме того может перемещаться и по белым и по черным диагоналям. На диаграмме видно что ферзю, стоящему на d4, доступно 27 полей. Такая мобильность делает ферзя безусловно сильнейшей фигурой.

ПРИМЕР 9

Конь

Конь перемещается очень необычным способом.

С черного поля e5 белый конь может пойти на одно из 8 белых полей, как указано стрелками. Конь перемешается на 1 клетку вперед и одну по диагонали и только на поле противоположного цвета полю на котором он находится в начале хода. На диаграмме видно, что конь перепрыгивает поле d5 и становится на поле c6 или c4; через e6 на поле d7 или f7; через f5 на поле g6 или g4, и через e4 на d3 или f3. Конь всегда перемещается с белого поля на черное и наоборот. Можно сказать что конь ходит буквой «Г».

ПРИМЕР 10

Это единственная фигура, которая может перепрыгивать через свои и чужие фигуры.

Хотя белый конь окружен со всех сторон своими и чужими фигурами и пешками, это не мешает ему переместиться на поля, помеченные маркерами.

Конь выделяется своей исключительной маневренностью.

Хорошо известна задача — обойти конем всю доску, побывав на каждом поле только один раз. Математики установили, что существует более 30 миллионов подобных маршрутов. Хотя решением этой проблемы занимались несколько столетий лучшие умы, ни один не установил точное количество таких маршрутов.

ПРИМЕР 11

Король может перемещаться на одно поле в любом направлении (диагонали, вертикали, горизонтали).

На диаграмме поля, на которые может переместиться король, помечены точками.

В углу доски мобильность короля снижается: на крайней горизонтале ему доступно только 5 полей. Когда король расположен на угловом поле доски, то ему доступно только 3 поля.

ПРИМЕР 12

ВЗЯТИЕ

Фигура может взять вражескую фигуру или пешку, стоящую на ее пути. Эта фигура убирается с доски и ее место занимает фигура, которая делает ход. После чего ход считается законченным. Фигура может взять вражескую фигуру или пешку, только если может пойти на поле, на котором расположена берущаяся фигура.

Ход белых. Белый ферзь одновременно угрожает черной ладье и слону и может взять одну из этих фигур. Так как ладья более ценная фигура, то белые берут ладью на d4. Возникает следуюшая позиция:

ПРИМЕР 13

До взятия.
1. Јd4 После взятия:

Игрок не обязан совершать возможное взятие.

Пешки

Для обозначения пешки мы будем добавлять вертикаль на которой она расположена или поле: пешка f, пешка g4, и так далее. Пешки также называются по имени фигуры расположенной на этой вертикали в начальной позиции: ферзевая пешка (пешка d), королевская пешка (пешка e), ладейная пешка (пешки a или h), коневая пешка (b или g), слоновая пешка (c или f).

В отличие от фигур, которые могут ходить в любом направлении, пешка может двигаться только на одну клетку вперед по вертикали. Исключение для начальной позиции, например, белая пешка на втором ряду и черная пешка на 7 ряду может пойти сразу на 2 поля вперед.

Пешки перемещаются только по вертикали, но взятия совершают по диагонали, влево или вправо.

На диаграмах белые пешки могут двигаться только вверх, а черные только вниз.

Давайте рассмотрим ходы пешек на диаграмме. Белая пешка a4 может пойти только на одно поле:

ПРИМЕР 14

[Так как белая пешка c2 на начальной позиции, то она может пойти и 1. c3;

Белая пешка d4 не угрожает черному королю, но может взять одну из двух черных фигур: 1. dc;

Черные могут сделать следующие ходы пешками: 1. ab

Кроме обычного взятия пешка может осуществлять взятие на проходе пешки противника (но не фигуры).

Ситуция (пример 15) возникает после ходов

1. e4 e6 2. d4 d5 3. e5 f6

Похожая ситуация может возникнуть, если черные сыграют 3. f5 вместо 3. f6

ПРИМЕР 15

Теперь белые имеют право взять черную пешку f на проходе своей пешкой e. Чтобы это сделать белые снимают черную пешку с доски и перемещают свою пешку на f6. В нотации: 4. ef

Однако если белые сразу не воспользуются правом взятия на проходе, то на следуюшем ходу они уже его теряют. Если на диаграмме 1 белые не играют 4. exf6, то на следуюшем ходу они уже не могут взять эту пешку. Только белая пешка на пятом ряду и черная пешка на четвертом ряду может получить право взятия на проходе.

Мобильность пешки и ее атакуюший потенциал намного ниже, чем у любой фигуры (ладейные пешки контролируют только одно поле, а остальные пешки — два поля). Однако пешка может превратиться в любую фигуру, кроме короля. Когда пешка достигает последнего ряда (белая пешка — 8-го ряда, а черная — 1-го ряда) она может превратиться в фигуру (ферзя, слона, ладью или коня) того же цвета, независимо от того, есть уже такие фигуры на доске или нет. Это называется превращением пешки.

Благодаря такой способности пешки игрок может иметь больше фигур определенного типа, чем в начальной позиции, несколько ферзей, например.Чаще всего пешка превращается в самую сильную фигуру — ферзя.

Когда пешка достигает последнего ряда, в нотации после хода пешки указывается фигура, в которую пешка превращается. В позиции на диаграмме нотация будет выглядеть так:

ПРИМЕР 16

1. d8 Ј — это значит, что белая пешка достигла 8-го ряда и превратилась в ферзя.

Пешка также может превратиться в ферзя, взяв слона на e8: 1. de Ј ;

Белые могут превратить свою пешку в любую другую фигуру. В этом случае, например, лучше всего взять слона и превратить пешку в коня, который немедленно атакует одновременно черного короля и ферзя 1. de ¤

НОТАЦИЯ

В этой позиции белые переводят коня с e3 на c4, aтакуя одновременно черную ладью на b6 и пешку на d6. Подобная атака называется двойным ударом. Черные убирают ладью на b8, и белые выигрывают пешку d6.

Теперь черным грозит новая опасность: белые угрожают слону на c6. Чтобы избежать угрозы черные отводят его на d7. Давайте отобразим эти ходы с помощью шахматной нотации. Первый ход белых

ПРИМЕР 17

1. ¤ c4 , где 1 — номер хода, К — аббревиатура фигуры, делающей ход, и c4 — поле, на которое переместилась фигура. Следующий ход белых и ответ черных описываются в нотации таким же манером. Для обозначения взятия используется символ x (знак умножения), например 2. К xd6. Теперь мы можем привести все ходы данного примера: 1. ¦b8 2. ¤d6 Ґd7 Три точки перед ходом (когда это необходимо) показывают, что это ход черных.

chessplanet.ru

В какую фигуру превращается пешка в шахматах?

Автор: Дядя Валера

Добрый вам день, дорогой друг!

В любой игре есть моменты, которые ее украшают и надолго запоминаются. Даже зрителям, которые и правила зачастую знают только понаслышке. Превращение пешки – один из таких ярких моментов в шахматах. Когда и в какую фигуру превращается пешка ?

Если вы не любите читать, то смотрите видео:

Когда превращается пешка?

Правило очень простое его очень легко запомнить: Пешка может превратиться в другую фигуру, когда доходит до конца доски.

Иными словами, когда достигает последней горизонтали по ходу своего движения. Белая пешка – восьмой горизонтали, черная –первой.

Клетка, на которую ходит пешка, называется полем превращения.

На диаграмме поля е8 – поле превращения белой пешки, поле с1 — черной.

В какую фигуру можно превратить пешку?

Пешка, достигшая поля превращения, может превратиться в любую фигуру аналогичного цвета, кроме короля. По выбору играющего. В ферзя, ладью, слона или коня. Теоретически может и остаться пешкой, но практически невозможно представить, когда такой ход имеет смысл.

Наличие уже имеющихся фигур на доске значения не имеет. То есть после превращения на доске может быть, к примеру, два и более ферзя одного цвета (теоретически -9!), три ладьи и так далее.

Как превращать пешку?

На практике это делается так: Пешка продвигается на поле превращения, тут же снимается с доски. На ее место ставится выбранная фигура.

Выбор фигуры считается завершенным, если фигура, в которую превращается пешка, — коснулась поля превращения.

Замена пешки на фигуру делается немедленно, в этот же ход. Новая фигура активирует свои возможности также немедленно.

Пешка превращается в ферзя, который дает мат этим же ходом.

Запись хода превращения пешки делается следующим образом: 1.d7-d8ФХ

Все операции по превращению пешки рекомендую делать одной рукой . Впрочем, как и все остальное в шахматах. Сильные шахматисты никогда не машут обеими руками во время игры.

Какую фигуру предпочесть?

По статистике примерно в 97% случаев шахматисты пешку превращают в ферзя. Это легко объяснить: ферзь –самая сильная и ценная фигура.

Однако иногда возникают ситуации, когда целесообразнее превратить пешку в какую-либо другую фигуру.

Когда следует предпочесть не ферзя, а другую фигуру?

а) Угроза пата

Ферзь — фигура, которая бьет полей больше, чем любая другая. Чаще всего это есть хорошо. Но бывают исключения.

Посмотрите на диаграмму:

Превращение пешки в ферзя приведет к ничьей. После 1. с8Ф? — на доске пат. Полагаю вы знаете, что это такое: у черного короля не полей для хода и он не находится под боем.

Поэтому белые играют сильнее, превращая пешку в ладью!

У черного короля есть поле для хода — а6. После чего белые ставят мат ладьей на поле а8.

б) Свойства коня

Иногда во время превращения самое время вспомнить про эксклюзивные возможности такой фигуры, как конь. Один из характерных приемов мы рассматриваем в статье “вилка в шахматах”.

После 1. с7-c8Ф Кв8-с6 борьба продолжается с нарастающей силой.

Однако… креативность в шахматах никто не отменял:

Как видите, все оказалось проще гораздо.

Угроза сильнее исполнения

Есть довольно расхожее выражение: угроза сильнее ее исполнения.

Превращение пешки часто становится кульминационным моментом партии. Пешка, которая добралась до седьмой (второй) горизонтали, волей-неволей начинает привлекать внимание соперника и вызывать беспокойство. Еще бы – один ход и она станет ферзем!

В позиции на диаграмме черные зорко стерегут проходную пешку противника. Если отходит белая ладья, пешка (гордость позиции белых!) остается без защиты и будет побита черной ладьей.

Черные хотят сыграть Ке3-d5 и выиграть пешку с7.

Однако, опасное для черных положение пешки в шаге от превращения, белые могут использовать иначе. А именно активировать угрозу превращения пешки, одновременно ставя перед черными другую угрозу.

Перед черными сразу две угрозы:

  1. превращение белой пешки в ферзя.
  2. под боем белой ладьи оказывается черный конь.

Отразить обе угрозы черные не могут. Из двух зол придется просто отдать коня, забрав пешку с7. После чего у белых две лишние пешки и выигранная позиция.

Этот пример характеризует большой потенциал проходной пешки рядом с полем превращения.

Упражнение

Попробуйте решить задачку. Белые начинают и … выигрывают. Ответ чуть ниже, в конце статьи (не подглядывайте )

Красивые ходы бесспорно украшают шахматы. Однако красивый, «творческий» ход, — не всегда сильнейший. Дабы у вас не сложился чрезмерно «творческий» подход к вопросу превращения пешки, скажу следующее: В 97 случаев из 100 лучшим вариантом превращения является ферзь.

По умолчанию всегда планируйте превращение пешки в ферзя . Возьмите это за правило, чтобы не тратить много времени впустую. С опытом вы научитесь распознавать те редкие ситуации, когда пешку лучше превратить в другую фигуру.

Ответ на упражнение:

Казалось бы ничто не может помешать черным провести пешку в ферзи и выиграть.

Белые замечают, что у них тоже есть опасная проходная и используют ее потенциал.

1…. Крс6:d5 (иначе белые забирают решку d2) 2. d6-d7! и на 2… d2-d1Ф следует 3.d7-d8Ф+ !

Живописная картина. При полном материальном равенстве черные с чистой совестью могут сдаться. Они теряют ферзя.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  1. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  2. Напишите комментарий (внизу страницы)
  3. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

chessmatenok.ru

Как ходит шахматная пешка

А из этой статьи вы узнаете, как позволено вести себя простым солдатам шахматной армии – шахматным пешкам. Восемь белых и восемь чёрных пешек – их много, но они самые слабые. Правда, если пешки соберутся вместе и начнут двигаться, то с их лавиной не смогут справиться самые сильные шахматные фигуры. На каждую маленькую пешку приходится целых пять правил передвижения по доске. Поставим на шахматную доску несколько белых и чёрных пешек и рассмотрим правила ниже.

Шахматные ходы пешки

Правило 1 (как пешки ходят)

Маленькие шахматные пешки ходят
1) по вертикали, 2) вперёд, 3) на одну клетку.
Белые двигаются со 2-й на 8-ю горизонталь. Чёрные пешки им навстречу – с 7-й на 1-ю.
Ходы белых пишутся слева, а чёрных – справа.
1. e5 – e6 h4 – h3
2. e6 – e7 h3 – h2

Правило 2 (первый ход)

Если пешки ещё не ходили и стоят на 2(7)-й горизонтали, то свой первый ход они могут сделать как на одну, так и на две клетки (через клетку).
1. b2 – b4 b7 – b5
2. d2 – d4 g7 – g5
3. с2 – с4 с7 – с5
Все пешки могут пойти на две клетки!
Букву «П» (пешка) перед ходом не пишут!
Теперь внимание! Пешки частенько упираются друг в друга (например, пешки е7 и е6). Ладья, король и ферзь совершили бы взятие, но пешки и белая, и чёрная, так и останутся стоять друг против друга до тех пор, пока путь перед ней не освободится.
Если пешка встречает кого-нибудь на своём пути, она дальше ходить не может.

Взятие шахматной пешкой

Правило 3 (взятия)

Пешки бьют вперёд наискосок (по диагонали) на одну клетку.
Посмотрите на белую пешку e2 и чёрную d3. При ходе белых последует
1. e2 : d3,
а при ходе чёрных
1. . . . d3 : e2.
При записи шахматных ходов три точки после «1» обозначают, что сейчас ход чёрных.
Такие же взятия могут совершить другие пары пешек: a – b, b – c, f – g.
Посмотрите на пару b5 и b6. Это встретившиеся пешки. Но теперь у них появилась возможность двинуться вперёд со взятием.
Шахматные солдаты-пешки смело идут вперёд. Спросим их: «Зачем?» Отправляясь в путь, каждый солдат мечтает дойти до конца и стать генералом. Конечно, пешка мечтает стать ферзём, но может надеть и не такие «высокие» погоны. За этот подвиг пешке присваивают звание, которое она пожелает. Посмотрите на диаграмму. Любая пешка может повысить своё звание.

Превращение шахматной пешки

Правило 4 (превращения пешки)

Когда пешка доходит до последней горизонтали, то она превращается в любую фигуру того же цвета, кроме короля.
При этом пешка снимается с доски, а на её место становится новая фигура.
1. b7 – b8 Ф c2 – c1 C
(b7 : c8 K ) (c2 : d1 К )
2. f6 – f7 h3 – h2
3. f7 – f8 C h2 – h1 K
(f7 : g8 Л ) (h2 : g1 С )
После записи хода обозначим фигуру, в которую превратилась пешка.
Пешка b7 пошла на b8 – ферзь . —-> b7 – b8 Ф
Пешка c2 бьёт на d1 – конь . —-> c2 : d1 К
Как ты думаешь, сколько ферзей одного цвета может быть на шахматной доске одновременно? Оказывается, 9 (в 8 ферзей могут превратиться пешки и ещё один свой. Не забыли про него?).

Взятие пешки на проходе

Правило 5 (Взятие пешки на проходе)

Если пешка, стоящая на 2(7)-й горизонтали, ходит сразу на два поля и проходит через поле, которое атакует пешка другого цвета («битое поле»), то последняя может её побить.
Правило действует только один ход.
На верхней половине диаграммы показано, как происходит взятие пешки на проходе.
1-ая часть – пешка стоит на 7-й линии и хочет пойти сразу на две клетки:
1. . . . g7 – g5;
2-ая часть – белая пешка хочет съесть чёрную;
3-ая часть – что получилось после взятия:
2. h5 : g6;
На нижней части диаграммы вы видите «битое поле» е3, которое преодолевает белая пешка e2, и пару «голодных» чёрных пешек d4, f4, мечтающих ей закусить. Белым не рекомендуется ходить:
1. e2 – e4 так как чёрные пешки d4 и f4 могут совершить взятие на проходе: 1. . . . f4 : e3 (d4 : e3).

Всеволод Викторович Костров

Задайте вопрос или Оставьте свой комментарий

chessknigi.ru

Вы знаете, как превращать пешки?

Вопрос в заглавии может вас удивить.

Действительно, что может быть легче, чем поставить пешку на последнюю горизонталь и выбрать фигуру, в которую вы хотите ее превратить?

На самом деле, с пешечным превращением связано больше проблем, чем вы можете себе вообразить. У этого печального явления много причин. С одной стороны, ФИДЕ склонно к усложнению правил шахмат. В годы моей юности существовала шутка, что лучший судья — тот, кого вообще не видно на турнире. Действительно, если после турнира игроки даже не могли вспомнить, кто был главным арбитром, значит там и не происходило неприятных инцидентов или конфликтов.

Вот в этом и заключается главное искусство хорошего директора турнира: предотвращать само возникновение любых проблем. Теперь арбитрам нужна сертификация ФИДЕ, которые должны участвовать в бесконечных семинарах. Для ФИДЕ этот бизнес выгоден, значит, нужно делать правила шахмат все более и более сложными, вводить тесты на допинг, правило «нулевой терпимости» и тому подобные изыски.

Я уже выражал свое мнение на этот счет в своей статье . Даже такое невинное правило, как превращение пешки подверглось воздействию бесконечных изменений.

Вот что случилось на Чемпионате мира по блицу среди женщин. Как вам, наверное, известно, в блице наказанием за невозможный ход является немедленное поражение, поэтому крайне важно следовать официальным правилам. Женщина, игравшая белыми, превратила пешку ходом b7-b8=Ф; что могло быть не так? Она поставила нового ферзя на b8 и убрала пешку b7 с доски. Ей сказали, что она совершила невозможный ход, и партия проиграна.

Грустно и смешно наблюдать, как судьи учат международного мастера пешечному превращению. Тому, что нужно сначала поставить пешку на b8 и лишь затем выставить ферзя. [На самом деле, разрешено убирать пешку и выставлять фигуру на поле превращения в любом порядке. — Ред.]

Мне очень жаль эту женщину, потому что я всю свою шахматную карьеру именно так и выставлял фигуры: ставил нового ферзя на восьмую горизонталь и убирал пешку с седьмой, не двигая ее. Кроме того, по моим личным наблюдениям, именно так это простое действие выполняет большинство шахматных профессионалов.

Сейчас, когда кажется, что ФИДЕ переписывает правила каждый месяц, ни в чем нельзя быть уверенным. Приметой времени является то, как известный российский гроссмейстер и тренер заявляет на Фейсбуке, что больше не знает, как превращать пешки.

Вот видео этого кошмарного эпизода с английскими субтитрами:

Несправедливо винить во всем ФИДЕ, так как в некоторых случаях инциденты происходят по вине самих игроков. Смотрите видео, где Топалов передвинул пешку с e2 на e1 и переключил часы. не заменив пешку фигурой. Абсолютно ясно, что он собирался выставить ферзя, но не завершил ход!

Схожая ситуация возхникла в известной партии Каспарова и Карповa. К счастью, последствия были менее драматичны, так как в классических партиях, невозможный ход не ведет к немедленному поражению. Смотрите на следующую диаграмму:

Вот как рассказывает об этом случае Гарри Каспаров в книге «Великое противостояние»:

Здесь из-за моей беспечности и оплошности судьи случился неприятный инцидент. Поставив пешку на d1, я автоматически произнес «Ферзь!». Но второго черного ферзя под рукой не оказалось. Будь я внимательнее — сказал бы: «Ладья» и поставил с шахом на d1 свою только что съеденную ладью a2. А так пришлось ждать, пока принесут ферзя. Но судья, видимо, думал о чем-то своем и принес. белого ферзя! Тут мое терпение лопнуло (все происходило за счет моего времени), и я, оставив на d1 пешку, пустил часы соперника. На это Карпов, игравший «на флажке» (с одной минутой на 16 ходов), мгновенно ответил 25.Qxe4. «Вам же шах!» — удивился я. «Откуда? На d1 может быть и слон», возразил Карпов. Часы были остановлены. и экс-чемпион мира потребовал, чтобы согласно правилам ему добавили время: якобы я сделал невозможный ход.

Переключение часов соперника является завершением хода, но ход не завершен, пока не выставлена фигура, в которую превращается пешка.

Наконец, иногда инциденты случаются просто по вине арбитра. Мы уже обсуждали это в старой статье . Крайне неприятный инцидент произошел в прошлом месяце на тай-брейке, где определялся победитель чемпионата Канады. Смотрите, что случилось (начиная с 14:15).

Я даже не хочу обсуждать инвентарь, который больше подходит для игры на скамейке в парке. Когда на доске к линии превращения рвется не менее трех пешек, первый вопрос, который должен задать себе главный судья, не отрываясь следящий за партией: «А где же ферзи?»

Видите, как просто можно было избежать любых разбирательств!

Кстати, пусть самые внимательные читатели отыщут, где же прятался черный ферзь, когда он был так нужен?

Наконец. давайте попытаемся сделать так, чтобы в ваших партиях таких проблем не возникало. Каким образом? Просто вспомним правила ФИДЕ.

Правила ФИДЕ:

Если игрок передвинул пешку на самую дальнюю от себя горизонталь, нажал часы, но не заменил пешку на новую фигуру, такой ход считается невозможным. Пешка должна быть заменена на ферзя того же цвета, что и цвет пешки. При этом игрок не может осуществить превращение в другую фигуру, даже если при выставлении ферзя возникает пат.

Запрещается использовать перевернутую ладью для обозначения ферзя при пешечном превращении. Игрок может остановить часы для того, чтобы обратиться за помощью к арбитру, например, для получения отсутствующей фигуры при превращении пешки.

Желаю вам много успешных (и разрешенных правилами) пешечных превращений!

www.chess.com

Правила: Если пешка дошла до конца поля в шахматах

Белая пешка, достигшая восьмой горизонтали, а черная – первой, могут превратиться в любую фигуру своего цвета, за исключением короля: ферзя, ладью, слона, коня. Теоретически пешка может остаться пешкой, но практический смысл в этом вряд ли есть. Присутствие уже имеющихся фигур на доске не имеет значения. После превращения пешек на доске может появиться несколько ферзей, более двух ладей, коней или слонов.

Превращение пешки выполняют так: пешку двигают на поле превращения, снимают с доски, ставят на ее место выбранную фигуру. Превращение пешки в фигуру – один ход. На шахматной доске все ходы, включая операции по превращению пешки, делают одной рукой. Появившаяся на доске новая фигура может начинать двигаться только при очередном ходе.

Ход белых. После 1. f8 белые могут превратить пешку в любую фигуру. Поставив ферзя или ладью, белые выигрывают, коня или слона – проигрывают партию.

Ферзь – самая сильная фигура. Практически во всех случаях пешку превращают в ферзя. В редких ситуациях имеет смысл ставить вместо ферзя другую фигуру на поле.

Ход белых. 1. f8Ф.

Превращение пешки в ферзя приводит к пату, в итоге – ничья.

Единственный ход, приводящий к победе 1. f8Л. Превращение пешки в коня или слона приводит к ничьей из-за недостаточности материала для мата.

Превратив пешку в ферзя 1. f8Ф, белые проигрываю после 1. … Кf6+. К победе приводит единственный вариант 1. f8КХ. Черным мат.

У белых есть несколько продолжений.

Белые забирают коня противника и ставят ферзя: 1. gfФ+. Вариант невыгодный, так как ферзя на f8 черные бьют ферзем или королем.

Ход пешкой с превращением ее в ферзя: 1. g8Ф. Вариант проигрышный для белых после 1. … Ф:h4X. Белым мат.

Третий вариант, которым белые не только уходят от поражения, но и добиваются победы: 1. g8К+. Двойной удар – конь одновременно нападает на черного короля и черного ферзя. Черный король вынужден сделать ответный ход. Белый конь забирает черного ферзя, и выигрыш белых обеспечен.

Превращение пешки в ладью, коня или слона часто используют в шахматных задачах.

Задача-двухходовка. 1. ghФ превращение пешки в ферзя приводит к ничьей из-за пата. Правильно 1. ghЛ Крa1 2. Лh1Х.

Превращение пешки в ферзя использовано в этюде А. Гурвича, 1926 год.

1. Кf2+ Крh4 2. Кс6 а2 3. Кd4 a1Ф, черные успели провести ферзя, но 4. Кf5Х. Черным мат.

Интересная позиция возникла в партии Шилов – Аронян на турнире в в испанском городе Линарес в 2008 году.

Ход белых. Нельзя играть 59. f8Ф, после 59. … Сc6 белые получают мат. Правильно 59. f8К+. Белые выигрывают темп и остаются с лишней фигурой за 2 пешки.

Превращения пешки в слона или ладью на практике встречаются редко. Позиция из партии В. Баклан – Фам Минь в Каппель-ля-Гранд в 2004 году.

Черные из нескольких возможных вариантов победы выбирают самый эффектный. 49. … c1С. Пешка превращается в слона. (Если поставить ферзя 49. … c1Ф, белые форсировано получают пат: 50. Л:g7+ Кр:g7 51. Фg5+ Фс: g5 или 51. … Фf:g5, ничья. Превращение пешки в ладью приводит к тому же результату). В партии последовало: 50. Ф:c1 Фе5+ 51. Крg1 Фg3+ 52. Крf1 Сd3+, и белые сдались.

Задача-шутка.

В теоретически ничейной позиции белые начинают и проводят ферзя. 1. Крg3 Крg7 2. Крg4 Крh6 3. h5 Крg7 4. Крg5 Крh7 5. Сc2+ Крg7 6. h6+ Крg8 7. h7+ Крh8 9. h8Ф+.

Белые выполнили условие задачи и провели ферзя, но, естественно, черные забирают его королем: 9. … Кр:h8 и ничья.

Ранние шахматные кодексы правило превращения пешки, дошедшей до последней горизонтали, определяли нечетко. Вместо пешки можно было ставить любую фигуру, в том числе фигуру противника.

Мат в 2 хода, задача Л. Куббеля, 1941 г. На диаграмме черный король находится в положении пата. Для выполнения условия задачи, необходимо или выпустить его, или поставить на доску новую черную фигуру.

1. е8чКр (белые ставят черного короля).

У черных появляется новая фигура король и возможность выполнить ход: 1. …Kpd8 2. Фd7Х.

Ферзь белых дает одновременный мат обоим черным королям.

Из жизни шахматистов

Два любителя играют в шахматном клубе легкую партию. Играющий белыми разбит вдребезги: имеет только короля и пешку против короля, слона, коня и двух черных пешек, одна из которых пришла на g2, но, как принято у слабых игроков, не сдавался. Наконец черные сыграли g1Ф, но ошибочно поставили не черного, а белого ферзя. Игравший белыми моментально схватил этого ферзя, сделал им ход и предложил черным сдаться.

Игравший черными возмутился: «Не могу же я делать из моей черной пешки белую фигуру?!»

– Почему же? – ответил партнер. – В учебнике Бильгера сказано, что можно делать любую фигуру, кроме короля, а про цвет там ничего не сказано. Со скандалом черные признали свое поражение.

Юмор в шахматах

Ученик: «Можно ли превратить пешку в ферзя, если она не дошла до конца?»
Тренер: «Нет, это невозможно».
Ученик: «А мой дедушка превратил пешку в ферзя, которая еще не дошла до конца, сказав, что пенсионерам можно!»

Отличие шахмат от жизни.
– Может ли пешка стать королем?
– Нет.
– А президентом?
– Легко!

levico.ru

Популярное:

  • Правило как упрощать выражения Упрощение выражений Свойства сложения, вычитания, умножения и деления полезны тем, что позволяют преобразовывать суммы и произведения в удобные выражения для вычислений. Научимся, как можно с помощью этих свойств упрощать […]
  • Тело колеблется по закону Механические и электромагнитные колебания 4. Колебания и волны 1. Гармонические колебания величины s описываются уравнением s = 0,02 cos (6πt + π/3), м. Определите: 1) амплитуду колебаний; 2) циклическую частоту; 3) частоту […]
  • Приказ мо рф от 2002 года 365 Формулировка и содержание приказа МО РФ №365 от 2002 года В данном приказе содержится информация о праве дополнительных суток отпуска в зависимости от различных условий и аспектов прохождения службы. Данный приказ умалчивается […]
  • Правила пдд 2018 категория е Экзаменационные билеты ПДД категории СД 2018 года Экзаменационные билеты CD ГИБДД 2018 Официальные экзаменационные билеты категории СД 2018 года. Билеты и комментарии составлены на основе ПДДот 18 июля 2018 года (применяются с […]
  • Когда можно уходить на пенсию военнослужащему Увеличен пенсионный возраст для военнослужащих Предельный срок выхода на пенсию для военнослужащих увеличен на пять лет. Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 2 апреля 2014 года № 64-ФЗ "О внесении изменений […]
  • Т О Осаго Сколько будет стоить ОСАГО на Т-34? Законодательство об ОСАГО постоянно меняется, а требование об обязательном страховании гражданской ответственности остается. Более того, периодически меняются коэффициенты и базовые ставки. […]
  • Правило сочетательного закона умножения Умножение и его свойства Определение. Умножение — это действие в результате которого находят сумму одинаковых слагаемых. Умножить число а на число Ь означает найти сумму Ь слагаемых, каждое из которых равно а. Числа, которые […]
  • Приговоры по ст 1991 ук рф Обвинительный приговор по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ст. 199.1 ч. 1 УК РФ ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД от 10 марта 2011 г. по делу N 22-1597 Судья Шмыкова Т.Р. Судебная коллегия по уголовным делам Пермского […]